Что должен знать и уметь будущий первоклассник? Консультация (1 класс) на тему: что должен знать будущий первоклассник.

Что нужно знать родителям будущих первоклассников?


Кондратьева Алла Алексеевна, учитель начальных классов МБОУ «Золотухинская средняя общеобразовательная школа», Курская область
Описание: Поступление в школу – серьезное жизненное испытание не только для маленького первоклассника, но и для его родителей. Торжественная линейка, белые банты, костюмы, огромные букеты цветов и первый учитель, слезы на глазах расчувствовавшейся мамы – это лишь одна сторона медали…
Пройдет буквально несколько дней после первого сентября и ребенок столкнется с массой проблем, которые не были ему знакомы ранее.
Данная статья содержит практические рекомендации и полезные советы родителям будущих первоклассников, которые помогут их детям адаптироваться к школьному процессу.
Цель: создание условий и своевременная помощь родителям будущих первоклассников в процессе подготовки ребенка к школе.
Задачи:
1.Информировать родителей о школьной жизни первоклассников.
2.Познакомить родителей с «портретом» будущего первоклассника.
3.Предложить практические советы и рекомендации по адаптации ребенка к школе.


Первый класс, поступление в школу кардинально меняет жизнь семилетнего ребенка, которому ещё совсем непонятно:
почему нельзя, например, не сделать какое-то задание учителя, если просто не хочется его делать;
почему, вдруг, о нём стали судить по его школьным успехам;
почему первый вопрос, который он слышит от взрослых, это вопрос о том, как он учится, как будто в жизни нет больше ничего более важного.
Да и родители вдруг обнаруживают, что их прекрасный ребёнок, который умел считать и писать еще в подготовительной группе детского сада, вдруг приходит из школы заплаканным и с замечанием учителя в дневнике.
Родители, которые не первый раз отправляют своего ребенка в первый класс, точно знают, какое это сложное испытание для всей семьи.Те же, кто впервые собираются привести своего ребенка в школу в наступающем учебном году, испытывают не только радость и приятное волнение, но и тревогу.
Как ребёнок сможет адаптироваться к школьному процессу, огромное значение имеет не только сама школа и первый учитель, но и родители ребенка.

Что же должны знать родители, чему научить своего будущего школьника?


1.Каков возраст поступления ребёнка в школу?
Если на 1 сентября текущего года вашему ребенку исполнилось не менее шести с половиной лет, а лучше - семь. Именно к этому возрасту почти окончательно формируется кисть руки, что важно для письма. Кроме того, в шесть с половиной - семь лет ребенок может учить и понимать заученное.
2. Какие документы необходимы при поступлении ребенка в 1-й класс?
Для приема детей в первый класс учреждения общего среднего образования законные представители в период с 1 июня по 28 августа подают следующие документы:
заявление на имя руководителя учреждения общего среднего образования;
медицинскую справку о состоянии здоровья ребенка;
свидетельство о рождении ребенка.
3.На что следует обратить внимание при подготовке ребенка к школе?
Ребенок должен уметь общаться со своими сверстниками, иметь понятие коллектива, где все должны взаимодействовать и помогать друг другу учиться.
Ребенок должен владеть навыками самообслуживания, прийти на помощь сверстникам, при необходимости, должен содержать свои вещи в порядке.
У ребенка было сформировано чувство ответственности: в семье у него должны быть обязанности, за которые он должен нести ответственность перед обществом, ведь в классе он тоже будет выполнять определенную роль, как член коллектива.
Если в собственной семье ребенку многое дозволено, родители должны понимать, что ему очень трудно будет работать в коллективе, трудно будет учителю, у которого есть и другие ученики, да и самим родителям станет сложно в определенное время.
Хочется отметить, что многие родители не хотят признавать своих ошибок.
4.Обязательна ли школьная форма в 1 классе?
Вопрос о школьной форме решается в каждом классном коллективе индивидуально. Форма дисциплинирует детей, является атрибутом, отличающим ученика от дошкольника. А именно об этом, как правило, и мечтают в первую очередь при поступлении в школу все дети - они теперь первоклассники.


После учебных занятий, если ученик остается в группе продленного дня, то следует приготовить одежду для того, чтобы он смог переодеться.
5.Где взять учебники, и какие еще школьные принадлежности нужны первокласснику?
Все учебники для учащихся первого класса выдаются в школе.




Учебно-методический комплекс для первого класса включает: учебник «Букварь» («Азбука»), тетради на печатной основе – «Прописи 1-2 (3)», «Письмо», учебник «Математика» в двух(трёх) частях, учебники по литературному чтению и окружающему миру с рабочими тетрадями на печатной основе.


Примерный список необходимых принадлежностей для первого класса в школах, как правило, вывешивают.
Первокласснику необходимы: (всё подписать!)
1.Сменная обувь (принести 1 сентября обязательно) – сделать метку
2.Счётные палочки
3.Заложки для всех книг, удобный органайзер
4.Дневник (заполнить первую страницу полностью)
5.Линейка (от 0 до 20 см, деревянная или пластмассовая)
6.Треугольник (небольшой)
7.Точилка – 2 шт.
8.Простой карандаш (2шт-подточить)
9.Цветные карандаши, фломастеры (подточить и подписать)
10.Альбом (1 - 20 листов, 1 – 40 листов)
11.Краски акварельные, гуашь, палитра для красок
12.Кисточки (тонкая, толстая – лучше белка)
13.Стаканчик под воду «непроливайка» (лучше с двумя секциями)
14.Ластик (лучше белый)
15.Пластиковая кружка для питья
16. 100 листов белой бумаги для принтера («Снегурочка» или «Светокопия»)
17. Веера: буквы гласные и согласные, цифры
18. Трафареты разные (геомет. фигуры и др.)
19.Раскраски любые
20.Папка для труда (всё в папке подписать):
-ножницы в чехле с тупыми концами
-клей ПВА с тонким носиком (белый) и клей-карандаш (смотрите срок годности)

Цветная бумага двусторонняя – 2 шт.
-бархатная бумага
-по 3 листа цветной бумаги для принтера (разного цвета)
-цветной картон
-белый картон
-гофрированный картон
-пластилин + стека + пластиковая доска для лепки
-фартук (с нагрудником), вышить инициалы (можно сшить самим)
-тряпка для уборки в классе (х/б)
-пачка бумажных салфеток (дешёвых)
За лето подготовить разный природный материал – шишки, жёлуди, цветы-сухоцветы, бобы, фасоль, горох, арбузные семечки и др.
21. Учебники, тетради, дневник, обложки.
6.Существуют ли особенности в режиме дня первоклассников?
Следите, чтобы первоклассник соблюдал режим дня дома. Это поможет ребенку стать организованным. Можете внести в распорядок дня свои поправки, но основные режимные моменты лучше не менять. Они имеют важное значение для здоровья ребенка. Не забывайте, что подъем не ранее 7:00, а ночной сон 21:00.
7. Обязательно ли ребенок должен уметь читать и писать к 1 классу?
Не обязательно . Умение складывать из слогов слова еще не является умением читать. Многие дети с трудом осваивают эту сложную мыслительную операцию - не стоит их подгонять! Навык чтения и письма должен формироваться по специальным методикам. В результате такого обучения у детей складываются представления о речи, звуках и буквах. Основными умениями при чтении являются понимание прочитанного текста, анализ описанной ситуации, ответы на вопросы после чтения.


