Измерения гипсовых моделей челюстей. Методика оценки и анализа окклюзии

Для получения гипсовой модели необходимо собрать слепок, точно уложить его части в ложку, а затем склеить их между собой и с ложкой расплавленным воском.

К собиранию слепка приступают не ранее чем через 30-40 минут после извлечения его из полости рта, чтобы влага, находящаяся на поверхности слепка, могла испариться.

Перед укладкой частей слепка в ложку надо очень тщательно очистить их поверхность, прилегающую к ложке, а также внутреннюю поверхность ложки от мелких частиц гипса, мешающих точному составлению слепка.

Сначала укладывают наиболее крупные части слепка, а затем мелкие. Все части слепка должны быть точно уложены в ложку так, чтобы между ложкой и наружной поверхностью слепка нигде не было просвета. На внутренней же поверхности слепка, между его частями не должно быть щелей. Наружные края собранного слепка приклеивают к оттискной ложке горячим воском. Заливка воска в пределах протезного поля не допускается; малейшая неточность, допущенная во время склейки слепка, приводит к искажению модели.

Методика получения гипсовой модели заключается в заливке слепка или оттиска жидким гипсом, почему этот процесс и назван отливкой модели.

Для более легкого отделения слепка от модели его необходимо покрыть изолирующим веществом. В этих целях применяют ряд веществ, которые наносят на поверхность слепка. Для этого предложен мыльный спирт, керосин со стеарином и ряд других веществ. Однако практика показала, что любое изолирующее вещество оставляет на слепке слой, вследствие чего получается неточная модель. Поэтому склеенный слепок лучше опустить на 6-8 минут в холодную воду; она заполняет все поры, благодаря чему гипс модели не соединяется с гипсом слепка.

Для большей прочности модели гипс, которым заливают слепок, должен иметь консистенцию сметаны.

Слепок начинают заливать небольшими порциями гипса, причем наливают его сначала на самую выпуклую часть слепка. Слепок все время встряхивают для удаления пузырьков воздуха. Это повторяют до тех пор, пока весь слепок не будет заполнен гипсом.

Когда весь слепок заполнен, делают из остатков гипса холмик, который накладывают на слепок; последний переворачивают вниз и вместе с холмиком придавливают к гладкому предмету (стеклу, металлической пластинке и т. д.); в результате получаются модели с широким основанием-подставкой, удобной для работы. Таким образом, модель состоит из двух частей:

  • 1) рабочей части, соответствующей протезному полю, т. е. месту расположения будущего протеза,
  • 2) подставки, служащей для устойчивости модели.

Следует учесть, что высота подставки должна быть не менее 2-2,5 см; особенное значение это имеет при глубоком небе, так как утончение модели в этом месте может привести к тому, что сна продавится во время прессовки под давлением пресса.

Края модели после затвердевания гипса обрезают шпателем (рис. 14).

Отделение слепка от гипсовой модели . Слепок отделяют от гипсовой модели через 8-10 минут после отливки, т. е. когда гипс модели начинает выделять тепло. Это является наиболее благоприятным хмоментом для отделения частей слепка от модели. Отделение слепка производится очень осторожно во избежание порчи модели. Прежде всего следует освободить зубы, руководствуясь зубной формулой, в которой указано, где и какие зубы расположены. Для отделения пользуются зуботехническим шпателем, вводя его неглубоко по линии излома слепка, и рыча-гообразным движением отделяют части последнего от модели. Когда все зубы освобождены, роговым или металлическим молоточком поколачивают по слепку до тех пор, пока не появится специфический глухой звук пустоты, означающий, что между слепком и моделью образовалась щель; после этого модель полностью отделяется от слепка. Если при отделении слепка от модели отламывается зуб, который сохранил четкие контуры линии излома, можно склеить его с моделью при помощи специального жидкого клея (раствора целлулоида в ацетоне). Цементом склеивать не рекомендуется ввиду того, что он препятствует точному прилеганию зуба к модели.

При более серьезном повреждении модели, например, отрыве части альвеолярного отростка, переломе модели, царапинах в области протезного поля и др., слепок следует переснять.

Отделение оттискной массы от модели . При отливке модели по оттиску не требуется изолирующего вещества для того, чтобы оттиск легко отделился от гипсовой модели. После затвердевания гипса оттиск с моделью опускают на несколько минут в горячую воду; оттискная масса при этом размягчается и легко отделяется от модели.

