Экспертиза односторонней и двусторонней глухоты. Способы диагностики тугоухости

Слух – это одно из шести чувств, которое позволяет человеку полноценно жить. Ежегодно диагноз тугоухость – частичная потеря слуха, слышат тысячи людей. Чтоб подобрать адекватное лечение важно пройти своевременное обследование. Именно о методах диагностики пойдет речь в данной статье.

Прием у врача

Диагностика тугоухости начинается с консультации профильного врача – отоларинголога. Во время приёма доктор изучает анамнез пациента, узнает есть ли у него жалобы на снижение слуха. Делает выводы по поводу субъективного шума: ощущение воды, аутофонии – отдачи собственного голоса в ухо. Изучение анамнеза может помочь в поисках причины возникновения тугоухости и определить факторы, влияющие на динамику заболевания.

Речевое исследование слуха

Это следующий шаг в постановке диагноза. Человека размещают на расстоянии 6 м от доктора так, чтоб тестируемое ухо было повернуто к медику. Второе ухо закрывает помощник и создает фоновый шум. Это делается для чистоты диагностики, чтоб избежать восприятия звука одновременно двумя ушами.

Доктор шепотом произносит сначала слова с низкими звуками (норе, дерево. море), а потом с высокими (щи, заяц, уж). Дело в том, что тугоухость бывает трёх видов:

  • Кондуктивная тугоухость – проблема заключается во внешнем или среднем ухе. Может носить временный характер. Чаще всего поддается медикаментозному лечению. Пациенты с таким видом тугоухости хуже воспринимают низкие звуки.
  • Нейросенсорная тугоухость – в этом случаи потеря слуха связана со звуковоспринимающим аппаратом. Для решения проблемы используют слуховые аппараты или импланты. При таком нарушении человек хуже слышит высокие звуки.
  • Смешанная тугоухость – характеризуется сочетанием кондуктивной и нейросенсорной.

Задача пациента громко и внятно повторять слова за врачом. Если человеку это не удается. То расстояние уменьшается на метр. Дистанцию сокращают до тех пор. Пока пациент не повторит все слова.

Исследование камертонами

При помощи камертонов определяют воздушную и костную проводимость. Он имеет вид вилки с двумя зубцами, которые называют – бранши. Для диагностики тугоухости используют набор камертонов.

Чтоб проверить воздушную проводимость камертон берут за ножку и сдавливанием или щелчком пальца вызывают колебание браншей. Затем прибор размещают на одной оси со слуховым проходом. Когда пациент перестает его слышать, камертон отдаляют от уха и снова приближают. Исследование проводится с учетом времени. Секундомер запускают после удара по камертону и останавливают, когда пациент полностью перестает его слышать.

Для диагностики костной проводимости ножку камертона ставят на сосцевидном отростке. Исследование также проходит с контролем времени.

Цена исследования порядком – 400 рублей.

Аудиометрия при помощи аудиометра

Этот метод диагностики тугоухости позволяет определить степень снижения слуха. Для обследования применяется электронный прибор. Воздушную проводимость измеряют при помощи наушников, а для определения костной на сосцевидном отростке размещается вибрирующее устройство.

Цена исследования порядком – 500 рублей.

Речевая аудиометрия

Данный метод позволяет выяснить громкость при которой человек слышит, определить потерю слуха в децибелах. Основное отличие от речевого метода заключается в том, что все слова записаны на плёнку, а исследование проводится в звуконепроницаемой комнате.

Цена исследования порядком – 300 рублей.

Это разновидность аудиометрии позволяет измерить давление которое способно выдержать среднее ухо. Применяется метод для выявления причин кондуктивной тугоухости. В ухо вводится источник беспрерывного звука и микрофон. При помощи тимпанометрии определяется количество поглощенного и отражённого звука.

Цена исследования порядком — 500 рублей.

Слуховой ответ ствола головного мозга

Этот метод позволяет измерить нервные импульсы, которые поступают в головной мозг. Если у врача есть подозрения, что возникновение тугоухости связано с заболеванием мозга дополнительно назначают МРТ.

Цена исследования порядком – 1000 рублей.

Электрокохлеография

Этот метод диагностирует активность улитки и слухового нерва.

Цена исследования порядком – 1500 рублей.

Два последних метода позволяют определить уровень слуха у человека, который не может сигнализировать о своих ощущениях. Например, маленькие дети, люди, пребывающие в коме. Кроме того, данные исследования позволяют найти причины нейросенсорной тугоухости.

Недостаток описанных методов исследования состоит в том, что они, как уже сказано, базируются на субъективных ответах обследуемых. Эти ответы требуют часто серьезной цроверки не только в тех случаях, когда обследуемые из тех или иных соображений стремятся скрыть имеющийся дефект слуха либо, наоборот, его преувеличить (аггравация). Значительные противоречия в показаниях бывают и у лиц, искрение желающих дать точные ответы.
Для выявления притворной слухоты существует ряд объективных методов. Остановимся на некоторых наиболее распространенных способах.

Опыт Ломбарда . Обследуемый читает текст или ведет счет. В это время оба уха заглушаются сильным шумом трещотки Барани. Положительный результат свидетельствует о наличии слуха; однако нужно опасаться субъективизма при оцепке изменений громкости голоса и избегать поспешных выводов на основании однократного исследования. Отрицательный результат не может служить доказательством глухоты. Так, у контуженых мы часто не получали положительного результата при наличии у них слуха, что, по-видимому, связано с их заторможенностью; голос не повышался, речь не теряла своего монотонного характера.

Тато (Tato) развил с целью объективной аудиометрии опыт Ломбарда, сделав возможным определение слуховых порогов. На расстоянии 1 м от исследуемого устанавливают микрофон шумомера; на уши надевают наушники. Исследуемому предлагают говорить, читать или, что лучше всего, рассказывать естественным голосом. Устанавливают интенсивность его голоса шумомером. После этого повторяют опыт, одновременно посылая через наушники заглушающий шум в 10, 20, 30, 40 дб и т. д. При помощи шумомера улавливают тот момент, когда исследуемый начинает усиливать голос. В норме это наступает между 10 и 20 дб над слуховым порогом. Таким образом, объективно обнаруживается не только наличие слуха, но и определяется слуховой порог с точностью ±10 дб.

Второй опыт Тато основан на нарушении контроля над собственной речью. Исследуемому предлагают говорить, читать или рассказывать. Применяют прибор, воспринимающий речь исследуемого и передающий ее ему же через усилительную систему. Таким образом, исследуемого заставляют выслушивать то, что говорит он сам, по временам замедляя речь. Показателем наличия слуха является то, что исследуемый также начинает замедлять речь, задерживаться или сбиваться.

