Синдром Аспергера: больные или другие? Синдром Аспергера: признаки и симптомы, методы лечения и инвалидность.

Социальные взаимоотношения: Чтобы обнаружить ключевые проявления симптома Аспергера, понаблюдайте за поведением ребенка.

  • Синдром Аспергера может проявляться в том, что ваш ребенок инициирует общение, но испытывает трудности в поддержке процесса коммуникации. Например, посредине игры с другим малышом ваш сын или дочь может встать и выйти из комнаты.
  • Дети с синдромом Аспергера предпочитают играть в одиночестве, и приближение другого ребенка может расстроить их. Они настроены на контакты только тогда, когда желание пообщаться исходит от них самих (например, привлекает какая-то игрушка или хочется обсудить что-то).
  • Следует насторожиться, если у ребенка плохая культура общения с другими людьми. Например, они могут перебить посредине фразы или избегают смотреть в глаза. Еще одним симптомом Аспергера может стать ограниченное использование мимики, жестов, пантомимики (поза) и других физических проявлений эмоций.
  • Воображение детей с Аспергером развивается в особенном ключе. Например, они могут не любить коллективные игры и даже противятся восприятию их правил. Они могут предпочитать игры с четко установленным алгоритмом действий, например, повторять много раз любимую сказку или телешоу. Они также могут любить миры собственных грез, но почти всегда противятся играть социальные роли. Такой ребенок может предпочитать "собственный фантазийный мир" играм со сверстниками. Даже играя с друзьями, они нередко стараются навязать собственные игры.
  • Ребенок с Аспергером часто затрудняется в распознании и понимании эмоций других людей. Например, дитя с синдромом Аспергера не может понять желание других побыть наедине. Пренебрежение чувствами других может казаться равнодушием, но это не сознательное проявление воли ребенка, а нечто, с чем он пока не может справиться.

Посмотрите, с кем предпочитает играть ребенок. Если он всегда стремится быть со взрослыми, а не со сверстниками, это может свидетельствовать о синдроме Аспергера.

Обратите внимание, если ребенок разговаривает ровным, монотонным голосом. Это один из явных признаков синдрома Аспергера. В некоторых случаях вся речь может казаться странной или на повышенном тоне. Аспергер также может ухудшать акцентирование слов и общую ритмику речи.

  • Будьте бдительны в период освоения речи, когда ребенок начинает соединять слова (в большинстве случаев этот процесс начинается с двухлетнего возраста).

    • Обратите внимание, что в некоторых случаях ребенок с синдромом Аспергера обладает отличными навыками речи и очень общительный. Например, он может легко назвать все предметы в комнате. В этом случае нужно насторожиться, если речь звучит чересчур формально, или если создается впечатление, что ребенок скорее перечисляет факты, а не старается передать мысли и эмоции. Также нужно быть внимательным, если общительный ребенок испытывает затруднения речи в определенных случаях, например, в новой обстановке или вне семьи. Не относите это только к стеснительности, полагаясь на то, что с близкими родственниками ребенок общается нормально.
  • Расстройство аутистического спектра, характеризующееся специфическими трудностями социального взаимодействия. Дети с синдромом Аспергера испытывают проблемы с невербальной коммуникацией, установлением и поддержанием дружеских контактов; склонны к однотипному поведению и действиям; имеют заторможенную моторику, стереотипизированную речь, узконаправленные и, вместе с тем, глубокие интересы. Диагноз синдрома Аспергера устанавливается на основе данных психиатрической, клинической, неврологической экспертизы. Дети с синдромом Аспергера нуждаются в развитии навыков социального взаимодействия, психолого-педагогической поддержке, медицинской коррекции основных симптомов.

    Вероятными факторами риска развития синдрома Аспергера называются генетическая предрасположенность, мужской пол, воздействие токсических веществ на развивающийся плод в первые месяцы беременности, внутриутробные и постнатальные вирусные инфекции (краснуха , токсоплазмоз , цитомегалия , герпес и др.).

    Характеристика синдрома Аспергера

    Социальные трудности у детей с синдромом Аспергера

    Синдром Аспергера является сложным общим (первазивным) нарушением, накладывающим отпечаток на все стороны личности ребенка. Структура расстройства включает трудности социализации, узконаправленные, но интенсивные интересы; особенности речевого профиля и поведения. В отличие от классического аутизма, у детей с синдромом Аспергера имеется средний (иногда выше среднего) интеллект и определенная лексикографическая база.

