Государственная аккредитация учреждений образования. Об аккредитации специальностей

Начало учебного года 2013/2014 ознаменовалось вступлением в силу нового Закона об образовании. Теперь Правительство РФ обновляет нормативную базу, основываясь на положениях этого Закона. Так, Правительство РФ Постановлением от 18.11.2013 N 1039 утвердило Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности (далее - Положение N 1039), вступившее в силу 30 ноября 2013 г.

Аккредитация образовательной деятельности

Напомним, что с 1 сентября 2013 г. в России действует Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон N 273-ФЗ). С этой же даты ранее действовавший Закон РФ от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" утратил силу.
Как правило, реализация любого закона неизбежно сопровождается принятием целого ряда подзаконных нормативных правовых актов. Не стал исключением и Закон N 273-ФЗ, в соответствии с ч. 28 ст. 92 которого именно Правительство РФ должно было утвердить положение о государственной аккредитации. Благодаря этой норме и появилось Положение N 1039.
Отметим, что уже в названии ст. 92 Закона N 273-ФЗ, посвященной аккредитации, прослеживается отличие от аналогичной ст. 33.2 Закона N 3266-1. В новом Законе об образовании речь идет о государственной аккредитации образовательной деятельности, а в прежнем - о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций. Между тем, по сути, во всех случаях государственная аккредитация проводится в отношении образовательных программ, реализуемых тем или иным учреждением.
Согласно ст. 92 Закона N 273-ФЗ государственная аккредитация образовательной деятельности проводится по следующим программам:
- основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, за исключением образовательных программ дошкольного образования;
- основным образовательным программам, реализуемым в соответствии с образовательными стандартами. Положение N 1039 уточняет, что в данном случае речь идет об образовательных программах, реализуемых в соответствии с образовательными стандартами, которые утверждают самостоятельно:
- федеральные государственные бюджетные образовательные учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" и "Санкт-Петербургский государственный университет";
- образовательные организации высшего образования, в отношении которых установлена категория "федеральный университет" или "национальный исследовательский университет";
- федеральные государственные образовательные организации высшего образования, перечень которых утверждается указом Президента РФ. В настоящее время такой Перечень утвержден Указом Президента РФ от 09.09.2008 N 1332.
Таким образом, теперь установлена единая процедура аккредитации, в том числе и для образовательных организаций, устанавливающих образовательные стандарты самостоятельно.
В связи с этим 30 ноября 2013 г. утратили силу следующие Постановления Правительства РФ:
- от 18.05.2009 N 414, которым утверждено Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы охраны Российской Федерации, реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну;
- от 16.02.2011 N 87, которым были утверждены Положения о лицензировании образовательной деятельности и о государственной аккредитации федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова" и федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет";
- от 21.03.2011 N 184, которым утверждено Положение о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций;
- от 27.09.2011 N 800, которым утверждено Положение о государственной аккредитации федеральных государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, реализующих образовательные программы высшего профессионального и послевузовского профессионального образования на основе образовательных стандартов и требований, устанавливаемых ими самостоятельно.
Напомним, что в настоящее время в России установлены следующие федеральные государственные образовательные стандарты:
- общего образования;
- начального профессионального образования;
- среднего профессионального образования;
- высшего профессионального образования по направлениям подготовки бакалавриата;
- высшего профессионального образования по направлениям подготовки специалитета;
- высшего профессионального образования по направлениям подготовки магистров.

Кто и как проводит аккредитацию?

