Что такое ликантропия — оборотни существуют? Ликантропия.

Оборотень… Какой жутью веет от этого слова! Многое забылось людьми, но мрачные легенды об оборотнях дошли до наших дней. Почему? «Суеверия живучи»,- утверждают одни. «Образ оборотня так долго не покидает человечество из-за того, что люди издревле боятся друг друга, следуя поговорке «Человек человеку волк»,- уверены другие. Речь идет о редчайшей врожденной болезни — есть и такая теория.

В северных районах Франции, а именно на эти безлюдные места, отличающиеся суровой природой, приходится большинство легенд, до сих пор рассказывают…

Однажды в замок господина Санроша пришел его приятель мсье Фероль и пригласил хозяина на охоту. Но тот уклонился от приглашения. Ему предстояла деловая встреча. Мсье Фероль отправился выслеживать оленя один. Однако, быстро закончив все дела, господин Санрош заскучал. Пройдя в комнаты своей прелестной жены, он узнал, что ее нет дома. И тогда решил, чтобы не коротать время в одиночестве, пойти навстречу своему другу, который уже, видимо, возвращается с добычей.

Вскоре на холме он увидел своего приятеля, быстро двигающегося по направлению к нему. Фероль почти бежал, И когда приятели встретились, Санрош поразился: плащ охотника был разорван и забрызган кровью, а вид был совершенно убитый. Прошло некоторое время, прежде чем тот, едва переведя дыхание, рассказал, что с ним приключилось.

Выслеживая добычу, Фероль не заметил, как забрел в чащу леса. Сквозь просвет между деревьями он увидел поляну, а на ней оленей. Скинув с плеча мушкет, охотник приготовился выстрелить в одного из них, но страшное рычание, раздавшееся рядом, на миг буквально пригвоздило его к месту. К счастью, это был всего лишь миг — от мгновенной смерти Фероля спасла его реакция опытного охотника.

Когда в бешеном рывке на него прыгнул громадный волк, он ударом приклада отшвырнул зверя. Это и помогло выиграть Феролю мгнове¬ние. Он намотал плащ на левую руку, а когда волк повторил свою попытку вцепиться охотнику в горло, тот ловко засунул ее в пасть зверя, стремясь правой с зажатым в ней кинжалом нанести удар.

В смертельной схватке они покатились по земле. Фероль рядом с собой уже видел налитые кровью и бешенством глаза. Изловчившись, он резанул по лапе, поднятой над его лицом. Взвыв, зверь бросил лежащего Фероля и скрылся в зарослях…

Разумеется, ни о какой дальнейшей охоте не могло быть и речи. Фероль заспешил домой, тем более что холмы уже порозовели от заходящего солнца.

«Не правда ли, невероятно? Но у меня есть доказательства. Я прихватил с собой лапу волка. Видит Бог, даже в страшном сне мне не могло бы присниться столь громадное и свирепое чудовище!»- с этими словами Фероль расстегнул свою сумку, и лицо его сделалось белым как мел.

Санрош тоже заглянул в сумку. То, что он увидел, поразило его как громом. На дне вместо лохматой лапы лежала изящная кисть руки. Она была унизана кольцами. Одно из них мсье Санрош узнал сразу: оно было украшено большим голубым топазом. Это кольцо принадлежало его жене…

Санрош не помнил, под каким предлогом взял у еле пришедшего в себя Фероля его страшный трофей и, завернув в платок, принес домой. Спросил, не вернулась ли жена. Ему ответили, что, да, вернулась, но нездорова и просила ее не беспокоить. Она лежала на кровати в полубессознательном состоянии, и бурое пятно расплывалось по одеялу. Резким движением Санрош откинул одеяло и увидел окровавленный обрубок. Вызванный доктор сумел остановить кровь и тем продлить жизнь прекрасной хозяйке замка. Но продлить ненадолго…

Эта история с небольшими изменениями повторялась во многих средневековых бумагах, а потом перекочевывала из века в век. Но она лишь маленькая часть тех легендарных сведении, что накопило человечество об оборотнях. В России же бытовала легенда, во многом схожая с приключениями бедного охотника Фероля. Она рассказывала о любви молодого боярина к дочери мельника…

Невеселое было это место — у старой, скрипучей мельницы возле лесной заводи. И конный, и пеший обходил ее за версту. Но красота дочери мельника, что однажды поразила молодого боярина, заставила его махнуть рукой на слухи, и он, что ни вечер, наведывался к своей любезной.

