Эмпирика - это что такое? Основные положения. Эмпиризм и рационализм — основные методологические направления в философии Нового времени

Эмпиризм (от греч. empeiria – опыт) – направление в теории познания, которое все знания выводит из чувственно опыта (эмпирии). Признавая чувственный опыт единственным источником познания и критерием истины, эмпиризм рациональную познавательную деятельность сводит к разного рода комбинациям того материала, который поставляется опытом, и толкует эту деятельность как ничего не прибавляющую к содержанию знания. Задача науки заключается в том, чтобы разобрать соответствующие процедуры, позволяющие «извлечь» эту истину, заключающуюся в вещах и процессах реальности, и донести ее в неискаженном виде до человека. Наиболее авторитетными представителями английского эмпиризма были Ф. Бэкон и Т. Гоббс.В 18 веке английская буржуазия достигла своих целей, практически закрепив свое экономическое господство. Это господство требовало политического оформления, закрепления консервативных тенденций и стабилизационных настроений. Традиционно носителем этих настроений и тенденций являлась религия, и поэтому обращение к ней стало естественным шагом буржуазной идеологии. В философии это проявилось в распространении идеалистической философии. Она сыграла положительную роль в развитии эмпиризма, ибо все наработанное в эмпирической и деистической философии

требовало проверки и обоснования через своеобразную «провокацию»

идеалистическими аргументами. С т.очки зрения эмпиризма душа человека представляет собой «чистую доску», воздействуя на которую, природа рисует свой правдивый портрет. Бoльшая часть идей, имеющихся в сознании человека, порождена именно чувственным восприятием. Человеческий разум не принимает никакого участия в возникновении идей, он способен лишь исказить их, поэтому для достижения адекватного знания следует сначала очистить разум от «идолов» или «призраков» (Бэкон), вносящих искажения в чувственное восприятие мира.
Представители эмпиризма резко отделяли разум от чувственного восприятия, полагая, что в процессе познания они действуют независимо друг от друга.

Рационализм (от лат. rationalis – разумный, ratio – разум) –

совокупность философских направлений, признающих разум основой познания и

поведения людей и полагающих, что разумность устройства, логический порядок

вещей – это неотъемлемая, необходимая характеристика всего мироздания.

Согласно рационалистическим учениям всеобщность и необходимость –

логические признаки достоверного знания – не могут быть выведены из опыта и

его обобщений; они могут быть почерпнуты только из самого ума, либо из

понятий, присущих уму от рождения, либо из понятий, существующих только в

виде задатков, предрасположений ума.

Для рационализма разум – высший судия. Разум – критерий истины. Все

должно быть подвергнуто критике и оценке разума: и религия, и

законодательство, и сам разум. И только то имеет право на существование,

что «может устоять перед свободным и открытым испытанием».

Рационализм появляется как реакция на схоластический способ мышления, с

ставку на человека, на его разум. Логика его проста и понятна. Человек

существо разумное. Мир, окружающий его, тоже разумен, следовательно,

разумный человек, познав разумный мир, может построить разумную жизнь.

14. Ф. Бэкон о материи и движении. Учение о причинах заблуждений в процессе познания. Великий реформатор и медицина .

Фрэнсис Бэкон(1561 -1626) - английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма. Его работы являются основанием и популяризацией индуктивной методологии научного исследования, часто называемой методом Бэкона. Индукция получает знание из окружающего мира через эксперимент, наблюдение и проверку гипотез. Свой подход к проблемам науки Бэкон изложил в трактате «Новый органон», вышедшем в 1620 году.

Френсис Бэкон считал, что материя первична и является основой мира, наделена многими свойствами. Движение присуще самой материи. Френсис Бэкон выделяет 19 видов и форм движения. Пространство - протяженность материальных объектов. Время есть мера скорости материальных частиц. Бэкон рассматривает материю как причину всех многообразных явлений в окружающем нас мире. К этому выводу он приходит на основе представления о неразрывной связи материи и дви­жения как самого важного и неотъемлемого ее свойства. Движение, по Ф. Бэкону, - не просто перемещение в пространстве, а „стремление", „жизненный дух", „напряжение". В этом проявляется диалектическая тенденция в подходе английского философа к материальному миру. Бэкон исходит из того, что материя деятельна, многообразна и движение составляет ее важнейшее свойство. Качественный характер элементов материи заключается в определенном роде их деятельности или движения. Движение- это первое и самое важное из прирожденных свойств материи. Материя многокачественна и находится в разных формах движения. Таких форм движения Бэкон насчитывает. «Первичные формы материи суть живые, индивидуализирующие, внутренне присущие ей, создающие специфические различия сущностные силы». Вещи состоят из простых свойств, далее неделимых, их количество конечно. При исследовании материи, каждой сложной субстанции, говорит Бэкон, сначала надо определить эти изначальные, далее неразложимые свойства, или «натуры», тела. Например, исследуемое тело может быть твердым, проницаемым, тяжелым, легким, ковким, красным и т.д. Затем необходимо отыскать «форму»- существенную основу этих свойств.

