Осложнения ран (нагноение ран, столбняк, газовая гангрена).

Осложнения ран подразделяют на ранние и поздние.

К ранним осложнениям относятся первичные кровотечения, ранения жизненноважных органов, травматический или геморрагический шок.

К поздним осложнениям относятся ранние и поздние вторичные кровотечения, серомы - скопления раневого экссудата в раневых полостях, которые опасны возможностью нагноения. При образовании серомы крайне важно обеспечить эвакуацию и отток жидкости из раны.

Раневые гематомы образуются в ранах, закрытых швом, вследствие неполной остановки кровотечения во время операции или в результате ранних вторичных кровотечений. Причинами таких кровотечений бывают подъемы артериального давления или нарушения в системе гемостаза у пациента. Раневые гематомы тоже являются потенциальными очагами инфекции, кроме того, сдавливая ткани, приводят к их ишемии. Гематомы удаляют посредством пункции или открытой ревизии раны.

Некрозы окружающих тканей - развиваются при нарушении микроциркуляции в соответствующей области при операционной травматизации тканей, неправильном наложении швов и пр.
Размещено на реф.рф
Влажные некрозы кожи крайне важно удалять из-за опасности их гнойного расплавления. Поверхностные сухие некрозы кожи не удаляют, так как они играют защитную роль.

Раневая инфекция - ее развитию способствуют некрозы, инородные тела в ране, скопление жидкости или крови, нарушение местного кровоснабжения и общие факторы, влияющие на течение раневого процесса, а также высокая вирулентность раневой микрофлоры. Различают пиогенную инфекцию, которая вызывается стафилококком, синœегнойной палочкой, кишечной палочкой и др.
Размещено на реф.рф
аэробами. Анаэробную инфекцию, исходя из вида возбудителя, подразделяют на неклостридиальную и клостридиальную анаэробную инфекцию (газовую гангрену и столбняк). Рожа - вид воспаления, вызываемый стрептококком и др.
Размещено на реф.рф
Через укушенные раны в организм может проникать вирус бешенства. При генерализации раневой инфекции может развиться сепсис.

Расхождения краев ран встречаются при наличии местных или общих факторов, затрудняющих заживление, и при чересчур раннем удалении швов. При лапаротомии расхождение раны должна быть полным (эвентрация - выход наружу внутренних органов), неполным (сохраняется целостность брюшины) и скрытым (сохраняется кожный шов). Расхождение краев раны устраняется оперативным путем.

Осложнения рубцевания ран бывают в виде образования гипертрофированных рубцов, появляющихся при склонности к избыточному образованию рубцовой ткани и чаще при расположении раны перпендикулярно к линии Лангера, и келоидов, которые в отличие от гипертрофированных рубцов имеют особую структуру и развиваются за пределы границ раны. Такие осложнения приводят не только к косметическим, но и к функциональным дефектам. Хирургическая коррекция келоидов часто приводит к ухудшению местного статуса.

Осложнения ран. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Осложнения ран." 2017, 2018.

Рана - это зияющее нарушение целостности кожных покровов или слизистых оболочек. Раной называется нарушение целости кожи, слизистых оболочек (поверхностные раны), глублежащих тканей и внутренних органов (глубокие раны). Раны, которые подверглись дополнительному воздействию физических, биологических или химических факторов (отморожение, ожог, жесткое электромагнитное излучение, микробное загрязнение, агрессивные химические вещества, ионизирующее излучение, и т.д.), называются комбинированными. По характеру повреждения тканей различают: Резанные раны, возникающие от воздействия острых предметов (например, бритва, нож). Края ран ровные, гладкие. Рана не глубокая, зияет. Дно раны разрушено незначительно, если им не являются крупные сосуды и нервы, например, на шее. Резаные раны наиболее благодатны для заживления. Рубленые раны, возникающие вследствие острого, но тяжелого предмета (топор, шашка), по клинической картине напоминают резаные. Отличительный признак - более значительное разрушение дна раны. Обычно повреждены прилежащие сухожилия, мышцы и даже кость. Колотые раны, возникающие в результате поражения острыми и тонкими длинными предметами (нож, заточка, шило и т.д.). Это зачастую чрезвычайно опасные ранения, поскольку маленькая, иногда точечная ранка не зияет, не кровоточит и быстро покрывается корочкой. В то же время ранящий предмет мог повредить легкое, кишечник, печень и через какое-то время возможны анемия, пневмоторакс или перитонит.

