Жизнь тютчева кратко. Тютчев, Фёдор Иванович – краткая биография

Творчество Федора Ивановича Тютчева сильно своей философской составляющей. Оно благотворно повлияло на становление русской поэзии. Работы Тютчева принадлежат к лучшим созданиям русского духа. Всё написанное поэтом Тютчевым носит на себе печать истинного и прекрасного таланта, самобытного, грациозного, исполненного мысли и неподдельного чувства.

Начало поэтической деятельности
Сборник, состоящий из трёхсот стихотворений, треть из которых — переводные, ряд писем, да несколько статей – это творческий багаж Тютчева. Века проходят, а работы автора остаются востребованными и любимыми читателями.

Творческая судьба Ф.И.Тютчева была необычной. Довольно рано поэт начинает печатать свои стихотворения, но они долго остаются незамеченными. В девятнадцатом веке считалось, что его лирические монологи, внушённые картинами природы, были прекрасны. Но русская публика находила описания природы и в «Евгении Онегине», автор которого отзывался при этом на всё, что волновало современных читателей.

Так, бурный 1825 год вызвал у Тютчева два любопытных стихотворения. В одном, обращаясь к декабристам, он замечал:

«О жертвы мысли безрассудной,
Вы уповали, может быть,
Что станет вашей крови скудной,
Чтоб вечный полюс растопить.
Едва, дымясь, она сверкнула,
На вековой громаде льдов;
Зима железная дохнула —
И не осталось и следов».

В другом стихотворении он говорит о том, как «грустно идти навстречу солнцу и движенью за новым племенем плести», как для него «пронзительны и дики сей шум, движенье, говор, крики младого пламенного дня».

«Ночь, ночь, о, где твои покровы,
Твой тихий сумрак и роса?..»

Это писалось в то время, как Пушкин с ободряющим словом привета обращался «во глубину сибирских руд» и восклицал: «Да здравствует солнце, да скроется тьма».

Пройдут годы и только тогда современники разглядят несравненную словесную живопись Тютчева.

В 1836 году А.С.Пушкин основал новый журнал «Современник». С третьего тома в «Современнике» начали появляться стихотворения, в которых было столько оригинальности мысли и прелести изложения, что, казалось, только сам же издатель журнала мог быть их автором. Но под ними весьма чётко выставлены были буквы: «Ф.Т». Носили они одно общее название: «Стихотворения, присланные из Германии» (Тютчев тогда жил в Германии). Они и были из Германии, но не подлежало никакому сомнению, что автором их был русский: все они написаны были чистым и прекрасным языком и многие носили на себе живой отпечаток русского ума, русской души.

С 1841 года это имя уже не встречалось в «Современнике», в других журналах оно тоже не появлялось, и, можно сказать, с того времени оно вовсе исчезло из русской литературы. Между тем, стихотворения господина Ф.Т. принадлежали к немногим блестящим явлениям в области русской поэзии.

Лишь в 1850 году фортуна улыбнулась — в журнале «Современник» Н.А.Некрасов лестно отозвался о русском поэте Тютчеве, и о нём заговорили в полный голос.

Одухотворение природы в поэзии Тютчева
«Ночная душа» Тютчева ищет тишины. Когда ночь спускается на землю и всё принимает хаотически неясные формы, его музу в «пророческих тревожат боги снах». «Ночь» и «хаос» постоянно упоминаются в стихотворениях Тютчева 20-30-х годов девятнадцатого века. Его «душа хотела б быть звездой», но только невидимой для «сонного земного мира» и горела бы она «в эфире чистом и незримом». В стихотворении «Лебедь» поэт говорит, что его не прельщает гордый полёт орла навстречу солнцу.

«Но нет завиднее удела,
О лебедь чистый, твоего!
И чистой, как ты сам, одело
Тебя стихией божество.
Она, между двойною бездной,
Лелеет твой всезрящий сон,
И полной славой тверди звездной
Ты отовсюду окружен».
.
И здесь та же картина ночной красоты. Война 1829 года, взятие Варшавы нашли негромкий отклик в душе Тютчева.

«Душа моя, Элизиум теней,
Что общего меж жизнью и тобою?»,

Так спрашивает себя поэт. В мраморно-холодном и прекрасном стихотворении «Silentium» (в переводе с латинского «Молчание») Тютчев повторяет слово «молчи».