    Обычно характерные для синдрома Аспергера признаки становятся заметными к 2-3 годам и могут варьировать от умеренных до тяжело выраженных. В младенческом возрасте синдром Аспергера может проявляться повышенным спокойствием ребенка или, напротив, раздражительностью, подвижностью, нарушением сна (затрудненным засыпанием, частыми пробуждениями, чувствительным сном и пр.), избирательностью в питании. Рано проявляются специфические для синдрома Аспергера нарушения общения. Дети, посещающие детский сад, с трудом расстаются с родителями, плохо адаптируются к новым условиям, не играют с другими детьми, не вступают в дружеские отношения, предпочитая держаться обособленно.

    Трудности адаптации делают ребенка уязвимыми перед лицом инфекций, поэтому дети с синдромом Аспергера относятся к категории часто болеющих . В свою очередь, это еще больше ограничивает социальное взаимодействие детей со сверстниками, и к школьному возрасту признаки синдрома Аспергера становятся ярко выраженными.

    Расстройство социального поведения у детей с синдромом Аспергера проявляется в нечувствительности к эмоциям и чувствам других людей, выраженным мимикой, жестами, оттенками речи; неспособности к выражению собственного эмоционального состояния. Поэтому дети с синдромом Аспергера часто кажутся эгоцентричными, черствыми, эмоционально холодными, бестактными, непрогнозируемыми в своем поведении. Многие из них плохо переносят прикосновения других людей, практически не смотрят в глаза собеседнику либо смотрят необычным фиксированным взглядом (как на неодушевленный предмет).

    Наибольшие сложности ребенок с синдромом Аспергера испытывает при общении со своими сверстниками, предпочитая общество взрослых или детей младшего возраста. Во время взаимодействия с другими детьми (совместных игр, решения задач) ребенок с синдромом Аспергера старается навязать окружающим свои правила, не идет на компромисс, не может сотрудничать, не принимает чужие идеи. В свою очередь, детский коллектив также начинает отторгать такого ребенка, что приводит еще большей социальной изоляции детей с синдромом Аспергера. Подростки тяжело переносят свое одиночество, у них может наблюдаться депрессия , склонность к суициду , наркотической и алкогольной зависимости.

    Особенности интеллекта и вербального общения у детей с синдромом Аспергера

    Коэффициент интеллекта у детей с синдромом Аспергера может находиться в пределах возрастной нормы или даже превышать ее. Однако при обучении детей выявляется недостаточный уровень развития абстрактного мышления и способности к осмыслению, отсутствие навыка самостоятельного решения задач. При наличии феноменальной памяти и энциклопедических познаний, дети порой не могут адекватно применить свои знания в нужных ситуациях. Вместе с тем, дети-аспергеры часто добиваются успехов в тех областях, которыми увлеченно интересуются: обычно это история, философия, география, математика, программирование.

    Круг интересов ребенка с синдромом Аспергера ограничен, однако своим увлечениям они отдаются страстно и фанатично. При этом они чрезмерно сосредотачиваются на деталях, концентрируются на мелочах, «зацикливаются» на своем хобби, постоянно пребывают в мире своих мыслей и фантазий.

    У детей с синдромом Аспергера не отмечается темповой задержки развития речи , и к 5-6 годам их речевое развитие значительно опережает сверстников. Речь ребенка с синдромом Аспергера грамматически правильная, но отличается медленным или ускоренным темпом, монотонностью и неестественным тембром голоса. Излишняя академичность и книжный стиль речи, наличие речевых шаблонов способствуют тому, что ребенка часто называют «маленьким профессором».

    Дети с синдромом Аспергера могут очень долго и подробно рассказывать об интересующем их предмете, не отслеживая при этом реакцию собеседника. Зачастую они не способны первыми начать разговор и поддержать беседу, выходящую за область их интересов. То есть, несмотря на потенциально высокие навыки речи, дети не способны использовать язык в качестве средства коммуникации. У детей с синдромом Аспергера часто встречается семантическая дислексия – механическое чтение без понимания прочитанного. При этом дети могут иметь повышенные способности к письменному изложению своих мыслей.

