Символы алхимии. Основы алхимии

Алхимия (позднелат . alchemia, alchimia, alchymia), своеобразное явление культуры, особенно широко распространённое в Западной Европе в эпоху позднего средневековья. Своей главной задачей алхимики считали превращение («трансмутацию») неблагородных металлов в благородные с помощью воображаемого вещества - «философского камня». Возникновение и попытки осуществления этой задачи уходят в античность.
Алхимические символы и их загадочные значения возникли из-за необходимости защиты и маскировки от мощной европейской церкви. В разгар своей практики, алхимия считалась еретическим ремеслом и каралась смертной казнью или хуже, пытками. Церковь рассматривала алхимию как способ для практикующих взойти на спасение за пределы «традиционной» методологии. Хотя древние алхимические символы родились из-за этой необходимости, основа алхимической практики базируется на внутренней трансформации и ее достижении. В качестве средства для этой трансмутации алхимики использовали изменяющиеся свойства веществ в дополнение к философским значениям самих символов.

Абракадабра:
Магическая гностическая формула (ок. I в. н.э.). Берёт начало в традиции воспевания звуков, которые своими вибрациями увлекают в возвышенные состояния духа (трансы) и очищают. Абракадабра, написанная и выговариваемая «в системе исчезания» - от полного названия до одной буквы, - удаляет болезни, злую участь, нищету и все злые энергии.
При ношении амулета этому способствует форма маятника и гравировка на нём.
Существует множество версий происхождения этого слова, самое распространенная что термин происходит от имени греко-египетского бога Абраксаса -- верховного главы небес и эонов. В этом смысле Абраксас выражает творческую волю Абсолюта, стремление мира к существованию.
Одна из версий происхождения слова основана на его созвучии с фразами на иудейском арамейском языке: עַבְדָא כְּדַברָא , avda kedavra, «что было сказано, должно быть сделано», и עברא כדברא , avra kedavra с приблизительным переводом «что сказано, должно свершиться». В арамейском b и v могли взаимозаменяться, отсюда вариант «abra kedabra» и далее «abracadabra».
Слово (заклинание против различных болезней) предписывалось использовать следующим образом. Оно выписывалось столбиком на дощечке 11 раз, при этом последняя буква каждый раз отсекалась. Получался треугольник. Такое постепенное укорачивание этого слова должно было уничтожать силу злого духа, и больной, надевая амулет, должен был постепенно выздоравливать.


Алеф:
Этот древний символ алхимии является производным от «Тайной Традиции» или Каббалы. Алеф первая буква еврейского алфавита и духовный корень всех гармоний.


Кадуцей:
Крылья кадуцея символизируют способность пересекать любые границы, воздушность; прут - власть; двойная змея - противоположные стороны в дуализме, которые, в конечном счете, должны соединиться. Две змеи, исцеляющая и ядовитая (болезнь и здоровье), имеют герметическое и гомеопатическое значение: природа может преодолеть природу. Кадуцей является символом взаимодополняющей природы этих двух сил, действующих во вселенной, и соединения двух полов. Они олицетворяют силы связи и разделения, добра и зла, огня и воды, восхождения и нисхождения, а также равновесие, мудрость и плодородие. В алхимии это мужская сера и женская ртуть, сила трансформации, сон и пробуждение, растворение и коагуляция (solve et coagula) великого Опыта, синтез противоположностей и проникающая функция медитации между высшим и низшим уровнями действительности. Палочка или жезл посланника - это ось мира, вниз и вверх по которой, между Небом и Землей перемещаются все боги-посланники и посредники.

Куб представляет землю в Пифагорейской, Индейской и Платоновских традициях. В Египте, фараон часто изображается сидящим на кубическом троне. В Индии, многие статуи божеств показаны стоя на кубе - один под каждой ногой.
По Платону, элементы, являющиеся различными проявлением первичной материи, способны к взаимопревращениям. Платон привлекал геометрию многогранников для объяснения таких свойств материи, как твёрдость, плавкость, воздухообразность, огнеобразность. При этом земле ставился в соответствие куб, воде - икосаэдр, воздуху - октаэдр, огню - тетраэдр. Пятому возможному правильному многограннику - додекаэдру, по мнению Платона, соответствовал пятый элемент, который Бог-Творец использовал, чтобы создать небесные тела.

Согласно Аристотелю, каждый элемент представляет собой одно из состояний единой первоматерии - определённое сочетание основных качеств - тепла, холода, влажности и сухости:

Жарко + Сухо = Огонь
Жарко + Влажно = Воздух
Холод + Влажно = Вода
Холод + Сухо = Земля



Эргон:
Это духовный древний символ алхимии для правого глаза души, в которой она смотрит в вечное. Этот символ позволяет сосредоточиться на более высоких, тонких, духовных вибраций. Он также констатирует бесконечную природу нашей души, и наши возможности, чтобы насладиться бесконечной вселенной.


Огонь:
Древний символ алхимии представляет божественную энергию, очистку, откровение, и преобразование. Одна из основных стихий, символ Духа и Б-га, торжества света и жизни над мраком и смертью, всеобщего очищения.


Луна:
Луна олицетворяет темную сторону природы, ее невидимый аспект; духовный аспект света во тьме; внутреннее знание, интуитивное, иррациональное и субъективное; человеческий разум в виде отраженного света божественного Солнца.
Является символом глаза ночного, а Солнце является глазом дневным. Луна символизирует также периодическое возобновление творения, время и меру. Раньше время измерялось фазами Луны, поэтому она считалась носителем перемен, страдания и упадка, условием жизни человека на земле. Изменяясь в своих фазах, она символизирует область становления.

Павлиний хвост:
Хвост павлина, включающий все цвета радуги, воспринимался как универсальный символ. Ближе к концу алхимической работ всегда появляется этот символ. Его разноцветные перья похожи на расплавленный металл, который предвещает близость на заключительном этапа трансформации. Хвост павлина является символом плавного перехода из одной стадии в другую. Так же в исламе хвост павлина, раскрытый во всей красоте, означал либо универсум, либо полную луну или солнце в зените. Павлиний хвост появляется в 84-й эмблеме «Символического искусства» Босха как идея целого и знак соединения всех цветов.

Пентакль:
Пентакль – это магический предмет с изображением пятиконечной звезды (пентаграммы), вписанной в круг. Каждый ее луч обозначает один из пяти элементов – Воду, Воздух, Огонь, Землю и Дух. И если в прямом положении она символизирует божественное начало, то в перевернутом виде это уже знак сатаны.
Иногда пентакли называют еще пентаграммой, пентальфой, пентагероном; а также «звездой Соломона» или «печатью Соломона» – когда-то знаменитый царь носил перстень с пятиконечной звездой, она же впоследствии «украсила» и его гробницу.
Пентакль является символом гармонии, здоровья и мистических сил. Пифагорейцы принял его как признак здоровья и брака неба и земли. Пентакль имеет большую силу, как знак неба, земли, а также человеческого тела и ума. Недаром он был использован в качестве защитного эмблемы среди алхимиков и магов.




Квинкункс (Quincunx) :
Изначально этот символ присутсвовал на римской монете, чье достоинство равнялось 5/12 (что на латыни и звучит как quincunx) аса.
Свое символическое значение квинкункс обрел среди последователей Пифагорейской Школы, специализировавшейся, как известно, на мистике и математике. По Пифагору, составляющие квинкункса – четыре первоэлемента земли, воздуха, огня и воды, пронизываются монадой, эфиром. Это символ проницаемости и жизнеспособности. Квинкункс находится в основании Тетраксиса Пифагора – десяти точек, символа, открывавшего тайну универсальной природы.

В современном мире этот символ широко используется астрологами. Имея форму креста, он представляет собой космический центр: четыре точки, соответствующие сторонам света, встречаются в пятой, центральной точке встречи Неба с Землей.

Алхимические символы представляют собой условную символическую систему, которая использовалась в рамках протонаучных изысканий группами ученых-эзотериков преимущественно в Европе вплоть до XVIII столетья. Алхимические символы и их значение для мировой культуры трудно переоценить, ведь речь идет об образных графических элементах и даже целых формульных системах, которые скрывают в себе базовые химические, физические и даже астрологические процессы.

Именно поэтому понятие «алхимические символы» невероятно обширно. В первую очередь это символы, обозначающие различные химические элементы и соединения. Основы алхимического символизма заложил Парацельс (начало XVI века), согласно его трудам в основе всех алхимических преобразований лежат три элемента – соль (солнце), ртуть (меркурий) и сера (сульфур). Впоследствии Луна стала ассоциироваться с серебром, Марс с железом и другие химические элементы также приобрели протагонистов на небесной ленте.

Алхимические символы элементов имеют фундаментальное значение в системе эмблематики средневековых алхимиков. В основе системы лежат знаки четырех стихий – Огня, Воды, Земли и Воздуха. Однако впоследствии базис был существенно расширен, и последователи Парацельса стали использовать символьные обозначения «пограничных состояний» стихий и их производных. В качестве примера можно привести символы Дерева, Камня, Пепла и тд.