В Положении N 1039 определены органы, осуществляющие государственную аккредитацию (далее - аккредитационные органы). Это:
- Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (далее - Рособрнадзор);
- органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования.
Рособрнадзор проводит государственную аккредитацию образовательной деятельности (ст. 6 Закона N 273-ФЗ):
- организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;
- федеральных государственных профессиональных образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждает Правительство РФ;
- российских образовательных организаций, расположенных за пределами территории РФ, образовательных организаций, созданных в соответствии с международными договорами РФ, а также осуществляющих образовательную деятельность дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, представительств РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
- иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории РФ;
- иностранных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность за пределами территории РФ.
Что же касается органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих переданные Российской Федерацией полномочия в сфере образования, то они проводят государственную аккредитацию образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории субъекта РФ, кроме организаций, государственную аккредитацию которых проводит Рособрнадзор.
Например, аккредитацию образовательных программ, реализуемых в общеобразовательной школе, проводит орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится данная школа, а аккредитацию образовательных программ, реализуемых в высшем учебном заведении, находящемся на территории данного субъекта РФ, будет проводить Рособрнадзор.
Если организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализует образовательные программы в своем филиале, расположенном на территории другого субъекта РФ, то государственную аккредитацию в отношении этих программ также будет проводить орган исполнительной власти субъекта РФ, к компетенции которого отнесена государственная аккредитация в отношении образовательных программ, реализуемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, но при этом во взаимодействии с органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого расположен филиал.
Напомним, что в соответствии с ч. 9 ст. 108 Закона N 273-ФЗ ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации должны быть переоформлены до 1 января 2016 г.
В связи с данной нормой Положение N 1039 предписывает аккредитационным органам до 1 января 2016 г. переоформить организациям, осуществляющим образовательную деятельность, свидетельства о государственной аккредитации, выданные им до 1 сентября 2013 г. в отношении реализуемых ими основных образовательных программ. Свидетельства должны быть переоформлены на срок действия имеющегося свидетельства с указанием в приложении к переоформленному свидетельству уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся имеющие государственную аккредитацию образовательные программы.
Для того чтобы переоформить свидетельство об аккредитации, организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны обратиться в аккредитационный орган с заявлением. Напомним, что форма заявления о переоформлении свидетельства о государственной аккредитации приведена в Приложении N 3 к Приказу Минобрнауки России от 18.09.2012 N 729 (далее - Приказ N 729).
Если организации, осуществляющей образовательную деятельность, до 1 сентября 2013 г. было выдано временное свидетельство в связи с изменением ее наименования для приведения его в соответствие с государственным статусом, установленным при государственной аккредитации, то свидетельство должно быть выдано на основании двух документов:
- заявления организации;
- решения о государственной аккредитации, ранее принятого аккредитационным органом.
В приложении к свидетельству указываются уровни образования, укрупненные группы профессий, специальностей и направлений подготовки, к которым относятся имеющие государственную аккредитацию образовательные программы.
Напомним, что формы свидетельства о государственной аккредитации, временного свидетельства о государственной аккредитации и приложений к ним, а также Технические требования к указанным документам утверждены Приказом Минобрнауки России от 10.01.2012 N 1.
Для переоформления (выдачи) свидетельств аккредитационным органам установлен срок, не превышающий 15 рабочих дней со дня регистрации заявления организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Постановление N 1039 устанавливает еще один важный момент. Речь идет об основных профессиональных образовательных программах высшего образования (программах подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программах ординатуры, программах ассистентуры-стажировки). Установлено, что эти программы считаются образовательными программами, имеющими государственную аккредитацию до 31 декабря 2014 г., если:
- срок действия свидетельства по этим программам истекает после 1 сентября 2013 г., но не позднее вступления в силу федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования в части подготовки кадров высшей квалификации, осуществляемой по результатам освоения указанных программ;
- имеются обучающиеся, завершающие обучение по таким программам в период с 1 сентября 2013 г. до вступления в силу указанных федеральных образовательных стандартов.
После вступления в силу указанных федеральных государственных образовательных стандартов организации, осуществляющие образовательную деятельность, должны пройти государственную аккредитацию в отношении этих образовательных программ в установленном порядке.
Обращаем внимание на то, что Закон N 273-ФЗ не предусматривает проведение государственной аккредитации образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. В соответствии с ч. 8 ст. 108 Закона N 273-ФЗ с 1 сентября 2013 г. свидетельства о государственной аккредитации в части имеющих государственную аккредитацию дополнительных профессиональных образовательных программ признаются недействующими для всех образовательных организаций.

