Девиантное поведение. Отклоняющееся поведение и его типы

Девиантным поведение считается, если это противоречит общепринятым социальным нормам, законодательно установленным или сложившимся исторически в определённом обществе и периоде. Чтобы понять, что такое девиантное поведение, нужно дать определение социальной нормы. Под социальной нормой подразумеваются пределы допустимого как позволенного, с одной стороны, так и обязательного, с другой, в действиях человека или общности людей, гарантирующее сохранение структуры общества.

Отклонения от нормы можно условно разделить на позитивные и негативные. Под позитивными отклонениями понимаются поступки или деятельность, направленная на борьбу с изжившими себя общественными стандартами. Негативные отклонения от социальных норм характеризуются как деструктивные, приводящие к разрушительным последствиям.

Социология даёт определение девиантному поведению как асоциальному, представляющему социальную и физическую опасность для индивида в определённой социальной среде, к которой он принадлежит. Психиатрия называет девиацией действия, единичные поступки и высказывания, противоречащие нормам и производимые человеком в рамках психопатологии . Психология понимает под девиантным поведением отклонения от морально-этических и нравственных норм и социальных норм, а также причинение вреда себе или окружающим.

Причины

Около 40% людей, демонстрирующих признаки девиантного поведения, являются нарушителями общественного порядка и совершают противоправные действия , нанося ощутимый вред окружающим. У половины этих людей имеются отклонения психопатического порядка.

Дети младшего и подросткового возраста демонстрируют деликвентное поведение по причине недостатка внимания со стороны взрослых либо, наоборот, стремятся избежать гиперопеки, вырваться из-под надзора. Этим объясняются побеги из дома. Также девиантное поведение подростков может быть вызвано непониманием и разногласиями в контактах со сверстниками, насмешками с их стороны. В некоторых случаях дети просто испытывают непонятную скуку, ими движет желание сменить обстановку.

Причинами девиантного поведения у детей и подростков являются:

  • жизнь в неполной семье;
  • изъяны воспитания;
  • патологические изменения характера;
  • чрезмерно выраженные определённые черты характера.

Все эти причины также могут приводить к развитию раннего алкоголизма и наркомании. Психология считает, что причины, по которым дети и подростки пробуют алкоголь и наркотики, - это любопытство, желание освоиться в коллективе, а также стремление изменить сознание.

Формы и типы девиантного поведения

Девиантное поведение - это относительное, а не абсолютное понятие , так как поверяется исключительно нормами определённой общественной группы. Например, появившаяся на российских улицах женщина с обнажённой грудью, стопроцентно будет отправлена либо в опорный пункт полиции, либо прямиком в специализированное учреждение в поднадзорную палату. Тогда как в отдалённых районах Африки ни у кого удивления не вызовет. В более широком смысле можно говорить о следующих девиантных отклонениях: алкоголизм, пристрастие к наркотикам, проституция, криминальное поведение, суицид.

Можно выделить следующие типы девиации:

  • делинквентнотсь;
  • аддикция;
  • специфика характера;
  • психопатология.

Делинквентность - это крайние формы поведенческих отклонений, характеризующееся совершением уголовно наказуемых деяний. Причиной этого выступает психологическая незрелость. В отличие от криминальных наклонностей, поступки делинквентного подростка продиктованы желанием похулиганить на фоне некорректного воспитания, непослушания и отрицания авторитетов.

Аддиктивный тип поведения является одной из форм деструкции. Такие люди ищут выхода из реалий собственной жизни путём искусственного изменения сознания или сосредоточением на какой-либо деятельности. Такие проявления свойственны людям с заниженной самооценкой, болезненно зависимым от чего-либо. Их характеризует склонность обвинять других, постоянная, часто ненужная, ложь.

Отклонения в характере чаще всего сформированы неправильным воспитанием , излишним потаканием детским капризам. Эти люди склонны к доминированию, не терпят возражений, упрямы и обидчивы, у них психология ребёнка, инфантилизм.

Психопатологический тип выходит за рамки нормы и должен корректироваться медицинскими специалистами. Одним из подвидов этого типа является склонность к саморазрушению: приём наркотиков и алкоголя, суицидальные наклонности.

Формы девиантного поведения подростков

Одним из отклонений является гиперкинетическое расстройство поведения . В отсутствие диагностированных психических патологий, это вариант нормы. Причины девиантного поведения это определённые особенности характера. Гиперкинетические расстройства проявляются как невнимательность, несобранность, повышенную активность, чрезмерную возбудимость. Такие дети не могут сосредоточиться и довести до конца начатое дело. Их характеризует неадекватная негативная самооценка, а также неумение держать дистанцию с людьми старшего возраста.

Некоторые случаи проявлений девиантного поведения ограничены семейным кругом. В этих случаях никак нельзя говорить о психопатических отклонениях, так как подросток третирует исключительно родных. Девиации заключаются в воровстве, жестокости по отношению к домашним, агрессивным поведением.

Следующими характеристиками девиантного поведения являются социализированное и несоциализированное расстройства . В первом случае подростки демонстрируют неприятие и агрессию в отношении старших, но проявляют общительность в коллективе сверстников, состоят в какой-либо группе. Группа может состоять как из асоциальных личностей, так из детей, не проявляющих признаков девиации. Таким подросткам свойственно расстройства поведения и психоэмоциональной сферы на фоне депрессивных состояний. Нарушения проявляются как сильное немотивированное беспокойство, страх за свою жизнь и здоровье, утрата интереса к жизни, навязчивые страхи, обречённость.

Несоциализированные поведенческие расстройства также проявляются агрессией и антисоциальными действиями . Однако такие дети в группах не состоят и, как правило, чувствуют себя одинокими и непонятыми либо намеренно разрушают имеющиеся связи, не желают поддерживать отношения. Такие дети демонстрируют жестокость, не признают авторитеты, не соглашаются со старшими. По отношению к ровесникам подросток проявляет драчливость, немотивированную агрессию и гнев, никого не слушает. Может проявлять склонность к деструкции, разрушению, физическому насилию.

Одной из форм девиации подростков является делинквентное поведение . Оно характеризуется поступками против правил, но не ограниченными законодательно. Это может быть издевательство над младшими, вандализм, мелкие кражи и угоны, вымогательство, мелкое хулиганство.

Отдельно нужно сказать о девиациях в сексуальной сфере подростка. В период полового созревания сексуальные желания уже есть, а что делать подростку никто не объяснил. Тогда и возникают отклонения в интимном поведении . Оно может выражаться нездоровым интересом к своим и чужим половым органам, вуайеризмом, эксгибиционизмом. Повзрослев, подросток перестаёт проявлять признаки отклонений в поведении.

В некоторых случаях дурные наклонности успевают перерасти в привычки, которые остаются у взрослого человека или переходят в патологическую форму. Одним из видов девиаций в половой сфере считаются подростковые однополые связи. Часто такое поведение продиктовано ситуацией или условиями, в которых находится подросток.

Коррекция признаков девиантного поведения находится в ведении специалистов психологии, так как педагогических методов недостаточно. Количество случаев девиации у подростков возрастает, и это повод задуматься. Сейчас в нашем обществе проявления девиантного поведения являются острой социальной проблемой. Родители часто не уделяют достаточно времени воспитанию детей, да и просто общению с ними. Педагоги всё больше относятся к подросткам и их проблемам формально.

