Анализ стихотворения «Крестьянские дети» Некрасова.

Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Анализ стихотворения

Урок-практикум

I. Проверка домашнего задания
После артикуляционной разминки слушаем выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Мороз, Красный нос».

Карточка 2

«Грешнево лежало отнюдь не „в неведомой глуши“. Здесь Некрасову, народному поэту, крепко повезло. <...> Некрасов с самого начала оказался на такой большой дороге, но до поры до времени не ехал, а, так сказать, сидел на ней, Русь же ехала и — еще больше — шла перед ним.
„Костромская почтовая дорога (луговая), — описывали ее в середине прошлого века (XIX в. — Ред .) военные статистики Генерального штаба, — идет от Ярославля по левому берегу р. Волги по ровным и низменным местам и близ с. Борок (Даниловского уезда) входит в Костромскую губернию. Всего от Ярославля до границы губернии этим трактом считается 45 верст, в пределах губернии находится одна почтовая станция Тимохинская в 27 верстах от Ярославля, на коей лошадей содержится 20, а поверстная плата по 1, 1/2 копейки серебром. Для прохода войск и тяжестей эта дорога весьма удобна“. <...>
Так что большая дорога действительно широко входила во всю жизнь, в самый быт этих мест.
„Сельцо Грешнево, — вспоминал сам поэт — стоит на (трактовой) низовой ярославско-костромской дороге... барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства“. „Все, что по ней шло и ехало и было ведомо“ — и это дни, месяцы и целые годы».

Первичное знакомство с текстом стихотворения

Стихотворение «Крестьянские дети» читает детям учитель. Оно неоднородно по содержанию и звучанию, и правильно выбранные интонации помогут детям адекватно понять его смысл. Для прочтения стихотворения вслух требуется около 12 минут.
После небольшой паузы предложим детям высказать свои первые впечатления. Это не обязательно должен быть ответ на вопросы, что понравилось и что не понравилось. Важно побудить детей к осмыслению собственного впечатления от прочитанного: что они поняли, что не поняли; что заставило улыбнуться, что — задуматься; какими словами можно охарактеризовать интонации стихотворения (доверительные, восторженные, торжественные...); что интересного заметили дети в стихотворении. Если дети приучены к подобному размышлению, то они уже после первого прочтения делают множество тонких наблюдений над композицией, сюжетом, позицией автора, что весьма способствует качественному анализу текста.
Одним из первых наблюдений будет открытие, что, оказывается, «Мужичок с ноготок» («Однажды в студеную зимнюю пору...») — это не отдельное стихотворение, а составная часть «Крестьянских детей». И это замечание может стать ключом к анализу.

III. Анализ стихотворения «Крестьянские дети»

Эвристическая беседа

Анализ стихотворения начнем с композиции: выяснение ее особенностей поможет понять содержание.
— Мы с вами уже заметили, что «Однажды в студеную зимнюю пору...» — составная часть большого стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети». Это значит, что само стихотворение неоднородно: в нем есть составные части. Пролистайте учебник и подумайте, из каких же частей оно состоит.
Если дети затрудняются, поможем им вопросами.
— С чего начинается стихотворение?
Рассказчик повествует о случае, который произошел с ним на охоте.
— До каких слов идет рассказ об этом случае?
«...Так рядом с Гаврилой... — «Услышит, молчи!»
— Это значит, что со слов после черты:«О, милые плуты! Кто часто их видел...» — идет совсем другая часть, другая тема. Но закончен ли на этом рассказ о случае на охоте?
Дети просмотрят текст и найдут, что в конце стихотворения после горизонтальной черты автор вновь возвращается к этому случаю словами: «Теперь нам пора возвратиться к началу».
— Итак, рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети. Сначала они боялись, но постепенно осмелели. Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей?
В начале стихотворения не говорится о том, что имя собаки — Фингал, поэтому дети могут не сразу понять, что рассказчик стал командовать своей собаке «выкидывать штуки». Дрессированная собака стала выполнять команды хозяина, и сарай сразу превратился в цирковую арену:

— Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте.
— Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми. В какой ситуации возможен подобный рассказ? Каковы интонации рассказчика? К кому он может быть обращен, кто слушатели этой истории?
Важно, чтобы дети представили себе непринужденную атмосферу вечерней дружеской беседы в помещичьем доме, когда в гостях у хозяина собираются его друзья и рассказывают друг другу различные случаи, которые приключались с ними. В такую атмосферу погружают нас доверительные интонации и добрый юмор рассказчика: так говорят со старыми знакомыми, с которыми и раньше вместе смеялись и шутили. Для чего это необходимо? Чтобы уяснить позицию, в которой находятся друг по отношению к другу рассказчик и слушатели . Стихотворение сложно, в частности, тем, что позиция эта несколько раз на протяжении текста изменяется.
На доске и в тетрадях можно нарисовать следующую таблицу. Сначала заполним в ней первую строку, затем будем заполнять ее по ходу анализа.

Часть

Рассказчик

Слушатели

Охотник

Друзья, гости

Обращение к читателям, воспоминания о детстве, рассуждение о жизни крестьянских детей и рассказ о встрече с мальчиком Власом

Журналист, публицист

Читатель из дворян, из общества образованных людей

Обращение к крестьянским детям

Гражданин, который думает о будущем народа

Крестьянские дети

4(1)

Встреча охотника с крестьянскими детьми

Охотник

Друзья, гости

— История встречи с детьми — как красивая рама большой картины. Как вы думаете, с чем еще можно сравнить строение этого стихотворения?
Дети могут предположить, что стихотворение похоже на матрешку, в которой история охотника и детей — самая большая, первая матрешка, а в ней спрятаны другие. Или сравнить стихотворение с домиком, где начало и конец — стены, а внутри есть комнаты, в которых находится что-то важное. Если это дом, то у него должна быть крыша (это в нашем сравнении важная деталь). Учитель может продолжить работу с одним из этих сравнений, нарисовав нужный образ на доске. Мы остановимся на образе дома.
— У нас есть стены дома — начало и конец. Посмотрим, что же внутри этого дома.

Сообщения учеников
Попросим выступить детей, выполнявших индивидуальные домашние задания. Их сообщения дадут ученикам толчок к дальнейшему осмыслению содержания стихотворения. Трудность для учеников часто в том, что они думают, будто это взрослый автор ходил с крестьянскими детьми за грибами и смотрел на прохожих на большой дороге. Сообщения, предваряющие комментированное чтение второй части, помогут учителю направить мысли учеников в нужное русло.

Комментированное чтение

1. Дети читают текст:

Почему автор называет крестьянских детей милые плуты ?
Автор называет так детей потому, что они хитрят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла.
— «О, милые плуты!» — этими словами автор обращается к детям или это риторическое восклицание?
— В первом отрывке охотник рассказывает историю встречи с детьми своим друзьям. Изменяется ли образ рассказчика? К кому он обращается в этом отрывке?
Первое, что заметят дети, — меняется адресат. В тексте он назван: читатель , причем читатель преимущественно из дворянского сословия, — автор предполагает, что он может относиться к крестьянским детям как к людям «низкого сорта».
Образ рассказчика тоже становится совершенно иным: перед нами журналист, с публицистическим пафосом обращающийся к публике, высказывающий мнение, которое в те годы противоречило устоявшейся в обществе традиции: «...Я все-таки должен сознаться открыто, / Что часто завидую им...»
— Почему рассказчик завидует крестьянским детям? Что значит фраза «В их жизни так много поэзии слито...»?
— Кого автор называет балованными детками ?
— Как вы понимаете строки: «Счастливый народ! Ни науки, ни неги / Не ведают в детстве они»?
2. Читаем следующий отрывок со слов: «Я делывал с ними грибные набеги...» — до слов: «Должно быть, за подвиги славы мы ждали».
— Кто «делывал с ними грибные набеги»?
Рассказчик, когда он был мальчиком. Сделать этот вывод нам помогают прозвучавшие рассказы о детстве Некрасова.
— Что значит грибные набеги ! Почему автор употребляет слово делывал ! Какой у него смысловой оттенок?
— О какой ситуации говорит нам автор в первых четырех строчках этого отрывка?

