Пещерный город Чуфут-Кале в Крыму: описание, история, экскурсии. Чуфут-Кале — пещерный город Крыма

(в переводе с крымско-татарского означает «еврейская крепость») - один из нескольких пещерных городов Горного , который расположен к востоку от Бахчисарая на скалистом плато прямо над Успенским монастырем. Чуфут-Кале напоминает полуостров, с трех сторон окруженный высокими обрывами (до 30 м), и зайти туда можно только с одной стороны - по лесной дороге из в гору мимо татарского кладбища (1,5 км).

Начало поселения историки традиционно датируют VI веком, когда здесь обосновались аланы - их могильники с характерными деформированными черепами археологи раскопали в 1946–1948 годах. Они как бы охраняли византийские города на побережье от кочевников. В XIII веке город был взят татарами после длительной осады и назван Кырк-Ор. В 1441–1501 годах именно Чуфут-Кале был резиденцией хана, потом она была перенесена в Салачик, то есть вниз, и только в 1532 году столицей уже стал расположенный в 3 км к западу Бахчисарай. Основная история Чуфут-Кале, однако, связана с эксклюзивным крымским этносом - караимами. Именно они дали городу название Чуфут-Кале и остались здесь жить после ухода татар вплоть до середины XIX века.

Входят в «еврейскую крепость» туристы через Малые ворота (начало XVI века). Их называли еще «потайными», так как они не видны, пока не подойдешь к ним вплотную. Кроме того, они являлись ловушкой для неприятеля: снаружи подступ к ним прикрывала оборонительная стена, а после ворот враги оказывались в узком, вырубленном в скале коридоре, над которым располагались защитники крепости. Войдя в город, вы увидите пещеры, расположенные в три яруса. Слева от ворот - уникальный колодец Тик-Кую, обнаруженный в 2000 году. Это подземное гидротехническое сооружение не имеет аналогов в мире - известняковая галерея длиной 120 м ведет на глубину 25 м. Там можно ознакомиться с экспозицией археологических находок.

Центр Чуфут-Кале - это площадь, где можно видеть руины мечети, водосборный колодец и дюрбе Джаныке-ханым. Водосборный колодец - это вырубленный в скале резервуар, куда собирается дождевая и талая вода. Мечеть была построена в 1346 году в правление хана Джанибека, скорее всего на фундаменте раннего христианского храма. Чуть левее - мавзолей-дюрбе Джаныке-ханым (1437 г.), дочери хана Тохтамыша и жены ногайского хана Едигея. Легенды гласят, что Джаныке погибла, отважно защищая крепость от врагов, и сам Тохтамыш приказал построить гробницу, другая - что она влюбилась в генуэзца, преследовалась отцом и бросилась в пропасть.

  • Потайные ворота
  • Колодец Тик-Кую
  • Мавзолей-дюрбе Джаныке-ханым

Важно

  • Подъем на гору требует времени и выносливости, поэтому лучше заранее запастись достаточным количеством воды.
  • Перед Успенским пещерным монастырем продают оригинальный овсовый квас.

Информация

Адрес: Чуфут-Кале, 2,5 км к востоку от Бахчисарая, 37 км от Симферополя

Время работы: пн-вс 09.00-17.00

Цена: 190 руб. взрослый билет, 95 руб. детский

кафе «Чуфут-Кале» у конечной остановки

Как добраться: маршрутки перед подъемом на Чуфут-Кале и пещерный монастырь электричкой или автобусом до Бахчисарая (1,5 часа), далее марш. 2 от ж/д вокзала до конечной, затем пешком по дороге вверх через Успенский пещерный монастырь (3 км)

Будучи в Крыму в Бахчисарае, туристам будет интересно посетить и пещерный город Чуфут Кале. Это удивительное энергетическое и не похожее на другие место, расположенное на высокой скале. Не даром здесь, на высоте птичьего полета, снималось множество фильмов, в том числе и Всадник без головы. Побывав там хотя бы раз, туда хочется возвращаться.

Чуфут Кале

Пещерный город Чуфут-Кале расположился в 1,5 километрах на восток от Бахчисарая. Он представляет собой средневековый город-крепость, который известен в V—VI веках как укреплённое поселение на границе византийских владений. Чуфут-Кале переводится с крымско-татарского языка, как «Иудейская крепость».

