Формирование жизненных ценностей и развитие навыков поведения в реабилитационной работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Исследовательская работа по обществознанию «Формирование жизненных ценностей современной молодежи

Личность, представляя собой динамическую систему, находится в состоянии непрерывного изменения и развития. В процессе такого личностного становления постепенно все большее значение приобретают его внутренние движущие силы, позволяющие человеку все более самостоятельно определять задачи и направление собственного развития. Система ценностных ориентации личности выступает в качестве регулятора и механизма такого развития, определяя форму реализации намеченных целей и при утрате ими побудительной силы в результате их достижения стимулируя постановку новых значимых целей. В свою очередь, достигаемый уровень развития личности последовательно создает все новые предпосылки для развития и совершенствования системы ее ценностных ориентации.

Одной из важнейших предпосылок формирования системы ценностных ориентации личности является определенный уровень интеллектуального развития. Ж. Пиаже однозначно полагал, что смена стадий морального развития связана с общими когнитивными возрастными изменениями. Моральные суждения, проявляющиеся, по его словам, в «уважении индивидуума к нормам общественного строя и его чувстве справедливости», у детей формируются на основе взаимодействия между их развивающимися мыслительными структурами и постепенно расширяющимся социальным опытом. По мнению Пиаже, нравственное развитие, подобно умственному, носит прогрессивный характер.

Пиаже выделяет две основные стадии морального развития. На первоначальной стадии «нравственного реализма» дети считают, что все моральные нормы поведения реальны, неизменны, обязательны для исполнения и не имеют исключений. Критерием нравственной оценки поступка являются только его последствия. Позднее, в период от 5 до 12 лет, в процессе развития абстрактного мышления у ребенка на первый план вместо категории действительности выходит категория возможности. Тем самым у ребенка формируется способность оценивать намерения поступка, абстрагируясь от его конкретных последствий. Эту стадию, которую Пиаже обозначает как «нравственный релятивизм», характеризует понимание относительности моральных норм, как созданных на основе взаимной договоренности между людьми, которые при необходимости могут их изменять. Критерием нравственной оценки на этой стадии выступают уже намерения человека.

Теоретические представления Ж. Пиаже и его последователей критикуются многими авторами, начиная с Л. С. Выготского, за недостаточное внимание к социальным аспектам личностного развития. Как справедливо отмечает И. С. Кон, в процессе формирования моральных понятий и нравственных чувств решающее значение имеют социальный опыт личности, ее деятельность. По его словам, система ценностей личности формируется в результате совместного расширения круга действий и ответственности, развития интеллекта, эмоций и воли, происходящих в ходе практической деятельности ребенка и его общения с другими людьми.

Содержанием любого вида деятельности, по Л. С. Выготскому, является создание духовных и материальных ценностей. Начиная с его работ в отечественной психологии в основу возрастной периодизации ставится ведущая деятельность, определяющая формирование определенных способностей, которые и являются основными психологическими новообразованиями соответствующих стадий развития. Переход от одного вида деятельности к другому в терминологии Л. С. Выготского называется «критическим возрастом», т. е. кризисом развития.

В основе известной классификации возрастных периодов Д. Б. Эльконина лежит ступенчатая смена следующих видов ведущей деятельности: непосредственно-эмоциональное общение, предметно-манипулятивное действие, ролевая игра, учебная деятельность, интимно-личностное общение и учебно-профессиональная деятельность. По словам Д. Б. Эльконина, в этом процессе смены видов деятельности закономерно чередуются периоды освоения общественных норм, целей, мотивов деятельности и т.д. Развитие личности, в том числе и ее ценностных ориентаций, разделяется им на три основные «эпохи», включающие в себя периоды преимущественного развития мотивационно-потребностной сферы либо формирования «операционно-технических», когнитивных способностей. Переход от эпохи к эпохе характеризуется резким кризисом, который определяется возникновением несоответствия между актуальными задачами деятельности и существующими возможностями ребенка.

С самого момента рождения ребенок постепенно вырабатывает представления о самом себе, об окружающем мире и о своем отношении к нему. По словам К. Роджерса, для самого раннего периода развития характерно зарождение представлений о хорошем или плохом посредством так называемой «организмической оценки», позволяющей ребенку на основе физиологических реакций разделять, что ему нравится, а что нет. Однако вскоре ребенок начинает ориентироваться также на оценки взрослых об окружающих предметах и явлениях, а также о самом себе. По мнению П. Массена и соавторов, в период от полутора до двух лет у детей с помощью родителей начинают складываться критерии нормы для оценки явлений и форм поведения, которые ложатся в основу нравственного развития. Регуляция поведения в раннем детстве определяется тем, что при несоответствии предмета или поведения представлению ребенка о норме он начинает испытывать тревогу. Усвоение оценочных норм при этом осуществляется, как они полагают, в процессе наблюдения за реакциями родителей, выступающих в качестве модели поведения.

По мнению Г. Крайга, который описывает две последовательные стадии принятия норм и ценностей в раннем детстве и дошкольном возрасте, вначале дети копируют лишь словесные формулировки, позднее осваивают в поведении социальные и этические ценности.

Применительно к младшему школьному возрасту подобная схема описана А. В. Запорожцем и Я.3. Неверовичем, которые делают акцент на эмоциональном освоении социальных норм и ценностей в процессе совместной групповой деятельности. По их мнению, вначале групповые требования воспринимаются как чуждые, на втором этапе соблюдение норм основано на внешнем «стимуле-средстве»- наказании или похвале, на третьем этапе нормы и ценности приобретают для ребенка личностный смысл, становящийся основой эмоциональной коррекции поведения. Новая форма деятельности и общения, предполагающая выполнение одних и тех же заданий, объединяет детей и способствует все большей ориентации ребенка на нормы группы сверстников, выступающей в качестве своего рода посредника в освоении норм и ценностей общества в целом.