С XVII века стали широко применяться символы иероглифической монады Джона Ди, «квадратура круга» (символ философского камня) и так называемые мунданные элементы («производные» основных элементов – сурьма, мышьяк, висмут и тд). Алхимические символы также приписывались соединениям, например, амальгамме, киновари, сернрой кислоте (ее называли витриоль). Каждому веществу, таким образом, соответствовал строго оговоренный символ, зачастую заключающий в себе прямую отсылку к астрологии, медицине (в частности – античной) или физике.

Символы алхимических элементов дополняются знаковыми обозначениями двенадцати основных алхимических процессов (позже список был расширен, но лишь в рамках отдельных индивидуальных изысканий и диалектных систем). Окисление, фильтрация, сублимация, размягчение, соединение – эти и другие процессы имели конкретные обозначения, а также оригинальные названия, к примеру, соединение именовалось союзом, а окисление – разложением. Любопытно, что изначально символы двенадцати базовых процессов обозначались эмблемами знаков зодиака.

Алессандро Калиостро, Сен-Жермен, Николя Фламель – все эти выдающиеся ученые-эзотерики применяли в своей практике алхимические символы. Их значение позже стало принципиальным для многих научных дисциплин и это понятно, однако некоторые графические обозначения до сих пор широко применяются в сугубо оккультной практике. Проблема в том, что этот процесс породил массу мифов, которые широко культивируется «специалистами» всех мастей.

К примеру, известный алхимический символ Красного Короля стал особенно популярен после фильма «Константин» с Киану Ривзом в главной роли. Сегодня на многочисленных «оккультных» форумах можно найти немало информации о том, что алхимический символ Красного Короля якобы является «мощнейшей эзотерической эмблемой» для… ну здесь уже мнения расходятся. Очевидно потому, что алхимический символ Красного Короля – это всего лишь условное обозначение серы (ртуть, к слову, именовалась Белой Королевой). В этом знаке нет и никогда не было эзотерического подтекста и нет ни одного источника, который мог бы подтвердить обратное.

Именно поэтому к изучению символов алхимических элементов нужно относиться внимательно и аккуратно, так как в современном мире, в условиях обилия ложной и неподтвержденной информации, достаточно легко запутаться и принять за правду то, что является всего лишь чьей-то фантазией.

Наверное, и тот, кто уже имеет о них общее представление, и тот, кто в приведенной здесь таблице видит их впервые, скажут, что прежде всего это условные знаки химических элементов и некоторых сложных веществ. Да, это так. Но это лишь один из множества уровней, на которых "работают" алхимические символы. Чтобы приблизиться к более глубокому их пониманию, необходимо хотя бы кратко рассказать о том, что же такое алхимия. Этот рассказ отчасти разъяснит и само происхождение алхимических символов.

ПУТИ СВЯЩЕННОГО ИСКУССТВА

Слово "алхимия" наполовину арабское. В VII веке арабы завоевали Египет и начали активно осваивать его духовное наследие, переводя на арабский язык уцелевшие к тому времени книги знаменитой Александрийской библиотеки. Словом al-kоmiyв они назвали некое загадочное вещество (впоследствии его нарекут философским камнем), которое было призвано осуществить таинственное превращение несовершенных металлов в золото, как бы "исцеление" металлов, а также других материальных субстанций. Al - обычный арабский артикль; сама же основа слова kоmiyв греческая (Египет тех времен был грекоязычным) и вроде бы нам очень знакомая. Однако означает она совсем не то, что современное слово "химия".

Химическая наука в произведениях александрийских авторов начала нашей эры предстает как Священное Искусство (Agia Tecnh). Что же касается слова chmeia, то его с уверенностью можно этимологизировать от автохтонного названия Египта - Кеми (Chкmi) и истолковать как тайное египетское учение о совершенствовании металлов и минералов. Судя по древнейшим алхимическим папирусам, дошедшим до нас в виде фрагментов, золочение и серебрение металлов, а также окрашивание драгоценных камней воспринимались в те времена как священнодействие и совершались в тайных лабораториях при храмах. Это происходило, например, в Дендера и Эдфу - прославленных мистериальных центрах эллинистического Египта, в не менее знаменитом мемфисском храме бога Птаха. А предания, сохраненные традициями мистических орденов Европы, повествуют, что алхимия возникла еще в Атлантиде или даже во времена Адама, т.е. "до потопа" и, может быть, до грехопадения. Во всяком случае факт существования в Древнем Китае даосской алхимической традиции, которая, несомненно, тысячелетиями развивалась независимо от греко-египетской и вместе с тем обнаруживает глубинное родство с нею, свидетельствует о древности истоков.
Чем же объяснить сакральное восприятие египтянами некоторых сравнительно несложных и чисто ремесленных, на наш взгляд, процедур? Ответ на этот вопрос приближает к пониманию алхимической символики в целом, причем, чтобы получить правильный ответ, нужно обратиться не к латинским или арабским трактатам, а к их максимально древним первоисточникам.

Эти первоисточники дошли до нас на греческом языке. Возможно, древнеегипетских письменных источников не существовало: древние знания могли передаваться изустно при посвящении в таинства Священного Искусства. Создается впечатление, что алхимические трактаты, намеренно "темные", зашифрованные, были написаны тогда, когда возникла угроза полной утраты традиции. Особенно реальной такая угроза стала на рубеже IV-V веков, когда во время вооруженных столкновений христиан и язычников была сожжена Александрийская библиотека (она горела и при Цезаре, но была восстановлена), а любые занятия древними науками, даже математикой, порой приравнивались к колдовству.

Символизм грекоязычных трактатов проявлялся прежде всего в многозначности терминологии. В этих текстах крайне редки символические рисунки, столь разработанные латиноязычными алхимиками средневековья. Впрочем, сама схема аппарата для совершения алхимического "технологического" процесса прочитывалась как символ - простой и строгий, с точки зрения формы. Термины же этих трактатов имеют несколько смысловых уровней (которые к тому же исторически "развертывались" в самых разных сферах знания вплоть до современного психоанализа). Эти термины одновременно означали и стадии "технологического" процесса (золочения и т.п.), и этапы трансформации человеческой души на ее пути к высшему очищению и обожению, а также чисто теургические и богословские понятия. При этом главным, согласно алхимической традиции, был средний из этих трех основных уровней. "Технологическое" златоделие лишь маскировало путь мистериального восхождения адепта, а богословский план скорее указывал цель этого восхождения.

В латинском и тем более в новоевропейских языках каждый из этих многозначных терминов александрийской алхимии разделился на несколько понятий. Например, то, что сейчас называется алхимической трансмутацией, у александрийцев обозначалось словом metabolh. Оно одновременно означает и переход из одного состояния в другое, и мистическое Пресуществление хлеба и вина в Плоть и Кровь Христову в таинстве Евхаристии... Образованный византийский монах еще мог воспринимать такого рода тексты во всей полноте их смысла, но уже на русский язык перевод слово в слово невозможен.

Очень своеобразна логика шифровки символических образов в алхимических текстах. Так, цветком какого-либо растения могли называть сущность понятия, греческое наименование которого созвучно названию этого растения. И если бы только греческое... Некоторые из символических уподоблений явно перенесены в греческий из иных языков - и тогда нить расшифровки теряется. Кое-что, возможно, раскроется в сопоставлении с египетской символикой, в сравнении со структурами различных языков. Но ведь сами александрийцы называли посвятительными центрами Священного Искусства не только Александрию и мемфисский храм бога Птаха, не только Кипр, но и далекую Фракию...

ТАЙНОПИСЬ СВЕТИЛ И СТИХИЙ

Многозначность словесных алхимических символов сохраняется и тогда, когда термины заменяются графическими знаками, своего рода иероглифами. Получится, пожалуй, целая книга, если попытаться описать и истолковать их со всеми основными вариантами, которых немало. Рассмотрим самые главные символы - своеобразную алхимическую азбуку.

"Святое святых" алхимической мистерии - царственный брак мужского и женского начал: "Короля" и "Королевы", "Солнца" и "Луны", "серы" и "ртути"... Первые две пары понятны, но почему же алхимики называли серу и ртуть "отцом и матерью" металлов? И почему именно металлов? Согласно логике алхимического символизма, "философская сера" (а "философы" в алхимической традиции - это адепты Священного Искусства) - носитель духовности, активного Божественного начала, поскольку слово Jeion по-гречески означает и "серу", и "Божество".

Символ серы можно, наверное, истолковать так: Божество (его универсальный знак - треугольник), воплощенное в материи (крест - один из символов проявленного мира), или же высшая алхимическая триада (сера, ртуть, соль), нисшедшая в материальный мир с его четырьмя элементами (стихиями). Для чего же совершается это нисхождение? Для преображения и очищения мира алхимической трансформацией; поэтому перевернутый ("нисходящий") знак серы - это символ Великого Делания.
Ртуть (опять-таки "философская") по-гречески буквально - "жидкое серебро". Понятно, что белая, "лунная", текучая субстанция, "Божественное молоко" - это символ женский. А знак ртути несет в себе идею священного брака - круг Солнца и полумесяц Луны соединяются на кресте материи.

