Великомученица Варвара: храмы и иконы, названные в ее честь. Житие и страдание святой великомученицы варвары

В христианской истории великое множество великомучеников пострадали от язычников, которые требовали отречения последователей веры Христовой от своих убеждений и поклонения языческим идолам.

Простые смертные, уверовавшие в Истину, являли чудеса стойкости и мужества в самых изощренных пытках и истязаниях. Особенно поражает терпение невыносимых мук у юных нежных дев.

Варвара из Илиополя: житие

Единственная дочь богатого и знатного язычника Диоскора рано лишилась матери, и ее воспитанием занимался отец. Девушка была настоящей красавицей, и отец счел за благо упрятать ее подальше от глаз людских - в высокую башню, куда имели доступ лишь ее наставники-язычники.

Вид из башни открывался необыкновенный, и Варвара, любуясь красотами поднебесного мира, задалась вопросом: неужели все это могли создать бездушные языческие идолы, которым поклонялись отец и его окружение? Мысль о том, что есть Некто высший, не оставляла ее, и она решила познать истинного Творца и посвятить этому свою жизнь, не связывая себя узами брака.

Девушка была неземной красоты, и отец спрятал её в башне. Между тем слухи о красоте юной затворницы распространились по всему городу, и ее руки добивались многие знатные соискатели. Несмотря на отцовские уговоры, девушка всем отказывала.

И Диоскор, решив, что замкнутый образ жизни повлиял на ее характер, дал ей полную свободу. У Варвары появились подруги, исповедающие христианство, которые преподали ей основы веры Христовой. А вскоре она тайно приняла крещение.

Житие святой приводит такой эпизод ее биографии. В отсутствие отца девушка распорядилась в строящейся бане вместо двух по плану окон прорубить три - как символ Троичного Света, а над входом начертила крест, который как будто впечатался в камень, а на каменных же ступеньках купальни остался отпечаток ее ноги, который дал начало источнику, со временем оказавшемуся целебным.

Вернувшийся отец был весьма недоволен нарушениями плана, сделанными по распоряжению Варвары. Тогда девушка решилась рассказать ему о Святой Троице, о Воскресении Иисуса Христа, о никчемности тупых идолов, которым поклоняется Диоскор. Отцовский гнев, погоня, чудесное спасение в расселине расступившейся перед беглянкой горы…

Но один из пастухов, видевший, где укрылась Варвара, указал это место отцу. Девушка была найдена и схвачена. Разъяренный Диоскор сам принимал участие в жестоком избиении девушки, заключил ее в темнице и подверг длительному голоду, а затем передал Мартиану, правителю Иераполя.

Невозможно описать все пытки, которым подвергли мученицу. Глядя на все это и испытывая сердечную боль за красивую и знатную девушку, одна из горожанок по имени Иулиания, христианка по вере, начала вслух обвинять палачей. Она тоже была схвачена, и теперь мучили их обоих: бичевали бичами, снабженными железными крючьями; били молотками по голове; отрезали грудь; водили, продолжая избивать, нагими по городу.

Варвара беспрестанно молилась, и по ее молитве Господом был послан святой ангел, прикрывший своими крыльями наготу дев. В конце концов обе мученицы были обезглавлены. Диоскор собственноручно казнил дочь…

О чем молятся святой

Святая покровительствует пожарным. После казни великомучениц Диоскора и Мартиана не обошла кара Господня: буквально в следующий миг их поразила молния - небесный огонь.

Этот легендарный факт стал причиной того, что св. вмч. Варвару определили небесной покровительницей «огненных» профессий: артиллеристов, ракетчиков, пожарных, пиротехников.

К ней обращаются все, кто связан с риском: горняки и альпинисты, моряки и путешественники, строители и архитекторы, а также… садовники и цветоводы. Поначалу она считалась и покровительницей ремесленников, поскольку и сама любила рукодельничать.

В житии св. Варвары рассказывается, как в ночь перед казнью к ней в камеру явился Иисус Христос, уврачевал раны страдалицы и спросил, какую бы награду она хотела получить за свою стойкость.

Читайте также:

Для христиан нет большей награды, чем пострадать за Спасителя, о чем и сказала Ему девушка, но, продолжила она, «если позволишь рабе Своей, я попрошу, чтобы всякий, кто будет умирать насильственной смертью, без покаяния и христианского прощения, мог бы обратиться ко мне и попросить заступничества перед Тобой».

И Спаситель обещал ей это. Кстати, на иконе великомученица изображена с потиром (чашей для причастия) в руке. Потира касаться может только священник, и Варвара - единственная святая, удостоенная Церковью этой особой чести.

В чем помогает святая великомученица Варвара? Исходя из вышесказанного ей молятся о спасении от:

Поминая одну из пыток, примененных к девушке, - избиение молотком по голове, у нее просят избавления от головных болей и помощи при травмах этого органа.

Судьбоносный конфликт с отцом-язычником стал основой для христианских молитв на тему «отцы и дети», об улучшении семейных отношений.

Избавить от тоски и печали святую просят в память о ее душевной боли - отступничестве и жестокости самого родного человека.

Молятся святой Варваре и о благополучном течении и исходе беременности, об избавлении от женских болезней.

Мощи святой великомученицы

В более поздние времена на месте казни св. вмч. Варвары был возведен монастырь, мощи же ее сначала сберегались в Константинополе, а затем, когда княжна Варвара, дочь византийского императора Алексея Комнина, выходила замуж за русского князя Святополка (по иной версии - Михаила Изяславича), она перевезла их в Киев.

Мощи находятся в соборе в Киеве. Ныне они находятся в Свято-Владимирском соборе города, и от них по-прежнему получают исцеление все, кто поклонялся им. Существует традиция освящения на мощах св. Варвары иконок, крестиков, колец, как бы «перенимающих» чудотворную силу от святых останков.

Память великомученицы празднуется 17 декабря, и в этот день в храм стекается множество народа, чтобы поучаствовать в богослужении и причаститься, получив таким образом милость Божью и благодать св. вмч. Варвары.

Преклониться и помолиться перед святынями можно в Москве:

  • в церкви Иоанна Воина на Якиманке;
  • в храме Воскресения Словущего в переулке Филипповском.

По первому адресу почитается часть перста святой с перстнем; второму, находящемуся на подворье Иерусалимского патриархата, в конце XIX века тогдашний Иерусалимский патриарх Иерофей передал частицу святых мощей вмч. Варвары.

Молитва Великомученице Варваре

Святая славная и всехвальная великомученице Христова Варваро! Собраннии днесь в храме твоем Божественнем людие и раце мощей твоих покланяющиися и с любовию целующии, страдания же твоя мученическая и в их Самаго страстоположника Христа, давшаго тебе, не точию еже в Него веровати, но и еже по Нем страдати, похвалами ублажающе, молим тя, известная желания нашего ходатаице: моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не отставит от нас вся ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует христианскую кончину животу нашему безболезненну, непостыдну, мирну, Божественных Таин причастну, и всем на всяком месте, во всякой скорби и обстоянии, требующим Его человеколюбия и помощи, великую Свою подаст милость, да благодатию Божиею и твоим теплым предстательством, душею и телом всегда здравии пребывающе, славим дивнаго во святых Своих Бога Израилева, не удаляющаго помощи Своея от нас всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Заказной молебен

Заказать молебен можно только для православных людей. Что такое молебен, пожалуй, известно каждому. Эта церковная треба заключается в коротком богослужении, состоящем из молитв и прошений по поводу какой-нибудь частной потребности (отсюда - треба) человека или нескольких человек, заказавших молебен.

Совершать подобные богослужения можно лишь за живущих людей, которые крещены в православной вере.

Молебны подразделяются на общецерковные - их служат по большим праздникам - и заказные.

Именно такие служат по просьбам прихожан об успешном ходе и исходе их начинаний.

Заказать молебен можно и великомученице Варваре, указав на записке, о чем будет моление и имена тех, о ком возносятся молитвы.

Хорошо отслужить молебен с акафистом. Такое богослужение, как правило, проводится перед чтимыми иконами великих святых. Во многих храмах и монастырях подобные службы проходят каждую неделю - надо только узнать, в какой из дней. Для такого молебна неплохо бы иметь с собой текст акафиста, что позволит более вдумчиво следить за молитвой.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Видящи святая Варвара себе на высоком столпе от отца поставлену, помышляше себе манием Божиим к небеси быти возводиму. Разумная убо восхождения в сердце своем положши, теми от тмы ко Свету и от прелестных идолов ко истинному Богу умне восхождаше, поющи Ему: Аллилуиа.

Разум неуразуменный о Едином всея твари Творце разумети дева святая Варвара ищущи, беседоваше со своим си разумом, глаголя: от темных кумиров чудным светилам небесным како бе создатися мощно, рцы ми? К нейже он со псаломником рече: вси Бози язык бесове, Един же есть Бог и Господь, иже небеса и вся светила их сотвори. Таковому твоему, мудрая дево, разуму дивящеся, глаголем:

Радуйся, паче старец идолослужительных разумнейшая; радуйся, паче мудрецев мира сего мудрейшая.

Радуйся, яко тебе безвестная и тайная премудрости Своея Бог явил есть; радуйся, яко тебе истиннаго богословия Сам Бог Слово научил есть.

