Даты царствования екатерины 2. Эпоха правления императрицы Екатерины II

Второго мая (21 апреля по ст. ст.) 1729 г. в прусском городе Штеттин (ныне Польша) родилась София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская, которая прославилась как Екатерина II Великая, русская императрица. Период ее царствования, выведший Россию на мировую арену в качестве мировой державы, называют «золотым веком Екатерины».

Отец будущей императрицы, герцог Цербстский, служил прусскому королю, а вот у ее матери, Иоганны Елизаветы, была весьма богатая родословная, будущему Петру III она приходилась двоюродной тетей. Несмотря на знатность, семья жила не очень богато, Софья росла обычной девчонкой, которая получала образование дома, с удовольствием играла со сверстниками, была активной, подвижной, смелой, любила озорничать.

Новую веху в ее биографии открыл 1744-ый - когда ее вместе с матерью русская императрица Елизавета Петровна пригласила в Россию. Там Софии предстояло выйти замуж за великого князя Петра Федоровича, наследника престола, приходившегося ей троюродным братом. По приезду в чужую страну, которой предстояло стать ее второй родиной, она начала активно учить язык, историю, обычаи. Юная Софья 9 июля (28 июня по ст. ст.) 1744 г. приняла православие и при крещении получила имя Екатерина Алексеевна. На следующий день ее обручили с Петром Федоровичем, а 1 сентября (21 августа по ст. ст.) 1745 г. их обвенчали.

Семнадцатилетнего Петра мало интересовала его молодая жена, каждый из них жил своей жизнью. Екатерина не только развлекалась верховой ездой, охотой, маскарадами, но и много читала, активно занималась самообразованием. В 1754 г. у нее родился сын Павел (будущий император Павел I), которого Елизавета Петровна сразу же забрала у матери. Супруг Екатерины был крайне недоволен, когда в 1758 г. она произвела на свет дочь Анну, будучи не уверенным в своем отцовстве.

О том, как не дать супругу усесться на трон императора, Екатерина размышляла уже с 1756 г., рассчитывая на поддержку гвардии, канцлера Бестужева и главнокомандующего армии Апраксина. Только вовремя уничтоженная переписка Бестужева с Екатериной уберегла последнюю от разоблачения Елизаветой Петровной. 5 января 1762 г. (25 декабря 1761 г. по ст. ст.) русская императрица скончалась, и ее место занял сын, ставший Петром III. Это событие сделало пропасть между супругами еще более глубокой. Император открыто стал жить с любовницей. В свою очередь, его выселенная в другой конец Зимнего супруга забеременела и тайно родила сына от графа Орлова.

Воспользовавшись тем, что муж-император принимал непопулярные меры, в частности, шел на сближение с Пруссией, имел не самую лучшую репутацию, восстановил против себя офицерство, Екатерина совершила при поддержке последнего переворот: 9 июля (28 июня по ст. ст.) 1762 г. в Санкт-Петербурге гвардейские части дали ей присягу на верность. На следующий день не видевший смысла в сопротивлении Петр III отрекся от престола, а затем скончался при обстоятельствах, которые так и остались невыясненными. 3 октября (22 сентября по ст. ст.) 1762 г. в Москве состоялась коронация Екатерины II.

Период ее правления ознаменовался большим количеством реформ, в частности, в системе госуправления и структуре империи. Под ее опекой выдвинулась целая плеяда знаменитых «екатерининских орлов» - Суворов , Потемкин, Ушаков, Орлов, Кутузов и др. Возросшая мощь армии и флота позволяла успешно проводить имперскую внешнюю политику присоединения новых земель, в частности, Крыма, Причерноморья, Прикубанья, части Речи Посполитой и др. Новая эпоха началась и в культурной, научной жизни страны. Воплощение в жизнь принципов просвещенной монархии поспособствовало открытию большого количества библиотек, типографий, различного рода учебных заведений. Екатерина II состояла в переписке с Вольтером и энциклопедистами, собирала художественные полотна, оставила после себя богатое литературное наследие, в том числе на тему истории, философии, экономики, педагогики.

С другой стороны, ее внутренняя политика характеризовалась усилением привилегированности положения дворянского сословия, еще большим ограничением свободы и прав крестьянства, жесткостью подавления инакомыслия, особенно после пугачевского восстания (1773-1775).

Екатерина находилась в Зимнем дворце, когда у нее случился инсульт. На следующий день, 17 ноября (6 ноября по ст. ст.) 1796 г. великой императрицы не стало. Последним ее пристанищем стал петербургский Петропавловский собор.