Для борьбы с ростом случаев девиантного поведения профилактика должна проводиться в двух направлениях . Во-первых, в рамках общей профилактики необходимо вовлекать детей в социальные процессы, протекающие в учебных заведениях, формировать сознание принадлежности к коллективу, ответственность. Во-вторых, профилактика состоит в выявлении подростков, нуждающихся в индивидуальном подходе, анализе психологии и причин отклонений, ведении коррекционной работы с таким ребёнком.


(от англ. deviation - отклонение) - социальное поведение, отклоняющееся от принятого, социально приемлемого поведения в определенном обществе. Приводит к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя. Девиантное поведение - это совершение поступков, которые противоречат правовым или нравственным нормам социального поведения в том или ином сообществе. К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция.

К основным видам девиантного поведения относятся прежде всего преступность, алкоголизм и наркомания, а также самоубийства, проституция. Связь между этими видами девиантного поведения заключается в том, что совершению правонарушений нередко предшествует ставшее привычным для человека аморальное поведение. В исследованиях девиантного поведения значительное место отводится изучению его мотивов, причин и условий, способствующих его развитию, возможностей предупреждения и преодоления. В происхождении девиантного поведения особенно большую роль играют дефекты правового и нравственного сознания, содержание потребностей личности, особенности характера, эмоционально-волевой сферы.


Девиантное поведение также в значительной степени определяется недостатками воспитания, приводящими к формированию более или менее устойчивых психологических свойств, способствующих совершению аморальных поступков. Первые проявления девиантного поведения иногда наблюдаются в детском и подростковом возрасте и объясняются относительно низким уровнем интеллектуального развития, незавершенностью процесса формирования личности, отрицательным влиянием семьи и ближайшего окружения, зависимостью подростков от требований группы и принятых в ней ценностных ориентации. Девиантное поведение у детей и подростков нередко служит средством самоутверждения, выражает протест против действительной или кажущейся несправедливости взрослых. Девиантное поведение может сочетаться с достаточно хорошим знанием нравственных норм, что указывает на необходимость формирования в относительно раннем возрасте нравственных привычек.


Как ни различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечения также и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья. Девиантное поведение возникает прежде всего тогда, когда общественно принимаемые и задаваемые ценности не могут быть достигнуты некоторой частью этого общества. К девиантному поведению склонны люди, социализация которых проходила в условиях поощрения или игнорирования отдельных элементов девиантного поведения (насилие, аморальность).

Причины девиантного поведения

Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную самыми разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии взаимовлиянии. Человеческое развитие обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности человека. Можно выделить пять основных факторов, обусловливающих девиантное поведение.

Биологические факторы

Биологические факторы выражаются в существовании неблагоприятных физических или анатомических особенностей организма человека, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет, конечно, не о специальных генах, фатально обусловливающих девиантное поведение, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся:


Генетические, которые передаются по наследству. Это могут быть нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, телесные пороки, повреждения нервной системы. Данные поражения приобретаются, как правило, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и инфекционные соматические заболевания, черепно-мозговые и психические травмы, венерические заболевания); влияние наследственных заболеваний, а особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом;


Психофизиологические, связанные с влиянием на организм человека психофизиологических нагрузок, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим. аллергическим, токсическим заболеваниям;


Физиологические, включающие в себя дефекты речи, внешнюю непривлекательность, недостатки конституционно-соматического склада человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений в коллективе, особенно у детей в среде сверстников.

Психологические факторы

Психологические факторы включают в себя наличие у ребенка психопатии или акцентуации отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции. Люди с явно выраженной психопатией, которая является отклонением от норм психического здоровья человека, нуждаются в помощи психиатров. Люди с акцентуированнными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера.


В каждый период развития ребенка, формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. Например, у подростка наблюдается два направления развития психики: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть: невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, разными психическими патологиями.



Эгоцентрическая позиция с демонстрацией пренебрежительного отношения к существующим нормам и правам другого человека приводит к «отрицательному лидерству», навязыванию физически более слабым сверстникам системы их «порабощения», браваде криминальным поведением, оправдыванию своих действий внешними обстоятельствами, низкой ответственности за свое поведение.

Виды девиантного поведения

В зависимости, во-первых, от степени причиняемого вреда интересам личности, социальной группе, обществу в целом и, во-вторых, от типа нарушаемых норм можно различать следующие основные виды девиантного поведения.


1. Деструктивное поведение. Причиняющее вред только самой личности и не соответствующее общепринятым социально-нравственным нормам – накопительство, конформизм, мазохизм и др.

2. Асоциальное поведение, причиняющее вред личности и социальным общностям (семья, компания друзей, соседи) и проявляющееся в алкоголизме, наркомании, самоубийстве и др.

3. Противоправное поведение, представляющее собою нарушение как моральных, так и правовых норм и выражающееся в грабежах, убийствах и других преступлениях.


Девиантное поведение может выражаться в форме:


а) поступка (ударить человека по лицу);

б) деятельности (постоянное занятие вымогательством или проституцией);

в) образа жизни (преступный образ жизни организатора мафиозной группы, грабительской шайки, сообщества фальшивомонетчиков).


Можно выделить такие разновидности девиантного поведения:


Преступность – наиболее опасное отклонение от социальных норм, приобретает особенное распространение в молодежной среде.

Пьянство и алкоголизм приобрели значительное распространение среди молодежи. По данным исследований, 70-80% опрошенных уже пробовали употреблять алкоголь в возрасте 13-15 лет.

Самоубийства, уровень совершения которых, как показывают исследования, повышается в период экономических и социальных кризисов. Резкие изменения в обществе приводят к снижению адаптивных возможностей человека. Подростки и молодые люди совершают самоубийства из-за недоразумений, конфликтов в семье, несчастливую любовь и т.д. Много самоубийств связаны с асоциальным поведением личности (наркоманией, алкоголизмом, проституцией и др.).

Коррекция и профилактика девиантного поведения у подростков

Очевидно, что раннее выявление как физиологических особенностей ребенка, так и неблагоприятных ситуаций воспитания могло бы способствовать коррекции его поведения прежде всего созданием социальных условий, необходимых для формирования полноценной личности. И здесь возрастает роль медико-психолого-педагогической диагностики. Раннее проведение психологической диагностики позволяет выявить дефект в развитии психической деятельности и вовремя составить личностно-ориентированную на конкретного ребенка программу коррекции воспитания и образования.


Для диагностики отклоняющегося поведения используют клинический и психологический методы. Клинический метод является наиболее распространенным и пока наиболее точным, т.к. слагается из опроса подростка, опроса родителей и сведений от других лиц, осмотра подростка и наблюдения за его поведением. Психологическая диагностика заключается в привлечении экспериментально – психологических методов (тестов.) Определенное представление о психологической оценке особенностей характера дают такие личностные методики, как MMPI, опросник Айзенка, опросник Баса – Дарки, методики определения уровня тревожности, ПДО – патохарактерологический диагностический опросник и др.


ПДО, кроме определения типа акцентуации, позволяет определить склонность к алкоголизму, делинквентности, оценивать риск формирования психопатии, развития депрессии и социальной дезадаптации, измерить степень проявления реакции эмансипации в самооценке, уровень конформности, а также степень проявления черт мужественности и женственности в системе отношений. Если отклоняющееся поведение связано с аномалиями нервной и психической деятельности, то ребенок должен быть осмотрен психиатром и пролечен всеми необходимыми средствами. При этом обязательно должна быть оказана психологическая и психотерапевтическая помощь семье. При проведении реабилитационных и лечебно- коррекционных мероприятий усилия врачей, психологов и педагогов объединяются. Поэтому выделяют педагогическую, психофармакологическую, психотерапевтическую и психологическую коррекцию, направленную на развитие отдельных психических процессов.


