Пастернак биография краткая. Творческая эволюция Б.Л

Если правда, что художник творит затем, чтобы люди полюбили его самого, а на это намекает строка, ставящая перед поэтом задачу «привлечь к себе любовь пространства», то Пастернак не только в литературе, но и в жизни весь был таким творчеством.

Есть что-то общее между творчеством его отца - замечательного русского живописца Леонида Пастернака - и его собственным. Художник Леонид Пастернак запечатлевал мгновение, он рисовал повсюду: в концертах, в гостях, дома, на улице, делая мгновенные зарисовки. Его рисунки как бы останавливали время. Его знаменитые портреты живы до необычайности. И ведь, в сущности, его старший сын Борис Леонидович Пастернак делал то же самое в поэзии: он создавал цепочку метафор, как бы останавливая и обозревая явление в его многообразии. Но многое передалось и от матери: ее полная самоотдача, способность жить только искусством.

В самом начале поэтического пути, в 1912 году, Пастернак нашел для выражения своей поэзии очень емкие слова:

И, как в неслыханную веру,

Я в эту ночь перехожу,

Где тополь обветшало-серый

Завесил лунную межу.

Где труд как явленная тайна,

Где шепчет яблони прибой,

Где сад висит постройкой свайной

И держит небо пред собой.

(«Как бронзовой золой жаровень»)

Чтобы включиться в поэтическую жизнь Москвы, Пастернак вошел в группу поэтов, которую возглавлял Юлиан Анисимов. Группа эта называлась «Лирика». И первыми напечатанными стихами оказались те, что вошли в сборник «Лирика», изданный в 1913 году. Стихи эти не включались автором ни в одну из его книг и не перепечатывались при его жизни.

Мне снилась осень в полусвете стекол,

Друзья и ты в их шутовской гурьбе,

И, как с небес добывший крови сокол,

Спускалось сердце на руку к тебе.

Но время шло, и старилось, и глохло,

И паволокой рамы серебря,

Заря из сада обдавала стекла

Кровавыми слезами сентября.

Но время шло и старилось. И рыхлый,

Как лед, трещал и таял кресел шелк.

Вдруг, громкая, запнулась ты и стихла,

И сон, как отзвук колокола, смолк.

Я пробудился. Был, как осень, темен

Рассвет, и ветер, удаляясь, нес,

Как за возом бегущий дождь соломин,

Гряду бегущих по небу берез.

В 1914 году выходит его уже самостоятельный сборник, названный им «Близнец в тучах». Сборник не привлек к себе особого внимания. Лишь Валерий Брюсов одобрительно отозвался о нем. Сам Пастернак говорил: «Я старался избегать романтического наигрыша, посторонней интересности. Мне не требовалось громыхать их с эстрады. Я не добивался отчетливой ритмики, плясовой и песенной, от действия которой почти без участия слов сами собой начинают двигаться ноги и руки. Моя постоянная забота обращена была на содержание. Моей постоянной мечтою было, чтобы само стихотворение нечто содержало, чтобы оно содержало «новую мысль или новую картину».

Стихи, написанные в те годы, частично были включены затем Пастернаком в цикл «Начальная пора» - цикл, которым обычно стали открываться его сборники стихотворений.

Я рос. Меня, как Ганимера,

Несли ненастья, сны несли.

Как крылья, отрастали беды

И отделяли от земли.

Я рос. И повечерий тканых

Меня фата обволокла.

Напутствуем вином в стаканах,

Игрой печального стекла…

(«Я рос. Меня, как Ганимера…»)

В 1917 году, еще до Октябрьской революции, вышла с цензурными изъятиями вторая книга стихов «Поверх барьеров». Эти книги составили первый период творчества Пастернака, период поиска своего поэтического лица.

Ранний Пастернак стремился к «материальной выразительности» в рамках «объективного тематизма», и это прежде всего осуществлялось в структуре образа. Поэтический образ соответствует действительности, но соответствие это - особого свойства. Образ строится на ассоциативном сближении предметов, явлений, состояний. Он конкретен в локальных пределах темы и одновременно передает внутреннюю целостность, нерасчленимость жизни. Завершается ранний период стихотворением «Марбург».