Радуйся, всех звездочетцев умом Христовым превозшедшая; радуйся, явственнее паче онех небесный круг прозревшая.

Радуйся, яко в твари, аки в зерцале, Самаго Творца усмотрела еси; радуйся, яко в созданных светилах Несозданный Свет узрела еси.

Радуйся, ныне уже кроме зерцала свет лица Божия на небеси зрящая; радуйся, тем светом неизреченно веселящаяся.

Радуйся, умная звездо, еяже озарением лице Божие, яко солнце, светло нам является; радуйся, мысленная луно, еюже нощь заблуждения яко день просвещается.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Сила Вышняго даде тогда святей Варваре, якоже древле пророку Иезекиилю, лице адамантово, сильно пред всеми идолослужительми, во еже не убоятися ей от зверскаго лица их, ни ужасатися лютаго прещения. Темже со дерзновением мужемудренная дева взываше: Троицу чту, Едино Божество, и Той верою покланяющися, велегласно пою: Аллилуиа.

Имущи святая Варвара свыше данную себе мудрость, востече к делателем бани отеческия, и онем проявляя тайну Святыя Троицы, повеле три окна в бане устроити. аще, - рече, - идолослужителие уста имут и не глаголют славы истиннаго Бога, то каменныя в сей бане стены треми окнами, аки треми устнами, да свидетельствуют, яко Един есть Бог, в Троице Святей от всея твари славимый и покланяемый. За таковое убо мудрование, святая Варваро, приими похвалу сию:

Радуйся, в треоконной бане купель святаго крещения, во имя Троицы Пресвятыя, изобразившая; радуйся, в купели воды и Духа, к сим же и крове твоея мученическия, тебе измывшая.

Радуйся, яко треми окнами тму многобожия, Троице Святей противнаго, прогнала еси; радуйся, яко окнами треми Свет Троический ясно узрела еси.

Радуйся, яко теми треми окнами призре на тя Солнце Правды, тридневно возсиявшее от гроба; радуйся, яко теми тебе возсия день Троическаго спасения.

Радуйся, сердце твое Единому в Троице Богу всегда отверсто имевшая; радуйся, чувства твоя пред бранию триех врагов: плоти, мира и диавола, крепко заключившая.

Радуйся, яко в души твоей три мысленная окна: веры, надежды и любве, устроила еси; радуйся, яко теми треми окнами при Троическом Божестве треми деньми воздвиженную Тела Христова Церковь усмотрела еси.

Радуйся, яко тебе небеса от триех иерархий ангельских отверзошася; радуйся, яко тебе горния обители Троическия радостно прияша.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Буря ярости велия отца твоего, дышущаго прещением и убийством, возшуме на храм души твоея, святая Варваро, но того не возможе поколебати: основан бо бе на твердом веры Христовы камени, на немже ты, мудрая дево, неподвижимо стоящи, укрепляющему тя Иисусу Христу песнь воспевала еси: Аллилуиа.

Слышав от тебе, мудрыя дщери, отец твой Диоскор неслышанная о Святей Троице словеса, яко аспид глухий затка уши своя и по подобию змиину с жалом ядоносным устремися со острием меча на твое убийство; но ты, невесто Христова Варваро, подражающи Жениха твоего Иисуса, бежавшаго от меча иродова, бегала еси от меча Диоскорова, желающи сердце его от зверския ярости в любовь отеческую обратити. Мы же разумное твое бегство звании почитаем сими:

Радуйся, блаженная, изгнанная из дому земнаго правды ради; радуйся, богатая в Бога, лишенная отеческих богатств Христа ради.

Радуйся, яко твоего обнищания есть Царствие небесное; радуйся, яко тебе уготовася вечных благ сокровище.

Радуйся, словесная агнице, от злаго волка мучителя к Доброму Пастырю Христу прибегшая; радуйся, во двор праведных овец Его, одесную стоящих, вшедшая.

Радуйся, незлобивая голубице, от земнаго врана в покров небеснаго Орла прелетевшая; радуйся, в крове крилу Его добрый тебе покров обретшая.

Радуйся, Небеснаго Отца дщи честная, яко от земнаго родителя с безчестием на смерть гонима была еси; радуйся, яко от безсмертнаго Господа Славы в жизнь вечную со славою прията еси.

Радуйся, тояжде и нам жизни присножелающая ходатаице; радуйся, прилежная о нас к Богу молитвеннице.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Боготечной звезде была еси подобна, святая великомученице Варваро: бежащи бо пред отцем твоим, наставляла еси того таинственне на путь, ведущий ко Праведному Солнцу, от Девы возсиявшему, Христу Богу. Обаче он душевныма ослеплен очима, абие и телесныма не узре тя пред собою бежащую: ты бо сквозе каменную, тебе велением Божиим разступившуюся, гору прошедши, скрылася еси от очию его в каменней пещере, да от среды камения, яко птица, даси глас Богу, воспевающи: Аллилуиа.

Видевше тя пастырие, верху горы овцы пасущии, в камени крыющуюся, дивляхуся, глаголюще: что сия словесная агница? Коего волка бегает? И се Диоскор, паче волка лютейший, востече на гору, и тебе тамо крыющуюся обрет, и похитив за девическия твоя власы, влечаше ко своему дому по жестокому пути, на немже тя, вернии, сретаем приветствии сими:

Радуйся, младому еленю на горах ароматских уподобившаяся; радуйся, горняя, паче дольних, восхождения в сердце твоем полагающи, возлюбившая.

Радуйся, избывшая погибельнаго идолослужения рова; радуйся, на гору Троическаго поклонения востекшая.

Радуйся, сквозе камение прошедшая, от каменносердаго бегающи гонения; радуйся, среде камения Камень Христа, утверждающаго тя, обретшая.

Радуйся, в пещеру каменную вшедшая, видети Иисуса во гробе каменном бывша положенна; радуйся, уже Того видящая на престоле Славы седяща.

Радуйся, яко власы главы твоея за Христа, хранящаго, да и влас главы человеческия не погибнет, исторгани суть на земли; радуйся, яко тии от Христа изочтени суть ко увенчанию на небеси.

Радуйся, власы твоя кровию доле, яко цветами, обагрившая; радуйся, заплетение власов твоих окровавленных в венец тебе златый обратившая.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Проповедником богоносным, апостолом Христовым, поревновавши дерзновенно, пред лицем мучителей проповедала еси Христа истиннаго Бога: и Его ради лютыя раны, власяными рубы и острым чрепием болезненно потираемыя, мужественно претерпела еси, святая Варваро. Таже в темницу всаждена, в ней аки в чертозе о Христе Иисусе ликовала еси, поющи Ему: Аллилуиа.

Возсиявый в сердце твоем просвещение истиннаго богоразумия, возсия и во очесех твоих свет Божественнаго лица Своего Христос Господь: Той бо, яко возлюбленный твой Жених, в полунощи к тебе, непорочней Своей невесте, в темницу пришед, любезно тя посети, от ран исцели и светлостию лица Своего неизреченно душу твою возвесели, нас же, верных, научи пети тебе сицевая:

Радуйся, за страдавшаго биение Христа нещадно биенная; радуйся, биения терпением невидимаго врага убившая.

Радуйся, язвы Господа Твоего на теле твоем носившая; радуйся, от всех язв, Темжде Господем, на теле твоем исцелевшая.

Радуйся, яко Сам Господь, Свет мира, тебе в темнице бывшей Себе явил есть; радуйся, яко Сам души и тела Врач тебе больную посетил есть.

Радуйся, чрез земную темницу в небесный чертог светло вшедшая; радуйся, от кровей твоих брачную тебе одежду исткавшая.

Радуйся, яко тобою от многих ран грешнии исцеляются; радуйся, яко тобою от всех болезней с верою тя призывающии уздравляются.

Радуйся, уз греховных скорая решительнице; радуйся, язв многозлобных добрая целебнице.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Хотящу безумному мучителю желание свое улучити, и еще покушающемуся ласкательными словесы тебе, святая Варваро, от истиннаго Бога отвратити ко прелестным идолом, ты, яко мудрая дева, отвещала еси тому: первее твердый адамант в мягкий воск претвориши, нежели мене отвратиши от Христа Бога моего; Того бо, со Отцем и Святым Духом, Единаго истиннаго Бога исповедую, славлю, хвалю, и пою Ему: Аллилуиа.

Новую показа безчеловечия ярость зверообразный мучитель, егда тебе, святая великомученице Варваро, повеле на древе повесити, и ногтьми железными тело твое строгати, и свещами горящими твоя опаляти ребра, еще же и млатом во главу тяжко бити. Сие пачеестественное терпение твое благоговейно воспоминающе, похвалами блажим тя сими:

Радуйся, яко повешена была еси на древе, Христа ради на Кресте распятаго; радуйся, строгана по ребром Иисуса ради, копием в ребра прободеннаго.

Радуйся, яко огнь любве к Богу в сердце твоем возжегла еси; радуйся, яко за Того огненными свещами палима была еси.

Радуйся, твердейшая адаманта в терпении невредимом; радуйся, крепчайшая каменнаго столпа в мужестве непоколебимом.

Радуйся, яко млатом, бившим тя по главе, венец Царствия тебе исковася; радуйся, яко темже млатом глава врага твоего сокрушися.

