Сказание о борисе и глебе анализ. Святые страстотерпцы борис и глеб

"Сказание о Борисе и Глебе" - один из них. Жаль, что многие произведения того времени затерялись в веках. Вероятно, мы не знаем о целом ряде шедевров древнерусского слова. Тем более ценным для нас является сохранившееся "Сказание о Борисе и Глебе". Краткое содержание и анализ его даст вам некоторое представление об этом произведении.

Оно было создано в середине 11 века и посвящено истории убийства Бориса и Глеба, которые позднее были канонизированы. На основании изысканий и митрополита Макария считается, что Иаков Черноризец создал "Сказание о Борисе и Глебе". Краткое содержание произведения, представленное ниже, даст вам представление о его сюжете. А анализ, который вы найдете во второй части статьи, поможет разобраться в его смысле.

Сыновья Владимира

Рассказом о сыновьях Владимира начинается "Сказание о Борисе и Глебе". Краткое содержание этой части произведения следующее. Двенадцать сыновей было у русского князя Владимира Святославича. Они были рождены от разных жен. Святополк - третий по старшинству. Мать его, монахиня, была расстрижена. Ее взял себе в жены брат Владимира, Ярополк. Однако Владимир убил его и овладел его супругой, когда та была беременна. Князь усыновил родившегося Святополка, однако не любил его. От жены-болгарки у Владимира родились посадил своих детей на княжение по разным землям: Бориса - в Ростове, Святополка - в Пинске, Глеба - в Муроме.

Смерть Владимира. Святополк захватывает престол

Когда уже подходили к концу дни Владимира, на Русь напали печенеги. Против них князь послал Бориса. Он отправился в поход, однако не встретил врага. Когда Борис уже возвращался назад, вестник сказал ему, что отец его умер. Он также сообщил, что Святополк хотел скрыть его смерть. Борис, слушая этот рассказ, заплакал. Он осознал, что цель Святополка - захватить власть в свои руки и убить его. Однако Борис решил не сопротивляться. Святополк действительно коварно завладел престолом. Борис, несмотря на уговоры своей дружины, не попытался прогнать его с княжения.

Убийство Бориса

Святополк тем временем подкупил киевлян. Он написал ласковое письмо Борису. Однако слова его были лживы. В действительности он жаждал смерти всех наследников Владимира. Святополк начал с того, что отдал приказ убить Бориса своей дружине. Она состояла из вышгородских мужей, а возглавлял ее Путыня.

Борис раскинул свой стан на р. Альте. Он молился вечером в своем шатре, думая о том, что скоро умрет. Проснувшись, Борис велел служить заутреню священнику. Подосланные Святополком убийцы подошли к его шатру и услышали слова молитв. Заслышав шепот, Борис понял, что пришли убийцы. Видя его печаль, священник и слуга горевали о нем.

Но вот Борис увидел убийц, которые шли с оружием в руках. Они пронзили князя копьями. Слуга Бориса попытался остановить их. Он прикрыл господина своим телом. Этого слугу звали Георгий, он был венгром. Убийцы пронзили копьем и его. Георгий, раненый ими, выскочил из шатра. Князь был еще жив, и злодеи хотели нанести ему новые удары. Однако Борис начал просить о том, чтобы ему разрешили помолиться Богу. Прочитав молитвы, он обратился к убийцам, попросив у них прощения, а затем сказал, чтобы они заканчивали свое дело. Так умер Борис. Произошло это 24 июля. Многие его слуги тоже были убиты, в том числе и Георгий. Для того чтобы снять гривну с шеи, ему отрубили голову.

Князя обернули в шатер, а затем повезли на телеге. Борис приподнял голову, когда ехали через лес. Два варяга снова пронзили его мечом в сердце. Тело князя положили в Вышгороде. Он был погребен у церкви Св. Василия.

Предупреждение Ярослава

Однако на этом не закончились драматические события произведения "Сказание о Борисе и Глебе". Автор пишет далее, что через некоторое время Святополк решил осуществить новое злодеяние. Князь послал письмо Глебу, в котором сообщал, что Владимир, его отец, тяжело болен и просит его приехать. Глеб поверил и отправился в Киев. У Волги он повредил ногу и остановился неподалеку от Смоленска, на р. Смядыни. Тем временем весть о смерти Владимира дошла до Ярослава, одного из 12-ти сыновей князя Владимира Святославича. Ярослав в то время княжил в Новгороде. Он послал предупреждение Глебу о том, чтобы тот не ехал в Киев, поскольку отец его умер, а Борис убит. Когда князь плакал о них, внезапно перед ним появились слуги Святополка, которых послали, чтобы убить его.

