Собор василия блаженного в россии. Главный символ россии — храм василия блаженного

Храм Василия Блаженного – самая красивая и загадочная церковь во всей России. Считается, что зодчих, создавших ее лишили зрения, постройку не позволил снести сам Сталин, а во время войны храм прятали от обстрелов. Верхний ярус собора напоминает лабиринт, а основание – восьмиконечную звезду. Мы собрали все самое важное о храме, по которому иностранцы безошибочно опознают Россию.

Храм Василия Блаженного – настоящее название

Храм Василия Блаженного – культовая постройка времена Ивана Грозного, по которой до сих пор любой иностранец узнает Москву. Это – самый узнаваемый русский храм. Мало кто знает его истинное название – Собор Покрова Богородицы, что на Рву. 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года когда-то освятили центральную Покровскую церковь собора. Первое достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор, который позже снесли, чтобы построить каменную церковь.

Поводом для строительства собора послужило покорение Казанского ханства. Царь Иван Грозный, молясь перед началом военного похода, дал обет Богу построить храм, который прежде не видела Русь, в случае своей победы. Царь был суровым и беспощадным, но оставался глубоко верующим человеком.

Храм Василия Блаженного – история

Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном экземпляре царь Иван Грозный приказал ослепить зодчих Постника и Барму, – так гласит легенда. Их имена стали известны лишь в конце XIX в. Считается, что царь наблюдал за строительством храма с башни на кремлевской стене. Когда строительство подошло к концу, он призвал к себе зодчих, чтобы спросить, смогут ли они повторить такое здание? Зодчие ответили утвердительно царю. Тогда он приказал лишить их зрения. У ученых есть и сомнения на этот счет: в XVI веке выдающиеся зодчие очень ценились. Так для построек Кремля приглашали итальянских мастеров. Вполне возможно, что, зная суровый нрав русского царя, слухи распространили иностранцы.

В XVIII-XIX в.в. в храме Василия Блаженного регулярно совершались богослужения. Как правило, их совершали в пристройке – храме, построенном в честь святого Василия Блаженного, потому что остальные храмы были холодными. Именно поэтому в народе прижилось название – храм Василия Блаженного.

Богослужения в храме продолжались вплоть до начала XX в. Последним настоятелем стал , ныне причисленный к лику святых в сонме новомучеников и исповедников. Его расстреляли за миссионерскую деятельность. Он пользовался особой любовью и уважением у москвичей.

Очевидцы рассказывали:

«По просьбе отца Иоанна палачи разрешили всем осужденным помолиться и попрощаться друг с другом. Все встали на колени, и полилась горячая молитва… А затем все простились друг с другом. Первым бодро подошел к могиле протоирей Восторгов, сказавший перед тем несколько слов остальным, приглашая всех с верою в милосердие Божие и скорое возрождение Родины принести последнюю искупительную жертву. «Я готов», – заключил он, обращаясь к конвою. Все встали на указанные места. Палач подошел к нему со спины вплотную, взял его левую руку, вывернул за поясницу и, приставив к затылку револьвер, выстрелил, одновременно толкнул отца Иоанна в могилу».

Во время Великой Отечественной войны музей не прекращал своей работы, хотя и был закрыт для посетителей. Храм Василия Блаженного тщательно замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. Существует легенда о том, что после войны Сталину предлагали убрать собор под предлогом помехе для проведения парада. Считается, что Каганович показывал Сталину макет площади, и при нем убрал макет храма, предлагая его снести. Сталин резко прервал его: “Лазарь, поставь на место!”. Неприкосновенность собора с тех пор ни у кого не вызывала вопросов.

Храм Василия Блаженного – архитектура

Собор строился 6 лет с 1555 по 1561 год. Его изначальный образ был изменен пристройками, но задумка храма Василия Блаженного кажется необычной даже по нынешним временам. Он выглядит как свод из восьми церквей, который окружает самую высокую – девятую. Подобного храма до сих пор не существует в России. У каждого храма есть свой вход и освещение, тем не менее собор является единым зданием.

Без пристроенных крылец храм Василия Блаженного казался стремящимся вверх. Мастера использовали все возможные на тот момент архитектурные украшения. Все купола собора похожи, но выполнены по-разному. Тем не менее здание выглядит очень гармонично. В этом одна из уникальных особенностей собора. Идея частных отличий при общем подобии главенствует и во внутреннем оформлении собора. В архитектуре собора очень много сакральных символов: круг – символ вечности, треугольник – символ триединства Бога, квадрат напоминает о равенстве, справедливости, а точка – начало жизни. В архитектуре собора заключен огромный духовный смысл.

Толщина стен основания храма Василия Блаженного достигает трех метров. Именно такая толщина позволяет надежно держать целых девять зданий. Если посмотреть на основание церкви, видно, что 8 маленьких храмов образуют собой восьмиконечную звезду – символ Богородицы. В ансамбле малых церквей есть церкви побольше. Они строго ориентированы на стороны света и образуют симметрию. Главный храм, с огромным куполом и шатром, являет собой Покров Богородицы, Ее заступничество.

Первые изменения собора Покрова Богородицы, что на Рву произошли почти сразу после постройки и были связаны с именем известного Московского святого – Василия Блаженного. До появления на этом месте каменного собора стояла деревянная Троицкая Церковь, куда святой Василий часто приходил молиться. В 1558 году к Покровскому собору пристроили нижнюю церковь над захоронением московского чудотворца – Василия Блаженного. Чтобы пристроить этот храм, строители разобрали часть первоначального собора.

В XVII веке к храму Василия Блаженного пристроили два нарядных крыльца со сдвоенными шатрами, возвели кровлю над внешней галереей.

Храм Василия Блаженного – задумка

Такой выбор зодчих связан с тем, что по задумке Храм Василия Блаженного должен был символизировать собой рай, град Господень. Идея принадлежала митрополиту Макарию, зодчие постарались воплотить ее в жизнь. Эпохи менялись, вместе с ними менялось представление людей о том, как должен выглядеть рай, поэтому и собор претерпевал изменения. Неизменной оставалась основная задумка: храм Василия Блаженного – прообраз рая небесного, расцветшего сада. В его оформлении виноградные листья, прекрасные цветы, растения, которые не растут на земле…

Храм Василия Блаженного -

Памятник русских побед!

На Красной Площади стоишь ты до сих пор,

Красивейший из храмов России!

12 июля 2016 года исполнилось 455 лет одному из самых знаменитых архитектурных памятников Москвы - собору Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, который мы знаем как собор Василия Блаженного и который сегодня считается одним из символов России и является памятником мирового значения, входя в число объектов, охраняемых ЮНЕСКО.

Нет сомнений в том, что собор Василия Блаженного является символом Москвы. Мы часто видим его по телевизору и в кино, в туристических журналах и декоративных сувенирах, привезенных из российской столицы. Кроме того, собор Василия Блаженного - это одно из самых красивых мест России! А многолетняя история московской святыни связанная с интересными фактами и легендами, ежегодно привлекает в красивейший храм России 500000 туристов.

Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. И дело даже не только в том, что он построен в самом центре столицы и в память об очень важном событии. Храм Василия Блаженного еще и просто необыкновенно красив.

Официально собор носит совсем иное название - Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Храм Василия Блаженного - это, скорее, закрепившееся за ним «народное» название.

На том месте, где сейчас красуется собор, в XVI веке стояла каменная Троицкая церковь, «что на Рву». Здесь действительно был оборонительный ров, тянувшийся вдоль всей стены Кремля со стороны Красной площади. Этот ров был засыпан только в 1813 году. Сейчас на его месте – советский некрополь и Мавзолей.

Из истории возведения храма Василия Блаженного:

Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву, − как звучит его каноническое полное название, − был построен на Красной площади в 1555-1561 годах.

Возведению нового собора предшествовала длинная строительная история. Это были годы большого Казанского похода, которому придавалось колоссальное значение: до сих пор все походы русских войск на Казань заканчивались неудачей. Иван Грозный, лично возглавивший войско в 1552 году, дал обет в случае успешного окончания кампании построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом. Пока шла война, в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить один большой храм, каменный− на векá и назвать его Покровским, так как в праздник Покрова Святой Богородицы была одержана окончательная победа в долгой войне. Так в 1555 году по приказу царя Ивана IV Грозного, у стен Московского Кремля был заложен каменный Собор – Храм Покрова Божьей Матери.

Откуда же взялось название «храм Василия Блаженного»?

Несмотря на то, что собор был построен в честь побед Ивана Грозного над Золотой Ордой, он получил в народе имя Василия Блаженного, по названию придела, пристроенного к собору с северо-восточной стороны в 1588 году. Построен он был по указу сына Ивана Грозного - Федора Иоанновича над могилой блаженного Василия, который умер в 1557 году, и был захоронен у стен строящегося собора. Юродивый зимой и летом ходил нагим, в железных веригах, москвичи очень любили его за незлобивый нрав. В 1586 году при Федоре Иоанновиче прошла канонизация Василия Блаженного. С пристройкой церкви Василия Блаженного богослужения в соборе стали ежедневными. Ранее собор не отапливался, так как был, в большей степени, мемориальным, и службы в нем шли только в теплое время года. А придел Василия Блаженного был теплым и более просторным. С этих пор Покровский собор и знают больше как храм Василия Блаженного. Еще во время строительства храм стали называть именем почитаемого москвичами юродивого Василия Блаженного, похороненного у стен старой церкви. Его мощи, дарующие исцеление от многих болезней, были перенесены в Покровский собор по окончании его строительства. Еще одно название Храма – Иерусалимский, оно было дано в честь одного из приделов Покровской церкви. Покровский собор был построен по меркам XIV века быстро – всего за пять лет.

Строительство было доверено плотникам Барме и Постнику, хотя многие исследователи склоняются к версии, что вероятнее всего «Постник» - это прозвище плотника Ивана Бармы.

В документах XVI века ясно говорится о том, что этот мастер после работы над собором в Москве, участвовал в возведении Казанского кремля.

Собор выстроен из кирпича. В XVI веке этот материал был достаточно новым: прежде традиционным материалом для церквей были белый тесаный камень и тонкий кирпич – плинфа. Центральная часть увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором почти до середины его высоты. Окружают шатер со всех сторон купола приделов, ни один из которых не похож на другой. Мало того, что различается рисунок больших луковиц-куполов; если всмотреться, то легко заметить, что и отделка каждого барабана уникальна. Первоначально, по-видимому, купола были шлемовидными, но уже к концу XVI века они точно были сделаны луковичными. Нынешняя их расцветка утвердилась только в середине XIX века.

За время своего существования храм претерпел множество изменений: были достроены приделы, изменены главки, большую галерею перекрыли сводом и расписали орнаментом, над лестницами устроили крыльца, а фасады обновили изразцами.

Купола тоже заменили: изначально они были шлемовидными, вытянутыми вверх, но в конце XVI века их заменили луковичными главками с уникальной отделкой. Цвет главок был установлен только в XIX веке, до этого их, как и стены, наружные и внутренние, перекрашивали часто, меняя рисунок. Несколько раз храм Василия Блаженного реставрировался.

Во время войны 1812 года храм Василия Блаженного впервые подвергся риску сноса. Уходя из Москвы, французы заминировали его, но взорвать не смогли, только разграбили. Сразу же после окончания войны один из самых любимых храмов москвичей отреставрировали.

В 1680 году собор значительно реставрируют. Незадолго до этого, в 1672 году, к нему пристраивают небольшой придел над могилой еще одного почитаемого московского блаженного – Иоанна, погребенного здесь в 1589 году. Реставрация 1680 года выразилась в том, что деревянные галереи-гульбища заменили на кирпичные, вместо звонницы устроили шатровую колокольню и сделали новое покрытие. Тогда же в подклет храма перенесли престолы тринадцати или четырнадцати церквей, стоявших на Красной площади вдоль рва, там, где проводились публичные казни (все эти церкви имели в названиях приставку «на крови»). В 1683 году по всему периметру храма провели изразцовый фриз, на плитках которого излагалась вся история здания.

Перестраивался, хотя и не так значительно, собор во второй половине XVIII века, в 1761-1784 годах: заложили арки подклета, убрали керамический фриз и все стены храма снаружи и изнутри расписали «травчатым» орнаментом.

Восстановление и обновление здания было необходимо после страшного московского пожара 1737 года, взятия столицы французскими войсками и разграбления ими храма, тогда же собор был заминирован и едва не погиб, а в начале XX века он требовал хорошего ремонта и укрепления.

В 1817 году занимавшийся восстановлением послепожарной Москвы О.И.Бове укрепил и украсил чугунной оградой подпорную стену храма со стороны Москвы-реки.

На протяжении XIX века собор еще несколько раз реставрировался, и в конце века даже была предпринята первая попытка его научного исследования.

Вот полный список всех одиннадцати престолов, существовавших в соборе до 1917 года:

План храма Василия Блаженного:

*Центральный – Покровский

*Восточный − Троицкий

*Юго-восточный − Александра Свирского

*Южный − Николая Чудотворца (Великорецкой Иконы Николая Чудотворца)

*Юго-западный − Варлаама Хутынского

*Западный − Входоиерусалимский

*Северо-западный − Св. Григория Армянского

*Северный – Св. Адриана и Наталии

*Северо-восточный − Иоанна Милостивого

*Над могилой Иоанна Блаженного − придел Рождества Богородицы (1672г.),

* Примыкающий к приделу Василия Блаженного.

