Половое созревание мальчиков и девочек.

Наиболее информативным показателем полового и физического развития подростков в пубертатном периоде являются вторичные половые признаки (ВПП) - внешние проявления глубоких эндокринных сдвигов, сопровождающих начало, прогрессирование и окончание полового созревания. Степень их развития позволяет судить о физиологичности течения полового созревания, а также выявить разнообразные отклонения этого процесса.
Время начала пубертата может варьировать и в большей степени коррелирует с костным возрастом, отражая степень биологической зрелости организма. Возраст появления ВПП зависит от состояния здоровья, питания, климатических условий и генетических особенностей. Согласно принятым в педиатрической эндокринологии правилам, физиологическими рамками начала полового созревания является возрастной интервал 8 - 13 лет. У здоровых девочек в современных условиях пубертат начинается в 8 - 9 лет и заканчивается в 16 - 17.

I метод: Для оценки полового созревания детей разного хронологического возраста во всем мире применяется единая шкала J.M.Tanner. Она позволяет объективизировать клинические наблюдения, поскольку дети одного и того же хронологического возраста могут находиться как минимум, на трех различных стадиях полового развития. Для девочек шкала Tanner разделена на 4 категории - степень развития молочных желез, менструальная функция, оволосение лобка и подмышечных впадин. Степень развития вторичных половых признаков в этих категориях различается по стадиям. Стадия 0 - допубертатная (когда признак отсутствует), IV стадия обозначает достижение по указанным категориям параметров взрослой женщины. Нормальным индивидуальным развитием является последовательное развитие от I до IV стадии без отклонения более чем на один уровень между всеми признаками. Время развития от I до IV стадий обычно занимают 3 - 4 года.

Состояние полового развития принято обозначать общей формулой: А, Р, Ma, Me, в которой соответственно указываются стадии созревания каждого признака; например А2, P3, Ма3, Ме1. Для оценки менструальной функции существует три категории; Ме1 - ме-нархе, Ме2 - неустановившийся менструальный цикл (является вариантом нормы 1 год после наступления менархе), Ме3 - установившийся менструальный цикл. При оценке степени полового созревания по развитию вторичных половых признаков отклонением от средневозрастных норм считается опережение или отставание при сдвигах показателей половой формулы на год и больше.
Хотя хронологическое время начала, продолжительности и окончания пубертата имеет индивидуальные особенности, однако, для девочек патологически ранним началом полового созревания следует считать увеличение молочных желез и появление полового оволосения до восьмилетнего возраста или менархе раньше 9 - 10 лет. Соответственно, патологическим признаком является отсутствие каких-либо признаков пубертата у девочек старше 13 - 13,5 лет и отсутствие менструаций в 15 - 15, 5 лет и старше.

Отставание или резкое опережение выраженности ВПП по сравнению со средними значениями приводит к заключению о наличии патологии и требует углубленного эндокринологического обследования. Так, отсутствие каких-либо вторичных половых признаков в 13 летнем возрасте и менструации при наличии вторичных половых признаков в 15,5 лет, является признаком задержки полового развития; появление ВПП до 8-летнего возраста свидетельствует о преждевременном половом созревании, оба состояния требуют эндокринологического обследования.

II метод: Общеизвестно, что индивидуальное время начала пубертата определяется наследственными и средовыми факторами. Именно поэтому для клинического разграничения нормы и патологии полового созревания не всегда приемлемо понятие «средняя возрастная норма». Это связано с тем, что индивидуальное половое развитие у подростков может значительно отличаться от «средних показателей», но, тем не менее, оставаться физиологическим. Сравнение индивидуальных показателей развития вторичных половых признаков с приводимыми нормативами является более информативным, чем при сравнении с общепринятыми возрастными нормами.
Оценка индивидуальных данных на основании сравнительного сопоставления их со средними величинами оценочных таблиц позволит правильно и объективно оценить половое развитие каждого конкретного ребенка. При использовании сигмального метода (с учетом вариабельности нормы в каждом календарном возрасте) нормальные показатели должны укладываться в интервал от -2 до +2σ.

Таблица 1. Стадии развития вторичных половых признаков по Tanner

Молочная железа

Появление волос на лобке

Развитие волос в подмышечной впадине (А - axillaris):

Ма - детский сосок

Р — отсутствие волос

А О - отсутствие волос

Ma 1 - увеличение только соска, околососковый кружок выдается над уровнем кожи

P 1 — единичные короткие волосы типа веллюс

A 1 — единичные волосы располагающиеся в центре впадины

Ма 2 - околососковый кружок больших размеров, вместе с соском образует конус, железа несколько выдается над уровнем кожи

Р 2 - волосы на центральной части лобка более густые, длинные, оволосение редкое, волосы слегка пигментированы, располагаются на медиальной поверхности половых губ

А2 - волосы более густые на центральном участке впадины

Ма 3 - железа приподнята, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса

Р 3 - волосы длинные, густые, вьющиеся на всем треугольнике лобка

А 3 - волосы густые, длинные по всей подмышечной области

Ма 4 - сосок поднимается над околососковым кружком, железа принимает такие же формы и размеры, как у взрослой женщины

Р 4 - волосы, расположенные на всей области лобка, переходят на бедра, густые, вьющиеся, с характерной горизонтальной границей

А 4 - занимают всю впадину, но их количество меньше, чем у взрослых

Рисунок. Схематическое изображение стадий развития молочной железы и лобкового оволосения по Tanner

Таблица 2. Показатели развития молочной железы у девочек различных возрастных групп.