…одних это все ослепляло. Другим -

Той тьмою казалось, что глаз хоть выколи.

Копались цыплята в кустах георгин,

Сверчки и стрекозы, как чашки, тикали.

Плыла черепица, и полдень смотрел,

Не смаргивая, на ковш. А в Марбурге

Кто, громко свища, мастерил самострел,

Кто молча готовился к Троицкой ярмарке…

Можно сказать, не принижая ряда других, может быть, даже более совершенных по тому времени стихотворений, что именно в «Марбурге» Пастернак увидел жизнь «по-новому и как бы впервые», то есть достиг зрелой оригинальности поэтической мысли.

В 1922 году вышел сборник стихов «Сестра моя - жизнь». А написан он был главным образом в 1917 г., в начале революционной поры. «Лето 1917 года» - таков его подзаголовок. Эта книга принесла Пастернаку широкую известность и выдвинула его в число знаменитых русских поэтов послереволюционной поры. Самим Пастернаком сборник воспринимался как утверждение своей собственной творческой поэзии. Он так писал об этом сборнике своих стихотворений: «…мне было совершенно безразлично, как называется сила, давшая книгу, потому что она была безмерно больше меня и поэтических концепций, которые меня окружали».

Летом 1917 года Пастернак по личному поводу ездил и воочию наблюдал бурлящую Россию. Позже, в 1956 году, в рукописи под названием «Сестра моя - жизнь», предназначавшейся для очерка «Люди и положения», он вспоминал: «Прошло сорок лет. Из такой дали и давности уже не доносятся голоса из толп, днем и ночью совещавшихся на летних площадках под открытым небом, как на дневном вече. Но я и на таком расстоянии продолжаю видеть эти собрания, как беззвучные зрелища или как замершие живые картины.

Множества встрепенувшихся и насторожившихся душ останавливали друг друга, стекались, толпились, думали вслух. Люди из народа отводили душу и беседовали о самом важном, о том, как и для чего жить и какими способами устроить единственное мыслимое и достойное существование.

Заразительная всеобщность их подъема стирала границу между человеком и природой. В это знаменитое лето 1917 года, в промежутке между двумя революционными сроками, вместе с людьми митинговали и ораторствовали дороги, деревья и звезды. Воздух из конца в конец был охвачен горячим тысячеверстным вдохновением и казался личностью с именем, казался ясновидящим и одушевленным».

Поэзия была для него внутренней, душевной потребностью. Но нужны были деньги. Зарабатывать переводами он стал уже в 1918 – 1921 годах. В этот период им было переведено пять стихотворных драм Клейста и Бена Джонсона, интеркомедии Ганса Сакса, лирика Гете, Ш. ван Лербарга и немецких импрессионистов.

Уже в 20-х годах Пастернак ощущает тяготение к эпическим формам - точнее, к эпическим формам с лирическим, очень субъективным содержанием. История и собственная жизнь в прошлом становится для него главными темами его больших произведений.

В 1925 году Пастернак стал писать стихотворных роман - поэму «Спекторский», - в значительной мере автобиографический. Создается стихотворный цикл «Высокая болезнь», поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт». В 1937 роковом году издательство «Советский писатель» выпустило революционные поэмы Пастернака «Лейтенант Шмидт» и «1905». Обращает на себя внимание оформление книжки: форменная красная звезда на серой, словно шинель сотрудника НКВД, обложке. Очевидно, эта книжка должна была служить «охранной грамотой поэта, чем-то вроде документа, удостоверяющего его «революционную сознательность», гражданскую лояльность». В 1928 году возникает замысел его прозаической книги «Охранная грамота», законченная им только два года спустя. По определению самого Пастернака - «это автобиографические отрывки о том, как складывались мои представления об искусстве и в чем они коренятся».

