Как преодолеть низкую самооценку: советы Филипа Зимбардо. Это может выглядеть, например, так

Честная и аргументированная самооценка – это точка жизненной опоры женщины. Никто, кроме нас самих, не может определить нашу цену. И зачастую ни красота, ни богатство, ни ум не имеют к этому никакого отношения.

Все эти критерии – относительны, и зависят лишь от того, под какие шаблоны мы пытаемся себя подогнать.

Почему мы недооцениваем себя

Угадайте, кто самый безошибочный и трезвый оценщик собственному «Я»? Угадали? Это ребёнок. Он полностью уверен в своей неповторимости и уникальности.

Ребенок твёрдо знает, что заслуживает любви и восхищения. Он очень хорошо к себе относится и со спокойной уверенностью ждёт такого же отношения от других. И получает его. У него правильная самооценка. Происходит это по двум причинам:

  1. Ребёнок ещё не научился зависеть от чужих мнений, оценок, сравнений. Он даже не подозревает о существовании таковых. Он сознаёт свою самоценность и уникальность интуитивно, просто потому что он есть.
  2. Он любит себя и твёрдо знает, что заслуживает всеобщей любви просто за сам факт своего прихода в этот мир.

Этот детский взгляд на себя и ощущение своей неповторимости, эксклюзивности и самодостаточности – самый верный инструмент для своей оценки.

Низкая самооценка – это печальное осознание факта, что под определённые критерии мы никак не вписываемся. Неважно, кто эти критерии установил: коллега по работе, сосед с верхнего этажа, опрос общественного мнения, или мы сами. Особенно уязвимы женщины после развода.

Нелюбовь к себе – истоки заниженной самооценки. Для того чтобы тебя любили окружающие, надо сначала полюбить саму себя.

Ведь если мы сами не можем найти в собственной личности ничего достойного любви, то другие тем более ничего искать не будут. Женщины склонны игнорировать этот простой факт и находить тысячи причин для того, чтобы сбавить цену своей персоне.

Нам кажется, что причины неуверенности кроются в чётко очерченных вещах, таких, как:

  • Низкий социальный статус
  • Семейное положение женщины, точнее, распад семьи
  • Возраст, наступающий на пятки
  • Внешность, в которой, увы, не всё идеально.
  • Убеждение, что мир ничего не потеряет без её присутствия
  • Социофобия, или простой страх перед общением с людьми.

И таких параметров «несоответствия» можно найти целую сотню. Какая уж тут любовь к себе, когда цена наших достоинств падает, как курс доллара.

Где прячется адекватная самооценка?

Для комфортного существования в этом мире женщине придётся сделать самое тяжёлое: полюбить себя. Принять и со спокойной уверенностью любить себя такой, какая вы есть.

В чём секрет купающихся в любви и обожании «молодух», которым перевалило за 50? Чем заслуживают восхищение сдобные толстушки и разбитые «разведёнки»? Как им удалось поднять самооценку и наполнить свою жизнь уверенностью?

И, представьте, даже особы, социальный статус которых дальше вершины «уборщик служебных помещений» не поднимался, чувствуют захватывающую гармонию с внешним миром!

Просто у них, как у детей, отсутствует внутренняя оценочная шкала. Это не имеет отношения к самодовольству, самовлюблённости, высокомерию и чувству превосходства (подобные черты способны только напугать и оттолкнуть).

Такие женщины существуют на фоне спокойной, доброжелательной любви к своей персоне, как на фоне постоянной тихой мелодии.

Вы – то, что вы чувствуете и вы – там, о чём вы думаете. Убедитесь, что ваши чувства делают вас счастливой и уверенной в себе женщиной. Подумайте, хотите ли вы быть в том месте, где бродят ваши мысли.

Признаки неуверенности в себе

Как повысить самооценку женщине? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим характерные черты неуверенных в себе личностей:

Болезненное желание нравиться и угождать окружающим.

Женщина, которая страдает дефицитом любви к себе, стремится получить её у окружающих. Она очень нетребовательна к людям, у неё немного заискивающий взгляд. Она готова услужить при первой возможности. Но делается это не из альтруистических побуждений, а чтобы заслужить хоть какое-то одобрение.

Нездоровая зависимость от мнения окружающих

Поступками женщин с низкой самооценкой руководит определяющая мысль: что об этом подумают? Ей важно, как расценит тот, или иной её поступок Вселенная: от тёти Маши со 2-го этажа до представителей дружественных цивилизаций. И, пока она мучается над этим вопросом, Вселенная спокойно живёт своей жизнью, не замечая её присутствия.

Повышенное внимание к своей внешности.

Простая деталь сразу выдаёт мучениц плохой самооценки – одежда. Присмотритесь на улице к представительницам слабого пола. Если увидите женщину на слишком высоких каблуках – знайте, что перед вами жертва самооценки.

Ни одна уверенная в себе дама не станет мучить себя таким неудобным способом передвижения. Она испытывает дружелюбный «пофигизм» по отношению к чьим-то мнениям. В одежде предпочитает удобство и комфорт. Носит её для себя.

Сражённые низкой самооценкой одеваются для того, чтобы сверкнуть в глазах окружающих. Они носят одежду для других, плюнув на собственные удобства и предпочтения.

Это не значит, что нужно забыть про красоту в одежде и стиль. Но и злоупотреблять шпильками тоже не стоит. Если вы уверенны в личной самооценке, то сможете подобрать такой гардероб, который будет не только приятным глазу, но и удобным.

Страсть к всевозможным диетам и упорное стремление контролировать вес – один из признаков низкой самооценки.

Штампы красоты и привлекательности давят на женщин. Интернет пестрит чудесными диетами, которые призваны сделать вас стройными и неотразимыми. В аптеках выставлены чудо-средства, обещающие то же самое.

Создается ложное впечатление, что убрав «лишние» 5 килограммов, женщина повысит собственную самооценку.

На самом деле ничего не изменится, кроме одного: весы действительно будут показывать на 5 килограммов меньше. Всё остальное останется по-прежнему. И проблема повышения самооценки у женщины никуда не денется.

Страх завязать разговор.

Из детства, увы, мы не всегда выносим и доносим до зрелости любовь, адекватную самооценку и уверенность в себе. Родителей не выбирают. Поэтому с детского возраста могут тянуться многие комплексы и страхи. Если на ребёнка постоянно орут и одёргивают за каждую мелочь, он вырастет в страхе перед социумом, формируется низкая самооценка. Женщина, одержимая комплексами, никогда не отважится первой начать разговор из страха, что его не поддержат.

Неестественность и напряжённость в манере держать себя.

Уверенная в своей самодостаточности дама распространяет вокруг себя волны позитива и дружелюбия. Она везде чувствует себя так же свободно, уверенно и раскованно, как дома в привычных тапочках. Окружающие, попав под её спокойное обаяние, тоже расслабляются и мысленно «переобуваются в комфортную обувь», у них поднимается настроение.

Привычка не смотреть в глаза, свидетельствует о проблемах с самооценкой.

Трудно побороть боязнь смотреть в глаза собеседнику, трудно даже на улице не блуждать взглядом поверх чужих голов. А вдруг в них нечаянно отразится то, чего мы и видеть не хотим: насмешка, раздражение, оценка… Нет, лучше продолжать смотреть сквозь людей, как сквозь прозрачное стекло.