(1729-1796) русская императрица с 1762 по 1796 г.

Ее настоящее имя было София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская. В 1743 году она приехала в Россию из Штеттина, чтобы стать женой племянника императрицы Анны Иоанновны Петра Голштейн-Готторпского - будущего царя Петра III. 21 августа 1745 г. совершилось их бракосочетание, и она стала великой княгиней Екатериной.

Императрице до конца своего царствования так и не удалось соединить два несоединимых желания: прославиться на весь мир своими либеральными взглядами и реформами и не допустить в России никаких свобод. Эти ее противоречия особенно наглядно проявились в отношениях с образованными людьми. Она поручила Екатерине Дашковой , одной из образованнейших женщин того времени, разработать проект создания Российской Академии наук, поддерживала светское образование. Вместе с тем именно в ее правление была установлена и без того жесткая цензура.

Императрица боялась малейшего проявления свободомыслия и жестоко наказала А.Н. Радищева за его критику существующих порядков, изложенную в книге «Путешествие из Петербурга в Москву», наказав заодно Н.И. Новикова, который посмел издать эту книгу.

В конце своего царствования Екатерина II приказала распустить все масонские ложи. Н.И. Новиков был арестован и заключен в Шлиссельбургскую крепость, князь Трубецкой сослан.

Тем не менее Екатерина II была незаурядной и яркой личностью, блестящим публицистом и литератором. Она много писала на самые разные темы, оставила после себя личные «Записки», многочисленные письма. Особенно интересна ее переписка с Дидро и Вольтером. Правда, писала она в основном на французском языке, поскольку русский так и остался для нее языком бытового общения.

21 апреля (2 мая) 1729 г. в немецком городе Штеттин (ныне Щецин, Польша) родилась София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, будущая российская императрица Екатерина II .

В 1785 г. Екатериной II были изданы знаменитые зако нодательные акты - Жалованные грамоты городам и дворянству . Для русского дворянства екатерининский документ означал юридическое закрепление почти всех имевшихся у дворян прав и привилегий, в том числе освобождение от обязательной государственной службы. Грамота городам установила новые выборные городские учреждения, расширила круг избирателей и закрепила основы самоуправления.

В 1773 г. по указу Екатерины II в Петербурге для подготовки специалистов металлообрабатывающих производств было основано первое в России и второе в мире высшее техническое учебное заведение - Горное училище . В 1781 г. было положено начало созданию общегосударственной системы народного образования России - создана сеть городских школьных учреждений, основанных на классно-урочной системе. В последующие годы императрица также продолжала разрабатывать планы серьёзных преобразований в области просвещения. В 1783 г. был издан указ Екатерины II «О вольных типографиях» , разрешавший частным лицам заниматься издательской деятельностью. В 1795 г. Высочайшим повелением Екатерина Великая одобрила проект постройки в Петербурге здания первой публичной библиотеки .

За время своего правления русская императрица провела две успешные войны против османских турок (русско-турецкие войны 1768-1774 гг. и 1787-1791 гг.), в результате которых Россия окончательно закрепилась на Чёрном море . Возглавив союз с Австрией и Пруссией, Екатерина участвовала в трёх разделах Польши . В 1795 г. императрицей был издан манифест о присоединении Курляндии «на вечные времена к Российской империи».

Эпоха императрицы Екатерины Великой отмечена появлением плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников. Среди них особое место занимали генерал-адъютант И. И. Шувалов ; граф П. А. Румянцев-Задунайский ; адмирал В. Я. Чичагов ; генералиссимус А. В. Суворов ; генерал-фельдмаршал Г. А. Потёмкин ; просветитель, книгоиздатель Н. И. Новиков ; историк, археолог, художник, писатель, коллекционер А. Н. Оленин , президент Российской Академии Е. Р. Дашкова .

Утром 6 (17) ноября 1796 г. Екатерина II скончалась и была похоронена в усыпальнице Петропавловского собора. Спустя 77 лет после смерти Екатерины в Петербурге на Александринской площади (ныне площадь Островского) был торжественно открыт памятник великой императрице.