Педагогическая коррекция включает в себя комплекс мер, направленных на выявление системы ценностей школьника (ценность знания, учебной деятельности, отношений, самоценность); формирование положительной мотивации деятельности; действия учителя, направленные на помощь ученикам в осознании ими жизненной цели, своих возможностей, интересов, соотношении "идеального и реального"; помощь в выборе профессии. Эта деятельность будет более эффективной, если учитель работает в тесном контакте с родителями. Педагогическое просвещение родителей по наиболее актуальным проблемам воспитания ребенка способствует повышению их заинтересованности в ребенке; осознанию стиля отношений в семье; предъявлению целесообразных требований к ребенку.

Акцентирование внимания позволит им осуществить превентивные меры, направленные на предупреждение отклоняющегося поведения детей, особенно в подростковом возрасте.


Существуют также методы индивидуальной и групповой психологической коррекции отклоняющегося поведения. Коррекция в этом случае не должна быть направлена только на сглаживание поведенческих проявлений. Необходимо, чтобы подросток осознал особенности своего характера, специфические его проявления в ситуациях и отношениях, в которых он непосредственно принимает участие, так же свою уязвимость и причины, приводящие к ней. Осознание увеличивает широту и гибкость восприятия указанных ситуаций и себя в этих ситуациях.


совокупность видов поведения, которые нарушают доминирующие в обществе правила и нормы - моральные, правовые и др., и приводят в конечном счете к изоляции, лечению, исправлению или наказанию нарушителя.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

1) В широком смысле под Д.п. понимаются поступки, действия человека, не соответствующие официально установленным или же фактически сложившимся в данном обществе (социальной группе) нормам и ожиданиям, а также социальное явление, выражающееся в относительно массо­вых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих официально установленным, цивилизованным или же фактически (историче­ски) сложившимся в обществе нормам и ожиданиям. (2) В узком смысле Д.п. – отклоняющееся (от правовых, нравственных норм) поведение. Основные виды Д.п.: преступное, непреступно противоправное, аморальное. Преступность как наиболее общественно опасный вид Д. п. изучается преимущественно криминологией.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

от позднелат.deviatio -отклонение). Девиантным поведением считается любое по степени выраженности, направленности или мотивом поведение, отклоняющееся от критериев той или иной общественной нормы. В зависимости от способов взаимодействия с реальностью и нарушения тех или иных норм общества девиантное поведение разделяется на пять типов: делинквентное, аддиктивное,патохарактерологическое, психопатологическое, на базе гиперспособностей. Девиантное (отклоняющееся) поведение имеет следующие клинические формы: агрессия, аутоагрессия (суицидальное поведение), злоупотребление веществами, нарушение пищевого поведения, аномалии сексуального поведения, сверхценные психологические увлечения (фанатизм - религиозный, спортивный, музыкальный и тд.), сверхценные психопатологические «увлечения («философская интоксикация», сутяжничество), характерологические реакции, коммуникативные девиации, безнравственное и аморальное поведение, неэстетическое поведение.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Поведение девиантное

от позднелат. deviatio - отклонение) - несоответствие человеческих поступков, признаваемых обществом или его группами, нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, ценностям (Я. Гилинский, А. Коэн). Девиантное поведение включает также социально одобряемые отклонения, относящиеся к различного вида творчеству. Иная позиция у криминологов, относящих к девиантному преступное или аморальное, противоречащее правовым или нравственным нормам поведение, возникающее в результате асоциального развития личности. По мнению Р. Мертона (1910-2003), американская модель успеха имеет латентную функцию стать причиной девиантного поведения. Существуют достаточно конкретные указания в отношении социально применяемых средств достижения успеха (получить профессиональное образование, много работать, беречь деньги, вести добродетельную жизнь). Однако низшие слои общества имеют гораздо меньше возможностей реализовать свои амбиции, они осознают, что не способны достичь их законными средствами. Это противоречие порождает у многих людей состояние беспомощности, или аномии. Отклонения, как и нормы, не имеют абсолютного характера и различны в разных регионах и в разные периоды времени. Например, убийство из кровной мести не рассматривается в Чечне как преступление, а употребление алкоголя в ряде мусульманских стран, даже не для мусульман, а туристов, считается серьезным преступлением. В России до 1917 г. существовали такие преступления, как покушение на самоубийство, богохульство, зато впоследствии уголовно преследовались спекуляция, валютные операции и частнопредпринимательская деятельность. Одна из разновидностей девиантного поведения - поведение делинквентное (от лат. deliquens - совершающий проступок) - различные нарушения правовых и социальных норм, начиная с небольших проступков и кончая серьезными преступлениями, совершаемые несовершеннолетними .

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

(фр. - behaviour, deviant) поведение, отклоняющееся от принятого социально приемлемого в определенном обществе или социальном контексте поведения. Различают множество различных видов девиантного поведения (сквернословие, злоупотребление спиртным, употребление наркотиков, футбольное хулиганство и т.д.) Та часть из них, которая связана с нарушением правовых норм, определяется как делинквентная, или преступная, и карается законом. Однако социальному осуждению подвергается и множество поступков, которые не являются незаконными, но которые самим обществом определяются как девиантные или на которые “наклеивается ярлык” девиантных. У истоков развития понятия «девиантное (отклоняющееся) поведение» стоял французский ученый Э.Дюркгейм (1858-1917) - создатель французской социологической школы. Он выдвинул понятие социальной аномии, определив ее как «состояние общества, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились». Американский социолог Р. Мертон, используя выдвинутое Э. Дюркгеймом понятие аномии (в работе «Социальная структура и аномия»), проанализировал, каким образом, «социальная структура побуждает некоторых членов общества к несоответствующему предписаниям поведению». Американский социолог А. Коэн называет отклоняющимся поведением такое, которое «идет вразрез с институционализированными ожиданиями». Согласно этой точке зрения, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры. Представитель феноменологической социологии Д.Уолш, утверждает, что «социальное отклонение - это в значительной степени приписываемый статус», то есть только субъективное обозначение, «ярлык», а не объективное явление. По его мнению, отклонение - это не внутреннее, присущее определенному действию качество, а результат социальной оценки и применения санкций. Еще одно направление в изучении девиации представляет австрийский теоретик психологии личности В. Франкл, разработавший основы логотерапии, которая проявила себя как эффективное средство в решении проблем утраты людьми смысла жизни. Выделяют следующие виды отклоняющегося поведения: Культурное и психическое поведение - культурные отклонения, то есть отклонения данной социальной общности от норм культуры. Психологов же интересуют психические отклонения от норм личностной организации: психозы, неврозы и так далее. Первичная и вторичная девиация. Под первичным отклонением подразумевается отклоняющееся поведение личности, которое в целом соответствует культурным нормам, принятым в обществе. В данном случае совершаемые индивидом отклонения так незначительны и терпимы, что он социально не квалифицируется девиантом и не считает себя таковым. Для него и для окружающих отклонение выглядит просто маленькой шалостью, эксцентричностью или на худой конец ошибкой. Вторичным отклонение называют отклонение от существующих в группе норм, которое социально определяется как девиантное. Определение действия как девиантного предполагает наличие в обществе некоторого нормативного консенсуса – фундаментального согласия по базисным ценностям. Однако современное общество не обладает культурным единством и ценностным консенсусом, для него характерен широкий плюрализм ценностей и норм. В такой ситуации различие между нормой и девиацией становится неопределенным, все более и более локальным, групповым, а социальная реакция на девиацию носит не всеобщий, а социально ограниченный характер. Поэтому главным вопросом становится вопрос о том, кто в обществе определяет девиацию, “наклеивает ярлык” девиантности. Некоторые социологи считают, что все люди в какой-то мере девиантны, поскольку никто не соответствует полностью социальному идеалу, канонам социально приемлемого поведения. Социальные науки изучают девиантное поведение в связи с механизмами социализации. Девиация в поведении является продуктом определенных социальных процессов, приводящих к выпадению индивидов из “нормальных” ролей и групп, ограничению их доступа к обычным ролям и видам деятельности, к принятию ими ценностей девиантной культуры. Результатом становятся девиантное самоопределение и “девиантная карьера”, которые ведут к социальной изоляции, еще более увеличивающей вероятность дополнительной девиантности (девиантного поведения).

