Покровский казанский собор на красной площади. Покровский собор (Собор Василия Блаженного)

Одним из самых ярких, величественных и таинственных памятников архитектуры столицы является Василия Блаженного. Еще в 16-м веке странники и заезжие люди, посещая этот собор, навсегда оставались очарованы его статностью и красотой. Но до сих пор в мире существует несколько легенд о том, кто построил храм Василия Блаженного.

История храма Василия Блаженного

Строительство собора, и именно так его именуют в народе, началось в 1555 году. И всего за 6 лет строители возвели невиданной красоты дворец из камня. Распоряжение о заложении храма поступило от царя всея Руси Иоанна Грозного в честь победы, которую одержали русские войска над казанским ханом. Случилось это событие в один из православных праздников - Покрова Пресвятой Богородицы, поэтому этот собор часто называют Храм Покрова Божьей Матери.

История храма Василия Блаженного до сих пор загадочна и неясна.

Легенда первая

Храм построил архитектор, настоящее имя которого Постник Яковлев. Такое прозвище он получил за то, что тщательно и долго постился. Это был один из самых искусных мастеров Пскова. Позднее он был отправлен в Казань, чтобы руководить строительством каменного города. Интересна притча, которая рассказывает о сборе денег на строительство прихода. В Москве жил и побирался Василий Блаженный. Собранные монеты он бросал через правое плечо в одно место, и никто не осмеливался взять хотя бы одну. Со временем, когда денег оказалось достаточно, Василий отдал их Иоанну Грозному.

Но факты говорят о том, что это всего лишь красивая сказка, так как юродивый скончался еще до того, как было решено возводить собор. Тем не менее именно на месте постройки здания был захоронен Василий Блаженный.

Легенда вторая

Над возведением собора колдовали сразу два мастера - Постник и Барма. Легенда гласит, что как только Иван Грозный увидел построенное здание, то был поражен его необычностью и ансамблем. Чтобы зодчие больше не смогли повторить такую красоту, царь приказал выколоть архитекторам глаза. Но эта версия не находит подтверждения, так как имя Постника встречается в более поздних летописях. Получается, что мастер мог заниматься строительством других построек.

Легенда третья

Самой реалистичной версией считается следующая: храм возводили под руководством зодчего, который приехал из Западной Европы. Доказательством этого факта считается необычный стиль, в котором переплетены узоры русского и западноевропейского зодчества. Но официально эта версия нигде не подтверждена.

За всю свою долгую историю храм мог быть подвергнут уничтожению или разорению. Но всегда какое-то чудо спасало эту гордость России.

В 18-м веке во время пожара в Москве здание было охвачено пламенем, но мужественные москвичи как могли спасали храм. В результате строение пострадало, но выстояло. Позже его воссоздали практически в том же виде, как и до пожарища.

В 19-м веке, когда Наполеон вошел в столицу России, в соборе были сооружены сараи для лошадей. Позже, при уходе из Москвы, император в ярости приказал не оставить и камня в этом соборе. Замечательное строение должно было быть взорвано. И опять героические москвичи и Господь Бог помогли отстоять храм. Когда французские солдаты стали зажигать фитили, которые шли к бочкам с порохом, люди стали ценой своей жизни гасить огонь. И тут им на помощь пришел дождь. Ливень хлынул с такой сокрушительной силой, что затушил все искры.

Уже в 20-м веке Каганович, показывая макет обновления и перестройки Красной площади Иосифу Сталину, убрал фигурку храма, решив снести его навсегда. Но верховный главнокомандующий грозно сказал: «Лазарь, поставь на место!».

В 1936 году при строительстве автомобильных дорог было решено уничтожить храм, так как он мешал движению. Но на его защиту встал московский реставратор Барановский. В Кремль от него поступила телеграмма: «Если решите взорвать храм, взрывайте вместе со мной!».