«Молчи, скрывайся и таи
И чувства и мечты свои!
Пускай в душевной глубине
И всходят и зайдут оне
Как звезды ясные в ночи:
Любуйся ими - и молчи».

У многих поэтов мы находим указания на эти муки слова, бессильного полно и правдиво выразить мысль, так чтобы «мысль изреченная» не была ложью и не «возмущала ключей» нравственного чувства. Молчание не могло быть спасением от этого состояния. Тютчев молчал только о тех мыслях, которые навевались «буйной годиной» современности, но с тем большим «пристрастьем» отдавался он впечатлением ночной и правдивой природы. Созерцая южное небо, вспоминая о родном севере, он вырывается из-под власти окружающих его красот природы, доходит до любви ко всей Вселенной. При взгляде на коршуна, высоко взвивавшегося к небу, поэту становится обидно, что человек, «царь земли, прирос к земле».

Нужно понять, полюбить всю природу, найти в ней смысл, обожествить её.

«Не то, что мните вы, природа —
Не слепок, не бездушный лик:
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык».

Даже губительные силы природы не отталкивают поэта. Своё стихотворение « Mal’aria» он начинает строками:

«Люблю сей божий гнев, люблю сие, незримо
Во всем разлитое, таинственное зло…»

Стихотворение «Сумерки» выражает сознание близости поэта к замирающей природе:

«Час тоски невыразимой!
Все во мне – и я во всем…»

Поэт обращается к «тихому, сонному» сумраку, зовёт его «вглубь своей души»:

«Дай вкусить уничтоженья,
С миром дремлющим смешай».

Поэт всюду говорит о природе, как о чём-то живом. У него «зима на весну ворчит», а «та ей в глаза хохочет»; весенние воды «бегут и будят сонный берег», природа сквозь сон улыбается весне; весенний гром «резвится и играет»; гроза «опрометчиво-безумно вдруг на дубраву набежит»; «ночь хмурая, как зверь стоокий, глядит из каждого куста» и т.п. («Весна», «Весенние воды», «Ещё земли печален вид», «Весенняя гроза», «Как весел грохот летних бурь», «Песок сыпучий по колени»).

Высшие проявления человеческого духа поэт не выделяет из всех других явлений природы.

«Дума за думой, волна за волной –
Два проявленья стихии одной».

Развитие той же мысли мы находим в замечательном стихотворении «Колумб»:

«Так связан, соединён от века
Союзом кровного родства
Разумный гений человека
С творящей силой естества.
Скажи заветное он слово -
И миром новым естество
Всегда откликнуться готово
На голос родственный его».

В этом пункте мировоззрение Тютчева соприкасалось с мировоззрением Гёте, и недаром так близки были отношения обоих поэтов, познакомившихся во время заграничной жизни Тютчева.

Пейзажная лирика Тютчева родом из тех четырёх времен года, что дарит нам природа. В поэзии Федора Ивановича нет разделяющей грани между человеком и природой, они – одной стихии.

Любовная лирика Тютчева не замыкается сама на себя, хотя во многом автобиографична. Она гораздо шире, общечеловечнее. Любовная лирика Тютчева – образец нежности и проникновенности.

«Еще стремлюсь к тебе душой -
И в сумраке воспоминаний
Еще ловлю я образ твой…
Твой милый образ, незабвенный,
Он предо мной везде, всегда,
Недостижимый, неизменный,
Как ночью на небе звезда…»

Творчество Тютчева преисполнено глубокого философского смысла. Его лирические размышления, как правило, не отвлечённые, они тесно связаны с реалиями жизни.

Приоткрыть занавес перед секретами мироздания, по мнению лирика, невозможно, но это может произойти для человека, находящегося на грани дня и ночи:

«Счастлив, кто посетил сей мир
В его минуты роковые!
Его призвали всеблагие,
Как собеседника на пир…»
«Цицерон»

Большое ли творческое наследие надо оставить после себя, что стать великим? На примере судьбы Ф.И.Тютчева, можно сказать: «Нет». Достаточно написать несколько гениальных творений – и потомки не забудут о вас.

Адаптация текста: Ирис Ревю

Внешность Федора Тютчева была неброской: мужчина астенического телосложения и невысокого роста, чисто выбритый со всклокоченными волосами. Он одевался довольно небрежно, бывал рассеянным. Однако дипломат разительно преображался во время салонного общения.