Возраст (лет)

Общее количество детей

Не имеют признака (чел.)

Имеют признак (чел.)

Физиологические

Отставание выраженности вторичных половых признаков более чем на 2σ (по сравнению с региональными нормативами) приводит к заключению о наличии патологии и требует углубленного исследования.
Основные параметры полового развития школьниц г. Архангельска приведены в таблицах 3-5.
Средний возраст появления телархе равен 10.26±0,18 лет, при s =1,14, таким образом, индивидуальные физиологические показатели сроков его появления лежат между значениями 7,98 - 12,54 лет.

Таблица 3. Показатели развития лобкового оволосения (пубархе) у девочек различных возрастных групп.

Возраст (лет)

Общее количество детей

Не имеют признака (чел.)

Имеют признак (чел.)

Количество детей в зависимости от степени развития признака по Tanner (чел.)

Средний показатель развития признака (в баллах)

Физиологические

Средний возраст появления пубархе равен 10,92±0,2 лет, при s = 0,98, таким образом, индивидуальные физиологические показатели срока появления пубархе лежат между значениями 8,96 - 12,88 лет.
Средний возраст подмышечного оволосения (аксиллархе) равен 11,5±0,22 лет при s = 0,82, таким образом, индивидуальные физиологические показатели срока появления оволосения лежат между значениями 11,06 - 11,94 лет.

Таблица 4. Показатели развития подмышечного оволосения у девочек различных возрастных групп.

Возраст (лет)

Общее количество детей

Не имеют признака (чел.)

Имеют признак (чел.)

Количество детей в зависимости от степени развития признака по Tanner (чел.)

Средний показатель развития признака (в баллах)

Физиологические

Средний возраст менархе среди обследованных 538 девушек составляет 12,58±0,04 лет при s = 0,92, т. о., физиологические индивидуальные показатели возраста наступления менархе лежат между значениями 10,74 - 14,42 лет. Менее чем у 3 % девушек первые менструации появляются до 11 лет, тот факт, что у 72,68 % девушек возраста менархе находится в диапазоне от 12 до 14 лет, соответствует распространенным классическим представлениям о времени наступления менструальной функции у девушек. При этом необходимо обратить внимание на то, что у 8,89 % детей менархе начиналось после 14 лет.

Таблица 5. Распределение обследованных девочек на группы в зависимости от возраста наступления менархе

Показатели

Возраст наступления менархе

Количество наблюдений (чел.)

Процент от общего числа (%)

Отклонение выраженности вторичных половых признаков по сравнению со средними значениями приводит к заключению о наличии патологии и требует углубленного исследования.Разработанные на основании многолетнего исследования данные полового развития и составленные оценочные таблицы могут использоваться как региональные нормативы при оценке полового развития детей.
Девочки с выявленными нарушениями полового развития подлежат совместному диспансерному наблюдению эндокринолога и гинеколога, для более раннего проведения реабилитационных мероприятий и тем самым снижения частоты гинекологических нарушений.

Критерии половой зрелости, разработанные в ауксологии и педиатрии, основаны на времени появления, последовательности и степени развития вторичных половых признаков, а также, что наиболее существенно, степени согласованности их появления и развития.
Немного реже они представлены антропометрическими показателями описывающими, например, параметры гениталий, развитие грудных желез, изменения таза и т.п. (например, см.: Бунак В.В., 1941 ). Такая точность, как Вы сами понимаете, хороша при тщательных продольных наблюдениях за ростом и развитием детей и подростков.

· Но чаще используются дискретные балльные оценки развития. Общими компонентами для обоих полов являются:

o степень развития пубального (лобкового) обволошения (Р ), с градациями от Р 0 - волосы на лобке отсутствуют, до Р 4 - распространение волос соответствует взрослому, по схеме В.Б. Штефко и А.Д. Островского (Штефко В.Б., Островский А.Д., 1929 ). В схеме Дж. Тэннера степень обволошения описывается по более дробной шкале Р 1 - Р 6 ). Морфология этих признаков различна у мальчиков и девочек;

o степень развития аксилярного обволошения (развитие волос в подмышечной области) (Ах ), с градациями от Ах 0 - отсутствие волос, до Ах 3 - полный волосяной покров, по В.Б. Штефко и А.Д. Островскому.