Способ Говсеева основан на следующих наблюдениях. Если провести по спине испытуемого одежной щеткой, то нормально слышащий безошибочно определит, что это сделано именно щеткой. Если же по его спине провести ладонью руки, а щеткой по своему платью, то испытуемому с нормальным слухом трудно распознать, проводят ли щетку по его спине или по платью врача, и в своих показаниях он будет путаться, так как у него сочетаются слуховые ощущения с осязательными. В случае глухоты при этом опыте имеются лишь осязательные ощущения и ответы будут четкими. Следовательно, мнимая глухота обнаруживается при путаных показаниях больного.
Рауш-наркоз применялся одно время широко для обнаружения притворной глухоты. Мы его применяли во время Великой Отечественной войны.

ФКУ «Главное бюро МСЭ по Орловской области»
В.П. Лунёв, Е.С.Лазарева

МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ФУНКЦИИ СЛУХА
(методические рекомендации)
Орел 2011

Рецензент:
С.Н.Пузин - заведующий кафедрой гериатрии и медико-социальной экспертизы РМАПО, доктор медицинских наук, профессор, академик РАМН.

Методические рекомендации посвящены одной из актуальных проблем медико-социальной экспертизы - освидетельствованию лиц с нарушением функции слуха. Подробно описаны методы обследования данной категории больных, особенности подхода при проведении медико-социальной экспертизы.

Введение.
Наиболее распространенными заболеваниями кохлеовестибулярного аппарата являются кохлеарный неврит и хронический гнойный отит, которые нередко служат причиной стойкой утраты трудоспособности у лиц различных возрастных групп. Клиника, диагностика, лечение и профилактика этих заболеваний подробно отражены в отечественной и зарубежной литературе, в то время как экспертиза трудоспособности и трудоустройство данной категории инвалидов до сих пор изучены недостаточно, что зачастую приводит к необоснованным экспертным решениям.

Согласно современной трактовке, позднооглохшие больные - это лица, потерявшие слух остро или в течение короткого отрезка времени в зрелом возрасте. Они представляют обособленную группу, отличную от долингвальных глухих, которые общаются, используя язык жестов, и от слабослышащих, применяющих для коррекции слуховой аппарат. Быстро наступившая глухота полностью разрушает экономическое, бытовое, социальное устройство жизни оглохшего и определяет особенности в проведении медико-социальной экспертизы.

Многочисленные клинические наблюдения показывают, что поздняя глухота встречается у 1/3 больных от общего количества лиц с тяжелыми слуховыми нарушениями. Среди них более 70% страдают вестибулярными расстройствами, нарушениями статики, координации, движения. Диагностика этих нарушений нередко представляет большие трудности для врача при постановке клинико-функционального диагноза, но особенно - при оценке ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности.

Причиной развития кохлеарного неврита могут быть перенесенные в прошлом инфекции и интоксикации, наследственность, длительное воздействие резкого шума и вибрации, травмы и другие факторы. Характер жалоб больных и данные анамнеза позволяют выявить этиологические моменты и развитии заболевания.
Врач-эксперт должен располагать также результатами бытового и производственного обследования, уточняющими, связано ли снижение слуха с перенесенным инфекционным или другим заболеванием либо с неблагоприятными производственными факторами, послужившими причиной инвалидности.

В настоящее время критерии определения инвалидности разработаны в основном для больных с постепенно прогрессирующей тугоухостью и с долингвальной глухотой. Тяжелые слуховые нарушения, наступившие остро или в короткий промежуток времени (до одного года), а также глухота с вестибулярной дисфункцией и статокинетическими нарушениями, развившаяся в трудоспособном возрасте, приводят к более выраженным ограничениям жизнедеятельности и требуют иных экспертных подходов.

Оценка слуховой функции.
Предложено значительное количество диагностических тестов для оценки слуховой, вестибулярной и статокинетической функций. При проведении МСЭ позднооглохших больных предлагается применять исследования, наиболее информативные для характеристики ограничений жизнедеятельности и требующие минимальных временных затрат, а также доступные в использовании в практическом здравоохранении.
В дополнение к классификации тугоухости, предложенной Л. В. Нейманом (1963) и предусматривающей три степени тугоухости, Всемирной организацией здравоохранения в 1976г. введена IV степень - глухота.
Целесообразность ее введения подтверждается, в свою очередь, практикой медико-социальной экспертизы и объясняется не столько степенью нарушения слуха, сколько вытекает из особенностей трудоустройства инвалидов, полностью потерявших слух.
Если, например, лицам с III степенью тугоухости в целях профилактики противопоказана работа в условиях сильного производственного шума, то лица полностью оглохшие (IV степень) могут работать в подобных условиях.

Люди с нарушениями слуха разделяются на слабослышащих (страдающих тугоухостью) и глухих.
Тугоухость - стойкое понижение слуха, вызывающее затруднения в восприятии речи. Глухота - глубокое стойкое поражение слуха, при котором восприятие речи без слухового аппарата становится невозможным.

Диагноз «тугоухость» подразумевает различное по тяжести ухудшение способности слышать, а диагноз «глухота» означает практически полную утрату этой способности. Слуховая чувствительность определяется средним слуховым порогом в децибелах (дБ) для чистых тонов на частотах 500, 1000 и 2000 Гц.
Условная граница между глухотой и тугоухостью (слабослышащие люди) находится на уровне 85 дБ.

В свою очередь слабослышащих делят на три степени тугоухости.
При первой степени тугоухости, средняя потеря не превышает 50 дБ.
Человек с такой степенью тугоухости разборчиво воспринимает речь разговорной громкости на расстоянии более 1-2 м. Шепот понимает около уха.

При второй - от 50 до 70 дБ. Разговорную речь такой человек понимает до 1 м. Шепот не воспринимается.

При третьей - потеря от 70 до 85 дБ, разговорная речь с трудом понимается, но не всегда разборчиво у уха. Но аппараты слуховые и различные технические средства могут помочь смотреть аудиовизуальные передачи, не опираясь на субтитры.

Кстати, если потеря слуха у ребенка до 60 дБ, то ему рекомендовано учиться в обычной общеобразовательной школе (только при понижении слуха в пределах 40-60 дБ ребенку желательно использовать слуховой аппарат (согласно школьной классификации остроты слуха G.Beckmana).

