Поэзия xix века о родной природе.

На уроке учащиеся рассмотрят вопрос о взгляде искусства на природу (живопись, музыка, литература); прочитают стихотворения поэтов ХІХ столетия о природе (Ф.И. Тютчев, В.А. Жуковский, А.А. Фет, А.К. Толстой); проведут исследование средств художественной выразительности, которыми поэты пользуются как художники, создавая пейзажное поэтическое полотно.

Тема: Край ты мой, родимый край!

Урок: Стихи о родной природе русских поэтов ХІХ века

Природа - это неисчерпаемый благодатный источник поэзии, живописи, музыки, вообще искусства. Пейзаж часто созвучен чувствам, настроениям человека. Родная природа привычна для нас, но не каждый способен разглядеть её красоту. Люди искусства могут увидеть в привычном прекрасное, новое, необычное. Известный русский композитор П.И.Чайковский написал прекрасную музыку «Времена года», в которой можно расслышать и звон бубенчиков тройки, бегущей по морозной дороге, и осеннюю грусть, пережить пробуждение природы весной и жаркий летний день.

Рис. 1. Опушка леса. Худ. И. Левитан ()

Художники при помощи кисточки и красок передают красоту родной природы (рис. 1).

Пейза́ж (фр. Paysage, от pays — страна, местность) — жанр изобразительного искусства (а также отдельные произведения этого жанра), в котором основным предметом изображения является первозданная, либо в той или иной степени преображённая человеком природа.

От слова «пейзаж » произошло название жанра лирики - пейзажная . Поэты, используя разные изобразительные средства языка, описывают природу в разные времена года. Однако в поэзии издавна осень, зима, весна и лето всегда означают большее, чем обычные времена года. Например, весна связана с пробуждением и расцветом жизненных сил.

Рис. 2. Фёдор Иванович Тютчев ()

Федор Иванович Тютчев (1803-1873) (рис. 2)

Его по праву считают певцом природы. Он был тончайшим мастером стихотворных пейзажей. Но в его вдохновенных стихах нет бездумного любования природой. Для него природа - такое же одушевлённое, «разумное» существо, что и человек.

«В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык», - писал поэт.

В известном стихотворении «Весенние воды» ручьи - первые вестники весны - оповещают о приходе праздника пробуждения природы (рис. 3).

Рис. 3. Большая вода. Худ. И. Левитан ()

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят...

Они гласят во все концы:

"Весна идет, весна идет!

Мы молодой Весны гонцы,

Она нас выслала вперед!"

Весна идет, весна идет,

И тихих, теплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней!..

Читая стихотворение, мы слышим звуки природы. Воды бегут, будят сонный брег, гласят: «Весна идёт, весна идёт!»

В последних строчках образ хоровода вызывает ассоциацию с народным праздником.

Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность.

В пейзажной лирике аллитерация имеет огромное значение, так как с ее помощью можно передать звуки природы. Вот, например, как Тютчев описывает грозу:

Весенняя гроза

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

Рис. 4. Василий Андреевич Жуковский ()

Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)

По-своему изобразил приход весны В.А. Жуковский (рис. 4).

Эле́гия (греч. elegeia, от elegos - жалобная песня) - вид лирики, в котором описывается идеальный пейзаж или рассуждение лирического героя о смысле жизни.

Расцвет элегии приходится на эпоху романтизма. В России родоначальником элегий был В.А. Жуковский, его элегии «Сельское кладбище», «Вечер», «Славянка» состоят из двух частей: в первой описывается природа, а во второй - навеянное пейзажами рассуждение.

Приход весны

Зелень нивы, рощи лепет,

В небе жаворонка трепет,

Теплый дождь, сверканье вод,-

Вас назвавши, что прибавить?

Чем иным тебя прославить,

Жизнь души, весны приход?

В нескольких строчках простыми словами Жуковский создал восхитительную картину весенней природы. Мы увидели поля и рощи, покрытые молодой зеленью. Услышали пение птиц. А главное - почувствовали прилив сил и радости. Поэт сравнивает приход весны с жизнью души. Душа человека оживает весной вместе с природой.

