Михаил Михайлович Сперанский. Политическая деятельность сперанского

Я нахожу в России два состояния: рабы государевы и рабы помещичьи. Первые называются свободными только по отношению ко вторым; действительно же свободных людей в России нет, кроме нищих и философов.

Правление Александра 1 знаменуется многочисленными реформами, которые затронули практически все аспекты жизнидеятельности государства. Одним из вдохновителей изменений в России того времени Михаила Сперанского, который предлагал кардинально реформировать политическое устройство страны, организовав власти ее по принципу разделения ветвей власти. Эти идеи сегодня известны, как реформы Сперанского, который кратко будут рассмотрены нами в данном материале. Сами реформы проводились в период с 1802 по 1812 года и имели большое значение для россии того времени.

Главные положения проекта реформ Сперанского

Реформы Сперанского принято разделять на три этапа: 1802-1807, 1808-1810, 1811-1812. Рассмотрим каждый из этапов более пробробно.

Первый этап (1802-1807)

На этом этапе Сперанский не занимал должностей особой важности, но при этом, принимая участие в «Негласном комитете», совместно с Кочубеем разработал министерскую реформу. В результате ликвидировались коллегии, которые были созданы еще при Петре 1, затем упразднялись Екатериной, однако, в годы Павла 1 опять возобновили свою деятельность, как основные государственные органы при императоре. После 1802 года вместо коллегий создавались министерства. Для координации работы Министерств создавался Кабинет Министров. Кроме этих преобразований, Сперанский опубликовал ряд докладов о роли права в жизни государства и необходимости грамотного распределения обязанностей среди государственных органов. Эти исследования стали основой для следующих этапов реформ Сперанского.

Второй этап (1808-1810)

После увеличения доверия со стороны императора и назначения на важные государственные должности Сперанский подготовил в 1809 году один из важнейших документов в своей политической карьере – «Введение к уложению государственных законов». Это был план реформ Российской империи. Историки отмечают следующие ключевые положения этого документа, как системы, которая довольно четко характеризует реформы Сперанского:

  1. В основе политической власти государства. Разделение ветвей на законодательную, исполнительную и судебную. Эту идею Сперанский почерпнул из идей Французского Просвещения, в частности Монтескье. Законодательную власть должна была осуществлять Государственная Дума, исполнительную – уже созданные Министерства, а судебную – Сенат.
  2. Создание совещательного органа при императоре, Государственного Совета. Этот орган должен был готовить проекты законов, которые затем подавались бы в Думу, где после голосования могли стать законами.
  3. Социальные преобразования. Реформа препдполагала осуществить раздел общества России на три класса: первый – дворянство, второй («среднее сословие») – купцы, мещане и государственные крестьяне, третий – «народ рабочий».
  4. Реализация идеи «природного права». Гражданские права (право на жизнь, арест только по решению суда и т.д) для всех трех сословий, а политические права должны были принадлежать только «свободному люду», то есть первым двум сословиям.
  5. Разрешалась социальная мобильность. При накоплении капитала крепостные могли выкупить себя, а значит стать вторым сословием, следовательно – получить политические права.
  6. Государственная Дума – выборный орган. Выборы должны были проходить в 4 этапа, тем самым создавались региональные органы власти. В первую очередь два сословия выбирали волостную думу, члены которой выбирали уездную думу, депутаты которой, в свою очередь своими голосами формировали губернскую думу. Депутаты губернского уровня выбирали Государственную Думу.
  7. Руководство Думой переходило к назначаемому императором Канцлеру.

После публикации этого проекта, Сперанский вместе с Императором приступил к реализации идей. 1 января 1810 года был организован совещательный орган – Государственный Совет. Его главой был назначен сам Михаил Сперанский. По идее этот орган должен был стать временным законодательным органом до того, пока не сформируется Дума. Также Совет должен был управлять финансами империи.

Третий этап (1811-1812)

Несмотря на незавершенность реализации первого этапа реформ Сперанский в 1811 году опубликовал «Уложения Правительствующего Сената». В этом документе предлагалось:

  1. Предложил разделить Сенат на Правительствующий (вопросы местного управления) и Судебный (главный орган судебной ветви власти Российской империи).
  2. Создать вертикаль судебной власти. Должны создаваться губернские, окружные и волостные суды.
  3. Высказал идею предоставления крепостным гражданских прав.

Этот проект, как и первый документ 1809 года, так и остался всего лишь проектом. На момент 1812 года была реализована только одна идея Сперанского – создание Государственного Совета.

Почему Александр 1 так и не решился реализовать проект Сперанского?

Критиковать Сперанского начали еще в 1809 году после публикации «Введения к уложению государственных законов». Александр 1 воспринимал критику Сперанского как свою личную. Кроме того, поскольку реформы Сперанского были основаны во многом на идеях Французского Просвещения, его критиковали за попытку «заигрывать» с Наполеоном. В результате в Российской империи сформировалась группа влиятельного консервативно настроенного дворянства, которая критиковала императора за попытку «разрушить исторические основы» Российского государства. Один из самых известных критиков Сперанского, его современник, известный историк Карамзин. Более всего дворянство возмущало желание наделить политическими правами государственных крестьян, а также идея дать гражданские права всем сословиям империи, в том числе и крепостным.

Сперанский принимал участие в проведении финансовой реформы. В результате должны были увеличиваться налоги, которые должны были выплачивать дворяне. Этот факт также настраивал дворянство против главы Государственного Совета.

Таким образом, можно отметить основные причины, по которым реализация проекта Сперанского не была осуществлена:

  1. Огромное сопротивление российского дворянства.
  2. Не решительность самого императора в проведении реформ.
  3. Нежелания императора формировать систему «трех властей», поскольку это существенно ограничивало роль самого императора в стране.
  4. Возможная война с Наполеоновской Францией, которая, однако, всего лишь приостанавливала реформы, если бы не было других причин для их полной остановки.

Причины и последствия отставки Сперанского

Учитывая недоверие и протесты со стороны дворянства, Сперанский оказывался постоянно под давлением. Единственно, что спасло его от потери должности, это доверие императора, которое продолжалось до 1812 года. Так, в 1811 году сам государственный секретарь лично попросил у императора отставки, поскольку ощущал, что его идеи не будут реализованы. Однако император отставку не принял. С 1811 года увеличилось и количество доносов на Сперанского. Его обвиняли во многих преступлениях: клевете на императора, тайных переговорах с Наполеоном, попытке государственного переворта и в других подлостях. Несмотря на эти заявления, император вручил Сперанскому Орден Александра Невского. Однако, с распространением слухов и критики Сперанского тень падала на и самого императора. В результате в марте 1812 года Александр подписал указ об отстранении Сперанского от обязанностей государственного служащего. Тем самы и государственные реформы Сперанского были прекращены.

