Биография франциска ассизского. Житие святого франциска ассизского Кто такой франциск ассизский кратко

Мы составили эту книжку для того, чтобы прославить Господа и его служителя, блаженного Франциска, чтобы люди увидели, как премудрость и любовь Божия открываются в меньших мира сего и чтобы те, которые пожелают подражать ему, нашли для себя здесь пример и поучение. Как собирают цветы с прекрасного луга, так и мы выбрали из жизни святого, что нам казалось наиболее красивым, божественным и поучительным и изложили это простыми, правдивыми словами, пренебрегая учёным и полным рассказом. Пусть послужит эта книжка к просветлению и утешению душ человеческих, как она утешала нашу душу во время её составления.

I. Молодость святого Франциска

1. Любовь к играм и забавам

Франциск происходил из города Ассизи в Италии.

Он родился в семье богатого купца Бернардоне. Выросши, Франциск стал помогать отцу в лавке, но это занятие было ему очень не по душе: он был весёлый, живой юноша и с большим удовольствием отдавался забавам и песням, подобравши себе компанию таких же, как он, любителей весёлой жизни.

Он щедро тратил деньги на пиры и забавы, и за это часто получал выговоры от родителей, которые говорили ему, что он ведёт себя не как сын купца, а как какой-то принц. Всё же родители терпели это, так как были богаты и гордились тем, что их сын проводит время со знатными юношами.

2. В которых Франциск сохранял доброе сердце и любовь к нищим

Но и в самых попойках и кутежах Франциск сохранял мягкую и добрую душу, любил нищих и никогда не отказывал им в подаянии. Рассказывают, что однажды в лавку, где он продавал сукно, пришёл нищий и просил милостыню Христа ради. Франциск был занят и прогнал нищего; но потом совесть заговорила в нём, и он подумал: «Если бы кто-нибудь попросил бы у меня чего от имени какого-нибудь князя или графа, ведь я не отказал бы. Не должен ли я исполнить просьбу того, кто просит от имени Христа?» И, выбежав из лавки, Франциск догнал нищего и подал ему милостыню.

Вообще молодость Франциска прошла очень бурно, он много мечтал о военных подвигах, о славе, бывал в сражениях и раз даже попал в плен. Так дело шло до двадцати двух лет.

II. Обращение Франциска

3. Как он в душе обручился со святой бедностью

Однажды он был выбран своими друзьями распорядителем пира. Он устроил богатый пир, как это делал часто. Когда гости с криками и пением расходились по домам, он шёл с ними, но вдруг остановился, перестал петь и погрузился в глубокую задумчивость. И внезапно его посетил Господь и наполнил его сердце такой сладостью, что он не мог не говорить, не двигаться, ничего не видел и не слышал. Он сам потом говорил, что если бы его в эту минуту рвали на куски, он и тогда не двинулся бы с места. Когда друзья его увидали, что он отстал от них, вернулись, и с удивлением заметивши, что лицо его приняло какое-то особенное выражение, стали расспрашивать его: «Почему ты не идёшь с нами? О чём ты думаешь?», а другие шутливо замечали: «Он, должно быть, собирается жениться».

Тогда Франциск с живостью ответил: «Да! Правда! И я выбрал себе такую знатную, такую богатую и красивую невесту, какой вы никогда не видели».

Товарищи стали смеяться над ним; они не знали, что он говорил это не от себя, а по внушению Духа Святого, потому что невеста его была истинная Евангельская жизнь и бедность.

4. И стал отвращаться он от прежней жизни

С этого дня он стал внимательно рассматривать свою жизнь и презирать то, что раньше любил. Он удалялся от мирского шума, погружался в себя и неустанно разыскивал ту драгоценную жемчужину, которую купил, продавши всё своё имущество, некий человек в евангельской притче. Он много молился и ещё больше полюбил нищих, которым постоянно давал богатую милостыню. Однажды он ехал верхом по дороге около Ассизи и встретил прокажённого. Он всегда чувствовал большой страх и отвращение к прокажённым, но на этот раз сделал над собой усилие, сошёл с лошади и, поцеловав ему руку, подал ему милостыню. Получив ответный поцелуй от прокажённого, Франциск снова сел на лошадь и продолжал свой путь. С тех пор он часто бывал у прокажённых, носил им пищу, ухаживал за ними, а сердце его переполнялось неведомой ему раньше радостью, когда он слышал благодарность и благословление этих несчастных.

Мало-помалу он совсем оставил дом и прежние занятия, проводил всё время среди нищих и прокажённых или в небольшой часовенке святого Дамиана, которая ему особенно полюбилась.

5. Гнев отца и суд епископа

Отец его, видя, что на сына нет никакой надежды, что помощника из него в торговле не выйдет, был им очень недоволен, бил его и силой удерживал дома. Наконец, он решил совсем выгнать его из дома и лишить наследства и обратился для этого к епископу.

Когда Франциска привели к епископу, епископ сказал ему: «Твой отец говорит, что ты раздражаешь его и порочишь его имя своим поведением. Если ты действительно хочешь служить Господу, то откажись от наследства и верни отцу, если у тебя есть, его деньги».

Франциск был сильно обрадован и сказал: – Отец мой, я отдам не только деньги, но и одежду, которая на мне, – и снявши с себя всю одежду он положил ее вместе с деньгами перед епископом. Отец сейчас же забрал всю одежду и деньги, а епископ покрыл голого Франциска своим плащом.

Таким образом, Франциск освободил себя от всего мирского, он оставил отца своего телесного, чтобы всецело служить Отцу Небесному, и сделался также беден и наг, как его друзья нищие, прокажённые, больные и голодные.

6. Первая проповедь

Однажды Франциск услышал, как в церкви Богородицы читалось то место Евангелия, где Христос посылает учеников на проповедь : «Ничего не берите с собой: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни денег, и не имейте по две одежды» ().

III. Первые ученики Франциска и основание ордена

Это место так поразило Франциска, что он воскликнул: «Вот, что мне нужно! Вот, чего я искал. Я буду исполнять это от всего сердца и изо всех сил».

Сейчас же он бросил свою обувь и палку, оставил себе только одну верхнюю одежду, которую подпоясал верёвкой и стал проповедовать, где только мог, слово Божие. Не был святой Франциск только слушателем слов Евангельских. Всё, что слышал, он старался сейчас же исполнять до последней буквы.

Он проповедовал простыми словами, но слова его были как огонь горячий и проникали в самое сердце. И слушающие удивлялись: «Не сын ли это Петра Бернардоне? Не его мы ли видели всегда за пиром и забавами? И вот он проповедует теперь чудными словами».

Многие люди были увлечены, как страстной проповедь ю Франциска, так и его жизнью, и в числе первых один богатый человек по имени Бернард, который, рассматривая подвижническую жизнь Франциска, решил в своём сердце продать и раздать нищим всё, что имел и жить как Франциск.

Поэтому он послал сказать Франциску, что очень желает его видеть по важному делу. Франциск очень обрадовался, так как догадался, для чего зовёт его Бернард, и надеялся найти в нём друга, которого он до сих пор не имел.