В подростковом возрасте главным новообразованием, по мнению практически всех отечественных авторов, начиная с Л. С. Выготского, является чувство взрослости, которое проявляется ориентацией на взрослые ценности. Такая ориентация отличается противоречивым характером. С одной стороны, для подростков исключительную значимость приобретают ценности, принятые в группе сверстников. С другой стороны, в этот период впервые появляется возможность формирования собственной связной и непротиворечивой ценностной системы, определяющаяся развитием способности к критической переоценке принципов внешней, «взрослой» морали.

Предпосылки для начала реального выполнения системой ценностных ориентаций всех своих регулятивных функций окончательно складывается лишь в юношеском возрасте. Как обоснованно пишет Л. И. Божович, «только в юношеском возрасте моральное мировоззрение начинает представлять собой такую устойчивую систему нравственных идеалов и принципов, которая становится постоянно действующим побудителем, опосредствующем все их поведение, деятельность, отношение к окружающей действительности и к самому себе». В основе приобретения ценностной системой реально действующего характера, по нашему мнению, лежит осознание человеком личностного смысла своей жизни. По мнению В. Франкла, именно в юношеском возрасте вопросы о смысле жизни наиболее часты и особенно насущны. Появление потребности в определении своих жизненных целей, нахождении своего места в жизни становится отличительной особенностью именно этого возраста. Появление жизненных планов, выступающих как явления одновременно социального и этического порядка, характеризуется различением вопросов «Кем быть?» и «Каким быть?», т.е. обособлением процессов профессионального и морального самоопределения. Тем самым в юношеском возрасте складывается собственное мировоззрение человека, создающее возможность формирования внутренней, автономной системы ценностей. Юношеский возраст, таким образом, является решающим в плане формирования ценностной системы личности.

Однако динамическая система ценностных ориентаций не останавливается на этом в своем развитии. Период взрослости характеризуется осуществлением намеченных ранее жизненных целей и планов, а также их корректировкой при затруднениях в достижении. В этот период человек создает собственную семью, реализует себя в профессиональной деятельности, карьере, общественной жизни. Особое место при этом занимают вопросы максимальной реализации собственных возможностей, личностного роста, саморазвития.

Что важно для вас и что является ? Каждый человек, которому будет задан такой вопрос, ответит на него индивидуально. Один скажет, что самое главное в жизни – это карьера и достаток, другой ответит, что этот власть и статус в обществе, третий приведёт в пример семью, отношения и здоровье. Перечислять можно довольно долго, однако нам нужно лишь понять, что то, что является важным для человека, управляет его действиями. Исходя из того, какие у него приоритеты, он будет заводить друзей, получать образование, выбирать место работы, другими словами, выстраивать свою жизнь.

И тема настоящей статьи – это жизненные приоритеты, а если сказать более точно – жизненные ценности. Далее мы поговорим о том, что это такое, какие вообще бывают ценности и как происходит формирование их системы.

Что такое жизненные ценности?

Итак, жизненными ценностями человека можно назвать ту шкалу оценок и мер, при помощи которой он выверяет и оценивает свою жизнь. В различные периоды существования человека эта шкала трансформировалась и видоизменялась, но определённые меры и оценки присутствовали в ней всегда и продолжают присутствовать сейчас.

Жизненные ценности человека являются абсолютными величинами – они занимают первое место в его мировоззрении и оказывают прямое воздействие на то, какие направления жизнедеятельности будут для него приоритетными, а что он будет воспринимать как второстепенное.

Какие бывают жизненные ценности?

В первую очередь следует указать на то, что система жизненных ценностей человека может состоять из нескольких элементов:

  • Общечеловеческие ценности
  • Культурные ценности
  • Индивидуальные ценности

И если первые два элемента обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о том, что хорошо и что плохо, что важно и что второстепенно, а также особенностями той культуры, в которой родился и воспитывался человек, то к третьему элементу можно отнести сугубо субъективные мировоззренческие особенности. Хотя и в этом случае можно выделить нечто общее, что объединяет жизненные ценности всех людей вообще.

Таким образом, к общей системе жизненных ценностей человека можно отнести:

  • Здоровье – оно является одной из основных жизненных ценностей, разделяемой множеством людей и ценимой довольно высоко. Но к здоровью можно отнести не только или духовное благополучие, но и благополучие социальное, выражающееся в отсутствии социальных кризисов в жизни. Особого внимания заслуживают показатели физического и социального благосостояния, которые отражаются на внешней привлекательности и в атрибутах социального положения, таких как общественный статус, обладание определёнными вещами, соответствие стандартам и брендам;
  • Успех в жизни – ещё одна ценность, которая находится в почёте на протяжении долгого времени. Получение является залогом стабильного будущего, успешной карьеры, наличие и общественного признания – всё это важно для многих людей. Но в это же время достаточно велико и число приверженцев так называемого дауншифтинга – явления, в котором люди, уже сумевшие достичь успеха и социального статуса, приходят к пониманию того, что уже нет сил выносить социальный прессинг, отходят от дел и уходят в простую жизнь, дабы сохранить душевное равновесие и целостность. На сегодняшний день особо ценным является навык приспособления к разным условиям и обстоятельствам жизни и способность зарабатывать, не работая по найму;
  • Семья – остаётся одной из главных жизненных ценностей для людей всего мира, невзирая на то, что сегодня наблюдается тенденция отказа от браков, тем более ранних, отказа от рождения детей, а также пропаганда однополых отношений. Кроме того, даже тот факт, что в наше время можно использовать деньги для получения бесконечного количества сексуальных связей и видимости любви, не может идти ни в какое сравнение с тем, что для людей по-прежнему остаются значимы настоящая семья и потребность в продолжении рода;
  • Дети – и здесь мы снова можем сказать, что, несмотря на пропаганду отказа от детей (чайлдфри) для подавляющего числа людей дети продолжают оставаться смыслом существования, а рождение и воспитание потомства превращается в . И огромное значение здесь отводится возможности для человека оставить после себя потомство, как след, а также передачи своего жизненного опыта и закрепления своего индивидуального «Я» в том, что будет продолжать существование дольше его самого.