Боязнь первой кому-то улыбнуться

Низкая самооценка исключает такие непосредственные проявления, как простая улыбка случайному прохожему, кассирше в магазине, начальнику на работе. Липкий страх ещё на подступах блокирует подобное намерение: а вдруг моя улыбка останется без ответа?

Как повысить самооценку женщине — 6 главных правил

  1. Примите, как данность тот факт, что вы – вы неповторимы и уникальны. Человек – экземпляр штучный. Таких, как вы, в мире ещё не было и не будет.
  2. Чтобы поднять самооценку, не загоняйте себя в чужие узкие рамки, не подгоняйте себя под навязанные кем-то шаблоны. Как говорила героиня фильма «Влюблён по собственному желанию»:

    «У каждого человека свой пьедестал. Не стоит карабкаться на чужой».

  3. Не стремитесь нравиться. В этом всегда чувствуется что-то неестественное и тревожное. Вы и не обязаны никому нравиться, кроме себя. Нравиться себе – этого больше, чем достаточно. Откиньте рабскую зависимость от чужих оценок и станьте свободной и уверенной в себе женщиной!
  4. Хвалите себя за любой пустяк, не ругайте себя даже за промахи. Если самооценка и без того низкая, руганью в свой адрес её не поднимешь. Как же ещё повысить самооценку женщине?
  5. Заведите Дневник, в котором будете описывать все свои достоинства и достижения. В минуты хандры можно перечитать свои записи и вдохновиться.
  6. Загляните в глаза своим страхам.

Поднять самооценку, не избавившись от множества мелких страхов и страшилок, живущих в подсознании, невозможно.

Для этого можно попробовать упражнение «Мощный фонарь».

Представьте, что в вашем подсознании темнота и мрак. Вы ничего не можете в нём разглядеть. Всё, что там есть, прячется в тёмных углах.

Мысленно включите воображаемый фонарь и направьте яркий свет в эти самые углы. Разглядите там притаившиеся страхи, давние обиды, древнюю линейку, которой вы до сих пор меряете свою личность. После этого начинайте смело выгребать из этих тайников весь ненужный хлам и выбрасывать его на историческую свалку.

А в освободившееся помещение можно впускать хороших, проверенных квартирантов: бесстрашие, свободу от чужого мнения, адекватную самооценку, уверенность в своей уникальности и любовь. Любовь и страх не уживаются вместе. Страх блокирует любые наши эмоции и действия. Любовь убивает страх, повышает чувство собственного достоинства.

  • Для повышения женской самооценки психологи рекомендуют тщательнее выбирать фильмы, книги, сайты, музыку и окружение. Берите только то, что несёт в себе мощный заряд позитивной энергии. Учитесь находить информацию, которая вас окрыляет, вдохновляет и мотивирует. Избегайте негатива: выключайте программу с плохими новостями, не смотрите тяжёлых фильмов, не слушайте печальную музыку, не общайтесь с друзьями-нытиками. Повышение своей значимости возможно только в компании солнечных оптимистов.
  • Начните делать добрые дела. Переведите бабушку через дорогу, накормите голодного котёнка, помогите соседскому мальчишке написать сочинение, сбегайте за хлебом для дедушки-ветерана. Пусть дела будут маленькие, но позитивное отношение к жизни начинается с малых добрых дел. Это даёт двойную пользу: вы, наконец, отвлекаетесь от себя и переключаетесь на кого-то другого. Помогая ближнему, вы автоматически начнёте думать о себе в более позитивном ключе и повысите свою самооценку.
  • Не пускайте в голову мысли, которые не несут видимой пользы. Бесполезные и вредные мысли не подавляйте, а просто автоматически заменяйте на полезные и позитивные.

Аффирмации, или Я – самая обаятельная и привлекательная.

Забавный и смешной сняли когда-то фильм. А, тем не менее, много там полезной информации. Помните заклинание:

«Я – самая обаятельная и привлекательная. Все мужчины без ума от меня».

Теперь такие самовнушения модно называть аффирмациями.

Аффирмации на повышение самооценки дадут нужный эффект при соблюдении нескольких простых правил:

  • Повторять их надо осмысленно, чётко представляя себе, всё, что произносишь. Автоматическое произнесение заклинаний, не окрашенное чувствами и эмоциями, не принесёт желаемого результата.
  • Нужно верить в то, что пытаешься себе внушить, чтобы повысить самооценку. Представьте, что ваше желание уже сбылось. Вообразите себя такой женщиной, какой вам хочется себя видеть . Поверьте, что она – это вы. Вживитесь в неё, почувствуйте, как она свободна и гармонична. Подумайте, как вела бы себя эта идеальная, уверенная в себе женщина в той, или другой ситуации.
  • Самовнушение на повышение самооценки не должно носить оттенок негатива. В нём должна отсутствовать частица «не».
    Подсознание, как ни печально, улавливает сначала только эту частицу. И сводит всю аффирмацию к нулю. То, что вы хотите внушить для повышения собственной самооценки, должно начинаться с уверенного утверждения и провозглашения.
    Например, неправильная аффирмация звучит так: «Я не боюсь общаться с людьми, я не толстая, я не глупая, я не застенчивая»
    Пример правильного самовнушения: «Я — бесстрашная, я – любимая, я всё могу, я всё сумею»

Аффирмации для повышения женской самооценки можно придумывать до бесконечности в зависимости от того, какой вы хотите себя видеть.

Несколько полезных упражнений для повышения самооценки

А потом в трудных ситуациях устраняйтесь, а ему предоставляйте возможность действовать. Это вы чего-то боитесь, это у вас низкая самооценка. А с двойняшкой-то всё в порядке. Пусть она и выходит на сцену в нужный момент.

Например, психологи так лечат заикание. Говорят заике: «Придумай, что в тебе живёт Петя Иванов. Ты заикаешься, а Петя – нет. Пусть теперь вместо тебя он поговорит». Такой метод неплохо работает практической психологии

Упражнение « 10 секунд». Психология утверждает, что внешние данные и красивая одежда держат внимание собеседника только несколько секунд. В эти несколько секунд вас ещё не оценивают. Оценка автоматически начинает начисляться лишь после того, как вы заговорите и улыбнётесь.

Попробуйте поэкспериментировать. Главное – уверенно продержаться несколько секунд, а потом поразить оппонента своим обаянием, приятным общением и лучезарной улыбкой. Именно это потом будут оценивать, говоря о вас.

На вопрос «Как повысить самооценку женщине перед мужем» можно ответить в двух словах:

  • Не ходите дома в драных халатах.
  • Не бойтесь потратить на себя немного денег и времени для обретения неземной красоты.

Это окупится вниманием со стороны супруга, а вам придаст уверенности в собственной неотразимости.

Не бойтесь быть собой. Вы – прекрасны и удивительны! Вы – самая обаятельная и привлекательная! Вы – штучный, эксклюзивный экземпляр! Любите себя и ваша самооценка вырастет, как на дрожжах!

Филип Зимбардо - американский социальный психолог, автор знаменитого Стэнфордского тюремного эксперимента . Профессор Стэнфордского университета.

Зимбардо предложил методы, которые помогут преодолеть низкую самооценку и сформировать ощущение уверенности в себе .

