Читательские предпочтения подростков. Читательские предпочтения студентов

АНКЕТА «ЧИТАЮЩАЯ МОЛОДЕЖЬ»

Уважаемый читатель!

Просим Вас принять участие в исследовании «Читающая молодежь», результаты которого будут использованы для исследования читательских предпочтений молодого поколения.

Некоторые из предлагаемых вопросов содержат варианты ответов. Запишите те из них, которые соответствуют Вашему мнению. Если ни один из них Вас не устраивает, напишите, пожалуйста, собственный вариант ответа.

1. Читаете ли Вы книги (любые, хотя бы иногда)?

а) да

б) нет

2. Если Вы не читаете книги, то почему?

а) это скучно

б) нет времени, потому что есть более интересные занятия

в) нет времени, т.к. учусь / работаю

3. Если Вы читаете, то почему?

а) потому что нравится

б) потому что надо по учебной программе

в) потому что хочу казаться умным

г) потому что родители заставляют

4. Книги каких жанров Вы читаете чаще всего?

Научные книги

Научно популярные

Фантастика

Мистика

Учебная литература

Приключения

Классика

Женские романы

Исторические книги

Детективы

Свой вариант

5. Как часто Вы читаете книги?

а) 1 раз в неделю

б) 1 раз в месяц

в) 1 раз в полугодие

г) 1 раз в год

д) свой вариант

6. В каком возрасте Вы больше всего читали? (возможно несколько вариантов ответов)

а) 2-5

б) 5-10

в) 10-14

г) 14-16

д) 16-19

7. В каком виде Вы читаете книги?

а) в печатном виде

б) в электронном виде

8. Если читаете книги в печатном виде, то почему?

б) так удобнее

в) зрение не хочу портить

г) она мобильнее и не разрядится на самом интересном, как КПК, ноутбук и т.д.

д) не все книги и учебники доступны в электронном виде

9. Если читаете книги в электронном виде, то почему?

а) нет денег на печатные книги

б) так проще, никуда идти за ней не надо

в) печатные книги - это прошлый век, сейчас у нас информационное общество

г) потому что помещается на флэшке

д) не все книги и учебники доступны в печатном виде

10. Слушаете ли Вы аудиокниги?

а) да

б) нет

б) лучше посмотреть фильм – экранизацию

12. Чему вы отдаете предпочтение в приобретении знаний о современной жизни и современном человеке?

− телевидению

− Интернету

− газетам и журналам

− художественной литературе

− общению со сверстниками

Расположите в порядке значимости источники получения информации о современном мире и человеке, предложенные в вопросе № 12.

13. Каким жанрам литературы вы отдаете предпочтение при выборе литературы для «свободного чтения» (вне школьной программы):

− реалистическим рассказам, повестям, романам

− произведениям с семейно-бытовой проблематикой

− любовным романам

− приключениям

− детективам

− фантастике

− «ужасам»

− свой вариант

14. Ваши любимые книги в детстве.

На следующие вопросы дайте развернутые ответы:

17. Что читает молодежь?

18. Сейчас наблюдается кризис чтения или смена модели чтения?

19. Возвращается ли современная молодежь к классике?

21. Можно ли быть успешным, не читая?

22. Что нужно делать, чтобы поднять престиж чтения?

23. Сообщите, пожалуйста, некоторые данные о себе:

Пол. Возраст. Имя (по желанию).

Благодарим Вас за участие!

(Тихомирова И.И. Школа развивающего чтения. Н.Новгород, 1996.)

Анкета «Какой я читатель?»

(для подростков 10-14 лет)

Вступительное слово.

Добрый день, уважаемый читатель! У тебя уже немалый читательский опыт. Настало время осознать его. Мы предлагаем тебе ТЕСТ для самопроверки. Определи сам, какой ты читатель. Для этого прочитай этот тест и поставь рядом с высказываниями знак «+» в том случае, если они соответствуют твоему мнению.

Итак, какой я читатель?

1. Читаю быстро, «проглатываю» книги.

2. Читаю медленно, вчитываюсь в каждое слово

3. Читаю от случая к случаю любые книги, которые попадаются в руки,

4. Читаю с разбором, жалею время на ерунду.

6. Читаю по необходимости, чтобы выполнить задание.

8. Вникаю в смысл книги только в тихой обстановке и при положительном внутреннем настрое.

9. Книгам не очень доверяю; ведь это вымысел.

10. Верю во все, что в книге происходит.

11. Нет ничего скучнее чтения.

12. Чтение для меня самое интересное занятие.

13. Я никогда не пытаюсь поставить себя на место героев книг.

14. Читая книгу, я готов мысленно сражаться и переживать за героя, как за себя.

15. Кто написал книгу - для меня не имеет никакого значения.

16. Выбирая книгу и читая, я всегда интересуюсь автором.

17. Я рассуждаю так книга - книгой, а жизнь - жизнью.

18. Для меня хорошая книга - та же жизнь, которую я открываю и вместе с ней открываю себя

19. Чтобы быть читателем, не надо особого таланта - читай и все.

20. Быть хорошим читателем - это способность, которую надо развивать.

А теперь сосчитай количество «+» в четных и нечетных высказываниях.

Ключ к разгадке

Если четных плюсов больше, то ты читатель-романтик. Ты способен чужую жизнь почувствовать как свою. Ты способен задуматься не только над книгой, но и над самим собой. Ты открываешь мир книги, а он открывает тебя. Хорошо бы таких читателей было побольше.

Если нечетных плюсов больше, то чтение для тебя далеко не на первом месте. Что-то другое занимает тебя больше. Надеемся, что, читая по необходимости, ты однажды увлечешься книгой и откроешь для себя новый мир образов, в котором захочется побывать вновь и вновь.

Если у тебя равное количество четных и нечетных плюсов, то ты читатель по настроению. Иногда ты жадно читаешь все подряд, иногда выбираешь что-то для души, но бывают моменты, когда ты подолгу не берешь книгу в руки. Тебе явно не хватает читающего приятеля, который бы тянул тебя с собой в библиотеку почаще.

(для учащихся 9-11 классов)

Вступительное слово

Ты уже прочитал немало книг, и научных, и художественных. Уносился в другие миры, узнал жизни разных людей, решал научные проблемы, окунался в сложные области знаний. Замечал ли ты, что чтение художественной литературы отличается от чтения научно-познавательной книги? Задумывался ли над этой разницей? Оценивал ли себя как читателя? Вопросы теста организуют твою мысль в этом направлении. Прочти вопросы и отметь подходящие для тебя ответы.

1. Быстро ли ты читаешь художественную литературу?

а) моментально «проглатываю»;

б) по-разному;

в) медленно, вдумчиво.

2. В какой обстановке ты обычно читаешь книги?

а) в шумной;

б) в любой;

в) в тишине.

3. Перечитываешь ли ты книги?

б) никогда;

4. Интересует ли тебя внутренний мир героев книг?

а) главное для меня - действие, сюжет;

б) для меня это самое главное в художественной литературе;

в) иногда задумываюсь над этим;

5. Включаешься ли эмоционально в написанное автором?

а) бывает, и радуюсь, и грущу;

б) никогда не реагирую, ведь это выдумка;

в) иногда, в особо захватывающих местах.

6. Возникает ли у тебя образное представление читаемого?

а) создаются в воображении целые картины;

б) иногда вижу персонажей как живых;

в) никогда;

7. Соотносишь ли ты читаемое со своим личным жизненным опытом?

а) всегда сравниваю с собой и своим поведением;

б) иногда, когда ситуации похожи;

в) нет, книжные герои далеки от реальности, и я не нашел ни в одном произведении героя, похожего на себя.

а) всякий раз это встреча с интересным человеком, оригинально мыслящим;

б) обращаю внимание только на знаменитых;

9. Пропускаешь ли ты описание природы?

а) да, они только отвлекают от сюжета;

б) иногда задерживаю на них внимание;

в) никогда, т.к. они помогают лучше постичь глубины происходящего.

10. Придумываешь ли ты продолжение прочитанного?

а) часто проигрываю про себя разные ситуации;

б) нет, это дело писателя;

в) иногда, в случае занимательности сюжета.

А теперь подсчитай свои баллы

№ вопроса 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
а
б
в

Ключ к ответам .

10-15. Мы можем поздравить тебя - ты идеальный читатель: читатель-художник и мыслитель одновременно. Ты наблюдателен, эмоционален, способен к сопереживанию и мысленному перевоплощению. Ты чуток к внутреннему миру людей. У тебя богатое воображение и неординарное мышление.

16-25. У тебя есть определенный читательский талант. Может быть, тебе не хватает внимательности и более глубокого анализа прочитанного. Хотелось бы пожелать тебе хороших книг на твоем читательском пути, которые бы целиком, без остатка захватили тебя и вошли в твою жизнь навсегда.

26-30. Ты читаешь художественную литературу довольно поверхностно и с большей скоростью, чем научную. Очевидно, тебе еще не попалась книга, которая бы полностью погрузила в себя, заставила задуматься, вчитываться в это еще раз. Сделай усилие - возьми в руки хотя бы небольшой рассказ и почитай его, не пропустив ни одного слова, ловя между строк образ автора. Может быть, тебе откроется чудесный мир, полный жизни и красоты. Попробуй, ведь надо когда-то начать думать, чувствовать, страдать. Для этого и существует художественная литература.

Анкета «Круг чтения»

(для подростков и старшеклассников)

1. Как часто вы читаете?

а) ежедневно;

б) 2-3 часа в неделю;

в) гораздо реже.

2. Чем для вас является книга? Чем объясняется стремление к ней?

а) источник духовного познания;

б) источник эстетического наслаждения;

в) средство для подъема образовательного уровня.

3. Как вы оцениваете собственное чтение?