Отличное определение

Неполное определение ↓

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

DEVIANT BEHAVIOUR) Наиболее адекватным способом понимания исследований девиантного (т.е. отклоняющегося) поведения или социологии девиантности является понимание их как реакции на традиционную криминологию. Криминология и социология девиантности резко расходятся в трех важных областях. Исторически криминология сосредоточивалась прежде всего на нарушении правовых норм, тогда как в исследованиях девиантности используется гораздо более широкое определение девиантности как всякого социально осуждаемого (proscribed) отклонения от «нормальности». Таким образом, множество различных форм поведения может подвергаться социальному осуждению даже в том случае, если поведение не является в строгом смысле слова незаконным. Очевидными примерами такого поведения являются сквернословие, принадлежность к «дурной компании», привычка не следовать договоренностям и злоупотребление спиртным. Таким образом, социология девиантности по сравнению с традиционной криминологией считает предметом своего исследования гораздо более широкую и разнородную категорию поведения. Она также склонна включать в свой предмет любое поведение, которое определяется обществом как «девиантное». Исследования девиантности охватывают множество самых различных видов поведения (от употребления наркотиков до футбольного хулиганства и колдовства), на которое «наклеивается ярлык» девиантного. Второе отличие заключается в том, что традиционная криминология сосредоточивалась на причинах преступления, которые, по мнению криминологов, находились как бы «внутри» отдельного преступника, тогда как социология девиантности утверждает, что по крайней мере некоторые типы преступного поведения являются результатом осуществления социального контроля над подчиненными или маргинальными социальными группами. Как это ни парадоксально, но непреднамеренным следствием осуществления закона может быть усиление девиантности в обществе. Теория девиантности сосредоточивается, в частности, на роли господствующих в обществе стереотипов и применяемой в отношении преступников стигмы в создании девиантных карьер. В-третьих, криминологии не свойственно проведение аналитического различия между существованием преступности в обществе, преступной личностью (или характером) и преступным действием: казалось, что если объяснить, почему существуют преступники, это означает объяснить и существование преступности в обществе. Социология девиантности исходит из положения о том, что вопрос о девиантности в обществе и вопрос о превращении в девианта должны считаться аналитически различными. Криминологическое определение преступления просто как нарушения правовых норм порождает множество различных проблем. Правовые определения подвержены изменению (по решению судей или в связи с изменениями в законодательстве), так что «преступление» - это нестабильное, изменчивое явление. С другой стороны, представление о том, что девиантность есть любое отклонение от общепринятых нормативных стандартов, предполагает, что в обществе существует или должен существовать некоторый нормативный консенсус. Альтернативный взгляд заключается в том, что современное индустриальное общество не обладает каким-либо культурным единством или ценностным консенсусом, а, напротив, отличается широким плюрализмом в ценностях и нормах. В таком случае между «нормальностью» и «девиантностью» невозможно провести четкое различие. Со схожими трудностями сталкивается подход к «девиантности» как к поведению, на которое наклеивается ярлык девиантного, поскольку он предполагает, что социальная реакция на отклонение является вполне определенной, недвусмысленной и обычно достаточной для того, чтобы наложить стигму девиантности на нарушителя. Иными словами, такой подход также предполагает существование некоторой формы ценностного консенсуса. Обычно считается, что принятие девиантной идентичности связано с успешным процессом стигматизации, социальной изоляцией, членством в девиантной субкультуре и усвоением девиантной роли. С этой точки зрения, девиант является продуктом определенных социальных процессов, «изгоняющих» индивидов из «нормальных» ролей и групп, заставляющих их принять девиантное самоопределение и ограничивающих их доступ к обычным ролям и видам деятельности. Первичное отклонение - первоначальное нарушение социальных норм - и возникающая социальная изоляция ведут ко вторичному отклонению. Например, если человек осужден за сексуальное преступление, такое, как гомосексуальные действия в отношении детей, то это может резко ограничить круг «нормальных» сексуальных контактов, которые данный индивид мог бы иметь впоследствии. Изоляция от нормального сексуального взаимодействия может еще более увеличить вероятность повторных девиантных действий. Пытаясь справиться с социальной изоляцией и стигматизацией, девиант может найти поддержку в членстве в определенной девиантной субкультуре и, таким образом, принять роль, заключающуюся в постоянной девиантности. Различие между первичным и вторичным отклонением было предложено Э.Лемертом (Lemert, 1951 ; 1967) с тем, чтобы привлечь внимание к значению социальных реакций на девиантность. Индивиды, совершающие девиантные действия, обнаруживают, что им необходимо какимлибо образом справляться с негативными социальными реакциями, а этот процесс может привести их к такому переопределению своего «я», которое будет способствовать дальнейшему отклонению. В основании подобной модели находится идея карьеры. Девиантная карьера может рассматриваться как процесс развития, состоящий из определенных различимых стадий и приводящий в конечном счете к состоянию постоянной девиантности. Исход такого развития может быть неясен для индивида до самого конца, однако каждая отдельная стадия разворачивающейся карьерной прогрессии осознается как самим девиантом, так и другими людьми. В данном случае понятие карьеры используется в строгом смысле: существует традиционный и структурированный образец нарушения правил, при котором индивид со временем социализируется в качестве девианта. При менее строгом использовании данного понятия имеется в виду, что всякое отклонение может быть описано post factum как следующее некоему образцу. Если строгое использование этого понятия может помочь при анализе девиантных карьер, связанных с сексуальными преступлениями и наркотиками, то в случае с другими формами преступности, такими, как убийство, оно менее уместно. Понятие карьеры предполагает также, что девианты единообразно принимают внешние социальные «ярлыки» в качестве личных самоопределений. Следует отметить, что вопрос о конфликтах и противоречиях между социальными «ярлыками» и личными идентичностями, возникающих в процессе формирования девианта, остается неизученным. Тем не менее, ограничения, свойственные парадигме символического интеракционизма, указывают на необходимость создания теории девиантности, в рамках которой ключевым было бы понятие социального контроля. См. также: Беккер; Гофман; Девиантности усиление; Делинквентность; Делинквентный дрейф; Дифференцированной связи теория; Карьера; Моральные паники; «Наклеивания ярлыков» теория; Норма; Пристрастие; Символический интеракционизм; Социальные проблемы; Шайка. Лит.: Downes and Rock (1995)

Остановимся теперь на анализе основных форм девиантного поведения. Для этого необходимо вернуться к вопросу о причинах отклоняющегося поведения.