Есть и третий элемент алхимической триады, третья основа первичной материи. Это связующее звено между двумя первоначалами - "соль" или "квасцы". Знак квасцов - восьмилучевая звезда - это символ Богини (Изиды, Инанны, Афродиты). Выражение "дух квасцов", встречающееся в алхимических трактатах, можно, пожалуй, трактовать как дух человека, посвященного в таинства Великой Богини.

Что же касается металлов, то прежде всего скажем о тетрасомии* - о четырех несовершенных металлах. Это медь, железо, олово и свинец; их знаки совпадают с астрологическими знаками соответствующих планет. "Совершенный" по-гречески - то же, что "посвященный"; metallassw означает "изменяю". Так что эти металлы - просто объекты трансмутации, причем под ними можно понимать и душу адепта, и материальные субстанции, поскольку алхимия - учение о преображении всего мира.

Во время Аргиропеи (Среброделия) Малых Мистерий творится Белый Камень, посредством которого несовершенные металлы восходят до состояния "философского серебра" (его символ - знак Луны). А творимый во время Хризопеи (Златоделия) Великих Мистерий Красный Камень возводит металлы до состояния "философского золота" (знак Солнца). Так что в алхимическом учении серебро и золото - это как бы и не только металлы, но и знаки мистериального восхождения. Символ же его завершения - знак не только золота и Солнца, но и воскресения, и самого Великого Делания.

Еще один символ Великого Делания - шестиконечная звезда, которая означает также "божественные воды" или "первичную материю" (Делание представляет собой как бы повторение космогонического акта, повторное рождение из самых истоков мира, из первоматерии или изначальных вод). В этом символе тоже заключена идея брака двух начал: звезда образуется сочетанием двух треугольников - алхимических знаков огня и воды или воздуха и земли (знак первоматерии включает в себя символы всех четырех стихий).

Происхождение алхимических знаков и их связь с алфавитами мира, с геральдическими символами и т.п. - вопрос чрезвычайно сложный и вряд ли полностью разрешимый в ближайшем будущем. Его решение осложняется и тем, что некоторые значки чисто функциональны или же представляют собой греческие и латинские лигатуры (например, уже не символический, а "стенографический" знак "воcьми" - это соединение двух первых букв слова labwn). Они нам понятны, но что, если какие-то другие знаки - это вязь ныне забытых систем письменности?

ПО СТУПЕНЯМ АЛХИМИЧЕСКОГО АЛТАРЯ

Конечно, символы веществ и соответствующих им понятий не исчерпывают богатства алхимической символики. Каждый, кто хотя бы перелистывал учебники по истории химии, помнит причудливых алхимических птиц и зверей в фантастических садах, аллегорические фигуры странных людей... Все это пышное графическое многообразие свойственно алхимическим трактатам позднего средневековья; греко-египетские адепты ничего подобного не изображали. Однако вряд ли можно объяснить этот факт просто "размыванием" древней строгой символической системы.
Все эти многоликие образы тоже традиционны для алхимии.

Единорог, например, символизирует чистую ртуть, "матерь металлов"; феникс означает воскресение; лев - символ Солнца; андрогинная фигура указывает на плод алхимического брака - восстановление райской целостности души человека (соединение мужских и женских "половинок", по Платону). Возможно, введение этих символов Священного Искусства в средневековые трактаты было новой фазой "материальной" фиксации прежде изустных образов инициаций. Описать их все в небольшой статье невозможно; остановимся на тех, которые отчасти раскрывают ритуальный аспект алхимии. Обратимся к символике алхимического алтаря.

Ступенчатый алтарь, увенчанный чашей, был знаком еще александрийским адептам. Его описывает в своем мистериальном видении Зосима из Панополиса, один из самых известных алхимиков греко-египетской эпохи, живший, вероятнее всего, около IV века. Именно в этой чаше, к которой надо восходить по ступеням алтаря, происходит таинство огненной трансмутации. Однако у Зосимы пятнадцать ступеней, а тот средневековый алтарь, о котором сейчас пойдет речь, имеет всего четыре. Вероятно, это различные священные числа одной и той же мистерии: число 15 связано с символикой Великой Богини-Матери, а 4 - традиционное число основных стадий Великого Делания.

Изображение четырехступенчатого алхимического алтаря можно увидеть, как ни странно, не в фондах уникальных древних рукописей, а в общедоступных книгах по искусству. Такой алтарь изображен на картине Иеронима Босха "Брак в Кане Галилейской". (Алхимическая символика в картинах этого великого мастера стала за рубежом предметом специальных исследований).
Алтари в лабораториях алхимиков были предназначены для молитвенного созерцания символических фигур: без всецелого посвящения себя Богу успех трансмутации считался невозможным. Алтарь, изображенный Босхом, находится в сводчатой нише с четырьмя колоннами. Стоящий перед алтарем алхимик указывает на священный предмет, расположенный посреди нижней ступени на вертикальной оси всей картины. Это чаша в форме женской груди. Такой сосуд использовался в мистериях Изиды, а в алхимической традиции подобные очертания характерны для ответвлений алембика - одного из алхимических устройств, имеющего и символическое значение.

Символ этот чрезвычайно важен. Такая чаша символизирует Молоко Девы - текучий аналог Белого Камня, посредством которого совершается Аргиропея. Есть на алхимическом алтаре и один из символов Красного Камня, необходимого для Хризопеи. Это стоящая рядом с чашей фигурка пеликана, который в средневековой европейской символике означал Христа, ибо считалось, что эта птица жертвует своей кровью, питая птенцов. А чаша в форме груди - это еще и образ Брачного Чертога, в котором соединяются в мистическом союзе мужское и женское начала. У Босха (а также у средневековых алхимиков) их символизируют Кровь Христа и Молоко Девы, воспринимаемой как образ Церкви.

Чаша помещена художником точно над фигурами Христа и Богоматери. Это ключ к пониманию алхимического смысла картины: мистический брак Христа и Церкви становится венцом Великого Делания, его небесным прообразом. Кроме того, алхимический брак нередко трактуется как мистериальное возвращение в лоно Великой Матери-Природы, Божественной Матери всего сущего.

ДУХОВНАЯ АЛХИМИЯ

Кому же молился алхимик у своего алтаря? Вряд ли стоит сомневаться в том, что, несмотря на флер "златодельческих" ассоциаций, маскирующих смысл, духовная алхимия представляет собой поистине эзотерическое христианство. Мы уже говорили об изначальном тождестве терминов пресуществления и трансмутации. То же можно сказать и о слове "тинктура". По-латыни оно буквально означает "изменение цвета" или "то, что должно быть окрашено". По-гречески же слово "тинктура" звучит как bajh - от глагола baptw, который значит и изменение цвета (в том числе и в алхимическом Делании), и погружение в воду, и христианское таинство Крещения. Тинктура в алхимии предшествует трансмутации, как и Крещение предшествует Пресуществлению в новозаветной Мистерии. Сказанное нисколько не противоречит кажущемуся политеизму алхимиков: античные божества, соответствующие металлам, в описаниях Великого Делания - лишь символы его стадий.

В алхимическом ключе могут быть истолкованы и некоторые иконописные сюжеты. Например, икона Богоматери "Живоносный Источник" ассоциируется с алхимическим образом Купели Марии, чудесного сосуда. Погружение в него означало приобщение к тайне первичной материи - обетование грядущего мистериального воскресения.

Алхимическими символами насыщена иконография "Софии - Премудрости Божией": православные мастера разрабатывали в красках те же темы, которые на Западе стали основами алхимических трактатов.

Учили алхимики и тому, что взыскуемое ими бессмертное тело - это тело незримое, духовное, "подобное лучам Солнца". Разве это не то же, что сияние Фаворского света в физическом теле христианских святых?

И в Священном Писании присутствуют алхимические символы. В Ветхом Завете грешное сердце сравнивается с металлами в горниле: "Дом Израилев сделался у Меня изгарью; все они - олово, медь и железо и свинец в горниле сделались, как изгарь серебра" (Иез.22:18). Здесь перечислены четыре несовершенных металла - тетрасомия алхимиков; речь идет об Аргиропее - Среброделии.

Об огненной трансмутации, но уже о Хризопее, Златоделии, говорит и Книга Иова: "Но Он знает путь мой; пусть испытает меня, - выйду, как золото" (Иов.23:10).

Ярчайший пример алхимической символики в новозаветной традиции - сюжет Успения Богоматери. Она была в теле Своем взята на небо и обрела бессмертие. Подобным образом, по преданию, удостоились небесного удела пророки Илия и Енох, но не вкусив прежде смерти. Богоматерь же прошла через смерть к бессмертию - путь духовного алхимического просвещения, указанный Самим Христом в Мистерии Голгофы.