Руководствуясь всем этим, можно сделать вывод, что система жизненных ценностей людей, которой они руководствуются в течение всей своей жизни, в большинстве случаев представлена их стремлением к самореализации, и передачи её во времени.

Но, помимо перечисленных жизненных ценностей, можно назвать и ряд других, которые также встречаются очень часто:

  • Близость с близкими людьми
  • Друзья
  • Свобода суждений и поступков
  • Независимость
  • Работа, соответствующая жизненному предназначению
  • Уважение и признание со стороны окружающих
  • и открытие новых мест
  • Творческая реализация

Различия же в жизненных ценностях и приоритетах объясняются тем, что люди отличаются по . Это говорит о том, что и ваша система жизненных ценностей совершенно индивидуальна, но то, что для вас имеет наибольшее значение, и то, что вы цените, как самое главное в жизни, для кого-то другого может быть совершенно ничего не значащим или вообще отсутствовать в его системе ценностей. Хотя, конечно же, вещи, значимые для всех и каждого, как и моральные ценности, имеют место быть, независимо то того, где рождён человек и в какое время.

Теперь же давайте поговорим на тему того, как происходит формирование системы жизненных ценностей.

Особенности формирования системы жизненных ценностей

Система жизненных ценностей каждого человека начинает формироваться уже с первых лет его жизни, однако окончательно она формируется лишь к достижению ответственного возраста, т.е. примерно к 18-20 годам, хотя и после этого может в чём-то меняться. Сам же процесс её формирования проходит по определённому алгоритму.

Схематично данный алгоритм можно выразить так:

  • Стремление > Идеал
  • Стремление > Цель > Идеал
  • Стремление > Ценности > Цель > Идеал
  • Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал

Однако впоследствии между всеми этими пунктами появляется ещё один – этика, в результате чего вся схема приобретает следующий вид:

  • Стремление > Этика > Средства > Этика > Ценности > Этика > Цель > Этика > Идеал

Отсюда получается, что в первую очередь возникает идеал и само стремление к этому идеалу. Идеал, который также можно назвать образом, если к нему не возникает стремления, уже таковым не является.

На первой стадии, чаще всего являющейся инстинктивной, идеал нейтрален с этической точки зрения, т.е. его нельзя как-либо оценить, да и формироваться он может в виде чувственно-эмоциональной субстанции, содержание которой определить довольно сложно. Смысл же, который придаётся идеалу, формируется только на стадии трансформации в цель. И только после этого, достигая третьей стадии, происходит формирование ценностей, служащих ресурсами, условиями и правилами для , которая ведёт к идеалу. А весь алгоритм, в конце концов, завершается так называемой инвентаризацией необходимых и имеющихся средств по достижению цели.

Каждый элемент представленного алгоритма крайне важен, однако нужно обратить внимание на то, что идеал, цель и средства формируются и выбираются под воздействием не только потребностей, но и норм этического характера, которые как бы «фильтруют» все стадии алгоритма. Одновременно с этим, этические нормы могут иметься в сознании человека, а также в массовом сознании, представляя собой результаты действия предыдущих алгоритмов, а значит, и восприниматься как «существующие объективно». Кроме того, они могут формироваться и как новые, будучи обусловленными вновь возникшим идеалом и соответствующим ему алгоритмом.

Жизнь любого человека, о чём мы уже упоминали, с самого детства начинает подчиняться данному алгоритму, причём не важно, чего это касается: выбора будущей профессии, любимого человека, политических или религиозных взглядов и совершаемых поступков. И здесь особую роль играют именно «идеалы», независимо от того, существуют они в сознании человека или в его подсознании.

Подытоживая, можно сказать, что система жизненных ценностей человека является достаточно стабильной структурой, несмотря на то, что подвержена изменениям, как небольшим, так и глобальным. А осознание самим человеком своей системы жизненных ценностей – это первый шаг на пути к пониманию своего .

Ценность, как и истинность, является не свойством, а отношением между мыслью и действительностью. Основываясь на своем индивидуальном опыте, человек осознает наличие связи между значимым для него объектом и своими потребностями и интересами.

Ценностью является то, что обладает положительной значимостью для человека. Значимость определяется не свойствами предмета самого по себе, а их вовлеченностью в человеческую жизнь.

Однако, мир ценностей динамичен. Он обнаруживает свою зависимость от человечества, обусловлен его развитием, расширением сферы деятельности, характером культуры и цивилизации. Природа аксиологически нейтральна, как ценность она актуализируется лишь в контексте с человечеством, в конкретно-исторических условиях его развития. Так для эпохи Античности высшей ценностью было гармоническое проявление всей полноты человеческой жизни, в Средние века ценности связывались с божественной сущностью и приобретали религиозный характер. Эпоха Возрождения выдвинула на первый план ценности гуманизма. В Новое время развитие науки и новых общественных отношений во многом определяли и основной подход к рассмотрению предметов и явлений как ценностей.

В современной литературе также существуют разные точки зрения. Ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо для человека или социальной группы.

Ю.М. Жуков пишет, что понятие ценности применяется при характеристике отношения человека к миру, взятого не столько с интеллектуальной, сколько с аффективной стороны в широком смысле этого слова. Ценность как бы распределена между человеком и окружающими миром, она существует только в их отношении. Ценности личности являются конкретизацией ценностей общества. Под конкретизацией понимается менее абстрактная форма существования ценностных отношений .

А. В. Битуева предлагает определение, отражающее внеситуативность и обобщенность ценностных ориентаций. Ценностные ориентации - широкая система ценностных отношений личности, поэтому они проявляются как предпочтительное отношение к отдельным предметам и явлениям, так и к их совокупности, т. е. выражают общую направленность индивида на те или иные виды социальных ценностей .

Г.Л. Будинайте и Т.В. Корнилова пишут, что личностными ценностями становятся те личностные смыслы, по отношению к которым субъект самоопределился, т.е. произошло принятие данных смыслов как значимых для собственного Я. Таким образом, личностные ценности функционируют как определенный уровень развития смысловых образований личности .

