Как определить икону божьей матери. Исцеляющие иконы пресвятой богородицы

Верующие люди всегда с особым благоговением относились к Иконе Божьей Матери, с ней связаны многие чудеса и знамения. И если вы собираетесь в своих бедах и горе получить скорое утешение- прибегайте с верою и молитвой к Царице Небесной, и она обязательно ответит на ваши мольбы помощью и утешением.

Давайте, рассмотрим, какие иконы Божьей Матери есть, и узнаем к какому образу прибегать в каких проблемах.

Владимирская икона Божьей Матери

Люди всегда с особым благоговением относились к Владимирской иконе, с ней связаны многие чудеса и знамения. Перед ней совершалось помазание на царство государей и императоров. При избрании всероссийских митрополитов, а затем патриархов жребий клали в пелену в киоте Владимирской иконы, надеясь, что Богородица сама укажет угодного Ей человека.

По преданию, эта икона была написана евангелистом Лукой на доске от стола, за которым трапезовал Спаситель с Пречистой матерью и Праведным Иосифом. В середине XII века святыня попала в Россию. Когда ее везли в Суздаль, недалеко от Владимира кони остановились и не смогли двинуться с места. На этом месте и был воздвигнут Успенский собор, где установили чудотворную икону, именуемую с тех пор Владимирской. С переносом столицы из Владимира в Москву переехала и икона. В 1395 году Владимирская Божья матерь явилась во сне захватчику Тамерлану и заставила его отступить от Москвы. С тех пор икона считается покровительницей столицы и всей Руси.

Не только в защите России от врагов проявляется ее чудотворная сила. Со времен князя Боголюбского очень большое число людей получают духовное и телесное исцеление искренне попросив о помощи икону Владимирской Божией Матери.
Защищает от несчастных случаев

Когда князь Андрей Боголюбский повез икону в Ростовские земли, на пути его встала полноводная река. Князь послал человека на поиск брода, но очутившись на середине бурной реки камнем ушел на дно. Князь помолился иконе, и случилось чудо - человек выбрался из воды невредимый.
Облегчает роды

Летописи утверждают, что жена князя Андрея тяжко мучилась и более двух дней не могла разрешиться от бремени. Князь отстоял службу и когда она закончилась омыл икону водой, а воду отправил княгине. Сделав единственный глоток она тотчас родила здорового ребенка и выздоровела сама.

Лечит болезни сердца и сосудов

Наибольшую силу проявляет в лечении болезней связанных с сосудами и сердцем. Об этом есть масса свидетельств со времен уже почти забытых до наших дней. Известна история о женщине из Мурома страдавшей от сердечного недуга. Отправив во Владимир все свои драгоценности она попросила святой воды от иконы Богородицы. И когда отпила привезенной воды, незамедлительно излечилась.
Спасает от смертельных случайностей

Князь Боголюбский построил Золотые ворота во Владимире. Многие люди пришли посмотреть на них. Но вдруг, при большом скоплении людей, ворота отделились от стен и упали. Причиной тому стала невысохшая известь. Под завалом осталось целых 12 человек. Узнав о трагедии князь Боголюбский стал молиться перед иконой Богородицы. Искренняя мольба была услышана. Ворота подняли и все люди оказались живы, ни у кого не было найдено никаких повреждений.

Икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость»

Кто-кто, а скорбящие люди ни в России, ни на планете не переводятся. Образ Богоматери «Всех скорбящих Радость» уже в одном своем названии дает надежду — и даже не надежду, а уверенность, что скорби будут преодолены и исцелены, а радость, так желанная человеческим сердцем, обретена. В одной из молитв перед этим образом так говорится о Богородице: «Больных посещение, немощных покров и заступница, вдовиц и сирых покровительница, матерей печальных всенадежная утешительница, младенцев немощных крепость, и всем беспомощным всегда готовая помощь и верное прибежище».


Поэтому пред иконой Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость» молятся все обиженные, угнетенные, страдающие, те, кто находится в отчаянии или скорби, а также те, кто болен неизлечимо. В ней ищут утешения и защиты все, кому неоткуда больше этого получить — и получают просимое по своим молитвам.
Особо мощная икона, даже раковые заболевания излечиваются у тех, кто с верою сильною к ней прибегает, ища помощи. Написали ее в 17 веке и находится она на Афоне.
История проявления ее чудесной силы тоже интересна. Однажды, когда паломники прибыли в монастырь, к иконе подошел один странный человек, что-то невнятно бормоча. И вдруг воссиял лик Богородицы, и кинуло с силою парня на земь.
Все были шокированы, а парень на колени упал, и стал молиться, слезами обливаясь. Он признался, что магией занимается, и пришел специально проведать, сможет ли на иконы воздействовать. И такой урок получил силы Небесной, что раскаялся, и даже иноком того монастыря стал.

Икона Божией Матери «Достойно есть» (или «Милующая»)

Была икона Богородицы, которая носила название «Милующая». И вот в 10-ом веке к одному послушнику Карейского монастыря, что расположен на Афоне, ночью во время молитвы Богородице явился странник какой-то. В келью напросился, и стал петь с ним вместе молитвы. А потом пальцем на каменной глыбе, что мягче воска стала, написать песнь «Достойно есть…» и сказал, Гавриилом его зовут. И исчез.

Потом каменную глыбу исследовали, и подтвердили, что написанное могло быть архангелом Гавриилом, и песнь эту стали исполнять в молитвах полностью, как небесным гостем написано было. А икона еще одно название получила.

Пред иконой Пресвятой Богородицы “Милующая”, или “Достойно есть”, молятся при душевных и телесных болезнях, при окончании всякого дела, при эпидемиях, о счастье в браке, при несчастных случаях.

Казанская икона Божьей Матери

Однажды Матроне - десятилетней дочери одного из погорельцев, стрельца Даниила Онучина - было видение: во сне к ней явилась Пресвятая Богородица и велела извлечь из земли на месте пожарища ее икону. Наутро девочка поспешила рассказать о своем чудесном сновидении, но никто - даже родители, даже архиепископ - не приняли ее слова всерьез.

И лишь когда сон повторился на вторую, а затем на третью ночь, Матрона упросила своих родителей начать поиски иконы. И на том самом месте, которое было указано малышке во сне, они нашли сияющую икону, будто новую - ничуть не подпорченную временем.

Весть об удивительной находке и ее чудесах мгновенно облетела весь город. Когда икону торжественно несли в Благовещенский собор, два слепца прозрели во время крестного хода. И вот уже утратившие веру жители уверовали вновь, избавившись от слепоты духовной, и пошли к обретенной иконе молить о прощении, исцелении и защиты от напастей.

Есть и еще одна дата 4 ноября 1612 года, когда русские войска народного ополчения прогнали из Китай-города польских захватчиков. Победу связывают с образом иконы Казанской Божьей Матери, так как войны молились ей перед битвой.

Сейчас празднование Иконы Казанской Божьей Матери проходит 21 июля и 4 ноября в память об этих событиях.

  • Перед иконой Казанской Пресвятой Богородицы православные молятся об исцелении от любой телесной немощи, но прежде всего просят исцелить от слепоты. Просят и прозрении духовном, о наставлении на верный путь, если в душе вдруг начал слабеть огонь веры.
  • Молятся Царице Небесной и о поддержке в сложных жизненных ситуациях, когда сил бороться с обстоятельствами уже не хватает. В любых печалях и скорбях идут к Божьей Матери за утешением и наставлением.
  • Недаром Казанская икона называется Путеводительницей: она помогает принимать правильные решения, направляет в пути к благой цели, уберегает от напастей и ошибок. Часто в описаниях чудес рассказывается, что Богородица являлась во снах людям, просящим у нее помощи, и говорила, как нельзя поступать и что нужно делать, чтобы избежать беды или исправить ее последствия.
  • Просят не только за себя и близких, но и за всю страну: молят Богородицу об избавлении от нашествий врагов, о помощи воинам в защите Родины, о благополучии России. Ведь Казанская икона помогла одержать множество великих побед и спасти страну от захватчиков.
  • Не только в беде приходят к Казанской иконе, но и в радости. Ей благословляют молодоженов при вступлении в брак. С этой иконой связывают много примет. Например, если жениться в день празднования иконы Казанской божьей матери, то брак обещает быть ладным и счастливым.
  • И не только молодым, а любым семьям Богородица помогает сохранить гармонию и благополучие, спасает от ссор и неприятностей. Дома, в которых есть Казанская икона, находятся под ее защитой. Преклоняясь перед бесконечной Любовью и Милосердием Матушки Богородицы, девушки и женщины всех возрастов обращаются к ней с просьбой помочь им сохранить домашний очаг.
  • И, конечно, особенно благосклонно Божья Матерь относится к детям. Недаром видение о Казанской иконе было явлено именно маленькой девочке. Поэтому родители часто ставят образ этой иконы рядом с детской кроваткой и просят Богородицу взять чадо под свое покровительство. И она помогает ребенку на жизненном пути, оберегая его от печали и несчастий.

Икона Божией Матери “Млекопитательница”

Эта икона в радость всем рожающим, кормящим грудью, кто о здоровье малышей молится.

Необычная иконография, где Богородица Богомладенца грудью кормит. Был этот образ близ Иерусалима изначально, в лавре, носящей имя Саввы Освященного. А в 18 веке передан сыну сербского государя, а им уже на Афон привезен. Там поныне образ и находится, в Хиледарском монастыре. В России же образ появился совершенно неожиданно — на верхушке дерева, там и храм построили в честь новообретенной чудом иконы. И много исцелений возле нее получено было в разные времена.

Много еще известных икон Богородицы существует, часто люд русский к ее помощи прибегал и получал просимое. Потому как Пречистая, сама когда-то человеком на земле бывшая, особо нас, людей, понимает, и часто помощь свою благословенную оказывает. И многим в рождении помогает, и в обретении супружества, и в печалях разных утешает, и в болезнях всевозможных. Все-бо Ей по силе, на все Ее просьбы Спаситель милостиво отвечает.

Иверская икона Божьей Матери

К Иверской Божьей матери обращаются с мольбами о достатке, о защите от болезней, врагов, клеветы и темных сил.

Иверская Богородица сама назвала себя Великой Защитницей для верующих, когда чудесным образом оказалась в Иверском монастыре на Афоне (Греция). В IX веке воины царя Феофила Иконоборца были посланы истребить святые иконы. В одном доме кто-то из них ударил копьем в щеку Богородицы, и из раны потекла кровь. Чтобы спасти образ, хозяева отдали его морю, и икона стоя двинулась по волнам. Однажды монахи Иверского монастыря увидели на море огненный столп — он поднимался над образом Богоматери, стоящим на воде. Икону поставили в храме, но утром ее обнаружили над монастырскими воротами. Так повторилось несколько раз, пока Богородица, явившись одному из монахов во сне, не сказала, что не желает быть хранимой, а сама будет Хранительницей. Икона была оставлена над вратами, почему ее часто называют «Вратарницей».

Икона Божьей Матери «Семистрельная»

Обычно Богородицу пишут с Сыном или со святыми и ангелами, но здесь она изображена в одиночестве, а мечи (стрелы) символизируют боль, которую испытывала Пресвятая Дева Мария на земле. Число же семь также обозначает семь главных человеческих грехов-страстей, которые Богородица без труда читает в каждом человеческом сердце. Также Она готова молить Сына о каждом из нас, молящих о её заступничестве, и о искоренении в нас этих греховных мыслей.

Перед «Семистрельной» читают молитвы от непримиримых врагов. Во время войны читают, чтобы оружие врагов обошло защитников Отечества и родственников воинов. Перед иконой ставят не менее семи свечей. Эта икона может показать семь чудес, или помочь узнать будущее на семь лет. Молебен перед данным образом поможет при вспышках семейных или соседской вражды. Икона защищает от нетерпимости людей по отношению к Вам. Также она поможет при вспышках раздражения, злобы или гнева.