Биологическое объяснение причин девиаций связывает их с физическими чертами (Ч. Ломброзо), строением тела (У. Шелдон), аномалиями половых хромосом. Сторонники психологического объяснения выводят девиации из чувств и эмоций людей, других психологических свойств личности, связывают девиантные поступки с психологическими отклонениями (З. Фрейд). Существует несколько направлений в социологическом объяснении причин социальных девиаций.

Э. Дюркгейм связывал девиантное поведение с наличием в обществе аномии – такого его состояния, когда отсутствует четкая регуляция поведения индивидов, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились.

Т. Парсонс под аномией понимал недостаточную интеграцию индивида со стабильными институтами общества: государством, семьей. Реакцией на это состояние является ненадежность поведения.

Р. Мертон, используя понятие аномии, причиной отклоняющегося поведения считал несогласованность между целями, выдвигаемыми обществом, и средствами их достижения. Например, такая цель, как обогащение, не обеспеченная средствами ее достижения, порождает аномию.

Согласно теории социального конфликта, культурные образцы поведения являются отклоняющимися, если они основаны на нормах другой культуры.

Широкое хождение получили теории, объясняющие девиантное поведение следствием негативной социальной реакции, стигматизации (клеймения), «наклеивания» на лиц, чье поведение отклоняется от норм, ярлыка «девианта».

Сторонники концепции социализации считают, что девиантному поведению люди обучаются в процессе усвоения культуры определенных групп. Индивиды, социализация которых проходит в такой социальной среде, где преобладают и считаются нормальными ценности, располагающие к девиации, становятся носителями девиантного поведения.

В современной отечественной социологии большинство исследователей рассматривают в качестве источников девиантного поведения социальное неравенство. Возрастающая дифференциация российского общества определяет неодинаковое положение социальных слоев и групп в системе общественных отношений, в социальной структуре, обусловливает различия в реальных возможностях удовлетворения потребностей как витальных, так и социальных (в престиже, статусе, самоутверждении). Так, если до перестройки имущественная дифференциация населения составляла 1:4, то в 1997 г. – 1:15, 1999 – около 1:25. В СССР она колебалась в пределах 1:3 – 1:5. По данным 1999 г., в стране не было достаточного материального обеспечения у 77% населения, за чертой бедности находились 2/3 молодых людей. Из них едва сводили концы с концами 14%, заработанных денег хватало только на питание у 30% (4, с. 56).



К 2004 г. положение мало изменилось, а по ряду позиций ухудшилось. Такая ситуация вызывает социальную напряженность, порождает конфликты, протесты, принимающие форму девиантного поведения. Создается противоречивая обстановка: с одной стороны, происходит усиление социальной дифференциации и неравенства, способствующих общественному оздоровлению, с другой – идет становление новых механизмов развития девиации.

В условиях либерализации общества происходит перераспределение прав и ответственности с резким сужением функций государства и соответствующим расширением самостоятельности личности. Здесь действуют два аспекта рассогласованности, дающей мощные импульсы усилению девиантности: 1) отставание в развитии навыков самоконтроля личности от темпов расширения свободы выбора целей, решений, способов деятельности; 2) отставание реорганизации государственного контроля от стихийной самоорганизации и усиления девиантности.

Рыночные отношения, новые технологии несут с собой иное качество жизни, но одновременно и новые конфликты. Из-за стремления резко повысить свои доходы возникает соблазн, которого не было раньше: экспроприировать разбогатевшего соседа. И этот соблазн увеличивается по мере роста разрыва между теми, кто сумел, и теми, кто не сумел воспользоваться легальными возможностями обогащения.

Конкуренция во всех сферах жизни стимулирует прогресс, обеспечивающий достойное существование большинства людей. Но ценой этого прогресса является напряжение, которое не все выдерживают. Нужна хорошая профессиональная подготовка, высокий общекультурный уровень, наконец, здоровье. Носителями же девиантного поведения становятся прежде всего те, кто не отвечает этим требованиям – социальные аутсайдеры.

Перейдем теперь к рассмотрению конкретных форм девиантного поведения, к числу которых относятся устойчивые, слабые и случайные формы и аддиктивная форма отклоняющегося поведения.

Устойчивые формы девиантного поведения относительно стабильны в пространстве и времени, связаны непосредственно с субъектом поведения. Они носят цивилизационный характер. Их устранение связано с коренным изменением социально-экономических и политических условий жизни людей. Остановимся на каждой из форм более подробно.

Преступность . Это крайняя степень отклоняющегося поведения, называемого часто также делинквентным. В обществе действует тройной механизм социальной детерминации преступности: «во-первых, путем определенного социального формирования личности; во-вторых, дачи ей предписаний противоправного либо противоречивого характера; в-третьих, путем постановки личности в ситуации, вынуждающие и облегчающие выбор преступного варианта поведения» (8, с. 13).

В настоящее время преступность захлестнула страну, и все попытки властей справиться с ней пока не увенчались успехом. Особенностями криминогенной ситуации в России являются: а) высокий темп прироста преступлений, по которому мы опережаем развитые страны (1992 г. – 2,7 млн., 1995 г. – 2,8 млн., 1999 г. – 3,1 млн., в 2000 г. – 2,9 млн. Зарегистрированные преступления совершили 2% населения России, их латентность же колеблется от 4 до 7, т.е. реальное число преступлений за год в России составляет не менее 10-12 млн. (8, с. 97); б) более быстрые темпы роста подростковой преступности (в 2000 г. 10 % всего массива преступности составили несовершеннолетние преступники, преступления уже совершают дети 10-12 лет); в) рост организованной преступности и сращивание ее с властью в некоторых регионах; г) появление новых видов преступлений, которых почти не было раньше (хищений крупных денежных средств, рэкета, захватов заложников, похищений детей, заказных убийств, террористических актов, охоты за одинокими стариками и их квартирами и т.д.). С 1988 по 1997 г. произошли изменения в структуре преступности. Доля грабежей возросла почти в 1,5 раза, удельный вес разбойных нападений – более чем в 2 раза, мошенничества – более чем в 3 раза, незаконный оборот наркотиков – более чем в 8 раз. (14, с. 11-12). Социологический анализ показывает, что состав преступников мало коррелирует с социальной структурой.

Преступность как одна из форм социальной девиации – закономерное и неизбежное явление. Искоренить ее еще не удавалось ни в одной стране. Поэтому важно сосредоточиться на решении реальной задачи – снижении темпов прироста и удержания преступности под контролем на социально-терпимом уровне.

Алкоголизм . За последние годы в нашей стране резко усилилась алкоголизация населения. За 90-е годы ХХ в. темпы роста потребления алкоголя выросли с 10,4 литра на каждого жителя до 13 литров, т.е. увеличились на одну четверть. А рост общего потребления на 1 л. чистого алкоголя на душу населения приводит примерно к 10% ежегодного прироста убийств и тяжких преступлений (7, с. 70).

Особенно быстрыми темпами растет алкоголизм среди женщин. Женский алкоголизм ведет к тяжелым для общества последствиям: страдает здоровье самих женщин, благополучие семьи, рождаются больные, нежизнеспособные, умственно отсталые дети-уроды.