Возможности, которыми располагают глухие для различия звуков окружающего мира, зависят в основном от диапазона воспринимающих частот.
В зависимости от диапазона воспринимаемых частот выделены четыре группы глухих:

1 группа - люди с нарушением слуха, воспринимающие до 250 Гц;
2 группа - люди с нарушением слуха, воспринимающие звуки до 500 Гц;
3 группа - люди с нарушением слуха, воспринимающие звуки до 1000Гц;
4 группа - люди с нарушениями слуха, которым доступно восприятие звуков в широком диапазоне частот, т.е. до 2000 Гц и выше.

Люди 1 и 2 группы глухоты (с минимальными остатками слуха) оказываются способны воспринимать лишь громкие звуки у уха или на очень небольшом расстоянии - голос повышенной или разговорной громкости, удары в барабан др, различать на слух знакомые слова, резко противопоставленные по временным и ритмическим характеристикам в условиях ограниченного выбора после неоднократного предъявления образца звучания.
Глухие 3 и 4 группы могут реагировать у уха или на небольшом расстоянии (до 15-20 см) - на звучания, разнообразные по своей частотной характеристике (голос разговорной громкости, некоторые музыкальные игрушки и инструменты и др.), а также различать на слух знакомые слова, более близкие по звучанию (с одинаковой слоговой структурой, но разным местом ударения) в условиях ограниченного выбора после неоднократного предъявления образца звучания.

Есть и международная классификация.
Потеря слуха свыше 90 дБ определяется как глухота.

Слабослышащих делят на 4 степени тугоухости.
1-я степень - снижение слуха в пределах 26-40 дБ (человек, с такой потерей слуха с трудом распознает тихую речь и беседы, но справляется в тихой обстановке);

2-я степень - 41-55 дБ (трудности в понимании беседы, особенно когда присутствует шум на заднем плане. Повышенная громкость необходима для ТВ и радио);

3-я степень -56-70 дБ (значительно задета чистота речи. Речь должна быть громкой, возможны трудности при групповой беседе);

4-я степень -71-90дБ (значительная потеря слуха - не слышит нормальную разговорную речь, трудности при распознавании даже громкой речи, способен понимать крик и преувеличенно четкую и громкую речь).

0 - 25 дБ считается, что потери слуха нет.
У человека нет трудностей в распознавании речи.

Для уточнения диагноза и степени выраженности нарушенных функций у больных с кохлео - вестибулярными расстройствами применяются следующие методы:
-исследование барабанной перепонки для выявления ее патологических изменений (отоскопия);
-клиническое исследование слуха «живой речью»: восприятие
разговорной речи, громкой речи, крик на расстоянии в метрах;
-тональная аудиометрия, позволяющая оценить функцию слышимости и рассчитать средний слуховой порог по определению слышимости тонов на частотах 500, 1000, 2000 Гц (речевая зона);
-речевая аудиометрия, характеризующая функцию разборчивости речи (характер, уровень поражения);
-определение процента разборчивости речи при интенсивности речевого сигнала 40 дБ (интенсивность разговорной речи) по результатам речевой аудиометрии;
-электроакустическая коррекция слуха - слухопротезирование для установления возможности коррекции слуха при использовании слухового аппарата (оценивается в метрах);
-оценка слухозрительного восприятия речи (слуховой аппарат + чтение с губ);
-оценка навыков владения невербальными способами общения (письмо, чтение с губ - читает свободно, читает фразы обиходного характера, навык чтения с губ не развит);
-анализ результатов и заключение о степени и характере слуховых нарушений.

Оценка вестибулярной и статокинетической устойчивости.
В оценке клинико-функциональных нарушений вестибулярного анализатора ведущими являются следующие характеристики: уровень
поражения (периферический, центральный, сочетанный), тип течения вестибулярных расстройств (регрессирующий, прогрессирующий, ремитирующий, стабильный), клинический синдром вестибулярных нарушений (гиперрефлексия, гипорефлексия (арефлексия), асимметрия, диссоциация вестибулярных реакций), стадия компенсации (декомпенсация, субкомпенсация, компенсация), клинический прогноз.
При исследовании вестибулярного анализатора показатели разных видов
чувствительности могут не согласовываться. В этих случаях необходимо повторное обследование через 2-3 дня. При этом надо учитывать, что соматическая и вегетативная системы менее возбудимы, чем сенсорная.

При проведении отоневрологической экспертизы необходимо использовать тесты, которые характеризуют функцию статического равновесия, координацию движений, устойчивость отолитового аппарата, вестибулосенсорную и вестибуловегетативную реактивность.
В основе проводимых исследований лежит оценка трех видов реакций: вестибуловегетативных (ВВР), вестибулосоматических, вестибулосенсорных.
Проводятся:
-визуальное и электронистагмографическое исследования спонтанного нистагма с целью определения наличия и выраженности вестибулосенсорных нарушений;
-визуальное и электронистагмографическое исследования позиционного нистагма с целью объективизации вестибулярной дисфункции;
-визуальное и электронистагмографическое исследования оптокинетического нистагма с целью диагностики скрытых форм вестибулярных нарушений;
-визуальное и электронистагмографическое исследования характера и степени экспериментального калорического и поствращательного нистагма, наличия асимметрии, степени ВВР для оценки характера и степени выраженности вестибулярных нарушений;
-исследование устойчивости статического равновесия в позе Фишера, Ромберга и тандемной с целью установления степени влияния вестибулярных нарушений на способность сохранять определенную позу;
-исследование динамического равновесия с помощью ходьбы с закрытыми глазами по прямой, «шагающего» теста Фукуда до и после проведения экспериментальных проб с целью оценки степени влияния вестибулярных нарушений на способность к передвижению;
-исследование координаторных нарушений с помощью теста вертикального письма до и после проведения экспериментальных проб с целью оценки степени влияния вестибулярных нарушений на способность владения собственным телом;
-исследование чувствительности отолитового аппарата к адекватным раздражителям - отолитовая реакция (по Воячеку В.И.) с оценкой ВВР и защитных движений (ЗД);
-исследование вестибулосоматических реакций путем проведения двухминутной пробы кумуляции;
-исследование вестибулосенсорных реакций с оценкой вестибулярной иллюзии противовращения (ВИП);
-анализ результатов и заключение о степени устойчивости и реактивности вестибулярной системы;
-оценка типа вестибулярной возбудимости: нормо-, гипер-, гипорефлексия (арефлексия), асимметрия, диссоциация;
-определение стадии компенсации - компенсация, субкомпенсация, декомпенсация.