Лит.: Брикнер А. Г. История Екатерины II. СПб., 1885; Грот Я. К. Воспитание Екатерины II // Древняя и новая Россия. 1875. Т. 1. № 2. С. 110-125; То же [Электронный ресурс]. URL: http://memoirs.ru/texts/Grot_DNR_75_2.htm ; Екатерина II. Её жизнь и сочинения: Сб. историко-литературных статей. М., 1910; Иоанна-Елизавета Ангальт-Цербстская. Известия, писанные княгиней Иоанной-Елизаветой Ангальт-Цербстской, матерью императрицы Екатерины, о прибытии её с дочерью в Россию и о торжествах по случаю присоединения к православию и бракосочетания последней. 1744-1745 годы // Сборник Российского исторического общества. 1871. Т. 7. С. 7-67; То же [Электронный ресурс]. URL: http://memoirs.ru/texts/IoannaSRIO71.htm ; Каменский А. Б. Жизнь и судьба императрицы Екатерины Великой. М., 1997; Омельченко О. А. «Законная монархия» Екатерины Второй. М., 1993; Рассказы А. М. Тургенева об императрице Екатерине II // Русская старина. 1897. Т. 89. № 1. С. 171-176; То же [Электронный ресурс]. URL: http://memoirs.ru/texts/Turgenev897.htm ; Тарле Е. В. Екатерина Вторая и её дипломатия. Ч. 1-2. М., 1945.

См. также в Президентской библиотеке:

Екатерина II (1729–1796) // Династия Романовых. 400-летие Земского Собора 1613 года: коллекция.

Екатерина 2 Великая, владычица и императрица всея Руси, урожденная София Августа Фредерика Анхальт-Цербстская, появилась на свет 2 мая 1729 года в городе Штеттин, ныне территория Польши.

Екатерина была дочерью князя Ангальт-Цербсткого, небольшого княжества на территории былой Пруссии, ныне немецкое княжество. Мать Екатерины, Иоганна Елизавета, была двоюродной тетей российском царю (будущему на тот момент) Петру 3.

Первую половину своей жизни Екатерина Великая жила при дворце герцога Цербстского, где и получила свое прекрасное, разнообразное образование: она хорошо владела несколькими языками – французским, итальянским, английским – также хорошо умела танцевать, музицировать, отлично разбиралась в основах географии и истории, а также знала богословие. Ребенком Екатерина Великая была шаловливым и неспокойным, однако от этого было только живее и веселее в ее отчем доме.

В 1743 году появилась возможность сосватать Екатерину за будущего русского императора – Елизавета Петровна, мать Петра 3, подбирала невесток. В 1744 году Екатерина вместе с матерью была приглашена к российскому двору, но первое знакомство с будущим мужем состоялось в 1739 году в Эйтинском замке.

Очутившись в незнакомой стране, Екатерина Великая должна была изучить множество дисциплин, чтобы скорее влиться в ритм и образ жизни ее новой российской семьи. Она изучала русский язык, православие и его традиции, а также историю, что дало ей возможность влюбиться в царскую Россию, как в свой родной дом, что и поспособствовала быстрой ассимиляции молодой Екатерины. В 1745 году Екатерина и Петр обвенчались, однако его величество мало заботила молодая жена – в их отношениях уже на первых стадиях брака прослеживался холодок, поэтому в дальнейшем каждый стал жить своей жизнью.

Екатерина Великая активно занималась образованием, каталась на лошадях, посещала музеи, маскарады и сама их устраивала. Век правления императрицы называют еще «Золотым веком» или веком высокого развития искусства. В 1754 году у Екатерины Великой родился сын, Павел, который затем стал императором Павлом 1. Воспитанием ребенка занималась свекровь Екатерины, Елизавета Петровна. В 1758 году Екатерина Великая родила девочку, Анну, своего второго ребенка, однако есть несколько неточностей и тайн в личной жизни императорской семьи, так что нельзя с точностью утверждать, что Анна была кровной наследницей Петра 3.

Петр 3 не пользовался заметной популярностью у российского народа, да и при дворе его не очень уважали, поэтому Екатерина Великая долго замышляла лишения престола своего мужа. При поддержке офицеров 9 июля 1762 года Екатерина Великая совершила государственный переворот и захватила власть, однако народ не был против и даже с глубоким почтением принял коронацию Екатерины в октябре того же года.

За весь период своего правления Екатерина Великая произвела на свет множество удачных реформ. Из-под ее руки вышли такие популярные и качественные реформы, как изменения в государственном управлении и структуре империи, а также возросшая сила морского флота и армии, активная внешняя политика, в частности по присоединению земель Крыма, Кубани и Причерноморья, значительной части Речи Посполитой. Без внимания не осталась и культурная сторона жизни империи – активно развивались искусства, образование, библиотеки и типографий, а также появилось много учебных заведений. В Российскую империю часто приезжали французские просветители, а с Вольтером она лично вела переписку.