Рассказчик сопоставляет себя с детьми: он, дворянский сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян (они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик не мог отыскать).
Савося — уменьшительное имя. Как будет звучать это имя полностью?
Севастьян.
— Почему дети клали змей на перила моста?
В русских народных сказках богатыри сражаются со Змеем Горынычем. Может быть, дети губили змей под впечатлением сказок, желая подвигов и славы.
3. Третий отрывок со слов: «У нас же дорога большая была...» — до слов: «Что новый прохожий, то новый рассказ...»
— Как вы понимаете значения слов вологжанин, лудильщик, портной, шерстобит !
Вологжанин — житель города Вологды.
Лудильщик — рабочий, который лудит (чинит) посуду.
Портной — мастер по шитью одежды.
Шерстобит — работник, который обрабатывает шерсть, чтобы она становилась мягкой.
— Когда автор пишет о том, кто шел или ехал по дороге, то длина строки становится меньше. Потом, когда говорится об отдыхе, строки вновь удлиняются. Как вы думаете, почему?
— Почему крестьянских детей так интересовали рассказы прохожего люда?
Этот вопрос может показаться излишним, но ответ на него должен обязательно прозвучать: многие современные дети с трудом представляют, что когда-то не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров и узнать о мире и о жизни можно было из газет и журналов, из книг, а неграмотному человеку — только из рассказов путешествующих, странников.
— Как вы понимаете такие строки: «Иной подгуляет, так только держися — / Начнет с Волочка, до Казани дойдет!»
Если человек «подгуляет» (выпьет вина, но не напьется!), то в кураже он рассказывает обо всем, что видел, о народах, населяющих города и веси России: «начнет с Волочка» (с жителей Вышнего Волочка Тверской губернии), затем с шутками расскажет о всех народах Поволжья от Вышнего Волочка до Казани.
Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек?
4. Следующий отрывок со слов: «Ух, жарко!.. До полдня грибы собирали» — до слов: «.. .Бояться смиренной лошадки своей?»
Мы видим, что автор снова возвращает нас в один из летних дней, когда он с крестьянскими детишками собирал грибы. Рассказ о дороге оказывается маленькой матрешкой, заключенной в большую матрешку рассказа о «грибных набегах».
— Чем закончился поход за грибами?
— Что делают дети, вернувшись домой?

5. От слов «Грибная пора отойти не успела...» до слов «Живого в деревню тащат с торжеством...».
— Объясните смысл слов и выражений: «чернехоньки губы у всех, / Набили оскому: черница поспела!», «взлетит ли тетеря, / Закокав птенцам».
— Подсчитайте количество предложений в этом отрывке. Определите вид этих предложений по интонации.

Из шести предложений четыре — восклицательные.
— Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка?
6. От слов: «— Довольно, Ванюша! гулял ты немало...» до слов: «Ванюша в деревню въезжает царем...».
— Расскажите с помощью этого отрывка, что необходимо сделать, чтобы вырастить хлеб.
— Объясните значения слов серп, сноп, рига, цеп, навьют сенца .

