Преподобный Сергий Радонежский: иконы. Преподобный Сергей Радонежский - святой земли русской

Преподобный Сергий родился в селе Варницы, под Ростовом, 3 мая 1314 года в семье благочестивых и знатных бояр Кирилла и Марии.

Господь предызбрал его еще от чрева матери. В Житии преподобного Сергия повествуется о том, что за Божественной литургией еще до рождения сына праведная Мария и молящиеся слышали троекратное восклицание младенца: перед чтением Святого Евангелия, во время Херувимской песни и когда священник произнес: «Святая святым». Бог даровал преподобным Кириллу и Марии сына, которого назвали Варфоломеем. С первых дней жизни младенец всех удивил постничеством, по средам и пятницам он не принимал молока матери, в другие дни, если Мария употребляла в пищу мясо, младенец также отказывался от молока матери. Заметив это, Мария вовсе отказалась от мясной пищи. В те времена дети с малых лет приучались к труду, у каждого были свои домашние обязанности: носить воду, пасти гусей, колоть дрова. Каждое воскресенье семья посещала церковь.

Http://files.predanie.ru/mp3/%C6%E8%F2%E8%FF%20%F1%E2%FF%F2%FB%F5%2C%20%F7%F2%E8%EC%FB%F5%20%EF%F0%E0%E2%EE%F1%EB%E0%E2%ED%EE%E9%20%F6%E5%F0%EA%EE%E2%FC%FE/100_%CF%F0%EF.%20%D1%E5%F0%E3%E8%FF%2C%20%E8%E3%F3%EC%E5%ED%E0%20%D0%E0%E4%EE%ED%E5%E6%F1%EA%EE%E3%EE%2C%20%E2%F1%E5%FF%20%D0%EE%F1%F1%E8%E8%20%F7%F3%E4%EE%F2%E2%EE%F0%F6%E0%20%281392%29.mp3

В возрасте 7 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковной школе вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. В старину азбука была более сложной, чем в наше время. Грамоте тогда учили не по букварям, а по Псалтири и другим книгам Священного Писания. Маленькому Варфоломею грамота давалась плохо. Родители бранили ребенка, учитель наказывал, а товарищи насмехались над его несмысленностью. Сам же он со слезами молился, но учёба вперёд не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.

У боярина Кирилла было несколько лошадей. В обязанности сыновей входило выгонять их на пастбище и приводить обратно в конюшню. Однажды, по заданию отца Варфоломей отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, который, преклонив колени, молился. Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву.

Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Варфоломей поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «Возьми это и съешь. Это дано тебе в знамение благодати Божией. Знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты. Ты превзойдешь успехами своих сверстников. Ещё и других будешь учить».

После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. Родители с честью встретили гостя и предложили угощение. Старец ответил, что прежде следует вкусить пищи духовной, и велел их сыну читать Псалтирь. Варфоломей стал стройно читать, и родители удивились совершившейся перемене с сыном. За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения, сопровождавшие рождение сына их, и тот сказал: «Знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание - отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил: «Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей». И поняли они тогда, что это Ангел Господень под видом монаха явился в их дом, чтобы раскрыть им Божью волю.

С того дня Варфоломей так стал хорошо учиться, что скоро перегнал в школе всех товарищей. Он всё больше и больше любил молиться Богу. Уже в детстве он наложил на себя строгий пост, ничего не ел по средам и пятницам, а в другие дни питался только хлебом и водой. И чем старше он становился, тем больше его тянуло в лес, чтобы там быть совсем одному и молиться Богу. Часто в то время уходили богомольные люди в дремучие леса, строили там себе избушки и целыми днями стояли на молитве. Вот и Варфоломею захотелось так уйти, но родители не разрешали.

Начало монашеской жизни

Так случилось, что отец Варфоломея потерял всё своё состояние. Из богатого боярина превратился он в нищего. И в 1328г., в поисках лучшей доли обедневшая семья Варфоломея перебралась из родных мест в Московское княжество, в город Радонеж.

Братья Стефан и Пётр женились, обзавелись семьями. Но Варфоломей дал обет уйти в монастырь и служить Богу.

Незадолго до смерти, постаревшие родители Кирилл и Мария сами приняли схиму в Хотьково-Покровском монастыре, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре.

После смерти родителей Варфоломей тоже отправился в Хотьково-Покровский монастырь, но стремясь к уединению, оставался здесь недолго. Убедив своего брата Стефана, удалился с ним для пустынножительства в лес (в 12 верстах от Радонежа). На берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, они построили (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы. Сначала они поставили келию, а потом небольшую церковь, и, с благословения митрополита Феогноста, она была освящена во Имя Пресвятой Троицы.

Но вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь (где сблизился с иноком Алексием, впоследствии митрополитом Московским). Через несколько лет он стал игуменом этого монастыря.

Варфоломей же, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и 7 октября 1337 года принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников: Сергия и Вакха. Ему было 23 года.

Уединение

И ещё несколько лет прожил Сергий один среди дремучего леса. Осенью шли дожди, зимой избушку заносило снегом под самую крышу. Кругом бродили дикие звери. Порою жутко становилось Сергию, но он молился день и ночь и молитвою гнал от себя страх. Однажды ранней весной вышел Сергий на крыльцо и видит – и видит возле крыльца лежит медведь. Не испугался страшного зверя преподобный, вернулся в келью, вынес краюшку хлеба и накормил медведя. Через день зверь снова сидел у крыльца. И опять Сергий поделился с ним своим обедом. Спустя несколько месяцев медведь стал почти ручным. Он приходил из лесу, садился у кельи и ждал угощения.

Ни одного часа времени преподобный Сергий не проводил в праздности. Мудро сочетая молитву и труд, псалмопение и чтение божественных книг, он восходил от силы в силу, с каждым днем своей жизни все больше приближаясь ко Христу. Преподобный Сергий шел путем подвижников первых веков христианства – преподобных Антония и Макария Великих, Иоанна Лествичника, аввы Дорофея и многих других. Каждый шаг своей монашеской жизни он сверял с их писаниями. Святые старцы и пустынники далеких восточных пустынь указывали боголюбивому русскому юноше путь в небесные обители. Преподобный Сергий почитал и первых подвижников русского монашества – Антония и Феодосия Печерских и их многочисленных последователей. Преподобный стремился достичь в своей жизни того идеала святости, которого уже достигли они, шествуя к Богу тесным путем, заповеданным Спасителем однажды и на все времена. Мужественно перенося искушения, он устремлял свой взор к Горнему и всеми силами стремился к единению с Богом – цели жизни всякого человека.

Святым людям Господь иногда посылает особые видения. Так было и с преподобным Сергием. Как-то раз, поздно вечером молился он у себя в келии. Вдруг слышит голос: «Сергий!» Открыл преподобный окно и видит – чудный свет разливается с неба, и летают какие-то необыкновенные птицы, такие прекрасные, каких он никогда прежде не видел, и поют они необычайно сладостно. Голос, который позвал его, сказал опять: «Сергий, посмотри кругом! Сколько видишь птиц, столько будет у тебя учеников и, если они будут жить так, как ты, то никогда число их не уменьшится».