Радуйся, яко со Христом, Его ради, на земли страдала еси; радуйся, яко с Ним и о Нем на небеси прославляешися.

Радуйся, всех врагов наших крепкая победительнице; радуйся, во всех бедах наших скорая помощнице.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Странное и страшное святыя Варвары страдание видящи, благоверная в женах Иулиания удивися зело, како млада отроковица в юностнем телеси таковыя мужественно за Христа терпит муки? Таже, слезнаго исполнившися умиления, благодарственно и та возопи Христу Богу: Аллилуиа.

Весь Сладчайший Иисус сладость, весь желание тебе бысть, святая Варваро; сладце бо Его ради горькия терпела еси муки, глаголющи: чашу страданий, юже даде ми Возлюбленный мой Жених, не имам ли пити? Темже и сама показалася еси чаша, сладость чудесных исцелений изливающая всем вопиющим к тебе сицевая:

Радуйся, отвергшая во адское горе идольскую горесть; радуйся, возлюбившая небесную Иисусову сладость.

Радуйся, мысленная стамно, манну брашна творения воли Божия в себе имущая; радуйся, верных во благих желание исполняющая.

Радуйся, реко исполненная благодати Божия водами; радуйся, источниче, кипящий чудес излиянии.

Радуйся, яко пчела, от зловоннаго идольских жертв дыма отлетевшая; радуйся, во благоуханную мира Христова воню сладце притекшая.

Радуйся, яко твоими во всем теле язвами была еси подобна соту; радуйся, яко крове твоея капли сладчайшия паче меда быша Пресладкому Иисусу.

Радуйся, яко всем верным воспоминание твое пресладко; радуйся, яко всей Церкви Христовой имя твое пречестно.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Все естество ангельское велиею возрадовася радостию, узревши мужественную крепость твою, святая и непобедимая мученице Варваро: видевше бо ангельстии чинове ветхаго врага, прегордаго князя тмы, со всем его бесовским и идольским полчищем от тебе, единыя младыя девы, посрамленнаго, побежденнаго же и под нозе твои поверженнаго, велиим гласом возопиша Богу: Аллилуиа.

Ветии многовещаннии риторскими своими языки не возмогут изрещи величества твоих болезненных страданий, о Варваро! Кто бо скажет болезнь твою, колика бе, егда сосца твоя урезана быша? Кто изречет студ лица девическаго, егда обнажена по всему граду от беззаконных мучителей водима была еси? Сицевую болезнь и безчестие твое мы точию воспомянувше, содрогаемся и со умилением глаголем сице:

Радуйся, добрая леторасле сада Иисусова; радуйся, истинная лозо винограда Христова.

Радуйся, два сосца твоя отрезанная, аки два грезна в честь Господеви твоему принесшая; радуйся, кровь твою, аки вино умиления, от тех источившая.

Радуйся, яко Христа ради обнаженнаго и ты риз твоих совлечена была еси; радуйся, яко Его ради, во Иерусалиме ругательне водимаго, и ты по граду на поругание водима была еси.

Радуйся, от ангела светлою одеждою в наготе твоей одеянная; радуйся, тою от студных очес невидимо покровенная.

Радуйся, чудный ангелом и человеком позор бывшая; радуйся, и самех мучителей терпением твоим удивившая.

Радуйся, яко Сам Господь свыше призре на твоя страдания; радуйся, яко Сам Той Подвигоположник похвали подвиги твоя.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Спасти хотя душу твою, о теле твоем всячески нерадила еси, святая Варваро: егда бо на тя мечное на смерть осуждение изыде, ты под мечь острый, аки под венец, красный, радостно идущи, Богу, в мученическом подвизе тебе укрепляющему, воспевала еси песнь: Аллилуиа.

Стены каменныя твердее окамененный сердцем бысть Диоскор, твой, святая Варваро, не уже родитель, но лютый мучитель: той бо, яко услыша твое мечное на смерть осуждение, не точию о смерти твоей не поболе, но и сам своим мечем на месте осуждения твою святую усече главу, и тако, по предречению Господню, окаянный отец предаде на смерть свое чадо. В той убо блаженней твоей кончине приими от нас пения сия:

Радуйся, за главу Церкве - Христа под мечь главу твою преклоншая; радуйся, за любовь к небесному человеколюбивому Отцу Безсмертному на смерть от земнаго безчеловечнаго отца тленнаго преданная.

Радуйся, течение мученическаго пути скончавшая добре; радуйся, веру безсмертному Обручнику Христу до смерти сохраншая бодре.

Радуйся, силою свыше на брань противу сил преисподних препоясанная; радуйся, победоносною славою в вышних от Христа Победителя одеянная.

Радуйся, оружием благоволения Божия венчанная на земли; радуйся, цветом нетления украшенная на небеси.

Радуйся, девам доброто и похваление; радуйся, мучеником красото и радование.

Радуйся, христианом крепкое прибежище; радуйся, верным твердое заступление.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Пение наше похвальное, аще бы и тмочисленное, вемы, яко несть довольно по достоянию восхвалити тя, святая и всехвальная мученице Варваро; обаче мы, Божиих тобою нам обильно подаваемых дарований благодарни суще, Богу, в тебе Своими благодеянии прославляемому, благодарственными усты поем: Аллилуиа.

Светоприемную свещу, на небесном свещнице пред престолом Святыя Троицы поставленную, зрим умныма очима тебе, святая дево Варваро: отонудуже, егда нощный грехов наших мрак лучами молитв твоих просвещаеши и нас на светлую спасения стезю наставляеши, по долгу достойна еси от нас званием быти почитаема сим:

Радуйся, светоумная луче, во светлость немерцающую прилученная; радуйся, мысленная деннице, день невечерний озаряти возшедшая.

Радуйся, благовонная смирно, Церковь Христову благоухающая; радуйся, златая кадильнице, фимиам молитвы о нас к Богу приносящая.

Радуйся, мироположнице исцелений неоскудная; радуйся, сокровище Божиих даров неиждивительное.

Радуйся, чаше, от обилия дому Божия черплющая радость; радуйся, сосуде, от исполнения Христова приемлющий всех благ небесных сладость.

Радуйся, адаманте, перстень безсмертнаго со Христом обручения украсивый; радуйся, венче доброты, в руце Господней держимый.

Радуйся, яко на тя Царь Славы, Господь сил, славу и велелепие возложил есть; радуйся, яко тебе Царь царствующих и Господь господствующих Царство Свое и господствие даровал есть.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Благодать от Бога дана ти есть, хранити и соблюдати от внезапныя болезни и наглыя смерти всякаго человека, верою, любовию и благоговением честная твоя страдания воспоминающаго и почитающаго; тоя благодати не лиши и нас, добрая дево Варваро, да и мы, здрави суще телом и духом в нынешней и будущей жизни о тебе поем Богу: Аллилуиа.

Поем твоя крепкия подвиги, почитаем страдания, хвалим долготерпение, ублажаем святую твою кончину, славим твое в немощном теле показавшееся непобедимое мужество, имже на земли и на небеси прославилася еси, святая и добропобедная великомученице Варваро, и в честь твоих победоносных подвигов и страданий похвальная восписуем ти сия:

Радуйся, от ангельских чинов в сожительство их любезно приятая; радуйся, от девственных ликов в чертог небесный радостно введенная.

Радуйся, от мученических полков под венец славы провождаемая во гласе радования; радуйся, от всех жителей небесных приемшая о Господе целование.

Радуйся, яко мзда твоя многа есть на небесех; радуйся яко радость твоя вечна есть во светлости святых.

Радуйся, от враг видимых и невидимых крепкая нам заступнице; радуйся, радости нам, благодати же и славы вечныя ходатаице.

Радуйся, душевных и телесных недугов наших целительнице; радуйся, спасительных благ земных и небесных подательнице.

Радуйся, яко тобою от нечаянныя и вечныя смерти сохранени быти уповаем; радуйся, яко тобою вечную жизнь улучити благонадежно чаем.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

О, многострадальная и всехвальная святая великомученице Варваро! Нынешнее наше моление приемши, от всяких болезней душевных и телесных, и враг видимых и невидимых нас избави, и от вечнаго мучения твоим богоприятным ходатайством сохрани, да с тобою на земли живых во веки поем Богу: Аллилуиа.

Этот кондак читается трижды, затем икос 1-й и кондак 1-й.

ангелов честную и вселюбезную чистоту непорочно сохранши, честная Варваро, ангелом сожительница быти сподобилася еси, с нимиже егда поеши троическую песнь Богу на небеси, услыши нас, поющих тебе на земли похвальная пения сия:

Радуйся, отроковице, Богом Отцем предуставленная быти сообразна в страдании образу Сына Его; радуйся, Сыном Божиим, Светом от Света, призванная из тмы в чудный свет веры и благодати Его.

Радуйся, яко позвавшему тя Святому Духу, и сама телом и духом свята еси; радуйся, яко от скверны плоти и духа непорочну тя соблюла еси.

Радуйся, рожденному от Девы Жениху Христу деву тя чистую обручившая; радуйся, земнаго обручника паче Небеснаго знати не восхотевшая.