17 марта состоялась личная встреча Сперанского и Александра 1 в кабинете Зимнего Дворца, содержание этого разговора до сих пор является загадкой для историков. Но уже в сентябре бывшего второго человека в империи после императора отправили в ссылку в Нижний Новгород, а 15 сентября перевезли в Пермь. В 1814 году ему разрешили вернуться в свое имение на территории Новгородской губернии, но только под политическим надзором. С 1816 года Михаил Сперанский даже вернулся на государственную службу, став Пензенским губернатором, а в 1819 году стал генерал-губернатором Сибири. В 1821 году был назначен главой комиссии по составлению законов, за что в годы Николая I первого получил государственную награду. В 1839 году умер от простуды, перед смертью был включен в список графских родов Российской империи.

Главный итог деятельности Сперанского

Несмотря на то, что реформы Сперанского так и не были реализованы в жизнь, их продолжили обсуждать в российском обществе даже после смерти реформатора. В 1864 году, при проведении судебной реформы, учли идеи Сперанского относительно вертикали судебной системы. В 1906 году заработала первая в истории России Государственная Дума. Поэтому, несмотря на незавершенность, проект Сперанского оказал огромное влияние на политическую жизнь российского общества.

Личность Сперанского

Михаил Сперанский родился в 1772 году в скромной семье, родители принадлежали к низшему духовенству. Его ждала карьера священника, однако после окончания духовной семинарии ему предложили остаться преподавателем. Позже сам митрополит Санкт-Петербурга рекомендовал Михаила на должность домашнего секретаря для князя Алексея Куракина. Последний через год стал генерал-прокурором при Павле 1. Именно так началась политическая карьера Михаила Сперанского. В 1801-1802 годах он познакомился с П.Кочубеем, стал принимать участие в работе «Негласного комитета» при Александре 1, впервые обнаружив склонность к реформам. За свой вклад в работу «комитета» в 1806 году получил Орден Святого Владимира 3-й степени. Благодаря своим докладам по юридической тематике зарекомендовал себя как отличный знаток юриспруденции, а также как эксперт в области теории государства. Именно тогда у императора и появилась систематизировать реформы Сперанского, чтобы использовать из для изменения России.

После подписания Тильзитского мира 1807 году «Негласный комитет» выступил против перемирия с Францией. Сам Сперанский поддержал действия Александра, кроме того высказывал интерес к реформам Наполеона Бонапарта. В связи с этим император отстраняет от деятельности «Негласный комитет». Так начинается восхождение Михаила Сперанского как реформатора Российской империи.

В 1808 году он стал заместителя министра юстиции, а в 1810 году состоялось главное назначение его жизни: он стал государственным секретарем Государственного Совета, вторым человеком в стране после императора. Кроме того, с 1808 по 1811 Сперанский был Обер-прокурором Сената.

М.М. Сперанский

Наполеон назвал Сперанского „единственной светлою головою в России“. Во время одной из встреч с Александром Наполеон долго разговаривал со Сперанским, затем вместе с ним подошёл к императору и сказал: „Ты обменяешь мне этого человека (Сперанского) на какое-нибудь из моих королевств“.

Михаил Михайлович Сперанский родился 1 января 1772 года в семье потомственных священнослужителей в селе Черкутино Владимирской губернии. В возрасте 7 лет он начал обучение во Владимирской семинарии, где ему дали фамилию Сперанский (от лат. «надежда»). В 1788 г. в С.-Петербурге была открыта Главная семинария при Александро-Невском монастыре, туда направили «надежнейших в благонравии, поведении и учении» семинаристов, среди них был и Михаил Сперанский.

М. Сперанский

М. Сперанский был очень пытливым и способным юношей. Он изучил в подлинниках труды Дидро, Вольтера, Локка, Лейбница, Канта и др. европейских философов и уже тогда стал соотносить прочитанное с русской действительностью — и деспотизм, сословные предрассудки, крепостное право стали видеться ему как зло, которому надо противостоять. Но готовил он себя к духовному служению, и после окончания семинарии его оставили преподавать там математику и философию, а в дальнейшем предполагалось, что он примет монашество и станет служить церкви. Но юноша хотел продолжить образование за границей.

Карьера

Его карьерный рост начался с должности домашнего секретаря богатого екатерининского вельможи А.Б. Куракина и восходил стремительно. В доме Куракина Сперанский подружился с гувернером Брюкнером, молодые люди активно обсуждали идеи, которые их особенно волновали, читали и спорили. В это же время взошедший на престол Павел I назначил друга своей юности Куракина сенатором, а вскоре и генерал-прокурором, в связи с этим грамотный, умный и воспитанный секретарь был ему просто необходим. Он устроил дело так, чтобы Сперанский оставил Петербургскую семинарию и всецело посвятил себя государственной службе. Карьера Сперанского стремительно пошла вверх: через 4 года он становится уже действительным статским советником, всего в 27 лет. Но в это же время разбивается и его личное счастье: прожив всего около года с любимой женой, он становится вдовцом и в дальнейшем всю свою оставшуюся жизнь посвящает дочери, больше не вступая в брак и не имея сердечных привязанностей.

В начале царствования Александра I в ближайшем окружении молодого императора собрались его молодые друзья, которые составили «Негласный комитет», который разрабатывал планы реформирования России: П.А. Строганов, Н.Н. Новосильцев, граф В.П. Кочубей, князь А. Чарторыжский. Все они были против самодержавия, считая, что в просвещенной России невозможен деспотизм, а существование самодержавия невозможно без деспотизма, следовательно – надо уничтожить самодержавие. Странно, но и самого Александра I такие умозаключения не смущали.

К этому времени имя М. Сперанского было уже известно, его знали как умного и образованного молодого человека, поэтому он естественно должен был войти в число членов «Негласного комитета». Министр внутренних дел граф Кочубей пригласил Сперанского работать в его ведомстве. Его ценили за необыкновенную работоспособность, трудолюбие, умение грамотно сформулировать и оформить любые юридические вопросы. Сперанский являлся сторонником идеи первенства закона: «основные законы государства сделать столь неподвижными, чтобы никакая власть преступить их не могла». Молодой реформатор был убежден, что государственный строй России должен быть изменен: деспотия должна уступить место конституционной монархии. Главным орудием реформ Сперанский считал просвещенного государя.