Образование Троице-Сергиевого монастыря

Время шло, Сергий уже привык к своему одиночеству. Но года через два или три к нему стали стекаться люди и селиться около. Сергий принимал всех, но предупреждал, что жизнь их ожидает трудная и полная лишений. Вскоре собралось 12 человек. Срубили новые кельи, обнесли их и церковь Святой Троицы забором, чтобы звери не забегали, сделали врата. И стало это поселение уже небольшим монастырём. Монахи называли друг друга братьями, вместе молились, вместе работали. Сергий показывал во всем пример: сам и дрова рубил, и воду носил, и огород развёл, и плотничал.

Образовалась обитель, которая в 1345 оформилась как Троице-Сергиев монастырь (впоследствии Троице-Сергиева лавра) и Сергий был её вторым игуменом (первый - Митрофан) и пресвитером (с 1354), подававшим всем пример своим смирением и трудолюбием.

Запретив принимать подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример. Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; многие селились по соседству с нею, жертвовали ей своё имущество. Сначала терпевшая во всём необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь.

Слава Сергия дошла даже до Царьграда: Вселенский Патриарх Филофей прислал ему с особым посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие и давал совет ввести в монастыре киновию (строгое общинножитие). По этому совету и с благословения митрополита Алексея Сергий ввёл в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но блаженный Сергий по смирению отказался от первосвятительства.

Куликовская битва

Смирение, терпение, любовь к Богу и ближним соделали Преподобного великим молитвенником и печальником за землю Русскую еще во время его земной жизни.

Прошёл слух, что идёт на Русь великое ордынское войско хана Мамая. Никогда ещё со времён нашествия хана Батыя не была столь сильна угроза гибели Отечества и Святой Православной веры. В то время великим князем Московским был Дмитрий Донской, прозванный так за победу над татарами. Князь Дмитрий Донской задумал освободить Русь от татарского ига. Он приехал к Сергию просить его благословения на бой с татарами, и преподобный благословил его. Он окропил князя и его дружину святой водой, отслужил молебен и дал двух иноков, схимонаха Александра (Пересвета) и схимонаха Андрея (Ослябю), которые раньше были воинами. Весть о благословении на битву святого старца облетело войско и подняла боевой дух ратников.

Через два дня поединком между татарским богатырём Челубеем и русским воином-иноком Пересветом началась Куликовская битва. Оба воина пали бездыханными. И тогда два войска сошлись в грозной сече. А в это время преподобный Сергий вместе с братией Троицкой обители молились о даровании русскому войску победы. Хоть и много русских воинов пало в этом побоище, но Господь сохранил Русь от погибели. 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали полную победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождения Русской земли от татарского ига. Дмитрий Донской вернулся в Москву победителем.

С 9 по 16 сентября хоронили убитых; на общей могиле воздвигнута была церковь, давно уже не существующая. Церковь узаконила совершать по убиенным поминовение в Дмитриеву родительскую субботу, «пока стоит Россия». Русская православная церковь празднует годовщину Куликовской битвы 21 сентября, так как 21 сентября по ныне действующему гражданскому григорианскому календарю соответствует 8 сентября по используемому РПЦ юлианскому календарю.

После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

Общественное служение Сергия Радонежского

Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько монастырей (Благовещенский монастырь на Киржаче, Старо-Голутвин близ Коломны, Высоцкий монастырь, Георгиевский на Клязьме), во все эти обители он поставил настоятелями своих учеников. Более 40 обителей было основано его учениками: Саввой (Савво-Сторожевский близ Звенигорода), Ферапонтом (Ферапонтов), Кириллом (Кирилло-Белозерский), Сильвестром (Воскресенский Обнорский) и др., а также его духовными собеседниками, такими, как Стефан Пермский.


Еще при жизни преподобный Сергий Радонежский удостоился благодатного дара чудотворений и совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления. Слава о чудесах, совершенных преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения. Постепенно иноки становились свидетелями и других подобных явлений. Однажды во время литургии преподобному сослужил Ангел Господень, но по смирению своему преподобный Сергий запретил кому-либо рассказывать об этом до конца его жизни на земле.

За ангельскую жизнь Преподобный Сергий удостоился от Бога такого видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею, что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение вся келия освятилась чудным светом и явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.

Старость и кончина преподобного Сергия

Достигнув глубокой старости, преподобный Сергий, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона. Накануне кончины преподобный Сергий в последний раз призвал братию, причастился Христовых Тайн и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…».

25 сентября 1392 года преподобный Сергий Радонежский мирно отошел ко Господу, а через 30 лет, 5 июля 1422 года, были обретены нетленными его мощи.


Троице-Сергиева лавра
Рака Преподобного Сергия Радонежского

Житие преподобного Сергия Радонежского

Преподобный Сергий Радонежский — Святой покровитель Русской земли, основатель Троице-Сергиевой Лавры. Его житие — это пример жизни во Христе, где главное — это пример жизни во Христе, где главное — это любовь к Богу и ближнему.

Как говорится в этом фильме, прп. Сергий — это образ России. В прп. Сергие каждый из нас найдет на свою духовную потребность. Из какого бы состояния духовного, из какого бы социального слоя, из какого бы рода занятий не обратился человек, каждый найдет в нем как в сокровище изобильном потребное для своей души.

В центральной и северной Руси, преподобный Сергий Радонежский (в миру Варфоломей) родился 3 мая 1314 года в селе Варницы, под Ростовом, в семье боярина Кирилла и его жены Марии.

В семилетнем возрасте Варфоломея отдали учиться вместе с двумя его братьями — старшим Стефаном и младшим Петром. Сначала он отставал в обучении грамоте, но потом, благодаря терпению и труду, ознакомился со Священным писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию.

Около 1330 года родители Сергия покинули Ростов и поселились в городе Радонеже (около 55 километров от Москвы). Когда старшие сыновья женились, Кирилл и Мария незадолго до смерти приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, неподалеку от Радонежа. Впоследствии овдовевший старший брат Стефан также принял иночество в этом монастыре.

Похоронив родителей, Варфоломей уступил женатому брату Петру свою часть наследства.

Вместе с братом Стефаном он удалился для пустынножительства в лес за несколько километров от Радонежа. Сначала братья построили келию (жилище для монашествующего), а потом небольшую церковь, освященную во Имя Пресвятой Троицы. Вскоре, не выдержав трудностей жизни в пустынном месте, Стефан оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь, где сблизился с иноком Алексием — будущим митрополитом Московским, а позже стал игуменом.

В октябре 1337 года Варфоломей принял монашеский постриг с именем святого мученика Сергия.