Политика и реформы Екатерины Великой не были сто процентов позитивными. Вспомнить хотя бы последствия внутренних изменений: ограничение прав крепостного населения, активная поддержка привилегий дворянского сословия, активная борьба против инакомыслия (пугачевское восстание в 1773-75 гг.).

Скончалась великая императрица в ноябре 1796 года от инсульта в Зимнем дворце. Была похоронена в Петропавловском соборе.

Скачать данный материал:

Время Екатерины II (1762–1796)

(начало)

Обстановка воцарения Екатерины II

Новый переворот был совершен, как и прежние, гвардейскими дворянскими полками; он был направлен против императора, заявившего очень резко свои национальные симпатии и личные странности детски капризного характера. В таких обстоятельствах вступление на престол Екатерины имеет много общего с вступлением на престол Елизаветы . И в 1741 г. переворот совершался силами дворянской гвардии против ненационального правительства Анны, полного случайностей и произвола нерусских временщиков. Мы знаем, что переворот 1741 г. имел следствием национальное направление елизаветинского правительства и улучшение государственного положения дворянства. Таких же следствий вправе мы ожидать и от обстоятельств переворота 1762 г., и действительно, как увидим, политика Екатерины II была национальной и благоприятной дворянству. Эти черты были усвоены политике императрицы самими обстоятельствами ее воцарения. В этом она неизбежно должна была следовать Елизавете, хотя и относилась с иронией к порядкам своей предшественницы.

Портрет Екатерины II. Художник Ф. Рокотов, 1763

Но переворот 1741 г. поставил во главе правления Елизавету, женщину умную, но малообразованную, которая принесла на престол только женский такт, любовь к своему отцу и симпатичную гуманность. Поэтому правительство Елизаветы отличалось разумностью, гуманностью, благоговением к памяти Петра Великого . Но оно не имело своей программы и поэтому стремилось действовать по началам Петра. Переворот 1762 г., напротив, поставил на трон женщину не только умную и с тактом, но и чрезвычайно талантливую, на редкость образованную, развитую и деятельную. Поэтому правительство Екатерины не только возвращалось к хорошим старым образцам, но вело государство вперед по собственной программе, которую приобрело мало-помалу по указаниям практики и отвлеченных теорий, усвоенных императрицей. В этом Екатерина была противоположна своей предшественнице. При ней была система в управлении, и поэтому случайные лица, фавориты, менее отражались на ходе государственных дел, чем это было при Елизавете, хотя фавориты Екатерины были очень заметны не только деятельностью и силой влияния, но даже капризами и злоупотреблениями.

Так, обстановка воцарения и личные качества Екатерины определяют заранее особенности ее правления. Нельзя не заметить, однако, что личные взгляды императрицы, с которыми она взошла на престол, не вполне соответствовали обстоятельствам русской жизни и теоретические планы Екатерины не могли перейти в дело вследствие того, что не имели почвы в русской практике. Екатерина образовалась на либеральной французской философии XVIII в. , усвоила и даже высказывала открыто ее "вольнодумные" принципы, но не могла провести их в жизнь или по неприложимости их, или вследствие противодействия окружавшей ее среды. Поэтому появилось некоторое противоречие между словом и делом, между либеральным направлением Екатерины и результатами ее практической деятельности, которая была довольно верна историческим русским традициям. Вот почему иногда обвиняют Екатерину в несоответствии ее слов и дел. Мы увидим, как произошло это несоответствие; увидим, что в практической деятельности Екатерина жертвовала идеями практике; увидим, что идеи, введенные Екатериной в русский общественный оборот, не прошли, однако, бесследно, но отразились на развитии русского общества и на некоторых правительственных мероприятиях.