Система государственного устройства России в начале XIX века

Уже тогда М. Сперанский понимал, что система, когда три различные ветви власти соединены в одном лице (императора), не может быть эффективной и обеспечивать правопорядок в государстве. Законы обществом игнорируются главным образом потому, что они не исполняются верховной властью, следовательно, нужны такие законы, которым должны подчиняться все. Поэтому, по мнению Сперанского, надо начинать с политической реформы, а потом уже реформировать гражданское право. Заметим, что такие мысли у молодого реформатора возникли в стабильное в социально-политическом плане время.

Но ситуация в России и в целом в Европе осложнялась в связи с наполеоновскими войнами: Аустерлицкое поражение, невыгодный Тильзитский мир, присоединение вместе со вчерашним врагом Наполеоном к континентальной блокаде Англии привели к кризису власти в России, в обществе говорили о необходимости смены власти… Необходимо было срочно изменить ситуацию – и Александр I делает ставку на молодого, но уже очень популярного Сперанского – он становится его секретарем. Даже Наполеон высоко оценил способности Сперанского: после личной беседы с ним он спросил у императора: «Не угодно ли Вам, государь, променять мне этого человека на какое-нибудь королевство?»

В декабре 1808 г. Сперанский назначается заместителем министра юстиции, а вскоре получает чин тайного советника, соединенный с должностью директора комиссии законов и Государственного секретаря учрежденного Госсовета. Ему было поручено составить «План государственного образования», которое предусматривало политическое реформирование России. Все подробности этого «Плана» Сперанский обсуждал лично с императором.

План реформ

Суть реформ Сперанского состояла в том, что необходимые для России законы должны быть установлены в короткие сроки и составлены в Конституцию. Главные принципы Конституции, по мнению Сперанского, должны быть следующими:

  • разделение властей;
  • независимость законодательной и судебной власти;
  • ответственность исполнительной власти перед законодательной;
  • предоставление избирательного права, ограниченного имущественным цензом.

«Правление, доселе самодержавное, учреждается на непременном законе».

«План» Сперанского был закончен к концу 1809 г. Он предусматривал, кроме отмеченного выше, образование Государственной Думы путем многоступенчатого избрания: волостная, окружная, губернская и государственная. По «Плану» Сперанского, Государственная Дума не имела законодательной инициативы – принятые Думой законы утверждались высшей властью, однако любой закон должен был принят Думой, она же должна была и контролировать действия правительства по соблюдению законов. Сам Сперанский характеризовал свою Конституцию так: «Весь разум сего Плана состоял в том, чтобы посредством законов и установлений утвердить власть правительства на началах постоянных и тем самым сообщить верховной власти более нравственности, достоинства и истинной силы».

В. Тропинин "Портрет М. Сперанского"

«План» Сперанского, по настоящему реформаторский, в то же время не нарушал ни одной дворянской привилегии, полностью оставляя незыблемым крепостное право. Но его реформаторское значение состояло в таких положениях, как создание представительных учреждений, подчинение монарха закону, участие в законодательстве и местном управлении населения. Все это давало возможность России идти в направлении к правовому государству.

Опала

Консервативно настроенная российская элита ненавидела Сперанского, считая его выскочкой. К тому же его поведение не соответствовало нормам, принятым в светском обществе: он не имел фавориток и любовниц и оставался верным покойной, но горячо любимой им супруге, кроме того, Сперанский никогда не брал взяток и осуждал коррупцию. Александру I внушалось, что преобразовательный «План» Сперанского скроен из французских конституций и непригоден для России. В его «Плане» они видели угрозу самодержавию… Под натиском постоянных упреков и доносов Александр отступил и отправил Сперанского в ссылку в Нижний Новгород, а затем в Пермь, что было очень своевременно: Нижний Новгород во время наполеоновского нашествия стал прибежищем для бежавшего из Москвы дворянства, которое было враждебно настроено к Сперанскому. В Перми он оказался в крайне унизительным положении, без денег, без книг и под постоянным надзором. Сперанский даже жаловался императору, и тот дал указание смягчить условия ссылки государственного секретаря.

Губернаторский пост

30 августа 1816 г. Сперанский был назначен пензенским гражданским губернатором. Это означало конец опалы, прощение. Сперанский сразу приступил к активной деятельности: занялся местным самоуправлением, план реформирования которого он предлагал еще в 1808-1809 гг. Он ввел редкую для того времени практику: прием граждан по личным вопросам для изучения истинного положения в губернии. Предложил усилить власть вице-губернаторов и тем самым разгрузить деятельность губернатора, определить размер повинности, дать возможность и право крестьянам судиться с помещиком, запретить продажу крестьян без земли, облегчить переход крестьян в вольные хлебопашцы.

22 марта 1819 г. Александр I назначил Сперанского генерал-губернатором Сибири и дал ему 2 года для наведения порядка в Сибири, а также предложить план переустройства этого края. Это назначение показывало, что император снова желает приблизить к себе Сперанского.

Годы ссылки скорректировали взгляды и убеждения Сперанского: теперь вместо гражданских свобод он ратовал за гражданские права, в связи с этим он считал необходимой реформу губернского управления. Он разработал законопроекты о вопросах управления Сибирским краем, а специальный Комитет, созданный императором, в 1821 г. все его положения одобрил.

«Странствовал девять лет и пять дней», – записал М.М. Сперанский в дневнике, возвращаясь в феврале 1821 г. в Петербург. Наконец состоялась встреча с любимой дочерью…

Герб графа Сперанского

А уже в августе этого же года Сперанский был назначен членом Государственного Совета по департаменту законов, к тому же владельцем 3,5 тысяч десятин земли в понравившейся ему Пензенской губернии. Его дочь Елизавета была пожалована в фрейлины.

Сперанский пользовался громадным уважением как членов императорского дома, так и его противниками. Именно ему Николай собирался поручить написание Манифеста о восшествии на престол, но именно его предполагали включить в члены Временного правительства и декабристы в случае своей победы. Николай I знал об этом и потому назначил его участником Верховного уголовного суда над декабристами, зная, что для Сперанского это назначение было тяжким испытанием, так как он знал лично многих декабристов, а с Г. Батеньковым дружил.