Бэкон сформулировал понятие материи как совокупности частиц, природа по Бэкону – совокупность тел с многообразными качествами. Не согласен с античными понятиями пустоты. Пространство – есть место,занимаемое материей,а время – объективная мера скорости материальных тел. Т.е внутреннее свойство материи. Таое понятие материи развивалось всеми последующими материалистами 17-18вв. Материя обладает движением,которое является как бы активной внутренней силой, «напряжением» материи. Она обладает «первичными формами» (формой тепла,света и тд). Он различает 19 видов двжения. Бэкон,а вслед за ним Гоббс и Локк считали движение и покой равноправными свойствами материи Признавая движение,все материалисты 17 – 18 вв отрицали развитие материи,оставаясь метафизиками.

Научное познание

В целом великое достоинство науки Бэкон считал почти самоочевидным и выразил это в своём знаменитом афоризме «Знание - сила» (лат. Scientia potentia est) Указывая на плачевное состояние науки, Бэкон говорил, что до сих пор открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод - это путь, главное средство исследования. Даже хромой, идущий по дороге, обгонит здорового человека, бегущего по бездорожью. Исследовательский метод, разработанный Фрэнсисом Бэконом - ранний предшественник научного метода. Метод был предложен в сочинении Бэкона «Novum Organum» («Новый Органон») и был предназначен для замены методов, которые были предложены в сочинении «Organum» («Органон») Аристотеля почти 2 тысячелетия назад. В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и эксперимент. Индукция может быть полной (совершенной) и неполной. Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях

Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно: все лебеди белы для нас достоверно, пока не увидим чёрную особь. Это заключение всегда носит вероятностный характер.

Учение о причинах заблуждений в процессе познания

Фрэнсис Бэкон разделил источники человеческих ошибок, стоящих на пути познания, на четыре группы, которые он назвал «призраками» («идолами», лат. Idola) . Это «призраки рода», «призраки пещеры», «призраки площади» и «призраки театра

«Призраки рода» проистекают из самой человеческой природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека. «Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде».

«Призраки пещеры» - это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые. «Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы».

«Призраки площади (рынка)» - следствие общественной природы человека, - общения и использования в общении языка. «Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум».

«Призраки театра» - это усваиваемые человеком от других людей ложные представления об устройстве действительности. «При этом мы разумеем здесь не только общие философские учения, но и многочисленные начала и аксиомы наук, которые получили силу вследствие предания, веры и беззаботности».

Великий реформатор и медицина.

В своем сочинении «О достоинстве и силе наук» (De dignitate et augmentate scientiarum) Бэкон предусмотрительно поставил перед медициной ряд основных задач. Так, считая недостаточной существующую описательную анатомию, он отмечал: «Надо бы в анатомических исследованиях тщательно наблюдать за следами болезней и результатами их, за поражениями и повреждениями, которые они вызывают во внутренних частях. Между тем этим пренебрегают». Если говорить современным языком, он ставил задачу разработки патологической анатомии. Бэкон считал необходимым в процессе лечения болезней «тщательно записывать все происходящее с больным», и объединять истории болезни некоторых больных в «медицинские описания, которые надо подробно составлять и обсуждать», то есть, иными словами, создавать клинические советчики. Причины отсутствия прогресса в терапии Бэкон видел в том, что врачи признавали многие болезни инкурабельным, не желали пополнять арсенал лечебных средств, изыскивать их. Он возлагал большие надежды на химию, что, по его мнению, должна дать человечеству ценные лечебные средства, считал перспективными методы лечения с помощью диететикы, лечение минеральными водами и гимнастикой. Возмущаясь проведением операций, болезненных для больного, он требовал разработки и внедрения эффективного обезболивания. В этих требованиях Бэкона, по сути, можно видеть продуманную программу научной работы в медицине на несколько веков вперед вплоть до нашего времени.

Медицина не может быть предметом бесплодных умствований, основанных на вымысле и фантазии. Она должна опираться на данные естествознания, а для этого в нее должен быть внесен эксперимент. Опыт - вот насущная необходимость медицины! И опыт на живом организме - вивисекция. У человека и животных есть общие принципы строения и функционирования организма, и поэтому, несмотря на различия между человеком и животными, результаты вивисецирования животных можно с известными оговорками перенести на человека.

Только хорошо подготовленные теоретически и связанные с практикой медики могут быть настоящими врачами. Только практика и эксперимент могут создать правильную теорию, пусть даже процесс создания ее идет не столь быстро. Что толку от скорых заключений, если они неверны?! Ведь даже "хромой, который идет верной дорогой, может обогнать рысака, если тот бежит не по настоящей дороге; даже больше, - чем быстрее бежит рысак, раз сбившийся с пути, тем дальше оставит его за собой хромой". Врач должен изучить различия в строении органов у отдельных лиц, так как от этих различий часто зависит течение болезней.