В первое посещение пациента оттискной массой снимают слепки с челюстей до переходной складки, чтобы отчетливо были видны альвеолярные отростки, апикальные базисы и небный свод, подъязычная область, уздечки языка и губ. Модели отливают из гипса или супергипса. Основание моделей можно оформить при помощи специальных приборов, резиновых форм или обрезать так, чтобы углы цоколя соответствовали линии клыков, основания были параллельны жевательным поверхностям зубов. На моделях отмечают фамилию, имя пациента, возраст и дату снятия слепков. Такие модели называют контрольными, или диагностическими.

Для изучения размеров зубов, зубных рядов, апикальных базисов челюстей целесообразно использовать измеритель или специальный штангенциркуль, а также различные приспособления типа ортокреста, симметроскопа, ортометра. Изучение моделей проводят в трех взаимно перпендикулярных плоскостях: сагиттальной, окклюзионной, тубе-ральной (фронтальной) и соответствующих им направлениях: сагиттальном, трансверсальном и вертикальном.

Измерения зубов. Измерение ширины, высоты и толщины коронковой части зуба. Ширину коронковой части зуба определяют в самой широкой части зуба: на уровне экватора у всех зубов, на уровне режущего края у нижних резцов. Для передней группы зубов это медиально-латеральный размер зуба, а для боковой - мезодистальный. Однако в современной научной литературе как отечественной, так и зарубежной о ширине коронковой части всех зубов говорят как о мезио-дистальном его размере.

Высоту коронковой части постоянных зубов измеряют от режущего края зуба до его границы со слизистой оболочкой: передних зубов - по середине вестибулярной поверхности, боковых - по середине щечного бугра.

Толщина коронковой части зуба - это его мезиодистальный размер для резцов и клыков и ме-диолатеральный размер для премоляров и моляров.

Измерения зубных рядов проводят в трансверсальном (поперечном) и сагиттальном (продольном) направлениях. В трансверсальном направлении изучают ширину, в сагиттальном - длину зубных рядов.

Трансверсальные размеры зубных рядов. У детей в период прикуса молочных зубов З.И. Долгополова (1973) предложила измерять ширину зубных рядов на верхней и нижней челюстях между центральными и боковыми резцами, клыками, первыми и вторыми молочными молярами.

Измерительные точки у центральных и боковых резцов и клыков расположены на вершинах зубных бугорков, у первых и вторых молочных моляров - на жевательных поверхностях в переднем углублении на месте пересечения продольной и поперечной борозд.

В период прикуса постоянных зубов для определения трансверсаль-ных размеров зубных рядов используют методику Пона, которая основана на зависимости между суммой мезиодистальных размеров 4 верхних резцов и расстоянием между первыми премолярами и первыми молярами на верхней и нижней челюстях. С этой целью Пон предложил точки измерения, которые при смыкании зубов верхней и нижней челюстей совпадают, и, следовательно, ширина их зубных рядов одинакова.

В области первых премоляров ширину зубного ряда, согласно По-ну, измеряют на верхней челюсти между точками в середине межбуг-ровой фиссуры, на нижней челюсти между дистальными контактными точками на скате щечных бугров.

В области первых постоянных моляров ширину зубного ряда определяют на верхней челюсти между точками в передних углублениях продольной фиссуры, на нижней челюсти между задними щечными буграми.

В период смены зубов вместо измерительных точек на премолярах используют дистальные ямочки первых молочных моляров на верхней челюсти или их задние щечные бугры на нижней челюсти. Кроме ширины зубных рядов в области премоляров и моляров, целесообразно изучать ширину зубных рядов в области клыков между вершинами их режущих краев.

Сагиттальные размеры зубных рядов у детей определяют в возрасте от 3 до 6-7 лет (в период прикуса молочных зубов).

Длину переднего отрезка зубного ряда измеряют от середины расстояния между мезиальными углами центральных резцов с их вестибулярной поверхности по сагиттальной плоскости до точки пересечения с линией, соединяющей дистальные поверхности коронок молочных клыков, общую же сагиттальную длину зубного ряда - до точки пересечения с линией, соединяющей дистальные поверхности вторых молочных моляров.

Измеряют также лонгитудиналь-ную длину зубных рядов, которая в норме равна сумме мезиодистальных размеров 12 зубов.

Симметричность зубных рядов и смещение боковых зубов исследуют путем сопоставления размеров правой и левой половин зубного ряда и определения одностороннего мезицентральных резцов и точками Пона.

Смещение боковых зубов мези-ально на гипсовых моделях челюстей можно определить, сравнивая расстояния от межрезцового сосочка до вершин клыков или точек Пона на первых премолярах и первых молярах справа и слева. На стороне предполагаемого мезиаль-ного смешения боковых зубов это расстояние будет меньше по сравнению с противоположной стороной и нормой.

