Отговорила роща золотая философская лирика. Анализ стихотворения "Отговорила роща золотая" С

Человек – часть природы: эта истина неоспорима. Как бы ни провозглашал он себя царем природы, все равно вернется в землю, откуда, из грязи, и был сотворен Богом. Эта идея довольно часто встречается в философских произведениях разных поэтов. Не стал исключением и Сергей Есенин . Именно тема зависимости человеческой жизни от законов природы зучит в его известном стихотворении «Отговорила роща золотая» (1924), ставшим популярной песней.

Образ золотой рощи , говорящей языком берез, поразителен сам по себе, но особенно тонко и проникновенно раскрывается в этом произведении сложное психологическое состояние лирического героя. Для Есенина характерно очеловечивание природы: она словно сосредоточение человеческих чувств. А лучше всего поэту удается передать любовь к жизни.

Распространенный в народной лирической поэзии параллелизм – сопоставление природных явлений с событиями жизни человека – характерен и для этого произведения. Образ героя соотносится с образом березовой рощи на протяжении всего стихотворения:

Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.

А в конце подчеркивает параллелизм ярким образным выражением: «роща золотая отговорила милым языком» .

По жанровым признакам это стихотворение можно считать элегией – грустным размышлением о смысле жизни человека, его истинном предназначении на этой земле. Неприкрытая грусть сквозит почти в каждой строке: роща «отговорила» , журавли, «печально пролетая, уж не жалеют больше ни о ком» , да и сам герой «роняет грустные слова» , ведь ему не жаль «ничего в прошедшем» .

Все эти слова придают стихотворению неспешную интонацию, позволяющую и читателю не только проникнуться этим состоянием, но задуматься над тем, для чего он живет на этом свете, почему каждый в мире только странник? Кроме того, неспешность, напевность этого лирического произведения (а оно давно положено на музыку и воспринимается как народная песня), усиливается пятистопным ямбом и использованием звукоподражания – аллитерацией : «В саду горит костер рябины красной» .

Несмотря на «грустные» слова, становится понятно, что это вселенский закон жизни: «каждый в мире странник» . Таким образом, философский план стихотворения представляют раздумья о жизни. Почему герой ничего не жалеет в прошедшем? Конечно, ему не жаль лет, «растраченных напрасно» (что вполне объяснимо), но не жаль и «души сиреневую цветь» . Эта сложная во всех смыслах метафора не просто раскрывает состояние души героя, она является своеобразным символом всей поэзии Сергея Есенина.

Не случайна и реминисценция из стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» - строка «Стою один среди равнины голой» . В обоих стихотворениях как будто выражены пути одиночества лирических героев: «один» . Герои стремятся к синтезу с миром – соединением с равниной, пустыней и небом. Именно такие образы повторяются в обоих стихотворениях. Нужно заметить, что ощущение всемирности, восприятие себя в контексте космоса были основными мотивами русской философской лирики XIX-XX веков.

Песенность данного стихотворения Есенина подчеркивается с помощью кольцевой композиции , при этом первая строфа «Отговорила роща золотая березовым веселым языком» частично повторяется в заключении:

... что роща золота
Отговорила милым языком.

Но это не просто повторение – это своеобразный вывод: метафорическое уподобление березе, не раскрытое, а только обозначенное в первой строфе, получает свое логичное завершение в последней строфе. Подобное завершение не просто образно, оно афористично. Вообще, все стихотворение полно афоризмов : «Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник – пройдет, зайдет и вновь оставит дом» ; «Как дерево роняет тихо листья, так я роняю грустные слова» .

Поэты довольно часто беспокоятся о судьбе своих произведений. И если кто-то мечтал, что придет в «коммунистическое далеко», а кто-то считал, что к нему «не зарастет народная тропа», то Есенин довольно пессимистично рассуждал о том, что «время, ветром разметая, сгребет их все в один ненужный ком» . Однако время все расставило на свои места: творчество Сергея Есенина известно и любимо не одним поколением русских людей.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина

Данное лирическое произведение было написано в 1924 году, то есть незадолго до трагической гибели поэта. Сергей Есенин является яркой фигурой русской литературы. Его стихи самобытны, наполнены любовью к живой природе, затрагивают некоторые исторические события. К моменту создания стихотворения поэт уже испытывает колоссальную тоску, разочарование в жизни. Он не строит новых планов, а подводит итоги прожитой жизни. Пусть она и не была длинной, но зато запоминающейся (как мы помним, Есенин прожил всего 30 лет). Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» будет полезен студентам филологических факультетов и интересен ценителям настоящей поэзии. Тем, кто неравнодушен к искусству, посвящается.