Бэкон говорит о трех задачах медицины, вполне современно звучащих и в наши дни. Медицина должна: во-первых, сохранять здоровье; во-вторых, излечивать болезни; в-третьих, продлевать жизнь человека. Изучать болезни нужно у постели больного, вести запись течения заболевания, иначе говоря - "историю болезни"; на основании такого собранного и обработанного материала нужно составить книгу по диагностике и терапии отдельных болезненных форм.

Фрэ́нсис Бэ́кон (22 января 1561-9 апреля 1626) - английский философ, историк, политический деятель, основоположник эмпиризма (Эмпири́зм (от греч. - опыт) - направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания).

Фрэнсис Бэкон считается основателем опытной науки Нового времени. Он был первым философом, поставившем перед собой задачу создать научный метод. В его философии впервые сформулированы главные принципы, характеризующие философию Нового времени.

Бэкон происходил из семьи «новых дворян», в свое время поддержавших английскую монархию в феодальных междоусобицах; его отец был крупным землевладельцем и некоторое время занимал должность лорда-хранителя королевской печати. В возрасте 12 лет Бэкон поступил в Кембриджский университет. После окончания Кембриджского университета был определен на дипломатическую службу и провел несколько лет в английском посольстве в Париже. Однако после смерти отца он был вынужден возвратиться домой. Здесь он начинает заниматься политикой и в 23 года (1584г.) избирается депутатом Палаты общин английского парламента. Весьма быстро молодой талантливый адвокат, обладающий редким даром красноречия и не скрывающий своих монархических убеждений, был замечен. На него обратил внимание сам король Яков I Стюарт, увидевший в нем человека, на которого можно положиться в ситуации конфликта между парламентом и двором. Представление королю стало исходной точкой блестящей и быстрой карьеры Фрэнсиса Бэкона, который к 57 годам стал лордом-канцлером английского королевства, бароном Веруламским, виконтом Сент-Албанским, обладателем многих поместий и замков.

Однако судьба распорядилась так, что вскоре его восхождение к вершинам власти было прервано. Борьба короля и парламента в начале 20-х годов XVII в. резко обострилась, и, стремясь найти компромиссное решение, король решил пожертвовать рядом высших должностных лиц, вызывавших наибольшую ярость городского народа и мелких буржуа из-за последовательно и жестко проводимой ими политики на укрепление позиций королевской власти. Среди них был и Фрэнсис Бэкон, которого парламент обвинил во взяточничестве и казнокрадстве. В 1621 году он был приговорен к крупному штрафу (40 000 ф.ст.), лишен парламентских полномочий, уволен из суда и на несколько дней заключён в Тауэр. Несмотря на последующее оправдание, Бэкон больше не возвращался в политику. Последние годы жизни занимался научным экспериментированием и умер в 1626, простудившись, доказывая, что холод обеспечивает сохранение мяса от порчи.

С самого начала своей философской творческой деятельности Бэкон выступил против господствовавшей в то время схоластической философии. Главный недостаток схоластической логики он усматривал в том, что она проходит мимо проблемы образования понятий, составляющих посылки логических умозаключений. Если абсолютное большинство авторов до Фрэнсиса Бэкона, говоря о культуре и цивилизации, обращали свое внимание прежде всего на духовные аспекты и видели культурный прогресс в первую очередь в бурном развитии изобразительного искусства и литературы, музыки и архитектуры, то Бэкон переносит акцент на рассмотрение достижений в области науки, техники, промышленного производства, которые, по его мнению, наиболее ярко свидетельствуют о достижении той или иной нацией определенного культурного уровня. Т.е. для Бэкона критериями культурного развития являются темпы научно-технического прогресса, глубина познания законов природы и их использование для блага людей. Он считает, что устранение заблуждений и предрассудков - отправная точка правильного философствования.

Культура, с его точки зрения, не есть нечто данное изначально. По его представлениям, она развивается, переходя с одной ступени на другую и это понимание культуры противоположно ее религиозно-схоластическому пониманию в философской мысли Средневековья, где мир природы и мир, созданный человеком, воспринимались как противостоящие и никаким образом не связанные друг с другом.

Под «искусством» Бэкон понимает всякое практическое умение, необходимое для овладения силами природы, основанное на знании ее свойств и законов. Оно призвано не исправлять природу, а раскрепощать ее.

Но вклад Бэкона в теоретическую культурологию не ограничивается констатацией факта взаимосвязи культуры и природы и введением технического прогресса в качестве критерия культурного развития. Им был высказан еще целый ряд конструктивных идей. В частности, это относится к идее о преемственности культуры как преемственности знаний. Он подчеркивает, что «знания и открытия мгновенно распространяются и разлетаются по всему свету», и являются нитью, связующей различные культуры.