Убийство Глеба

Глеб плыл в это время по р. Смядыни на своей ладье. Убийцы были в другой ладье. Они принялись грести в его сторону. Глеб думал, что их намерение - поприветствовать его. Однако злодеи начали перескакивать в лодку князя с обнаженными мечами. Глеб принялся умолять их о том, чтобы они сохранили ему жизнь. Однако слуги Святополка оказались неумолимы. Глеб принялся молиться Богу о братьях, отце и даже о Святополке, своем убийце. После этого Торчин, его повар, зарезал своего господина. Глеб взошел на небеса, где повстречался с любимым братом. Это произошло 5 сентября.

Убийцы возвратились к Святополку. Они рассказали ему о том, что выполнили повеление. Обрадовался злой князь...

Чудеса на месте, где находилось тело Глеба

Тело Глеба было брошено меж двух колод в пустынном месте. Пастухи, охотники и купцы, проходившие мимо, видели там горящие свечи, огненный столп, слышали ангельское пение. Однако никто не догадался, что в этом месте находится тело святого.

Сеча на Альте, бегство Святополка

Тем временем Ярослав со своим войском двинулся на Святополка для того, чтобы отомстить ему за братьев. Победы сопутствовали Ярославу. Придя на р. Альту, он стал на месте, где Борис был убит, и помолился Богу о победе над злодеем.

Сеча на Альте длилась весь день. Ярослав к вечеру одолел врага, и Святополк (портрет его представлен выше) бежал. Безумие обуяло его. Он так ослабел, что его пришлось нести на носилках. Даже после того, как погоня прекратилась, князь приказывал бежать. Его пронесли на носилках через всю Польскую землю. Святополк скончался в пустынном месте между Польшей и Чехией. Могила его сохранилась. Ужасный смрад исходит от нее.

Княжение Ярослава

А на земле русской с тех пор прекратились усобицы. Ярослав стал великим князем. Он отыскал тело Глеба и похоронил его рядом с братом, в Вышгороде. Останки его оказались нетленными.

Чудеса на могиле Бориса и Глеба

Многие чудеса начали исходить от мощей св. Бориса и Глеба: хромые ходили, слепые прозревали, горбатые выпрямлялись. А там, где были убиты братья, во имя их были созданы церкви.

На этом заканчивается "Сказание о Борисе и Глебе". Краткое содержание произведения дополним его анализом. Из него вы узнаете об отношении автора к главным героям, об их образах и о значении произведения.

Анализ произведения

Прекрасным образцом житийного жанра является "Сказание о Борисе и Глебе". следует начать с того, что оно, безусловно, ценно для русской литературы, истории и культуры в целом. Это настоящая находка для людей, которые интересуются житийной литературой. Оригинально, образно, ярко написано это произведение. Всю свою душу вложил в свое творение автор, создавший "Сказание о Борисе и Глебе". Анализ его обязательно должен включать рассказ об образах Бориса и Глеба, которые являются центральными в произведении.

Отношение автора к Борису и Глебу

Перед этими братьями создатель произведения преклоняется. Он старается поведать читателю как можно больше об их идеальном поведении и духовной красоте. Читая произведение, проникаешься восхищением братьями, которым посвящено "Сказание о Борисе и Глебе". Тема произведения, конечно, шире, чем описание их деяний и героической смерти, однако они занимают центральное место в нем. Сегодня редко встретишь доброго, хорошего человека без задней мысли. Борис и Глеб - как раз такие люди. Это образцы чистоты и непорочности. Вы убедитесь в этом, если прочитаете "Сказание о Борисе и Глебе". Отзывы о произведении говорят о глубоком впечатлении, которое производят на читателей его главные герои.

Личные качества братьев

Удивительный след в душе оставляет кротость братьев, их ангельских характер. Покоряет также их готовность принять смерть во имя Господа. Братья решили нести свой крест до конца. Они добровольно приняли мученическую смерть, отказавшись пойти войной против своего старшего брата. Борис и Глеб просто не могли отнять власть силой.

Сказка и реальность

Красивую, трогательную, печальную историю рассказал нам автор. Он поведал нам о добре и зле, о силе и слабости, о молодости и любви (к отечеству, братской, сыновней). Известно, что Борис и Глеб - это не выдуманные персонажи, а реальные люди. В истории Руси имело место их убийство. Однако сказание об этих людях кажется красивой и доброй сказкой, которую по вечерам рассказывает бабушка. С замиранием сердца мы следим за происходящим. Нам жалко юношей. Однако зло, как водится, должно быть наказано. За братьев Святополку отомстил Ярослав. Борис и Глеб похоронены в одной могиле, которая является одним из символов Руси. Из поколения в поколение передавалось сказание о Борисе и Глебе. Анализ произведения, посвященного этим братьям, представляет большой интерес и сегодня. Ведь это творение большой художественной силы. Характеризуя "Сказание о Борисе и Глебе" кратко, можно сказать, что в нем утверждаются идеи христианства и патриотизма.