Икона Божией Матери «Целительница»

Чудотворная икона «Целительница» получила свою известность еще с IV века от Рождества Христова. Древнее церковное предание о том, что сама Царица Небесная помогла исцелить человека и является сюжетом этой чудотворной иконы.

Перед чудотворной иконой «Целительница» молятся об исцелении от различных болезней. По молитвам перед чудотворной иконой «Целительница» излечиваются любые болезни, даже те, перед которыми современные ученые врачи безнадежно опускают руки.

Икона Божией Матери «Умиление»

При обращении к Богородице «Умиление» молятся об исцелении от недугов.

Икона находилась в келье преподобного Серафима Саровского. Елеем от лампады, горевшей перед келейной иконой, преподобный Серафим помазывал больных, и они получали исцеление. Перед этой иконой преподобный и отошёл к Господу. Другое название иконы – «Радость всех радостей». Так часто называл эту икону сам преподобный Серафим.

Издревле на Руси очень почитали Пресвятую Богородицу . К Божьей Матери мы возносим каждодневные молитвы, прося Ее о помощи и спасении. Церковь ставит Царицу Небесную превыше всех святых и всех ангелов, ведь ближе всех к Богу - Его Мать.

С принятием православной веры от Византии русский народ принял и веру в Матерь Божию и Ее скорое заступничество. Святой образ Богоматери у русского народа всегда был и, конечно же, остается на особом месте. Богоматерь является защитницей и покровительницей земли Русской.


Ю. П. Понтюхин. "Дмитрий Донской и Сергий Радонежский"

На богослужениях читается большое количество молитв, обращенных к Царице Небесной, Ей посвящаются храмы, распространено почитание многочисленных Её икон.

В календаре Русской Православной церкви упоминается около 260 чтимых и чудотворных икон Богородицы, вообще же их можно насчитать более 860 . Для большинства икон установлены дни празднования, им написаны молитвы, акафисты.

История первых икон Божьей Матери

Есть предание о том, что самую первую икону написал апостол Лука . У историков в этом есть сомнения, но Предание возникло не на пустом месте. Из Нового Завета мы знаем, что апостол Лука был врачом и весьма образованным человеком своего времени, но то, что он был художником в Писании не сказано. Однако именно в Евангелии от Луки больше всего говорится о Божьей Матери и именно апостол Лука создал и описал для нас образ Богородицы. Евангелие порой называли словесной иконой, и апостола-евангелиста Луку мы можем назвать первым иконописцем, хотя, вероятнее всего, «писал» он не красками на холсте, а словом.


В.Л.Боровиковский. "Евангелист Лука"

Существует еще одно предание о первом образе: когда святые апостолы Петр и Иоанн Богослов проповедовали в Лидде (недалеко от Иерусалима), там был сооружен для новообращенных храм. Апостолы просили Матерь Божию Своим присутствием освятить и благословить храм. Пречистая Дева ответила, что будет там с ними. Придя в храм, апостолы увидели на одном из опорных столбов храма нерукотворный образ Пресвятой Богородицы. Список с этого образа, называемый Лиддской иконой Божией Матери , почитается до сих пор.


Лиддская икона Божьей Матери

В научном сообществе самыми ранними изображениями Богородицы считаются жанровые сюжеты из живописи катакомб. Это сцены Благовещения (катакомбы Присцилы II в.) и сцены Рождества Христова (катакомбы св. Себестьяна III – IV вв.).


Катакомбы Присциллы в Риме

Но все это скорее протоиконы, первые же иконы в прямом смысле этого слова появляются только после Эфесского собора 431 года , где было утверждено почитание Девы Марии как Богородицы.


Третий Вселенский собор в Эфессе

Элементы иконографии Богородицы

Внешний вид Богородицы известен не только из древнейших изображений, но и по описаниям церковных историков (Никифора Каллиста, монаха Епифания).

Богородица традиционно изображается в мафории (традиционном для замужней иудейской женщины покрывале, закрывающем голову и плечи), и тунике (длинном платье). Мафорий обыкновенно пишется красным (символ царского происхождения, но также и страданий). Нижние одежды обыкновенно пишутся сине-голубыми (знак небесной чистоты).


Мафорий украшают три звезды - на голове и плечах (символ непорочности Приснодевы «до рождества, в рождестве и по рождестве», а также символ Святой Троицы). Надписание на иконе даётся по традиции в греческом сокращении ΜΡ ΘΥ (Матерь Божия).

Богоматерь на русских иконах всегда несколько печальна, печаль эта бывает то скорбной, то светлой. Однако всегда образ Богородицы исполнен мудрости и духовной силы. Пресвятая Дева может торжественно «являть» Младенца миру, может нежно прижимать Сына к Себе или легко поддерживать Его - Она всегда полна благоговения, поклоняется своему Божественному Младенцу и кротко смиряется с неизбежностью жертвы.

Типы православной иконографии Богоматери

Конечно, изначально никаких типов икон Божьей Матери не было, а уже потом, для классификации и подробного изучения их выделили, исходя из характера написания.

В православной иконографии принято выделять 5 типов изображения Пресвятой Богородицы:

1. «Оранта» (греч. «Молящаяся») и «Знамение»

2. «Одигитрия» (греч. «Путеводительница»)

3. «Елеуса» (греч. «Умиление»)

4. «Панахранта» (греч. «Всенепорочная»)

5.«Агиосоритисса» (греч.: от названия часовни «Агиа-Сорос» в Константинополе).

«Оранта» («Молящаяся»), «Знамение»

Это один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её в фас, с поднятыми на уровень головы руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы. В православных храмах изображения этого типа иногда помещают в верхней части алтаря.

Первые изображение Богородицы «Оранты» (греч. «Молящаяся») без Младенца встречаются уже в римских катакомбах (II – IV вв.).

Иногда на лоне Богородицы, на фоне круглой сферы, изображается Спас Эммануил (евр. «с нами Бог»). Медальон символизирует и небо, как обитель Бога, и лоно Богоматери, в котором воплощается Спаситель. Некоторые иконы этого типа называют «Панагия» (греч. «Всесвятая»).


В Софийском соборе в Киеве (XI в.) находится одно из известнейших мозаических изображений Оранты (высота фигуры 5 м 45 см). Один из эпитетов, присваиваемый данному изображению - «Нерушимая Стена» . В иконописи самостоятельные изображения Богородицы Оранты без Младенца используются чрезвычайно редко.


Икона "Нерушимая Стена"

Поясное изображение Богородицы-Оранты получило на Русской земле именование «Знамение» , и вот как это случилось. 27 ноября 1169 года , во время штурма Великого Новгорода суздальцами, жители осажденного города вынесли на стену икону Божией Матери. Одна из стрел вонзилась в образ, и Богородица ликом обратилась к городу, источая слезы. Воодушевленные этим ЗНАМЕНИЕМ новгородцы отразили суздальские полки...


Из икон этого типа самыми известными являются , .

«Одигитрия» («Путеводительница»)

На иконах этого типа мы видим Божию Матерь, Которая указывает на Богомладенца Христа, восседающего на Ее руке.

Богородица как бы говорит всему человеческому роду, что путь истинный - это путь ко Христу. На этих иконах Она предстает путеводительницей к Богу и вечному спасению. Здесь центром композиции является Христос, Который правой рукой благословляет, а в левой руке держит свернутый свиток - символ Евангелия. Христос сказал о себе: «Я путь, и истина и жизнь» (Ин. 14: 6), а Богородица Та, кто помогает идти по этому пути, - она наша ходатаица. Это также один из древнейших типов изображения Богородицы.


Из икон этого типа наиболее известны: , .

«Елеуса» («Умиление»)

На иконах типа «Умиление» мы видим Младенца Христа, припавшего щекой к щеке Богоматери. Голова Девы Марии склонена к Сыну, а Он обнимает Мать рукой за шею. Образы передают исполненное нежности общение Матери и Сына. Любовь соединяет на иконе небесное и земное, божественное и человеческое: это соединение выражено соприкосновением ликов и сопряжением нимбов.

В этой трогательной композиции заключена глубокая богословская идея: здесь Богородица представлена не только как Мать, ласкающая Сына, но и как символ души, находящейся в близком общении, в любви с Богом.

Божия Матерь задумалась, прижимая к Себе Сына: Она, предугадывая крестный путь, знает, какие страдания ждут Его.

Тип изображения Богоматери «Умиление» находил особый отклик в сердцах православных людей, идея жертвенного служения своему народу близка и понятна, и скорбь Богородицы, приносящей сына в мир жестокости и страданий, созвучны чувствам всех православных христиан. Поэтому икон этого типа очень много.


Из икон этого типа в России наиболее известны Державная и .

«Агиосоритисса» (как в Агиа-сорос), «Заступница»

«Агиа Сорос» (что значит «Святая Рака») - это название часовни в Константинополе, где находится икона обращенной ко Христу в молитве Богородицы. Название часовни дало имя данному иконографическому типу.

На иконах этого типа Богородица изображается в полный рост, без Младенца, обращенной к Спасителю, иногда со свитком в руке.


Подобные иконы входят в состав деисусного ряда иконостаса (то есть ряда икон, где в центре изображается Спаситель, а по правую и левую руку - иконы молящихся Богоматери и Иоанна Крестителя).


У нас в России этот тип икон получил еще название «Заступница» .

Почему так много икон Божьей Матери?

Как же могло возникнуть такое множество похожих, и все же очень разных икон? Ведь каждая, сохраняя все особенности своего типа, обладает индивидуальностью.

С первых икон делались списки, которые распространялись по всему миру и приобретали свои характерные особенности. По молитвам верующих перед этими иконами случались чудотворения и исцеления, что и старались запечатлеть следующие иконописцы, делая новые списки. Каждый создатель хотел сделать икону с привязкой к своей местности, а также рассказать реальную историю пребывания этой конкретной иконы именно на их земле.

Вот почему так много различных икон Богоматери. Каждая из них нашла отклик в сердцах и душах молящихся, и по всему православному миру к ним возносятся молитвы.

«…Икон Матери Божией, как звезд на небе: число их знает только Сама Царица Небесная», - сказано в предании о жизни Богородицы.
Самое первое изображение Божией Матери было создано евангелистом Лукой. К этому образу традиция возводит все иконописные изводы богородичных икон. Почти в каждом сказании о той или иной чудотворной иконе говорится, что именно она была написана святым евангелистом.
Первые иконы Богоматери пришли на Русь из Византии. Древнейшим русским изображением Пресвятой Богородицы является мозаика «Богоматерь Оранта» в апсиде алтаря киевского Софийского собора.

Икона Богородицы “Елеуса”

Икона Богородицы “Оранта”

“Оранта” в переводе с латыни означает «Богоматерь молящаяся». Однако в русской традиции она получила иное наименование - «Нерушимая стена», так как именно с нерушимой стеной, служащей защитой и опорой христианину, сравнивает Марию строка из акафиста, взятая для создания надписи к образу. Действительно, для наименования Богородичных икон часто использовались эпитеты, заимствованные из литургической поэзии.

Икона Богородицы “Одигитрия”

Так, самая знаменитая в русской истории икона Богоматери Владимирской, изображающая Младенца Христа прильнувшим к щеке Марии и обвившим ручкой Ее шею, в византийской традиции называлась «Елеуса», то есть «Милующая». Однако для русского человека этот образ был прежде всего связан с историей князя Андрея Боголюбского, основавшего город Владимир. Он вывез византийскую икону из Киева и построил для нее во Владимире собор. Именно здесь она и прославилась многочисленными чудесами. Богоматерь Толгская, Смоленская, Тихвинская. Казанская - все это наименования чудотворных икон, прославление которых связано с определенным топосом - городом, монастырем. Названия икон - Боголюбская, Феодоровская - напоминают нам о князьях, причастных к созданию или обретению образа.

Однако все русские иконы восходят к основным иконографическим типам, сложившимся в Византии, - «Оранта», «Одигитрия» (Путеводительница), «Елеуса», «Агиосоритисса» (от названия часовни «Агиа Сорос», «Святая рака» в Константинополе). Каждый из этих типов имел свою историю генезиса. Его этапы впервые были описаны и исследованы Н. П. Кондаковым и Н. П. Лихачевым, положившими начало истории русской теотокологии (Теотокос - Богородица (греч.)), задачу которой богословы видят в установлении взаимосвязи между догматом и живым опытом христианского благочестия.

В субботу пятой недели Великого поста Православная Церковь совершает неседальное пение образу Пресвятой Богородицы.

Древние израильтяне, видя гибель врагов своих в пучинах Чермного моря, воспели на берегах его победную песнь Избавителю Богу: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги!»

С тех пор ветхозаветная Церковь в праздник Пасхи ежегодно воспевала сию благодарно-победную песнь в воспоминание чудесного избавления своего от сильных врагов. Православная, новозаветная церковь видела неоднократно поборающую по себе десницу Всемогущего; ее враги в тяжкие минуты опасности были низлагаемы чудесною помощью.

В субботу на пятой неделе Великого поста Святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице Одигитрии.

Этот праздник установлен в IX веке в память неоднократного избавления Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия супостатов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по стогнам и стенам града, умолял Господа о защите против свирепых врагов персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Господних, день и ночь умоляя усердную Заступницу спасти Свой город. Эта икона теперь находится в Москве в Успенском соборе и называется Влахернскою.

Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и града своего. Многие храмы в честь Ее были там воздвигнуты. Волахернском храме хранилась святая Ее икона, писанная св. евангелистом Лукою. В достопамятную ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на сокрушение стен константинопольских, внезапно противу самого Влахернского храма восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда их со множеством войска. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда-то во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную песнь:

«Взбранной Воеводе победительная, яко избавлъшеся от злых, благодарственная восписуем Тираби Твои, Богородице!»

И с того времени на воспоминание столь великого чуда Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе среди царских чертогов в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные останки земной Ее жизни - риза и пояс Ее; но в IX веке праздник сей внесен в типики монастырей святого Саввы Студийского и потом в триодь и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

Акафист этот есть священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по
счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским аллилуйя, каждый икос - приветствием архангела: радуйся.

Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу праздника Похвалы Богородицы он входит в состав богослужения и поется на утрене не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода, и каждое отделение начинается и кончается пением первого кондака: Взбранной Воеводе и пр. Акафист написан в половине VII века, по мнению многих, дьяконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери.

Наша Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, Которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами видимыми.

Изображение Похвалы Пресвятой Богородицы находится в Московском Успенском соборе на столпе.

Икона Божьей Матери — одна из самых почитаемых иконописных образов среди Православного мира. Именно образ Пресвятой Богородицы всегда был, есть и будет символом заступницы и хранительницы русского народа. Достаточно лишь вспомнить тот факт, как икона Казанской Божьей матери, по историческим сведениям, помогала русскому народу победить в Великой Отечественной войне. На войну войска вступали с высокоподнятой иконой Пресвятой Богородицы, а именно Казанской Божьей матери. Тоже было и при отечественной войне 1812 года. С тех пор и повелось, что образ Богоматери стал являться защитницей и покровительницей земли Русской, а ее икона — символом веры и упования на спасение всех православных людей.


Но, не смотря на указанное общее значение, существует несколько разновидностей икон Девы Марии и вариаций их иконописи, и у каждого вида имеется свое особенное значение для православного верующего. Ниже мы приведем иконографические типы изображений Пресвятой Богородицы и их догматическое значение.

Существует пять видов изображения Божьей матери, визуализируемых в иконографии:

1. Одигитрия (Путеводительница);

2. Елеуса (Умиление);

3. Оранта, Панагия и Знамение (Молящаяся);

4. Панахранта и Всецарица (Всемилостивая);

5. Агиосоритисса (Заступница).

