Чему посвящен медвежий праздник. Медвежий праздник

   (манс. яны йикв - «большие пляски», нивх. чхыф леранд - «медвежья игра») - комплекс обрядов, связанных с культом медведя. Обряды сопровождаются игрой на музыкальных инструментах, ритуальными и развлекательными плясками, пением. Условно медвежий праздник состоит из нескольких частей: ритуальной, с соблюдением всех правил и запретов охоты или инсценированной охоты на выращенного для этого медведя (иногда - хранение медвежьей шкуры для праздника), с соблюдением правил, запретов и ритуалов свежевания его, доставки освежеванной туши и шкуры с головой в селение, где медведя встречали как гостя, одаривали его и угощали, извинительных обрядов (отведение вины за убийство на «русское ружье», а за поедание мяса - на ворон); воспевания зверя как предка рода, фратрии или родственника (медвежий фольклор); звериных и птичьих плясок, драматических сценок и инсценировок, в некоторых случаях - и спортивных состязаний; ритуального приготовления медвежьего мяса и трапезы; обрядов захоронения костей, черепа, призванных возродить медведя; хранения шкуры, черепа, норки (части морды), губ и лап в качестве священных.

Существуют мифы о том, как зародились ритуалы медвежьего праздника. В эвенкийском мифе рассказывается о девушке, которая пошла в лес, упала в берлогу к медведю и провела там зиму. Весной она вернулась к родителям и родила медвежонка, которого они воспитали. Позже девушка вышла замуж за человека и родила мальчика. Оба брата выросли и решили померяться силами. Младший брат - человек убил старшего - медведя. Умирая, медведь поведал, как надо на него охотиться и как хоронить. В мифе хантов и манси медведица, съевшая растение порих и родившая двух медвежат и девочку, говорит дочери: «Завтра придут люди. Меня, твоего брата и сестру они убьют, а тебя возьмут с собою. Когда люди будут варить мое мясо, ты, смотри, не ешь, а к ночи приходи к заднему углу дома». Так и случилось. В условленном месте девушка встретила мать-медведицу, которая три ночи наставляла ее, как надо себя вести и как поступить с мясом и костями. У кетов Кайгусь-медведь хочет жениться на девушке и похищает ее. Но его преследуют, он отпускает девушку и рассказывает ей, что надо делать для его возрождения после смерти.

  Культ медведя (особое отношение, поклонение, служение ему) характерен для всех народов Севера, медвежий праздник - лишь для части из них. Условно можно выделить три основных варианта медвежьего праздника: 1 - общего характера (условно), свойственный эвенкам , эвенам , кетам , северным якутам и др., 2 - обско-угорский (у хантов и манси), 3 - амуро-сахалинский (у нивхов , ульчей , удэгейцев , орочей , ороков).

Первый вариант наиболее ярко представлен у эвенков и кетов. Он приурочен к охоте на медведя, и главное в нем - трапеза. Медвежье мясо едят ночами в течение всего праздника (до трех дней), а в промежутках между приемами пищи устраивают танцы, игры, поют.

У эвенков медведя убивал старший из охотников, а свежевал свойственник (нимак). Снимая шкуру с головы медведя вместе с шейными позвонками, приговаривали: «Дед (бабка), шубу снимать станем, много муравьев бегает, они кусаться станут». Отделяли сало, делили его между семьями, тушу доставляли в селение на нартах, которые затем ломали. В селении продолжали свежевать добытого зверя: отрезали голову, вынимали легкие, сердце, печень, глаза, вырезали уши, язык, нос, половые органы (их хранили до окончания праздника). Чтобы приобрести свойства медведя, нимак - родственник охотника - съедал сырое мясо.

  У большого дерева разводили костры. В первый день варили шейную часть. Молодежь играла, плясала и водила хороводы. В полночь «крик ворона» возвещал начало трапезы. Ели молча у костра и расходились. На второй день варили мелко нарезанные сердце и внутренности, в других котлах - мясо. Молодежь снова развлекалась, водила хороводы. После полуночи опять раздавался «крик ворона», все отвечали «птице», мазали лица сажей и, называя друг друга оли - ворон, садились вокруг костра. Нимак раздавал ложки и пускал сосуд с сердцем и внутренностями по кругу. Медвежье мясо ели, разойдясь по чумам. На третий день продолжали варить мясо и проводили обряды с головой, половыми органами медведя, мясо с головы съедали в полночь. Череп завертывали в бересту и хоронили. Шкуру медведя получал нимак (в ответ он дарил охотнику оленя), ее окуривали и хранили в семье вместе со святынями. Лапу вешали в чуме как талисман или отдавали шаману для изготовления колотушки.