Многообразие потребностей и интересов личности и общества выражается в сложной системе ценностей, которые классифицируются по разным основаниям.

Многообразие ценностей, существующих в обществе, вызывает необходимость в их определенной классификации. Можно провести классификацию ценностей по следующим основаниям: по сферам общественной жизни; по субъектам, или носителям ценностей; по роли ценностей в жизни общества.

В соответствии с основными сферами общественной жизни обычно различают три группы ценностей: материальные; социально-политические; духовные.

Материальные ценности - это ценностно-значимые природные объекты и предметы, т. е. средства труда и вещи непосредственного потребления. К природным ценностям относятся естественные блага, заключенные в природных богатствах. А к предметным ценностям - предметы материального мира, созданные в результате человеческого труда, а также предметы культурного наследия прошлого.

Социально-политические ценности - это ценностное значение социальных и политических явлений, событий, политических актов и действий. К социально-политическим ценностям, как правило, относят социальное благо, содержащееся в политических и социальных движениях, а также прогрессивное значение исторических событий, способствующих процветанию общества, укреплению мира и сотрудничества между народами и т. д.

Духовные ценности - это нормативно-оценочная сторона явлений общественного сознания. Духовными ценностями принято считать ценности науки, морали, искусства, философии, права и т. д.

При всем своем различии материальные, социально-политические и духовные ценности тесно взаимосвязаны, и в каждом из видов имеется аспект другого вида ценностей. Более того, есть ценности, которые можно отнести и к материальным, и к социально-политическим, и к духовным. Это, прежде всего ценности, имеющие общечеловеческую значимость. Среди таковых - жизнь, здоровье, свобода и т. п.

Второе основание классификации ценностей - по субъектам. Здесь различают ценности: индивидуальные; групповые; общечеловеческие.

Индивидуальная, или личностная, ценность - это ценностная значимость предмета, явления, идеи для конкретного человека. Любая ценность по своей сути индивидуальна, ведь только человек способен оценивать предмет, явление, идею. Личные ценности порождаются потребностями и интересами индивида. Они определяются склонностями, вкусами, привычками, уровнем знаний и другими индивидуальными особенностями людей.

Групповые ценности - это ценностная значимость предметов, явлений, идей для какой-либо общности людей (класса, нации, трудового коллектива и пр.). Групповые ценности имеют большое значение для жизнедеятельности того или иного коллектива, сплачивая входящих в него индивидов едиными интересами, ценностными ориентациями.

Общечеловеческие ценности - это ценностная значимость предметов, явлений, идей для мирового сообщества. К общечеловеческим ценностям относятся: во-первых, социально-политические и нравственные принципы, разделяемые большинством населения мирового сообщества. Во-вторых, к таковым относятся общечеловеческие идеалы, общенародные цели и основные средства их достижения (социальная справедливость, человеческое достоинство, гражданский долг и т. п.). К ним относятся также природные ценности и ценности, которые по своей сути и значимости имеют глобальный характер: проблемы сохранения мира, разоружения, международного экономического порядка и др.

С точки зрения той роли, которую ценности играют в жизни общества и человека, их можно разделить на три следующие группы:

  • 1. Ценности, имеющие второстепенное значение для человека и общества - это те ценности, без которых нормальное функционирование общества и человека не нарушается.
  • 2. Ценности повседневного спроса и повседневного обихода. К этой группе относится большинство как материальных, так и духовных ценностей. Это все то, что необходимо для нормального удовлетворения материальных и духовных потребностей человека, без чего общество не может функционировать и развиваться.
  • 3. Высшие ценности - это предельные по своей значимости ценности, отражающие фундаментальные отношения и потребности людей. Без высших ценностей не только не может состояться личность, но и невозможна нормальная жизнь общества в целом. Существование высших ценностей всегда связано с выходом за рамки частной жизни индивида, они приобщают к тому, что выше его самого, чем определяется его собственная жизнь, с чем неразрывно связана его судьба. Вот почему высшие ценности, как правило, носят общечеловеческий характер.

К высшим ценностям относится часть материальных, духовных и социально-политических ценностей. Это, прежде всего: мир, жизнь человечества; представления о справедливости, свободе, правах и обязанностях людей, дружбе и любви; родственные связи; ценности деятельности (труд, творчество, созидание, познание истины); ценности самосохранения (жизнь, здоровье); ценности самоутверждения, самореализации; ценности, характеризующие выбор личных качеств (честность, храбрость, верность, справедливость, добро) и др.

Среди группы высших ценностей всегда особо выделяют: жизнь как ценность (ценности жизни), здоровье как ценность и свободу как ценность.

В свою очередь, ценность жизни является своеобразным фундаментом и вершиной для всех других ценностей. В зависимости от понимания ценности жизни будут формироваться также отношения между людьми и общества к человеку.

Здоровье - естественная, абсолютная и непреходящая ценность, занимающая одну из верхних ступеней в иерархической лестнице ценностей. От степени обладания здоровьем зависит уровень удовлетворения практически всех потребностей человека. Потребность в здоровье имеет всеобщий характер, она присуща как отдельным индивидам, так и обществу в целом. В силу этого различают индивидуальное (личное) здоровье и общественное здоровье, или здоровье населения.

Большое значение для человека имеет свобода как ценность. Философское понимание этой категории можно выразить в следующем определении: свобода - это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Свобода - право всех людей в равной мере пользоваться достижениями цивилизации и распоряжаться плодами своего труда и своей судьбой. Свобода есть выбор. И как каждый выбор, осуществляемый сознательно, она связана для личности с предпочтением одной из альтернативных возможностей и отказом от другой. А чтобы выбор не становился ограничителем последующей деятельности личности, она должна руководствоваться важным правилом: всякий раз, делая выбор, следует стремиться к тому, чтобы перспектива последующих выборов не снижалась, а расширялась, позволяя человеку выявлять свои новые профессиональные, нравственные и интеллектуальные потенции.

