Удаление инородного тела из верхних дыхательных путей. Удаление инородного тела из дыхательных путей детей

Изобретение относится к медицине, реаниматологии. Способ предназначен для оказания неотложной помощи при извлечении инородного тела из дыхательных путей. Для этого спасатель пальцами перекрывает носовые отверстия пострадавшего, помещает салфетку на губу пострадавшего и в положении "рот ко рту" с помощью дыхательных мышц и мышц рта создает отрицательное давление в ротоглотке. Инородное тело останавливается перед салфеткой.

Изобретение относится к медицине и может быть использовано для неотложной помощи при извлечении инородного тела из дыхательных путей. Известны два приема применяемые при обструкции дыхательных путей инородными материалами на уровне гортани, глотки и самого верхнего отдела трахей, в условиях, когда отсутствуют специалисты и необходимый инструментарий (лярингоскоп, бронхоскоп, щипцы и т.д.): 1) резкий толчок в эпигастральной области в направлении диафрагмы (прием Геймлиха) и сжатие нижних отделов грудной клетки 2) удар между лопаток пострадавшего ладонью спасателя Однако эти способы имеют существенные недостатки. Как показали физиологические исследования оба метода незначительно увеличивают давление и ток воздуха в воздухоносных путях. Из потенциальных осложнений сжатия живота указывают на разрыв желудка, повреждение печени и других органов, регургитацию содержимого желудка. Сдавление (сжатие) живота и груди не следует проводить детям во избежания повреждения печени и беременным. В свою очередь резкое сжатие груди может вызывать фибрилляцию сердца у лиц с И.Б.С. Эти способы не могут создать силу воздействия до 400 мм рт.ст. на инородное тело, которая создается согласно изобретению. По исследованиям Н.J.Heimlich (1975) его прием, при котором диафрагма резко смещается краниально, создается среднее внутрилегочное давление 4,1 кПа (31 мм рт.ст.) Наиболее близким техническим решением, взятым за прототип, является способ отсасывания мокроты из дыхательных путей специальными катетерами и аспираторами, создающими разрежение в 70 кПа (525 мм рт.ст.) 6] Однако этот способ применяется при обструкции дыхательных путей, если инородный материал жидкий (мокрота), если есть аспиратор и специалист, владеющий методикой оказания помощи Целью изобретения является повышение эффективности оказания помощи и уменьшение сроков лечения обтурационной непроходимости дыхательных путей, закрытых инородным телом. Цель достигается тем, что в ротоглотке пострадавшего создается отрицательное давление, (до 400 мм рт.ст.), и на инородное тело действует однонаправленная сила давление воздушного столба (перепад внутрилегочного давления и давления, созданного мышцами рта спасателя). Способ осуществляется следующим образом. После установления диагноза обтурации дыхательных путей инородным телом и невозможности его удаления при осмотре ротоглотки пострадавшего спасатель перекрывает пальцами левой руки носовые отверстия пострадавшего, который может находиться в любом положении. Плотно прижав свои губы через марлевую салфетку или носовой платок ко рту пострадавшего, спасатель мышцами своего рта и дыхательными мышцами создает отрицательное давление в полости ротоглотки пострадавшего. При этом спасатель может одновременно применить известный способ, ударив ладонью своей руки между лопаток пострадавшего. При сочетании двух способов пострадавший не должен лежать на спине. На инородное тело действует однонаправленная сила давления воздушного столба, извлекающая инородное тело из дыхательных путей. П р и м е р 1. Е-ва. 78 лет. Во время еды внезапно возникло нарушение дыхания, признаки удушья. Удар ладонью в межлопаточную область не дал эффекта. Состояние тяжелое. Грудная клетка во время вдоха не поднимается, а опускается, асфикция, цианоз. Из ротовой полости удалены протезы. Применен предлагаемый способ извлечения инородного тела (отрицательное давление, созданное мышцами рта спасателя). После удаления куска пищи (мясо) из дыхательных путей пострадавшая жаловалась на болевые ощущения в области гортани, купировавшиеся приемом жидкого аналгетика. П р и м е р 2. З-в, 61 год. Во время еды возник судорожный кашель, затрудненное дыхание, цианоз. Через марлю, прижав свои губы ко рту пострадавшего, спасатель своими дыхательными мышцами создал отрицательное давление в ротоглотке пострадавшего. Извлечен кусок картофеля из дыхательных путей пострадавшего. П р и м е р 3. Б-а, 32 года. Во время внезапного глубокого вдоха кусок конфеты попал в дыхательные пути. Возникли нарушения речи, затрудненное дыхание, непродуктивный кашель. Удар ладонью в межлопаточную область не дал эффекта. Инородное тело удалено сочетанием двух способов: на фоне созданного дыхательной мускулатурой спасателя отрицательного давления в ротоглотке пострадавшей произведен удар ладонью в межлопаточную область. Таким образом, предлагаемый способ обеспечивает: возможность реального спасения жизни пострадавшего, которую нельзя достичь другими способами в конкретных условиях; возможность оказания неотложной помощи до прибытия медиков обученным населением; снижение потребности в реанимационных и оперативных вмешательствах (коникотомия, крикотиреотомия, трахеостомия); профилактику осложнений после подобных операций и длительной потери трудоспособности; увеличение числа длительноживущих после оказания помощи, осуществленной согласно предлагаемому способу; снижение нагрузки на врачей и парамедицинский персонал. Использованная литература
1. Бунятян А.А. Рябов Г.А. Маневич А.З. "Анестезиология и реаниматология", М. 1984. 2.3.4. Там же, с.351. Зильбер А. П. "Респираторная терапия в повседневной практике", Ташкент, 1986 г. 1. с.88
5. с.89
6. с.89
7. с.90-91.