В 1931 году Пастернак отправляется на Кавказ и пишет стихи, вошедшие в цикл «Волны», в которых нашли отражения его впечатления от Кавказа и Грузии.

Здесь будет все: пережитое

И то, чем я еще живу,

Мои стремленья и устои,

И виденное наяву.

Передо мною волны моря.

Их много. Им немыслим счет

Их тьма. Они шумят в миноре.

Прибой, как вафли, их печет.

(«Волны»)

Перерождение Пастернака связано с впечатлениями от поездки на Урал летом 1932 года. Много позднее Пастернак вспоминал: «В начале тридцатых годов было такое движение среди писателей - стали ездить по колхозам, собирать материалы для книг о новой деревне. Я хотел быть со всеми и тоже отправился в такую поездку с мыслью написать книгу. То, что я там увидел, нельзя выразить никакими словами. Это было такое нечеловеческое, невообразимое горе, такое страшное бедствие, что оно… не укладывалось в границы сознания. Я заболел, целый год не мог спать».

Когда поэт вновь обрел дар творческой речи, его стиль изменился неузнаваемо. Изменилось мировидение, ощущение жизни. Преобразился он сам.

Новая книга называлась «На ранних поездах» - по стихотворению, написанному в январе 1941 года. Вот как и вот о чем писал теперь Пастернак:

В горячей духоте вагона

Я отдавался целиком

Порыву слабости врожденной

И всосанному с молоком.

Сквозь прошлого перипетии

И годы войн и нищеты

Я молча узнавал России

Неповторимые черты.

Превозмогая обожанье,

Я наблюдал, боготворя,

Здесь были бабы, слобожане,

Учащиеся слесаря.

Поразительные стихи! Начисто свободные от всего «хаотического и нагроможденного», что шло от эстетики модернизма. И не только неслыханной простотой отмечены эти строки. Они проникнуты живым теплом, любовью к утренним попутчикам поэта. Куда девалась отстраненность ранних поэм!

Но не просто горячим чувством к «слесарям» вдохновлены стихи. Поэту, еще совсем недавно заворожено вглядывавшемуся в «траву под ногами» в поисках поэзии, открылись «России неповторимые черты». И он увидел то, что под силу прозреть лишь «вещим зеницам». Лица людей как бы высвечены отблеском будущих сражений, очищены от повседневной шелухи, вписаны в историю.

Рубеж сороковых годов разделяет два периода творческого пути Пастернака. Позднему Пастернаку присуща классическая простота и ясность. Его стихи одухотворены присутствием открывшегося поэту «огромного образа России».

В 1943 году Пастернак совершил в бригаде писателей поездку на фронт, в армию, освободившую Орел. Результатом поездки явились очерки «Освобожденный город» и «Поездка в армию», а так же стихи, рисующие эпизоды битвы: «Смерть сапера», «Преследование», «Разведчики».

В неистовстве как бы молитвенном

От трупа бедного ребенка

Летели мы по рвам и рытвинам

За душегубами вдогонку.

Тянулись тучи с промежутками,

И сами, грозные, как туча,

Мы с чертовой и прибаутками

Давили гнезда их гадючьи.

(«Преследование»)

Поэзия Пастернака периода войны - незавершенная, несущая вопросы и не выявленные до конца возможности.

Большое внимание Пастернак уделял любовной лирике. По словам Евтушенко, после Пушкина, пожалуй, никто так не чувствовал женщину, как Пастернак:

И так как с малых детских лет

Я ранен женской долей.

И след поэта только след

Ее путей – не боле…

И оттого двоится вся эта ночь в снегу,

И провести границы меж нас я не могу…

Простимся, бездне унижений

Бросающая вызов женщина!

Я - поле твоего сраженья.

Коль есть такие прекрасные стихи, есть и женщины, которым эти стихи посвящены. И они были.

Любовь иных - тяжелый крест,

А ты прекрасна без извилин,

И прелести твоей секрет

Разгадке жизни равносилен.

Весною слышен шорох снов

И шелест новостей и истин.

Ты из семьи таких основ.