    Особенности сенсорной и моторной сферы детей с синдромом Аспергера

    Детей с синдромом Аспергера характеризует расстройство сенсорной чувствительности, которое проявляется в повышенной восприимчивости к различным визуальным, звуковым, тактильным стимулам (яркому свету, звуку капающей воды, уличному шуму, прикосновениям к телу, к голове и др.). С самого детства аспергеров отличает излишняя педантичность и стереотипность поведения. Дети изо дня в день следуют рутинным ритуалам, а любое изменение условий или порядка действий приводит их в замешательство, вызывает тревогу и беспокойство. Очень часто дети с синдромом Аспергера имеют строго определенные гастрономические пристрастия и категорически отрицают любые новые блюда.

    Ребенок с синдромом Аспергера может иметь необычные навязчивые страхи (боязнь дождя, ветра и др.), которые отличаются от страхов детей их возраста. При этом в опасных ситуациях у них может отсутствовать инстинкт самосохранения и необходимая осторожность.

    Как правило, у ребенка с синдромом Аспергера нарушены моторные навыки и координация движений. Они дольше, чем сверстники, не могут научиться застегивать пуговицы и завязывать шнурки; в школе имеют неровный, неаккуратный почерк, из-за чего получают постоянные замечания. У детей-аспергеров могут наблюдаться стереотипные навязчивые движения, неуклюжесть, «особого» ребенка на различных этапах его жизни. Несмотря на то, что дети с синдромом Аспергера могут посещать общеобразовательную школу, они нуждаются в индивидуализированных условиях обучения (организации стабильной среды, создании мотивации, способствующей академическим успехам, сопровождении тьютора и др.).

    Нарушение развития полностью не преодолевается, поэтому ребенок с синдромом Аспергера вырастает во взрослого с такими же проблемами. Во взрослом возрасте треть больных с синдромом Аспергера способны жить самостоятельно, создавать семью, трудиться на обычной работе. У 5% лиц проблемы социальной адаптации полностью компенсируются и могут быть выявлены только с помощью нейропсихологического тестирования . Особо успешными оказываются люди, нашедшие себя в интересующих областях, где они показывают высокий уровень компетентности.

    Синдром Аспергера представляет собой пожизненное расстройство, которое характеризуется выраженными трудностями в социальном общении, восприятии окружающего мира и стереотипным, повторяющимся комплексом интересов и занятий.

    Синдром Аспергера относится к одним из общих нарушений развития. Благодаря статистическим данным установлено, что синдромом Аспергера гораздо чаще страдают мальчики (около 80% всех зарегистрированных случаев).

    Некоторые ученые утверждают, что данный синдром доказывает наличие существенной разницы в функционировании головного мозга мужчин и женщин, и поэтому мужчины чаще бывают гениальными и талантливыми.

    Установлено, что данное расстройство психики было отмечено у Эйнштейна, Ньютона и современного режиссера Стивена Спилберга.

    Виды

    Термин «синдром Аспергера» был предложен психиатром Лорной Уинг, которая назвала расстройства социального общения и адаптации в честь педиатра и психиатра Ганса Аспергера, занимавшегося детьми с перечисленными дисфункциями психики.

    Сам Аспергер называл этот синдром аутистической психопатией

    .До сих пор не существует единого мнения, как называть данный симптомокомплекс: расстройством или синдромом. Было предложено переименовать синдром Аспергера в болезнь аутистического спектра с подразделением ее на степени тяжести. Синдром Аспергера имеет много общего с аутизмом, но также в корне отличается от него.

    Причины синдрома

    Точные причины возникновения синдрома Аспергера не установлены, но предполагается, что он имеет те же корни происхождения, что и аутизм.

    Основную роль в развитии данного расстройства отводят наследственности (генетическому фактору). Известно множество случаев, когда члены одной семьи имеют в той или иной степени выраженности синдром Аспергера.

    Также считается, что на возникновение синдрома Аспергера влияют биологические и тератогенные (вредные) факторы, которые действовали на организм женщины в самом начале беременности (происходит нарушение формирования нейрофункциональных связей в головном мозге).

    Кроме того, предполагается воздействие факторов окружающей среды после рождения, но эта теория не имеет научного подтверждения.

    Проявления симптома Аспергера

    Синдром Аспергера является «скрытым расстройством», а это свидетельствует о том, что невозможно по внешнему виду заподозрить у кого-либо данное заболевание. Синдром Аспергера характеризуется известной «триадой нарушений»:

    • социальная коммуникация
    • социальное взаимодействие
    • социальное воображение.

    Понятно, что дети с синдромом Аспергера значительно отличаются от других детей. Более того, сам ребенок с данным синдромом рано или поздно замечает, что он не похож на остальных.