Есть и прямые доказательства, что алхимия воспринималась как нечто, не чуждое христианству. Византийские монахи писали молитвенные предисловия к алхимическим трактатам (например к сочинению, приписываемому царице Клеопатре, которая, по преданию, была адептом Священного Искусства), воспринимая их как боговдохновенные книги. А много веков спустя уже в России, в удивительной старообрядческой республике Выгореции, которая существовала с конца XVII до середины XIX века между Белым морем и Онежским озером, бережно переписывали русские переводы Раймонда Луллия, знаменитого испанского алхимика.

Нередко на стенах старообрядческих скитов можно было увидеть каллиграфические листы под названием "Аптека Духовная". Там говорилось о том, как переплавить в огне смирения и сердечной молитвы веру, надежду и любовь, добавляя к ним слезы сострадания и сокрушения, чтобы обрести чистую мудрость и одновременно "здраву быть".

Кстати, очень похожие руководства по духовной алхимии знали и культура Западной Европы, и, как ни странно, средневековый зороастризм. Не претендуя на полноту объяснения всех этих удивительных соответствий, выскажем предположение: может быть, все самое сокровенное и чистое в любой традиции - Священное Искусство - представляет собой алхимию духа, восходящую ко времени потерянного Рая?

ХРИЗОПЕЯ КЛЕОПАТРЫ

"Хризопея" - это сложное символическое изображение, являющееся самостоятельным шифрованным трактатом, автором которого, по преданию, была египетская царица Клеопатра. В левой верхней части "Хризопеи" изображен Уроборос (змей, кусающий себя за хвост) - образ, восходящий к иконографии египетского бога вечности Атума. Символическое "принесение в жертву" Уробороса означает приобщение к вечности в конце Великого Делания.

Надпись на внутреннем кольце "Уробороса" гласит: "Змей один - тот, который держит яд между двумя знаками" (видимо, речь идет о двух состояниях трансмутируемой материи). Надпись на внешнем кольце: "Одно - это все; и благодаря себе - все, и в себе - все; и если (одно) не содержит всего, то все есть ничто" (формулировка алхимического монизма).

В лунообразных фигурах справа от Уробороса усматривают символы Аргиропеи - превращения свинца в серебро, "убеления" свинца. Свинец в священном языке александрийской алхимии может быть символом Озириса - умирающего и воскресающего бога.
Под Уроборосом - небольшая ванночка над печью. Это аппарат для фиксации металлов (или достижения устойчивости души и тела). Трубка предназначена для отвода паров и летучих веществ. Слева сходный аппарат с баллончиком для сбора летучих веществ. Два кружка, имеющих по три отростка, - схематично переданные треножники, сосуды для варки на медленном огне (заманчиво усмотреть здесь символический треножник, используемый в даосской алхимии, однако нельзя забывать, что и античной культуре этот священный предмет был хорошо знаком).

Слева внизу - еще одно изображение Уробороса. Надпись внутри кольца: "Одно - это все". Правее - большой аппарат, на печи которого надпись "огонь" (или "сияние"). Нижний круглый сосуд назван "реторта", верхний - "чаша, сосуд" . Пары в таком аппарате поднимаются из реторты в чашу, конденсируются там, и жидкость стекает по двум противотрубкам (так переводится надпись рядом с одной из них). Возможная символическая параллель - то место в трактате Клеопатры, где говорится о "небесных водах": они представляют собой проявленное ("сгущенное", "сконденсированное") Божественное дыхание, нисходящее на землю.

Пожалуй, главная идея "Хризопеи" - приобщение адепта к чистой "Божественной воде", нисходящей в мир. Впрочем, не все детали символического изображения поддаются убедительному обьяснению, и расшифровка всех его элементов может углубить и внести коррективы в это толкование.

Первое что надо усвоить, принимаясь за теоретическую базу алхимии - это то, что познание алхимии невозможно без изменения мышления и мировоззрения.

Второе, что это длительный процесс.

И третье (самое важное) алхимию надо разгадать как загадку, а не прочитать ее как ответ в конце книги.

Существует множество версий относительно происхождения слова - алхимия. То же касается и предположений о том где и кем была основана эта древняя наука.

Наиболее правдоподобная версия происхождения слова алхимия связана с арабскими источниками т.к. аль-хем можно перевести как "наука египта". Хотя слово Хем использовали так же в античной греции для названия исскуста плавки металлов (металургия).

Древние греки использовали множество алхимических формул и оборотов в справочниках по металургии.

Алхимия в то время была тесно связана с астрологией и многие символы, понятия и названия веществ в алхимии имели прямое соотношение с астрологией.

Эти две очень древние науки развивались в едином ключе совместно с западной герметической философией и "христианской" каббалой.

Из алхимии родились такие современные разделы науки как химия, фармакология, минералогия, металургия и.т.д.

Согласно легенде оснавателем алхимии был греческий Бог Гермес. И наиболее древним текстом по алхимии считают "Изумрудную скрижаль" Гермеса Тримидаста.

Поначалу данным исскуством занимались металурги.

Одним из известных алхимиков был Парацельс, который перевел философию алхимии на новый уровнь заявив, что основной целью алхимии является поиск элексира, лекарства от "болезни", заложив таким образом основы фармакологии.

На обыденом уровне алхимия - прикладная, экспериментальная химия. Но в алхимии присутствует своя особая философия цель которой - улучшить природу вещей до "идеального" состояния.

Мастера алхимии считали природу величайшим алхимиком и огромной лабараторией, так как она (природа) вдыхала жизнь в инертные зерна, способствовала образованию минералов, рождала металлы. И алхимики зачастую пытались повторить в лабораторных условиях те процессы которые происходили в природе в ходе образования минералов или протекания других явлений. Так же алхимики пытались ускорить многие процессы природы в лабораторных условиях, разрабатывая методы обработки металлов, получения необходимых на то время веществ и "препаратов".

Философские взгляды алхимии базировались на следующих тезисах:

1. Вселенная имеет божественное происхождение. Космос - это излучение Божественного Существа Единого Абсолюта. Таким образом Всё является Одним, а Один является Всем.

2. Вся физическая вселенная существует благодаря присутствию полярности или двойственности (дуальности). Любое понятие и явление можно рассматиривать как имеющее свою противоположность: мужской / женский, солнце / луна, дух / тело, и т.п.

3. Вся физическая материя -, растение ли, животное или минерал (так называемые Три Королевства), имеют три части Душу, Дух, и Тело: три Алхимических Принципа.

4. Вся Алхимическая работа, лабораторный практикум или духовная Алхимия, состоит из трех основной эволюционних процессов: Разделение, Очищение, Синтез. Эти три эволюционных процесса повсеместно наблюдаются в природе.

5. Все вещество материи сложено из четырех Элементов Огня (тепловая энергия), Вода (жидкость), Воздух (газ), и Земля (обьединитель). Знание и использование четырех Элементов есть весьма важная часть Алхимической работы.

6. Квинтэссенция или пятая сущность находится везде с четырмя элементами, но не является одним из них. Это является одним из трех важных принципов, известной как - Философский Меркурий.

7. Все эволюционирует по направлению к предопределенному состоянию совершенства.

В популярном определении, Алхимия - это эмпирическая наука, которая непосредственно занимается превращением распространенных металлов в золото.

По мнению алхимиков, золото - это смесь четырех первоэлементов, взятых в определенных пропорциях. Неблагородные металлы - смеси тех же элементов, но в иных пропорциях. Значит, изменяя пропорции в этих смесях путем нагревания, охлаждения, осушения и разжижения, неблагородные металлы можно превращать в золото.

У многих слово Алхимия вызывает ассоциации с неумелой лабораторией, где безрассудно смело работают псевдо-ученые стремясь обогатиться получив алхимическое золото.

Однако истинное определение Алхимии связанно с доктриной эволюции человека к высшему совершенству.

Трактаты Алхимии посвящены не только началам химии, но и полны философско-мистического и магического смысла.

Таким образом, часть алхимиков занимались натуральной химией и физико-химическими эксперементами с веществом, а другая интерисовалась алхимией как духовным процессом, хотя основой философии и тех и других была именно духовная трансформация.

Алхимики духа не искали лишь способ получения золота, они искали как можно получить из "нечистых" элементов получить духовное золото - мудрость.

Для них золото - металл, который никогда, лишается блеска и не может быть испорчен Огнем или Водой, был символом посвящения и спасения.

Алхимия - это Наука о Искусстве превращений.

Это искусство сложно изучать, потому что в основу алхимического "языка" заложено использование обозначений в аллегориях и мифах, которые могут интерпретироваться с широким диапазоном понимания, как в духовном так и в прикладном к эксперементальной химии смысле.

Первоначальная цель алхимии - привести все вещи, включая человечество, к совершенству.

Так как теория алхимии утверждает, что Вечная Мудрость так долго остается латентной, бездеятельной и малопонятной для человечества из-за большого колличества невежества в обществе и на поверхности сознания человека.