Николай I в процессе суда над декабристами осознал все удручающее состояние отечественного правосудия, а потому именно Сперанскому были переданы полномочия главы комиссии по упорядочению законодательства. К 1830 г. было издано 45 томов «Полного собрания законов» под руководством М. Сперанского, они содержали 42 тысячи статей об истории русского законодательства., и уже на основании этого снова под руководством Сперанского начинается работа над новым «Сводом законов». 19 января 1833 г. на заседании Государственный Совет решает, что с 1835 г. «Свод законов Российской империи» вступает в силу в полном объеме. Здесь же Николай I снял с себя Андреевскую звезду и надел ее на Сперанского.

А. Кившенко "Император Николай I награждает Сперанского"

В 1833 г. Сперанский закончил свою работу «К познанию законов». В ней он изложил эволюцию своих взглядов и идей. Теперь он видел правду жизни только в исполнении созданного Богом нравственного порядка, а порядок этот мог быть реализован только в абсолютной монархии, когда монарх подчиняется суду Божьему и суду своей совести.

Итог

В 1838 г. Сперанский простудился и тяжело заболел. В его день рождения, 1 января 1839 г., ему был пожалован графский титул, но он уже не вставал. Михаил Михайлович Сперанский скончался 11 февраля 1839 г. и был похоронен в Александро-Невской Лавре, где он 50 лет назад начинал свою деятельность. При его погребении присутствовал император Николай I, императорский двор и дипломатический корпус. Николай I несколько раз повторил одну и ту же фразу: «Другого Сперанского мне уже не найти».

Могила М. Сперанского в Александро-Невской Лавре

Сперанский, Михаил Михайлович, впоследствии граф, знаменитый русский государственный деятель, родился 1 января 1772 г. в селе Черкутине, Владимирской губернии, в бедной семье духовного звания. Семи лет он был отдан во владимирскую семинарию, а когда, в 1790 г., во вновь основанную в Санкт-Петербурге главную семинарию (впоследствии – духовная академия) вызывали лучших учеников из провинциальных духовно-учебных заведений, Михаил Сперанский был в числе отправленных в Санкт-Петербург. Необыкновенная даровитость скоро выдвинула его здесь, и, по окончании курса, он был оставлен преподавателем математики и философии. Вскоре Сперанский занял место домашнего секретаря у князя Куракина, которого Сперанский изумил быстротою и дельностью работы, и отсюда начинается его быстрое возвышение. Когда, по воцарении императора Павла , князь Куракин был сделан генерал-прокурором сената, Сперанский благодаря ему получил должность экспедитора, или правителя дел в сенате. В 1801 г., по вступлении на престол Александра I , сановник Трощинский поместил Сперанского в канцелярию вновь учрежденного государственного совета со званием статс-секретаря.

Михаил Михайлович Сперанский. Портрет кисти А. Варнека, 1824

В 1803 г. Сперанский, оставив службу в государственном совете, перешел в министерство внутренних дел, которое получило в то время, в виду широких преобразований, предположенных правительством, первенствующее значение. Здесь Михаил Михайлович Сперанский скоро сделался главным деятелем и заявил себя сторонником коренных реформ. В 1806 г., во время болезни Кочубея , стоявшего во главе министерства, Сперанский несколько раз являлся с докладами к императору, и эти личные сношения стали вскоре очень близкими. Около времени Тильзитского мира (1807) император Александр разошелся с прежними членами своего «негласного комитета » и еще более приблизил к себе Сперанского, возложив на него ту массу дел, какая прежде была на руках Новосильцева . Сперанский оставил министерство внутренних дел и в качестве государственного секретаря работал исключительно по поручениям самого государя. Перед поездкою на Эрфуртский конгресс император Александр назначил Сперанского в комиссию законов (1808), а вскоре по возвращении сделал его товарищем министра юстиции, чтобы утвердить значение его в комиссии. Сперанский был, между прочим, и в свите государя в Эрфурте, и Наполеон , который давно был предметом восторженного поклонения Сперанского, произвел здесь на него, как и на самого Александра I, сильное впечатление своею личностью и еще более укрепил в нем усердное почитание французского административного устройства и Наполеоновского кодекса .

Теперь, когда император Александр стал опять думать о широкой политической реформе, он не мог найти лучшего сотрудника, чем Михаил Сперанский. Работая в комиссии законов над проектом нового Уложения, Сперанский в то же время, по поручению государя, выработал грандиозный «план государственного преобразования », приводивший в стройную систему идеи, занимавшие Александра и его сотрудников уже с 1801 г, и имевший целью «посредством законов утвердить власть правительства на началах постоянных и тем самым сообщить действию сей власти более достоинства и истинной силы». Государь сам внес некоторые поправки и дополнения к плану, и последний решено было постепенно приводить в действие. 1-го января 1810 г. был торжественно открыт преобразованный государственный совет речью самого государя, редактированною Сперанским; в ней, между прочим, говорилось, что «преобразование имело целью придать государственному совету «публичные формы». Затем последовала реорганизация министерств; далее стояло на очереди преобразование сената, которому уже первые советники императора Александра хотели дать значение только высшей судебной инстанции. Сперанский также желал уничтожить смешение судебной и административной властей в сенате и предлагал разделить его на сенат правительствующий , один для всей империи, состоящий из министров, их товарищей и главных начальников отдельных управлений, и сенат судебный – из сенаторов от короны и по выбору от дворянства, размещенный по четырем округам: в Петербурге, Москве, Казани и Киеве. Проекты обоих учреждений, несмотря на сильную оппозицию, были приняты государственным советом и утверждены императором, но, в виду необходимости подготовительных мер и значительных издержек, а также по обстоятельствам внешней политики, не были приведены в исполнение. Наконец, Сперанским были выработаны еще проект гражданского Уложения и план упорядочения финансов.