Характеристика ограничений жизнедеятельности позднооглохших больных с вестибулярными нарушениями.
Ограничения жизнедеятельности у позднооглохших больных возникают как следствие сенсорного нарушения (слухового, вестибулярного) и проявляются на уровне личности, характеризуя те или иные ограничения в повседневной деятельности (в быту и на производстве).

Основными критериями оценки ограничений жизнедеятельности являются: степень выраженности функциональных нарушений (слуховых, вестибулярных, статокинетических), тип течения, стадия заболевания, клинический прогноз.
При проведении МСЭ наибольшие трудности в оценке ограничений жизнедеятельности представляют больные с вестибулярными и статокинетическими нарушениями.
У этих больных необходимо оценивать не только способность общения и ориентации, но и способность передвижения (по результатам исследования вестибулярных и статокинетических нарушений).

Социальная дезадаптация определяется как снижение способности человека в результате ограничений жизнедеятельности вести полноценную жизнь в обществе. Социальная недостаточность характеризует бытовые, экономические, социальные последствия болезни и оценивается физической независимостью, возможностью ориентации в окружающей среде, мобильностью, интеграцией в общество, экономической независимостью.

Критериями социальной дезадаптации у позднооглохших больных являются:
-использование вспомогательных и компенсирующих функциональный дефект технических средств;
-способность свободного передвижения, характеризующая мобильность больного;
-способность к выполнению профессиональной деятельности;
-способность заниматься трудовой деятельностью, обеспечивающей экономическую независимость больного;
-способность к коммуникативным связям и интеграции в общество; -необходимость посторонней помощи (частота, объем).

Степень выраженности ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности позднооглохшего больного лежит в основе определения группы инвалидности.

Умеренные ограничения жизнедеятельности (ФК-2 (функциональный класс) по способности общения и ориентации регистрируются у 80% позднооглохших больных.
У 20% выявляются значительно выраженные ограничения жизнедеятельности (ФК-3) - это больные, потерявшие слух остро и не владеющие способом чтения с губ. Общение для них возможно только с использованием письма, что приводит к значительной социальной дезадаптации, затруднениям в ведении независимого существования, необходимости повседневной помощи родственников на весь период адаптации (до одного года), в течение которого больной обучается у сурдопедагога чтению с губ.

Как правило, пройдя за год 2-3 курса обучения, позднооглохшие овладевают способностью считывания с губ обиходной фразовой речи. После освоения этого нового способа общения больные получают возможность общаться на бытовом уровне и ориентироваться в окружающей среде с умеренными ограничениями (ФК-2).

При нарушениях вестибулярной и статокинетической системы у позднооглохших больных (более чем у 70%) наряду со способностью общения и ориентации ограничена способность к передвижению (статокинетическая способность), при этом значительно - у 18%, умеренно -у 43,7% больных.

Необходимо учитывать, что даже легкие ограничения передвижения (ФК-1 - 38%) могут препятствовать профессиональной деятельности, так как 98% профессий являются «вестибулозависимыми». Вестибулярные и статокинетические нарушения утяжеляют состояние позднооглохших больных присоединившимися нарушениями передвижения.
Умеренные ограничения передвижения приводят к необходимости ограничения перемещения больного районом проживания, зависимости от окружающих при выходе из дома; помощь необходима 1-2 раза в неделю (ФК-2), что является основанием к определению 3-й группы инвалидности.

Значительно выраженное снижение способности передвижения при вестибулярных и статокинетических нарушениях характеризуется невозможностью выхода из дома, полной непереносимостью езды в транспорте, необходимостью помощи окружающих несколько раз в день (ФК-3), что является основанием к определению 2-й группы инвалидности сроком на один год.

К значительно выраженному ограничению жизнедеятельности (ФК-3) на более длительный срок чаще приводят статокинетические и вестибулярные нарушения, чем слуховые (13,7% и 9,5% соответственно).

В таблице представлена характеристика способностей общения, ориентации, передвижения у позднооглохших больных в зависимости от степени выраженности слуховых, вестибулярных нарушений, их длительности.

Оценка ограничений жизнедеятельности производится по принятому в практике МСЭ ФК.

Оценка степени выраженности ограничений жизнедеятельности вследствие слуховых и вестибулярных нарушений

