Вхожу я в темные храмы. Анализ стихотворения блока вхожу в темные храмы

Читать стих «Вхожу я в темные храмы» Блока Александра Александровича надо с полным пониманием того, что это глубоко личное произведение. Оно было написано в 1902 году, когда поэту исполнилось 22 года. Он был молод и влюблен, занимался поиском собственной духовной истины, активно писал. Текст стихотворения Блока «Вхожу я в темные храмы» – это своеобразный гимн любви, содержащий в себе то нежное чувство, которое поэт испытывал в то время к своей будущей жене Л. Д. Менделеевой. Это одиннадцатое по счету стихотворение, посвященное ей, самое красивое и загадочное. Оно вобрало в себя все лучшие мотивы цикла «Стихи о прекрасной даме». Учить его легко, оно льется, как песня.

На уроках литературы в 11 классе педагоги говорят о том, что в этот период поэт активно искал идеал Вечной Женственности, материальное, и в то же время божественное дитя свободы и света. Он стремился найти то, что возвышается над обыденным миром, а отыскав – сделать служение этому идеалу частью своей жизни, словом и делом воспевать неземную красоту и чистоту. Все стихотворение пронизано тоской и грустью от того, что поиски тщетны, что милый сердцу образ постоянно скрыт за тенями, что он далек и нереален, что мечта недостижима. Лирический герой старается, но не может отыскать ту единственную, свою вторую половинку, без которой он не может обрести цельность. Она постоянно ускользает от него, хотя он готов служить ей как Божеству, как Богородице, как Пречистой Деве, как «Вечно юной Владычице Вселенной». Даже от созерцания её герой испытывает чувство глубокого эстетического удовольствия, и ему плохо там, где не ощущается ее присутствие. Блок - символист, и поэтому образ храма здесь не случаен. Только здесь можно отыскать неземную красоту и совершенство.

Познакомиться с этим лирическим произведением, считающимся одним из самых красивых стихотворений о любви, в режиме онлайн или скачать его полностью можно на нашем сайте.

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.

О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая – Ты.

А.А. Блок написал знаменитое произведение "Вхожу я в тёмные храмы..." в 1902 году. Оно вошло в его первый том лирики. Эта книга была создана поэт после его ознакомления с идеями философии Владимира Соловьева. Блока увлекали мысли об идеале. Его интересовало учение, которое предполагало стремление к совершенству. Это идеализированное состояние нашло своё воплощение в образе женственности, наполненной спокойствием, гармонией и, конечно же, истинной красотой.

В своём цикле "Стихи о Прекрасной Даме" отразился романтизм и восхищение поэта образом женщины. "Вхожу я в тёмные храмы..." входит в ряд произведений, в которых поднимается тема любви и преклонения женскому полу.

Настоящие и сильные чувства поэт испытывал к своей жене - Любви Мендеелевой. Несмотря на то что супруги разошлись, он сохранил в своей душе все теплоту по отношению к ней. А свои глубокие чувства к бывшей супруге ему удалось пронести через всю жизнь.

Литературоведы и критики считают, что именно ее образ читатель может встретить в этом стихотворении. Образ любимой женщины сводил с ума поэта. В своих дневниках он признавался, что старался найти ее улыбку или взгляд в толпе. Поэтому ему хотелось запечатлеть фигуру возлюбленной в своей поэзии.

В Божьем доме лирический герой ищет свою Прекрасную даму. Ее черты он видит даже в лике Богоматери. Таким приемом он словно обожествляет свою возлюбленную, наделяет земную девушку небесными чертами, дарит ей одухотворенность и высшую сущность. Теперь его любимая не просто состоит из плоти и крови - она выше этого. Образ женщины стремится к идеалу, к совершенству и полной гармонии.

Однако встреча как таковая не состоялась. Герой лишь ждёт свою Даму. Мотив ожидания свойственен поэзии Блока. В его строчках читателя видит надежду на встречу с идеальной сущностью. Здесь как раз и возникает философские нотки. Ведь для Блока - Прекрасная Дама - это не только женщина, но и идеальное существо. Герой стремится к этому образу, чтобы слиться с ней, обрести абсолютную гармонию.

Таким образом, Александр Блок обожествляет женщину. Он ослеплён ее внутренней и внешней красотой. Поэт восхищается высшей сущностью Дамы. Он ищет ее черты везде, и ему удаётся отыскать их даже в "Величавой Вечной Жене". Блок готов отдать свою жизнь, воспевая Прекрасную Даму и дожидаясь ее. Ведь она является символом гармонии, которую старается достичь каждый человек.