Первое время правления

Первые годы правления Екатерины были для нее трудным временем. Сама она не знала текущих государственных дел и не имела помощников: главный делец времени Елизаветы, П. И. Шувалов, умер; способностям других старых вельмож она доверяла мало. Один граф Никита Иванович Панин пользовался ее доверием. Панин был дипломатом при Елизавете (послом в Швеции); ею же был назначен воспитателем великого князя Павла и оставлен в этой должности и Екатериной. При Екатерине, хотя канцлером оставался Воронцов, Панин стал заведовать внешними делами России. Екатерина пользовалась советами старика Бестужева-Рюмина, возвращенного ею из ссылки, и других лиц прежних правлений, но это были не ее люди: ни верить в них, ни доверяться им она не могла. Она советовалась с ними в разных случаях и поручала им ведение тех или иных дел; она оказывала им внешние знаки расположения и даже почтения, вставая, например, навстречу входившему Бестужеву. Но она помнила, что эти старики когда-то смотрели на нее сверху вниз, а совсем недавно предназначали престол не ей, а ее сыну. Расточая им улыбки и любезности, Екатерина их остерегалась и многих из них презирала. Не с ними хотела бы она править. Для нее надежнее и приятнее были те лица, которые возвели ее на трон, то есть младшие вожаки удавшегося переворота; но она понимала, что они пока не имели ни знаний, ни способностей к управлению. Это была гвардейская молодежь, мало знавшая и мало воспитанная. Екатерина осыпала их наградами, допустила к делам, но чувствовала, что поставить их во главе дел нельзя: им надо было раньше перебродить. Значит, тех, кого можно было бы немедля ввести в правительственную среду, Екатерина не вводит потому, что им не доверяет; тех же, которым она доверяет, она не вводит потому, что они еще не готовы. Вот причина, почему в первое время при Екатерине не тот или другой круг, не та или иная среда составляла правительство, а составляла его совокупность отдельных лиц. Для того чтобы организовать плотную правительственную среду, нужно было, конечно, время.

Так, Екатерина, не имея годных к власти надежных людей, не могла ни на кого опереться. Она была одинока, и это замечали даже иностранные послы. Они видели и то, что Екатерина переживала вообще трудные минуты. Придворная среда относилась к ней с некоторой требовательностью: как люди, возвышенные ею, так и люди, имевшие силу ранее, осаждали ее своими мнениями и просьбами, потому что видели ее слабость и одиночество и думали, что она им обязана престолом. Французский посол Бретейль писал: "В больших собраниях при дворе любопытно наблюдать тяжелую заботу, с какой императрица старается понравиться всем, свободу и надоедливость, с какими все толкуют ей о своих делах и о своих мнениях... Значит, сильно же чувствует она свою зависимость, чтобы переносить это".

Это свободное обращение придворной среды было очень тяжело Екатерине, но пресечь его она не могла, потому что не имела верных друзей, боялась за свою власть и чувствовала, что сохранить ее она может только любовью двора и подданных. Она и употребляла все средства, чтобы, по выражению английского посла Букингама, приобрести доверие и любовь подданных.

Были у Екатерины действительные основания опасаться за свою власть. В первые дни ее правления среди армейских офицеров, собранных на коронацию в Москву, шли толки о состоянии престола, об императоре Иоанне Антоновиче и великом князе Павле. Некоторые находили, что эти лица имеют больше прав на власть, чем императрица. Все эти толки не выросли в заговор, но очень тревожили Екатерину. Значительно позднее, в 1764 г., обнаружился и заговор для освобождения императора Иоанна. Иоанн Антонович со времени Елизаветы содержался в Шлиссельбурге. Армейский офицер Мирович сговорился со своим товарищем Ушаковым освободить его и его именем совершить переворот. Оба они не знали, что бывший император в заключении лишился ума. Хотя Ушаков утонул, Мирович и один не отказался от дела и возмутил часть гарнизона. Однако при первом же движении солдат, согласно инструкции, Иоанн был заколот своими надсмотрщиками и Мирович добровольно отдался в руки коменданта. Он был казнен, и его казнь страшно подействовала на народ, при Елизавете отвыкшей от казней. И вне войска Екатерина могла ловить признаки брожения и неудовольствия: не верили смерти Петра III , говорили с неодобрением о близости Г. Г. Орлова к императрице. Словом, в первые годы власти Екатерина не могла похвалиться, что имеет под ногами твердую почву. Особенно неприятно ей было услышать осуждение и протест из среды иерархии. Митрополит Ростовский Арсений (Мацеевич) поднял вопрос об отчуждении церковных земель в такой неудобной для светской власти и для самой Екатерины неприятной форме, что Екатерина нашла нужным поступить с ним круто и настояла на его расстрижении и заключении.

Портрет Григория Орлова. Художник Ф. Рокотов, 1762-63

При подобных условиях Екатерина, понятно, не могла сразу выработать определенную программу правительственной деятельности. Ей предстоял тяжелый труд сладить с окружающей средой, примениться к ней и овладеть ею, присмотреться к делам и главным потребностям управления, выбрать помощников и узнать ближе способности окружающих ее лиц. Понятно, как мало могли помочь ей в этом деле принципы ее отвлеченной философии, но, понятно, как много помогли ей природные способности, наблюдательность, практичность и та степень умственного развития, какой она владела вследствие широкого образования и привычки к отвлеченному философскому мышлению. Упорно трудясь, Екатерина провела первые годы своего царствования в том, что знакомилась с Россией и с положением дел, подбирала советников и укрепляла свое личное положение во власти.