По виду это живописное сооружение представляет собой ансамбль церквей. В самом центре стоит Покровская церковь, самая высокая среди всех. Вокруг неё расположены еще 8 приделов. Каждый храм венчает купол. Если посмотреть на собор с высоты птичьего полета, это здание представляет собой пятиконечную звезду. Это символ небесного Иерусалима.

Каждая церковка по своей сути уникальна и неповторима. Свои имена они получали по названию праздников, на которые выпадали решающие битвы за Казань.

  • В честь праздника Троицы.
  • Николая Чудотворца (в честь Великорецкого образа).
  • Вербного воскресенья, или Входа Господня в Иерусалим.
  • Мучеников Киприана и Устины. В дальнейшем Адриана и Натальи.
  • Святителей Павла, Александра и Иоанна Константинопольских - до 18-го века, затем Иоанна Милостивого.
  • Александра Свирского.
  • Варлаама Хутынского;
  • Григория Армянского.

Позднее был пристроен еще один придел в честь юродивого Василия Блаженного.

Каждый купол имеет свои разнообразные украшения - кокошники, карнизы, окна и ниши. Все храмы соединены перекрытиями и сводами.

Особое место отводится картинам, на которых изображены портреты именитых особ и красочные пейзажные зарисовки. Все желающие могут прочувствовать атмосферу времен Ивана Грозного, если внимательно изучат церковную утварь того времени.

В самом низу находится подклет, который образует основание собора. Он состоит из отдельных комнат, в которых раньше прятали казну, а богатые горожане приносили сюда нажитое добро.

Рассказать о красоте этого храма невозможно. Для того чтобы навсегда полюбить это место, нужно обязательно его посетить. Тогда в сердце любого человека появится гордость за то, что этот уникальный и таинственный собор находится у нас в России. И неважно, кто построил храм Василия Блаженного, этот фантастический и потрясающе красивый символ нашей Родины.

(храм Василия Блаженного) - яркий памятник русской архитектуры, расположенный на Красной площади. Пышный и торжественный вид собора с необычными разноцветными главами, полюбившийся москвичам и хорошо запомнившийся иностранцам, сделал его одним из главных символов не только Москвы, но и всей России.

Храм был построен в 1555-1561 годах неизвестным архитектором (существуют разные версии) по приказу Ивана Грозного в память о победе над Казанским ханством и взятии Казани, которое пришлось на день Покрова Пресвятой Богородицы. Впоследствии неоднократно перестраивался.

Особенность храма состоит в том, что по сути это 9 отдельных церквей, объединённых общим основанием. В центре находится бесстолпная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, вокруг неё сгруппированы 8 церквей поменьше: Троицы, святого Николая Чудотворца (в честь Великорецкой иконы), Входа Господня в Иерусалим, мучеников Адриана и Наталии, святого Иоанна Милостивого, Александра Свирского, Варлаама Хутынского, Григория Армянского. Престолы церквей освящены в честь православных праздников и дней памяти святых, пришедшихся на дни решающих сражений за Казань.

Архитектура

Архитектурный облик Покровского собора уникален. Вычурный и торжественный, словно расписной пряник, с первого взгляда он кажется беспорядочным нагромождением разноцветных куполов, но в действительности это не так. Здание собора имеет чёткую структуру и представляет собой ромб, вписанный в квадрат, образуя в плане восьмиконечную звезду. Фактически это 9 отдельных церквей, объединённых общим основанием (подклетом): в центре находится бесстолпная церковь Покрова Пресвятой Богородицы, завершающаяся высоким шатром с небольшой позолоченной главкой, вокруг неё сгруппированы 8 церквей поменьше, увенчанные рельефными луковичными главами разных цветов. С южной стороны находится двухъярусная шатровая колокольня, а с восточной - придел в честь Василия Блаженного. Здание опоясывает закрытая галерея-гульбище, к которой примыкают два массивных крыльца с шатровой кровлей.

Высота собора составляет 65 метров.