Портрет Сперанского. Художник В. Тропинин

Но из всех предположений Сперанского осуществлены были лишь немногие отдельные частности: общий его план заключал в себе основные законы, определяющие права, обязанности и взаимные отношения сословий (тут, между прочим, указывались пути к постепенному освобождению крестьян, однако без земли), а также полное переустройство государственного управления на началах представительства и министерской ответственности. По проекту Сперанского законодательство вверяется «государственной думе», суд – сенату, администрация – министерствам; действие этих трех учреждений соединяется в Государственном Совете и через него восходит к Престолу. Государственная дума (законодательное собрание), согласно плану Сперанского, должна обсуждать законы, предлагаемые правительством и утверждаемые Верховной Властью. Она составляется из депутатов от всех свободных сословий, выбираемых губернскими думами ;последние составляются тем же порядком из депутатов от дум уездных ;эти, в свою очередь, из депутатов от дум волостных, составляемых из всех поземельных собственников волости и депутатов от казенных крестьян. Этим органам законодательного порядка соответствуют учреждения административные и судебные, также разделенные по четырем степеням: правления волостное, уездное и губернское и во главе их всех министерство; суды волостной, уездный, губернский и во главе сенат.

Оживленная деятельность Михаила Михайловича Сперанского была прервана неожиданной, хотя и давно уже подготовлявшейся развязкой. Он нажил себе много врагов в высших придворных и чиновничьих сферах, с которыми не имел ни охоты, ни времени сближаться, и в которых на него смотрели, как на выскочку. Сами идеи Сперанского, насколько они были известны и осуществлялись на практике, встречали враждебное отношение со стороны консервативных элементов общества, нашедшее себе в 1811 г. выражение в знаменитой «Записке о древней и новой России» Карамзина и в 1812 г. – в двух подметных письмах к императору Александру. Особенное озлобление против Сперанского было вызвано двумя проведенными им указами 1809 г., – о придворных званиях и об экзаменах на гражданские чины: первым – звания камергеров и камер-юнкеров признавались отличиями, с которыми не сопряжены никакие чины (прежде они давали чины 4-го и 5-го класса по Табели о рангах); вторым – предписывалось не производить в чины коллежского асессора и статского советника лиц, не окончивших университетского курса или не выдержавших установленного испытания (мера имела целью привлечь молодежь во вновь открытые университеты, а также поднять образовательный уровень чиновничества, но была, понятно, крайне обременительна для старых служащих и впоследствии отменена).

Попова Катя. г.Усинск, р.Коми (9класс)

Одним из наиболее известных государственныхдеятелей России 19 века был Михаил Михайлович Сперанский (1772-1839).Сперанскийродился в семье священника в селе Черкутино Владимирской губернии. С семи летобучался во Владимирской семинарии, а с 1790 г. - во вновь открывшейся главнойсеминарии при Александро-Невском монастыре в Петербурге. Необыкновенныеспособности выдвинули его из Среды учеников, и по окончании курса он былоставлен учителем математики, физики, красноречия и философии. Изучивсамостоятельно политическую и философскую литературу на немецком, французскоми английском языках, он приобрел весьма широкие знания, познакомился совзглядами Вольтера и французских энциклопедистов. Позднее стал домашнимсекретарем князя А.Б.Куракина, известного дипломата и государственногодеятеля.

В 1797 г. он поступил на службу вканцелярию Куракина, занявшего при вступлении Павла на престол местогенерал-прокурора. При воцарении Александра Сперанский получил звание статс-секретаря и в 1802 году перешел наслужбу в Министерство внутренних дел. Здесь он скоро обратил на себя внимание,и в следующем году министр В.Кочубей поручил ему составить план судебных иправительственных мест в империи.

В 1806 году произошло личное знакомствоСперанского с Александром - во времясвоей болезни Кочубей начал посылать его с докладом к государю, последнийоценил выдающейся способности чиновника и приблизил его к себе; он не был похожкак на екатерининских вельмож, так и на его молодых друзей. Александр проявилинтерес к этому человеку, что само по себе уже было явлением. В 1808 году онвключил его в свиту во время своего свидания с Наполеоном. Став основнымсоветником императора, Сперанский получил задание подготовить общий проектгосударственных преобразований в России.

“ Введение к уложению государственныхзаконов “ Сперанский подготовил к концу 1809 г. В нем автор предостерегалправительство, существующее общественное устройство “ несвойственно уже болеесостоянию общественного духа “. В целях предотвращения революции он предлагалАлександру I дать стране конституцию, которая должна будет только “ облечь правление самодержавное всеми, таксказать, внешними формами закона, оставив в сущности его ту же силу и то жепространство самодержавия “.Этими внешними формами, по мнению Сперанского,должны быть: элементарная законность, выборность части чиновников и ихответственность, новые буржуазные начала организации суда и контроля, разделениезаконодательной, исполнительной и судебной власти при допущении выборныхпредставителей от народа к законосовещательной деятельности, т.е. расширениеполитических прав “ среднего сословия” .

По проекту во главе государства долженстоять монарх, облеченный всей полнотой власти. При нем надлежит иметьГосударственный совет, представляющий собой совещательный орган назначаемыхмонархом сановников.

В совете обсуждаются всекрупные государственные мероприятия; через него к государю поступают все делаот нижестоящих органов, и таким путем осуществляется единство всей деятельностиправительства.

Кроме того, должны быть выборныеГосударственная и местные думы. Волостную думу составляют все имеющие правоголоса и старшины государственных крестьян (по одному от 500 человек). Онарешает все местные вопросы и на три года выбирает депутатов в окружную думу.Последняя занимается делами своего округа и выбирает депутатов в губернскуюдуму. Депутатов в Государственную думу - высший представительный орган - избирает губернская дума из своих членов. Государственная дума обсуждаетпредложенные ей свыше законопроекты, которые потом передаются в Государственныйсовет и на утверждение государю.

Сперанский предлагал принцип выборности ипри создании судебной власти. По егомнению, волостной, окружной и губернский суды должны быть выборными. Однаковысшая судебная инстанция - судебный Сенат (который одновременно оставалсяадминистративным учреждением) должен назначаться государем пожизненно из числапредставителей, избранных в губернских думах.

Выборная система Сперанского имела в своейоснове не сословный (феодальный) принцип, а имущественный ценз (владениедвижимым и недвижимым имуществом), что свидетельствовало о сохранениинеравенства сословий. Все население России делилось на следующие три категории:дворянство, обладавшее всеми гражданскими и политическими правами; люди“среднего состояния” (купцы, мещане, государственные крестьяне), которые имелитолько гражданские права -собственность, свободу занятий и передвижений, право выступать отсвоего имени в суде, и “народ рабочий” - помещичьи крестьяне, слуги, рабочие идомашние, не имеющие никаких прав. Избирательным правом могли пользоватьсятолько представители первых двух категорий. Таким образом, основныеполитические права получали лишь два сословия.