Тем положением дел, какое она застала, вступая на престол, она не могла быть довольна. Главная забота правительства – финансы – были далеко не блестящи. Сенат не знал точно цифры доходов и расходов, от военных расходов происходили дефициты, войска не получали жалованья, а беспорядки финансового управления страшно запутывали и без того плохие дела. Знакомясь с этими неприятностями в Сенате, Екатерина получала понятие о самом Сенате и с иронией относилась к его деятельности. По ее мнению, Сенат и все прочие учреждения вышли из своих оснований; Сенат присвоил себе слишком много власти и подавил всякую самостоятельность подчиненных ему учреждений. Напротив, Екатерина в известном своем манифесте 6 июля 1762 г. (в котором она объяснила мотивы переворота) желала, чтобы "каждое государственное место имело свои законы и пределы". Поэтому она постаралась устранить неправильности в положении Сената и дефекты в его деятельности и мало-помалу свела его на степень центрального административно-судебного учреждения, воспретив ему законодательную деятельность. Это было сделано ею очень осторожно: для скорейшего производства дел она разделила Сенат на 6 департаментов, как это было при Анне, придав каждому из них специальный характер (1763 г.); с Сенатом стала сноситься через генерал-прокурора А. А. Вяземского и дала ему секретную инструкцию не поощрять Сената на законодательную функцию; наконец, повела все свои важнейшие мероприятия помимо Сената своею личной инициативой и авторитетом. В результате была существенная перемена в центре управления: умаление Сената и усиление единоличных властей, стоявших во главе отдельных ведомств. И все это достигнуто исподволь, без шума, крайне осторожно.

Обеспечивая свою самостоятельность от неудобных старых порядков управления, Екатерина с помощью того же Сената деятельно занималась делами: искала средств поправить финансовое положение, решала текущие дела управления, присматривалась к состоянию сословий, озабочена была делом составления законодательного кодекса. Во всем этом не было еще видно определенной системы; императрица просто отвечала на потребности минуты и изучала положение дел. Волновались крестьяне, смущенные слухом освобождения от помещиков, – Екатерина занималась крестьянским вопросом. Волнения достигали больших размеров, против крестьян употреблялись пушки, помещики просили защиты от крестьянских насилий, – Екатерина, принимая ряд мер для водворения порядка, заявляла: "Намерены мы помещиков при их мнениях и владениях ненарушимо сохранять, а крестьян в должном им повиновении содержать". Рядом с этим делом шло другое: грамота Петра III о дворянстве вызвала некоторые недоумения недостатками своей редакции и сильное движение дворян из службы, – Екатерина, приостановив ее действие, в 1763 г. учредила комиссию для ее пересмотра. Однако эта комиссия не пришла ни к чему, и дело затянулось до 1785 г. Изучая положение дел, Екатерина увидела необходимость составить законодательный кодекс. Уложение царя Алексея устарело; уже Петр Великий заботился о новом кодексе, но безуспешно: законодательные комиссии, бывшие при нем, не выработали ничего. Почти все преемники Петра были заняты мыслью составить кодекс; при императрице Анне , в 1730 г., и при императрице Елизавете, в 1761 г., требовались даже депутаты от сословий для участия в законодательных работах. Но трудное дело кодификации не удавалось. Екатерина II серьезно остановилась на мысли обработать русское законодательство в стройную систему.

Изучая положение дел, Екатерина желала познакомиться и с самой Россией. Она предприняла ряд поездок по государству: в 1763 г. ездила из Москвы в Ростов и Ярославль, в 1764 г. – в Остзейский край, в 1767 г. проехала по Волге до Симбирска. "После Петра Великого, – говорит Соловьев, – Екатерина была первая государыня, которая предпринимала путешествия по России с правительственными целями" (XXVI, 8).

Так прошли первые пять лет внутреннего правления молодой государыни. Она привыкла к своей обстановке, присмотрелась к делам, выработала практические приемы деятельности, подобрала желаемый круг помощников. Положение ее окрепло, и ей не грозили никакие опасности. Хотя в эти пять лет не обнаружилось никаких широких мероприятий, Екатерина, однако, уже строила широкие планы реформаторской деятельности.