Постарайтесь выполнить все предложенные действия. Каждое поможет Вам приблизиться к достижению положительного самовосприятия.

Описанные ниже 15 шагов помогут Вам в организации Ваших усилий.

Признайтесь себе в своих сильных и слабых сторонах, и соответственно сформулируйте свои цели.

Решите, что для Вас ценно, во что Вы верите, какой Вы хотели бы видеть свою жизнь. Проанализируйте свои планы и оцените их с точки зрения сегодняшнего дня, чтобы воспользоваться этим, когда наметится прогресс.

Докопайтесь до корней. Проанализировав свое прошлое, разберитесь в том, что привело Вас к нынешнему положению. Постарайтесь понять и простить тех, кто заставил Вас страдать и не оказал помощь, хотя и мог бы. Простите себе самому, прошлые ошибки, заблуждения и грехи. После того, как Вы извлекли из тяжелых воспоминаний хоть какую-то пользу, похороните их, и не возвращайтесь к ним. Дурное прошлое живет в Вашей памяти лишь до той поры, пока Вы его не изгоните. Освободите лучше место для воспоминаний о былых успехах, пусть и небольших.

Чувство вины и стыда не помогут Вам добиться успеха. Не позволяйте себе предаваться им.

Ищите причины своего поведения и в физических, социальных, экономических и политических аспектах нынешней ситуации, и в чертах собственной личности.

Не забывайте, что каждое событие можно оценить по-разному. Реальность – это не то, что каждый по отдельности видит, это не более чем результат соглашения между людьми называть вещи определенными именами. Такой взгляд позволяет Вам терпимее и более великодушно относиться к людям и к себе.

Никогда не говорите о себе плохо, особенно избегайте приписывать себе отрицательные черты – глупый, уродливый, неспособный, невезучий, неисправимый и т.д. и т.п.

Ваши действия могут подлежать любой критике, если она конструктивна – воспользуйтесь этим для своего блага, но не позволяйте другим оценивать Вас как личность.

Помните, что иное поражение – это удача. Из него Вы можете заключить, что преследовали ложные цели, которые не стоили усилий, а возможных последующих более крупных неприятностей удалось избежать.

Не миритесь с людьми, занятиями и обстоятельствами, которые заставляют Вас чувствовать свою неполноценность. Если Вам не удается изменить их или себя настолько, чтобы почувствовать уверенность, лучше просто отойдите от них. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на уныние.

Позволяйте себе расслабиться, прислушаться к своим мыслям, заняться тем, что Вам по душе наедине с самим собой. Так Вы сможете лучше себя понять.

Практикуйтесь в общении, наслаждайтесь ощущением той энергии, которой обмениваются люди – такие непохожие и своеобразные, ваши братья и сестры. Представьте себе, что и они могут испытывать страх и неуверенность, и постарайтесь им помочь. Решите, чего Вы хотите от них, и что можете им дать, а затем дайте им понять, что Вы открыты для такого обмена.

Перестаньте чрезмерно охранять свое «Я» – оно гораздо крепче и пластичнее чем нам кажется. Оно гнется, но не ломается. Пусть лучше оно испытает кратковременный эмоциональный удар, чем будет пребывать в бездействии и изоляции.

Выберете для себя несколько серьезных, отдаленных целей, на пути к которым, необходимо достижение целей более мелких, промежуточных. Трезво взвесьте, какие средства необходимы для того, чтобы достичь этих промежуточных целей. Не оставляйте без внимания каждый свой успешный шаг, и не забывайте подбодрить и похвалить себя. Не бойтесь оказаться нескромным, ведь Вас никто не услышит.

Вы не пассивный объект, на который валятся неприятности, не травинка, которая с трепетом ждет, что на нее наступят. Вы – вершина эволюционной пирамиды. Вы образ и подобие Господа. Вы неповторимая личность, активный творец своей жизни. Вы повелеваете событиями. Если Вы уверенны в себе – то препятствия становятся для Вас вызовом – а вызов побуждает к свершениям. И страх отступит, потому что Вы, вместо того чтобы беспокоиться, как Вам жить, погружаетесь в самую гущу жизни.

Руководитель проекта И. Гусинская

Корректор С. Мозалёва

Компьютерная верстка К. Свищёв

Арт-директор С. Тимонов

© Philip G. Zimbardo, 1977

First published by Jossey-Bass. All rights reserved. Перевод публикуется по соглашению с литературным агентством Doris S. Michaels, Inc., New York, USA

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «АЛЬПИНА ПАБЛИШЕР», 2013

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

* * *

Прочитав эту книгу, вы:

Определите природу своей застенчивости, которая вовсе не обязательно идет из детства;

Узнаете, чем опасна застенчивость не только для страдающего ею человека, но и для окружающих;

Получите поэтапную методику борьбы с излишней скромностью.

Эта книга посвящается Маргарет – моей матери, Кристине – моей жене, Адаму – моему сыну и Саре Марии – моей дочери, – всем тем, кто одарил меня доверием, любовью и нежностью и научил все это ценить

Предисловие

Психологи редко становятся знаменитостями. Филип Зимбардо – один из немногих, кому это удалось. Однажды прославившись на весь мир, он по сей день пребывает в статусе живой легенды психологии и сполна собирает все полагающиеся звезде овации и упреки. Книгу, которую вы держите в руках, он написал в зените славы. Но написал совсем не о том, что ему эту славу принесло. Чем же знаменит этот психолог, заслуживший зваться «лицом и голосом современной психологии», и какие уроки может извлечь читатель из его сочинений?

Филип Джордж Зимбардо появился на свет в пору Великой депрессии – 23 марта 1933 г. – в Южном Бронксе, захудалом районе Нью-Йорка, населенном преимущественно нищими иммигрантами. Таковыми были и его родители – выходцы с Сицилии, приехавшие в Новый Свет в поисках лучшей доли. Поиски, увы, не увенчались успехом. Семья перебивалась с хлеба на воду. Не раз и не два приходилось менять место жительства из-за непосильной арендной платы. Бывало, семья тайком покидала квартиру среди ночи, дабы скрыться от домовладельца. Первенец в многодетной семье, Филип с малолетства научился успокаивать младших сестер и братьев, напуганных перспективой ночевки на улице. Не в эти ли лихие годы закладывался его талант увещевателя и мотиватора?

Достаток пришел к ученому лишь в зрелые годы. Свой первый дешевенький автомобиль он купил, уже будучи в профессорском звании, путь к которому был долгим и тернистым.

В 1968 г. Зимбардо пригласили в Стэнфордский университет (который он считал лучшим в мире) на престижную должность профессора. Избавленный здесь от борьбы за финансовое выживание, психолог получил наконец возможность полностью погрузиться в науку.

В раю Стэнфорда он стал искать середину между экспериментальным исследованием и игрой. Одним из блестящих результатов этого поиска стал так называемый тюремный эксперимент, который вошел во все учебники по социальной психологии. Тюремный эксперимент Зимбардо – классическая демонстрация силы влияния ситуации на обычных людей, влияния исполняемой роли на то, как возникает зло. Игра быстро вышла из-под контроля, и эксперимент был прерван, потому что становился непредсказуемым и опасным. Именно этот опыт сделал Зимбардо всемирно известным. Его прекратила Кристина Маслач, будущая жена Филипа Зимбардо. Она была потрясена тем, как развивался сценарий «игры», и расплакалась от жалости к испытуемым.