Главное в облике храма то, что он лишен определенно выраженного фасада. С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная. Высота храма Василия Блаженного − 65 метров. Долгое время, вплоть до конца XVI века, это было самое высокое здание Москвы. Первоначально собор был покрашен «под кирпич»; позднее он перекрашивался, исследователи обнаружили остатки рисунков, изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи.

В 1918 году Собор официально стал памятником истории, хотя это не спасло его от бедственного, заброшенного положения и изъятия ценностей новым правительством. + Несмотря на то, что храм был филиалом Государственного Исторического Музея, а богослужения теперь запрещались, были попытки снести здание, но в жизнь они, по счастливой случайности, не воплотились.

В 1919 году был расстрелян «за антисемитскую пропаганду» настоятель собора о.Иоанн Восторгов. В 1922 году из собора были изъяты ценности, а в 1929 году собор был закрыт и передан Историческому музею. На этом, казалось бы, можно было успокоиться. Но самое страшное время было еще впереди.

В 1936 году Петра Дмитриевича Барановского вызвали и предложили заняться обмерами храма Покрова на Рву, для того, чтобы его можно было спокойно снести. Храм, по мнению властей, мешал движению автомобилей по Красной площади… Барановский поступил так, как от него не ожидал, наверное, никто. Прямо заявив чиновникам, что снос собора − безумие и преступление, он пообещал немедленно покончить с собой, если это произойдет. Надо ли говорить, что после этого Барановский немедленно был арестован. Когда через полгода он был освобожден, собор продолжал стоять на своем месте.

Так или иначе, но храм Василия Блаженного, пережив всех пытавшихся его уничтожить, остался стоять на Красной площади. В 1923-1949 годах в нем проводились масштабные исследования, позволившие восстановить первоначальный вид галереи. В 1954-1955 годах собор снова, как в XVI веке, раскрасили «под кирпич». В соборе расположен филиал Исторического музея, и поток туристов туда не иссякает. С 1990 года в нем иногда проводятся службы, но в остальное время это по-прежнему музей. Но главное, наверное, даже не в этом. Главное, что один из красивейших московских и вообще российских храмов по-прежнему стоит на площади, и больше ни у кого не возникает идей убрать его отсюда. Хочется надеяться, что это навсегда. +Сегодня собор находится в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской Православной Церкви. Богослужения проводятся в храме Василия Блаженного еженедельно по воскресеньям, а также в престольные праздники - 15 августа, в день памяти Василия Блаженного, и 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы.

Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Войдя внутрь храма, даже трудно бывает разобраться в его планировке, не сделав круг-другой по всему зданию. Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери, потому что именно в этот день взрывом была разрушена стена Казанской крепости и город был взят.

По итогам исследования доказано, что в этом знаменитом соборе, с его мощными стенами и сводами, раньше делали тайники. В стенах подклета были устроены глубокие ниши, вход в которые закрывали металлические двери. Там стояли тяжелые кованые сундуки, в которых богатые горожане хранили свое ценное имущество - деньги, украшения, утварь и книги. Там же хранилась царская казна.

Какие еще легенды и тайны сегодня хранит этот храм, который мы называем собор Василия Блаженного?

Мифы и правда о Соборе Василия Блаженного:

1) Иван Грозный выколол глаза строителям храма Самый распространенный миф о соборе - это леденящая доверчивые души история о том, что царь Иван IV якобы приказал ослепить его строителей Постника и Барму, чтобы они уже никогда не смогли построить ничего другого, что могло бы превзойти и затмить только что возведенный архитектурный шедевр. Между тем, никаких реальных исторических свидетельств нет. Да, строителей храма действительно звали Постник и Барма. В 1896 году служивший в храме прото­иерей Иоанн Кузнецов обнаружил летопись, в которой говорилось, что «Благочестивый царь Иоанн пришед с победы казанския в царствующий град Москву… И дарова ему Бог двух мастеров русских по имени Постник и Барма и быша премудри и удобни таковому чудному делу…». Так впервые стали известны имена строителей собора. Но про ослепление в летописи нет ни слова. Более того, Иван Яковлевич Барма после завершения работ над строительством храма Василия Блаженного принимал участие в строительстве Благовещенского собора в Московском Кремле, Казанского кремля и других знаковых сооружений, о чем есть упоминания в летописях.

2) Собор изначально задумывался таким пестрым Нет, это ошибочное мнение. Нынешний вид Покровского собора сильно отличается от первоначального облика. У него были белые стены, строго раскрашенные под кирпич. Вся полихромная и растительная роспись собора появилась только в 1670-е годы. К этому времени собор уже претерпел существенные перестройки: были пристроены два больших крыльца - с северной и южной стороны. Также была перекрыта сводами внешняя галерея. Сегодня в убранстве Покровского собора можно увидеть фрески XVI века, темперную роспись XVII века, монументальную масляную живопись XVIII-XIX веков, редкие памятники русской иконописи.

3)Наполеон хотел перевезти храм в Париж Во время войны 1812 года, когда Наполеон занял Москву, собор Покрова Богородицы настолько понравился императору, что он решил перенести его в Париж. Технологии того времени не позволяли это осуществить. Тогда французы сначала устроили в храме конюшни, а позже просто заложили в основание собора взрывчатку и зажгли фитиль. Собравшиеся москвичи молились о спасении храма, и произошло чудо - начался проливной дождь, который потушил фитиль.

4) Сталин спас Cобор от разрушения Храм чудом уцелел во время Октябрьского переворота - на его стенах долго оставались следы от попадания снарядов. В 1931 году к собору был перенесен бронзовый памятник Минину и Пожарскому - власти освобождали площадь от лишних строений для проведения парадов. Лазарь Каганович, который так преуспел в разрушении Казанского собора Кремля, Храма Христа Спасителя и ряда других храмов Москвы, предложил полностью снести и Покровский собор, чтобы дополнительно расчистить место для демонстраций и военных парадов. Легенда гласит, что Каганович приказал изготовить подробный макет Красной площади со снимающимся храмом и принес его Сталину. Пытаясь доказать вождю, что собор мешает машинам и проведению демонстраций он неожиданно для Сталина сорвал макет храма с площади. Удивленный Сталин якобы в тот момент произнес историческую фразу: «Лазарь, поставь на место!», так что вопрос о сносе собора был отложен. Согласно второй легенде, своим спасением собор Покрова Богородицы обязан известному реставратору П.Д. Барановскому, который посылал телеграммы Сталину с призывом не разрушать храм. Легенда гласит, что Барановский, который был приглашен по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимися членами ЦК на колени, умоляя сохранить культовое строение, и это неожиданно подействовало.

5)Собор служит сейчас только музеем? Историко-архитектурный музей в соборе возник в 1923 году. Однако и тогда, в советское время, богослужения в соборе все равно продолжались. Шли они вплоть до 1929 года, и возобновились вновь в 1991 году.

