Потери при нападении на перл харбор. Нападение на Перл‑Харбор (1941)

", я бы хотел расказать об еще одном мифе, а именно что якобы США внезапно прекратили поставки нефтепродуктов в Японию чтобы спровоцировать японцев, и что именно по этой причине Япония решила атаковать Перл-Харбор.

Эта статья написана в основном на основании "статьи в Википедии ", а также на основе других статей, ссылки на которые я даю в тексте.

Задолго до нападения на Перл-Харбор, еще в ноябре - декабре 1937, во время японо-китайской войны, японская армия повела наступление на Нанкин по реке Янцзы, а 12 декабря 1937 японская авиация совершила неспровоцированный налёт на американские корабли, стоявшие близ Нанкина, которые находились в составе так называемого "патруля Янцзы " (Yangtze Patrol или сокращенно YangPat).

YangPat был первоначально частью азиатской эскадрильи ВМС Соединенных Штатов в Восточной Индии, которая существовала под разными названиями с 1854 по 1945 год. В 1922 году YangPat был создан в качестве формального компонента Азиатского флота. Согласно договоров подписанных США, Японией, и различными европейскими державами YangPat было разрешено плавать по рекам Китая и участвовать в "дипломатии канонерок ". Они также патрулировали прибрежные воды, защищая своих граждан, их собственность, и их религиозные миссии.

Итак, японская авиация совершила неспровоцированный налёт на YangPat, в результате чего была потоплена американская канонерская лодка "Панай" (Panay), однако несмотря на это США не только не объявили Японии войну, но даже поставки нефтепродуктов в Японию не были прекращены. Более того, после этого YangPat прекратила свою миссию и была выведена из Китая, что доказывает что США воевать не очень то и хотели.

После этого Япония в 1940 году вторглась в тогда еще французский Индокитай , перерезав Китайско-вьетнамскую железную дорогу, по которой Китай импортировал вооружение, топливо, а также по 10000 тонн материалов от западных союзников ежемесячно. Но даже после этого США не прекратили поставки нефти, а только запретили экспорт в Японию самолетов, запчастей, станков и авиационного горючего.

И только после того как в июле 1941 г. японцы полностью оккупировали Индокитай, США с 1 августа заморозили японские финансовые активы и ввели всеобъемлющее торговое эмбарго.

После введения эмбарго посол Японии в Вашингтоне, и государственный секретарь Корделл Халл провели многочисленные встречи, чтобы обсудить решение японо-американских проблем, но ни одно решение не могло быть согласовано по трем основным причинам:

  1. Альянс Японии с гитлеровской Германией и Италией
  2. Япония хотела установить экономический контроль и над всей юго-восточной Азией.
  3. Японии отказались покинуть материковый Китай.
И это называется внезапное эмбарго? При этом получается японцы решили атаковать Перл-Харбор только в августе 1941 года, после того как американцы ввели эмбарго, и на подготовку всей операции ушло около 4 месяцев?

На самом деле, предварительное планирование атаки на Перл-Харбор началось в самом начале 1941 года под эгидой адмирала Исороку Ямамото, котоый тогда командовал Японским Объединенным флотом. Полномасштабное планирование операции началось ранней весной 1941 года. В течение следующих нескольких месяцев шла тренировка пилотов, проводилась адаптация оборудования и разведка. Несмотря на эти приготовления, план нападения был утвержден императором Хирохито 5 ноября, после третьей из четырех Императорских конференций созванных чтобы рассмотреть этот вопрос. Окончательное решение было принято императором только 1 декабря.

Хотя к концу 1941 года многие наблюдатели считали, что военные действия между США и Японией были неизбежны, а Тихоокеанские базы и объекты США приводились в состояние боевой готовности по нескольку раз, американские чиновники сомневались что Перл-Харбор будет первой мишенью. Они ожидали что будут атакованы базы на Филиппиннах, так как именно через них шли поставки на юг, которые были основной целью Японии. Наиболее вероятной целью японцев, по мнению американцев, должна была стать военно-морская база США в Маниле. Американцы также ошибочно считали, что Япония не способна проводить более одной крупной военно-морской операции одновременно.

Итак, американцы ожидали нападения японцев на Филлипинах, а японцы атаковали Перл-Харбор. Почему именно Перл-Харбор? На то было 3 основных причины:

  1. Разгромив тихоокеанский американский флот, японцы надеялись предотвратить его вмешательство в завоевание Голландской Ост-Индии и Малайи.
  2. Японцы надеялись выиграть время для того чтобы Японии могла укрепить свои позиции и увеличить свои военно-морские силы до того как закон Винсон-Уолша (Vinson-Walsh) 1940 года вступит в силу (Закон предусматривал увеличение военно-морских сил США на 70%), так как шансы японцев на победу после этого, сильно уменьшались.
  3. Наконец, эта атака должна была нанести тяжелый удар по моральному духу американнцев, что должно было удержать американцев от участия в войне в западной части Тихого океана и Голландской Ост-Индии. Для достиженя максимального эффекта в качестве основных целей были выбраны линкоры, так как это были самые престижные суда в любом флоте мира в то время.
Кроме этого еще в ноябре 1940 года, англичане провели успешную атаку на итальянский флот в итальянском порту Таранто . Японское командование тщательно изучило опыт англичан, что не в последнюю очередь повлияло на решение атаковать именно Перл-Харбор.

Вот как выглядит краткая предыстория атаки японцев на Перл-Харбор.

Перл‑Харбор (Pearl Harbor) - крупнейшая военно‑морская база США в Тихом океане, расположенная на острове Оаху Гавайских островов.

Во время Второй мировой войны 7 декабря 1941 г. Перл‑Харбор подвергся внезапному нападению японской армии, в течение двух часов уничтожившей большую часть американского Тихоокеанского флота. Это тщательно разработанное нападение японских военно‑морских сил получило название Гавайская операция 1941 года.

Осуществляло Гавайскую операцию авианосное ударное объединение под командованием вице‑адмирала Тюити Нагумо в составе 33 кораблей, в том числе шести тяжелых авианосцев (с 420 самолетами на борту), двух линкоров, трех крейсеров, 11 эсминцев, трех подводных лодок и восьми танкеров и соединение из 27 подводных лодок с пятью сверхмалыми подводными лодками на борту. Общее руководство силами осуществлял командующий Объединенным флотом Японии адмирал Исороку Ямамото.

Американский Тихоокеанский флот под командованием адмирала Хасбэнда Киммеля, находившийся на военно‑морской базе Перл‑Харбор, насчитывал 93 корабля, в том числе девять линкоров (один учебный), восемь крейсеров, 29 эсминцев, пять подводных лодок, девять миноносцев и минных заградителей, 10 тральщиков. На аэродромах острова Оаху располагалось 390 самолетов, в том числе 167 самолетов морской авиации.

Противовоздушная оборона базы состояла из 188 зенитных орудий, более 100 пулеметных установок и пяти радиолокационных станций. Гарнизон под начальством генерала Уильяма Шорта насчитывал 42 959 человек.

Подготовку к операции Япония начала в январе 1941 года с соблюдением строжайшей секретности. О ее целях и дате проведения не было известно даже союзникам Японии - Германии и Италии. Маршрут перехода кораблей практически исключал встречу с торговыми и промысловыми судами и находился за пределами радиуса действий американской патрульной авиации. Во время перехода строго соблюдалось радиомолчание, одновременно во Внутреннем Японском море велся радиообмен с использованием позывных тех кораблей, которые следовали к Гавайским островам, чтобы дезориентировать противника.

Вечером 6 декабря японские подводные лодки заняли исходные позиции на ближайших подступах к острову Оаху и в 23 часа начали спуск на воду сверхмалых подводных лодок. 7 декабря в район, расположенный на расстоянии 275 миль (около 450 км) к северу от острова, вышло японское авианосное объединение.

Это был воскресный день. Часть личного состава американских кораблей находилась на берегу. Вход в гавань Перл‑Харбор не был закрыт боновыми (плавучими) заграждениями, отсутствовало также и противоторпедное сетевое заграждение линкоров. Диспозиция кораблей длительное время не изменялась. Самолеты на аэродромах располагались скученно, на подходах к Гавайским островам воздушная разведка велась лишь эпизодически.

Японский генштаб, напротив, располагал исчерпывающими данными о диспозиции американских кораблей и состоянии обороны базы.

7 декабря в 6 часов 15 минут по гавайскому времени с японских авианосцев поднялись 40 торпедоносцев, 49 бомбардировщиков, 51 пикирующий бомбардировщик и 43 истребителя. Налет на базу начался в 7 часов 55 минут. В 9 часов 15 минут нанесла удар вторая группа самолетов (54 бомбардировщика, 78 пикирующих бомбардировщиков, 35 истребителей). Весь налет на базу длился 2 часа 5 минут.

Было уничтожено четыре линкора, крейсер, два эсминца, несколько вспомогательных судов и 188 самолетов. Четыре линкора, три легких крейсера, эсминец, два вспомогательных судна и свыше 100 самолетов получили повреждения. Потери американцев в живой силе составили 3 581 человек.

Японцы потеряли 29 самолетов и шесть подводных лодок (из них пять сверхмалых), свыше 70 самолетов получили повреждения.

В результате Гавайской операции и последующих Филиппинской и Малайской операций 1941-1942 гг. Япония завоевала господство на море и получила свободу действий в акватории Тихого океана.

Внезапным нападением на американскую военную базу Япония развязала войну против США. 8 декабря войну Японии объявили США, Великобритания, Канада и ряд других стран.