Указывая на плачевное состояние науки, Бэкон говорил, что до сих пор открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод - это путь, главное средство исследования. Исследовательский метод, разработанный Фрэнсисом Бэконом - ранний предшественник научного метода. Метод был предложен в сочинении Бэкона «Новый Органон». В этом трактате он пишет, что методы и приемы науки должны отвечать подлинным ее целям - обеспечению благополучия и достоинства человека. Это и свидетельство выхода человечества на дорогу истины после долгого и бесплодного плутания в поисках мудрости. Обладание истиной обнаруживает себя именно в росте практического могущества человека. “Знание - сила” - вот путеводная нить в прояснении задач и целей самой философии. Здесь целью науки является увеличение власти человека над природой, которую он определял как бездушный материал, цель которого быть использованным человеком.

Фрэнсис Бэкон считает, что по мере роста объема знаний, которыми владеют люди, по мере овладения «искусством», углубления представлений о природе и законах ее развития расширяется и «поле свободы» человека. В пределах использования законов природы, пишет автор «Нового Органона», «человек может все, если же такой возможности нет, он ничего не может».

В основе научного познания, согласно Бэкону, должны лежать индукция и опыт.

Индукция может быть полной (совершенной) и неполной. Полная индукция означает регулярную повторяемость и исчерпаемость какого-либо свойства предмета в рассматриваемом опыте. Индуктивные обобщения исходят из предположения, что именно так будет обстоять дело во всех сходных случаях.

Неполная индукция включает обобщения, сделанные на основе исследования не всех случаев, а только некоторых (заключение по аналогии), потому что, как правило, число всех случаев практически необозримо, а теоретически доказать их бесконечное число невозможно. Эти заключения всегда носят вероятный характер. Пытаясь создать «истинную индукцию», Бэкон искал не только факты, подтверждающие определенный вывод, но и факты, опровергающие его. Он, таким образом, вооружил естествознание двумя средствами исследования: перечислением и исключением. Причем главное значение имеют именно исключения.

Бэкон приводит различение двух видов опыта: плодоносных и светоносных. Первые - это такие опыты, которые приносят непосредственную пользу человеку, светоносные - те, цель которых состоит в познании глубоких связей природы, законов явлений, свойств вещей. Второй вид опытов Бэкон считал более ценным, так как без их результатов невозможно осуществить плодоносные опыты.

Также Фрэнсис Бэкон считает, что для проведения эксперимента важно варьировать его, повторять, перемещать из одной области в другую, менять обстоятельства на обратные, прекращать его, связывать с другими и изучать в немного измененных обстоятельствах. После этого можно перейти к решающему эксперименту. Он выдвинул опытное обобщение фактов в качестве стержня своего метода, однако не был защитником одностороннего его понимания.

Итак, в своей теории познания Бэкон неукоснительно проводил мысль о том, что истинное знание вытекает из опыта. Такая философская позиция называется эмпиризмом. Бэкон и был не только его основоположником, но и самым последовательным эмпириком.

Но что же тогда препятствует успешному познанию природы? Приверженность к негодным методам познания мира обусловлена, по мнению Бэкона, господством над сознанием людей так называемых “идолов”.

Он выделяет четыре их основных вида: идолы рода, пещеры, рынка и театра. Так образно представлены типичные источники человеческих заблуждений.

1) «Идол рода» - проистекают из самой человеческой природы, они не зависят ни от культуры, ни от индивидуальности человека. В их основе субъективные свидетельства органов чувств и всевозможные заблуждения разума (пустое абстрагирование, поиск целей в природе и т. п.). Это предрассудки нашего ума, проистекающие из смешения нашей собственной природы с природой вещей. Если в человеческом мире целевые отношения оправдывают законность наших вопросов: зачем? для чего? - то те же вопросы, обращенные к природе, лишены смысла и ничего не объясняют. В природе все подчинено только действию причин, и здесь законен лишь вопрос: почему? Бэкон считает что, наш ум следует очистить от того, что проникает в него не из природы вещей. Он должен быть открыт Природе и только Природе.

2) «Идол пещеры» - это индивидуальные ошибки восприятия, как врожденные, так и приобретённые, обусловленные зависимостью познания от индивидуальных особенностей, физических и душевных свойств, а также ограниченностью личного опыта людей. Чтобы освободиться от этой власти, необходимо достигать согласия в восприятии природы из разных позиций и при различных условиях. В противном случае иллюзии и обманы восприятия затруднят познание.

3) «Идол рынка» - следствие общественной природы человека, - общения и использования в общении языка. «Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Это заблуждения, проистекающие из необходимости пользоваться словами с уже готовыми значениями, принимаемыми нами некритически. Поэтому плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум. Ученый должен быть свободен от власти слов и открыт самим вещам для того, чтобы успешно их познать.

Со времен античности человечество интересуют вопросы познания. Философская мысль развивалась по мере того, как индивидуум познавал мир и самого себя в нем. Еще в древние времена зародились такие фундаментальные науки, как математика, физика, Тогда же возник вопрос о том, что есть путь познания истины и на чем он должен быть основан. Именно в это время возникли такие течения, как догматизм, прагматизм, эмпиризм.