Положение боковых зубов можно также оценить относительно точки "О", расположенной на пересечении срединного небного шва и касательной к дистальным поверхностям первых постоянных моляров. Расстояние от этой точки до измерительных точек Пона на первых премолярах (линия б) и первых моляров (линия а), а также расстояние по срединному небному шву от точки "О" до вершины межрезцового сосочка. Расстояние от точки "О" до измерительных точек справа и слева должно быть равным.

Необходимо исследовать сегменты зубных рядов, небный свод.

Значения параметров небного свода (длину, высоту, ширину и угол неба) определяют по следующей методике:

Длину небного свода - от вершины межрезцового сосочка (латеральные аппроксимальные поверхности центральных резцов) по срединному небному шву до линии, соединяющей дистальные поверхности первых постоянных моляров;

глубину небного свода - по величине перпендикуляра от наиболее глубокой точки на вычерченном контуре неба на линию, соединяющую вершины межзубных сосочков между вторыми премолярами и первыми молярами;

ширину небного свода - по линии, соединяющей вершины межзубных сосочков между вторыми премолярами и первыми молярами;

угол неба (угол "а") - по методике Персина и Ерохиной, основываясь на некоторых положениях при его построении. Исходной плоскостью является плоскость, параллельная туберальной, которая проходит через измерительные точки Пона в области первых премоляров. В месте ее пересечения с сагиттальной плоскостью на срединном небном шве - точка 1 - строят угол, составляющими которого являются линия, параллельная основанию плоскости симметрографа, и линия до вершины межрезцового сосочка - точка 2.

Индекс высоты неба определяют на гипсовых моделях челюстей и рассчитывают по формуле: 100.

Индекс высоты неба = Высота неба

Ширина зубного ряда

Измерения апикального базиса.

Ширину апикального базиса верхней челюсти определяют на гипсовой модели по прямой между наиболее глубокими точками в области f-ssae canina (в углублении между верхушками клыков и первых премоляров), а на модели нижней челюсти - между этими же зубами, отступя от уровня десневого края на 8 мм 13.23).

Длину апикального базиса измеряют на верхней челюсти от точки А (место пересечения срединного небного шва с линией, соединяющей центральные резцы в области шейки с небной поверхности) по срединному небному шву до линии, соединяющей дистальные поверхности первых постоянных моляров; на нижней челюсти - от точки Б (передняя поверхность режущих краев центральных резцов) по перпендикуляру до пересечения с линией, соединяющей дистальные поверхности первых постоянных моляров.

Изучение формы зубных рядов.

Верхний и нижний зубные ряды в период прикуса молочных зубов представляют собой полукруг, в период прикуса постоянных зубов верхняя зубная дуга имеет форму полуэллипса, нижняя - параболы. Форму зубных рядов можно оценивать с помощью графических методов, используя различные приспособления или геометрические построения, - симметроскопию, фо-тосимметроскопию, симметрогра-фию, параллелографию, диаграмму Хаулея-Гербера-Гербста.

Симметроскопия. С помощью этого метода изучают место расположения зубов в трансверсальном и сагиттальном направлениях. Орто-крест (ортодонтический крест) применяют для экспресс-диагностики. Он представляет собой прозрачную пластину, на которую нанесен крест с миллиметровыми делениями или миллиметровая сетка с делениями через 1-2 мм. Пластину накладывают на гипсовую модель верхней челюсти, ориентируя крест по срединному небному шву, и затем изучают расположение зубов по их отношению к срединной и поперечной линиям 13.24).

Фотосимметроскопия представляет собой метод симметроскопии диагностических моделей челюстей с последующим их фотографированием в определенном режиме. Фотографию моделей челюстей со спроецированной на нее миллиметровой сеткой в дальнейшем изучают и проводят измерения.

Пользуются при этом симметро-графом, на котором изучаемую диагностическую модель челюсти ориентируют, а затем фиксируют относительно перпендикулярно расположенных измерительных шкал. Целесообразно применять паралле-лограф, который позволяет проводить сагиттальные, трансверсальные и угловые измерения. На модели челюсти находят условную базовую точку отсчета. В качестве такой точки авторы используют точку пересечения сагиттальной и трансвер-сальной плоскостей с мезиальной поверхностью первых постоянных моляров. В диагностике применяют диаграммы, по которым определяют сумму мезиодистальных размеров трех верхних зубов. Для определения формы зубного ряда модель накладывают на чертеж так, чтобы ее средняя линия, проходящая по небному шву, совпадала с диаметром AM, а стороны равностороннего треугольника FEG проходили между клыками и премолярами. Затем тонко заточенным карандашом обводят контур зубного ряда и сравнивают имеющуюся форму с кривой диаграммы.