Осмысленные ценности становятся ценностными ориентациями личности.

Вы знаете, что у 99 из 100 самых богатых Россиян по версии журнала Forbes есть дети ? Подробнее об этом расскажу ниже.

Довольны ли вы своей работой, семейными отношениями, здоровьем, внутренним состоянием ? В жизни каждого человека случаются различные проблемы, но многих сложностей можно избежать, если вы будете действовать в соответствии с правильными жизненными ценностями.

Сейчас я расскажу о 8 жизненных ценностях и о том, как их удовлетворение влияет на уровень счастья.

8 Жизненных ценностей

1. Духовное развитие. Это ваше моральное состояние и поступки, понимание жизненных ценностей.

2. Семья, близкие. Ваши отношения со второй половинкой, родственниками, друзьями.

3. Здоровье, спорт. Ваше самочувствие. Регулярность в общих обследованиях тоже можно отнести к данному разделу, т. к. многие болезни могут протекать бессимптомно до самой последней стадии.

4. Финансовое положение. Удовлетворенность материальным положением.

5. Карьера. Карьера и финансы разделены т. к. для многих больше важна самореализация в карьере, чем доход, для кого, то наоборот.

6. Отдых, эмоции.

7. Саморазвитие.

8. Окружение. Люди, с которыми вы часто общаетесь, по работе и в других общественных местах.

Если хотите, то вы можете дополнить другими вашими жизненными ценностями.

Приоритеты в жизненных ценностях

Максимальная эффективность и уровень испытываемого счастья достигается при 2 условиях:

Ваши жизненные ценности правильные;

Вы максимально приблизились к равномерному удовлетворению всех жизненных ценностей.

Теперь немного разберем эти 2 условия и начнем с первого: Правильных жизненных ценностей. Каждая жизненная ценность имеет свой приоритет.

Главная жизненная ценность - духовное развитие, т. е. ваше моральное состояние . Важность состоит в том, что отрицательные поступки плохо влияют на все сферы жизни: здоровье, отдых, финансы и т. д. Причиной является то, что плохие поступки создают конфликт с самим собой, а точнее, с вашей совестью . Вспомните как вы себя чувствовали после ссоры. Раздражительность, головная боль, стресс и т. п. - результат любых негативных эмоций.

Все плохие поступки конфликтуют с вашей совестью, вследствие вырабатываются гормоны стресса , которые понижают иммунитет, ухудшают ваше настроение и т. д. Если с моральной точки зрения вы делаете хорошие поступки, то происходит выработка гормонов счастья, которые укрепляют силы организма и повышают настроение, что, в свою очередь, сказывается на всех остальных сферах жизни.


Обозначим главную жизненную ценность сверху.

2-я по степени важности ценность - семья. Проблемы в семье так же, как и в ценности «духовное развитие» сильно влияют на все сферы жизни, принцип примерно такой же.

3-я по важности ценность: здоровье, которое также влияет на все остальное. Приоритеты по остальным ценностям могут меняться в зависимости от вашего типа личности.

Подтверждающие факты из forbes об успехе

У многих могут возникнуть сомнения насчет указанных выше приоритетов, поэтому я приведу факты. Всем известен журнал Forbes, который ежегодно публикует списки самых богатых людей в мире. В одном из журналов я нашел следующий интересный факт: В списке 100 самых богатых Россиян по версии forbes, я насчитал только 9 разведенных мужчин, 1 неженатого, остальные все женаты. Но самое интересное, внимание, что у 99 из 100 есть дети, даже у разведенных, приемные или свои. В то же время средние данные по всем женатым мужчинам в России значительно меньше, вы и сами это понимаете.

Получается, что наиболее успешные мужчины - женатые и у кого есть дети. Это факт статистики.

Как вам такой расклад? Вроде должно быть наоборот, по логике современного человека, чем больше работаешь для достижения успеха тем меньше времени на все остальное. Почему же одиноким мужчинам и женщинам так сложно добиться успеха? Почему им приходится больше работать и меньше получается добиваться?

Итак, согласно статистике в браке у вас больше шансов реализовать свои желания. Но попробуем понять почему это происходит, ведь семья и дети требуют времени, заботы, усилий!

Мы так устроены, что при хороших поступках в кровь выбрасывается гормоны радости (дофамин, серотонин и др.) . Вспомните как вы себя чувствовали когда оказали неоценимую помощь другому человеку. Вы можете посмотреть на лица людей, которые работают в благотворительных фондах, даже по фотографиям сразу становится понятно, что они чувствуют себя значительно счастливее других.

Забота о других, в частности, о семье, детях сильно уменьшает восприимчивость к стрессу, потому что наш мозг не может обдумывать сразу несколько ситуаций, он работает последовательно. Что это означает? А то, когда мы хотим кому-то помочь, положительные мысли помощи не дают развиться негативным эмоциям. Если бы мыслей о том, как помочь ближнему не будет, то пустоту заполнят переживания и негативные эмоции.

Вот почему после развода, так часто люди начинают пить и впадают в другие вредные недуги, просто они становятся более восприимчивы к негативу. А семейные люди, наоборот, меньше гордятся, обижаются, болеют, это происходит потому что, когда человек о ком-то заботится, его моральное состояние улучшается.

Вот почему семья может помочь не только получить выброс гормонов счастья: эндорфинов, но и уменьшить выработку гормонов стресса, замещая негативные мысли позитивными.

Успех и моральное состояние

Фундамент успеха это ваше моральное состояние. Всем понятно, что люди избегают сотрудничества с гордыми, надменными, злыми людьми и наоборот тянутся к взаимодействию со спокойными, вежливыми, добрыми. Поэтому самая важная ценность - духовное развитие, которое улучшает ваше моральное состояние и уменьшает отрицательны поступки. В следствие меньше конфликта с совестью и меньше негативных мыслей, которые отрицательно влияют через выброс гормонов стресса.