Хорошо, если до школы и в 1 классе вы будете читать вместе с ребенком старые добрые сказки, которые помогут вам воспитать отзывчивого, чуткого человека.
8.Почему учителя не ставят оценки в 1 классе, ведь родители хотели бы знать об успеваемости своего ребенка?
В 1 классе обучение действительно безотметочное. Это оправдано тем, что ребенок находится в самом начале учебного пути. К концу первого года обучения уже можно судить о той или иной степени успешности младшего школьника. Наблюдать за результатами обучения родители могут в портфолио учащегося.
В течение первого года обучения контрольные работы не проводятся.
Итоговые контрольные работы проводятся в конце учебного года. Запрещено проверять технику чтения «на скорость» с секундомером. Технику чтения учащихся проверяет учитель данного класса, учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, его темп чтения.
9. Есть ли у детей возможность отдохнуть на уроке?
С этой целью проводятся физкультурные минутки, гимнастика для глаз, зарядка для пальчиков.


Кроме того, учителя начальных классов стараются разнообразить виды деятельности учащихся на уроках, чтобы переключать внимание школьников.


Все это способствует снижению утомления первоклассников на занятии.
10. Есть ли в 1 классе домашние задания?
Домашних заданий в 1 классе нет. Однако, если вы хотите сформировать у своего ребенка качественные навыки письма, чтения, счета, то не отказывайтесь от тренировочных упражнений, которые может предложить учитель.
11.Что такое «продленка»?
Группа продленного дня создается во всех школах по заявлению родителей, которые хотят, чтобы их ребенок по окончании уроков находился под присмотром опытных педагогов.


В группе продленного дня предусмотрены обед (платный, если только ваш ребенок не попадает в льготную категорию), прогулка, развивающие занятия.


Как правило, группа продленного дня работает до 18 час, в котором идёт накопление и оценка индивидуальных достижений ребёнка в период его обучения в начальной школе. Словесная или условно-знаковая оценка тоже зачастую присутствует в работе учителя с учеником.
Важно, чтобы она была позитивной.
12.Как организуется досуг первоклассников после уроков?



На этот вопрос вы сможете получить ответ в школе, которая предложит учащимся различные виды внеурочной деятельности.


13. Как быть, если ребенок леворукий, а большинство детей пишут правой рукой?
Ни в коем случае не следует идти против природы и переучивать ребенка. Это может повлечь за собой серьезные нарушения его здоровья. Последствия переучивания леворуких детей чаще всего носят психоневрологический характер: нарушение сна, повышенная возбудимость, анурез.
14. Можно ли давать ребенку в школу деньги?
Если вы считаете, что вашему ребенку недостаточно школьного питания, то дайте ему с собой яблоко или бутерброд. Первоклассники могут израсходовать полученные от вас денежные средства вовсе не на еду. Трата денег детьми этого возраста должна находиться под контролем родителей.
15.Можно ли носить в школу мобильный телефон?


Не рекомендуется носить в школу мобильный телефон первоклассникам - велико искушение звонить маме по малейшему поводу или поиграть на уроке в электронную игру. Кроме того, дорогой телефон может возбудить нездоровый интерес одноклассников.
16. Можно ли носить в школу игрушки? Да, можно!
Игровая деятельность еще значима для ребенка , любимая игрушка зачастую олицетворяет друга, с ней можно поиграть на перемене вместе с одноклассниками. Лучше, если игрушка негромоздкая и без острых углов. К сожалению, в игре, современные дети часто подражают не всегда положительным героям телевизионных фильмов, поэтому советуем вам следить за тем, что смотрит ваш ребенок.
17. Нужно ли наказывать ребенка за отсутствие успехов в обучении?
Этого делать не рекомендуется, ведь первоклассник еще ничему не научился. Наказать можно за непослушание. Однако помните, что нельзя наказывать трудом или лишением прогулки. Небрежно выполненное задание необходимо переделать, но не поздно вечером. Попытайтесь вселить в ребенка уверенность в своих силах, подбодрите его и подскажите, как лучше сделать задание. Хвалите первоклассника даже за самые маленькие успехи, и тогда вам не придется думать о наказании.
Организация помощи первокласснику в учебе
1) Следите за тем, чтобы ребенок занимался в одно и то же время и придерживался режима дня первоклассника.
2) Не отчаивайтесь, если у ребенка не сразу получается так, как вам хочется. Вспомните свои переживания в 1 классе.
3) Научитесь точно ставить перед ребенком учебную задачу, но не более одной, ведь ему трудно удерживать внимание на нескольких объектах.Например: «Постарайся плавно соединить слоги в слова», «Попробуй аккуратно написать новую букву» и т. д.
4) Главным для учебных тренировок является положительный эмоциональный настрой, создание ситуации успеха, при которой обязательно будет, достигнут качественно новый результат.
5) Никогда и ни с кем не сравнивайте своего ребенка, ведь он - личность.
Личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию ребенка предполагает изучение его личных успехов, его личного роста относительно самого себя. Поддержите ребенка в трудной ситуации словами: «Я уверена, что у тебя все получится».
6) Организуйте действенную помощь первокласснику (например, покажите ему, как аккуратно вырезать сигнальные карточки для работы в классе).
7) Приучайте ребенка ежедневно собирать портфель, лучше накануне вечером, но не делайте это за него.
18. Дети часто ссорятся по любому поводу. Что делать?


Вопрос конфликтов в отношениях между людьми самый непростой и касается не только детей. К сожалению, вмешиваясь в детские ссоры, взрослые зачастую действуют столь неграмотно, что только усугубляют ситуацию. Родители просто запрещают ребенку дружить с товарищем.
Это необходимо лишь в самом крайнем случае, когда понятие дружба уже не соответствует сложившимся отношениям. Если взрослым не известны мотивы конфликта, то следует по очереди выслушать обе стороны (иногда их бывает и больше), не давая оценки детским поступкам до тех пор пока ситуация не прояснится. В любом случае в ссоре чаще всего виноваты сами ссорящиеся, не умеющие уступать друг другу и не желающие идти на компромисс.
Умению общаться вам придется учить ребенка еще очень долго, желательно на собственном примере. Если вы хотите воспитать честного человека, то приучите малыша признавать свои ошибки, начиная со слов «Я виноват...».