Доступно на тему: "цели и особенности загипсовки ортопедических моделей в окклюдатор" с комментариями стоматологов. Все вопросы вы можете задать после прочтения статьи.

  • Цели и особенности загипсовки ортопедических моделей в окклюдатор

    В ортопедической стоматологии важным лабораторным этапом является проверка изготовленной конструкции. Очень важно оценить ее смыкание и возможность осуществления всех видов окклюзионных движений. С этой целью используется зуботехнический окклюдатор.

    Это специальный аппарат, применяющийся в процессе создания ортопедических конструкций. В нем располагают гипсовые модели челюстей и воспроизводят ряд жевательных движений.

    Устройство включает в себя 2 дуги: верхнюю и нижнюю. Они соединяются между собой поперечным стержнем. При необходимости его можно снимать.

    В окклюдатор происходит загипсовка готовых моделей. Верхняя модель, соответственно, фиксируется на верхнюю дугу, а нижняя – на нижнюю.

    Применение данного аппарата показано при изготовлении все видов ортопедических конструкций. Он воспроизводит движения челюстей только в вертикальной плоскости. С помощью данного устройства определяется центральное соотношение челюстей и высота прикуса.

    Все устройства отличаются по размеру. Они могут быть:

    Главная классификация основана на конструктивных особенностях. Выделяют окклюдаторы:

    • проволочные;
    • литые;
    • универсальное устройство Васильева.

    Обычный проволочный окклюдатор шарнирного типа состоит из 2 дуг. Одна их них, чаще всего это нижняя, изгибается под углом в 100-110

    градусов.

    Между дугами находится соединение шарнирного типа. Для регистрации расстояния между альвеолярными отростками в положении центральной окклюзии используется винт или стержень, имеющий вертикальное направление. В процессе использования аппарата важно не забывать об этой особенности. Рекомендуется плавное и мягкое смыкание моделей, чтобы не повлиять на определенную заранее высоту прикуса. Поворот стержня позволяет изменять его.

    Иногда стержень не используют. Это происходит в тех ситуациях, когда у пациента сохранены зубы-антагонисты. Они способны сохранять необходимую высоту прикуса, которую не нужно определять заново.

    Литые окклюдаторы отличаются тем, что их дуги выполнены не из проволоки, а полностью отлиты из металла.

    Отдельно стоит выделить универсальный окклюдатор, который был модифицирован Васильевым. Так же, как и обычный шарнирный, он включает в себя верхнюю и нижнюю дуги. В данном случае они выполнены не из проволоки, а из металлических пластинок. К ним припаяны кольца овальной формы, имеющие отверстия для шпилек. Они отвечают за фиксацию загипсованных моделей.

    В задней части нижней дуги располагаются стойки, имеющие отверстия для стержня. Именно он соединяет 2 дуги между собой.

    На нижней дуге присутствуют углубления для штифта. Обнаружить их можно на передней части. Штифт отвечает за удерживание высоты в позиции центральной окклюзии.

    На верхней дуге имеются петли для шарнирного стержня. В ее передней части располагается шарнир, с помощью которого прикрепляется штифт, вставляющийся в углубление на нижней дуге. Шарнирное соединение дуги и штифта позволяет отводить его вперед в случае необходимости.

    • установка моделей в прибор с использованием гипса;
    • перенос данных о высоте прикуса и положении челюстей в позиции центральной окклюзии;
    • проверка вертикальных движений, при возникновении каких-либо нарушений проводится их корректировка.

    Безусловно, окклюдатор гораздо проще в использовании, чем артикулятор. Однако, его основным недостатком является возможность воспроизведения только вертикальных движений. В свою очередь, артикулятор способен имитировать движения во всех направлениях.

    Это имеет наибольшее значение при протезировании пациентов с полной потерей зубов. Невозможность оценки горизонтальных движений не позволяет проверить протезы во всех фазах перемещения нижней челюсти относительно верхней.

    На врача ложится дополнительная нагрузка по проверке протеза при сдаче. Приходится заново проверять смыкание и стачивать бугры и режущие края искусственных зубов, которые мешают нормальным перемещениям челюстей.

    Артикулятор позволяет более полноценно оценить качество протеза еще до окончательной обработки конструкции. У техника есть возможность увидеть недочеты в смыкании со всех сторон, что гораздо сложнее сделать в полости рта.

    Практически все врачи и зубные техники уже отказались от использования окклюдатора. Его заменяют современные модели артикуляторов, которые позволяют создавать более качественные протезы.