Для третьего сословия - “народа рабочего”- проект реформатора предоставлял некоторые гражданские права при сохранениикрепостного строя. Сперанский считал, что крепостное право будет отмененопостепенно, путем развития промышленности, торговли и просвещения, так как “нетв истории примера, чтобы народ просвещенный и коммерческий мог долго в рабствеоставаться”. Сохраняя существование сословий, проект Сперанского ослаблялсословные перегородки, предусматривая более широкую возможность перехода из“среднего состояния” в дворяне путем выслуги, а из “народа рабочего” - в“среднее состояние” путем приобретения собственности. Объективно планыреформатора были направлены на некоторое ограничение самодержавия путемрасширения прав дворян и буржуазии, на более быструю эволюцию абсолютноймонархии в сторону монархии буржуазной. В то же время план был абстрактным, “нони государь, ни министр никак не могли подогнать его к уровню действительныхпотребностей и наличных средств России” - писал В.О.Ключевский. Сперанскийпереоценивал возможности самодержавия и недооценивал господствующую силудворянства, которое не могло добровольно пойти на ограничение своей власти.Поэтому радикальные социальные реформы не могли быть претворены в жизнь вусловиях крепостнической России.

Самого Александра I вполне устраивали лишьчастичные преобразования крепостнической России, сдобренные либеральнымиобещаниями и отвлеченными рассуждениями о законе и свободе. Хорошо его знавшийА.Чарторыйский писал: “Император любил наружные формы свободы подобно тому,как увлекаются зрелищами. Ему нравился призрак свободного правительства, и онхвастал им; но он домогался одних форм и наружного вида, не допуская обращенияих в действительность; одним словом, он охотно даровал бы свободу всему мирупри том условии, чтобы все добровольно подчинились исключительно его воле”.

Две частные меры, имевшие внутреннюю связьс готовившимися реформами, указывали, какие люди требуются для новых правительственныхучреждений. Указ от 03 апреля 1809 года о придворных званиях определял, чтозвания не являются отличием и не дают права на чин. Придворные лишались звания,если не состояли на государственной службе. Другой указ, от 06 августа,устанавливал правила производства в чины по гражданской службе. Теперь дляполучения соответствующего чина требовалось пройти всю иерархию службы:чиновнику, начиная с VIII класса и выше, требовался университетский диплом, приотсутствии последнего надлежало сдавать экзамен по программе, приложенной куказу. Оба указа вызвали недовольство и переполох в придворном обществе и средичиновников, так как готовились тайно и были изданы совершенно неожиданно.

Существенные части преобразовательногоплана Сперанского относились к центральному управлению и придали ему болеестройный вид.

1 января 1810 года был объявлен манифестАлександра I об упразднении Непременного совета и учреждении Государственногосовета. В последний вошли 35 высших сановников, назначенных государем. Государственныйсовет должен был обсуждать все подробности государственного устройства,насколько они требуют новых законов, и свои соображения представлять наусмотрение императору.

Находясь в большом приближении у государя,Сперанский сосредоточил в своих руках все текущие дела управления: онзанимался и финансами, которые были в большом расстройстве, и дипломатическимиделами, в которые его посвящал сам государь, и устройством Финляндии, тогдазавоеванной русскими войсками. В 1811г. по инициативе Сперанского былиреорганизованы министерства. Упразднялось Министерство коммерции, делакоторого распределялись междуминистерствами финансов и внутренних дел. Для решения дел о внутреннейбезопасности было образовано Министерство полиции. Учрежденные новые особыеведомства - государственного контроля, духовных дел иностранныхвероисповеданий и путей сообщения - стали существовать со значением министерств. Были определены состав и делопроизводство последних, пределы властиминистров, их ответственность.

На этом реформы закончились. СамГосударственный совет стал противником дальнейших преобразований. РеформаСената так и не была осуществлена, хотя обсуждалась довольно долго. Она былаоснована на разделении дел административных и судебных. Сенат предлагалосьразделить на правительствующий, состоящий из министров, и судебный. Составпоследнего предусматривал назначение его членов следующим образом: одна часть- от короны, другая - выбиралась дворянством. В праве выборов дворянством составаСената члены Государственного совета усмотрели ограничение самодержавной власти. К преобразованию губернского управления даже не преступали.

Наиболее важным мероприятием того временибыла финансовая реформа, проведенная Сперанским через Государственный совет,который так и не стал достаточно авторитетным органом, на что надеялсяреформатор.

Финансы России в результате ряда войннаходились в весьма расстроенном состоянии. Дефицит государственного бюджетадостигал огромной цифры. Еще в 1809г. Сперанскому было поручено разработатьплан улучшения финансового положения страны. По его предложению правительствопрекратило выпуск новых ассигнаций, резко сократило государственные расходы,продало в частные руки часть казенных имений и, наконец ввело новые налоги,коснувшиеся всех слоев населе-ния. осуществление этих мероприятий далоположительные результаты. Так, в 1812г. государственные доходы увеличились со125млн до 300млн руб. Но в то же время указанные меры, и прежде всего общее налоги, вызвали недовольство населения. При этом общее раздражение было направленопротив Сперанского. В дворянских кругах его презрительно называли “ зловреднымпопо-вичем“.

Сперанский уже в 1811г началпонимать неосуществимость своих ­далеко идущих планов.

В октябре он даже обратилсяс просьбой к императору освободить его ото всех дел и предоставить возможностьпродолжать работу над сводом законов. Но Александр I отказал ему в этом.Однако падение Сперанского было не только неизбежным, но и близким.

Активными противниками Сперанского,открыто выступавшими против его реформ и выражавшими взгляды наиболеереакционных дворянских кругов, были широко известный писатель и историк Н.М.Карамзин и родная сестра Александра I, великая княгиня Екатерина Павловна.Четвертая дочь Павла I и Марии Федоровны, Екатерина Павловна, проявляла живойинтерес к общественной жизни. В 1809 она вступила в брак с принцем ГеоргомОльденбургским и проживала с ним в Твери. Здесь вокруг нее составился тесныйкружок определенно консервативного направления. Желанным гостем у нее былКарамзин.