Напрасно девушка, перехватив хмурый взгляд своего отца, шепотом уговаривала сердечного друга забыть сюда дорогу. «Чем не жених я?» — удивлялся юноша и все допытывался у дочери мельника, отчего так не по нраву пришелся он ее отцу, отчего она вся дрожит и немеет, когда тот вскидывает на нее острые, совсем не старческие глаза. И положили они встречаться у старого дуба…

Однажды, распрощавшись с молодой красавицей, юноша, вскочив на коня, отправился, было, домой. Мог ли он подумать, что смерть уже притаилась в сумерках погасшего дня и ждет его за огромным валуном, подернутым мхом? Еще миг, и громадная серая тень метнулась из-за камня. Волк! Сверкнули яростью глаза, и разомкнулись клыки, торопясь впиться в жертву. Если бы не конь, поднявшийся на дыбы и подставивший свою грудь вояку, быть бы беде. Но в этот миг боярин выхватил саблю и ударил зверя по лапе, запутавшейся в гриве коня. Дико взвыл волк и, рванувшись, исчез в кустах,

Едва отдышавшись и успокоив коня, боярин решил вернуться и проверить, благополучно ли девушка добралась домой: шутка ли, какой волчина рядом рыщет. Прискакав к избушке мельника, он увидел, что дверь приоткрыта. Вошел и глазам своим не поверил: от порога кровью накапано, на лавке, откинувшись и тяжело дыша, сидит мельник, а его дочь белой тряпицей перевязывает ему рану на руке. Обернулась, увидела боярина и повалилась без чувств…

Как видим, жуткое свойство превращаться в зверя молва равно приписывает мужчине и женщине, человеку богатому и простолюдину. Оборотнем, как считалось, можно было стать добровольно и поневоле, под влиянием колдовских чар. Второго благопристойные обыватели чрезвычайно опасались. Сосед или случайный встречный на проселочной дороге, путник, стучащий в окно с просьбой о ночлеге, и даже ближайший родственник могли не только лишить жизни, но и, что для многих было еще ужаснее, напустить порчу, заразить страшным свойством обращаться в зверя.

Оттого беспокойный взгляд искал среди чужих, а, при каких-то смущающих душу обстоятельствах, и среди знакомых, лицо того, кто выдавал в себе волка. Каждый очень худой и бледный человек с глубоко запавшими светящимися темными глазами вызывал подозрение. Считалось, что ноги оборотня покрыты струпьями или шелудивы, ладони у него в шерсти, указательные пальцы длиннее средних. Шепотом передавали страшную подробность: при нарождающемся месяце на бедре оборотня выступает тайный знак. Говорили, что оборотень носит с собой лохматый волчий хвост. Мог он выдать себя и неутолимой жаждой.

А если эти внешние признаки отсутствовали? Все равно в русских, скажем, деревнях люди знали, кто есть кто. Если и сомневались, то был способ «вычислить» оборотня. Собираются, к примеру, в избе гости, а среди них предполагаемый оборотень. Хозяева уже настороже: веник вверх прутьями поставят, а в притолоку иглу воткнут. Все после застолья спокойно разойдутся по домам, а оборотень перед дверью замечется, но порога переступить не смеет.

Или вот: вчера ни с того ни с сего за кем-то погналась свинья, а ее палкой по спине, а потом видят, как соседская бабка еле на крыльцо вышла, охает, за поясницу держится. И по селу уже при виде ее молва пошла… Как тут быть? На Руси крестьянин в такой случае прибегал к помощи святой воды. Она не только уберегала его от влияния темной силы, но если ею покропить одежду перерядившегося в шкуру, то он, как считалось, навсегда оставался зверем.

Верили, что волк отнюдь не единственное животное, в которого может превратиться человек. Он мог принять образ другого хищника. Но все-таки традиционно в Индии оборотень предпочитал шкуру тигра, в Африке — леопарда и гиены, в Южной Америке — ягуара. В Центральной и Восточной Европе, помимо волка, человек, наделенный этой сатанинской способностью, принимал кошачье обличье. В старину кошка, попавшая под подозрение, немедленно отправлялась в костер, дабы, живущая в непосредственной близости от человека, не могла нанести ему особый вред.

В Сербии, желая обезопасить дом от оборотней, натирали его по щелям чесноком. Во многих местностях считалось, что эту нечисть ни нож, ни дубина, ни обычная дробь не берет. И выходить на поединок с ней надо, загнав в ствол пулю из чистого серебра.

На добровольное оборотничество шли, как считалось, люди, погубившие свою душу и возжелавшие безнаказанного террора над, когда-то, себе подобными. Поначалу «добровольцы», согласно легендам, встречались где-нибудь в лесной глухомани, болотных топях, гиблых, обходимых путниками местах, устраивали дикие оргии, оставляя клочки волос, кожи, капельки крови. В благодарность за эти приношения человеческой плоти дьявол одаривал каждого мазью, составленной из частей жабы, змеи, ежа, лисицы и, конечно, вояка. В полнолуние и, как правило, в феврале — излюбленном месяце оборотней — кандидаты пополняли армию монстров, принимаясь за кровавый промысел,

Показания жителя Франции Гарнье (они были записаны в 1574 году) и сейчас леденят кровь в жилах, очень напоминая то, что писала наша пресса о современных маньяках. Гарнье, сознавшийся под пытками в содеянных преступлениях, по мнению современников, был человеком, вступившим в сделку с дьяволом.

Встретив однажды того в лесу, он в обмен на свою душу подучил снадобье, которое могло превращать его в волка.

Старинные гравюры изображают Гарнье на четвереньках и с украденным ребенком в зубах. На счету человека-волка по утверждению следствия были кошмарные преступления: он людоедствовал, насиловал женщин, отгрызал у трупов убитых им мужчин гениталии, убивал детей.

Считалось, что женщина, забеременевшая от оборотня, обречена родить дитя-зверя (что говорить о женщине-оборотне!). Полагали также, что можно заразиться при контакте с оборотнем: достаточно пореза на коже, куда попала его слюна.

В Западной Африке колдуны устанавливали прямую связь с животным миром: брали кровь из уха зверя, из вены собственной руки и как бы «менялись» ею. В Нормандии и Британии думали, что ношения волчьей шкуры достаточно, чтобы через некоторое время полностью уподобиться ему. В Скандинавии наикратчайшим путем в оборотни считали прегрешения перед церковью в отлучение от нее.

Можно содрогнуться от страниц древних трактатов, подробно описывающих сцену превращения человека в зверя. Сначала кандидата в волки начинал бить легкий озноб, переходящий в лихорадку. Болела голова, мучила сильнейшая жажда. (Вспомним признаки, по которым «вычисляли» оборотня.) Конечности начинало «ломать». Они распухали. Нога уже не переносили обуви. Пальцы на них, так же как и на руках, искривлялись, приобретали необыкновенную цепкость.

Эти внешние метаморфозы влекли за собой и изменения внутренние. Тот, кто прощался с человеческим обличьем, уже не выносил замкнутого пространства дома. Его неудержимо влекло наружу. Он отказывался воспринимать еще вчера знакомые предметы. Уже не человек, но еще не зверь, это странное существо испытывало как бы помутнение рассудка; язык не повиновался, звуки, вылетающие из гортани, были чем-то средним между бормотанием пьяного и рычанием.

Выбравшись из жилища, обреченный сбрасывал, наконец, одежду. Теперь она была ему не нужна — голова, лицо, тело покрывались сначала мягкой, но быстро приобретающей жесткость и специфический звериный запах шерстью. Подошвы ног уже не ощущали уколов острых камней и колючек.

Человек-зверь, опустившись на четвереньки, ног передвигаться на них так же легко, как некогда по половицам родного дона, который теперь становился ненужным и даже враждебным. Лесные тропинки, залитые лунным светом долины — теперь тот, кто некогда опасался этого безлюдья, становился их полновластным хозяином. И несся в ночное небо торжествующий дикий вой…

Примерно так рисуют процесс превращения человека в зверя знатоки этой загадочной темы, люди, которых не отпугивают слова «невероятно», «невозможно». Они добросовестно стараются обнаружить ту невидимую, почти неуловимую грань, где реальность превращается в вымысел, и наоборот.

Писателям, конечно, легче. Их больше волнует вопрос занимательности. Нельзя сказать, что в литературе об оборотнях были созданы шедевры, хотя в эту «дыру Великого Неизвестного» заглядывали такие мастера, как Жан-Жак Руссо, Вальтер Скотт, Джонатан Свифт и Александр Дюна. Но зато, какую приманку для зрителей обрело кино!

Старт был взят в 1913 году, и до сих пор оборотень не сошел с кинематографической дистанция. Именно страшный миг перерождения человеческого лица принёс в 1981 году авторам фильма «Американский оборотень в Лондоне» самую престижную награду — «Оскара».

Но истинно звериный миг рождения — и это явствует буквально из каждой легенды — мог состояться только тогда, когда оборотень утолял жажду человеческой кровью. Эта жажда подавляла все остальные чувства. Да и оставались ли они? Бывший человек ощущал себя только зверем. И горе тому, кто при голубом свете луны или солнечным днем встречался с волком-оборотнем. Если волк обыкновенный мог довольствоваться любой добычей, оборотню нужен был только человек. Прокусив шейные артерии, растерзав тело, он обретал покой. На сколько? На день? На неделю?..

Считалось, что здесь возможно несколько вариантов. Оборотнем можно было стать безвозвратно. В легендах Франции срок оборотничества определялся семью-десятью годами. Греческие мифы говорили о том, что волками становились люди, поселившиеся на особом острове среди глухих болот и принимавшие пищу из волчьих и человеческих внутренностей. Они, правда, могли вернуться к прежней жизни, перебравшись обратно через болота.

Но есть и совершенно другое утверждение, согласно которому превращение человека в зверя не связано ни с какими сверхъестественными силами, а есть, по сути, редчайшее заболевание, имеющее свое название — ликантропия. Ликантропия, которая в Древней Греции именовалась «волчьим бешенством»,- род безумия, когда человек воображает себя волком и становится способным на любое зверство. Тут уместно сомнение. Вообразить можно что угодно: к примеру, считать себя Наполеоном иди вороном. Но физическое превращение? Шерсть? Клыки? Вой?

Сомнение в существовании подобной болезни высказывали еще древние. В современной медицинской энциклопедии термин «лнкантропия» напрочь отсутствует. И все же, все же… Древнеримский поэт Марцелл Сидет писал о ликантропии, как о напасти, симптомы которой: страшная свирепость и гигантский аппетит. Те, кто имел несчастье заболеть ликантропией, как это представлялось сторонникам «ликантропной» версии, удаляются от людей, на пустыри, заброшенные кладбища и выжидают там свою жертву.

Однако среди ликантропов были в такие, кто отнюдь не жаждал крови. С ужасом ожидая приступа, больной принимал все меры, чтобы не брать на душу грех, запирался в комнате, выбрасывал ключи наружу и привязывал себя к кровати. Исследователи этой темы утверждали, что порой применялись специальные засовы, с которыми мог сладить человек, и непосильные для зверя. Не только естественное нравственное чувство заставляло больных ликантропией в одиночку бороться со страшным приступом. Несомненно и другое: ими владел дикий страх.

Вопрос о том, какая часть человеческой памяти сохраняется в памяти оборотня при трансформации, не имеет однозначного ответа. Хотя по своей сущности оборотень является волком, находясь в волчьей форме, он, тем не менее, сохраняет человеческие способности и знания, которые помогают ему убивать. Возможно, что в памяти оборотня после трансформации остались смутные воспоминания вызывающие некую эмоциональную оценку, которая, воспринимаясь сознанием волка, приводит к проявлению агрессии по отношению к таким людям.

Образ ликантропа-оборотня появился в сказаниях и верованиях задолго до многих других существ, но даже, несмотря на то, что недавнее открытие генетического «синдрома ликантропии» разрушает мистическое очарование древних легенд, человеку до сих пор хочется верить в существование таинственных и могучих людей-волков, преследующих свою добычу при свете полной луны.

Видео в тему:

С давних времен человек хотел иметь возможность обращаться в какое-либо животное, но случаи этого обращения получили свое логически верное объяснение только недавно.

Специалисты выяснили, что при определенных нарушениях психики, к примеру, шизофрении, человеку в состоянии бреда кажется, что он обращается или уже обратился в зверя.

Животных, в которых могут «обращаться» больные, существует большое множество, как и самих галлюцинаций такого типа. Стоит отметить, что «обращение» может носить как постоянный характер, так и происходить периодически. Человек может «преобразовывать» либо отдельные части тела, либо «превращаться» полностью.

Название «ликантропия» переводится с греческого как «человек-волк» , и именно обращение в волка подразумевает наименование недуга.

Исторические сведения

Первые упоминания о феномене ликантропии встречаются еще в мифах Древней Греции. Согласно одной из теорий расстройство получило свое название в честь царя Ликаона , который потчевал Зевса человеческим мясом, приготовленным из убитого им своими руками сына.

За такую насмешку бог грома обратил его в волка и обрек скитаться по земле в звериных стаях, так как пришел к выводу, что смерти недостаточно для наказания короля за это преступление. Легенды утверждали, что человек мог превращаться в животное полностью или же частично (трансформировать отдельные конечности), что подтверждается существованием в мифологии кентавров, минотавров и сирен.

Немалую роль сыграли волки и в мифологии народов Скандинавии. Так, согласно легендам, Одина сопровождала именно пара волков (не собак). Деструктивная суть волка у скандинавов нашла свое отражение в огромном волке по имени Фенрир, закованном в цепи и спрятанном в подземельях до наступления конца света. По преданию, именно тогда он сможет обрести свободу и будет принимать участие в разрушительной схватке между богами. Средневековье ознаменовало трудный период для образа волка: он стал символом абсолютного зла и греховности. Этому, в некоторой степени, мог поспособствовать наносимый волками вред фермерским хозяйствам того времени.

Инквизиция расследовала случаи проявления ликантропии наравне с феноменом ведьм. Стоит отметить, что все судебные процессы имели только обвинительный характер, своей единственной целью они ставили выбивание признания из обвиняемого. Большая часть таких обвинений имела субъективный характер, то есть люди, проживавшие в одной местности, писали друг на друга доносы.

Случаи, когда инквизиторам попадались люди, действительно страдающие ликантропией, только разжигали в них огонь праведности того, чем они занимаются. Приговоров, оправдывающих больных ликантропией, было ничтожно малое количество, а в тех редких случаях, когда таких людей все-таки оправдывали, бывшие подсудимые оставались на всю жизнь искалеченными. После заката инквизиторской деятельности появились первые попытки изучения расстройства, а отношение к ликантропам сменилось на нейтральное.

Симптомы

С медицинской точки зрения ликантропия характеризуется как синдром, который вырастает из нескольких расстройств психики. Диагностировать клиническую ликантропию можно на основании таких признаков:

  1. Бред трансформации: «ликантроп» твердо уверен, что в настоящий момент он трансформируется в животное или уже трансформировался, при этом он указывает в кого именно превратился и при взгляде в зеркало уверен, что видит животное, которым он стал.
  2. Больной ведет себя в соответствии с поведением и повадками животного, превращение в которого ему всегда мерещится. Он может лаять и мяукать, передвигаться на четырех «ногах», царапаться и кусаться, спать на земле (голом полу), не носить одежду и проявлять иные признаки животных повадок.

Распространённость болезни

Несмотря на частое употребление этого термина в литературе, большинство его трактовок относится к исследованиям в области эзотерики, истории и мифологии. Исследований медицинского характера, отвечающих на вопрос о сущности такого заболевания, как ликантропия, и структурирующих все полученные результаты, крайне недостаточно для составления полной картины расстройства. С 1850 года в архивах были найдены упоминания всего о 56 случаях проявления ликантропии.

Диагнозы распределились следующим образом: половина случаев – это психотическая депрессия и , еще одна часть (примерно пятая) – , оставшиеся случаи не получили диагноза.

Стоит отметить, что мужчин, имеющих симптомы ликантропии, оказалось гораздо больше, чем представительниц слабого пола (примерно на одну третью часть).

За прошедшие десятилетия в литературе можно встретить только пару случаев проявления ликантропии.

Один из них был зафиксирован у военнослужащего, который имел большой стаж приема наркотических веществ (конопля, амфетамины, ЛСД).

Однократно отмечались после употребления больным дозы ЛСД, в них он мнил себя полностью превратившимся в волка. Далее он начал утверждать, что является оборотнем, о чем уже догадались его сослуживцы, и что все вокруг одержимы дьяволом. Ему поставили диагноз «шизофрения» и назначили курс лечения, после прохождения которого состояние больного претерпело заметные изменения в сторону улучшения. Однако в дальнейшем он прекратил лечение и присутствовавшие ранее симптомы появились вновь, но ликантропия больше не проявлялась.

Другой случай наблюдался у мужчины средней возрастной категории. Болезнь протекала с интенсивной регрессией интеллекта и способностей к выполнению ежедневных действий. Постепенно больной приобрел склонность к завываниям на луну, сну под открытым небом, начал утверждать, что все его тело покрыто густой шерстью, а сам он является оборотнем. Несмотря на назначенное лечение, привести пациента к нормальному состоянию не удалось.

Одной из причин, почему ликантропия до сих пор мало изучена, выступает ее редкое проявление. Всех описанных в литературе случаев недостаточно для выстраивания теории, характеризующей болезнь, выявления эффективных методов ее лечения и диагностики. А поскольку ликантропия не требует отдельного лечения и устраняется вместе с основной патологией, у компаний, работающих в области медицины, нет никакой мотивации для того, чтобы тратить деньги на изучение этого заболевания.

Причины

Большая часть известных случаев возникновения ликантропии относится к одному из проявлений шизофрении, биполярного расстройства и реактивной депрессии. Но стоит отметить, что около одной пятой всех известных случаев заболевания ликантропией вызваны иными причинами. К этим причинам можно отнести:

  • органические патологии мозга;
  • употребление галлюциногенов;
  • заболевания дегенеративного типа;
  • ипохондрический синдром;
  • галлюциноз.

Проведенные исследования утверждают, что ликантропия протекает с изменениями в центральной и прецентральной извилинах теменной доли, часто вовлекая и серое вещество из областей, близких к коре мозга. Комплексное нарушение работы этих зон и является причиной нарушений восприятия больным своего тела.

Древние легенды говорили о возможности передачи ликантропии по наследству, а после определения причин, которые провоцируют болезнь, стало понятно, почему она имеет наследственный характер: подавляющее число расстройств, вызывающих ликантропию (особенно шизофрения), имеют наследственную природу.

Ликантропия и гипертрихоз

Одной из возможных причин распространения слухов и сочинения легенд об оборотнях является гипертрихоз .

Это такое заболевание, которое характеризуется наличием у человека густого волосяного покрова, при этом волосами покрыто все тело, включая лицо, что внешне роднит человека со зверем.

Повышенный уровень оволосения имеет наследственный характер и часто встречается у народов, в традициях которых разрешено и приветствуется заключение браков с близкими родственниками, что отвечает главному правилу проявления болезни: дефективный ген должен встречаться повторно на протяжении нескольких поколений. Такая пугающая внешность была безоговорочным предлогом для инквизиторов: больного клеймили «оборотнем» и использовали принятые методы борьбы с волко-людьми.

В настоящее время связь данной болезни с ликантропией находится на стадии малой изученности , даже меньшей, чем изученность психической стороны недуга.

Лечение

Рассматриваемое расстройство не всегда поддается успешному лечению. Даже при использовании нейролептических и антипсихотических препаратов для подавления шизофрении, есть риск возвращения проявлений болезни при рецидивах.

Остаточные симптомы могут сохраняться и при излечении с помощью транквилизаторов от таких болезней, как депрессия и маниакально-депрессивный психоз.

В случаях устранения последствий употребления вызывающих галлюцинации веществ, а также при поражениях мозга органического характера лечение имеет довольно низкую эффективность.

Самое большее, чего удается добиться, – это ликвидация аутодеструктивных действий и снижение вероятности возникновения ситуаций, угрожающих посторонним людям.

Ликантропия (от древнегреческого λύκος - «волк» + ἄνθρωπος - «человек») - это волшебная или мифическая болезнь, которая вызывает метаморфозы в теле, из-за чего больной человек превращается в волка; является одним из вариантов териантропии. Наряду с мифической ликантропией и териантропией существует также клиническая ликантропия - реальное психическое заболевание, при котором больной человек считает себя оборотнем, волком или другим животным.

Описания ликантропии и ее лечения находят в самых древних медицинских текстах. Еще в VII веке об этом писал греческий врач Павел Эгинета. В качестве результативного лечения этот врач предлагал кровопускание. Это было связано с тем, что на то время была достаточно распространена гуморальная теория, которая подразумевала, что в человеке может преобладать одна из четырех жидкостей (кровь, желчь, черная желчь (меланхолия) или слизь). Каждый из этих элементов связан с определенным характером. Для душевного и физического равновесия идеальным считалось одинаковое количество всех четырех жидкостей в теле человека. Избыток любой из них вызывает дисбаланс, который влечет за собой психические или физиологические отклонения. Считалось, что ликантропию вызывало преобладание черной желчи. Ее излишек может вызывать разнообразные виды психического расстройства: безумие, мании, галлюцинации и депрессию. Со временем слово «меланхолия» стало использоваться и для обозначения патологического душевного состояния.

Конечно, были также врачи, которые принимали в качестве объяснения ликантропии гуморальную теорию и считали, что за меланхоликами охотится дьявол и искажает их восприятие окружающей среды.

На сегодняшний день термин «ликантропия» официально используется в психиатрии как обозначения формы бреда, во время которого человек воображает себя животным. В психиатрии известны примеры ликантропии, при которых люди ощущали себя как предполагаемые волки, собаки, кошки и многие другие животные. У таких людей наблюдались следующие симптомы:

Изменение состояния сознания;

Острый психологический стресс и беспокойство;

Потеря себя и уход от общества (частые посещения пустынных мест, лесов и кладбищ);

Одержимость (сатанизм, дурной глаз);

Неопределимые звериные устремления (аппетит к человеческому мясу и волчьи сексуальные повадки).

Признаки ликантропии

Диагноз ликантропии можно ставить, если у больного наблюдается хотя бы один из следующих симптомов:

Больной ведет себя сильно по-звериному, к примеру, лает, воет или ползает на четвереньках;

Больной сам рассказывает, что иногда чувствовал или чувствует, что превратился в зверя.

Ликантропия: лечение

Так как ликантропия является достаточно редким случаем в нашем индустриальном обществе, врачи, которые занимаются с современными ликантропами, вынуждены обращаться за диагнозами, описаниями, прогнозами и средствами лечения к старинной медицинской литературе.

Многие случаи ликантропии связаны с применением наркотиков. При обнаружении признаков ликантропии человеку показано психиатрическое лечение.

Ликантропия – одно из самых загадочных явлений современной психиатрии. Эта болезнь пришла из Средневековья, в котором ее боялись и считали реальностью. Современное ее проявление лишено признаков мистицизма, зато обладает полноценными клиническими признаками и механизмом лечения.

Ликантропия - что это?

На вопрос о том, что такое ликантропия, может ответить любой психотерапевт или психиатр. Это расстройство самовосприятия и поведения, предполагающее, что его обладатель считает себя животным или проявляет свойственные ему повадки. Банальное переубеждение здесь не срабатывает, поскольку больной искренне верит в свое второе «Я», считая «разоблачителей» лгунами.

В Средние века врачи отказывались считать этот навязчивый синдром заболеванием. «Лечением» занималась церковь, предполагая под ним заточение в монастыре или сожжение на костре. Это не способствовало изучению синдрома, поэтому о нем известно сравнительно немного. Современный институт Гронингена в Нидерландах занимается изучением этого расстройства и сбором всех известных случаев.

Болезнь ликантропия

Клиническая ликантропия вызывается нарушением работы определенных участков коры головного мозга, отвечающих за движение и ощущение. С помощью сенсорной оболочки мозга человек формирует представление, как об окружающем мире, так и о себе самом. Дефекты оболочки позволяют обладателю синдрома считать себя животным и визуализировать его поведенческие привычки.

Психическое заболевание ликантропия

Стоит признать, что ликантропия у человека (от греч. «ликос» - волк и «антропос» - человек) действительно является психическим нарушением. К психологии оно имеет опосредованное отношение: это заболевание не может быть временным дисбалансом на почве стресса или . «Оборотни» всегда имеют в комплексе параноидальный бред, острый психоз, биполярное расстройство личности или эпилепсию.

Ликантропия - симптомы

Синдром оборотня в силу редкости и небольшой изученности обладает расплывчатым списком симптомов, легко причисляемых к целому перечню психических деформаций. Как бы ни была уникальна ликантропия, признаки ее похожи на шизофрению:

Специализированное лекарство от ликантропии пока не изобретено. Ее симптомы приглушаются теми же способами, которыми лечат аналогичные болезни с искаженным восприятием собственной личности. В их число входят антидепрессанты разной мощности, препараты от бессонницы и регулярные беседы с психотерапевтами. К сожалению, заболевание можно стабилизировать, но не излечить полностью.

Психиатры до сих пор знакомятся со всевозможными проявлениями ликантропии, поскольку она не менее разнообразна, чем мир животных. Люди-«оборотни» встречаются все реже или избегают встречи с врачами, подсознательно догадываясь об экстраординарности своего заболевания. Она плохо поддается лечению, но легко контролируется медиками.

Ликантропия - миф или реальность?

Споры о том, существует ли ликантропия и насколько она распространена, регулярно ведутся среди медиков. В этом она похожа на , возникшую из-за генетических отклонений, вызванных браками между родственниками. При ней нарушается выработка гемоглобина, провоцируя быстрое разрушение кожи под воздействием солнечного света.

Порфирия и ликантропия схожи в том, что раньше они считались чертами характера сказочных персонажей. С развитием медицины оказалось, что мифы и детские «страшилки» утрировали реальные проблемы со здоровьем. Синдром оборотня стали считать нарушением психологии в 1850 году: с того момента доктора насчитали 56 людей, считающих себя оборотнями, умеющими превращаться в дикое или домашнее животное.


Ликантропия - реальные случаи в наши дни

Такое необычное заболевание ликантропия, реальные случаи которой встречаются не так часто, вызывает у людей желание ассоциировать себя с волком. Из 56 случаев 13 были связаны с тем, что пациент считал себя этим животным и наотрез отказывался верить в свое «человеческое» происхождение. Остальные «оборотни» были уверены в том, что они – змеи, собаки, кошки, лягушки или пчелы. Врачи с удивлением признаются, что были уверены в том, что придется столкнуться с большим количеством больных.

Самым изученным остается синдром оборотня, настигший испанского серийного убийцу Мануэля Бланко, попавшего к врачам в 1852 году. Он добился от суда признания того, что часть преступлений совершил волк, в которого он превращался. Пытаясь убедить психиатров в своей правоте, он показывал им воображаемые клыки и требовал на обед исключительно сырое мясо. При взгляде в зеркало Мануэль говорил, что видит там волка.

Идея превращения в животное владеет сознанием человека с самых древних времён. И только недавно случаи такого превращения получили логическое обоснование. Оказалось, что при некоторых психических заболеваниях, в частности шизофрении, в одном из вариантов бредово-галлюцинаторных состояний человеку кажется, что он превращается или уже превратился в животное. Вариаций самого бреда и возможного животного – множество. Больные могут утверждать, что превратились в лягушку, кошку, лису, медведя, но самое популярное, конечно – превращение в волка. Кроме того, возможны и варианты самого превращения – периодическое или постоянное, полное или частичное и так далее. Именно превращение в волка подразумевает название болезни: ликантропия с греческого – «человек-волк».

Ликантропия в истории

Первые упоминания о ликантропии зарегистрированы ещё в древнегреческих легендах.

«По одной из версий заболевание названо ликантропией в честь героя древнегреческой легеныд – царя Ликаона. Согласно преданию, он в качестве насмешки над Зевсом накормил его человечиной – собственноручно убитым сыном. В наказание Зевс превратил его в волка, обрекая на вечные скитания вместе со стаями зверей. Смерть Зевс счёл недостаточным наказанием за такое злодеяние.»

История о Ликаоне была первым зарегистрированным сказанием об оборотнях. Однако следует понимать, что в Древней Греции и Риме отношение к волкам было весьма благожелательным и уважительным, их считали мудрыми и справедливыми животными. А в Древнем Риме существовал целый культ волков – ведь именно волчица выкормила основателей города, Ромула и Рема. Образ Капитолийской волчицы в Италии и сейчас эталон настоящего материнства.

Древние легенды обширно оперировали возможностью как полного, так и частичного превращения в зверя – вспомнить хотя бы Минотавра, кентавров и сирен.

В скандинавской мифологии волки сыграли не меньшую роль – верховного бога Одина вместо собак сопровождали два волка, Фрекки и Джерри. Разрушительная сущность волка воплотилась у них в Фенрире – гигантском волке, который скован и упрятан в подземелье до момента конца света – тогда он сможет освободиться от своих оков и станет участником вселенской битвы богов, которая разрушит мир.

«Интересно, что детали легенд об оборотнях отличались в зависимости от фауны региона. Так, в Западной Европе большинство сказаний связывали оборотня с волком, а в Центральной и Восточной не менее часто встречались оборотни-медведи. Для Японии характерны оборотни-лисы. В африканских легендах часты превращения в обезьяну или гиену. Кроме того, были и локальные варианты – например, в славянских легендах часто встречаются превращения в жабу, петуха или козла.»

С наступлением средневековья волкам стали приписывать всевозможные грехи и это животное стало собирательным образом «зла». Отчасти этому способствовал большой вред, наносимый волками животноводству.

«Расследования» инквизицией случаев ликантропии, как и суды над ведьмами и прочие процессы носили чисто обвинительный характер, единственной их целью было вырвать у подсудимого признание. Поэтому по обвинениям в оборотничестве в XVI-XVI веках были замучены и казнены тысячи, а по некоторым исследованиям – десятки тысяч людей. Большинство обвинений были результатами сведения личных счётов между односельчанами и к реальным больным никакого отношения не имели. Конечно, под пытками люди соглашались на любые, даже самые абсурдные показания. Единичные же случаи, когда в руки инквизиторов попадали настоящие больные ликантропией, только подогревали их пыл. Оправдательных приговоров практически не было, а те редкие случаи, когда они всё же выносились – оставляли подсудимых глубокими калеками.

С окончанием расцвета инквизиции отношение к ликантропам стало более ровным, начались первые попытки изучения этого феномена. В XVIII-XIX веках уже активно велись исследования для выяснения природы заболевания. К этому же периоду относятся и первые достоверно описанные случаи заболевания ликантропией.

В настоящее время ликантропия в медицине считается синдромом, возникающим при нескольких психических заболеваниях. Диагноз «клиническая ликантропия» ставится в случае наличия следующих проявлений:

  • Бред превращения – больной утверждает, что он превратился или превращается в животное, указывает конкретный вид животных, утверждает, что видит в зеркале не себя, а зверя. Часто больной может рассказывать детали превращения, свои ощущения при этом.
  • Поведение больного соответствует поведению того зверя, в которого он якобы превратился. Больные передвигаются на четвереньках, лают, воют, царапаются, спят на земле, снимают с себя одежду, требуют пищу, которую, по их мнению, употребляют звери, и проявляют прочие признаки «звериного» поведения.