Не многими оригинальными памятниками отмечена древнерусская литература. "Сказание о Борисе и Глебе" - один из них. Жаль, что многие произведения того времени затерялись в веках. Вероятно, мы не знаем о целом ряде шедевров древнерусского слова. Тем более ценным для нас является сохранившееся "Сказание о Борисе и Глебе". Краткое содержание и анализ его даст вам некоторое представление об этом произведении.

Оно было создано в середине 11 века и посвящено истории убийства Бориса и Глеба, которые позднее были канонизированы. На основании изысканий М. П. Погодина и митрополита Макария считается, что Иаков Черноризец создал "Сказание о Борисе и Глебе". Краткое содержание произведения, представленное ниже, даст вам представление о его сюжете. А анализ, который вы найдете во второй части статьи, поможет разобраться в его смысле.

Сыновья Владимира

Рассказом о сыновьях Владимира начинается "Сказание о Борисе и Глебе". Краткое содержание этой части произведения следующее. Двенадцать сыновей было у русского князя Владимира Святославича. Они были рождены от разных жен. Святополк - третий по старшинству. Мать его, монахиня, была расстрижена. Ее взял себе в жены брат Владимира, Ярополк. Однако Владимир убил его и овладел его супругой, когда та была беременна. Князь усыновил родившегося Святополка, однако не любил его. От жены-болгарки у Владимира родились Борис и Глеб. Князь посадил своих детей на княжение по разным землям: Бориса - в Ростове, Святополка - в Пинске, Глеба - в Муроме.

Смерть Владимира. Святополк захватывает престол

Когда уже подходили к концу дни Владимира, на Русь напали печенеги. Против них князь послал Бориса. Он отправился в поход, однако не встретил врага. Когда Борис уже возвращался назад, вестник сказал ему, что отец его умер. Он также сообщил, что Святополк хотел скрыть его смерть. Борис, слушая этот рассказ, заплакал. Он осознал, что цель Святополка - захватить власть в свои руки и убить его. Однако Борис решил не сопротивляться. Святополк действительно коварно завладел престолом. Борис, несмотря на уговоры своей дружины, не попытался прогнать его с княжения.

Убийство Бориса

Святополк тем временем подкупил киевлян. Он написал ласковое письмо Борису. Однако слова его были лживы. В действительности он жаждал смерти всех наследников Владимира. Святополк начал с того, что отдал приказ убить Бориса своей дружине. Она состояла из вышгородских мужей, а возглавлял ее Путыня.

Борис раскинул свой стан на р. Альте. Он молился вечером в своем шатре, думая о том, что скоро умрет. Проснувшись, Борис велел служить заутреню священнику. Подосланные Святополком убийцы подошли к его шатру и услышали слова молитв. Заслышав шепот, Борис понял, что пришли убийцы. Видя его печаль, священник и слуга горевали о нем.

Но вот Борис увидел убийц, которые шли с оружием в руках. Они пронзили князя копьями. Слуга Бориса попытался остановить их. Он прикрыл господина своим телом. Этого слугу звали Георгий, он был венгром. Убийцы пронзили копьем и его. Георгий, раненый ими, выскочил из шатра. Князь был еще жив, и злодеи хотели нанести ему новые удары. Однако Борис начал просить о том, чтобы ему разрешили помолиться Богу. Прочитав молитвы, он обратился к убийцам, попросив у них прощения, а затем сказал, чтобы они заканчивали свое дело. Так умер Борис. Произошло это 24 июля. Многие его слуги тоже были убиты, в том числе и Георгий. Для того чтобы снять гривну с шеи, ему отрубили голову.

Князя обернули в шатер, а затем повезли на телеге. Борис приподнял голову, когда ехали через лес. Два варяга снова пронзили его мечом в сердце. Тело князя положили в Вышгороде. Он был погребен у церкви Св. Василия.

Предупреждение Ярослава

Однако на этом не закончились драматические события произведения "Сказание о Борисе и Глебе". Автор пишет далее, что через некоторое время Святополк решил осуществить новое злодеяние. Князь послал письмо Глебу, в котором сообщал, что Владимир, его отец, тяжело болен и просит его приехать. Глеб поверил и отправился в Киев. У Волги он повредил ногу и остановился неподалеку от Смоленска, на р. Смядыни. Тем временем весть о смерти Владимира дошла до Ярослава, одного из 12-ти сыновей князя Владимира Святославича. Ярослав в то время княжил в Новгороде. Он послал предупреждение Глебу о том, чтобы тот не ехал в Киев, поскольку отец его умер, а Борис убит. Когда князь плакал о них, внезапно перед ним появились слуги Святополка, которых послали, чтобы убить его.