Радуйся, крине девства, посреде терния идольскаго прорастший доле; радуйся, цвете чистоты, в неувядаемой славе цветущий горе.

Радуйся, в небесном вертограде Христова благоухания наслаждающаяся; радуйся, Краснейшаго паче сынов человеческих зрением тамо утешающаяся.

Радуйся, убелившая ризы твоя в Крови агнчей на земли; радуйся, в лице девственном последующая Божиему агнцу на небеси.

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Избранной Богом от идолослужительнаго рода и призванной во язык свят, в люди обновления, невесте Христове, яко избавляющиися тобою от различных зол и обстояния, благодарственная пения и хваления восписуем ти, молитвенницы твои, святая и всехвальная великомученице: ты же, имущи дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи, да с радостию зовем ти:

Радуйся, Варваро, невесто Христова прекрасная.

Обращаясь за помощью к святым, надо всегда помнить, что одно дело - попросить, но гораздо важнее - поблагодарить за сотворенное по вашим молитвам благодеяние . Для этого существует благодарственный молебен. А можно просто зайти в храм, зажечь свечу и своими словами искренне поблагодарить за помощь.

Полезное видео

Есть христианские святые, которые почитаются практически всеми церквями. Они появились на рассвете христианства и прославились великой верой и преданностью Христу. Типичным примером является святая Варвара Великомученица Илиопольская.

В чем помогает молитва этой подвижнице, и какова история ее жизни?

Появилась на свет святая Варвара Великомученица в начале четвертого века в городе Илиополь, который располагался на территории нынешней Сирии.

В этот период христианство только развивалось, и действующие правители (в том числе и Максимилиан, при правлении которого родилась святая Варвара Великомученица) были яростными противниками нового религиозного течения.

Зачастую представители христианства подвергались гонениям, а основная масса людей исповедовала язычество.

Детство в языческой семье

Были язычниками и родители Варвары, которые относились к знатному роду. Такое обстоятельство еще больше мешало будущей святой узнать о новой вере. Ведь представители знатных семей, как правило, поддерживают основной курс, который есть в государстве.

На тот период христианство по большей части было религией немного маргинальной, и знать в основном сторонилась этой веры, а примыкали к ней простые люди. Хотя бывали и ситуации удивительные, к примеру, святой Варваре о христианской вере изначально никто не рассказывал.

Более того, люди, с которыми она общалась, были преданными язычниками и наставляли девушку именно в рамках этой концепции.

Варвара Иллиопольская

С раннего детства святая оказывается практически взаперти, оставшись без матери, она живет в отдельной башне, которую возвел для нее отец.

Он хочет, чтобы девочка росла целомудренной и не подвергалась различным искушениям, в том числе и проповедям христиан. Помимо этого, он активно размышляет о замужестве Варвары и хочет подыскать девушке достойного супруга.

Тем не менее, оставшаяся наедине с собой девушка начинает спрашивать себя:

  • откуда появился этот мир;
  • кто является творцом всего;
  • есть ли создатель, который придумал сущее;
  • как обратиться к этому создателю;
  • существует ли истинная вера.

Иногда будущая святая получает ответы о римских божествах от собственной прислуги, но понимает иллюзорность этих идолов, которые придуманы людьми.

Интересно узнать! Как исповедоваться в и что это такое

Обретение веры


Варвара осознала глубокое значение истинной веры и благодаря своему собственному разумению поняла идею единого Творца, который создал весь мир.

Оставалось только узнать, есть ли где-то учение, которое исповедует Создателя и позволяет к Нему приблизиться.

Со временем Диоскор, отец Варвары, начал интересоваться мыслями девушки о замужестве и получил весьма целомудренный ответ, даже более целомудренный, чем ему хотелось.

Девушка не имела намерения искать себе супруга, так как все мысли ее были о стремлении найти истинную веру. Тогда Диоскор решил предоставить ей больше свободы и позволил иногда покидать собственный дом, благодаря чему она смогла тайно общаться с христианами.

Девушка из знатного рода не стала искать праздных развлечений, а начала узнавать об истине из христианской общины в ее городе. Знакомые христианки рассказывали святой Варваре о Святой Троице и Христе. Когда в город приехал священник, выдающий себя за купца, они рассказали об этом девушке, и та крестилась.

Став христианкой, Варвара решила привносить в различные элементы собственного бытия свое вероучение. Однажды, когда рабочие строили в ее доме башню, она приказала сделать там не два, как изначально задумывалось, а три окна, которые символизировали бы Троицу.

Диоскор тогда был вне дома, а когда приехал, новость его удивила. После того как Варвара рассказала о причине таких изменений, он вообще впал в гнев и хотел отсечь девушке голову, но та сбежала. Тем не менее, в итоге Варвару отыскали, и сам Диоскор привел ее к городскому правителю и отдал на растерзание.

Мощи Великомученицы Варвары

Как водится в таких ситуациях, правитель сначала предложил отречься от собственной веры и исповедовать римское язычество. Однако девушка начала обличать то, о чем молятся язычники и кому возносят свои просьбы. Были назначены весьма жестокие пытки и заточение в темницу.

Обратите внимание! Как гласит предание, святая Варвара, когда видела ночью Господа, попросила его только об одном: дать такую благодать, чтобы люди, которым грозит опасность и которые не причастились и не исповедались, могли обратиться к ней, дабы получить заступничество перед Всевышним.

Когда девушку вывели из ночного заточения, то она оказалась полностью невредима. По преданию, ночью к Варваре явился Господь и укрепил в вере, исцелил раны.

После илиопольскую христианку много мучали, а ее подвиг решила разделить другая христианка – Иулиания, которая тоже открыто заявила о вере во Христа, когда увидела, как Господь исцелил Варвару.

После длительных пыток мучениц обезглавили. Причем Варвару – сам Диоскор, которого спустя короткий период поразила молния.

В одиннадцатом веке мощи великомученицы Варвары были привезены одноименной княжной из Константинополя в Киев, где покоятся до сих пор. Они хранятся в соборе святого Владимира.

Молитвы святой Варваре

У православных, которые разбираются в особенностях специализации разных святых, молитва Варваре великомученице звучит чаще всего с просьбой наставить других людей на путь истинный.

Православные просят эту подвижницу вразумить других людей (чаще всего близких) обратиться ко Христу и познать таинство причастия и крещения.

Подразумевается не навязывание и насаждение учения и взглядов, но забота о других людях, которая в том числе подразумевает и потребность рассказать Благую Весть и позволить присоединиться к истинной вере.

Икона святой Варвары является одной из немногих, где частью образа может являться потир (сосуд для причастия, в котором освящается вино). Этот атрибут связан с одной из основных функций подвижницы – исповедовать и причащать тех, кто не смог этого сделать нормальным образом.

Помимо этого, молитва святой бывает особенно действенна и чаще всего используется, когда просят:

  • об исцелении от различных недугов, от которых помогает образ святой, мощи и просто искренняя молитва;
  • об укреплении в вере, когда появляются какие-то смутные сомнения, уныние или нечто подобное;
  • о защите от разнообразных несчастий и опасностей, возможности получить помощь Всевышнего в трудные мгновения;
  • о благоприятных родах и вынашивании ребенка;
  • о получении достойного супруга;
  • о здоровье и нормальном воспитании детей.

Помимо этого из всего, в чем помогает мученица Варвара, также следует особым образом отметить молитвы о почивших без причастия и исповеди людях. Для того чтобы другие обрели покой в иномирье, молятся именно этой святой и просят ходатайствовать перед Господом, для того чтобы они получили снисхождение и в итоге могли причаститься к Святым Христовым Тайнам.

По сути, такая возможность практически равна благоприятному упокоению души. Поэтому в православной традиции эта подвижница особенно почитается, и с ее заступничеством связывают существенные надежды.

В православной церкви день памяти Варвары отмечается 17 декабря. В этот день особенно полезно поприсутствовать на службе и поклониться иконе, а также самостоятельно прочитать молитвы дома.

Обратите внимание! Российские ракетные войска стратегического назначения отмечают свой профессиональный праздник в день памяти Великомученицы, которая назначена Небесной заступницей этого рода войск.

Кому помогает святая

Есть профессии, для которых икона Варвары великомученицы является особенно полезной, и таким людям следует установить личную связь с этой подвижницей и чаще совершать молитвы.

В частности, речь идет о людях:

  • работа которых связана с различными опасностями и лечением различных тяжелых недугов;
  • которые работают в сфере акушерства и гинекологии;
  • которые занимаются воспитанием детей;
  • которые трудятся в службах спасения и подобных ведомствах.

Как правило, она помогает представителям этих профессий, и многие работники из указанных сфер имеют при себе фото иконы или небольшой образок.

Помимо этого святая Варвара пользуется особым почитанием у представителей горной промышленности, после того как патриарх Алексий Второй постановил считать ее благодетельницей этих специалистов. Поэтому многие горняки молятся ей, для того чтобы получить благословение и иметь возможность трудиться в благоприятных условиях.

Если говорить о мощах Великомученицы Варвары, основная часть которых покоится в Киеве, то с давних времен там фиксируются различные свидетельства об исцелении от недугов.

Также многие верующие приносят туда собственные нательные кресты, образки для того чтобы приложиться и получить благословение от девы.