Требования к заявлению о государственной аккредитации

Как мы уже отмечали, для проведения государственной аккредитации организация, осуществляющая образовательную деятельность, или организация, осуществляющая обучение (далее - организация), должна обратиться в аккредитационный орган с заявлением о государственной аккредитации, а также приложить к нему необходимые документы.
В заявлении организация должна указать следующие сведения:
- полное и сокращенное (при наличии) наименования, место нахождения, номер контактного телефона и адрес электронной почты, адрес официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, основной государственный регистрационный номер записи в Едином государственном реестре юридических лиц (ОГРН в ЕГРЮЛ);
- полное и сокращенное (при наличии) наименования филиала (филиалов), место нахождения (при проведении государственной аккредитации по основным образовательным программам, реализуемым в филиале (филиалах));
- идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), код причины постановки на учет в налоговом органе (КПП);
- перечень заявляемых для государственной аккредитации образовательных программ с указанием уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки, форм обучения, сведения об использовании сетевой формы реализации образовательной программы, а также о реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
- сведения о необходимости (об отсутствии необходимости) направления в адрес организации в электронной форме информации о ходе процедуры государственной аккредитации.
К заявлению организация должна приложить:
- копию документа о государственной регистрации организации;
- доверенность или иной документ, подтверждающие право уполномоченного лица организации, направившего заявление и прилагаемые документы, действовать от имени организации;
- сведения о реализации образовательных программ, заявленных для государственной аккредитации, по формам, утверждаемым Минобрнауки России;
- копию договора о сетевой форме реализации образовательных программ, заключенного в соответствии со ст. 15 Закона N 273-ФЗ (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена), а также копии разработанных и утвержденных совместно с другими организациями, осуществляющими образовательную деятельность, образовательных программ (при наличии образовательных программ, реализуемых с использованием сетевой формы);
- копию договора с научной организацией и иной организацией, осуществляющей научную (научно-исследовательскую) деятельность, о создании в образовательной организации, реализующей образовательные программы высшего образования, лабораторий, осуществляющих научную (научно-исследовательскую) и (или) научно-техническую деятельность (в случае заключения такого договора). Если копия договора нотариально не заверена, предъявляется также его оригинал;
- копию договора о создании образовательной организацией, реализующей образовательные программы высшего образования, в научной организации и иной организации, осуществляющей научную (научно-исследовательскую) деятельность, кафедр, осуществляющих образовательную деятельность (в случае заключения такого договора). Если копия договора нотариально не заверена, то также предъявляется его оригинал;
- копию договора о создании профессиональной образовательной организацией или образовательной организацией высшего образования кафедр и иных структурных подразделений, обеспечивающих практическую подготовку обучающихся, на базе иных организаций, осуществляющих деятельность по профилю соответствующей образовательной программы (в случае заключения такого договора) (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена);
- сведения о наличии (об отсутствии) общественной аккредитации в российских, иностранных и международных организациях и (или) профессионально-общественной аккредитации;
- опись представленных документов.
Что же касается образовательных организаций, самостоятельно устанавливающих образовательные стандарты, то к заявлению о государственной аккредитации в отношении образовательных программ высшего образования, реализуемых в соответствии с такими стандартами, помимо перечисленных документов и сведений они должны приложить копии своих распорядительных актов об установлении образовательных стандартов и соответствующие образовательные стандарты.
Если организация осуществляет образовательную деятельность по реализации профессиональных образовательных программ, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, то в заявлении она должна указать сведения о наличии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, соответствующей степени секретности. При этом заявление и прилагаемые документы, представляемые в аккредитационный орган, не должны содержать сведения, составляющие государственную тайну.
Заявление и прилагаемые документы можно представить в аккредитационный орган одним из следующих способов:
- на бумажном носителе - уполномоченным представителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, или заказным почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении;
- в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, - через информационно-телекоммуникационные сети общего пользования, в том числе сеть Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", региональные порталы государственных и муниципальных услуг.
Заявление и прилагаемые документы должны быть зарегистрированы аккредитационным органом в течение одного рабочего дня со дня их поступления.
Аккредитационному органу дается 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых документов для того, чтобы проверить (в том числе с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия), что организация, осуществляющая образовательную деятельность, а также заявление и прилагаемые документы соответствуют следующим требованиям:
- государственная аккредитация отнесена к компетенции аккредитационного органа;
- у организации есть лицензия на осуществление образовательной деятельности по образовательным программам, заявленным организацией, осуществляющей образовательную деятельность, для государственной аккредитации;
- со дня отказа организации, осуществляющей образовательную деятельность, в государственной аккредитации или со дня лишения ее государственной аккредитации истек 1 год;
- заявление и прилагаемые документы оформлены и заполнены правильно, документы представлены в полном объеме.
Если все в порядке, то заявление и прилагаемые документы в течение 10 рабочих дней со дня их регистрации принимаются к рассмотрению по существу. Аккредитационный орган в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и прилагаемых документов к рассмотрению по существу направляет в адрес организации, осуществляющей образовательную деятельность, или вручает ее уполномоченному представителю соответствующее уведомление.
Если окажется, что заявление и прилагаемые документы неправильно оформлены (заполнены) или приложены не все документы, то аккредитационный орган в течение 10 рабочих дней со дня регистрации заявления и прилагаемых документов должен направить в адрес организации, осуществляющей образовательную деятельность, или вручить ее уполномоченному представителю уведомление о несоответствии.
В уведомлении о несоответствии должны содержаться:
- сведения о том, что заявление и прилагаемые документы не могут быть приняты к рассмотрению по существу в связи с их несоответствием установленным требованиям (с указанием несоответствий);
- информация о том, что для проведения государственной аккредитации необходимо в течение 2 месяцев со дня направления аккредитационным органом уведомления о несоответствии представить в аккредитационный орган правильно оформленные и заполненные заявление и прилагаемые документы и (или) недостающие документы.
Если организация, осуществляющая образовательную деятельность, в течение 2 месяцев со дня направления аккредитационным органом уведомления о несоответствии представит правильно оформленные и заполненные заявление и прилагаемые документы и (или) недостающие документы, то аккредитационный орган осуществит их прием и регистрацию.
Если заявление и прилагаемые документы оформлены правильно и представлены в полном объеме, то они принимаются к рассмотрению по существу в течение 10 рабочих дней со дня регистрации документов, представленных на основании уведомления.
Аккредитационный орган в течение 10 рабочих дней со дня приема заявления и прилагаемых документов к рассмотрению по существу направляет в адрес организации, осуществляющей образовательную деятельность, или вручает ее уполномоченному представителю соответствующее уведомление.
Аккредитационный орган откажет организации, осуществляющей образовательную деятельность, в принятии заявления и прилагаемых документов к рассмотрению по существу и возвратит заявление и прилагаемые документы организации в случае, если организация, осуществляющая образовательную деятельность:
- не будет соответствовать какому-либо из перечисленных требований;
- не представит в течение 2 месяцев со дня направления уведомления о несоответствии правильно оформленные и заполненные заявление и прилагаемые документы и (или) недостающие документы.
Заявление и документы будут также возвращены в случае, если документы, представленные на основании уведомления, не будут соответствовать заполненному заявлению.
Заявление и документы должны быть возвращены в течение 10 рабочих дней соответственно со дня регистрации заявления и прилагаемых документов (со дня регистрации документов, представленных на основании уведомления) либо со дня истечения двухмесячного срока. Указанные документы могут быть возвращены посредством направления в адрес организации (почтовым отправлением с уведомлением о вручении либо в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, если эти документы были представлены таким способом) или посредством вручения уполномоченному представителю. Факт вручения заявления и прилагаемых документов уполномоченному представителю заверяется его подписью.
Аккредитационный орган после принятия заявления и прилагаемых документов к рассмотрению по существу составляет аккредитационное дело организации, осуществляющей образовательную деятельность, которое подлежит хранению в аккредитационном органе. Аккредитационное дело включает в себя:
- заявление и прилагаемые документы;
- распорядительный акт аккредитационного органа о проведении аккредитационной экспертизы;
- заключение по результатам аккредитационной экспертизы, отчеты об аккредитационной экспертизе;
- распорядительные акты аккредитационного органа о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации, о переоформлении свидетельства об аккредитации, о предоставлении дубликата свидетельства об аккредитации, о приостановлении, возобновлении, прекращении, лишении государственной аккредитации;
- копию свидетельства об аккредитации (временного свидетельства, дубликата свидетельства) с приложениями.
Если взаимодействие аккредитационного органа и организации, осуществляющей образовательную деятельность, осуществлялось с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", то и аккредитационное дело аккредитационный орган формирует в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с Федеральным законом от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Таким образом, если свидетельство о государственной аккредитации будет утрачено или испорчено, то организация может обратиться в аккредитационный орган с просьбой о выдаче дубликата свидетельства.
Еще раз отметим, что если организации, осуществляющей образовательную деятельность, будет отказано в государственной аккредитации или она будет лишена государственной аккредитации, то подать заявление об аккредитации организация вправе не ранее чем через один год.
Согласно п. 60 Положения N 1039 аккредитационный орган принимает решение о государственной аккредитации или об отказе в государственной регистрации образовательной деятельности организации, осуществляющей образовательную деятельность, в срок, установленный п. 18 ст. 92 Закона N 273-ФЗ. Он не должен превышать ста пяти дней со дня приема заявления о проведении государственной аккредитации и прилагаемых к этому заявлению документов при условии соответствия этих заявления и документов установленным требованиям.
При принятии решения о государственной аккредитации образовательной деятельности аккредитационный орган выдает свидетельство о государственной аккредитации, срок действия которого составляет:
- шесть лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным профессиональным образовательным программам;
- двенадцать лет для организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам.
Свидетельство без приложения недействительно.
Установлен запрет на продление срока действия свидетельства (временного свидетельства).
Между тем свидетельство может быть переоформлено на период до окончания срока его действия в случае, если:
- организация, осуществляющая образовательную деятельность, будет реорганизована в форме преобразования, будет изменено место ее нахождения или ее наименование;
- государственная аккредитация необходима в отношении ранее не аккредитованных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
- переоформлена лицензия на осуществление образовательной деятельности в связи с прекращением реализации отдельных образовательных программ, реализуемых организацией, осуществляющей образовательную деятельность;
- организация лишена государственной аккредитации в отношении отдельных уровней образования, укрупненных групп профессий, специальностей и направлений подготовки либо образовательных программ.