Успех Гавайской операции был обусловлен тщательной подготовкой японского командования к операции, четкой организацией скрытного перехода кораблей и внезапностью удара. Американское командование допустило просчеты в организации обороны главной базы флота и оценке обстановки в целом.

Операция показала высокие боевые возможности авианосцев, сверхмалые подводные лодки себя не оправдали.

Президент США Франклин Рузвельт назвал 7 декабря 1941 года "днем несмываемого позора". Лозунг "Помни Перл‑Харбор" стал ведущим в войне американцев против Японии.

После 1945 года военно‑морская база Перл‑Харбор была реконструирована и вновь стала выполнять роль основной базы Тихоокеанского флота США.

В открыт мемориал, посвященный линкору "Аризона", потопленному японской авиацией.
(Дополнительный

7 декабря 1941 года японские самолёты атаковали американскую военную базу в гавани Пёрл-Харбор и США оказались действующим участником Второй Мировой войны, а в конечном итоге её выгодоприобретателем.

Доклад о потерях после атаки на Пёрл-Харбор министра Нокса констатировал то, что видимо и было задумано с самого начала: «Общий баланс сил на Тихом океане в плане авианосцев, крейсеров, эсминцев и подводных лодок не пострадал. Все они в море и ищут соприкосновения с противником», то есть никакого ощутимого урона японская атака не нанесла. Судьба американского флота, базировавшегося в заливе уже была решена, однако в ноябре 1941 года Рузвельт поинтересовался о предстоящих событиях: «как мы должны подвести их на позицию первого удара, чтобы повреждения не были сильно разрушительными для нас?», о чем сделал в своем дневнике запись министр Стимпсон.

Уже в наше время японский политолог и внук Сигэнори Того, министра иностранных дел в начале 40-х Кадзухико Того, с недоумением отмечает: «… есть непонятные вещи. Например, незадолго до нападения Японии из Перл-Харбора были выведены все три американских авианосца». Действительно по приказу командования флота США Киммель отправил 2 авианосца, 6 крейсеров и 14 эсминцев к островам Мидуэй и Уэйк, то есть из-под удара была выведена наиболее дорогостоящая техника, что окончательно и станет понятно из доклада комиссии.

Чтобы понять, как это случилось необходимо восстановить ход предшествующих событий. Первая попытка 1939 года изменить закон о нейтралитете США, что позволило бы штатам вступить в войну, натолкнулась на противодействие сенатора Ванденберга и так называемого «Национального комитета», в состав которого входили Генри Гувер, Генри Форд и губернатор Лафолетт. «Послевоенные документы и рассекреченные документы Конгресса, а также смерть самого Рузвельта» — по мнению У. Энгдаля: «показывают без всяких сомнений, что президент и его министр обороны Генри Стимсон намеренно подстрекали Японию к войне». В книге Роберта Стиннета «День лжи: правда о федеральном резервном фонде и Перл Харбор» говориться, что администрация Рузвельта спровоцировала атаку японцев, потому что дальнейшие её действия иначе как провокацией и назвать нельзя.

23 июня 1941 года на стол Рузвельта легла записка помощника президента Гарольда Икеса, указывающая, что «введение эмбарго на экспорт нефти в Японию может быть эффективным способом начала конфликта». Уже на следующий месяц заместитель госсекретаря Дин Ачесон запретил японцам импортировать нефть и нефтепродукты из США. Японский флот по утверждению адмирала Нагано «сжигал в час 400 тонн нефти», получить которую японцы могли, лишь захватив нефтяные ресурсы Индонезии (Голландской Ост-Индии), Филиппин и Малайзии. 20 ноября 1941 года японский посол Номура обратился с предложением мирного урегулирования конфликта, включавшим пункт: «Правительство Соединенных Штатов будет снабжать Японию необходимым количеством нефти».

Кроме того, что США прервали пароходное сообщение с Японией и закрыли Панамский канал для японских судов, 26 июля Рузвельт подписал указ об аресте японских банковских активов на существенную по тем временам сумму 130 миллионов долларов и переходе всех финансовых и торговых операций с Японией под контроль правительства. США игнорировали все последовавшие просьбы политиков страны восходящего солнца о встрече глав обоих стран для урегулирования отношений.

26 ноября 1941 года японскому после в США адмиралу Номуре было вручено письменное требование вывести японские вооруженные силы из Китая, Индонезии и Северной Кореи, расторгнуть тройственный пакт с Германией и Италией, такой ультимативный ответ на предложения Номуры однозначно трактовалось Японией как нежелание США урегулировать разногласия мирным путём.

7 мая 1940 года Тихоокеанский флот получил официальное предписание оставаться в Пёрл-Харборе неопределенное время, возглавлявший его адмирал Дж. Ричардсон в октябре попытался убедить Рузвельта отозвать флот с Гавайских островов, так как там он не оказывает сдерживающего влияния на Японию. «…Я должен заявить вам, что высшие офицеры флота не доверяют гражданскому руководству нашей страны» — подытожил беседу адмирал, на что в свою очередь Рузвельт заметил: «Джо, ты так ничего не понял». В январе 1941 года Дж. Ричардсона был уволен, а его пост занял Хасбенд Киммель (Husband Kimmel), от которого не только последовательно скрывали документы, способные навести на мысль, что целью атаки будет Пёрл-Харбор, но и наоборот демонстрировали те, что создавали ложное впечатление готовящейся атаки на Филиппины.

В книге Уильяма Эндгаля говориться о документах, которые «доказывают, что Рузвельт был полностью осведомлен о планах бомбардировки Перл-Харбора за несколько дней до её начала, вплоть до деталей перемещения японского флота в Тихом океане и точном времени начала операции». Тоже признавал и Черчилль: Рузвельт «полностью был осведомлен о непосредственных целях вражеской операции. В действительности Рузвельт проинструктировал директора Международного Красного Креста приготовиться к многочисленному числу пострадавших в Перл-Харбор, потому что он не имел намерения предотвращать потенциальную атаку или защищаться от неё».

Как минимум точно известно, что 26 ноября, на следующий день после записи военного министра о неизбежной атаке на Перл-Харбор английский премьер-министр сообщил Рузвельту, указав точную дату. Киммелю. Раньше, когда он попытался подготовиться к столкновению с японскими войсками, Белый дом направил уведомление, что тот «усложняет ситуацию», а в конце ноября ему и вовсе указали прекратить проведение разведки против возможного авиаудара. За неделю до трагических событий было решено оставить сектор в направлении 12 часов вне патрулирования, зенитная артиллерия не была приведена в готовность, в соответствии с антисаботажным предупреждением №1 техника, а корабли согнаны в плотные группы, что делало их легкой добычей для атаки с воздуха. Последовавшая событию комиссия армии США резюмировала ситуацию так: «всё было сделано для того, чтобы максимально благоприятствовать атаке с воздуха, и японцы не преминули этим воспользоваться».

Предотвратить нападение на американский флот пытался также полковник О. Садтлер, в силу своей должности знакомый с содержанием японской переписки и нашедший в ней кодированные слова, предупреждающие о готовящемся нападении. Он написал предупреждение всем гарнизонам, включая Пёрл-Харбор от имени начальника штаба генерала Дж. Маршалла, однако его практически высмеяли, несмотря на то, командование из секретной переписки знало о наступательной операции, разработанной в Токио под кодовым названием «Магия» и вполне могло знать, что 7 января 1941 года военно-морской министр Косиро Оикава изучал девятистраничное обоснование налёта на Пёрл-Харбор. 24 сентября 1941 года из поступающих шифровок стало известно, что военно-морская разведка Японии запрашивает квадраты точного расположения кораблей США именно в Пёрл-Харборе.

Относительно расшифрованных японских кодов примечательно, что глава официальной на тот момент разведывательной структуры Управления Специальных Операций Уильям Донован, разместивший свой кабинет в комнате №3603 Рокфеллер-центра был исключён из числа получателей расшифрованных материалов начальником штаба армии генералом Джоржем Маршаллом. Также примечательно, что машину для расшифровки кода получили отдельные штабы подразделений, но группе Перл-Харбор машина для дешифровки не досталась, то есть: в Рокфеллер центре и на самой базе знать о готовящейся провокации не полагалось. Возможно, что Рузвельт «не выглядел удивлённым» в день известия об атаке на Перл-Харбор, как позднее об этом вспоминал Уильям Донован, потому что сам всеми силами её приближал, ибо его беспокоило, по словам главы Управления Специальных Операций только, что публика не поддерживала декларацию о войне.

Шифрованную переписку японского флота спецслужбы США читали со второй половины 20-х годов, тайно перефотографировав шифровальные книги с так называемым «красным кодом». В 1924 году к команде дешифровщиков присоединился будущий глава отдела занимавшегося в штабе радиоперехватом и дешифровкой, капитан Лоуренс Саффорд (Laurance F. Safford), чья позиция во время слушаний по событиям, связанным с Перл-Харбором заставит многих усомниться в официальной версии. С 1932 года Саффорд, используя оборудование IBM, разрабатывал те самые машины для дешифровки, в 1937 году для радиоперехвата по гигантской дуге от Филиппин до Аляски были развёрнуты специальные радиостанции. Усилия более 700 сотрудников под руководством Л. Саффорда и У. Фридмана в августе 1940 года увенчались расшифровкой сложнейшего «розового» или «пурпурного кода», которым шифровалась правительственная дипломатическая переписка Японии.