Интересно также и то, что еще в 19 веке здесь жили люди, сейчас же там расположен музей под открытым небом.

Стоимость экскурсий

Экскурсии в древний пещерный город организуются ежедневно, с каждой группой идет экскурсовод-проводник, который на русском языке рассказывает об истории этого необычного города. Стоимость входного билета для взрослого - 50 гривень (6,25$), для школьников - 25 гривень (3,1$). Приобрести билеты можно в кассе, которая находится перед тропой, которая ведет к подъему на Чуфут- Кале.

Подъем на гору

С экскурсоводом мы поднимались на саму гору. Перед подъемом мы шли по ровной дороге. И вдруг справа увидели монастырь в скале.

Успенский пещерный монастырь

Мне с радостью захотелось подняться и посетить этот монастырь. С вырубленных скал, в которых он находится, открывается красивейший вид вниз и на противоположную часть горы. Это Успенский пещерный монастырь, основанный в VIII веке выходцами из Византии. Кельи монахов находятся в пещерных помещениях, которые вырублены в отвесных скалах.


Успенский монастырь

Вид с высоты Успенского монастыря.


Вид с высоты Успенского монастыря

Возле монастыря есть церковная лавка и колодец с прохладной водой Тик-Кую, где можно набрать воды из источника с собой.

Рядом с монастырем находится кладбище, где хоронили монахов и настоятелей монастыря. Рядом с этим кладбищем есть другое кладбище, где покоятся солдаты, погибшие во время Крымской войны.

Подъем на гору длился минут 15 по тропе, которая ведет ко входу к воротам Чуфут-Кале. Поднимаясь, мы вдыхали свежий горный воздух и насыщенные ароматы горных трав и растений.


Дорога к Чуфут Кале

Чуфут Кале

К настоящему времени хорошо сохранились арочные ворота, которые дают старт экскурсии по пещерному городу.

Основание укрепления Чуфут-Кале датируется VIII-IX веками. С этого времени сохранилась часть оборонной стены с двумя башнями, которая пересекала плато и защищала город с востока.

Крепость Чуфут Кале

В ХІV в. восточную часть плато начали заселять поселение караимов - потомки древних тюркоязычных хазар, которые занимались торговлей и ремеслами и образовали свое поселение Кирк-ер (Новый Город). После этого здесь появилась кенасса (молитвенный дом) и другие сооружения. Древний город начал называться Чуфут-Кале (Европейская крепость) в XVII в. после того, как резиденцию крымских ханов перенесли в Бахчисарай.

Пещерные жилища на территории Чуфут-Кале.


Чуфут кале

В западной части Чуфут-Кале мы прошлись одной из улиц древнего города, увидели кенассу.


На северо - востоке, ближе к каньону, есть мавзолей Джанике-ханым - дочери Тохтамыш-хана. Это мавзолей XV в., который почти полностью сохранился. Есть легенда, которая гласит о том, как Джанике погибла, отважно защищая крепость от врагов, и отец приказал на месте ее гибели воздвигнуть мавзолей.

Каньон Чуфут Кале

Затем прошли к тому месту, где располагается красивый каньон. Здесь получаются замечательные фото!



Каньон Чуфут Кале

Остатки тюремных казематов в Чуфут Кале

Пещерный город Чуфут- Кале служил и как тюремный каземат, где побывало немало пленников. 21 год в тюрьме находился русский воевода В.Б.Шереметьев, за освобождение которого хан потребовал непомерную плату — города Казань и Астрахань. Русское правительство не могло пойти на это, да и Шереметьев отказался купить свободу такой ценой.

Казематы

Археологи, которые проводили раскопки в этом городе и изучали его, дали следующие названия улицам: Средняя, Бурунчакская и Кенасская.


Улицы Чуфут Кале

Еще немного фотографий.

Арочные ворота Чуфут кале

Панорама с Чуфут кале.


Взгляд с высоты Чуфут кале

Возвращаясь по той же тропе назад, мы прошли мимо сувенирных лавок, где можно было приобрести изделия из дерева, горный чай, ароматные подушечки и много другого.

Где можно перекусить, спустившись с Чуфут Кале

Проголодавшись, мы зашли в уютное кафе "Чайхона", где предлагают вкусные блюда: манты, чебуреки и ароматный чай.