Когда говорил Тютчев, окружающие замолкали, настолько разумными, образными и оригинальными были слова поэта. Впечатление на окружающих производило его одухотворенное высокое чело, карие глаза, тонкие губы, складывающиеся в насмешливую улыбку.

Некрасов, Фет и Достоевский, не сговариваясь, писали: творчество Тютчева сродни пушкинскому и лермонтовскому. А Лев Николаевич Толстой однажды поведал о своем отношении к его стихам: «Без Тютчева нельзя жить».

Впрочем, Федору Тютчеву помимо великих достоинств был свойственен нарциссизм, самолюбование, супружеская неверность.

Личность Тютчева

Этот поэт словно жил в двух параллельных и разных мирах. Первый - успешная и блистательная сфера дипломатической карьеры, авторитета в высшем свете. Второй - драматическая история личных отношений Федора Ивановича, ведь он потерял двух любимых женщин, не раз хоронил детей. Похоже, что поэт-классик своим талантом противостоял темной судьбе. Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева иллюстрируют эту мысль. Так он писал о самом себе:

Не правда ли, весьма откровенные строки?

Противоречивая натура поэта

Федор Иванович относился к тем людям, которые, не преступая закон, принесли много страданий окружающим. Дипломата однажды даже перевели на другое место службы, чтоб избежать скандала.

Среди замеченных современниками психических особенностей Федора Ивановича - заторможенность и безразличное отношение к своей внешности, поведение с противоположным полом, приносящее хаос в семью. Он делал все от него зависящее, чтобы очаровывать, манипулировать женщинами и разбивать их сердца. Свою энергию Тютчев не берег, растрачивая ее в погоне за великосветскими удовольствиями и ощущениями.

Эзотерики бы в данном случае, пожалуй, вспомнили бы о родовой карме. Его дед Николай Андреевич Тютчев, мелкий дворянин, шел к богатству скользкими тропами и изрядно нагрешил по жизни. Сей предок был любовником известной зверствами помещицы Салтычихи. В народе ходили рассказы о его неистовстве. В Орловской губернии люди говаривали, что занимался он разбоем, обирая купцов на дорогах. Николай Андреевич был одержим богатством: став предводителем дворянства, аморально разорял соседей и скупал земли, увеличив за четверть века свое состояние в 20 раз.

По мнению биографов, внук орловского нувориша Федор Тютчев сумел направить родовое неистовство в русло державной службы и творчества. Однако жилось потомку непросто, главным образом из-за патологической и эгоистичной любви к женщинам.

Нелегко жилось его избранницам.

Детство, юношество

Воспитанием Федора в большей степени занималась его мама, в девичестве Толстая Екатерина Львовна, представительница рода, позже породившего Льва и Алексея Толстых.

Жизнь и творчество Тютчева, рожденного в 1803 году, определилась привитым ему с детства трепетным отношением к родной речи. В этом - заслуга педагога и поэта Семена Егоровича Раича, знатока латыни и классических языков. Впоследствии этот же человек обучал и Михаила Лермонтова.

В 1821 году Федор Тютчев получает диплом Московском университета и звание кандидата словесных наук. Он почерпнул славянофильские идеи Кошелева, Одоевского, порожденные трепетным отношением к старине и воодушевлением от победы в наполеоновских войнах.

Также юноша разделял взгляды зарождающегося движения декабристов. Дворяне-родители нашли ключ к перевоспитанию сына-бунтаря, который в 14 лет начал писать крамольные стихи, являющиеся по своей форме подражаниями.

Благодаря родственным связям с генералом Остерманом-Толстым его определяют на дипломатическую службу (подальше от вольнодумства) - в Мюнхен внештатным атташе дипломатической миссии.

Кстати, был еще один момент, почему мать поспешила изменить судьбу сына: его увлечение дворовой девушкой Катюшей.

Дипломатическая стезя надолго увлекла молодого Тютчева: однажды приехав в Мюнхен, он пробыл в Германии 22 года. В этот период очерчиваются основные темы творчества Тютчева: философская поэзия, природа, любовная лирика.