нарушения ограничения жизнедеятельности социальные последствия
1 2 3
Слуховые нарушения ФК-3: двусторонняя хроническая глухота, тугоухость III, IV ст., не корригируемая слуховым аппаратом до социально адекватного слуха, речевое общение ограничено расстоянием менее 3 м Умеренное ограничение способности общения (ФК-2) - общение бисенсорное (слухозрительное) с использованием слухового аппарата и невербальных способов: письмо, чтение с губ (читает фразы обиходного характера). Общение с помощью невербальных методов заметно для окружающих. Возможность контактов с людьми ограничена значимыми людьми - круг близких знакомых, родственников. Общение возможно с помощью чтения с губ, письма, а также с помощью других лиц. Умеренное ограничение способности ориентации (ФК-2) - затруднено восприятие сигналов от окружающих предметов; зависимость от уровня шума и других сигналов, которые усугубляют оценку окружающей обстановки. Неполная компенсация помех с помощью вспомогательных средств приводит к потребности в помощи других лиц. Больные испытывают трудности в идентификации людей, предметов и объектов, плохо контролируют личную безопасность, затрудняются в оценке ситуации и, как следствие, в развитии социальных взаимоотношений. Расширяется перечень вспомогательных технических средств (вибраторы, световые сигнализаторы) в быту и на производстве Изменение типа социальных отношений (социально изолированы): нарушение семейных и социальных связей. Трудности ресоциализации: приобретение новой работы, финансовой независимости. Ограничение социальной жизни семьи. Снижение способности вести независимое существование. Зависимость от окружающих при выходе из дома, при переходе дороги. Частота содействия окружающих - 1-2 раза в неделю. Необходимость использования бытовых и производственных сурдотехнических средств. Инвалиды по слуху 3-й группы могут работать в обычных условиях без ограничения, при отсутствии вредных факторов, там, где не требуется слухоречевое общение, слуховой контроль. Их трудоустройство может быть связано с потерей или со значительным снижением квалификации. Часто доступны виды труда и профессиональной занятости, ограниченные перечнем профессий для глухих и слабослышащих. Возможны приспособленные занятия при обучении, трудовой деятельности (бегущая строка, условия для считывания с губ, изменение типа занятий)
Вестибулярные нарушения: 1.Соматическая реакция: - ЗД - 5-30°; - походка, координация движения: проба Фукуда - ротация 61-90°. 2.Сенсорная реакция: - ВИП - 15-30с; - ВВР - холодный пот, тошнота, головокружение. 3.Экспериментальный нистагм - норморефлексия, асимметрия 30­60%. Умеренное ограничение способности передвижения (ФК-2) - передвижение затруднено, занимает больше времени; больной ходит, широко расставляя ноги. Тошнота, головокружение при наличии в поле зрения движущихся предметов, непереносимость езды в транспорте на большие расстояния При вестибулярных нарушениях мобильность ограничена пределами района проживания. Больные не годны для работ, связанных с вестибулярными нагрузками, опасностью травматизма
Слуховые нарушения ФК-4: остро возникшая двусторонняя необратимая глухота до овладения чтением с губ и наступления адаптации к дефекту (до одного года) Значительное снижение способности общения (ФК-3) - общение возможно только с помощью письма. Значительное снижение способности ориентации (ФК-3) - полное отсутствие возможности оценивать ситуацию, контролировать личную безопасность, идентифицировать звуки, голоса людей и пр. Необходимость использования в быту и на производстве вспомогательных средств (световые сигналы, вибраторы и пр.) Отсутствие способности вести независимое существование (помощь окружающих требуется несколько раз в день). Для семьи - значительный стресс и дополнительные нагрузки: поддержка оглохшего, решение вопросов, касающихся коммуникативных связей, трудоустройства, финансирования и пр.
Вестибулярные нарушения: 1.Соматическая реакция: - ЗД > 30°; - походка, координация движений: проба Фукуда - ротация 90° и более. 2.Сенсорная реакция: - ВИП > 30 с; - ВВР - позывы на рвоту, рвота. 3.Экспериментальный нистагм - гипо - или гиперрефлексия с сохранением чередования фаз, асимметрия > 60%. 4. Статокинетическая реакция: неустойчивость в позе Ромберга Значительное снижение способности передвижения (ФК-3) - ходит, держась за окружающие предметы, широко расставляя ноги, полная непереносимость езды во всех видах транспорта Необходимость приобретения и широкого использования сурдотехнических средств бытового и производственного назначения. Инвалиды 2-й группы по слуху без вестибулярных нарушений могут участвовать в трудовой деятельности на промышленных предприятиях в обычных производственных условиях там, где производственный процесс не требует слухового общения, слухового контроля и не связан с опасностью травматизма. Их трудоустройство может быть связано с потерей профессии или со значительным снижением квалификации. После реабилитации (обучение чтению с губ) возможно восстановление профпригодности по профессиям, не требующим слухоречевого общения, исключающим возможность травматизма (через один год). При наличии выраженных вестибулярных нарушений передвижение ограничено пределами жилища. Необходимость постоянной посторонней помощи. Нетрудоспособны на период реабилитации (до 12 мес).

Основные положения медико-социальной экспертизы позднооглохших больных с вестибулярными нарушениями.
Экспертная оценка позднооглохшего больного, в отличие от больного с долингвальной глухотой, имеет существенные особенности:
-частая сочетанность (до 75%) с выраженными вестибулярными и статокинетическими нарушениями, которые усугубляют тяжесть инвалидности и в 14% случаев приводят к значительным ограничениям жизнедеятельности;
-остро наступивший слуховой дефект приводит к потере жизненных ориентиров и к более выраженной социальной дезадаптации; необходимость овладения совершенно новым способом общения (чтение с губ) требует усилий, эмоциональных и физических затрат со стороны больного, поддержки и помощи родственников; нежелание больного и родственников принять случившееся (наступление глухоты) и попытаться справиться с ситуацией затрудняют реабилитацию и увеличивают сроки ресоциализации, приводят к более выраженной дезадаптации в результате психических отклонений (депрессия у 60% больных). Стресс, вызванный глухотой, разрушает привычные социальные связи, ограничивает социальные контакты больного.
МСЭ на современном этапе предусматривает комплексность оценки нарушенных функций, что должно быть внедрено в практику.

Алгоритм экспертной диагностики позднооглохших больных предполагает:
-изучение дефектных функций (слуховой, вестибулярной, статокинетической), психологического статуса с оценкой степени выраженности функциональных нарушений, определением объема реабилитационных мероприятий;
-оценку ограничений жизнедеятельности (общение, ориентация, передвижение) по ФК в зависимости от степени выраженности функциональных нарушений и возможности их коррекции;
-оценку социальной недостаточности в зависимости от степени выраженности ограничений жизнедеятельности.

Степень социальной недостаточности характеризуется необходимостью (частотой, объемом) помощи окружающих в связи с ограниченной возможностью вести независимое существование, быть экономически независимым, необходимостью использования сурдотехнических средств для компенсации дефекта.

Диагностика степени ограничений жизнедеятельности базируется на комплексной оценке клинико-функциональных нарушений (слуховых, вестибулярных, статокинетических, психологических) и возможности их компенсации.

Необходимо иметь в виду, что только при комплексном применении указанных методик можно дать объективную оценку степени нарушения слуха. Так, обнаружив лучшую слышимость с преобладанием низких либо высоких тонов, можно с некоторой степенью вероятности сделать заключение о том, какая часть слухового анализатора страдает у больного - проводящая или воспринимающая. Тип глухоты можно определить и в тех случаях, когда больной вообще не слышит шепота, а разговорную речь воспринимает лишь на расстоянии нескольких сантиметров.

Такое резко выраженное нарушение слуха не наблюдается при тугоухости, связанной с изолированным поражением элементов среднего уха. В то же время при поражении коркового отдела слухового анализатора имеет место речетональная диссоциация, которая проявляется в сохранности тонального слуха и слабом восприятии разборчивости шепотной или разговорной речи. Поэтому при исследовании слуха наряду с методом шепотной и разговорной речи рационально использовать метод пороговой тональной аудиометрии.

Локализация поражения слухового анализатора при кохлеарном неврите разнообразна. Наиболее подвержен этому заболеванию и опасен с точки зрения последствий рецепторный аппарат внутреннего уха. Реже поражаются слуховой нерв, ядра, проводники и центр слуха в коре мозга.

Хронический гнойный средний отит (мезо- и эпитимпанит) характеризуется длительным течением с периодическим обострением и нарушением слуховой функции. Эпитимпаниты в отличие от мезотимпанитов имеют недоброкачественное течение, труднее поддаются консервативному лечению, чаще дают внутричерепные отогенные осложнения в виде тромбоза синуса, абсцесса мозга и мозжечка, арахноидита. Нарушение слуха при этой форме заболевания более выражено. При длительном течении хронического гнойного среднего отита нередко развивается кохлеарный неврит, но все же нарушение слуховой функции не достигает такой степени, как при первичных (чистых) формам кохлеарного неврита, и, как правило, не кончается полной глухотой.