Тем не менее, и остальным православным не следует пренебрегать молитвами к этой великой подвижнице. Ведь святые продолжают молить Господа о всех людях вне зависимости от каких-то деталей и особенностей.

Различия между людьми являются по большей части свойством земным, но не особенно относится к миру горнему, для которого основными значимыми факторами являются: чистота души и искренность веры.

Полезное видео

Подведем итоги

Вдохновляясь примером мученицы Варвары, многие православные укрепляются в собственной вере и получают дополнительную поддержку, которая так нужна в нынешние времена.

Конечно, сейчас отсутствуют такие гонения на христиан, как раньше, но есть другое – огромное количество искушений в этом мире и извращение нравственных устоев, которые могут быть даже опаснее, чем гонения на веру. Посему православным нужно регулярно молиться о том, чтобы хранить истинную веру и не сходить с верного пути.

Варвара Илиопольская (+ ок. ), великомученица

Со временем к Диоскору всё чаще стали приходить богатые и знатные женихи, прося руки его дочери. Отец, давно мечтавший о замужестве Варвары, решил завести с ней разговор о браке, но, к своему огорчению, услышал от неё решительный отказ исполнить его волю. Диоскор решил, что со временем настроение дочери изменится и у нее появится склонность к замужеству. Для этого он позволил ей выходить из башни, надеясь, что в общении с подругами она увидит другое отношение к замужеству.

Однажды, когда Диоскор находился в длительном путешествии, Варвара познакомилась с местными христианками, которые рассказали ей о Триедином Боге, о неизреченном Божестве Иисуса Христа, о Его воплощении от Пречистой Девы и о Его вольном страдании и Воскресении. Случилось так, что в то время в Илиополе проездом из Александрии находился священник, принявший вид купца. Узнав о нём, Варвара пригласила пресвитера к себе и просила совершить над ней Таинство Крещения. Священник изложил ей основы святой веры и затем крестил её. Просвещённая благодатью Крещения, Варвара с ещё большей любовью обратилась к Богу. Она обещала посвятить Ему всю свою жизнь .

В отсутствие Диоскора при его доме велось строительство каменной бани, где рабочие по приказанию хозяина намеревались соорудить два окна с южной стороны. Но Варвара, зайдя однажды посмотреть строительство, упросила их сделать третье окно - во образ Троичного Света (икос 3). В купальне, при которой велась постройка бани, она рукой начертала на мраморных плитах крест (этот рисунок, вместе с отпечатком стопы Варвары, был чётко виден и долгое время сохранялся на полу бани; из следа ноги после кончины Варвары истекала целебная вода). Когда же вернулся отец и потребовал у дочери объяснений, Варвара ответила, что три окна, через которые льётся свет, символизируют Святую Троицу. Диоскор пришел в ярость. Он бросился на дочь с обнаженным мечом, но Варвара успела выбежать из дома (икос 4). Она укрылась в горной расселине, которая чудесным образом расступилась перед ней.

К вечеру Диоскор по указанию одного пастуха всё же нашел Варвару и с побоями притащил мученицу в дом (икос 5). Наутро он отвёл её к городскому правителю и сказал: "Я отрекаюсь от нее, потому что она отвергает богов моих, и если не обратится к ним снова, то не будет мне дочерью. Мучай её, державный правитель, как будет угодно твоей воле". Долго уговаривал градоначальник Варвару не отступать от древних отеческих законов и не противиться воле отца. Но святая мудрою речью обличала заблуждения идолопоклонников и исповедала Иисуса Христа Богом. Тогда её стали сильно бить воловьими жилами, и после этого растирать глубокие раны жесткой власяницей.

В конце дня Варвару отвели в темницу. Ночью, когда её ум был занят молитвой, ей явился Господь и сказал: "Дерзай, невеста Моя, и не бойся, ибо Я с тобою. Я взираю на подвиг твой и облегчаю твои болезни. Претерпи до конца, чтобы вскоре насладиться вечными благами в Царстве Моём". На следующий день все были удивлены, увидев Варвару: на её теле не осталось никаких следов недавних истязаний (икос 6). Видя такое чудо, одна христианка, по имени Иулиания , открыто исповедала свою веру и изъявила желание таже пострадать за Христа (кондак 8). Обеих мучениц начали водить обнажёнными по городу, а затем повесили на дереве и долго пытали (кондак 9). Их тела терзали крючьями, жгли свечами, били по голове молотком (икос 7). От таких пыток невозможно было остаться человеку живым, однако мучениц укрепляла сила Божия. Оставаясь верными Христу, по приказанию правителя мученицы были обезглавлены. Святую Варвару казнил сам Диоскор (икос 10). Но безжалостного отца вскоре поразила молния, превратив его тело в пепел.

Источники

Сведения о времени и месте мученичества Варвары имеют значительные расхождения. Некоторые источники утверждают, что Варвара пострадала в г. при императоре Максимине (235-238); возможно, что под Максимином подразумевается Максимин Дайя (Даза) (309-313). Однако на основании свидетельства большинства текстов, наиболее вероятна дата год, т. е. скорее всего Варвара пострадала при императоре Галерии Максимиане (284-305, ум.311), соправителе императора Диоклетиана . В большинстве греческих текстов, в том числе у Симеона Метафраста , а также в латинском житии (изданном Б. Момбрицием) местом кончины Варвары назван Илиополь (Гелиополь) (город с этим названием известен в Малой Азии , Египте и Финикии (см. Баальбек)); в древнейших актах, приписываемых Иоанну Дамаскину , упоминается Никомидия (это мнение разделял историк Узуарда и Адона, архиепископа Вьеннского , и других указана Тоскана , в поздних приписках к Мартирологам Блаженного Иеронима и Беды Достопочтенного - Рим или Антиохия .

Неясными остаются обстоятельства обращения Варвары в христианство. В поздних редакциях её жития говорится, что в отсутствие отца Варвара познакомилась с некими христианками и приняла крещение от пришедшего в Илиополь пресвитера. По преданию, не нашедшему отражения в древнейших житиях Варвары, её учителем был Ориген .

Варвара не упомянута в одном из древнейших источников - Мартирологе Блаженного Иеронима ( в.). Наиболее ранние редакции текстов жития Варвары восходят к VII в. Известны акты Варвары, приписываемые преподобному Иоанну Дамаскину и похвальное слово того же автора, анонимные жития. Сохранилось житие Варвары, написанное Иоанном, архиепископом Сардским . Её житие включено в собрание Симеона Метафраста и другие минологии, начиная с в. Сохранилось армянское житие Варвары и два сирийских жития. Варваре посвящены похвальные слова Арсения , архиепископа Керкирского, Георгия Грамматика , Феодора Патрикия (или Петра , епископа Аргосского), Никиты Протасикрета (или Космы Веститора), Феодора Продрома и др.

На Руси получило распространение житие Варвары , которое дошло в списках XIV в., но было известно уже в в.: автор Сказания о Борисе и Глебе (около ) сравнивает гибель Бориса по приказу брата со смертью Варвары от руки отца . Это житие вошло в состав Великих Четьих Миней . Студийско-Алексиевский Типикон предписывал на утрене чтение жития («мучения») В. . Судя по другим сохранившимся редакциям Студийского устава - Мессинскому Типикону г. и Евергетидскому Типикону 1-й половины XII в. , имелось в виду житие, написанное Симеоном Метафрастом . В Мессинском Типиконе также указано чтение похвального слова Георгия Грамматика , которое отсутствует в русских списках.

Мощи и почитание

Некий благочестивый муж Валентиниан (Галентиан, Валентин) взял останки Варвары и Иулиании и похоронил их в селении Геласии , находившемся в 12 милях от Евхаит в Пафлагонии . На этом месте был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных проказой. Монастырь, посвящённый Варваре, находился в Едессе (Месопотамия), где, вероятно, хранилась часть её мощей. В Константинополе , в квартале Василиска, Вириной, вдовой византийского императора Льва Великого, была был построен в её честь великолепный храм, давший целому кварталу название έν τη Βαρβαρά (т. е. часть города, где находится св. Варвара). В в. при византийском императоре Юстине (по другой версии, еще в в.) мощи Варвары были перенесены в Константинополь и положены в этом храме. Здесь, согласно Синаксарю Константинопольской церкви, торжественно совершалось ежегодное празднование её памяти. По свидетельству Анны Комнен , в храме св. Варвары спасались как в месте убежища обличённые в преступлениях и подлежавшие каре закона. Может быть, этим объясняется существующее в народе убеждение, что св. Варваре дана от Бога благодать спасать от внезапной и насильственной смерти. Этот храм упоминается в латинском описании Константинополя XII в. ("Аноним Меркати") и в Хождении Антония Новгородца (1200), где говорится также о хранившейся там окаменевшей груди Варвары, из которой сочились кровь и молоко .

Из "Хроникона" Андреа Дандоло известно, что бо́льшая часть мощей Варвары была подарена венецианскому дожу по случаю бракосочетания его сына Джованни Орсеоло с Марией Аргиропулиной, родственницей византийского императора Василия II Болгаробойцы и сестрой императора Романа III Аргира . Раньше этот брак и, следовательно, перенесение мощей относили к различным датам в пределах конца - начала века; в настоящее время это событие датируют - годом.