Эмпиризм как философия

Эмпирика - это то, в основе чего лежит непосредственно практическая деятельность. То есть то, что получено путем человеческого опыта. Это понятие лежит в основе одноименного философского направления. Чувственный опыт абсолютен для эмпирика. Это и есть его суть и источник получения знания. Знание возникает в результате обработки человеком чувственных импульсов.

Фрэнсис Бекон - основатель эмпиризма

Основателем течения считается благодаря которому эмпиризм был оформлен в зрелую философскую концепцию. Позже внутри нее возник ряд течений - прежде всего, позитивный и логический эмпиризм. Бэкон настаивал на том, что для познания необходимо очистить восприятие и ум от пустых идолов и получать опыт путем эксперимента и наблюдения за природой. Основные идолы по Бэкону: племя, пещера, рынок, театр. Эмпиризм противопоставляет себя рационалистическим течениям и религиозной схоластике.

Истина в эмпиризме

Рационалисты и эмпирики расходятся в понимании истины. Первые видят его в достоверных выводах и призывают ничего не принимать на веру, абсолютизируя логику и Тогда как эмпирика - это течение, основывающееся на индукции. Основным источником истины его приверженцы видят чувственный опыт человека (эмпирию), его ощущения. Главная задача состоит в том, чтобы осознать ощущение, обработать его и донести извлеченную из него истину до человека в первозданном, неискаженном виде. Основной источник знания для эмпирика - это, прежде всего, природа, наблюдение за ней и действие в ней, порождающее ощущение. Это учение близко к таким наукам, как биология, медицина, физика, астрономия.

Истина в эмпиризме - результат живого созерцания, которое выражено в таких формах:

Ощущение (отзеркаливание в сознании индивидуума свойств и сторон чего-либо, воздействие на органы чувств);

Восприятие (создание целостного образа познаваемого объекта в результате синтеза ощущений);

Представление (осмысленный результат обобщения наглядно-чувственных эмпирий, не воспринимаемый сейчас, но воздействовавший в прошлом).

В процессе познания истины человеком задействованы зрительные, вкусовые, тактильные, слуховые ощущения, складываемые в представления при помощи памяти и воображения. Эмпирика объясняет это наличием в организме человека экстерорецептивной и интерорецептивной (сигналы о внутреннем состоянии) систем. Таким образом, чувственно-эмоциональная и чувственно-сенситивная составляющие - основа, на которой выстраивают эмпирики и объективного познания.

(логический эмпиризм).

Основные положения

Итак, под понятие эмпиризма подходят различные направления: от крайнего скептицизма до крайнего догматического реализма в форме материализма. В истории философии между этими крайними типами можно установить множество промежуточных ступеней и разновидностей. В теории познания и в психологии эмпиризм характеризуется тем, что вопрос о ценности и значении познания ставится в тесную зависимость от его происхождения из опыта. Знание наше с этой точки зрения постольку достоверно, поскольку его источником является опыт. Но считать такой источник единственным и в то же время признавать возможность безусловно всеобщего и необходимого познания, значит допускать явную несообразность: черпая критерии истинности из единичных опытов, мы никогда не можем быть уверенными в полноте наших наблюдений и в безусловной необходимости (то есть неразрывности) известных единичных связей в опыте; опыт может, поэтому, гарантировать лишь большую или меньшую (хотя бы и очень высокую) вероятность познания.

Признание Локком математического познания безусловно достоверным объясняется лишь тем, что в эпоху Локка ещё не были продуманы до конца те следствия, к которым логически необходимо приводит отправной пункт эмпиризма. Чтобы психологически объяснить возникновение и существование в сознании человека известной структуры логических, гносеологических и математических законов, которые кажутся безусловно всеобщими и необходимыми, эмпиризм принимает следующие положения:

  1. Всеобщность и необходимость известных связей в опыте объясняется повторяющимся единообразным воздействием на нас известных впечатлений.
  2. Повторение известных впечатлений А и В одного за другим образует в нашем уме ассоциацию представлений а и b, так что появление в сознании одного из этих представлений тотчас же влечет за собой появление другого.
  3. Подобные ассоциации, повторяясь бесчисленное множество раз, становятся привычными и, наконец, неразрывными, так что у нас не только два представления неизменно связаны в сознании одно с другим, но всякая попытка разорвать связь между ними, то есть сознавать их порознь, становится невозможной или, как говорится, немыслимой (Милль).
  4. Предрасположения к подобным неразрывным ассоциациям могут стать по истечении огромных промежутков времени, охватывающих развитие не только человечества, но и всего животного мира, унаследованными свойствами, накопленными совокупным опытом миллионов поколений, так что человек может рождаться с предрасположениями к известным неразрывным ассоциациям, и то, что в настоящее время является априорным для индивидуума, могло возникнуть апостериорным путём для рода (Спенсер).
  5. Сверх этих биологических условий на наши представления об опыте как законосообразном целом влияют социальные условия. Мы рождаемся в общественной среде, которая своими культурными воздействиями на наше умственное развитие облегчает и ускоряет в нас сознание законосообразности наших познавательных процессов. В этом смысле опыт является «социальным, а не индивидуально психологическим понятием» (Риль), продуктом коллективного, общественного мышления.