Кратко по плану

Картинка к стихотворению Вхожу я в темные храмы

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Сурикова Детство 3 класс

    Автор стихотворения «Детство» Иван Захарович Суриков. Он родился 6 апреля 1941 года в деревушке Новоселово в семье крестьянина. Поэту как нельзя знакома простая жизнь, простые радости ребенка. Именно теме детства посвящено данное

  • Анализ стихотворения Есенина Вижу сон дорога черная

    В этом стихотворении, которое написано с элементами русского фольклора, поэт высказывает свою боль, радость, неудержанную прыть, любовь к женщине, которая его предала, но она его очаровала и заворожила.

  • Анализ стихотворения Полонского Зимний путь

    В произведении «Зимний путь» показана зима и главный герой в виде дороги. В первых строфах идет речь о герое, который находится в пути ночью. Полонский применяет касаемо ночи олицетворение. Ведь приход ночи означает нечто таинственное

  • Анализ стихотворения Баратынского Признание

    Сколь бы ни была сильна любовь, для неё нужно присутствие любимого человека рядом с тобой. Когда он или она рядом, чувство живёт. Ты видишь того, кто тебе неравнодушен, и тебе приятно на душе. Но длительная разлука может уничтожить чувство.

  • Анализ стихотворения Анненского Смычок и струны

    И.Ф. Анненский был ярким представителем символистов. Данное направление пользовалось популярностью на рубеже XIX и XX веков. Работы И.Ф. Анненского, черпавшего свое вдохновение в творчестве французских символистов,

Цикл стихотворений «О Прекрасной Даме», в который включено произведение «Вхожу я в темные храмы…», Блок начал 25 января 1901 года и окончил в октябре 1902 года. Обручение влюбленных Александра и Любови состоялось 25.05.1903 года, а 17 августа - венчание.

Краткая история любви

В детстве Люба и Саша, которые жили в имениях неподалеку друг от друга, виделись часто. Но на любительском спектакле, когда Александру было 16 лет, а Любе - 15, они встретились, играя роли Гамлета и Офелии, и Александр увидел в девушке неземное.

Любовь Менделеева не была красавицей. Полноватая фигура, «бегемотистая», по словам А. Ахматовой, круглое лицо со свисающими щеками, маленькие глазки-щелки, нос - уточкой.

Как говорит пословица, «не по хорошу мил, а по милу хорош», так и воспринял ее юный, изысканный, рафинированный Блок, поднял на пьедестал и через всю жизнь пронес глубокое чувство к Любови Дмитриевне.

Объяснение в любви состоялось очень странно. На бал в Дворянском собрании 07.11.1902 года поэт пришел с трагической запиской. Она объясняла причины его предполагаемой смерти. Все однако закончилось благополучно. Сборник о «Прекрасной Даме», в котором предпоследним было интересующее нас произведение, поэт уже написал. Сейчас будет проведен анализ «Вхожу я в темные храмы…». Блок, как рыцарь, везде видел только свою Прекрасную Даму.

Сон наяву

В лирическом сюжете крайне мало земного. Оно не касается героя. Перед ним стоит лишь образ таинственный и непостижимый Прекрасной Дамы. Каждое слово и каждый стих наполнены значительностью и медлительностью: герой ничего не слышит. Храмовый бедный обряд не привлекает его внимания, он свершает свой собственный. Его вера - это вера в Святую и Милую. Продолжим анализ «Вхожу я в темные храмы…». Блок закодировал и затемнил свои впечатления о встрече с возлюбленной в Исаакиевском соборе.

Сюжет и композиция элегии

В первом четверостишии лирический герой ожидает появления Прекрасной Дамы, высокая любовь к ней живет и не находит выхода, даже при совершении «бедного» обряда. По сравнению с возлюбленной все бесцветно и мелко.

Его нетерпеливое ожидание встречи так велико, что героя пробирает дрожь даже от скрипа дверей. Не образа храма он видит, а только ее озаренный образ.

Герой одел свою любовь в торжественные праздничные ризы величавой и вечной Жены. Он грезит: для него по карнизам, который расположены на большой высоте, пробегают улыбки и сказки.

Встреча с любовью не возвращает его в обыденный мир, а только еще выше поднимает над ним. Но на этом не окончен анализ «Вхожу я в темные храмы…». Блок ничего не видит, и самое главное - ничего не хочет видеть, кроме отрадных черт.