В общей сложности Покровский собор украшают 11 куполов, 9 из которых расположены над церквями, один - над приделом Василия Блаженного, ещё один (совсем небольшой) - над колокольней. Из них 9 куполов отличаются уникальным рельефом и раскраской: цветными шипчиками, ромбами, орнаментом; значение их цветов доподлинно неизвестно, но считается, что храм символизирует собой Небесный Иерусалим. По предположению русского писателя Николая Чаева (1824 - 1914), цвет куполов объясняется сном блаженного Андрея Юродивого (Константинопольского), которому привиделся Небесный Иерусалим с садами со множеством цветущих деревьев и плодов несказанной красоты.

Декоративное оформление храма выглядит пышно, но лаконично: оно включает традиционные для русской храмовой архитектуры ширинки, полуколонки, кокошники и гирьки. Галерея по всему периметру расписана изображениями цветов и растительным орнаментом. Стены украшают фасадные иконы Покрова Пресвятой Богородицы с предстоящими Василием и Иоанном Блаженными (южная стена колокольни) и Богоматери Знамение со святыми на полях (восточный фасад).

История Покровского собора

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву получил своё название по расположению вблизи , который проходил по Красной площади вдоль восточной стены Кремля в 16-19 веках. Однако, в разговорной речи официальное название храма практически не употребляется: он стал более известен как собор Василия Блаженного - в честь наиболее известного московского юродивого и чудотворца. - легендарная личность в истории Москвы; в прошлом на месте Покровского собора существовала деревянная Троицкая церковь (что на Рву), на кладбище при которой юродивый и был похоронен. После его канонизации в 1588 году над местом захоронения чудотворца к Покровскому собору был пристроен придел в его честь. Впоследствии именем чудотворца в народе стали называть весь собор.

Храм был построен в 1555-1561 годах по приказу Ивана Грозного в память о взятии Казани.

История храма Василия Блаженного полна загадок и белых пятен: в частности, доподлинно неизвестно, кто был его архитектором. Согласно наиболее распространённой версии, он был построен зодчими Иваном Бармой и Постником Яковлевым, однако, она считается устаревшей. Существует версия, что легендарные Барма и Постник - один и тот же человек (Постник Яковлев по прозвищу Барма), а также теория, что собор мог быть построен неизвестным итальянским архитектором (так как значительную часть сооружений Кремля строили именно итальянцы), которая пока не нашла убедительного подтверждения. Распространённая городская легенда гласит, что после строительства царь Иван Грозный, поражённый красотой собора, приказал ослепить зодчих, чтобы они не построили больше ничего подобного, однако, в действительности это маловероятно: если одним из зодчих действительно был Постник Яковлев, то после Покровского собора он принимал участие в строительстве Казанского Кремля и, очевидно, не мог быть ослеплён. Хотя, опять же, существует версия, что это были разные Постники.

Стены храма были возведены из красного кирпича, который был довольно инновационным строительным материалом для Москвы того времени. Чтобы уберечь редкий материал от воздействия атмосферных осадков, снаружи стены здания окрасили в красно-белых тонах, подчёркивающих кладку. В 1588 году по распоряжению царя Фёдора Иоанновича к храму пристроили придел Василия Блаженного, исполненный в виде самостоятельной бесстолпной церкви с отдельным входом.

Сохранилось не так много сведений о том, как Покровский собор выглядел изначально. Известно, что в прошлом опоясывающая его обходная галерея была открытой и не имела массивных шатровых крылец и росписи растительным орнаментом: свод над галереей и два крыльца над лестницами были надстроены во второй половине 17 века, когда здание подверглось значительной перестройке. В тот же период к собору пристраиваются новые церкви: Ризоположения Богородицы, святой Девы Феодосии и другие. По данным русского историка Петра Хавского, к 1722 году в соборе значились 18 престолов: Живоначальной Троицы, Входа Господня в Иерусалим, Николы Великорецкого, Усекновения главы Иоанна Предтечи, Параскевы-Пятницы, Варлаама Хутынского, Апостола Андроника, Григория Армянского, Киприана и Иустинии, Ризоположения Богородицы, Сергия Радонежского, Василия Великого, Александра Свирского, Девы Феодосии, Марии Египетской, Всех Святых, Богоявления и Трёх Патриархов.