Кафе в Бахчисарае

Как добраться до Чуфут Кале

Добраться из Симферополя в Бахчисарай можно на электричках: 6931, 6935, 6941, 6945, которые курсируют ежедневно по расписанию.

Из Севастополя от площади Нахимова сюда можно доехать за час на автобусе от автостанции "Северная". Или следующими электричками: 6934, 6942, 6944.

В Бахчисарае попасть в Ханский дворец можно на городском автобусе номер 2, который довезет вас от автовокзала или ж/д станции прямо к воротам дворца. Дворец находится по адресу: г. Бахчисарай, ул. Речная, 133.

От Ханского дворца к Чуфут-Кале можно полтора километра пройти пешком к ущелью Марьям-Дере.

Все статьи по направлению Крым

Бронирование отелей в Ялте

Бронирование отелей в Феодосии

Бронирование отелей в Саки

Бронирование отелей в Тарханкут

Чуфут-Кале — один из известнейших и самых посещаемых «пещерных городов» Крыма. Он расположен на плато высотой 558 м над уровнем моря на окраине г. Бахчисарай. Общая площадь городища 46 га. Исследования последних лет позволяют предположить, что крепость была возведена в конце VI — VII вв. и принадлежала готоаланам - федератам Византийской империи. Некоторые ученые склонны к другой версии возникновения городища в более поздне время IX-X в. и X-XI в, и связывают его с поселением Фуллы.

Первоначальное название поселения неизвестно. Письменные источники XIII-XVI называют его Кырк-Ер или Кырк-Ор, что в переводе с тюркского означает «сорок укреплений». Другие источники разных времён сообщают нам и другие названия – Гевхер Кермен, Бутмай, Топра-кала. Название города Чуфут-Кале появилось тогда, здесь остались одни караимы.

В XV в. во время образования Крымского ханства Чуфут-Кале становится первой его столицей. Здесь устроили свою резиденцию первые крымские ханы - Хаджи-Герай и Менгли-Герай. В начале XVI в. строится Бахчисарай и туда переезжает хан со свитой, а за ним почти все мусульмане. После ухода мусульман крепость еще долго продолжает использоваться ханами как склад оружия и убежище на случай междоусобиц. Здесь в основном жили караимская и до 1778 г. немногочисленная армянская общины.

Чуфут-Кале — «пещерный город» с наиболее хорошо сохранившимися памятниками археологии и архитектуры. Обыкновенно посетитель начинает знакомство с городом с Южных ворот. Дорога от них ведет к караимским кенасам.

Внутреннее устройство кенас во многом сходно с устройством синагог и своими корнями восходит к библейскому Иерусалимскому храму. Считается, что большая кенаса построена в XIV в., а малая - в XVIII вв. Здесь собирались старейшины караимского общества. В большом зале Шулхан (место для прихожан) молились все мужчины, женщинам разрешалось молиться на втором этаже.

Самый древний архитектурный памятник городища – Средняя оборонительная стена. Учитывая её архитектурные особенности, оборонительное сооружение можно предположительно датировать VI – VII вв. Близ Средней стены находится мавзолей Джаныке-ханым. Восьмигранное центрическое сооружение с черепичной крышей.

Надпись на мраморном надгробии гласит: «Эта гробница знаменитой государыни Джанике-ханым, дочери Тохтамыш-хана» (1637). Возле мавзолея находится мусульманское кладбище, о котором упоминали путешественники еще в начале XIX в.

Не далеко от ворот Средней оборонительной стены находится мечеть, которая была построена 1346 г., во время правления золотоордынского хана Джанибека. А в 1455 г. ее основательно реконструировал первый крымский хан Хаджи-Герай, сделав соборной.

За Средней оборонительной стеной находился Новый город, который оканчивается ещё одной стеной - Восточной оборонительной. Территория Нового, как и Старого города, в древности была плотно застроена. В Старом городе выделяются три улицы (с юга на север) - Кенасская, Средняя и Бурунчакская. Улицы были проложены на самой поверхности скалы. По их краям устроены тротуары из камня для пешеходов. Дворы от постороннего взора были закрыты высоким каменным забором. Дома были каменными, большинство двухэтажными. Второй этаж был деревянным или глинобитный в сочетании с деревенным каркасом. Крыши покрывались черепицей. Примером такой застройки является усадьба известного караимского просветителя и собирателя древних рукописей - А.С. Фирковича.