Согласно западной традиции, мощи, представляющие нетленное тело Варвары без головы, были положены в храме св. Иоанна Евангелиста на острове Торчелло близ Венеции. Они описаны в "Хожении на Флорентийский Собор" анонимного суздальского книжника - гг. . Другая часть мощей, принесённая из Константинополя в Венецию в г. неким Рафаэлем, хранилась в церкви Санта-Мария дель Кроче. Оставшуюся в Константинополе главу Варвары видел в её церкви в - гг. Стефан Новгородец .

Согласно русской традиции, мощи святой были привезены из Константинополя в Киев Варварой Комниной , дочерью византийского императора Алексея I , вышедшей около года замуж за князя Святополка Изяславича . Они были положены в киевском Михайловском Златоверхом монастыре (построенном в ). Во время монголо-татарского нашествия мощи были сокрыты церковнослужителями под ступенями каменной лестницы, и впоследствии об этом забыли. Они были обретены спустя несколько столетий, положены с почестями в храме и прославились многочисленными исцелениями. Об этих событиях известно из повести, написанной в году Феодосием Сафоновичем, игуменом Михайловского Златоверхаго монастыря. Гипотеза о браке Святополка с Варварой, дочерью императора Алексея I Комнина, получившая распространение благодаря этой повести, опровергается новейшими исследованиями, которые считают Варвару Комнину вымышленным лицом и относят составление рассказа о ней к XVII веку в связи с прославлением мощей Варвары. Посетивший Киев в году Антиохийский патриарх Макарий слышал другое предание о перенесении мощей в Киев в связи с браком принцессы Анны с князем Владимиром Святославичем , Крестителем Руси . Однако наиболее вероятным представляется, что перенесение мощей Варвары в Киев состоялось уже после монголо-татарского нашествия и в период ослабления Византийской империи .

Почитание св. Варвары очень скоро сделалось всеобщим по всей России: уже в половине XII века св. Герасим переносит из Киева в северный Вологодский край икону св. Варвары вместе с другими особенно чтимыми иконами.

Левая рука Варвары, привезенная в XVII в. на Западную Украину греком Александром Музелем, происходившим из императорского рода Кантакузинов, была похищена иудеями, раздроблена и сожжена. Пепел и коралловый перстень хранились в соборной церкви апостола Иоанна Богослова города Луцка , а затем были перенесены митрополитом Гедеоном (Четвертинским) в храм Святой Софии Киевской . В 30-х гг. в. они были вывезены из СССР липковцами и теперь находятся в Эдмонтоне (Канада, провинция Альберта).

О руке Варвары в монастыре Святого Креста в Иерусалиме упоминается в Хожении гостя Василия 1465-1466 гг. . Частица её мощей также была в Хальберштадте. В настоящее время часть честной главы Варвары находится в церкви Агиа Епискепси в Трикале (Фессалия), часть руки - в Афонском монастыре Симонопетра , другие частицы хранятся в разных монастырях Греции и Кипра (в частности, в Афонской обители Хиландар).

В Москве в церкви Иоанна Воина на Якиманке чтится часть перста Варвары с перстнем, перенесённая из церкви вмц. Варвары на Варварке . В храме Воскресения Словущего в Филипповском переулке (подворье Иерусалимского Патриархата) хранится частица мощей Варвары, подаренная подворью Иерусалимским Патриархом Иерофеем (1875-1882).

Вмц. Варвара

Иконография

Варвара принадлежит к числу особо почитаемых святых жён, изображения которых были распространены в византийском искусстве. Один из первых сохранившихся её образов представлен на фреске в Санта-Мария Антиква в Риме, 705-707 г.: святая изображена в рост с крестом в правой руке, голова покрыта мафорием, под которым виден плат. В византийском искусстве иконография Варвары складывается к в. Традиционно святая изображается в богато украшенных одеяниях, соответствующих её знатному происхождению, в белом плате и венце (или диадеме) на голове, с крестом в руке. Встречаются изображения без плата, только с диадемой (роспись Боянской церкви свт. Николая Мирликийского (Болгария), 1259 г.; гравюра 1837 г. "Святые Спиридон, Модест, Игнатий и четверо святых" (монастырь Хиландар, Афон)) или без венца и плата, с покрытой головой (гравюра 1868 г., "Святые Параскева, Екатерина, Варвара и трое святых" (частная коллекция, Афины)). В составе избранных святых, в памятниках прикладного искусства, в клеймах житийных икон Варвара может быть представлена, как и другие святые жёны, в мафории (на серебряном кратере, Вел. Новгород, XII в. (НГОМЗ); на эмалевом ожерелье из Ст. Рязани, кон. XII в. (ГММК); на поле иконы "Богоматерь Знамение", 1-я половина XIII в. (дом-музей П. Д. Корина)), а иногда с непокрытой головой (в клеймах 2 житийных икон начала XIX в. (ЦМиАР)).

Изображения: в каппадокийских храмах - в церкви Иоанна Крестителя в Чавушине, между 913 и 920 гг.; в Новой церкви Токалыкилисе в Гёреме, конец X в.; в Чанлыкилисе в Акхисаре, XI в.; в церкви Варвары в Соганлы, 2-я половина. XI в.; а также в нартексе кафоликона монастыря Осиос Лукас в Фокиде (Греция), 30-е гг. XI в.; предположительно в соборе Святой Софии Киевской, 1037-1045 гг.; в церкви св. Николая Касницис в Кастории, XII в.; в церкви вмч. Георгия в Курбиново (Македония), 1191 г.; в церкви вмц. Варвары в Киприотианика на острове Китира, конец XIII в.; церкви св. Апостолов [Спаса], Печская Патриархия (Сербия, Косово и Метохия) середина XIII в.; в церкви Панагии в Пурко на острове Китира, конец XIII в.; в церкви свт. Иоанна Златоуста в Гераки, конец XIII - начало XIV в.; в церкви св. Димитрия в Пурко на острове Китира, начало XIV в.; на юго-западном столпе в церкви Богородицы Левишки в Призрене (Сербия), 1310-1313 гг.; на северной стене церкви Успения Богородицы монастыря Грачаница (Сербия, Косово и Метохия), около 1320 г.; на миниатюрах Минология и в греко-грузинской рукописи.

Сцена мучения: в миниатюрах Минология Василия II и минология Служебного Евангелия; в росписи нартекса церкви Вознесения монастыря Дечаны (Сербия, Косово и Метохия), 1348-1350 гг. и церкви Святой Троицы монастыря Козия в Валахии (Румыния), около 1386 г.

В древнерусском искусстве иконография следует сложившимся византийским образцам: церковь Спаса на Нередице в Новгороде, 1198 г.; икона 2-й пол. XIV в., Средняя Русь или начало XV в., Тверь (?) (ГТГ); в Троицком приделе церкви Спаса на Ильине, Феофан Грек, 1378 г.

В западно-христианском искусстве Варвара изображалась с длинными распущенными волосами, в короне или без неё. Основными атрибутами святой являются башня, факел, кубок (особенно с XV в.), страусиное перо, книга, фигура Диоскора, иногда пушка (напр., "Мадонна с Варварой и Лаврентием", художник Дж. Морини. Музей города Брера). Были распространены сцены её мучений.

Изображения: миниатюра в Passionale (Stuggart. Fol. 57, 114b, около 1200); "Полиптих", художник С. ди Пьетро, 1368 г. (Музей Пизы); "Страсти Варвары", 1-я. половина XV в. (Нац. музей Финляндии. Хельсинки); "Дева Мария в платье с колосьями", на обороте "Чудо святого Бенедикта, Себастьян и Варвара", австрийский мастер, около 1440–1450 г. (ГМИИ); "Святая Варвара", вестфальский мастер, около 1470/1480 (ГМИИ); "Варвара с башней, кубком, пером", гравюра, около 1470/1480 (Гравюрный кабинет. Берлин); "Варвара с Иоанном и Матфеем", художник К. Роселли (Галерея Академии. Венеция); "Бегство Варвары", художник П. Рубенс, около 1620 (Галерея Далидж-колледжа. Лондон) и многие другие.

Молитвословия

Тропарь, глас 8

Варва́ру святу́ю почти́м:/ вра́жия бо се́ти сокруши́/ и, я́ко пти́ца, изба́вися от ни́х// по́мощию и ору́жием Креста́, всечестна́я.

Ин тропарь, глас 4

А́гнице всеблаже́нная Варва́ро,/ Боже́ственне озари́вшися све́том Святы́я Тро́ицы Трисо́лнечным/ и в купе́ли утверди́вшися/ в побежде́ние ле́сти оте́ческия,/ ве́ру испове́дала еси́ Христо́ву./ Те́м, всечестна́я, свы́ше благода́ть тебе́ дарова́ Бо́г,/ исцеля́ти неду́ги и боле́зни вся́./ Его́же моли́, великому́ченице,// да спасе́т ду́ши на́ша.

Кондак, глас 4

В Тро́ице благоче́стно пева́емому,/ после́довавши Бо́гу, страстоте́рпице,/ и́дольская притупи́ла еси чти́лища;/ посреде́ же по́двига страда́льчествующи, Варва́ро,/ мучи́телей преще́ния не устраши́лася еси́, мужему́дренная,/ велегла́сно пою́щи при́сно:// Тро́ицу чту́, Еди́но Божество́. .