Первое впечатление - самое сильное

Дядюшка Остерман-Толстой познакомил юношу, попавшего в иную страну, с семьей Лерхенфельд. Их дочь Амалия фактически была внебрачным ребенком прусского монарха. Красавица и умница, она на пару недель стала гидом для русского парня, знакомящегося с иным укладом жизни. Молодые люди (наивность молодости) обменялись цепочками для часов - в знак вечной любви.

Однако прелестница по воле родителей вышла замуж за сослуживца поэта. Меркантилизм взял верх: подумаешь, непонятный какой-то дворянишка против барона! История имела продолжение почти через полвека. Они встретились во второй раз в жизни, приехав в Карлсбад. Старые знакомые провели много времени, бродя по улицам и делясь воспоминаниями, с удивлением осознали, что спустя столько лет их чувства не остыли. Федор Иванович к тому времени уже был болен (ему оставалось жить три года).

Тютчева проняло ощущение чего-то безвозвратно потерянного, и он создал пронзительные поэтические строки, уровня пушкинского «чудного мгновенья»:

Удивительно яркими были чувства этого человека, они не теряли своих красок даже в старости.

Первый любовный треугольник

Четыре года спустя после своего прибытия он женился на вдовствующей графине Эмилии Элеоноре Петерсон, к тому времени у его пассии уже было четверо сыновей. Он был влюблен в эту женщину, у них родилось еще трое дочерей. Однако жизнь и творчество Тютчева уже в первом браке были драматическими.

С будущей второй своей женой, Эрнестиной Пфеффель, графиней Дернберг, дипломат познакомился на балу. Она была одной из ярких красавиц Мюнхена. Тютчев был дружен с ее мужем, который, умирая, поручил супругу его попечению. Между ними возникла связь.

Русский дипломат в Германии

Представим себе, в какую среду попал Федор Тютчев в Германии. Там уже перестали творить Гегель, Моцарт, Кант, Шиллер, а Бетховен и Гете находились в зените креативности. Поэта, для которого «жить - означало мыслить», увлекла немецкая поэзия, органично переплетающаяся с философией. Он близко познакомился с Генрихом Гейне и Фридрихом Шеллингом. Он восторгался стихами первого и с удовольствием переводил на русский язык его стихи. Со вторым же Федор Иванович любил разговаривать, порой не соглашаясь и отчаянно дискутируя.

Тютчев осознал трансцендентную диалектику немецкой поэзии, где гений творца выступает чутким инструментом искусства. Его строки приобрели пронзительность и глубину:

Эти строки стали любимыми для многих людей, включая Льва Николаевича Толстого.

Переосмысление западной философии

Федор Иванович, переняв традицию немецкой интеллектуальной поэзии, при этом отрицал германскую идеализацию особы поэта, пророка, стоящего над обществом. Он не отождествляет себя с прозападным эгоцентризмом поэта, «орла гордого», предпочитая ему образ поэта-гражданина, «лебедя белого». По мнению Тютчева, тот не должен позиционировать себя как пророка, поскольку:

Мысль изречённая есть ложь;
счастлив, кто посетил сей мир в его минуты роковые...

Федор Тютчев считается родоначальником русской философской поэзии. Ему удалось соединить в своих рифмах восточную и западную поэтические традиции.

Поэт видел, как его любимая Родина насилуется политическим режимом «кнута и чина», «канцелярии и казармы». Широко известна его шутка: «Русская история до Петра Великого сплошная панихида, а после Петра Великого - одно уголовное дело». Даже школьники, изучающие творчество Тютчева (10 класс), могут заметить: лишь в будущем времени он говорит о величии России.

Как много сказано в этих четырех строках. Такое можно не выразить даже в томах!

Второй брак

Его жена, Эмилия Петерсон, узнав о связи мужа, попыталась зарезаться саблей, но ее спасли. Чтобы спасти карьеру дипломата, того переводят в Турин. Когда семья плыла к новому месту его службы, корабль, на котором они плыли, затонул. Любопытно, что тогда графиню спас пребывающий на борту Иван Тургенев. Однако, не справившись с этим нервным потрясением, первая супруга Тютчева скоро умерла. Дипломат, узнав об этом, поседел в одну ночь.

Спустя год после смерти первой жены Тютчев женился на Эрнестине.