Формула изобретения

СПОСОБ ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИНОРОДНОГО ТЕЛА ИЗ ВЕРХНИХ ДЫХАТЕЛЬНЫХ ПУТЕЙ, включающий создание отрицательного давления в воздухоносных путях, отличающийся тем, что перекрывают пальцами носовые отверстия пострадавшего, между ртом спасателя и пострадавшего размещают салфетку, в положении "рот-ко-рту" с помощью мышц рта и дыхательных мышц спасателя создают отрицательное давление в ротоглотке до момента остановки инородного тела перед салфеткой.

Похожие патенты:

Изобретение относится к поисковой технике, к медицине, в частности к малоинвазивным, лапароскопическим операциям и предназначено для локализации ферромагнитных инородных предметов в тканях и органах человека, а также может быть использовано для неразрушающего контроля качества материалов и в других областях

К сожалению, в нашей жизни малыши могут засунуть себе в рот все что угодно, чтобы родителям не растеряться и оказать первую помощь малышу. Об этом наш материал.


Ребенок первого года жизни

Если ребенок потерял сознание, начните с того, что откройте ему рот:
- верхняя челюсть — указательный палец одной руки;
- нижняя челюсть — большой палец другой руки;
- большой палец одновременно прижимает язык. (Рисунок 1)

Осмотрите полость рта: если видите инородное тело и в состоянии его извлечь — извлеките.
Никогда не пытайтесь удалять инородное тело «вслепую»! Любые попытки извлечения того, чего вы не видите, опасны — реальный риск протолкнуть инородное тело еще дальше.
ТАКТИКА ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПОМОЩИ ЗАВИСИТ ОТ ВОЗРАСТА!

Ребенок первого года жизни
Малыш лежит на вашей руке животом вниз, туловище выше головы. Основанием ладони ударьте 5 раз между лопатками — направление удара от спины к голове. (Рисунок 2)

Переверните ребенка на спину. Голова по-прежнему ниже туловища. 5 раз быстро надавите двумя пальцами на грудину посередине грудной клетки. При нажатии грудина должна опускаться на 1,5—2 см. (Рисунок 3)

Ребенок дошкольного возраста

Положите ребенка лицом вниз. Голова ниже туловища. Основанием ладони ударьте 5 раз между лопатками — направление удара от спины к голове. (Рисунок 4)