· У мальчиков и юношей, помимо того, оценивается:

o пубертатное набухание сосков (С ) с тремя градациями от С 0 до С 2 по схеме В.Б. Штефко и А.Д. Островского.

o развитие гениталий (G ) с пятью этапами G 1 - G 5 по Дж. Тэннеру;

o перелом голоса и изменение конфигурации гортани (L ) с градациями от L 0 - детский голос и отсутствие сильного выпячивания щитовидного хряща и колец трахеи гортани, до L 2 - мужской голос и отчетливое выпячивание элементов гортани (адамово яблоко) по схеме Г. Гримма (Гримм Г., 1967 );

o степень обволошения лица и третичный волосяной покров других частей тела.

· У девочек и девушек, помимо пубального и аксилярного обволошения, учитывается:

o развитие грудных желез и соска (Ма ) с четырьмя степенями развития от Ма 0 до Ма 4 , по схеме В.Б. Штефко и А.Д. Островского;

o возраст первой менструации (Ме ) (факт менструации в том или ином возрасте отмечается как Ме (+) или Ме (-) );

o в некоторых схемах добавляется расширение таза, округление бедер, размеры крестцового ромба, реже учитываются структурно-анатомические изменения внутренних репродуктивных органов (Бунак В.В., 1941 ).

В результате таких оценок индивид в каждый момент развития описывается т.н. половой формулой: у девочек и девушек она имеет вид МаРАхМе (плюс дополнительные характеристики), у мальчиков и юношей - GCPAxL (плюс волосы на лице и на теле).
Безусловно, информативность компонентов половой формулы неодинакова: для женщин наилучшими показателями считаются Ме и Ма , для мужчин - Р, G и обволошение лица.
Сроки появления и степень развития отдельных признаков на протяжении пубертатного периода достаточно индивидуальны, но последовательность наступления этих изменений, в норме, высоко согласована .
Характеристика степени генетической обусловленности полностью повторяет все то, о чем мы говорили, при описании зубного и скелетного возраста. Показатели Хольцингера для критериев полового развития колеблются от 0,5 до 0,8 в зависимости от описываемого признака и степени его зрелости, то есть, в конечном счете, от возраста (Никитюк Б.А., 1978 ). Это явление мы уже пытались прокомментировать выше.


· Первые признаки полового развития появляются в 7-8 лет у девочек и в 10-11 лет у мальчиков. Нормальная последовательность появления признаков имеет вид:

o у женщин расширение таза - округление бедер - Ма - Р - Ах - Ме ,

o у мужчин: G - C - Р - Ах - L - волосы на лице - волосы на теле (прежде всего, на груди).

Вообще, в норме, существует значительная согласованность между степенью развития вторичных половых признаков и другими показателями биологического возраста - эти показатели высоко скоррелированны. Например, у подростков размеры тела тем больше, а функциональные показатели у них тем выше, чем сильнее развиты признаки половой зрелости. Девочки с более ранними сроками менархе крупнее и морфологически более зрелы, чем девочки, начавшие менструировать поздно. Такие связи существуют между многими критериями биологического возраста.
Ясно, что внутри любой группы людей одни индивиды будут характеризоваться относительной или крайней ретардацией , а другие - акселерацией , в сравнении со средними показателями по срокам и темпу развития признаков половой зрелости. Например, крайней степенью акселерированности развития для большинства групп современного человека считается появление менструации у девочек до 8 лет, а как явная задержка полового развития - отсутствие Ме в 15-16 лет. У мальчиков преждевременным считается созревание до 10 лет (Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В., 1999. С. 152 ).
Вы уже понимаете, эти крайние варианты рассматриваются как непосредственный фактор риска , угрожающий не только нормальному биологическому развитию, но и становлению психики и социального развития человека. Контроль этих сроков возможен благодаря разработке региональных стандартов полового развития (табл. 7.11).

Половое созревание у мальчиков начинается в возрасте двенадцати лет и продолжается до семнадцати. Именно за эти 5 лет подростки превращаются в представителей сильного пола путем действия гормонов, из-за которых происходит процесс перестройки. Такая перестройка касается не только физиологической стороны подростка, но и психологической, поэтому родители должны владеть хотя бы минимальными знаниями, чтобы в случае возникновения каких-либо проблем суметь помочь с ними справиться.

Как правило, способность к продолжению рода у мальчиков появляется уже к пятнадцати годам, однако, в этом возрасте они еще не достигают зрелости. Что касается эмоциональной, интеллектуальной и социальной стороны, то мальчики еще продолжают расти и как принято считать, процесс этот заканчивается в возрасте двадцати двух лет.

Стоит отметить, что далеко не все изменения, которые наблюдаются у детей в этом возрасте, носят приятный характер возникновения. Так как во время полового созревания большинство подростков начинает больше внимания уделять своему внешнему виду, так, например, слишком заниженная самооценка может вызвать неуверенность в себе, из-за чего возникают проблемы общения со сверстниками.