Любовь в поэзии, любовь в жизни

Поэт красноречиво отобразил свое разумение феномена любви в своей поэзии. Для Тютчева это чувство является альфой и омегой всего сущего. Он воспевает любовь, заставляющую трепетать сердца влюбленных, наполняющую смыслом их жизнь.

Любовь, любовь — гласит преданье —
Союз души с душой родной —

Их съединенье, сочетанье,
И… поединок роковой…

В понимании поэта, начинаясь как тихое светлое чувство, любовь затем перерастает в угар страстей, чувство пленяющее, закабаляющее. Тютчев окунает читателей в глубины любви роковой, страстной. Федору Ивановичу, человеку, всю жизнь снедаемому страстями, эта тема была знакома не эмпирически, многое в ней он пережил лично.

Стихи о природе

Украшением русской литературы второй половины XIX века стало творчество Тютчева и Фета. Эти поэты, представители течения «чистого искусства», сумели выразить трогательное романтическое отношение к природе. Она в их понимании как бы многомерна, т. е. описывается как пейзажно, так и психологически. Через картины природы эти авторы передают состояния человеческой души. В частности, природа в творчестве Тютчева многолика, как «хаос» и «бездна».

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Но если лирический герой Фета чувствует себя органичной частью природы, то отделенный персонаж Тютчева пытается постичь ее, пребывая в статусе эмпирического наблюдателя. Он наблюдает, как первый гром «резвится и играет», зима «злится», весна «блаженно-равнодушна».

Светский лев

В 1844 году Федор Иванович со второй женой и двумя их общими детьми прибыл в Россию. Статский советник (по табели о рангах - чин, равный бригадному генералу либо вице-губернатору) стал популярным в самых модных великосветских салонах. Федор Тютчев обладал иноземным лоском интеллекта, разумения государственных акцентов. Это был человек энциклопедической грамотности в вопросах дипломатии, владевший базовыми европейскими языками.

Его остроты даже сейчас похожи на крамолу, но в первой половине XIX века пользовались успехом и превращались в великосветские анекдоты:

  • О княгине Т, сплетничающей на французском языке: «Абсолютное злоупотребление языком иностранным. Она бы просто не смогла произнести столько глупостей на русском».
  • О канцлере князе Г, пожаловавшем звание камер-юнкера мужу своей любовницы: «Князь Г. подобен древним жрецам, золотящим своим жертвам рога».
  • О приезде в Россию: «Не без сожаления распрощался с этим гниющим Западом, наполненным удобствами и чистотой, дабы возвратиться в многообещающую родную грязь».
  • О некоей госпоже А: «Неутомимая, однако весьма утомительная».
  • О Московской городской думе: «Любые попытки к выступлениям политическим в России подобны потугам высечь огонь из куска мыла».

Кроме службы, него была бурная личная жизнь, и только на досуге его занимало творчество.

Тютчева кратко характеризовали также как персону, склонную к романтическим приключениям.

Второй любовный треугольник

Дипломат устроил двух дочерей от брака с покойной Эмилией учиться в Смольный институт. С ними училась Елена Денисьева, ставшая любовницей дипломата, старшего ее на 23 года. Петербург отторгнул Елену, от нее отрекся даже собственный отец, но она «любила и ценила» Тютчева, как никто другой в мире.

В это время законная супруга дипломата предпочла удалиться в родовое имение Федора Ивановича в Овстуге и заниматься воспитанием детей.

Светский круг недоумевал: поэт, дипломат и светский лев Тютчев и какая-то институтка. И это - при живой жене. Тютчев же жил с Денисьевой в Москве, у них родилось трое детей, он называл молодую женщину своей последней любовью, посвятив ей два десятка своих стихов, названных Денисьевским циклом. Они путешествовали по Европе, упиваясь своей любовью, однако Елена, заболев чахоткой, умерла. Также от туберкулеза умерли еще двое детей Денисьевой. Третьего взяла на воспитание Эрнестина. Федор Иванович был потрясен крушением этого гражданского брака.

Последний любовный треугольник

Трудно назвать Федора Ивановича примерным семьянином. В последние годы у Тютчева были еще две связи: с Еленой Богдановой, подругой Денисьевой и своей второй гражданской женой Гортензией Лапп.

Последней из них и двум их общим сыновьям Федор Иванович завещал свою генеральскую пенсию, которая по праву принадлежала Эрнестине Пфеффель и ее детям. Умер Федор Иванович после инсульта и паралича 15.07.1873 года в Царском Селе.