Твой смысл, как воздух, бескорыстен.

Легко проснуться и прозреть,

Словесный сор из сердца выпрясть

И жить, не засоряясь впредь.

Все это - не большая хитрость.

(«Любить иных - тяжелый крест»)

Так писал Борис Пастернак о своей жене Зинаиде Николаевне. С большой любовью, нежностью, восхищением.

Свои лирические стихи Пастернак писал и о своем большом друге О. В. Ивинской. Она была очень дорога и близка ему. Он боялся ее потерять.

Ты также сбрасываешь платье,

Как роща сбрасывает листья,

Когда ты падаешь в объятье

В халате с шелковою кистью.

Ты – благо гибельного шага,

Когда житье тошней недуга,

А корень красоты – отвага,

И это тянет нас друг к другу.

(«Осень»)

Шел 1946 год. Знаменитый роман «Доктор Живаго», который расценивался его автором почти как итоговый, начинался задолго до того, как он обрел свою романную форму. Форму опережали идеи.

Кончилась война, и появились новые надежды. Пастернаку захотелось сделать что-то большое, значительное - тогда и возникла мысль о романе. Он начал его очерком о старом поместье. Там явно представилась большая усадьба, которую разные поколения перепланировали по своим вкусам, а земля хранит еле видимые следы цветников, дорожек.

«Доктор Живаго» вовсе не роман, а род автобиографии самого Пастернака - автобиографии, в которой удивительным образом нет внешних фактов, совпадающих с реальной жизнью автора. Тем не менее, Пастернак как бы пишет за другого о самом себе. Это духовная автобиография Пастернака, сбивающая неопытного читателя с толку своим тяготением к лирической поэзии.

Главный герой - Юрий Живаго - врач, мыслящий, с поисками, творчеством, умирает в 1929 году. После него остаются записки и среди других бумаг - написанные в молодые годы отдельные стихи, которые во всей совокупности составляют последнюю, заключительную главу романа.

Прощай, размах крыла расправленный,

Полета вольное упорство,

И образ мира, в слове явленный,

И творчество, и чудотворство.

Этими строками заканчивается стихотворение «Август», написанное Пастернаком в 1953 году и вошедшее в текст «Доктора Живаго». Строки - прощание с романом, работа над которым завершена. Она продолжалась долго, семь лет.

Действительно, «Доктор Живаго» - выдающееся произведение, ни «правое», ни «левое», а просто роман из революционной эпохи, написанный поэтом - прямодушным, чистым и правдивым, полным христианского гуманизма, с возвышенным представлением о человеке, не таким лубочным, конечно, как у Горького: «Человек - это звучит гордо!» - безвкусицы в Пастернаке нет, как нет позы и дешевой ходульности. Роман, очень верно изображающий эпоху революции, но не пропагандный. И никогда настоящее искусство не было пропагандной листовкой.

Б.Л. Пастернак, как и любой поэт, не раз предавался размышлениям о назначении своей поэзии, цели ее существования. Пастернак начал задумываться об этом еще в самом начале своей литературной деятельности. И в период символизма, и в период футуризма эта тема не оставляла поэта. Понятно, что на разных этапах литературного пути Пастернак по-разному расценивал смысл своей деятельности.

Раннее творчество Пастернака окрашено символистическими тенденциями, с присущими этому направлению метафорами, образностью. Но уже довольно скоро поэт примыкает к футуристической группе "Центрифуга". В 1917 г. он пишет для нее статью о творчестве В. Маяковского, где высказывает два требования, которые, по его мнению, применимы к настоящему поэту. Обоим требованиям отвечала поэзия Маяковского. Во-первых, поэт должен обладать ясностью творчества; во-вторых, нести ответственность перед временем, вечностью, которая является истинным судьей настоящего поэта. Творчество поэта, по мнению Пастернака, измеряется и оценивается категориями вечности, только произведения настоящего мастера могут быть бессмертны. Такое понимание творчества будет характерно для Пастернака на протяжении всего его литературного и жизненного пути.