Великая княгиня считала конституцию

«совершенным вздором », а самодержавие - полезным не только России, но и западноевропейским государствам. В ееглазах Сперанский был « преступником »,овладевшим волей слабохарактерного монарха. Можно предположить, чтопомимо идейного антагонизма вражда княгини к реформатору объяснялась также иличным нерасположением к человеку, который заслонял ее от императора и не разстановился ей поперек дороги. Сперанский, в частности,имел смелость выступить против кандидатуры Карамзина на пост министра народногопросвещения, выдвинутой Екатериной Павловной после смерти Завадовского. Онотказал, кроме того, в поддержке той шведской политической партии, котораяпрочила на шведский престол мужа великой княгини, принца Ольденбургского.

Н.М.Карамзин пытался игратьактивную роль при дворе Александра I. 15марта 1811года император посетил в Твери свою любимую сестру.Последняя вручила ему записку « О древней и новой России в ее политическом игражданском отношениях ». В ней писатель подвергрезкой критике все мероприятия, проводимые правительством, считая ихнесвоевременными и противоречащими « духу народа » и исторической традиции.Выступая за просвещение, он в то же время защищал самодержавие, доказывая, чтоРоссия «основалась победами и единоначалием, гибла от разновластия, а спасласьмудрым самодержа-вием». Он доказывал, что датькрестьянам свободу означает навредить государству: « Мне кажется, что длятвердости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать имне вовремя свободу ».

Общей мыслью Карамзина было то, что страненужны не реформы, а « патриархальная власть». По его мнению, « дела пойдут в России как должно,если вы найдете в России 50 людей умных, добросовестных », которые ревностностанут блюсти «вверенное каждому из них благо» россиян. Историк-публицист призывалвопреки Сперанскому быть «осторожнее в новых государственных творениях, стараясьвсего более утвердить существующие и думая более о людях, нежели о формах».

Нападки и многочисленныедоносы на Сперанского, а также недовольство консервативной части дворянпоследними преобразованиями возымели свое действие на слабовольного инерешительного Александра. На кануне войны он решил покончить со всякого родареформами и убрать с правительственной сцены их главного режиссера. Если вначале их совместного пути по переустройству страны Александр уважалСперанского и доверял ему, интересовался замыслами реформатора и даже прониксяими, «в пору этого озарения они и творили свою конституцию», писалВ.О.Ключевский, то в дальнейшем «и досталось же подданному за эту непривычнуюи непосильную работу, заданную им уму и сердцу своего государя! При первой жеошибке, как только представился случай совлечь его с тягостной высоты ипоставить в уровень подданного, с каким самодовольным и мстительнымвеликодушием прочитал он Сперанскому свой царственный урок и, ласковопростившись с ним, велел врагу его, министру полиции Балашову, сослать его какпровинившегося чиновника в Нижний. После этого Александр никого уже не уважал,а только по-прежнему боялся, ненавидел и презирал».

1812г., когда к Москвеподходила армия Наполеона, отправлен в Пермь под более строгий надзор. В январе1813г. Сперанский послал в Москву из Перми Александру оправдательное письмо, накоторое император не захотел, а может быть, не мог ничего ответить. Толькоосенью 1814г. Опальному министру разрешили жить в имении своей дочери вВеликополье, недалеко от Нижнего Новгорода.

Указом Александра I от 30 августа 1816г.Сперанский был полностью оправдан, после чего назначен пензенским губернатором.Позже, с 1819 по 1822г., он был генерал-губернатором Сибири.

Новый сибирский генерал-губернатор решилпровести ревизию Сибири. Ревизия Сперанского вскрыла вопиющие злоупотребления,произвол местного начальства и полное бесправие населения. Чтобы как-топоправить положение, он решил провести в Сибири реформы.

«Первым сотрудником» при проведениисибирских преобразований был будущий декабрист С.Г.Батеньков. Он энергичнозанимался разработкой «Сибирского уложения» - обширного свода реформированияаппарата управления Сибири, определившего правительственную политику вотношении коренных сибирских народов. Была написана большая часть проектов(уставы о ссыльных, этапах и др.). Особенно важным было создание «Устава обуправлении инородцев», который действовал до начала XX в.

В период работы над Сибирским уложением»Батеньков искренне верил, что Сперанский, «вельможа добрый, сильный, и сильныйтолько для добра», действительно преобразит Сибирь. В последствии ему сталоясно, что Сперанскому не было дано «никаких средств к исполнению возложенногопоручения» и результаты его деятельности в Сибири не отвечали возлагавшимсянадеждам. Однако Батеньков считал, что «за неуспех нельзя винить личноСперанского». Он писал о последнем:«Память о нем сохранилась во всей Сибири, несмотря на перемену лиц, уставов идел, ибо многие памятники и очерк учреждения устояли среди всего этого.Личность его нелегко изглаживалась из памяти, и многие семейства помнилидобром».

В 1812г. Сперанский вернулся в Петербург ибыл принят Александром I. История возвышения,государственной деятельности и ссылки этого человека в обстановке активизацииполитической жизни России состояли в ряду событий, будивших мысль, заставлявшихразмышлять над действительными причинами происходящего.

Декабристы хорошо знали негласныеполитические проекты Сперанского: «Введение к уложениюгосударственных законов», «Отрывок о Комиссии уложения», «Об образе правления»и др. Поэтому, когда возник замысел создания временного революционногоправительства, первым кандидатом в него был назван М.М.Сперанский.«Сравнительный анализ проектов Сперанского и программы декабристов покрестьянскому вопросу показывают, что, размышляя о необходимости ликвидациикрепостничества, идеологии декабризма и Сперанский исходили из общих установокпередовой философии своего времени - создания естественного права человека насвободу… Однако в области конкретных предложений, отчетливо проявилось резкоеразмежевание между программными установками дворянских революционеров иСперанского».

Сперанский негласно поддерживалдекабристов, вернее, вел «тонкую игру», и после поражения восстания его судьбависела на волоске. Царь нашел возможность «покарать» Сперанского за связи сдекабристами и назначил его в 1826г. членом Верховного уголовного суда, чтобыло «большой личной трагедией» Сперанского. Дочь часто видела отца «втерзаниях и со слезами на глазах».

Активного участия Сперанского в суде наддекабристами не «искупило» полностью его вины в глазах Николая I. Допоследних лет жизни Сперанского царь, несмотря на внешние знаки внимания(собственноручное награждение Андреевской звездой в 1833 году в связи сзавершением работы над сводом законов, дарование графского титула, назначениепреподавателем к наследнику престола и т.д.), не забыл о направлении егодеятельности до 1812г. и о его невыявленных связях с членами тайных обществ.