Распространённость ликантропии

Несмотря на широкую известность данного термина и частое упоминание его в публикациях, большинство из них приходится на «эзотерические», исторические или мифологические исследования. Медицинских исследований что такое ликантропия, со строгим учётом симптомов, лечения, его результатов крайне мало. При целенаправленном поиске в архивах упоминания о заболевании ликантропией с 1850 года удалось найти описание всего 56 её случаев. Ретроспективная диагностика показала следующее распределение диагнозов: половину случаев поделили между собой депрессия с психотическими эпизодами и шизофрения, ещё у пятой части удалось диагностировать биполярное расстройство. Остальные случаи остались без диагнозов. Среди больных мужчин оказалось на треть больше, чем женщин.

За последние несколько десятков лет в литературе описаны всего два случая ликантропии. Первый из них зарегистрирован у молодого солдата с длительным стажем употребления наркотиков, особенно марихуаны, амфетаминов и ЛСД. После приёма ЛСД отмечался однократный эпизод галлюцинаций, в которых больной видел себя превратившимся в волка. В дальнейшем появились бредовые идеи того, что он оборотень, о чём знают и сигнализируют друг другу его сослуживцы, идеи одержимости окружающих дьяволом. В клинике ему был поставлен диагноз шизофрении, после курса лечения состояние значительно улучшилось. В дальнейшем больной самостоятельно прекратил лечение, после чего возвратились идеи одержимости, эпизодов ликантропии в дальнейшем не наблюдалось.

Второй случай описан у мужчины средних лет и сопровождался прогрессирующим снижением интеллекта и способностью выполнять ежедневную работу. Постепенно появились и психотические симптомы – склонность спать на улице, выть на луну, утверждение, что он покрыт шерстью, что он оборотень. При углублённом обследовании выявили дегенерацию коры головного мозга, его микроструктурные изменения. Благодаря регулярному приёму препаратов обострений ликантропии не было, но нормальное состояние ввиду органической природы заболевания вернуть пациенту не удалось.

Официальная медицина уделяет мало внимания психическому феномену, который можно охарактеризовать как ликантропия. Симптомы её всегда оказываются проявлением других заболеваний, способы диагностики и лечения которых и изучаются углублённо, ликантропия при этом оказывается всего лишь одним из вариантов бредово-галлюцинаторного состояния.

Ещё одной причиной низкой изученности ликантропии является редкость её появления. Даже если посчитать описанные 56 случаев верхушкой айсберга и увеличить их в пять раз – 250 случаев заболевания на всё человечество за почти 200 лет его изучения даст крайне низкую распространённость патологии. Более того, специального лечения ликантропия не требует и корректируется при лечении основного заболевания. Соответственно у медицинских компаний отсутствует всякая мотивация для затрат на её изучение.

Причины ликантропии

Большинство случаев ликантропии относится к указанной выше триаде заболеваний: шизофрении, депрессии с эпизодами психоза и маниакально-депрессивному психозу. Примерно пятая часть описанных случаев заболевания приходится на другие причины – различная органическая патология мозга, галлюцинаторные синдромы при употреблении психоактивных веществ, дегенеративные заболевания, ипохондрические психозы.

Согласно большинству исследований, ликантропия сопровождается изменениями в премоторных и сенсорных зонах коры (которым отвечают центральная и прецентральная извилины в теменной области). Часто оказываются вовлечёнными и подкорковые образования. Совокупное поражение этих областей приводит к нарушениям восприятия собственного тела.

Ещё в древних легендах утверждалось, что возможна наследственная передача ликантропии. Как заболеть ею по наследству стало понятно после выяснения истинных причин недуга – большинство психических заболеваний, особенно шизофрения, обнаруживают явную наследственную природу.

Ещё одна возможная причина распространения легенд про оборотней – заболевание, называемое гипертихоз. Это повышенное кожное оволосение, при котором волосы густо покрывают всё тело, в том числе лицо, делая больного похожим на животное. Данное заболевание также носит наследственную природу. Описано множество случаев болезни, особенно часто она встречается у народностей, где приняты близкородственные браки – для проявления дефектных генов необходима их повторная встречаемость в нескольких поколениях. Для инквизиторов пугающий внешний вид таких больных был достаточным поводом для заключения «оборотень» и всех вытекающих последствий. Увы, связь ликантропии и гипертрихоза изучена ещё меньше, чем психические аспекты болезни.

Лечение

Ликантропия далеко не всегда успешно излечивается. При шизофрении лечение нейролептиками и антипсихотиками приводит к стиханию проявлений, но при рецидивах заболевания они могут возвращаться.

Биполярное расстройство и депрессия достаточно успешно лечатся транквилизаторами, однако также возможно сохранение остаточной симптоматики.

А вот последствия приёма галлюциногенов и особенно органические поражения мозга лечатся достаточно плохо. В большинстве случаев максимум, которого удаётся достичь – исчезновение случаев аутоагрессии или угрозы для окружающих.

Ликантропия — факты из истории и современной жизни