По-другому выглядели и главы: те цветные фигурные купола, по которым храм Василия Блаженного известен сегодня, появились лишь в конце 16 века; прежние, вероятно, были шлемовидными, а их покрытие уничтожил один из городских пожаров. Сомнению подвергается даже их изначальное количество: известно, что при реставрации 1784-1786 годов под руководством архитектора Ивана Яковлева было демонтировано 8 небольших главок у основания шатра, которые были признаны более поздними добавлениями.

В Отечественную войну 1812 года собор был разграблен французами, но сразу после войны его отремонтировали и освятили. В 1817 году, когда Красную площадь реконструировали по проекту Осипа Бове, подпорная стена храма со стороны Васильевского спуска и Москворецкой улицы была выложена камнем, наверху установили чугунную ограду.

В советские годы храм Василия Блаженного избежал сноса (хотя богослужения в нём всё же запретили) и стал одним из первых памятников архитектуры, взятых под государственную охрану. С 1918 года началась его музеефикация, а в 1923 было принято решение о создании в нём историко-архитектурного музея, который позже стал частью Государственного Исторического музея. Изначально здание находилось в плачевном состоянии, но уже с 1920-х в нём начались ремонтные и реставрационные работы, призванные вернуть собору первоначальный облик и частично воссоздать интерьеры 16-17 веков. В 1931 году к собору перенесли памятник Минину и Пожарскому, ранее установленный в центральной части Красной площади.

После распада Советского Союза - с 1991 года - здание храма находится в совместном пользовании музея и Русской Православной церкви.

Мифы и легенды

Будучи одной из наиболее известных достопримечательностей Москвы и имея при этом довольно невнятную историю, храм Василия Блаженного просто обязан был обрасти городскими легендами.

Наиболее распространённая легенда касается строительства храма: якобы царь Иван Грозный, поражённый невероятной красотой здания, велел ослепить его зодчих - Барму и Постника, - чтобы они нигде и никогда не смогли построить храма красивее, чем в Москве. В действительности это маловероятно: во-первых, доподлинно неизвестно, какие зодчие возводили здание. Кроме того, непонятно, были ли легендарные Барма и Постник разными людьми - Иваном Бармой и Постником Яковлевым - или это был один человек - Постник Яковлев по прозвищу Барма. Как бы там ни было, после строительства Покровского собора Постник Яковлев участвовал в строительстве Казанского Кремля, значит, не мог быть ослеплён - если это, опять же, не были разные люди.

Существует легенда, будто бы в строении храма Василия Блаженного "зашифрован" образ исторической мечети Кул-Шариф, уничтоженной русскими войсками при взятии Казани в 1552 году: 8 его глав якобы символизируют 8 минаретов разрушенной мечети, а 9-я господствует над ними в ознаменование победы.

Говорят, что Василий Блаженный, предвидя победу над Казанью, собирал деньги на строительство Покровского собора и незадолго до своей смерти в 1552 году передал их Ивану Грозному. Однако, эта легенда не имеет никаких подтверждений.

Не обошлось и без библиотеки Ивана Грозного! По одной из легенд она была спрятана как раз в подвалах Покровского собора. К сожалению, на деле это невозможно: у здания попросту нет подвалов. Собор возведён на массивном подклете, который покоится на искусственном холме, и его фундамент не так глубок. Впрочем, в подклете были помещения для хранения ценностей; другая городская легенда говорит, что в них могла храниться царская казна.

В Отечественную войну 1812 года, когда французские войска покидали Москву, Наполеон приказал взорвать собор, однако, сделать это французам не удалось: якобы начавшийся дождь погасил фитили и помешал подготовить взрыв здания. Говорят, Наполеон отдал такой приказ в сердцах: собор настолько ему понравился, что он захотел перенести его в Париж, но ему донесли, что это невозможно (какая неожиданность!).