    Социальное общение или коммуникация

    В первую очередь это выражается в сложности понимания жестов, интонаций и выражении лица (то есть, трудности в вербальном общении).

    Ребенок с синдромом Аспергера не вкладывает в свою речь различные оттенки тона в разговоре, и не понимает того же у других детей.

    С виду больной ребенок кажется равнодушным и не способным к эмоциям. Это приводит к трудностям в общении и к неспособности завести друзей.

    Такие дети не могут сообразить, как подобрать тему для разговора, а если он и состоялся, не могут понять, что пора его закончить или он неинтересен для собеседника.

    Ребенок с синдромом Аспергера может использовать сложные слова и предложения, не в полной мере понимая их значение, но, тем не менее, ставят своими знаниями собеседника в тупик.

    Также подобным детям характерно буквальное понимание той, или иной фразы, поэтому они не обладают чувством юмора, не понимают завуалированных оборотов речи (метафор, идиом), иронии и сарказма.

    Люди с синдромом Аспергера не понимают неписаные социальные законы (например, нельзя нарушать жизненное пространство, то есть стоять слишком близко от собеседника) или могут завести диалог на неприятную тему для товарища. Окружающих их людей они воспринимают как непредсказуемых и способных ввести в замешательство.

    Социальное взаимодействие или сотрудничество

    Людям с синдромом Аспергера очень трудно создавать и поддерживать дружеские связи. Они не понимают, что дружба требует таких понятий, как умение ждать, сопереживать и сочувствовать, поддерживать друг друга, обсуждать не только темы, которые их интересуют, но и те, что интересны предполагаемому другу.

    Некорректность, а нередко и бестактность в общении с другими отталкивает людей от них. Со временем больные с синдромом Аспергера могут научиться нормам поведения и понятиям дружбы, что скорее основано не на понимании всего перечисленного, а на интуитивном копировании (такие больные обладают очень тонкой душевной организацией) других людей.

    Нередко больные с синдромом Аспергера обижают окружающих своими высказываниями, сами не желая и не понимая этого.

    Социальное воображение

    Люди с синдромом Аспергера нередко имеют богатую фантазию и воображение. Такие больные часто становятся известными учеными, писателями, музыкантами.

    Единственное их отличие от здоровых людей состоит в том, что им трудно представить и предсказать другие варианты финала.

    Им тяжело понимать точки зрения других людей, так как они отличаются от собственных.

    Составляют определенную трудность и способность интерпретировать чувства, интонации и мысли других людей, так как они не воспринимают язык тела (жесты и мимику).

    Люди с синдромом Аспергера не способны играть в творческие или ролевые игры, им трудно притворяться и изображать из себя кого-либо. Отдают предпочтение тем играм и занятиям, где требуется логика и последовательность действий (решение головоломок, математических задач, кроссвордов).

    Другие признаки синдрома Аспергера

    • Любовь к порядку

    Считая мир хаотичным и беспорядочным, люди с синдромом Аспергера стараются наладить в своем маленьком мирке строгий и определенный порядок. Они создают определенные жесткие ритуалы и правила, строго им соответствуя и заставляют подчиняться этому окружающих.

    Например, маршрут в школу или на работу должен быть одним и тем же, безо всяких отклонений и опозданий. Любой сдвиг в созданных ими правилах может привести к выраженной тревоге, и даже депрессии (перестановка в расписании уроков, смена движения автобуса определенного маршрута).

    • Узкие и одержимые интересы

    Индивидуумы с синдромом Аспергера склонны к чрезмерному сосредоточию и одержимости в коллекционировании, хобби и других увлечениях. Причем эти интересы бывают настолько узкими, что непонятны окружающим.

    Например, они могут собирать коллекцию гимнов африканских племен, увлекаться и анализировать расписание поездов и прочее. Чаще всего интересы сводятся к средствам передвижения, компьютерам, математике, астрономии и динозавром. Знания в интересующей их теме настолько глубоки, что они без труда и с блеском работают в конкретной сфере.

    • Сенсорные нарушения (зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания)

    Личности с синдромом Аспергера очень чувствительны и порой не переносят шум, яркий свет, резкие запахи и определенные виды пищи. Например, тиканье часов, которое нормальный человек не воспринимает уже через несколько минут, для них становится пыткой.

    • Физическая неуклюжесть

    Дети с синдромом Аспергера отстают в развитии навыков, которые требуют ловкости, например, плавание, езда на велосипеде и сталкиваются с трудностями развития мелкой моторики (писать, вырезать ножницами и другое).