Период полового созревания наступает для всех индивидуально. Различия проявляются в том, что у некоторых мальчиков происходит преждевременное развитие, из-за чего они часто сталкиваются с насмешниками, со стороны ровесников. В период полового созревания большинство подростков начинают испытывать негативное отношение к самим себе и к собственному телу.

Возможно, что такое отношение может послужить первоначальным сигналом для родителей о возможных проблемах, которые связаны с психологическим и сексуальным развитием. Именно в такой период для мальчика важна поддержка родителей, которые должны объяснить ему о происходящих в его организме изменениях. Только тогда ребенок преодолевает период созревания без каких-либо эмоциональных потрясений.

Половое развитие мальчиков существенно отличается от девочек – это два несопоставимых между собой процесса. Девочки начинают свое развитие намного раньше мальчиков, при этом восприятие данного процесса происходит тоже по-разному. Так, например, у девочек преждевременное развитие является довольно распространенным явлением, тогда как у мальчиков – это больше исключение из правил, нежели норма. В настоящее время существуют определенные рамки, согласно которым стадии полового созревания как у мальчиков, так и у девочек не должны отличаться.

Преждевременное созревание у мальчиков должно начинаться с десятилетнего возраста, а у девочек с восьми лет. Самым поздним сроком развития для мальчиков является четырнадцать лет, а для девочек двенадцать. Если указанный возраст уже прошел, а пубертатный период так и не наступил, то необходимо обращаться за квалифицированной помощью.

Характерные признаки полового созревания у мальчика становятся заметными уже в двенадцать лет, то есть в среднем на 2 года позже, чем у девочек. Период полового созревания связан с ускорением роста и значительным увеличением всего тела.

Вполне естественно, что в этот период с мальчиками случается много изменений. Нередко случается и так, что за несколько месяцев подростки могут вырастать больше чем на три сантиметра. Быстрый рост продолжается до восемнадцати лет, а в некоторых случаях и дольше. Преждевременное развитие по началу возникновения характерных признаков никак не отличается от нормального периода созревания.

К характерным признакам полового созревания относятся:

  • Характерной чертой является заметное увеличение половых желез – это явный признак того, что ребенок вступает в пубертатный период;
  • В период полового созревания наблюдается увеличение роста волос по всему телу;
  • Перемены, связанные с голосом, он становится более мужественным. Обычно такое изменение не занимает много времени и происходит быстро;
  • Фигура ребенка тоже претерпевает определенные изменения. Подростки раздаются в плечах, тогда как таз остается узким;
  • Из-за воздействия половых гормонов меняется и запах выделяемого пота, он становится более резким. Кожа становится жирной, вследствие чего наблюдаются высыпания на лице и спине;
  • Вскоре мальчики становятся мужчинами, у которых появляется способность к деторождению.

Окончание пубертатного периода у мальчика завершается примерно в восемнадцать лет, к этому времени заканчивается формирование репродуктивной системы. Несмотря на то, что половое созревание уже закончилось, на психологическом уровне подросток еще не готов продолжать свой род и создавать семью.

Родители также должны учитывать, что период полового созревания может начаться и преждевременно, при этом у подростка могут возникнуть проблемы с умственным развитием, несмотря на то, что физическое развитие будет продолжаться на нормальном уровне. Преждевременное созревание в основном является генетической предрасположенностью или индивидуальными особенностями строения организма.

Во взаимоотношениях с окружающими в такой период еще могут проглядываться детские черты. При преждевременном развитии мальчики могут стесняться своего нелепого вида, они начинают сутулиться, для того, чтобы особо не выделяться на фоне своих ровесников. Когда наступает преждевременный период полового созревания, у большинства мальчиков наблюдаются приступы раздражительности и агрессии.

В период полового созревания многие подростки начинают искать свой индивидуальный стиль, чтобы понравиться девочкам. Для родителей важно не упустить момент взросления их ребенка, чтобы он не боялся обсудить свои проблемы и переживания вместе с ними.

Позднее созревание

Помимо преждевременного полового развития у мальчиков может наблюдаться и позднее развитие. Самыми основными симптомами, на которые стоит обратить внимание, являются: отсутствие увеличения яичек по достижению возраста тринадцати лет и отсутствие роста лобковых волос в возрасте пятнадцати лет.

Задержка или нарушение полового созревания у мальчика может быть вызвана различными видами заболеваний либо патологиями хромосом. Чтобы выяснить первоначальную причину позднего пубертатного периода необходимо пройти соответствующее обследование и сдать анализы.

Кровь отправляется в лабораторию, где благодаря современным технологиям делаются пробы на патологии, связанные с хромосомами и выявляются причины изменения уровня гормонов. Анализ крови может помочь в определении и постановке диагноза сахарного диабета и анемии, которые могут стать основной причиной задержки полового созревания у мальчика.