а) читаю много;

б) читаю мало, но достаточно для себя;

в) читаю много, но хотелось бы больше;

г) читаю мало.

а) русскую классику;

б) современную русскую литературу;

в) современную зарубежную литературу.

5. От кого узнаете о новых книгах?

а) от учителей;

б) от родителей;

в) от библиотекаря;

г) от знакомых, друзей;

д) из прессы.

Анкета «Изучение художественных интересов»

(для старшеклассников)

1. Какой вид искусства тебе больше всего нравится (литература, архитектура, скульптура, театр, музыка, кино, живопись, балет)?

2. Что тебе нравится на уроках литературы?

а) узнавать об особенностях литературы;

б) чтение на уроках стихов, рассказов, отрывков из прозы;

в) слушать рассказ учителя о жизни писателя, поэта, драматурга;

г) писать сочинения;

д) делать доклады, сообщения;

е) обсуждать характеры и взаимоотношения героев книги;

ж) ничего не нравится.

3. Твой любимый писатель (поэт, драматург)?

4. Назови, какие книги этого художника слова ты читал.

5. Какие книги ты прочитал за последний месяц (кроме тех, которые требуются по программе)?

6. Что тебя привлекает в книге:

а) эстетическое наслаждение от описаний, портретов, пейзажей и др.;

б) занимает, в основном, динамичность, действие, сюжет;

в) образы героев произведения.

7. Нравится ли вам смотреть театральные постановки по прочитанным произведениям?

8. Сколько раз за последние полгода ты ходил в театр?

9. Назови увиденные в театре спектакли.

10. Какой нижегородский театр нравится тебе больше других?

11. Назови любого театрального режиссера и его постановку.

12. Назови свои любимые телепередачи.

13. Назови свой любимый художественный фильм.

14. Знаешь ли ты режиссера этого фильма? Назови его.

15. Назови знакомого тебе художника и его картину.

16. Назови знакомого тебе скульптора и его произведение.

17. Назови знакомого тебе композитора и его произведение.

18. Посещаешь ли ты эстрадные концерты?

19. На каких концертах ты был за последний год?

20. Какой из них больше всего тебе понравился?

План оформления дневника педагогической практики


Похожая информация.


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

С каждым годом всё острее встаёт проблема отсутствия интереса к чтению у школьников. Эта тенденция характерна не только для нашей страны, но и для других стран, поэтому-то чтение, образование и культура стали рассматриваться в качестве национальных приоритетов развития многих стран. В Российской Федерации общество тоже озаботилось этой проблемой и разработало политику поддержки чтения. Ведь от того, как и что читает сегодняшнее поколение, зависит способность к самообразованию и самосовершенствованию.

В постсоветский период начала утрачиваться литературная традиция, на которую опирались наши предки. Нельзя сказать, что общество «не бьёт тревогу»: в СМИ то и дело можно услышать: «дети не читают», «компьютер и игры заменили книги». Такие слова справедливы: учителя имеют возможность сравнить уровень развития предыдущих учеников и современных, поэтому именно они отмечают «клиповость мышления» и отсутствие сформированного словесно-образного мышления у современных школьников. Большинство учеников средней школы читает крайне мало либо не читает вовсе. Сегодня встал вопрос о мониторинге чтения подрастающего поколения. Важнейшей областью исследования стало определение читательской грамотности в рамках Международного исследования образовательных достижений учащихся «Programme for International Student Assessment» (PISA), для сравнительной оценки функциональной грамотности 15-летних учащихся разных стран. Российская Федерация участвовала в этом исследовании четыре раза: в 2000, 2003, 2006 и 2009 гг. В 2000 году наши школьники заняли лишь 27 место среди обучающихся из 32 индустриально развитых стран. А через три года уровень «грамотности чтения» стал еще ниже. Причём оценивалась не техника чтения, а способность подробность использовать чтение как средство самообразования. А ведь на уроках литературы большое внимание уделяется осмыслению художественно-литературных текстов. В 2006 г. по грамотности чтения наши обучающиеся оказались на 37-м - 40-м месте из 57 стран. В 2009 г. в исследовании PISA участвовало уже 65 развитых, среди которых наши школьники заняли лишь 42 место. Очевидно, что улучшения читательской грамотности школьников не происходит. В связи с этими тревожными данными стало интересно более глубоко изучить чтение шестиклассников школы № 63 г. Магнитогорска для того, чтобы оценить читательские предпочтения, количество прочитанного за определённый период, выявить изменения в их чтении и связь успеваемости и качества чтения.

Актуальность исследования:

Представленная научно-исследовательская работа посвящена изучению уровня читательской активности шестиклассников общеобразовательной школы. Сопоставление уровня читательского развития с уровнем успеваемости конкретного ученика преследует цель выявить условия для повышения качества образования, в том числе путём повышения читательской активности.

Цели исследовательской работы:

    Изучить количество прочитанного за 2 четверти среди шестиклассников.

    Выявить читательские предпочтения шестиклассников как среди программных произведений, так и внепрограммных.

    Проанализировать успеваемость шестиклассников школы, выяснить связаны ли успехи в учёбе с количеством и качеством прочитанной литературы.

    Сопоставить технику чтения и успеваемость каждого ученика 6 класса.

    Представить различные классификации книг.

    Оценить читательские предпочтения шестиклассников.

    Исследовать состояние техники чтения в 6 классах

    Исследовать успеваемость обучающихся и сопоставить с уровнем техники чтения и уровнем читательских компетенций.

Методы исследования:

    Изучение научной литературы по данной проблеме.

    Анкетирование обучающихся 6 классов.

    Наблюдение.

    Интервьюирование.

    Анализ техники чтения, успеваемости

Объект исследования:

Читательские предпочтения обучающихся, их техника чтения, количество и качество прочитанного за 1-2 четверть 2016-2017 учебного года.

Гипотеза:

Обучающиеся, читающие значительное количество качественной литературы, успешно учатся, обладают высокой скоростью чтения, что необходимо для формирования широкого кругозора и мировоззрения человека.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

    1. Сущность понятия «читательские предпочтения».

При обзоре словарей и справочников, выяснилось, что чёткого определения понятия «читательские предпочтения» просто не существует. В философском словаре находим понятие слова «предпочтение» - большая симпатия к одной вещи, чем к другой. На практике многие психологи предпочитают операционализировать этот термин, и предпочтение часто используется относительно обращения к одной из альтернатив или фактического выбора одной из всех; то есть выбор признается индикатором предпочтения.

В социологическом словаре это слово трактуется ещё проще:

от англ. preference; нем. Praferenz. Признание ч.-л. преимущества по сравнению с другими.

Обобщив определения, сформулируем понятие:

читательские предпочтения - это преимущество выбора книг и писателей одних жанров и тематики по сравнению с другими потребителями и читателями.

    1. Классификации художественных произведений.

В большинстве научных работ основные группы литературных произведений предлагается называть типами литературы или видами. Но если рассматривать классификацию как метод познания, то любую разновидность родового понятия можно называть видом, но они выделяются по ка-кому-то одному признаку, поэтому выбираем понятие «типы», т.е. группы литературных произведений, обладающих определёнными существенными качественными отличиями.

Итак, литературу можно классифицировать:

По возрастному принципу: взрослая и детская;

По языковому принципу: оригинальная и переводная;

По социальному предназначению: политическая, экономическая, правовая, публицистическая, художественная, научно-исследовательская, справочная, учебная, научно-популярная литература, рекламная, производственная, учебная, научно-популярная, религиозная, развлекательная и т.д;

По знаковой принадлежности: текстовые, изобразительные, картографические, нотные;

По составу произведений: моноиздания, Поли издания, сборники, анталогии;

По новизне содержания: первые издания, повторные.

В своей работе «Общая теория документа и книги» Г.Н. Швецова-Водка ссылается на труды Л.Н. Кастрюлиной и Д.Ю. Теплова, которые отмечали, что классификационные признаки - это своеобразная форма отражения жизни. Форма эта исходит из познавательной сущ-ности литературы и отражения объективной действительнос-ти, форм и целей человеческого общения, где литерату-ра - одно из важнейших средств социальной коммуникации.

Представляется интересной и классификация современной литературы, которая выделяет два вида литературы: художественную и нон-фикшн. При этом художественная литература делится на классику, мейнстрим, жанровую литературу и элитарную. Нон-фикшн -это литература, основанная на документалистике: мемуары, хроники, биографии, справочная литература, энциклопедическая, научная, учебная. Безусловно, эта классификация условна, но отражает проблемы современной литературы и читательских потребностей.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ

2.1. Результаты анкетирования обучающихся 6 классов

Всего в анкетировании приняли участие.54 обучающихся 6 классов МОУ «СОШ № 63». По первому вопросу анкеты (Приложение. Анкета.) становится ясно, что основное предпочтение шестиклассники отдают творчеству Пушкина А.С. - 32 человека, Тургенева И.С. - 8 человек, Лермонтова М.Ю. и Чехова А.П. выбрали по 4 человека, кроме этих писателей «любимыми» были названы Андерсен Г.Х., Толстой Л.Н. Данные легко объяснимы: произведения названных писателей изучались в 5 и 6 классах до момента анкетирования (Приложение. Диаграмма 1)

Второй вопрос (Приложение. Диаграмма 2) иллюстрирует выбор книг шестиклассниками, любопытно, что наибольшим предпочтением являются классические произведения «Дубровский» А.С. Пушкина - 14 человек, «Алые паруса» А. Грина -6 человек, «Муму « и «Бежин луг» Тургенева, а затем приключенческие Д.Дефо «Робинзон Крузо» -6 человек и фэнтези «Гарри Потер» Джоан Роулинг - 4 человека. Программные произведения оставляют неизгладимый след в памяти ребят, потому что на уроках были проанализированы и герои стали понятны и близкие ребятам, а самостоятельно не всегда ученикам 6-го класса удаётся осмыслить художественные произведения даже развлекательных жанров.