Поделюсь опытом, я хожу в Православных храм, регулярно исповедуюсь и причащаюсь. Это помогает улучшить моральное состояние, убрать отрицательные мысли и чувствовать себя счастливее.

Семья дает человеку возможность более быстрого духовного развития, т. к. забота о ближнем делает человека лучше, его моральное состояние улучшается, поступки становятся правильными. Поэтому семья и отношения с близкими 2-я по важности жизненная ценность.

Приоритеты позволяют сделать более точный анализ и помогут вам лучше понять, что нужно сделать, чтобы жизнь изменилась к лучшему. К примеру, удовлетворенность финансовым положением не должна быть выше, чем удовлетворенность духовным развитием. Или удовлетворенность карьерой не должна быть выше удовлетворенностью семейным отношениям. То есть на колесе жизни нужно не только подтягивать ваши просевшие потребности, но и следить за тем, чтобы менее приоритетные жизненные ценности не выросли выше более приоритетных.

Нередко люди работают там, где не нравится. И с каждым днем нелюбимая работа приносит все больше разочарований и испорченного настроения. Часто причиной является ни плохая работа и даже ни плохой работник, а то, что они не подходят друг к другу. Если подходить к выбору работы и образу жизни в соответствии с вашими жизненными ценностями, то вы будете успешнее в любой области.

Как оценить жизненные ценности

Критерий успеха в жизни - уровень испытываемого счастья . Пожалуй, все хотят быть счастливыми. Чем больше вы удовлетворите ваши жизненные ценности, тем счастливее будете себя чувствовать . Но чтобы понимать, с чего начинать - нужно знать на какой стадии удовлетворения ваши текущие жизненные ценности.

Теперь самое время оценить ваши жизненные ценности. Для начала возьмите листок бумаги и нарисуйте круг, затем разделите его на 8 частей, проведя 4 линий через центр. В центре круга поставьте ноль - это ваша точка отсчета. Каждую из 8 осей разделите на 10 частей, проградуировав рисками. В центре круга будет ноль, а по краям в месте пересечения линий с кругом 10.

Подпишите каждое пересечение линии с кругом, описанными выше, 8 жизненными ценностями.

Задайте себе вопрос: Довольны ли вы тем как потрудились над улучшением своего здоровья, отношениями с семьей и т. д. Для каждого пункта оцените вашу степень удовлетворенности по 10 бальной шкале и отметьте по каждой оси.

Важно дополнить, что вопрос нужно задавать не относящийся к удовлетворённости вообще, а к тому, как вы потрудились над каждой сферой. Важна не конечная цель, а ваше стремление и движение к ней.

Объясню почему : Жизнь нас постоянно в чем-то ограничивает и бывают ситуации, когда желаемого невозможно достигнуть, но можно достигнуть удовлетворения от вложенного труда. Например, у человека нет ноги, конечно же, каждый хотел бы иметь полноценные конечности, но пока это невозможно, поэтому если такой человек все время будет указывать на оси здоровье низкий результат это будет его демотивировать, т. к. он хочет, но не может.

А если ставить на колесе жизни ваше движение к цели, например, человек без ноги каждый день тренируется, чтобы на искусственной ноге чувствовать себя максимально естественно и указывает высокие цифры на оси здоровье, то это будет его мотивировать к дальнейшим тренировкам. Поэтому 10 баллов по каждой оси - это значение максимального результата, который можете достигнуть именно вы, а не кто-то другой в данной жизненной ситуации.

В результате у вас должно получиться фигура похожая на круг. Если этого не получилось, то смотрите все просевшие сферы жизни. В первую очередь, необходимо удовлетворить самые отстающие жизненные ценности, т. к. насытить базовый уровень всегда проще, чем вышестоящий, т. е. чтобы получился равномерный круг . К тому же, для человека крайне важен баланс в жизни. Только сбалансированная жизнь принесет счастье.

Теперь вы знаете насколько ваши жизненные ценности совпадают с реальным положением дел и что нужно изменять в первую очередь.

Определять жизненные ценности нужно регулярно, рисуйте круг жизни хотя бы раз в месяц, лучше раз в неделю.

Фигура к которой нужно стремиться - круг. Когда вы определите ваши жизненные ценности и степень их реализации, то будет намного легче расставлять приоритеты в делах, ваша жизнь станет более сбалансированной, вы будете ощущать себя более счастливыми.

P.S. Если у вас есть сложности или вопросы по прочитанной статье, а также по темам: Психология(вредные привычки, переживания и др.), продажи, бизнес, тайм-менеджмент и др. задавайте их мне , постараюсь помочь. Еще возможна консультация по skype .

P.P.S. Также вы можете пройти online тренинг «Как получить 1 час дополнительного времени». Пишите комментарии, ваши дополнения;)

Подписывайтесь по email
Добавляйтесь
- 49.86 Кб
  1. Введение...................... .............................. ..........................стр. 3
  2. Ценностные ориентации.................... .............................. ...стр. 11
  3. Становление профессиональных интересов..................... стр. 14
  4. Профессиональные и личные цели и ценности................стр. 17
  5. Заключение.................... .............................. .........................стр. 20
  6. Список использованной литературы.................... ..............стр. 21

Введение

Современный интерес к исследованию жизненных целей и выбора карьеры обусловлен сменой идеологии, необходимость переосмыслением старых и поиском новых идеалов, нового обоснования целей и карьеры Сегодняшний идеал общества, представленный через средства массовой информации (газеты, радио, телевидение) – это человек, добившийся успеха.

Проанализируем жизнь людей, которые добились в жизни значительного успеха. Что объединяет этих людей? Успеха добиваются те, кто научился владеть своим мозговым потенциалом и своими эмоциями, делает вывод зритель. Они-то по праву и восседают на «троне успеха».

Если представить себе роскошный трон, наша фантазия не поскупится на золото, дорогое дерево и шелк. Пусть его конструкция будет самой изысканной и самой устойчивой. Устойчивость трона успеха должна быть гарантирована массивностью четырех ножек, четырех опор. Давайте теперь подумаем, что же это за опоры?