· Ушибленные раны, являющиеся результатом воздействия тупого предмета (палки, бутылки). Края раны размяты, как и ткани в самой ране. Последние пропитаны кровью, темного цвета, не кровоточат или кровоточат незначительно. Видимые сосуды тромбированы. Рваные раны, возникающие в случае скольжения относительно острого предмета по поверхности кожи с дополнительным давлением на него. Рана неправильной формы, с лоскутами по типу скальпа, кровоточит. Разрушение подлежащих тканей зависит от силы, давившей на ранящий снаряд. Обычно рваные раны, равно как и ушибленные, имеют затяжной характер заживления из-за некроза разрушенных тканей и нагноения в ране. Отравленные раны, возникающие при попадании в них ядовитых веществ (яд змеи, отравляющие вещества). Огнестрельные раны, отличающиеся от всех прочих особенностью ранящего снаряда, раневого канала и течением раневого процесса.

По причинам повреждения раны делятся на операционные; случайные.

По микробному загрязнению различают раны: антисептические; микробно-загрязненные.

Важно учитывать локализацию ран (брюшная полость, голова, конечности и др.) и вид поврежденных внутренних органов (печень, кишечник, легкое, селезенка и др.) и тканей (кости, мышцы, нервы, суставы, сосуды).В течение раневого процесса при заживлении гнойных ран целесообразно выделить следующие стадии:1) воспаление,2) образование и созревание грануляционной ткани,3) эпителизация.

Выделение стадий, несмотря на их определённую последовательность, носит условный характер, поскольку провести строгую грань между окончанием одной стадии и началом другой невозможно. Обычно через 48 ч возникает грануляционная ткань. После стихания воспалительной реакции начинается процесс преобразования, пролиферации фибробластов, образования новой ткани -- процесс репаративной регенерации. На всём протяжении воспалительной реакции, начиная с момента повреждения ткани, наблюдают пролиферативные или продуктивные явления (размножение клеточных элементов). Эти явления особенно выражены в более поздних стадиях воспаления. По мере роста грануляционной ткани, образования и созревания соединительной ткани отмечают стихание воспалительных явлений, происходит эпителизация по направлению с краёв раны к её дну.Поскольку раны составляет большую часть при повреждениях тела, их обработка является как бы основой первой помощи при травмах.

Первая медицинская помощь - комплекс экстренных простых мероприятий, направленный на спасение жизни человека, а также предупреждения возможных при несчастном случае осложнений, проводимых непосредственно на месте происшествия самим пострадавшим или другим лицом, который находился поблизости.

Защита раны от заражения лучше всего достигается наложением повязки при соблюдении следующих правил: · нельзя касаться раны руками, так как на коже рук особенно много микробов; · перевязочный материал, которым закрывается рана, должен быть стерильным.

Операционные раны. Эти раны условно асептические, резаные. Операция заканчивается наложением швов. Если в ране скапливается экссудат, то используют дренаж. В конце операции накладывается асептическая повязка. Основная задача в лечении этих ран - создать условия для заживления раны первичным натяжением.

Случайные раны. Все случайные раны считаются условно инфицированными. Метод лечения выбирается в зависимости от характера и локализации раны.

Поверхностные раны (ссадины, царапины) достаточно обработать антисептическим раствором и наложить асептическую повязку.

Для большинства случайных ран ведущим методом лечения является первичная хирургическая обработка (ПХО). Основная задача ПХО - перевести инфицированную рану в асептическую. Срок от момента травмы до ПХО должен быть минимальным, лучше в первые 6-8 ч. По сроку различают три вида ПХО:

  • ранняя - проводится в течение 24 ч с момента ранения и заканчивается в мирное время, как правило, наложением швов. При обширных повреждениях оставляется дренаж на 1-2 суток;
  • отсроченная - выполняется с 24 до 48 ч после травмы на фоне введения антибиотиков. Рана остается открытой с последующим наложением первично-отсроченных швов.
  • поздняя - проводится позже 48 ч после ранения, когда отмечаются начальные признаки воспалительного процесса. Рана не ушивается, проводится курс антибиоти-котерапии.