Через некоторое время Пастернак решает, что не хочет следовать никакому литературному течению, заявляя о себе как об оригинальном поэте. Ему были тесны рамки эстетических правил того или иного направления, и он стал выходить в своих стихотворениях за их пределы. Анализируя творчество этого периода, можно говорить о том, что Пастернак стал акцентировать свой талант на простоте и ясности изложения, понятности образов, близости читателю.

С выходом в свет нового сборника стихотворений "Сестра моя – жизнь" по-иному зазвучала и тема поэта и поэзии у Пастернака. В цикле "Занятие философией" читатель видит попытки поэта дать философское определение творчеству. Таковы, например, стихотворения "Определение поэзии", "Определение души", "Определение творчества". Но опять же Пастернак возвращается к рассмотрению связи творчества с вечностью – со вселенной.

Время шло, и миропонимание поэта менялось. К моменту издания романа "Доктор Живаго" размышления Пастернака о роли и предназначении творчества достигли своего апогея. Главный герой романа Юрий Живаго почти идентично воспроизводит взгляды самого автора. Несомненно, Живаго – натура творческая; в одном из писем Пастернак даже писал: "Этот герой должен будет представлять нечто среднее между мной, Блоком, Есениным и Маяковским". Обнаруженные после смерти Живаго стихи, которые он написал когда-то давно, доказывают авторскую идею бессмертия поэта.

Для понимания того, как раскрывалась эта тема в позднем творчестве, стоит проанализировать стихотворения из последнего сборника Пастернака "Когда разгуляется".

"Быть знаменитым некрасиво" содержит в себе четкое определение, каким должен быть истинный поэт. По Пастернаку, ему просто нельзя быть известным, "над рукописями трястись", он не должен знать успеха. "Цель творчества – самоотдача", и это главная цель поэзии для него. Здесь он опять формулирует два требования поэта, но уже несколько по-другому: необходима ясность и простота, а также творчество поэта должно быть самобытно, индивидуально. Добавляет он то, что поэт должен быть близок реальным жизненным проблемам.

И должен ни единой долькой

Не отступаться от лица,

Но быть живым, живым и только,

Живым и только до конца.

В стихотворении "Ночь" героем является летчик, отождествленный здесь с поэтом. Летчик пролетает над миром, созерцая и являясь одновременно частью этого мира, неразрывно с ним связанной:

Не спи, не спи, художник,

Не предавайся сну.

Ты вечности заложник

У времени в плену.

Постоянные повторы создают эффект постоянного движения; Пастернак призывает поэтов идти в ногу со временем.

Помимо всего сказанного выше, Пастернак также является очень христианским поэтом, и, соответственно, творчество для него – это божий дар; он принимает жизнь такой, какая она есть, и при этом пропагандирует абсолютную свободу творчества. И извечный конфликт поэта и толпы Пастернак решал путем их сближения – это-то и есть суть творчества, в поэзии должны отражаться как серьезные конфликты, так и мелочи жизни.

Борис Пастернак (1890-1960) русский поэт, переводчик, прозаик и публицист, лауреат Нобелевской премии за вклад в мировую литературу (роман «Доктор Живаго» в 1958 году).

Родился 19 января (10 февраля) в Москве в интеллигентной семье известного художника и академика живописи Леонида Пастернака и его жены, талантливой пианистки Розалии Кауфман. Его родители водили знакомство с многими знаменитостями того времени: писателем Львом Толстым, композиторами Скрябиным и Рахманиновым, художниками Левитаном и Ивановым. Отеческий дом маленького Бори Пастернака, который был первенцем и имел еще две сестры и брата, всегда был наполнен творческой атмосферой и уникальными талантами людей, ставших впоследствии общепризнанными классиками русской литературы, музыки и художественного искусства. Конечно, знакомство с такими яркими и самобытными личностями не могло не отразиться на становлении юного Бориса Пастернака. Самое огромное впечатление оказал на него выдающийся пианист и композитор Александр Скрябин, благодаря которому Пастернак серьёзно увлекся музыкой и даже мечтал стать в будущем композитором. Помимо этого ему передался и дар его отца, Борис прекрасно рисовал и имел тонкий художественный вкус.