Немного предыстории

Как странно и удивительно, что человек, находясь в достаточно молодом возрасте, мог написать это письмо прощания в стихах, адресованное самому себе. Сергей Есенин словно предчувствует свою скорую смерть: он мысленно заранее анализирует совершенные поступки, ищет смысл происходящему, подводит итоги. Подобные настроения, чаще всего, свойственны тем, кто находится на завершении своего Расставшись с Айсейдорой Дункан, поэт, вероятно, остался совершенно без поддержки, и даже последний брак с Софьей Толстой не смог сделать его счастливым. Этот человек не находил удовлетворения в себе самом, не был доволен своей настоящей жизнью, перестал замечать ее ценность и значимость.

Письменный Есенина «Отговорила роща золотая» поможет понять состояние лирического героя, отследить его душевные переживания. Чувства имеют колоссальное значение. Данное лирическое произведение очень сильно по смыслу связано с другим стихотворением - «Не жалею, не зову, не плачу», написанным на несколько лет раньше.

Композиция стихотворения

Данное лирическое произведение состоит из шести отдельных строф. Общий тон стихотворения наводит на печальные мысли, заставляет задуматься о многих серьезных вещах: смысл бытия, возможна ли подлинная радость, в чем заключается предназначение человека? Сюжет развивается на фоне всепоглощающей тоски: лирический герой живет воспоминаниями об утраченной юности. Быть может, он просто жалеет о том, что не сумел сохранить свою почти детскую непосредственность и чересчур увлекся чарующим обманом жизни? Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» по плану сделать невозможно. У каждого из нас имеется собственное понимание сути и смысла этого произведения, здесь следует опираться на свою индивидуальность.

Состояние лирического героя

То, что происходит с ним, не может не пугать и не вводить в заблуждение. Лирический герой говорит о себе в словно ему в скором времени предстоит покинуть этот мир, как будто его уже не существует. Он одновременно уверен в себе и сбит с толку. Лирический герой находится в завершении своего пути, не знает, к чему стремиться в дальнейшем. Это страшное состояние, когда ты молод, но нет сил и желаний что-либо делать, воплощать в жизнь заветные стремления. Лирический герой Сергея Есенина лишился мечты. Общее настроение стихотворения - спокойное равнодушие и безучастность. Не жаль прошлого, настоящего, растраченных напрасно лет, но это только потому, что не к чему больше стремиться. Некогда широкая дорога сделалась вдруг узенькой тропинкой и постепенно зашла в тупик.

Можно понять состояние лирического героя и как прощание с юностью. Он переосмысляет прожитые года, осознает свои ошибки, мысленно отмечает победы и поражения. Анализ стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая» можно отнести к разряду самых загадочных и таинственных произведений поэта. Мы вновь и вновь обращаемся к давно знакомым строкам, чтобы почувствовать свою сопричастность к творчеству великого поэта.

Символы и их значения

В данном стихотворении особое внимание следует уделить образам, за ними скрываются важные детали, необходимые для целостного понимания и выстраивания общей картины.

«Березовый веселый язык» обозначает легкую жизнь, какую прежде вел лирический герой. То есть не приходилось задумываться над смыслом бытия, над тем, что когда-нибудь все подойдет к логическому завершению и придется расплачиваться за собственные ошибки.

Тема «журавлей» заслуживает особенного внимания. Их печальный полет звучит как надрывная песня, под которую Они одновременно являются частью настоящего и прошлого, которое неминуемо отступает. Журавли тесно связаны с юностью поэта, его прекрасными порывами и надеждами.

Анализ стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая» показывает, насколько глубока и значительна была художника, который потерял самого себя.

«Роща золотая»

Символизирует душевное богатство лирического героя, его стремление к познанию мира. Каждое дерево имеет свои корни, так и всякий человек - индивидуальную историю. Возможно, сравнивая себя с рощей, поэт говорит о приверженности к русскому народу, связи с национальным сознанием, традициями и обычаями. Почему Есенин выбирает именно эту метафору? Возможно, ему оказался близок этот образ по причине того, что его мало кто понимал при жизни. Кроме того, отмечается схожесть со светлыми волосами поэта («золотой» цвет). Он сам являлся целой Вселенной, которая жила по своим собственным законам. Не умея подстраиваться под обстоятельства, он очень скоро нажил себе серьезных врагов в лице чекистов. Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» кратко можно представить как откровение, которому нет конца.

«Рябиновый костер»

Олицетворяет собой возвышенные мечты и стремления лирического героя. В стихотворении упоминается о том, что этот костер горит, но уже никого не может согреть. Почему так произошло? Неужели душа медленно умирает? Скорее всего, здесь Есенин говорит о наступающем равнодушии и медленном забвении сердца.

Пламя свободы постепенно угасает в нем, он становится спокойнее, рассудительнее, теряет желание и возможность безрассудно действовать, как прежде. Человек может существовать, пока в нем живы мечты и стремления. А лирический герой ничего не хочет, кроме покоя. Анализ стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая» раскрывает глубочайшую трагедию поэта, утратившего вкус к жизни.

Вечный странник

В числе прочего упоминается, что каждый из нас приходит в этот мир одиноким странником и должен покинуть его в свой час. Путник Сергея Есенина неразрывно связан с его собственной жизнью. Поэт как будто предчувствует неизбежность и близость смерти. Странник символизирует тему поиска смысла жизни.

Сергей Есенин особенно остро искал ответа на этот вопрос в последние годы. Нет ничего хуже для поэта, чем чувствовать свою ненужность, бесполезность и отверженность обществом. Анализ стихотворения Есенина «Отговорила роща золотая» кратко подчеркивает общий драматизм ситуации.

Смысл бытия

Многие искали, но не находили собственное предназначение, свой уникальный путь. Дело в том, что не у всех хватало сил и настойчивости пройти по нему до конца. Сергей Есенин «перегорел» значительно раньше. Он оставил след в истории - свои прекрасные поэтические творения, однако жизнь его оборвалась внезапно.

Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» показывает, насколько короткой может быть жизнь человека, если она не подкреплена высокими стремлениями, если так безрассудно растратить себя впустую. Утрата собственной личности была связана с разочарованиями и одиночеством, которые, точно снежный ком, постепенно нарастали и поглотили душу.

О чем пишет Есенин?

Безусловно, о самом себе. О пережитых мгновениях радости и горького разочарования, о собственных победах и поражениях. Кто знает, почему он в конце жизни остался один, отчего страдал от глубокой депрессии? Анализ стихотворения «Отговорила роща золотая» наводит читателя на глубокие раздумья, которые могут оказаться полезными. Каждый из нас хочет прожить свою жизнь как можно более полно и осмысленно. А для этого необходимо научиться ценить каждое мгновение, любые ее проявления.

Поэт пишет о своей погубленной жизни, о невозможности вернуться к прошлому и исправить былые ошибки. Анализ стихотворения Сергея Есенина «Отговорила роща золотая» содержит мудрые мысли, которые могут оказаться полезными подлинным интеллектуалам. Творчество поэта и сам он живы в его бессмертных строках.

Русская поэзия двадцатого века дала миру множество блистательных имен. И в этом разнообразии великих поэтов и писателей творчество Сергея Есенина занимает одно из первых мест. Он стремился – насколько это возможно сделать с помощью стиха – вселить в человека веру в свет, раскрыть для него радость земного бытия.
Горький писал об этом поэте: «…Сергей Есенин - не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое более всего иного заслежено человеком».

Именно умение чувствовать окружающих, любовь ко всему живому во многом формировали мировоззрение Есенина и его отношение к жизни вообще. Нужно отметить, что внутренняя эволюция Есенина очень ярко прослеживается в его лирике.

Так, стихотворение «Отговорила роща золотая» является одним из произведений, написанных в переломные годы жизни поэта. В нем Есенин снова обращается к вопросу о смысле жизни человека и быстротечности времени.

Особенностью этого стихотворения является, по моему мнению, крепкая связь, сопоставление жизни человека и мира природы. Данное лирическое произведение начинается с пейзажной зарисовки:

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Перед нами оживает картина увядающей осени, все вокруг подчинено какой-то печали и тоске. Такое состояние природы заставляет лирического героя думать о прошедших днях:

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник –

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

По моему мнению, эти строки являются в некотором смысле тезисными. Автор говорит о том, что является законом для всего живого и человека, в том числе.

Воспоминания лирического героя о годах прошедших очень неоднозначны. С одной стороны, ему не жаль того, что было:

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

С другой – нотки грусти присутствуют в интонации стихотворения, да и сам лирический герой говорит:

Так я роняю грустные слова.

Несмотря на то, что стихотворение представляет собой монолог, тем не менее, в нем лирический герой обращается к невидимому собеседнику:

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком,

Скажите так… что роща золотая

Отговорила малым языком.

По моему мнению, особую роль в стихотворении играют эпитеты, которые создают настроение как окружающего мира, так и душевного состояния героя. Несмотря на то, что осень, которая вырисовывается в воображении читателя, тосклива и холодна, Есенин наделяет это время года яркими эпитетами. Они свидетельствуют о любви лирического героя к родной природе: роща золотая, рябина красная, широкий месяц, голубой пруд.

В стихотворении много метафор. Например, «в саду горит костер рябины красной». С его помощью создается удивительный образ рябины, красной, как костер. Юность ассоциируется у лирического героя с весной, о чем говорит метафорический эпитет «не жаль души сиреневую цветь».

Герой Есенина неотрывно связан с миром природы:

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

Данное стихотворение глубоко психологично, поскольку автор обращается к проблеме, о которой задумывается, по моему мнению, почти каждый человек. Произведение носит философский характер. Кроме того, к теме осмысления жизни обращались многие поэты, поэтому следует говорить о программности этого произведения.

«Отговорила роща золотая» написано амфибрахием, который придает стихотворению мелодичность. Музыкальность произведению придает также преобладание сонорных звуков Р, Л, М, Н, Й. Неслучайно, что к этому произведению в дальнейшем была написана музыка. Что касается синтаксиса, то здесь преобладают сложносочиненные предложения, части которого осложнены причастными и деепричастными оборотами. Все это помогает погрузить читателя в мир лирического героя, его мироощущение и мировоззрение.


Поделиться в социальных сетях!

«Отговорила роща золотая...» - одно из самых «певких» (напевных) стихотворений Есенина, давным-давно положенное на «голос», оно стало народной песней.

Н. В. Гоголь в знаменитой статье «В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее особенность?» так определил особенность фольклорного лиризма: «В наших песнях... мало привязанности к жизни и ее предметам, но много привязанности... к стремлению унестись куда-то вместе с звуками».

Соотнеся гоголевское определение с текстом есенинского стихотворения, мы замечаем, что и в этом произведении все, как и в народной песне, проникнуто стремлением «унестись куда-то вместе с звуками». Под «курлыканье» «отлетающих журавлей», под «рыдающую дрожь» их прощального «оклика»... Закавыченных слов нет в разбираемом тексте, но они сказаны в других, более ранних вещах, и Есенин уверен, что его читатель их помнит наизусть. За тридевять земель улетают подгоняемые ветром журавли, уносятся куда-то сброшенные березовой рощей пожухлые листья. Куда-то ушли и не вернулись хозяева брошенного дома. А ведь собирались в нем жить, жить-поживать да добра наживать, для того и вскопали в хорошем месте, над голубым прудом, конопляный клин. Вспахали, засеяли, да не сжали. Забытый конопляник отсылает нас к стихотворению Некрасова «Несжатая полоса». Шепот и ропот некрасовских колосьев: «Где же наш пахарь? Чего еще ждет?» - тихо вторит и журавлиному рыданью, и горьким грезам конопляника («О всех ушедших грезит конопляник...»).

Не обнаруживает привязанности к жизни и ее предметам и лирический герой стихотворения; ему ничего не жаль в прошедшем.

Пять раз, слегка варьируя, употребляет Есенин выражения «не жалеют», «кого жалеть?», «уж никого не жаль», «не жаль». Последнее словосочетание употреблено дважды, причем в первой, второй и четвертой строфах оно, как и в народных лирических песнях, помещено в начале строки, т. е. на самом приметном месте. Сравните:

Есенин:

1-я строфа: Уж не жалеют...
2-я строфа: Кого жалеть?
4-я строфа: Не жаль мне лет...
Не жаль души...

Народная песня:

Нету милого дружка,
Нету друга, нет подружки,
Нету матушки моей...

Почти в точном соответствии фольклорному канону - особенностям построения лирической необрядовой песни - решена и композиция стихотворения.

Описательная часть (первые две строфы), как и в фольклорных образцах, рисует общую картину:

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.


Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник -
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.

Описательная, двустрофная часть, помимо того, что объединена общим художественным заданием, связывается в некое целое (и тем самым отделяется от последующей части) еще и сквозной рифмой в четных строках: языком - ни о ком - дом - прудом.

За описательной частью, как и предписано традицией, следует монолог лирического героя (три последующие строфы):

Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль.
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава.

Так я роняю грустные слова.

Композиционный канон будет нарушен только пристройкой к идеально выверенному веками построению - добавлением шестой, не предусмотренной традиционным планом строфы. Об этой «самовольно» пристроенной строфе поговорим позже, а пока рассмотрим вторую, «законную» часть - монолог лирического героя.

Лирический герой подхватывает и ведет, слегка изменив тональность лирического чувствования, взяв как бы на полтона выше, главные образные темы описательной части: образ роняющего листья дерева, образ отлетающих журавлей, а также ключевые, опорные слова и выражения: веселым - веселой; не жалеют - не жаль мне. Но не для того чтобы переписать по-своему изображенную в описательной части картину поздней осени, а чтобы почти теми же словами и красками, но не теми же средствами передать свое душевное состояние.

В описательной части словосочетание с глаголом жалеть внетекстовых ассоциаций не вызывает. Перенесенное в лирический монолог, оно сразу же выдает свое высокое литературное происхождение: казавшаяся стопроцентно есенинской строка оказывается почти прямой цитатой из стихотворения «Выхожу один я на дорогу...».

Есенин: «И ничего в прошедшем мне не жаль ...»
Лермонтов: «И не жаль мне прошлого ничуть...»

Весьма достойное родословие, если внимательно вслушаться, обнаруживается и у первой строки монолога: «Стою один среди равнины голой...» Она внятно перекликается с первым куплетом знаменитой песни учителя юного Лермонтова А. Ф. Мерзлякова:

Среди долины ровныя,
На гладкой высоте
Стоял-шумел высокий дуб
В могучей красоте...

Разумеется, Есенин не перелистывал стихотворные тома в поисках подходящих цитат. Интуиция и художественный инстинкт случайно, но безошибочно, по мгновенному озарению, выхватили их из запасника памяти и уложили в строку. Однако то, что среди авторов как бы цитат и ассоциативных связей оказались Некрасов, Лермонтов и Мерзляков, а не другие поэты, уже не случайно. Ведь именно они, а не другие создали те таинственные авторские песни, что стали народными и даже потеряли-позабыли имена своих творцов. Иной судьбы в 1925 г. Есенин своим стихам уже не желал... Оттого и вглядывался в шедевры фольклорной безымянной лирики, но не как старательный стилизатор, а как конгениальный мастер - с почтительнопрофессиональным уважением к традиции, но и совершенно свободно.

Взять хотя бы такой устойчиво-традиционный композиционный фольклорный прием, как ступенчатое сужение образа. Он типичен для русской необрядовой песни, но крайне труден для использования в лирическом стихотворении современного типа. Есенин в стихотворении «Отговорила роща золотая...» преодолел эту трудность.

Ступенчатым сужением образа фольклористы называют такое сцепление образов, когда они следуют друг за другом цепочкой - от образа с наиболее широким объемом к образу с наиболее узким содержанием, но и с наиболее важным художественным заданием.

Образ поздней осени в описательной части разбираемого стихотворения и впрямь так широк, что в нем Есенин разместил все, что любил в среднерусском пейзаже: березовую золотую рощу, дом, холм, на холме - конопляник, голубой пруд, рано потемневшее небо, а в нем - широкий месяц и невидимый, но еще слышный клин отлетающих журавлей. А может быть (по контрасту с березовым, ситцевым ландшафтом), и воспоминание о пушкинской медно-бронзовой осени, о его великолепно-царственных рощах, которые отряхают «последние листы с нагих своих ветвей» так, как будто и их «здоровью» «полезен русский холод», так, словно и они «рады проказам матушки-зимы»!..

Спускаемся с этой высокой, двустрофной ступени - и попадаем во владения образа уже не столь широкого, серединного, и все же достаточно объемного, чтобы в нем мог раскинуть ветви символический «сад души», веселый и сиреневый по весне, горько-рябиновый осенью (иному, реальному, саду неоткуда взяться на «голой равнине»). Заметим кстати: красная рябина здесь, как и в народной песне, означает муку-горе-печаль. Но это не единственное и в данном контексте не самое важное ее значение, так как костер в системе есенинских иносказаний - символ творческого горения. Сдвоив («обвенчав!») две близкие фигуральности - красную рябину и костер, поэт получил нужный ему образ - рябинового неугасимого огня. Поэтому «не обгорят рябиновые кисти», сгорая, не сгорают. Видимо, поэтому цикл «Рябиновый костер» заключает последний прижизненный сборник Есенина («Персидские мотивы», изд. 1925 г.).

Следующий, последний образ, как и предписывает фольклорный канон, предельно сужен, да и ведет к нему, замыкающему цепочку, уже не ступень, а низкая, высотой в две строки приступочка:

Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова...

Узловая завязь природы с сущностью человека (так перевел Есенин на свой образный язык тот прием, который фольклористы называют психологическим параллелизмом) стянута в этом узком месте образной цепочки в такой тугой узел, что образ почти перестает быть образом, превращаясь в некий иероглиф: человек-дерево. Однако именно в силу своей узкости он-то и доводит до четкости формулы вопрос, который лирический герой пытается, но не может разрешить. Что случилось, что сталось и по чьей вине, своей или чужой, он оказался в абсолютном одиночестве: безлиственным деревом на голой, пустыня из пустынь, равнине?

Попытка разрешить этот роковой вопрос - в шестой, последней строфе:

И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком,
Скажите так... что роща золотая
Отговорила милым языком.

Шестая строфа - третья часть стихотворения, или кольцо.

Кольцо - композиционно-стилистический прием, заключающийся в повторении в конце произведения нескольких смысловых или формальных элементов, использованных в его начале.

В кольце разбираемого текста повторены все сквозные рифмы описательной части и начальное двустишие в слегка измененном варианте. («Отговорила роща золотая березовым веселым языком» -описательная часть; «Скажите так... что роща золотая отговорила милым языком» - кольцо.)

Содержательный повтор выделяет как доминирующий образ золотой рощи и ее березового милого-веселого языка. Рифменный повтор акцентирует, как особо значные, слова, оказавшиеся под двойным рифменным нажимом: разметая - ненужный ком. Это во-первых. Во-вторых, повтор повышает мелодичность кольцевой части. А это, в свою очередь, как бы отторгает и тем самым тоже подчеркивает те элементы, которые мелодику строфы подавляют. Подчеркнуты слова время и ветром: на них падает сильное ритмическое ударение, не свойственное напевному стиху; а также словосочетание «скажите так...». На этом месте напев словно спотыкается, преодолевая песенному стилю «чужое», слишком уж разговорное выражение: слова «скажите так...» нельзя спеть, их можно только произнести речитативом.

Кроме того, обращение «скажите так...» вводит в подтекст еще один содержательный элемент - образ дальнего собеседника, незримо присутствующего. Больше всего на эту роль подходит «читатель в потомстве», если воспользоваться известным выражением Е. Баратынского («И как нашел я друга в поколенье, / Читателя найду в потомстве я»).

Помня, что ключ к этому шифру (образ-иероглиф: человек-дерево ) спрятан в последнем двустишии лирического монолога («Как дерево роняет тихо листья, / Так я роняю грустные слова»), мы уже можем попробовать прочитать зашифрованное послание, то, о чем поэт не решается сказать вслух, о чем мыслит «тенями мыслей». Вот как примерно выглядит после расшифровки послание Есенина в будущее:

Моим согражданам, «ловцам вселенной», мнится: стихи, на березовом языке сложенные, не созвучны Великой Эпохе. По их планетарной логике, это мусор истории, ненужный суровому времени ком. На то лишь и годный, чтобы сгрести да разметать ветром. Но это ложный рев-приговор - истина откроется. И первыми, кому откроется... будете вы, читатели в потомстве. А когда придет пора открыть ее всем россиянам, скажите так... Скажите им так... что роща золотая, «в могучей своей красоте», стоит, где стояла - «среди долины ровныя, на гладкой высоте ». По весени распуская, по осени сбрасывая лист...

И так скажите... что березовая сия опада, сия золотая словесная груда - не ушедшая в кабак контрреволюция и не застрявший в пути избяной обоз, а золотой запас поэтической России - «все, что зовем мы родиной».