В курсе успеха дешифровщиков в руководстве США кроме высшего командования были президент Ф. Рузвельт, госсекретарь К. Хэлл, военный министр Г. Стимсон и секретарь военно-морского флота США Ф. Нокс, которые не были ознакомлены только с четырьмя из 227 документов составлявших секретную переписку между Токио и японским посольством в США. Соответственно, вполне вероятно, что им было известно содержание заседания имперского правительства, состоявшееся 6 сентября 1941 года в присутствии императора, на котором говорилось, что если «не будет существенной надежды на достижение соглашения с нашими требованиями посредством вышеупомянутых дипломатических переговоров, мы немедленно примем решение о введении готовности для войны против Соединенных Штатов».

В период между 28 ноября и 6 декабря было перехвачено семь шифровок, подтверждающих, что Япония намерена атаковать Перл-Харбр. Окончательно о неизбежности войны с Японией стало известно за день до атаки на Перл-Харбор, за шесть часов до атаки стало известно её точное время — 7.30, о чем командование армией США решило сообщить на Гавайи не телефонным звонком, а обычной телеграммой, дошедшей до адресата, когда флот уже был потоплен. И уже непосредственно перед атакой два солдата, дежуривших на радаре, заметили японские самолеты, но на звонок в штаб никто не ответил, а через полчаса жена Киммеля стоя в ночной рубашке во дворе своей виллы уже докладывала мужу: «Похоже, они накрыли линкор «Оклахома»!».

Всего во время атаки погибло 2403 (по данным Н. Яковлева 2897) служащих базы, было уничтожено 188 самолётов, старое судно-мишень «Юта», минный заградитель «Оглала», эсминцы «Кэссин», «Дауне» и «Шоу» и линкор «Аризона», горящий образ которого стал символом разгрома Перл-Харбора. Гибель «Аризоны» принесла наибольшее количество жертв — 47 офицеров и 1056 нижних чинов, однако добавила ряд вопросов. Согласно исследования Нимица «Аризона» была уничтожена пикирующим бомбардировщиком «Val»-234, но он бы не смог поднять 800-кг бомбу, которой якобы был разрушен линкор, торпедных попаданий «Аризона» также не получила. Более того обследование водолазами судна показало, что линкор, считавшийся непреступной крепостью пошел ко дну в результате серии взрывов, произошедших внутри судна. Морской министр Фрэнк Нокс тогда заключил, что бомба угодила в дымовую трубу линкора.

Рузвельт сам назначил состав первой комиссии верховного судьи О. Робертса, которая должна была выяснить обстоятельства трагедии. Её отчёт публиковался множество раз, но ни разу до 1946 года широкой общественности не были представлены 1887 страниц протоколов опросов и более 3000 страниц документов, так как их содержание очевидно противоречило выводам, тем не менее президент поблагодарил О. Робертса «за тщательное и всестороннее расследование», свалившее всю вину на начальника гарнизона Уолтера Шорта и Хасбенда Киммеля, 1 марта отправленного в отставку с обещанием позже предать суду военного трибунала. После судьбоносной трагедии оба работали в сфере военного производства. В 1943 году Киммель запросил материалы военно-морского министерства, но ему под предлогом обеспечения безопасности отказали.

В 1944 году кандидат в президенты Томас Дьюи (Thomas Dewey) был намерен обнародовать историю с японскими шифрами из которой явно следовало, что Рузвельт знал о готовящейся операции, однако председатель Объединенного комитета начальников штабов (Chairman of the Joint Chiefs of Staff) генерал Дж. Маршалл убедил его не раскрывать карты перед японцами во время военных действий. На следующий год сенат рассмотрел законопроект Э. Томаса, предусматривавший 10 лет тюрьмы за разглашение шифрованных материалов, но республиканцы его отклонили, и новой комиссии было представлено более 700 дешифрованных японских документов. Хотя члены комиссии со стороны республиканцев проявляли особое рвение в расследовании, но им было запрещено самостоятельно изучать архивы правительственных ведомств, а документы из личного архива покойного к тому времени президента секретарь Грэс Талли выдавала по собственному усмотрению. Были и другие странности

«Протоколы показаний полны противоречий. Сказанное осенью 1945 года неизменно противоречило показаниям, данным перед предшествовавшими следственными комиссиями. В 1945 году документы либо скрывались, либо исчезли, а память участников событий была «освежена», или они начисто забыли происходившее. Поэтому в ряде случаев на настойчивые вопросы следовал стереотипный ответ: «Не помню». Даже сенаторы, стремившиеся нажить политический капитал на расследовании, устали и перестали углубляться в дело». Н. Яковлев «Пёрл-Харбор, 7 декабря 1941 года — Быль и небыль»

Японская телеграмма от 4 декабря 1941 года, предупреждавшая о начале войны была расшифрована и разослана руководящим деятелям США, но уже в 1944 году комиссия военного министерства констатировала: «Оригинал телеграммы исчез из архива военно-морских сил… Копии находились и в других местах, но теперь они все исчезли... В течение минувшего года были уничтожены журналы радиостанции, в которых было зарегистрировано получение телеграммы. Свидетель армии показал, что эту телеграмму командование армии никогда не получало». Свидетели один за другим стали путаться в своих воспоминаниях. Заведовавший переводом и рассылкой дешифрованных материалов А. Краммер, который слыл абсолютным педантом, везде вставлял любимое словечко «точно!». После обеда у адмирала Старка, он стал неожиданно давать сбивчивые показания. Добились этого не только обедом у вышестоящего командования, но и помещением его в психиатрическое отделение флотского госпиталя Бетесда, откуда, уже согласно относительно современным исследованиям, выпустили в обмен на изменение показаний и под угрозой пожизненного содержания. Глава военно-морской разведки вице-адмирал Теодор Уилкинсон предъявил комиссии 11 радиоперехватов, которых, как показывали Маршалл и другие, не существовало, однако в феврале 1946 года, во время работы последней комиссии, управляемый им автомобиль скатился с парома, что привело к гибели свидетеля.

Также «крепким орешком» оказался создатель дешифровальных машин Лоуренс Саффорд, не зря заслуживший у подчинённых прозвище «безумный гений». В феврале 1944 года он явился к Киммелю, заявив, что обладает доказательствами того, что адмирал «жертва самого грязного заговора в истории флота», что видимо вдохновило адмирала заявить главкому ВМС Э. Кингу 15 ноября 1945 года: «Непосредственно после Пёрл-Харбора я считал, что … должен взять на себя вину за Пёрл-Харбор... Теперь я отказываюсь принять хоть какую-нибудь ответственность за катастрофу в Пёрл-Харборе». К этому моменту прошло уже как минимум девятое расследование, так и не внёсшее ясности в причины, ввязавшие США в мировую войну. Последнее в 1946 году возглавил юрист с показательной фамилией Морган.

Саффорд упорно настаивал, что 4 декабря получив телефонограмму с кодовым словом, означавшим войну, немедленно доложил об этом контр-адмиралу Ноксу. Саффорд был единственным, кто обратился к следственной комиссии флота с указанием на оказываемое давление. Главный советник Ричардсон часами донимал Саффорда, прибегая к юридическим уловкам и доводя его показания до абсурда: «Итак, вы утверждаете, что существовал обширный заговор от Белого дома, через военное и военно-морское министерства, через подразделение Крамера уничтожить эти копии?». На что Саффорд лишь парировал, что главный советник не первый, кто пытается заставить его изменить показания. Ведя переписку с исследователями, он ещё три десятилетия интриговал общественность и больше всех свою жену, от греха подальше спускавшую с лестницы журналистов и сжигавшей все, обнаруженные в доме бумаги, с упоминанием Перл-Харбора, в результате чего Саффорд стал шифровать от неё свои записи.

Даже современные исследователи отмечают, что расследовать природу инцидента, втянувшего Соединённые Штаты в войну крайне затруднительно, так как секретные депеши были изъяты из материалов слушаний Конгресса США, а позже стали доступны лишь в специальных архивах. Один из исследователей, Роберт Стиннетт (Robert Stinnett) считает, что за умышленной провокацией атаки на Пёрл-Харбор стояли президент Рузвельт, государственный секретарь Хэлл, военный министр Стимсон и еще девять человек из военного руководства, которых сам Стимсон перечисляет в своём дневнике. Пользуясь Законом о свободе информации (Freedom of Information Act) Стиннет длительное время собирал уцелевшие от цензуры документы и пришёл к выводу, что основным организатором провокации являлся всё-таки Рузвельт, получивший в октябре 1940 года служебную записку от офицера военно-морской разведки А. Макколама (А. McCollum), содержащую инструкцию из восьми действий, включавших эмбарго, которые гарантированно приводили к войне. Однако по известным причинам официальная версия остаётся другой.

Оаху, Гавайские острова

Противники

Командующие силами сторон

Силы сторон

Атака Пёрл-Харбора - внезапное комбинированное нападение японской палубной авиации авианосного соединения вице-адмирала Тюити Нагумо и японских сверхмалых подводных лодок, доставленных к месту атаки подводными лодками Японского императорского флота , на американские военно-морскую и воздушные базы, расположенные в окрестностях Пёрл-Харбора на острове Оаху (Гавайские острова), произошедшее воскресным утром 7 декабря 1941 года.

Предпосылки войны

В 1932 году в США были проведены широкомасштабные учения , в ходе которых отрабатывалась защита Гавайских островов от нападения с моря и воздуха. Вопреки ожиданиям «обороняющихся», адмирал Ярмут оставил позади крейсера и линкоры и двинулся к Гавайям только с двумя быстроходными авианосцами – USS Saratoga и USS Lexington . Находясь в 40 милях от цели, он поднял 152 самолёта, которые «уничтожили» всю авиацию на базе и завоевали полное господство в воздухе. Однако главный посредник заключил, что «нанесение мощного удара с воздуха по Оаху перед лицом сильной авиации, защищающей остров, весьма сомнительно. Авианосцы будут поражены, а нападающие самолёты понесут большие потери». Американское командование не переубедили и результаты подобных учений в 1937 и 1938 годах, когда палубная авиация условно уничтожила верфи, аэродромы и корабли.

Дело в том, что в 30-е годы главным оружием на море (и даже на политической арене) считался линкор. Страна, располагавшая этим классом кораблей, заставляла считаться с собой даже такие крупные державы, как США и Великобритания. И в США, и даже в Японии, уступавшей потенциальному противнику в линкорах, господствовала идея, что судьба войны решится в генеральном сражении, где этому классу отводится главная роль. Авианосцы уже появились в составе флотов этих стран, однако обе стороны отводили им хотя и важную, но второстепенную роль. Их задачей было свести на нет преимущество линейного флота противника.

11 ноября 1940 года самолёты с английского авианосца HMS Illustrious нанесли , находившемуся в гавани Таранто. Результатом стало уничтожение одного и выведение двух линкоров из строя.

Точно неизвестно, когда японцам пришла идея нанести удар по Пёрл-Харбору. Так, в 1927-1928 годах тогда ещё капитан 2-ого ранга, только что окончивший колледж морского штаба, Кусака Рьюносуке, в будущем начальник штаба 1-ого авианосного флота, начал прорабатывать атаку по базе на Гавайских островах. Вскоре он должен был вести курс по авиации у группы из 10 важных лиц, среди которых был Нагано Осами , для чего и написал документ, в котором утверждал, что основой стратегии войны с США до сих пор было генеральное сражение со всем американским флотом. Но в случае, если враг откажется выйти в открытое море, Японии нужно перехватить инициативу, поэтому необходим удар по Пёрл-Харбору, а осуществить его можно только силами авиации. Этот документ был напечатан тиражом в 30 экземпляров и после исключения прямых ссылок на Америку его разослали командному составу . Вполне может быть, что Ямамото увидел этот документ, и в его голове идея обрела более чёткие формы, результаты американских учений убедили его, а атака Таранто убедила даже заклятых противников

И хотя Ямамото был против войны в целом, и заключения Тройственного пакта в частности, он понимал, что судьба Японии зависит от того, как она вступит в войну, и как будет её вести. Поэтому как командующий, он максимально подготовил флот, в особенности авианосный, к боевым действиям, а когда война стала неизбежной, претворил в жизнь план атаки Тихоокеанского флота США в гавани Пёрл-Харбор.

Но стоит понимать, что ни один Ямамото «приложил руку» к этому плану. Когда война с США стала почти очевидной, он обратился к контр-адмиралу Каидзиро Ониси, начальнику штаба 11-ого воздушного флота. Однако в его распоряжении находились самолёты наземного базирования, в основном, истребители «Зеро» и средние бомбардировщики-торпедоносцы G3M и G4M, чьей дальности не хватало для действия даже с Маршалловых островов. Ониси посоветовал обратиться к своему заместителю – Минору Гэнде .

Кроме того, что он был великолепным лётчиком-истребителем, чьё подразделение получило широкую известность как «фокусники Гэнды», Гэнда был великолепным тактиком и большим специалистом по применению авианосцев в бою. Он всесторонне изучил возможности нападения на флот в гавани и пришёл к выводу, что для уничтожения Тихоокеанского флота США в его главной базе необходимо задействовать все 6 тяжёлых авианосцев, отобрать лучших авиаторов и обеспечить полную секретность для обеспечения внезапности, от которой во многом зависел успех операции.

Детальной проработкой плана занялся один из ведущих офицеров штаба Объединённого флота – Куросима Камето. Он был, пожалуй, самым эксцентричным штабистом: как только на него находило вдохновение, он запирался в своей каюте, задраивал иллюминаторы и усаживался совершенно голым за стол , жёг ладан и непрерывно курил. Именно Куросима Камето разработал план на тактическом уровне, учтя малейшие нюансы.

Затем план был представлен в морской генеральный штаб, где встретил сильную оппозицию. Это объясняется тем, что морской генеральный штаб предполагал использовать авианосцы на юге, т.к. немногие верили в то, что базовая авиация сможет столь же эффективно поддерживать операции по захвату южных районов. К тому же, многие сомневались в успехе предлагаемой атаки, ведь многое здесь зависело от факторов, повлиять на которые японцы не могли: от внезапности, от того, сколько кораблей будет в базе и т.п. Тут стоит обратиться к личности самого главнокомандующего – Ямамото был известен тем, что любил азартные игры, и готов был принять этот риск, надеясь выиграть. Поэтому он был непоколебим, и пригрозил отставкой, При такой постановке вопроса начальнику морского генерального штаба Нагано пришлось согласиться с планом Ямамото. Но поскольку и адмирал Нагумо сомневался в успехе, то Ямамото сказал, что готов лично повести авианосное соединение в бой, если Нагумо не решится на эту операцию .

Что же вынудило Японию вступить в войну с такой мощной индустриальной страной, как Соединённые Штаты Америки? В 1937 году началась японо-китайская война. Военные действия перемещались на юг, пока в сентябре 1940 года японские войска не утвердились в северной части Индокитая. Тогда же Япония заключила военный союз с Германией и Италией, что сильно повлияло на её отношения с США. А когда в июле 1941 года Япония вторглась в южную часть Индокитая, США, Великобритания и Голландия нанесли сокрушительный экономический удар – эмбарго на экспорт нефти в Японию. Не составляет труда понять, насколько важным была нефть для Японии: топливные запасы флота составляли 6 450 000 тонн, при самом экономном использовании их хватило бы на 3-4 года , после чего страна вынуждена была бы выполнить любое требование вышеупомянутых держав. Поэтому было решено – захватить богатые нефтью районы Юго-Восточной Азии. Но встал вопрос: как к этому отнесутся Соединённые Штаты? Приходилось учитывать и тот факт, что в начале 1941 года Тихоокеанский флот был переведён в Пёрл-Харбор. Адмиралы обсуждали 2 варианта развития событий – сначала начать захват районов Юго-Восточной Азии, а затем, когда американский флот выйдет в море, уничтожить его в генеральном сражении; либо превентивно уничтожить потенциальную угрозу, а затем уже сосредоточить все силы на оккупации. Был выбран второй вариант.

Силы сторон

США

Группа огневой поддержки (контр-адмирал Д. Микава): третья бригада линкоров: линейные корабли IJN Hiei и IJN Kirishima ; восьмая бригада крейсеров: тяжелые крейсера IJN Tone и IJN Chikuma .

Патрульный отряд (капитан 1 ранга К. Имаидзуми):

Подводные лодки I-19 , I-21 , I-23 .

Вспомогательные корабли при Ударном соединении:

8 танкеров и транспортов. Отряд нейтрализации атолла Мидуэй (капитан 1 ранга К. Кониси):

Эскадренные миноносцы IJN Akebono и IJN Ushio .

Нападение

Ударное соединение последовательно группами вышло из военно-морской базы Курэ и прошло Внутренним Японским морем в промежутке между 10 и 18 ноября 1941 года. 22 ноября оперативное соединение собралось в бухте Хитокаппу (Курильские острова). На корабли погрузили брезентовые чехлы, предохраняющие орудия в штормовую погоду, авианосцы приняли тысячи бочек с горючим, а людям было выдано тёплое обмундирование. 26 ноября в - 06:00 корабли вышли из залива и разными маршрутами направились к точке сбора, где они должны были получить последние указания, зависящие от того, следовало начинать войну или нет. 1 декабря было решено начать войну, о чём на следующий день было сообщено адмиралу Нагумо: Ямамото с флагманского корабля, стоящего во Внутреннем море, передал шифрованный приказ: «Взойдите на гору Нийтака», это значило, что атаку назначили на 7 декабря (по местному времени).

Также в районе Пёрл-Харбора действовали 30 подводных лодок различных типов, из которых 16 были субмаринами с большим радиусом действия. 11 из них несли по одному гидросамолёту, а 5 – «карликовые» подводные лодки.

В 00:50 7 декабря, находясь лишь в нескольких часах хода от точки подъёма самолётов, соединение приняло сообщение о том, что американских авианосцев в гавани нет. В сообщении, однако, говорилось, что линейные корабли находятся в Пёрл-Харборе, в связи с чем вице-адмирал Нагумо и его штаб решили действовать согласно плану.

В 06:00 авианосцы, будучи всего в 230 милях к северу от Гавайских островов, начали поднимать самолёты. Взлёт каждого самолёта был точно синхронизирован с продольной качкой авианосцев, которая достигала 15°.

Первая волна включала в себя: 40 палубных бомбардировщиков-торпедоносцев Nakajima B5N2 (тип «97»), вооружённых торпедами, которые специально для атаки в мелководной гавани были оснащены деревянными стабилизаторами; 49 самолётов этого типа несли 800-кг бронебойную бомбу, специально разработанную путём глубокой модернизации снаряда линкора; 51 пикирующий бомбардировщик Aichi D3A1 (тип «99»), нёсший 250-кг бомбу; 43 истребителя Mitsubishi A6M2 (тип «0»).

В то время как японская авиация приближалась к островам, около входа в гавань была потоплена одна из пяти японских мини-субмарин. В 03:42 командир одного из минных тральщиков ВМС США заметил перископ подводной лодки приблизительно в двух милях от входа в гавань. Об этом он сообщил на эсминец USS Aaron Ward , который безуспешно её разыскивал до тех пор, пока эта или другая мини-субмарина не была обнаружена с борта летающей лодки «Каталина». Подводная лодка пыталась пробраться в гавань, следуя за ремонтным судном «Антарес». В 06:45 USS Aaron Ward потопил её артиллерийским огнём и глубинными бомбами. В 06:54 с борта эсминца командующему 14 военно-морским районом передали: «Мы атаковали, обстреляли и сбросили глубинные бомбы на подводную лодку, крейсировавшую в пределах наших территориальных вод». Из-за задержки при расшифровке дежурному офицеру это сообщение попало только в 07:12. Он передал его адмиралу Блоку, который приказал эсминцу USS Monaghan выйти на помощь USS Aaron Ward .

В 07:02 с помощью радарной станции приближающиеся самолёты были обнаружены, о чём рядовые Джозеф Локард и Джордж Эллиотт доложили в информационный центр. Дежурный Джозеф МакДоналд передал информацию 1-ому лейтенанту К. Тайлеру. Он, в свою очередь, успокоил рядовых, сказав, что к ним идёт подкрепление. Об этом говорила и радиостанция, передававшая музыку, которую обычно пилоты использовали в качестве пеленга. Бомбардировщики B-17 действительно должны были вот-вот прибыть, однако радар заметил именно японцев. По иронии судьбы, многочисленные сигналы о нападении оказались если не проигнорированы, то оставлены без должного внимания.

Футида в своих мемуарах довольно неточен, описывая сигнал к началу атаки. Он действительно подал его в 07:49, но ещё в 07:40 он выпустил одну чёрную сигнальную ракету, которая означала, что атака идёт согласно плану (т.е. нападение внезапное). Однако капитан-лейтенант Итая, ведущий истребители, не заметил сигнала, поэтому Футида выпустил вторую ракету, тоже чёрную. Её заметил и командир пикировщиков, который понял это как потерю внезапности, а в этом случае пикировщики должны идти в атаку сразу. Но дым от попаданий бомб мог помешать торпедированию, поэтому торпедоносцы вынуждены были также поторопиться.

Несмотря на взрывы и начавшийся хаос, ровно в 08:00 на линкоре USS Nevada военные музыканты под руководством дирижёра Одена Макмиллана начали исполнять гимн США. Они немного сбились лишь единожды, когда рядом с кораблём упала бомба.

Главной целью японцев, несомненно, были американские авианосцы. Но во время нападения их не было в гавани. Поэтому лётчики сосредоточили усилия на линейных кораблях, поскольку они были также значимой целью.

Главной ударной силой были 40 торпедоносцев. Т.к. авианосцев не было, 16 самолётов остались без главной цели и действовали по своему усмотрению, что также внесло некоторый беспорядок в действия японцев. Первыми подверглись торпедной атаке лёгкий крейсер USS Raleigh (CL-7) и корабль-мишень USS Utah (старый линкор, однако некоторые лётчики принимали его за авианосец). Следующим пострадал собрат USS Raleigh , лёгкий крейсер «Детройт» (CL-8).

В это время командор Винсент Мёрфи беседовал по телефону с адмиралом Киммелем о рапорте эсминца USS Aaron Ward . Вошедший к командору связной сообщил о нападении на Пёрл-Харбор («это не учения»), после чего тот сообщил адмиралу об этом. Киммель передал известие командующему Морским флотом, Атлантическим флотом и Азиатским флотом, а также всем силам в открытом море Сообщение было отправлено в 08:00 и гласило: «Воздушный налёт на Пёрл-Харбор, это не учения».

Контр-адмирал У. Ферлонг, находившийся на борту минного заградителя USS Oglala (CM-4), увидев самолёты над гаванью, сразу сообразил, что происходит, и приказал подать сигнал, который взвился на мачте заградителя в 07:55 и содержал следующее: «Всем кораблям покинуть залив». Почти в это же время одна из торпед прошла под днищем USS Oglala и взорвалась в борту лёгкого крейсера USS Helena (CL-50). Казалось бы, заградителю повезло, но, по иронии судьбы, от взрыва обшивку правого борта минзага буквально снесло, отчего он затонул.

USS Oklahoma была пришвартована к линкору USS Maryland и приняла на себя мощный удар. Линкор поразили 9 торпед, отчего он перевернулся.

Почти одновременно атаке подвергся линкор USS West Virginia , пришвартованный к USS Tennessee . Несмотря на то, что он также как и USS Oklahoma получил 9 торпедных попаданий, а дополнительно ещё 2 бомбовых, благодаря стараниям 1-ого лейтенанта Клода В. Рикетса и его первого помощника энсина Биллингслейя, которые выполнили контрзатопление, линкор не перевернулся, что дало возможность восстановить его.

В 08:06 первое торпедное попадание получил линкор USS California . Всего линкор получил 3 торпедных и одно бомбовое попадание.

Линкор USS Nevada был единственным линкором, который дал ход. Поэтому японцы сосредоточили огонь на нём, надеясь затопить его на фарватере и перекрыть гавань на многие месяцы. В итоге корабль получил одно торпедное и 5 бомбовых попаданий. Надежда американцев вывести линкор в открытое море не оправдалась, и его посадили на мель.

Госпитальное судно USS Vestal , пришвартованное к USS Arizona , сообщило о попадании торпеды в линкор. После нападения корабль был обследован, и следов торпедных попаданий не было обнаружено, однако ветеран Дональд Стрэттон, служивший на USS Arizona , и после войны продолжает утверждать, что попадание было.

Этот линкор в 08:11 подвергся атаке бомбардировщиков, и одна из бомб вызвала подрыв носовых погребов главного калибра, который и уничтожил корабль.

Атаке бомбардировщиков и истребителей подверглись: аэродром на острове Форд, базы ВВС США Хикем и Уилер, база гидросамолётов.

Японские истребители атаковали B-17, которые были не в силах дать отпор. Затем они атаковали «Донтлессы» (американские палубные пикирующие бомбардировщики) с авианосца USS Enterprise . Несколько американских самолётов были сбиты после атаки своими зенитками.

Второй эшелон состоял из 167 самолётов: 54 B5N2 , несших 250-кг и 6-60-кг бомб; 78 D3A1 с 250-кг бомбой; 35 истребителей A6M2 . Нетрудно заметить, что во второй волне не было торпедоносцев, т.к. ставка делалась на первую волну, а истребительное прикрытие было также уменьшено.

Однако именно в это время американские пилоты смогли оказать сколь-нибудь достойное сопротивление. Большинство самолетов были уничтожены, но нескольким пилотам удалось подняться в воздух и даже сбить часть самолётов противника. Между 8 ч. 15 мин. и 10 ч. с неатакованного аэродрома Халейва было совершено два вылета, в которых участвовало по 4 самолета Р-40 и по одному Р-36. Ими было сбито 7 японских самолетов ценой потери одного самолета. С аэродрома Беллоуз до 9 ч. 50 мин. не смог подняться ни один самолет, а с аэродрома Хикэм первый самолет поднялся только в 11 ч. 27 мин.

Среди многочисленных трагических и героических эпизодов, были и курьёзные. Это история про эсминец USS Dale . Эрнест Шнабель рассказывал после войны, что молодой боцман по имени Фуллер во время передышки между первой и второй волнами занимался расчисткой палубы от деревянных предметов. Он наткнулся на ящик с мороженым и решил выкинуть его за борт. Однако его остановили, ящик вскрыли и мороженое распределили между всем экипажем. Если бы в тот день кто-то мог беспристрастно наблюдать события, он бы увидел, как эсминец идёт в канал, а экипаж сидит на боевых постах и ест мороженое!

Итог

Япония была вынуждена атаковать США, т.к. переговоры, несмотря на старания японских дипломатов, ни к чему не привели, а позволить себе тянуть время она не могла, т.к. ресурсы были весьма и весьма ограничены.

Нападение планировали лучшие специалисты японского флота, были подготовлены высококлассные авиаторы.

Япония ждала того, что американский флот будет уничтожен, а американская нация падёт духом. Если первая задача была хоть и не до конца, но выполнена, то вторая была провалена. Всю войну американцы прошли под лозунгом: «Помни Пёрл-Харбор!», а линкор USS Arizona стал для них символом «Дня позора».

Но и сказать, что весь американский, да даже Тихоокеанский флот США пошёл ко дну, неверно. Отсутствие авианосцев в гавани помогло Америке выиграть битву за Мидуэй , которая считается коренным переломом в войне на тихом океане. После него Япония потеряла возможность вести крупные наступательные действия.

Нагумо проявил осторожность и не нанёс удара по инфраструктуре базы, а ведь даже американцы не отрицают, что это сыграло бы не меньшую, а возможно и большую роль, чем уничтожение флота. Он оставил целыми нефтехранилища, доки.

Успех можно было развить. Но авианосцы решили использовать для завоевания в Юго-Восточной Азии, где они должны были подавлять аэродромы и бороться с авиацией противника, на порядок уступающей японской. Лишь рейд Дулиттла побудил их перейти к активным действиям, которые, в конечном счёте, привели Японию к поражению.

Примечания

  1. Grand Joint Exercise No. 4
  2. Так, когда в состав бразильского флота вошли дредноуты Minas Geraes и São Paulo , американские дипломаты сразу вспомнили об «американском единстве».
  3. Примерно так протекали войны в век паруса, что говорит о «новизне» данной идеи.
Силы сторон Потери Аудио, фото, видео на Викискладе

Атака состояла из двух авиационных налётов, в которой участвовало 353 самолёта, вылетевших с 6 японских авианосцев. Итогом нападения стало затопление четырёх линейных кораблей ВМС США (два из которых были восстановлены и возвращены к службе в конце войны), ещё четыре были повреждены. Японцы также потопили или повредили три крейсера , три эсминца , 1 минный заградитель ; уничтожили 188-272 самолетов (по разным источникам); человеческие жертвы - 2403 убитых и 1178 раненых. Электростанция, верфь , топливное и торпедное хранилища, пирсы , а также здание главного управления от нападения не пострадали. Японские потери были небольшими: 29 самолётов, 5 малогабаритных подводных лодок вместе с 64 погибшими и 1 взятым в плен военнослужащим .

Атака являлась превентивной мерой против США, направленной на устранение американского военно-морского флота, завоевание господства в воздухе в тихоокеанском регионе и последующего ведения военных действий против Бирмы, Таиланда, западных владений США в Тихом Океане. Этой цели удалось достичь только частично, так как современные надводные корабли США - авианосцы - находились в это время в другом месте и не пострадали. Пострадавшие линкоры были устаревших типов, времён Первой мировой войны. К тому же, значение линкоров как основной ударной силы флота в эпоху господства авиации резко снижалось.

В тот же день США объявили войну Японии, тем самым вступив в войну . Из-за нападения, в особенности из-за его характера, общественное мнение в Америке резко изменилось с изоляционистской позиции в середине 1930-х годов до прямого участия в военных действиях. 8 декабря 1941 года Президент США Франклин Рузвельт выступил на объединённом заседании обеих палат Конгресса . Президент потребовал с 7 декабря, «дня, который войдёт в историю как символ позора», объявить войну Японии. Конгресс принял соответствующую резолюцию.

Подготовка к войне

Нападение на Пёрл-Харбор было призвано нейтрализовать Тихоокеанский флот США, и, следовательно, защитить завоевания Японии в Малайе и Голландской Ост-Индии , где она искала доступ к природным ресурсам , таким как нефть и каучук . Возможность войны между Японией и Соединёнными Штатами рассматривалась обеими нациями с 1921 года, хотя напряжение начало серьёзно расти лишь с 1931 года, когда произошло вторжение Японии в Маньчжурию . В течение следующего десятилетия Япония продолжала расширять своё влияние в Китае, что привело к полномасштабной войне в 1937 году. Япония потратила много усилий, чтобы изолировать Китай и добиться ресурсонезависимости, достаточной для достижения победы на материке; завоевания на юге должны были помочь этому .

С декабря 1937 года такие события, как нападение японцев на американский военный корабль «Панай» и резня в Нанкине (более 200 000 погибших), резко ухудшили общественное мнение о Японии на Западе и увеличили страх японской экспансии , что побудило Соединённые Штаты, Великобританию и Францию предоставить Китаю займы на военные поставки.

В июле 1941 года, после японской экспансии во Французский Индокитай после падения Франции, США прекратили экспорт нефти в Японию (отчасти из-за новых американских ограничений на внутреннее потребление нефти). Это, в свою очередь, побудило японцев начать захват Голландской Ост-Индии , богатой нефтью. Японцы стояли перед выбором: либо уйти из Китая и потерять лицо, либо захватить источники сырья в европейских колониях Юго-Восточной Азии.

Согласно Джону Костеру определённую роль, возможно, сыграла проведённая в апреле 1941 года операция советской разведки под названием «Снег» , в результате которой через очень влиятельного работника министерства финансов США Гарри Декстера Уайта до президента Рузвельта были доведены сведения о подготовке Японии к войне против США. В связи с этим возникла идея оказать давление на Японию. США потребовали от Японии немедленно прекратить агрессию в Китае и вывести войска со всех китайских территорий, кроме Маньчжоу-Го, выйти из Тройственного пакта с Германией и Италией, а также нейтрализовать Маньчжоу-го .

Предварительное планирование нападения на Пёрл-Харбор с целью защиты продвижения в «Южный ресурсный регион» (японский термин для Голландской Ост-Индии и Юго-Восточной Азии в целом) началось в самом начале 1941 года под эгидой адмирала Исороку Ямамото , тогдашнего командира Объединённого флота Японии . Он получил согласие на формальное планирование и подготовку к атаке от Генерального штаба Императорского флота Японии только после долгих споров с командованием ВМФ, включая угрозу подать в отставку. Полномасштабное планирование велось ранней весной 1941 года в первую очередь капитаном Минору Гэнда . Японские стратеги внимательно изучили британское воздушное нападение на итальянский флот в Таранто в 1940 году. Это было весьма полезным для них при планировании нападения на военно-морские силы США в Пёрл-Харборе .

Не будет лишним упомянуть, что в 1932-м и 1937-м годах американский флот проводил крупные учения, в ходе которых отрабатывалось нанесение удара самолётами с авианосцев по Пёрл-Харбору. В обоих случаях атаковавшая авиация достигала успеха. Впрочем, американское командование не отнеслось к результатам этих учений достаточно серьёзно, посчитав, что в реальности противник не сможет провести эффективную атаку базы. Японцы же, напротив, оценили идею как весьма перспективную.

В течение следующих нескольких месяцев были обучены пилоты, адаптирована техника и собраны сведения. Несмотря на эти приготовления, план нападения не был утвержден императором Хирохито до 5 ноября, после того как третья из четырёх императорских конференций призвала рассмотреть этот вопрос . Окончательное разрешение не было дано императором до 1 декабря, после того как большинство японских лидеров сообщили ему, что «Нота Халла » «уничтожит плоды китайского инцидента , угрожает Маньчжоу-Го , подрывает японский контроль Кореи» .

К концу 1941 года многие наблюдатели считали, что военные действия между США и Японией неизбежны. Опрос Гэллапа незадолго до нападения на Пёрл-Харбор обнаружил, что 52 % американцев ожидали войны с Японией, 27 % не ожидали войны, и 21 % не имели мнения . В то время как тихоокеанские базы и объекты США несколько раз приводились в состояние готовности, американские военные сомневались, что Пёрл-Харбор будет первой мишенью. Они ожидали, что в первую очередь будут атакованы Филиппины. Это предположение было связано с угрозой, которую авиабазы на территории всей страны и военно-морская база в Маниле представляли для морских путей, а также поставок в Японию с юга . Кроме того, они ошибочно полагали, что Япония не в состоянии совершить более чем одну крупную военно-морскую операцию одновременно .

Пёрл-Харбор перед нападением

Ещё в середине 1941 г. Рузвельт писал Черчиллю: «Возможно, что я никогда не объявлю войну, а просто начну её. Если бы я попросил конгресс объявить войну, то споры по этому поводу могли бы затянуться там на три месяца».

В начале октября, за два месяца до «внезапного» нападения, советский разведчик Рихард Зорге сообщил в Москву, что Пёрл-Харбор будет атакован в течение 60 дней; эти данные, согласно американским источникам, были доведены Кремлём до сведения Вашингтона.

Из недавно [когда? ] рассекреченных в Америке документов стало известно о встрече, которую германский посланник в Китае Ганс Томсен в середине ноября 1941 г. назначил нью-йоркскому бизнесмену Малколму Ловеллу. Немецкий дипломат, зная о связях этого бизнесмена с Белым домом, рассказал ему о предстоящем японском ударе. В свою очередь, Ловелл немедленно сообщил об этом одному из шефов американской разведки, Уильяму Доновану , который в тот же день передал полученную информацию лично президенту. До нападения на Пёрл-Харбор оставалось менее трех недель.

Вечером 6 декабря в Вашингтоне была перехвачена и расшифрована японская нота - ответ на американский ультиматум 26 ноября. Хотя в пространном документе прямо не говорилось об объявлении войны, весь его смысл и указание точного часа вручения - 1 час дня 7 декабря говорили сами за себя, однако никакого предупреждения на Гавайи, где базировался весь Тихоокеанский флот, послано не было. 6 декабря в 21:30 (по вашингтонскому времени) японская нота была доставлена Рузвельту. Прочитав её, президент заметил: «Это - война».

Главные события 7 декабря 1941 г. разворачивались вокруг о. Форд (Ford Island), небольшого островка в центре Восточного Залива (East Loch) бухты Пёрл-Харбор. На острове располагался аэродром ВМФ, а вокруг находились стоянки кораблей.

У юго-восточного берега о. Форд расположен так называемый «Ряд линкоров» (Battleship Row) - 6 пар массивных бетонных свай, предназначенных для швартовки тяжёлых кораблей. Линкор швартуется одновременно к двум сваям. Борт о борт к нему может пришвартоваться второй корабль.

В момент японской атаки в линкорном ряду находилось 7 из 9 линкоров Тихоокеанского флота США.

За 50 минут до нападения самолёты Японской империи были обнаружены американской РЛС SCR-270 , находившейся на севере острова, но американцы посчитали эти самолёты своими, поэтому тревога не поднималась .

Японская авиация

Всего на японских авианосцах, участвовавших в атаке на Пёрл-Харбор, базировались самолёты трёх типов, широко известных по кодовым названиям, данным им в американском флоте: истребители «Зеро », торпедоносцы «Кейт» и пикирующие бомбардировщики «Вэл». Краткие характеристики этих самолётов приведены в таблице.