  1. Умение работать головой, использовать все возможности своего интеллекта.
  2. Умение ставить реальные цели.
  3. Умение решать сложные проблемы, настойчивость в достижении поставленных целей, умение воздействовать на других людей.
  4. Умение планировать свою карьеру и восходить к ней

Успех – это внутренняя концепция. Его нельзя купить, он не упадет на голову как манна небесная. Да, внешние обстоятельства имеют влияние на людей. Но по-настоящему «успешные» люди сами формируют эти обстоятельства.

Что же конкретно отличают «успешных» людей от всех остальных?

  • Они открыты миру;
  • У них необыкновенная тяга к новизне;
  • Они не боятся перемен и умеют рисковать;
  • У них всегда присутствует мощная настроенность на успех;
  • Их стойкость и выносливость достойны восхищения;
  • Они способны преодолеть любые препятствия;
  • Огромная тяга к новым знаниям и великолепная обучаемость;
  • Они организованы и внутренне дисциплинированы;
  • Они умеют грамотно планировать и достигать цели.

Успеха можно добиться только тогда, когда четко представляешь себе то, чего ты хочешь. Быть успешным вообще – такого не бывает.

К сожалению, большинство людей живет как во сне, не ставя перед собой никаких конкретных целей. Нет цели – не надо ее добиваться. Но тогда и не надо жаловаться, что ты неудачник. Даже одноклеточное существо, как амеба, оказывается, всегда движется к своей цели. Как заметили биологи, даже если на пути амебы встречаются препятствия, она обходит их и движется дальше – по направлению к своей цели. Вот на что ориентирует нас природа!

Вообще человеческой деятельности присущ, как правило, целенаправленный характер. Это значит, что действию предшествует сознательное целеполагание – т.е. предвосхищение в мышлении результата деятельности и путей его достижения с помощью определенных средств.

Если ты видишь свою цель, определяешь средства и способы ее достижения и мобилизуешь свои силы на реализацию своего желания – ты хозяин своей судьбы, ты достигаешь карьерного роста.

Большинство сотрудников, как показывают исследования, обычно относятся к своей карьере пассивно, предпочитая, чтобы этими вопросами занимались их руководители. Поэтому на Западе сегодня деловая карьера является объектом управления. Оно сводится к совокупности мероприятий, осуществляемых кадровыми службами (и консалтинговыми фирмами), позволяющих работникам раскрыть свои способности и применить их наиболее выгодным для себя и организации способом.

Служебное продвижение в организации может осуществляться в соответствии с такими принципами, как результативность работы, компетентность и потенциальные возможности, усердие, умение организовать формальную сторону дела, угодить руководству, старшинство, общие способности.

Составной частью такого управления является планирование деловой карьеры (во многих фирмах оно обязательно), предполагающее учет и увязку потребностей целей организации и сотрудников, изучение и оценку потенциала их служебного роста; ознакомление людей с реальными перспективами и условиями продвижения; определение критериев и путей перемещения, позволяющих избежать карьерных тупиков. Такое вложение в человеческие ресурсы, как правило, высокодоходны. Причем чем он более развит, тем большее количество ресурсов позволяет вовлекать в процесс персонального инвестирования. По мнению американского экономиста В. Боуэна: "Инвестиции в человеческий капитал подобны инвестициям в физический капитал в нескольких важных отношениях. И тот, и другой накапливаются в результате приложения экономических ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других предметов и услуг ради текущего потребления; в течение продолжительного времени и тот, и другой производят прибыли; наконец, и тот, и другой ограничены сроком жизни: машины изнашиваются, люди умирают" .

Однако в нашей стране такое вложение только набирает силы, а большинство выпускников Вузов не готовы к карьерному росту, не представляют этапы роста, да и, порой, выбирать работу, планировать карьерный рост, проходить собеседования, писать резюме. Более того, они не знают ни своих способностей и не умеют ставить цели.

Характер действий по целеполаганию и достижению целей у разных людей различен, меняется он и у конкретного человека с течением времени. Но, несмотря на это, данные процессы имеют общие черты и закономерности, что позволяет на основе анализа эмпирической информации относительно индивидуальных способов разработки и реализации жизненных стратегий сформулировать единообразный инструментарий.

Так, многие западные исследователи говорят о трехфазной модели жизненного цикла человека, а японские специалисты выделяют четыре фазы (от рождения до окончания школьного образования; поступление на работу и обзаведение семьей; трудовая жизнь; старость). Целенаправленно управляя качественными и количественными параметрами смены фаз, человек может максимизировать полезность отдачи от каждого этапа.

Содержание самоуправления на разных этапах жизненного цикла имеет различное наполнение. В детстве человек всецело зависит от родителей, он, как правило, не способен самостоятельно принимать важнейшие решения. В зрелые годы обретается самостоятельность, и степень ответственности за принятие решений значительно увеличивается. В целом необходимо разделить на экзогенный этап, когда разработать и воплотить жизненную стратегию человеку помогают сторонние лица (на ранней стадии - обычно родители, позже к ним подключаются друзья, педагоги, руководители и уважаемые люди), и эндогенный, когда человек относительно самостоятельно занимается этой работой.

Используя данный инструментарий, человек может попытаться оптимально сформировать и эффективно реализовать личную жизненную стратегию.

В основе идеологии лежит мысль о том, что каждый человек хочет чего-то добиться в жизни.

Сделать карьеру – значит добиться престижного положения в обществе и высокого уровня дохода. При этом имеется в виду престижность с точки зрения широкого общественного мнения. Выпускник учебного заведения, который понимает, ЧТО нужно сделать, и КАК это делать правильно, имеет гораздо больше добиться успеха в жизни на фоне всех остальных.

2. Формирование жизненных ценностей и приоритетов

Потребность в определении личностных ценностей, приоритетов и смысла жизни возникает у каждого человека. Это одна из важнейших потребностей личности. В юности эта необходимость ощущается особенно остро.