Описи Новгородского Софийского собора. Новгород, 1993. Вып. 2. С. 39, 48

Книга хожений. С. 174

В IV веке воссияла из далёкого города Илиополя (нынешняя Сирия) исповедница истинного учения церкви Христовой – великомученица Варвара, святая, день памяти которой православная церковь отмечает 17 декабря. Семнадцать столетий вдохновляет нас её образ, подавая пример истинной веры и любви к Богу. Молитва святой Варваре помогает огромному числу верующих. Что же мы знаем о ее земной жизни?

Дочь язычника Диоскора

В те времена, когда появилась на свет будущая святая, жители Илиополя, одного из крупнейших городов Месопотамии, утопали во мраке язычества. Рукотворным богам поклонялись и знатные горожане, и городская беднота. Среди наиболее состоятельных и уважаемых горожан был некий Диоскор. Щедро наградила его судьба. Были у него дома, виноградники и множество слуг. Одно только несчастье посетило его дом – умерла любимая жена Диоскора. Он глубоко скорбел о ней и утешение находил только в своей единственной дочери. Это была будущая святая Варвара.

Отец нежно любил ребёнка и делал всё от него зависящее, чтобы отгородить её от неприглядных сторон жизни. Кроме того, он мечтал выдать Варвару замуж за богатого жениха, обеспечив ей таким образом счастье и достаток. Желая избавить красавицу дочь от посторонних взглядов, а кроме того, и от возможного общения с тайными христианами, которые стали появляться в городе, Диоскор построил для неё замок, в котором она жила со своими служанками и воспитательницами. Выходить из него девушка могла лишь изредка, в сопровождении отца.

Созерцание творения Божьего

Долгие часы одиночества проводила она у окна своей комнаты, погружённая в созерцание живописной природы, окружавшей замок. Однажды святая Варвара захотела узнать у своих наставниц, кто создал всё это великолепие, поражающее взор. Её воспитательницы были язычницами и поэтому творение мира приписывали тем деревянным и глиняным богам, которым поклонялись. В этом они попытались убедить и юную затворницу.

Но таким объяснением не удовлетворена была Варвара. Она им возразила, заявив, что их божества ничего создать не могли, так как сами изготовлены руками людей. Должен быть высший Творец, единый и всемогущий, имеющий собственное бытие. Только он способен, сотворив мир, принести в него подобную красоту. Так она являла пример постижения Творца через его творения.

Предложения замужества

Со временем к Диоскору стали наведываться богатые женихи, которые слышали о красоте его дочери и желали с ней брачных уз. Отец не хотел ничего решать, не узнав мнение дочери, но, обратившись к ней с подобными разговорами, встретил её решительный отказ вступать с кем-либо в брак. Это его огорчило, но Диоскор приписал подобное решение молодости и своенравному характеру дочери.

Чтобы дать ей возможность свести знакомство с другими девушками и, общаясь с ними, изменить своё решение, он позволил дочери покидать замок, когда ей будет угодно. Это было как раз то, чего так желала Варвара. Она стала часто бывать в городе, и однажды, когда отец находился в длительном отъезде, познакомилась с тайными христианами, проживавшими в Илиополе. Они поведали ей о Триедином Боге, о воплощении Иисуса Христа от Пречистой Девы, о его искупительной жертве и ещё очень о многом, чего раньше она не знала. Это учение глубоко запало в её сердце.

Крещение Варвары

Через некоторое время в городе оказался христианский священник, который под видом купца направлялся в Александрию. По просьбе девушки, он совершил над ней таинство крещения. Кроме того, он более полно изложил ей христианское учение, которое сразу и безоговорочно приняла Варвара. Она дала обет посвятить всю свою жизнь Богу.

Желая запечатлеть образ Святой Троицы, она приказала в новой башне, строительство которой, уезжая, начал её отец, сделать не два окна, как было намечено в проекте, а три. Когда отец, вернувшись домой, спросил дочь о причине её поступка, то она, не лукавя, поведала ему учение об Отце, Сыне и Святом Духе. Услышав такие речи, язычник-отец был настолько взбешён, что бросился на дочь, обнажив меч. Спастись ей удалось только бегством, укрывшись в расщелине скалы, которая перед ней чудесным образом расступилась.

Темница и мучения святой

Диоскор был до такой степени ослеплён языческим фанатизмом, что он заглушил в нём все отцовские чувства. К концу того дня ему всё же удалось поймать беглянку. Он передал её правителю города, с тем чтобы тот бросил её в темницу. Бедная девушка оказалась в руках безжалостных палачей. Но не дрогнула перед ними Варвара, так как во всём уповала на помощь Божию. Ночью, когда она усердно молилась, ей явился Господь, утешивший её и вселивший надежду на скорое обретение Царства Небесного.

Мужество Варвары удвоилось. Глядя на неё, одна тайная христианка открыто заявила о своей вере во Христа и выразила желание пострадать вместе с ней. Приняв мученический венец, обе они были обезглавлены.

Почитание святой Варвары в России

Спустя триста лет мощи святой великомученицы были перенесены в Константинополь, а в XII веке они оказались в Киеве. Их привезла с собой дочь византийского императора, вступив в брак с русским князем Михаилом Изяславичем. Там они хранятся и поныне. Со дня Крещения Руси почитается у нас великомученица Варвара. Святая помогает всем, кто с верой обращается к ней. Особенную помощь оказывает она тем, кто просит избавить от внезапной смерти и боится уйти из земной жизни без покаяния. Кроме того, и в других случаях помогает Варвара: святая спасает от нечаянной беды. С древних времён замечено, что эпидемии чумы, которые нередко случались в России, всегда обходили стороной те храмы, в которых находились её мощи. Святая Варвара, икона которой находится почти в каждом православном храме, – одна из самых почитаемых и любимых святых в нашей стране. Очень многие, не зная историю её земной жизни, считают её русской. Кстати, и само это имя в прошлые годы было очень распространённым в России.

Много в христианском мире воздвигнуто в её честь храмов и монастырей. Есть церковь святой Варвары и в Москве. Она очень древняя. Её создание относят к XVI веку. Находится она не далеко от Кремля, на улице, которая так и называется – Варварка (от имени Варвара). Святая эта в давние времена считалась одной из покровительниц торговли. Поэтому место для её церкви выбрали именно там, где были многочисленные торговые ряды.

Житие святой великомученицы Варвары

Святая великомученица Варвара жила в III веке в городе Илиополе Финикийском. Ее отец Диоскор являлся представителем аристократии в Малой Азии при императоре Максимиане (ок. 250-310 гг.). Варвара была очень хороша собой, и отец запер ее в башне, чтобы скрыть девицу от посторонних глаз. Во время своего заточения Варвара, изучая окружающий мир, который был виден ей из окон, пришла к мысли о существовании единого Создателя всего живого. Желая выдать дочь замуж, Диоскор разрешил Варваре выходить из башни. Тогда она познакомилась с христианами Илиополя и крестилась.

Когда Диоскор узнал о христианском крещении дочери, он разгневался и отвел дочь к Максимиану. Уговорами Варвару пытались склонить к отречению от христианской веры. Но она была непреклонна. Тогда ее подвергли жестоким мучениям: бичевали воловьими жилами, раны растирали власяницей, опаляли огнем. Максимиан дал отцу право совершить суд над дочерью. Язычник Диоскор стал палачом своей дочери: он обезглавил святую Варвару. Позднее Диоскора и Максимиана постигло возмездие, оба они были сожжены молнией. Вместе со святой Варварой была казнена святая Иулиания, которая объявила себя христианкой во время пыток святой Варвары.

————————
Библиотека Русской веры
Житие святой великомученицы Варвары. Великие Минеи Четьи

Почитание святой великомученицы Варвары

Некий благочестивый муж Валентиниан взял останки Варвары и Иулиании и похоронил их в селении Геласии, находившемся в 12 милях от Евхаит в Пафлагонии. На этом месте был воздвигнут храм, а мощи святых исцеляли больных проказой. Монастырь, посвященный Варваре, находился в Едессе. В Константинополе, в квартале Василиска, Вириной, вдовой византийского императора Льва Великого (390–461 гг.), был построен в ее честь в храм. В VI веке мощи Варвары были перенесены в Константинополь и положены в этом храме. Здесь, согласно Синаксарю Константинопольской церкви, торжественно совершалось ежегодное празднование ее памяти. В Константинополе известны еще несколько храмов в честь великомученицы Варвары, один из них был расположен в южной части главной константинопольской улицы Меса, между форумами Тавра и Константина. Другой храм находился в Манганах, около ворот святой Варвары.

Из «Хроникона» Андреа Дандоло (1305–1354 гг.) известно, что большая часть мощей великомученицы Варвары была подарена венецианскому дожу по случаю бракосочетания его сына Джованни Орсеоло с Марией Аргиропулиной, родственницей византийского императора Василия II Болгаробойцы (958–1025 гг.) и сестрой императора Романа III Аргира (968–1034 гг.). В VI веке мощи святой великомученицы Варвары были перенесены в Константинополь. Согласно преданию, в 1108 году царевна Варвара Комнина, дочь византийского императора Алексея I Комнина (1056/1057 – 1118 гг.) и жена великого князя киевского Святополка II (Михаила) Изяславича (1050–1113 гг.), перед отъездом на Русь попросила в дар у своего отца мощи святой великомученицы Варвары. Великий князь Святополк Изяславич, выстроивший годом ранее в Киеве каменную церковь, с почестями положил там мощи великомученицы и основал Михайловский Златоверхий мужской монастырь. Во время нашествия Батыя мощи были сокрыты, а затем вновь возвращены на прежнее место.