Изменчивость настроений

Вначале лирический герой спокойно ждет, затем начинает дрожать от нетерпеливых предчувствий встречи, затем успокаивается в мечтательных снах и, наконец, озаряется радостью свидания, ослепленный и оглушенный им.

Любовь - тема стихотворения

Переполненный любовью Блок («Вхожу я в темные храмы…») тематикой делает свои неземные, эфемерные чувства, не вдумываясь в то, что испытывает реальная, земная девушка.

Любимая поставлена на высочайший недостижимый постамент, у которого он слагает посвященные ей стихи и песни. Она свята для поэта, и этого ему достаточно. Это исключительно лирическое любовное стихотворение.

Образы вечной любви

Весь цикл проходит в уточнении образа, созданного воображением лирического героя. Начало стихотворения в полутьме и сиянии лампад и свечей не позволяет увидеть загадочное и неземное видение.

Она во всех стихотворениях принимает поклонение и безмолвствует. В небесной высоте, где она находится, по мнению лирического героя, ей слова не нужны. Пусть до нее долетают его стихи. Анализ «Вхожу я в темные храмы…» (Блок) показывает ее божественную для героя суть: «О, святая», - обращается он к своему идолу, которым она стала для него. У самого героя от пылкой и нежнейшей, но бесплотной любви, все перевернулось в голове.

В христианском храме свою возлюбленную он ставит в центр мироздания, творя кумира. Он, окутывая все полусумраком, заставляет читателя почувствовать аромат ладана, не говоря о нем ни слова. Колеблется и мерцает золотистый неверный свет свечей и красный жертвенный цвет крови лампад, когда, у высокой колонны, герой в ее тени ждет появления Прекрасной Дамы.

Поэтическая фонетика, лексика и синтаксис

В каждой строфе встречается аллитерация «с». Она создает атмосферу тайны и сокровенности. Также каждая строфа несет ассонанс «о», создающий в целом торжественный образ. Мы немного детальнее рассмотрим «Вхожу я в темные храмы…» (Блок), стих поэта. Кроме этого, в стихотворении дважды используются инверсии: «вхожу я, жду я». Глаголам, как сильному выразительному средству, уделена особая роль, которая подчеркивает нетерпение героя. Именно с инверсии начинается первый стих «Вхожу я в темные храмы…». Блок стих усиливает метафорой «темные». Поэт углубляет впечатление от таинственности его чувства.

Завершение

В заключение о поэтике следует сказать, что Блок («Вхожу я в темные храмы…») размер использует широко распространенный в начале XX века. Это трехсложный дольник.

Любовь - чувство экзистенциальное. Самое совершенное сочинение о нем не приблизит к пониманию человека, которого оно никогда не сжигало. Только личный опыт поможет войти в мир любящего и сгорающего от страсти.

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…». Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы…» было создано А.А. Блоком в 1902 году. Оно было написано под впечатлением встречи поэта с Любой Менделеевой в Исаакиевском соборе. Стихотворение вошло в «Цикл стихов о Прекрасной Даме». В юности поэт был увлечен философским учением В. Соловьева. Согласно этому учению, мир, погрязший в грехах, будет спасен и возрожден к жизни неким Божественным началом, воплотив­шим в себе Вечную Женственность. Блок наделял этот образ иде­альными чертами, давал ему различные имена: Прекрасная Дама, Величавая Вечная Жена, Купина. Себя же он представлял рыца­рем, давшим обет служения Прекрасной Даме. В рамках этих творческих поисков и было создано данное произведение.

Композиционно в стихотворении развивается одна и та же тема — чудесная мечта героя, описывается его свидание с Пре­красной Дамой. В начале стихотворения даны некоторые при­меты реальности: «темные храмы», «бедный обряд». Все эти об­разы предваряют свидание героя с Прекрасной Дамой. И неда­ром оно происходит в храме. Это мир, в котором всегда царят любовь и гармония, доброта, тепло и совершенство. Таким обра­зом, образ героини в сознании лирического героя приравнен к Божественному началу. И постепенно образ героя также прояс­няется для читателя. Своеобразной кульминацией темы свида­ния становится вторая строфа:

В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

Читатель здесь понимает, что Прекрасная Дама — это лишь мечта героя. Однако в душе его нет ни горечи, ни сожаления. Он полностью погружен в свою мечту, бесконечно предан ей. Реаль­ность не тяготит его, потому что ее словно бы не существует в его душе. Мир героя — это мир «улыбок, сказок и снов». Главное — это вера в мечту: «Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты».