Первый тип — Путеводительница

Одигтрия — самый распространенный вид иконописи Божьей матери, по некоторым сведениям, впервые написанный евангелистом Лукой. Данный тип обычно изображается следующим образом: Пресвятая Богородица показана по пояс или же в случае иконы Казанской Божьей матери - по плечи, реже — во весь рост. Характерным признаком ее расположения считается легкий наклон головы в сторону своего сына Иисуса Христа. Держит Богоматерь его на левой руке, а правой рукой указывает на него. Иисус Христос же в левой руке держит свиток, реже — книгу, что символизирует образ Христа Вседержителя.

Значение данного типа икон — взаимные отношения матери и сына. Но смысловая нагрузка в данном случае не выражение безграничной любви, как в других иконах святых, а указание на Иисуса Христа, как царя Вседержителя. С догматической точки зрения — это значение явления в мир Небесного Царя и Судьи и указание на него Девой Марией как на истинный Путь для каждого верующего. Потому данный тип иконографии и называется Путеводительница.

Второй тип — Умиление

Елеуса всегда изображается так: Дева Мария прижимает к своей щеке Иисуса Христа, тем самым проявляя к нему свою любовь, нежность и сострадание. В данном типе изображения между сыном и матерью нет расстояния, что символизирует безграничную любовь и единение. И поскольку образ Божьей Матери является символом и идеалом рода человеческого (Церкви земной), а Иисус символом Церкви Небесной, данный тип иконописи Пресвятой Богородицы имеет значение единения небесного и земного, божественного и человеческого. Также, одно из основных значений - выражение безграничной любви Бога к людям, так как любовь и сострадание Девы Марии, изображаемое на иконе напоминает нам о его великой жертве ради спасения всего человечества.

Третий тип — Молящаяся

Есть три подвида данного типа изображения Богоматери в иконописи - Оранта, Панагия и Знамение. Наиболее популярное — Знамение. Дева Мария изображается по пояс или во весь рост с поднятыми вверх руками, а Иисус Христос изображается по середине на уровне груди своей матери и его голова находится в святом ореоле (медальоне). Значение этого подтипа икон — Благовещение Девы Марии о рождении Иисуса Христа, предзнаменование Рождества Христова и последующих событий, происходящих после него. Данный тип иконографии Богородицы Девы отличает ее от других икон монументальностью и симметричностью в изображении.

Четвертый тип — Всемилостивая

В данном типе изображения Богоматерь восседает на троне или престоле, который символизирует ее царственное величие, а на коленях она держит сына Иисуса Христа. Значение этой иконы — величие Девы Марии, как всемилостивой царицы и заступницы земной.

Пятый тип — Заступница

В пятом типе Агиосоритиссы Богоматерь изображается без своего сына Иисуса Христа. Образ ее выполняется в полный рост и повернут вправо, а руки воздаются к Богу, в одной из которых может находиться свиток с молитвой. Значение иконы — моление о заступничестве человечества Пресвятой Богородицей перед Иисусом Христом.

Итак, мы рассмотрели 5 видов иконописи Богоматери в православной традиции и их догматическое значение. Но в народе также существует свои значения, приписываемые каждой из них. Мы уже писали о силе и действии чудотворных икон , и иконы Божьей Матери здесь не исключение, а скорее наоборот — показатель. У каждой из представленных типов икон свои чудотворные свойства.

Одной из немногих, кто способен намолить иконы, является Марфа Ивановна . Ее способность наделять иконы велими возможностями уже давно не стоит под сомнением. Таким огромным количством спасенных судеб не может похвастаться, пожалуй, никто. Именно она первая поняла, что к каждому человеку нужен индивидуальный подход, а значит и намоление иконы необходимо делать индивидуально для каждого человека. Намоленные Марфой Ивановной иконы будут служить зищитой на протяжении очень долгих лет.

Рассмотрим молитвы иконе Божьей Матери, а также наиболее популярные иконы и приметы связанные с ними.