«Портрет» выпускника ДОУ и будущего первоклассника


1.Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.
У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.
2. Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире.
Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
3. Эмоционально отзывчивый.
Ребёнок откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.
4. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками.
Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).
5. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.
Ребенок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)
6. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту.
Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.
7. Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе.
Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
Обладающий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
9. Овладевший необходимыми умениями и навыками.
У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.
1) Соблюдение режима дня. Уметь рано вставать (в 7 – 8 часов утра) и рано ложиться спать (9 – 10 часов вечера) очень важно. Это позволяет ребенку получить полноценный отдых и восстановить свои силы перед началом учебного дня. К такому режиму ребенок должен привыкнуть уже в августе и тогда в сентябре ваш ребенок будет просыпаться по утрам бодрым и с радостью шагать в школу.
2) Ответственность. У ребенка должен быть круг обязанностей, за выполнение которых ответственен только он. Например, содержание своей комнаты в порядке. При этом, развлечения должны быть доступны только после того, как ребенок выполнит свои обязанности. Такой распорядок поможет ребенку легче адаптироваться к ситуации, когда нужно будет выполнять обязанности связанные с учебой в школе (самостоятельно собирать портфель, содержать в порядке свое рабочее место, делать уроки и т.д.).
3) Умение следить за своим внешним видом. Особенно это касается тех детей, которые не посещали детский сад и потому чаще прибегали к помощи взрослых. Будущий первоклассник должен уметь правильно и аккуратно убирать свои вещи в шкаф, располагать их на вешалке, чистить свою обувь. Без помощи взрослых находить необходимую одежду и одеваться по погоде. Помните, что в школу он будет ходить со сменной обувью, и вряд ли Вам захочется, чтобы он ее там потерял.
4) Умение работать по устной инструкции.
Очень важный для школьного обучения навык. Проверьте, как ваш ребенок понимает словесные инструкции. Дайте ему простое задание, объяснив условия его выполнения на словах. Например: «Возьми чашку в синий горошек и налей в нее горячую воду!» или «Положи эту книжку на третью полку снизу!». Если ребенок справляется с подобными инструкциями и у него не возникает затруднений – можно усложнить задания: «Синюю чашку поставь на стол, а желтую – в шкаф!» и т.д. Умение работать по устной инструкции позволит Вашему ребенку легко и быстро понимать задания учителя.
5) Умение с помощью речи описывать предметы (действия, явления), сравнивать их свойства, обобщать, классифицировать.
Предложите своему ребенку описать какой-нибудь предмет, например, стул. Пусть он назовет как можно больше признаков и качеств этого предмета (деревянный, высокий, мягкий, коричневый, старый и т.д.). Предложите ему сравнить два разных предмета одной категории (например, стул и кресло). Если ваш ребенок хорошо владеет речью он не станет, как в известной анекдотичной ситуации, «вычитать дрова от дровосеков»!
6) Умение рассуждать, высказывать свое мнение, логически рассуждать.
Читая сказки и рассказы вместе с ребенком, не забывайте задавать вопросы о том, почему так или иначе поступил герой произведения, что им руководило, почему история закончилась так, а не иначе. Сначала помогайте будущему школьнику формулировать ответы, затем он сможет рассуждать самостоятельно. Помогайте ребенку обнаруживать логику в окружающем его мире и тогда усваивать, например, математику ему будет гораздо легче.
7) Навыки мелкой моторики.
Купите прописи для дошкольников, раскраски с мелкими рисунками, проследите за тем, чтобы Ваш малыш умел правильно держать в руке карандаш и мог копировать различные элементы, ориентируясь на образец.
Делайте с ним пальчиковую гимнастику, детям она очень нравится! И может быть, в конце первой четверти, на родительском собрании Вы услышите, что Ваш малыш пишет лучше всех в классе!
8)Умение ориентироваться в пространстве.
Проверьте, хорошо ли ваш ребенок ориентируется в пространстве. Предложите ему левой рукой потрогать правое ухо и наоборот; попрыгать на правой ноге, протянуть вам левую руку… Что делать если ребенок путается вы, вероятно, уже знаете. Кроме того, ребенок, поступающий в школу должен хорошо ориентироваться в предлогах: «над», «под», «перед», «в», «на» и пр. Навыки ориентации в пространстве помогут ребенку в освоении письма (например, написание «б» и «д») и математики.
9) И конечно, у ребенка поступающего в школу, не должно быть нарушений звукопроизношения.
Помните – дети пишут так, как слышат и так, как говорят.
Если есть проблемы в речевом развитии – обратитесь к логопеду, еще не поздно!
Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и её развитие зависит от многих причин. Правильная, хорошо развитая речь, является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе. Недостатки речи могут привести к неуспеваемости, породить неуверенность малыша в своих силах, а это будет иметь далеко идущие негативные последствия, поэтому начинать заботиться о правильности речи ребёнка надо как можно раньше.
Человек с хорошо развитой речью легко вступает в общение, он может понятно выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнёрами о совместной деятельности, руководить коллективом. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает тяжёлый отпечаток на характер человека.


Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха.
Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний.
Дорогие родители! Обучать, проверять и «натаскивать» можно, но постарайтесь делать это без фанатизма. Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!

Полезные советы родителям первоклассников:

Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
Не пропускайте трудности , возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.
Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха . В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Вы, как никто другой, знаете своего ребенка, прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда учеба в школе будет в радость ребенку и родителям.
1 сентября устройте ребенку настоящий праздник – поход в парк, выезд на природу, посещение кинотеатра или театра. И обязательно – цветы. И обязательно – торт или пирог. И обязательно – мороженое.
Праздник! Один раз в году – праздник школы. Даже если ребенок идет не в первый, а во второй или в четвертый класс.


Ведь это же так здорово – «первый раз в первый класс»!
Полезная литература:
1.Книга «Подготовка к школе» (О.И. Тушканова. Подготовка руки к письму. Волгоград, 1993г.)
2.Альбомы «От А до Я» (два выпуска)
3. Л.Ф.Тихомирова, А.В.Басов «Развитие логического мышления детей» Ярославль, 1996г.
4.Тесты «Готов ли Ваш ребенок к школе» (Мышление. Моторика)
5.Тесты «Готов ли Ваш ребенок к школе» (Окружающий мир)
6. «Я начинаю учиться» - выпуск 1,2,3
7.Л.Ф.Тихомирова «Развитие познавательных способностей детей» Ярославль, 1996г.
8.Серия «Книги для талантливых детей и заботливых родителей»
9.Л.В.Челюшкина «Развитие памяти детей. Ярославль, 1996г.
10.«Подготовка к школе» (развитие внимания)
11.М.М.Безруких, С.П.Ефимова, М.Г.Князева «Как подготовить ребенка к школе и по какой программе лучше учиться» М., 1994г.
Спасибо за внимание!