    Практически все конструкции должны проверяться еще на промежуточных этапах. Это невозможно сделать без полной и всесторонней оценки. Ее основным этапом является точное определение всех окклюзионных взаимоотношений челюстей.

    Этот лабораторный этап делают все зубные техники. После клинического этапа определения центральной окклюзии. Модели с окклюзионными валиками, скрепленные между собой, поступают к зубному технику. После этого модели нужно зафиксировать в окклюдаторе в положении центральной окклюзии.

    · Укладываем горочку гипса на стол

    · Погружаем гипс в нижнюю раму окклюдатора

    · Устанавливаем на гипс фантомы в положении центральной окклюзии

  • Изготовление гипсовой модели по гипсовому слепку складывается из следующих операций: I) подготовка гипсового слепка; 2) отливка гипсовой модели; 3) отделение слепка от модели; 4) обработка модели.

    Подготовка гипсового слепка заключается в создании условий для легкого отделения слепка от модели и предупреждения ее повреждения. Для этого слепок погружают в холодную воду на 15-20 мин с целью насыщения его водой и получения пассивного состояния по отношению к жидкому гипсу отливаемой модели. В противном случае сухой гипс слепка будет впитывать воду жидкого гипса модели и они прочно соединятся. Покрывать поверхности гипсового слепка каким-либо изолирующим материалом не рекомендуется из-за опасности искажения точности рельефа тканей протезного ложа.

    Подготовка гипсового функционального слепка с беззубой челюсти заключается в создании канта из восковой пластинки толщиной 3-4 мм, расположенного на 2-3 мм ниже края слепка по всей его периферии. Это поможет сохранить толщину и границы края слепка, что важно для создания замыкающего клапана по краям протеза и хорошей его фиксации на беззубой челюсти.

    Вынутый из воды слепок слегка отряхивают н заполняют малыми порциями жидкого гипса, наливая его в первую очередь на наиболее выступающие участки слепка. При этом для предупреждения образования пор в модели и полного заполнения всех углублений слепка необходимо постоянно потряхивать слепок или поместить его на вибрирующее основание (стол).

    Заполнив слепок жидким гипсом несколько выше его краев, на стол насыпают горку гипса и, перевернув слепок вверх ложкой, погружают его в эту горку. При этом следят за тем, чтобы поверхность ложки была параллельна плоскости стола, а высота основания модели была не менее 1,5-2 см. Не дожидаясь полного затвердевания гипса, оформляют края модели. При отливке гипсовой модели по гипсовому функциональному слепку края модели оформляют, ориентируясь на край восковой окантовки.

    Гипсовые модели из высокопрочного гипса, отлитые по слепкам из медицинского гипса, имеют коэффициент объемного расширения, равный 0,43 %, а модели из медицинского гипса, полученные по слепкам из эластика,- 0,35 %. Это необходимо учитывать при изготовлении протезов, требующих большой точности.

    Отливка гипсовой модели по термопластическому слепку не отличается от вышеописанной. В этом случае нет надобности в предварительном замачивании слепка в воде, а достаточно промыть его для удаления слизи и слюны.

    Отливку гипсовой модели по слепку, полученному с помощью альгинатной слепочной массы, производят тотчас или не позднее чем через 20 мин после его выведения из полости рта. При этом слепок необходимо положить в раствор сульфата калия-алюминия (алюмокалиевых квасцов) для устранения следов альгиновой кислоты, препятствующей реакции схватывания гипса. Промыв слепок проточной водой, отливают модель по обычной методике. Получение гипсовой модели по двойным (двуслойным, уточненным) слепкам, где в качестве второго слоя используется силиконовая или тиоколовая масса, не требует поспешности ввиду их низкой усадки. Такие слепки могут быть отлиты и на 2-е сутки.

    После затвердения гипса модели (через I-2 ч) вначале от слепка отделяют ложку, а затем, удалив излишки гипса по краям модели, приступают к ее освобождению. При этом надо знать вид и топографию дефектов зубного ряда, чтобы предупредить поломку зубов.

    Освобождение гипсовой модели от гипсового слепка начинают с вестибулярной стороны, с самого маленького куска, что определяется по видимым линиям излома. Удерживая зуботехннческий шпатель в правой руке и опираясь I пальцем на модель, а руками на стол, вводят острый конец шпателя в линию излома и, действуя им как рычагом, откалывают кусок. Таким способом освобождают всю вестибулярную стенку.

    Для удаления небной части слепка (наиболее толстой и массивной) необходимо создать дополнительные клиновидные надрезы в различных направлениях и, вставив в них шпатель, легкими ударами молоточка отделить все части слепка от модели. В некоторых случаях можно воспользоваться коронковыми ножницами, откалывая гипс малыми частями.