С алкоголизацией населения связано 90% случаев хулиганства, изнасилований при отягчающих обстоятельствах, 40% других преступлений. До 60% несчастных случаев со смертельным исходом связаны с употреблением алкоголя. С состоянием опьянения связано примерно 20% бытовых и 40-60% уличных травм, до 50% всех телесных повреждений. Половина случаев самоубийств происходит в состоянии опьянения. Ежегодно от алкоголизма в стране умирает 20 тыс. человек.

Велик ущерб народному хозяйству: употребление спиртных напитков в день, предшествующий выходу на работу, снижает производительность труда в среднем на 30% и более. С пьянством связано около 50% всех разводов. Последствиями пьянства и алкоголизма являются экономический, материальный ущерб от преступлений и несчастных случаев, издержки на лечение больных алкоголизмом, содержание правоохранительных органов. Огромен ущерб духовным и нравственным отношениям в обществе и семье. Так, группой учителей, изучавшей, как отражается потребление алкоголя родителями на успеваемость учеников, было установлено, что в 30% случаев причиной отставания школьников был алкоголизм родителей, а в 50% - их частые выпивки и вечеринки дома (6, с. 57).

Актуальна проблема подросткового пьянства и алкоголизма. Из-за употребления алкоголя подросток становится грубым, злобным даже по отношению к своим близким. Его эмоциональное развитие резко тормозится, появляется равнодушие, вялость, а вместе с тем рождается агрессивность, склонность к антиобщественным немотивированным поступкам. Негативное влияние на молодежь оказывает «пивной алкоголизм».

В борьбе с алкоголизмом существуют два направления. Первое – ограничение доступности спиртных напитков, вплоть до введения «сухого закона». Этот путь оказался неэффективным, и не только в нашей стране. Второе направление связано с улучшением социальных и экономических условий жизни, ростом общей культуры, формированием у населения безалкогольных стереотипов поведения.

Наркомания . Как и алкоголизм, она связана с нарушениями в выполнении социальных ролей индивидом, является важнейшим фактором социальной дезорганизации, самой серьезной угрозой функционированию общественного организма. Она разрушает накопленные человеческой культурой навыки деятельности и общения, выводит из строя механизмы взаимодействия между людьми, подрывает ту основу целесообразности и организации, без которой невозможно само существование общества.

В настоящее время в стране сложилась новая наркоситуация. Идет рост потребления наркотиков. Возрастает степень привыкания к проблеме, особенно в молодежной и студенческой среде, переход ее в ряд повседневных, привычных. Так в ходе социологического исследования, проведенного в мае 2001 г. в одном из вузов г. Екатеринбурга, 58% опрошенных студентов осудили наркоманию, 1/5 считали недопустимым для себя употребление наркотиков, а 16% отнеслись к этому феномену нейтрально, считая, что это – дело каждого (2, с. 151).

Фиксируются большие группы наркоманов там, где их раньше почти не было – в Якутии, Омской, Томской, Новосибирской и других областях. Если 15-20 лет назад наркоманами становились практически только взрослые, то сейчас эта девиация распространилась на детей и подростков, среди которых есть наркоманы в возрасте 9-10 лет.

Вовлечению детей и подростков в наркоманию способствуют стрессогенные социально - экономические условия. Все чаще потребление наркотиков выступает способом адаптации к сложной микросоциальной обстановке, решения личностных проблем, служит порой средством самоутверждения. В недалеком прошлом этому пороку предавались одиночки, теперь же молодежь образует различные группы с негативной направленностью, потребляет наркотики, алкоголь коллективно. Появилась и особая субкультура – «наркокультура», ценностями которой являются «тусовка», «веселье», «кайф», «девочки» и т.д.

Если раньше наркоманы отдавали предпочтение одному наркотику, то сегодня распространена полинаркомания – употребление и применение различных ядов с переходом от токсикоманических (слабых) к сильным препаратам.

Произошло качественное изменение ситуации. Раньше традиционно главными потребителями наркотиков считались студенты и учащиеся, а теперь, по данным социологических исследований, на первое место вышли представители новых слоев общества – кооператоры и предприниматели (32%). На втором – две противоположные группы: рабочие (20%) и безработные (23%); на третьем – учащиеся и студенты (11% и 15%); на четвертом – домохозяйки (11-14%). Таким образом, среди потребителей наркотиков преобладают представители тех социальных слоев, которые относительно более удовлетворены своим нынешним положением (12, с. 140-141).

Еще одна особенность – феминизация наркомании. Среди больных наркоманией большинство составляют мужчины – 83% в 2001 г. против 17% женщин. Однако уровень распространенности наркомании среди женщин быстро растет – за 10 лет он вырос в 14,4 раза; за 2000 г. – на 34,2%; за 2001 г. – на 19,9% (15, с. 71).

Самоубийство (суицид). Эта форма девиантного поведения пассивного типа является способом ухода от выполнения социальных ролей, от неразрешимых проблем, от самой жизни. Суицид относится к социальной патологии – наиболее серьезным случаям отклонения от общественных норм поведения, наносит существенный вред обществу и личности.

В условиях глубокого социально - экономического кризиса, охватившего нашу страну, социологи прогнозируют увеличение числа самоубийств и суицидального поведения. Показательны выводы Российского Федерального суицидологического центра об изменении мотивов самоубийств: если в 80-е годы они лежали в сфере семейных взаимоотношений, то в 90-е годы решающее значение приобрели такие факторы, как безработица, долговременные невыплаты заработной платы, хроническое безденежье, алкоголизм (10, с. 72).

Суицидальная активность происходит через определенные циклы. Весной и летом наблюдается пик, а осенью и зимой – спад. Количество самоубийств возрастает во вторник и снижается в среду-четверг. Конец недели более «опасен» для мужчин, суицидальное поведение которых чаще приводит к трагическому исходу. Соотношение между мужчинами и женщинами примерно 4:1 при удавшихся самоубийствах и 4:2 при попытках. Самоубийства совершаются чаще всего в возрасте после 55 и до 20 лет. Суицидальное поведение более распространено в городах среди одиноких людей и среди находящихся на крайних полюсах общественной иерархии.

Суицид связан с другими формами отклонений, прежде всего – пьянством. Судебной экспертизой установлено, что 68% мужчин и 31% женщин покончили с жизнью, находясь в состоянии алкогольного опьянения. На учете как хронические алкоголики состояли 12% совершивших самоубийств мужчин и 20% всех покушавшихся на свою жизнь (10, с. 38).

По соотношению числа самоубийств среди городского и сельского населения выделяется два типа – европейский и азиатский. При европейском типе поселения уровень самоубийств среди городского населения ниже, чем среди сельского (Россия, Грузия и республики европейской части бывшего СССР). Этот тип объясняется неблагоприятной социально-экономической обстановкой на селе, стагнацией деревенской жизни, оттоком работоспособных селян в города, старением населения.

При азиатском типе уровень городских самоубийств выше, чем в сельской местности (республики Средней Азии, Закавказья, кроме Грузии, Казахстан). В основе этого типа самоубийств – национальные и религиозные традиции, специфика межличностных отношений в многодетной семье, урбанизация неиндустриальных регионов и рост числа маргиналов. По этим же причинам среди городов по количеству самоубийств лидируют малые и средние.