Официального перечня вопросов для дошкольников, на которые ребенок должен знать ответ перед школой, не существует. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании» прием в первый класс государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений запрещается осуществлять на конкурсной основе.

Каждый ребенок 6,5-8 лет, который не имеет противопоказаний по здоровью, имеет право зачислиться в первый класс. Однако по заявлению родителей школа может принять ребенка и в более раннем или более позднем возрасте. Причиной отказа может стать только отсутствие в ней свободных мест.

Итого, все требования для поступления в 1 класс условны? Не совсем так.

Чтобы помочь родителям разобраться, чему же стоит научить ребенка до школы, мы подготовили этот обзор.

Знания и умения, которые будут полезны первокласснику

Учреждения образования, которые занимаются подготовкой детей с выдающимися способностями, нередко тестируют и собеседуют желающих учиться именно у них. Некоторые школы размещают на сайте критерии готовности ребенка к школе, и учителя рассчитывают на определенный уровень подготовки детей. В выбранной для поступления школе также стоит уточнить, что обычно спрашивает у ребенка психолог, проводится ли письменное тестирование.

Чаще всего необходимые знания и умения делят на 4 блока: «Общее развитие», «Логика и мышление», «Чтение и речь», «Математика».

Самостоятельно протестировать дошкольника по основным критериям полезно в любом случае. Мы собрали вопросы и задания, которые помогут будущему первокласснику набраться уверенности в себе, а вам - спокойствия и чувства выполненного долга.

Вопросы на общее развитие. «Окружающий мир»

Чтобы понять, владеет ли старший дошкольник базовыми для его возраста знаниями, пройдитесь с ним по следующим вопросам:

1. Я и моя семья

Как тебя зовут? Назови свою фамилию и отчество.
- Сколько тебе лет? Когда твой день рождения?
- Назови имя и отчество своей мамы, своего папы. Кем они работают?
- Есть ли у тебя брат или сестра, сколько им лет?
- Какой у тебя домашний адрес и телефон? В каком городе ты живёшь? Как называется твоя страна? Какие еще страны ты можешь назвать?

2. Природа

Какие явления природы и погоды ты знаешь? Чем отличается снег от града? Гром от молнии?
- Назови известные тебе цвета.
- Вспомни растения, которые ты знаешь. Назови виды деревьев, цветов. Чем отличаются деревья от кустарников? Какие фрукты ты можешь назвать? А овощи? Ягоды? Чем фрукты отличаются от овощей и ягод?
- Перечисли животных, которые тебе известны. А насекомых? Чем отличаются звери и птицы? Птицы и рыбы? Как отличить диких животных от домашних? Назови перелетных и зимующих птиц, хищных и травоядных животных. Почему их так называют?

3. Время и пространство

Назови части суток по порядку. Чем отличается день от ночи? Что больше: минута или час, день или неделя, месяц или год?
- Перечисли по порядку дни недели. Назови весенние, летние, осенние, зимние месяцы года. Сколько в году месяцев? Сколько дней в месяце? А в неделе? Сколько часов в дне?
- Какой предмет нужен, чтобы измерять время? Разговаривать на расстоянии? Наблюдать за звездами? Измерять вес? Узнавать температуру?
- Покажи, где находится «право», а где «лево».

4. Профессии

Назови несколько профессий. Какой специалист учит детей? Лечит людей? Пишет стихи? Кто сочиняет музыку? Пишет картины? Строит дома? Водит автомобили? Шьет одежду? Играет в кино и театре?

5. Искусство и спорт

Какие ты знаешь виды спорта? В каких видах спорта нужен мяч, коньки?
- Каких известных писателей и поэтов ты знаешь?

6. Правила безопасности

В каких местах и на какой цвет светофора нужно переходить дорогу? Как ты поступишь, если поблизости нет светофора?

7. Мотивация

Почему нужно учиться? Зачем ты идешь в школу?

Заострите внимание на вопросах, которые вызвали у ребенка трудности. Не вспомнили диких животных? Пора вместе заглянуть в энциклопедию или сходить в зоопарк. Не вышло с первого раза объяснить, как правильно переходить дорогу? Значит, нужно рассмотреть правила дорожного движения для пешеходов на практике.

Логика и мышление

Однозначно стоит сделать упор на развитие у ребёнка логики и мышления . Лучше всего для этого подходят тренировки в решении логических задач.

К первому классу хорошо бы уметь:

Наша команда создала более 2500 занимательных заданий для дошкольников:

Познакомьте ребенка с онлайн-платформой ЛогикЛайк , чтобы повысить его познавательный интерес и настроить на позитивное отношение к учебе.

Чтение и речь

К 6-7 годам ребенок должен легко запоминать и пересказывать небольшие тексты (3-5 предложений), читать короткие предложения и понимать их смысл. А еще самостоятельно составлять рассказы по картинкам и охотно делиться мыслями по заданной теме. Вопрос, восклицание, утверждение - старший дошкольник уже понимает интонации и умеет их выражать.

В материале «Как научить ребенка читать » мы делимся идеями о том, как грамотно подойти к вопросу развития навыков чтения у дошкольника и с чего начать занятия.

Математика

К первому классу у ребенка появляются первые серьезные представления о математике. Он умеет считать от 1 до 10 и обратно, сравнивать числа первого десятка, решать простейшие задачи с вычитанием и сложением единицы.

Для него не составляет труда сравнить пирамиду с шаром по форме, длине, ширине, высоте.

Если ваш ребенок не подходит под описания выше на все 100%, это вовсе не означает, что он не готов идти в первый класс. Ваша задача - помочь дошкольнику развить ключевые способности , загореться желанием развиваться и узнавать новое.

Ваша заинтересованность и участие помогут ребенку прокачать слабые стороны и прийти в первый класс подготовленным и уверенным в себе.

Находите время, чтобы позаниматься с сыном или дочкой 2-3 раза в неделю. А ЛогикЛайк готов разделить ваши заботы по подготовке ребенка к школе. Зарегистрируйтесь и начинайте решать развивающие задачи!

Поступление ребенка в первый класс – важное событие в жизни каждой семьи. Столько всего нужно подготовить перед 1 сентября: школьную форму, тетради и ручки, дневник. Самое главное в этом процессе – это подготовленность будущего первоклассника к началу насыщенной школьной жизни.

Неважно, в какую школу пойдет ребенок - в гимназию или общеобразовательную. При приеме будут оценивать его умения и навыки, насколько он осведомлен в той или иной области знаний. Такое тестирование, или как его еще называют - собеседование, проводится, чтобы определить уровень знаний ученика.