К дополнительным методам обследования относятся рентген, компьютерная и магнитно-резонансная томография, которые помогают выявить возможные аномалии головного мозга. А исследование при помощи рентгена позволяет оценить состояние костей подростка.

Основные причины позднего развития подростка:

  • Патологии хромосом, которым характерно нахождение в генотипе лишней хромосомы;
  • Заболевания, выявленные на генетическом уровне, которые характеризуются нарушенной выработкой гормонов;
  • Значительное уменьшение стимуляции гормонов, от которых зависит нормальное и своевременное развитие половых органов;
  • Хронические формы заболеваний, например, сахарный диабет и почечная недостаточность.

Методика лечения должна назначаться только специалистом после расшифровки полученных результатов. Лечение позднего полового созревания мальчиков будет направлена на устранение первоначальной причины, которая послужила развитию такого процесса. В том случае, когда причиной стала хроническая болезнь, темпы созревания придут в норму после адекватного лечения. Если наблюдается задержка развития по естественным причинам, то мальчики не нуждаются ни в каком лечении и родителям не о чем беспокоиться, так как со временем все процессы нормализуются.

А вот состояние, характеризующееся с генетическим патологическим процессом, не поддается терапии, однако, при восполнении недостающих гормонов, может наблюдается дальнейшее развитие половых признаков. Когда причиной задержки развития становится опухоль головного мозга, то требуется незамедлительное оперативное вмешательство. И преждевременное и позднее половое созревание мальчиков должно стать поводом для беспокойства родителей.

Большинство родителей постоянно интересуются вопросом, отчего именно зависит возраст полового созревания и то, когда он заканчивается. Любой специалист ответит, что возраст начала и окончания стадии полового созревания связан со многими факторами. Несмотря на то, что в основном задержка развития не вызвана какими-либо серьезными причинами, стоит все же перестраховаться и показаться специалисту.

Родители должны проявить тактичность и обсуждать все детали с доктором в присутствии подростка, так как неуравновешенное психологическое состояние может повлечь за собой возникновение депрессивного состояния. Лучше всего поговорить с врачом наедине, чтобы лишний раз не заострять внимание на возникшей проблеме. И ни в коем случае не стоит пытаться давить на ребенка, важно спокойно в домашних условиях попытаться объяснить ему, что все изменения, которые с ним происходят в скором будущем придут к своему логическому завершению.

Как бы много ни воображал о себе человек, а все-таки он - существо биологическое, и в этом смысле мало чем отличается от остальных млекопитающих. Родиться, повзрослеть, стать самостоятельной единицей популяции, обеспечить выживание вида - вот, собственно, и весь набор функций каждого живого организма на этой планете.

Гормональное меню: эстрогены и андрогены

О продолжении человеческого рода природа заботится по-своему. Как раз в рамках этого мероприятия каждый из нас и переживает так называемый пубертатный возраст - период полового созревания.

В норме его течение определяется генетикой и крайне мало зависит от пожеланий и предпочтений хозяина. Первичные половые признаки формируются еще в утробе матери, и в дальнейшем богатства выбора не предвидится.

Гормоны вырабатываются, преобразуются и используются человеческим организмом постоянно. Пубертатный возраст - время, когда в теле молодого человека происходит самая настоящая «эндокринная революция». Количество гормонов вырабатывается колоссальное, каждый из них регулирует тот или иной процесс, они накладываются друг на друга, приводя порой к забавным эффектам, которые многие подростки находят трагичными, хотя они нормальны и объяснимы с физиологической точки зрения.

Когда начнется взросление

Дети сильно меняются в пубертатный период. Возраст его начала в среднем определен: 11-12 лет для девочек и 12-13 для мальчиков. В принципе, будущие дамы уже в десять с половиной начинают ощущать действие половых гормонов. Благодаря этому девочки в это время развиваются быстрее и свысока глядят на одноклассников, которые уступают им и в росте, и во «взрослости» увлечений.

Мальчишки в среднем «пробуждаются» позже и развиваются дольше: если юные леди к семнадцати полностью сформированы, то ребята завершат свое развитие только к 20-23 годам.

Если учесть, что рост организма прекращается, когда заканчивается пубертатный возраст, легко объяснить, что мужчины гораздо крупнее: они просто дольше растут.

Гормоны-виновники

На самом деле, конечно, дело не только в этом. Изменения в организме девочек и юношей диктуют разные вещества. Для представительниц слабой половины человечества характерны эстрогены, которые не напрасно называют «женскими» гормонами: под их воздействием растет грудь, матка, совершенствуются слизистые оболочки, яичники, фаллопиевы трубы.

Именно они «лепят» фигуру Мэрилин Монро, которая считается эталоном девичьей привлекательности: широкие бедра и грудь, узкая гибкая талия. Женский организм начинает бережнее относиться к жировой ткани, «откладывая» ее в нужных местах: плечи, низ живота, ягодицы.