    У них страдает координация движений, походка может быть шатающейся и неустойчивой. Такие индивидуумы не способны совершать определенную последовательность мелких движений (например, вязание спицами или крючком).

    • Проблемы со сном

    Люди с синдромом Аспергера нередко испытывают трудности со сном (проблемы засыпания, ночные пробуждения и ранний утренний подъем).

    Диагностика

    Диагностируется синдром Аспергера в промежутке от 4 до 11 лет. Чем раньше установлен диагноз, тем менее он травматичен как для семьи, так и для самого ребенка.

    Для постановки диагноза привлекается группа специалистов из различных областей (неврологическая, генетическая экспертизы, интеллектуальные тесты, психомоторные навыки, определение способности к самостоятельной жизни).

    Кроме того, проводится обязательная беседа с родителями и с самим ребенком (в виде игр и общения).

    Лечение синдрома Аспергера

    Коррекцией и наблюдением людей с синдромом Аспергера занимается врач-психиатр. Он определяет тактику ведения и немедикаментозной терапии в каждом отдельном случае синдрома Аспергера. В лечении используются специальные тренинги и тесты по адаптации человека к общественной жизни, которые учат заводить друзей, поддерживать и развивать отношения с окружающими людьми.

    Психотерапия носит педагогически-психологический характер, которая позволяет людям с синдромом Аспергера научиться жить со своим диагнозом, бороться с тревогой и страхом и даже завести семью.

    Лекарственное лечение практически не используются в силу выраженных побочных эффектов, и назначается только в случае сопутствующих заболеваний (депрессия и тревожный невроз).

    Прогноз

    Прогноз при синдроме Аспергера относительно благоприятный, а в некоторых случаях благоприятный.

    Зависит прогноз от своевременной постановки диагноза и проведения психотерапевтических мер. Около 20% людей, став взрослыми, лишаются «статуса» личности с синдромом Аспергера. Более того, науке известны случаи, что часть индивидуумов с синдромом Аспергера стали знаменитыми учеными, блестящими математиками, а некоторые даже получили Нобелевскую премию.

    Существует много различных симптомов синдрома Аспергера , но, основным является четко прослеживаемая трудность в установлении социальных контактах. Дети, страдающие синдромом Аспергера, могут иметь мягкие, умеренные или выраженные симптомы болезни.

    Иногда появляется очень мало симптомов, но у других людей с синдромом Аспергера могут возникнуть многочисленные симптомы. Ввиду многообразия симптомов и различной формой заболевания, у каждого ребенка синдром Аспергера проявляется по-своему.

    Симптомы синдрома Аспергера у детей

    Родители замечают первые симптомы синдрома Аспергера у своих детей, как правило, в период дошкольного возраста, когда дети начинают взаимодействовать с другими детьми. Дети дошкольного возраста с синдромом Аспергера имеют проблемы в общении с другими людьми. Многие дети не понимают языка тела окружающих их людей, не умеют начать разговор или поддержать его.

    Аутизм это заболевание...

    Дети с синдромом Аспергера не переносят изменений в установленном порядке дня. Посторонним людям может показаться, что им не хватает сочувствия. Кроме того, дети, страдающие этим синдромом, как правило, не в состоянии различать тончайшие изменения в тембре голоса, не понимают шуток и принимают язвительные комментарии слишком серьезно.

    Для детей с синдромом Аспергера типичным является формальный стиль речи, избегание зрительного контакта или взгляда на других. Их интересует только одна или несколько тем, которые они глубоко изучают. Большой популярностью среди детей с синдромом Аспергера пользуется рисование подробных изображений, изучение астрономии или животных, названий звезд или динозавров. Дети с удовольствием говорят о своих интересах, причем, как правило, это скорее монолог, чем диалог. Часто эти дети говорят вслух свои мысли.

    Некоторые дети с синдромом Аспергера медленнее учатся пользоваться ножом или ложкой, езде верхом, на велосипеде или ловле мяча. Они могут иметь довольно необычную походку и, как правило, не слишком эстетичный почерк. Еще один симптом синдрома Аспергера – повышенная чувствительность к стимулам, например, шуму, сильному свету, вкусовым и осязательным ощущениям.

    Стоит понимать, что наличие одного или двух выше перечисленных симптомов не означает обязательного наличиня синдрома Аспергера. Такой диагноз ставится в том случае, когда, кроме этих симптомов, у ребенка есть явные проблемы с социализацией. Более того, несмотря на то, что синдром Аспергера немного напоминает аутизм , есть много существенных различий между ними.

    Дети, страдающие синдромом Аспергера, обычно не в состоянии нормально общаться и развиваться социально, но, как правило, показывают большую готовность к налаживанию контактов с окружающей средой.

    Синдром Аспергера у подростков

    Большинство симптомов синдрома Аспергера сохраняется и в подростковом возрасте. Несмотря на то, что подростки, страдающие от этого синдрома, могут начать учиться недостающим социальным навыкам, поддержание контактов для них все еще может быть проблемой.

    Многие подростки с трудом понимают поведения других людей. Подростки с синдромом Аспергера, как правило, способны налаживать дружбу, но могут чувствовать неуверенность и отсутствие уверенности в себе при общении со сверстниками.

    Подростки с синдромом Аспергера могут быть недостаточно зрелы для своего возраста, наивны и слишком доверчивы, что может вызывать нелицеприятные комментарии со стороны сверстников и даже издевательства. В результате подростки могут еще больше изолироваться. Иногда они переживают депрессии и тревожные расстройства.

    Следует, однако, помнить, что некоторые подростки с синдромом Аспергера в состоянии установить дружеские отношения и поддерживать их в течение периода обучения в школе. Часть детей с синдромом Аспергера проявляет нетрадиционное мышление, креативность и способность к изучению оригинальных тем, стремление к соблюдению принципов и искренность, что может пригодиться не только в школе, но и в дальнейшей жизни.

    Симптомы синдрома Аспергера у взрослых

    Синдром Аспергера не проходит с возрастом , но его симптомы, как правило, стабилизируются. Взрослые, обычно, в состоянии лучше понять свои слабости и сильные стороны, они также способны научиться существовать в обществе.

    Многие люди с синдромом Аспергера вступают в брак и имеют детей. Некоторые характерные черты людей с синдромом Аспергера, например, внимание к деталям и конкретные интересы, повышают шансы на успешную карьеру и профессиональный успех.

    Среди известных всему миру людей, которые имели симптомы синдрома Аспергера можно выделить: Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Вольфганга Амадея Моцарта, Марию Кюри-Склодовская и д.р.

    Многие взрослые с синдромом Аспергера увлекаются технологиями, поэтому популярным направлением среди них является инженерия. Возможности приобретения профессионального образования не ограничиваются, однако, наукой.

    Синдром Аспергера – это комплекс поведенческих нарушений, проявляющихся сложной социальной адаптацией, нехваткой общения и полной неприспособленностью к нестандартным ситуациям. Синдром Аспергера считается обособленной формой аутизма, но при данном расстройстве у ребенка сохраняется интеллект на фоне незначительного снижения умственных способностей и концентрации внимания.

    Первые признаки заболевания обычно появляются у ребенка после 4-5 лет, но некоторые родители не обращают на них внимания, считая клинические проявления синдрома особенностями характера. Если не выявить патологию в раннем возрасте и не провести психологическую коррекцию, ребенок окажется неприспособленным к жизни и будет сильно зависим от родителей и других близких людей.

    Дети с данным заболеванием отличаются повышенной возбудимостью, они совершенно не могут контролировать эмоции. Общение со сверстниками обычно не складывается: в детском саду такой ребенок, как правило, играет один, а при попытках детей найти контакт с ним, реагирует агрессией и раздражительностью. Со стороны такие дети кажутся жестокими: они не умеют сочувствовать окружающим, у них нет жалости к животным или к тем, кто нуждается в помощи. Именно поведение ребенка по отношению к животным является первым признаком возможных расстройств, при этом ребенок не причиняет вреда животному, но он не пожалеет бездомного котенка или сбитую машиной собаку.

    Умственные способности при синдроме Аспергера сохранены. Большинство детей с данной формой расстройств обладают хорошим интеллектом. Они могут отлично разбираться в какой-то конкретной области, при этом совершенно теряются в других сферах. В школе такие дети обычно учатся довольно плохо, но есть 2-3 предмета, по которым они обладают отличными знаниями.

    Важно! Синдром Аспергера – это патология поведенческого характера, при которой не страдают умственные и интеллектуальные способности. Несмотря на это, ребенок нуждается в серьезной коррекции. Если этого не сделать вовремя, болезнь будет прогрессировать, что отрицательно скажется на качестве жизни ребенка в старшем возрасте.

    В каком возрасте проявляется болезнь?

    Точно диагностировать синдром Аспергера можно после 5 лет, но первые симптомы поведенческих расстройств появляются раньше. Уже в 2-3 года можно заметить, что на детской площадке ребенок держится обособленно от остальных детей, не принимает участия в совместных играх. Дома его сложно чем-то заинтересовать, игры, в которых нужно проявлять фантазию, такому ребенку, как правило, неинтересны.

    Обратите внимание! Если в 3 года у ребенка появляются признаки и симптомы болезни Аспергера, необходимо обратиться к детскому психологу. Не стоит дожидаться пятилетнего возраста и ждать, что все пройдет самостоятельно. Оптимальным возрастом для лечения болезни является период с 3 до 5 лет. Именно в этот промежуток дети легче всего поддаются коррекционным методикам.

    Симптомы и признаки

    Симптомов болезни может быть очень много. Если внимательно понаблюдать за ребенком, можно заметить многие из них даже в раннем возрасте. Основная опасность заболевания в том, что многие явные симптомы не воспринимаются родителями как признаки болезни. Каждый упущенный год жизни закрепляет устоявшиеся поведенческие особенности, исправить которые становится все труднее. Поэтому важно знать, как именно проявляется синдром Аспергера у детей, и вовремя обращаться за помощью к специалистам.

    Эмоциональный признак

    Дети с синдромом Аспергера слабо проявляют свои эмоции, особенно если они имеют положительную окраску. Они мало улыбаются и смеются, не радуются новым игрушкам и гостям, равнодушно относятся к детским праздникам. На этом фоне очень отчетливо проявляются негативные эмоции, например:

    • раздражительность;
    • гнев;
    • агрессия;
    • тревожность.

    Приступы агрессии могут сменяться резким спокойствием. Такой ребенок может в сознательном возрасте (3-5 лет) бить маму по лицу, при этом у него отсутствует осознание того, что так делать нельзя. Ребенок с данным заболеванием плохо понимает, какие именно действия приносят боль другим, и не могут контролировать свои действия.

    Ограниченность интересов

    Очень тревожным является состояние, при котором ребенок интересуется чем-то одним. В возрасте 2-3 лет дети очень любознательны и с большим интересом включаются в новые игры. Дети с болезнью Аспергера увлекаются определенным видом деятельности, при этом их увлечение может доходить до фанатизма. Если такой ребенок не может собрать конструктор, он будет одержим этой целью, и не прекратит попытки, пока не достигнет желаемого.

    В школе такой ребенок выбирает один предмет, которой ему нравится. Все остальные для него не представляют интереса, поэтому он не может запомнить даже элементарную информацию. Насторожить родителей должны и другие признаки:

    • длительное повторение определенных действий;
    • однотипность мышления;
    • частое повторение конкретных фраз, отдельных слов (например, цитат из мультфильмов);
    • стремление завершить начатое дело, несмотря на физическую усталость;
    • отсутствие интереса к играм, в которых нужно проявлять фантазию.

    Важно! Игра – основной инструмент познания окружающего мира и адаптации к социальной жизни для ребенка любого возраста. По особенностям, которые проявляются в играх, можно заметить имеющиеся проблемы, поэтому родителям полезно иногда внимательно наблюдать, как себя ведет ребенок во время игры, и как он подходит к решению нестандартных ситуаций.

    Физические особенности

    Определенные признаки Аспергера можно заметить и в физических особенностях ребенка. У детей с данным синдромом часто наблюдается тремор конечностей. Возникает он неожиданно и длится не более 5-10 секунд, при этом ребенок может быть полностью здоров, и другие симптомы неврологических расстройств, как правило, отсутствуют. Движения у такого ребенка часто неуклюжие, может наблюдаться неправильная постановка стоп во время ходьбы. Особенности, на которые родителям стоит обратить внимание:

    • ребенок часто разливает жидкости и опрокидывает тарелки с едой;
    • ребенок часто падает, даже если на его пути нет никаких препятствий;
    • у ребенка нарушена моторика рук, то есть он не может собирать конструкторы с мелкими деталями, плести изделия из бисера и т.д.;
    • ребенок неправильно держит карандаш, кисть, ложку.

    Обратите внимание! Перечисленные особенности могут быть как симптомом Аспергера, так и результатом неправильного воспитания. Для исключения возможных патологий лучше всего показать ребенка психологу.