Скептики, правда, не устают указывать на то, что тюремный эксперимент Зимбардо совсем не безупречен как с научной, так и с этической точки зрения.

Вершина академической карьеры Зимбардо – избрание президентом Американской психологической ассоциации в 2002 г. Ложкой дегтя стало присуждение ему в 2003-м Игнобелевской премии, которую вручают за самые бестолковые и бесполезные «научные» работы. Зимбардо удостоился такой «чести» за исследование того, как простые обыватели воспринимают политических деятелей. Неоднозначное впечатление оставляет и его книга «Эффект Люцифера» (2007) – парафраз давней тюремной истории.

Книга Зимбардо «Парадокс времени» (2008) стала весьма заметным событием в мире психологии. Она повествует о нашей склонности жить прошлым, настоящим или будущим. Какой вариант предпочтительней? Со времен Карнеги психологи повторяют на все лады мантру «здесь и теперь». А как же позитивный прошлый опыт? Отвергнуть его вместе со старыми обидами и огорчениями? А мечты, планы на будущее? Зимбардо предлагает свою гармоничную схему, позволяющую обратить временную ретроспективу и перспективу в инструмент полнокровной, счастливой жизни. Представленная им концепция не имеет отношения к столь популярному ныне тайм-менеджменту – системе рационального и максимально эффективного использования личного времени. Научиться извлекать максимум выгоды из каждой секунды эта книга не поможет. Она вообще не об этом. Эта книга о содержании и ритме нашей жизни, хоть и вынуждена притворяться книгой о выгоде.

На девятом десятке классик еще бодр и активен. Он по-прежнему один из лучших в мире популяризаторов психологической науки: в 2010 г. увидело свет уже девятнадцатое издание его бестселлера «Психология и жизнь» .

«Застенчивость» – одна из наиболее известных работ Зимбардо. Она была написана еще в 1970-е, но не утратила актуальности доныне.

Проблемой застенчивости Зимбардо заинтересовался, наблюдая за поведением своих студентов. Всем нам порой приходится общаться с незнакомыми или малознакомыми людьми, проявлять инициативу, отстаивать свое мнение. Одного это воодушевляет, мобилизует, заставляет активизировать все свои способности и обаяние, и понятно, что такому человеку скорее всего удастся достичь поставленных целей и успеха. Другого подобные ситуации, наоборот, повергают в трепет: учащается сердцебиение, затрудняется дыхание, выступает пот, язык буквально отказывается произносить нужные слова. Такой человек скорее предпочтет уклониться от свидания или публичного выступления. Тем самым он отрезает себе путь к успеху. Замечено, что застенчивые люди немногого добиваются в жизни: их карьера складывается не очень удачно, деловые и личные отношения непродуктивны.

От застенчивости страдает гораздо больше людей, чем может показаться на первый взгляд (ведь она нередко прячется за показной агрессивностью или угрюмой нелюдимостью). В чем же причина застенчивости и можно ли с ней бороться?

Можно, отвечает Филип Зимбардо. Главное в его сочинении – не рассуждения, а конкретные рекомендации тем, кто хочет обрести уверенность в себе; доступные упражнения, многократно опробованные в основанной им клинике застенчивости. Вот уже более четверти века эта клиника успешно функционирует в далекой Калифорнии, а применяемая в ней методика становится достоянием психологов и застенчивых людей во всем мире, в том числе в России. А значит, есть надежда на избавление от внутренних оков и обретение внутренней свободы.

психолог, доцент МГППУ

Вступление

За прошедшие четыре года я провел психологическое исследование с целью расширить наше понимание одного из удивительных аспектов человеческой натуры – застенчивости. Как педагог и как отец, я давно почувствовал, какое сковывающее действие застенчивость оказывает на детей и подростков. Но потребовалось несколько любопытных событий, дабы я начал заниматься систематическим анализом застенчивости в качестве ученого-социолога.

Однажды перед большой аудиторией в Стэнфордском университете я читал лекцию о том, как под влиянием определенной социальной ситуации резко меняются наши мысли, чувства и поведение. Чтобы проиллюстрировать свой рассказ, я описал недавно проведенный эксперимент, в котором испытуемые студенты играли роли надзирателей и заключенных в условиях, воспроизводивших тюремную обстановку. Для участия в эксперименте были отобраны психически здоровые, судя по результатам тестов, люди, однако, проведя всего несколько дней «в тюрьме», они начали вести себя странным, ненормальным образом.

«Надзиратели», поначалу просто властные, в конце концов стали относиться к «своим заключенным» жестоко, порой садистски. «Заключенные» реагировали на эту демонстрацию власти эмоциональным расстройством, ощущением беспомощности и в итоге – тупой покорностью всем требованиям. Эксперимент, рассчитанный на две недели, пришлось прервать уже через шесть дней ввиду того, что личности и ценности испытуемых претерпели в «тюремных» условиях серьезные изменения.

Как же стало возможным, что эти люди так легко вжились в роли «надзирателей» и «заключенных» – роли, доставшиеся им по жребию, в результате подбрасывания монетки? Их к этому никто не готовил. Но они уже имели некоторое представление о том, что значит быть надзирателем или заключенным, поскольку сталкивались в семье и школе с разнообразными проявлениями властности и несправедливости и знали о них из средств массовой информации. Надзиратели поддерживают свою власть, требуя соблюдения правил, которые главным образом ограничивают свободу действий. Эти правила устанавливают, что заключенные могут делать из того, что им захочется, и что они должны делать вопреки своему желанию. На такого рода принуждение заключенные могут реагировать либо бунтом, либо покорностью. Бунт влечет за собой наказание, так что большинство сдается и делает все, что от них ожидает стража.

Обсуждая со своими студентами психический склад надзирателей и заключенных, я провел параллели между взаимосвязями обитателей тюрьмы и отношениями мужья – жены, родители – дети, педагоги – учащиеся, доктора – пациенты и т. д. Я спросил: «А можете ли вы представить эти два способа мышления в одной голове, два психологических типа – в одной личности?» Яркий пример тому – очень застенчивый человек.

Я продолжал: «Встречаются люди, которые имеют некоторую потребность и знают, как ее удовлетворить, однако воздерживаются от конкретных шагов. Они отправляются на танцы, умея танцевать, но что-то внутри мешает им пригласить кого-нибудь на танец или принять такое приглашение. Точно так же встречаются учащиеся, которые знают нужный ответ и хотели бы произвести хорошее впечатление на учителя, но что-то мешает им поднять руку и заставляет прикусить язык. Они воздерживаются от действий, потому что слышат голос внутреннего надзирателя: “Здесь не место так себя вести; ты неуклюж; над тобой будут смеяться; я не позволяю тебе быть самим собой, приказываю не поднимать руку, не танцевать, не петь, вообще никак не проявлять себя: ты будешь в безопасности, только если тебя никто не увидит и не услышит”. И внутренний заключенный отказывается от риска, с которым связано спонтанное поведение, и тихо подчиняется».