Любопытным представляется следующее: отвечая на вопрос 3 анкеты (Приложение. Диаграмма 3), предпочтение отдаются жанру фэнтези - 17 человек, детективам - 12 человек, приключенческой литературе -11 человек, но художественную литературу ребята не могут определить как самостоятельный вид литературы, подменяя ее жанрами: рассказы - 8 человек, романы- 6 человек, сказки - 4 человека, и даже стихи - 6 человек, поэтому объединив это, получаем результат - 24 человека. Данный результат подтверждает ранее полученный в ответе на второй пункт анкеты.

Удручающим оказался результат на 4 вопрос о посещении библиотек: (Приложение. Диаграмма 4) из 54 опрошенных лишь двое шестиклассников регулярно не менее 2 раз в месяц посещают библиотеку, четверо посещают, но редко, а 48 школьников признались, что не посещают библиотеки в течение учебного года. На этот факт можно реагировать по-разному: ребята читают программные произведения из учебника, а для внеклассного или свободного чтения книги приобретаются в магазинах или скачиваются из сети Интернет, либо ограничиваются только учебником литературы.

На пятый вопрос, позволяющий осмыслить причины падения интереса к чтению, ребята ответили так (Приложение. Диаграмма 5): 35 человек респондентов, что, к сожалению, составляет 65 % от количества опрошенных, выделили главную причину, которой являются компьютерные игры, именно они занимают практически всё свободное время, 12 респондентов - 22 % отметили, что у них просто нет времени на чтение, 4 респондента - 7,5 %, считают, что им просто лень читать, лишь 3 человека- 5,5% признались, что им попросту неинтересно читать. Данные исследования показали, что отсутствие интереса к чтению связано с переключением внимания на другие виды деятельности, а не на отсутствие интереса к чтению как таковому.

Как же вернуть интерес? На этот вопрос шестиклассники ответили следующее: 26 человек - это 48% опрошенныхпредложили запретить использование компьютерных игр в семьях, 12 человек - 22% респондентов предложили идею совместного чтения книг с родителями вслух, 10 человек - 18, 5% предложили заставлять детей читать, 6 человек из порошенных - 11,5% считают, что необходимо писать интересные книги, тогда читателей будет больше.

2.2. Результаты интервьюирования обучающихся 6 классов.

На вопросы интервью (Приложение. Вопросы для интервьюирования) респонденты отвечали следующим образом: положительно относятся к чтению 76 % опрошенных(41 школьник), при этом они отмечают полезность и важность этого процесса и не представляют свою жизнь без книг, 22% (12 человек) считают, что чтение -это скучное, но необходимое для учёбы занятие, и лишь 2% (а это 1 ученик) признался, что вполне бы мог обойтись без чтения, потому что оно не приносит ни удовольствия, ни пользы (Приложение. Диаграмма 6).

На вопрос о количестве прочитанных за 2 четверти произведений шестиклассники ответили так: 54% (30 человек) прочли от 30 до 50 произведений, включая программные, 30% (16 человек) прочли от 10 до 30 произведений, а 16% (8 человек) осилили менее 10 произведений художественной литературы, т.е. не прочли даже произведения, предусмотренные школьной программой. (Приложение. Диаграмма 6).

Частота чтения тоже представляла интерес для исследования. 52% (28 человек) ответили, что читают ежедневно, 37 % (20 человек) читают 2-3 раза в неделю по мере необходимости подготовки к урокам литературы, 11% (6 человек) читают не чаще 1 раза в неделю (Приложение. Диаграмма 6).

На вопрос об интересующей тематике школьники отвечали следующее: наибольшее количество обучающихся 6-х классов волнуют нравственные темы и проблемы - 72% (39 респондентов), онтологические темы об устройстве мироздания и бытия человека волнуют 22% (12 респондентов), 6 % (3 респондента) интересуются культурно-историческими темами (Приложение. Диаграмма 7).

На пятый вопрос о мотивации к чтению шестиклассники отвечали так: читать интересно - 52% (28 ребят), заставляют родители - 13% (7 ребят), из-за необходимости учиться - 26% (14 ребят), для развития кругозора, речи, мышления -9% (5 ребят) (Приложение. Диаграмма 8).

2.3. Результаты сопоставления успеваемости, техники чтения и читательских предпочтений.

Для последних исследований была проанализирована успеваемость шестиклассников за 1 и 2 четверти 2016-2017 учебного года и состояние техники чтения на начало учебного года и конец 2 четверти.

На основании открытых данных о состоянии успеваемости на сайте МОУ «СОШ № 63» была составлена диаграмма (Приложение. Диаграмма 9) и сопоставлено состояние успеваемости в шестых классах Результаты получились следующие: на конец 1 четверти в 6-х классах обучалось 75 человек, качественная успеваемость всех стрёх классов составила 32%, абсолютная - 100%; на конец 2 четверти обучалось 75 человек, качественная успеваемость составила 29%, абсолютная - 96%.

Далее было проанализировано состояние техники чтения, на основании открытых данных сайта школы № 63 [Электронный ресурс]. Выяснилось следующее: на начало учебного года из 75 шестиклассников технику чтения удалось проверить у 71 обучающегося, результаты такие: абсолютная успеваемость составила 90%, качественная - 66%; на конец второй четверти технику чтения сдали 73 шестиклассника, результаты выглядят следующим образом: абсолютная успеваемость - 90%, качественная - 74% (Приложение. Диаграмма 10).

Далее сопоставления коснулись успешные ученики, менее успешные и неуспевающие, а также состояние их техники чтения. Получились следующие результаты: успешные обучающихся все читают более 120 слов в минуту, менее успешные (успевающие на «3-4») читают более 120 слов в минуту только 4 человека, в диапазоне 110-120 слов в минуту, т.е. фактически укладываясь в норматив 37 человек, менее 110 слов в минуту - 7 человек, трое неуспевающих обучающихся читают менее 110 слов в минуту, фактически 80-90 слов, что просто не позволяет в полной мере усваивать весь объём учебного материала (Приложение. Диаграмма 11)

Как же мотивированы успешные ученики, почему читают? Следующим этапом исследования стало выяснение «формулы успеха», для этого были сопоставлены следующие критерии: техника чтения, частота и количество прочитанных книг, отношение к чтению, посещение библиотек, предпочитаемые типы книг, причины, не позволяющие читать ещё больше.

Для лучшего представления полученных результатов была составлена таблица:

параметры сопоставления

Из 22 успешно обучающихся 6-х классов

Техника чтения

Более 120 слов 22 шестиклассника

Количество прочитанных книг

Более 30 за 1 и вторую четверть - 22 шестиклассника

Частота чтения

Ежедневно -20 человек, 2-3 раза в неделю - 2 человека

Отношение к чтению

Интересно - 17, для интеллектуального развития -5

Посещение библиотек

Часто - 2 , раз в месяц - 4, не посещают - 16

Предпочитаемая темы

Культурно-исторические темы - 6, орнитологические -12, нравственные - 4

Предпочитаемые виды литературы

Классика - 22

Отсутствие времени-12, присутствие в жизни соцсетей и компьютерных игр -10

2.4. Выводы по второй главе

В ходе исследования были проанализированы у 75-ти обучающихся 6-х классов МОУ «СОШ № 63» следующие критерии: успеваемость за 1 и 2 четверти 2016-2017 учебного года, состояние техники чтения на начало учебного года и конец 2 четверти. Было проведено анкетирование и интервьюирование 54 шестиклассников, среди которых оказалось 22 успешно обучающихся учеников, результаты ответов последних были занесены в таблицу. Итак, для успешного обучения в шестом классе средней школы необходимо читать с увлечением классические произведения различной тематики не реже 2-3 раз в неделю, а лучше ежедневно, понимать, что чтение - это интересное занятие, помогающее развитию интеллектуальных способностей, речи, кругозору человека. Техника чтения успешного ученика 6 класса должна составлять 120 и более слов в минуту, мотивация к чтению должна быть достаточно высокой и осознанной, не обязательно посещать библиотеки, т.к. книги доступны благодаря домашним библиотекам, сети Интернет. Главными факторами, мешающим читать ещё больше, является отсутствие свободного времени или проведение большого количества времени в социальных сетях и различных компьютерных играх.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние годы много говорится о повышении качества образования, развитии культуры личности. Такие задачи осуществимы только посредством активного и осмысленного чтения. Поставив цель: сопоставить и проанализировать взаимосвязь уровня читательской активности, успеваемости и состояния техники чтения, был поставлен проблемный вопрос: есть ли прямая связь между состоянием чтения конкретного шестиклассника и его учёбой. Для решения этой проблемы были предприняты различные методы работы: изучение научной литературы по данной тематике, наблюдение, анкетирование, интервьюирование, сбор и сравнительный анализ статистических данных.

Результаты исследования доказали правильность предложенной гипотезы: читательская активность и техника чтения напрямую влияет на качество обучения в школе. Новизна работы заключается в подходе к исследованию общедоступных данных по успеваемости учеников и выявлении взаимосвязи с состоянием их читательских приоритетов. В дальнейшем представляется интересным провести эти исследования по другим параллелям и ступеням образования. В результате исследования можно сделать вывод: роль книги в жизни шестиклассника огромна. Именно книги позволяют моим сверстникам осмыслить окружающий мир, выявить исторические аналогии с современной действительностью, расширить кругозор, пробудить интерес к новым знаниям, обогатить речь. Также представляется интересными предложения самих шестиклассников по повышению читательской активности: ограничивать взрослым время провождения возле компьютера, совместно читать вслух, обсуждать прочитанное.