У хантов и манси медвежьи праздники были не только спорадические (по случаю удачной охоты на медведя), но и периодические. В далеком прошлом, когда убивать медведя, предка фратрии Пор, и есть его мясо запрещалось, очевидно, проводили только периодические праздники, на которые допускали лишь членов фратрии Пор. Со временем, когда запреты ослабли, на празднике позволяли присутствовать чужеродцам, а позднее - и иноплеменникам. Для возрождения зверя и отведения вины стали добывать медведя, съедать его мясо и проводить спорадические медвежьи праздники.

Периодические праздники - «медвежьи игры» - устраивали зимой в течение семи лет, с последующим семилетним перерывом. Начинались они в декабре, с периода зимнего солнцестояния, а заканчивались в марте, в период весеннего равноденствия. Сначала «играли» подряд четыре ночи, затем через 5-7 дней перерыва в течение января и февраля - по 1-2 ночи, по мере того как из окрестных селений собирался народ. В начале марта «играли» семь ночей, перед полнолунием «игры» завершались.

  Праздник проходил в центре фратрии Пор - д. Вежакоры на Оби. Медведя представляла его шкура, которую обычно хранили в священном амбаре. Первая часть праздника включала песни, сказания о медведе и о происхождении людей Пор, танцы предков. В «медвежьих песнях» рассказывалось о происхождении медведя, установлении обрядов. Затем следовала священная часть - «призывные песни» и «птичьи танцы», во время которых обращались к общим божествам, вызывали предков, мужчины исполняли танцы с саблями или мечами. Впрочем, песни и интермедии также поручали исполнять мужчинам, одетым в специальные костюмы (лисицы, петуха, журавля и др.), с берестяными и деревянными масками на лицах. Костюмы и аксессуары праздника (сабли, мечи и др.) хранили в священном амбаре или в специальном общественном доме - «танцевальной избе». В последнюю ночь праздника разыгрывали священные представления, изображая главных духов - Большого духа, Калтащ-экву, Мир Сусне хума, исполняли посвященные им танцы. Традиционные пляски и интермедии изображали противоборство медведя, предка фратрии Пор, и Журавля, представляющего фратрию Мось. На медведя и всех присутствующих нападали также комары, филин, огненная лисица, ворон. Танец огненной лисицы исполняли в зимней одежде, к которой привязывали хвост из соломы. Во время танца хвост поджигали - это должно было привести к очищению помещения и участников праздника. Танцевали и пели под аккомпанемент пятиструнного музыкального инструмента сангультапа. Заключительный эпизод праздника - приход семи лесных духов - мэнквов (духи фратрии Пор) за искупительной жертвой в виде двух деревянных фигурок мужчины и женщины. Их уносили в тайное святилище и сжигали. Позднее этот обряд принял форму кукольного представления. Куклы выступали антагонистами медведя, и гибель куклы, которой заканчивался спектакль, воспринималась как искупительная жертва.

Если убивали медведя, то медвежий праздник обских угров длился пять ночей, если медведицу - четыре, а если медвежонка - то 2-3 ночи (столько же исполнялось и «медвежьих песен» в начале праздника). Спорадический праздник являлся сокращенным вариантом периодического. В нем было больше развлекательных элементов. Когда тушу медведя привозили в селение, устраивали обряд очищения: летом всех обливали водой, зимой обсыпали снегом. Праздник проходил в доме охотника, добывшего медведя. Шкуру с головой и лапами укладывали в переднем углу на столе в жертвенной позе - голова положена на вытянутые лапы. Голову медведицы покрывали платком, на глаза клали кружки из бересты или монеты, лапы украшали кольцами, ленточками. Перед головой ставили угощения, фигурки из теста, изображавшие жертвенных оленей (раньше приносили в жертву оленей и лошадей), для окуривания - дымящуюся чагу. Все, кто приходил на празднование, кланялись медведю, целовали его лапу (женщины - через платок). На празднике пели песни о медведе, его жизни в лесу, о том, как его добывали. Важное место занимали обряды «отречения»: охотники обращались к медведю и говорили, что они не виноваты в его смерти. Сначала вина отводилась на членов фратрии Мось, позднее - на иноплеменников («виновато русское оружие»). В течение нескольких ночей исполняли медвежий фольклор, танцы, песни и представления - инсценировки в масках (тули лап). Они имели как сакральное, так и развлекательное значение. Все роли, в том числе и женские, исполняли мужчины. Женщины танцевали, закрыв от медведя лица и руки большим платком. Назидательносатирический характер носили сценки, изображавшие хвастунов, трусов, воров, лентяев, нерях. Объектом интермедии мог стать любой человек, в том числе присутствующий на празднике. Никто не обижался на актеров. Тем более что всем известные актеры были как бы анонимны: когда после представления и переодевания они возвращались в дом, хозяин спрашивал их: «Люди здесь веселились, где вы были весь вечер?» На что они отвечали: «Нам это совершенно не известно: мы все время крепко спали».