Поэт использует здесь характерные образы и краски: мы ви­дим мерцанье «красных лампад», золотой блеск икон, матовость желтых свечей. Цветовая палитра здесь символична: красный цвет говорит о жертвенности, намекает на готовность лиричес­кого героя отдать жизнь ради Прекрасной Дамы (красный цвет ассоциируется с кровью). Желтый же и золотой, напротив, — краски, символизирующие жизнь, солнце, тепло. Очевидно, лирический герой настолько слился со своей мечтой, что она стала неизменной частью его жизни.

Стихотворение написано дольником. Поэт использует раз­личные средства художественной выразительности: эпитеты («темные храмы»), метафору («Высоко бегут по карнизам Улыб­ки, сказки и сны»), аллитерацию («дрожу от скрипа дверей»).

Таким образом, произведение является «программным» для ранней лирики Блока. Молодой поэт воплощал свой миф о Мировой Душе путем иносказаний, мистических предчувствий, таинственных намеков и знамений.

Стихотворение Александра Блока «Вхожу я в темные храмы» написано осенью 1902 года в период, когда поэт ищет свой идеал Женщины и, ему кажется, находит его в образе Менделеевой. Эту работу автора можно назвать стихотворением-ожиданием, в нём виден взгляд в будущее и томление от таинства сегодняшних отношений.

Что каждый из нас ждёт от Любви? Кто-то пытается найти в ней новый источник страсти, другой желает быть покорённым красотой своей избранницы, третий (не дай Бог) преследует чисто меркантильные цели. Блок желает понять сущность женщины и овладеть ей до последней капли. Поэта не интересует часть, он желает целого и томиться в ожидании того, сбудутся ли его надежды.

Дрожь ожидания в храме

Строки пишутся на фоне влюблённости и автор желает, чтобы любовь, именно эта любовь, сохранилась в его сердце навсегда. Вместе с тем он боится краха, он страшится, что удастся получить только часть, остальное останется неизведанным и отношения с Прекрасной Дамой будут неполными.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.

Кто и что войдёт, когда скрипнет дверь? Будет ли это полная взаимность или мечта так и останется сном? Велика ли граница между желанием и достижением?

Между образом и реальностью

Второй мотив для переживаний Александра – это совмещение образа и реальности. Поэт создал из Менделеевой образ, который может развеяться, когда откроются двери взаимности. Автор желает, чтобы реальность была по максимуму приближена к созданному образу и боится их несовпадения. Сложный вопрос – создав образ идеальной Дамы, Блок пытается перенести его в реальность без потерь. Только так, только целое, никаких торгов и уступок.


Только образ, лишь сон о Ней.

Темные храмы, в которые входит поэт в начале стихотворения – это знак таинства будущего, знак надежды. В темноте не всегда можно разглядеть глазами, тут важно видеть сердцем. Помните Маленького принца:

Глаза слепы. Искать надо сердцем.

Выбор сделан

Блок делает свой выбор в пользу женщины, которую любит, но не знает о границе взаимности и боится растворения образа в церковных сумерках реальности. Тёмный храм является лучшим местом для ожидания, так как тут рядом Бог и он наставит, он подскажет и поможет. Если не будет взаимности, то останутся «улыбки, сказки и сны» - с ними больно, но это лучше, чем полная пустота в сердце.

Сомнения и страхи ожидания видны во всём стихотворении, кроме его финала, где герой делает свой однозначный выбор:

Но я верю: Милая - Ты.

Даже если она сейчас далеко, даже если не думает о нём и редко вспоминает – это не может помешать выбору, так как образ всегда рядом с героем, и он делает выбор.

Художественная составляющая

Стихотворение «Вхожу я в темные храмы» наполнено флюидами раздумья, ожидания и решения. Элементы художественной выразительности, эпитеты и метафоры наполняют пространство между строками и делают из четырёх столбиков настоящий шедевр блоковской лирики. Стиль повествования размеренный, даже несколько монотонный, но он помогает передать торжественность момента выбора и муки героя перед порогом принятия решения.

В строках видно настоящее отношение Блока к любви, просматриваются духовные идеалы поэта, где на первом месте в тронном зале жизни находится Любовь. Именно через Любовь человек может прийти к Богу и обрести счастье на земле.

Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.