Проведя данное исследование ещё раз пришлось убедиться, что роль книги в жизни человека значительна, она уже неотъемлемая часть нашей жизни и отказываться от неё нельзя ни в коем случае, особенно понимая, что успешность обучения и даже жизни напрямую связаны с читательской активностью каждого человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 7-е изд., перераб. и доп. - М.: Республика, 2001. - 719 с.

    Социологический словарь / Акад. учеб.-науч. центр РАН-МГУ им. М. В. Ломоносова; отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев; ученый секретарь О. Е. Чернощек. - Москва: Норма, 2008. - 606

    Общая теория документа и книги: учеб. пособие / Г.Н. Швецова-Водка. — М. : Рыбари; К. : Знания, 2009. — 487 с.

Электронные ресурсы

    Официальный сайт МОУ «СОШ № 63» г. Магнитогорска

http://www.sch63mgn.ru/index.php? (дата обращения 15.01.2017 года)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета для учащихся «Роль книги в моей жизни»

Цель: проанализировать уровень начитанности шестиклассников

Задача: выявить соотношение читающих и нечитающих или малочитающих детей; выявить причины нежелания читать, выработать рекомендации по привлечению к чтению

Направления работы: что читают шестиклассники по программе, что в свободное время

Участники исследования: 6 классы

Время исследования: сентябрь - декабрь 2016 г.

1.Любимый писатель

2. Любимая книга

3. Какую литературу вы предпочитаете?

4. Частота посещения библиотек?

5. Как ты думаешь, почему дети стали мало читать?

Вопросы для интервьюирования

    Как ты относишься к чтению?

    Сколько произведений ты прочитал(а) в период с сентября по декабрь 2016 года?

    Как часто вы читаете?

    Какая тематика произведений вас интересует?

    Почему вы читаете?

Художественная литература является мощным фактором социализации, с помощью которой человек приобщается к опыту человеческой истории, проживает особенности взаимоотношений между людьми, усваивает культурные нормы, образцы и ценности. Состояние чтения детей и подростков - это часть общих проблем чтения и грамотности современной России в целом. Традиционные высказывания педагогов типа: «дети не читают», «компьютер совсем вытеснил книгу», «дети читают только Гарри Поттера», - не лишены оснований. В связи с этим можно обозначить две проблемы: во-первых, досуговое чтение сегодня заменяется телевидением, компьютером, во-вторых, подростки если и читают, то читают не то, что, по мнению старшего поколения, заслуживает внимания. Очевидно, что состояние чтения современных школьников заслуживает пристального внимания ученых, психологов и педагогов школы, которым просто необходимо быть в курсе читательских интересов подростков.

Начнём с анализа самопредставлений читающего подростка, которое описано в работе Аскаровой В.Я., Сафоновой Н.К. «Читающий подросток в мире взрослых: поиски гармонии». Картина подросткового чтения с её приоритетами, оценками, читательским пристрастиями резко контрастирует с той, какую хотели бы видеть взрослые организаторы детско-юношеского чтения. Явления кризиса детского и юношеского чтения, не только не становятся менее выраженными, но и определённо прогрессируют. Выяснилось, что у подростков ситуация «вялого чтения» - чтения-нечтения носит массовый характер и из разряда стихийных, неосознаваемых явлений входит в разряд явных и подотчётных сознанию. «Из 630-ти респондентов, представлявших разные по статусу территориальные образования области, 98% подтвердили, что чтение не занимает в их жизни сколько-нибудь серьёзного места. Характерно, что подростки при этом оперируют категориями множественного числа: «мы», «наш класс», «наши ребята», «наше поколение», что косвенно свидетельствует о типичности данной ситуации».

Утверждая, что «чтение устарело», «чтение не модно», «чтение стало не интересно», подростки главную причину этого видят в стремительном вторжении новых информационных технологий во все сферы жизни - школьную, домашнюю, внедомашнюю досуговую жизнь; они утверждают, что перестали читать «потому что появился компьютер, мобильная связь и другая техника, «берут информацию в Интернете», «появилось много более интересных средств получения информации и знаний». Результатом утверждений становится категоричный вывод: «на дворе ХХI век, книги уже безнадёжно устарели», «компьютеры заполнят всё», «идёт поколение компьютеров!».

Отношение к использованию новых информационных технологий у подростков носит прагматичный характер: они «добывают», «скачивают» информацию. Информация здесь воспринимается как ничья; она калейдоскопичная, рваная; ею легко управлять - выдёргивая, нарезая, склеивая. Книга с этих позиций воспринимается как слишком неповоротливая, объёмная, она требует неизмеримо больше времени и труда. Не случайно сами подростки, характеризуя недостатки традиционного чтения, говорят именно об этом: «читать долго и лень», «неохота париться над книгами». В чтении подростки признают в основном инструментальную функцию, используя его как средство тренировки и оттачивания нужных интеллектуальных свойств и качеств: «развиваешь своё мышление и память», «развиваешь речь, лучше пишешь», «чтение развивает орфографию и мышление».

Кроме «полезных», подростки отмечают и «приятные» свойства чтения - оно способно быть источником развлечения: «это завлекает и интересно», «книга может поднять настроение», «чтение помогает расслабиться и развлечься», «это способ убить время, когда скучно», «чтение снимает усталость и перегрузку с человека» и т.д. Развлекательный эффект чтения видится подросткам в достаточно широких пределах: от элементарной «прикольности», производимой «завлекательным сюжетом» до весьма сложных ощущений, связанных с целостным воздействием книги, вовлечением читателя в её художественное пространство: «это здорово, когда переживаешь вместе с героями», «завлекаешься в мир фантазий и сказок».

В контексте обозначенных читательских предпочтений представляют интерес суждения подростков о «хорошей» и «плохой» книге. Определяя качества «хорошей» книги, подростки на первое место поставили позиции «умная» и «простая». «Умная» книга, прежде всего, информативна, она «много полезных сведений несёт», здесь «черпаешь полезную информацию», «находишь полезные мысли». «Простая» же доступна по содержанию, языку и стилю изложения; она написана «без занудных описаний», здесь «всё понятно», присутствует «простая обычная речь». Сложность в книге подросток категорически не приемлет, относя её к качествам, характеризующим «плохую» книгу.

«Какую же книгу подростки считают «интересной»? Прежде всего, это та книга, которая имеет «захватывающий сюжет», «захватывающие положения», «увлекает ситуациями», - утверждают в своей работе Аскарова В.Я., Сафонова Н.К. - Причём «положения» и «ситуации» непременно должны находиться в пределах жизненного опыта подростка: книги должны быть «про нас», «про современную нашу жизнь», «где бы мы читали про себя». Библиотекари фиксируют: подростки неохотно берут книги, где герои-сверстники представляют прошедшие эпохи. Социальные потрясения последних десятилетий привели к ослаблению межпоколенных связей, разрыву культурной традиции. Для современного подростка существует не ось времени, а её конкретный отрезок - дискретность мировосприятия и суженная идентичность проявились как характерные черты современного юного человека. Может быть, эта дискретность восприятия становится причиной того, что свою читательскую жизнь подростки не склонны планировать и продумывать хотя бы на шаг вперёд? Наиболее распространённая ситуация чтения, обозначенная подростками «читаю под настроение», «читаю что попадёт под руку».

Специально для данной работы нами было проведено анкетирование старшеклассников для того, чтобы определить подробный круг чтения учащихся старших классов. Анкетирование проводилось с помощью электронных ресурсов - через социальные сети, и через Псковскую областную библиотеку для детей и юношества им. В.А. Каверина. Было опрошено 46 человек, из них 29 девочек и 17 мальчиков в возрасте от 14 до 17 лет.

Старшеклассникам были предложены следующие вопросы:

Какие книги, относящиеся к художественной литературе, вы полностью прочли за последний год. Напишите все, которые вспомните?

Какие книги понравились вам больше всего за последние несколько лет? Почему? (Было интересно, захватывающе, познавательно, узнал(а) много нового или др.)

Какие книги, прочитанные за последние несколько лет, вам совсем не понравились? Почему?

Что влияет на ваш выбор книги (учителя, друзья, родители, телевидение, Интернет и др.)?

Какие у вас увлечения, интересы, хобби? Связан ли с этим ваш выбор книг?

Информация для статистики: укажите свой пол, возраст, класс, город

По результатам анкетирования удалось выяснить, что художественную литературу предпочитают 24 человека, научную или познавательную (только для учебы) читают 17 человек, 5 человек отдают одинаковое предпочтение и художественной и научно-популярной литературе. На второй вопрос учащиеся дали развернутые ответы, что помогло нам выделить основной круг чтения современных старшеклассников. Среди книг, прочитанных за последний год, набрали большее количество голосов романы из цикла «Сумерки» С. Майер (15), романы С. Лукьяненко (13), книги Паоло Коэльо (10), М. Митчелл «Унесенные ветром» (8). Юные читатели предпочитают, в основном, книги современных зарубежных авторов, пишущих преимущественно в жанре фэнтези и детектива: «Сребреники Иуды» С. Макбейна (автор «Кода да Винчи»), «Сапфировая скрижаль» С. Жильбера, «Хроники Нарнии» К. Льюиса, "Тайна больничных туфель" Э. Квин, "Повелитель бурь", "Повелитель мечей", "Серебряная рука" М. Муркока, "Князь света" Р. Желязны, "Феникс и зеркало" Э. Дэвидсона, "Сломанный меч", "Дети морского царя" П. Андерсона, "Странствия дракона" Э.Маккефри, "Добывайки" М. Нортон, "Ангел западного окна" Г. Майринка, "Эта безумная вселенная" Э. Рассела, "Хогбены, гномы, демоны" Г. Каттнера, "Бойцовский клуб", "Пигмей" Ч. Паланика, "Чужак", "Жалобная книга» М. Фрая, "Сицилиец" М. Пьюзо (автор «Крестного отца»), "Анатомия страха" Дж. Сантлоуфера, "Ойкумена» Г.Л. Олди, «История доктора Дулитла» Х. Лофтинга.