По данным на 2016 год, 40% выпускников 9-х классов поступает в учреждения системы профессионального образования, а только 60% переходит в десятый класс. Все 3200 колледжей и техникумов России по ФГОС обязаны проходить государственную аккредитацию. Для чего она проводится и что это такое?

Виды аккредитации:

  • государственная;
  • общественная.

Государственная аккредитация - подтверждение на федеральном уровне того, что действующие образовательные программы колледжа и техникума законны и качественны.

На что обращают внимание при проведении экспертизы в рамках аккредитации в СПО? Главное - это соответствие итогового качества подготовки студентов с содержанием образовательной программы.

— Сведения о реализации заявленных для государственной аккредитации образовательных программ в обязательном порядке должны содержать полные тексты согласованных с представителями работодателей программ в соответствии с требованиями 273-ФЗ и конкретных ФГОС, в т. ч. УП, включая ИУП (при наличии), КУГ, рабочие программы модулей и дисциплин, методические и оценочные материалы с положительными заключениями работодателей и иные материалы, ежегодно обновляемые в соответствии с ЛНА организации, - прокомментировала на одном из вебинаров «Академии профессионального развития» эксперт в области образовательного права Елена Васильевна Зачесова.

Проведение экспертизы совершается Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки (специальной комиссией Рособрнадзора). Решение об аккредитации может быть положительным или отрицательным, но в любом случае органом должно выдаваться свидетельство.

Сроки действия этого свидетельства несколько различаются для учреждений, работающих по разным направлениям:

  • 6 лет. Основные образовательные направления (сюда же входит СПО).
  • 12 лет. Общеобразовательные программы.

Если колледж успешно прошел проверку, руководству колледжа отдадут:

  • соответствующее свидетельство;
  • приложения к нему.

Приложения к свидетельству нужны для подтверждения его действительности. Именно в приложениях указываются аккредитованные образовательные программы. По этим программам образовательное учреждение может предоставлять учащимся льготы и выдавать дипломы.

В уже аккредитованных организациях результат экспертизы предоставляется не позднее, чем через 105 дней со дня приёма заявления и документов от колледжа или техникума. Если речь идёт о переоформлении свидетельства о госаккредитации, то оно осуществляется не более чем за 45 дней со дня регистрации заявления от заявителя. Выдача дубликата занимает не более 15 дней.

Обычно, проверяющие требуют документы организации в распечатанном виде. Но закон разрешает их предоставлять и в электронном виде.

— Если в ПОО имеется ЛНА о правилах делопроизводства и документооборота, то согласно нему и следует хранить и предоставлять документы, - считает Елена Зачесова. - Но с другой стороны, как-то следует убедить членов аккредитационной комиссии, что можно ваши электронные документы читать с экрана и ничего не распечатывать. Аргументов масса, но я бы сослалась не на норматив, а на образец для подражания - Распоряжение Правительства РФ от 12.02.2011 N 176-р «Об утверждении плана мероприятий по переходу федеральных органов исполнительной власти на безбумажный документооборот при организации внутренней деятельности». Если уж Правительство против бумажек, то и ваше ПОО - тоже.

Общественная аккредитация подразумевает признание уровня или заслуг образовательной организации какими-либо общественными профорганизациями, союзами, ассоциациями. Заменить общественной аккредитацией государственную нельзя. Но общественная аккредитация влияет на престиж образовательного учреждения.

Приведём пример общественной аккредитации российского вуза. В апреле 2017 года Королевский колледж врачей и хирургов Канады решил провести институциональную аккредитацию одного из наших медицинских университетов. В результате наше образовательное учреждение получило статус аккредитованного на международном уровне высшего учебного заведения и повысило свой авторитет.