Рига — сарай для сушки снопов и молотьбы.
Навить сено — накладывать сено. Просушенное сено накладывают, высоко навивают на воз, ребенок влезает на самый верх и «в деревню въезжает царем».
— Почему труд оборачивается к Ванюше сначала «нарядной своей стороной»?
Под «нарядной стороной труда» автор подразумевает радость от красивой и дружной физической работы, от возделывания земли, которая приносит богатый урожай. Когда ребенок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит видимые результаты, что человек, который выполнил эту работу, пользуется почетом и уважением, ему тоже хочется принимать участие в труде, и такой труд — не тягость, не наказание, а радость.
7. Читаем следующий отрывок, в котором вновь звучит голос публициста, от слов: «Однако же зависть в дворянском дитяти...» — до слов: «Зато ему рано знакомы труды...»
— Как вы понимаете выражение «в дворянском дитяти»? С какой интонацией надо произнести это выражение: серьезно, любовно или иронично?
— Автор хочет сказать, что, прочитав описание крестьянского детства, дворянский ребенок может позавидовать крестьянам. Что делает автор, чтобы читатель представил себе не только «нарядную сторону» жизни крестьянских детей?
— Как вы понимаете выражение «две стороны одной медали»? Как использует это выражение автор?
— Подберите синонимы к словам положим, сгибнуть, гарцует .
— Поставьте логические ударения в строках: «...Но вырастет он, если Богу угодно, / А сгибнуть ничто не мешает ему».

8. От слов: «Однажды в студеную зимнюю пору...» до слов: «...В которых так много любви!».
— Описание встречи рассказчика и мальчика Власа вам известно из уроков литературного чтения в начальной школе. Что в этом отрывке для вас нового?
— Почему рассказчику сначала кажется, что «как будто все это картонное было», что он попал в детский театр?
— Почему рассказчик убеждается в том, что «все настоящее русское было»?
— Как вы понимаете выражения «зимнего солнца холодный огонь», «что русской душе так мучительно мило»? Какой литературный прием использован в этих выражениях?

Если дети еще не знают термина антитеза , можно использовать понятное им слово противопоставление .
— Найдите противопоставление в двух последних строках этого отрывка:

О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!.. <...>
Прочна суровая среда,
Где поколения людей
Живут и гибнут без следа
И без урока для детей!
Отец твой сорок лет стонал,
Бродя по этим берегам,
И перед смертию не знал,
Что заповедать сыновьям.
И, как ему, — не довелось
Тебе наткнуться на вопрос:
Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?

(Заполняем таблицу — с. 140 настоящего пособия.)
Н. H. Скатов пишет:
«В 1861 году пишутся „Крестьянские дети“. <...>
В „Крестьянских детях“ — сами детские слезы и смех, радость и драка, игра и работа. Именно летом 1861 года с „Крестьянскими детьми“, с „Похоронами“, с „Коробейниками“ — прежде всего с „Коробейниками“ — была разгадана роковая загадка многих лет, решился стоном ставший главным вопрос:

Создав, по сути, в соавторстве с народом „Коробейников“, поэт снял с себя этот буквально измучивший его до сей поры вопрос. Оказалось, что народ еще и не совершил всего, что мог, и создал совсем не только подобные стону песни, и совсем не почил духовно. Соответственно менялась вся система координат и переставлялись точки отсчета. <...>
Пришла большая внутренняя поэтическая свобода, редкая у Некрасова творческая легкость. Вот начало „Крестьянских детей“:

Казалось бы, всего лишь непритязательные „вирши“ всего лишь о „крестьянских детях“ вырастают в поэму о русской жизни: ведь, по сути, здесь идет уяснение жизнестойкости основного ядра национальной жизни.
Кстати сказать, сама работа над „взрослой“ поэмой «Коробейники» последовала тем же летом, немедленно вслед за этой „детской“ поэмой. Сами стихи в этой детской поэме стягиваются, собираются и наконец концентрируются буквально в образе-символе, каким стал почти немедленно приобретший хрестоматийность „Мужичок с ноготок“. <...>
Может быть, на первый взгляд такое утверждение применительно к обытовленному нами Некрасову покажется необычным, но на самом деле он один из самых больших и подлинных в нашей словесности мастеров и любителей контраста. За этим и литературный опыт романтика, и театральная практика драматурга, и — главное — особенности собственного глубоко русского национального характера с его крайностями и умением, в свою очередь, схватить и представить национальную жизнь в таких крайностях — противоречиях и противоположностях, часто полюсных. Потому-то, казалось бы, всего лишь непритязательная зарисовка у Некрасова деревенского детства, в сущности, есть сложное, буквально во всем, взаимодействие контрастных начал: „в больших рукавицах, а сам... с ноготок“; „Мужиков“, но... „ребенок был так уморительно мал“; „малюточка“, но — „басом“. Лето: „А солнце палит их полуденным зноем“. И почти сразу зима: „И зимнего солнца холодный (!) огонь (!)“.<...>
Сами беспрерывные перепады образов и их контрастное противостояние обеспечивают взаимоусиление. Картинная бутафория, детский театр (первоначально все стихотворение называлось „Детская комедия“), но — жизнь.
Да не просто в ее житейской достоверности, а в глубинной доподлинности.

Ведь уже в одной только этой фразе, которая выглядит вызывающим улыбку всего лишь бытовым ответом, сошлись и предстали такая природная жизненная сила, такая изначальная готовность к труду, такое исконное чувство ответственности, что последовавшая за этим — впервые у Некрасова — такая степень обобщения и такое заключение от самого малого к самому большому (опять — какой контраст) выглядят как естественная и необходимая формула закона:

9. Читаем и комментируем последний отрывок от слов: «Играйте же, дети! Растите на воле!» — до слов: «Проводит вас в недра землицы родной!..»
— К кому обращается поэт в этих строках? Как меняется образ рассказчика? Кого мы видим перед собой: охотника в гостиной, журналиста или кого-то еще?
(Заполняем таблицу — с. 140 пособия .)
— Как вы понимаете выражения: красное детство, скудное поле, хлеб трудовой, обаянье поэзии детства?
— Как вы думаете, какое вековое наследство призывает хранить поэт?

Вековое наследство — это лучшие традиции русского народа: любовь к родине, к родной земле, любование ее красотой, радость жизни, радость трудиться и растить хлеб.
— Мы прочитали текст стихотворения, который находится внутри нашего домика, т. е. между началом и концом, в которых рассказывается о встрече охотника с крестьянскими детьми. Мы увидели, что этот текст состоит из нескольких частей. Сколько крупных частей в этом тексте? Какой прием лежит в основе его построения?
Предыдущая работа поможет детям увидеть две большие части (можно сказать «комнаты», если продолжать метафору дома): светлую, «нарядную сторону» жизни и трудную, тяжелую сторону.
Светлая сторона: 1—6-й отрывки.
Трудная сторона: 7—8-й отрывки.
9-й отрывок — кульминационное обращение к детям — в этом контексте можно сравнить с крышей, которая венчает наш дом.

Домашнее задание


Разбор стихотворения Крестьянские дети.

Н. А. Некрасов уделял огромное внимание детям: посвящал им свои стихи.

Мир, расписанный Некрасовым в стихотворении Крестьянские дети , полон света, тепла и доброты. Писатель любит, сознает и отлично понимает крестьянский быт. Уклад народа неизменно находится в согласии с природой, которую автор изображает заботливо и с любовью. В произведении дети являются безгрешными душами, вынужденными мучиться и страдать от несовершенств общества, от «миропорядка», который установили взрослые. Но если их видить в непринужденной обстановке - это жизнерадостные, озорные, светлые души. И поэт откровенно любуется ими.

В начале стихотворения пред нами предстает тихая и счастливая жизнь, которая может быть у поэта лишь в селе: он увлекается милым ему занятием (пишет стихи), кругом удивительная природа. Ему «живется легко».