ПХО выполняется после туалета раны с соблюдением правил асептики.

Порядок проведения туалета раны: снять старую повязку, закрыть рану стерильной салфеткой, провести частичную санитарную обработку кожи вокруг раны (см. главу 2).

Основные этапы ПХО:

  1. Обработка операционного поля.
  2. Ограничение операционного поля стерильным бельем.
  3. Повторная обработка операционного поля.
  4. Местная анестезия.
  5. Рассечение раны.
  6. Ревизия раневого канала.
  7. Иссечение краев, дна, стенок раны.
  8. Остановка кровотечения.
  9. Наложение швов (дренаж по показаниям).
  10. Наложение асептической повязки.
  11. Иммобилизация.
  12. Профилактика столбняка - по показаниям (см. главу 9).

Противопоказания к ПХО:

  • гнойная рана;
  • критические состояния больного (терминальное, шок III степени).

Виды кожных швов. Кожные швы в зависимости от сроков их наложения разделяются на:

  • первичные швы - накладываются сразу после проведения ПХО;
  • первично-отсроченные швы - накладывают во время ПХО, затягивают через 5-6 дней при отсутствии клинических признаков воспаления. Выполняются при наличии глубоких карманов и опасности развития инфекции и при огнестрельных ранах;
  • ранние вторичные швы - накладываются через 8-15 дней на гранулирующую рану, имеющую подвижные края, при этом грануляции не иссекают;
  • поздние вторичные швы - накладываются через 20-30 дней после иссечения дна и краев раны.

Осложнения ран. В процессе заживления ран могут возникнуть осложнения:

  • самое грозное - кровотечение;
  • самое тяжелое - расхождение швов. Особую опасность представляет эвентрация (выхождение наружу внутренних органов - кишечник, желудок, сальник), которая требует повторного хирургического вмешательства;
  • самое частое - нагноение.

В.Дмитриева, А.Кошелев, А.Теплова

"Лечение ран и возможные осложнения" и другие статьи из раздела

Как уже было сказано выше, в игровой системе каждая рана производит свой эффект (набор последствий) на персонажа. Чем более тяжела рана, тем серьезнее эффекты. Подробнее все возможные в игре последствия ранений описаны ниже.

Вывих конечности : Вывих подобен перелому (см. ниже) в эффектах, но не так сложен при лечении. То есть, рукой с вывихом нельзя держать предметы, а если вывихнута нога, нельзя на нее опираться. Однако, в отличие от перелома, медик может исправить вывих сделав бросок способности Медицина, «хирургия» со штрафом -2К и при успехе устранить его последствия. Тем не менее, штрафы к броскам сохранятся до тех пор, пока персонаж не получит должное лечение.

Кровотечение : Как правило, любая рана приводит к потере крови или внутреннему кровотечению, но в «Адреналине» под кровотечением понимается лишь серьезная потеря крови от повреждения крупных кровеносных сосудов. Если персонаж получил кровоточащую рану, он каждый ход делает бросок кубиков, равный своему Телосложению (без учета любых штрафов). Если при этом броске выпал критический провал, персонаж теряет 1 балл Телосложения. Кровотечение может быть остановлено только перевязкой (считается, что оно прекращается прямо с момента начала перевязки), целительным заклинанием (в мирах фэнтази) или особыми препаратами в высокотехнологичных мирах.

Если персонаж с кровотечением выполняет какие-то активные действия (например, атакует в ближнем бою), он получает штраф -2К к этому броску. Если персонаж идет с обычной скоростью, он также получает штраф -2К, а если бежит, то -4К. Быстро бежать персонаж с таким сильным кровотечением не может, а при медленном перемещении не должен кидать дополнительный кубик.

Если персонаж имеет несколько кровоточащих ран, бросок делается для каждой раны.

Не обязательно делать бросок кровотечения каждый ход. Можно считать, что пока кровотечение не остановлено, персонаж будет терять 1 балл Телосложения каждые несколько секунд.