Убийство Глеба

Глеб плыл в это время по р. Смядыни на своей ладье. Убийцы были в другой ладье. Они принялись грести в его сторону. Глеб думал, что их намерение - поприветствовать его. Однако злодеи начали перескакивать в лодку князя с обнаженными мечами. Глеб принялся умолять их о том, чтобы они сохранили ему жизнь. Однако слуги Святополка оказались неумолимы. Глеб принялся молиться Богу о братьях, отце и даже о Святополке, своем убийце. После этого Торчин, его повар, зарезал своего господина. Глеб взошел на небеса, где повстречался с любимым братом. Это произошло 5 сентября.

Убийцы возвратились к Святополку. Они рассказали ему о том, что выполнили повеление. Обрадовался злой князь...

Чудеса на месте, где находилось тело Глеба

Тело Глеба было брошено меж двух колод в пустынном месте. Пастухи, охотники и купцы, проходившие мимо, видели там горящие свечи, огненный столп, слышали ангельское пение. Однако никто не догадался, что в этом месте находится тело святого.

Сеча на Альте, бегство Святополка

Тем временем Ярослав со своим войском двинулся на Святополка для того, чтобы отомстить ему за братьев. Победы сопутствовали Ярославу. Придя на р. Альту, он стал на месте, где Борис был убит, и помолился Богу о победе над злодеем.

Сеча на Альте длилась весь день. Ярослав к вечеру одолел врага, и Святополк (портрет его представлен выше) бежал. Безумие обуяло его. Он так ослабел, что его пришлось нести на носилках. Даже после того, как погоня прекратилась, князь приказывал бежать. Его пронесли на носилках через всю Польскую землю. Святополк скончался в пустынном месте между Польшей и Чехией. Могила его сохранилась. Ужасный смрад исходит от нее.

Княжение Ярослава

А на земле русской с тех пор прекратились усобицы. Ярослав стал великим князем. Он отыскал тело Глеба и похоронил его рядом с братом, в Вышгороде. Останки его оказались нетленными.

Чудеса на могиле Бориса и Глеба

Многие чудеса начали исходить от мощей св. Бориса и Глеба: хромые ходили, слепые прозревали, горбатые выпрямлялись. А там, где были убиты братья, во имя их были созданы церкви.

На этом заканчивается "Сказание о Борисе и Глебе". Краткое содержание произведения дополним его анализом. Из него вы узнаете об отношении автора к главным героям, об их образах и о значении произведения.

Анализ произведения

Прекрасным образцом житийного жанра является "Сказание о Борисе и Глебе". следует начать с того, что оно, безусловно, ценно для русской литературы, истории и культуры в целом. Это настоящая находка для людей, которые интересуются житийной литературой. Оригинально, образно, ярко написано это произведение. Всю свою душу вложил в свое творение автор, создавший "Сказание о Борисе и Глебе". Анализ его обязательно должен включать рассказ об образах Бориса и Глеба, которые являются центральными в произведении.

Отношение автора к Борису и Глебу

Перед этими братьями создатель произведения преклоняется. Он старается поведать читателю как можно больше об их идеальном поведении и духовной красоте. Читая произведение, проникаешься восхищением братьями, которым посвящено "Сказание о Борисе и Глебе". Тема произведения, конечно, шире, чем описание их деяний и героической смерти, однако они занимают центральное место в нем. Сегодня редко встретишь доброго, хорошего человека без задней мысли. Борис и Глеб - как раз такие люди. Это образцы чистоты и непорочности. Вы убедитесь в этом, если прочитаете "Сказание о Борисе и Глебе". Отзывы о произведении говорят о глубоком впечатлении, которое производят на читателей его главные герои.

Личные качества братьев

Удивительный след в душе оставляет кротость братьев, их ангельских характер. Покоряет также их готовность принять смерть во имя Господа. Братья решили нести свой крест до конца. Они добровольно приняли мученическую смерть, отказавшись пойти войной против своего старшего брата. Борис и Глеб просто не могли отнять власть силой.

Сказка и реальность

Красивую, трогательную, печальную историю рассказал нам автор. Он поведал нам о добре и зле, о силе и слабости, о молодости и любви (к отечеству, братской, сыновней). Известно, что Борис и Глеб - это не выдуманные персонажи, а реальные люди. В истории Руси имело место их убийство. Однако сказание об этих людях кажется красивой и доброй сказкой, которую по вечерам рассказывает бабушка. С замиранием сердца мы следим за происходящим. Нам жалко юношей. Однако зло, как водится, должно быть наказано. За братьев Святополку отомстил Ярослав. Борис и Глеб похоронены в одной могиле, которая является одним из символов Руси. Из поколения в поколение передавалось сказание о Борисе и Глебе. Анализ произведения, посвященного этим братьям, представляет большой интерес и сегодня. Ведь это творение большой художественной силы. Характеризуя "Сказание о Борисе и Глебе" кратко, можно сказать, что в нем утверждаются идеи христианства и патриотизма.