Также в анкетах встречаются названия произведений зарубежных авторов, которые уже можно отнести к классике мировой литературы: сборник рассказов "Призраки Лексингтона", «Норвежский лес» Х. Мураками, «Шерлок Холмс» А. Конан-Дойла, «Три мушкетера», «Две Дианы» А. Дюма, сказки "Тысяча и одна ночь"; "Человек-невидимка", "Машина времени", "Остров доктора Моро" Г. Уэллса, сказки разных народов, сказки В. Гауфа, "Братья Львиное Сердце", "Рони, дочь разбойника", "Мио, мой Мио" А. Линдгрен, "Приключения барона Мюнхгаузена" Э. Распе, "Озорной шут и умный плут Тиль Уленшпигель", "Тартарен из Тараскона" А. Доде, "Легенда о докторе Фаусте" И. Шписа, "Паломничество на землю" Р. Шекли, "Жан-Кристоф" Р. Роллана, "Парфюмер" П. Зюскинда, сборник рассказов О.Генри, "Портрет Дориана Грея", повести О. Уайлда, пьесы и рассказы Б. Шоу, книги Э.Т.А. Гофмана, Э. По.

Конечно, на круг чтения старшеклассников влияет школьная программа по литературе, они читают многое из русской классики. В анкетах были указаны такие произведения как «Война и мир» Л. Толстого, "Мастер и Маргарита", "Собачье сердце", "Морфий", «Театральный роман» М. Булгакова, "Судьба человека" М. Шолохова, "Преступление и наказание", «Идиот» Ф. Достоевского, "Герой нашего времени" М. Лермонтова, "Обломов" И. Гончарова, "Отцы и дети" И. Тургенева, сборник рассказов А. Чехова, "Золотой рыцарь" Н. Гумилева, "Портрет", "Невский проспект" Н. Гоголя, "Доктор Живаго" Б. Пастернака, рассказы И. Бунина, "Котлован" А. Платонова, пьесы Островского, повести и рассказы В. Шукшина, «Конармия» И. Бабеля, «История государства российского» Н. Карамзина.

Не обходят старшеклассники своим вниманием и современную русскую литературу, в анкетах были названы следующие произведения: «Шаг в бессмертие» (о шестой роте псковских десантников) О. Деменьтьева (18 человек), «Жизнь и судьба" В. Гроссмана, сборник рассказов "Смеяться лучше, чем терзаться" Э. Асадова, "Полтергейсты» И. Винокурова, "Четвертая высота" Е. Ильиной, "Завоеватели", "Меч и радуга" Е. Хаецкой, "Сто лет тому вперед» К. Булычева, "Духлесс" С. Минаева, "Метро 2033" Д. Глуховского, "Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войновича, "Крутой маршрут" Е. Гинзбург, «День опричника» В. Сорокина", "Асфальт", "Следы на мне", "Планка" Е. Гришковца, «Ведьмак» А. Сапковского, "Обитаемый остров", "Жук в муравейнике", "Волны гасят ветер" братьев Стругацких.

В ответе на третий вопрос нужно было написать, какие книги ученики старших классов начали читать и не закончили. Были названы: «Евгений Онегин» А. Пушкина, «Война и мир» Л. Толстого, «Гарри Поттер» Дж.К. Роулинг («не осилил»), «Обломов» И. Гончарова («не было времени, но обязательно прочту полностью»), «Конец главы» Дж. Голсуорси («оставила на потом»), «Приключения Гулливера» Дж. Свифта («в жизнь не осилю эту бредятину»), «Братья Карамазовы», «Бедные люди» Ф. Достоевского, "Анна Каренина" Л. Толстого, "Жерминаль" Э. Золя, "Котлован" А.Платонова («если бы не по программе - не читал бы»), "Архипелаг ГУЛАГ" А. Солженицына, "Сердца четырех" В.Сорокина, "Азазель" Б.Акунина, "Собор Парижской Богоматери" В. Гюго, Гофман, «томики Пушкина» («не дочитываю из-за недостатка времени»), «несколько последующих книг Сапковского из серии Ведьмака» («в сравнении с 1-й, 2-й книгами, как будто иной человек писал - серо, нудно, растянуто»), «Се, творю» В.Рыбакова.

Среди книг, наиболее понравившихся юным читателям, были названы (ответ на четвертый вопрос анкеты): цикл «Хранитель мечей» Н. Перумова, «2012. Хроника апокалипсиса» А. Медведева, «Полный рут» А. Чубаньяна; «Лабиринт отражений» С. Лукьяненко; «Туда и обратно» Дж.Р. Толкиена («было интересно, захватывающе»), «Хроники Нарнии» К.Льюиса, «Эрагон. Возвращение» К. Паолини, «Айсберг» Дж. Роллинса, «Гарри Поттер» Дж.К. Роулинг (все книги), произведения М. Булгакова («люблю глубину мысли и стиль написания»), Н. Гумилёва («скрытый подтекст»), А. Чехова («точность, реалистичность, истинное описание действительности»), сборники "Синие стрекозы Вавилона", "Ежевика, святая обитель", романы "Завоеватели", "Меч и радуга", "Ульфила" Е. Хаецкой («нравится язык Хаецкой, интересное повествование и религиозные мотивы»), «все творчество А.Беляева» («читать занимательно и познавательно, нравится смесь бурной жизни с сухой наукой»), "Ойкумена" Г.Л. Олди («захватывающая книга, в которую погружаешься с головой»), «весь Гюго», «все Стругацкие», "Мастер и Маргарита", "Роковые яйца" М. Булгакова, "Бойцовский клуб" Ч. Паланика, "Степной волк" Г. Гессе, "Жиль Бласс" А.Лесаж, "Остановите самолет - я слезу", "Легенды Инвалидной улицы", "Моня Цацкес - знаменосец" Э. Севелы, "Крутой маршрут" Е. Гинзбург, «фантастика старая, классическая», "Жалобная книга" М. Фрая («увлекательно и приятно читать, с философским смыслом, необычная»), "Идиот" Ф. Достоевского («сильная, интересно так подробно узнавать изнутри человеческие характеры и мотивы, атмосфера надрыва»), "Чапаев и пустота" В. Пелевина («интересная, позволяет взглянуть на мир совсем по-другому, дает шанс надеяться, что все возможно»), «практически всё из По, Уайлда, Шоу», произведения Ф. Пулмана («интересны своим необычайным слогом, идеями»), М. Пьюзо "Крестный отец" («классика...»), "Пикник на обочине", "Жук в муравейнике" братьев Стругацких («отличный коктейль - научная фантастика и детектив»), произведения Е. Гришковца («конкретных книг не выделяю, нравится его стиль и тема творчества - отображение жизни обычных современных людей»), «Архипелаг ГУЛАГ» А.Солженицына.

В ответ на пятый вопрос читатели называли книги, которые совсем им не понравились. Многие ученики отвечали «нет таких» или «если не нравится - не читаю», «не помню», одной ученицей был такой ответ: «Нельзя быть критичным в отношении литературы. К определению "не понравились" трудно подобрать хотя бы одно классическое произведение». Но все же были названы такие произведения: "Таня Гроттер" Д.Емца («просто ужасная книга, сплошной тупо переделанный плагиат»), "Голубое сало" В.Сорокина («не понравилось»), «три книги Акунина, не помню что конкретно», "Кому на Руси жить хорошо" Н. Некрасова («скучно, не люблю поэзию»), "Гроза" А. Островского («пафосно, наивно, что-то устаревшее»), "Сердца четырех" В. Сорокина («наверчено много непонятного в кучу и при этом многое противно»), «Война и мир» Л. Толстого («не хватает времени»), «Записки охотника» И. Тургенева, «Илиада» Гомера («скучно»).

На выбор книг читающих старшеклассников влияют учителя (школьная программа), друзья (меняются книгами, делятся впечатлениями), родители, родственники (покупают книги, советуют), интернет (в большей степени), кино, некоторые ученики ответили, что никто и ничто не влияет, кроме их собственных желаний и настроения. Также с выбором книг иногда связано любимое увлечения старшеклассников, например, такие как просмотр фильмов, игра на музыкальном инструменте («с выбором книг иногда связано настроение, определяющееся за игрой на фортепиано»), собственная литературная деятельность (написание рассказов), занятие исторической реконструкцией (изучение истории), изучение древних цивилизаций. Некоторые хобби старшеклассников требуют чтения научной и специальной литературы, такие как увлечение компьютерами, информационными технологиями, психологией, философией, аниме, стендовая стрельба (у ученика появилось желание изучить психологическую литературу по этой теме), автомобили. Несколько учеников указали, что их увлечения не связаны с выбором книг, в основном это занятия спортом (футбол, баскетбол, сноуборд, кикбоксинг, горные лыжи), вышивкой, рисованием, граффити, любовь к животным, к маленьким детям, посещение клубов. 17 человек отметили, что хобби у них нет.

Ответы на вопросы в анкетах некоторых учеников были развернутые, подробные, было заметно, что человек увлекается литературой, чтением, отвечает на вопросы с интересом, является интеллектуально развитым. Несколько анкет (5) были неинформативны совсем, почти на все вопросы ученик отвечал «нет таких», ответы были односложные, сухие. Но в целом, ребята с интересом отнеслись к заполнению опросников.