Вместо заключения

Творчество Тютчева вполне могло бы остаться для нас тайной, не опубликуй о нем Николай Алексеевич Некрасов в журнале «Современник» статью «Русские второстепенные поэты», содержащую 24 стихотворения. А в это время его автору уже исполнилось 60 лет! Не так много существует дотоле безызвестных мастеров пера, прославившихся в столь почтенном возрасте. Пожалуй, на ум приходит лишь один - прозаик Павел Петрович Бажов.

Тютчев, русский поэт-классик, за полвека написал всего-то около 300 стихотворений. Они все могут быть помещены лишь в одном сборнике. Так пишут не на продажу, а для души. В них ощутимо то начало, которое Пушкин назвал «русским духом». Не зря человек, знающий толк в поэзии, Афанасий Афанасьевич Фет, сказал, что столь компактно публикуемое творчество Тютчева стоит многих томов.

Тютчев воспринимал свой поэтический дар как что-то второстепенное. Он мог рассеянно набросать стихи на салфетке и забыть ее. Его коллега по цензорскому совету П. И. Капнист вспоминал, как однажды тот, пребывая в задумчивости на заседании, что-то набросал на листе бумаги и ушел, оставив его. Не подбери его Петр Иванович, так бы потомки и не узнали произведения «Как ни тяжел последний час...».

Федор Тютчев - один из видных российских публицистов и поэтов девятнадцатого столетия. В плеяде литераторов Серебряного века он занимает довольно скромное место - хотя его творчество обладает уникальными особенностями. Почему Тютчев не так известен, как другие поэты, и чем ценно его творчество?

Дипломат на службе Российской империи

Причина скромной известности Тютчева - в его биографии. Федор Иванович родился в 1803 году в дворянской семье - и во многом это предопределило его судьбу. Получив начальное образование у домашних учителей и закончив факультет словесности в Московском университете, свою жизнь он тем не менее посвятил дипломатии.

На протяжении двадцати лет, с 1821 до 1844 года, он представлял Россию в зарубежных странах. И хотя литературой Тютчев начал заниматься еще в юношеские годы, в основном это была гражданская публицистика, освещавшая социальные и политические вопросы. Публиковался он не только в родной стране, но и на Западе, где с одобрения императора Николая I поднимал престиж Российской империи, как государства.

Большую часть жизни прожил за границей, но в 1844 году вернулся в Россию и посвятил себя дипломатическим обязанностям уже внутри страны. В частности, он занимался вопросами цензуры. Стихи этого периода также посвящены в основном гражданским вопросам - Тютчев много рассуждает о судьбе и предназначении России, спорит с отечественными и зарубежными оппонентами. В 1865 году после долгих лет службы он получает высокий чин тайного советника - одно из самых престижных чиновничьих званий в России девятнадцатого века.

Скончался в 1873 году, причиной стал апоплексический удар.

Лирика Тютчева

Хотя в основном Федор Иванович известен именно в качестве талантливого дипломата, в ряд выдающихся писателей России он попал и благодаря своей лирике. Немногословные, сдержанные, но вместе с тем полные невероятной внутренней силы стихи о любви прекрасно запоминаются, хорошо ложатся на музыку, рождают красочные образы. Некоторые критики считали, что Тютчев работал в собственном уникальном жанре, умещая в совсем небольших стихотворениях идеи и образность длинных и помпезных од.

Еще одна особенность стихотворений поэта - определенная эмоциональная отстраненность, отсутствие традиционного пафоса и накала. Объясняется это именно тем, что Федор Иванович не считал себя профессиональным поэтом - он просто использовал стихотворную форму для выражения волновавших его идей.

На нашем сайте Вы можете скачать сообщение о Федоре Ивановиче Тютчеве или прочитать его краткое содержание.

Скачать полный вариант сообщения о Ф.И. Тютчеве

Краткое содержание сообщения о Федоре Ивановиче Тютчеве

Биография

Федор Иванович Тютчев (5.12.1803 – 15.07.1873) родился в дворянской семье, в имении Овстуг (Брянский уезд, Орловская губерния). Детские годы Тютчева прошли в Москве. Домашние учителя во главе с поэтом-переводчиком Семеном Раичем обучали его латыни и античной лирике. О способностях будущего дипломата и поэта говорит то, что он в 14 лет уже был вольнослушателем словесного отделения Московского университета.