Внимание, только СЕГОДНЯ!
  • Василий Шукшин "Срезал". Краткое содержание рассказа

У князя Владимира Святославича было двенадцать сыновей от разных жён. Третьим по старшинству был Святополк. Мать Святополка, монахиня, была расстрижена и взята в жены Ярополком, братом Владимира. Владимир убил Ярополка и овладел его женою, когда она была беременна. Он усыновил Святополка, но не любил его. А Борис и Глеб были сыновьями Владимира и его жены-болгарки. Своих детей Владимир посадил по разным землям на княжение: Святополка - в Пинске, Бориса - в Ростове, Глеба - в Муроме.

Когда дни Владимира приблизились к концу, на Русь двинулись печенеги. Князь послал против них Бориса Тот выступил в поход, но врага не встретил. Когда Борис возвращался обратно, вестник рассказал ему о смерти отца и о том, что Святополк попытался скрыть его смерть. Слушая эту повесть, Борис заплакал. Он понял, что Святополк хочет захватить власть и убить его, но решил не сопротивляться. Действительно, Святополк коварно завладел киевским престолом. Но, несмотря на уговоры дружины, Борис не захотел прогнать брата с княжения.

Тем временем Святополк подкупил киевлян и написал Борису ласковое письмо. Но его слова были лживыми. На самом деле он хотел убить всех наследников своего отца. И начал он с того, что приказал дружине, состоявшей из вышгородских мужей во главе с Путыней, убить Бориса.

Борис же раскинул стан на реке Альте. Вечером он молился у себя в шатре, думая о близкой смерти. Проснувшись, он велел священнику служить заутреню. Убийцы, подосланные Святополком, подошли к шатру Бориса и услышали слова святых молитв. А Борис, заслышав зловещий шёпот возле шатра, понял, что это убийцы. Священник и слуга Бориса, видя печаль своего господина, горевали о нем.

Вдруг Борис увидел убийц с обнажённым оружием в руках. Злодеи устремились к князю и пронзили его копьями. А слуга Бориса прикрыл своим телом господина. Этот слуга был родом венгр по имени Георгий. Убийцы поразили и его. Раненный ими, Георгий выскочил из шатра. Злодеи хотели нанести князю, который был ещё жив, новые удары. Но Борис стал просить, чтобы ему позволили помолиться Богу. После молитвы же обратился князь к своим убийцам со словами прощения и сказал: «Братья, приступивши, заканчивайте повеленное вам». Так умер Борис в 24 день июля. Убили и многих его слуг, в том числе Георгия. Ему отрубили голову, чтобы снять с шеи гривну.

Бориса обернули в шатер и повезли на телеге. Когда ехали лесом, святой князь приподнял голову. И два варяга пронзили его ещё раз мечом в сердце. Тело Бориса положили в Вышгороде и погребли у церкви Святого Василия.

После этого Святополк задумал новое злодеяние. Он послал Глебу письмо, в котором писал, что отец, Владимир, тяжко болен и зовёт Глеба.

Юный князь отправился в Киев. Когда он доехал до Волги, то слегка повредил ногу. Он остановился недалеко от Смоленска, на реке Смядыни, в ладье. Весть о смерти Владимира тем временем дошла до Ярослава (ещё одного из двенадцати сыновей Владимира Святославича), который тогда княжил в Новгороде. Ярослав послал Глебу предупреждение, чтобы он не ездил в Киев: отец умер, а брат Борис убит. И, когда Глеб плакал об отце и брате, перед ним внезапно появились злые слуги Святополка, посланные им на убийство.

Святой князь Глеб плыл тогда в ладье по реке Смядыни. Убийцы находились в другой ладье, они начали грести к князю, а Глеб думал, что они хотят его приветствовать. Но злодеи стали перескакивать в лодку Глеба с обнажёнными мечами в руках. Князь стал умолять, чтобы они не губили его юную жизнь. Но слуги Святополка были неумолимы. Тогда Глеб начал молиться Богу об отце, братьях и даже о своём убийце, Святополке. После этого повар Глебов, Торчин, зарезал своего господина. И взошёл Глеб на небеса, и встретился там с любимым братом. Случилось же это 5 сентября.

Убийцы же вернулись к Святополку и рассказали ему о выполненном повелении. Злой князь обрадовался.