Место, где сейчас расположено село Староселье (бывший Салачик), издавна привлекало людей - скрытостью, уютом, тишиной, животворной силой долинной земли, наличием воды и спасительных скал с плато (в виде большой рыбины, как бы выплывающей из зарослей горного леса), словно предназначенным для укрытия сельчан от непрошеных гостей.

Вид на гору

Пещерный город Чуфут-Кале расположен на плато горного отрога, господствующего над тремя глубокими долинами. Первыми освоили обрывистое плато, как полагают, в IV веке алано-сарматы, основав здесь город-крепость, впоследствии названный Чуфут-Кале (Иудейская крепость).

Но есть и еще одна версия появления этого города, а точнее трех пещерных городов. В конец правления византийского императора Юстиниана, это примерно в 550 годах, Юстиниан занялся задачами другого типа, а именно защитой подступов к .

Для этого византийские инженеры по приказу императора разработали крепости Эски-Кермен, Мангуп (Мангуп-Кале) и Чуфут-Кале. Крепости были воздвигнуты и заселены аланами и готами. Однако эти данные не попали в трактат “О постройках”, а иных трактатов не писалось, и сведения об этих событиях определила только археология.

Крепость надёжно укрывала на протяжении веков мирное население окрестных долин в опасные дни очередных нашествий всё новых волн воинствующих кочевников - гуннов, мадьяр, хазар, печенегов, половцев…

Оценив по достоинству крепость и долину у её подножия, первый крымский хан Хаджи-Гирей в середине XV века устроил в старой части города свою укреплённую резиденцию, а в низу, в Салачике, построил дворец.

Постоянно проживая во дворце, хан мог надёжно укрыться в крепости в опасные моменты периода упорной борьбы за независимость Крыма от Золотой Орды. С середины XVII века, когда хан покинул крепость, цитадель предоставляется караимам, она получает название Кале, а потом Чуфут-Кале, что в переводе с татарского означает Иудейская крепость.

В 1731 году на территории Чуфут-Кале была устроена первая в Крыму типография. Книги, печатавшиеся в ней на древнееврейском и караимском языках, были в основном религиозного содержания.
Получив некоторые привилегии после включения Крыма в состав России, караимы покинули каменистое плато, (последние обитатели ушли с Чуфут-Кале в 1852 году), где условия жизни были суровы, и переселились в Бахчисарай, Симферополь, Евпаторию. Город опустел…

Знакомство с городом лучше начинать с Восточных ворот, одолев подъём к верховью Иософатовой долины. Это библейское название дано караимами в честь Иософатовой долины в Иерусалиме, колыбели иудейской религии. Справа от ворот перед крепостной стеной виден вырубленный в скале большой бассейн. В нём собирали дождевую воду для хозяйственных нужд и питья скота.

Правее на холме стояла ветряная мельница. Сзади, за дорогой, скрывается в зарослях горного леса древнее караимское кладбище. Над прямоугольным проёмом ворот укреплена мраморная плита с грубо высеченными знаками, смысл которых пока не разгадан. Ворота - дубовые, обитые кованым железом. Проём в надвратной башне с внутренней стороны перекрыт полуциркульной перемычкой из клинчатых тесаных камней.

Пройдя ворота, посетитель попадает в новую, караимскую часть города, ограниченную восточной и средней оборонительными стенами и неприступными скальными обрывами с севера и юга.
В городе одна главная продольная улица с сетью примыкающих к ней с севера поперечных. На южной стороне главной улицы сохранился большой каменный дом под черепичной кровлей. Здесь жил до конца своих дней А.С. Фиркович (1786-1874 гг.), известный караимский учёный, путешественник, знаток древностей, собравший много старинных караимских и еврейских книг, рукописей и надгробных надписей.

Ввиду небольшой территории города и значительного по численности населения (к концу XVI века в Чуфут-Кале проживало до 4-5 тысяч человек и было свыше 400 домов), дома строились почти впритык, в основном двухэтажные, часто с подвалами - с жильём наверху и хозяйственными помещениями внизу. Окна выходили во двор, огороженный высоким забором с пристроенным вовнутрь сараями и стойлами для скота. Следы былой застройки частично сохранились в развалинах городских кварталов.