Борис Пастернак - выпускник пятой московской гимназии (в которой, кстати, учился в это же время и Владимир Маяковский, младший его на 2года), закончил он её блестяще: получил заслуженную золотую медаль и самые высшие баллы по всем предметам. Параллельно он изучал музыкальное искусство на композиторском факультете в Московской консерватории. Однако по её окончанию Пастернак, по своему собственному признанию не обладавший идеальным слухом, поставил крест на карьере композитора и поступил в 1908 году на юридический факультет Московского университета. Обладая огромной целеустремленностью и работоспособностью, уже через год он покинул юридическую стезю и стал учиться на историко-философском факультете того же ВУЗа. Свою блестящую учебу в 1912 году он продолжает в немецком университете (г. Марбург). Ему пророчат блестящую карьеру философа в Германии, однако Пастернак как всегда верен себе и неожиданно для всех решает стать поэтом, хотя философская тематика всегда занимала центральное место в его произведениях на протяжении всей литературной деятельности.

По некоторым данным неизгладимое впечатление на становление молодого поэта произвела его поездка с семьей в Венецию и его разрыв с любимой девушкой. Вернувшись в Москву и закончив обучение в университете, Борис становится членом различных литературных кружков, там же он читает свои самые первые поэтические опусы. Поначалу его привлекают такие направления в поэзии как символизм и футуризм, позже он полностью избавляется от их влияния и выступает как независимая поэтическая личность. В 1914 году появляется на свет его первый поэтический сборник «Близнец в тучах», который он сам считал своей первой пробой пера и был не очень доволен её качеством. Для начинающего поэта поэзия была не только большим даром, а еще и тяжелой работой, он добивался совершенства своих фраз, постоянно и самозабвенно оттачивая их до идеальности.

В годы предшествующие революции Пастернак находился в рядах поэтов-футурологов, вместе с Николаем Асеевым и Сергеем Бобровым, огромное влияние на творчество того периода на него оказал Владимир Маяковский. Летом 1917 года был написан сборник стихотворений «Сестра моя - жизнь (опубликованный только в 1922 году), который сам поэт считал настоящим началом свой литературной деятельности. В этом сборнике критиками были отмечены самые главные черты его поэзии: нераздельность человека с миром природы и всей жизнью в целом, влияние атмосферы революционных перемен, абсолютно новый и непривычный доселе субъективный взгляд на события от лица самого мира.

В 1921 году семья поэта иммигрирует в Германию, в 1922 году Пастернак вступает в узы брака с художницей Евгенией Лурье, в 1923 году у них появляется наследник - сын Женя (позже они развелись, второй женой поэта стала Зинаида Нейгауз, их общий ребенок - сын Леонид, последняя муза поэта - редактор Ольга Ивинская). Этот год очень плодотворен для творчества поэта, он выпускает поэтический сборник «Темы и вариации», а также знаменитые поэмы «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт», получившие высокую оценку критиков и самого Максима Горького. В 1924 году был написан рассказ « Воздушные пути», в 1931 стихотворный роман «Спекторский», произведения изображали судьбы людей в измененных войной и революцией реалиях, в 1930-1931 гг - книга стихов «Второе рождение», изданная в 1932 году.

Поэт был официально признан советской властью, его произведения регулярно переиздавались, в 1934 году ему было предоставлено право выступить с речью на первом съезде Советских писателей, фактически он даже был назван лучшим поэтом в стране Советов. Однако советская власть не простила ему заступничества за арестованных родных поэтессы Анны Ахматовой, вмешательство в судьбу репрессированных Льва Гумилева и Осипа Мандельштама. К 1936 году его практически отстранили от официальной литературной деятельности, критиками резко осуждалась его неправильная антисоветская жизненная позиция и отстраненность от реальной жизни.