Так например если у персонажа Телосложение 4 и он получил критическое кровотечение, то через 20 секунд он потеряет 1 балл Телосложения. Еще через 20 секунд – еще балл Телосложения и так пока его не перевяжут или пока он не истечет кровью и не погибнет

Оглушение : Персонаж не может выполнять активных действий (атаковать, бежать, прыгать), а может лишь перемещаться со скоростью медленного шага. Он не может использовать способности, в том числе, защищаться. Если специально не указано, то чтобы выйти из оглушенного состояния, персонаж каждый ход делает бросок на Внимание – «концентрация» и в случае успеха может начать действовать в этом ходу. Однако, персонаж все равно пропускает минимум один ход боя после получения эффекта оглушения. Критический провал броска на выход из оглушение приводит к потере сознания.

Остановка сердца : Как правило, при попадании персонажа под высокое напряжение происходит остановка сердца. Зачастую пораженный электрическим током еще может выжить, если вовремя применить реанимационные мероприятия, такие, как, например, непрямой массаж сердца и искусственное дыхание (этими навыками владеет любой персонаж с открытым навыком «реанимация» способности «Медицина»). Непрямой массаж сердца в полевых условиях обычно делается со штрафом -2К, врач современного реанимобиля («скорой помощи») обычно имеет оборудование, позволяющее делать бросок без штрафа. Успешный бросок реанимации позволяет вновь «запустить» сердце и дыхание, но раненый все равно будет находиться в тяжелом состоянии.

Отбрасывание : Некоторые удары на столько сильны, что их жертву просто отбрасывает назад. Персонаж падает в 1 позиции (в 1 метре) в направлении удара от того места, где стоит. Если позади персонажа стена или иное непреодолимое для атакованного препятствие – он падает в своей текущей позиции.

Отталкивание : При сильном ударе персонаж вынужден отступить, чтобы удержать равновесие. В бою это означает, что раненый отходит на 1 позицию (1 метр) назад. Если позади персонажа стена (непреодолимое препятствие), он упирается в нее и не отступает.

Повреждение сухожилий или мышц конечностей : по эффектам и последствиям аналогично перелому конечности (см. ниже), однако, как правило, такие повреждения связаны с сильным кровотечением и не могут быть вылечены в «полевых» условиях (кроме как магией или действительно высокой технологией).

Перелом : Перелом обычно случается при ударе и как правило, персонажи могут получить перелом определенной конечности. Сломанной конечностью пользоваться невозможно, т.е. сломанной рукой нельзя брать и использовать предметы, а при сломанной ноге нельзя перемещаться, используя ее как опору. Перелом может быть вылечен доктором за несколько недель (иногда – месяцев), магия может исцелить перелом за секунды, а в высокотехнологичных мирах кость может быть восстановлена особой операцией всего за час-два, либо возможно заменена на искусственную.

Потеря конечности : Исключительно неприятный эффект ранения, в результате которого персонаж теряет руку или ногу. Отсутствующей рукой уже никак нельзя пользоваться. При отсутствии ноги нельзя ходить хотя бы без костыля. В этом есть только один положительный момент – попадание в отсутствующую конечность (такое теоретически возможно) означает обычный промах. В магических мирах потерянные конечности могут быть восстановлены, например, молитвами или заклинаниями регенерации, в высокотехнологичных мирах возможна и регенерация и замена потерянной конечности протезом, в том числе, биологическим протезом. Ранения можно вылечить, устранив штрафы к параметрам, но обычное лечение не вернет потерянную конечность.

Потеря предмета в руке : Ранение руки обычно вызывает легкий шок, а сильный удар может привести к выбиванию предмета из руки. Если предмет просто падает , он оказывается возле персонажа. Если предмет отбрасывается , то он оказывается в 2К6 метрах от персонажа (тяжелые предметы 4й весовой категории отбрасываются на 1К6 метров, более тяжелые падают прямо возле персонажа).

Если предмет отбрасывается и теряется , значит персонаж не видит, куда именно улетел предмет и должен потратить несколько ходов на его поиск (при необходимости). При этом исключительно трудно потерять крупный предмет в комнате с ровным полом и отсутствием препятствий, но придется долго (и возможно даже безуспешно) искать небольшой предмет в высокой траве или в болоте.

Если персонаж держит предмет двумя руками и получает рану только в одну руку, эффекты выбивания предметов из руки не действуют.