Позже он размышляет, что ожидает крестьянского ребенка в предстоящем. С раннего возраста труд, который поначалу может казаться простым и увлекательным: он наблюдает, как отец заботится о земле и ухаживает за ней, и та буд-то благодарит и дает плоды вложенного в нее труда.

Но имеется и иная сторона медали: очень тяжел бывает этот труд. Не сможет не пробудить сочувствия маленький шестилетний «мужичок», помогающий отцу в лесу.

Да, немало было печального в жизни крестьянских детей, но все-таки

Ответы к школьным учебникам

2.Чему «подивились» дети и какой «приговор изрекли»? Почему они решили, что незнакомец «не барин»?

Детки рассуждают о герое, рассматривают его, пробуют определить его социальную принадлежность: барин он, другими словами помещик, дворянин, либо разночинец. Они обращают свое внимание на бороду (малыши считают, что «у бар бороды не бывает - усы»), на дорогие часы, на породистую собаку, на двуствольное ружье, всему удивляются.

Что было со мною - всему подивились И мой приговор изрекли:
- Такому-то гусю уж что за охота!
Лежал бы себе на печи!
И видно не барин: как ехал с болота,
Так рядом с Гаврилой...

Малыши считают, что охотятся люди, чтоб добыть дичь и съесть ее. Они лицезреют, что человек, заснувший в сарае, довольно богат, чтоб охотиться ради пропитания, и может тихо отдыхать, по воззрению детей, лежать на печи. Они лицезрели, что гость ехал с охоты рядом с Гаврилой, другими словами с одним из фермеров их деревни, а «баре», по их воззрению, никогда не будут дружно и свободно разговаривать с крестьянами. Потому гость - «не барин».

3.Что рассказывает поэт о совместных с детьми грибных набегах? Какие подвиги они совершали и от кого ждали славы? Серьёзно или иронично пишет об этом поэт? Кто на отдыхе радовал их рассказами?

Нужно сказать, что Некрасов, в отличие от многих дворян тех пор, никогда не считал фермеров людьми низкого происхождения, свободно общался с ними и даже дружил, уважая в их природную находчивость, разум и людскую душу. В детстве он жил на Волге, в поместье отца, и много играл с крестьянскими детками. Далее автор вспоминает, как в детстве он прогуливался с детками за грибами.

Создатель пишет, что во время «грибных набегов» он старался приметить «грибное местечко», а после не мог его отыскать. Крестьянские же детки просто позже находили такие места по одним им понятным приметам. Детки могли и подшутить над простачком: так они пошутили, назвав змею колечком. В другой поход в лес детки «губили довольно» змей и клали на перилы моста, по которому проходила через село большая дорога. Они задумывались, может быть, под впечатлением российских народных сказок, где богатыри бьются со Змеем Горы- нычем, что люд, проходящий по ней, опешиться подвигам живущих тут ребятишек, пошевелит мозгами: «Это кто ж столько змей наловил?»

В селе росли древние раскидистые вязы, и в горячий летний денек тут на отдых в холодке останавливалось много людей, проходящих по дороге, в главном мастеровых, рабочих. Детишки обступали их, и рабочие ведали внимательным слушателям о том, что лицезрели в жизни: «про Киев, про турку, про чудных зверей». Дорога была для деток специфичной школой жизни.

4.В чём состоит «нарядная сторона труда» и как привлекали родители детей к труду?

Под «нарядной стороной труда» создатель предполагает удовлетворенность от прекрасной и дружной физической работы, от возделывания земли, которая приносит обеспеченный сбор. Когда ребенок лицезреет, что работа, в какой он учавствовал, приносит видимые результаты, что человек, который выполнил это работу, пользуется почетом и почтением, ему тоже охото учавствовать в труде, и таковой труд - не тягость, не наказание, а удовлетворенность.

6.Перед мысленным взором читателя в этом стихотворении проходит много картин. Какие из них вам особенно запомнились и почему?

Перед мысленным взглядом читателя, который знакомится с этим стихотворением, проходит много картин.

1) Охотник отдыхает в сарае на сене, а детки подглядывают за ним в щелку и говорят вместе, обсуждая охотника.

2) Создатель вспоминает, как был небольшим, вспоминает походы крестьянских деток за грибами и их шуточку со змеей.

3) Крестьянские детки на большой дороге внемлют рассказы прохожих людей, с любопытством рассматривают инструменты.

4) После сбора грибов детки купаются в луговой речке.

5) Возвратившись в деревню, малыши занимаются играми, кто-то помогает родителям.

6) Малыши идут в лес по ягоды, там находят для себя забавы: стращаются в один момент выскочившего зайчонка, ловят старенького глухаря.

7) Картины сельского труда, которые следит ребенок.

8) Встреча создателя с шестилетним Власом, который помогает папе возить из лесу дрова.

9) Создатель ворачивается к началу стихотворения и рассказывает, чем продолжилось знакомство охотника с детками: создатель скомандовал дрессированной собаке показать некие шуточки, и малыши радовались внезапному представлению. Внезапно началась гроза, и малыши убежали в деревню.

7.Каким настроением пронизаны эти картины (грустным, весёлым)? Как вы думаете, правильно ли вы ответили на первый заданный вам вопрос, о чём это стихотворение? Как бы вы теперь ответили на него? Что хотел сказать автор о крестьянских детях?

Картины, нарисованные создателем, проникнуты хорошим чувством любования и сразу печалься: создатель отлично знает жизнь крестьянских деток, он соображает, что удовлетворенность и свобода имеет оборотную сторону. Создатель соображает, что малыши - это и есть будущее народа.

8.Какие картины детства и окружающего мира рисует поэт и чего желает детям?

См. 6-й вопрос.

Поэт обращается к детям с призывом обожать свою родную землю:

Поэт обращается к детям с призывом любить свою родную землю:
Играйте же, дети! Растите на воле!
На то вам и красное детство дано,
Чтоб вечно любить это скудное поле,
Чтоб вечно вам милым казалось оно.
Храните свое вековое наследство,
Любите свой хлеб трудовой -
И пусть обаянье поэзии детства
Проводит вас в недра землицы родной!..

Стр. 187

1.Как вы понимаете слова и словосочетания: вирши, коснулось души умиленье, милые плуты, святой доброты, грибные набеги, рубанки, синеющей лентой, вековое наследство, хлеб трудовой!

Значение слов и словосочетаний:

вирши - стихи
коснулось души умиленье - человек испытал чувство умиления, светлой тихой радости
милые плуты - автор называет так детей потому, что они хит-рят, плутуют, но их плутовство наивно, в нем нет злого умысла
святой доброты - доброта святая, потому что она бескорыстна, глубоко искренна
грибные набеги - веселые походы в лес за грибами
рубанок - столярный инструмент
синеющей лентой - автор сравнивает реку с лентой, синею-щей между зеленых полей
вековое наследство - автор имеет в виду лучшие традиции русского народа, любовь к труду, к родине
хлеб трудовой - хлеб, который достается не даром, а благо¬даря большому труду.

2.Выпишите из стихотворения слова, неправильно произнесённые крестьянскими детьми, например: вона, не засти, украдут... Как надо их произносить, поставьте правильное ударение.

Гляди-тко, погляди-тко, спроста.

3.В прочитанных вами произведениях много слов, которые незаслуженно редко используются в современном русском языке, например изваяние, величава, родименький, удел, заповедать. Объясните смысл этих слов.

Изваяние - скульптурное изображение; статуя.
Величава - проникнутая торжественной красотой, величием;
свидетельствующая о внутреннем достоинстве; величественная.
Родименький - свой, родной.
Удел - доля, судьба, участь.

Детство Николая Некрасова нельзя назвать счастливым. Он вырос в семье тирана, который постоянно угнетал и прислуживающих крестьян, и всю домашнюю родню. Именно поэтому, маленький Николай очень часто пытался сбежать от жесткости отца и уходил в село, где дружил с простыми деревенскими мальчишками. Они не считали его барином. Николай, вместе с деревенскими озорниками мог пойти и в лес за грибами, и на рыбалку, и в кулачных боях участвовал. Именно благодаря такому опыту из детства, Некрасов научился ценить жизнь, видеть ее изнутри и понимать все трудности и проблемы обычного крестьянина.

Находясь в юном возрасте, Николай неоднократно ходил в деревню, занимался охотой, ловил рыбу. И при каждом таком походе он всегда наблюдал за резвящимися детишками, которые не имеют горы проблем за плечами, которые веселы и радостны. Именно на фоне таких впечатлений Некрасов и создает стихотворение «Крестьянские дети».

Поэт в некотором роде даже завидует детишкам, вспоминая, как было замечательно играть с друзьями, вместе хохотать и проделывать всякие глупости. Некрасов замечает, что крестьянские дети, в отличие от барских наследников, могут насладиться своей свободой.

Конечно, Николай Алексеевич знает истинное положение этих маленьких тружеников. С самого малого их приучают к тяжелой работе, которая отсылает детишек и в поле, и на пастбище. Однако в своем стихотворении «Крестьянские дети» Некрасов хочет на мгновение, на секунду передать те счастливые моменты из жизни простых деревенских детишек. Они старательные, они работящие, развитые не по годам. На их недолгом жизненном пути уже достаточно опыта, чтобы делать правильные выводы.

Данная творческая работа Николая Алексеевича состоит из нескольких частей. В каждой части перед читателем оживают различные жизненные ситуации, за которыми приходилось наблюдать автору. И в каждой части читатель может познакомиться с маленькими героями, которые способны отвечать за свои поступки и принимать решения. Поэт обращается ко всем маленьким жителям с призывом наслаждаться своим детством, использовать каждое счастливое мгновение. Ведь такого беззаботного времени в их дальнейших жизнях больше не будет.

«Крестьянские дети» Некрасов

«Крестьянские дети» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» впервые было опубликовано в 1861 году в журнале «Время». По общему настроению оно очень похоже на более позднюю поэму писателя «Мороз, Красный нос» (1863). Это теплая идиллия, в которой отражена нежность автора к детям крестьян и волнение за их судьбу.

Написано стихотворение четырехстопным амфибрахием, рифма перекрестная с отклонениями в некоторых фрагментах. По характеру ударения на последние слоги автор использует чередование женской и мужской рифмы.

Интересна кольцевая композиция стихотворения. В первой части лирический герой рассказывает о встрече с ребятами на охоте. Затем он переходит к своим воспоминаниям, чередуя их с размышлениями о судьбе и воспитании детей крестьян. В заключение герой говорит о том, что «Теперь пора возвратиться к началу», и мы снова переносимся в ситуацию охоты. Она завершается открытым концом - это характерный для Некрасова прием. Герои переждали грозу и отправились на новую охоту, однако это событие лежит уже вне поля нашего зрения.

Особенности композиции не позволяют назвать время и пространство стихотворения линейными. Сначала мы находимся в ситуации охоты, затем переносимся в пространство размышлений героя, из которых он переносит нас в пространство и время своего детства. Критики приписывают произведению автобиографичность - лирический герой вполне может описывать воспоминания самого Некрасова, который воспитывался в родовом имении в деревне Грешнево.

Размышления о крестьянских детях и об их судьбе приводят поэта к ключевой для него теме судьбы российского народа. Любовь смешивается с чувством боли (противопоставление эпитетов «красное детство» и «скудное поле», упоминание «честных мыслей, которым нет воли»). Стихотворение Некрасова гармонично вписывается в его творчество и содержит в себе рассуждения на актуальные для того времени темы.