Известия о подвижничестве Сергия распространялись по округе, к нему начали стекаться последователи, желающие вести строгую монашескую жизнь. Постепенно образовалась обитель. Основание Троицкого монастыря (ныне Свято-Троицкая Сергиева лавра) относят к 1330-1340 годам.

Через некоторое время иноки убедили Сергия принять игуменство , угрожая разойтись, если он не согласится. В 1354 году после долгих отказов Сергий был рукоположен во иеромонаха и возведен в сан игумена.

С глубоким смирением Сергий сам служил братии — строил кельи, рубил дрова, молол зерно, пек хлеб, шил одежду и обувь, носил воду.

Постепенно слава его росла, в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и заканчивая князьями, многие селились по соседству и жертвовали ей свое имущество. Первоначально терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду пустынь обратилась в богатый монастырь.

Троицкий монастырь был сначала "особножитным": подчиняясь одному игумену и сходясь для молитвы в один храм, монахи имели каждый свою келью, свое имущество, свою одежду и пищу. Около 1372 года к Сергию пришли послы от Константинопольского патриарха Филофея и принесли ему крест, параман (небольшой четырехугольный плат с изображением креста) и схиму (монашеское облачение) в благословение на новые подвиги и патриаршую грамоту, где патриарх советовал игумену устроить общежительный монастырь по примеру христианской общины апостольских времен. С патриаршим посланием преподобный Сергий отправился к митрополиту Московскому Алексию и получил от него совет ввести в обители строгое общежитие.

Вскоре иноки стали роптать на строгость устава, и Сергий покинул обитель. На реке Киржач он основал монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Порядок в прежней обители стал быстро приходить в упадок, и оставшиеся иноки обратились к митрополиту Алексию, чтобы он возвратил святого. Тогда Сергий повиновался, оставив игуменом Киржачского монастыря своего ученика Романа.

Игумен Сергий был призван митрополитом Алексием на склоне лет с просьбой принять Русскую митрополию, но по смирению отказался от первосвятительства.

Сергий Радонежский выступал и как мудрый политик, стремящийся к умирению раздоров и сплочению русских земель. В 1366 году он разрешил княжеский родовой спор за Нижний Новгород, в 1387 году выехал послом к князю Олегу Рязанскому, добившись его примирения с Москвой.

Особой славой овеяны его дела и молитвы перед Куликовской битвой (1380). У Сергия Радонежского испрашивал благословения на предстоявшее сражение великий князь Димитрий Донской. Во время битвы преподобный вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Достигнув глубокой старости, Сергий Радонежский, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни ученика Никона.

Сергий Радонежский просил братию похоронить его вне церкви, на общем монастырском кладбище, но с разрешения митрополита его тело было положено в церкви с правой стороны. Через 30 лет, 5 июля 1422 года, совершилось открытие мощей святого в присутствии его крестного сына — князя Юрия Галицкого. Тогда же было установлено местное празднование памяти преподобного в монастыре. В 1452 году Сергий Радонежский был причислен к лику святых.

В 1463 году построена первая известная церковь во имя преподобного Сергия Радонежского на владычном дворе в Новгороде.

Помимо Свято-Троицкой Сергиевой лавры, преподобный Сергий Радонежский основал Свято-Благовещенский Киржачский монастырь, Ростовский Борисоглебский монастырь, Высоцкий монастырь, Богоявленский Старо-Голутвин монастырь и другие, а его ученики учредили до 40 обителей.

Русская православная церковь отмечает память его в день кончины, а также 18 (5 по старому стилю) июля, в день обретения мощей.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Икона Сергия Радонежского является одной из самых почитаемых православных святынь. Житие святого - пример истинного и верного пути, который в конечном итоге ведет к Богу. Образ праведника помогает каждому, кто желает попросить помощи у Господа.

Сергий Радонежский — одна из самых значимых фигур в православии. Его имя известно каждому верующему человеку. Ему молятся всем миром, уповая на его поддержку и покровительство для избавления всех проблем на пути духовного роста. Нет ни одного православного человека, который, предавшись искренним молитвам подле иконы мученика, не получил бы благодатную помощь.

История иконы

Русская православная церковь относит Сергия Радонежского к числу самых уважаемых и чтимых святых. Преподобный Сергий жил в 14 веке, посвятил всего себя служению Господу. Он жил в благочестии, соблюдая все Библейские заповеди. Святой строго придерживался поста и не нарушал законы Божии, наставляя своим примером праведных людей. Сергий не признавал леность, всегда усердно работал. Он был добр ко всем людям, помогал неимущим и бедным.

Будучи юношей, Сергий Радонежский отправился в лес в одиночестве. Вдали от города и людей он построил жилище, где долгое время жил и ежедневно молился Господу. Его молитвы были посланы Богу с просьбами о защите земель Русских и поддержке русского народа. Святой многократно отказывался от предложенной ему работы в митрополии российского государства, так как с презрением относился к политике. Он жил уединенной жизнью и служил лишь Богу.

При жизни монах помог многим нуждающимся людям, возродил в них веру во Христа, стал поддержкой и опорой в трудные минуты. Благодаря своей преданности Господу и непоколебимой вере, он заслужил любовь православного народа и уважение церкви. После смерти Сергий Радонежский вошел в число святейших.

Где находятся мощи и икона Сергия Радонежского

Огромное количество храмов по всей России названо в честь святого мученика Сергия Радонежского. Святыни с образом благочестивого Сергия можно обнаружить в каждой церкви нашей Родины. Чаще всего христиане со всех уголков мира съезжаются в Сергиев Посад в Свято-Троицкую Сергиеву Лавру, где хранится самая ранняя икона Сергия Радонежского и мощи святителя, обладающие чудотворной силой.

Описание иконы Сергия Радонежского

Традиционно на святыне иконописцы изображают самого Сергия Радонежского, святого старца, в полный рост или по пояс. Его плечи покрывает одеяние монаха. Ряса послушника обычно изображена в черном или красном цвете. В левой руке инок держит развернутый свиток, символизирующий тягу к познанию, а другой рукой монах жестом благословляет верующих людей. Всем своим видом мученик призывает к стойкости духа, преданности вере, к кротости и усердию. Даже при взгляде на святыню можно побороть гордыню и стать лучше , встав на путь духовного роста.

В чем помогает святой образ

Перед ликом святого люди молятся об избавлении от тщеславия, самолюбия и эгоизма. Мученик помогает побороть один самых тяжких смертных грехов — гордыню. Христиане просят в молитвах у Сергия помощи в каких-либо земных потребностях и нуждах. Часто святой помогает разрешить жизненные трудности, дает благодетельные советы и наставляет на путь истинный. Также православные люди молят мученика об исцелении недугов, о выздоровлении от различных болезней и о помощи в учебе .

Дни празднования

Официально для почитания святого отведено 4 дня в году, согласно календарю праздников русской православной церкви.