Рис. 5. Афанасий Афанасьевич Фет ()

Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)

Не менее вдохновенно, но опять же по-своему, пишет о весне Афанасий Фет (рис. 5).

Основное богатство творческого наследия замечательного русского поэта А.А. Фета составляет пейзажная лирика. Природа, с ее постоянной изменчивостью, вдохновила Фета на создание сотен стихов и целых циклов, посвященных временам года: «Весна», «Лето», «Осень», «Снега».

В основе этих пейзажных картин лежат впечатления от Орловщины, красота украинских степей и сумрачный облик Балтийского побережья, где проходила его служба, ландшафты Курской губернии, где он провел последние годы жизни. Но главное в стихах Фета не это. Главное — то, как поэт воспринимает и воссоздает окружающий мир.

Поэт, словно художник, разбрасывает на полотне своего стихотворения яркие краски, любуется эффектом света и движением.

Рис. 6. Голубая весна. Худ. В. Бакшеев ()

Это утро, радость эта,

Эта мощь и дня и света,

Этот синий свод,

Этот крик и вереницы,

Эти стаи, эти птицы,

Этот говор вод,

Эти ивы и березы,

Эти капли - эти слезы,

Этот пух - не лист,

Эти горы, эти долы,

Эти мошки, эти пчелы,

Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,

Этот вздох ночной селенья,

Эта ночь без сна,

Эта мгла и жар постели,

Эта дробь и эти трели,

Это всё - весна.

Обратите внимание на то, что в тексте данного стихотворения нет ни одного глагола . Однако это не мешает автору передать звуки, запахи природы, движение весны. Мы видим стаи птиц, возвращающиеся с юга. Слышим их приветственные крики. Мы видим бегущие ручьи и слышим их журчанье. Мы слышим жужжание проснувшихся мошек и пчел. Мир полон звуков и движения. А еще для поэта весна - пора любви. И вся ночь проходит без сна в мечтах о чем-то светлом, радостном и прекрасном.

Предложения, в которых нет сказуемого, называются назывными, и Фет мастерски использует их в своей пейзажной лирике:

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица.

В дымных тучах пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря…

Л.Н. Толстой сказал об этом стихотворении так: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение - картина». Назывные предложения делают стихотворение мелодичными, конкретно указывают на предметы, явления, которые волнуют поэта. С их помощью писатели, поэты лаконично и точно рисуют время и место действия, обстановку, пейзаж.

Рис. 7. Алексей Константинович Толстой ()

Алексей Константинович Толстой (1817-1875)

Для многих поэтов тема природы неразрывно связана с темой родины. Как в стихотворении А.К. Толстого «Край ты мой, родимый край! »

А. К. Толстой (рис. 7) - поэт, прозаик, драматург ХІХ века. Он родился под Петербургом в помещичьей семье, детские годы провёл в Красном Роге (в Брянской области), в эти места, богатые лесами, неоднократно возвращался в зрелом возрасте, здесь же и похоронен.

Край ты мой, родимый край,

Конский бег на воле,

Гой ты, родина моя!

Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья,

Ветер, степь да тучи!

Обратите внимание, сколько широты и простора в словах этого стихотворения.

Ассонанс [фр. assonance букв. созвучие] - Прием звуковой выразительности: повтор гласных или групп гласных в художественном (обычно поэтическом) тексте.

С помощью гласных Толстой создает ощущение, будто стоишь среди этих просторов и дышишь всей грудью, и радостно кричишь вдаль: «Гой, ты, родина моя!»

А.К. Толстому приходилось часто бывать вдали от родных мест. Чувства, которые он испытывал, легли в основу стихотворения «». Прежде чем приступить к чтению, поясним значения некоторых слов:

Благовест - от слов благая (добрая) весть - колокольный звон перед церковной службой.

Благостный - умиротворяющий, несущий благо.

Каяться - исповедоваться в грехах.

Отрекаюсь - отказываюсь.