За развитие мальчишек отвечают андрогены (в том числе всем известный тестостерон). Они провоцируют стремительное развитие половых органов, рост скелета и мышечной массы, а также повышенное выделение кожного жира, что часто приводит к появлению столь досаждающих юным особам прыщей.

Необходимо иметь в виду, что преобладание женских гормонов в организме девочки не означает отсутствия в нем мужских (и наоборот). Именно андрогены «виновны» в том, что на теле юношей и девушек появляются волосы.

Оволосение по мужскому типу называют ромбовидным - волоски, заняв лобок, карабкаются вверх по животу, формируя ромб. Для женщин характерна резкая граница между растительностью и животом. Повышенная девичья «лохматость» может свидетельствовать о переизбытке мужских гормонов и является поводом для обращения к эндокринологу.

Несуразный внешний вид, угловатость и неуклюжесть подростков - явление нормальное и обусловлено физиологическими процессами в их организме. В этот период очень важно правильно питаться и разумно подходить к физическим нагрузкам, поскольку дисбаланс в формировании органов может привести к проблемам в будущем.

Рост различных тканей происходит неравномерно. Сначала растут кости, потом - мышцы, затем - сосуды и нервные волокна. Части тела тоже развиваются не так чтобы гармонично: начинают активно удлиняться ступни и кисти рук, вслед за ними - собственно, конечности, меняется лицо, и в последнюю очередь - туловище.

Из чего сделаны мальчики?

Еще один «подарок» полового созревания - «ломающийся» голос. У девочек это проходит безболезненно: их гортань меняется несущественно. То ли дело пубертатный возраст у мальчиков: формирование кадыка и стремительный рост голосовых связок приводят к тому, что юноша то начинает басить не хуже Шаляпина, то срывается на забавный дискант. Подобные предательства собственного тела могут лишить молодого человека уверенности в себе, тем более что это далеко не все неприятности.

Андрогены занимаются физиологическими изменениями, которые влияют и на психику. Когда мальчику исполняется 12 лет (средний возраст начала пубертатного периода у юношей), сначала увеличиваются яички и начинает постепенно расти половой член (темпы сугубо индивидуальны, поэтому начинать «мериться» в юном возрасте не стоит).

Эротическая составляющая

Юноша начинает гораздо больше интересоваться противоположным полом - но не по велению души, а под влиянием физиологии. У него возникают самопроизвольные эрекции, часто в совершенно неподходящий момент. По ночам молодой человек наслаждается эротическими видениями, а поутру находит на простыне пятна - это абсолютно нормальное явление называется поллюциями.

Половые органы активно готовятся к производству и «выбросу» сперматозоидов. Они нуждаются в тренировке, поэтому заставляют хозяина занять в этом отношении самую активную жизненную позицию.

Юноши начинают мастурбировать (в разумных пределах это абсолютно безвредно), а иногда и находят себе первую партнершу (или партнерш). Как правило, это дамы постарше: ровесницы пока мало интересуются такими вещами, их физиология ни к чему подобному не принуждает, хотя пубертатный возраст у девочек тоже сопряжен с массой изменений.

Особенности взросления девочек

Для начала под влиянием гормона пролактина (его выделяет гипофиз - крошечная железа размером с лесной орех, расположенная в головном мозге) начинает расти грудь. Иногда этот процесс вызывает болезненные ощущения, но в подавляющем большинстве случаев поначалу практически незаметен.

На теле появляются волоски, активно формируется слизистая (из влагалища могут появиться прозрачные выделения), начинаются менструации. Женский гормональный фон, в отличие от мужского, цикличен. На протяжении месячного цикла женским организмом управляют разные гормоны, и каждый из них, если можно так выразиться, «тянет одеяло на себя». Благодаря этому представительницы прекрасного пола более склонны к перемене настроения, повышенной эмоциональности и даже истерии.

В самом начале полового созревания девочки это еще дети. Пубертатный возраст не означает готовности к репродукции. В первые полгода-год со времени появления менструации яйцеклетка может даже не выделяться (вообще или в части случаев).

Состояние остальных органов - внутренней мускулатуры, опорно-двигательного аппарата и т. д. тоже совершенно не готово к вынашиванию малыша. Тем не менее, вероятность беременности есть, поэтому раннее начало половой жизни (особенно безграмотное и безответственное) крайне нежелательно.

Половое и личностное созревание

Психологи постоянно настаивают на необходимости различать психологическое взросление и пубертатный возраст: возрастной кризис, сопровождающий подростков в это время, имеет не только физиологическую, но и психическую природу, обусловлен множеством факторов - и далеко не все они относятся к половому созреванию.

В это время человек формируется не только как биологическая единица, но и как личность.