После занятия ко мне подошли двое студентов, чтобы получить дополнительную информацию в связи со своей «проблемой». Проблема заключалась в застенчивости – столь болезненной, что оба большую часть своей жизни проводили в стараниях избежать неловких ситуаций. Мы вместе задумались, насколько необычно было их поведение и вообще в какой степени застенчивость распространена среди молодежи. Я мог быть заинтересованным слушателем, но, увы, не был искушен по части проявления, последствий и «лечения» застенчивости. Следуя лучшим академическим традициям, я порекомендовал им пойти в библиотеку и выяснить, что же известно о застенчивости.

Тем временем распространился слух, что я веду неформальные обсуждения проблемы застенчивости, и вскоре набралась уже дюжина студентов, посещавших регулярный семинар по психологии застенчивости. Поначалу, правда, это был самый необычный семинар, который мне когда-либо доводилось вести. Двенадцать застенчивых людей не склонны к живой дискуссии, за исключением тех случаев, когда речь заходит о главной для них теме – теме, в которой они специалисты: об их собственной застенчивости.

Покончив с обсуждением личного опыта, мы стали выяснять, что же известно науке о застенчивости, и, к общему удивлению, обнаружили, что исследований такого рода очень мало. Имелось несколько работ, в которых застенчивость рассматривалась как личностная черта, а также изучались различные проявления застенчивости – смущение, прятанье лица, страх публичных выступлений, речевые затруднения и т. д., однако отсутствовали систематические исследования, непосредственно направленные на изучение динамики застенчивости. Нам требовалось исследование того, что застенчивость значит для застенчивого человека, для тех, кто с ним сталкивается, для общества в целом. Поставив перед собой эту цель, наша группа подготовила опросник, в котором людям предлагалось ответить, считают ли они себя застенчивыми или нет. Другие вопросы касались мыслей, чувств, действий и физических симптомов, связанных с застенчивостью. Мы также старались выявить типы людей и ситуаций, повергающих в застенчивость тех, кто отвечал на наши вопросы. Первоначальный вариант опросника был опробован примерно на 400 студентах, а затем тщательно переработан с целью повышения его эффективности.

К настоящему времени так называемый Стэнфордский опросник застенчивости заполнили уже около 5000 человек, и мы таким образом накопили значительный объем информации. Кроме того, изучая поведение застенчивых и незастенчивых людей в различной обстановке, наша исследовательская группа провела сотни наблюдений и углубленных интервью. Дабы проанализировать определенные специфические взаимосвязи застенчивости с другими реакциями, были проведены эксперименты в контролируемых лабораторных условиях. Дискуссии с родителями и учителями позволили восполнить пробелы в нашем понимании всех аспектов застенчивости.

Хотя большую часть информации мы получили в ходе работы со студентами американских колледжей, мы несколько расширили область исследования, включив в нее представителей и различных сфер деятельности, и других культур. Опросы проводились среди новобранцев военно-морского флота, бизнесменов, пациентов клиники питания, участников психотерапевтических групп, а также учащихся разных типов школ. Предоставили нам ценную информацию о природе застенчивости коллеги из Японии, Китайской Народной Республики, Мексики, Индии, Германии, Израиля, а также с Тайваня и Гавайев.

Многие из заполнявших опросник хотели знать, как им преодолеть свою застенчивость. Чтобы создать для этого эффективные методики, мы открыли в Стэнфордском университете клинику застенчивости. Там мы разрабатываем упражнения, способные облегчить жизнь застенчивым людям. Мы надеемся, что клиника поможет застенчивым избавиться от своего недостатка, а нам – больше узнать о природе этого широко распространенного явления.

Сегодня мы знаем немножко больше, нежели тогда, когда задали первые «отчего?» и «почему?» по поводу застенчивости. Однако многие вопросы пока остаются без ответа. Наша исследовательская программа предполагает длительное изучение многих граней этого трудноуловимого и порой загадочного феномена. Обычно исследователи, прежде чем писать книгу вроде этой, стараются накопить побольше информации. Однако такая предусмотрительность уступила место настоятельным просьбам посоветовать, проконсультировать, информировать немедленно. Эти просьбы содержатся в сотнях писем, телефонных звонков и личных обращений людей, которые испытывают каждодневные страдания от непереносимого бремени застенчивости. Надеюсь, эта книга предоставит им полезную информацию и практические советы насчет того, как начать бороться с застенчивостью.

Книга состоит из двух частей. Первая часть преимущественно посвящена тому, что такое застенчивость. Вы узнаете о том, что значит испытывать различные виды застенчивости, о необычных проблемах, встающих перед застенчивыми людьми, происхождении застенчивости и путях ее изучения. Вы осознаете, какую роль семья, школа и общество играют в формировании застенчивости. И вы поймете, как застенчивость затрудняет интимное общение и подчас делает невозможными полноценные сексуальные контакты. Застенчивость – часть личного опыта, но ее влияние ощущает на себе все общество. Первая часть книги заканчивается рассмотрением того, как застенчивость создает социальные проблемы, будучи связана, хотя и не прямо, с насилием, алкоголизмом, формированием общественных движений, обезличенным сексом и вандализмом.

Во второй части рассматриваются практические вопросы борьбы с застенчивостью. Вы найдете конструктивные советы, как изменить свое мнение о застенчивости и о самом себе. Часто застенчивость есть не просто следствие либо недостаточной уверенности в себе, либо скрытых страхов перед некими социальными ситуациями; она может проистекать из отсутствия или недостаточного освоения определенных социальных навыков. Вы найдете простые тактические и стратегические советы по развитию этих навыков, что поможет повысить вашу социальную активность.

Но даже если существует волшебное средство для тех, кто застенчив сегодня, то как можно уберечь грядущие поколения от тех неприятностей, которые несет им застенчивость? Последняя глава посвящена самой интересной теме – терапии общества, порождающего застенчивость. Ретроспективной терапии, созданной, чтобы помочь людям, когда они уже страдают, недостаточно. Мы в первую очередь должны сделать все возможное для перестройки нашего общества, чтобы предотвратить страдания.

Застенчивость – скрытая личная проблема, которая приобретает такие эпидемические масштабы, что справедливо говорить о ней как о социальной болезни. Тенденции к росту в нашем обществе изоляции, конкуренции и одиночества заставляют признать, что в ближайшие годы положение еще более ухудшится. Хотя мы и начнем что-то предпринимать, многие наши дети и внуки окажутся заложниками собственной застенчивости. Чтобы это предотвратить, мы должны понять, что такое застенчивость, и тем самым обеспечить такие благоприятные условия, в которых застенчивые люди смогут разрушить свою внутреннюю тюрьму и вернуть себе свободу речи, действия, человеческих контактов.

Наверное, Готорн имел в виду застенчивого человека, когда писал: «Какая тюрьма темнее, чем сердце? Какой тюремщик строже, чем ты сам?»

Мы можем научиться создавать рай даже из ада застенчивости. Это нелегко, но возможно. Давайте попробуем.

Часть I
Что такое застенчивость?

1. Настоящая проблема

* * *

Хуже? Трудно удержаться, чтобы не захихикать над этим рассказом, напоминающим начало какого-нибудь из анекдотов Вуди Аллена. Но наш смех будет лишь способом защиты от собственных болезненных воспоминаний. Нам хотелось бы думать, что девушка преувеличивает: жизнь не может быть такой плохой. Но многим застенчивым людям жить действительно очень несладко.