Особенности становления личности зависят от экономического и культурного уровня развития общества, в котором растет ребенок, от того, какой исторический этап этого развития он застал.

Развитие личности и формирование шкалы жизненных ценностей определяется также и тем, что ожидают от него семья и общество, какие ценности и идеалы ему предлагают, какие задачи стоят перед ним в разные возрастные периоды.

За долгую историю существования человеческого общества выработаны основополагающие общечеловеческие ценности и нормы нравственного поведения. В обществе всегда ценились и ценятся доброта, верность, честность, взаимопомощь и отвергаются цинизм, обман, жадность, тщеславие, преступления.

В современном обществе основными общечеловеческими ценностями являются семья, здоровье, образование, работа. Общечеловеческие ценности тесно связаны с личными ценностями человека, которые можно условно разделить на материальные и духовные (нравственные). Реализация всех этих ценностей необходима для самоутверждения, признания личности. Каждый человек отдает предпочтение тем или иным ценностям. О его выборе можно судить по богатству или скудности внутреннего мира, разнообразию интересов, неповторимой человеческой индивидуальности. На протяжении всей жизни человек формирует свое мировоззрение, образ жизни. Значительную роль в этом играют его окружение (семья, друзья), а также различные национальные, религиозные и социальные воззрения и традиции. Очень важен момент формирования собственной шкалы ценностей в подростковом возрасте - в период постепенного вхождения во взрослую жизнь.

Для подростка жизненные ценности воспринимаются только в личностном, конкретном воплощении. Эта черта заходит так далеко, что ценность, которую он ищет и находит, совершенно отождествляется для него с живым человеком, в котором он видит ее воплощенной. Вера подростка в идеал есть прежде всего вера в избранного им человека, которого он выделяет из своего окружения. Это может быть член семьи, учитель, кто-то из сверстников. Если этот человек не оправдывает той веры, весь идеальный мир может рухнуть. Вот почему для подростка очень важно, кто его окружает и какие взаимоотношения со взрослыми и сверстниками у него складываются в этот сложный период. К сожалению, поведение взрослых очень часто расходится с теми нравоучительными беседами, которые они ведут с подростками. "Делай как я говорю" - такой стереотип воспитания не подходит подростку. "Делай как я" - вот что должно стать нравственной основой общения и работы взрослого с подростком.

"Жизнь каждого человека состоит из поступков, в них выражается моральная сущность человека", - говорил В. А. Сухомлинский.

Ближайшее социальное окружение - родители и другие члены семьи, позже воспитатели детского сада и школьные учителя (иногда друзья семьи или священник) - непосредственно влияет на развитие психики ребенка. Следует отметить, что с возрастом социальное окружение расширяется: с конца дошкольного детства на развитие ребенка начинают оказывать влияние сверстники, а в подростковом и старшем школьном возрасте могут существенно воздействовать некоторые социальные группы - через средства массовой информации, организацию митингов, проповеди в религиозных общинах и др.

Подросток (12-15 лет) идет к познанию действительности во многом "от себя", через свои переживания. Старшеклассник (16-18 лет), наоборот, познавая окружающее, возвращается к себе и задается мировоззренческими вопросами: "А что я значу в этом мире?", "Какое место я занимаю в нем?", "Каковы мои возможности?", "Какой я?". Он ищет четких, определенных ответов и в своих взглядах категоричен, недостаточно гибок. Недаром говорят о юношеском максимализме.

Формирование собственной шкалы ценностей происходит уже в раннем детском возрасте. Вот почему так важно, в какой семье воспитывается ребенок, вырастая в подростка, юношу, взрослого.

Ценностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от родителей. Если счастливые минуты в семье связаны только с приобретением и накоплением, ребенку трудно стать счастливым в будущем. Материальные потребности безграничны, и невозможность их удовлетворить может обернуться трагедией.

Если в семье преобладают духовные ценности, например взаимоподдержка, доброта, честность, радость общения друг с другом, потребность отдавать, а не брать, то вряд ли ребенок в будущем почувствует себя одиноким и обездоленным. Сформированная в детстве привычка получать удовольствие от общения с природой, музыкой, произведениями искусства и хорошей книгой позволит молодым людям выстоять и принять правильные решения в самых сложных жизненных ситуациях.

Самое главное для подростка - это уверенность в том, что он любим своими родителями, что взрослые видят в нем достоинства, а не только недостатки. Надо помнить, что только любовь близких поможет взрослеющему ребенку преодолеть мучительный переходный период отрочества, когда подросток становится неуправляемым.

Для того чтобы подросток обратился именно к родителям или к педагогам за помощью и советом в сложных жизненных ситуациях, взрослым необходимо осознать, что с самого раннего детства ребенок является личностью и свои детские беды, которые взрослым кажутся пустяком, переживает очень остро и эмоционально.

Позиция взрослых в этой ситуации очень важна для будущих контактов и создания атмосферы доверия между ребенком и взрослым. Вот один из таких примеров. В один из теплых праздничных дней молодая мама вела за руку пятилетнего мальчика, который ел мороженое. Мама торопилась, ребенок почти бежал рядом с ней и, оступившись, упал, уронил мороженое, испачкал свой праздничный костюмчик.

Описание работы

Современный интерес к исследованию жизненных целей и выбора карьеры обусловлен сменой идеологии, необходимость переосмыслением старых и поиском новых идеалов, нового обоснования целей и карьеры Сегодняшний идеал общества, представленный через средства массовой информации (газеты, радио, телевидение) – это человек, добившийся успеха.

Содержание работы

Введение..............................................................................стр. 3
Формирование жизненных ценностей и приоритетов....стр. 6
Ценностные ориентации.....................................................стр. 11
Становление профессиональных интересов.....................стр. 14
Профессиональные и личные цели и ценности................стр. 17
Заключение...........................................................................стр. 20
Список использованной литературы..................................стр. 21