Тип Американское название Скорость, км/ч Дальность полёта, км Вооружение Экипаж Назначение
Аити D3A 1 , тип 99 Вэл (Val) 450 1400 250-кг бомба под фюзеляжем, две 60-кг бомбы под крыльями, три 7,7 мм пулемёта 2 Пикирующий бомбардировщик
Мицубиси A6M 2 , модель 11 Зеро (Zero) 545 1870 по две 20-мм пушки и 7,7 мм пулемёта, две 60-кг бомбы под крыльями 1 Истребитель
Накадзима B5N 2 , тип 97 модель 12 Кейт (Kate) 360 1100 457-мм торпеда или более 500 кг бомб или 800 кг бомба, 7,7 мм пулемёт 2-3 Торпедоносец, высотный бомбардировщик

Самолёты первой волны

№ группы Авианосец Кол-во Планируемые цели

Вооружение: 800-кг бронебойная бомба

«Акаги» 15 «Мэриленд», «Теннесси», «Зап. Вирджиния»
«Кага» 14 «Аризона», «Теннеси», «Зап. Вирджиния»
«Сорю» 10 «Невада», «Теннеси», «Зап. Вирджиния»
«Хирю» 10 «Аризона», «Калифорния»
ВСЕГО: 49
Торпедоносцы «Кейт»

Вооружение: авиационная торпеда Mk91

«Акаги» 12 «Зап. Вирджиния», «Оклахома», «Калифорния»
«Кага» 12 «Зап. Вирджиния», «Оклахома», «Невада»
«Сорю» 8 «Юта», «Хелена», «Калифорния», «Релей»
«Хирю» 8 «Зап. Вирджиния», «Оклахома», «Хелена»
ВСЕГО: 40
1п «Сёкаку» 26 Хикэм
2п «Дзуйкаку» 25 Уэллер
ВСЕГО: 51
Истребители «Зеро»

Вооружение: 20-мм пушки и 7-мм пулемёты

«Акаги» 9 Хикэм, Эва, о. Форд
«Кага» 9 Хикэм, о. Форд
«Сорю» 8
«Хирю» 6 Уэллер, Эва, самолеты на м. Барберс
«Сёкаку» 6 Канэохе, Беллоуз
«Дзуйкаку» 5 Канэохе
ВСЕГО: 43
ВСЕГО в первой волне: 183

Примечание

Самолёты второй волны

№ группы Авианосец Кол-во Планируемые цели
Высотные бомбардировщики «Кейт»

Вооружение: 250-кг авиабомба и 6 60-кг авиабомб

«Сёкаку» 9 База гидросамолётов о. Форд
«Сёкаку» 18 Канэохе
«Дзуйкаку» 27 Хикэм
ВСЕГО: 54
Пикирующие бомбардировщики «Вэл»

Вооружение: 250-кг авиационная бомба

1п «Акаги» 18 Танкер «Неошо», о. Форд, «Мэриленд»
2п «Дзуйкаку» 17 Верфь ВМФ
3п «Сорю» 17 Верфь ВМФ, доки, линкоры
4п «Кага» 26 Верфь ВМФ, доки, линкоры
ВСЕГО: 78
Истребители «Зеро»

Вооружение: 20-мм пушка

«Акаги» 9 Аэродром Хикэм
«Кага» 9 Аэродромы Хикэм, о. Форд, Уэллер
«Сорю» 9 Аэродром Канэохе
«Хирю» 8 Аэродромы Канэохе, Боллоуз
ВСЕГО: 35
ВСЕГО во второй волне: 167

Примечание . Номера групп условные, для обозначения на схемах.

Нападение японского флота

26 ноября 1941 года ударное соединение японского императорского флота под командованием вице-адмирала Тюити Нагумо по приказу командующего флота Исороку Ямамото покинуло базу в заливе Хитокаппу (ныне - залив Касатка) на острове Итуруп (Курильские острова) и направилось к Пёрл-Харбору. Японское соединение включало шесть авианосцев : «Акаги », «Кага », «Хирю », «Сорю », «Сёкаку » и «Дзуйкаку », на которых размещалось 414 самолётов , в том числе истребители , торпедоносцы и пикирующие бомбардировщики . Эскорт авианосцев составляли 2 линкора , 2 тяжёлых и 1 лёгкий крейсер и 9 эсминцев (ещё 2 эсминца отделились ранее для проведения отдельной операции по обстрелу атолла Мидуэй). В операции против Оаху также участвовали 6 подводных лодок , доставивших к месту атаки карликовые подводные лодки и позже патрулирующих вокруг Гавайских островов.

Целью нападения на Пёрл-Харбор являлась нейтрализация тихоокеанского флота США для того, чтобы обеспечить свободу действий японской армии и флота в юго-восточной Азии . Этой цели не удалось достичь, так как современные типы судов тихоокеанского флота - авианосцы и подводные лодки - не пострадали. Из находившихся на стоянке в Пёрл-Харборе 8 американских линкоров, в основном устаревших, времен Первой Мировой войны, были безвозвратно потеряны «Аризона» (взорвался боезапас) и «Оклахома» (перевернулся, поднят и отправлен на утилизацию). «Пенсильвания» и «Мэриленд» получили незначительные повреждения и вернулись в строй в конце месяца. «Теннесси» и «Невада» получили более серьезные повреждения и были отремонтированы к февралю и октябрю 1942 года соответственно. «Калифорния» и «Западная Вирджиния» были восстановлены только к 1944 году.

Утром 7 декабря самолёты с японских авианосцев нанесли удары по аэродромам на острове Оаху и по кораблям, стоявшим на якоре в гавани Пёрл-Харбор. Момент для нападения был выбран самый удобный - это было воскресенье, часть команд и личного состава батарей береговой обороны были в увольнительных. Из 32 батарей береговой обороны только 8 открыли огонь по нападавшим, из них 4 были быстро подавлены.

Потери

В результате нападения было потоплено 4 линкора , 2 эсминца , 1 минный заградитель . Ещё 4 линейных корабля, 3 лёгких крейсера и 1 эсминец получили повреждения. Потери американской авиации составили 188 самолётов уничтоженными, ещё 159 были тяжело повреждены. 2403 американца были убиты (из них 1102 на борту взорвавшегося линкора «Аризона ») и 1178 были ранены . Японцы потеряли 29 самолётов, ещё 74 было повреждено . Были потеряны вследствие различных причин 5 сверхмалых подводных лодок . Потери в людях составили 64 человека погибшими (55 лётчиков, 9 подводников) . Ещё один - лейтенант Кадзуо Сакамаки - был взят в плен. Его прибило к берегу после того, как его сверхмалая подводная лодка наскочила на риф.

Событие в мировой культуре

Примечания

  1. Линкоры Западная Вирджиния (BB-48) и Калифорния (BB-44) были потоплены в Пёрл-Харборе, а впоследствии подняты и возвращены в строй
  2. , p. 288
  3. Barnhart, Michael A. (1987), , Cornell University Press, ISBN 978-0-8014-1915-7 ,
  4. Werner Gruhl (2007). Imperial Japan’s World War Two, 1931-1945 . Transaction Publishers. p.39. ISBN 978-0-7658-0352-8
  5. "Document text" , Peace and War, United States Foreign Policy 1931–1941 , Washington D.C.: United States Government Printing Office, 1943, . Проверено 8 декабря 2007.
  6. , Naval Institute Press, ISBN 0-87021-192-7 ,
  7. William Chalek (2002), "8. War Plan Orange" , Guest of the Emperor , iUniverse, с. 45–52, ISBN 978-0-595-23996-2 ,
  8. Edward S. Miller (2007), War Plan Orange: The U.S. Strategy to Defeat Japan, 1897–1945 , Naval Institute Press, с. , ISBN 978-1-59114-500-4 ,
  9. John Koster. Pearl Harbor 2.0
  10. Gailey, Harry A. (1997), , Presidio, ISBN 0-89141-616-1
  11. , Naval Institute Press, ISBN 978-1-59114-090-0 ,
  12. Hellions of the Deep: The Development of American Torpedoes in World War II. By Robert Gannon, Published by Penn State Press, 1996, page 49.ISBN 0-271-01508-X
  13. Wetzler, Peter (1998), Hirohito and war: imperial tradition and military decision making in prewar Japan , University of Hawaii Press, ISBN 978-0-8248-1925-5 ,
  14. Bix, Herbert P. (2000), Hirohito and the Making of Modern Japan , Diane Pub Co, ISBN 978-0-7567-5780-9 ,
  15. The Canadian Institute of Public Opinion . Gallup Poll Found 52p.c. of Americans Expected War , Ottawa Citizen (8 декабря 1941), стр. 1. Проверено 28 ноября 2011.
  16. Noted by Arthur MacArthur in the 1890s. Manchester, William. American Caesar
  17. Яковлев Н. Н. Пёрл-Харбор, 7 декабря 1941 года. Быль и небыль. - М. : Политиздат, 1988. - С. 72-73. - 286 с. - 100 000 экз.
  18. PEARL HARBOUR ATTACK - 7 December 1941
  19. Zimm A. Attack on Pearl Harbor: Strategy, Combat, Myths, Deceptions, Casemate Publishers, 2013 ISBN 978-1-61200-197-5
  20. Martin Gilbert. The Second World War (1989). P. 272.

Литература

  • Бубнов А. Д., контр-адмирал. Стратегия подготовки Японии к войне на Тихом океане (на сербохорватском языке?) // [Бизерта]. Морской сборник. 1921. № 7.
  • Головин Н. Н. , генерал-лейтенант, Бубнов А. Д. , контр-адмирал. Стратегия американо-японской войны./Предисловие К. Радека . - Москва: Военный вестник, 1925.
  • Кампании войны на Тихом океане. Материалы комиссии по изучению стратегических бомбардировок авиации Соединённых Штатов / Перевод с английского под ред. адмирала флота Советского Союза Исакова И.С. . - М. : Воениздат , 1956. - 558 с.
  • Пёрл-Харбор. Ред. Н. Аничкин. - М.: Эксмо, 2010. - ISBN 978-5-699-39244-5
  • Яковлев Н. Н. Пёрл-Харбор, 7 декабря 1941 года. Быль и небыль. - Москва: Политиздат, 1988.
  • Parillo, Mark (2006), ISBN 978-0-8131-2374-5 ,
  • Буранок С. О. Пёрл-Харбор в оценках военно-политических деятелей США 1941-1945 гг. - Самара: Ас Гард, 2009. - 238 с. - ISBN 978-5-91715-033-8
  • Буранок С. О. Трагедия в Пёрл-Харборе и американская пресса // Новая и новейшая история. 2010. № 5. - М.: Наука, 2010. - С. 210-220.
  • Буранок С. О. «Доклад о действиях 7 декабря 1941» адмирала Х. Киммеля: исследование, публикация текста и перевод. - Самара: Ас Гард, 2011. - 156 с. - ISBN 978-5-4259-0027-2
  • Barnhart, Michael A. (1987), Japan prepares for total war: the search for economic security, 1919–1941 , Cornell University Press, ISBN 978-0-8014-1915-7 ,
  • Bix, Herbert P. (2000), Hirohito and the Making of Modern Japan , Diane Pub Co, ISBN 978-0-7567-5780-9
  • Borch, Frederic L. & Martinez, Daniel (2005), Kimmel, Short, and Pearl Harbor: the final report revealed , Naval Institute Press, ISBN 978-1-59114-090-0 ,
  • Conn, Stetson; Fairchild, Byron & Engelman, Rose C. (2000), "7 – The Attack on Pearl Harbor" , Guarding the United States and Its Outposts , Washington D.C.: Center of Military History United States Army,
  • Gailey, Harry A. (1997), War in the Pacific: From Pearl Harbor to Tokyo Bay , Presidio, ISBN 0-89141-616-1
  • Gilbert, Martin (2009), The Second World War , Phoenix, ISBN 978-0-7538-2676-8 ,
  • Goldstein, Donald M. (2000), Goldstein, Donald M. & Dillon, Katherine V., eds., The Pearl Harbor papers: inside the Japanese plans , Brassey"s, ISBN 978-1-57488-222-3 ,
  • Hakim, Joy (1995), A History of US: Book 9: War, Peace, and All that Jazz , Oxford University Press, U.S., ISBN 978-0-19-509514-2 ,
  • Hixson, Walter L. (2003), The American Experience in World War II: The United States and the road to war in Europe , Taylor & Francis, ISBN 978-0-415-94029-0 ,
  • Hoyt, Edwin P. (2000), Pearl Harbor , G. K. Hall, ISBN 0-7838-9303-5 ,
  • Morison, Samuel Eliot (2001), History of United States Naval Operations in World War II: The rising sun in the Pacific, 1931 – April 1942 , University of Illinois Press , ISBN 0-252-06973-0
  • Ofstie, Ralph, A., RADM USN, Naval Analysis Division, United States Strategic Bombing Survey (Pacific) (1946), The Campaigns of the Pacific War , United States Government Printing Office
  • Peattie, Mark R. & Evans, David C. (1997), Kaigun: Strategy, Tactics, and Technology in the Imperial Japanese Navy , Naval Institute Press, ISBN 0-87021-192-7 ,
  • Peattie, Mark R. (2001), Sunburst: The Rise of Japanese Naval Air Power, 1909–1941 , Naval Institute Press, ISBN 1-59114-664-X
  • Parillo, Mark (2006), "The United States in the Pacific" , in Higham, Robin & Harris, Stephen, Why Air Forces Fail: the Anatomy of Defeat , The University Press of Kentucky, ISBN 978-0-8131-2374-5 ,
  • Prange, Gordon William. December 7, 1941: The Day the Japanese Attacked Pearl Harbor / Gordon William Prange, Goldstein, Dillon. - McGraw-Hill, 1988. - ISBN 978-0-07-050682-4 .
  • Smith, Carl (1999), Pearl Harbor 1941: The Day of Infamy; Osprey Campaign Series #62 , Osprey Publishing, http://www.ibiblio.org/pha/pha/congress/part_2.html
  • Edwin T. Layton, Roger Pineau, and John Costello (1985), And I Was There: Pearl Harbor and Midway-Breaking the Secrets , New York: Morrow. Layton, Kimmel"s Combat Intelligence Officer, says that Douglas MacArthur was the only field commander who had received any substantial amount of Purple intelligence.
  • George Edward Morgenstern. Pearl Harbor: The Story of the Secret War . (The Devin-Adair Company, 1947) . Conspiracy theory.
  • James Dorsey. "Literary Tropes, Rhetorical Looping, and the Nine Gods of War: "Fascist Proclivities" Made Real," in The Culture of Japanese Fascism , ed. by Alan Tansman (Durham & London: Duke UP, 2009), pp. 409–431. A study of Japanese wartime media representations of the submarine component of the attack on Pearl Harbor.
  • McCollum memo A 1940 memo from a Naval headquarters staff officer to his superiors outlining possible provocations to Japan, which might lead to war (declassified in 1994).
  • Gordon W. Prange, At Dawn We Slept (McGraw-Hill, 1981), Pearl Harbor: The Verdict of History (McGraw-Hill, 1986), and December 7, 1941: The Day the Japanese Attacked Pearl Harbor (McGraw-Hill, 1988). This monumental trilogy, written with collaborators Donald M. Goldstein and Katherine V. Dillon, is considered the authoritative work on the subject.
  • Larry Kimmett and Margaret Regis, The Attack on Pearl Harbor: An Illustrated History (NavPublishing, 2004). Using maps, photos, unique illustrations, and an animated CD, this book provides a detailed overview of the surprise attack that brought the United States into World War II.
  • Walter Lord, Day of Infamy (Henry Holt, 1957) is a very readable, and entirely anecdotal, re-telling of the day"s events.
  • W. J. Holmes, Double-Edged Secrets: U.S. Naval Intelligence Operations in the Pacific During World War II (Naval Institute, 1979) contains some important material, such as Holmes" argument that, had the U.S. Navy been warned of the attack and put to sea, it would have likely resulted in an even greater disaster.
  • Michael V. Gannon, Pearl Harbor Betrayed (Henry Holt, 2001) is a recent examination of the issues surrounding the surprise of the attack.
  • Frederick D. Parker, Pearl Harbor Revisited: United States Navy Communications Intelligence 1924–1941 (Center for Cryptologic History, 1994) contains a detailed description of what the Navy knew from intercepted and decrypted Japan"s communications prior to Pearl.
  • Henry C. Clausen and Bruce Lee, Pearl Harbor: Final Judgment , (HarperCollins, 2001), an account of the secret "Clausen Inquiry" undertaken late in the war by order of Congress to Secretary of War Henry L. Stimson.
  • Robert A. Theobald, Final Secret of Pearl Harbor (Devin-Adair Pub, 1954) 0-425-09040-X (186 KB) (неопр.) . Проверено 5 января 2017. Архивировано 13 июля 2007 года. (Center for Strategic and Budgetary Assessments) contains a passage regarding the Yarnell attack, as well as reference citations.
  • Roberta Wohlstetter, Pearl Harbor: Warning and Decision , (Stanford University Press: 1962). The most cited scholarly work on the intelligence failure at Pearl Harbor. Her introduction and analysis of the concept of "noise" persists in understanding intelligence failures.
    • Roberta Wohlstetter, "Cuba and Pearl Harbor: Hindsight and Foresight." Foreign Affairs 43.4 (1965): 691-707. online
  • John Hughes-Wilson, Military Intelligence Blunders and Cover-Ups . Robinson, 1999 (revised 2004). Contains a brief but insightful chapter on the particular intelligence failures, and broader overview of what causes them.
  • Douglas T. Shinsato and Tadanori Urabe, "For That One Day: The Memoirs of Mitsuo Fuchida, Commander of the Attack on Pearl Harbor". (eXperience: 2011) ISBN Resurrection-Salvaging the Battle Fleet at Pearl Harbor . U.S. Naval Institute Press. 2003. Highly readable and thoroughly researched account of the aftermath of the attack and the salvage efforts from December 8, 1941 through early 1944.
  • Takeo, Iguchi, Demystifying Pearl Harbor: A New Perspective From Japan , I-House Press, 2010, ASIN: B003RJ1AZA.
  • Haynok, Robert J. How the Japanese Did It . - United States Naval Institute, 2009. - Vol. 23.
  • Melber, Takuma, Pearl Harbor. Japans Angriff und der Kriegseintritt der USA. C.H. Beck, München 2016, . A concise introduction with a good focus oo what came before the attack and on the Japanese perspective.
  • Moorhead, John J. 1942 "Surgical Experience at Pearl Harbor", The Journal of the American Medical Association. An overview of different surgical procedures at the hospital at the scene of the event.