По результатам данного опроса можно сделать вывод, что круг чтения старшеклассников довольно разнообразен - ребята читают как зарубежных авторов, так и русских (советских), отдают предпочтение жанру фэнтэзи (С. Майер, С. Лукьяненко, Н. Перумов, С. Макбейн, К. Льюис, Р. Желязны, Дж.К. Роулинг, Дж. Толкиен, Ч. Паланик, М. Фрай), фантастики (А. Беляев, братья Стругацкие, Г.Уэллс), детектива (Э. Квин, Дж.Сантлоуфер, Э. По, А. Конан-Дойл), многие старшеклассники предпочитают классику (в некоторых анкетах не было других произведений, кроме классической литературы) - М. Булгакова, О. Уайлда, Б. Шоу, В. Гюго, А. Чехова, Г. Гессе, Ф. Достоевского, Н. Гумилева, Б. Пастернака и др. Очень многим ученикам нравится современная российская проза - произведения Е. Гинзбург, А. Солженицына, Е. Хаецкой, Е. Гришковца, В. Пелевина, К. Булычева, О. Деменьтьева, Е. Ильиной. Не забывают они и о сказках (сказки народов мира, повести А. Линдгрен, сказки В. Гауфа, сказки «Тысяча и одна ночь»), ведь некоторые из старшеклассников еще ощущают себя детьми.

Если говорить о причинах выбора подобной литературы, то чаще всего ученики выбирают чтение для развлечения, для ухода в сказочный мир (фэнтези, детективы, сказки), чтение для решения своих мировоззренческих проблем, решения важных экзистенциальных вопросов, для саморазвития, расширения кругозора (произведения классической литературы), особенно любят старшеклассники читать произведения о современном человеке, который им близок и понятен, в которых отражены события, близкие по времени к юным читателям (Е. Хаецкая, Е. Гришковец, В. Пелевин), тогда как классическая литература ими труднее воспринимается, так как для ее усвоения нужна достаточно высокая культура чтения. Часть учеников 10-11 классов не знают литературных направлений, плохо разбираются в хронологии событий, в особенностях композиции, языка и стиля писателя.

А некоторые старшеклассники читать совсем не любят, что и отразили в своих анкетах. В исследовании, организованного в 2007-2008 гг. НБ Удмуртской республики одной из задач стало выявить факторы, влияющие на отсутствие у старшеклассников интереса к чтению. Были проведены три фокус-группы, участниками которых стали школьники из города Сарапула, поселка Ува и села Алнаши. (Подчеркивается, что эти молодые люди практически не читали художественную литературу; то есть речь идет об аудитории, которая попадает в поле зрения исследователей довольно редко). Выяснилось, что респонденты воспринимают чтение, с одной стороны, как нечто естественное, чем они пользуются не задумываясь, с другой стороны - как нечто вызывающее трудность, напряжение, скуку. Во многом соотношение этих двух аспектов восприятия зависит от темы, содержания и, что немаловажно, объёма конкретного текста. Книги нередко встречают у мало читающих школьников резкое отторжение. В частности, большинство респондентов выразили нежелание читать любую толстую книгу (это касалось даже предпочитаемых девушками любовных романов). Характерно, что они также не хотят читать книги, по которым уже был показан фильм (даже если такие книги стали бы раздавать бесплатно). Более позитивное отношение у участников фокус-групп вызвали журналы для подростков: лёгкие тексты и яркие картинки воспринимаются проще и похожи на привычную для них телевизионную картинку. Данные исследований свидетельствуют, что свои потребности в развлечении, проведении досуга молодежь склонна в меньшей степени удовлетворять с помощью книг. Видео, музыка, телевизор, хобби, друзья названы в качестве причин недостатка времени для чтения школьниками, не любящими читать

В 2005 г. работники муниципальных библиотек Омска провели исследование «Чтение. Взгляд молодежи», охватившее более 1000 молодых людей 15-24 лет. Одним из методов был уличный экспресс-опрос. Более 25% респондентов в ответ на вопрос «Какую книгу вы читаете сейчас?» ответили, что у них нет времени на чтение; 19% заявили, что они не читают ничего и 2% сказали, что не любят читать.

Работа по выявлению круга чтения подростков также проводились другими исследователями. В журнале «Homo legens» опубликовано исследование Н.Г. Малаховой «Я читаю потому, что мне немного нравится читать». О мотивах чтения подростков», которое показало, что опрашиваемые 15-16 лет (58 чел.) назвали в качестве любимых книг произведения, входящие в школьную программу. Исследовательница считает, что, скорее всего, это связано с некоторым сужением круга чтения (по сравнению с выборкой 8-9 классов), вызванным большей загруженностью подростков, увеличением объема произведений, изучаемых на уроках литературы, что читают и любят, в основном, то, что задают (Грибоедов, Пушкин, Лермонтов, Шекспир, Булгаков, Дюма, Тургенев, Бронте). «Несколько сдают свои позиции приключенческая подростковая литература и классический детектив, хотя упоминаются еще довольно часто («Лунный камень», «Всадник без головы», «Одиссея капитана Блада», «Айвенго» и т.д.). Укрепляют свои позиции дамский роман классический (Бронте, Митчелл) и современный, представленный многообразием имен, упоминаемых по одному разу, а также современный - переводной и отечественный - детектив. И хотя индивидуальный разброс предпочтений очень велик (от «Чайки по имени Джонатан Ливингстон» Р.Баха и до «Просто Марии» без автора), но общая тенденция уже просматривается: для школы читаются произведения школьной программы (они же оказываются и самыми любимыми, а для отдыха - то, что можно купить в подземных переходах (современные отечественные и переводные детективы, «ужастики», дамские романы)».

Также исследования по определению круга чтения подростков проводились и Псковской областной библиотекой для детей и юношества им. В.А. Каверина. В исследовании приняли участие 67 человек, из них 41 девочка, 25 мальчиков - учащиеся 8-9 классов образовательных средних школ и технического лицея г. Пскова. На вопрос, что ученики читают, произведения русской классической литературы назвали 7 человек, произведения современной русской литературы - 27 человек, зарубежной литературы Х1Х-ХХ вв. - 30 человек, научно-популярные книги - 3 человека. Самыми читаемыми авторами оказались: Д. Донцова, В. Иванова, Д. Емец («Таня Гроттер»), Дж. Роулинг («Гарри Поттер»), Д.Р. Толкин («Властелин колец»), А. Дюма («Королева Марго», «Граф Монте-Кристо»), Д. Дефо («Приключения Робинзона Крузо»), А.Пушкин («Капитанская дочка»). Среди других произведений русской классики названы: А. Островский «Гроза», В. Короленко «Слепой музыкант», И.С. Тургенев «Отцы и дети», А.С. Пушкин «Евгений Онегин», М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Из научно-популярных книг отмечены «Энциклопедия цирка», «Юрист на дому», «Раскрепощенный менеджер». На вопрос о мотивах чтения, ученики ответили, что они читают именно эти книги, потому что им нравится захватывающий, интересный сюжет, в котором много приключений, неожиданных поворотов событий, описанных весело, с юмором и от которых «невозможно оторваться»

Что касается жанра фэнтэзи, то сотрудники Псковской областной юношеской библиотеки им. В.А. Каверина провели исследование «Феномен детского бестселлера», в котором проанализировали, почему у детей вызывает настолько сильный интерес книги подобного жанра и особенно книги о Гарри Поттере и почему им столь близки герои этой книги. Оказывается, дело вовсе не в «раскрученности» этого автора и не в рекламе, и не в том, что ребята «уходят» от реальности в сказочный мир. «Дети не уходят от действительности, погружаясь в волшебный мир Гарри Поттера, - пишут сотрудники юношеской библиотеки, - Они постигают сложности реального мира, проецируя на него мир волшебный. Читатели четко разделяют мир авторской фантазии и мир реальности и отдают себе отчет в том, что реальный мир гораздо сложнее, чем мир книги».

Анализируя причины популярности указанных литературных жанров, следует отметить преобладание повествовательного типа речи, согласно которому сюжет строится по традиционной схеме: завязка, кульминация и развязка, а повествование основано на принципе «жизнеподобия». Социально характерные герои действуют в типовой обстановке, сталкиваясь с трудностями, уже знакомыми большинству читателей, поэтому «массовая литература» подчеркнуто социальна. «К проблеме читательских интересов школьников можно подойти и с позиции возрастных социально-психологических особенностей подростков, вступающих в пору юности, - пишет Синотина Е.В. - В процессе чтения подросток узнает в жизненных обстоятельствах героя свои собственные переживания, идентифицируя себя с персонажем, присваивает чужой жизненный опыт. Принято выделять кризисы ситуации, к которым можно отнести переживания по поводу смерти близких, тяжелой болезни, краха карьеры, потери социального статуса, и кризисы развития личности, возникающие в ходе смены внутренней психологической позиции. Для подростка всегда важен выход из сложившейся ситуации. Не случайно психологи говорят о психотерапевтическом эффекте художественной литературы».

Стоит обратить внимание на то, что часто выбор литературы для чтения происходит под влиянием читательской моды, как следствие широкой рекламы или на волне интереса к видеопродукции, как в случае с Ч. Палаником, Б. Акуниным, произведения которого неоднократно экранизировались. Некоторые исследователи считают, что приобщение к книге, скорее, носит иллюзорный характер: читателя волнует не сама книга и ее осмысление, а то, какое впечатление произведет на окружающих сам факт знакомства с ней.

Таким образом, массовая литература как составляющая современного культурного процесса социально и психологически востребована школьниками старших классов. «Массовая литература? часть современного культурного процесса, и ее необходимо не только принимать как данность, но и знать и изучать вместе с детьми. При соответствующих условиях (создании на уроке особой учебной ситуации, наличии заданий, связанных с личным читательским опытом) старшеклассники охотно участвуют в дискуссиях по поводу прочитанного. Важно, чтобы предметом обсуждения в ходе дискуссии были не только тексты литературных произведений, но и те отклики в прессе, на телевидении, которые они получили. Учитель литературы может воспитывать читательскую культуру подростков, сопоставляя произведения, интересные старшеклассникам, с классикой мировой литературы, обладающей духовным потенциалом».