  • Первым днем считается 8 октября (по старому стилю 25 сентября). В этот день святой завершил жизнь земную.
  • Вторым днем принято считать 18 июля (5 июля по старому стилю). Эта дата считается особенной для православных верующих, так как в этот день были обретены мощи Сергия .
  • 5 июня (23 мая) — третий день, когда христиане почитают мученика. Ежегодно 5 июня люди отдают дань уважения всем святым, кто прошел свой путь праведный на Ростово-Ярославских землях, в том числе и Сергию Радонежскому.
  • Четвертое празднование в честь святого проводится 19 июля (по старому стилю 6 июля). Этот день известен как «День на честь Радонежского собора». Он празднуется на следующий день после обретения мощей Сергия.

Молитва перед иконой

«О, преподобный Сергий! Услышь молитвы наши искренние, помолись за души наши перед Господом и попроси об опущении грехов наших. Избавь нас от горя и страданий, наставь на путь праведный и не позволь сойти с дороги, ведущей к лучшей жизни. Стань для нас щитом и мечом. Не дай страху и сомнениям поглотить нас. Отгони прочь от нас гордыню и тщеславие. Исцели тела наши от болезней, а души наши освободи от злобы и печали. Каемся и просим поддержки твоей. Да прославим мы имя твое. Да будет на все воля Божья. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. И во веки веков. Аминь».

Сергий Радонежский — заступник всего православного народа. Даже после своей кончины он остался в памяти людей как человек, совершивший подвиг веры, достигнувший единства с Господом. Молитвы, обращенные к нему и другим святым , станут своего рода проводниками ваших слов к Богу. Встретившись с трудностями лицом к лицу, вы можете положиться на помощь Высших сил. Мы желаем вам крепкой веры, будьте счастливы и не забывайте нажимать на кнопки и

Житием твоим, еже в мире сем,
образ быв всем… яко солнце, просиял еси.
(Канон на обретение мощей, песнь 3)

По обилию и разнообразию иконографических сюжетов преподобный Сергий Радонежский не имеет равных среди святых, прославленных в Русской Церкви. Самые ранние изображения преподобного появились уже в начале XV в. Из дошедших до нашего времени изображений древнейшим является, очевидно, покров со святых мощей преподобного, датируемый двадцатыми годами XV в. (Сергиево-Посадский госуд. историко-художественный музей-заповедник). Лицевое шитьё достаточно точно передает портретные черты преподобного; во всяком случае, близкие по времени иконографические сюжеты с преподобным это портретное сходство в большей или меньшей степени учитывают. Надо отметить, что более поздние (уже середины XV в.) покровы с мощей преподобного Сергия впечатления портретного сходства уже не оставляют.

Преподобного Сергия вскоре после обретения мощей стали достаточно часто изображать в многофигурных композициях в числе наиболее почитаемых святых. Литературной основой для изображения конкретных событий жизни преподобного стало его Житие, составленное в 1417-1418 гг. его учеником Епифанием Премудрым.

Какие же события из жизни преподобного Сергия нашли отражение в иконографических сюжетах? Епифаний Премудрый, начиная жизнеописание преподобного Сергия, говорит: Надеюсь я на Милосердного Бога и на молитву Его угодника, Преподобного старца. Видимо, и самым первым сюжетом, усвоенным в иконографии преподобного, стало его молитвенное предстояние Святой Живоначальной Троице:

От младаго возраста, отче Сергие, Христа возлюбив и Сего живоносным стопам последуя, мира всего избегл еси и достигл еси в незаходимый свет разума, идеже ныне дерзновенно Святей Троице предстоиши, Юже о всех нас умоли (из канона на обретение мощей преподобного Сергия).

В собрании Третьяковской галереи хранится новгородская икона первой половины XV в. - Богоматерь на престоле с сидящим

Богомладенцем в окружении святых. На верхнем поле изображен преподобный Сергий, но это, видимо, более поздняя вставка. Из точно датируемых икон с изображением преподобного следует назвать икону из Троицкого собора (взорванного в 1942 г.) Стефано-Махрищского монастыря. Ныне эта икона первой трети XV в. в собрании Государственного исторического музея. По композиции она похожа на новгородскую: Богоматерь сидит на престоле с Богомладенцем; пред Нею изображен в молении преподобный Сергий. Благословляющий преподобного Сергия Богомладенец Христос почти точно повторяет изображение на келейной иконе преподобного - Богоматери Одигитрии XIV в. (из собрания Троице-Сергиевой лавры).

Преподобного Сергия часто изображали в числе палеосных святых на иконах Богоматери: вместе с Пречистой Девой и другими угодниками Божиими он выступал ходатаем пред Богом, как говорится в одной из молитв к нему, за всю богопросвещенную Россию. Преподобного Сергия почитали новгородцы и часто изображали рядом со «своим» преподобным Варлаамом Хутынским. Известны изображения и на иконах-святцах, т.н. новгородских «таблетках» из Софийского собора.

В собрании Третьяковской галереи есть происходящий из Ильинской церкви пригородного коломенского села Сандыри трехстворчатый складень - Богоматерь Ярославская с избранными святыми. На левой створке складня среди прочих святых изображены преподобный Сергий и митрополит Петр; на другой створке святитель Алексий. Эта икона - родовая святыня Шереметевых, написанная, судя по всему, в Троице-Сергиевой лавре. Икона датируется 1491 г. Молитвенное предстояние угодника Божия, строго говоря, нельзя привязать к какому-то определенному моменту - оно было постоянным. В то же время достаточно быстро в иконографии преподобного Сергия появляются сюжеты, вполне определенные в хронологическом отношении.

Один из самых ранних эпизодов жития, ставший излюбленным иконографическим сюжетом, - явление преподобному Сергию Матери Божией. Епифаний рассказывает о том, как во время совершения келейного правила, завершив пение акафиста Божией Матери, он вдруг сказал своему ученику Михею: «Чадо! Трезвись и бодрствуй, потому что сейчас мы будем иметь чудесное и неизреченное посещение». Еще он говорил это, как раздался голос: «Пречистая грядет», и святой поспешно вышел из келлии в притвор. Его осиял яркий свет, сильнее солнечного, и блаженный увидел Пречистую с двумя апостолами, Петром и Иоанном, от которых также исходило неизреченное сияние. Явление Божией Матери преподобному Сергию известно не только как клеймо житийной иконы, но и как самостоятельный иконографический сюжет уже с первой половины XVI в.: Богоматерь с посохом, в сопровождении апостолов Петра и Иоанна протягивает руки навстречу святому, который склоняется пред Нею в молитве; позади преподобного Сергия изображают его келейника, преподобного Михея Радонежского.

Большие житийные иконы преподобного Сергия появляются во второй половине XV в. Литературной основой для них служило Житие, написанное Епифанием Премудрым и в середине XV в. основательно переработанное и дополненное Пахомием Логофетом. В числе наиболее известных - икона начала XVI в., круга Дионисия, из Успенского собора города Дмитрова; ныне она в собрании Музея им. преподобного Андрея Рублева. Посмотрим, как представлена на ней жизнь Троицкого игумена.

