Кораблестроение океанотехника и системотехника морской инфраструктуры. Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры — бакалавриат (26.03.02)

Утвержден

приказом Министерства образования

и науки Российской Федерации

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ - БАКАЛАВРИАТ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

26.03.02 КОРАБЛЕСТРОЕНИЕ, ОКЕАНОТЕХНИКА И СИСТЕМОТЕХНИКА

ОБЪЕКТОВ МОРСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных профессиональных образовательных программ высшего образования - программ бакалавриата по направлению подготовки 26.03.02 Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры (далее соответственно - программа бакалавриата, направление подготовки).

II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем федеральном государственном образовательном стандарте используются следующие сокращения:

ОК - общекультурные компетенции;

ОПК - общепрофессиональные компетенции;

ПК - профессиональные компетенции;

ФГОС ВО - федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования;

сетевая форма - сетевая форма реализации образовательных программ.

III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

3.1. Получение образования по программе бакалавриата допускается только в образовательной организации высшего образования (далее - организация).

3.2. Обучение по программе бакалавриата в организациях осуществляется в очной, очно-заочной и заочной формах обучения.

Объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (далее - з.е.), вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы бакалавриата с использованием сетевой формы, реализации программы бакалавриата по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.

3.3. Срок получения образования по программе бакалавриата:

в очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 4 года. Объем программы бакалавриата в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;

в очно-заочной или заочной формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения не может составлять более 75 з.е.;

при обучении по индивидуальному учебному плану, вне зависимости от формы обучения, составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год при обучении по индивидуальному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.

Конкретный срок получения образования и объем программы бакалавриата, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, а также по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

3.4. При реализации программы бакалавриата организация вправе применять электронное обучение и дистанционные образовательные технологии.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

3.5. Реализация программы бакалавриата возможна с использованием сетевой формы.

3.6. Образовательная деятельность по программе бакалавриата осуществляется на государственном языке Российской Федерации, если иное не определено локальным нормативным актом организации.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВЫПУСКНИКОВ, ОСВОИВШИХ ПРОГРАММУ БАКАЛАВРИАТА

4.1. Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает:

создание судов морского и речного флотов, а также средств океанотехники;

создание энергетических комплексов для движения плавучих инженерных сооружений, снабжение электрической и тепловой энергией судов и средств океанотехники, обеспечивающих нормальное функционирование и использование морских и речных инженерных сооружений, их комплексов и систем;

создание судовых энергетических машин и механизмов, а также технологических процессов их исследования, разработки, изготовления, сборки, испытания и эксплуатации;

техническое обслуживание и ремонт судов, энергетических установок и оборудования, приборов и других технических средств, обеспечивающих функционирование и использование морской (речной) техники;

создание морских (речных) инженерных сооружений, подводных средств освоения моря и других средств океанотехники;

создание и эксплуатация сложных информационно-сопряженных систем, обеспечивающих нормальное функционирование судов, иных объектов морской (речной) инфраструктуры, их комплексов и систем.

4.2. Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются:

суда и средства морского и речного флотов, средства океанотехники;

энергетические комплексы, машины, механизмы и оборудование объектов морской (речной) инфраструктуры;

искусственные информационно-сопряженные системы морской (речной) инфраструктуры различного назначения;

технологические процессы проектирования и конструирования, постройки, изготовления и монтажа, испытаний, технического обслуживания, реновации и ремонта объектов морской (речной) инфраструктуры.

4.3. Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата:

проектная;

производственно-технологическая;

научно-исследовательская;

организационно-управленческая;

сервисно-эксплуатационная.

При разработке и реализации программ бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

Программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:

ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академического бакалавриата);

ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладного бакалавриата).

4.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, должен быть готов решать следующие профессиональные задачи:

проектная деятельность:

участие в проектировании и расчете объектов морской (речной) техники, а также их подсистем в соответствии с техническим заданием, с использованием стандартных средств автоматизации проектирования;

участие в разработке проектной и рабочей документации, оформлении законченных проектно-конструкторских работ;

контроль соответствия разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам;

участие в проведении предварительного технико-экономического обоснования проектных расчетов;

участие в технологической проработке проектируемых судов, средств океанотехники, их корпусных конструкций, энергетического оборудования, общекорабельных устройств, систем и оборудования, а также систем объектов морской (речной) инфраструктуры;

участие в организации рабочих мест, их техническом оснащении, размещении технологического оборудования;

контроль соблюдения технологической дисциплины;

участие в обслуживании технологического оборудования;

участие в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов изделий, узлов, систем и деталей новых и модернизированных объектов морской (речной) техники;

участие в разработке рабочих планов и программ проведения отдельных этапов работ, сборе, обработке, анализе и систематизации научно-технической информации по теме исследований;

участие в выполнении экспериментов по заданной методике, составлении их описаний и анализе результатов;

участие во внедрении результатов исследований и разработок;

участие в составлении технической документации (графиков работ, инструкций, планов, смет, заявок на материалы, оборудование), а также установленной отчетности по утвержденным формам;

участие в работах по стандартизации и подготовке к сертификации технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов;

организация работы малых производственных коллективов;

планирование работы персонала и фондов оплаты труда;

разработка оперативных планов работы первичных производственных коллективов;

участие в проверке технического состояния и остаточного ресурса морской (речной) техники и ее подсистем, организации профилактических осмотров и текущего ремонта;

участие в составлении заявок на оборудование и запасные части, подготовке технической документации на реновацию и ремонт;

участие в составлении инструкций по эксплуатации оборудования.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

5.1. В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

5.2. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2);

способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3);

способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4);

способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5);

способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6);

способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7);

способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8);

способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

5.3. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

способностью осуществлять поиск, хранение, обработку и анализ информации из различных источников и баз данных, представлять ее в требуемом формате с использованием информационных, компьютерных и сетевых технологий (ОПК-1);

способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОПК-2);

способностью использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОПК-3);

способностью организовать свой труд, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности, владеть навыками самостоятельной работы (ОПК-4);

5.4. Выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата:

проектная деятельность:

готовностью участвовать в разработке проектов судов и средств океанотехники, энергетических установок и функционального оборудования, судовых систем и устройств, систем объектов морской (речной) инфраструктуры с учетом технико-эксплуатационных, эргономических, технологических, экономических, экологических требований (ПК-1);

готовностью использовать информационные технологии при разработке проектов новых образцов морской (речной) техники (ПК-2);

способностью применять методы обеспечения технологичности и ремонтопригодности морской (речной) техники, унификации и стандартизации (ПК-3);

производственно-технологическая деятельность:

готовностью участвовать в технологической проработке проектируемых судов и средств океанотехники, корпусных конструкций, энергетического и функционального оборудования, судовых систем и устройств, систем объектов морской (речной) инфраструктуры (ПК-4);

способностью использовать технические средства для измерения основных параметров технологических процессов, свойств материалов и полуфабрикатов, комплектующего оборудования (ПК-5);

способностью использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации объектов морской (речной) техники, элементы экономического анализа в практической деятельности (ПК-6);

готовностью обосновывать принятие конкретных технических решений при разработке технологических процессов, выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения (ПК-7);

способностью использовать правила техники безопасности, производственной санитарии, пожарной безопасности и нормы охраны труда, измерять и оценивать параметры производственного микроклимата, уровня запыленности и загазованности, шума и вибрации, освещенности рабочих мест (ПК-8);

научно-исследовательская деятельность:

готовностью участвовать в экспериментальных исследованиях мореходных, технических и эксплуатационных характеристик и свойств морской техники, систем объектов морской (речной) инфраструктуры, включая использование готовых методик, технических средств и оборудования, а также обработку полученных результатов (ПК-9);

способностью применять методы организации и проведения диагностирования, исследования и испытаний морской (речной) техники современными техническими средствами (ПК-10);

готовностью изучать научно-техническую информацию, отечественный и зарубежный опыт по тематике исследования (ПК-11);

готовностью участвовать в научных исследованиях основных объектов, явлений и процессов, связанных с конкретной областью специальной подготовки (ПК-12);

организационно-управленческая деятельность:

способностью анализировать технологический процесс как объект управления (ПК-13);

способностью выполнять стоимостную оценку основных производственных ресурсов (ПК-14);

способностью организовывать работу исполнителей, находить и принимать управленческие решения в области организации и нормирования труда (ПК-15);

готовностью систематизировать и обобщать информацию по использованию и формированию ресурсов предприятия (ПК-16);

готовностью к кооперации с коллегами и работе в коллективе; к организации работы малых коллективов исполнителей (ПК-17);

сервисно-эксплуатационная деятельность:

готовностью участвовать в разработке технологических процессов эксплуатационного, технического обслуживания, реновации и ремонта судов и средств океанотехники, энергетических установок, корпусных конструкций, энергетического и функционального оборудования, общесудовых устройств и систем, систем объектов морской (речной) инфраструктуры с использованием типовых методик расчетов (ПК-18);

способностью определять техническое состояние и остаточный ресурс морской (речной) техники (ПК-19).

5.5. При разработке программы бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована программа бакалавриата, включаются в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата.

5.6. При разработке программы бакалавриата организация вправе дополнить набор компетенций выпускников с учетом направленности программы бакалавриата на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности.

5.7. При разработке программы бакалавриата требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям), практикам организация устанавливает самостоятельно с учетом требований соответствующих примерных основных образовательных программ.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

6.1. включает обязательную часть (базовую) и часть, формируемую участниками образовательных отношений (вариативную). Это обеспечивает возможность реализации программ бакалавриата, имеющих различную направленность (профиль) образования в рамках одного направления подготовки (далее - направленность (профиль) программы).

6.2. Программа бакалавриата состоит из следующих блоков:

Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы, и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.

Блок 2 "Практики", который в полном объеме относится к вариативной части программы.

Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации.

Структура программы бакалавриата

Структура программы бакалавриата

Объем программы бакалавриата в з.е.

программа академического бакалавриата

программа прикладного бакалавриата

Дисциплины (модули)

Базовая часть

Вариативная часть

Практики

Вариативная часть

Государственная итоговая аттестация

Базовая часть

Объем программы бакалавриата

6.3. Дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы бакалавриата, являются обязательными для освоения обучающимся вне зависимости от направленности (профиля) программы бакалавриата, которую он осваивает. Набор дисциплин (модулей), относящихся к базовой части программы бакалавриата, организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО, с учетом соответствующей (соответствующих) примерной (примерных) основной (основных) образовательной (образовательных) программы (программ).

6.4. Дисциплины (модули) по философии, истории, иностранному языку, безопасности жизнедеятельности реализуются в рамках базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата. Объем, содержание и порядок реализации указанных дисциплин (модулей) определяются организацией самостоятельно.

6.5. Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в рамках:

базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" программы бакалавриата в объеме не менее 72 академических часов (2 з.е.) в очной форме обучения;

элективных дисциплин (модулей) в объеме не менее 328 академических часов. Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводятся.

Дисциплины (модули) по физической культуре и спорту реализуются в порядке, установленном организацией. Для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья организация устанавливает особый порядок освоения дисциплин (модулей) по физической культуре и спорту с учетом состояния их здоровья.

6.6. Дисциплины (модули), относящиеся к вариативной части программы бакалавриата, и практики определяют направленность (профиль) программы бакалавриата. Набор дисциплин (модулей), относящихся к вариативной части программы бакалавриата, и практик организация определяет самостоятельно в объеме, установленном настоящим ФГОС ВО. После выбора обучающимся направленности (профиля) программы, набор соответствующих дисциплин (модулей) и практик становится обязательным для освоения обучающимся.

6.7. В Блок 2 "Практики" входят учебная и производственная, в том числе преддипломная, практики.

Типы учебной практики:

практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности;

технологическая практика.

Способы проведения учебной практики:

стационарная;

выездная.

Типы производственной практики:

практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности;

научно-исследовательская работа.

Способы проведения производственной практики:

стационарная;

выездная.

Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

При разработке программ бакалавриата организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата. Организация вправе предусмотреть в программе бакалавриата иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.

Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.

6.8. В Блок 3 "Государственная итоговая аттестация" входит защита выпускной квалификационной работы, включая подготовку к процедуре защиты и процедуру защиты, а также подготовка к сдаче и сдача государственного экзамена (если организация включила государственный экзамен в состав государственной итоговой аттестации).

6.9. Программы бакалавриата, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, разрабатываются и реализуются с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами в области защиты государственной тайны.

6.10. Реализация части (частей) образовательной программы и государственной итоговой аттестации, в рамках которой (которых) до обучающихся доводятся сведения ограниченного доступа и (или) в учебных целях используются секретные образцы вооружения, военной техники, их комплектующие изделия, не допускается с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

6.11. При разработке программы бакалавриата обучающимся обеспечивается возможность освоения дисциплин (модулей) по выбору, в том числе специальные условия инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья, в объеме не менее 20 процентов вариативной части Блока 1 "Дисциплины (модули)".

6.12. Количество часов, отведенных на занятия лекционного типа, в целом по Блоку 1 "Дисциплины (модули)" должно составлять не более 50 процентов от общего количества часов аудиторных занятий, отведенных на реализацию данного Блока.

VII. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ

ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА

7.1. Общесистемные требования к реализации программы бакалавриата.

7.1.1. Организация должна располагать материально-технической базой, соответствующей действующим противопожарным правилам и нормам и обеспечивающей проведение всех видов дисциплинарной и междисциплинарной подготовки, практической и научно-исследовательской работ обучающихся, предусмотренных учебным планом.

7.1.2. Каждый обучающийся в течение всего периода обучения должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к одной или нескольким электронно-библиотечным системам (электронным библиотекам) и к электронной информационно-образовательной среде организации. Электронно-библиотечная система (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать возможность доступа обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), как на территории организации, так и вне ее.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата;

проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети "Интернет".

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации.

7.1.3. В случае реализации программы бакалавриата в сетевой форме требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов материально-технического и учебно-методического обеспечения, предоставляемого организациями, участвующими в реализации программы бакалавриата в сетевой форме.

7.1.4. В случае реализации программы бакалавриата на созданных в установленном порядке в иных организациях кафедрах и (или) иных структурных подразделениях организации требования к реализации программы бакалавриата должны обеспечиваться совокупностью ресурсов указанных организаций.

7.1.5. Квалификация руководящих и научно-педагогических работников организации должна соответствовать квалификационным характеристикам, установленным в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, разделе "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", утвержденном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 января 2011 г. N 1н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 23 марта 2011 г., регистрационный N 20237), и профессиональным стандартам (при наличии).

7.1.6. Доля штатных научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) должна составлять не менее 50 процентов от общего количества научно-педагогических работников организации.

7.2. Требования к кадровым условиям реализации программы бакалавриата.

7.2.1. Реализация программы бакалавриата обеспечивается руководящими и научно-педагогическими работниками организации, а также лицами, привлекаемыми к реализации программы бакалавриата на условиях гражданско-правового договора.

7.2.2. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины (модуля), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна составлять не менее 70 процентов.

7.2.3. Доля научно-педагогических работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок), имеющих ученую степень (в том числе ученую степень, присвоенную за рубежом и признаваемую в Российской Федерации) и (или) ученое звание (в том числе ученое звание, полученное за рубежом и признаваемое в Российской Федерации), в общем числе научно-педагогических работников, реализующих программу бакалавриата, должна быть не менее 60 процентов.

7.2.4. Доля работников (в приведенных к целочисленным значениям ставок) из числа руководителей и работников организаций, деятельность которых связана с направленностью (профилем) реализуемой программы бакалавриата (имеющих стаж работы в данной профессиональной области не менее 3 лет), в общем числе работников, реализующих программу бакалавриата, должна быть не менее 5 процентов.

7.3. Требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению программы бакалавриата.

7.3.1. Специальные помещения должны представлять собой учебные аудитории для проведения занятий лекционного типа, занятий семинарского типа, курсового проектирования (выполнения курсовых работ), групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации, а также помещения для самостоятельной работы и помещения для хранения и профилактического обслуживания учебного оборудования. Специальные помещения должны быть укомплектованы специализированной мебелью и техническими средствами обучения, служащими для представления учебной информации большой аудитории.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).

Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы бакалавриата, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени его сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.3.2. Организация должна быть обеспечена необходимым комплектом лицензионного программного обеспечения (состав определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению).

7.3.3. Электронно-библиотечные системы (электронная библиотека) и электронная информационно-образовательная среда должны обеспечивать одновременный доступ не менее 25 процентов обучающихся по программе бакалавриата.

7.3.4. Обучающимся должен быть обеспечен доступ (удаленный доступ), в том числе в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, к современным профессиональным базам данных и информационным справочным системам, состав которых определяется в рабочих программах дисциплин (модулей) и подлежит ежегодному обновлению.

7.3.5. Обучающиеся из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья должны быть обеспечены печатными и (или) электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья.

7.4. Требования к финансовым условиям реализации программы бакалавриата.

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы бакалавриата должно осуществляться в объеме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный N 29967).

  • Кораблестроение
  • Системы электроэнергетики и автоматизации судов
  • Судовые энергетические установки

Направление подготовки
Профиль : Кораблестроение
Квалификация (степень): бакалавр
Форма обучения :

  • система «ЗАВОД-ВТУЗ»: сочетание очной и очно-заочной форм обучения с работой на судостроительном предприятии, 5 лет;
  • очно-заочная (вечерняя) форма обучения (5 лет)

Контактный телефон приемной комиссии:
Выпускающая кафедра: (8184) 53 – 95 – 69

Общая характеристика

Подготовка бакалавров по профилю «Кораблестроение» осуществляется в области техники, которая включает в себя совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на проектирование, постройку, техническое обслуживание и ремонт морских и речных судов и средств океанотехники.

Выпускник профиля «Кораблестроение» владеет методами проектирования и модернизации кораблей и судов, общесудовых (корабельных) устройств и систем, умеет выполнять расчёты и исследование мореходных и эксплуатационных характеристик морской техники. Он способен уверенно ориентироваться в направлениях развития морской техники, технологий её изготовления, эксплуатации и обслуживания. Знание технологических процессов постройки кораблей и судов, их оборудования, оценивать прочность и надежность на стадиях проектирования и эксплуатации морской техники. Все выпускники владеют современными технологиями 3D-проектирования и информационными системами поддержки жизненного цикла судов.

Объекты профессиональной деятельности

  • суда и средства морского и речного флотов, их проектирование и конструирование, технологические процессы постройки и ремонта;
  • производственный и технологический процессы, их разработка, освоение новых технологий;
  • средства информационного, метрологического, диагностического и управленческого обеспечения технологических систем для достижения качества выпускаемых изделий.

Учебный план предусматривает изучение большого количества дисциплин самого разнообразного направления, таких как: конструкция корпуса судна, гидромеханика, теория корабля, технология судостроения, проектирование судов, САПР (Система автоматизированного проектирования) в судостроении.

Студенты получают отличную подготовку по специальным, общетехническим, гуманитарным и экономическим предметам.

Профессиональные умения и навыки

Выпускник, получающий диплом по данному направлению подготовки, совместно с учебой работает на предприятиях ГРЦАС:

  • сборщиком;
  • судовым разметчиком;
  • мастером;
  • конструктором по судам;
  • технологом.

В процессе обучения приобретаются следующие умения и навыки:

  • Делать расчеты и проектировать объекты морской техники, а также их подсистем
  • Разрабатывать проектную и рабочую документацию
  • Оформлять законченные проектно-конструкторские работы
  • Контролировать соответствие разрабатываемых проектов и технической документации стандартам, техническим условиям и другим нормативным документам
  • Проводить предварительное технико-экономическое обоснование проектных расчетов
  • Осуществлять технологическую проработку проектируемых судов, средств океанотехники, их корпусных конструкций, энергетического оборудования, общекорабельных устройств, систем и оборудования, а также систем объектов морской инфраструктуры
  • Организовывать рабочие места, заниматься их оснащением и размещением технологического оборудования
  • Контролировать соблюдение технологической дисциплины
  • Участвовать в обслуживании технологического оборудования
  • Участвовать в монтаже, наладке, испытаниях и сдаче в эксплуатацию опытных образцов изделий, узлов, систем и деталей новых и модернизированных объектов морской техники
  • Составлять техническую документацию (графики работ, инструкции, планы, сметы, заявки на материалы и оборудование)
  • Заниматься стандартизацией технических средств, систем, процессов, оборудования и материалов, а также готовить их к сертификации
  • Организовывать работу малых производственных коллективов
  • Планировать работу персонала и фондов оплаты труда
  • Разрабатывать оперативные планы работы первичных производственных коллективов
  • Принимать участие в разработке рабочих планов и программ проведения этапов работ
  • Участвовать в выполнении экспериментов по заданной методике, составлять их описание и анализировать результаты
  • Внедрять результаты исследования и разработок
  • Проверять техническое состояние и остаточный ресурс морской техники и ее подсистем
  • Организовывать профилактический осмотр и текущий ремонт
  • Составлять заявки на оборудование и запасные части
  • Подготавливать техническую документацию на реновацию и ремонт объектов морской техники
  • Составлять инструкции по эксплуатации оборудования

Данное направление помогает подготовить к деятельности по первичной обработке судостроительных материалов, изготовлению деталей, сборке секций и формированию корпусов судов и другой морской техники, её спуску, достройке, испытаниям и сдаче заказчику, ремонту и утилизации судов и кораблей на судостроительных предприятиях, а также работе в научно-исследовательских, проектно-конструкторских и технологических организациях судостроительного профиля

Перспективы карьеры выпускника

Специалисты-кораблестроители традиционно являются элитой судостроительной отрасли. Выпускники успешно трудятся в проектно-конструкторских бюро и составляют основу конструкторских групп при проектировании кораблей и судов. Знание технологий строительства морской техники и способов организации судостроительного производства позволяет таким специалистам заниматься управленческой и организационно-экономической деятельностью.

Виды профессиональной деятельности выпускников

  • проектно-конструкторская;
  • конструкторско-технологическая;
  • организационно-технологическая;
  • техническая эксплуатация и ремонт.

Наши выпускники занимаются научной, конструкторской, технологической и управленческой деятельностью на машиностроительных предприятиях, НИИ, в организациях по строительству и ремонту морских и речных судов и различных средств океанотехники.

Дополнительные возможности - обучение по системе «Завод-ВТУЗ»

Студенты, обучающиеся по системе «завод - ВТУЗ» на бюджетной основе, на первом курсе трудоустраиваются на базовые предприятия , .

Это:

  • Официальное оформление на работу, трудовой стаж и социальный пакет
  • Материальная независимость двойную стипендию

90 % выпускников работают по специальности!

Направление подготовки : Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры
Профиль : Системы электроэнергетики и автоматизации судов
Квалификация (степень): бакалавр
Форма обучения:

  • очная форма обучения по системе «ЗАВОД-ВТУЗ» (5 лет);
  • очно-заочная (вечерняя) форма обучения (5 лет) – при условии формирования группы по данному профилю;
  • заочная форма обучения (5 лет).

(8184) 53 – 95 – 79; +7 921 070 88 45
Выпускающая кафедра:
(8184) 53 – 95 – 69

Общая характеристика:

Любая область человеческой деятельности в наше время невозможна без систем электроэнергетики, электроснабжения и электрооборудования. Это означает постоянную высокую востребованность специалистов в области электроэнергетики на рынке труда, в экономике. Подготовка квалифицированных кадров-электроэнергетиков и электротехников для судостроения и судоремонта, а также и для сферы промышленной электроэнергетики и электроснабжения - и есть задача данного направления. Это одно из наиболее универсальных инженерных направлений подготовки Института судостроения и морской арктической техники (Севмашвтуза): дипломированный электрик необходим в любой отрасли производства, в любой сфере человеческой деятельности.

Выпускник данного профиля разбирается в электрооборудовании и системах электроснабжения судов, промышленных предприятий, в автоматике судовых электроэнергетических установок, комплексов, систем и механизмов, способен работать с автоматизированными системами обработки информации и управления на судах и предприятиях.

Квалифицированный выпускник данного профиля:

  • готов участвовать в создании систем электроэнергетики и автоматизации судов и других объектов морской инфраструктуры, в их монтаже и наладке;
  • может участвовать в предварительных и приёмочных испытаниях систем электроэнергетики и автоматизации судов и объектов морской инфраструктуры;
  • способен выполнить стоимостную оценку серийных компонентов создаваемых систем электроэнергетики и автоматизации судов и объектов морской инфраструктуры;
  • компетентен участвовать в разработке технологических процессов эксплуатации, технического обслуживания и ремонта систем электроэнергетики и автоматизации судов и объектов морской инфраструктуры;

Подготовка квалифицированных кадров в области электроэнергетики и автоматизации судов производится в Севмашвтузе с 1965 года. Выпускающей кафедрой является кафедра Судовой электроэнергетики и электротехники. Кафедру отличает высокий уровень квалификации кадров: более 80% преподавателей имеют ученые степени и звания; ими создана большая часть из используемых в учебном процессе учебно-методических разработок и пособий. Кафедра имеет тесные связи с ведущими предприятиями отрасли, выполняет прикладные научные исследования.

По окончании обучения выпускнику, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию, наряду с квалификацией (степенью) «бакалавр» присваивается специальное звание «бакалавр-инженер».

Дефицит квалифицированных специалистов-электриков на рынке труда позволяет выпускникам уверенно чувствовать себя и в небольших региональных промышленных центрах, и в крупных мегаполисах. Выпускники могут успешно работать как в области судостроения и судоремонта, так и в сфере промышленной электроэнергетики и электроснабжения - электростанциях, предприятиях электрических сетей, сбытовых организациях, энергослужбах предприятий и организаций различных отраслей экономики, проектных организациях. Лаконичное сочетание образовательного процесса с научно-исследовательской деятельностью позволяет выпускникам уверенно чувствовать себя и в научно-исследовательских организациях - 16 выпускников стали кандидатами технических наук, 1- доктором технических наук.

Дополнительные возможности:

Студенты, обучающиеся по системе «завод-ВТУЗ» на бюджетной или внебюджетной основе, на первом курсе трудоустраиваются на базовые предприятия , .

Тесная связь образовательного процесса и производства, имеющая место при обучении по системе «завод-ВТУЗ» , - это:

  • Высокая квалификация выпускника , обусловленная сочетанием теоретических знаний, получаемых в институте, и практических навыков, приобретаемых на производстве;
  • Материальная независимость уже во время обучения в институте. В период дневных семестров в случае успешного освоения основных образовательных студенты получают двойную стипендию : академическую (от Минобрнауки РФ) и именную (от базового предприятия).
  • Официальное оформление на работу, трудовой стаж и социальный пакет уже с первого курса института.

100 % выпускников работают по специальности!

Направление подготовки : Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры
Профиль : Судовые энергетические установки
Квалификация (степень): бакалавр
Форма обучения :

  • система «ЗАВОД-ВТУЗ» (сочетание очной и очно-заочной форм обучения), 5 лет;
  • очно-заочная (вечерная) форма обучения (5 лет)
  • заочная форма обучения (5 лет);

Контактный телефон отборочной комиссии: (8184) 53 – 95 – 79; +7 921 070 88 45
Выпускающая кафедра:
(8184) 53 – 95 – 69

Общая характеристика

Сердцем любого судна является, безусловно, судовая энергетическая установка (СЭУ). Основная часть вырабатываемой СЭУ энергии, естественно, используется для движения судна. Однако современные корабли и суда до предела насыщены энергоемким оборудованием, поэтому значительная доля этой энергии нужна также и для работы различных вспомогательных установок, систем и приборов.

Направление подготовки «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры» по профилю «Судовые энергетические установки» готовит высококвалифицированных кадров в области исследований, проектирования, постройки, изготовления, технического обслуживания и ремонта морской техники.

Профессиональные умения и навыки:

Квалифицированный механик владеет теоретическими знаниями и практическими навыками в области целого ряда отраслей науки - материаловедения, металлургии, теории упругости и пластичности, электроники и т. д., а также компьютерными программными средствами исследования и автоматизированного проектирования (САПР). Здесь научат, как:

  • Создавать чертежи деталей и механизмов судов и судового оборудования
  • Проектировать, разрабатывать и эксплуатировать новые виды судового оборудования и транспортных средств
  • Проводить испытания судов
  • Определять работоспособность судового оборудования
  • Вести работы по монтажу и наладке судовых технических средств
  • В процессе эксплуатации судов самостоятельно выбирать оборудование, элементы и системы оборудования для замены
  • И многому другому...

Эти факты определяют механика как передового специалиста, эрудированного в смежных областях науки и техники, а данное направление подготовки - как одно из универсальных и наиболее необходимых на современных предприятиях. На 90 % сдаточные команды современных надводных и подводных судов и кораблей состоят из выпускников профиля «Судовые энергетические системы».

Профиль «Судовые энергетические системы» - относится к наиболее востребованным инженерным направлениям подготовки в Институте судостроения и морской арктической техники (Севмашвтузе).

По итогам экспертизы, проведённой специалистами профессионального сообщества в рамках проекта Минобрнауки РФ «Лучшие образовательные программы инновационной России» в 2010 и 2013 годах образовательная программа «Судовые энергетические установки» вошла в число лучших образовательных программ Российской федерации и награждена дипломами. Она по праву является гордостью и золотым фондом российского образования.

Выпускающая является одной из основных в (Севмашвтузе), готовит инженеров-механиков по специальности «Судовые энергетические установки» с 1959 года. На кафедре работает 4 доктора технических наук, 10 кандидатов наук.

По окончании обучения выпускнику, успешно прошедшему итоговую государственную аттестацию, наряду с квалификацией (степенью) «бакалавр» присваивается специальное звание «бакалавр-инженер».

Область профессиональной деятельности выпускника: исследование, разработка, монтаж и эксплуатация энергетических комплексов судов и кораблей - движительных, электрических, тепловых. К области профессиональной деятельности относится вся машиностроительная часть современного корабля - двигатели и движители, комплексы и системы снабжения электрической и тепловой энергией всех видов судов, средств океанотехники, морских инженерных сооружений, обеспечивающих их нормальное функционирование и использование.

Перспективы карьеры выпускника:

Дипломированный механик необходим в любой отрасли экономики - транспорте, строительстве, добывающих и перерабатывающих отраслях промышленности. Навыки, приобретенные в результате обучения, позволяют выпускникам работать не только на судостроительных и судоремонтных предприятиях, но и в других отраслях промышленности, они овладевают технологией проведения морских работ, особенностями обустройства морских нефтегазовых месторождений.

Дополнительные возможности:

Студенты, обучающиеся по системе «завод - ВТУЗ» на бюджетной основе, на первом курсе трудоустраиваются на базовые предприятия , НИПТБ «Онега». Студенты, обучающиеся по системе «завод - ВТУЗ» на внебюджетной (платной) основе, также трудоустраиваются на базовые предприятия Северного Центра Судостроения и судоремонта.


Перечень специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные предварительные медицинские осмотры

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2013 г. N 697 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки, при приеме на обучение по которым поступающие проходят обязательные медицинские осмотры (обследования) в порядке, установленном при заключении трудового договора или служебного контракта по соответствующей должности или специальности» при поступлении на направления подготовки, указанные ниже, в медицинскую справку (форма 086у) необходимо внести запись «Годен для обучения по направлению(ям) подготовки ________________________________ и указать 1-3 направление подготовки, актуальные для Вас.

Филиал САФУ (г. Северодвинск):

  1. Педагогическое образование
  2. Психолого-педагогическое образование
  3. Ядерные физика и технологии
  4. Наземные транспортно-технологические комплексы
  5. Машиностроение
  6. Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры

Технический колледж (г. Северодвинск):

  1. Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики

Описание

Обучение по данному профилю предполагает:

  • произведение расчетов и проектирование объектов и подсистем морской техники;
  • разработку проектной и рабочей морской технической документации;
  • контроль над соответствием разработанных проектов техническим условиям и стандартам;
  • оформление выполненных проектных и конструкторских работ;
  • осуществление технологической проработки проектируемых судов;
  • организацию рабочих мест;
  • контроль соблюдения технологической дисциплины;
  • обслуживание технологических морских приборов и оборудования;
  • монтаж, наладку, сдачу в эксплуатацию и испытания образцов узлов, систем и изделий, связанных с морской промышленностью;
  • составление графиков работ, планов, смет, заявок на оборудование и материалы;
  • организацию работы в небольшом коллективе;
  • разработку оперативных планов для производственных отделов;
  • проведение экспериментальных работ с использованием заданной методики, составление описаний и анализ результатов;
  • внедрение положительных результатов разработок и исследований;
  • проверку остаточного ресурса и технического состояния морской техники;
  • организацию текущего ремонта и регулярных профилактических осмотров;
  • составление заявок на необходимые запчасти и оборудование;
  • подготовку технической документации для реконструкции, модернизации и ремонта объектов;
  • составление эксплуатационных инструкций.

Кем работать

Выпускники могут стать успешными проектировщиками кораблей в судостроительных компаниях. Начинать свою профессиональную деятельность им придется с должности инженера-конструктора морской техники. Часть студентов становится инженерами-испытателями опытных образцов, результаты работы которых позволяют создавать новейшие системы и формы судов и деталей к ним. После строительства таких сложных систем, требуется проведение наладки и их запуск в работу. Эту работу также могут выполнять выпускники с данным образованием. Большая часть рабочих мест сосредоточена в регионах с развитой водной инфраструктурой, где квалификация специалиста является наиболее востребованной.