В 1930-х годах Лазарь Каганович предложил снести Покровский собор, чтобы на Красной площади было больше места для парадов и демонстраций. Согласно городской легенде, он изготовил макет Красной площади со съёмным зданием собора и принёс его для демонстрации Сталину, чтобы показать, как собор мешает проходу машин и колонн. Показывая макет, он неожиданно сорвал с него Покровский собор, чтобы наглядно показать, насколько без него будет лучше, но удивлённый Сталин воскликнул: "Лазарь, поставь на место!" - и собор был сохранён.

В наши дни храм Василия Блаженного - одна из наиболее популярных достопримечательностей Москвы, обязательная к посещению точка на картах приезжающих в столицу туристов. Его необычный и запоминающийся внешний вид сделал его одним из чудес и символов России - и даже те, кто никогда не был в Москве, легко угадают его купола, которые часто печатают на открытках и сувенирной продукции, в книгах, учебниках и энциклопедиях. Если где-то говорят или пишут о Москве и России - слова с большой вероятностью будут проиллюстрированы именно фотографией Покровского собора.

Одновременно с этим его по-настоящему любят и горожане.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву находится на Красной площади, дом 2. Добраться до него можно пешком от станций метро "Охотный Ряд" Сокольнической линии, "Площадь Революции" Арбатско-Покровской, "Театральная" Замоскворецкой и "Китай-Город" Таганско-Краснопресненской и Калужско-Рижской линий.

Адрес: Красная площадь

Храм Василия Блаженного , или собор Покрова Божией Матери на Рву , − так звучит его каноническое полное название, − был построен на Красной площади в 1555-1561 годах. Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. И дело даже не только в том, что он построен в самом центре столицы и в память об очень важном событии. Храм Василия Блаженного еще и просто необыкновенно красив.

На том месте, где сейчас красуется собор, в XVI веке стояла каменная Троицкая церковь, «что на Рву». Здесь действительно был оборонительный ров, тянувшийся вдоль всей стены Кремля со стороны Красной площади. Этот ров был засыпан только в 1813 году. Сейчас на его месте – советский некрополь и Мавзолей.

А в XVI веке, в 1552 году, у каменной Троицкой церкви был погребен блаженный Василий, скончавшийся 2 августа (по другим источникам, он умер не в 1552 году, а в 1551). Московский «Христа ради юродивый» Василий родился в 1469 году в селе Елохове, с юности был наделен даром ясновидения; он предсказал страшный пожар Москвы в 1547 году, уничтоживший почти всю столицу. Блаженного чтил и даже побаивался Иван Грозный. После кончины Василий Блаженный был погребен на кладбище при Троицкой церкви(вероятно, по распоряжению царя) с большими почестями. А вскоре здесь началось грандиозное строительство нового Покровского собора, куда позднее перенесли мощи Василия, на чьей могиле стали совершаться чудесные исцеления.

Возведению нового собора предшествовала длинная строительная история. Это были годы большого Казанского похода, которому придавалось колоссальное значение: до сих пор все походы русских войск на Казань заканчивались неудачей. Иван Грозный, лично возглавивший войско в 1552 году, дал обет в случае успешного окончания кампании построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом. Пока шла война, в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную − на векá.

О строителе (или строителях) храма Василия Блаженного идет немало споров. Традиционно было принято считать, что Иван Грозный заказал постройку мастерам Барме и Постнику Яковлеву, но многие исследователи сейчас сходятся на мнении, что это был один человек – Иван Яковлевич Барма, по прозванию Постник. Также бытует легенда, будто после постройки Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они больше не смогли построить ничего подобного, но это не более чем легенда, так как в документах указано, что уже после возведения собора Покрова на Рву мастер Постник «по реклу Барма» (т.е., по прозвищу Барма) строил Казанский кремль. Также опубликован ряд других документов, где упоминается человек по имени Постник Барма. Этому мастеру исследователи приписывают строительство не только храма Василия Блаженного и Казанского кремля, но также и Успенского собора, и Никольского храма в Свияжске, и Благовещенского собора в Московском Кремле,и даже (по некоторым сомнительным источникам) церковь Иоанна Предтечи в Дьякове.

Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Войдя внутрь храма, даже трудно бывает разобраться в его планировке, не сделав круг-другой по всему зданию. Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери. Именно в этот день взрывом была разрушена стена Казанской крепости и город был взят. Вот полный список всех одиннадцати престолов, существовавших в соборе до 1917 года:

  • Центральный – Покровский
  • Восточный − Троицкий
  • Юго-восточный − Александра Свирского
  • Южный − Николая Чудотворца (Великорецкой Иконы Николая Чудотворца)
  • Юго-западный − Варлаама Хутынского
  • Западный − Входоиерусалимский
  • Северо-западный − Св. Григория Армянского
  • Северный – Св. Адриана и Наталии
  • Северо-восточный − Иоанна Милостивого
  • Над могилой Иоанна Блаженного − придел Рождества Богородицы (1672г.), примыкающий к приделу Василия Блаженного
  • В пристройке 1588 года − придел Василия Блаженного

Собор выстроен из кирпича. В XVI веке этот материал был достаточно новым: прежде традиционным материалом для церквей были белый тесаный камень и тонкий кирпич – плинфа. Центральная часть увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором почти до середины его высоты. Окружают шатер со всех сторон купола приделов, ни один из которых не похож на другой. Мало того, что различается рисунок больших луковиц-куполов; если всмотреться, то легко заметить, что и отделка каждого барабана уникальна. Первоначально, по-видимому, купола были шлемовидными, но уже к концу XVI века они точно были сделаны луковичными. Нынешняя их расцветка утвердилась только в середине XIX века.

Главное в облике храма то, что он лишен определенно выраженного фасада. С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная. Высота храма Василия Блаженного − 65 метров. Долгое время, вплоть до конца XVI века, это было самое высокое здание Москвы. Первоначально собор был покрашен «под кирпич»; позднее он перекрашивался, исследователи обнаружили остатки рисунков, изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи.

В 1680 году собор значительно реставрируют. Незадолго до этого, в 1672 году, к нему пристраивают небольшой придел над могилой еще одного почитаемого московского блаженного – Иоанна, погребенного здесь в 1589 году. Реставрация 1680 года выразилась в том, что деревянные галереи-гульбища заменили на кирпичные, вместо звонницы устроили шатровую колокольню и сделали новое покрытие. Тогда же в подклет храма перенесли престолы тринадцати или четырнадцати церквей, стоявших на Красной площади вдоль рва, там, где проводились публичные казни (все эти церкви имели в названиях приставку «на крови»). В 1683 году по всему периметру храма провели изразцовый фриз, на плитках которого излагалась вся история здания.

Перестраивался, хотя и не так значительно, собор во второй половине XVIII века, в 1761-1784 годах: заложили арки подклета, убрали керамический фриз и все стены храма снаружи и изнутри расписали «травчатым» орнаментом.

Во время войны 1812 года храм Василия Блаженного впервые подвергся риску сноса. Уходя из Москвы, французы заминировали его, но взорвать не смогли, только разграбили. Сразу же после окончания войны один из самых любимых храмов москвичей отреставрировали, а в 1817 году занимавшийся восстановлением послепожарной Москвы О.И.Бове укрепил и украсил чугунной оградой подпорную стену храма со стороны Москвы-реки.

На протяжении XIX века собор еще несколько раз реставрировался, и в конце века даже была предпринята первая попытка его научного исследования.