Задача алхимии - открытие этой Внутренней Мудрости и удаление вуали и преграды между умом и внутренним, чистым Божественным Источником.

Это и является той духовной алхимией, которая сокрыта за химическим искусством некоторых алхимиков.

Эта Большая Работа или поиск "духовного золота" который протекает достаточно долго.

Хотя цель и далека - каждый шаг по этому пути обогащает идущего.

Стадии философского процесса алхимического превращения символизированы четырьмя различными цветами: черый (вина, происхождение, латентные силы) обозначение Духа в начальном состоянии, белый (малая работа, первое превращение или опыт, ртуть), красный (сера, страсть), и золотой (духовная чистота).

Базой для всех алхимических теорий является теория четырех элементов.

Она была детально разработана греческими философами, такими как Платон и Аристотель. Согласно космологическому учению Платона (на которое серьезное влияние оказала философия пифагорейцев) Вселенная была создана Демиургом из одухотворенной первичной материи. Из нее он создал четыре элемента: огонь, воду, воздух и землю. Платон рассматривал эти элементы в качестве геометрических тел из которых построены все вещества. Аристотель внес определенную корректировку к теории четырех элементов. Он определяет их как соединение четырех противоположных качеств: холода, сухости, тепла и влаги, кроме того, он добавляет к четырем элементам пятый - квинтэсенцию. Именно эти философы, по сути, и заложили теоретический фундамент того, что принято называть алхимией.

Если изобразить все теории алхимиков геометрически, то получится тетрактикс Пифагора. Тетрактикс Пифагора представляет собой треугольник, состоящий из десяти точек.

Четыре точки представляют собой Космос как две пары основных состояний: горячего и сухого - холодного и влажного, соединение этих состояний порождает элементы, которые находятся в основании Космоса. Т.о. переход одного элемента в другой, путем изменения одного из его качеств послужил основанием для идеи трансмутации.

Алхимические Элементы

Прима - ТЕРРА: Первый Элемент - Земля. Сущность -жизни. Является продуктом Природы.

Секунда - АКВА: Второй Элемент - Вода. Вечная жизнь через четырехкратную репродукцию вселенной.

Терция - АЭР: Третий Элемент - Воздух. Сила через связь с элементом Духа.

Кварта - ИГНИС: Четвертый Элемент - Огнь. Превращение вещества.

Три великих принципа

Далее три точки - это триада алхимиков - сера, соль и ртуть. Особенностью этой теории являлась идея макро и микрокосмоса. Т.е. человек в ней рассматривался как мир в миниатюре, как отражение Космоса со всеми присущими тому качествами. Отсюда и значение элементов: Сера - Дух, Ртуть - Душа, Соль - тело. Т.о. и Космос и человек состоят из одних и тех же элементов - тела, души и духа. Если сравнить эту теорию с теорией четырех элементов то можно увидеть, что Духу соответствует элемент огня, Душе элемент воды и воздуха, а Соли элемент земля. И если при этом учесть что в основе алхимического метода лежит принцип соответствия, который на практике означает что химические и физические процессы, происходящие в природе сходны тем, что происходят в душе человека, получим:

В алхимии различают три основные субстанции - принципа, которые присутствуют во всех вещах.

Имена и алхимические обозначения этих трех принципов:

Сульфур (Сера) Меркурий (Ртуть) Соль

Сульфур (Сера) - бессмертный дух / то, что без остатка исчезает из материи при обжиге

Меркурий (Ртуть) - душа / то, что соединяет тело и дух

Соль - тело / то материальное, что остается после обжигa

Эти субстанции будучи очищенными имеют такое же название. Эта триада принципов может считаться как неразделенное целое.

Однако, это целое существует только перед алхимическим очищением (процесс изучения).

Когда три компонента очищаются они возвышают целое

Принцип Серы

(Коптское -Then, Греческое -Theion, Латинское -Sulfur)

Является динамическим, экспансивным, непостоянным, кислотным, унифицированным, мужским, отцовским, и огненным принципом. Сера - эмоциональна, это чувство и страстное побуждение, которое мотивирует жизнь. Это символическое желание для позитивного изменения и жизненного тепла. Полное превращение зависит от правильного приложения этого изменчивого принципа.

Огонь является центральным элементом в алхимии. Сера - это "Дух огня".

В практичной алхимии, Сульфур (серу) обычно извлекают из Меркурия (ртуть, точенее сульфат ртути) дистилляцией. Сульфур - это аспект стабилизации Меркурия, из которого он извлечен и растворен в нем снова. В мистической алхимии, Сульфур - это аспект кристаллизирования вдохновения начатого Меркурием.

Принцип Соли

(Коптское-Hemou, Греческое-Hals, Патинское - Salt)

Это принцип субстанции или формы, которая задуманна как тяжелое, инертное минеральное тело, которое является частью природы всех металлов. Он является фиксатором, замедлителем, завершающим кристализацию.Соль является базой в которой свойства Сульфура и Меркурия закрепляются. Соль - это весьма важный принцип который относят к стихии земли.

Принцип Меркурия

(Коптское -Thrim, Греческое - Hydrargos, Латинское - Mercurius)

Это Ртуть. Принцип - водяной, женский, касается понятий сознания. Меркурий - это универсальный дух или жизненный принцип который пронизывает все живое вещество. Этот жидкий и творческий принцип символизирует действие.

Его превращения являются частью преобразования в алхимическом процессе. Меркурий является весьма важным компонентом, самым важным из всех трех принципов, которые взаимодействуют друг с другом, изменяя свои свойства.

Меркурий и Сера как антагонисты

Две точки тетраксиса - серно - ртутная теория

В практической алхимии, Меркурий представлен двумя веществами.

Первое (непостоянно) - вещество после удаления серы.

Второе (фиксированное) вещество после возвращения серы.

Этот продукт и стабилизированное вещество иногда называют - Секретный Огонь или Подготовленный Меркурий.

Сера и ртуть рассматриваются как отец и мать металлов. При их соединении образуются различные металлы. Сера обуславливает изменчивость и горючесть металлов, а ртуть твердость, пластичность и блеск. Алхимики изображали эти два принципа то в виде алхимического андрогина, то в виде двух драконов или же змей кусающих друг друга. Сера - бескрылой змеей, ртуть же крылатой. Если алхимику удавалось соединить оба принципа, то он получал первоматерию. Символически это изображалось вот так:

Одна точка - идея единства (всеединства), была присуща всем алхимическим теориям. На основе ее алхимик начинал свою Работу с поиска первовещества. Обретя первовещество, он путем специальных операций низводил его до первоматерии, после чего, прибавив к ней нужные ему качества, получал Философский Камень. Идея единства всего сущего символически изображалась в виде уробороса - змея пожирающего свой хвост - символа Вечности и всей алхимической Работы

Первичная материя

Первичная материя - для алхимика это не сама материя, а скорее ее возможность, сочетающая в себе все качества и свойства присущие материи. Дать ее описание можно только в противоречивых понятиях т.к. Первичная материя - это то, что остается от предмета, когда он лишен всех своих характеристик.

Первовещество - вещество наиболее близкое к Первичной материи по своим свойствам.

Первовещество - это (мужское) вещество становящаяся Единым и неповторимым в соединении с женским. Все его составляющие одновременно стабильны и изменчивы.

Это вещество уникально, бедный им владеет в той же степени что и богатый. Оно известно каждому и не распознается ни кем. В своем невежестве обычный человек считает его мусором продает по дешевке, хотя для философов это наивысшая ценность.

Первовещество - это не однородная субстанция оно состоит из двух компонентов: "мужского" и "женского". С химической точки зрения один из компонентов металл, другой же минерал содержащий ртуть.

Пожалуй, это определение достаточно универсально, и для изучения Мистической алхимии оно вполне самодостаточно.

Металлы, отнесенные к Планетам в Алхимии

Взгляд алхимика на природу металлов совсем другой нежели в металургии.

Творец создал металлы, как вещи равные животным и растениям.

И подобно всему эти вещества в природе, испытывают естественную эволюцию - рождение, рост и расцвет.

Алхимические символы

У символа есть ряд функций, при изучении алхимии особо следует выделить две из них:

1 Символ служит для сокрытия сакрального смысла мистерии от непосвященных.

2 Символ средство познания и Путь Истины.

Бытие символа распространяется в трех планах:

1 Символ - знак

2 Символ - образ, аллегория

3 Символ - явление Вечности.

Как отличить символ от знака и аллегории?

Знак - изображение (это определение, разумеется, относиться только к нарисованным изображениям) несущее конкретное смысловое значение. Знаковое изображение может быть и не конвенциональным.

Аллегория - своего рода понятие картинка, понятие выраженное не словом а изображением. Основной ее критерий - у аллегории нет возможности для интерпретации.

Иными словами в аллегории образ выполняет только служебные функции и является «этикеткой» общего понятия, в символе же изображение наделено автономией, и с понятием находиться в неразрывной связи.

Символ в отличии от аллегории многозначен и может быть истолкован различно.