При исследовании функции вестибулярного анализатора применяются следующие методы:
-вращательная проба (на кресле Барани), позволяющая выявить степень снижения, повышения или выпадения функции вестибулярного анализатора, поствращательных сенсорных, двигательных и вегетативных реакций;
-калорическая проба, позволяющая определить раздельно степень снижения, повышения или выпадения функции, вестибулярного аппарата и выраженность сенсорных, двигательных и вегетативных реакций;
-координационные пробы (статика, походка, палыце-пальцевая, пальценосовая, диаодахкинез и др.), позволяющие обнаружить и отграничить вестибулярные нарушения от мозжечковых, а в ряде случаев - центральные вестибулярные нарушения от периферических.

В зависимости от степени поражения слухового и вестибулярного аппаратов клиническое течение заболевания может быть различным, что вызывает определенные трудности при вынесении решения о состоянии трудоспособности. Периферические нарушения вестибулярного анализатора, возникающие обычно как осложнения в течении хронического гнойного среднего отита (ограниченный или диффузный лабиринтит), относительно редко приводят к стойкому снижению трудоспособности. При периферическом поражении вестибулярного анализатора головокружения непродолжительны, сопровождаются ощущением вращения предметов, реакция отклонения рук и туловища всегда соответствует медленной фазе нистагма, отсутствуют статокинетические нарушения и диссоциация калорического и поствращательного нистагма.

Гораздо чаще встречаются центральные вестибулярные нарушения, связанные либо с поражением вестибулярных ядер и путей в задней черепной ямке, либо с поражением вестибулярных образований в корковоподкорковых отделах мозга. Если периферические вестибулярные нарушения компенсируются сравнительно быстро (несколько недель, месяцев), то для компенсации центральных вестибулярных нарушений требуется более длительный период, иногда несколько лет. Головокружения при этом отличаются большей продолжительностью, носят менее отчетливый, неопределенный характер. Сильные головокружения с приступами резких головных болей повторяются через значительный промежуток времени при нормальной слуховой функции и сопровождаются в некоторых случаях потерей сознания.

Спонтанный центральный нистагм чаще бывает крупным, размашистым (II, реже; III степени), резко меняется при перемене положения тела, а иногда и независимо от этого. Реакция отклонения рук и туловища не всегда соответствует медленной фазе нистагма (вестибулярная дисгармония). Для поражения центральных вестибулярных отделов типична диссоциация калорического и поствращательного нистагма. При надтенториальных поражениях, имеющих место три черепно-мозговых травмах, больные тяжело переносят исследование вестибулярной функции вращением: падают со стула, проделывая при этом ряд защитных движений, как при истинном падении (в сторону медленного компонента нистагма); нередко при этом возникают тошнота и рвота.

При исследовании функции вестибулярного анализатора необходимо учитывать субъективную симптоматику - головокружения, нарушение равновесия и т. д. Выявлению диссоциации вестибулярной возбудимости при калорической и вращательной пробах, а также несоответствия между ними способствует наличие выраженных сенсорных двигательных и вегетативных реакций. Однако следует помнить, что экспериментально вызванные калорическая и тем более вращательная пробы являются сильными раздражителями для вестибулярного анализатора, вследствие чего они противопоказаны при ишемической болезни сердца, высоком артериальном давлении, вегетативно-сосудистой дистании, эпилепсии и выраженных мозговых расстройствах.
Указанные пробы применяются не только для уточнения функционального состояния вестибулярного анализатора, но и для обнаружения скрытых вестибулярных нарушений.
В то же время в определенном, довольно ограниченном круге профессий (летчик, монтажник, высотник и т. п.) к вестибулярному аппарату предъявляются повышенные требования. В связи с этим результаты исследований должны оцениваться с учетом комплекса данных клинического обследования: нарушения равновесия, головокружений, спонтанного нистагма, статокинетических нарушений, сопутствующих заболеваний и др.

У инвалидов с патологией органа слуха снижение или выпадение функции вестибулярного аппарата в большинстве случаев довольно быстро компенсируется с помощью зрения, мозжечка, глубокого мышечного чувства и других анализаторов. Подтверждением этого может служить тот факт, что инвалиды, занятые в профессиях, связанных с нагрузкой на вестибулярный анализатор (штамповщик, токарь), в основном справляются с работой.

У многих лиц, потерявших слух вследствие кохлеарного неврита или хронического гнойного отита с вторичным кохлеарным невритом, анатомическая близость элементов слухового и вестибулярного анализаторов очень часто обусловливает нарушение функции вестибулярного аппарата.

Использование общепринятых методик при исследовании слухового и вестибулярного анализаторов позволяет объективно оценить уровень и степень их поражения. Так, при наличии гнойного или адгезивного отита поражается звукопроводящая система. Отсутствие изменений барабанной перепонки и затруднение восприятия высоких тонов чаще всего указывают на поражение звуковоспринимающей системы (неврит слуховых нервов). Речетональная диссоциация, когда, при сохранности восприятия тонального слуха слабо дифференцируется разборчивость речи, указывает на поражение центрального характера (корковый отдел, ядра и т. п.).

Сравнение данных исследования функции вестибулярного аппарата, полученных с помощью калорической и вращательной проб, с результатами исследования живой речью и тональной аудиометрией (при поражении периферической части анализатора) свидетельствует о прямой взаимосвязи между глухотой или крайней степенью тугоухости и полным выпадением либо резким снижением функции вестибулярного аппарата. Причем нарушение слуховой функции у глухих в основном носит выраженный характер по сравнению с вестибулярной функцией.

Экспертиза трудоспособности при кохлеовестибулярных нарушениях, вызванных кохлеарным невритом и хроническим гнойным отитом с вторичным кохлеарным невритом.

При решении вопросов экспертизы трудоспособности больных кохлеарным невритом и хроническим гнойным отитом с вторичным кохлеарным невритом врачи медико-социальной экспертизы должны располагать сведениями о начале заболевания и характере его течения, о состоянии центральной нервной системы, внутренних органов, результатами параклинических методов исследования, а также данными об условиях труда больного (параметры шума, вибрация, контакт с токсическими веществами, продолжительность их воздействия на работающего в течение смены, наличие и степень влияния таких неблагоприятных производственных факторов, как охлаждение, вынужденное положение тела и др.).