Потеря сознания : Персонаж, потерявший сознание падает и может прийти в себя через несколько минут, если его не сумеют привести в чувство раньше и если его не убьют. Каждую минуту после потери сознания делается бросок на Концентрацию со штрафом -2К. Если при броске выпал критический провал – следующая проверка делается не через минуту, а через 1 час (каждый час без сознания дает бонус +1К к последующему броску). Если бросок был успешен – персонаж приходит в сознание.

Сбивание с ног (падение) : Иногда удар слишком силен или на столько болезнен, что персонаж падает. Упавший персонаж считается лежащим и может встать (или попытаться встать) в свой следующий ход (вставание – стандартное действие).

Смерть : Самое неприятное из возможных эффектов ранений. Персонаж погибает. Лишь исключительно мощная магия, божественное вмешательство или чрезвычайно дорогая и сложная высокотехнологичная операция сможет спасти его жизнь.

Шок : Состояние шока может наступить в момент потери конечности, тяжелого ранения, контузии и так далее. В шоковом состоянии персонаж теряет интерес к происходящему и ко всему окружающему, не может активно действовать (применять любые способности) и перемещается только медленным шагом или ползком. Если персонаж в шоковом состоянии успешно атакован, он сразу получает раны, независимо от адреналина. Чтобы выйти из шокового состояния, персонаж должен сделать успешный бросок на Концентрацию со штрафом -4К. Критический провал броска означает, что персонаж теряет сознание. За каждую минуту, проведенную в состоянии шока персонаж получает +1К к последующему броску Концентрации.

Штраф к броскам : Любая рана, даже легкая, мешает персонажу сражаться с максимальной эффективностью. Поэтому с каждым ранением персонаж получает штраф ко всем своим броскам способностей до тех пор, пока не вылечится от ранений. Из всех штрафов в одну часть тела (рука, нога, голова, корпус) учитывается только самая тяжелая рана.

Например: Браун получил легкое (-1) и тяжелое (-3) ранение в левую руку, серьезную рану правой ноги (-2) и два легких ранения в корпус (-1 каждое). Итого он получит штраф -6К: за ранение левой руки -3К, за рану правой ноги -2К и еще -1К за легкое ранение в корпус.

Штраф к параметрам : Некоторые тяжелые ранения сразу приводят к тому, что один или несколько параметров персонажа обнуляются. Когда любой из параметров становится нулевым, персонаж теряет способность активно действовать.

Штраф к перемещению : Эти раны снижают скорость персонажа или лишают его возможности совершать определенные передвижения, например, персонаж с серьезной раной ноги не может бегать или быстро ходить.

Уход в штопор : Эффект возможен только если персонаж (или монстр) имеет крылья и находится в состоянии полета. Сорвавшись в штопор персонаж падает с максимальной скоростью. Чтобы выйти из этого состояния необходимо сделать успешный бросок способности «Атлетика» (либо специальной способности «Полет») со штрафом, равным удвоенной весовой категории персонажа. Если бросок успешен, выход из штопора удался, иначе падение продолжается (до момента удара об землю или успешного броска на «Атлетику»).

Эти штрафы и эффекты могут быть вылечены доктором, медикаментами или в фантастических мирах – магией.

Травма (от греч. trаuma - рана) - повреждение в организме человека или животного, вызванное действием факторов внешней среды. Травма - внезапное воздействие различных внешних факторов на организм человека, приводящее к нарушению структуры, анатомической целостности тканей и физиологических функций.

Рана -- это нарушение целости кожи, слизистой оболочки или органов тела. Раны относятся к числу повреждений, наблюдаемых у человека наиболее часто. Они образуют одну пятую всех травм. Характерными признаками каждой раны являются кровотечение, боль, потеря или же повреждение тканей. По объему раны, по ее виду, по состоянию краев и по глубине можно часто определить способ ее возникновения даже без показаний самого пострадавшего.

Виды и признаки ран

Раны делятся на:

· поверхностные -- неглубокие, когда повреждается только одна кожа

· глубокие -- захватывающие подкожные ткани, мышцы, кости

В зависимости от величины раны делятся на малые, средние и обширные.

По способу возникновения различаются раны:

· резаные -- нанесенные острым предметом, чаще всего ножом, бритвой, стеклом и т. д. Они характеризуются ровными краями и умеренно или сильно кровоточат.