Тело Глеба бросили в пустынном месте меж двух колод. Проходившие мимо этого места купцы, охотники, пастухи видели там огненный столп, горящие свечи, слышали ангельское пение. Но никто не догадался поискать там тело святого.

А Ярослав двинулся со своим войском на братоубийцу Святополка, чтобы отомстить за братьев. Ярославу сопутствовали победы. Придя на реку Альту, он стал на том месте, где был убит святой Борис, и помолился Богу об окончательной победе над злодеем.

Целый день длилась сеча на Альте. К вечеру Ярослав одолел, а Святополк бежал. Его обуяло безумие. Святополк так ослабел, что его несли на носилках. Он приказывал бежать, даже когда погоня прекратилась. Так на носилках пронесли его через Польскую землю. В пустынном месте между Чехией и Польшей он скончался. Его могила сохранилась, и от неё исходит ужасный смрад.

С тех пор в Русской земле прекратились усобицы. Великим князем стал Ярослав. Он нашёл тело Глеба и похоронил его в Вышгороде, рядом с братом. Тело Глеба оказалось нетленным.

От мощей святых страсто­терпцев Бориса и Глеба стали исходить многие чудеса: слепые прозревали, хромые ходили, горбатые выпрямлялись. А на тех местах, где братья были убиты, созданы церкви во их имя.

У князя Владимира Святославича было двенадцать сыновей от разных жён. Третьим по старшинству был Святополк. Мать Святополка, монахиня, была расстрижена и взята в жены Ярополком, братом Владимира. Владимир убил Ярополка и овладел его женою, когда она была беременна. Он усыновил Святополка, но не любил его. А Борис и Глеб были сыновьями Владимира и его жены-болгарки. Своих детей Владимир посадил по разным землям на княжение: Святополка - в Пинске, Бориса - в Ростове, Глеба - в Муроме.

Когда дни Владимира приблизились к концу, на Русь двинулись печенеги. Князь послал против них Бориса Тот выступил в поход, но врага не встретил. Когда Борис возвращался обратно, вестник рассказал ему о смерти отца и о том, что Святополк попытался скрыть его смерть. Слушая эту повесть, Борис заплакал. Он понял, что Святополк хочет захватить власть и убить его, но решил не сопротивляться. Действительно, Святополк коварно завладел киевским престолом. Но, несмотря на уговоры дружины, Борис не захотел прогнать брата с княжения.

Тем временем Святополк подкупил киевлян и написал Борису ласковое письмо. Но его слова были лживыми. На самом деле он хотел убить всех наследников своего отца. И начал он с того, что приказал дружине, состоявшей из вышгородских мужей во главе с Путыней, убить Бориса.

Борис же раскинул стан на реке Альте. Вечером он молился у себя в шатре, думая о близкой смерти. Проснувшись, он велел священнику служить заутреню. Убийцы, подосланные Святополком, подошли к шатру Бориса и услышали слова святых молитв. А Борис, заслышав зловещий шёпот возле шатра, понял, что это убийцы. Священник и слуга Бориса, видя печаль своего господина, горевали о нем.

Вдруг Борис увидел убийц с обнажённым оружием в руках. Злодеи устремились к князю и пронзили его копьями. А слуга Бориса прикрыл своим телом господина. Этот слуга был родом венгр по имени Георгий. Убийцы поразили и его. Раненный ими, Георгий выскочил из шатра. Злодеи хотели нанести князю, который был ещё жив, новые удары. Но Борис стал просить, чтобы ему позволили помолиться Богу. После молитвы же обратился князь к своим убийцам со словами прощения и сказал: «Братья, приступивши, заканчивайте повеленное вам». Так умер Борис в 24 день июля. Убили и многих его слуг, в том числе Георгия. Ему отрубили голову, чтобы снять с шеи гривну.

Бориса обернули в шатер и повезли на телеге. Когда ехали лесом, святой князь приподнял голову. И два варяга пронзили его ещё раз мечом в сердце. Тело Бориса положили в Вышгороде и погребли у церкви Святого Василия.

После этого Святополк задумал новое злодеяние. Он послал Глебу письмо, в котором писал, что отец, Владимир, тяжко болен и зовёт Глеба.

Юный князь отправился в Киев. Когда он доехал до Волги, то слегка повредил ногу. Он остановился недалеко от Смоленска, на реке Смядыни, в ладье. Весть о смерти Владимира тем временем дошла до Ярослава (ещё одного из двенадцати сыновей Владимира Святославича), который тогда княжил в Новгороде. Ярослав послал Глебу предупреждение, чтобы он не ездил в Киев: отец умер, а брат Борис убит. И, когда Глеб плакал об отце и брате, перед ним внезапно появились злые слуги Святополка, посланные им на убийство.

Святой князь Глеб плыл тогда в ладье по реке Смядыни. Убийцы находились в другой ладье, они начали грести к князю, а Глеб думал, что они хотят его приветствовать. Но злодеи стали перескакивать в лодку Глеба с обнажёнными мечами в руках. Князь стал умолять, чтобы они не губили его юную жизнь. Но слуги Святополка были неумолимы. Тогда Глеб начал молиться Богу об отце, братьях и даже о своём убийце, Святополке. После этого повар Глебов, Торчин, зарезал своего господина. И взошёл Глеб на небеса, и встретился там с любимым братом. Случилось же это 5 сентября.

Убийцы же вернулись к Святополку и рассказали ему о выполненном повелении. Злой князь обрадовался.

Тело Глеба бросили в пустынном месте меж двух колод. Проходившие мимо этого места купцы, охотники, пастухи видели там огненный столп, горящие свечи, слышали ангельское пение. Но никто не догадался поискать там тело святого.

А Ярослав двинулся со своим войском на братоубийцу Святополка, чтобы отомстить за братьев. Ярославу сопутствовали победы. Придя на реку Альту, он стал на том месте, где был убит святой Борис, и помолился Богу об окончательной победе над злодеем.

Целый день длилась сеча на Альте. К вечеру Ярослав одолел, а Святополк бежал. Его обуяло безумие. Святополк так ослабел, что его несли на носилках. Он приказывал бежать, даже когда погоня прекратилась. Так на носилках пронесли его через Польскую землю. В пустынном месте между Чехией и Польшей он скончался. Его могила сохранилась, и от неё исходит ужасный смрад.

С тех пор в Русской земле прекратились усобицы. Великим князем стал Ярослав. Он нашёл тело Глеба и похоронил его в Вышгороде, рядом с братом. Тело Глеба оказалось нетленным.

От мощей святых страсто­терпцев Бориса и Глеба стали исходить многие чудеса: слепые прозревали, хромые ходили, горбатые выпрямлялись. А на тех местах, где братья были убиты, созданы церкви во их имя.

Появление оригинальной агиографической литературы было связано с общей политической борьбой Руси за утверждение своей религиозной самостоятельности, стремлением подчеркнуть, что Русская земля имеет собственных предстателей и ходатаев перед богом. Окружая личность князя ореолом святости, жития содействовали политическому упрочению основ феодального строя.

Образцом древнерусского княжеского жития является анонимное «Сказание о Борисе и Глебе», созданное, по-видимому, в конце XI - начале XII веков.

Автор «Сказания» сохраняет историческую конкретность, подробно излагая все перипетии, связанные со злодейским убийством Бориса и Глеба. Как и летопись, «Сказание» резко осуждает убийцу - «окаянного» Святополка и выступает против братоубийственных раздоров, отстаивая патриотическую идею единства «Русской великой страны».

«Сказание» не следует традиционной композиционной схеме жития, обычно описывавшего всю жизнь подвижника - от его рождения до смерти. Оно излагает лишь один эпизод из жизни своих героев - их злодейское убийство. Борис и Глеб изображаются идеальными христианскими героями-мучениками. Они добровольно принимают «мученический венец». Прославление этого христианского подвига выдержано в манере агиографической литературы. Автор уснащает повествование обильными монологами - плачами героев, их молитвословиями, которые служат средством выражения их благочестивых чувств. Монологи Бориса и Глеба не лишены образности, драматизма и лиризма. Таков, например, плач Бориса по умершему отцу: «Увы мне, свете очию моею, сияние и заре лица моего, бръздо уности моее, наказание недоразумия моего! Увы мне, отче и господине мой! К кому прибегну! К кому възьрю? Къде ли насыщюся таковааго благааго учения и казания разума твоего? Увы мне, увы мне! Како заиде свете мой, не сушу ми ту!..» В этом монологе использованы риторические вопросы и восклицания, характерные для церковной ораторской прозы, и в то же время отразилась образность народного плача, что придает ему определенную лирическую тональность, позволяет ярче выразить чувство сыновней скорби.

Благочестивые размышления, молитвы, плачи, которые вкладываются в уста Бориса и Глеба, служат средством раскрытия внутреннего мира героев, их психологического настроя.

Многие монологи герои произносят «на уме си помышляя», «глаголааше в сердци своем». Эти внутренние монологи - плод авторского воображения. В них переданы благочестивые чувства, помыслы идеальных героев. В монологи включены цитаты из Псалтыри, Паремийника.