Пушкин в 1834г. сказал Сперанскому:»Вы иАракчеев, вы стоите в дверях противоположных этого царствования (при АлександреI), как гении Зла и Блага».

Умер М.М.Сперанский в феврале 1839г. ввозрасте 67 лет.

«Сперанский несомненно является одним изсамых замечательных людей России. Ему принадлежит та большая заслуга, что онхотел дать своей стране конституцию, свободных людей, свободных крестьян,законченную систему выборных учреждений и судов, мировой суд, кодекс законов,упорядоченные финансы, предвосхитив таким образом за полвека с лишним большиереформы Александра II и мечтая для России об успехах, которых она долгоне могла достигнуть».

В такой оценке Сперанского есть большаядоля правды. Действительно, полное осуществление его проектов несомненноускорило бы эволюцию России в направлении в помещичье-буржуазной монархии.Распад феодально-крепостнических отношений и внешнеполитическая обстановкапосле Тильзитского мирного договора принуждали дворянство в известной меремириться со Сперанским.

Российский государственный деятель, реформатор, основатель российской юридической науки и теоретического правоведения граф Михаил Михайлович Сперанский родился 12 (1 по старому стилю) января 1772 года в деревне Черкутино Владимирской волости (ныне село в Собинском районе Владимирской области) в семье потомственного сельского священника. В девять лет мальчик был зачислен во Владимирскую духовную семинарию и получил фамилию Сперанский (от латинского spero - "надеяться").

В 1788 году как "надежнейший в благонравии, поведении и учении" семинарист Михаил Сперанский был переведен на казенное (государственное) содержание в Главную семинарию при Александро-Невском монастыре в Санкт-Петербурге (ныне Санкт-Петербургская духовная академия).

Окончив семинарию, Сперанский стал преподавать в ней сначала математику, а затем физику, красноречие и философию. В 1795 году в поисках дополнительных заработков он устроился личным секретарем князя Александра Куракина.

По вступлении на престол императора Павла I Куракин был назначен генерал-прокурором. В 1797 году Сперанский поступил на службу в его канцелярию и продолжал служить там и далее при трех преемниках Куракина, который вскоре был смещен.

В марте 1801 года Сперанский был назначен статс-секретарем при Дмитрии Трощинском - государственном секретаре Александра I. Не имевший себе равных по искусству составления канцелярских бумаг, он вскоре стал ближайшим помощником Трощинского, который поручал ему составление многих манифестов и указов.

Летом 1801 года Сперанский был привлечен графом Виктором Кочубеем к работе Негласного комитета, который был создан Александром I для подготовки реформы управления империей. В состав комитета входили графы Павел Строганов, Николай Новосильцев, Виктор Кочубей и князь Адам Чарторыйский.

Осенью того же года император Александр вручил Сперанскому различные проекты государственных преобразований и проводил с ним вечера в беседах и чтении сочинений, относящихся к этому предмету. Эти общие принципы были развиты и обоснованы во "Введении к уложению государственных законов", составленном Сперанским к осени 1809 года . В этом документе Михаил Сперанский назвал в числе самых необходимых и скорых российских реформ введение конституции, в числе долгосрочных - отмену крепостного права.

В 1810 году Михаил Сперанский был назначен государственным секретарем Государственного совета, учрежденного манифестом Александра I. В его ведении находилась вся проходившая через Государственный совет документация: он готовил бумаги к заседаниям, составлял доклады и отчеты для представления императору. В 1809-1811 годы Михаил Сперанский являлся самым влиятельным среди русских сановников лицом, фактически вторым после императора человеком в Российской империи.

К середине 1811 года недовольство деятельностью Сперанского достигло императора. В ход пошли сплетни, подметные письма, обвинения во взяточничестве и государственной измене, припомнились хвалебные отзывы Наполеона. В марте 1812 года после двухчасовой беседы с государем Сперанский был сослан сначала в Нижний Новгород, а затем в Пермь.

В октябре1816 года Михаил Сперанский был возвращен на государственную службу в должности пензенского губернатора.

В марте 1819 года он был назначен генерал-губернатором Сибири с чрезвычайными полномочиями для производства ревизии. Его задача заключалась в обличении злоупотреблений и в разработке реформы сибирского управления, план которой следовало ему привезти в Петербург для личного доклада императору.

Летом 1822 года Александр I утвердил проект "Учреждения для управления Сибирских губерний", разработанный Сперанским за время губернаторства в Сибири. Это был последний труд Михаила Михайловича, связанный с его реформаторской деятельностью.

В 1826 году, после кончины Александра I, Михаилу Сперанскому было поручено возглавить 2-е отделение Императорской канцелярии, осуществлявшей кодификацию законов. Под руководством Сперанского было составлено Полное собрание законов Российской империи в 45 томах, куда вошли все законодательные акты, начиная с Соборного уложения 1649 года. Затем была проведена их систематизация и подготовлен 15-томный "Свод законов Российской империи" - сборник юридических актов, не утративших своей силы и во времена николаевского царствования.

По выбору Сперанского около десятка молодых людей были посланы за границу на лучшие юридические факультеты для теоретической подготовки к правоведению, так как на юридических факультетах в российских университетах отсутствовали русские профессора, и русское правоведение не преподавалось вовсе. В числе избранных Сперанским молодых людей были будущие известные российские юристы Константин Неволин, Яков Баршев, Александр Куницын, Петр Редкин.

В качестве члена Государственного совета Михаил Сперанский заседал в верховном уголовном суде по делу декабристов, высказываясь против смертных казней.

В 1835-1837 годах Сперанский был приглашен к императорскому двору преподавать юридические науки наследнику престола - будущему императору Александру II.

В январе 1839 года Михаилу Сперанскому было пожаловано графское достоинство.

23 (11 по старому стилю) февраля 1839 года граф Михаил Сперанский умер от простуды.

В 1798 году Михаил Сперанский женился на Элизабет Стивенс, гувернантке семьи графа Шувалова, которая через год умерла при рождении дочери. Его дочь, Елизавета Михайловна, была замужем за племянником графа Кочубея - Фроловым-Багреевым. Внук Михаил был убит на Кавказе в 1844 году, внучка в замужестве стала княгиней Кантакузен.
http://lib.rus.ec/b/169052/read

(С.Н. Южаков "Михаил Сперанский. Его жизнь и общественная деятельность", Биографическая библиотека Ф. Павленкова, 1892 г.)

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников