Что такое акафист и кондак. Что такое акафист, кондак и тропарь — когда их читают, для чего нужны

В последнее время распространяются группы, в которых совершается молитва по соглашению. Чаще всего читают акафисты. Что это такое, когда их читают? Подробные пояснения в данной статье.


Когда нужно читать Акафист

Молитва бывает разных форм, прежде всего - церковная, она самая важная, поскольку в храме совершаются все церковные Таинства, дающие спасение души. Но есть и домашняя, или келейная. Дома многие верующие любят читать различные акафисты. Что это такое? Это вид церковной поэзии. Если перевести название с греческого, то в нем указывается, что во время произнесения данных молитв нельзя сидеть (например, во время чтения кафизмы - можно).

Никаких церковных указаний на то, когда необходимо обращаться к акафистам - нет. Каждый верующий волен читать их по желанию собственной души. Обычно читают по одному в неделю, можно и ежедневно - если хватает духовных сил. Как правило, прибегают к такой форме молитвы, когда хотят вымолить что-то серьезное:

  • во время болезней;
  • при желании найти жениха или зачать ребенка;
  • когда жена хочет, чтобы муж бросил пить;
  • о прекращении войн;
  • просят и о бытовых нуждах.

Что такое чтение акафистов по соглашению? Это очень просто - люди договариваются читать одинаковый текст в одно и то же время. Так получается, что находясь в разных местах, они одновременно возносят свои прошения к Господу. Эффект от такого чтения будет намного сильней, чем от одиночного.


Другие виды церковной поэзии

  1. Кондак - хвалебное пение, оно является кратким
  2. Тропарь - еще один вид церковного стиха, в нем в сжатой форме излагается суть праздника, или восхваляется святой (если тропарь святому). Каждый великий праздник (Пасха, Рождество, Богоявление и т.д.) имеют собственный тропарь.
  3. Икос - тоже относится к хвалебным гимнам, но более пространным, т.е. продолжительным.

Когда читаются акафисты в храме

Многие люди, будучи впервые в храме, читая церковное расписание, не все понимают. Например, что такое молебен с акафистом? Они служатся по особым дням. Например, перед новым годом, началом учебы в школах. Верующие самостоятельно могут заказывать молебны - перед началом важного дела, перед отъездом, в день именин. При желании, этот чин может соединяться с акафистом и освящением воды.

Только по каноническим правилам подобное служение не допускается сразу после Литургии, потому что является сокращенным вариантом вечерней службы. Поэтому не следует настаивать на своем, если священник назначает другое время. Молебны могут служиться не только в храме - можно пригласить батюшку в дом, на мероприятие, на поле (чтобы освятить будущий урожай). Служить его разрешается только духовному лицу, а вот акафисты читаются мирянами свободно.

Строение акафиста

Этот вид молитв представляет неизменную форму. Она содержит 25 песен (13 кондаков и 12 икосов), которые чередуются друг с другом. Самый первый акафист написан около 626 г. Строго говоря, только он официально входит в богослужебный устав. Посвящен Богородице и до сих пор имеет широкое хождение среди верующих.

Икосы, или строфы, делятся на более короткие стихи, которые содержат по 12 приветственных обращений со слова «Радуйся!» В целом гимн можно разделить на 2 части: в первой ведется повествование о неких событиях (из жизни святого или история праздника). Далее более сложная часть - догматическая, которая задевает темы спасения, Боговоплощения. Услышать его в храме можно один раз в году, в великопостный период. В церковном расписании он называется «Похвала Богородице».

Жанр развивался довольно медленно, поскольку довольно сложен. Например, известный Акафист Иисусу Сладчайшему относят к 13 в., на славянском он появился лишь в 14 в. Авторство приписывается афонским монахам. Сегодня можно выбрать из огромного числа, в зависимости от своей духовной нужды.

Что такое акафист, кондак и тропарь - когда их читают, для чего нужны was last modified: Июль 7th, 2017 by Bogolub

Отличная статья 0

Чем отличается кондак от икоса?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров) :

Словом кондак (греч. κόντάκιον) сперва называли свертки пергамента с записями церковных песнопений; потом - краткую церковную песнь, заключающую в себе похвалу Господу Богу, Матери Божией или святому. Иногда кондак передает главное содержание церковного праздника. Название его связано с событием в жизни святого Романа Сладкопевца. Он был родом из Сирии, служил диаконом в Бейруте. При императоре Анастасии I (491-518) прибыл в Константинополь, где со временем стал служить псаломщиком в кафедральном соборе Святой Софии. Сначала он ничем не выдавался. Отсутствие успехов его очень огорчало. Он горячо молился Пресвятой Богородице. Однажды после такой молитвы он увидел во сне Пресвятую Богородицу, Которая вручила ему свиток и велела его проглотить. Проснувшись и почувствовав вдохновение, он спел свой знаменитый кондак праздника Рождества Христова: «Дева днесь Пресущественнаго раждает, и земля вертеп Неприступному приносит; Ангели с пастырьми славословят, волсви же со звездою путешествуют; нас бо ради родися Отроча Младо, Превечный Бог».