У моего брата, вынужденного носить на ногах распорки для коррекции последствий младенческого паралича, развился такой же болезненный страх перед людьми. Стоило раздаться стуку в дверь, Джордж тотчас оглядывался, чтобы сосчитать, все ли члены семьи находятся рядом. Если они все были тут, он скрывался под кроватью или в еще более надежном убежище – за запертой дверью ванной. И лишь после долгих просьб и увещеваний он смягчался и соизволял явиться, чтобы поздороваться с гостем.

Моя мать, которой были свойственны сострадание и глубокое понимание человеческой натуры, решила, что она должна помочь Джорджу, прежде чем его застенчивость станет непреодолимой. Его причуды продолжались и после того, как с ног были сняты распорки. Убежденная, что сын должен общаться со сверстниками, мать настояла на том, чтобы Джорджа приняли в школу, хотя ему исполнилось всего четыре с половиной года и была как раз середина семестра.

Мать вспоминает:

«Он вопил и рыдал беспрерывно почти весь первый день, в ужасе вцепившись в подол моего платья. Стоило учительнице или кому-то из детей посмотреть на него, он утыкался головой мне в подол или закатывал глаза к потолку. Но когда в классе рассказывали интересную историю или начинали играть в музыкальные игрушки, любопытство брало верх, и он не мог удержаться, чтобы не смотреть и не слушать.

Мне пришла в голову мысль, что Джордж не был бы так сосредоточен на себе, будь он невидим, имей он возможность участвовать в совместных действиях и наблюдать, в то время как другие дети не могли бы его видеть. Естественно, раствориться в воздухе он был не в состоянии, но он мог проделать нечто подобное – стать человеком в маске вроде Одинокого Ковбоя из радиопьесы.

После обеда мне удалось убедить Джорджа помочь мне смастерить маску из плотного бумажного пакета для продуктов. Мы вырезали в маске отверстия для глаз, носа и рта и слегка раскрасили ее, чтобы она стала более симпатичной. Он померил маску, и она ему понравилась. Снова и снова он заставлял меня повторять вопрос: “Кто этот мальчик в маске?” На это он с ликованием отвечал: “Одинокий Ковбой”, или “Мистер Никто”, или “Не ваше дело”, или просто по-львиному рычал. Иногда он снимал маску, чтобы убедить меня, что это был все-таки он сам.

Учительница согласилась принять мою игру. По сути, она сделала даже больше – привела игру в действие. Она объявила детям, что новенький будет носить маску и не надо пытаться ее сорвать, лучше просто играть с мальчиком в маске. Неожиданно этот подход сработал. Джордж смог стать частью класса, хотя и несколько отстраненной частью. Если ему не хотелось прятаться, он мог вообразить, что его никто не узнает. Постепенно он сблизился с другими детьми и в конце концов через несколько недель увлекся общей игрой.

Он остался в группе еще на год, и, по мере того как он привыкал к школьным порядкам, росла его уверенность в себе. Однако он продолжал каждое утро надевать маску и снимал ее только после занятий, когда брат приходил забрать его домой.

Великий день настал в конце года, когда должно было состояться детское цирковое представление. Джордж за год набрался опыта в таких делах, и учительница предложила ему: “А не хотел бы ты быть распорядителем цирка?” Он запрыгал от радости. Но учительница продолжала: “Джордж, ты же знаешь – распорядитель носит маскарадный костюм и высокий колпак, но никак не маску. Если ты хочешь играть эту роль, давай заменим маску таким костюмом. Хорошо?”

Так Джордж не просто стал членом труппы, а возглавил ее – отныне он являлся руководителем, которого видят и слышат все! Не нуждаясь больше в маске, мальчик ступил на путь, приведший его к превращению в здорового, счастливого ребенка. И хотя мой сын не стал выдающимся учеником, он крепко подружился с ребятами, а потом его даже избирали в актив класса».

Ношение маски в течение полутора лет может показаться эксцентричным. Но это простое решение позволило Джорджу постепенно войти в успешный контакт с другими детьми и приблизило тот день, когда он смог стать самим собой уже без маски. Бумажная маска оказалась наилучшим выходом для крайне застенчивого ребенка. Другим детям везет меньше. Они вырастают и становятся взрослыми, так и не научившись справляться со своей мучительной проблемой.

Застенчивость может быть душевным недугом, калечащим человека не менее, чем самая тяжелая болезнь тела. Ее последствия могут быть удручающими:

Застенчивость препятствует тому, чтобы встречаться с новыми людьми, заводить друзей и получать удовольствие от потенциально приятного опыта;

Она удерживает человека от того, чтобы выражать свое мнение и отстаивать свои права;

Ваша застенчивость не дает другим людям возможность положительно оценить ваши личные достоинства;

Она усугубляет чрезмерную сосредоточенность на себе и своем поведении;

Застенчивость мешает ясно мыслить и эффективно общаться;

Застенчивость, как правило, сопровождается негативными переживаниями, такими как чувство одиночества, тревоги или тоски.


Быть застенчивым значит бояться людей, особенно тех, от которых по какой-то причине исходит эмоциональная угроза. Незнакомцы пугают застенчивых своей неизвестностью и неопределенностью, начальство – тем, что оно наделено властью, представители другого пола – в силу потенциальной возможности интимного контакта. Джордж и та девушка, с чьего рассказа началась эта глава, – оба ощущали угрозу практически от каждого встречного. И тот и другая – крайне драматичные примеры застенчивой личности. Но в каком-то из своих многообразных проявлений проблема застенчивости может тихо вторгаться в жизнь каждого из нас.

Случалось ли вам однажды прийти в гости в разгар вечеринки и обнаружить, что единственный знакомый вам человек – хозяйка, да и той нет поблизости? «Кто вы?» – интересуются окружающие, но в ответ вы бормочите нечто невразумительное… Или приходилось ли вам оказаться в незнакомой компании тогда, когда кто-то, самый активный, весело предлагает: «Пусть каждый представится и расскажет немного о себе, чтобы мы могли лучше узнать друг друга»? Вы тут же начинаете генеральную репетицию: «Меня зовут … (черт побери, как это сказать?)… Фил Зимбардо. Я… я… человек… (и почему я не пошел сегодня в кино?)». Еще раз, без эмоций: «Меня зовут, уф!..» Такого рода обычные ситуации могут дать людям, не страдающим застенчивостью, представление о том, какие мучения претерпевает застенчивый человек.

Несмотря на то, что застенчивость может быть довольно сильной и иметь негативные последствия, ее можно победить. Но для этого необходимо понять, что лежит в основе данного явления, а затем выбрать соответствующую программу изменения этих основ.

Уровень самооценки влияет на все поступки человека. Чаще всего самооценка личности бывает занижена, то есть реальные возможности человека выше, чем представления человека о своих возможностях. Обычно это связано с тем, что формирование самооценки происходит, в основном, в детстве, когда возможности человека развиты слабо. Кроме того, серьезное влияние оказывает негативное окружение. Конечно, встречаются случаи, когда у человека завышенная самооценка, но, на мой взгляд, это характерно только для очень молодых людей.

А для взрослых людей характерна обратная ситуация — заниженная самооценка, что вполне объяснимо. Личность формируется в детстве и ранней молодости, когда возможности человека по понятным причинам серьезно ограничены.