Каждый родитель заинтересован, чтобы его ребенок был примерным учеником. Малышу будет легко на «старте» учебы, если в первый класс он пойдет с определенным багажом знаний

Что должен знать и уметь ребенок, который идет в школу?

Есть вполне конкретные критерии, по которым определяют подготовленность детей к первому классу. По ним проводят психологическую диагностику. Для некоторых учебных заведений список может быть несколько расширен согласно программе учреждения.

Обычно собеседование проводится в форме беседы с ребенком, в которой участвуют учитель, психолог и завуч школы. Малышу задают несколько вопросов и дают задания. Диагностика проводится в основных направлениях:

  • общие познания о мире вокруг;
  • математические знания и умение производить простые вычисления;
  • навыки чтения и письма, моторика;
  • знания о природе, животных, растениях.

Ребенок поступает в учебное заведение, где он будет не только получать знания, но и проводить большую часть своего времени, взаимодействовать с другими людьми – учениками и учителями.


Очень облегчают задачу подготовительные курсы в школе и занятия в выпускной группе детского сада

Он должен быть подготовлен психологически и обладать социальными навыками:

  • знать и соблюдать правила поведения в общественных местах;
  • уметь самостоятельно одеваться, раздеваться, надевать обувь, застегивать пуговицы и молнии;
  • вежливо общаться, без агрессии или замкнутости;
  • понимать, что на уроке нужно сидеть спокойно, не перебивать учителя, не капризничать;
  • представлять, что такое школьная жизнь и уроки, что от него требуется.

Сейчас родителям часто предлагают пройти школу выходного дня в том же учебном заведении, куда планируют отправить будущего первоклассника. Она длится 1 год. В такие группы дошкольной подготовки принимают детей 6-7-летнего возраста по месту жительства и из числа желающих поступить именно в эту школу.

На курсах ребенок получит представления о школе, научится выполнять требования, предъявляемые к ученикам, привыкнет к урокам и познакомится со своим будущим учителем и одноклассниками. Такая практика помогает ребенку быстрее адаптироваться в новом для него месте и коллективе, легче вникнуть в учебу. На курсах малыша подготовят к собеседованию. После них ребята обычно хорошо проходят тесты.

Общие знания

Какие знания и умения необходимы ребенку, поступающему в первый класс:

  • знать свои именные данные - фамилия, имя и отчество полностью без сокращений;
  • кратко рассказывать о себе, о своих интересах и увлечениях, домашних питомцах;
  • называть имена своих родителей и близких родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер);
  • знать, сколько ему полных лет;
  • назвать места работы и должности родителей;
  • знать точный адрес, где живет его семья, с указанием номера дома и квартиры;
  • суметь назвать страну и город своего проживания;
  • рассказать, для чего он идет в школу;
  • составить рассказ из нескольких предложений по картинкам;
  • рассказывать короткие стихи и сказки;
  • по описанию характеристик угадать предмет;
  • знать элементарные правила дорожного движения;
  • понимать значения право и лево;
  • отличать разные по свойствам или противоположные понятия (например, дикие – домашние животные, фрукты – овощи и т. д.) и знать из названия.

Все необходимые знания ребенок должен получать в игровой форме!

Развитие устной речи, подготовка к освоению грамоты

В первом классе ребятам предстоит изучать русский язык. К поступлению у них должна быть некоторая подготовка. Комиссия на собеседовании оценивает, как ребенок выполняет задания и может ли он:

  • знать согласные и гласные звуки;
  • понимать различия буквы и звука;
  • подбирать несколько слов, начинающихся на одну букву;
  • определять, в какой части слова находится названная буква;
  • делить слово на слоги;
  • грамотно говорить, уметь сформулировать мысль.

Математика: устный и письменный счет

Будущий первоклассник должен оперировать простыми цифрами и иметь некоторые математические понятия:

  • уметь считать от 0 до 10;
  • знать цифры и уметь писать их от 0 до 9;
  • сравнивать между собой числа – больше, меньше или равно;
  • называть соседние цифры в пределах от 0 до 10;
  • различать и называть простые фигуры: треугольник, круг, квадрат;
  • уметь вычитать и складывать простые числа;
  • распределять предметы на группы по одинаковым или схожим признакам.

В 6-7 лет каждый ребенок обязан считать до 10 и уметь правильно писать цифры (рекомендуем прочитать: )

Моторика и навыки письма

Писать и рисовать тоже предстоит много, поэтому руку ребенка необходимо подготовить к большой нагрузке. Малыша надо научить:

  • правильно держать в руке ручку, карандаш, фломастер или кисть (рекомендуем прочитать: );
  • обводить фигуры по контурам;
  • дорисовывать изображение по образцу;
  • рисовать простые фигурки, разные линии;
  • аккуратно раскрашивать рисунки.

Должен ли будущий первоклассник уметь читать?

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, здесь не сходятся даже педагоги и психологи. В России жесткого требования к умению читать нет, все зависит от конкретного учебного заведения. Отказать в поступлении по причине неумения читать не могут.

Однако, идя в первый класс, ребенок сталкивается с насыщенной и сложной для него программой. С умением читать ему будет гораздо легче учиться и адаптироваться в новой для него роли. Будет хорошо, если он научится читать 20-30 слов в минуту. Сейчас многие дети учатся этому еще в детском саду в подготовительной группе.

Однозначно можно сказать, что приучать ребенка к чтению нужно как можно раньше. Начинать читать лучше вместе с родителями. Доказано, что, читая, ребенок усваивает правильное написание слов и переносит его потом на письмо.

Если же ребенок противится, не стоит его принуждать к этому. Возможно, он еще не готов или у него просто нет мотивации. Правильнее будет эту мотивацию создать, сконцентрировать его внимание на том, что он получит после достижения результата (интересную книгу или другой желанный приз) (рекомендуем прочитать: ).

Не стоит забывать и о том, что многие дети учатся читать самостоятельно. Если же родители заставляют читать, малыш будет только отказываться, и впоследствии у него может сформироваться стойкое неприятие чтения.

Знания об окружающем мире

У первоклассника должны быть сформированы основные понятия о природе, времени, человеке. Ребенку необходимо:

  • знать времена года, количество и названия месяцев в году;
  • различать, сколько дней в неделе, и уметь назвать каждый;
  • знать явления природы;
  • уметь назвать части тела человека (рука, нога, голова и т. п.);
  • различать и уметь назвать растения, деревья, овощи, фрукты, ягоды;
  • понимать, у какого животного какой детеныш, и знать, как он называется.

Хороший багаж знаний об окружающем мире - заслуга его родителей

Что еще должен уметь ребенок 6-7 лет при поступлении в школу?

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

Кроме основных понятий, будущий первоклассник должен обладать еще некоторыми знаниями и навыками:

  • понимать и выполнять задания, состоящие из нескольких команд учителя;
  • выполнять работу под диктовку (например, рисовать фигуры, линии);
  • понимать связь причина - следствие;
  • находить различия в двух похожих картинках;
  • отгадывать несложные загадки и головоломки, логические задачи.