После окончания университета Тютчев начинает дипломатическую карьеру (20 лет работает в Мюнхене и 2 года в Турине). В 1839 году он выходит в отставку, вызванную его самовольной поездкой в Швейцарию для бракосочетания с Эрнестиной Дернберг . Первая жена Тютчева, Элеонора Петерсен , скончалась 1838 году. На государственную службу Тютчев возвращается в 1845 году и становится старшим цензором министерства иностранных дел. В 1850 году Ф.И.Тютчев познакомился Елене Александровне Денисьевой , которая стала его последней любовью, осужденной высшим светом за разницу в положении и возрасте.

В 1858 году Федор Иванович становится Председателем комитета иностранной цензуры и занимает этот пост 15 лет. За заслуги Тютчев получает в 1865 году высокий чин тайного советника. Интересуется европейской политикой, пишет политические статьи, несмотря на слабеющее здоровье. Сильные головные боли и утрата свободы движения левой рукой в конце 1872 года были симптомом надвигающего инсульта, от которого поэт скончался через 8 месяцев в Царском селе.

Основные периоды творчества Ф.И. Тютчева

Собственные стихи Тютчев начал писать рано: первые из них («Любезному папеньке!», «Всесилен я и вместе слаб…» ) датируются 1813-1816 годами. Первые публикации известны только узкому кругу близких людей, потому что поэт печатался очень мало. Перу Тютчева принадлежит около 400 стихотворений (считая варианты и незавершенные черновики), а его творческий и жизненный путь можно разделить на три периода:

  1. Детское и юношеское творчество в духе поэзии 18 века (1810 – 1820).
  2. Оригинальное творчество – синтез русской одической поэзии 18 века и традиций европейского романтизма (середина 1820-х –1840-е годы). В 1836 году в «Современнике» А.С. Пушкина публикуется 16 и потом еще 8 стихотворений Ф.И. Тютчева под заголовком «Стихотворения, присланные из Германии» .
  3. После 10-летнего периода, когда стихи Тютчевым почти не писались, с 1850-х по 1870-е годы он создает много политических стихотворений и стихов «на случай». В 1854 году состоялась публикация его первой книги, в которой были старые и новые стихи, составившие знаменитый «денисьевский цикл» , посвященный Елене Денисьевой («Я очи знал, о, эти очи!..», «Последняя любовь», «Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло…» и др.).

Первое знакомство с Ф.И. Тютчевым в школе

С изучения в 6-м классе краткой биографии и нескольких стихотворений поэта (в основном пейзажных) начинается постижение лирики и личности Ф.И. Тютчева. Стихотворения «Листья», «Неохотно и несмело...» позволяют почувствовать сложные, переходные состояния природы, воплощают смятение чувств в душе поэта. В стихотворении «С поляны коршун поднялся...» противопоставлены два образа: свобода полета вольной птицы и земная – «в поте и пыли» – ипостась человека. В список дополнительной литературы для самостоятельного чтения в 6 классе включено еще 3 стихотворения: «Сон на море», «Весна», «Как весел грохот летних бурь...» .

Русский поэт, мастер пейзажной, психологической, философской и патриотической лирики, Федор Иванович Тютчев происходит из древней дворянской семьи. Будущий поэт родился в Орловской губернии, в родовом поместье Овстуг (сегодня это территория Брянской области), 23 ноября 1803 года. По эпохе Тютчев - практически современник Пушкина, и, как утверждают биографы, именно Пушкину обязан своей нечаянной славой поэта, так как по роду основной деятельности не был тесно связан с миром искусства.

Жизнь и служба

Большую часть детства провел в Москве, куда семья переехала, когда Федору было 7 лет. Мальчик учился дома, под руководством домашнего педагога, известного поэта и переводчика, Семена Раича. Учитель привил подопечному любовь к словесности, отмечал у него дар к поэтическому творчеству, однако родители прочили сыну более серьезное занятие. Так как у Федора был дар к языкам (с 12 лет он знает латынь и переводит древнеримские стихи), в 14-летнем возрасте он начинает посещать лекции студентов-словесников в Московском университете. В 15 лет зачислен на курс Словесного отделения, вступил в Общество любителей российской словесности. Лингвистическое образование и степень кандидата словесных наук позволяют Тютчеву двигаться в карьере по дипломатической линии - в начале 1822 года Тютчев поступает в Государственную коллегию иностранных дел и практически навечно становится чиновником-дипломатом.