    Освобожденную модель аккуратно подрезают по краю основания, образуя цоколь, где все поверхности имеют гладкие контуры и переходят одна в другую под некоторым углом.

    Основание модели нижней челюсти имеет такую же форму, как и основание модели верхней челюсти, без вырезки с язычной стороны, которая ослабляет прочность модели.

    Освобождение модели от гипсового функционального слепка производят с помощью легкого постукивания молоточком по поверхности слепка; при появлении трещины удаляют слепочный гипс шпателем.

    Для освобождения гипсовой модели от термопластического слепка ее опускают в горячую воду (+50-ь+60 °С), после размягчения массы приподнимают один из краев слепка и снова опускают в горячую воду, чтобы вода проникла во внутренние слои. Затем осторожно отделяют термопластическую массу от модели. Чтобы полностью очистить модель от следов термопластической массы, берут ее кусочек, размягчают в горячей воде и, прижимая к модели, собирают все остатки массы. В заключение можно промыть модель эфиром или мономером.

    Отделение гипсовой модели от альгинатного слепка производят через 50-60 мин после ее отливки и полного затвердевания гипса. При этом во избежание поломки зубов пользуются острым скальпелем, разрезая слепочную массу на кусочки и последовательно освобождая модель. Отсрочка в отделении модели от альгинатного слепка приводит к затвердеванию и усадке слепочной массы.

    Для отделения двойного (двуслойного) слепка от гипсовой модели. достаточно опустить модель в теплую воду (+40-^ + 50°С) для размягчения и удаления термопластической массы, а тонкий слой эластической массы (сиеласт) легко стягивается с модели.

    В случае поломки одного или нескольких гипсовых зубов модели их можно приклеить на прежнее место с помощью нитроцеллюлозного клея или цемента.

    Гипсовую модель можно использовать для изготовления протеза, если высота основания ее не менее 1,5 см и отсутствуют повреждения рабочей поверхности (поры, различные включения, отломы и переломы). В противном случае необходимо вновь снять слепок и изготовить новую модель.

    Для повышения твердости гипсовой модели ее кипятят в 20-30 % водном растворе тетрабората натрия в течение 5-10 мин или смазывают ее поверхность этим раствором с помощью ватного тампона.

    Гипсовые модели повышенной твердости можно иолучить, применяя для этих целей мраморный гипс (супергипс), что используется в процессе изготовления бюгсльных и металлокерамических протезов.

    В процессе изготовления фарфоровых коронок, вкладок, полукоронок опорные зубы модели должны обладать повышенной прочностью. Для их получения используют цемент, амальгаму, галлодент, легкоплавкие металлы и др.

    Болезни зубов, окружающих зубы тканей, поражения зубных рядов встречаются довольно часто. Не менее часто наблюдаются ненормальности развития зубочелюстной системы (аномалии развития), которые возникают в результате самых различных причин. После транспортных и производственных повреждений, операций на лице и челюстях, когда повреждаются или удаляют большое количество мягких тканей и кости, после огнестрельных ранений не только имеют место нарушения формы, но значительно страдает и функция. Это обусловлено тем, что зубочелюстная система в основном состоит из костного скелета и опорно-двигательного аппарата. Лечение поражений опорно-двигательного аппарата заключается в применении различных ортопедических аппаратов и зубных протезов. Установление характера повреждения, заболевания и составление плана лечения являются разделом врачебной деятельности.

    Изготовление ортопедических аппаратов и зубных протезов состоит из ряда мероприятий, которые выполняет врач-ортопед совместно с зубным техником-лаборантом. Врач-ортопед осуществляет все клинические процедуры (препарирование зубов, снятие слепков, определение соотношений зубных рядов), проверяет во рту больного конструкции протезов и различных аппаратов, накладывает изготовленные аппараты и протезы на челюсти, в последующем ведет наблюдение за состоянием полости рта и зубных протезов.

    Зубной техник-лаборант выполняет все лабораторные работы по изготовлению протезов и ортопедических аппаратов.

    Клинические и лабораторные этапы изготовления протезов и ортопедических аппаратов чередуются, причем их точность зависит от правильного выполнения каждой манипуляции. Это вызывает необходимость взаимного контроля двух лиц, принимающих участие в выполнении намеченного плана лечения. Взаимный контроль будет тем полнее, чем лучше каждый исполнитель владеет техникой изготовления протезов и ортопедических аппаратов, несмотря на то, что в практике степень участия каждого исполнителя определяется специальной подготовкой — врачебной или технической.