Символ - конвенциональное изображение представляющее образ, идею и т.д. не статически как знак или аллегория, а в динамической целостности. Символ предполагает наличие внутренней тайны он никогда не может быть до конца разгадан.

Существует четыре основных вида символов:

1 Символические изображения, в которых в качестве символа выступает какой-либо цвет:

2 Символические изображения, в которых символами служат геометрические фигуры и картины:

3 Третий вид символов более сложен т.к. выражается графически только с помощью первого, второго и четвертого вида символов - это числовой символизм:

4 Смешанный символ (наиболее распространенный) представляет собой соединение двух или трех сразу выше приведенных видов символов:

Значение алхимических символов иногда очевидно, но в большинстве случаев они требуют к себе более серьезного отношения...

Основных сложностей в понимании алхимической символики три:

Первая - это то что у алхимиков не было жесткой системы соответствий, т.е. один и тот же символ или знак может иметь множество значений.

Второе - алхимический символ порой трудно отличить от аллегории.

И третье, наиболее важное - это то, что в алхимии символ служит для непосредственной передачи мистического опыта (переживания).

Пять методов анализа алхимического символа

Метод №1

Вначале надо определить тип символа. Т.е. простой он или сложный. Простой символ состоит одной фигуры, сложный из нескольких.

Метод №2

Если символ сложный нужно разложить его на ряд простых.

Метод №3

Разложив символ на составляющие его элементы нужно внимательно проанализировать их положение.

Метод №4

Выделить главную идею сюжета.

Метод №5

Истолковать полученную картину. Основным критерием при истолковании символа должна служить интеллектуальная интуиция, наработанная в процессе исследования.

Знаковое изображение в отличие от символа может быть и не конвенциональным, т.е. похожим на то, что оно обозначает. Знаки используются для оповещения, предупреждения и информирования. Вот несколько примеров различных алхимических знаков для обозначения времени:

Символика алхимических процессов

Внимательно изучив алхимические трактаты можно прийти к выводу, что почти каждый алхимик использовал свой собственный уникальный метод Работы. Но все же существуют некоторые общие элементы, которые присущи всем алхимическим методам. Их можно свести к данной схеме:

1. ТЕЛО ДОЛЖНО БЫТЬ ОЧИЩЕНО ВОРОНОМ И ЛЕБЕДЕМ ПРЕДСТАВЛЯЮЩИМИ РАЗДЕЛЕНИЕ ДУШИ НА ДВЕ ЧАСТИ НА ЗЛУЮ (ЧЕРНУЮ) И БЛАГУЮ (БЕЛУЮ)

2. ПЕРЕЛИВЧАТЫЕ ПЕРЬЯ ПАВЛИНА ПРЕДЛАГАЮТ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО ТОГО, ЧТО ПРОЦЕСС ТРАНСФОРМАЦИИ НАЧАЛСЯ

Другие птицы ассоциирующиеся с алхимическим процессом, следующие:

ПЕЛИКАН (кормление кровью)

ОРЕЛ (победный символ завершающегося ритуала)

ФЕНИКС (являет собой совершенного орла)

Существуют три основные этапа Делания:

нигредо (nigredo) - черная стадия, альбедо (albedo) - белая стадия, рубедо (rubedo) - красная.

Если же соотносить стадии алхимического Делания со стихиями, то получим не три, а четыре этапа:

Земля - МЕЛАНОЗИС (чернение): - Нигредо.

Вода - ЛЕУКОЗИС (беление): - Альбедо.

Воздух - КСАНТОЗИС (пожелтение): - Цитрина.

Огонь - ИОЗИС (покраснение) - Рубедо.

Семь стадий по цветам планет:

ЧЕРНЫЙ: Сатурн (свинец)

ГОЛУБОЙ: Юпитер (олово)

ПАВЛИНИЙ ХВОСТ: Меркурий (ртуть)

БЕЛЫЙ: Луна (серебро)

ЖЕЛТЫЙ: Венера (медь)

КРАСНЫЙ: Марс (железо)

ФИОЛЕТОВЫЙ: Солнце (золото)

Как видно, количество процессов ведущих к получению философского камня различно. Некоторые связывали их (стадии) с двенадцатью знаками зодиака, некоторые с семью днями творения, но все же почти все алхимики упоминали о них. В алхимических трактатах можно встретить упоминание о двух Путях свершения Великого Делания: сухом и влажном. Обычно алхимики описывали влажный путь, упоминая о сухом крайне редко. Основными особенностями двух Путей являются различия в используемых режимах (сроках и интенсивности процессов) и основных ингредиентов (первовещества и тайного огня).

Семь алхимических процессов соотносятся с семью днями Творения, а также с семью планетами, ибо считалось" что влияние каждой планеты порождает в недрах земли соответствующий ей металл.

Металлы различаются по степени совершенства; иерархия их восходит от свинца - наименее благородного из металлов - к золоту. Начав работу с исходного материала, пребывающего в несовершенном "свинцовом" состоянии, алхимик постепенно совершенствовал его и в конце концов превращал в чистое золото.

Этапы его работы соответствовали восхождению души через планетные сферы.

1. Меркурий - Кальцинация

2. Сатурн - Сублимация

3. Юпитер - Солюция

4. Луна - Путерификация

5. Марс - Дистилляция

6. Венера - Коагуляция

7. Солнце - Тинктура

Двенадцать алхимических процессов соотносились со знаками Зодиака. Великое Делание являлось подражанием природным процессам, а двенадцать месяцев или зодиакальных знаков составляют полный годовой цикл, в течение которого Природа переходит от рождения и роста к распаду, смерти и новому рождению.

Английский алхимик Джордж Рипли в своем "Компендиуме алхимии", написанном в 1470 году, перечисляет все двенадцать процессов; почти ничем не отличающийся список приводит в 1576 году другой адепт алхимического искусства, Иосиф Кверцетав.

Процессы эти таковы:

кальцинация ("прокаливание"),

солюция ("растворение"),

сепарация ("разделение"),

конъюнкция ("соединение"),

путрефакция ("гниение"),

коагуляция ("закрепление"),

цибация("вскармливание"),

сублимация ("возгонка"),

ферментация ("сбраживание"),

экзальтация ("возбуждение"),

мультипликация ("умножение")

проекция("бросание"*).

Всякая интерпретация этих процессов как в химическом, так и в психологическом плане неизбежно будет произвольной. Но известно, что целью начальных этапов (вплоть до путрефакции) являлось очищение исходного материала, избавление его от всяких качественных характеристик, превращение его в Первоматерию и высвобождение заключенной в нем искры жизни.

Кальцинация - это прокаливание на открытом воздухе неблагородного металла или другого исходного вещества. В результате этого процесса материал должен был превратиться в пудру или пепел.

Второй этап, cолюция, представлял собой растворение прокаленной пудры в "минеральной воде, не смачивающей руки". Под "минеральной водой" здесь понимается ртуть.

Третий этап, сепарация - это разделение "субъекта" Великого Делания на масло и воду. Совершает сепарацию не алхимик, а сам Господь Бог; это означает, по-видимому, что алхимик просто оставлял растворенный материал в сосуде, пока тот не претерпит упомянутое разделение. Целью этого процесса являлось разложение алхимического сырья на исходные компоненты - либо на четыре первоэлемента, либо на ртуть и серу

Четвертый этап, конъюнкция, т. е. достижение равновесия и примирения между враждующими противоположностями. Сера и ртуть воссоединяются.

Пятый этап, путрефакция - первая из основных стадий Великого Делания - так называемое нигредо, или почернение. Ее именовали "Черной Вороной", "Головой Вороны", "Головой Ворона" и "Черным Солнцем", а символами ее служили гниющий труп, черная птица, черный человек, царь, убиваемый воинами, и мертвый царь, пожираемый волком. К моменту завершения стадии нигредо каждый адепт продвигался различными путями.

Коагуляция или "сгущение" - на данном этапе друг с другом соединялись элементы, образующие Камень.

Этот процесс описывали как алхимическую мессу.

Испарения, выделившиеся во время путрефакции. витают над черным материалом в сосуде, проникая в Первоматерию, они одушевляют ее и создают эмбрион, из которого должен будет вырасти Философский Камень.

Когда дух воссоединялся с Первоматерией, из водянистого материала в сосуде кристаллизовалось белое твердое вещество.

Полученное белое вещество представляло собой Белый Камень, или Белую Тинктуру, способную обратить любой материал в серебро.

Получив Белый Камень, алхимик переходит к этапу цибации ("вскармливания"): материал в сосуде "умеренно питают «молоком» и «мясом»".