Следующие 23 года своей жизни Тютчев проводит на службе в составе Русской дипломатической миссии в Германии. Стихи пишет и переводит немецких авторов исключительно «для души», с литературной карьерой почти никак не связан. Семён Раич продолжает поддерживать связь с бывшим учеником, он печатает в своем журнале несколько стихотворений Тютчева, но они не находят у читающей публики восторженного отклика. Современники считали лирику Тютчева несколько старомодной, так как в ней чувствовалось сентиментальное влияние поэтов конца 18 века. Между тем, сегодня эти первые стихи - «Летний вечер», «Бессонница», «Видение» - считаются одними из самых удавшихся в лирике Тютчева, они свидетельствуют о уже состоявшемся поэтическом таланте.

Поэтическое творчество

Первую известность Тютчеву принес Александр Пушкин, в 1836 году. Он отобрал для печати в своем сборнике 16 стихотворений никому не известного автора. Есть свидетельства, что Пушкин подразумевал в авторе молодого начинающего поэта и предрекал ему будущее в поэзии, не подозревая, что тот имеет солидный стаж.

Поэтическим источником гражданской лирики Тютчева становится его работа - дипломат слишком хорошо осознает цену мирных отношений между странами, так как становится свидетелем выстраивания этих отношений. В 1848-49 годах поэт, остро прочувствовав события политической жизни, создает стихотворения «Русской женщине», «Неохотно и несмело...» и другие.

Поэтический источник любовной лирики - во многом трагическая личная жизнь. Впервые Тютчев женится в 23 года, в 1826 году на графине Элеоноре Петерсон. Тютчев не любил, но уважал жену, а она боготворила его так, как никто и никого. В браке, продлившемся 12 лет, родилось три дочери. Однажды в поездке семья попала в катастрофу на море - супругов спасли из ледяной воды, и Элеонора сильно простудилась. Проболев год, жена умерла.

Тютчев вновь женился через год на Эрнестине Дёрнберг, в 1844 году семья вернулась в Россию, где Тютчев вновь начал восхождение по карьерной лестнице - министерство иностранных дел, должность тайного советника. Но настоящие жемчужины своего творчества посвящал не супруге, а девушке, ровеснице его первой дочери, которую с 50-летним мужчиной свела роковая страсть. Стихи «О, как убийственно мы любим…», «Весь день она лежала в забытьи...» посвящены Елене Денисьевой и сложены в так называемый «денисьевский цикл». Девушка, уличенная в связи с женатым стариком, была отринута и обществом, и собственной семьей, она родила Тютчеву троих детей. К сожалению, и Денисьева, и двое из их детей умерли от чахотки в один год.

В 1854 году Тютчев впервые издается отдельным сборником, в приложении к номеру «Современника». Его творчество начинают комментировать Тургенев, Фет, Некрасов.

62-летний Тютчев вышел в отставку. Он много думает, гуляет в окрестностях поместья, много пишет пейзажной и философской лирики, издается Некрасовым в сборнике «Русские второстепенные поэты», обретает известность и подлинное признание.

Однако поэт раздавлен потерями - в 1860-е умерли его мать, брат, старший сын, старшая дочь, дети от Денисьевой и она сама. В конце жизни поэт много философствует, пишет о роли Российской империи в мире, о возможности выстраивания международных отношений на взаимном уважении, соблюдении религиозных законов.

Поэт скончался после серьезного инсульта, поразившего правую половину тела, 15 июля 1873 года. Он умер в Царском Селе, перед смертью успев случайно увидеться со своей первой любовью - Амалией Лерхенфельд и посвятив ей одно из самых своих известных стихотворений «Я встретил вас».

Поэтическое наследие Тютчева принято делить на этапы:

1810-20 годы - начало творческого пути. В лирике очевидно влияние сентименталистов, классической поэзии.

1820-30 годы - становление почерка, отмечается влияние романтизма.

1850-73 годы - блистательные, отточенные политические стихотворения, глубокая философская лирика, «Денисьевский цикл» - образец любовной и интимной лирики.