Кроме вторичных и первичных половых признаков совершенствуется еще и мозг - в это время дети становятся способными более полно и многомерно воспринимать окружающий мир, перерабатывать полученную информацию и т. д. В процессе учебы гормональные изменения - только помеха. Они отвлекают от книги, принуждают к совершенно непродуктивным занятиям вроде гоготания на лавочке вместо подготовки уроков или вздохам по разнообразным «предметам страсти», которыми могут быть как далекие голливудские актеры, так и недоступная красотка (красавчик) из параллельного класса.

Психология подростков

Для чутких родителей и опытных педагогов начавшийся пубертатный кризис подросткового возраста не останется незамеченным. В это время молодому поколению бывает трудно сосредоточиться. Девицы витают в облаках, юноши проявляют чрезмерную активность, граничащую с агрессивностью.

Подобное поведение, разумеется, раздражает окружающих, даже самых близких. В это время авторитет какой-нибудь «вертихвостки» в разы превышает влияние родителей. К этому моменту нужно готовиться заранее, зарабатывая «висты» у своего любимого чада.

Опытные родители утверждают, что критический возраст, до которого должны успеть «предки» девочек - это 10 лет, мальчиков - 12.

Близкие и доверительные отношения в семье, безусловно, помогут пережить этот нелегкий для всех пубертатный возраст: все-таки хорошо, если адекватный и доброжелательный родитель сможет развеять некоторые опасения своего стремительно растущего ребенка.

Тотальная занятость взрослых, отсутствие интереса к проблемам подрастающего поколения ведут к тому, что ответы на животрепещущие вопросы они ищут на форумах в Интернете или среди столь же «информированных» сверстников.

Прозвучит банально, но в случае возникновения каких-либо сомнений в том, что все в порядке, лучшим советчиком по-прежнему окажется врач. Большинство проблем, возникающих у молодежи в период полового созревания, незначительны и легко поддаются корректировке.

Широчайшее использование получила оценка биологического возраста по так называемым вторичным половым признакам – показателям, которые отсутствуют в детском состоянии, но имеются у взрослых. Несмотря на то, что эти признаки в соответствии со средней моделью развития формируются в ходе подросткового периода с 11 до 15 лет у девочек и 12 – 16 лет у мальчиков, нормальные вариации возраста их появления с учетом ретардированности и акцелерированности развития отдельных детей – более широки (от 8 до 17 лет).

Вторичными половыми признаками являются: развитие третичного волосяного покрова, молочной железы, наличие месячных у девушек и др. Третичный волосяной покров у двух полов оценивается в лобковой зоне и в подмышечной (аксиллярной) области. Кроме этого у мальчиков степень его формирования определяется как развитие бороды и усов. Для мальчиков также оценивается так называемая мутация голоса, когда происходит смена его тембра от звонкого и высокого детского состояния до - низкого мужского.

Варианты каждого из признаков полового созревания могут оцениваться визуально с выделением специально разработанных для этих целей точно фиксированных стадий. Для их правильного распознавания достаточно прохождения краткосрочного обучения. Например, развитие волосяного

покрова в подмышечной зоне (Ax) в отечественных исследованиях оценивается с выделением следующих вариантов, оцифрованных баллами:

0 (или Ax0) – отсутствие волос;

1 (или Ax1) – имеются единичные волосы;

2 (или Ax2) - имеется сплошной волосяной покров, занимающий сравнительно небольшую площадь меньшую, чем у взрослых;

3 (или Ax3) - имеется сплошной полный волосяной покров по взрослому типу.

Сходным образом определяются градации лобкового оволосения с выделением пяти состояний (Pu0, Pu1, Pu2, Pu3 и Pu4).

Статус молочной железы у девочек оценивается с выделением вариантов:

0 (или Ма0) – железы не выступают над поверхностью грудной клетки;

1 (или Ма1) – в виде конуса выступает околососковый кружок вместе с соском;

2 (или Ма2) – молочные железы заметно конусообразно выступают;

3 (или Ма3) – сосок поднимается над околососковым кружком с образованием бугорка над контуром железы;

4 (или Ма4) – железы достигают размера и формы, характерных для взрослой женщины.

Для мальчиков используется иная градация вариантов состояния сосков:

0 (или С0) – маленький детский сосок;

1 (или С1) – подростковое набухание околососкового кружка;

2 (или С2) – околососковый кружок плоский и пигментированный, сосок сформирован.

1 (или Г1) – подростковая смена (мутация) голоса, когда его тон может быть детским или взрослым во время произнесения одной фразы;

Развитие признаков полового созревания у мальчиков начинается в среднем примерно в 11 лет, когда наблюдаются первые признаки увеличения яичек и начинается развитие оволосения лобка. В 12 лет это оволосение выражено у более чем 20% случаев, а аксиллярные волосы – у примерно 10% детей. К 13 годам растительность на лобке присутствует у бо-

лее чем 50%, а в подмышечной области - у почти 40% случаев. Подростки 14 лет характеризуются наибольшей встречаемостью набухания сосков. В этом возрасте третичный волосяной покров на лобке отсутствует только у примерно 9% подростков, а в подмышечной области у 40%. Тогда же обычно достигается максимум скорости пубертатного роста длины тела. В возрасте 15 лет волосяной покров на лобке и в аксиллярной зоне отсутствует у 1% и 10% подростков соответственно. К возрасту 16 – 17 лет третичный волосяной покров на лобке и в подмышечной зоне развит у большинства юношей. Описанная схема может несколько варьировать по срокам реализации в разных группах детей и подростков.