25 интересных фактов о Соборе Василия Блаженного:

1.Считается, что храм Василия Блаженного находиться под особым попечительством Пресвятой Богородицы. Об особом Божьем Промысле свидетельствует тот факт, что собор уцелел до нашего времени, несмотря на все катаклизмы – пожары, войны, желание правителей взорвать святыню и т.п.

2.Изначально храм венчали 25 золоченых куполов, которые символизировали Господа и старцев у его трона. В наши дни осталось 10 куполов, каждый из которых уникален своей отделкой и расцветкой.

3.Вехой в истории собора стал 1990 год, именно в этот год святыня была внесена в Список всемирного наследия Юнеско.

4.Собор, которому недавно исполнилось 455 лет, должен

был исчезнуть не один раз. Он пережил пожары, наполеоновские войска, которые использовали его как сарай, и даже план сноса со стороны сотрудников Сталина, которые считали, что Святой Василий занимал много места, необходимого для парадов.

6.В старинных летописях упоминается тот факт, что Наполеон во время взятия Москвы в 1812 г. изъявил желание перенести русскую святыню в Париж. Поскольку желания императора на тот момент было не осуществимо ввиду отсутствия технологий, Наполеон принял решение взорвать собор. Москвичи молились о спасении святыни, пошел дождь и потушил фитиль.

7.В 30 годы XX века при проведении реставрационных работ был обнаружен потайной ход. В древности подклет (основание) собора не был общедоступным, внешние лестницы приводили людей сразу в верхние храмы, многие даже не догадывались, о существовании потайной лестницы, ведущей в недра сооружения. Тайники, размещенные в нишах нижнего этажа, использовались богатыми горожанами в качестве хранилищ для богатств, до конца XVI века здесь сберегалась царская казна.

8.Этот храм нам ещё может напоминать нам игру Тетрис, которая была создана в 1984 году российским компьютерным инженером Алексеем Пажитновым, и всегда запускалась с изображения символов СССР, в том числе Собор Василия Блаженного.

9.В наши дни Собор находится в одновременном пользовании Русской православной церкви и Государственного исторического музея.

10.Собор Василия Блаженного символизирует победу русского войска над Казанским ханством.

11. Собор – неточная копия мечети Кул-Шарифа. По преданию Грозный во время штурма города был взбешен сопротивлением оказанным жителями, после взятия населенного пункта он приказал снести мечеть.

14.Собор представляет не только архитектурную ценность, сокровища святыни включают 400 икон XVI-XIX вв., живопись XIX в, уникальную церковную утварь. В храме размещено 9 иконостасов, стены собора украшены фресками XVII.

15. Если посмотреть на храм сверху, то можно увидеть, что церкви, которые расположены по периметру вокруг центральной, образуют четкую геометрическую фигуру – Вифлеемскую звезду, символ Пресвятой Богородицы.

16.Под защиту государства московская святыня была взята еще в 1918 году.

17.В 1923 году Собор открыл свои двери в качестве музея.

18.Существует одна любопытная история: говорят, что ответственный за генеральный план реконструкции Москвы, Лазарь Каганович, пошел к Сталину с моделью Красной площади в руке, и предложил снести собор. Ответ Сталина был простым: «Лазарь, поставь на место!».

19.Покровский собор – победитель конкурса «7 чудес России». В 2007 году храм стал номинантом Всероссийского конкурса. Конкурс проходил в три этапа, при объявлении результатов 12.07.2008г. среди победителей был объявлен и Собор Василия Блаженного.

20.Ансамбль Собора включает восемь церквей и главный девятый храм с шатром, возвышающийся над ними, символизирует Покров.

21.Богослужения в храме Василия Блаженного проводят с 1991 года. Патриаршие и владычные службы проводятся в храме в дни Покровы и святого Василия Блаженного.

22.При строительстве святыни архитекторами использовались специальные приемы для создания уникального акустического звучания внутри сооружения. В стены закладывали глиняные горшки, горловины которых были направлены в направлении внутреннего пространства строений.

23.Рака с мощами Василия Блаженного сберегается в храме. Известен не один случай чудесного исцеления прихожан, после преклонения к святым мощам Василия.

24.Существует мнение, что Василий Блаженный был единственным человеком, которого Иван Грозный боялся, и, следовательно, царь похоронил его в церкви Святой Троицы.

25. Собор состоит из девяти отдельных часовен, каждая из которых посвящена одному из святых, в чьи праздники Иван Грозный выигрывал битву.

Стихи о Храме Василия Блаженного:

*С моста над Москвою-рекою

Нам виден Васильевский спуск.

Там храм, возвышаясь горою,

Стоит, не стряхнув снежный груз...

Тот груз пусть совсем символичен -

Украсил зимой купола.

Ведь храм красотою отличен,

Зря снег мать зима намела...

Вам скажет любой очевидец,

Что время не властно над ним.

Василий Блаженный - провидец,

Хранит его светом своим...(Миловидова Светлана)

*Дворец великолепный и надменный,

Творенье рукокрылых мастеров,

Набросив златотканый свой покров...

Стоял он величаво, гордо, пышно;

Неодолимо в сказку он манил -

И мне, будто во сне, вдруг стало слышно…

Как колокольчик в сердце зазвонил.

В который раз звонит он лет уж триста?

Казалась роспись чудом кисти,

Автографом, дошедшим из веков.

И красоты нездешней отраженью

Я подивился, трепет не тая,

И я не знаю, кто же был блаженней

В тот миг связующий - собор иль я?..

И, заглядевшись на чуднЫе фрески,

Я забывал, поверив в чудеса,

Что гениальным мастерам в отместку

Царь, по преданью, выколол глаза…

Стоял собор, безмолвный и блаженный,

И захотелось, глядя в небеса,

Построить храм в душе своей нетленный,

Покуда смерть не выклюет глаза… (Карпенко Александр)

*Красотой людей пленяя,

Верность Богу сохраняя,

Святой Дух обряд творит, Чудо-Храм в Москве стоит.

Буйство зелени, цветов,

Солнца блеск его крестов.

Жизнь долга и на века,

Крепко строила рука…

Речь держал сам Грозный царь,

Всей Руси наш государь:

«Будет храм стоять в столице,

Должен быть как чудо-птица.

Чуть вспугнёшь и он взлетит,

В чистом небе полетит.

Есть ли здесь мастеровые,

Кто построит чудо-храм,

Иль остались здесь в России,

Рвань да голь, да всякий срам»?

Вот с толпы выходят двое,

И на зов царя идут

В поясах согнулись вдвое,

И царю поклоны бьют.

Постник Яковлев, Барма,

Высока о них молва.

И по жизни не хитры,

И в строительстве мудры.

Двое псковских мастеров,

Каждый к подвигу готов.

Не прогневайся, Властитель,

Мастера в России есть.

Мы построим храм Властитель,

Окажи нам эту честь.

Головой кивнул им царь,

Земли русской государь.