Повысить самооценку вполне реально, хотя это часто довольно медленный процесс. Однако сознательные попытки в формировании самооценки могут быть полезны практически каждому.

Как повысить самооценку и уверенность в себе? Здесь 12 советов, которые помогут в этом:

1. Прекратите сравнивать себя с другими людьми. Всегда будут люди, у которых чего-то больше, чем у вас, и есть люди, у которых этого меньше, чем у вас. Если вы будете заниматься сравнениями, то всегда будете иметь перед собой слишком много оппонентов или противников, которых вы не можете превзойти.

2. Прекратите ругать и порицать себя. Вы не сможете развить высокий уровень самооценки, если повторяете негативные высказывания в отношении себя и своих способностей. Говорите ли вы о своем внешнем виде, своей карьере, отношениях, финансовом положении или любых других аспектах вашей жизни, избегайте самоуничижительных комментариев. Коррекция самооценки прямо связана с вашими высказываниями о себе.

3. Принимайте все комплименты и поздравления ответным «спасибо». Когда вы отвечаете на комплимент чем-то вроде: «да ничего особенного», вы отклоняете этот комплимент и одновременно посылаете себе сообщение о том, что не достойны похвалы, формируя заниженную самооценку. Поэтому принимайте похвалу, не принижая свои достоинства.

Настоящее Соглашение заключается между ИП Смыгин Константин Игоревич, именуемым в дальнейшем «Администрация Сервиса» и любым лицом, становящимся пользователем при регистрации на сайте Сервиса http://сайт/ (далее — Сервис), в дальнейшем именуемым «Пользователь», вместе по тексту Соглашения именуемые «Стороны», а по отдельности — «Сторона».

1. Общие положения

1.1. Настоящее Соглашение в соответствии со ст. 435 Гражданского кодекса РФ является публичной офертой. Получая доступ к материалам Сервиса Пользователь считается присоединившимся к настоящему Соглашению, принимает условия настоящей оферты и положения Соглашения (акцепт).

1.2. Безусловное принятие (акцепт) условий настоящей оферты осуществляется путем регистрации на сайте Сервиса.

1.3. Настоящее Соглашение, заключаемое путем акцепта настоящей оферты, не требует двустороннего подписания и действительно в электронном виде.

1.4. Использование материалов и функций Сервиса регулируется нормами действующего законодательства Российской Федерации.

2. Предмет Соглашения

2.1. Предметом настоящего Соглашения является передача Администрацией Сервиса неисключительных прав использования Сервиса путем предоставления доступа к Сервису на сервере, принадлежащем Администрации Сервиса.

2.2. Действие условий настоящего Соглашения распространяется на все последующие обновления и новые версии Сервиса. Соглашаясь с использованием новой версии Сервиса, Пользователь принимает условия настоящего Соглашения для соответствующих обновлений, новых версий Сервиса, если обновление и/или новая версия Сервиса не сопровождается иным соглашением.

2.3. Сервис является результатом интеллектуальной деятельности Администрации Сервиса и защищается законодательством Российской Федерации о защите интеллектуальной собственности и нормами международного права, все исключительные права на Сервис, сопровождающие его материалы и любые его копии, принадлежат Администрации Сервиса. Право использования Сервиса предоставляется Пользователю исключительно на условиях и в объеме, оговоренных настоящим Соглашением.

3. Условия использования Сервиса

3.1. Для начала работы с Сервисом Пользователю необходимо пройти процедуру регистрации путем присвоения уникального имени (Логина) и пароля. По завершении процесса регистрации Пользователь становится обладателем учетной записи. С момента входа в свою учетную запись Пользователь самостоятельно несет ответственность за безопасность вводимых данных, а также Логина и пароля.

3.2. По окончании работы с Сервисом Пользователь самостоятельно осуществляет завершение работы под своей учетной записью путем нажатия кнопки «Выйти».

3.3. С момента регистрации в Сервисе Пользователю присваивается личный счет, на который Пользователь имеет право внести денежную сумму. Денежная сумма на личном счете используется для оплаты подписки на определенный календарный период (6 месяцев, 12 месяцев и 24 месяца) на платные услуги Сервиса. Оплата платных услуг осуществляется путем безналичного перевода денежных средств в виде 100%-ной предоплаты и списывается с личного счета Пользователя.

3.4. Бесплатные услуги предоставляются Пользователю без каких-либо гарантий, в том качестве, объеме и с теми функциональными возможностями, которыми обладают данные услуги в составе Сервиса. Это означает, что Пользователь не вправе предъявлять претензии, касающиеся доступности, объема, качества или функциональных возможностей полученных бесплатных услуг и пользуется ими, принимая на себя все риски и ответственность, связанные с использованием таких бесплатных услуг.

3.5. Платные услуги считаются оказанными надлежащем образом и принятыми Пользователем в полном объеме, если в течение 5 (Пяти) рабочих дней оказания соответствующей платной услуги Администрация Сервиса не получила от Пользователя мотивированных письменных претензий.

3.6. Администрация Сервиса осуществляет техническую поддержку Пользователя, в том числе по вопросам, связанным с функциональностью Сервиса и предоставляемыми услугами, а также особенностями эксплуатации Сервиса.

4. Права и обязанности сторон

4.1. Права и обязанности Пользователя

4.1.1. Пользователь обязуется не предпринимать действий, которые могут рассматриваться как нарушающие Российское законодательство или нормы международного права, в том числе в сфере интеллектуальной собственности, авторских и/или смежных правах, а также любых действий, которые приводят или могут привести к нарушению нормальной работы Сервиса.

4.1.2. Пользователь обязуется не предоставлять (передавать) полностью или частично третьим лицам полученные им по настоящему Соглашению права, не продавать, не тиражировать, не копировать материалы Сервиса полностью или частично, не отчуждать иным образом, в том числе безвозмездно, без получения на все вышеперечисленные действия предварительного письменного согласия Администрации Сервиса.

4.1.3. Пользователь обязуется не передавать третьим лицам пароли и логины, используемые для доступа к Сервису, обеспечить конфиденциальность их хранения.В случае несанкционированного доступа к логину и паролю и/или учетной записи пользователя Пользователь обязан незамедлительно сообщить об этом Администрации Сервиса.

4.1.4. Пользователь обязуется не использовать программное обеспечение, обеспечивающее автоматическое скачивание и обработку (разборку) веб-страниц Сервиса в целях получения нужных данных.

4.1.5. Пользователь несет ответственность за содержание и достоверность данных, предоставленных при регистрации на Сервисе. Пользователь выражает согласие на хранение и обработку Администрацией Сервиса персональных данных Пользователя.

4.1.6. Пользователь имеет право доступа к Сервису в любое время, кроме времени проведения профилактических работ.

4.1.7. Пользователь имеет право пользоваться Сервисом в пределах его функциональных возможностей и на условиях установленных настоящим Соглашением.

4.1.8. Пользователь имеет право внести денежную сумму, равную сумме подписки на тот или иной календарный период, для последующего использования Платных услуг Сервиса.С тарифами на Платные услуги Сервиса пользователь может ознакомиться по адресу: http://сайт/subscription/

4.1.9. Пользователь имеет право самостоятельно изменять пароль, не уведомляя об этом Администрацию Сервиса.