Итак, с эмпирической точки зрения относительная всеобщность и необходимость законов нашего познания есть результат единообразных воздействий опыта на нашу физико-психическую организацию, породивших такую ассоциационную связь между известными элементами сознания, которая стала неразрывной благодаря аккумулированному наследственному опыту, индивидуальной привычке и влиянию окружающей социальной среды. Если так называемые всеобщие и необходимые законы познания отличаются лишь высокой степенью вероятности, а не безусловной достоверностью, то ничто не препятствует нам допускать возможность их изменения, хотя бы и очень медленного, что и высказывают Спенсер и другие эволюционисты (см. Челпанов, «Проблема восприятия пространства», ч. II, 1904, стр. 215).

Исходя из указанных предпосылок, эмпиризм считает произошедшими из опыта законы мышления, формы познания, основания математического и естественноисторического познания. Уже Локк утверждал, например, что дети и дикари вовсе не пользуются законами тождества и противоречия, ибо, если бы пользовались ими, то знали бы, что пользуются, так как нельзя сознавать что-нибудь и не знать, что сознаешь, если только не предполагать возможности бессознательных представлений, что было бы нелепо. Милль называет закон противоречия «одним из самых ранних и самых знакомых обобщений из опыта».

Представители эмпиризма

К представителям эмпиризма следует отнести:

  • Демокрита , софистов , стоиков , эпикурейцев и скептиков , Роджера Бэкона , Галилея , Кампанеллу , Фрэнсиса Бэкона (родоначальника нового эмпиризма), Гоббса , Локка , Пристли , Беркли , Юма , Кондильяка , Конта , Джемса Милля, Джона Милля , Бэна, Герберта Спенсера , Дюринга , Ибервега , Геринга и многих других.

Во многих из систем этих мыслителей рядом с эмпиристическими элементами уживаются и другие: у Гоббса, Локка и Конта заметно влияние Декарта, у Спенсера - влияние немецкого идеализма и критицизма, у Дюринга - влияние Тренделенбурга и других. Среди последователей критической философии многие склоняются к эмпиризму, например Фридрих Альберт Ланге , Алоиз Риль и Эрнст Лаас . Из слияния эмпиризма с критицизмом выработалось особое направление эмпириокритицизм , основателем которого был Авенариус, а последоватетелями - Карстаньен, Мах , Петцольд , Вилли, Клейн и др.

Литература

Важнейшие труды по новейшему эмпиризму:

  • Джон Милль, «Система Логики» и «Исследование философии с. Вильяма Гамильтона»;
  • Спенсер, «Психология» (преимущественно IV-й том, заключающий в себе теорию познания Спенсера);
  • Лаас, «Идеализм и позитивизм»;
  • Тэн, «Об уме и познании» (пер. под ред. Страхова);
  • Дюринг, «Курс философии»;
  • Льюис, «Вопросы жизни и духа»;
  • Гельмгольц, «Факты в восприятии» и статья о «геометрических аксиомах», положившая начало философской литературе по пангеометрическим умозрениям (помещена в сборнике статей по пангеометрии, изданном в Казани в память Лобачевского в 1892 г.); * Вл. Соловьев, «Критика отвлечённых начал»;
  • Александр Введенский, «Опыт построения теории материи» (1888, ч. I);
  • М. Каринский, «Классификация выводов» и ряд статей об эмпиризме, печатаемых в «Журнале Мин. Нар. Просв.», 1897 (II), 1901 (V, VIII, IX), 1902 (IV), 1903 (II, VIII, XI) и 1904 (II);
  • Челпанов, «Проблема восприятия пространства» (часть I, 1 896, и часть II, 1904; первая часть трактует вопрос с психологической, вторая - с гносеологической точки зрения).

Характеристики эмпиризма в истории философии имеются во всех общих курсах. Специальной полной истории эмпиризма и скептицизма в новейшей философии нет; существуют только труды, отчасти выполняющие эту задачу, как

  • «История материализма» Ланге;
  • Brochard, «Les sceptiques grecs»; Baumann, «Raum, Zeit und Zahl»;
  • Lasswitz, «Geschichte der Atomistik»;
  • Рябо, «Современная английская психология».