    Зубопротезная техника — наука о конструкциях зубных протезов и способах их изготовления. Зубы необходимы для размельчения пищи, т. е. для нормальной работы жевательного аппарата; кроме того, зубы участвуют в произношении отдельных звуков, и, следовательно, при потере их речь может быть значительно искажена; наконец, хорошие зубы украшают лицо, а отсутствие их безобразит человека, а также негативно скажется на психическом здоровье, поведении и общению с людьми. Из сказанного становится понятной тесная связь между наличием зубов и перечисленными функциями организма и необходимость восстановления их в случае потери путем протезирования.

    Слово «протез» происходит от греческого — prothesis, что означает искусственная часть тела. Таким образом, протезирование имеет своей целью замещать утраченный орган или часть его.

    Любой протез, являющийся по существу инородным телом, должен, однако, максимально восстанавливать утраченную функцию, не причиняя вреда, а также повторять внешний вид замещаемого органа.

    Протезирование известно очень давно. Первым протезом, который применяли еще в глубокой древности, можно считать примитивный костыль, который облегчал человеку, потерявшему ногу, возможность передвигаться и тем самым частично восстанавливал функцию ноги.

    Усовершенствование протезов шло как по линии повышения функциональной эффективности, так и по линии приближения к естественному внешнему виду органа. В настоящее время имеются протезы для ног и особенно для рук с довольно сложными механизмами, более или менее удачно отвечающими поставленной задаче. Применяются, однако, и такие протезы, которые служат лишь косметическим целям. В качестве примера могут быть названы глазные протезы.

    Если обратиться к зубному протезированию, то можно отметить, что оно дает в отдельных случаях больший эффект, чем другие виды протезирования. Некоторые конструкции современных зубных протезов, почти полностью восстанавливают функцию жевания и речи, и в то же время по внешнему виду, даже при дневном свете имеют натуральный цвет, и они мало отличаются от естественных зубов.

    Зубное протезирование прошло длинный исторический путь. Историки свидетельствуют о том, что зубные протезы существовали за много веков до нашей эры, так как они были обнаружены при раскопках древних гробниц. Эти протезы представляли собой фронтальные зубы, сделанные из кости и скрепленные с рядом золотых колец. Кольца, повидимому, служили для прикрепления искусственных зубов к естественным.

    Такие протезы могли иметь только косметическое значение, и изготовлением их (не только в древние времена, но и в средние века) занимались лица, не имеющие прямого отношения к медицине: кузнецы, токари, ювелиры. В XIX веке специалистов, занимавшихся зубным протезированием, стали называть зубными техниками, но по существу они были такими же ремесленниками, как и их предшественники.

    Обучение длилось обычно несколько лет (установленных сроков не было), после чего ученик, выдержав при ремесленной управе соответствующий экзамен, получал право на самостоятельную работу. Такой социально-экономический уклад не мог не отразиться на культурном и общественно-политическом уровне зубных техников, которые находились на крайне низкой ступени развития. Эта категория работников даже не причислялась к группе медицинских специалистов.

    Как правило, никто не заботился тогда о повышении квалификации зубных техников, хотя отдельные работники достигали в своей специальности высокого художественного совершенства. Примером может служить дантист, живший в прошлом столетии в Петербурге и написавший первый учебник по зубоврачебной технике на русском языке. Судя по содержанию учебника, автор его был опытным специалистом и образованным для своего времени человеком. Об этом можно судить хотя бы по следующим его высказываниям во введении к книге: «Начатое без теории изучение, приводящее только к размножению техников, достойно порицания, потому что, будучи неполным, оно образует работников — купцов и ремесленников, но никогда не произведет дантиста-художника, как и образованного техника. Зубоврачебное искусство, практикуемое людьми без теоретических знаний, не может ни в каком отношении быть приравнено к тому, которое составляло бы отрасль медицины».

    Развитие зубопротезной техники как медицинской дисциплины пошло по новому пути. Для того чтобы зубной техник мог стать не только исполнителем, но и творческим работником, способным поднять зубопротезную технику на должную высоту, он должен обладать определенным комплексом специальных и медицинских знаний. Этой идее подчинена реорганизация зуботехнического образования в России, и на основе ее составлен настоящий учебник. Зубопротезная техника получила возможность приобщиться к прогрессивному развитию медицины, ликвидируя кустарщину и техническую отсталость.

    Несмотря на то, что объектом изучения зубной техники является механическая аппаратура, все же не следует забывать, что зубной техник должен знать назначение аппаратуры, механизм ее действия и клиническую эффективность, а не одни внешние формы.