Проституция . Эта форма социальной девиации опасна тем, что, как правило, тесно связана с другими формами девиантного поведения – преступностью, алкоголизмом, наркоманией, суицидом. Проституция, как и гомосексуализм, наркомания, является распространителем венерических болезней, СПИДа. Долгое время в нашем обществе проблема проституции считалась «отсутствующей». Обнародование факта ее существования вызвало у многих шок. Проведенные исследования выявили большую распространенность этой девиации, изменение социальной базы проституции.

Десятилетия назад на путь порока многих женщин приводили голод и нищета. В основном проститутки рекрутировались из числа лиц с низким уровнем образования, выходцев из деревни. Сегодня в числе проституток – учащиеся школ, ПТУ, техникумов, вузов. Главный мотив занятий проституцией уже не голод, а стремление к скорейшему материальному благополучию и «красивой жизни».

В общественном мнении нет однозначного отношения к этому явлению. Сторонники жестких методов осуждают проституцию и требуют от властей активной борьбы с ней с целью полного уничтожения. Вторая позиция заключается в примиренческом отношении к проституции на основании того, что этот порок ликвидировать нельзя и лучше всего не замечать наличие данного социального зла. Третья точка зрения характеризуется в целом позитивным отношением к проституции, выражается в призывах к ее полной легализации. При этом подчеркивается, что природу человека не изменить, а налоги от доходов сутенеров и проституток должны обязательно поступать в казну.

По отношению к проституции общество проводит определенную политику. Во-первых, прогибиционизм (запрет); во-вторых, регламентацию (регистрацию и медицинское наблюдение); в-третьих, аболиционизм (профилактическую, разъяснительную работу при отсутствии запретов и регистрации). Запреты оказались бессильны, репрессии в принципе малоэффективны. Регламентация не позволяет полностью решить эту проблему. Только экономические, социальные и духовные преобразования в обществе могут изменить ситуацию.

Все перечисленные выше формы девиантного поведения тесно взаимосвязаны. Эта взаимосвязь носит устойчивый характер. Происходит индукция нескольких форм девиаций, когда одно явление усиливает другое: алкоголизм способствует усилению хулиганства, наркомания ведет к корыстной преступности: может проявляться обратная зависимость – между алкоголизмом и наркотизацией населения, насильственной и корыстной преступностью, убийствами и самоубийствами.

Различные формы девиантного поведения соотносятся не как причина и следствие, а как рядоположенные общественные явления с едиными социальными причинами. Наконец, существует зависимость всех форм девиантного поведения от экономических, социальных, демографических, культурных и многих других факторов.

В социологии изучаются также слабые и случайные формы девиантного поведения. Они связаны с нарушением порядка взаимодействия между людьми. Это оплошности, ошибки, срывы обещаний, ложь, обман, грубость, умолчание, бездействие, халатность и др. В отличие от устойчивых форм девиантного поведения, слабые и случайные носят открытый, непроизвольный характер и приписываются не столько субъектам поведения, сколько ситуации, обусловившей дезорганизацию их поведения. Они фиксируются общественным мнением и корректируются непосредственно и ситуативно участниками взаимодействия посредством правил вежливости, сохранения достоинства личности, юмора, контроля над психологической агрессивностью. От этих форм следует отличать те, которые имеют индивидуальную природу и не приносят общественного вреда: странности, чудачества, эксцентричность…

В социологии девиантного поведения малоисследованной является проблема аддиктивных форм отклоняющегося поведения. Аддикция – пагубная страсть, склонность к чему-либо. Без понимания механизма возникновения и протекания этого явления трудно анализировать алкоголизм, наркоманию и некоторые другие формы девиантного поведения.

Суть аддиктивного поведения заключается в стремлении изменить свое психическое состояние посредством приема некоторых веществ или фиксацией внимания на отдельных предметах или видах деятельности. Это могут быть наркотики, алкоголь, табак, азартные и компьютерные игры, игры на сотовых телефонах во время работы или учебы, длительное прослушивание ритмической музыки, а также полное погружение в какой-либо вид деятельности с отказом от жизненно важных обязанностей человека (например – «работоголизм», фанатизм). Процесс употребления какого-либо вещества, привязанность к предмету или действию сопровождается развитием интенсивных эмоций и принимает такие размеры, что начинает управлять жизнью человека, лишает его воли, возможности противодействовать аддикции. Аддикция становится универсальным средством бегства от реальной жизни. Для самозащиты люди с аддиктивным типом поведения используют механизм, называемый в психологии «мышлением по желанию»: вопреки логике причинно-следственных связей они считают реальным лишь то, что соответствует их желаниям. В итоге нарушаются межличностные отношения, человек отчуждается от общества.

Разговор о формах девиантного поведения был бы неполным без рассмотрения некоторых особенностей отклоняющегося поведения подростков, составляющих особую группу риска, склонных совершать девиантные поступки. По данным ООН, около 30% всех молодых людей принимают участие в каких-либо противоправных действиях, а 5% совершают серьезные правонарушения.

Чаще всего девиантные поступки совершают беспризорные и безнадзорные дети, численность которых в РФ на 2002 г. по данным Совета Федерации составляла 3-4 млн. человек. Из них 77,2% курят, 64,2% пьют, 27% потребляют наркотики, 29,7% имеют опыт половой жизни. Среди семилетних курит каждый четвертый, среди 15-17 летних заядлых курильщиков уже 90%. Доля потребляющих алкоголь среди восьмилетних достигает почти трети, к 15 годам – 80%. В 12 лет 25% беспризорников пробовали наркотики, в16-17 лет их число увеличивается почти вдвое. Половую жизнь ведут в 14 лет 40% беспризорных, в 16 лет – более 70%. Многие участвовали в порнографических, видео – и фотосъемках, групповом сексе, занимались проституцией (1, с. 25).

Девиантное поведение подростков и учащихся не соответствует закономерностям «взрослого» отклоняющегося поведения. У старших оно чаще всего связано с наличием специфической системы ценностей, противостоящей официально одобряемым или общепризнанным нормам поведения. Поэтому анализ взрослой преступности опирается на теорию асоциальных субкультур. К несовершеннолетним такой подход правомерен не всегда. Часто бывает, что подросток, не отрицая самого факта содеянного, не признает свою вину или нарушает норму права, которую в принципе не отвергает. Иными словами, подросток стремится бессознательно как бы расширить в отношении себя действие смягчающих обстоятельств, оправдать свои поступки, внести в них элемент рациональности. Опросы подростков показывают, что большинство из них видят причину своего отклоняющегося поведения во внешних обстоятельствах; четвертая часть опрошенных убеждена, что в подобной ситуации каждый совершил бы подобное. Характерна также неадекватная оценка степени нанесенного вреда.

Кроме того, довольно часто используются методы «осуждения осуждающих» (а судьи кто?); отрицания наличия жертвы (сама виновата!); обращение к более важным обстоятельствам (не мог бросить товарищей, не имел права трусить) (1, с. 39-40). Значительная часть аморальных поступков, совершенных подростками, связана с их ориентацией на «групповые» нормы, которые вступают в противоречие с общесоциальными.

Среди несовершеннолетних правонарушителей в 1,5 раза увеличилась доля школьников, возрастает вероятность рецидивов: двое из трех подростков после возвращения из мест заключения вскоре вновь преступают закон. Среди подростков появляются новые виды преступности: рэкет, организованная преступность. Все большее распространение получают половая распущенность, детская проституция, извращения.