Пересекающая плато поперёк десятиметровая стена при толщине 5 метров, с воротами в средней части, на флангах была усилена башнями и дополнительно защищена с напольной восточной стороны вырубленным в скале рвом шириной 4 и глубиной до 2 метров. Ров наполнялся дождевой и талой водой, стекавшей по каменным желобкам, держал воду до уровня перемычек, сильно затрудняя подкат стенобитных орудий.
У северного края скалы, куда большой ров не доведен, была устроена в изгибе стены вылазная калитка, тщательно замаскированная двумя малыми рвами. Из калитки можно было скрытно проникнуть в малый ров и пещеру с башней, вероятно, стоявшей над ней. Отсюда защитники могли нанести внезапные удары осаждающим с фланга и обстреливать врага, не подпуская к стене.
В старом городе за средними воротами открывается общественная площадь неправильных очертаний.

Слева на ней сохранился каменный колодец, справа остатки мечети, возведённой в 1346 году на развалинах христианского храма, а далее виден мавзолей Ненекеджан-Ханым. Отсюда, с площади, берут начало три главных продольных улицы: Бурунчакская (северная), Средняя и Кенасская, с сетью кривых переулков между ними. Названия улиц условные. Наименование Кенасской дали два затенённых аркадами караимских храма - Большая и Малая кенассы.

Они построены в разное время (в XIV и XVIII веках) у Южного обрыва, к улице входами. Эта улица ведёт к Малым воротам, искусно устроенным в Южной оборонительной стене, зигзагообразной в плане, сложенной из бутового камня, с тщательно затёртыми швами. Ворота не видны с долины.

За южной стеной высятся скалы с боевыми пещерами, вырубленными в четыре яруса и соединёнными между собой. По этим пещерам, которые в более поздние времена использовались для хозяйственных нужд, но ошибочно считались в XVIII-XIX веках основным жильём древних горцев, Чуфут-Кале был причислен путешественниками к пещерным городам.

С общим фоном руин и развалин старого города броско контрастирует хорошо сохранившийся мавзолей Джанике-Ханум. Его монументальный объём господствует на высоте у северного обрыва Чуфут-Кале. Дюрбе имеет в плане восьмигранник, к южной стороне которого пристроен портал, перекрытый полуциркульной аркой, со щипцовым (двускатным) завершением над ней. В массивных щековых стенах портала имеются сельджукские ниши с круглыми трёхчетвёртными колонками и арабесковым полукуполом.

Карниз пилонов на уровне пят свода украшен такими же арабесками с резными стилизованными лепестками. Лицевые плоскости пилонов украшены бордюром из геометрически переплетённых валиков. Портал поставлен на высокий постамент, опоясанный карнизом.

Каменная лестница из семи ступеней по ширине арки ведёт к входу, лучковый проём которого приподнят на высоту кладочного ряда, образуя высокий порог, и украшен прямоугольной профилированной рамкой с резными надписями арабской вязью.

Внутри дюрбе установлено надгробие с надписью на арабском языке: «Это гробница государыни Джанике-Ханум, дочери Золотоордынского хана Тохтамыша, скончавшейся месяца рамазана 841 года». Имя ханской дочери окружено легендами. Согласно одной из них, дочь, спасаясь от гнева отца, заставшего её здесь с возлюбленным, бросилась в пропасть. Потому и похоронена у обрыва…

Севернее дюрбе Джанике-Ханум плато круто обрывается. Отсюда, с головокружительной высоты, открывается величественная панорама Крымских гор. В августе 1988 года на территории Чуфут-Кале произошло сенсационное открытие. Несмотря на отсутствие в крепости естественных выходов подземной воды город жил сотни лет.

Питьевую воду доставляли из находившихся неподалеку источников. Для хозяйственных нужд использовали атмосферные осадки. Однако из легенд, преданий и книг было известно, что в периоды осады воду брали из скрытой гидросистемы, сведения о которой являлись военной тайной.

Даже когда крепость утратила оборонительное значение, эту тайну караимы передавали из поколения в поколение. В нее посвящали только избранных. Опираясь на сведения письменных и устных источников, спелеологи начали поиски. Теоретически воду следовало искать на пути геологического разлома в районе Пенджере-Исар (стены с окном).

Здесь и были сосредоточены работы. Незначительное углубление с растущим на его краю деревом оказалось засыпанным устьем колодца, вскрытого в августе 1988 г. Глыбы породы и грунт из колодца вынимали сначала вручную, а затем с помощью механизмов на протяжении 3 лет. На 25-метровой глубине спелеологи обнаружили заваленный камнями боковой вход, полого поднимающийся вверх.

Соединение хода с колодцем образовало обширное помещение. На его стенах, кроме следа от некогда стоявшей здесь воды, оказались надписи из копоти, выполненные караимским курсивом, реже - латынью и арамейским квадратным шрифтом. Топографическая съемка показала, что верхний конец галереи находится под дном слабо выраженной с поверхности воронки.

После расчистки воронки удалось проникнуть в подземелье с противоположного восточного конца. Оказалось, что галерея начинается из подвального помещения боевой башни, которая, вероятно, входила в первую линию обороны города-крепости. Ранее об этой линии археологи не подозревали. После расчистки перед спелеологами предстала грандиозная 108-метровая ступенчатая галерея высотой до 2 и шириной до 2,5 метров.

Отдельные участки свода были покрыты мелкими сталактитами. На стенах обнаружили высеченные план подземелья и фигурки людей. Место соединения вертикального ствола и галереи еще не являлось дном колодца. На глубине 27 метров колодец расширился и показался винтообразный каменный спуск, который по мере расчистки привел к обширным резервуарам на глубине 40 метров от поверхности.

Когда-то вода из крупных трещин в стенах сооружения поступала сначала в одну из ванн, затем через сливной порожек переливалась в другую каменную емкость, расположенную прямо под входным колодцем, и уже оттуда бралась для использования. Ныне трещины заилены, и вода из них практически не поступает. На стенах нижнего зала были обнаружены ниши для светильников и пока непонятные вырубленные на стене знаки.

У внутреннего края винтового хода сохранились фрагменты ограждения. После расчистки нижней части системы от глины и ила общая глубина колодца составила 45 метров (ноябрь 2002 г.). Предположительно, подземная гидросистема могла быть создана хазарами или византийцами в начале нашей эры. Данная система могла иметь и культовое значение, а также служить укрытием.

На это указывают масштабы сооружения и фольклорные сюжеты крымских караимов. При расчистке территории, прилегающей с востока к входу в галерею, на глубине 40 см. от поверхности был обнаружен клад в кухонном керамическом горшке. По данным предварительной экспертизы, проведенной сотрудниками Крымского филиала института археологии АН Украины, в нем находились:

– золотые венецианские дукаты - 29 штук (1425-1430 гг.);
– золотой динар египетских султанов - 1 штука (1425-1430 гг.);
– серебрянные монеты - 4259 штук (XIV-XV вв.);
– монеты генуэзско-крымской чеканки г.Кафы;
– монеты чеканки «хан» (золотоордынский хан Узбек);
– джучидские дирхемы;
– монеты Крымского ханства чеканки города Кырк-Ер (Джуфт-Кале).

Это самый богатый обнаруженный клад подобных монет на территории не только Крымского полуострова, но и Восточной Европы и мира в целом. Симферопольским ЦСТ «Оникс-Тур» клад передан Симферопольскому Краеведческому Музею.

Условные обозначения:
1.Мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша.
2.Северный склон плато.
3.Кенасская улица.
4.Средняя улица.
5.Бурунчакская улица.
6.Комплекс хозяйственных пещер. Во время нападения они выполняли оборонительную функцию. Предполагают, что в 7.дотатарский период тут был пещерный монастырь.
8.Малые Южные ворота Кучук-Капу.
9.Остатки ханского дворца, мечети и монетного двора.
10.Малая и Большая кенасы – молитвенные дома караимов.
11.Южный склон плато.
12.Ворота средней оборонительной стены – Орта-Капу.
13.Усадьба Соломона Бейма (Ча-Борю).
14.Богатая усадьба с хозяйственными пещерами Чауш-Кобасы (“пещера начальника”).
15.Остатки бани.
16.Большие (Восточные) ворота – Биюк-Капу.
17.Двойной ров. По внешнему рву дорога ведет в долину Ашлама-Дере.
18.Дорога к кладбищу в Иосафатовой долине.
19.Остатки фундаментов дворца, построенного в 1897 г. для приема членов императорской фамилии.
20.Жилая усадьба XIX в., принадлежавшая караимскому историку А. Фирковичу.
21.Вход в пещеру, соединенную с потайным колодцем.

Начинается подъем к одному из знаменитых пещерных городов Бахчисарая — Чуфут-Кале. На этом же подъеме, в ущелье Марьям-Дере, расположен Успенский пещерный монастырь - еще одна достопримечательность Крыма. До последнего идти около 300 метром, до пещерного города — 2 км в гору.

Подъехав к месту, к нам сразу подбежал мужчина, который стал рассказывать, как, куда и сколько идти, предложил отведать чебуреков в кафе, а затем прокатиться на УАЗе на вершину горы, где расположен город. За это удовольствие он попросил 2000р с машины (чебуреки в стоимость не входили). Мы подумали… Потом еще раз подумали… И еще немного… И, наконец, решили, что в гору 2 км забираться неохота, а прокатиться по ухабам на УАЗике — дело занятное. Для Дикого городского жителя такая прогулка намного интереснее, нежели медленно умирание, поднимаясь вверх по ущелью.

Сказано – сделано. И вот наш герой уже усаживается в УАЗ – «кабриолет». Помните детскую забаву, когда сажают ребенка на коленки, и, подскакивая ногами, приговаривают «по кочкам, по кочкам..»? Вот сейчас Дикий городской житель воочию узнал, что такое «по кочкам». Потому что кочки здесь – самые кочковые из кочек!

«Мчимся» к вершине Чуфут-Кале, поднимая клубы пыли. «Это Крым, детка»)))

Экстремальная поездка сопровождалась остановками на обзорных площадках , откуда открывались поистине потрясающие виды Крыма! Такие вряд ли увидишь, восходя вверх по лесу. Так же наш водитель рассказывал некоторые интересные пояснения к окружающим пейзажам. Перед нами вдали лежало плато Ай-Петри, Ялтинская гряда, открывался вид на расщелину Большого Каньона.

Вид, открывающийся на долину

Еще она панорама

Подъехали мы скорее к выходу, чем к входу пещерного города Чуфут-Кале – к восточным воротам Биюк-Капу. Оборонительная стена у этих ворот достигает 128 м в длину, состоит из трех куртин и трех башен. Данное сооружение датируется примерно 16 веком.

Впереди ворота Биюк-Капу

Виды с площадки перед городом. На это деревце мы еще посмотрим на следующих фото

Вид в другую сторону

Здесь же рядом расположено караимское древнее кладбище , вид которого производит неизгладимое впечатление. Старинные поваленные каменные надгробия с надписями на непонятном языке, и тропинка, уводящая глубоко в лес между всем этим…

Караимское кладбище

Мы не стали прогуливаться в столь, я бы сказала, сомнительном месте. Все-таки это пространство смерти, а наша задача напитаться жизненной энергией радости, тепла и любви. Потому мы пошли к воротам города, отпустив нашего водителя с миром и деньгами. Обратно будем спускаться по ущелью.

Входная плата на территорию городища 200р с человека.

Проходим на территорию города через ворота Биюк-Капу

Чуфут-Кале

И вот мы внутри. Первым делом идем куда-то вправо и сразу же выходим к обрыву с потрясающим пейзажем. Здесь же находим первые пещеры.

Помните это деревце?

Первые пещеры и то самое деревце на утесе вдалеке.

Внутри пещерки

Еще одна пещерная комната

Идем вдоль обрыва, заглядывая во все дыры. Обнаружили двухэтажную пещеру. Вниз, на первый этаж, лестницы не было. Но для Дикого городского жителя и это не проблема, тем более что его предшественники уже кинули пару камешков для спуска вниз.

Внутри двухэтажной пещеры

Что же там внизу?

Аааа! Зомби!)))))

Выходим к месту, где выставлены декорации для фильма. Здесь снимают новое кинопроизведение про вампиров с предварительным названием «Вурдалаки» . Дикий городской житель с удовольствием осматривает бутафорные пластиковые «каменные» ограды и другие строения. Он с гордостью чувствует себя частью кинопроцесса. И уже представляет, как будет дома хвастаться своим диким сородичам, рассказывая, как побывал на настоящей съемочной площадке!

В Крыму снималось и снимается множество фильмов, в частности на территории Чуфут-Кале проходили действия фильмов «Трудно быть богом» 1989 г, «Сердца трех» 1992 г, «Яды или Всемирная история отравлений» 2001 г, «Джокер» 1991 г, «Богиня прайм-тайма» 2005 г. и др..

Декорации к снимаемому здесь фильму

Еще один вид на декорации

Вдалеке все тот же утес с деревцем:)

Пройдя дальше по территории, находим изящную гробницу — мавзолей Джанике-ханым , дочери хана Тохтамыша. Это единственная хорошо сохранившаяся постройка является образцом «сельджукской» архитектуры. Датируется 15 веком. К сожалению, мавзолей был разграблен во время гражданской войны, потому саркофаг пуст.

Мавзолей, вид сбоку

Мавзолей Джанике-ханым, дочери хана Тохтамыша.

Кстати, во времена золотоордынских ханов город назывался Кырк-Ер . Нынешнее название крепость получила лишь в 17 веке и переводится с крымскотатарского, как «еврейская крепость».

Недалеко расположены остатки мечети . Что бордюрчик из камней – это мечеть, можно узнать из описания, что расположено рядом. Она была построена в 1346 г во время правления золотоордынского хана Джанибека.

Идя по городу, как будто попадаешь во времена средневековья. Каменистые дороги с прокатанными колеями от телег, интересные немногочисленные домики, пещеры и даже бутафорские киностроения – все это создает неповторимый колорит древней истории. Конечно же, от древнего города практически ничего не осталось. От домов видны лишь груды беспорядочно валяющихся булыжников, от дорог – еле ощутимые тропинки. И уже сложно представить визуальный образ некогда большого поселения, кипящего жизнью и энергией.

Еще одни ворота города

Окошко для зайца:)

А вот перед нами еще одни декорации – это двор главных героев. Он очень гармонично вписывается в окружающий ландшафт. Для полноценной фотосессии не хватает только соответствующего одеяния.

Декорации к фильму

Двор киногероя

Декорации установлены у жилой усадьбы XVIII в., принадлежавшей караимскому ученому-гебраисту А. Фирковичу (1784-1874гг). К слову, гебраиистика - совокупность филологических дисциплин, занимающихся изучением древнееврейского языка (иврита) и письменности.

Еще интерес представляют Большой и Малый кенассы молитвенные дома караимов (по вероисповеданию — древние евреи, разговаривали на тюркском языке, занимались в основном ремеслом), которые так же остались в хорошем состоянии. Датируются 14 и 18 веками соответственно. Перед Большой кенассой находятся остатки миквы – фонтана для ритуальных омовений.

Большой и Малый кенассы

Рядом опять-таки есть несколько пещерных комнат, в которых приятно полазить.

И под конец вышли к центральному входу, откуда все туристы и начинают осмотр городища Чуфут-кале. Здесь целый комплекс пещер, но сил залезть в каждую уже не было, потому мы пошли вниз по ущелью, в сторону Успенского пещерного монастыря.

Отсюда обычно начинается экскурсия.

Вид на Чуфут-Кале с дороги к Бахчисараю.

Стоит отметить, что место это не простое, чувствуется здесь присутствие Силы, можно постоять у обрыва, обдуваемая всеми ветрами, и зарядиться энергией земли, солнца и ветра. Поток от земли здесь хорошо чувствуется.

Коротко об истории города

Поселение было основано по различным данным от 6 до 10 века.

Историческое название города не сохранилось. Некоторые исследователи полагают, что это был город Фуллы, который существовал уже в 576 г. Построен во времена Юстениана I для укрепления византийского влияния в Крыму.

В эпоху господства кыпчаков в Крыму город перешёл под их контроль и получил название Кырк-Ер. В 1299 году ордынская армия эмира Ногая взяла Кырк-Ер штурмом, и город был разграблен. В XIII-XIV веках город был центром небольшого княжества, находившегося в вассальной зависимости от правителей Крымского Юрта Золотой Орды. Начиная с XIV века в городе стали селиться караимы, и к моменту образования Крымского ханства они, скорее всего, составляли уже большую часть населения города.