Большое внимание следует уделять развитию памяти ребенка, ведь на уроках ему предстоит усваивать немалый объем новой информации. Полезно заучивать вместе хорошие стихи, которые нравятся малышу.

Как определить, готов ли ребенок к школе?

Список требований к идущему в школу ребенку достаточно велик. Ошибочно полагать, что такой большой объем знаний малыш приобретает за один год подготовительных курсов. Не стоит ограничиваться развивающими занятиями в детском саду, желательно еще заниматься подготовкой самостоятельно.

Лучше начинать готовить ребенка к школе с 4-5 лет, чтобы к 6-летнему возрасту он обладал полной готовностью к освоению школьной программы.

Попробовать определить, готов ли ребенок к школе, можно и в домашних условиях по специальным методикам. Однако разумнее оставить эту обязанность за психологом детского сада или школы. Он проводит диагностику подготовки детей к школе. Будет оцениваться развитость мышления, полнота знаний, эмоциональная зрелость и социальная готовность ребенка к школе, по итогам которой родителям дадут советы и рекомендации, какие стороны стоит подтянуть, на что обратить внимание. Где-то может понадобиться коррекция.

Самостоятельно определить степень готовности можно, проведя подобие собеседования по вопросам этой памятки. Если на большинство из них малыш может ответить и выполнить задания, то он готов к школе. Если нет, то нужно с ним еще поработать и восполнить пробелы в знаниях.

Конечно, если собеседование будет провалено по причине незнания или стрессовой ситуации, в приеме в школу или лицей отказать не могут. Однако, имея полезные умения и навыки, обладая большим багажом знаний, самому ребенку будет легче успевать за школьной программой. Он покажет себя с лучшей стороны и сможет держать успеваемость на высоком уровне.

Вскоре для вас и вашего малыша начнется новый ответственный этап – учеба в школе. Этот этап продлится довольно долго. За это время ваш ребенок много что узнает, много чему научится, приобретет много полезных навыков и умений. Конечно, многое зависит от учебного заведения, от учителя, от коллектива, в котором будет учиться ребенок, от администрации и политики государства в вопросах среднего образования, но еще больше зависит от самого ребенка и от ВАС! Отношение малыша к школе еще до начала обучения формируют родители. Именно они помогают крохе понять, зачем он должен идти в школу, зачем ему учиться. Родители определяют мотивацию для ребенка. Если ребенок-первоклассник в школу идти не хочет, значит, родители не смогли заинтересовать малыша! Итак, что должен знать ? В этой статье мы предлагаем вам и вашему будущему первокласснику пройти несколько очень простых, но показательных тестов.

Готовность ребенка к школе. Первый тест — для родителей

В каком состоянии готовность ребенка к школе , есть ли у него к обучению ? Ответьте на вопросы, за каждый положительный ответ — плюс один балл, за отрицательный — 0 баллов.

1. Хочет ли ваш малыш идти в школу?
2. Привлекает ли ребенка то, что в школе он о многом узнает, многому научится, и ему будет интересно учиться?
3. Может ли ваш малыш самостоятельно выполнять какую-либо работу, заниматься каким-то делом, которое требует сосредоточенности на протяжении 30 минут (например, складывать что-то из конструктора)?
4. Как ваш ребенок чувствует себя в присутствии незнакомых людей — свободно и непринужденно?
5. Умеет ли ваш малыш составлять рассказ по рисунку из 5-6 предложений (не менее)?
6. Знает ли ваш ребенок несколько наизусть? Может он их рассказать?
7. Умеет ли ваш малыш изменять имена существительные по числам (единственное, множественное?
8. Умеет ли ваш ребенок читать по слогам или целыми словами?
9. Умеет ли малыш считать до двадцати и в обратном порядке?
10. Может ли ваш ребенок решать простые задачки на добавление и вычитание единицы?
11. У малыша твердая рука (уверенно и крепко держит в руке карандаш и т.д.)?
12. Малыш любит раскрашивать и рисовать простые картинки?
13. Может ли ребенок сделать аппликацию, пользуясь клеем и ножницами?
14. Может ли малыш собрать разрезанную на пять частей фотографию или картинку за 1 минуту?
15. Знает ли ваш ребенок названия домашних и диких животных?
16. Может ли ваш малыш обобщать понятия (например: яблоко, груша, слива — фрукты)?
17. Может ли ваш малыш самостоятельно рисовать, лепить, собирать мозаику и так далее?
18. Может ли ваш ребенок понимать и точно следовать словесным инструкциям?

Если вы насчитали:

15-18 баллов - ваш ребенок вполне готов идти в первый класс;

10-14 баллов - ребенок уже многое умеет, и обратите внимание на суть тех вопросов, ответ на которые был отрицательным. Именно они являются подсказкой, над чем нужно поработать, на что обратить внимание!

9 и менее баллов - в ближайшее время вам не рекомендуется отправлять ребенка в школу, ему нужна ваша помощь, а, может быть, и помощь специалиста. Предстоит еще немало поработать, прежде чем малыш пойдет в школу, важно, подогреть !

Есть ли у ребенка интерес к обучению?

Хотите выяснить, есть ли у малыша в школе? Задайте ему следующие вопросы:
1. Ты хочешь пойти в школу?
2. Зачем необходимо ходить в школу?
3. Что ты будешь делать в школе?
4. Чем занимаются школьники на уроках? Что такое урок?
5. Как ученики должны вести себя на уроке?
6. Что такое домашняя работа, домашнее задание?
7. Зачем выполнять домашнее задание?
8. Чем ты собираешься заниматься, когда будешь возвращаться домой из школы?
Ответы ребенка на эти вопросы помогут вам понять правильно или нет он понимает процесс обучения в школе, школьные правила и вообще роль школы в его жизни. Благодаря ответам малыша вы сможете подкорректировать его представления о его будущей жизни, об изменениях, которые его ждут в ближайшее время, а также оценить, есть ли у него в школе.

Что должен знать ребенок-первоклассник?

У разных учителей и в разных школах требования к тому, что должен знать ребенок-первоклассник могут существенно отличаться, но все же существует определенный минимум знаний, которыми должен владеть будущий первоклассник. В основном это запас общих знаний и представлений о себе, своей семье, окружающем мире.