По каким причинам можно получить отказ в аккредитации?

Отказ в экспертном заключении по государственной аккредитации колледжа может быть в двух случаях:

  • если образовательная организация предоставила документы с ложной информацией;
  • в результате отрицательного заключения аккредитационной экспертизы.

Каковы последствия провала аккредитации?

Если колледж не получит свидетельство, то он не сможет продолжать обучать студентов. И даже сегодняшние выпускники не смогут забрать свои дипломы.

В медиасреде практически нет историй об учреждениях СПО, не прошедших аккредитацию, зато множество подобных историй о вузах.

Так, в начале июня 2017 года на городском сайте Омска была опубликована новость о том, что Комиссия Рособрнадзора не продлила аккредитацию подразделению одного вуза в Омске. На сайте вуза есть информация, что студентов обучают по 7 направлениям, а в данный момент аккредитация на выдачу диплома осталась лишь у профиля «Управление качеством». Остальные не прошли. Большинство выпускников 2017 года не получат дипломы в этом учебном заведении. Вузу придётся принимать меры. Например, договариваться с другими высшими учебными заведениями, чтобы те выдали их выпускникам дипломы.

Аналогичная ситуация может произойти и в учебных заведениях среднего профессионального образования.

Обжалование или что делать, если колледж не прошел аккредитацию?

Представитель учреждения СПО может обжаловать решение, а также действия или бездействие проверяющих.

Обжалование возможно в случаях, если:

  • срок регистрации запроса заявителя о предоставлении госаккредитации был нарушен;
  • был нарушен срок предоставления госаккредитации;
  • у заявителя потребовали документы, которые не предусмотрены нормативно-правовыми актами РФ для предоставления госаккредитации;
  • отказали в приёме документов;
  • отказали по основаниям, не предусмотренным законодательством РФ;
  • затребовали с заявителя какие-либо платы, которые не предусмотрены законодательством РФ;
  • отказали в исправлении ошибок в выданных документах или нарушили сроки по их исправлению.

Документ для обжалования нужно подавать распечатанным на бумаге.

В жалобе необходимо указать:

  • Название уполномоченного органа, указание должностного лица или гражданского госслужащего, которые предоставляли госуслугу и действия которых обжалуются.
  • ФИО, данные о месте жительства заявителя и контактные данные (номер телефона, адрес электронной почты).
  • Данные о предмете обжалования.
  • Разъяснения претензий. Если у заявителя есть доказательства (к примеру, документы), их нужно отправить вместе с жалобой.

Если обжалуется отказ в приёме документов, отказ в исправлении опечаток/ошибок или нарушение сроков их исправления, то в течение 5 дней уполномоченный орган должен рассмотреть жалобу. В остальных случаях срок рассмотрения - 15 дней со дня регистрации.

Если в ходе рассмотрения жалобы или по результатам её рассмотрения обнаруживается административное правонарушение или преступление, то должностное уполномоченное лицо должно немедленно направить соответствующие материалы в прокуратуру.

Как привести работу в вашем учреждении СПО в соответствие с современными требованиями, вы узнаете на Международной конференции «Практические решения в области перехода на новые ФГОС СПО: разработка рабочей документации и оценка образовательных результатов» .

Что представляет собой аттестация учебного заведения, для чего она нужна?

Аттестация образовательного учреждения проводится для того, чтобы выяснить, насколько уровень знаний его выпускников соответствует установленным государственным стандартам.

В ходе аттестации образовательного учреждения проверяются наличие у него лицензии, результаты выпускных экзаменов за последние три года. Кроме того, учащиеся или студенты аттестуемого образовательного учреждения пишут специальные тестовые и контрольные работы.

Аттестация проводится один раз в пять лет, так что перед окончанием срока действия старого аттестационного заключения стоит поинтересоваться, когда будет проводиться аттестация и будет ли она проводиться вообще. Если образовательное учреждение не проходит аттестацию, его лишают аккредитации. Если же оно прошло аттестацию успешно, его допускают к государственной аккредитации.

Суть государственной аккредитации заключается в том, что образовательное учреждение подтверждает, что оно является либо высшим учебным заведением (университетом, академией, институтом), либо средним профессиональным учреждением (техникумом, училищем, колледжем), либо общим образовательным учреждением (школой, гимназией, лицеем).

Для чего учебное заведение должно иметь государственную аккредитацию?

Целью аккредитации вуза является установление (подтверждение на очередной срок) его государственного аккредитационного статуса по типу (высшее учебное заведение) и виду (институт, академия, университет) с установлением перечня образовательных программ высшего профессионального образования, по которым вуз имеет право выдавать выпускникам документы об образовании государственного образца.

Государственная аккредитация образовательного учреждения дает ему право выдавать дипломы (аттестаты) государственного образца по аккредитованным образовательным программам.

Перед поступлением в образовательное учреждение следует узнать, есть ли у него аккредитация.

Общественная аккредитация - это признание того, что выпускники высшего учебного заведения имеют более или менее удовлетворительный уровень образования. Общественная аккредитация проводится общественными образовательными, профессиональными, научными и промышленными организациями; она не влечет за собой выдачи дипломов государственного образца.

Филиалы высшего учебного заведения проходят лицензирование и аттестацию самостоятельно, а аккредитацию - в составе вуза. Если филиалы обучают без собственной лицензии на право ведения образовательной деятельности в целом или по отдельным специальностям, ссылаясь на наличие лицензии у базового вуза, это является нарушением законодательства.