Переверните ребенка на спину. Основание ладони поместите на грудину посередине грудной клетки. Быстро надавите 5 раз. При нажатии грудина должна опускаться на 2,5—3 см. (Рисунок 5)

Ребенок школьного возраста
если ребенок может стоять:
- встаньте сбоку и немного позади;
- наклоните ребенка, придерживая его рукой;
- сделайте 5 резких ударов основанием ладони другой руки между лопатками в направлении от спины к голове. (Рисунок 6)

Если после этого не стало легче:
- двумя руками обхватите ребенка сзади на уровне талии;
- кулак одной руки разместите между пупком и нижним краем грудины, ладонью второй руки обхватите кулак (рисунок 7);

5 раз сильно нажмите вверх и внутрь (способ удаления инородного тела из дыхательных путей посредством нажатия снизу на диафрагму получил название прием Геймлиха (Генрих Геймлих — американский врач) (Рисунок 8)

Если ребенок не может стоять:
- уложите его на пол;
- встаньте на колени так, чтобы ноги ребенка были между вашими ногами;
- основание ладони одной руки разместите между пупком и нижним краем грудины, ладонь второй руки положите на тыльную сторону первой;
- 5 раз сильно нажмите вверх и внутрь. (Рисунок 9)


После того как выполните два приема помощи (удары между лопатками + нажатия на живот), следует осмотреть полость рта — нет ли там инородного тела. Если есть — извлечь.
Если состояние ребенка не улучшается, следует повторять циклы 5 ударов между лопатками — 5 нажатий на живот до прибытия помощи.

ВНИМАНИЕ!
Удары по спине и нажатия на живот — это заменители кашля, это способы создания в дыхательных путях давления, способствующего выходу инородного тела.
Еще раз повторяем: кашель сам по себе эффективнее, чем любые удары и нажатия, поэтому если кашель сохранен, то бить и нажимать не надо.

Профилактика. инородное тело в дыхательных путях:
- учите детей пережевывать пищу.
- не разрешайте детям брать в рот посторонние предметы.
- Ограничивайте разговоры во время еды, не разрешайте ребенку говорить с пищей во рту.
- во время еды не провоцируйте ситуации, которые могут вызвать смех.
- не пытайтесь давать лекарства или кормить ребенка во время плача.
- не давайте ребенку надорванные соски.
- не разрешайте детям активно двигаться с едой или жевательной резинкой во рту.
- не используйте в питании детей до 4 лет плотные, плохо жующиеся продукты. Особая осторожность:
- орехи, семечки;
- твердые овощи и фрукты (яблоко, морковь);
- попкорн;
- леденцы и ириски.
- не давайте детям до 3 лет неочищенные фрукты и фрукты с косточками (вишня, черешня, слива и т. п.).
- не кормите лежа детей, которые уже умеют сидеть.
- следите, чтобы рядом с младенцем не было мелких предметов, которые он может взять в рот.
- не давайте детям до 5 лет игрушки с отсоединяющимися мелкими частями.
-храните мелкие бытовые предметы вне досягаемости детей.

Правила извлечение инородного тела из дыхательных путей ударом под диафрагму (способ Геймлиха)

Самый эффективный (до 80% успешного извлечения инородных тел из верхних дыхательных путей), но и самый опасный из всех, вышеперечисленных.

Эффективность заключается в том, что при резком ударе под диафрагму из лёгких выталкивается более 300 мл воздуха «мёртвого» пространства, который никогда не используется при дыхании и кашле. Правильное применение этого природного резерва часто спасает жизни подавившихся. Опасность заключается в том, что резкий удар наносится в «запретную зону» -- в область богатую нервными окончаниями (не путать с прекардиальным ударом). Именно удары ниже диафрагмы или сильное сдавление этой области руками (опасное развлечение школьников) часто приводит к рефлекторной остановке сердца. Кроме того, жесткий травмоопасный удар может вызвать тяжёлые травмы внутренних органов и опасное для жизни внутреннее кровотечение. Поэтому этот самый эффективный, но, в то же время, самый опасный способ следует применять только после неудачного использования предыдущих способов. Детям до 3-х лет удар под диафрагму строго противопоказан. После каждого случая нанесения удара под диафрагму следует обязательно вызвать скорую помощь или обратиться к врачу. Отрабатывать навыки удара под диафрагму можно только на специальных тренажёрах.