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Эмпирики" в других словарях:

    Греч. empeirikos, от empeiria, опыт. Философы или врачи, опирающиеся только на опыт. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. Михельсон А.Д., 1865 … Словарь иностранных слов русского языка

    Empirici, εμπειρικοί, называлась та школа врачей, которая, в противоположность к догматической, основывавшей свое искусство на спекуляции и общих теориях, вступила на указанный Гиппократом путь опытов, но часто в борьбе с… … Реальный словарь классических древностей

    От латинского слова medicari назначать лечебное средство. Но М. заботится не только о восстановлении нарушенного здоровья, а также и о предупреждении расстройств. Полное определение М. с современной точки зрения: М. есть наука, изучающая болезни …

    Гносеология (от греч. gno sis знание, logos слово, понятие), Эпистемолог и я (от греч. episteme знание) раздел философии, исследующий природу человеческого познания, его источники и предпосылки, отношение знания к предмету познания, условия… … Философская энциклопедия

    История науки … Википедия

    История западной философии Западная философия Античная философия Средневековая философия Философия Возрождения Философия Нового времени XVII XVIII XIX век … Википедия

    Трубецкой (князь Сергей Николаевич) философ; родился в 1862 году в Московской губернии, учился в калужской гимназии и на историко филологическом факультете Московского университета; с 1888 года состоял приват доцентом Московского университета по… … Биографический словарь

    Писатель по экономическим и политическим вопросам и литературный критик, редактор зарубежного журнала "Набат", родился в 1844 г. в Псковской губернии, в небогатой помещичьей семье. Среднее образование получил во 2 й Петербургской… …

    Философ; род. в 1862 г. в Московской губернии; учился в Калужской гимназии и на историко филологическом факультете Московского университета; с 1888 г. состоял приват доцентом Московского университета по кафедре философии, в 1889 г. защитил… … Большая биографическая энциклопедия

    - (князь) философ; род. в 1862 г. в Московской губернии, учился в Калужской гимназии и на историко филологическом факультете Московского университета; с 1888 г. состоял приват доцентом Московского университета по кафедре философии, в 1889 г.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Эмпиризм
Рубрика (тематическая категория) Философия

Эмпиризм не исключает важности чувственного восприятия для процесса познания, но настаивает на тесном союзе чувств и разума. Данная философская концепция основу познания и критерий истины усматривает в опыте.

ê Френсис Бэкон (1561-1626 гᴦ.) - английский философ, родоначальник эмпиризма.

В своих исследованиях он обратил внимание на необходи­мость наблюдений и опытов для обнаружения истины. Бэкон подчеркивает, что наука служит жизни и практике. Высшей це­лью науки он считал господство человека над природой, возмож­ное лишь при подчинœении законам природы. Ученый, по Бэкону, должен идти в своих исследованиях от наблюдения единичных фактов к широким обобщениям, то есть применять индуктивный метод познания. Бэкон развил новое понимание задач науки, ввел методологию экспериментального естествознания. Следуя этой методологии, можно создать много научных открытий, при этом нужно учитывать, что опыт может дать достоверное знание лишь тогда, когда сознание свободно от ложных суждений. Не ссылаться ни на какие авторитеты - таков принцип науки Но­вого времени.

Рассуждениям о Боге Бэкон противопоставил доктрину ʼʼестественнойʼʼ философии, которая базируется на опытном сознании. Бэкон утверждал, что чувственный опыт отражает в познании только объективно существующие вещи. В эмпиризме рационально-познавательная деятельность сводится к разного рода комбинациям того материала, который дается в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к содержанию знания. Здесь эмпиристы столкнулись с неразрешимыми трудностями выделœения исходящих компонентов опыта и реконструкции на этой базе всœех видов и форм сознания. Для объяснения ре­ально совершающегося познавательного процесса эмпиристы были вынуждены выходить за пределы чувственных данных и Рассматривать их наряду с характеристиками сознания (такими как память, активная деятельность рассудка) и логически­ми операциями (индуктивное обобщение), обращаться к категориям логики и математики для описания опытных данных в качестве средств построения теоретических знаний. Попытки эмпиристов обосновать индукцию на чисто эмпирической осно­ве и представить логику и математику как простое индуктивное обобщение чувственного опыта потерпели полный провал.

ê Джон Локк (1632-1704 гᴦ.) - английский философ.

Был противником подчинœения знания откровению и утверждал, что вера не может иметь силу авторитета перед лицом ясных и оче­видных опытных данных. Вместе с тем Локк писал: ʼʼМы можем знать достоверно, что Бог есть... Он дал нам способности, кото­рыми наделœен наш ум, и тем оставил о себе свидетельство... Бог в изобилии снабдил нас средствами открывать и познавать Его, насколько это крайне важно для цели нашего бытия и для нашего счастьяʼʼ.

Отвергая точку зрения о врожденных идеях, Локк полагал, что всœе наши знания мы черпаем из опыта͵ ощущений. Люди не рож­даются с готовыми идеями. Голова новорожденного - ʼʼчистая доскаʼʼ, на которой жизнь рисует свои узоры - знание. Локк утверждал: если бы идеи были врожденными, они были бы из­вестны одинаково как ребенку, так и взрослому, как идиоту, так и нормальному человеку. ʼʼНет ничего в уме, чего раньше не было в ощущенииʼʼ, - таков основной тезис Локка. Ощуще­ния получаются в результате действия внешних вещей на наши органы чувств. В этом состоит внешний опыт. Внутренний опыт (рефлексия) есть наблюдение ума за своей деятельностью и способами ее проявления. При этом Локк всœе же допускает, что уму присуща некая спонтанная сила, не зависящая от опыта͵ что рефлексия помимо внешнего опыта порождает идеи суще­ствования, времени, числа. Отрицая врожденные идеи как вне-опытное и доопытное знание, Локк признавал наличие в разуме определœенных задатков, или предрасположенности к какой-либо деятельности.