Первое клеймо (левое верхнее) - рождение Варфоломея, затем следуют: «Научение грамоте» (старец-монах благословляет отрока Варфоломея); пострижение святого в монахи игуменом Митрофаном.

Следующее клеймо - изгнание бесов молитвами преподобного: однажды преподобный Сергий ночью вошел в церковь на молитву, и когда он начал пение, внезапно стена церкви расступилась и вошло видимым образом множество бесов; они бросились на блаженного, скрежеща зубами и угрожая убить его. Преподобный, имея упование на Бога, творил усердную, со слезами молитву против врагов; вскоре Божественная сила внезапно осенила его и вмиг рассеяла лукавых духов.

Далее идут сюжеты поставления Сергия во диаконы, а затем и во иереи, епископом Волынским Афанасием, жившим тогда в городе Переяславле. Надпись на развернутом свитке, который держит над главою преподобного архиерей: Божественная благодать, всегда немощныя исцеляющая, а недостаточныя полняющая…

Следующий сюжет - изведение источника: собравшиеся к преподобному иноки возроптали на отсутствие воды в пустынной обители. Сергий вышел из монастыря, взяв с собою одного из иноков, и спустился с ним в лесной овраг под монастырем, где никогда не было источника воды. Преподобный осенил крестным знамением место, где стояла дождевая вода, и вдруг из-под земли забил полноводный источник, который бьет и поныне и из которого берут воду для всех монастырских нужд, благодаря Бога и Его угодника Сергия. От воды из этого источника случались многочисленные исцеления больных, страдавших разными недугами, если болящие приходили к источнику с верой, говорится в Житии.

Следующие клейма рассказывают о воскрешении младенца по молитве преподобного Сергия: несчастный отец спешил донести своего тяжело заболевшего малютку-сына до келии преподобного и просить молитв о его исцелении, но не успел - сын умер. Отец отправился за гробом, чтобы сына похоронить, но преподобный Сергий горячо молился над умершим, и Господь возвратил младенцу жизнь.

Клеймо «Служение Божественной литургии преподобным Сергием с Ангелом» иллюстрирует следующий рассказ Жития. Однажды преподобный Сергий служил Литургию вместе со своим родным братом Стефаном и племянником епископом Феодором. Молившимся в храме монахам Исаакию молчальнику и Макарию было видение в алтаре четвертого священнослужителя - сияющего необычайным светом, в блистающих ризах. Иноки поняли, что святому Сергию сослужил Ангел Божий.

С этим сюжетом связывают и чудесное видение, которое имел ученик преподобного Симон: когда святой Сергий служил Литургию, Симон увидел огонь, разливающийся по святому престолу. Когда Преподобный причащался, то Божественный огонь вошел в святой потир.

Следующее клеймо - приход послов от Константинопольского Патриарха Филофея. В обитель преподобного Сергия из Константинополя прибыли греки, посланцы Патриарха; они передали подарки - крест, параман, схиму - и послание с советом устроить в обители общежительный монастырь.

Далее - клейма с чудесными исцеления-ми. Клеймо с изображением исцеления греческого епископа, приезжавшего в Москву. Епископ много слышал о святом (слава о Сергии достигла Константинополя!), но думал про себя так: «Разве может явиться такой светильник веры в этой стране, особенно в наше последнее время?» Приближаясь к монастырю, он почувствовал сильный страх, а войдя в монастырскую ограду, ослеп. Преподобный Сергий исцелил епископа, и тот прозрел.

На другом клейме - исцеление Захария Бороздина, тверского боярина, давшего во время болезни обет посетить Сергиеву обитель; преподобный явился ему в сонном видении и исцелил; выздоровевший Захария с радостью отправился в монастырь.

Еще один случай чудесной помощи преподобного Сергия - исцеление некоего знатного человека, жестоко мучимого бесом. Преподобный отслужил молебен о страждущем, и тот стал приходить в себя и, пробыв в монастыре несколько дней, уехал домой полностью здоровым.

Последний из изображенных на дмитровской иконе случай исцелений относится к посмертным чудесам преподобного: это возвращение зрения слепцу, приведенному к гробу преподобного Сергия. Получивший прозрение недавний слепец остался в обители трудником.

Клеймо с изображением погребения преподобного Сергия: стоящий у гроба Ангел держит раскрытую книгу с молитвой шестого часа святителя Василия Великого «Боже и Господи сил и всея твари Содетелю…»

На житийных иконах преподобного из Троице-Сергиевой лавры и Московского Кремля кроме перечисленных сюжетов представлены также следующие:

«Приведение отроком Варфоломеем старца к родителям» - дополнение к сюжету «Научение грамоте».

«Чудо о некоем земледельце». Некий крестьянин-земледелец пришел в монастырь, чтобы увидеть преподобного. Крестьянин никогда ранее не видел Сергия и, придя в обитель, начал его разыскивать и никак не мог поверить, что сам преподобный в ветхой одежде работает на огороде, и надменно отвернулся от него. В это же время в обитель прибыл князь и земно поклонился преподобному Сергию, тем самым вразумив крестьянина.

Сюжет с изображением множества птиц. Однажды, когда святой совершал свое молитвенное правило, вдруг раздался голос: \«Сергий!\” Преподобный открыл оконце келии и увидел множество прекрасных птиц, летавших не только по монастырю. Послышался голос: \«Так же многочисленны будут твои ученики, и после тебя они не оскудеют, если только захотят последовать твоим стопам\».

Необходимо упомянуть здесь и знаменитую икону святителя Алексия, Митрополита Московского с житием, написанную в конце XV - начале XVI вв. Дионисием для Успенского собора Московского Кремля (ныне в ГТГ). Здесь заслуживают внимания два клейма, связанные со взаимоотношениями святителя и преподобного. На седьмом клейме святитель Алексий просит преподобного Сергия отпустить его ученика Андроника на игуменство в Спасский (ныне Спасо-Андроников) монастырь, который свт. Алексий основал в 1361 г. на высоком берегу реки Яузы в Москве. Перед сидящим святителем стоит преподобный Сергий и сопровождающие его два Троицких монаха; преподобный смиренно принимает первосвятительское благословение (Блаженный не отверг просьбу святителя и отпустил с ним Андроника, говорится в Житии). На тринадцатом клейме Митрополит Алексий, чувствуя приближение своей кончины, призывает преподобного Сергия на первосвятительское служение. Преподобный сидит в мантии на широком седалище напротив святителя Алексия, Митрополит - на святительском престоле; между ними возвышается киворий… По великому смирению своему преподобный Сергий не принял предложения, и Митрополит Алексий, утешив преподобного духовными назиданиями, отпустил его в свой монастырь. Этот сюжет очень точно воспроизводится в миниатюрах Лицевого жития преподобного Сергия XVI в. (Российская государственная библиотека).

В начале XVI в. для собора Высоцкого монастыря в Серпухове была написана житийная икона преподобного с восемнадцатью клеймами; сейчас икона находится в Третьяковской галерее.

Рассматривая сюжеты, изображенные на житийных иконах преподобного Сергия Радонежского, обращаешь внимание на их назидательность; каждый эпизод жития великого игумена Святой Руси не только исторически точен, но открывает для молящегося пред иконой преподобного принять его как добрый пример в своей христианской жизни: житием своим, еже в мире сем, преподобный Сергий являет образ всем - в том числе и нынешнему поколению христиан.








Сергий Радонежский – известнейший исторический и политический деятель ХIV века, талантливый дипломат и один из самых прославленных русских святых. Основатель Троице-Сергиевой лавры, учитель и наставник многих десятков русских святых, канонизированных Церковью. Жизнь, деятельность и подвижнические труды преподобного Сергия Радонежского протекали в период становления Московской Руси, в период княжения Ивана Калиты и его внука Димитрия, позже названного Донским. Для князя Димитрия Сергий Радонежский был духовным отцом. По древнему преданию, главным образом из сообщений Епифания, ученика преподобного Сергия Радонежского, первого его жизнеописателя, известно, что преподобный Сергий Радонежский родился в 1314 году в селе Варницы, под Ростовом, в семье именитых ростовских бояр Кирилла и Марии, в крещении получил имя Варфоломей. Несмотря на то что родители его были "бояре знатные", жили они просто, люди были тихие и глубоко религиозные. Это был второй ребенок в семье – старше его был Стефан, младше – Петр.

В семилетнем возрасте Варфоломей начал изучать грамоту вместе со своими братьями. Однако если последним учеба давалась легко и учились они успешно, то среднему брату грамота давалась с трудом, несмотря на то что учитель подолгу занимался с ним. Желая исправить ситуацию, Варфоломей молился Богу о даровании ему «книжного разумения» и помощи в учебе. Как свидетельствует летопись, однажды, когда мальчик пас коней своего отца, он увидел странника, старца-черноризца, который совершал молитву, и попросил его помолиться об успехе его учения. Старец помолился и благословил его. С тех пор отрок стал успевать в науках. При этом он был равнодушен к удовольствиям юности, любил читать священные книги и стремился ко всему доброму.

Примерно в 1328 – 1330 гг. родители будущего великого подвижника переселились из Ростова в селение Радонеж, расположенное в 54 верстах от Москвы. Перед смертью они приняли схиму в Хотьковском монастыре Покрова Пресвятой Богородицы, недалеко от Радонежа. Похоронив родителей, Варфоломей оставил свою долю наследства младшему брату Петру, сам же вместе со старшим братом Стефаном удалился для пустынножительства в лес, где они сначала поставили келию, а затем и небольшую церковь, освященную во имя Пресвятой Троицы. Вскоре Стефан, не выдержав трудностей жизни в пустыне, оставил брата и перешел в Московский Богоявленский монастырь, где стал настоятелем. А Варфоломей остался и в 1337 году, в возрасте 23 лет, принял пострижение в монашество с именем Сергий. Постриг был совершен игуменом Митрофаном в день св. Сергия и Вакха. Именно под именем Сергий, данного Варфоломею при постриге, он и прославится как великий чудотворец, подвижник и святой преподобный игумен земли Русской.

Более года юный подвижник провел в полном одиночестве, пребывая в непрестанной молитве, преодолевая трудности иночества. Жизнь его состояла в молитвах, посте и тяжелом труде – духовном и физическом. Таким образом, совершенствуясь в духовной жизни, Сергий Радонежский со временем стал известен и другим инокам – к недавнему отшельнику стали стремиться за советом и помощью другие монахи, и вскоре составилось братство из двенадцати иноков. Постепенно создался поселок, где каждый отшельник жил в своей собственной келье, а вместе они собирались только к богослужению. Так была основана знаменитая Троице-Сергиева лавра. В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного во иеромонаха и возвел в сан игумена.

Приняв игуменство, Сергий Радонежский ничего не изменил ни в обращении своем с братией, ни в своей труженической жизни, лишь принял большую ответственность. Так же, как и раньше, выполнял он все работы и служил братии, и одежду носил простую, так что трудно было различить, кто был старший из них и кто младший. Преподобный с самых первых дней воплотил в образе своем завет первенства, указанный Христом: «Кто хочет между вами быть первым, да будет всем слугою». По-прежнему в обители строго выполнялись иноческие послушания. С увеличением монастыря росли и его нужды. Нередко иноки питались скудной пищей, преподобный поучал: «Люты скорби, но сладок рай; болезненны труды, но вечная за них награда». Но в час крайней нужды, по молитвам братии, неожиданно подавалась обители щедрая помощь.

Икона Преподобного Сергия Радонежского

Слух о святом Сергии Радонежском достиг Константинополя, и патриарх Филофей прислал ему благословенную грамоту, где советовал устроить общежительный монастырь по образцу монастырей православного Востока. Преподобный Сергий Радонежский последовал данному совету и, с благословения митрополита Алексия, ввел общинножительный устав. До этого монастыри жили по так называемому «особножитию»: богатые монахи жили в достатке, они даже могли иметь слуг, а монахи из бедных семей были вынуждены пробавляться нищенскими подаяниями. Для того чтобы ликвидировать подобное, Сергий Радонежский и ввел устав общинножития (общежития). Согласно данному уставу, монахи не владели никакой индивидуальной собственностью, а вся их мирская собственность, с которой они пришли на послушание, переходила в общемонастырскую собственность. В церковной жизни Руси это было настоящей реформой, которая вызвала бурю недовольства, хотя и была проведена с благословения митрополита Алексия. Сергий Радонежский сумел создать и развить новый для русских земель тип монастырей – общежительных, опиравшихся не на подаяние, а на собственную хозяйственную деятельность, что привело к образованию богатого и влиятельного монашеского общества.

Как свидетельствует Житие, преподобный Сергий Радонежский являл чудотворения еще при своей земной жизни:
«…Приходили богомольцы, видели нищету пустынную, но видели благочестие и мир и благодать среди братии, и эта закваска благодатная уносилась в родные семьи, как свет, как соль. И славно стало на Руси имя угодника Божия, и шли многие к нему с верою. Один поселянин с верою нес опасно больного малютку к преподобному, но он умер, и старец, помолившись, воскресил умершего и отдал его обрадованному отцу. Однажды, помолившись, старец исцелил тяжело болящего поселянина, в другой раз - бесноватого вельможу с берегов Волги, который был в исступлении ума и кусался и бился, беснуясь с нечеловеческой силой, так что его десять человек не могли удержать…» .

«…Был недостаток воды, и преподобный с иноком пошел в лесной овраг и помолился… И осенил крестным знамением место, и из-под земли пробился обильный источник холодной ключевой воды, и она потекла быстрым ручьем по долине. От сей воды бывали и исцеления, и хватало воды в изобилии всем…»(Материал взят с сайта «Русские святые»).