Есть свои особенности в поведении аномальных детей и подростков: резко ослаблен волевой момент, самоконтроль, поэтому они гораздо легче могут попасть под влияние различных антиобщественных элементов. Для умственно отсталых детей характерны, например, такие формы отклоняющегося поведения, как курение, недисциплинированность на уроках, драки, поджоги, бродяжничество, употребление алкоголя, воровство, хулиганство, хищения, жестокие поступки по отношению к животным и маленьким детям.

В основе всех отклонений подросткового поведения лежат недостатки семейного и школьного воспитания, неразвитость социально-культурных потребностей, бедность духовного мира, отчуждение. Отсюда вытекает важнейшая функция школы и системы образования – профилактика этих отклонений.

Формы девиантного поведения

Гемблинг (игровая зависимость)

Пищевая девиация

· анорексия

· булимия

Сексуальные девиации

· педофилия

· зоофилия

· некрофилия

· гомосексуализм

Алкогольная зависимость

Наркомания

Работоголизм

Клептомания

Суицидальное поведение

Признаки девиантного поведения

1) Отклоняющееся поведение личности - это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам.

2) Девиантное поведение и личность, его проявляющее, вызывает негативную оценку со стороны других людей (осуждение, социальные санкции).

3) Девиантное поведение наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям. Таким образом, девиантное поведение деструктивно или аутодеструктивно.

4) Девиантное поведение можно охарактеризовать как стойко повторяющееся (многократное или длительное).

5) Девиантное поведение должно согласовываться с общей направленностью личности.

6) Девиантное поведение рассматривается в пределах медицинской нормы.

7) Девиантное поведение сопровождается явлениями социальной дезадаптации.

8) Девиантное поведение имеет выраженное индивидуальное и возрастно-половое своеобразие.

9) Девиантное поведение соправождается большой тягой к нахождении в Интернете, тягой к постоянной потребности в употреблении большого количества жидкости, лежачим образом жизни и ярко выраженнвм недовольством к действующему государственному строю, а также тягой к поднятию революции через свою страницу в Интернете.

Термин "девиантное поведение" можно применять к детям не младше 5 лет.

Таким образом, девиантное поведение - это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся социальной дезадаптацией

Под делинквентным поведением подразумевается цепь проступков, провинностей, мелких правонарушений (от лат delinquo- совершить проступок, провиниться), отличающихся от криминала, т е. наказуемых согласно Уголовному Кодексу серьезных правонарушений и преступлений.

Иногда все эти нарушения поведения называют «девиантным поведением», что не совсем точно отражает суть дела. Девиантность - отклонение от принятых норм - понятие более широкое, оно включает не только делинквентность, но и другие нарушения поведения - от ранней алкоголизации до суицидных попыток.

Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следуют мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей (на сленге делинквентных подростков обозначается выражением «трясти деньги» малыша заставляют прыгать, чтобы услышать, не зазвенят ли у него монеты), угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов, которые потом бросают где попало. Реже встречаются мошенничество, мелкие противозаконные спекулятивные сделки («фарцовка-»), вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединяться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с Уголовным Кодексом СССР и союзных республик, да и у взрослых подобное поведение чаще служит предметом разбирательства товарищеских судов и причиной административных взысканий.



Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины - недостатки воспитания прежде всего. От 30 до 85 % делинквентных подростков, по данным разных авторов, вырастают в неполной семье, т. е. без отца, или в семье деформированной - с недавно появившимся отчимом или, реже, с мачехой.

Немалое значение имеют безнадзорность, воспитание по типу «гипопротекции». Росту делинквентности среди подростков способствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки; примером в нашей стране может послужить армия беспризорников после гражданской войны, достигавшая более четырех миллионов

Делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям.

Среди обследованных нами 300 подростков мужского пола 14-17 лет, госпитализированных в психиатрическую клинику в связи с непсихотическими нарушениями поведения, острыми аффективными реакциями и другими реактивными состояниями, делинквентное поведение отмечено в 40 %. Наиболее частым его проявлением были прогулы, уклонение от учебы и труда, мелкое воровство, драки со сверстниками. Реже встречались другие формы делинквентности - хулиганство, отнимание денег у малышей и слабых сверстников, угон велосипедов и мотоциклов с целью покататься, приставание к иностранцам, выпрашивание у них подачек, вызывающее поведение в общественных местах.

Склонность к делинквентности связана как со степенью аномалии характера (психопатии, акцентуации), так и в еще большей степени с ее типом. Делинквентное поведение при психопатиях отмечено нами в 49 %, а при акцентуациях характера - лишь в 29 %

Аддиктивное поведение чаще связывается только со злоупотреблением психоактивными веществами, протекающим на фоне измененного состояния сознания. В более широком смысле аддиктивное поведение - один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития и поддержания интенсивных эмоций. Способ взаимодействия с действительностью в виде ухода от реальности осознанно (или неосознанно) выбирают те подростки, которые относятся к реальности негативно и оппозиционно, считая себя неспособными адаптироваться к ней. При этом, может присутствовать нежелание приспосабливаться к действительности по причине ее несовершенства, консервативности, единообразия, подавления экзистенциальных ценностей или откровенно антигуманной деятельности.

Уход от реальности путем изменения психического состояния может осуществляться разными способами. Жизнь каждого человека может быть связана с желанием изменить свое психическое состояние. Например, избавиться от угнетения, “сбросить” усталость, отвлечься от неприятных размышлений. Для достижения этой цели человек использует индивидуальные подходы, которые постепенно становятся привычками, стереотипами поведения, направленные на получение удовольствия. Удовольствие является генетически первичной формой положительных эмоций. В подростковом возрасте предвосхищение и предвкушение радости само по себе является удовольствием. Не менее значимым является получение удовольствия от процесса употребления психоактивных веществ, ритуалов, коммуникации. Элементы аддиктивного поведения свойственны любому человеку, уходящему от реальности путем изменения своего состояния. Проблема аддикции начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением сознания, начинает доминировать в сознании, становится центральной идеей.

Разные формы девиантного поведения подростков взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивное поведение, противоправное поведение образуют единый блок. Приобщение подростка к одному виду девиантного поведения повышает вероятность его вовлеченности и в другие. В подростковом возрасте, в период полового созревания, поведение в значительной мере определяется характерными для этого периода реакциями эмансипации, группирования, увлечениями (хобби) и формирующимся сексуальным влечением. Эти же факторы могут способствовать вовлечению подростков в группы, где практикуется употребление алкоголем, табаком и наркотиком, при условии, что эти группы позволят удовлетворить какие-либо потребности подростка, которые он не сможет удовлетворить в других группах. Стремление к эмансипации приводит подростка к “отравлению свободой”, при котором наиболее часты выпивки, курение, употребление наркотиков. Злоупотреблению психоактивными веществами содействуют коммуникативные хобби – бездумное общение со сверстниками, обмен малозначимой, не требующей интеллектуальной переработки, информацией. Неудовлетворенная потребность в самоутверждении приводит к попыткам реализовать себя не только в творчестве, но и в негативных формах активности – насилии, преступлениях или же приводит к бегству” в алкоголь, наркотики, из жизни. Социальные факторы, способствующие девиантному поведению, в том числе и аддиктивному, в некоторой степени совпадают для разных его форм. Это школьные трудности, жизненные травматические события, влияние определенной девиантной субкультуры или группы. Самыми важными индивидуально-личностными факторами считаются локус контроля и уровень самоуважения.