Он выделил три вида знания: исходное (чувственное, непо­средственное), дающее знание единичных вещей; демонстра­тивное знание через умозаключение, к примеру, через сравне­ние и отношение понятий; высший вид - интуитивное знание, то есть непосредственная оценка разумом соответствия и несо­ответствия идей друг другу.

ê Джордж Беркли (1685-1753 гᴦ.) - наиболее значительный представитель английского эмпиризма.

Беркли полагал, что существование вторичных и первичных качеств предметов обу­словлено нашим восприятием. Он считал, что всœе качества предметов являются вторичными, полагая, что и первичные качества имеют тот же характер, что и вторичные, ибо такие качества, как протяжение, не являются объективными, а зависят от нашего восприятия, сознания. Так, величина предметов - это не не­что объективное, а определяется тем, что предмет нам кажется то большим, то маленьким. Иными словами, величина предметов - это результат нашего опытного заключения, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ опи­рается на органы чувств.

Так же Беркли рассуждал и при рассмотрении понятия материи. Он полагал, что существование абстрактно-общих идей невозможно, так как при восприятии в нашем уме возникает конкретное впечатление, конкретный образ, но не должна быть никакой общей идеи. В случае если мы воспринимаем треугольник, то это конкретный треугольник, а не какой-то абстрактный, не обладающий специфическими чертами. Таким же образом, согласно Беркли, невозможно образовать абстрактные общие идеи чело­века, движения и т. д.

Тем самым он и не признавал существования понятия материи как абстрактной идеи, материи как таковой.

Из этих рассуждений он переходил к отрицанию объективно­го существования вещей. Так как существование качеств вещей обусловлено нашим восприятием, а субстанция - это носитель свойств, качеств, то, значит, всœе вещи и предметы окружающего мира, которые образуются из свойств, являются лишь восприя­тиями наших органов чувств. Для Беркли ʼʼбыть - значит быть воспринимаемымʼʼ (esse est percipi).

Беркли также утверждает, что вещи продолжают существовать в силу того, что в тот момент, когда мы их не воспринимаем, их воспринимает другой человек. Так, Беркли, с одной стороны утверждает, что вещи, или идеи, по его терминологии, не существу­ют, с другой - что они продолжают существовать в нашей мысли.

Эмпиризм - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Эмпиризм" 2017, 2018.

  • - Дискуссии о методах научного познания: эмпиризм и рационализм

    Мыслители Нового времени уделяют огромное внимание определе­нию методов научного познания. Так, Бэкон дал научное обоснование индуктивного метода познания, который «есть подлинное средство для того, чтобы подавить и изгнать идолы». Лейбниц задачу философии видит в... .


  • - Эмпиризм и рационализм. Проблема научного метода.

    Выдающиеся представители новоевропейской науки и философии Френсис Бэкон и Рене Декарт утверждали, что до сих пор открытия делались случайно, не методически. Их было бы сделано значительно больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом. Метод – это... .


  • - Эмпиризм и рационализм в теории познания

    Иной подход к решению познавательных вопросов мы находим в европейской философии ХVII-ХVIII вв. Надо отметить, что теория познания в этот период находилась под сильнейшим воздействием естествознания (прежде всего физики) и непосредственно соприкасалась с ним. Задача теории... .


  • - Эмпиризм. Проблема познания в философии Ф. Бекона.

    Эмпиризм – направление философии, которая ведущую роль в познании отводит опыту и чувственному восприятию, а не разуму. Суть основной идеи состоит в том, что в основе познания лежит исключительно опыт. Главная задача опыта и знания является помощь человеку добиться... .


  • - Философские основы эмпиризма в науке Нового времени (Р. Декарт, Б. Спиноза).

    Историческими рамками Нового времени является период времени с конца XVI в. и до начала XIX в. Ориентация на осмысление путей и принципов научного познания приняла две особые формы, сообразно тому, что само развитие науки происходило либо в форме развития опытного... .


  • - ТРАДИЦИЯ АНГЛИЙСКОГО ЭМПИРИЗМА

    Эмпиризм - познавательно-теоретическое направление в философии, которое все познание выводит из чувственного опыта (эмпирии). С точки зрения методологии - принцип, исходя из которого вся наука, больше того, вся жизненная практика и нравственность должны... .


  • - Европейская философия 17 в. Эмпиризм и рационализм

    XVII в. ознаменовал наступление нового этапа в эволюции европейской философской мысли. В эпоху Нового времени философия развивалась в тесном контакте с наукой, принявшей характер систематического исследования природы, основанного на наблюдении, эксперименте и... .