Психологическое, состояние героев дается и в авторском описании. Так, покинутый дружиной Борис «… в тузе и печали удручьнъмь сьрдцьмъ и вълез в шатър свои плакашеся съкрушенъм сърдцьмь, а душою радостьною, жалостьно глас испущааше». Здесь автор пытается показать, как в душе героя совмещаются два противоположных чувства: скорбь в связи с предчувствием гибели и радость, которую должен испытывать идеальный герой-мученик в ожидании мученического конца. Живая непосредственность проявления чувств постоянно сталкивается с этикетностью.

Борис и Глеб окружаются в «Сказании» ореолом святости. Этой цели служит не только возвеличение и прославление христианских черт их характера, но и широкое использование религиозной фантастики в описании посмертных чудес. Этот типичный прием агиографической литературы автор «Сказания» применяет в заключительной части повествования. Этой же цели служит и похвала, которой заканчивается «Сказание». В похвале автор использует традиционные библейские сравнения, молитвенные обращения, прибегает к цитатам из книг «священного писания».

Героям христианской добродетели, идеальным князьям-мученикам в «Сказании» противопоставлен отрицательный персонаж - «окаянный» Святополк. Он одержим завистью, гордостью, властолюбием и лютой ненавистью к своим братьям. Характеристика Святополка дана по принципу антитезы с характеристиками Бориса и Глеба. Он является носителем всех отрицательных человеческих качеств. При его изображении автор не жалеет черных красок. Святополк «окаянный», «треклятый», «второй Каин», мысли которого уловлены дьяволом, у него «прескверные уста», «злый глас».

Святополк противопоставляется не только «земным ангелам» и «небесным человекам» Борису и Глебу, но и идеальному земному правителю Ярославу, отомстившему за гибель братьев. Автор «Сказания» подчеркивает благочестие Ярослава, вкладывая в его уста молитву, якобы произнесенную князем перед боем со Святополком.

Драматизм повествования, эмоциональность стиля изложения, политическая злободневность «Сказания» делали его весьма популярным в древнерусской письменности (оно дошло до нас в 170 списках).

МОТИВЫ КАНОНИЗИРОВАНИЯ.

Существовали вполне объективные, с точки зрения Церкви, основания для причтения праведника после его смерти к лику святых. Главное из них - прославление подвижника благочестия Божиим даром чудотворений, исходивших от его мощей, то есть, сакральное удостоверение его святости (их останки не раздогались). На долю же верховной власти - князя и церковного клира - выпадало подтверждение этих чудотворений, совершаемых у гроба.

К Само причтение к лику святых состояло в том, что в день успения святого или день открытия его мощей или же в оба дня назначалось ежегодное церковное празднование его памяти.

Самой лучшей иллюстрацией сказанному, казалось бы, могли служить описания в «Сказании» и «Чтении» торжеств по перенесению мощей Бориса и Глеба и Ярославом Мудрым; и в 1072 г. его сыновьями Изяславом, Святославом и Всеволодом; и в 1115 г. уже внуками Ярослава - Владимиром Всеволодовичем и Давыдом и Олегом Святославичами...

Самым совершенным в литературном отношении памятником Борисо-Глебского цикла считают анонимное «Сказание», автор которого сосредоточил основное внимание на духовной стороне этой исторической драмы. Задача агиографа-изобразить страдания святых и показать величие их духа перед лицом неминуемой смерти. После смерти Владимира в 1015 г. престол захватывает его сын Святополк. Борис заранее знает о планах Святополка убить его, и перед ним встаёт выбор-либо идти «воевать Киев» и убить его, либо своей смертью положить начало христианским отношениям между князьями-смирения и подчинения старшему. Борис выбирает мученическую смерть. Показывается психологическая сложность этого выбора, что делает картину его гибели по-настоящему трагичной, а для усиления воздействия на читателя автор трижды повторяет сцену убийства князя. В «Сказании» очень много молитв, особенно вдохновенно Борис молится перед своей смертью. Интонации плача буквально пронизывают «Сказание», определяя главную тональность повествования. Всё это соответствует агиографическому канону. Но также для произведения характерна тенденция к индивидуализации житийного героя, что противоречило канону, но соответствовало правде жизни. Изображение младшего брата Глеба не дублировало житийной характеристики старшего. Глеб неопытнее брата, поэтому с полным доверием относится к Святополку. Позднее Глеб не может подавить в себе страх смерти, молит убийц о пощаде. Автор создал один из первых в русской литературе психологических портретов, богатый тонкими душевными переживаниями героя. Для Глеба удел мученика ещё преждевременен. Психологически достоверно изображение житийного антигероя Святополка. Он одержим завистью и гордостью, он жаждет власти, поэтому характеризуется эпитетами «окаянный», «прескверный». За совершённое преступление он несёт заслуженное наказание. Его разбивает Ярослав Мудрый, и Святополк умирает в бегах.