Правила извлечение инородного тела из дыхательных путей ударом под диафрагму (способ Геймлиха):

  • 1. Встать позади пострадавшего.
  • 2. Обхватить его руками, сцепленными в замок, под реберной дугой пострадавшего.
  • 3. С силой ударить снизу вверх сложенными в «замок» кистями в надчревную область.
  • 4. После удара не следует сразу же распускать сложенные в замок кисти. В случае рефлекторной остановки сердца следует придержать падающего пострадавшего.

Инородные тела проникают в органы дыхания через ротовую полость при вдыхании. Они очень опасны, так как могут перекрыть доступ воздуха в дыхательные пути. В таком случае необходимо оказать первую помощь и вызвать врача. При задержке небольшого предмета в бронхах около него возникнет воспалительный процесс и очаг нагноения.

Причины

Инородные тела в гортани, трахее или бронхах наблюдаются в основном у малышей, которые берут в рот небольшие предметы и могут их вдохнуть. При этом может возникнуть рефлекторный спазм мышц трахеи и бронхов, что значительно ухудшает состояние. Попадание посторонних предметов в бронхи ребенка требует помощи врача.

У взрослых случаи заболевания связаны с разговором или смехом во время еды, а также с попаданием в бронхи рвотных масс при отравлениях, например, при алкогольном опьянении. В последнем случае возможно развитие – тяжелого воспаления легких.

Симптомы

Остановка постороннего предмета в гортани сопровождается такими симптомами:

  • затрудненный вдох;
  • нехватка воздуха;
  • синюшность вокруг носа и рта;
  • сильные кашлевые толчки;
  • у детей – рвота, слезотечение;
  • короткое прекращение дыхания.

Эти признаки могут исчезать и снова возвращаться. Нередко голос становится хриплым или совсем исчезает. Если инородное тело имеет малый размер, при нагрузке появляется одышка с шумным вдохом, втяжением областей под ключицами и над ними, промежутков между ребрами. У грудничков эти симптомы усиливаются при кормлении или плаче.

Если в гортань попадает крупный предмет, признаки сужения дыхательных путей возникают в спокойном состоянии, сопровождаются синюшностью, возбуждением пострадавшего. Если синеватая окраска кожи при движениях распространяется на туловище и конечности, имеется частое дыхание в спокойном состоянии, появляется заторможенность или двигательное возбуждение, это свидетельствует об опасности для жизни. Без помощи человек теряет сознание, у него возникают судороги, прекращается дыхание.

Признаки сужения просвета трахеи: приступообразный кашель, рвота и синюшность лица. При кашле нередко слышны хлопающие звуки, возникающие при смещении постороннего предмета. При полной обтурации трахеи или застревании постороннего предмета в области голосовых связок появляется удушье.

Небольшие чужеродные тела могут быстро попасть с вдыхаемым воздухом в один из бронхов. Нередко при этом в первое время никаких жалоб пострадавший не предъявляет. Затем в бронхах развивается гнойный процесс. Если родители не заметили, что ребенок вдохнул мелкий предмет, у него развивается хроническое воспаление бронхов, не поддающееся лечению.

Неотложная помощь

Пострадавшего нужно срочно госпитализировать. В больнице должно быть выполнено обследование, включающее рентгенографию органов грудной клетки. Часто необходима фибробронхоскопия – осмотр трахеи и бронхов с помощью гибкой тонкой трубки, оснащенной видеокамерой и миниатюрными инструментами. С помощью этой процедуры посторонний предмет удаляют.

Взрослый до прибытия помощи может попытаться вытолкнуть посторонний предмет при кашле. Сначала нужно глубоко вдохнуть, что происходит при сомкнутых голосовых связках. На выдохе мощный воздушный поток может вытолкнуть инородный предмет. Если глубоко вдохнуть не получается, откашляться нужно оставшимся в легких воздухом.