И пошла в Москве работа,

Сколько люда, сколько пота.

Стали храм тот возводить,

Видно так тому и быть.

Вблизи Спасских там ворот,

На глазах наш храм растёт!

Много времени иль мало,

Убежало с той поры,

Но вот чудо засияло,

Понесли к нему дары.

Иноземцам в удивление,

Завершил народ строение.

Храм стоял подобно птице,

И сверкали купола.

Тишина плыла в столице,

Как волшебных два крыла.

Вдруг в народе зашумели:

С колоколен грянул звон.

«Аллилуйя» все запели

Храм стоял, светился он.

Устремился ввысь крестами,

Был красив под куполами.

Стены словно облака,

Простоит в Москве века.

Что творилось с мастерами!

Сдержать радость нет уж сил,

Гордость сердце разрывала,

Трепет чувства захватил.

В горле всё перетянуло,

Затуманились глаза.

Душа разом содрогнулась,

Покатилась вниз слеза.

Ох, нелёгкая победа,

Отдано немало сил,

Мастерство своё изведав,

Бога всяк язык хвалил.

Солнцем взятый весь в полон,

Храм парил, как дивный сон.

Радость била через край,

Век живи не умирай.

Иван Грозный подошёл,

Храм со свитой обошёл.

В стены жезлом ударял,

Их на прочность проверял.

Подошёл он к мастерам,

И задал вопрос им сам:

Отвечайте мне царю,

Лучше сделать храм велю.

Ну каков от вас ответ, Вы построите, иль нет»?

Постник Яковлев, Барма,

Прорекли в ответ слова:

«Разве нет на нас креста?

Укажи нам царь места.

Мы построим, прикажи,

Краше сделаем, скажи.

Твоя воля государь,

Всей Руси великий царь».

Эх, славяне - простота,

А живёт в вас - красота.

Перед храмом царь стоял,

Хищный блеск в глазах сиял.

Взгляд тяжёл и он молчал,

Думу трудную решал.

«Постник Яковлев, Барма,

Прозвучали к ним слова,

Окажу вам свою честь.

Я доволен тем что есть,

Мне другого и не надо,

Вот для вас моя награда.

Красоты под небесами

Лучше не было и нет,

Вы расстанетесь с глазами,

Чтоб не видеть белый свет.

А душа пусть будет рада,

Жизнь оставлю ей в награду».

Щедра царская рука,

Будь проклята на века.

Мастеров царь наградил

В благодарность ослепил.

Чтобы не было по свету

Храма лучшего, чем этот.

Чудо-храм на Бога зрит -

Пять веков в Москве стоит.(Богатырев Юрий Николаевич)

*На Красной Площади стоишь ты до сих пор,

Вещая миру о могучей нашей силе,

В честь военных побед, возведённый собор,

Красивейший из храмов России!

Символ Москвы и душа сокровенного,

Вечный наследник и славы, и бед,

Храм Василия Блаженного -

Памятник русских побед!

От имени Христа на колокольный звон

Благословил тебя митрополит Макарий,

Зодчим Барме и Постнику низкий поклон,

И царю за шедевр государев! (Марахин Владимир)

Храм Василия Блаженного (собор Покрова на Рву).

Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Божией Матери на Рву, − так звучит его каноническое полное название, − был построен на Красной площади в 1555-1561 годах. Этот собор по праву считается одним из главных символов не только Москвы, но и всей России. И дело даже не только в том, что он построен в самом центре столицы и в память об очень важном событии. Храм Василия Блаженного еще и просто необыкновенно красив.

На том месте, где сейчас красуется собор, в XVI веке стояла каменная Троицкая церковь, «что на Рву». Здесь действительно был оборонительный ров, тянувшийся вдоль всей стены Кремля вдоль Красной площади. Этот ров был засыпан только в 1813 году. Сейчас на его месте – советский некрополь и Мавзолей.



А в XVI веке, в 1552 году, у каменной Троицкой церкви был погребен блаженный Василий, скончавшийся 2 августа (по другим источникам, он умер не в 1552 году, а в 1551). Московский «Христа ради юродивый» Василий родился в 1469 году в селе Елохове, с юности был наделен даром ясновидения; он предсказал страшный пожар Москвы в 1547 году, уничтоживший почти всю столицу.


Блаженного чтил и даже побаивался Иван Грозный. После кончины Василия Блаженного он был погребен на кладбище при Троицкой церкви (вероятно, по распоряжению царя), с большими почестями. А вскоре здесь началось грандиозное строительство нового Покровского собора, куда позднее перенесли мощи Василия, на чьей могиле стали совершаться чудесные исцеления.
Возведению нового собора предшествовала длинная строительная история. Это были годы большого Казанского похода, которому придавалось колоссальное значение: до сих пор все походы русских войск на Казань заканчивались неудачей. Иван Грозный, лично возглавивший войско в 1552 году, дал обет в случае успешного окончания кампании построить в Москве на Красной площади грандиозный храм в память об этом.


Пока шла война, в честь каждой крупной победы рядом с Троицкой церковью ставилась небольшая деревянная церковь в честь того святого, в чей день победа была одержана. Когда же русское войско с триумфом возвратилось в Москву, Иван Грозный принял решение на месте выстроенных восьми деревянных церквей поставить одну большую, каменную − на векá.
О строителе (или строителях) храма Василия Блаженного идет немало споров. Традиционно было принято считать, что Иван Грозный заказал постройку мастерам Барме и Постнику Яковлеву, но многие исследователи сейчас сходятся на мнении, что это был один человек – Иван Яковлевич Барма, по прозванию Постник.


Также бытует легенда, будто после постройки Грозный повелел ослепить мастеров, чтобы они больше не смогли построить ничего подобного, но это не более чем легенда, так как в документах указано, что уже после возведения собора Покрова на Рву мастер Постник «по реклу Барма» (т.е., по прозвищу Барма) строил Казанский кремль. Также опубликован ряд других документов, где упоминается человек по имени Постник Барма. Этому мастеру исследователи приписывают строительство не только храма Василия Блаженного и Казанского кремля, но также и Успенского собора и Никольского храма в Свияжске, Благовещенского собора в Московском Кремле и даже (по некоторым сомнительным источникам) церковь Иоанна Предтечи в Дьякове.
Храм Василия Блаженного состоит из девяти церквей на одном фундаменте. Войдя внутрь храма, даже трудно бывает разобраться в его планировке, не сделав круг-другой по всему зданию. Центральный престол храма посвящен празднику Покрова Божией Матери. Именно в этот день взрывом была разрушена стена Казанской крепости и город был взят. Вот полный список всех одиннадцати престолов, существовавших в соборе до 1917 года:
* Центральный – Покровский
* Восточный − Троицкий
* Юго-восточный − Александра Свирского
* Южный − Николая Чудотворца (Великорецкой Иконы Николая Чудотворца)
* Юго-западный − Варлаама Хутынского
* Западный − Входоиерусалимский
* Северо-западный − Св. Григория Армянского
* Северный – Св. Адриана и Наталии
* Северо-восточный − Иоанна Милостивого
* Над могилой Иоанна Блаженного − придел Рождества Богородицы (1672г.), примыкающий к приделу Василия Блаженного
* В пристройке 1588 года − придел Василия Блаженного