В 1919 году был расстрелян «за антисемитскую пропаганду» настоятель собора о.Иоанн Восторгов. В 1922 году из собора были изъяты ценности, а в 1929 году собор был закрыт и передан Историческому музею. На этом, казалось бы, можно было успокоиться. Но самое страшное время было еще впереди. В 1936 году Петра Дмитриевича Барановского вызвали и предложили заняться обмерами храма Покрова на Рву, для того, чтобы его можно было спокойно снести. Храм, по мнению властей, мешал движению автомобилей по Красной площади… Барановский поступил так, как от него не ожидал, наверное, никто. Прямо заявив чиновникам, что снос собора − безумие и преступление, он пообещал немедленно покончить с собой, если это произойдет. Надо ли говорить, что после этого Барановский немедленно был арестован. Когда через полгода он был освобожден, собор продолжал стоять на своем месте…

О том, как сохранился собор, ходит немало легенд. Самая популярная – это история о том, как Каганович, представляя Сталину проект реконструкции Красной площади для удобства проведения парадов и демонстраций, снял с площади макет храма Василия Блаженного, на что Сталин скомандовал ему: «Лазарь, поставь на место!». Это будто бы и решило судьбу уникального памятника…

Так или иначе, но храм Василия Блаженного, пережив всех пытавшихся его уничтожить, остался стоять на Красной площади. В 1923-1949 годах в нем проводились масштабные исследования, позволившие восстановить первоначальный вид галереи. В 1954-1955 годах собор снова, как в XVI веке, раскрасили «под кирпич». В соборе расположен филиал Исторического музея, и поток туристов туда не иссякает. С 1990 года в нем иногда проводятся службы, но в остальное время это по-прежнему музей. Но главное, наверное, даже не в этом. Главное, что один из красивейших московских и вообще российских храмов по-прежнему стоит на площади, и больше ни у кого не возникает идей убрать его отсюда. Хочется надеяться, что это навсегда.

Авторами собора Василия Блаженного летопись называет русских зодчих Постника и Барму, которые, вполне вероятно, строили собор вообще без чертежей. Существует легенда, согласно которой Иван Грозный, увидев построенный по их проекту собор, был так восхищен его красотой, что приказал ослепить зодчих, чтобы они не могли нигде больше построить храм, равный по красоте Покровскому собору. Некоторые современные историки предлагают версию, по которой архитектором храма был один человек - Иван Яковлевич Барма, которого прозвали Постником за то, что он держал строгий пост. Что касается легенды об ослеплении Бармы и Постника, ее частичным опровержением может служить тот факт, что имя Постника в дальнейшем встречается в летописи в связи с созданием других значительных архитектурных сооружений.

Собор Василия Блаженного представляет собой симметричный ансамбль из восьми столпообразных церквей, окружающих девятый -самый высокий - храм, увенчанный шатром. Приделы соединены друг с другом системой переходов. Столпообразные церкви увенчаны луковичными куполами, ни один из которых по архитектурному убранству не повторяет другие. Один из них густо усеян золотистыми шишками, они как звезды на небе в темную ночь; на другом - по светлому полю бегут зигзагами алые пояса; третий напоминает очищенный апельсин с желтыми и зелеными дольками. Каждый купол украшен карнизами, кокошниками, окнами, нишами.

До конца XVII века, пока на территории Кремля не была построена колокольня Ивана Великого, собор Василия Блаженного являлся самым высоким зданием в Москве. Высота собора составляет 60 метров. Всего в соборе Василия Блаженного девять иконостасов, в которых находится около 400 икон XVI-XIX веков, представляющих лучшие образцы новгородской и московской иконописных школ.

В 1552 году на великий славянский праздник Покрова Божьей Матери на далёкой чужбине русские рати взяли штурмом Казань, Иван Грозный в честь этого знаменательного для Руси события приказал заложить на величественный православный храм Покрова Божией Матери . Сейчас мы знаем его под названием Собор Василия Блаженного .

Возвели за 6 лет - с 1555 по 1561 гг, что по меркам того времени было просто очень быстро.
В июне 1557 года митрополит Макарий освятил тогда ещё не достроенный храм во имя Покрова Богородицы в присутствии Ивана Грозного.

Строительство продолжилось и после смерти царя, закончившись уже во время правления сына Ивана Грозного, Фёдора Ивановича. Поднявшись свои купола на высоту 60 метров, Покровский собор стал самым высоким строением в Москве, он оставался таким до конца 16 века, тогда при Борисе Годунове построили колокольню церкви Иоанна Лествинчика, высотой 81 метр.