Итак, он пошёл к нему в дом и провёл у него в беседе всю ночь. К утру они решили идти в и узнать там волю Господа о них; с ними пошёл некий Пётр, который тоже хотел стать братом. Там они горячо молили Бога, чтобы Он указал на свою волю. Затем Франциск, преклонивши перед алтарём колени, разогнул Евангелие, и открылась следующее место: «Если хочешь быть совершенным, иди продай имущество твоё и раздай нищим и будешь иметь сокровище на небесах».

Франциск сильно возрадовался и открыл во второй и третий раз. И вышли следующие места: «Ничего не берите с собой в дорогу: ни посоха, ни сумы, ни хлеба, ни серебра и не имейте по две одежды» и «кто хочет идти за мной, пусть откажется от себя и возьмёт крест свой и за мной идёт». ().

– Друзья мои, – сказал тогда Франциск, – вот вам устав наш, вот что надо делать нам с теми, кто присоединится к нам.

Сейчас же Бернард приступил к раздаче своего имущества. Франциск помогал ему.

Вскоре присоединилось ещё несколько братьев.

Так сложилось братство бедных, или орден меньших братьев, и число членов его всё увеличивалось.

IV. Первая попытка проповеди

8. Святой отправляет братьев на проповедь

Братья жили как нищие и не имели постоянного жилища. Большею частью они собирались у часовни святого Дамиана или у церкви Богородицы в Порциункуле.

Когда святой Франциск исполнился Духа Святого, он созвал своих учеников и сказал им: – Исполним, братья, то дело, к которому призвал нас Бог, не для самих себя, а для спасения многих людей. Мы должны пойти по всему миру, уча людей не столько словами, сколько примером, призывая их к покаянию и праведной жизни. Не бойтесь показаться слабыми и невеждами, но смиренно проповедуйте покаяние, уповая, что Бог даст вам силы для проповеди . Вы встретите людей, которые с радостью примут ваши слова, а к людям гордым, которые будут против вас, относитесь с кротостью и без злобы. Не бойтесь, потому что скоро к нам придут много знатных и мудрых и обратятся к Господу.

Когда все братья по двое разошлись проповедовать, святой Франциск выбрал и себе в спутники брата Эгида. Он был всё время ужасно весел, пел гимны Богу и прославлял Его за Его благость. Радость его была такова, как будто он нашёл огромное сокровище в евангельской бедности.

9. Разные разговоры о братьях в народе

Те, кто слышали их, говорили: «что это за люди и что за слова говорят они?». В то время у людей совершенно не было любви к Богу, которая даже считалась глупостью. Поэтому о братьях говорили разно. Одни называли их дураками и полоумными, другие же замечали, что такие слова не от глупости. Какой-то слушатель рассказывал: – Или они действительно святые, или же сумасшедшие, потому что кто из разумных людей станет вести такую отчаянную жизнь, есть впроголодь, ходить босиком и одеваться в лохмотья?

Все же иные, видя святость их жизни, внимательно слушали их и даже присоединялись к ордену.

Так, через несколько дней к ним пришли три брата: Себастьян, Морит и Иоанн, и просили принять их в братство, и Франциск принял их с любовью.

10. Подвижническая жизнь братьев

Когда эти новые братья стали просить милостыню, то многие ничего не давали им, говоря им в насмешку: зачем вы раздали своё имущество? Вот и голодайте теперь.

А родители их и родственники всячески преследовали их и издевались над ними, как над сумасшедшими.

Даже местный епископ призвал как-то братьев и сказал им:

– Очень тяжела и сурова стала ваша жизнь с тех пор, как вы отказались от всякого имущества.

Но Франциск сейчас же ответил ему:

– Отец, если бы мы имели какое-либо имущество, нам понадобилось бы оружие, чтобы оберегать его. А отсюда пошли бы ссоры, неудовольствие и для любви к Богу ничего бы не осталось. Вот почему мы не хотим ничего иметь в этом мире.

11. Как в одном городе братьев приняли за воров

Многие принимали братьев за воров и отказывались принимать их, боясь, что украдут что-нибудь, так что часто они не находили себе иного убежища, как паперти церквей или навесы около домов.

Однажды два брата ходили по Флоренции, но не могли найти себе ночлега. Подойдя к одному дому с балконом, они сказали себе: «Здесь мы хорошо могли бы провести ночь». Так как хозяйка дома отказывалась пустить их в сам дом, то они смущённо попросили позволения ночевать на балконе. Едва она разрешила им это, как пришёл её муж.

– Зачем, – сказал он, –ты позволила этим бродягам оставаться на нашем балконе?

Жена объяснила, что им нечего здесь украсть, и они остались.

12. И как потом обнаружилась их святость

Был сильный холод; им не дали ничего, чтобы покрыться. Соснув немного, согретые одним лишь божественным жаром и прикрытые только покровом совей владычицы – бедности, братья на заре пошли в .

Хозяйка дома тоже пришла туда и, увидав братьев, которые усердно молились, сказала себе: «Если бы эти люди были воры и бродяги, как говорил мой муж, то они не молились бы так». И в то время, как она так размышляла, один человек по имени Гвидо, стал раздавать милостыню бедным, стоявшим в церкви. Подойдя к братьям, он и им хотел подать монету, но они отказались.

– Отчего, – спросил Гвидо, – вы не хотите принять денег, если вы бедны?

– Это правда, что мы бедны, – ответил Бернард, – но бедность не тяготит нас, так как по милости Бога, волю которого мы исполняем, мы сделались бедными по собственному желанию.

Он ещё больше удивился, когда узнал, что братья обладали большим имуществом, но из любви к Богу всё отдали.

Тогда и хозяйка дома и Гвидо переменили своё мнение о них и стали просить войти к ним в дом и оставаться, сколько захотят. Находились и такие дурные люди, которые всячески обижали братьев, даже отнимали у них одежду, а так как они носили только одну рясу, то оставались голыми, но они не требовали одежды назад, а терпеливо ждали, когда кто-нибудь, сжалившись, отдавал им похищенное обратно.

13. Оскорбления и преследования, которые братья терпеливо выносили

Иные совали им в руки игорные кости и приглашали играть, другие цеплялись им за полы и заставляли так тащить себя.

Всё это они терпеливо переносили, как научил их Франциск, и даже радовались таким искушениям, переносить которые помогал им Господь.

Видя, что братья терпеливо сносят обиды, не любят денег, воздержаны и живут между собой в согласии, многие раскаивались в своих злых шутках и просили у них прощения, которое братья давали им от всего сердца. Многие стали обращаться к ним с вопросами о спасении души и после беседы с братьями просили принять их в братство.

14. Возвращение

С радостью возвращались братья в Порциункул с новообращёнными, а когда встретились с Франциском и прочими друзьями, то забыли все невзгоды и страдания, которые перенесли во время проповеди .

V. Дальнейшая жизнь и подвиги Франциска

15. О том, как Франциск с братьями пребывали в труде, бедности и взаимной любви

Расскажем теперь о дальнейшей жизни и подвигах братьев.

д-р Катчер . Участие рабочих в прибылях предприятия.

Э. Бьюисон . Всеобщая забастовка.

Е. Ефимова . Жакерия.

Жеффруа . Вечный узник.

Л. Деева . Революция 1848 г. в Австрии.

Клеппер . Граф Муравьев-Вешатель.

В. Маноцков . Мелкий кредит.

Проферансов . Наука в России.

В. Маноцков . Потребительные общества.

О. Волькенштейн . Великая смута земли русской.

A.Белевский-Белоруссов . Местное самоуправление.

Ф. Фишер . Милитаризм.

О. Волькенштейн . Английское рабочее движение (Чартизм)

Н.Р. Земельные законодательство Новой Зеландии.

А. М. Обухов . Крестьяне и рабочие.

Е.Дедова . Последние годы царствов. Александра I.

Л. Д. Кларк . Современное положение рабочих в Соединен. Штатах.

А.М. Обухов . Как защитить себя и свой дом.

В.Тиммерманн . К чему стремится союз земельной реформы.

В. Немирович-Данченко . Без имени.

А. Михайловский . Как живут наши северные соседи.

А.Лория . Эволюция и революция.

Любомудрова . Женщина в революционном движении.

Рушковский . Увечные рабочие.

И. Штерн . Государство будущего.

Л.Зинцмейхер . Вопрос о жилищах рабочих.

К.Каутский . Карл Маркс.

Классики общественной мысли.

1.Ж.Ж.Руссо . Общественный договор (пер. под ред. с предисл. А. К. Джилелегова)

«Религиозно-общественная библиотека»

«Вопросы религии» № I. (Сборник, печат.)

Свенцицкий и Эрн . «Взыскующим Града» №1

Издания Д. П. Ефимова.

В. Линд . Что делалось в русской земле до начала русского государства, ц. 8 к. 2) Б. И. Александровский . Народное правление в древней Руси, ц. 15 к. 3) 0. Линд . Князь , ц. 10 к. 4) Тверь и Москва в пер. пол. XIV века, ц. 10к. 5) Т. Линд . Никон и Аввакум, ц. 10 к.

Склад изданий: Москва, Моховая, дом Бенкендорф, книжный магазин Д. П. Ефимова.

Провел юность в беззаботном веселье, в зрелом возрасте оказался в тюрьме, но снискал почет и уважение как великий подвижник христианской Церкви. Он — о дин из наиболее почитаемых и известных в мире католических святых. Под конец жизни у него на теле открылись стигматы — кровоточащие раны, похожие на те, что были нанесены Христу при распятии. Он стоит у истоков крупнейшего в средневековой Европе движения духовного пробуждения. Три ныне существующих монашеских Ордена считают его своим основателем.

Святой Франциск одним из первых не только в христианской, но и в западной культурной традиции вообще, отстаивал собственную ценность жизни природы, проповедовал сопричастность, любовь и сострадание ко всякой твари, фактически видоизменяя тем самым идею безграничного господства человека над всем сущим в сторону заботы и попечения об окружающей среде. В 1979 году Папа Иоанн Павел II официально провозгласил святого Франциска Ассизского небесным покровителем экологов.

Мы поздравляем всех духовных чад св. Франциска Ассизского, трудящихся в России, а особенно — францисканцев в Преображенской епархии, несущих свое служение в приходе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Новосибирске!

Франциск родился в 1181 или 1182 году в Ассизи - небольшом древнем городе в Умбрии (Центральная Италия), в богатой мещанской семье. Его отца - торговца сукном - звали Пьетро Бернардоне; мать - Пика - была родом из Франции. При Крещении она дала сыну имя Джованни (Иоанн); однако отец, бывший в то время в поездке, по возвращении назвал мальчика Франциском (по-итальянски - «Франческо», т. е. «Французик»), очевидно, из-за хорошего отношения к стране, с которой поддерживал торговые связи.

Франциск был третьим ребенком в семье, но при этом единственным в ней мальчиком.

Поэтому его окружили заботой и любовью сразу три женщины — мать и две сестры. Он ни в чем не знал отказа, и ему всё позволялось. К тому же Франциск был красивым ребенком, и редко кто проходил мимо него без того, чтобы не обратить внимание на ангелоподобное создание. Так протекало его детство.

В юности Франциск собирался стать рыцарем. Однако после того, как он провел год в тюрьме в качестве военнопленного в ходе войны между Ассизи и Перуджей, его отношение к жизни коренным образом изменилось.

Франциск ознакомился с тяжелым бытом нищих, убогих и больных. Увиденная картина потрясла его до глубины души. В 1206 году двадцатипятилетний Франциск ушел из дому и стал ухаживать за прокаженными. Помимо этого он занялся восстановлением старых разрушенных церквей в окрестностях своего родного города.

В одной из них ему было видение, открывшее его будущее. Ему явился Иисус и сказал следующее: «Франциск, мой дом рушится, почини его!»

И лишь спустя некоторое время Франциск осознал, что Иисус имел в виду не ремонт церковных зданий, а восстановление самой Церкви.

Услышав в церкви во время богослужения чтение из 10-й главы Евангелия от Матфея о следовании за Христом, Франциск понял, что этот призыв обращен лично к нему. И тогда он полностью отказался от всех земных благ, стал проповедовать смирение, терпимость и распространять среди простых людей Слово Божие.

Вскоре у него появились ученики. В 1210 году Франциск написал устав нового монашеского ордена и отправился в Рим, чтобы просить Папу Иннокентия III утвердить этот устав. Принципиальным требованием Устава была «Святая нищета»: не только отдельным членам францисканского движения, но и всей конгрегации в целом запрещалось владеть какой-либо собственностью, включая здания, церковную утварь, книги… Первые , проповедуя людям слово Божие, питались исключительно подаянием, причем обнаружившиеся к концу дня «излишки» требовалось тут же раздать нуждающимся, а каждый новый день неизменно начинать в материальном смысле заново, «с полного нуля». Столь суровые требования отчасти были реакцией на показную роскошь многих прелатов, в чем Католическую Церковь упрекали весьма приумножившиеся в то время еретики.

Первоначально Папа с подозрением отнесся к новшествам, предлагаемым Франциском, и не захотел даже разговаривать с ним. Но молодой подвижник из Ассизи был непреклонен и решил во что бы то ни стало добиться аудиенции у главы Католической Церкви.

Франциск с товарищами поселились неподалеку от папской резиденции и стали ждать. Ожидание продлилось больше двух недель, пока однажды Папе Римскому не приснился сон: собор Святого Петра рушится, а невероятно огромный Франциск Ассизский подпирает его плечом.

И тогда Иннокентий III пригласил к себе Франциска, и их беседа длилась более пяти часов. Выслушав все доводы молодого человека, понтифик удовлетворил его пожелания.

Со временем Франциск переложил управление Орденом на плечи своих помощников, а сам удалился в хижину на располагавшейся в окрестностях Ассизи горе Альверно — одной из вершин Апеннинского хребта.

Как уже было отмечено выше, устав францисканцев коренным образом отличался от уставов других монашеских орденов того времени. Если святой Бенедикт считался образцом строгости, то святой Франциск являл собой образ невиданной кротости и доброты. Он любил абсолютно всех — даже мусульман, к которым в то время христиане относились с опаской и враждебностью.

Франциск настаивал на необходимости буквального, вплоть до мельчайших деталей, исполнения всех евангельских заповедей. Братья-францисканцы не должны были иметь денег, любого имущества, и, как и все монашествующие, были обязаны соблюдать обет безбрачия: ведь семейный человек становится уязвимым к соблазнам мира сего и не может являть своей жизнью идеал «Святой нищеты». Однако же в самом скором времени вокруг монашеского «ядра» францисканского движения возникло еще и движение сочувствующих мирян, и это стало первым в истории примером «третьего Ордена», разделявшего основные принципы духовности отца-основателя и органично дополнявшего служение монашеских мужской и женской ветвей (женская ветвь францисканского движения была представлена ).

Франциск и творение Божие

Франциск с любовью относился ко всему живому на Земле вплоть до того, что читал проповеди не только людям, но и зверям, и птицам. В наши дни его почитают покровителем экологического движения и молятся ему в том случае, если какое-нибудь животное заболело или нуждается в помощи.

Святой усматривал во всей природе и всём, что она содержит, отражение ее Создателя, и именовал зверей, птиц, луну, звезды, воду своими «братьями» и «сестрами». Только землю он называл сестрой-матерью. Ко всем существам он обращался, как к своим близким родственникам. Родство ценно своей связью, но не менее ценен в нем элемент индивидуальности. Как следует обращаться с братом или сестрой? - Их не следует эксплуатировать, их надо любить и уважать из-за родственной связи. Расширение этой концепции вплоть до включения в нее всего сущего и стало проявлением оригинальности и прозорливости святого из Ассизи. Его уважение к животным привело его к принципиальному отказу убивать их, хотя строгим вегетарианцем он не был. Франциск выступал в защиту зверей в неволе, заботился о них и, по возможности, выпускал их на волю. Так он спас нескольких диких голубей, которых несли продавать на рынок, а однажды воскликнул: «Если бы я только мог предстать перед императором, я бы умолял его, ради любви к Богу и ко мне, издать указ, запрещающий ловить и лишать свободы моих сестер-жаворонков». Сокол добровольно служил ему как будильник. Франциск уважал и неживую природу: старался не наступать на воду и почитал скалы. Он ощущал себя сопричастным всякой без исключения твари. Одно из народных преданий повествует о том, как святой Франциск уговорил селян кормить разорявшего их стада волка (вместо того, чтобы убить его), предварительно взяв с того клятву не красть овец. Он просил императора издать указ о праздничном кормлении домашних ослов и быков накануне Рождества.

За семь веков до Альберта Швейцера святой Франциск убирал червяков с дороги, дабы они не попали случайно под чей-то сапог или колесо. В любой из живых форм он прозревал элемент святости. Созерцая цветок, он ощущал мистический экстаз. Он просил садовников оставлять в садах место для диких растений, дабы «красота цветов могла возвещать о возможностях Отца всех существ», по-своему предвосхищая идею современных заказников дикой природы.

Франциск был твердо убежден, что имеет ценность сама в себе, а не только в силу ее «полезности» для человека: ведь и она тоже сотворена Богом и возлюблена Им. Таким образом он предварил краеугольный принцип экологической этики, разрабатываемой современными экофилософами. Святой не позволял рубить деревья в лесу, ибо всякое дерево - символ того, на котором был распят Сын Божий.

По мнению святого, отношения человека с природой должны носить характер взаимодополнения, взаимозависимости. Природа значима не только благодаря своей «нужности» человеку, но, прежде всего, благодаря многочисленным формам благожелательного присутствия в ней Бога. Отсюда — и наложенная на человека обязанность любовного отношения к окружающей среде, заботы о ней.

Франциск Ассизский подчеркивал присутствие Бога в разнообразии всего сущего, как и в радости, возбуждаемой фактом этого присутствия в душе человека, в желании человеческого сердца прославлять великое дело Божия творения, в котором единство не поглощает множественности существ, но щедрость Господа проявляет себя в их индивидуальности.

Последние годы жизни и кончина святого

За два года до своей кончины Франциск Ассизский чудесным образом приобрел стигматы — знаки пяти ран на теле распятого Иисуса (две на руках, две на ногах — следы от гвоздей, и одна в боку — след от копья).

Во сне святой Франциск увидел светящийся крест, к которому его привязали воины, так что он не мог ни говорить, ни сопротивляться, ибо его члены ему не повиновались. И вдруг он почувствовал сильнейшую боль, после чего лишился чувств и более ничего не помнил. Когда же наутро святой проснулся, боли не было, но на его теле открылось пять ран, которые немного кровоточили.

Франциск принял происшедшее со смирением и возблагодарил Господа, считая, что Бог, отметив его таким образом, одобрил его деяния.

В последние два года жизни Франциск испытывал тяжкие физические страдания, но при этом в полной мере сохранил свое поэтическое воззрение на мир. Главным же содержанием его поэзии всегда была трепетная любовь ко всякой твари.

Святой из Ассизи продолжает кормить зимой пчёл медом и вином, уносить с дороги червяков, чтобы их не раздавили… Он выкупает ягненка, которого ведут на бойню, освобождает зайчонка, попавшегося в капкан, обращается с наставлениями к птицам в поле, просит «брата огня», когда ему делают прижигание, не причинять слишком много боли…

Весь мир, со всеми его живыми существами и стихиями, обратился для Франциска в одну большую любящую семью, имеющую одного Отца и единодушную в любви к Нему. Из этого мироощущения излилась великая поэтическая «Хвала» Господу и всему творению Его во главе с «господином братом солнышком».

Вместе с тем Франциск понимал, что его уход близок, а потому почти всё свое время отдавал общению с людьми, проповедуя, беседуя, увещевая, наставляя…

Последние дни его земной жизни были полны мучений, но страдания плоти были отчасти облегчены ему заботливым уходом св. Клары и его собственным возвышенным настроением. Франциск добавил к своей «Хвале» еще одну строфу с прославлением «сестры нашей, телесной смерти», и, не только как монах-аскет, но и как поэт, подвел итог всему словами: «Жить и умереть мне одинаково сладко». Святой Бедняк из Ассизи скончался 4 октября 1226 года в Порциункуле, местечке вблизи его родного города, в котором он когда-то начинал свой духовный путь, восстанавливая своими руками заброшенную церковь Св. Дамиана.

Уже два года спустя он был канонизирован Папой Григорием IX, бывшим кардиналом Уголино. На «райском холме» началась постройка великолепного готического собора во имя нового святого; но не так желали почтить память «Ассизского Бедняка» иные близкие его сердцу сподвижники - и однажды ночью брат Леон с некоторыми другими братьями, опрокинул и разбил столб с кружкой, поставленный генеральным настоятелем Илией для сбора пожертвований на построение храма Св. Франциска. Так на могиле Апостола мира разгорелась борьба, в которой столкнулись разные интерпретации завещанного им идеала, и этой борьбой было наполнено всё XIII столетие, да и в дальнейшем чувствовались ее отголоски, тем более, что основанное Франциском духовное движение охватило широчайшие народные массы и стало одним из самых многочисленных за всю историю Церкви. В настоящее время три действующих во Вселенской Церкви и исполняющих в ней важное служение монашеских Ордена считают своим основателем св. Франциска.

Могила святого находится в нижней церкви Сан-Франческо в Ассизи в монастыре Сакро-Конвенто.

Святой Франциск Ассизский был одним из самых обаятельных людей, каких знает история. Он происходил из зажиточной семьи и в дни своей молодости не был чужд обычным развлечениям. Но как-то раз, когда Франциск проезжал верхом мимо прокажённого, внезапный порыв сострадания заставил его спешиться и поцеловать несчастного.

Св. Франциск Ассизский. Фреска Джотто

Вскоре после этого случая он решил отказаться от всех благ и посвятить свою жизнь проповедничеству и добрым делам. Отец Франциска, почтенный деловой человек, пришел в ярость, но оказался бессильным удержать сына от этого шага. Оставив семью, Франциск собрал группу последователей, которые дали обет соблюдения полной бедности.

Впрочем, аскетизм для святого — в порядке вещей. Что действительно выделяет Франциска из длинного ряда средневековых святых, — так это бесконечная широта любви и поэтический дар. Добро он творил без всяких усилий. Всякое живое существо вызывало в нем чувство любви - не только как христианина и человека с отзывчивым сердцем, но и как поэта. Его гимн солнцу, написанный незадолго до смерти, замечателен бескорыстным любованием божественной гармонией космоса. В отличие от большинства христианских святых, он больше пекся о счастье других, чем о своем собственном спасении. Один его биограф писал, что он был больше, чем святым среди святых: среди грешников он также был одним из своих.

Хочешь знать, почему все идут за мной? — писал святой Франциск. — Потому что очи Бога Всевышнего не увидели среди грешников более низкого, более недостойного, более грешного, чем я, и для свершения тех чудесных деяний, которые Он замыслил совершить, Он выбрал именно меня, дабы смутилась знатность, величие, сила, красота и мудрость мира и дабы знали люди, что всякая добродетель и всякое благо от Него, а не от твари.

Легенда повествует, что в окрестностях города Агуббио появился громадный, страшный и свирепый волк, который пожирал не только животных, но и людей. Жалея жителей, Франциск отыскал волка и, осенив его крестным знамением, сказал: «Брат ты мой волк, ты делаешь много зла в этой стране и совершил много великих злодейств. Но я хочу, брат волк, устроить мир между тобою и людьми». Волк движениями хвоста и глазами выразил свое согласие и вложил в руку святому свою лапу. Этот волк прожил в Агуббио два года и ходил по домам из двери в дверь, никого не обижая, и люди охотно давали ему пищу, а собаки не лаяли на него. Когда же брат-волк умер от старости, граждане много о нем горевали.

Кульминацией долгих размышлений Франциска о страданиях Христа стало чудесное обретение им за два года до кончины стигматов — знаков пяти ран на теле распятого Иисуса (на руках, ногах и боку).

В 1219 году Франциск совершил путешествие на Восток. Султан, перед которым он читал свои проповеди, принял его милостиво, но мусульманства не оставил. По возвращении Франциск обнаружил, что его последователи выстроили для себя обитель. От такого злостного нарушения обета бедности Франциск впал в великую скорбь и вскоре умер.

Если бы дьявол существовал, то будущее ордена, основанного святым Франциском, доставило бы ему величайшее удовлетворение. После смерти отца-основателя францисканцы предали полному забвению обет бедности и превратились в алчных стяжателей и жестоких слуг инквизиции.

Помоги мне, Господи,
Не столько искать утешение,
сколько утешать,
Не столько искать понимания,
сколько понимать,
Не столько искать любви,
сколько любить.
Ибо кто отдает — тот получает,
Кто забывает себя — вновь себя обретает,
Кто прощает — тому прощается,
Кто умирает — тот возрождается
к Вечной жизни.
Помоги же мне, Господи,
сделай руки мои
свидетельством
Твоего Мира.

Молитва св. Франциска

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † - https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях... Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Святой Франциск Ассизский – великий святой, монах, миссионер, учредитель нищенствующего ордена францисканцев, названого его именем. Он ознаменовал собой важный перелом в формировании аскетического идеала, что стало одним из важнейших этапов становления новой эпохи в истории западного монашества.

Франциск Ассизский (Джованни Франческо ди Пьетро Бернардоне) родился в небольшом древнем городе Ассизи (Италия) в семье богатого мещанина. Период учения мальчика был достаточно непродолжительным. И в 14 лет по решению отца он стал помогать ему в торговле. Франциск был любимцем молодежи и проводил свободное время в беззаботном юношеском веселье.

На протяжении многих лет юноша мечтал о карьере настоящего рыцаря. И после похода в Апулию, где ему пришло Божье видение, он обратился к Господу. Это событие стало началом обращения святого. Также важным моментом этого стала его случайная встреча с прокаженным: увидев в нём лик страдающего Христа, он обнял страдающего. С тех пор святой часто помогал прокаженным и совершал паломничества.

Помогая отцу в торговле, Франциск стал раздавать выручку бедным, что привело к конфликту с родным человеком. За это он публично лишил юношу наследства.

Мечты о рыцарстве всё же манили святого и понемногу начинали сбываться. Он принял участие в войне, но попал в плен и целый год провел в тюрьмах, где сильно заболел. Это было время размышлений о своём предназначении. И видел его юноша в милосердии и сострадании.

После этого он ходил в тунике в виде креста, помогая больным и прокаженным, а также начал проповедническую деятельность. Франциск самостоятельно отреставрировал три храма.

Очень быстро у него появились последователи, вместе с которыми они составили устав братства и получили утверждение его самим Папой Римским. Именно во время этого визита в Рим святой был официально посвящен в диаконы.

Святой и его братья не раз отправлялись к сарацинам, дабы обратить их в христианство, посещали и другие страны в роли миссионеров.

Важным событием в жизни Франциска стало получение стигматов – ран, напоминающих следы Господних страданий:

  • на руках;
  • ногах;
  • в боку.

Зная о приближении смерти, святой выразил желание перенести его в “колыбель Ордена” – часовню Божией Матери Ангельской, где и смиренно почил. А двумя годами позже был торжественно причислен к лику святых.

Жизнь Франциска Ассизского, как и его роль в церковной культуре, поистине уникальна и своеобразна, о чём свидетельствует и его художественное изображение: в монашеской рясе коричневого цвета с поясом из трёх узлов, что являются символами данных им обетов: бедности, послушания и целомудрия. Также он единственный из святых францисканцев, кто имеет стигматы (раны Христа).

Церковь Франциска Ассизского

Один из грандиозных шедевров архитектурного искусства, который носит гордое имя Франциска Ассизского, находится в Вене (Австрия). Церковь, выполненная в неороманском стиле, была построена на берегу Дуная. И это строительство продолжалось целых 15 лет.

И сегодня храм, имеющий великую и интересную историю, является местом паломничества многих людей со всего мира. Ведь это не только красота, запечатлённая в камне, это символ неувядающей веры и вечного служения Господу.

День святого Франциска Ассизского

День памяти святого – 4 октября. В это время к иконе Франциска приходят верующие люди, дабы получить его верную защиту. Также монах является покровителем:

  • францисканцев;
  • купцов;
  • бедняков;
  • прокажённых;
  • зверей и окружающей среды (экологов).

Франциск Ассизский по праву является одним из величайших и уважаемых религиозных деятелей во всё мире.

Молитва Франциска Ассизского

Молитва святого – также очень уникальное произведение, ибо в нём гармонично сочетаются красота слова и глубокий философский смысл. Условно её можно разделить на части:

  • молитва о мире;
  • молитва из послания ко всему Ордену;
  • молитва, произнесённая перед распятием.

Её текст настолько точен и справедлив, что вызывает благодатные чувства к человеку, о котором говориться в ней. Ибо он никогда не забывал о ни о ком из людей, не делил их по статусу, не осуждал.

В его словах – великая вера и послание к тем, кто хочет изменить себя и мир вокруг, а сделав это, – приблизиться к Богу, стать частью его деяний и нести славу о них другим людям.

Молитва о мире, приписываемая святому Франциску

Дай мне, Господи, быть орудием Твоего мира,

чтобы я приносил любовь ненавидящим,

прощение — обижающим,

примирение — враждующим,

веру — сомневающимся,

надежду — отчаявшимся,

радость — скорбящим,

чтобы я приносил свет во тьму.

Дай мне, Господи, утешать, а не ждать утешения,

понимать, а не ждать понимания,

любить, а не ждать любви,

ибо, кто дает, тот обретает,

кто о себе забывает — находит себя,

кто прощает — будет прощен,

кто умирает — воскресает для жизни вечной.

Молитва святого Франциска Ассизского из послания ко всему Ордену

Всемогущий, вечный, праведный и милосердный Боже, дай нам, несчастным, поступать по Твоей воле, делать, что Ты хочешь, и всегда хотеть того, что Тебе угодно, чтобы, внутренне очищенные, внутренне просвещенные и огнем Святого Духа зажженные, мы могли следовать по стопам возлюбленного Сына Твоего, Господа нашего Иисуса Христа, и Твоею благодатью достигнуть Тебя, о Всевышний, Который в Троице совершенной и Единстве простом живешь и царствуешь во веки веков. Аминь.

Молитва святого Франциска Ассизского, произнесённая перед распятием

Всевышний славный Боже, освети тьму моего сердца и дай мне истинную веру, ясную надежду и совершенную любовь, разумение и познание, Господи, чтобы исполнил я Твою святую и истинную волю.

Господь всегда с Вами!

Исторический контекст

Старое монашество в своем отречении от мира возлагало на отдельного монаха обет бедности, но это не помешало монастырям сделаться крупными поземельными собственниками, а аббатам - соперничать в богатстве и роскоши с епископами и князьями. Франциск углубил идею бедности : из отрицательного признака отречения от мира он возвел её в положительный, жизненный идеал, который вытекал из идеи следования примеру бедного Христа . Вместе с этим Франциск преобразил и самое назначение монашества, заменив монаха-отшельника апостолом-миссионером, который, отрекшись внутренне от мира, остается в мире, чтобы среди него призывать людей к миру и покаянию.

Старое землевладельческое монашество соответствовало аграрному периоду Западной Европы; но возникли города, с густым населением из богатых и бедных - и к ним-то обратились ученики Франциска, проповедуя одним в назидание, другим в утешение «бедное житьё», как идеал «евангельского совершенства». Как проповедник «бедного житья», Франциск имел предшественников. Богатство клира давно вызывало протест как со стороны блюстителей аскетического идеала (Бернард Клервоский), так и со стороны противников клира (Арнольд Брешианский). Особенное сходство с Франциском представляет старший его современник, Валдес из Лиона , от проповеди которого получила начало отпавшая впоследствии от католицизма секта валденцев .

Попытки историков разыскать нити, связующие Франциска с его предшественниками, привели, однако, лишь к гипотезам слабо основанным и притом ненужным, так как стремления Франциска могут быть вполне удовлетворительно объяснены его личностью и духом его времени. Мысль о добровольной бедности «по Евангелию » легко могла самостоятельно зародиться как у богатого лионского банкира, так и у расточительного сына зажиточного купца в провинциальном итальянском городке; но проповедь того и другого приняла различное направление, что зависело как от среды и обстоятельств жизни, так и от личности обоих.

Личность Франциска Ассизского

Биография

Юность

Отец Франциска, по имени Бернардоне, торговал сукнами ; торговцы этим дорогим международным товаром были в то время зажиточными людьми. Торговые обороты побуждали Бернардоне совершать частые поездки во Францию , в память которой он и назвал своего сына Франциском. Франциск знал песни трубадуров и часто распевал их на французском языке.

Он был единственным сыном; родители ни в чём ему не отказывали. Юношей он вел разгульную жизнь с молодёжью своего города, которая выбирала его «царём» пирушек. Родители не мешали сыну, гордились его знакомством с дворянской молодёжью; мать Франциска не скрывала, что ожидает для сына славного будущего. И сам Франциск в это время не был лишён тщеславия : источники говорят, что он не хотел, чтобы «кто-либо его превосходил». Франциск принял участие в войне между Ассизи и Перуджей , был взят в плен, но не утратил своей весёлости и уверенности в своем великом будущем. Он вынес тяжелую болезнь, но по выздоровлении стал вести прежний образ жизни и предпринял с молодыми рыцарями поход в Южную Италию в пользу папы .

С первого же ночлега Франциск вернулся; по сказанию, он видел сон, направивший его на другой путь. Очевидно, его сердце уже не удовлетворялось внешним блеском и указало ему путь к подвигам иного рода. Франциск всегда был очень щедр к нищим. Однажды, отвлечённый делом, он отказал одному из нищих, пристававших к нему именем «Господним», но затем, спохватившись, что если бы нищий попросил у него именем какого-нибудь земного сеньора , то он не отказал бы ему, он догнал нищего и одарил его.

Два года провел Франциск в окрестностях Ассизи, занимаясь, кроме молитвы, починкой церквей, для чего выпрашивал камни; особенно стала ему дорога полуразрушенная часовня св. Девы, под названием Порциункула. Исправив её, Франциск устроил около неё для себя шалаш. Питался он объедками, которые собирал по городу в обеденное время. Многие стали его считать помешанным, но к его бедному житью присоединился богатый гражданин Бернард де Квинтавалле, который, согласно с Евангелием , распродал свое имущество и раздал бедным; присоединились и другие. В одежде странников они ходили по соседним городам и деревням, призывая к миру и покаянию. На вопрос, кто они такие, они отвечали: «кающиеся грешники»; но они были бодры духом, называя себя «ликующими в Господе» или «потешниками Господа». Иные из них, как и сам Франциск, занимались ручным трудом, при случае помогая крестьянам в сельских работах, но денег не принимали, довольствуясь лишь скромной трапезой.