Стадия сублимации представляла собой очищение. Твердое вещество в сосуде нагревали до тех пор, пока оно не испарялось; испарения быстро охлаждали и снова конденсировали до твердого состояния. Этот процесс повторялся несколько раз, и символами его, как правило, служили голуби, лебеди и прочие птицы, имеющие обыкновение то взлетать к небесам, то снова садиться. Целью сублимации было избавление тела Камня от грязи, в которой тот рождался при путрефакции. Сублимация объединяет тело и дух;

В ходе ферментации материал в сосуде приобретает желтый цвет и становится золотом. Многие алхимики утверждали, что на данной стадии следует добавить в сосуд обычное золото, чтобы ускорить естественное развитие Философского Камня до состояния золота. Не будучи еще полностью совершенным, Камень все же приобретал теперь способность трансмутировать неблагородные металлы. Он становился ферментом, закваской, способной пропитывать и активизировать неблагородный металл и подстегивать его развитие, - точь-в-точь как дрожжи пропитывают тесто и заставляют его всходить. Это качество характеризует душу Философского Камня, огненный, активный компонент, который возбуждает и оживляет неблагородный металл. Таким образом, в процессе ферментации душа Камня соединяется с уже очищенным телом. ферментация объединяет духовное тело с душой;

На стадии экзальтации происходит последняя перемена цвета материала - рубедо, или покраснение.

Судя по всему, алхимики обнаружили, что на последних этапах Делания материал в сосуде становится крайне нестабильным. Однако экзальтация должна привести все компоненты Камня в единство и гармонию, не подверженную более никаким изменениям.

Душа и тело, объединенные в процессе ферментации, теперь соединялись с духом, и Камень становился стойким и стабильным.

Жар в печи доводили до максимально возможной температуры, и взору взволнованного алхимика предстает то чудесное зрелище, ради которого он столько трудился в поте лица, - рождение Философского Камня, совершенного красного золота, Красной Тинктуры, или Красного Эликсира, Единого. Экзальтация объединяет тело, душу и дух;

Далее, новорожденному Камню недостает одного качества - способности плодиться и размножаться, во много раз увеличивая массу неблагородных металлов. Этим качеством Камень наделялся в процессе мультипликации ("умножения") или аугментации ("приращения").

Плодовитым и плодотворным Камень становился благодаря еще одному соединению противоположностей - королевской свадьбе души и духа, серы и ртути, короля и королевы, Солнца и Луны, красного мужчины и белой женщины, т. е. символов всех противоположностей, примиряющихся в Едином. Мультипликация объединяет душу и дух.

Двенадцатый и последний этап Великого Делания, проекция, заключался в том, что Камнем воздействовали на неблагородный металл, чтобы превратить последний в золото.

Обычно Камень заворачивали в воск или бумагу, помещали в тигель вместе с неблагородным металлом и нагревали.

Эти последние стадии алхимического труда представляли собой несколько процедур уравновешивания и объединения компонентов Камня или присущих ему противоположностей.

Малый словарь алхимических обозначений.

АЦЕТУМ ФИЛОСОФОРУМ: Синоним "Девственного молока", Философского меркурия, Тайного Огня

АДАМ: Мужская сила. Анимус.

ЗЕМЛЯ АДАМА: Первовешество или истинная суть золота которое можно получить из однородного вещества

АДРОП: Филосовская работа или сурьма.

АЭШ МЕЗАРЕФ: "Очищающее пламя." Алхимический труд собраный Кнорром Фон Розенротом и изложенный вThe Kabalah Denudata.

АЛХИМИЧЕСКИЙ БРАК: Конечная стадия Великого Делания. Происходит между Королем и Королевой

АЛЬБЕДО: Форма материи имеющая безупречное совершенство которое она не теряет.

АЛЬКАХЕСТ: Тайное пламя. Растворитель.

АЛЕМБРОТ: Философская соль. Соль искусства. Часть природы металлов.

СМЕСЬ: Союз огня и воды, мужского и женского.

АЛЬХОФ: Состояние элемента земли лишенное формы. Душа Земли.

АМАЛЬГАММА: Лекарство металлов в плавлении.

АМРИТА: Первая трансформированная материя, вещество.

АН: Отец или Сера.

АНИМА: Женское начало в мужчине. Сокрытая личность.

АНИМУС: Мужское начало в женщине.

ЭНСИР: Сын, или Меркурий.

ЭНСИРАРТО: Святой Дух или Соль.

СУРЬМА: Вещество которое в определенных дозах может быть лекарством и ядом.

Это вещество имеет все свойства металла, но в некоторых условиях ведет себя как неметалл. Получают извлечением из природного сульфида Стибнита путем нагревания в присутствии железа. (Различают четыре формы: серый металл, черная сажа, и нестабильное взрывоопасное "желтое серебро".)

АПР: Пудра или ясень.

АКВА ПЕРМАНЕНС: "Нетронутая или Сдержанная Вода." Меркурий философов. Солнце и Луна растворенные и объединенные.

АКВА ВИТЭ: Алкоголь. Женские выделения.

АКВА ФИЛОСОФОРУМ: "Орел философии." Меркурий металлов характеризуется как "металл с природой близкой к первомамтерии."

АРХАЙЭС: Скрытая сущность первоматерии которую из нее извлекают.

АРГЕНТ ВИВЕ: "Тайное пламя" Меркурий философов; так называемое "Живое серебро" - универсальный растворитель металлов.

МЯГЧЕНИЕ: Делать тоньше

АУР: Сияние, свет.

АЗОТ: Универсальный принцип медицины с которым связаны все вещи, содержится во всем целебном. Названия меркурия в каком либо металлическом теле. Дух Жизни. Квинтесенция. Дух Воды.

АУРУМ АЛЬБУМ: Белое золото.

БЕТЮЛИС: Неживой камень содержищий в себе Дух.

БАЛЬЗАМ ВИТЭ (Бальзам): Собирает природное тепло огромную влажность.В мистической алхимии это символ милосердия, любви, перевоплощения.

ВАСИЛИСК: Чудище с телом дракона, головой змеи, клювом петуха. Символ конфликтирующей двойственности природы и Элементов.

БУЛАВА: Андрогин, гермофродит. Двойственность природы.

ЧАША ВЕНЕРЫ: Вагина.

МЫТЬЕ: Очищение путем путерификации.

МЕДВЕДЬ: Чернота первовещества.

ПЧЕЛА: Солнце. Чистота. Перерождение.

ОБЕЗГЛАВЛЕННЫЙ: Познание Духа через страдание и пытки. Разделенность которая присуща физическому телу.

БЕННУ: Египетский Феникс. Символ философского камня.

ЧЕРНЫЙ ДРАКОН: Смерть, разложение, гниение.

КРОВЬ: Дух.

КРОВЬ КРАСНОГО ЛЬВА: Мужские выделения.

КНИГА: Вселенная.

ДУГА: Комбинация мужского и женского.Женский полумесяц, выпускание стрелы как мужской принцип.

ДЫХАНИЕ: Сущность жизни.

КАДУЦЕЙ: Сила трансформации. Единство противоположностей.

КАПУТ МОРТЕ: Продукт смерти вещества. Пустой продукт. Побочный продукт Делания.

КАУДИ ПАВОНИС: Хвост павлина.

КАЭЛЬДРОН (Чаша, Котел, Риторта): Изобилие.Матка. Сила трансформации.

ЦЕПЬ: Связыватель.

ХАОС: Пустота. Четарехкратная сущность первовещества.

ДИТЯ: Потенциал.

CHMO: Ферментыция, брожение

КИНОВАРЬ: Продукт позитивного взаимодействия мужского и женского. Золото Жизни.

ОБЛАКО: Газ или испарение.

КОЛЕУМ: Улучшение существа Жизни. Так же Virtus.

СОЕДИНЕНИЕ СОЛНЦА И ЛУНЫ: Союз противоположностей.

КОРПУС: Алхимическая субстанция

КРЕСТ: Проявления Духа в материи. Знак мужчины

ВЕНЕЦ: Царствование или верховная власть.

КОРОНОВАННОЕ ЧАДО: Камень философов.

ВЕНЦЕНОСНЫЙ ШАР: Камень философов.

РАСПЯТИЕ на кресте: Очищение от всех примесей.

КАПЕЛЯЦИЯ: Металлургический процесс для проверки истинности Золота.

КИПАРИС: Смерть. Мужской орган.

КИНЖАЛ: То, которое прокалывает и, разламывает вещество.

DIENECH: Исправленная, уравновешенная Вода.

СОБАКА: Философский Меркурий.

СОБАКА И ВОЛК: Двойная натура Меркурия.

ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ: Мужской и женский Меркурий.

ГОЛУБЬ: Жизненный Дух.

КРОВЬ ДРАКОНА: Киноварь. Сульфид ртути.

ОРЕЛ (Также сокол или сокол): Сублимация. Меркурий в наиболее возвышенном состоянии. Эмблема знания, вдохновения, и знак завершенной Работы

ЯЙЦО: Запечатанный Герметический Сосуд там, где работа завершена. Обозначение сотворения.

ELECTRUM: Металл, содержащий все металлы, отнесенные к семи Планетам.

ЭЛИКСИР ЖИЗНИ: Получен от Каменя Философа, Эликсир дающий бессмертие и вечную юность.

ИМПЕРАТОР: Король. Активный непостоянный принцип.

ИМПЕРАТРИЦА: Пассивная форма, уравновешенный принцип.