Необходимо учитывать полиморфный характер клинических синдромов, степень выраженности слуховой и вестибулярной функций, особенности течения болезни, наличие осложнений и эффективность проведенного лечения, а также образование больного, его профессиональный маршрут, трудовую направленность, возможности обучения, переобучения и трудоустройства на работу, не связанную с воздействием противопоказанных факторов.

При экспертизе трудоспособности лиц, страдающих хроническим гнойным средним отитом, следует иметь в виду, что внутричерепные осложнения у больных хроническим гнойным эпитимпанитом с кариесом, грануляциями и холестеатомой могут наступить в любое время, а не только при выполнении тяжелой физической работы.

Таким больным целесообразно рекомендовать проведение санирующей операции, после чего экспертная оценка состояния трудоспособности выносится с учетом степени нарушения слуховой функции.
Ограничение трудоспособности даже при двустороннем хроническом гнойном среднем отите (за исключением внутричерепных отогенных осложнений) с легкой или умеренной степенью тугоухости наступает сравнительно редко.

В настоящее время благодаря усовершенствованию медицинского инструментария и созданию специальных оптических приборов появилась возможность хирургической реконструкции звукопроводящей системы при хроническом среднем и адгезивном отитах - тимпанопластика. В результате этой операции достигается полное либо частичное пластическое восстановление поврежденной или утраченной звукопроводящей системы среднего уха. Таким образом, операция предусматривает, помимо лечения хронического гнойного процесса в среднем ухе (прекращение гноетечения и предупреждение внутричерепных осложнений), также и улучшение слуха. Однако тимпанопластика - сложное и трудоемкое хирургическое вмешательство, которое производится далеко не во всех хирургических ЛОР-отделениях, имеет ограниченные показания и не всегда дает аффективный результат.

Лица, страдающие легкой или умеренной степенью тугоухости (I и II степени), преимущественно трудоспособны. Слухопротезирование в таких случаях часто является эффективным. Если же работа больных требует хорошего слуха (акустик, наладчик приборов, актер и т. п.) или связана с шумом на производстве, эффективность дифференцированного слуховосприятия со слуховым аппаратом резко снижается. Поэтому, несмотря на положительные результаты слухопротезирования, эти больные не могут выполнять работу в подобных условиях.

Врачи медико-социальной экспертизы должны иметь в виду, что ограничение трудоспособности у больных хроническим гнойным средним отитом с выраженным нарушением слуха возможно только при отсутствии показаний к слухоулучшающей операции или при ее неэффективности.

Лицам, перенесшим тимпанопластику, противопоказана работа в условиях повышенного шума и вибрации, требующая большого физического напряжения, в неблагоприятных метеорологических и микроклиматических условиях, а также верхолазные, водолазные и кессонные работы. Это объясняется тем, что при хроническом гнойном среднем отите нередко развивается вторичный кохлеарный неврит, который при воздействии шума и вибрации может прогрессировать и привести к ухудшению слуха. Кроме того, при тяжелой физической работе возможно смещение протеза в среднем ухе, что нередко приводит к нарушению звукопроведения (потере слуха) и к вестибулярным расстройствам.

После слухоулучшающих операций иногда наблюдаются вестибулярные расстройства типа вестибулопатий, которые в дооперационном периоде, не отмечались и причина возникновения которых не всегда ясна. Поэтому, несмотря на улучшение слуха, появившиеся вестибулярные расстройства при значительной выраженности могут привести к ограничению, а в редких случаях и к полной утрате трудоспособности.

В экспертной практике нередко отмечается переоценка результатов экспериментального исследования при калорической и вращательной пробах. В то же время лица, страдающие кохлеарным невритом с резким нарушением слуха вплоть до глухоты или со снижением и даже отсутствием функции вестибулярного аппарата, успешно работают в самых разнообразных профессиях, связанных с нагрузкой на вестибулярный аппарат (штамповщик, токарь, швея-мотористка и др.), так как данные нарушения довольно легко компенсируются другими органами чувств и анализаторами.

Однако больным с вестибулярной гиперрефлексией при наличии субъективных ощущений противопоказана работа на высоте, у движущихся механизмов, с электроприборами, у огня и на транспорте.
У них, особенно в среднем и пожилом возрасте, возникают раздражения по вестибуло - глазодвигательной рефлекторной дуге, которые передаются как на вестибулоспинальные, вестибуло-вегетативные пути, так и на корковые вестибулярные центры, что может вызывать головокружение, вегетативные реакции и нарушение равновесия.

Клиническими критериями определения состояния трудоспособности больных, страдающих кохлеарным невритом или хроническим гнойным отитом с вторичным кохлеарным невритом, для III группы инвалидности являются крайняя степень тугоухости (III степень) или глухота (IV степень), умеренные вестибулярные нарушения (при отсутствии патологии со стороны центральной нервной системы или в сочетании с умеренно выраженным гипертензионным синдромом, вегетативно-сосудистыми и другими нарушениями), когда больной не может продолжать работу по своей профессии, а рекомендуемое трудоустройство связано со снижением квалификации.

Таким больным противопоказана работа водителя транспорта, у движущихся механизмов, на высоте, в контакте с электротоком, связанная с поднятием тяжестей.

Ограниченно трудоспособными считаются лица, у которых наряду с умеренно выраженным нарушением слуховой и вестибулярной функций отмечается стойкий астенический синдром, требующий изменения условий труда в своей профессии и значительного сокращения объема производственной деятельности, а также больные с крайней степенью тугоухости или глухотой, с вестибулярными расстройствами, часто сочетающимися с нарушением функций нервной системы. Особенно это относится к лицам с низкой квалификацией или ранее не работавшим, для которых значительно ограничены возможности трудоустройства.

Критериями определения II группы инвалидности являются: острая и необратимая потеря слуха и выпадение функции вестибулярного анализатора (например, вследствие ототоксического действия стрептомицина), причем в данном случае инвалидность II группы устанавливается сроком на один год для адаптации с последующим определением III группы и рекомендацией трудоустройства, переквалификации или переобучения; стойкие вестибулярные расстройства системного характера центрального генеза, сопровождающиеся выраженными нарушениями со стороны нервной системы (вегетативно-сосудистые и мозжечково-вестибулярные расстройства, гипертензионный синдром и др.) и нарушением равновесия, затрудняющими передвижение больного.

Оснований для установления I группы инвалидности больным с патологией кохлео-вестибулярного анализатора не имеется.