В 1644 году при киевском митрополите Петре Могиле (1596/1597 – 1647 гг.) часть перста великомученицы была дана канцлеру Польского королевства Георгию Осолинскому. В тот же период левая рука, находившаяся долгое время в Греции, была перенесена в город Луцк, где положена в монастырской церкви в честь Воздвижения Креста Господня. В 1650 году великий гетман литовский Януш Радзивилл (1612–1655 гг.), взяв приступом Киев, получил две частицы мощей от перстов и от ребра. Часть от перстов досталась его жене, а затем киевскому митрополиту Иосифу Тукальскому (ум. 1675 г.), а после его смерти попала в город Батурин, в монастырь святителя Николы, где мощи почитались как источающие чудесные исцеления. В 1656 году киевский митрополит Сильвестр (Коссов; кон. XVI / нач. XVII века – 1657 гг.) передал часть мощей антиохийскому патриарху Макарию III (ум. 1675 г.). При разрушении Златоверхого Михайловского монастыря в 1930-х годах мощи святой великомученицы Варвары были изъяты и переданы в музей. В настоящее время они покоятся во Владимирском соборе в Киеве, который принадлежит Украинской православной церкви Киевского патриархата. Левая стопа святой великомученицы Варвары находится в Свято-Варваринском соборе г. Эдмонтон (Канада), поскольку она была вывезена из Киева в 1943 году епископом Пантелеимоном (Рудык; 1898 – 1968 гг.), который с 1952 года служил в Канаде.

Кондак и тропарь святой великомученице Варваре

Тропарь, глас 4

Агница всеблаженная, божественне озарившися светом Святыя Троицы. Трисолнечное утвердивши в купели, в побежение льсти отеческия. И веру исповедавши Христову. Тем ти честная Варваро, свыше благодать даровася, сцеляти болезни и недуги вся. Тоя молитвами Христе Боже, спаси душа наша.

Кондак, глас 4

Иже в Троице благочестно певаемому присно, последовавши Богу страстотерпице, еллинския оставила еси жертвы. Посреде же судища страждущи Варваро, мучителей не убояся прещения богомудрая. Велегласно поющи присно. Троицу чту едино Божество.

Святая великомученица Варвара. Иконы

Один из первых сохранившихся образов святой великомученицы Варвары представлен на фреске в Санта-Мария Антиква в Риме, 705-707 гг.: святая изображена в рост, с крестом в правой руке, голова покрыта мафорием, под которым виден плат.

В византийском искусстве иконография Варвары складывается к X веку. Традиционно святая изображается в богато украшенных одеяниях, соответствующих ее знатному происхождению, в белом плате и венце (или диадеме) на голове, с крестом в руке. Встречаются изображения без плата, только с диадемой или без венца и плата, с покрытой головой. В составе избранных святых, в памятниках прикладного искусства, в клеймах житийных икон Варвара может быть представлена, как и другие святые жены, в мафории, а иногда с непокрытой головой.

В древнерусском искусстве иконография следует сложившимся византийским образцам.

Храмы на Руси во имя святой великомученицы Варвары

Во имя святой великомученицы Варвары освящена церковь в Пскове. Храм был построен в 1618 году. Ныне это единственная в Пскове деревянная срубная клетская церковь трехсотлетнего возраста.

Во имя святой великомученицы Варвары освящен придел Кирилло-Белозерской церкви в Рощенье (середина XVII века). В советское время храм был закрыт. Сейчас в церкви Кирилла Белозерского находится Вологодская обойная фабрика. Колокольня и купол храма утрачены.

Во имя святой Варвары имеется придел в соборе Сошествия Святого Духа в Минске. Собор построен между 1633 и 1642 гг.

Старообрядческие храмы во имя святой великомученицы Варвары

Во имя святой великомученицы Варвары освящен храм РПсЦ в Новосибирске и часовня РДЦ в Улан-Удэ в Республики Бурятия.

Образ святой великомученицы Варвары в искусстве

В западно-христианском искусстве святая великомученица Варвара изображалась с длинными распущенными волосами, в короне или без нее. Основными атрибутами святой являются башня, факел, кубок, страусиное перо, книга, фигура Диоскора, иногда пушка. Были распространены сцены ее мучений. Многие мировые живописцы изображали великомученицу на своих полотнах, среди них Ян ван Эйк (ок. 1385/1390 – 1441 гг.), Джованни Антонио Больтраффио (1466/1467 – 1516 гг.), Джироламо Франческо Мария Маццола (1503–1540 гг.), Лукас Кранах Старший (1472–1553 гг.), М.В. Нестеров (1862–1942 гг.) и многие другие.

Народные традиции в день святой великомученицы Варвары

Близость к большому годовому празднику - Николе зимнему - предопределила отношение к Варвариному дню как началу праздничного периода, как времени гуляний и праздности. «Варвара мосты мостит (на юге) - домащивает (на севере)! ». «На Варвару зима дорогу доваривает! », «Все тепло да тепло, погоди - придет Варвара: заварварят и морозцы! », «Трещит Варюха - береги нос да ухо! » - можно услышать в народе в эту пору. Имя этой домащивающей, по народному представлению, зимние ледяные мосты святой также тесно связано с памятуемым в следующий день преподобным Саввою. По записанным В. И. Далем поговоркам, «Варвара мостит, Савва стелет, Никола гвоздит! », «Варвара заварит, Савва засалит, Никола закует! »

Перед Николиным днем, а чаще всего в день великомученицы Варвары, служили Никольщину: приносили в дома свои образа из церкви, служили молебны Пресвятой Богородице, Спасителю, св. Власию, св. Николе Чудотворцу, освящали воду и вместе с тем служили панихиды по умершим родственникам.

Восточные славяне в этот день молятся святой Варваре о защите от внезапной, скоропостижной смерти, чтобы не умереть без исповеди и причастия, за умерших без принятия причастия и исповеди, за детей и об исцелении от различных болезней, а также об умягчении родительского гнева и своеволия, об избавлении от уныния и печали.

Существовали запреты на некоторые виды деятельности, мотивированные требованием отмечать Варварин день как нерабочее время, что вытекало из осмысления святой Варвары как покровительницы женских ремёсел, строгой святой, наказывающей за непочтение к ней. В Сибири этот день почитался беременными женщинами, которые молились и давали обет Варваре при трудных родах.

Чтобы лучше плодился домашний скот, в одних местах пеклись пироги с маком, которые называли «варенье», в других уголках лепили из пшеничного теста головы, рога, ноги, копыта, уши и кормили печеньем скот. Здесь просматривается культ Варвары как покровительницы домашнего скота. Восточные славяне на Варварин, Савин и Николин дни варили кутью и компот. Чешские девушки в день Варвары ставили дома веточку вишни в воду, а словацкие ставили в землю и каждый день поливали изо рта, чтоб она к Рождеству распустилась. Существовало поверье, что если веточка ещё и зацветёт - в наступающем году быть свадьбе. В Словении срезали и ставили в воду вишнёвые веточки по числу членов семьи, и если какая-либо веточка к Рождеству не распускалась, это было дурной приметой для того, кому она предназначалась. В некоторых местах Хорватии в блюдце проращивают пшеницу, чтобы она зазеленела травкой к Рождеству.

У южных славян как православное, так и католическое население довольно широко отмечало этот день. В большинстве сербских и хорватских областей в этот день или накануне специально варили обрядовое блюдо, сходное с коливом сочельника, - из зерен пшеницы, ячменя, ржи, кукурузы, гороха, бобов, сушеных слив, яблок, орехов и т. д. - варица. Воду для приготовления варицы брали из разных источников; опускали туда различные сухие травы и цветы, а потом вынимали их и добавляли туда святую воду. В этот день за водой шли тщательно причесанными и чисто одетыми, здоровались с ней, как с одушевленным существом. Варицу ели холодной на второй или чаще третий день; бытовала даже особая поговорка: «Варварица варит, Савица студит, Николица ест» . Сваренную кашу оставляли в котле на ночь и по застывшей поверхности определяли, урожайным ли будет год.

Слагатели русских народных духовных стихов посвятили великомученице Варваре целый ряд своих песенных сказаний. В разных местах поются разные стихи: в одном именуется она «красной невестой небесна чертога », в другом - «красною девой », которую «кровь (пролитая за Христа) украшает »; третий заканчивается возгласом: «Царствуй, девице, со Христом вовеки, Варваро прекрасная! »; по словам четвертого, она - «закон благодати ». Большую ценность также имеет сочиненное народом повествовательное сказание, в котором пересказывается все житие великомученицы, приукрашенное цветами простонародной цветистой речи.

Скульптуры святой великомученицы Варвары

Скульптурные изображения святой великомученицы Варвары установлены в Челябинской области, Новокузнецке и Кемерове.