Силуэт храма причудливой формы воцарился над Китай-городом, широко раскинувший свои территории. Новый собор восторгал москвичей и вызывал удивление у приезжих в Москву иноземцев.


Саша Митрахович 25.12.2015 12:10


Слова одного летописца про Собор Василия Блаженного: «И все послы и купцы дивились, говоря, что не видели мы ни в коих царствах, ни в своих, ни в чужих, такой красоты, и силы и славы великой».

До сих пор не умолкают споры среди исследователей о том, кто был архитектором такого чуда. По официальной версии храм возводило два зодчих, Плотник Яковлев и Барма. Но некоторые историки считают, что это был один человек - Иван Яковлевич Барма, прозванный народом - Плотник. Другие выдвигают предположение, правда ничем не подтверждённое, что архитектор был из Италии, за эту гипотезу свидетельствует оригинальный и несвойственный для русской архитектуры стиль - смешение русского зодчества и европейского Ренессанса.

После завершения строительства возникла легенда, согласно которой царь приказал ослепить великих мастеров, чтобы никто и нигде не смог построить храм краше . Но легенду опровергли историки, они нашли подтверждения тому, что зодчий Плотник занимался постройкой и других храмов на Руси, в частности Казанского кремля.

Покровский храм очень сильно пострадал от пожара в 1737 году, но был восстановлен, после чего под его купола были перенесены престолы пятнадцати церквей с Красной площади.

Во время Екатерины II, во второй половине 18 века, собор полностью реконструировали, сохранив восьмеричную символику маленькие купола вокруг башен убрали, шатровая колокольня объединилась с собором. В то же время собор разукрасили в современную цветовую палитру, собор стал ещё краше и нарядней, превратившись в настоящее архитектурное чудо.

Несколько раз за свою многовековую историю находился на грани полного уничтожения, но по Промыслу Божьему храм прекрасно пережил все исторические катаклизмы и сохранился до нашего времени практически в первозданном виде.

«Поставлен бысть храм каменный преудивлен, различными образцы и многими переводы, на одном основании девять престолов»

Первый раз собор оказался под угрозой уничтожения, когда Наполеон, войдя в и лицезрев такое чудо, захотел перенести собор в Париж, но воплотить такой проект в жизнь ему оказалось не под силу. Перед отступлением он приказал взорвать храм и Московский кремль, жители пытались помешать вандализму, но безуспешно, и тут случилось божественное вмешательство - внезапно хлынул проливной дождь и затушил горящие фитиля.

Также после революции 1917 года храму грозил снос. В сентябре 1918 года большевики расстреляли протоиерея Иоанна Восторгова, настоятеля собора Василия Блаженного, всё имущество храма было конфисковано, его звонницы и колокола переплавили, сам храм был закрыт.

Лазарь Каганович в 1936 году предлагал снести Покровский собор, чтобы расчистить Красную площадь для массовых праздничных демонстраций и парадов. Только героическое личное мужество и самопожертвование архитектора П.Д. Барановского спасло храм от уничтожения. Он наотрез отказался готовить собор к сносу и пригрозил покончить жизнь самоубийством, а потом отправил очень резкую телеграмму наверх.

Есть легенда, что Барановский стоя на коленях в Кремле умолял Сталина не сносить собор Василия Блаженного, он спас Покровский собор, но сам заплатил за это тюремным заключением.

Покровском собор стал музеем и стал принимать экскурсии туристов. В 70-е годы во время реставрации в стене обнаружили винтовую деревянную лестницу, по ней и попадают сейчас посетители музея в центральный храм, где могут видеть великолепный взмывающий в небо шатер, ценнейший иконостас и пройтись по узкому лабиринту внутренней галереи, сплошь расписанную дивными узорами.

Первое всенощное бдение и литургия в храме прошло в ноябре 1990 года, его колокола вновь зазвонили на освящении Казанского собора. В престольный праздник Покрова 13-14 октября, самый святой для храма праздник, здесь совершается божественная служба.


Саша Митрахович 26.12.2015 10:20