В экспертной практике степень утраты слуховых функций нередко определяется без дифференциации уровня поражения слухового анализатора. В связи с этим при нарушении периферического отдела слухового анализатора оценка состояния трудоспособности должна проводиться с консультативным участием отоларинголога.

При поражении центральных отделов слухового анализатора (наличие рече-тональной диссоциации и др.) медико-социальная экспертиза больных осуществляется отоларингологом и неврологом.

Экспертиза трудоспособности больных с нарушением только слухового анализатора.

Виды симуляции: - нозологическая (когда болезни нет: нежелание служить, желание получить льготы и т.п.), - анозологическая (когда хотят болезнь скрыть: желание поступить в военный ВУЗ, желание «еще послужить» и т.п.). В любом случае на ВВК проводят опыты:

Двусторонняя глухота:

1) опыт Паутова с условным рефлексом: руку – на электрод, говорим слово и незримо давим на кнопку пуска тока, через три-четыре раза вырабатывается замечательный условный рефлекс. Если человек – симулянт, то будет отдергивать руку при произношении слова.

2) Опыт Кутепова с карандашом: говорим слово, касаемся плеча – больной стучит карандашом по столу, вырабатываем рефлекс. Если симулянт, то стукнет карандашом по столу, даже если до него не прикоснулись.

3) Опыт Говсеева с щеткой: на враче и больном – одинаковая одежда (халат). Становимся к больному сзади и проводим рукой по его спине – объясняем, что это «рука». Потом щёткой – объясняем, что это «щетка». Потом проводим по нему рукой, а по себе – щёткой. Если симулянт – то скажет, что «щетка» (слышит ворох щётки).

4) Опыт Ломбара: говоря с больным, просим его чего-нибудь рассказать, а сами в это время создаем шум с помощью приемника (так, чтобы больной не видел). Глухой никогда не будет повышать голос при этом, потому что шума он не слышит.

5) Опыт Остио с камертоном, который у глухого лучше слышен при закрытых ушах (камертон – на сосцевидном отростке, как при опыте Ринне, но не отрывая).

Односторонняя глухота:

1) Способ Маркса: вставляем трещотку Барани в здоровое ухо (при этом оно ничего, кроме треска не слышит), а в «глухое» чего-нибудь спрашиваем – если глухой, то не ответит.

2) Способ Штенгера с приведением и отдалением камертонов.

3) Способ Хилова: на глухое ухо – наушник, перед испытуемым – динамик. В наушник говорят с одной частотой смены слов, в динамик – с другой. Если глухой, то будет говорить только то, что воспроизводит динамик.

4) Способ Шварца: затыкают здоровое ухо ватой или пальцем (при этом больной не теряет способности слышать), а над глухим громко говорить – если говорит, что не слышит, то нагло врёт.

5) Способ Базарова «с отставленной речью»: наушник с микрофоном, в микрофон больной читает текст, а в наушнике – идет его же голос, но с задержкой. Если симулянт, то его же голос будет его сбивать с толку – нервничает, срывает наушник и т.п.

БИЛЕТ № 15

1. Костная (тканевая) проводимость. Исследование её: опыты Вебера, Швабаха, Ринне, Желе.

Костная проводимость- это проведение колебаний волн к кортиевому органу через кости черепа. Различают инерционный и компрессионный типы костной проводимости. Инерционный тип костной проводимости возникает при низких звуках, когда череп колеблется как целое и благодаря инерции в цепи слуховых косточек получается относительное перемещение капсулы лабиринта по отношению к стремени. Компрессионный тип возникает при высоких звуках, где происходит периодическое сжатие волной капсулы лабиринта и распространение ее в перилимфе за счет разницы давлений в овальном и круглом окнах. В основе некоторых заболеваний (болезнь Миньера, сенсоневральная тугоухость и др.) лежит нарушение циркуляции жидкости лабиринта. Причиной этому может быть или высокая продукция сосудистой полоской эндолимфы или ухудшение ее резорбции в эндолимфатическом мешке, редко, при повышении ликворного давления.

1- кондуктивная: хорошая костная проводимость, латерализация звука в больное ухо, отрицательный опыт Ринне.

2- нейросенсорная: укорочение костной проводимости, латерализация в здоровое ухо, положительный опыт Ринне.

Швабах: Оценка длительности восприятия камертона по кости. Сравнивается длительность восприятия камертона с сосцевидного отростка у больного и нормально слышащего врача.

Вебер: Оценка латерализации звука. Камертон ставят больному ножкой на темя и просят ему сказать, каким ухом он громче слышит звук.

Ринне: Сравнение длительности восприятия костной и воздушной проводимости. Низкочастотный камертон устанавливается ножкой на сосцевидный отросток. После прекращения восприятия звука по кости его подносят браншами к слуховому проходу. В норме человек дальше слышит камертон по воздуху.

Желле: Определение подвижности подножной пластики стремя. Звучащий камертон приставляют к сосцевидному отростку и одновременно балоном Политцера сгущают воздух в наружном слуховом проходе. В момент компрессии воздуха обследуемый с нормальным слухом и больной с сохранившейся подвижностью стремени почувствует снижение восприятия, из-за вдавления стремени в окно преддверия.

На медико-социальную экспертизу направляются больные со значительно выраженным снижением слуха на оба уха при отсутствии речевых нарушений или в сочетании с нарушением речи: от умеренной степени до полного отсутствия речи

Согласно Ориентировочным срокам временной нетрудоспособности при наиболее распространенных заболеваниях и травмах (в соответствии с МКБ-10), утв. Минздравом России 21.08.2000 № 2510/9362-34, ФСС России № 02-08/10-1977П, утвержденные сроки временной нетрудоспособности при тугоухости и глухоте отсутствуют.

Направление на медико-социальную экспертизу

Критерии определения групп инвалидности при тугоухости, глухоте

  • Критерием для определения III группы инвалидности являются умеренные нарушения сенсорной функции, приводящие к ограничению способности к трудовой деятельности 1-й степени или ограничению других категорий жизнедеятельности 1-й степени в их различных сочетаниях. Как правило, сочетаются ограничение способности к общению и к ориентации.
  • Критерием для определения II группы инвалидности являются выраженные нарушения сенсорной функции, приводящие к ограничению одной или нескольких категорий жизнедеятельности 2-й степени. Это может быть ограничение способности к трудовой деятельности 2-й степени (при внезапной полной потере слуха на период адаптации), ограничение способности к обучению 2-й степени и (или) ограничение способности к общению 2-й степени при выраженных нарушениях языковой и речевой функций.
  • Первая группа инвалидности при патологии органов слуха не определяется…»