ЕВА: Женский архетип. Анима.

ОТЕЦ: Солярный или мужской принцип.

ГРЯЗЬ: ОТработанное вещество.Конечная смерть. Масса.

РЫБИЙ ГЛАЗ:Камень на ранней стадии эволюции.

МЯСО: Вещество.

ПОЛЕТ: Трансцедентальное действие. Восхождение к высшему уровню.

ЗОЛОТОЙ ЦВЕТОК: Духовное перерождение. Эликсир Жизни.

ФОЭТУС СПАГИРИКУС: Стадия алхимического процесса, когда вещество наследует Дух.

КУЗНИЦА: Мощность превращения святого Огня печи.

ФОНТАН: Источник Вечной Жизни. Материнский источник.

ФРУКТЫ - ПЛОД: Сущность. Бессмертие.

ЛЯГУШКА: Первое Вещество. Происхождение физического вещества.

КЛЕЙКОВИНА: Женские жидкости.

ГЛЮТИНУМ МУНДИ: Клей мира. То, что обьединяет тело и ум.

КОЗА: Мужской принцип.

ЗОЛОТО: Цель Большой Работы. Совершенство и гармония. Полный баланс

ГУСЫНЯ: Природа.

ГРААЛЬ: Каменный Философов. Бессмертие.

ЗЕРНО (Ячмень, ядро, зерно): Зерно жизни. Обновление жизни. Ядро.

БОЛЬШАЯ РАБОТА: Достижение самой высшей возможной степени совершенства. Объединение Меньшей Вселенной с Большей Вселенной (Микрокосм и Вселенная).

ГЕРМАФРОДИТ: Объединение мужского и женского.

ГЕРМЕС: Меркурий.

ИЕРОГАМИЯ: Божественное объединение. Соединение.

МЕД: Введение. Бессмертие.

ИНКРЕАТУМ: Самовоспроизводство.

ИГНИС АКВА: Огненная Вода. Спирт.

ИГНИС ЛЕОНИ: Стихийный Огонь или "Огонь Льва."

ИГНИС ЭЛЕМЕНТАРИ: Алхимическая сера.

ЛАКТУМ ВИРГИНИС: Молоко девы. Синоним воды меркурия

СВЕТИЛЬНИК: Дух Огоня.

КОПЬЕ: Мужская энергия.

ЛЯПИС ЛЮЦИДУМ АНГЭЛЯРИС: "Краеугольный камень Света." Верховная Сущность.

В данной части нашего исследования мы хотели бы освятить одну из важнейших и интереснейших для понимания сути алхимии сторон алхимического знания - символику алхимии. В связи с эзотеричностью алхимического учения, символика в алхимии крайне запутана и неоднозначна и человек, ничего не знающий об алхимии, при чтении алхимических работ, вероятно, натолкнётся на туманные описания весьма странных опытов.

Символическое мировидение в алхимии во многом выступает на первый план. Алхимики полагали, что их сложное учение, может быть преподано лишь с помощью соответствующих символов. Они смотрели на алхимию как на самую высокую науку.

"…герметические философы скрывали свою науку и никому ее не продавали. Когда попадался неофит, достойный посвящения, они указывали ему дорогу, не открывая, однако, всего сразу. Они требовали, чтобы он добивался сам, и только наводили его и поправляли: один указывал состав материи Великого Делания, другой - градусы тепла, порядок окраски, принимаемой составом, устройство химической печи - атанора; но не было ни одного полного описания всего Великого Делания, так как они верили, что могут за это навлечь на себя небесную кару" .

Поэтому для алхимиков было жизненно важно сохранить свои секреты в тайне подобно тому, как это делали средневековые гильдии каменщиков и ремесленников, так как алхимики считали свое знание тайным и богооткровенным и боялись даже помыслить, что их секреты попадут ни в те руки. Вследствие чего, алхимики разработали особую систему, понятных только для них самих и для посвященных в их дела людей, знаков и символов в которой они кодировали все основные аспекты своего знания.

Но прежде чем освятить алхимистическую символику необходимо разобраться с тем, что такое вообще символ - дать определение символа.

"Символ (греч. symbolon - знак, сигнал, признак, примета, залог, пароль, эмблема) - знак, который связан с обозначаемой им предметностью так, что смысл знака и его предмет представлены только самим знаком и раскрываются лишь через его интерпретацию" .

Так же необходимо понимать разницу между знаком и символом, символ изображение, имеющее более широкое значение, чем знак. Если у знака значение определено, то символ имеет множество зачастую противоречивых значений. Хотя алхимики широко использовали как отдельные знаки, так и символы.

Алхимики пользовались развитой знаковой системой, символы имели большое применение, например, существовали алхимические трактаты, в которых практически отсутствовал текст, а весь процесс великого делания изображался в виде символических изображений; так, например, взлетающие птицы означали отделение пара, феникс был символом камня совершенного, способного обращать металлы в золото и серебро. Ворон символизировал черный цвет, который принимает материя на первом этапе чернения.

Например - четыре элемента составляющие основу бытия алхимики изображали в виде следующих знаков:

1) Воздух изображается треугольником, поставленным вершиной кверху и перечеркнутым линией, параллельной основанию;

2) Вода - треугольником вершиной книзу;

3) Огонь - треугольником вершиной кверху;

4) Земля - треугольником, поставленным вершиной книзу и перечеркнутым линией, параллельной основанию (Приложение А; Рис.1).

Так же у алхимиков была и особая знаковая система трех первоначал мира философской серы, ртути и соли: так знак Ртути - изображается кругом, сверху которого помещается луна, а внизу - крест;

Сера у алхимиков изображается треугольником, имеющим внизу три стрелы или крест. А Соль изображалась перечеркнутым посередине кругом

(Приложение А; Рис.2).

Так же на символизм алхимиков заметно повлиял античный пантеон, алхимики широко употребляли для обозначения металлов и сплавов наименования греческих и римских богов. Мифологические имена были в большом ходу. "Марс обозначал железо, Венера - медь, Аполлон - золото,

Диана, Геката или Луна - серебро, Сатурн - свинец; Золотое руно обозначало философский камень, а Бахус - материю земли. Это греко-египетский символизм; в средние века мифологическими именами пользовались для обозначения металлов" .

Так же свои символику у алхимиков имело и первоначало всего сущего, прима материя - символически изображалась в виде "Уробороса" - змея пожирающего свой хвост - символа вечности.

Касаемо Серы и Ртути - их символизировали двумя змеями, составлявшими круг. Один, с крыльями, представлял философскую Ртуть - женское, летучее начало. А другой змей, изображенный внизу без крыльев, изображал Серу, мужское и устойчивое начало. Так же на рисунке наряду с изображениями двух змеев имеются знаки, обозначающие четыре элемента мироздания (Приложение А; Рис.3,4).

Так же интересно еще одно изображение Уробороса - змея пожирающего свой хвост - символа вечности.

Алхимическая символика металлов - все герметические философы единогласно утверждают, что материю надо добывать из металлов, ибо цель Великого Делания есть производство золота, поэтому отношение к металлам у алхимиков было очень серьезное и основательное. В текстах алхимиков течь идет о таких металлах как Золото, Серебро и Ртуть как источники извлечения первоматерии.

Кстати в текстах Алхимиков часто употребляется название меркурий по отношению к ртути, слова ртуть и меркурий для алхимиков были тождественны это во многом связано с соотношением металлов с небесными телами о котором мы скажем далее. И в современном Английском языке ртуть пишется как Mercury.

В идеях алхимиков напрямую прослеживается связь между их мировоззрением и другими учениями герметического толка, например связь с астрологией прослеживается в понимании алхимиками металлов.

Для алхимиков каждый из известных на то время семи металлов ассоциировался с определенным небесным телом, и любой грамотный алхимик считал обязательным провести астрологические вычисления, прежде чем приступать к операциям с тем или иным металлом. Эта связь широко прослеживается в алхимической системе знаков применяемой к металлам, показанной в (Приложение А; Таблица 1).

У алхимиков помимо системы знакового обозначения металлов была и особая символика кислот и растворителей (Приложение А; Таблица 2).

"Кислоты символизировались львами, пожирающими солнце или луну. Каждый рисунок, изображающий солнце или луну, Аполлона или Диану, побежденными и пожранными животными сильными и храбрыми, каковы: лев, орел, тигр и т.д. - символизирует растворение драгоценных металлов" .

Таково, например знаменитое алхимическое изображение "Льва пожирающего солнце" (Приложение А; Рис.5), для непосвящённого человека оно могло показаться, по меньшей мере, нелепым и странным, но для алхимика все в нем имеет свой смысл.

Изображение "Льва пожирающего солнце" это сложный алхимический символ, состоящий из двух основных знаков солнца означающего золото и льва означающего кислоту - царскую водку единственную кислоту настолько сильную чтобы растворить золото - отсюда и аналогия с силой льва. Таким образом, на данном рисунке 16 века мы видим процесс растворения золота в кислоте.