Аккредитация дается на срок до пяти лет. Прохождение аккредитации подтверждается свидетельством, которое подтверждает право вуза на выдачу своим выпускникам документов государственного образца. Программы, обучение по которым аккредитовано, указываются не в самом свидетельстве, а в приложении к нему. Там же указываются ступени образования (бакалавр, специалист, магистр), профессии, которым обучает вуз, филиалы и перечень аккредитованных программ, по которым производится обучение в каждом филиале.

При ликвидации или реорганизации образовательного учреждения (слияние, присоединение, разделение, выделение) его аккредитация утрачивает силу и свидетельство признается недействительным.

По каким критериям проводится аккредитация высших учебных заведений?

Аккредитация проводится по следующим восьми критериям:

Качество подготовки - проверяется уровень требований, предъявляемых к абитуриентам, соответствие качества подготовки обучающихся и выпускников требованиям государственных образовательных стандартов, эффективность внутривузовской системы обеспечения качества образования, уровень организации научно-исследовательской работы студентов, востребованность выпускников.

Воспитательная деятельность образовательного учреждения - проверяются условия, созданные в образовательном учреждении, для внеучебной работы, а также организация воспитательной работы с обучающимися.

Спектр реализуемых основных образовательных программ.

Возможность продолжения образования по образовательным программам послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Научная, научно-техническая деятельность и ее результативность.

Методическая работа.

Квалификация педагогических работников.

Какой орган осуществляет аккредитацию высшего учебного заведения?

Аккредитацию вуза проводит Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки на основании заключения об аттестации, результатов экспертизы показателей вуза и критериев аккредитации для вузов различных видов, утверждаемых аккредитационным органом.

Вопросы аккредитации рассматриваются коллегиальным органом аккредитационного органа, в состав которого включаются представители федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем ведении вузы, общественных организаций и государственно-общественных объединений в системе высшего профессионального образования, руководители вузов.

Чем подтверждается прохождение высшим учебным заведением аккредитации?

Решение об аккредитации вуза утверждается распорядительным документом аккредитационного органа, на основании которого вузу выдается свидетельство о государственной аккредитации.

Свидетельство является документом, подтверждающим статус вуза, соответствие содержания и качества подготовки выпускников по аккредитованным программам требованиям государственных образовательных стандартов, право вуза на выдачу своим выпускникам документов государственного образца о соответствующем уровне образования. Свидетельство подписывается руководителем аккредитационного органа и заверяется печатью этого органа.

В свидетельстве указываются регистрационный номер, дата выдачи и срок действия свидетельства, местонахождение (юридический адрес) вуза и его полное наименование, включающее название (в том числе специальное - консерватория, высшее училище и др.), вид вуза (институт, академия, университет), организационно-правовая форма.

Если при аккредитации устанавливается, что статус вуза отличается от указанного в его наименовании, вузу выдается на срок не более шести месяцев временное свидетельство с указанием его наименования. Такое свидетельство дает вузу на данный срок все права высшего учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию. Постоянное свидетельство выдается вузу на основании заявления и учредительных документов с наименованием вуза, приведенным в соответствие с установленным при аккредитации статусом.

В приложении к свидетельству указываются аккредитованные программы всех уровней образования, реализуемые вузом, а также ступени образования, квалификации (степени), которые будут присваиваться выпускникам, наименование и местонахождение филиалов, перечень аккредитованных программ, реализуемых в каждом филиале.

Свидетельство без приложения недействительно.

Свидетельство действительно в течение срока аккредитации, по истечении которого оно утрачивает силу.

Возобновляется действие свидетельства в том же порядке, что и его получение. Внесение в свидетельство дополнений, касающихся аккредитованных программ вуза и филиалов, оформляется приложением к свидетельству.

Может ли быть отказано вузу в аккредитации, если он не прошел аттестацию?

Аккредитация высшего учебного заведения проводится на основе заключений по аттестации вуза. Высшее учебное заведение любой организационно-правовой формы, помимо получения лицензии на ведение образовательной деятельности по образовательным программам высшего и послевузовского профессионального образования, выданной федеральным (центральным) органом управления высшим профессиональным образованием на основании заключений экспертной комиссии, должно пройти государственную аккредитацию и аттестацию для получения права на выдачу документов государственного образца. Целью последней является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников высшего учебного заведения требованиям государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по направлениям подготовки (специальностям).

Отрицательное заключение по результатам аттестации служит основанием для отказа вузу в аккредитации.

Среди инструментов, с помощью которых возможно совершение определенных действий, или проверить соответствие какого-либо объекта определенным стандартам, нередко называют лицензию или аккредитацию.

Что такое лицензия

Лицензия означает право занятия какой-либо деятельностью . Оно подтверждается документом, который также называется лицензией. Заниматься таким делом можно, только имея на руках лицензию, выданную компетентным государственным органом. Государство обычно законодательно определяет перечень видов такой деятельности. Закон также определяет принципиальные ее положения и уполномочивает определенные государственные органы выдавать действующие бессрочно лицензии согласно их компетенции. Процедуры, связанные с обращениями в такие органы и выдачей лицензий устанавливаются документами правительства.

Лицензиями также именуются выдаваемые государственными органами разрешения на:

  • Вылов рыбы.
  • Строительство.
  • Продажу табачных изделий.
  • Управление транспортным средством.
  • Охоту на диких птиц и зверей.
  • Работу в конкретном радиочастотном диапазоне.
  • Производство оружия и пр.