Икос (греч. o ikos - дом) более пространно передает содержание кондака. Кондак намечает тему, а икос ее развивает. Икос, в отличие от кондака, содержит особый припев (рефрен) и хайретизмы (от греч. радуйся) - приветствия «Радуйся», воспевающие того, кому посвящен акафист.

Икос

И́кос - церковное песнопение, восхваляющее и прославляющее чествуемого святого и церковное событие. Икос образует составную часть утреннего канона , в котором помещается после 6-й песни (непосредственно вслед за кондаком). Автором первых икосов был, согласно церковному преданию, св. Роман Сладкопевец .

Икосом также называется один из типов строф в акафисте . Икос, в отличие от кондака (другой вид строф в акафисте) содержит блок хайретизмов и особый рефрен. Икосы и кондаки в пределах акафиста чередуются. Первоначально икосами назывались все 24 песни акафиста. В греческих подлинниках икосы и кондаки написаны одним и тем же стихотворным размером.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Икос" в других словарях:

    икос - икос, а … Русский орфографический словарь

    - (греч. дом). Церковная песнь, содержащая восхваление и прославление чествуемого святою или празднуемого церковного события. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ИКОС ново греч. oikos. Протяжная песнь в… … Словарь иностранных слов русского языка

    ИКОС, муж., церк. протяжная песнь в каноне, после кондака. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

    - (греч. Oikos, букв. дом, восходит, вероятно, к сирийскому baitha дом; строфа стихотворения), в ранневизантийских гимнах, именуемых Кондаками (см. КОНДАК), строфа особого рода, содержащая подробное развитие (часто с нравоучительной целью) его темы … Энциклопедический словарь

    Сущ., кол во синонимов: 1 песнь (14) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ИКОС - «Индустриальные компьютерные системы» http://www.icos.ru комп., организация … Словарь сокращений и аббревиатур

    - @font face {font family: ChurchArial ; src: url(/fonts/ARIAL Church 02.ttf);} span {font size:17px;font weight:normal !important; font family: ChurchArial ,Arial,Serif;}  сущ. греч. οἶκος; протяжная песнь в каноне, поставляемая по 6 песни… … Словарь церковнославянского языка

    Церк. пение по 6 му канону (уже в Мин. 1095 г.). Из ср. греч. οἶκος дом, строфа под влиянием др. еврейск., где дом употребляется тоже в знач. песнь (см. Крумбахер 696); ср. Фасмер, Гр. сл. эт. 67 … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера

    Богослужебные песни, содержание которых составляет восхваление и прославление чествуемого святого или празднуемого церковного события. Он образует составную часть утреннего канона (см.), в котором помещается после 6 й песни, а также акафиста… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Икос, икосы, икоса, икосов, икосу, икосам, икос, икосы, икосом, икосами, икосе, икосах (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов

Книги

  • Акафист Пресвятой Богородицы в честь иконы Почаевская. Канты Свято-Успенской Почаевской Лавры (2CD) , . К Тебе, о Матерь Пресвятая, дерзаю возвести свой глас, лице слезами омывая: "Услышь меня в сей скорбный час" . Братский хор Свято-Успенской Почаевской Лавры под управлением протодиакона…

Новообращенные христиане, да и многие невоцерковленные православные, постоянно слыша слова «акафист», «кондак», «тропарь», принимают их просто на слух, не задумываясь о значении и порядке чтения каждого из них.

В этой статье мы познакомимся с жанром церковного песнопения – тропарем. Тропарь в православии – песнопение, совершаемое в начале и конце богослужения, раскрывающее смысл и цель служения этого дня.

Церковные тропари, история появления и посвящения

В ранней Церкви тропари, а это были музыкальные комментарии к происходящему богослужению, писались не стихами, а прозой в определенном ритме. Стихотворная форма этого вида песнопения появилась в конце четвертого века.

Тропарь – это песня, которая говорит о сути праздника

Со временем церковная гимнография наполнилась несколькими видами тропарей, посвященных определенному дню, празднику, святому. Руководит церковными песнопениями глас. В словах тропаря раскрывается сущность богослужения или славословится имя какого-то святого.

Кондак – это расширенный тропарь, в котором основная тема раскрыта более полно. Тропарь звучит в песнях, а кондак исполняется в стихотворной форме. Слыша церковные песнопения, по их смыслу можно определить, какому событию или святому посвящено богослужение.

Роман Сладкопевец приобрел право считаться первым автором церковных песнопений, пройдя через унизительные испытания. Будучи диаконом церкви в Греции, лишенный слуха и голоса, благочестивый юноша находился под постоянными насмешками собратьев, они не раз выталкивали его вести песнопения, и это был позор и новые издевательства.

Свои обиды Роман высказывал в ночных молитвах Матери Божьей, и однажды Богородица явилась к нему в келью со свитком. Она велела диакону съесть свиток, после этой ночи юноша стал не только лучшим церковным певцом, обладающим уникальным голосом, но и получил дар сочинительства гимнов.

Совет! Хотите научиться петь – молитесь Роману Сладкопевцу. Он является автором первого, Рождественского тропаря, который исполняется и поныне.