Собор выстроен из кирпича. В XVI веке этот материал был достаточно новым: прежде традиционным материалом для церквей были белый тесаный камень и тонкий кирпич – плинфа. Центральная часть увенчана высоким великолепным шатром с «огненным» декором почти до середины его высоты. Окружают шатер со всех сторон купола приделов, ни один из которых не похож на другой.
Мало того, что различается рисунок больших луковиц-куполов; если всмотреться, то легко заметить, что и отделка каждого барабана уникальна. Первоначально, по-видимому, купола были шлемовидными, но уже к концу XVI века они точно были сделаны луковичными. Нынешняя их расцветка утвердилась только в середине XIX века.
Главное в облике храма то, что он лишен определенно выраженного фасада. С какой стороны к собору ни подойдешь – кажется, что именно она и есть главная. Высота храма Василия Блаженного − 65 метров. Долгое время, вплоть до конца XVI века, это было самое высокое здание Москвы. Первоначально собор был покрашен «под кирпич»; позднее он перекрашивался, исследователи обнаружили остатки рисунков, изображающих ложные окна и кокошники, а также сделанные краской памятные надписи.
В 1680 году собор значительно реставрируют. Незадолго до этого, в 1672 году, к нему пристраивают небольшой придел над могилой еще одного почитаемого московского блаженного – Иоанна, погребенного здесь в 1589 году. Реставрация 1680 года выразилась в том, что деревянные галереи-гульбища заменили на кирпичные, вместо звонницы устроили шатровую колокольню и сделали новое покрытие.
Тогда же в подклет храма перенесли престолы тринадцати или четырнадцати церквей, стоявших на Красной площади вдоль рва, там, где проводились публичные казни (все эти церкви имели в названиях приставку «на крови»). В 1683 году по всему периметру храма провели изразцовый фриз, на плитках которого излагалась вся история здания.
Перестраивался, хотя и не так значительно, собор во второй половине XVIII века, в 1761-1784 годах: заложили арки подклета, убрали керамический фриз и все стены храма снаружи и изнутри расписали «травчатым» орнаментом.
Во время войны 1812 года храм Василия Блаженного впервые подвергся риску сноса. Уходя из Москвы, французы заминировали его, но взорвать не смогли, только разграбили.
Сразу же после окончания войны один из самых любимых храмов москвичей отреставрировали, а в 1817 году занимавшийся восстановлением послепожарной Москвы О.И.Бове укрепил и украсил чугунной оградой подпорную стену храма со стороны Москвы-реки.
На протяжении XIX века собор еще несколько раз реставрировался, и в конце века даже была предпринята первая попытка его научного исследования.
В 1919 году был расстрелян «за антисемитскую пропаганду» настоятель собора о.Иоанн Восторгов. В 1922 году из собора были изъяты ценности, а в 1929 году собор был закрыт и передан Историческому музею.


На этом, казалось бы, можно было успокоиться. Но самое страшное время было еще впереди. В 1936 году Петра Дмитриевича Барановского вызвали и предложили заняться обмерами храма Покрова на Рву, для того, чтобы его можно было спокойно снести. Храм, по мнению властей, мешал движению автомобилей по Красной площади…


Барановский поступил так, как от него не ожидал, наверное, никто. Прямо заявив чиновникам, что снос собора − безумие и преступление, он пообещал немедленно покончить с собой, если это произойдет. Надо ли говорить, что после этого Барановский немедленно был арестован. Когда через полгода он был освобожден, собор продолжал стоять на своем месте…


О том, как сохранился собор, ходит немало легенд. Самая популярная – это история о том, как Каганович, представляя Сталину проект реконструкции Красной площади для удобства проведения парадов и демонстраций, снял с площади макет храма Василия Блаженного, на что Сталин скомандовал ему: «Лазарь, поставь на место!». Это будто бы и решило судьбу уникального памятника…
Так или иначе, но храм Василия Блаженного, пережив всех пытавшихся его уничтожить, остался стоять на Красной площади. В 1923-1949 годах в нем проводились масштабные исследования, позволившие восстановить первоначальный вид галереи. В 1954-1955 годах собор снова, как в XVI веке, раскрасили «под кирпич». В соборе расположен филиал Исторического музея, и поток туристов туда не иссякает.


С 1990 года в нем иногда проводятся службы, но в остальное время это по-прежнему музей. Но главное, наверное, даже не в этом. Главное, что один из красивейших московских и вообще российских храмов по-прежнему стоит на площади, и больше ни у кого не возникает идей убрать его отсюда. Хочется надеяться, что это навсегда.


















Иконостас церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Фрагмент



Покровский собор что на рву (храм Василия Блаженного) на Красной площади в Москве. 1555-1561. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Шатер центрального столпа
















Неподалеку от Спасской башни Кремля, в самом сердце , расположился знаменитый на весь мир Храм Василия Блаженного. У него есть еще несколько названий: собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, а также Покровский собор. До начала XVII века этот памятник русской архитектуры имел название Троицкого, поскольку старинный деревянный храм был сооружен в честь Святой Троицы. Давайте совершим небольшую экскурсию в историю и узнаем, кто построил храм Василия Блаженного и где, собственно, находится этот собор.

История создания Храма Василия Блаженного

В 1552 году в день Покрова Божьей матери русские воины приступили к штурму Казани, который, как известно, завершился победой над Золотой Ордой. В честь нее царь Иван Грозный и приказал возвести собор, который бы увековечил такое радостное событие.

Строительство на Красной площади каменного храма Василия Блаженного началось через два года на месте, где прежде находилась Троицкая церковь из дерева, и где, по преданию, был похоронен юродивый, по имени которого был назван собор. Ходит легенда, якобы Василий Блаженный лично собирал деньги на этот Храм, однако так это было или нет, никто не знает. Ведь точная дата смерти юродивого не установлена. И тем не менее Федор, сын Ивана Грозного, велел создать в Покровском храме придел Василия Блаженного, куда были помещены его мощи.

Покровский собор строился в течение шести лет. Автор основной идеи храма – Митрополит Макарий, а претворяли ее в жизнь два архитектора, Барма и Постник. Другая версия этого гласит, что строил Покровский собор псковский мастеровой по прозвищу Барма. Еще одна легенда гласит, что Иван Грозный был в восторге от прекрасного храма и не хотел, чтобы где-нибудь в другом месте построили такой же красивый собор. Поэтому он спросил у зодчего, сможет ли тот возвести столь же прекрасное здание. Мастер дерзко ответил, что сможет это сделать, и тогда царь пришел в гнев и приказал ослепить зодчего.

Стиль Храма Василия Блаженного

Здание Покровского собора являет собой сооружение, состоящее из центрального шатра и восьми главных башен, расположенных вокруг него. В плане это фигура, состоящая из двух совмещенных квадратов, которые вместе образуют восьмиконечную звезду, символ Пресвятой Богородицы. Также цифра восемь символизирует день, когда воскрес Иисус Христос и является напоминанием о Вифлеемской звезде, указавшей путь к новорожденному Христу. Совмещение двух квадратов – это символ того, что Евангелие распространено на все стороны света.

Здание храма было возведено из нового в то время материала – кирпича. Элементы декора, фундамент и цоколь были выложены белым кирпичом. Шатер центрального храма украшен полихромным кафелем и украшен кокошниками. Архитектурное оформление фасада и интерьера в соборе имеет сходные мотивы.

Освящал еще недостроенный в 1557 году храм митрополит Макарий в присутствии царя Ивана Грозного. Долгое время Покровский собор, находящийся на Красной площади, был .

Во время страшного пожара, случившегося в 1737 году, Покровский собор серьезно пострадал, но затем был отреставрирован, а в XVII веке он еще раз был перестроен. В это время шатровая колокольня была объединена с самим храмом. В это время собор был так разноцветно украшен, как мы можем это наблюдать и сегодня. В его оформлении появилась прекрасная орнаментальная фресковая роспись на сводах и столпах галерей.

В конце прошлого века в Храме Василия Блаженного после долгого перерыва было проведено всенощное бдение, а затем и литургия. Ежегодно в праздник Покрова здесь совершается богослужение.

Сегодня 12 июля Покровский собор, более известный как храм Василия Блаженного, отмечает свое 450-летие. Эта дата не случайна: 2 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года была освящена центральная Покровская церковь собора.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, более известный как храм Василия Блаженного , расположен в южной части Красной площади в Москве, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке. Он построен в середине XVI века по распоряжению царя Ивана IV Грозного в ознаменование покорения Казанского ханства - части бывшей Золотой Орды - в знак благодарения за одержанную победу.

Что стояло раньше на месте Покровского собора точно не известно. Русские летописи содержат отрывочные и противоречивые сообщения о деревянных и каменных церквях. Это порождало немало догадок, версий и легенд.

По одной из версий, вскоре после возвращения Ивана IV Грозного из Казанского похода 1552 г. на месте будущего храма Покрова на Рву на бровке Москвы-реки, на возвышенности была заложена деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с семью приделами.

Святитель Московский митрополит Макарий посоветовал Ивану Грозному создать здесь каменную церковь . Митрополиту Макарию принадлежала и основная композиционная идея будущего храма.

Первое же достоверное упоминание о возведении храма Покрова Богоматери относится к осени 1554 г. Считают, что это был деревянный собор. Он простоял немногим более полугода и был разобран перед началом строительства каменного собора весной 1555 г.

Покровский собор возводили русские зодчие Барма и Постник (есть версия о том, что Постник и Барма - имена одного человека). По легенде, чтобы зодчие не смогли создать нового лучшего творения, царь Иван IV по завершении строительства выдающегося шедевра архитектуры велел их ослепить. Впоследствии была доказана несостоятельность этого вымысла.

Строительство храма велось всего 6 лет и только в теплое время года. В летописи содержится описание "чудесного" обретения мастерами девятого, южного престола, после того, как все сооружение было практически завершено. Однако четкая симметрия, присущая собору, убеждает в том, что у зодчих изначально было представление о композиционном строении будущего храма: предполагалось поставить восемь приделов вокруг центральной девятой церкви. Храм строили из кирпича, а фундамент, цоколь и некоторые элементы декора были выполнены из белого камня.

Уже к осени 1559 г. собор был в основном завершен. В праздник Покрова Богоматери освятили все церкви, за исключением центральной, так как "болшая церковь средняя Покров того году не совершена".

Освящение Покровской церкви и, соответственно, всего собора произошло 12 июля (29 июня по старому стилю) 1561 года. Освящал храм митрополит Макарий.

Каждая церковь собора получила свое посвящение . Восточная церковь была освящена во имя Святой Живоначальной Троицы. Исследователи до сих пор ищут ответ, почему эта церковь получила свое название. Существует несколько гипотез. Известно, что в честь "Святой Живоначальной Троицы" в 1553 г. был основан монастырь в покоренной Казани. Предполагают также, что на месте Покровского собора первоначально стояла деревянная Троицкая церковь, давшая наименование одному из приделов будущего храма.

Четыре боковых придела освящены в честь святых, в дни памяти которых совершались важнейшие события Казанского похода: Киприана и Иустины (2 (15) октября - в этот день завершился штурм Казани), Григория, просветителя Великой Армении (в день его памяти 30 сентября (13 октября) произошел взрыв Арской башни г. Казани), Александра Свирского (в день его памяти 30 августа (12 сентября) была одержана победа над войском царевича Епанчи, спешившего из Крыма на помощь татарам), Трех Патриархов Константинопольских Александра, Иоанна и Павла Нового (поминаемых также 30 августа).

Еще три придела посвящены Николаю Великорецкому, Варлааму Хутынскому и празднику Входа Господня в Иерусалим. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, так как 1(14) октября в день этого праздника, символизировавшего заступничество Матери Божией за христианский род, начался главный штурм Казани. По наименованию центральной церкви и был назван весь собор.

Приставка "на Рву" , встречающаяся в летописных свидетельствах о соборе, связано с тем, что через всю площадь, названную впоследствии Красной, вдоль кремлевской стены c XIV века шел глубокий и широкий оборонительный ров, который был засыпан в 1813 г.

Собор имел необычную архитектурную композицию - 9 самостоятельных храмов были построены на едином основании - подклете - и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, окружающими центральный храм. Снаружи все церкви были окружены первоначально открытой галереей-гульбищем. Центральная церковь завершалась высоким шатром, приделы были перекрыты сводами и увенчаны куполами.

Ансамбль собора дополняла трехшатровая открытая звонница, в арочных пролетах которой висели массивные колокола.

Первоначально Покровский собор венчали 8 больших куполов и маленькая главка над центральным храмом. Чтобы подчеркнуть значимость строительного материала, а также уберечь собор от атмосферных воздействий, все его стены снаружи были расписаны в красно-белых тонах. Роспись имитировала кирпичную кладку. Материал первоначального покрытия куполов остается неизвестен, так как они были утрачены во время опустошительного пожара 1595 г.

В первозданном виде собор просуществовал до 1588 г. Тогда с северо-восточной стороны к нему была пристроена десятая церковь над могилой юродивого Василия Блаженного, который проводил много времени у строящегося собора и завещал похоронить себя рядом с ним. Известный московский чудотворец умер в 1557 г., а после его канонизации сын царя Ивана IV Грозного, Федор Иоаннович повелел соорудить церковь. В архитектурном отношении она представляла собой самостоятельный бесстолпный храм с отдельным входом.