    Сложности в общении

    Самый главный признак синдрома Аспергера – отсутствие друзей и близких людей, с которыми ребенок хорошо общается. Дети с данным заболеванием тяжело сходятся с людьми любого возраста. Они могут отталкивать воспитателя в детском саду, ударить ребенка, который подошел на детской площадке. На улице и в других местах, где большое скопление народа, такие дети держатся обособленно, не принимаю участия в совместных играх и развлечениях.

    Если к ребенку обращается взрослый человек, он может просто проигнорировать обращение. Ребенок с синдромом Аспергера не испытывает стеснительности или смущения – он просто не проявляет интереса к окружающим его людям, предпочитая играть в одиночестве.

    Важно ! Если ребенок начинает получать удовольствие от одиночества, становится замкнутым и не нуждается в обществе даже близких людей (братьев и сестер, родителей), необходимо срочно принимать меры. Если не провести коррекцию на данном этапе, это может значительно ухудшить качество взрослой жизни и привести к развитию психических расстройств. Дети с синдромом Аспергера, которые не получили лечение в детском возрасте, становясь подростками, могут проявлять суицидальные наклонности.

    Другие признаки и частота их диагностирования

    К другим симптомам болезни в детском возрасте можно отнести следующие виды поведенческих нарушений и физических особенностей:

    • непонимание смысла прочитанного текста;
    • хорошо развитая память, при этом часто ребенок не понимает смысла того, что он запомнил;
    • дословное понимание любой фразы;
    • слабая зрительная память.

    Частота проявления симптомов в зависимости от возраста ребенка

    Симптом Дети от 1 до 3 лет Дети от 3 до 7 лет Дети старше 7 лет
    Трудности в общении 65 % 82 % 61 %
    Отсутствие друзей 68 % 80 % 89 %
    Плохая зрительная память, непонимание смысла полученной информации 74 % 83 %
    Физические особенности 72 % 75 % 71 %
    Чрезмерное усердие на фоне ограниченного круга интересов В этом возрасте не оценивается 44 % 58 %

    Важно! В основную группу риска входят дети в возрасте от 3 до 7 лет. Именно в этот период болезнь прогрессирует и принимает стабильное течение. Особенно внимательно нужно относиться к детям, у родственников которых есть различные формы аутизма и других интеллектуальных и поведенческих расстройств.

    Что делать родителям?

    К сожалению, на сегодняшний день не существует специальных методов диагностирования и лечения патологии. Диагноз ставится врачом психиатром на основании наблюдения за поведением ребенка и его действиями во ситуаций с различной эмоциональной окраской.

    Терапия может включать применение медикаментов, направленных на снижение тревожности и агрессии, но основное лечение должны проводить родители. Заключается оно в психологической коррекции. Очень важно соблюдать следующие рекомендации специалистом, чтобы не допустить развития заболевания и помочь ребенку адаптироваться в социуме.

    1. Если ребенок склонен к одержимости в определенном виде деятельности, важно ограничить время, в течение которого он может заниматься любимым делом. Психиатры рекомендуют не отводить на такие занятия больше 1-2 часов в день.
    2. Разговаривать с ребенком нужно на «его языке». Родителям и близким не стоит употреблять сложные речевые обороты или слова, значение которых ребенок не понимает. При использовании подобных выражений и фраз нужно обязательно подробно объяснить, что они означают.
    3. Ни в коем случае нельзя угрожать ребенку, так как дети с синдромом Аспергера все слова воспринимают буквально. Если мама говорит, что отдаст его дяде полицейскому, он начинает в это верить, и это еще больше укрепляет его страхи и тревожность.
    4. С раннего возраста ребенка нужно учить правилам поведения и нормам общения в коллективах. Это поможет ему легче адаптироваться к условиям окружающей среды и подстроиться под ее требования.

    И главное, что нужно всегда помнить родителям: дети синдромом Аспергера – особенные, но это не значит, что ребенок обречен на несчастливую жизнь. При доброжелательном отношении, своевременном выявлении имеющихся проблем и достаточном внимании со стороны родителей такие дети успешно адаптируются в социуме и даже достигают успехов в определенных сферах деятельности. Правильная и своевременная коррекция помогает избежать прогрессирования патологии и увеличивает шансы ребенка на обычную жизнь, ничем не отличающуюся от его сверстников.

    Видео — Аутизм у детей

    Видео — Что такое синдром Аспергера