1. Как тебя зовут (фамилия, имя, отчество)?
2. Сколько тебе лет?
3. Кто твои родители (фамилия, имя, отчество)?
4. Где и кем они работают?
5. В какой стране и в каком городе ты живешь (название)?
6. Какая речка протекает в твоем городе?
7. Назови свой домашний адрес?
8. Есть у тебя или ?
9. Как ее (его, их) зовут?
10. Сколько сестре или брату лет?
11. На сколько лет она (он) старше (младше) тебя?
12. Каких животных ты можешь назвать? Какие из них относятся к домашним, а какие — к диким?
13. Сколько ты знаешь времен года? Назови их.
14. В какое время года на деревьях листья появляются, а в какое листья опадают?
15. Как называется время суток, когда ты просыпаешься, готовишься ко сну, спишь, обедаешь?
16. Сколько в году месяцев? Как они называются?
17. Назови дни недели?
18. Какие дни называют «рабочими», какие — «выходными»?
19. Покажи правую руку, покажи левую руку.
20. Назови основные цвета, которые ты знаешь.
21. Назови и покажи (из предложенных) основные геометрические фигуры (квадрат, круг, роб, прямоугольник, треугольник, овал, трапеция).
22. Иметь представление о гласных и согласных звуках.
23. Покажи, где на листе бумаги «центр», «левый нижний угол», «левый верхний угол», «правый нижний угол», » правый верхний угол».
24. Расскажи любое .
25. Составь рассказ по картинке (5-6 предложений).
26. Математические знания:

— счет в пределах 20 (10) прямой и обратный;
— счет выборочный, например, от 6 до 12; от 3 до 9;
— понятия больше и меньше, сравнение по количеству групп предметов;
— решение элементарных задачек на сложение и вычитание.

Вот такие вот минимальные требования, что должен знать первоклассник . Если ребенок чего-то не знает, это не значит, что его не возьмут в школу, это лишь значит, что этому вопросу нужно уделить больше внимания.

Вот еще один небольшой тест, который позволит оценить . За каждый правильный ответ — 1 балл, неправильный — ноль.

Определяем готовность к обучению в школе

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Сколько тебе сейчас лет? Сколько было тебе лет год назад? Сколько лет исполнится тебе через год?
3. Фамилия, имена и отчества твоих родителей?
4. Где ты проживаешь? В какой стране, город, улица, дом, квартира?
5. Днем обедаешь, а вечером … ?
6. Сравни и бабочку. Что у них общее, и что различное?
7. Баскетбол, гимнастика, хоккей бокс — это … ?
8. Квадрат и прямоугольник. Что у них общее, а что — нет?
9. Сосна, клен, ель, каштан — что у них общее, и чем они отличаются?
10. Назови диких домашних животных. Что у них разное?
11. У лошади — жеребенок, а у коровы, свиньи, собаки, курицы?
12. Какие на зиму улетают, а какие остаются? Как они называются?

Итак, считаем баллы. Если малыш набрал более пяти баллов, то можете быть спокойны, у него готовность к обучению в школе на должном уровне. В чем возникли затруднения, разбираем, повторяем, запоминаем.

Кроме того, существуют определенные требования к речи ребенка:

— четко произносить все звуки;
— уметь выделить звуки в слове интонационно;
— уметь выделить место звука в заданном слове (в середине, в начале, в конце);
— уметь по слогам произносить слова;
— уметь составлять простые предложения из 3-6 слов;
— уметь выделять в предложении второе, третье, четвертое слово;
— уметь обобщать предметы в группы;
— уметь составлять мини- рассказ о предмете (3-4 предложения);
— уметь читать простые стихотворения;
— уметь последовательно пересказать краткое содержание сказки.

Вот такие требования, так можно определить готовность к обучению в школе ! Даже если ребенок что-то не выполняет, не расстраивайтесь и не ругайте кроху. Помогите ему научиться, простимулируйте! Но не перегружайте занятиями перед началом учебы! Больше общайтесь с крохой! Расскажите о том, как вы собирались идти в первый класс, покажите свои фотографии. Вспомните свои ощущения, которые были у вас, накануне начала учебы в школе, это поможет лучше понять своего ребенка!

Пусть ваш малыш получает максимум полезных знаний и удовольствия от обучения в школе!

Если Вы хотите быть в курсе наших новостей, подпишитесь на рассылку нашего ! Заполните форму ниже и получайте наши новости на свою электронную почту!

«Современный ребенок, идущий в школу, должен быть подготовлен не хуже космонавта» – шутят родители. Действительно, образовательные стандарты постоянно меняются, и кажется, что требования к детям, поступающим в первый класс, становятся жестче год от года. Если раньше многие учились читать в школе, то теперь умение читать негласно считается обязательным для первоклашки. Действительно ли так сложно подготовить ребенка к учебе? Рассмотрим стандартные требования, предъявляемые к первоклассникам в российских школах. Кроме того, в этой статье мы приведем примерные характеристики выпускника детского сада, т.е. ребенка, поступающего в 1 класс, согласно ФГОС – федеральному государственному образовательному стандарту.

Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?

Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.

Итак, что должен знать и уметь будущий первоклассник, в различных областях?

Общий кругозор

7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:

  • свое имя, фамилию и отчество;
  • свой возраст и дату рождения;
  • фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
  • имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
  • свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);
  • страну, в которой живет, и ее столицу;
  • основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;
  • основные цвета и их оттенки;
  • части тела человека;
  • предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
  • профессии, виды спорта;
  • виды наземного, водного, воздушного транспорта;
  • известные русские народные сказки;
  • великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.

Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.

Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)

Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:

  • четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
  • выделять определенный звук в слове интонацией;
  • определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
  • определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);
  • произносить слова по слогам с хлопками или притопами;
  • называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
  • различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
  • знать разницу между гласными и согласными звуками;
  • называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);
  • отвечать на вопросы и уметь их задавать;
  • составлять рассказ по картинке;
  • последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
  • понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;
  • сказать несколько предложений о заданном предмете;
  • составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
  • различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
  • заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
  • отгадывать загадки.

Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное. Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках. Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если…?» и т.п. Полезными будут игры для развития словарного запаса: в антонимы (вы бросаете ребенку мяч со словом «мокрый» – он бросает обратно, отвечая «сухой», аналогично «темный» – «светлый», «чистый» – «грязный» и т.п.); «угадай слово» (водящий должен угадать слово по описанию нескольких игроков) и многие другие.

Математика, счет

  • знать цифры от 0 до 9;
  • уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
  • уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;
  • понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0 до 10 (2<6, 9=9, 8>3);
  • уметь обозначить количество предметов с помощью цифр;
  • уметь сравнить количество предметов в двух группах;
  • решать и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
  • знать названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал, ромб);
  • уметь сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому признаку;
  • ориентироваться в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе бумаге в клетку и в пространстве.

Чтобы помочь ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы, птичек, людей в одежде определенного цвета, машины, дома. Задавайте ему простые задачи: у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов? Помимо навыков счета, вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на слух, что обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе цифры на бумаге, мелом на доске, выкладывайте их из камушков, пишите палочкой на песке.