При неэффективности кашля кулаками резко давят на область под грудиной. Другой способ – быстро перевешиваться через спинку стула.

В более тяжелых случаях при сильной одышке, западении подключичных ямок, нарастающей синюшности пострадавшему должен помочь другой человек. Можно сделать следующее:

  1. Подойти к пострадавшему со спины и нижней частью ладони произвести несколько резких толчков по спине на уровне верхнего края лопаток.
  2. Если это не помогло, обхватить пострадавшего руками, положить кулак на верхнюю часть живота, накрыть кулак кистью другой руки и быстро надавить снизу вверх.

Если опасные для жизни признаки появились у ребенка, первая помощь заключается в следующем:

  1. Малыша на короткое время переворачивают вниз головой, постукивая его по спине.
  2. Кладут ребенка животом на левое бедро взрослого, одной рукой прижимают ножки, другой рукой хлопают по спинке.
  3. Грудничка можно положить на левое предплечье, придерживая его за плечики, и похлопать по спинке.

Если угрозы для жизни нет, пострадавший может дышать, все перечисленные приемы выполнять не рекомендуется, так как это может привести к перемещению инородного предмета и застреванию его в области голосовых связок.

Если больной находится в бессознательном состоянии и не дышит, необходимо делать искусственное дыхание. Грудная клетка должна начать расправляться. Если это не произошло, значит, инородное тело полностью перекрыло доступ воздуха. В этом случае больного нужно перевернуть на бок грудью к себе, придержать его в таком положении и нанести несколько ударов в межлопаточной области. Затем его следует повернуть на спину и осмотреть полость рта.

Если инородный предмет не удален, обе кисти кладут на верхнюю часть живота и делают резкие толчки в направлении снизу вверх. Оказавшееся во рту постороннее тело удаляют и продолжают искусственное дыхание до восстановления сознания. Если нет пульса, начинают непрямой массаж сердца, который должен длиться не менее 30 минут или до улучшения состояния пострадавшего.

Врач-педиатр Комаровский Е. О. рассказывает об инородном теле в дыхательных путях:

Помощь больному при аспирации инородного тела в дыхательные пути:

Студент должен знать:

– причины, приводящие к необходимости проведения ИВЛ;

– причины, приводящие к неэффективности ИВЛ;

– тактику спасателя при проведении ИВЛ пострадавшему с трахеостомой, зубными протезами; повреждением головы, шеи, позвоночника;

– причины, остановки сердца;

– особенности проведения ИВЛ младенцам и детям;

– особенности проведения приема Хеймлиха беременным и тучным пострадавшим;

– особенностях проведения СЛР у детей и младенцев.

Студент должен уметь:

– провести прием «запрокидывание головы - поднятие подбородка»;

– оказать помощь пострадавшему при частичной обструкции дыхательных путей;

– оказать помощь пострадавшему, находящемуся в сознании при помощи обструкции дыхательных путей (взрослому, ребенку, младенцу);

– оказать помощь пострадавшему, находящемуся без сознания при полной обструкции дыхательных путей (взрослому, ребенку, младенцу);

– оказать самопомощь при полной закупорке дыхательных путей;

– определить признаки остановки сердца;

– проводить непрямой массаж сердца (взрослому, ребенку, младенцу);

– проводить СЛР (взрослому, ребенку, младенцу).

ГЛОССАРИЙ

15.1. Первая помощь при дыхательных расстройствах пострадавшему вне лечебного учреждения.

Распознавание признаков дыхательных расстройств и оказание своевременной помощи часто становится предупреждением других грозных осложнений, например, анафилактического шока. Дыхательные расстройства требуют немедленной помощи, иначе могут привести к смерти.

Признаки дыхательных расстройств - поверхностное, частое дыхание. Несмотря на попытку дышать, пострадавший не может вдохнуть достаточно воздуха или начинает задыхаться, появляются признаки удушья, сопровождаемые чувством страха и растерянности. У пострадавшего может быть головокружение, иногда он хватается рукой за шею.