После осложнений в его поэтической литературной деятельности, Пастернак постепенно отдаляется от поэзии и занимается переводами в основном западноевропейских поэтов, таких как Гете, Шекспир, Шелли и т.д. В предвоенные годы создается поэтический сборник «На ранних поездах», где уже намечен ясный классический стиль Пастернака, в котором народ трактуется как основа всей жизни.

В 1943 году Пастернак в составе агитбригады выезжал на фронт, с целью подготовки материалов для книги про битву под Орлом, они имели вид своеобразного очерка или репортажа, похожего на дневниковые записи в стихотворной форме.

После войны, в 1945 Пастернак приступил к выполнению давно задуманного замысла - написания романа в прозе, им стал знаменитый, во многом автобиографичный «Доктор Живаго», повествующий о докторе-интеллигенте, разочаровавшемся в идеалах революции и не верящим в социальные изменения к лучшему в современном обществе. В этом романе поражающе красиво и проникновенно описаны сцены живой природы и любовных отношений между героями. Роман был передан за границу и опубликован там же в 1957 году, в 1958 он был номинирован на Нобелевскую премию и получил эту заслуженную награду.

Вследствие резкого осуждения этого события советскими властями и последующего исключения поэта из Союза Писателей, Пастернак был вынужден отказаться от премии. В 1956 году он начал свой завершающий цикл поэзии «Когда Разгуляется», 30 мая 1960 года он скончался от тяжелой и продолжительной болезни (рак легких) и был похоронен как и вся его семья на кладбище дачного поселка под Москвой в Переделкино.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

d888 888888888 .d8888b. .d8888b. .d8888b.
d8888 888 d88P Y88b d88P Y88b d88P Y88b
888 888 .d88P Y88b. d88P 888 888
888 8888888b. 8888" "Y88888" Y88b. d888
888 "Y88b "Y8b. .d8P""Y8b. "Y888P888
888 888 888 888 888 888 888
888 Y88b d88P Y88b d88P Y88b d88P Y88b d88P
8888888 "Y8888P" "Y8888P" "Y8888P" "Y8888P"

Введите число, изображенное выше:

Подобные документы

    Краткие биографические сведения о жизни Б.Л. Пастернака - одного из крупнейших русских поэтов XX века. Образование Бориса Леонидовича, начало его творчества и первые публикации. Награждение Б.Л. Пастернака Нобелевской премией в области литературы.

    презентация , добавлен 14.03.2011

    Ознакомление с историей рождения и жизни Бориса Леонидовича Пастернака. Вхождение в круги московских литераторов, публикация первых стихов. Короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Вынужденный отказ от Нобелевской премии.

    презентация , добавлен 10.05.2015

    История жизни выдающегося русского поэта Бориса Пастернака. Детство будущего поэта, влияние отца и матери на его жизнь. Отношение к творчеству, чувственность в стихотворениях. Причастность к христианству - "предмет редкого и исключительного вдохновения".

    презентация , добавлен 20.11.2013

    Исследование раннего творчества Бориса Пастернака и музыкальной эстетики символизма. Характеристика концепции синтеза искусств Скрябина и ее влияния на творческое самоопределение поэта. Анализ образов музыкальных инструментов в лирике Б. Пастернака.

    дипломная работа , добавлен 24.04.2011

    Между символизмом и футуризмом. Пути творческого поиска поэта. Первые публикации стихотворений Бориса Пастернака. Истоки поэтического стиля Пастернака. Категория целостного миропонимания, выношенного и продуманного.

    реферат , добавлен 11.12.2006

    Место Бориса Пастернака в русской поэзии как значительного и оригинального лирика, замечательного певца природы. Мотивы творчества поэта. Творчество как процесс, выводящий поэта к пониманию последней истины. Лирический герой в произведениях Пастернака.

    реферат , добавлен 31.08.2013

    Изучение жизни и творчества Б.Л. Пастернака - одного из крупнейших русских поэтов и писателей XX века. Характеристика и сравнительный анализ трех мужских образов в романе Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго": Юрий Живаго, Виктор Комаровский, Павел Антипов.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2011

Борис Пастернак (1890-1960)

После изучения данной главы студент должен:

знать

  • основные темы и мотивы, особенности художественного мира и поэтики Б. Л. Пастернака;
  • основные этапы творчества поэта и его ведущие произведения;

уметь

  • воспринимать творчество Б. Л. Пастернака в контексте как отечественной литературы Серебряного века, так и советского периода; в его связях с традициями русской и мировой литературы и культуры, а также в его индивидуальных чертах;
  • определять своеобразие творческой манеры Б. Л. Пастернака, его влияние на современную ему поэзию;
  • анализировать лирику Б. Л. Пастернака; цикл "Стихотворения Юрия Живаго" как органическую часть романа "Доктор Живаго";

владеть

  • понятиями "лирический субъект", "метафора", "метонимия", "синекдоха";
  • навыками литературоведческого анализа лирического и эпического текста.

Крупнейший поэт XX в., прозаик, драматург, один из лучших отечественных переводчиков, лауреат Нобелевской премии (1958) "за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы", Борис Леонидович Пастернак – целое явление в русской культуре. Его творчество связало поэтические опыты Серебряного века с достижениями отечественной словесности советского периода 1920–950-х гг., стало ориентиром для нескольких поколений отечественных стихотворцев – от его ровесников-футуристов и молодых поэтов 1920–1930-х гг., учившихся у Пастернака поэтическому мастерству, до новой поросли молодых талантов, вошедших в литературу вместе с "оттепелью". Проходящая красной нитью через все творчество Пастернака идея единства мироздания, гармонической связи между миром природы, миром истории и творческим миром человека оказалась одной из самых востребованных в эпоху невиданных катаклизмов, кризиса гуманизма, утраты человеком чувства сопричастности окружающей действительности в ее природном и социальном проявлениях.

Творческая биография и художественный мир Б. Л. Пастернака

Семья будущего поэта была отнюдь не рядовой. Отец – Леонид Осипович – известный живописец, график, иллюстратор. Мать – Розалия Исидоровна Кауфман, пианистка, ученица Рубинштейна, которая ради семьи вынуждена была оставить карьеру: кроме старшего сына Бориса, появившегося на свет в Москве 10 февраля (29 января по старому стилю) 1890 г., у нее было еще трое детей. В доме Пастернаков обычно царила теплая, творческая обстановка: среди друзей семьи были известные художники – Η. Н. Ге, В. А. Серов, В. Д. Поленов, И. И. Левитан, композитор А. Н. Скрябин. Доверительные отношения у Л. О. Пастернака установились с Л. Н. Толстым.

До 10–12 лет, по его собственному признанию, Пастернак рисовал. "Мог бы стать художником, если бы работал", – утверждал его отец , однако опытам сына в живописи никак не способствовал и не препятствовал, будучи уверен, что "если человеку дано, он и сам выберется" . Отец оказался прав: детские пробы в живописи вскоре сменились настоящей одержимостью музыкой. С осени 1903 г. под руководством Ю. Д. Энгеля, теоретика музыки и критика, Пастернак приступил к серьезным занятиям, готовясь к экзаменам в Московскую консерваторию. Опыты начинающего композитора одобрил сам А. Н. Скрябин (по словам Пастернака, "выслушал, поддержал, окрылил и благословил"), однако он не приветствовал склонность молодого человека к импровизациям, не считая их делом, достойным серьезного музыканта. Особое значение Скрябин придавал занятиям композицией, а также философской подкованности будущего композитора. Именно по совету своего кумира Пастернак перевелся с юридического факультета на философское отделение филологического факультета Московского университета (1909– 1913). Летом 1912 г. Пастернак посещал семинары основателя философской школы неокантианства Германа Когена и его ученика Пауля Наторпа в Марбурге (Германия), достигая на этом поприще заметных успехов. Однако, отклонив весьма лестное предложение Когена выбрать карьеру профессионального философа, он возвратился в Москву, чтобы сделать уже окончательный выбор в своей творческой судьбе.