4.1.10. Пользователь имеет право в любой момент подать заявку на удаление учетной записи и информации Пользователя, хранимой в Сервисе. Удаление учетной записи и информации Пользователя, хранимой на Сервисе, производится в течение 7 дней с даты получения заявки. При удалении учетной записи, денежные средства, которые пользователь потратил на подписку на Платные услуги Сервиса частичному или полному возврату не подлежат.

4.1.11. Денежные средства, переведенные в качестве оплаты за подписку на услуги Сервиса, возврату не подлежат и могут быть использованы для оплаты платных услуг Сервиса.

4.2. Права и обязанности Администрации Сервиса

4.2.1. Администрация Сервиса обязана предоставить Пользователю доступ к Сервису не позднее 5 (Пяти) рабочих дней с момента прохождения Пользователем процедуры регистрации на Сервисе.

4.2.2. Администрация Сервиса обязуется обеспечивать работу Сервиса, в соответствии с условиями настоящего Соглашения, круглосуточно 7 (Семь) дней в неделю, включая выходные и праздничные дни, за исключением времени проведения профилактических работ.

4.2.3. Администрация Сервиса обязуется обеспечить сохранность данных Пользователя, размещенных в Сервисе в течение 90 (Девяносто) календарных дней с момента последнего использования Пользователем любой из платных услуг Сервиса.

4.2.4. Администрация Сервиса обязуется не передавать персональные данные Пользователя третьим лицам.

4.2.5 Администрация Сервиса имеет право приостанавливать работу Сервиса для проведения необходимых плановых профилактических и ремонтных работ на технических ресурсах Администрации Сервиса, а также внеплановых работ в аварийных ситуациях, уведомляя об этом Пользователя, если технически это представляется возможным, посредством размещения соответствующей информации на сайте.

4.2.6. Администрация Сервиса имеет право прерывать работу Сервиса, если это обусловлено невозможностью использования информационно-транспортных каналов, не являющихся собственными ресурсами Администрации Сервиса, либо действием и/или бездействием третьих лиц, если это непосредственно влияет на работу Сервиса, в том числе при аварийной ситуации.

4.2.7. Администрация Сервиса имеет право обновлять содержание, функциональные возможности и пользовательский интерфейс Сервиса в любое время по своему собственному усмотрению.

4.2.8. Администрация Сервиса имеет право изменять стоимость платных услуг в одностороннем порядке.

4.2.9. Администрация Сервиса имеет право заблокировать и/или удалить учетную запись Пользователя, включая все информационное содержимое Пользователя без уведомления Пользователя и объяснения причин в случае нарушения Пользователем условий настоящего Соглашения.

5. Ответственность сторон и порядок разрешения споров

5.1. Сервис предоставляется Пользователю «как есть» в соответствии с общепринятым в международной практике принципом. Это означает, что за проблемы, возникающие в процессе обновления, поддержки и эксплуатации Сервиса (в т. ч. проблемы совместимости с другими программными продуктами, а также несоответствия результатов использования Сервиса ожиданиям Пользователя и т.п.), Администрация Сервиса ответственности не несет.

5.2. За нарушение обязательств по Соглашению Стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством РФ. При этом ответственность Администрации Сервиса перед Пользователем в случае требования возмещения убытков ограничена размером стоимости оплаченных Пользователем Платных услуг.

5.3. Ни одна из Сторон не несет ответственности за полное или частичное неисполнение любой из своих обязанностей, если неисполнение является следствием обстоятельств непреодолимой силы, возникших после заключения Соглашения и независящих от воли Сторон. В случае действия обстоятельств непреодолимой силы более 3 (Трех) месяцев любая Сторона вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения своих обязательств по настоящему Соглашению (расторгнуть Соглашение).

5.4. Поскольку Сервис является объектом интеллектуальной собственности Администрации Сервиса, ответственность за нарушение авторских прав наступает в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.5. Администрация Сервиса не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по настоящему Соглашению, а также за прямые и косвенные убытки Пользователя, включая упущенную выгоду и возможный ущерб, возникший в том числе в результате неправомерных действий пользователей сети Интернет, направленных на нарушение информационной безопасности или нормального функционирования Сервиса; отсутствия Интернет-соединений между компьютером Пользователя и сервером Администрации Сервиса; проведения государственными и муниципальными органами, а также иными организациями действий в рамках оперативно-розыскных мероприятий; установления государственного регулирования (или регулирования иными организациями) хозяйственной деятельности коммерческих организаций в сети Интернет и/или установления указанными субъектами разовых ограничений, затрудняющих или делающих невозможным исполнение настоящего Соглашения; и других случаев, связанных с действиями (бездействием) пользователей сети Интернет и/или других субъектов, направленными на ухудшение общей ситуации с использованием сети Интернет и/или компьютерного оборудования, существовавшей на момент заключения настоящего Соглашения.

5.6. В случае возникновения между Сторонами споров или разногласий, вытекающих из настоящего Соглашения или связанных с ним, Стороны примут все меры к их разрешению путем переговоров между собой.

5.7. В случае если не удается разрешить возникшие между Сторонами споры и/или разногласия путем переговоров, то такие споры разрешаются в Арбитражном суде Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

6. Прочие условия

6.1. Настоящее Соглашение вступает в силу с даты акцепта и действует до полного исполнения своих обязательств Сторонами.

6.2. Настоящее Соглашение может быть расторгнуто досрочно по взаимному соглашению Сторон, а также по инициативе Администрации Сервиса в случае нарушения Пользователем условий настоящего Соглашения без возврата последнему каких-либо денежных средств.

6.3. Поскольку настоящее Соглашение является офертой, и в силу действующего гражданского законодательства РФ Администрация Сервиса имеет право на отзыв оферты в соответствии со ст. 436 ГК РФ. В случае отзыва настоящего Соглашения в течение срока его действия настоящее Соглашение считается прекращенным с момента отзыва. Отзыв осуществляется путем размещения соответствующей информации на сайте.

6.4. Стороны договорились, что при исполнении настоящего Соглашения допускается использование подписей представителей Сторон, а также их печатей с помощью средств факсимильной связи, механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи руководителей и печатей организаций.

6.5. Администрация Сервиса вправе в одностороннем порядке внести изменения в условия предоставления услуг Сервиса, разместив об этом информацию на сайте в публичном доступе и внеся изменения в настоящее Соглашение.

6.6. Указанные изменения в условиях настоящего Соглашения вступают в силу с даты их публикации, если иное не оговорено в соответствующей публикации. Продолжение использования Сервиса Пользователем после внесения изменений и/или дополнений в Соглашение означает принятие и согласие Пользователя с такими изменениями и/или дополнениями.

7. Гарантии

7.1. За исключением гарантий, прямо указанных в тексте настоящего договора, Администрация Сервиса не предоставляет никаких иных гарантий.

7.2. Соглашаясь с условиями и принимая условия настоящей оферты путем ее акцепта, Пользователь заверяет Администрацию Сервиса и гарантирует, что он:

  • заключает настоящий договор добровольно;
  • ознакомился со всеми условиями настоящего договора;
  • полностью понимает и подтверждает предмет оферты и договора;
  • обладает всеми правами и полномочиями, необходимыми для заключения и исполнения настоящего договора.