Моторика, подготовка руки к письму

Будущий первоклассник должен уметь:

  • правильно держать карандаш, ручку, кисточку;
  • складывать геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
  • рисовать геометрические фигуры, животных, людей;
  • закрашивать карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;
  • проводить без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
  • писать по образцу печатные буквы;
  • аккуратно вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать фигуры по контуру);
  • лепить из пластилина и глины;
  • клеить и делать аппликации из цветной бумаги.

Развитая моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие задания в школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи. Поэтому обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием, собирайте пазлы, создавайте вместе украшения и поделки – благо что пособий по развитию мелкой моторики сейчас существует огромное количество.

Должен ли первоклассник уметь читать?

Это один из самых спорных вопросов, в ответе на который не сходятся даже педагоги. С одной стороны, современная школа имеет довольно напряженную программу, и кажется, что ребенку лучше знать к 1 классу как можно больше. С другой стороны, есть мнение, что учить читать детей необходимо по определенным правилам, и не все родители им следуют.

Так что же в итоге, стоит ли учить дошкольника читать? Здесь нужно подходить к каждому ребенку индивидуально. Если у вас замечательно получается обучать малыша в игровой форме, ему интересно учить буквы и складывать их в слоги и слова – радуйтесь! С тем учетом, что в школе на освоение азбуки отводится не так уж много времени (около 3 месяцев), а многие дети к 1 классу уже умеют читать, скорее всего, навык беглого чтения действительно облегчит жизнь вашему первоклашке. Некоторые педагоги предупреждают родителей, что будущие школьники должны уметь читать хотя бы по слогам, со скоростью не менее 20-30 слов в минуту.

Но если с обучением чтению дома возникли проблемы, не заставляйте ребенка читать насильно. Иначе вы вызовете обратную реакцию – отвращение к книгам и учебе вообще. Для многих детей обучение чтению является сложной и растянутой во времени задачей, и это совершенно не говорит о низком уровне интеллекта. Если будущий первоклассник не умеет читать, в этом, в общем-то, нет ничего страшного. Хороший учитель в любом случае научит вашего малыша читать, и сделает это профессионально.

В подготовке к школе более важным, чем навык чтения, является обучение ребенка пониманию прочитанного текста, анализу, умению отвечать на вопросы по тексту. Читайте вместе хорошие добрые сказки, рассказы о природе и животных. Играйте в слова: называйте слова на определенную букву или те, в которых она встречается, составляйте слова из заданных букв, разделяйте слова на слоги или звуки.

Окружающий мир

Рассмотрим, что должен знать первоклассник, идя в школу, об окружающем мире. Ребенку необходимо:

  • различать домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать, какие животные обитают на юге, а какие – на севере;
  • называть несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду (дятел, воробей, голубь, ворона и т.д.);
  • знать и различать растения, характерные для родного края, и называть их особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и т.п.);
  • знать названия 2-3 комнатных растений;
  • знать названия овощей, фруктов, ягод;
  • иметь представление о различных природных явлениях;
  • называть в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы), стихи и загадки о временах года.

Что еще должен уметь будущий первоклассник?

Перечисленные выше умения преимущественно относятся к учебным навыкам, но во время учебы первоклашке пригодятся и другие, важные для нормальной адаптации к школьной и общественной жизни в целом.

Итак, что еще должен уметь ребенок, идя в школу:

  1. Понимать и точно выполнять задания взрослого из 5-6 команд.
  2. Действовать по образцу.
  3. Действовать в заданном темпе, без ошибок, сначала под диктовку, а затем самостоятельно, в течение 4-5 минут (например, взрослый просит нарисовать узор из фигур: «кружок – квадрат – кружок – квадрат», а дальше ребенок некоторое время продолжает рисовать узор уже сам).
  4. Видеть причинно-следственные связи между явлениями.
  5. Внимательно, не отвлекаясь, слушать или заниматься монотонной деятельностью 30-35 минут.
  6. Запоминать и называть по памяти фигуры, слова, картинки, символы, цифры (6-10 штук).
  7. Сохранять правильную осанку, сидя за партой в течение 30-35 минут.
  8. Выполнять основные физические упражнения (приседания, прыжки, наклоны и пр.), играть в простые спортивные игры.
  9. Без стеснения находиться в коллективе детей и взрослых.
  10. Уметь вежливо общаться с взрослыми: здороваться («Здравствуйте», а не «Здрасьте» или «Привет»), прощаться, не перебивать, правильно просить о помощи (говорить «Пожалуйста») и благодарить за оказанную помощь, извиняться при необходимости.
  11. Мальчику – пропускать девочек и женщин вперед, открывать перед ними дверь, помогать. Девочке – правильно реагировать на агрессивное поведение мальчиков (когда дергают за косички, толкают, отбирают вещи).
  12. Разговаривать спокойно, без крика и лишних эмоций.
  13. Следить за аккуратностью своего внешнего вида и чистотой личных вещей (добавьте к списку необходимых вещей для школьника бумажные платочки и влажные салфетки). Мыть руки с мылом после прогулок и посещения туалета, перед едой. Причесываться, чистить зубы, пользоваться носовым платком.
  14. Ориентироваться во времени.
  15. При необходимости обращаться за медицинской помощью.

Каким должен быть будущий первоклассник по ФГОС?

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования определяет «портрет» выпускника ДОУ, а следовательно и будущего первоклассника. Акцент со знаний и умений в нем смещен на уровень общей культуры, наличие качеств, «обеспечивающих социальную успешность». Таким представлен старший дошкольник, готовый к учебе в школе, в рекомендациях по ФГОС:

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками

У ребенка сформированы основные физические качества и потребность в двигательной активности. Самостоятельно выполняет доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдает элементарные правила здорового образа жизни.

Любознательный, активный, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире

Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. Принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Эмоционально отзывчивый

Дошкольник откликается на эмоции близких людей и друзей. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками

Ребенок адекватно использует вербальные и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве).

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели

Ребенок на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо». Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.)

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту

Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др.

Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе

Ребенок имеет представление о себе, собственной принадлежности и принадлежности других людей к определенному полу; о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности

Обладающий умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Овладевший необходимыми умениями и навыками

У ребенка сформированы умения и навыки, необходимые для осуществления различных видов детской деятельности.

Список требований к современному первокласснику, разумеется, впечатляет. Но на самом деле тысячи детей ежегодно приходят в школу, имея абсолютно разный уровень дошкольной подготовки, и начинают учиться. Родителям необходимо понимать, что большое количество знаний, полученных еще до начала школьных занятий, еще не являются залогом успеха. Главное – психологическая готовность ребенка к учебе и стремление к получению новых знаний. Обучать, проверять и «натаскивать» можно, но постарайтесь делать это без фанатизма. Верьте в успех своего будущего первоклассника и вселяйте эту уверенность в него самого!