Основание ордена францисканцев

Число его учеников увеличилось, и он отправился в Рим просить у папы утверждения составленного им для своего братства устава . Текст этого устава не сохранился, но, вероятно, это было простое наставление братьям, составленное на основании подходящих евангельских текстов. Папой был тогда Иннокентий III . Знаменательный момент в истории представляет собой встреча этих двух людей, олицетворявших два различных мировоззрения , выросшие из одного корня: с одной стороны, наместник Христа, ставший владыкой мира, раздававший царские короны, представитель авторитета и власти, - а перед ним последователь Христа, босоногий нищий, в одежде пастуха, проповедник любви и смирения. О самой встрече не сохранилось точных известий, но она сильно занимала воображение современников и потомков и породила много характерных рассказов. С одной стороны, францисканские легенды повествуют о том, с каким пренебрежением папа отнесся к нищему и как потом в сновидениях познал его великое значение для церкви: то из-под ног папы вырастает пальма до небес, то папа видит, как монах подпирает плечом наклонившийся Латеранский собор ; или Франциск наяву убеждает папу поэтической притчей о сыновьях бедной женщины в пустыне, которые оказались царскими сыновьями и были признаны своим отцом. С другой стороны, мы имеем повествование бенедиктинского летописца, в котором слышится и пренебрежение к нищенскому житью Франциска, и признание его смирения: папа был так поражен грязным видом Франциска, что послал его к свиньям; но, когда Франциск, буквально исполнив совет, вернулся ещё грязнее с просьбой теперь исполнить его мольбу, то Иннокентий, растроганный таким смирением, отнесся к нему милостиво.

Распространение францисканцев по Европе

С этого времени число францисканцев быстро растёт, и они собираются обратить все народы. Для этой цели были организованы небольшие миссии , поставленные под начало одного из братьев, называвшегося «министром», то есть меньшим братом. То же стремление к служению побудило Франциск присвоить своим последователям название миноритов - меньших.

Одновременно с этим усиливается и в самом братстве стремление уклониться от первоначального идеала. При большом числе новых братьев не всем было по силам вечно странствовать с нищенской сумой, тем более, что при большом распространении ордена уже различие климата заставляло отступать от первоначального обычая: так, ещё до 1220 г перестали соблюдать предписание не иметь двух одежд. Всё это вызвало пересмотр первого составленного Франциском правила (regula), не дошедшего до нас. В составлении нового правила 1221 г. Франциску помогали другие, но оно ещё носит печать его личности. Два года спустя понадобилось новое правило, приближающееся к обычной форме уставов других монашеских орденов.

Христолюбивое странствующее братство Франциска превратилось в централизованный и оседлый францисканский орден. Во главе его стоит генеральный министр, только ему предоставлено право разрешать проповедь братьям. Над областями поставлены провинциальные министры; в первый раз упоминаются кустоды, то есть заведующие отдельными общинами. Главное новшество заключается в постановлении, чтобы вместо ежегодных собраний братьев в Троицын день происходили через каждые три года съезды одних лишь провинциальных министров и кустодов, для обсуждения действий генерального министра и переизбрания его.

Изменилось и положение самого Франциска в ордене. По возвращении из Сирии он отказался быть министром и слугой всего братства и поставил на своё место сопровождавшего его на Восток Петра Катанского. Пётр скончался полгода спустя, но его место, по-видимому, тотчас занял Илья Кортонский: по крайней мере на генеральном капитуле 1223 г председательствовал Илья, Франциск же сидел у его ног, от времени до времени шепча ему на ухо, после чего Илья громко объявлял: «Брат наш заявляет братьям» и т.д.

В составлении правила 1223 г. Илья, по совещании с Уголино, вероятно играл существенную роль. Источники называют его то викарием, то генеральным министром. Франциск прожил ещё 3 года после издания правила 1223 г, пользуясь прежним уважением, но не имея влияния на руководство орденом. Он не одобрял господствовавшего в ордене направления, но, преклоняясь перед авторитетом церкви и связанный обетом послушания, не восставал против него. Однако, вся его собственная жизнь была протестом против искажения дорогого ему идеала.

Последние годы жизни Франциска Ассизского

Однажды послушник, получивший от генерального министра разрешение иметь псалтырь, пришёл к Франциску, испрашивая и его согласия на это. Франциск, боявшийся книжной мудрости и отвергавший собственность, сказал послушнику, что, получив псалтырь, он захочет иметь и молитвенник (бревиарий), а после того усядется как важный прелат и скажет товарищу: «Принеси мне мой бревиарий». Затем Франциск нагнулся, схватил горсть пепла и посыпал им голову монаха, приговаривая: «Вот тебе бревиарий, вот тебе бревиарий». Несколько дней спустя монах снова заговорил о своей псалтыри. Франциск ответил ему: «Делай то, что тебе сказал твой министр», но затем, одумавшись, догнал монаха и просил повести его на то место, где он велел монаху исполнить слова министра. Когда они пришли туда, Франциск сделал земной поклон перед монахом и сказал: «Прости меня, брат, ибо тот, кто хочет быть миноритом, не должен иметь ничего, кроме своей одежды».

Этот рассказ слишком простодушен, чтобы можно было его считать позднейшим вымыслом. Существует, впрочем, и документ, неопровержимо доказывающий, что Франциск в последние годы осуждал направление, принятое орденом. Это завещание Франциска; оно состоит из увещаний и наставлений и представляет, можно сказать, сплошной протест против превращения нищего смиренного братства Христова в могущественный монашеский орден.

Освобожденный от забот об ордене, Франциск мог снова предаться странствованию и одинокой молитве. Как и в начале, образ Христа совершенно поглощает всё его внимание. Воспоминания о Христе то вызывают в Франциске радость и блаженство, высказываемые в детски наивных формах, то рыдания и стоны.

Изобразить в своей жизни земное странствие Спасителя, пережить все знаменательные моменты Его жизни - вот на что устремлены все помыслы Франциска Он устраивает в лесу близ Греччио «живую картину» Рождества Христова (ясли, вол, осёл, кругом молящиеся пастухи и крестьяне). Устройство таких яслей в день Рождества в церквах входит с этого времени в обычай в Италии.

Под влиянием той же мысли Франциск отправляется в 1224 г с ближайшими товарищами на высокую вершину Алверно, в верховьях Арно, где проводит время, поодаль от братьев, в посте и уединённой молитве. Здесь в утро Воздвижения Св. Креста Франциск имел видение, после которого на его руках и ногах, по преданию, остались стигматы, то есть изображения головок и концов гвоздей распятого Христа.

Критические историки дают различное объяснение известию о стигматах. Газе, имея в виду, что впервые о стигматах стало известно из окружного послания преемника Франциска, Ильи, считает его виновником легенды. Гаусрат полагает, что Франциск, желая вполне пережить страсти Христовы, сам нанёс себе раны, скрывая их при жизни от товарищей. Сабатье, считая стигматы реальным фактом, ищет объяснение в таинственных проявлениях экстаза и «душевной патологии». Повествование о видении и стигматах Франциска много содействовало представлению о нём позднейшей живописи, изображавшей его в экстазе и со страданием на лице.

Несмотря на то, что Франциск действительно считал своим призванием «оплакивать по всему свету страдания Христа» и несмотря на собственные тяжёлые страдания в последние два года жизни, Франциск до конца сохранил своё поэтическое воззрение на мир. Его братская любовь ко всякой твари составляет основание его поэзии. Он кормит зимой пчёл мёдом и вином, поднимает с дороги червяков, чтобы их не раздавили, выкупает ягнёнка, которого ведут на бойню, освобождает зайчонка, попавшегося в капкан, обращается с наставлениями к птицам в поле, просит «брата огонь», когда ему делают прижигание, не причинять ему слишком много боли.

Весь мир, со всеми в нём живыми существами и стихиями, превращался для Франциска в любящую семью, происходившую от одного отца и соединённую в любви к нему. Этот образ был источником, из которого вылилась его поэтическая «хвала» Господу со всеми Его творениями и паче всего с господином братом солнышком и т.д. На призыв Франциска радостно отозвались другие поэтические души среди братии - Фома (из) Челано, Якопоне из Тоди, автор «Stabat Mater», и другие францисканские поэты . Преувеличенно, конечно, считать поэтому Франциск, как это делает Тоде, творцом итальянской поэзии и искусства и виновником Ренессанса ; но нельзя не признать, что одушевление и подъём духа, проявившиеся во францисканских соборах и во фресках Джиотто, были внушены смиренным и любящим последователем нищего Христа.

Одной стороной своего идеала - преемством нищенствующего, странствующего Христа - Франциск примыкал к аскетическому, средневековому , некультурному идеалу; но в преемство Христа, как его понимал Франциск, включалась и любовь к человеку. Благодаря этому аскетический идеал получил иное, новое, культурное назначение. «Господь призвал нас не столько для нашего спасения, сколько для спасения многих», - было девизом Франциска Если в его идеал, как и в прежний монашеский, и входит отречение от мира, от земных благ и личного счастья, то это отречение сопровождается не презрением к миру, не брезгливым отчуждением от греховного и падшего человека, а жалостью к миру и состраданием к нищете и нуждам человека. Не бегство из мира становится задачей аскета, а возвращение в мир для служения человеку. Не созерцание идеального божеского царства в небесной выси составляет призвание монаха, а проповедь мира и любви, для установления и осуществления царства Божия на земле. В лице Франциска аскетический идеал средних веков принимает гуманитарный характер и протягивает руку гуманизму нового времени.

Последние дни Франциска были очень мучительны; страдания его были облегчены уходом св. Клары и его собственным настроением. Он прибавил к своей Хвале Господа и всех творений строфу с хвалой «сестре нашей, телесной смерти», и не как аскет, а как поэт, закончил жизнь словами: «Жить и умереть мне одинаково сладко». Франциск скончался 4 октября 1226 г; уже два года спустя он был канонизован папой Григорием IX, бывшим кардиналом Уголино. На «райском холме» началась постройка великолепного готического собора имени нового святого; но не так желали почтить память «бедного Франциска» ближайшие его сердцу товарищи - и однажды ночью брат Леон, с другими, опрокинул и разбил столб с кружкой, поставленный генеральным министром Ильёй для сбора подаяний на построение храма св. Франциска Так на могиле апостола мира возгорелась борьба из-за воплощённого им идеала.

Исследования биографии Франциска Ассизского

Разлад между идеалом Франциска и учреждением, им созданным, отразился и на истории его жизни. В момент смерти Франциска власть над орденом находилась в руках Ильи Кортонского, который правил им в духе Григория IX. Этот папа сам позаботился о составлении жития нового святого и поручил этот труд Фоме из Челано, который не был лично близок к Франциску, но был человеком поэтически одарённым. Житие Челано носит на себе черты своего полуофициального назначения; отношения Франциска к Илье представлены дружественными, роль ближайших товарищей Франциска осталась в тени. Назидательный характер легенды выступает очень сильно, а факты из мирской жизни Ф. крайне скудны.

Несколько лет спустя власть генерального министра перешла к представителям сурового идеала. Капитул г. пригласил всех желающих из братьев записать свои воспоминания о Франциске и представить их генеральному министру Кресченцию. Тогда возникла легенда трёх товарищей, Леона, Ангела и Руфина, ближайших сподвижников Франциска В этой легенде фактическая и человеческая сторона биографии Франциска выступает полнее и ярче. Ещё раз, однако, изменилось направление в ордене. Капитул г. поручил генеральному министру, знаменитому францисканскому богослову Бонавентуре , составить новое житие и уничтожить все прежние, чтобы не было раздора из-за памяти Франциска Это житие наиболее отделано в литературном отношении и обращает особенное внимание на чудеса Франциска Литература о Франциске продолжала, однако, расти, принимая всё более легендарный характер.

В ХIV в. Варфоломей Пизанский составил книгу: «О сходстве жизни блаженного Франциска с жизнью Господа Нашего Иисуса Христа», в которой указано 40 сходств. В следующем веке появилась громадная компиляция : «Зерцало жизни блаженного Франциска». Наряду с этой книжной литературой работало и народное воображение, на которое личность Франциска произвела глубокое впечатление. Так создались рассказы о Франциске, монашеские по происхождению и содержанию, но народные по языку и духу - так называемые Fioretti (Цветки).

В XVIII в. болландисты включили в свое почтенное издание «житий святых» и материал, касавшийся Франциска, обработанный Суисскеном (Acta Ss. Oct. II). Первая критическая биография Франциска составлена протестантским историком церкви, K. Hase («Fr. v. Assisi», ). Годовщина рождения Франциска в г. снова оживила литературу о нём. Появились сочинения Bonghi (по-итальянски, ), Thode («Fr. v. As. und die Anfänge d. Kunst d. Renaissance», ), K. Muller, «Die Anfänge des Minoritenordens» (1885; автор особенно старался выяснить вопрос о правилах и пытался реконструировать из правила г. древнейшее правило 1209-1210 гг.).

Новую эпоху открыло сочинение протестантского пастора P. Sabatier , «Vie de S. François d’Assise» (П., ; до 1899 г 24 изд.). Необычайный успех книги в католической Франции объясняется, помимо талантливого изложения, как симпатичным, ярко очерченным образом Франциска, так и некоторым подновлением его в современном французском вкусе. Одобрение книги папой, а затем запрещение её, также содействовали её распространению. Обширное место отвел Франциску и вызванному им движению Hausrath, в третьей части своего сочинения: «Weltverbesserer im Mittelalter» (), причислив его к арнольдистам, то есть последователям Арнольда Брешианского . Заслуга Сабатье не ограничивается литературно-художественным воспроизведением образа Франциска; она ещё значительнее в области критической и в разработке источников. Уже профессору G. Voigt’y удалось открыть и напечатать (в «Abh. d. Sächs. Gesell. d. Wiss.», V-VI,