Устав Константинопольской церкви содержит первые тропари, написанные Романом Сладкопевцем.

Преподобный Роман Сладкопевец

Тропарь и кондак исполняется по одному разу на каждом престольном празднике, только на Пасху трижды повторяется «Христос Воскрес».

Виды тропарей

Отпустительные песнопения – заключительные песни, посвященные празднику дня.

Праздничные тропари и кондаки исполняются по великим двенадцати праздникам, среди которых Рождество и Богоявление, Сретение и Вербное воскресенье, заканчивает год праздник Введения в храм Пресвятой Богородицы.

Все песнопения, кроме Литургии, можно исполнять дома, их еще называют словесной школой.

Они поются по дням недели:


Ноты и слова всех церковных песнопения собраны в Тропарионе. Святой Церковью четко расписано песнопение и порядок каждого богослужения.

Тропарь различают по разным тематикам, это может быть:

  • стихира – повторение текста;
  • кафизма - вставка между песнопениями в храме;
  • ирмос – общее пение, его поют все присутствующие в храме.
Важно! Церковью установлен порядок песнопений, первыми исполняются тропари, затем кондаки.

В будние дни исполняют храмовые песнопения, которые поются и во время воскресных богослужений, если этот день не является днем памяти кого-либо святого.

Заупокойные субботние песнопения исполняются тогда, когда нет восславления памяти святого.

Тропари Воскресные. Хор подворья Александро-Свирского монастыря

Священные церковные гимны, исполняемые во время религиозных праздников, были сложены давно, во времена первых христиан. Впоследствии их состав обогатился творениями талантливых священнослужителей, наделённых глубокой, искренней верой в Господа и поэтическим даром.

Знакомство с кондаками

Давайте разберёмся, кондак - что это такое? Так называли в Греции, точнее в Византийской империи, торжественные гимны, посвящённые Богородице, празднику Рождества Христова, различным святым. Церковные песни были, как правило, возвышенного, патетического содержания и прославляли то духовное лицо, о котором шла речь. Таким образом, кондак - что это? Хвалебная песнь религиозного содержания. Создавалась она по определённым правилам и имела строго регламентированную форму исполнения. Первые авторы пользовались силлабической системой стихосложения, добиваясь чёткого ритма в поэтическом тексте, чтобы его было легче и удобнее петь. Строфы должны были содержать поучения и наказы для паствы. Их произносил с амвона священник. А припев (рефрен) исполнялся хором певчих и народом, присутствующим в церкви.

Из истории термина

О том, как возник жанр кондак, что это такое, мы узнаём из древней христианской легенды. Некогда в Константинополе (5-6 века) при церкви Богоматери служил богобоязненный, искренне верующий человек по имени Роман. Был он настоящим праведником, чем заслужил уважение и доброе расположение тогдашнего патриарха Евфимия. И хотя у Романа ни слуха не было, ни голоса, патриарх именно его просил прислуживать ему на клиросе во время торжественных служб. Завистники постарались опозорить скромного пастора. Однако тот смиренно молился Господу и Богородице, и случилось чудо. Святая Дева явилась Роману и наделила его восхитительным голосом и стихотворным даром. Вдохновение снизошло на служителя Божия, и он сочинил первый в кондак. Что это, вы поймёте, прочитав известные строки торжественного гимна в честь Рождества, который начинается такими словами: «Дева днесь Пресущественнаго раждает…» Переведённый на языки всех народов, исповедовавших христианство, кондак стал образцом гимнотворчества. А сам Роман получил прозвище Сладкопевца, под таким именем и войдя в историю.

Кондак сегодня

Гимны, сочиняемые в православии по образцам святого Романа, носили первенствующий характер вплоть до 8 века. Они были длинными, в каждом примерно по 20-30 строф, разделённых припевами. Исполнение их во время служб занимало большое количество времени, что создавало некоторые неудобства. Поэтому примерно с 8 века на смену кондаку как жанру приходит канон. Однако это не значит, что гимны перестали звучать в и соборах. Они всё так же выполняли важную функцию прославления и чествования того праздника, для которого были написаны. Просто произошло некоторое видоизменение жанра. Значение слова "кондак" в современном богослужении таково: это 2 строфы торжественного песнопения, исполняемые вместе с икосами после канонов. Этот же термин используется для обозначения строф акафистов. Сейчас обычно поют полный кондак, только отпевая лиц духовного звания. В остальных же случаях ограничиваются его усечёнными, укороченными формами.

Благая весть

Праздник Благовещения - один из наиболее почитаемых в православии. Отмечается он Церковные службы в этот день проходят особенно радостно, приподнято, у прихожан в храмах просветлённые лица, и поистине ангельскими голосами звучит с клироса кондак Благовещения в честь Богородицы. Называется он «Взбранной воеводе…» и отличается трогательной красотой и умилением перед Великим Таинством. Ликованием и почтением, искренней надеждой исполнены слова кондака, в которых звучит просьба людская к Пречистой заступиться за нас, грешных. Помимо религиозного, произведения этого жанра имеют важное литературно-художественное значение.