Кроме того, согласно Житию, во время совершения литургии преподобному служил ангел, а однажды святой Сергий Радонежский был удостоен видения пресвятой Богородицы, которая явилась ему во время ночной молитвы и сказала: «Не бойся, избранник Мой. Я пришла посетить тебя. Не скорби, ибо твоя молитва об учениках и об обители услышана; отныне твоя обитель будет иметь изобилие во всем; не только при твоей жизни, но и по отшествии твоем к Богу. Я не покину это место и буду неоскудно подавать все необходимое, сохранять и покрывать его». Память явления пресвятой Богородицы отмечается Православной Церковью 24 августа/6 сентября.

Святой Сергий Радонежский умел действовать «тихими и кроткими словами» на самые жестокие и загрубелые сердца и таким способом часто примирял даже враждующих князей. Благодаря ему все князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство великого московского князя – Димитрия. Князь Димитрий и преподобный Сергий Радонежский, собирая воедино на Девичьем поле в Коломне дружины русских князей, еще недавно враждовавших друг с другом, понимали, что эта битва станет решающим шагом к единению Руси. Победа на поле Куликовом закладывалась здесь – на Девичьем поле. Полки здесь были поставлены так, как по замыслу великого князя должны были расположиться на поле брани. Каждый ратник узнал свое место и увидел своего руководителя. Девичье поле – поле примирения и объединения, оно стало местом, «где замерла вражда» между русскими княжествами. Здесь же русские войска получили благословение от преподобного Сергия Радонежского на предстоявшее сражение с татарским войском.

В помощь великому князю преподобный благословил двух иноков своей обители: схимонаха Андрея (Ослябю) и схимонаха Александра (Пересвета), и предсказал победу князю Димитрию. Пророчество преподобного Сергия Радонежского исполнилось: 8 сентября 1380 года, в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы, русские воины одержали победу над татарскими полчищами на Куликовом поле, положив начало освобождению Русской земли от татарского ига. С Куликова поля возвращался с победой уже единый русский народ. Во время сражения преподобный Сергий Радонежский вместе с братией стоял на молитве и просил Бога о даровании победы русскому воинству.

Князь Димитрий Иоаннович глубоко почитал своего духовного отца – преподобного Сергия Радонежского, который также являлся крестным отцом его сыновей. После победы над татарами Дмитрий Иоаннович стал именоваться «Донским», а к своему духовному отцу он проникся еще большим уважением и пригласил его скрепить духовное завещание, согласно которому устанавливался новый порядок престолонаследия – от отца к старшему сыну. До этого престол наследовал старший в роду.

Икона Преподобного Сергия Радонежского
В 1385 году Сергий Радонежский ездил с дипломатической миссией в Рязань, успешно справившись с предотвращением войны между Москвой и Новгородом. Примиряя русских князей, Сергий Радонежский способствовал объединению государства.

По свидетельству историков, а также летописных источников, Сергия Радонежского связывала тесная дружба с митрополитом Алексием, который в то время являлся главой Русской митрополии. Он часто возлагал на преподобного Сергия Радонежского важные полномочия и готовил его своим преемником, однако Сергий Радонежский отказался от данного избрания.

Скончался преподобный Сергий Радонежский 25 сентября 1392 года, достигнув глубокой старости, предвидев свою кончину за два года и назначив себе преемника – на игуменство он благословил своего ученика, преподобного Никона. Накануне своей смерти он последний раз призвал всю братию, чтобы дать своим духовным детям последние наставления и напутствия. Похоронен преподобный Сергий Радонежский был в основанном им монастыре, а через 30 лет после его смерти его мощи и одежды были найдены нетленными.

Совершилось это 5/18 июля 1422 года при преподобном игумене Никоне во время строительства нового храма во имя Живоначальной Троицы на месте деревянного, освященного 25 сентября 1412 года. Перед началом строительства преподобный Сергий Радонежский явился одному благочестивому мирянину и велел передать игумену и братии: «Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?» И когда рыли рвы для фундамента собора, открыты были нетленные мощи преподобного Сергия Радонежского, и все увидели, что не только тело, но и одежды преподобного Сергия Радонежского были невредимыми, хотя кругом гроба действительно стояла вода. При большом стечении народа, в присутствии сына Дмитрия Донского, князя Звенигородского Юрия Дмитриевича, святые мощи преподобного Сергия Радонежского были изнесены из земли. При освящении в 1426 году каменного Троицкого собора мощи преподобного Сергия Радонежского были перенесены в него, где они пребывают доныне. В 1452 году Сергий Радонежский был канонизирован Русской Церковью и причислен к лику святых.

Основанная Сергием Радонежским Троице-Сергиева лавра является духовным центром России, она также представляет собой крупнейший историко-архитектурный музей, памятник культуры мирового значения. Тысячи иностранных туристов приезжают в Сергиев Посад, для того чтобы полюбоваться золотыми куполами храмов с великолепной архитектурой, редчайшей иконописью и древними фресками.

Созданный Сергием Радонежским в 1337 году небольшой монастырь с деревянным храмом во имя Святой Троицы довольно быстро стал духовным центром Московских земель, поддержкой московских князей. Именно здесь в 1380 году отец Сергий Радонежский благословил войско князя Димитрия Ивановича, отправлявшееся на сражение с Мамаем. В 1392 году преподобный Сергий Радонежский умер, а основанный им монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства. В монастыре составлялись летописи, переписывались рукописи, писались иконы. Здесь было создано «Житие преподобного Сергия Радонежского», написанное в 1417 – 1418 годах его учеником Епифанием Премудрым. «Житие преподобного Сергия Радонежского» является одним из крупнейших памятников старорусской литературы, ценнейшим историческим документом.

В Смутное время (1598–1613 гг.) монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов, стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского. Монастырю благоволили русские цари, они регулярно совершали паломничества к святым местам Троице-Сергия («Троицкий ход»). По некоторым сведениям, в монастыре был крещен Иван Грозный. В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей Ивана и Петра.

В 1689 году в монастыре укрывался спасшийся из Москвы бегством Петр I. При нем в обители появилась великолепная барочная трапезная с храмом Преподобного Сергия Радонежского. Именно в Троице-Сергиевом монастыре произошла расправа над сторонниками Софьи, отсюда уже единовластным правителем Петр уехал в Москву.

Икона Преподобного Сергия Радонежского
В 1744 году Троице-Сергиев монастырь был удостоен почетного титула лавры. Святой Сергий Радонежский основал, кроме Свято-Троицкого Сергиева монастыря, еще несколько обителей, а его ученики учредили до 40 монастырей на Севере Руси, что способствовало развитию культуры, грамотности среди населения, наполняло жизнь простых людей духовным смыслом. Влияние Сергия Радонежского с особою силою сказалось на его многочисленных учениках, из которых очень многие сами прославились святою жизнью и явились воспитателями окружавшего их общества. В «Патерике» Троице-Сергиевой лавры названо около ста имен святых подвижников, так или иначе связанных духовными узами с великим «игуменом всея Руси».