У других исследователей этой проблемы по ряду причин вызывает беспокойство падение интереса юношества к свободному чтению. «Во-первых, обедняются эмоциональная и интеллектуальная сферы развития школьника. Во-вторых, из тематики чтения исчезают книги об искусстве, а превалируют мистика, фантастика, детективы и любовный роман. Такие произведения не могут положительно влиять на формирование эстетических и моральных норм у учащихся, на расширение их словарного запаса». Что касается любви школьников к чтению, то, анализируя данные, представленные в различных публикациях, можно заметить порой, что объективно похожие картины чтения трактуются по-разному и даже противоположно, потому что приводятся отдельные числовые показатели. Подобные парадоксы обусловлены, вероятно, прежде всего, некоторой зыбкостью представлений о том, что можно считать нормой для той или иной читательской группы и что - отклонением. Но есть еще одна важная причина - методического характера. Прямой вопрос о любви к чтению вряд ли стоит задавать респондентам старше 9-10 лет. Подростки (а тем более юношество, молодежь) уже накопили достаточно опыта, они реализуют различные читательские практики, далеко не всегда основанные на любви к чтению (ведь даже свободное, досуговое чтение часто связано не с любовью к чтению как таковому, а с интересом к теме). Поэтому 70-80% положительных ответов на вопрос, любят ли старшеклассники читать, можно расценивать лишь как ответы тех, кто не относится к чтению отрицательно (то есть тех, кто относится к нему «нормально»). Фразы типа «я люблю читать», «я не люблю читать» могут присутствовать (и часто присутствуют) в анкетах и опросных листах в качестве вариантов ответов на вопросы о причинах или мотивах чтения. Тогда выбор респондентом именно такого ответа (вместо или вместе с вариантами типа «читаю по учебным заданиям», «читаю, когда есть время», «читаю по интересующим меня темам» - и т.п.) будет показателем его реального отношения к чтению и реального места чтения в его жизнедеятельности.

Преобладание в чтении молодых людей деловых, функциональных мотивов (в частности, связанных с получением образования), постоянный рост значимости подобных мотивов отмечается исследователями и практиками в течение уже нескольких десятилетий. Все большую роль в формировании круга чтения играют и чисто развлекательные мотивы. Развитие медиакультуры, бурный рост интернет-технологий «сдвигают» традиционную структуру чтения - как массового, так и «элитарного»; в особой степени это касается, конечно, молодежи. Вот, например, как описывает сложившуюся ситуацию В.П. Чудинова - автор множества публикаций по проблемам детского и подросткового чтения: «Чтение подрастающего поколения становится все более функциональным и утилитарным. Подростки все чаще читают как взрослые: с одной стороны, чтение - это получение нужной для учебы информации, с другой - это „легкое чтение“ как развлечение (чтение иллюстрированных журналов, комиксов, книг с более легкими, простыми и короткими текстами, как правило, не высоких художественных достоинств)».

В результатах проведенных исследований настораживает бессистемность чтения: учащиеся часто читают все, что попадает в руки. Это говорит о том, что у многих еще нет сложившихся читательских интересов. Конечно, формирование читателя - сложное дело. Читательские интересы зависят и от отношения к книге в семье, от родителей, от возраста читателя и уровня его развития, от книг, находящихся в круге чтения, от сверстников и товарищей. Но, несмотря на все это, нам кажется, что ведущее место остается за учителем-словесником и уроком литературы.

Библиографическое описание: Бархатова Е. И., Саратцева С. Г. Особенности литературных предпочтений и читательской активности семиклассников общеобразовательной школы // Юный ученый. — 2016. — №3. — С. 1-7..05.2019).





В XXI веке во всём мире отмечают снижение читательской активности школьников и взрослых людей. В результате развития современных цифровых информационных технологий уходят на второй план печатные издания и книги. С одной стороны, электронные книги становятся более доступными для школьников, но, с другой стороны, потребность в чтении книги в последние годы стала уменьшаться. Получение информации через видеофильмы, глобальную информационную сеть «Интернет» нередко заменяет чтение книг. Популярные журналы для детей и подростков получают у школьников приоритет, за счёт интересной и жизненно важной для них информации .

Многие направления современной литературы включают описание фантастических миров, нереальных событий и уносят читателя в мир иллюзий и вымысла. Необычные приключения детей в таких книгах, безусловно, привлекают внимание школьников, а произведения, описывающие исторические события, личности, сложные жизненные ситуации пользуются меньшим вниманием подростков .

Эти проблемы современности волнует всё мировое сообщество. Недаром 2003–2013 годы были объявлены ООН десятилетием грамотности. В 2005–2008 году в России Аналитическим центром Ю.Левады по заказу Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям было проведено общероссийское исследование по проблемам чтения. Данные исследований показали, что ситуация с чтением в нашей стране становится хуже с каждым годом. Так, в 2005 году только треть населения России (37 %) не читала книг вообще, а в 2008 году результаты опроса показали, что в России уже 46 % не читающих людей разного возраста. К сожалению, Россия в последнее десятилетие отнесена к стране с низкой читательской активностью, особенно среди школьников .

Читательская активность - это наличие у человека читательских потребностей и интересов, внутренних побуждений, которые формируются «лишь в процессе и под влиянием самостоятельной, свободной от мелочного контроля и опеки деятельности..., что всегда предполагает наличие вариантов, между которыми можно и нужно выбирать». Читательскую активность считают безграничным ресурсом, который можно и нужно приумножать для совершенствования и развития современного общества .

Признаками читательской активности являются: частота чтения (читает ли каждый день или несколько раз в неделю, делает это регулярно или от случая к случаю); его длительность; виды чтения (свободное - ребёнка не принуждают к чтению, он читает много, с удовольствием, полупринудительное - ребёнок читает с удовольствием, но не по собственному желанию, а по рекомендации взрослого, принудительное - ребёнок читает книгу, потому что это надо для урока, не получая от чтения удовольствия); читательские потребности и мера их удовлетворения (есть ли у ребёнка внутренняя потребность взять книгу, открыть её, прочитать, как часто она возникает); читательские предпочтения (книги каких жанров предпочитают, объём книги, наличие или отсутствие иллюстраций, размер шрифта); обстоятельства чтения (место, окружение, сопутствующие чтению занятия); частота и регулярность посещения библиотеки, книжного магазина; частота и объемы межчитательских обменов; динамика читательского поведения (оценка и самооценка); продолжение/прекращение комплектования домашних библиотек; численность прочитанных произведений (в начале и конце педагогического воздействия); динамика текущих оценок по литературе . В процессе формирования и повышения самостоятельной читательской активности школьников педагоги стараются опираться на личностно-ориентированный подход, который предполагает взаимодействие учителя, родителей и сотрудников библиотек с детьми на основе веры в их позитивные читательские возможности . Описанные проблемы определяют актуальность изучения темы, которая требуют выяснения причин, разработки мер по улучшению читательской активности школьников и увеличению роли книги и чтения в жизни подрастающего поколения.

Цель исследования - изучить особенности читательской активности и литературные предпочтения семиклассников общеобразовательной школы.

Методы и методы исследования. Проведено исследование читательской активности и анализ литературных предпочтений у 26 учеников 7 класса МАОУ СОШ № 98 г. Челябинска в 2015–16 году. Для сравнения показателей читательской активности и литературных предпочтений среди школьников были выделены две группы. В первую вошли 18 девочек, а во вторую были включены 8 мальчиков 7 класса. Средний возраст школьников составил 12,8 (девочки) - 12,9 (мальчики) лет.

Сравнение литературных вкусов и читательской активности было произведено с помощью оригинальной анкеты, разработанной авторами в процессе исследования. Анкета содержала следующие вопросы с вариантами ответов по интересующим направлениям наших исследований:

  1. Возраст, пол.
  2. Любимый род литературных произведений (стихи, проза, не могу ответить).
  3. Любимый жанр произведений (легенды, сказки, исторические повести и романы, военные повести и романы, детективы, классические произведения, фантастика, фэнтези, приключения и путешествия, книги о школе, о подростках и их жизни).
  4. Любимые герои книг (животные, школьники, фантастические существа, моряки и путешественники, космонавты, военные, маги и волшебники, индейцы).
  5. Любимый писатель
  6. Любимая книга.
  7. Используемые источники книг для чтения (школьная или городская библиотека, книжный магазин, сеть Интернет, друзья, родители, учитель).
  8. Любимая форма книг (печатная, электронная).
  9. Что вы читаете чаще всего (книги, журналы комиксы)?
  10. Какие серии книг вы знаете и читаете?
  11. Любите ли вы читать (да, нет, не могу ответить на вопрос)?
  12. Частота чтения (каждый день, 1–2 раза в неделю, 1–2 раза в месяц и т. д.).
  13. Отношение к иллюстрациям в книге.

После получения результатов анкетирования был проведён анализ полученных ответов школьников и их сравнение в выделенных двух группах мальчиков и девочек. Статистический анализ данных производили путём расчёта критерия хи-квадрат с использованием программного обеспечения Excel 2010. Уровень значимости отличий показателей в группах был принят менее 5 %.

Результаты исследования. При выборе любимого рода литературного произведения 50 % девочек и 63 % мальчиков не смогли ответить на вопрос (р Среди остальных 33 % девочек и 37 % мальчиков назвали любимыми стихи, а 12 % девочек выбрали прозу. Низкая частота выбора прозы, как любимого рода произведений, скорее всего, была связана с недостаточным знакомством школьников с этим термином, так как в последующем многие из выбранных произведений для чтения относились именно к прозе (рис. 1).

Рис. 1. Любимый род художественной литературы у семиклассников

При выборе литературного направления у девочек самыми любимыми оказались: фантастика (82 %), приключения (53 %), детективы и книги о подростках (35 %), а легенды и сказки выбрали 24 % и 18 % девочек. У мальчиков самым любимым направлением оказалась фантастика (63 %), а остальные роды произведений были ими выбраны в единичном порядке. При этом книги и произведения о сверстниках оказались интересны каждой третьей из девочек и каждому шестому мальчику (рис. 2).

Рис. 2. Выбор любимых жанров художественной литературы школьниками

Любимыми героями книг у девочек были фантастические существа (77 %), сверстники (41 %), животные и маги (24 %), а 18 % девочек нравятся произведения о космосе. У мальчиков любимыми героями были фантастические существа (63 %) и герои-победители (38 %), а книги о космосе и магах были интересны каждому шестому из них (рис. 3).

Рис. 3. Любимые герои книг у семиклассников

Как показали исследования, произведения, описывающие приключения, фантастические миры, где реальными является волшебство и магия, оказались более привлекательными для чтения подростков 13–14 летнего возраста. В наше время нереальный, сказочный мир и необычные существа быстрее завоёвывают симпатию и интерес современных школьников, чем произведения, повествующие о реальной жизни, исторических личностях и событиях.

Среди предложенных вопросов, к сожалению, ни один из школьников не указал классическую литературу. Такие книги у подростков чаще всего ассоциируются со школьной программой. Это сложные произведения, при чтении которых нужно анализировать характеры героев, их поступки, что требует соответствующих навыков и тренировки. Описываемые в классической литературе события нередко носят исторический характер и требуют знания особенностей того времени, о котором повествуют. Сложности понимания героев и сюжета в произведениях во многом связаны с резким отличием событий, изображённых в таких книгах от реальной современной жизни в нашей стране. Необходимость глубокого понимания характера и поступков героев классики не вызывает у подростков интереса. И это требует выяснения своих причин.

Согласно результатам анкетирования, любимого писателя назвали 67 % девочек и 25 % мальчиков (р

Как показали результаты проведённого опроса, литературу для чтения подростки чаще всего берут в Интернете (38–71 %), а приобретение книг в магазине или посещение библиотеки отметили 18–25 % семиклассников. Интересен тот факт, что девочки чаще пользуются Интернетом или приобретают книги в магазине, а мальчики практически в равной степени используют ресурсы глобальной сети, посещают городскую библиотеку или берут книги у друзей и одноклассников (рис. 4).

Рис. 4. Наиболее часто используемые источники литературы у семиклассников

Преобладающее число семиклассников предпочитают читать печатные издания, при этом 33–37 % школьников выбирают для чтения электронные версии книг. 11 % девочек не отметили предпочтений между электронным и печатным вариантом литературного издания. Среди печатных изданий 61–63 % семиклассников предпочитают книги. При этом 22–28 % девочек и 12–25 % мальчиков отметили, что любят читать комиксы и журналы для подростков (рис. 5).

Рис. 5. Читательские предпочтения семиклассников

Выбор данных видов литературы для чтения определяется совпадением интересов подростков и событий, описываемых в журналах. Комиксы привлекают к себе внимание захватывающими, необычными героями и сюжетами, которые снабжены красочными иллюстрациями. В настоящее время в мире цифровых технологий с раннего детства дети познают мир через обилие визуальных образов, представляемых через средства массовой информации и сеть Интернет. Этот способ получения информации более простой и быстрый, что и привлекает школьников. При чтении комиксов и журналов информация поступает подростку не только с печатным тексом, но и с фотографиями и рисунками, и не требует длительного времени чтения и глубокого осмысления увиденного.

При изучении читательского интереса, среди семиклассников серию из 100 книг, рекомендованных для чтения школьникам, знают лишь 38–39 % учеников. При этом книги других серий читают лишь 44 % девочек и 38 % мальчиков. В среднем девочки назвали 3–6 серий книг, а мальчики назвали не более 1–2 серии. Остальные 56 % девочек и 63 % мальчиков не смогли назвать известных им серий книг.

Среди названных серий книг чаще всего встречались произведения о приключениях, волшебниках, магах, необычных животных, такие как: «Я люблю читать», «Приключения», «Гарри Поттер», «Ведьмак», «Фантастика», «Властелин колец», «Коты-Воители», «Хроники стаи», «Герои Олимпа», «Софья и Царство Тьмы» и «Легенды ночных стражей». Реже в качестве серий, которые читают семиклассники, встречались такие, как: «Романы», «Детективы», «Философское наследие», «Литературные памятники», «Охотники за тайнами». Выбор серий книг во многом совпадал с предпочтениями подростков в выборе сюжетов и героев произведений. Среди мальчиков нередко такие, названные серии книг, как «Философское наследие» и «Литературные памятники», не нашли соответствующего отражения и не совпадали с избранными ими ранее любимыми героями и сюжетами произведений, что затруднило анализ полученных данных.

При ответе на вопросы анкеты 83 % девочек и 12 % мальчиков ответили, что они любят читать. Но при этом каждая шестая из девочек (17 %) и две трети мальчиков (76 %) отметили, что не могут ответить на данный вопрос, то есть они не смогли сказать, что процесс чтения книг им нравится.

Исследуя частоту чтения семиклассников, мы выяснили, что каждый день или 1–2 раза в неделю читают 61 % девочек и 50 % мальчиков, 1–2 раза в месяц берут книгу в руки 38–39 % семиклассников. И только 12 % мальчиков ответили в анкете, что книг не читают совсем (рис. 6).

Рис. 6. Частота чтения семиклассников

Полученные результаты говорят о том, что в настоящее время у мальчиков-подростков в большей степени утрачен интерес к чтению или в процессе обучения в школе этот интерес у них не появился и не сформировался как определённая жизненная потребность. Отсутствие такой потребности в чтении влияет на процесс обучения в школе, снижает эрудицию школьников и влияет на успехи в учёбе. Отсутствие ежедневного систематического чтения может отражаться на словарном запасе учеников и на скорости чтения, а, следовательно, может ограничивать возможности успешного и быстрого освоения школьной программы по основным предметам.

При выражении своего отношения к присутствию в книгах иллюстраций, 83 % девочек и 88 % мальчиков отметили их положительную роль в том, что они помогают создать образ героев, повышают читательский интерес и привлекают внимание при выборе книги. При этом 17 % девочек отметили, что иллюстрации мешают их собственному представлению о героях, а 12 % мальчиков считают, что иллюстрации в книгах для старшеклассников не нужны, и представление информации без графических изображений для них является более предпочтительным.

Вопрос о роли иллюстраций в книгах имеет большое значение для поиска способов увеличения читательской активности школьников и повышения интереса и внимания к более серьёзной литературе. Для современного подростка очень часто нужна дополнительная информация в виде иллюстраций, графического изображения сцен сюжета произведения, чтобы герои минувших лет, описанные в классике, пробудили в нём интерес к знакомству с этой книгой. Возможно, используя иллюстрации или яркую обложку, будет легче привлечь внимание подростка к книге, а это позволит расширить и сформировать правильный читательский круг и привить любовь к серьёзной литературе.

По результатам нашего исследования мы провели в школе«круглый стол» с участием учителей-филологов, школьников и их родителей. В его рамках мы донесли до всех участников тревожную информацию, совместно обсудили выявленные проблемы и наметили пути и способы повышения интереса к чтению. Также мы совместно с редакцией школьной газеты запланировали ввести в неё рубрику «Рассказ о прочитанной книге», а на сайте школьной литературной странички мы планируем более активно делиться впечатлениями о книгах с целью повышения читательского интереса не только семиклассников, но и учеников других классов нашей школы.

Выводы.

  1. Более 50 % семиклассников не знают или не могут выбрать любимый род литературного произведения и ответить на вопрос о том, нравится ли им читать.
  2. Среди девочек преобладает свободное или полупринудительное чтение книг, когда подросток сам выбирает произведение или придерживается рекомендаций взрослых. В отличие от этого среди мальчиков превалирует принудительное чтение, когда подросток читает только ту литературу, которая нужна для освоения школьной программы и не испытывает удовольствия от процесса чтения.
  3. Любимый писатель и книга чаще есть у девочек, они предпочитают серии книг и читают не реже 1–2 раз в неделю, а мальчики чаще выбирают стихи и читают 1–2 раза в неделю или месяц.
  4. Среди литературных предпочтений семиклассников лидировали фантастика, приключения, книги о фантастических существах, о школьниках, о героях-победителях и магах.
  5. Положительную роль иллюстраций при создании собственного образа героев книги, в повышении читательского интереса и привлечении внимания при выборе книги отметили 83–88 % семиклассников.

Литература:

  1. Береснева, Л. О роли чтения / Л. Береснева // Домашнее воспитание. - 2002. - N 6. - С. 15–17.
  2. Борисенко, Н. Что они читают без нас? Детское чтение в зеркале современных социологических исследований / Н. Борисенко // Литература. Приложение к газете «Первое сентября». - 2005. - N 4. - С. 42–47.
  3. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - С.112–174.
  4. Дубинин, Б. В. Чтение в России. Тенденции и проблемы / Б. В. Дубинин, Н. А. Зоркая // М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2008.- 80с.
  5. Олифер, С. В. Мониторинг читательской активности: методические рекомендации / С. В. Олифер. - М.: Чистые пруды, 2008. - (Библиотечка «Первого сентября». Серия «Библиотека в школе» Вып.21).
  6. Решетникова, О. Читать или не читать / О. Решетникова // Школьный психолог. Приложение к газете «Первое сентября». - 2001. - N 16. - С. 14.