Определенные особенности имеются в лицензировании высших учебных заведений . Это непростая процедура, которая определяет, насколько образовательный процесс в них отвечает утвержденному правительством положению о лицензировании деятельности в сфере образования. Местные органы власти и уполномоченный государственный орган обеспечивают соблюдение лицензионных процедур. Они касаются проверки материально-технической, социальной и кадровой обеспеченности, организации учебы. Если получены положительные результаты, выдается соответствующий документ, дающий право на ведение образовательной деятельности.

Широко распространено лицензирование в сфере патентного и авторского права . Оно осуществляется на основании лицензионных договоров. В первом случае обладатель патента или лицензиар таким договором предоставляет другому лицу (лицензиату) разрешение на использование принадлежащего ему объекта патентования, охраняемого государством. Лицензиат за это обязуется оплачивать обусловленную таким договором сумму за пользование патентом. Согласно исключительной лицензии право использования также передается в согласованных договором пределах. Однако у лицензиара остаются все права на патент, в том числе и право заключать и другие такие же договоры.

В области авторского права его обладатель дает лицензиату право копирования . распространение тиража произведения, его переработку, передачу по каналам связи и пр., которое может осуществляться в пределах и способами, предусмотренными лицензионным договором. Определенные особенности имеют лицензионные договоры в области программного обеспечения. Созданные правомерно согласно договору произведения называются лицензионными, а с нарушением исключительных прав автора — контрафактными.

Государством устанавливается уголовная ответственность за ведение лицензируемой деятельности без наличия лицензии, если при этом ему, юридическим лицам и гражданам причинен значительный ущерб или в крупном размере извлечен доход.

Зачем нужна аккредитация

Под аккредитацией понимается подтверждение уполномоченными государственными органами соответствия стандартам определенного объекта аккредитации . Обычно такой механизм используется для оценки уровня профессиональных услуг различными организациями. Чаще всего осуществляется аккредитация услуг в области:

  • Высшего образования.
  • Проведения в лабораториях испытаний товаров, приборов и пр.
  • Клинической диагностики.
  • Калибрования различных приборов и инструментов.
  • Сертификации товаров и услуг.

Обычно эта работа выполняется специальными госорганами, осуществляющие свою работу согласно правил, утвержденных правительством.

При аккредитации образовательных организаций присваивается или подтверждается их статус. Фиксируется их тип (среднее, высшее, профессиональное и пр.) и вид его функционирования (институт, академия, университет и пр.). Процедура аккредитации предусматривает в первую очередь оценку уровня реализуемых программ образования. В ее ходе определяется, насколько подготовка специалистов отвечает госстандартам в этой сфере. При положительном результате выдается соответствующее свидетельство. Этот документ о госаккредитации с приложением к нему дает вузу право предоставлять предоставленные законодательством льготы и выдавать выпускникам диплом, установленного государством образца.

Помимо государственной аккредитации существует практика аккредитации организациями общественности, профсоюзами . Такие мероприятия поднимают рейтинг вуза. В США и Канаде государство не занимается аккредитацией услуг в сфере медицины и образования. Эти функции принимают на себя авторитетные негосударственные объединения разного уровня.

Услуги лабораторий обычно аккредитуются на предмет соответствия международным стандартам. При этом процедура предполагает:

  • Намерение лаборатории пройти аккредитацию.
  • Отсутствие какой-либо связи с органом аккредитации.
  • Периодическую проверку органа аккредитации на компетентность.
  • Общедоступность правил, по которым проводится аккредитация.

Полученный аттестат аккредитации означает соответствие лаборатории международным стандартам. Аккредитация может проводиться специальным госорганом или уполномоченными негосударственными организациями.

Существуют специальные процедуры аккредитации средств массовой информации при государственных органах, общественных организациях, профессиональных объединениях и пр. Они требуют предоставления документов, подтверждающих компетентность конкретных СМИ и их работников. Такая аккредитация может быть постоянной или на определенный срок и подтверждается аккредитационной карточкой.

В чем разница

Принципиально лицензия от аккредитации отличается тем, что первая дает разрешение на осуществлении конкретных видов деятельности, регламентированных государством. Права по пользованию объектом патентования или авторского права могут передавать также правообладатели -физические лица.

Аккредитация означает специальную процедуру подтверждения уровня профессиональной квалификации организаций, оказывающих определенные услуги. Такие услуги могут не быть в перечне лицензируемых.

Формы аккредитации по уровню стандартов связаны с регионом действия стандартов и соответственно регионом аккредитации. Стандарты могут действовать на международном, национальном, региональном или местном уровнях. Также, стандарты могут иметь принадлежность к определенным объединениям (например, стандарты СРО) или организациям (например, стандарты JCI).


В соответствии с принадлежностью стандартов выделяют формы аккредитации:

  • международная аккредитация. Данная форма аккредитации проводится на соответствие международным стандартам. Результаты аккредитации признаются участниками экономической деятельности из различных стран мира. При такой форме аккредитации важным условием является не только соответствие международному стандарту, но и признание результатов аккредитации в различных странах. Если такого признания нет, то аккредитация не может считаться международной;
  • национальная аккредитация. Такая аккредитация осуществляется на уровне отдельных государств. Практически во всех странах мира существуют свои национальные системы аккредитации. В качестве стандартов аккредитации могут выступать как национальные, так и международные стандарты. Результаты аккредитации в национальной системе аккредитации имеют признание только в пределах данного государства. Однако если существует соглашение о взаимном признании результатов аккредитации между национальными системами аккредитации разных стран, то аккредитация в национальной системе «автоматически» получает статус международной аккредитации;
  • региональная аккредитация. В данном случае аккредитация проводится на соответствие региональным стандартам. Как правило, такая аккредитация связана с деятельностью предприятий и организаций, находящихся в пределах одного региона. Результаты аккредитации признаются участниками экономической деятельности именно этого региона. Следует отметить, что понятие «регион» довольно широкое. Оно может ограничиваться отдельным городом или областью (например, региональная аккредитация оценщиков Москвы), а может несколькими странами (например, система аккредитации высшего образования стран Азиатско-Тихоокеанского региона). Однако, в большей степени, данная форма аккредитации относится к «малым» географическим размерам;
  • отраслевая аккредитация. Во многих отраслях экономической деятельности существует своя собственная аккредитация. Она связана со спецификой работы именно в этой отрасли (например, аккредитация образовательных учреждений, аккредитация аудиторов и пр.). Эта форма аккредитации подразумевает наличие отраслевых стандартов деятельности. Признание результатов аккредитации может существовать на разных уровнях: международном, национальном или региональном. Это зависит от наличия соглашений между участниками экономической деятельности в той или иной отрасли;
  • корпоративная аккредитация. Во многих странах законодательство позволяет создавать системы аккредитации отдельным предприятиям или даже физическим лицам. В этом случае возможна такая форма аккредитации, как корпоративная. Виды деятельности, по которым возможно создание корпоративной аккредитации, могут быть ограничены законодательно. В качестве стандартов аккредитации применяются как собственные стандарты (стандарты предприятия), так и национальные или международные стандарты. Применение собственных стандартов широко развито в автомобилестроении. Известные автоконцерны разрабатывают свои собственные стандарты и проводят аккредитацию поставщиков по этим стандартам.

Помимо «чистых» форм аккредитации, может существовать и смешанная. Например, отраслевая аккредитация будет носить международный характер, если участниками системы аккредитации являются компании (лица) из различных стран мира и между ними существует договоренность о взаимном признании аккредитации.


Формы аккредитации по объектам аккредитации связаны с правовым статусом заявителей (организаций или лиц, желающих получить аккредитацию).

Основных форм аккредитации по этому признаку две:

  • аккредитация организаций (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);
  • аккредитация физических лиц (эксперты, специалисты и пр.).

Юридические и физические лица могут быть аккредитованы в различных системах аккредитации, связанных с принадлежностью стандартов (например, юридические лица могут иметь международную, национальную и пр. аккредитацию). Однако на аккредитацию юридических и физических лиц еще влияет вид осуществляемой деятельности.

В Российской Федерации основным документом, регламентирующим вопросы аккредитации, является Федеральный закон «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». В соответствии с этим законом национальную аккредитацию могут получить только юридические лица и индивидуальные предприниматели. Физические лица могут выступать экспертами национальной системы аккредитации.

Еще одним вариантом аккредитации, который может быть отнесен к этой форме аккредитации, является аккредитация вида деятельности . Под видом деятельности понимается какая-либо услуга или вид работ. Примерами могут являться образовательные программы, медицинские услуги, программы для информационных систем. В этом случае аккредитацию получает не юридическое или физическое лицо, а некий комплекс организационно-методических мероприятий.


Формы аккредитации по статусу применения имеют два варианта:

  • обязательная аккредитация;
  • добровольная аккредитация.

Обязательная аккредитация регулируется и осуществляется государственными органами. Эта форма аккредитации напрямую связана с вопросами здоровья и безопасности граждан и государства в целом. Например, в Российской Федерации обязательная форма аккредитации применяется к вооружению и военной технике, работам в сфере атомной энергетики, работам, связанным с воздушными, морскими и речными перевозками, обеспечением санитарно-гигиенического благополучия граждан и др.

Добровольная форма аккредитации применяется там, где нет прямой угрозы безопасности и здоровью граждан и государству. Регулирование этой сферы со стороны государства существует, но оно ограничивается уровнем законов, установлением правил, норм и принципов проведения аккредитации. Однако в Российском законодательстве необходимо обращать внимание на указание формы аккредитации в законах, которые регулируют конкретный вид деятельности.

Различие между добровольной и обязательной формами аккредитации может быть выражено следующим образом:

  • при добровольной форме аккредитации организация (или физическое лицо) самостоятельно принимает решение об аккредитации. Организация (или физическое лицо) может заниматься выбранным видом деятельности вне зависимости от наличия аккредитации;
  • при обязательной форме аккредитации организация (или физическое лицо) не может заниматься выбранным видом деятельности без наличия аккредитации. Если организация (физическое лицо) занимается выбранным видом деятельности без аккредитации, то такая деятельность будет считаться незаконной и преследоваться в рамках уголовного или административного права.

Формы аккредитации могут различаться по срокам. В зависимости от правил, установленных в системе аккредитации, она может быть бессрочной или иметь ограниченный срок действия. Наличие бессрочной аккредитации вовсе не означает, что после ее получения за организацией (лицом) не будет осуществляться контроль. Как правило, после получения аккредитации (как срочной, так и бессрочной) проводится периодическая проверка на соответствие критериям аккредитации. Если организация или лицо нарушит требования и критерии аккредитации, то аккредитация будет аннулирована.

Система аккредитации

Система аккредитации представляет собой набор организационных, документационных и технических элементов, осуществляющих взаимодействие между собой для повышения взаимного доверия к работам и услугам участников системы и достижения целей аккредитации.

Из данного определения следует, что у любой системы аккредитации существуют:

  • цель, ради которой создается система аккредитации;
  • организационные, документационные и технические элементы, обеспечивающие работу системы аккредитации;
  • участники системы, которые взаимодействуют между собой и с элементами системы аккредитации;
  • работы и услуги, которые выполняют либо сами участники системы, либо выполняются для участников системы аккредитации.