Определением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 26 декабря 1978 года был учрежден орден Преподобного Сергия Радонежского. Орденом награждаются представители церквей – за церковные и миротворческие заслуги, государственные и общественные деятели – за плодотворные труды по укреплению мира и дружбы между народами.

Какое чудо произошло

С именем святого Сергия Радонежского связаны многие и многие рассказы о чудесах, происходивших и при жизни святого, и во все времена после его упокоения.

В городе Почаеве жила женщина, у которой не было своего крова, прописки, поскольку она, верующая, вела странническую жизнь. Случилось, что милиция (ныне полиция) стала проводить строгую чистку города от нищих и живущих без прописки. Поэтому она уехала в Сергиев Посад, тогда он назывался Загорск. Но в тот год, хоть и была зима, в Загорске началась эпидемия холеры, все места массового скопления народа были закрыты, храмы не принимали на ночевку паломников, и ей и другим таким же странникам негде было переночевать, а знакомых ни у кого не оказалось. Они кое-как приткнулись у частного дома, но ночной холод был невыносим, и они горячо молились, чтобы Богоматерь и святой Сергий помогли им дожить до утра.

Вдруг подошел к ним внезапно появившийся старец-монах и с великой добротой пригласил их войти в Лавру и переночевать там в трапезном храме. Как только они подошли к воротам Лавры, те тихо открылись, будто сами собой, и также тихо закрылись. Дивясь и благодаря Господа, странники вошли в храм. Старец велел им располагаться на ночлег, но с условием – между собой не разговаривать. И ушел…

Наутро их обнаружил монах-ключарь и, изумившись, строго спросил, каким образом они сюда попали вопреки всем указаниям, ведь это он с вечера запирал ворота, а ключи были все время при нем. Тогда они рассказали монаху всю историю, и тут все поняли, кто был тот старец. Все пали на колени и дружно вознесли благодарную молитву святому Сергию, основателю Троице-Сергиевой лавры, ибо это и был он сам в облике старца и не дал погибнуть от мороза молящим его людям.

Одна женщина рассказывала, что проездом посетила она Троице-Сергиеву лавру – надо было заехать помолиться святому Сергию. Денег было в обрез, и перед ней стал выбор: то ли купить большую свечу и поставить святому Сергию, то ли купить игрушку сынишке, которую она присмотрела в магазине. Подумав, она все-таки решила купить свечу. Купила, поставила и с душой, полной покоя, поехала домой. И вдруг на сиденье поезда, в котором ехала, увидела новенькую игрушку, точь-в-точь такую, какую видела в том магазине! С игрушкой в руках она обошла весь вагон, и никто не признал вещицу своей. Тогда она всем сердцем поняла, что это – подарок ее ребенку по воле святого Сергия Радонежского, и со спокойной душой привезла игрушку сыну…

Из книги «Луг духовный» блаженного Иоанна Мосха

Икона Преподобного Сергия Радонежского
В этом рассказе говорится, что в обитель преподобного Сергия где-то в начале 1870-х годов пришел «белый» диакон, то есть инок, но не монашествующий, отец Иоасаф. Несмотря на сан священника, у него был тяжкий недуг – застарелое пьянство. Сейчас врачи это назвали бы алкоголизмом в серьезной стадии. Однажды диакон Иоасаф служил в храме великомученицы Варвары, которая находилась при больничном корпусе Лавры. После ектений перед Херувимской песнью, открывающей литургию верных, он прошел в алтарь к престолу и вдруг упал без сознания, а на лице его отпечаталась невыразимая тревога, будто увидел он нечто потрясающее.
Диакона тут же перенесли в больницу, где он находился три дня в бесчувственном состоянии. А когда очнулся, рассказал своему духовнику следующее. Когда он вошел в алтарь, то увидел у престола ангела в стихаре 1 , перепоясанного орарем 2 и с мечом в руках. Ангел приблизился к Иоасафу, снял с него стихарь и орарь, ударил мечом по рукам и сказал, что предпочел бы лишить его жизни, чем облачения, но не может, потому что за него перед Богом предстательствует некто, молитвам которого он не может не уступить… Тут он отстранился, и диакон-пьяница увидел, что за него у престола коленопреклоненно молится горячей молитвой сам преподобный Сергий…

Около года иеродиакон Иоасаф пролежал в параличе, слезно каясь и моля Бога о прощении. Дату своей кончины он знал заранее, видимо, его уведомили чудесным образом, потому что незадолго попросил дочь, которая была все время около него, облачить его в погребальные одежды. В полной памяти он причастился Святых Даров и, обращаясь к кому-то невидимому, радостно и тихо сказал: «Пришли» и с тем преставился.

Значение иконы

На иконе Святого преподобного Сергия Радонежского Чудотворца мы видим старца с узким, строгим лицом, правая рука его поднята в жесте благословения, в левой – свиток как символ совершенства в познании. С тех пор как преподобный Сергий на Девичьем поле под старинной подмосковной Коломной благословил святого благоверного князя Дмитрия Донского на битву на поле Куликовом, к его чудотворным иконам притекают многие и многие.

Икона Святого Сергия написана иконописцем Юрием Кузнецовым в ярких и чистых тонах, и они смягчают каноническую суровость лика… От образа святого старца веет мудростью, строгостью и добротой. Эту икону часто вносят в дом, где есть малые дети, и по молитвам родителей перед ней святой Сергий Чудотворец призирает за ними – за их учебой, послушанием старшим, помогает вразумить непослушных, особенно подростков в переходном возрасте.

Уже с отрочества люди начинают впадать в грех гордыни. Но, глядя на икону, читая историю уникальной, полной духовных подвигов и вынесенных святым тягот человеческой жизни и сравнивая с этим образцом свою жизнь, каждый верующий или просто заинтересованный человек невольно подумает и о том, что ему стоило бы изменить в своих отношениях с близкими и с Богом. С близкими – своими домочадцами, друзьями, сослуживцами – может, стоит стать терпимей и внимательней. С Богом – чаще обращать к Нему свое сердце и просить о заступничестве перед Ним у Богородицы и святых Его, и непременно – у святого чудотворца земли Русской преподобного Сергия Радонежского. Святой Сергий не оставил после себя ни строчки, он всю жизнь избегал прямого учительства. Как мы помним, он не сразу принял в келью и преподобного Никона, считая его скорее младшим братом и помощником, чем учеником. Его жизнь – это учение подвижничеством, деяниями добра на благо Бога, Церкви, укрепления монашества на Руси и просто – образец самоотверженного служения людям, данный нам в научение.

________________________________
1 Стихарь – длинное богослужебное облачение священно- и церковнослужителей с отверстием для головы и с широкими рукавами.
2 Орарь – принадлежность богослужебного облачения диакона и иподиакона. В Православии орарь – часть богослужебного облачения протодиаконов, а также иеродиаконов и архидиаконов. Орарь выполняется в виде длинной узкой ленты из парчи или другой цветной материи.