Рис. 8. Благовест ()

Среди дубравы

Блестит крестами

Храм пятиглавый

С колоколами.

Их звон призывный

Через могилы

Гудит так дивно

И так уныло!

К себе он тянет

Неодолимо,

Зовёт и манит

Он в край родимый,

Молюсь и каюсь я,

И плачу снова,

И отрекаюсь я,

От дела злого;

Далеко странствуя

Мечтой чудесною,

Через пространства я,

Лечу небесные,

И сердце радостно

Дрожит и тает,

Пока звон благостный

Не замирает…

Колокольный звон пробуждает у лирического героя образ родного края. Где бы ни был герой, когда он слышит этот звон, он всегда вспоминает родину.

Итак, и художники, и композиторы, и поэты стремились в своём творчестве показать красоту родной природы, передать глубокое чувство любви к Родине. В нашей русской природе нет показной красоты, она скромна и проста, но полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Именно поэтому Ф.И. Тютчев так писал о России, о любви к ней:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

  1. Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
  2. Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
  3. Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
  4. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
  5. Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
  6. Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
  7. Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов ().
  2. Словари. Литературные термины и понятия ().
  3. Толковый словарь русского языка ().
  4. Ф. И. Тютчев. Биография и творчество ().
  5. В. А. Жуковский. Биография и творчество ().
  6. А. А. Фет. Биография и творчество ().
  7. А. К. Толстой ().
  1. Вспомните, какие средства художественной выразительности вы знаете. Дайте определение понятиям: метафора, сравнение, эпитет, олицетворение (в случае затруднения см. словарь литературных терминов).
  2. Найдите в стихотворениях, которые рассматривались на уроке, примеры олицетворения. Какую роль олицетворение играет в пейзажной лирике?

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века Лирика - один из трёх родов литературы, основное содержание которого составляют мысли, чувства и переживания лирического героя. Эти переживания могут быть вызваны разными причинами: неразделённой любовью, тоской по родине, радостью встречи с друзьями, философскими раздумьями, созерцанием картин природы. Образы природы наиболее часто встречаются в стихах русских поэтов. И эти мотивы всегда окрашены любовью, восхищением, преклонением перед силами окружающего мира. Так, стихотворение Я. П. Полонского "По горам две хмурых тучи…" рисует картину начала вечерней грозы. Природа сильна и могуча: молнии яркие, гром сильный. Всё вокруг трепещет перед стихией, даже скала жалобно вздыхает. Поэт использует приём олицетворения, наделяя тучи и скалу человеческими чертами (тучи блуждают, скала стонет и издыхает) . Этим он оживляет природу. Несмотря на изображение грозной стихии, у лирического героя нет перед ней страха, а есть восхищение её силой и мощью. В стихотворении Ф. И. Тютчева "Неохотно и нес мело…" также описывается летняя гроза. И опять природа наделяется человеческими качествами: солнце cмoтрит, земля принахмурилась. Перед нами земля и ожидании стихии. Она, словно человек, волнуется, трепещет, ждёт неизбежного. Стихотворение очень яркое: всё но круг окрашено зелёным, белым, синим цветами. Мы словно чувствуем запах травы, пыльной земли, первых капель дождя, слышим далёкие раскаты грома, вой ветра. Стихотворение отличается быстрым темпом и стремительностью. Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя - Пламень белый и летучий Окаймил её края. Лирический герой не страшится стихии, а любуется её мощью, восхищается её силой. Не менее выразительно стихотворение И. С. Никитина "Ярко звёзд мерцанье…". Перед нами тихая лег няя ночь. Можно различить все звуки: шуршание в граве коня, пение коростеля, шорох камыша. Звукопись с помощью согласного "л" придаёт стихотворению напевность, плавность, тягучесть. В зеркало залива Сонный лес глядит; В чаще молчаливой Темнота лежит. Звук "р", напротив, позволяет услышать треск горящих в костре веток. Слышен меж кустами Смех и разговор; Жарко косарями Разведён костёр. Лирический герой словно затаился и наблюдает за ночной жизнью природы. Он осторожен и аккуратен, не хочет нарушить тишину ночи. В такие моменты поэта и посещает вдохновение. Все стихи русских поэтов о природе необычайно лиричны, напевны и прекрасны. Созерцание пейзажей порождает в поэтической душе только лучшие чувства.

В творчестве почти каждого поэта есть тема родной природы. В то же время одна и та же тема раскрывается совершенно по-разному не только у разных поэтов, но и в творчестве одного автора.

Прочитайте стихотворения о родной природе русских поэтов XIX века. Проследите, как описывается то или иное явление природы или время года в стихотворениях различных авторов. Постарайтесь сопоставить не только тематику стихотворений, но и систему образов и изобразительных средств, тональность каждого текста, отношение автора к изображаемому времени года и т.д. Чтобы ваша работа была выполнена наиболее точно, советуем составить подробный план сопоставительной характеристики.

Ю. Лермонтов (1814-1841)

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зелёного листка;

Когда, росой обрызганный душистой,

Румяным вечером иль утра в час златой,

Из-под куста мне ландыш серебристый

Приветливо кивает головой;

Когда студёный ключ играет по оврагу

И, погружая мысль в какой-то смутный сон,

Лепечет мне таинственную сагу

Про мирный край, откуда мчится он, -

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога...

Вопросы и задания

1. Что в природе способно успокоить лирического персонажа, заставить его забыть «души тревогу», «разогнать морщины на челе»?

2. Поэт изображает конкретное время года или создаёт обобщённый образ природы? Обоснуйте свой вывод.

3. Какой предстаёт природа в стихотворении? Дайте развёрнутый ответ, включая в него образы стихотворения М.Ю. Лермонтова.

4*. Как связаны природа и Бог в стихотворении?

И. Тютчев (1803-1873)

Есть в осени первоначальной

Короткая, но дивная пора -

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,

Теперь уж пусто всё - простор везде, -

Лишь паутины тонкий волос

Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

Но далеко ещё до первых зимних бурь -

И льётся чистая и тёплая лазурь

На отдыхающее поле...

Вопросы и задания

1. Какое время осени изображено в стихотворении Ф.И. Тютчева?

2. Почему эту пору поэт величает «дивной»? В ответе используйте художественные образы стихотворения.

3. Убранное поле в стихотворении - «отдыхающее», и «...паутины тонкий волос / Блестит на праздной борозде». Почему поэт даёт такое описание?

4. Какое настроение создаёт система художественных образов в стихотворении?

ЕСЕННИЕ ВОДЫ

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят...

Они гласят во все концы:

«Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!

Весна идёт, весна идёт,

И тихих, тёплых майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней».

Вопросы и задания

1. Найдите и прочитайте повторы, широко используемые поэтом. В чём их художественно-выразительная роль?

2. Выпишите слова, передающие состояние пробуждающейся природы.

3. Описывая пробуждение талых весенних вод, Ф. Тютчев употребляет слово торжественного стиля: «гласят». Как вы думаете, почему? Какие ещё средства художественной выразительности создают особую торжественность?

A. Фет (1820-1892)

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег, |

И саней далёких

Одинокий бег.

Вопросы и задания

1. Чем зима «родна» поэту? Почему зимний пейзаж для него - «чудная картина»?

2. Вы прочитали различные стихотворения о зиме. Расскажите о своём отношении к этому времени года. Постарайтесь включить в свой рассказ средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, восклицательные и вопросительные предложения, риторические фигуры.

Е.А. Баратынский (1800-1844)

Весна, весна! как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Летают облака!

Шумят ручьи! блестят ручьи!

Взревев, река несёт

На торжествующем хребте

Поднятый ею лёд!

Ещё древа обнажены,

Но в роще ветхий лист,

Как прежде, под моей ногой

И шумен и душист.

Под солнце самое взвился

И в яркой вышине

Незримый жавронок поёт

Заздравный гимн весне.

Что с нею, что с моей душой?

С ручьём она ручей

И с птичкой птичка! с ним журчит,

Летает в небе с ней!

Зачем так радует её

И солнце и весна!

Ликует ли, как дочь стихий,

На пире их она?

Что нужды! счастлив, кто на нём

Забвенье мысли пьёт,

Кого далёко от неё

Он, дивный, унесёт!

Вопросы и задания

1. Какие слова стихотворения уже редко употребляются в современной речи и свойственны в основном поэтическому языку?

2. Вместо слова жаворонок Е. Баратынский употребил жав-ронок. Как вы думаете, почему?

3. Какое настроение создаёт поэт в стихотворении? С помощью каких образно-выразительных средств? Какова роль восклицательных предложений?

4. «Что с нею, что с моей душой?» - вопрошает поэт. Дайте ответ на этот вопрос.

5. В каких строках заключена главная мысль стихотворения?

З. Суриков (1841-1880)

Летний вечер. За лесами

Солнышко уж село;

На краю далёком неба

Зорька заалела;

Но и та потухла. Топот

В поле раздаётся:

То табун коней в ночное

По лугам несётся.

Ухватя коней за гриву,

Скачут дети в поле.

То-то радость и веселье,

То-то детям воля!

По траве высокой кони

На просторе бродят;

Собралися дети в кучку,

Разговор заводят.

Мужички сторожевые

Улеглись под лесом

И заснули... Не шелохнет

Лес густым навесом.

Всё темней, темней и тише...

Смолкли к ночи птицы;

Только на небе сверкают

Дальние зарницы.

Кой-где звякнет колокольчик,

Фыркнет конь на воле,

Хрупнет ветка, куст - и снова

Всё смолкает в поле.

И на ум приходят детям

Бабушкины сказки:

Вот с метлой несётся ведьма

На ночные пляски;

Вот над лесом мчится леший

С головой косматой,

А по небу, сыпя искры,

Змей летит крылатый.

И какие-то все в белом

Тени в поле ходят..

Детям боязно - и дети

Огонёк разводят.

И трещат сухие сучья,

Разгораясь жарко,

Освещая тьму ночную

Далеко и ярко.

Вопросы и задания

1. Найдите самое главное отличие стихотворения о природе И.З. Сурикова от стихотворений других поэтов, приведённых в данном разделе.

2. Стихотворение называется «В ночном». Что значит - быть в ночном? Как вы понимаете заглавие произведения?

3. Какие детали лета вы увидели в стихотворении?

Живое слово

Подготовьте рассказ о летней ночи. Введите в него средства образной выразительности.

После уроков

1. Подготовьте вопросы для викторины «Природа в произведениях русских поэтов XIX-XX веков» и проведите её.

2. Работы каких художников вы бы поместили в книгу стихотворений о природе родного края? Как бы вы назвали это издание?

Литература в XIX столетии была, пожалуй, единственной формой выражения мнения и чаяний простого народа. Именно поэтому она вобрала в себя политику, философию, этику и эстетику. Писатели и поэты становились духовными наставниками, вождями, защитниками обычных людей. Не случайно утверждал Е. Евтушенко, что "поэт в России больше, чем поэт".

Золотой век поэзии начал свой отсчет со стихотворений В. Жуковского и К. Батюшкова, объединил имена Е. Баратынского и Н. Некрасова. Традиционно принято считать, что закончился этот век на творчестве Ф. Тютчева. Но центральной фигурой всегда остается А. С. Пушкин.

Впервые лирический герой был подвергнут глубокому психологическому анализу, поэты стремились не просто описать чувства своего героя, а буквально, обнажить душу.

С другой стороны, поэзия даже более, чем проза, становится проводником общественно-политических идей. Уже в 40-е годы столетия критический реализм приобретает все более отчетливые формы. Появляются поэты-народники, выражающие протест униженных и оскорбленных, ратующих за кардинальные изменения в обществе.

Поэты "золотого века" русской литературы

Е. А. Баратынский, В. А. Жуковский

О сновоположники романтического направления в русской поэзии, которые внесли огромный вклад в развитие таких поэтических жанров, как баллады, элегии, послания. Их творчество послужило хорошей школой для воспитания целой плеяды русских поэтов, включая таких гениев, как Пушкин, Лермонтов и Некрасов.

Е. А. Баратынский

Избранное стихотворение:

В. Жуковский

Избранное стихотворение:

А.С. Пушкин — величина неимоверная, по праву занимающая ведущее место среди плеяды гениальных поэтов. Именно Пушкин считается родоначальником русского литературного языка, именно его смелые эксперименты со словом, формами лирического произведения подарили мировой культуре настоящие шедевры. Смешивая стили языка, мастерски сочетая разные жанры, Пушкин стал предтечей развития реалистического искусства.

Говорят, что Пушкин открыл поэзии окно в мир. Нет, оно было открыто до него. Но именно Пушкин стер все перегородки, которые отделяли поэзию от обычной жизни. Отныне все, что окружает обычного человека, становится темой для стихотворений: желания и любовь, природа и времена года, сказки и пословицы, исторические события и, самое главное — сам человек, с его пониманием прекрасного, безграничной любовью к родной земле и глубочайшим патриотизмом.

Избранные стихотворения:

М. Ю. Лермонтов … Пожалуй, одна из самых загадочных и мистических личностей в истории русской литературы. В лирике Лермонтова явственно просматриваются черты романтизма, его лирический герой полон переживаний, дум и стремлений, всегда находится в духовном поиске, полон отчаяния и страдает от одиночества. Можно сказать, что творчество Лермонтова подготовило плавный переход от традиций романтизма к реалистическому изображению лирического героя. Вместе с тем, лермонтовская поэзия насквозь пронизана символами, полунамеками, прорицаниями. Не случайно именно творчество Лермонтова послужило отправной точкой для такого литературного направления, как символизм.

Избранные стихотворения:

А. Н. Плещеев — русский поэт, чье творчество пришлось на 40-е годы XIX века. Считается одним их основоположником революционной лирики, так как его стихотворения были буквально пронизаны революционно-демократическими идеями. С другой стороны, неоценим вклад А. Плещеева в развитие русской поэзии как переводчика. Благодаря его переводам русская публика знакомилась со Стендалем и Золя, Гейне и Беранже. Вместе с Пушкиным и Некрасовым А. Плещеев также считается основоположником литературы для детей.

Избранные стихотворения:

И. З. Суриков — ярчайший представитель так называемой "крестьянской" литературы. Один из первых выходцев из народа, которому при жизни удалось выпустить свой поэтический сборник. Много помогал другим поэтам и писателям из народа.

Избранные стихотворения:

И.С. Никитин — русский поэт, в чьем творчестве гармонично сплетались темы социальные и темы лирические. Он писал обо всем: о тяжелом существовании крестьян, о красоте русской природы, о любви. Многие из его стихотворений положены на музыку.

Избранные стихотворения:

А.А. Фет — один из основоположников направления "чистого искусства" в русской литературе. Лирика А. Фета далека от социальных идей, от реальности. Поэт умел полностью погрузиться в мир эмоций, переживаний, гениально описывал русскую природу. В более позднем творчестве поэта немаловажное место в его лирике отводилось философским вопросам.

Избранные стихотворения:

А.Н.Майков и А.К. Толстой

Поэты, творившие приблизительно в одно время с И. Никитиным, А. Фетом. В творчестве обоих ярко представлена историческая тема. Только А. Майков больше тяготел к истории Византии и Греции, а А. К. Толстой был влюблен в историю российскую. Кстати, именно А. К. Толстой был одним из создателей сатирического образа Козьмы Пруткова.

Избранные стихотворения:

Н.А. Некрасов — великий русский поэт, который первым все свое творчество полностью посвятил народу — "Я лиру посвятил народу своему". Именно в его стихотворениях впервые так громко прозвучал голос народа, в его лирике беспощадно и без прикрас был показан весь ужас существования "маленького человека".

Творчество Некрасова ознаменовало в русской литературе начало нового этапа — народного, о народе и для народа .