Место обретения мощей Василия Блаженного обозначили серебряной ракой, которая впоследствии была утеряна во времена Смуты, в начале XVII в. Богослужения в церкви святого вскоре стали ежедневными, а начиная с XVII столетия, имя придела переносится постепенно и на весь собор, становясь его "народным" наименованием: Храм Василия Блаженного.

В конце XVI века появились фигурные главы собора - взамен первоначального сгоревшего покрытия.

В 1672 г. с юго-восточной стороны к собору пристроили одиннадцатую церковь: небольшой храм над могилой Иоанна Блаженного - чтимого московского юродивого, похороненного у собора в 1589 г.

Во второй половине XVII века во внешнем облике собора произошли существенные изменения. Деревянные навесы над гульбищем, то и дело сгоравшие при пожарах, заменили кровлей на арочных кирпичных столбах. Над папертью церкви Святого Василия Блаженного пристроили церковь святой Феодосии Девы. Над открытыми ранее белокаменными лестницами, ведущими на верхний ярус собора, появились сводчатые шатровые крыльца, устроенные на так называемых "ползучих" арках.

В этот же период появляется полихромная орнаментальная роспись. Она покрывает вновь выстроенные крыльца, опорные столбы, наружные стены галерей и парапеты гульбищ. Фасады церквей сохраняют в это время роспись, имитирующую кирпичную кладку.

В 1683 г. весь собор по верхнему карнизу был опоясан изразцовой надписью. Большие желтые буквы на темно-голубом фоне поливы изразцов сообщали об истории создания храма и его поновлении во второй половине XVII в. Надпись была уничтожена спустя столетие во время очередного ремонта.

В 1680-е гг. перестроили звонницу . На месте открытого сооружения возвели двухъярусную колокольню с открытой верхней площадкой для звона.

В 1737 г. во время грандиозного пожара храм Василия Блаженного сильно пострадал, особенно его южная церковь.

Кардинальные изменения в его программе росписей произошли при ремонте в 1770-1780-е гг. На территорию собора и под его своды перенесли престолы деревянных церквей, снесенных для предотвращения пожаров с Красной площади. Тогда же престол Трех патриархов Константинопольских был переименован во имя Иоанна Милостивого, а церковь Киприана и Иустины стал носить имя святых Адриана и Наталии (первоначальные посвящения церквям были возвращены в 1920-е гг.).

Внутри церкви расписали масляным "сюжетным" письмом с изображением святых и сцен житийного содержания. Масляная роспись поновлялась в 1845-1848 гг. и в конце XIX века. Снаружи стены покрыли росписью, которая имитировала кладку из крупных валунов - "дикий камень". Были заложены арки подклета (нижний нежилой ярус), в западной части которого разместили жилье для причта (служителей храма). Колокольню объединили пристройкой со зданием собора. Верхнюю часть придела Василия Блаженного (церковь Феодосии Девы) перестроили в ризницу - хранилище церковных ценностей и святынь.

В 1812 г. был отдан приказ французским артиллеристам взорвать собор. Однако он был лишь разграблен войсками Наполеона, но сразу же после войны отремонтирован и освящен. Территория вокруг собора была благоустроена и обнесена ажурной чугунной решеткой, выполненной по проекту известного архитектора О. Бове.

В конце XIX века впервые встала задача возвращения собору первоначального облика. В специально созданную Комиссию по реставрации памятника вошли известные архитекторы, ученые и живописцы, которые определили основные направления исследования и восстановления Покровского собора. Однако отсутствие средств, Октябрьская революция и последующий за ней период разрухи в истории России не позволили осуществить задуманную программу.

В 1918 г. Покровский собор одним из первых был взят государством под охрану как памятник национального и мирового значения. С 21 мая 1923 года он открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. При этом до 1929 года в церкви Св. Василия Блаженного проводились богослужения.

В 1928 г. Покровский собор стал филиалом Государственного исторического музея и является им и поныне.

В 1920-е гг. на памятнике развернулись широкие научно-реставрационные работы, благодаря которым стало возможным восстановление первоначального облика собора и воссоздание в отдельных церквах интерьеров XVI - XVII веков.

С этого момента по настоящее время были проведены четыре глобальные реставрации, включавшие архитектурные и живописные работы. Была восстановлена первоначальная роспись "под кирпич" XVI века снаружи, в церкви Покрова Богоматери и в церкви Александра Свирского.

В 1950-1960-е гг. проводились уникальные реставрационные работы: в интерьере центральной церкви открыли "храмозданную летопись", в которой древние зодчие указали точную дату завершения строительства собора - 12 июля 1561 года (день равноапостольных Петра и Павла); впервые железные покрытия куполов заменили на медные. Удачный выбор материала способствовал тому, что до сих пор покрытия куполов остаются невредимыми.

В интерьерах четырех церквей реконструированы иконостасы , практически полностью состоящие из икон XVI - XVII веков, среди которых есть подлинные шедевры древнерусской школы иконописи ("Троица" XVI в.). Гордостью собрания являются иконы XVI- XVII вв. "Видение пономаря Тарасия", "Никола Великорецкий в житии", "Александр Невский в житии", а также иконы из первоначального иконостаса церкви Покрова Пресвятой Богородицы "Василий Великий" и "Иоанн Златоуст". В остальных церквях сохранились иконостасы XVIII - XIX веков. Среди них два иконостаса были перенесены в 1770-е гг. из соборов Московского Кремля (алтарные преграды в церкви Входа Господня в Иерусалим и в центральной церкви).

В 1970-е гг. на внешней обходной галерее под поздними записями была обнаружена фреска XVII века. Найденная живопись послужила основой для воссоздания первоначальной орнаментальной росписи на фасадах собора.

1990-й год стал важной вехой в истории музея: Покровский собор был включен в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России. После длительного перерыва в церкви Покрова Пресвятой Богородицы возобновили богослужения. В следующем году собор был утвержден в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской православной церкви.

В 1997 г. в церкви Василия Блаженного, закрытой с конца 1920-х гг., завершилась реставрация интерьера, монументальной и станковой живописи. Церковь введена в экспозицию Покровского собора, и в ней возобновлены богослужения.

В Покровском соборе Русской православной церковью проводятся богослужения: в дни главных престолов (Покрова и святого Василия Блаженного) проходят патриаршие или владычные службы. У раки Святого Василия Блаженного каждое воскресенье читается акафист.

В 2001-2011 гг. полностью отреставрированы семь церквей собора, поновлены фасадные росписи, и частично темперная живопись внутренней галереи. В 2007 г. Покровский собор стал номинантом конкурса "Семь чудес России".

Материал подготовлен на основе информации открытых источников