· рубленые -- наносятся опускающимся предметом с острым краем
По своему внешнему виду напоминают резаные раны, но отличаются большей глубиной.

· колотые -- наносятся ножом, кинжалом, гвоздем, вилами или иными острыми предметами. Это узкие и глубокие раны.

· ушибленные -- возникают под действием давления, при ударе тупым предметом, при падении или сдавлении тела. Края раны неровные, кровотечение слабое.

· рваные -- возникают в результате разрыва кожи при ее натяжении
Края таких ран неровные, кровотечение слабое, отмечается значительная болезненность.

· укушенные раны -- по внешнему виду напоминают ушибленные или рваные раны. Нередко вместе со слюной бешеных животных в них попадает инфекция.

· огнестрельные --обусловливаются пулями и осколками снарядов. Эти раны характеризуются наличием небольшого округлого входного отверстия -- место входа пули, и большого выходного отверстия -- место выхода пули из тела. Если пуля проникает через тело и имеет два отверстия, то в таком случае говорят о сквозной ране. При застревании пули в теле говорят о слепой ране.

Наиболее опасные осложнения при ранах

Осложнения ран

При любой ране самая большая опасность для организма таится в кровотечении и инфекции.

· Кровотечение. В тех случаях, когда кровь из раны вытекает наружу, речь идет о наружном кровотечении, особенно значительном при рубленых и глубоких резаных ранах. При колотых и огнестрельных ранах, а также ранах внутренних органов, возникающих при ударе тупым предметом, наблюдаются разрывы печени, селезенки, почек и крупных сосудов. В таких случаях происходит внутреннее кровотечение, под которым подразумевается кровотечение в полости тела.

· Инфекция. Чаще всего рана инфицируется гноеродными бактериями.

На поверхности кожи находятся миллионы бактерий; их количество на 1 мм3 немытой кожи достигает 200 миллионов. При внезапном ранении кожи камнем, ножом, иглой, занозой или шипом в рану проникают миллиарды бактерий, которые затем вызывают гнойный воспалительный процесс, осложняющий лечение и заживление раны. В таких случаях раны заживают обезображивающими рубцами. Как правило раны инфицируются гноеродными бактериями, но бывают случаи заражения и иными микробами. Чрезвычайно опасно инфицирование раны палочками столбняка, попадающими в рану из земли, пыли, помета. В таких случаях возникает заболевание столбняк , проявляющееся сведением мышц шеи, в связи с чем наблюдаются трудности при жевании и глотании, сведением околоротовых, спинных мышц и, наконец, судорогами дыхательной мускулатуры и удушьем.

· Газовая гангрена возникает при заражении раны микробами, размножающимися в инфицированных ранах без доступа воздуха. При сдавливании области раны слышится крепитация (скрип), обусловливаемая образующимися пузырьками газа. Пораженная кожа красного цвета; у больного наблюдается высокая температура. Если микробы газовой гангрены в большом количестве проникают из раны в кровеносное русло, то при отсутствии своевременного медицинского вмешательства пострадавший неминуемо гибнет. Отсутствие правильной и своевременной обработки раны может стать для пострадавшего роковым. Поэтому при оказании первой помощи никогда нельзя забывать об этих двух важных факторах.

Понятие о шоке

Шок -- это остро возникающая несостоятельность кровообращения с критическим расстройством тканевой перфузии, которая ведет к дефициту кислорода в тканях, повреждению клеток и нарушению функции органов. Ошибочно считать гипотензию главным критерием шока (известны варианты шока с высоким АД), однако этот симптом, как никакой другой, обычно принимается во внимание, а состояние, предшествующее неблагополучному развитию процесса, нередко просматривается и становится очевидным лишь при глубокой гипотензии.

Критерии шока:

а) симптомы критического нарушения капиллярного кровообращения пораженных органов (бледные, цианотичные, мраморного вида, холодные, влажные кожные покровы, симптом «бледного пятна» ногтевого ложа, нарушения функций легких, ЦНС, олигурия);

б) симптомы нарушенного центрального кровообращения (малый и частый пульс, иногда брадикардия, снижение систолического АД и уменьшение амплитуды последнего).

Важнейшие механизмы развития шока:

- резкое снижение ОЦК;

Уменьшение производительности сердца;

- нарушение сосудистой регуляции.