У девочек развитие вторичных половых признаков начинается с появления первой стадии увеличения молочных желез, которое может наблюдаться от 8 до 13 лет, но чаще происходит в 10 – 11 лет. Немного позже, через несколько месяцев начинает проявляться лобковое оволосение. Около 12 лет чаще всего наблюдается достижение максимальной скорости пубертатного увеличения длины тела, Примерно в 13 лет появляются первые месячные (menarche), хотя индивидуальная вариация возраста этого события составляет от 10 до 16.5 лет. Примерно в это же время начинают развиваться волосы в подмышечной зоне. Так же как и для мальчиков, все приведенные сроки могут значительно варьировать для разных групп детей и подростков.

Для получения обобщенного показателя полового созревания, учитывающего комплекс вторичных половых признаков, было предложено несколько подходов. Одним из них является так называемая половая формула . Для девочек, например, она учитывает признаки развития третичного волосяного покрова на лобке (Pu) и в подмышечной зоне (Ax), молочных желез (Ма), а также – наличие месячных (Ме). Формула имеет вид P_Ax_Ma_Me, где после соответствующего символа вместо пробела записывается балл, соответствующей достигнутой стадии развития признака. Для девочек она может варьировать от детского варианта P0Ax0Ma0Me- до дефинитивного состояния P3Ax3-4Ma3-4Me+. Для получения оценки биологического возраста были составлены его стандарты, включающие варианты половой формулы, и соответствующие им средние возраста и нормальные пределы вариации. Один из таких нормативов приведен в таблице 4.

Пусть, например, половая формула девочки возраста 13.7 лет равна P3Ax3Ma4Me+. Средний возраст при такой формуле составляет 15,2 года с нормальными границами от 13,6 до 16,8 лет. Таким образом, ее биологи-

Таблица Варианты половой формулы у девочек, средний возраст

и нормальные возрастные интервалы их достижения

Половая формула

Средний возраст

Нормальные пределы

8.7 - 11,9 лет

9.9 - 13.5 лет

10,3 – 13,3 года

11,2 – 14,4 лет

11,2 -14,4 лет

12,2 – 15,4 лет

P3 Ax2 Ma3-4 Me+

12.8 - 15.6 лет

P3 Ax3 Ma3-4 Me+

13.6 - 16.8 лет

ческий возраст равен примерно 15 годам. Однако эта девочка развивается, не выходя за нормальные границы.

Другой аналогичный прием был предложен германской исследовательницей И.Швидецки. Он заключается в присвоении каждому варианту любого признака полового созревания определенного количества очков в зависимости от числа этих вариантов. Максимальное количество таких очков для каждого показателя равно 12. Для признака с двумя состояниями, каким является, например, факт наступления месячных, отсутствию этого события присваивается 0 очков, наличию – 12. Для признака с тремя вариантами 1, 2 и 3 им присваиваются 0, 6 и 12 очков соответственно. Показатель, имеющий четыре состояния, для своих вариантов получает 0, 4, 8 и 12 очков. Затем в зависимости от достигнутых вариантов у обследуемого ребенка по всем признакам полового созревания количество очков суммируется. В результате получается единый критерий полового созревания, который может изменяться от 0 до нескольких десятков очков, что позволяет построить достаточно дифференцированные стандарты оценки биологического возраста.

Еще один подобный подход был предложен В.Е.Дерябиным. Здесь на основе изучения реально существующих связей отдельных признаков полового созревания с использованием одного из методов анализа данных – главных компонент было предложено находить обобщенный показатель зрелости в виде Z = a 1 X 1 + a 2 X 2 + … + a m X m . Здесь X i – признаки полового созревания, выраженные в баллах 0, 1, 2, … , a i - вычисляемые коэффициенты, определяющие их вклады в общую величину критерия Z. Этот обоб щенный показатель может принимать большое количество значений, что

позволяет получать дифференцированные нормативы биологической зрелости.

В целом, критерии биологического возраста, основанные на признаках полового созревания, отличаются несколько меньшей точностью по сравнению с аналогичными оценками, основанными на скелетной зрелости. Однако в силу своей простоты они могут применяться для самых массовых обследований детей и подростков школьного возраста. В тех немногих случаях, когда с их использованием обнаруживается слишком сильная ретардированность или акцелерированность развития отдельных детей, можно провести повторное обследование с использованием уже более точных, но и более дорогостоющих методов оценки скелетного биологического возраста.