    Предметом изучения зубопротезной техники являются не только замещающие аппараты (протезы), но и такие, которые служат для воздействия на те или иные деформации зубо-челюстной системы. К ним относятся так называемые исправляющие, растягивающие, фиксирующие аппараты. Эти аппараты, применяемые для ликвидации всякого рода уродств и последствий травм, приобретают особенно большое значение в военное время, когда число травм челюстно-лицевой области резко возрастает.

    Из сказанного следует, что зубопротезная техника должна базироваться на сочетании технической квалификации и художественного мастерства с основными общебиологическими и медицинскими установками.

    Материал настоящего сайта рассчитан не только на учащихся зубоврачебных и зуботехнических школ, но и на старых специалистов, нуждающихся в совершенствовании и углублении своих знаний. Поэтому авторы не ограничились одним описанием технологического процесса изготовления различных конструкций протезов, а считали необходимым дать также основные теоретические предпосылки клинической работы на уровне современных знаний. Сюда относится, например, вопрос о правильном распределении жевательного давления, понятие об артикуляции и окклюзии и другие моменты, увязывающие работу клиники и лаборатории.

    Авторы не могли пройти мимо вопроса об организации рабочего места, который получил большое значение в нашей стране. Техника безопасности также не была оставлена без внимания, так как работа в зуботехнической лаборатории связана с производственными вредностями.

    В учебнике приводятся основные сведения о материалах, которыми зубной техник пользуется в своей работе, как, например, гипс, воск, металлы, фосфор, пластмасса и др. Знание природы и свойств этих материалов необходимо зубному технику в целях правильного пользования ими и дальнейшего их усовершенствования.

    В настоящее время в развитых странах отмечается заметное увеличение продолжительности жизни людей. В связи с этим и возрастает число лиц с полной потерей зубов. Обследование, проведенное в ряде стран, выявило большой процент полной потери зубов у пожилой части населения. Так, в США число беззубых больных доходит до 50, в Швеции — 60, в Дании и Великобритании оно превышает 70—75%.

    Анатомические, физиологические и психические изменения у людей в преклонном возрасте усложняют протезное лечение беззубых больных. 20—25% больных не пользуются полными протезами.

    Протезное лечение больных с беззубыми челюстями является одним из важных разделов современной ортопедической стоматологии. Несмотря на весомый вклад ученых, многие проблемы этого раздела клинической медицины окончательного решения не получили.

    Протезирование больных с беззубыми челюстями ставит своей задачей восстановление нормальных взаимоотношений органов челюстно-лицевой области, обеспечивающих эстетический и функциональный оптимум, чтобы еда приносила удовольствие. В настоящее время твердо установлено, что функциональная ценность полных съемных зубных протезов в основном зависит от их фиксации на беззубых челюстях. Последняя, в свою очередь, зависит от учета многих факторов:

    1. клинической анатомии беззубого рта;

    2. способа получения функционального оттиска и моделирования протеза;

    3. особенностей психологии первично или повторно протезируемых больных.

    Приступая к изучению этой сложной проблемы, мы в первую очередь остановили свое внимание на клинической анатомии. Здесь нас заинтересовали рельеф костной опоры протезного ложа беззубых челюстей; взаимоотношения различных органов беззубой полости рта при различных степенях атрофии альвеолярного отростка и их прикладное значение (клиническая топографическая анатомия); гистотопографическая характеристика беззубых челюстей с различной степенью атрофии альвеолярного отростка и окружающих его мягких тканей.

    Кроме клинической анатомии, мы должны были провести изыскание новых методов получения функционального оттиска. Теоретической предпосылкой к нашим исследованиям явилось положение, что целенаправленному оформлению подлежит не только край протеза и его поверхность, лежащая на слизистой оболочке альвеолярного отростка, но и полированная поверхность, несоответствие которой окружающим активным тканям приводит к ухудшению его фиксации. Систематическое изучение клинических особенностей протезирования больных с беззубыми челюстями и накопленный практический опыт позволили нам улучшить некоторые способы повышения эффективности полных съемных зубных протезов. В клинике это выразилось в разработке методики объемного моделирования.

    Не исчерпан спор о том, что базисные материалы из акрилатов оказывают токсическое, раздражающее действие на ткани протезного ложа. Все это заставляет проявлять настороженность и убеждает в необходимости экспериментальных и клинических исследований проявления побочных действий съемных зубных протезов. Неоправданно часто ломаются акриловые базисы, и выяснение причин, вызывающих эти поломки, также представляет определенный практический интерес.

    Более 20 лет мы изучали перечисленные аспекты проблемы протезирования беззубых челюстей. Сайт обобщает результаты этих исследований.