В любом случае оказывая помощь, нужно быть уверенным в собственной безопасности, так как пострадавший может выдыхать токсичные вещества.

Если пострадавший дышит, хотя и с трудом, значит сердце бьется.

Нужно помочь ему удобно сесть, открыть окно, расстегнуть ворот рубашки, ослабить галстук и ремень. Попросить кого-нибудь вызвать «скорую помощь» (если не можете сделать сами) и убедиться, что она вызвана.

Если есть свидетели происшествия, нужно опросить их о случившемся. Пострадавший может подтвердить их рассказ кивком головы или сказать «да», «нет». Нужно попытаться уменьшить тревогу пострадавшего, которая тоже затрудняет дыхание, узнать, какие лекарственные средства помогают ему в этом состоянии (бронхолитические средства и др.), продолжая наблюдать за признаками, свиде­тельствующими о расстройствах дыхания. Следует укрыть пострадавшего, если на улице холодно, перенести (помочь уйти) в тень, если на улице жарко.

Если видно, что частое дыхание вызвано эмоциональным возбуждением, нужно предложить пострадавшему расслабиться и дышать медленно. Часто этого бывает достаточно. Когда пострадавший перестанет дышать, ему требуется искусственная вентиляция легких (ИВЛ) «рот в рот», или «рот в нос».

Искусственная вентиляция легких.

Запомните! Без дыхания (т. е. без поступления кислорода) мозг может жить 4-6 мин (рис. 15.1). При проведении искусственной вентиляции легких (ИВЛ) в выдыхаемом воздухе содержится 16 % кислорода, которого достаточно для поддержания жизни мозга.

Если вы не видите, не слышите, не чувствуете никаких признаков дыхания, немедленно сделайте два медленных выдоха в дыхательные пути пострадавшего через салфетку (носовой платок). Затем нужно проверить наличие пульса.

Если пострадавший не дышит, но пульс на сонной артерии у него есть, следует начать ИВЛ: делать выдохи, держать дыхательные пути открытыми при запрокинутой голове и поднятом подбородке (рис. 15.2). Запрокинутая голова и приподнятый подбородок не только открывают дыхательные пути, исключая западение языка, но сдвигают надгортанник, открывая вход в трахею.

Рис. 15.1. Время - решающий момент для начала реанимации.

Нужно бережно сжать ноздри пострадавшего большим и указательным пальцами, надавливая ладонью на его лоб. Затем, охватить своим ртом рот пострадавшего и медленно выдыхать в него, пока не будет видно, что его грудная клетка поднимается (рис. 15.3). Каждое дыхание должно длиться около 1,5 секунд с паузами между вашими вдохами. Нужно наблюдать за грудной клеткой при каждом дыхании, чтобы быть уверенным, что ИВЛ действительно проводится. Если подъема грудной клетки не видно, возможно, недостаточно запрокинута назад голова пострадавшего. Нужно запрокинуть голову и попробовать вдохнуть еще раз. Если грудная клетка не поднимается, значит дыхательные пути перекрыты инородным телом, которое необходимо удалить.

поднятие подбородка.

Нужно проверить пульс после первых двух дыханий: при наличии пульса можно продолжать ИВЛ с частотой 1 дыхание каждые 5 с. При счете «раз и», «два и», «три и», «четыре и», «пять и» пройдет 5 с. После этого спасатель должен вдохнуть сам и затем выдохнуть в пострадавшего. Далее продолжать дыхание с частотой 1 дыхание каждые 5 с. Каждое дыхание длится 1,5 с. После одной минуты ИВЛ (около 12 дыханий) нужно проверить пульс и убедиться, что сердце бьется. Если дыхание не появилось - продолжать ИВЛ. Проверять пульс каждую минуту.

Запомните! Прекратите ИВЛ, если:

Пострадавший начал дышать самостоятельно;

У пострадавшего исчез пульс (нужно начинать сердечно-легочную реанимацию);

Другие спасатели пришли вам на помощь;

Приехала «скорая помощь» и продолжает ИВЛ;

Вы исчерпали свои силы.