Избранные стихотворения:

Ф.И. Тютчев — русский поэт, чье творчество нередко противопоставляется творчеству А. Пушкина. Стихотворения Тютчева - это те же оды и поэмы Пушкина, но в неимоверно сжатом варианте, оттого и кажутся нам такими динамичными и насыщенными. Изменился и характер изображения лирического героя. Если Пушкинский герой горяч, пламенен и кипуч, то тютчевский герой - напротив, вне реальности и выше обыденности. Творчество Тютчева ознаменовало переход от традиций реалистического искусства к новым, декадантским настроениям и зарождению серебряного века русской поэзии.

Избранные стихотворения:

Таким образом, в русской поэзии XIX века как сосуществовали два главных направления: реалистическое — с сильной гражданской позицией и четкой привязанностью к реалиям насущного дня. Главными представителями этого направления были Н. Некрасов, И. Никитин, А. Плещеев. Второе направление придерживалось концепции "чистого искусства" — это творчество поэтов, погруженных в философию и психологию: А. Фета, А. Майкова, А. Толстого и Ф. Тютчева.

Оба направления продолжали развиваться в XX столетии, породив немало литературных течений и сформировав почву для зарождения "серебряного века" русской поэзии.

Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века

Лирика - один из трёх родов литературы, основ­ное содержание которого составляют мысли, чувства и переживания лирического героя. Эти переживания могут быть вызваны разными причинами: неразделён­ной любовью, тоской по родине, радостью встречи с друзьями, философскими раздумьями, созерцани­ем картин природы.

Образы природы наиболее часто встречаются в сти­хах русских поэтов. И эти мотивы всегда окрашены любовью, восхищением, преклонением перед сила­ми окружающего мира.

Так, стихотворение Я. П. Полонского «По горам две хмурых тучи…» рисует картину начала вечерней грозы.

Природа сильна и могуча: молнии яркие, гром сильный. Всё вокруг трепещет перед стихией, даже скала жалобно вздыхает. Поэт использует приём оли­цетворения, наделяя тучи и скалу человеческими чер­тами (тучи блуждают, скала стонет и издыхает). Этим он оживляет природу.

Несмотря на изображение грозной стихии, у лирического героя нет перед ней страха, а есть восхищение её силой и мощью.

В стихотворении Ф. И. Тютчева «Неохотно и нес ме­ло…» также описывается летняя гроза. И опять природа наделяется человеческими качествами: солнце cмoтрит, земля принахмурилась. Перед нами земля и ожидании стихии. Она, словно человек, волнуется, трепещет, ждёт неизбежного. Стихотворение очень яркое: всё но круг окрашено зелёным, белым, синим цветами. Мы словно чувствуем запах травы, пыльной земли, первых капель дождя, слышим далёкие раскаты грома, вой ветра. Стихотворение отличается быстрым темпом и стремительностью.

Вот пробилась из-за тучи Синей молнии струя -

Пламень белый и летучий Окаймил её края.

Лирический герой не страшится стихии, а любу­ется её мощью, восхищается её силой.

Не менее выразительно стихотворение И. С. Ники­тина «Ярко звёзд мерцанье…». Перед нами тихая лег няя ночь. Можно различить все звуки: шуршание в граве коня, пение коростеля, шорох камыша. Зву­копись с помощью согласного «л» придаёт стихотво­рению напевность, плавность, тягучесть.

В зеркало залива Сонный лес глядит;

В чаще молчаливой Темнота лежит.

Звук «р», напротив, позволяет услышать треск го­рящих в костре веток.

Слышен меж кустами Смех и разговор;

Жарко косарями Разведён костёр.

Лирический герой словно затаился и наблюдает за ночной жизнью природы. Он осторожен и аккуратен, не хочет нарушить тишину ночи. В такие моменты поэта и посещает вдохновение.

Все стихи русских поэтов о природе необычайно лиричны, напевны и прекрасны. Созерцание пейзажей порождает в поэтической душе только лучшие чувства.