Кульминация праздника - представление с тряпичными куклами, укрепленными на ногах лежащего на спине артиста, либо с деревянными фигурками, которыми управлял музыкант, играющий на сангультапе. Мясо медведя ели лишь в последнюю ночь праздника. Варили его только мужчины, в особом месте и в специальных котлах. Ели руками или особыми палочками (нельзя было использовать металлические предметы), кости разделяли по суставам. Мужчины ели мясо от передней части туши, женщины - от задней. (Голову, лапы и сердце варили мужчины позже, в лесу, и ели отдельно). Во время еды каркали по-вороньи, отводя от себя вину. Говорили: «Вороны пришли, вороны едят». Очищались: обливались водой, зажигая стружки, ртом захватывали пламя, проводили руками над огнем, лезвием ножа постукивали по зубам. После этого человек с горящим трутом обходил все углы жилища и кричал поптичьи; открывал дверь, «выгоняя» птиц на улицу, - дом очищался от нарушителей запрета. Затем гасили свет и делали вид, что засыпают. Раздавался голос: «К верхнему духу поднимается» (медведь). Кости медведя хоронили в лесу или озере, череп вешали на высокий пень или хранили завернутым в платок в священном сундуке.

Амуро-сахалинский медвежий праздник также устраивали периодически или по случаю удачной охоты на медведя. Наиболее ярко он представлен у нивхов. В охоте на медведя участвовали члены рода во главе со старейшим охотником. Он садился на спину убитого медведя и кричал: «У-у-у-у!» три раза, если убит был самец, и четыре - если медведица. Чтобы задобрить зверя, в его левое ухо клали табак. Освежевав тушу, доставляли в селение - везли головой вперед, предупреждая сородичей криком. Женщины встречали медведя игрой на музыкальном бревне. Тушу клали в амбар, шкуру с головой - на помост, где уже хранились кости, черепа, половые органы добытых ранее медведей. Тут же складывали охотничье снаряжение. Ставили всевозможные угощения, жареное мясо медведя раздавали присутствующим. Трапеза сопровождалась игрой на музыкальном бревне.

Гораздо больше у амурских народов разработан ритуал периодического медвежьего праздника - с выращенным в клетке медведем, который проводили в январе-феврале, в период полнолуния. С одной стороны, он был связан с промысловым культом (сопровождался обрядом кормления хозяев земли, леса и гор), с другой - с поминками по умершему родственнику, душа которого якобы перешла в медведя.

Медвежонка, найденного в лесу, выращивали три года в клетке. Хозяйка первое время даже кормила его грудью, называя «сынок». Праздник делился на несколько этапов: 1 - изготовление священных стружек инау, 2 - убиение медведя, 3 - водворение головы зверя на помост, 4 - кормление медвежьим мясом гостей, 5 - принесение в жертву собак, 6 - разъезд гостей.

В назначенный день хозяин медведя наливал вино домашнему духу и обращался к нему с просьбой извинить за то, что не может больше держать медведя, хотя все время обращался с ним хорошо. Затем с гостями он шел к клетке и угощал животное. Медведя водили по селению, его радостно встречали в каждом доме, угощали рыбой, специальным студнем из рыбьей кожи, вином, кланялись ему - это должно было принести благополучие дому. Под звуки музыкального бревна все плясали, пантомимой изображая будущее путешествие медведя к прародителям.

Убивал медведя зять (или зятья) на специально подготовленной площадке («стрельбище»). Медведя свежевали, шкуру с головой спускали в дом через дымовое отверстие. В жертву приносили собак. Начинали угощаться приготовленными блюдами. Между трапезами устраивали танцы, гонки на собаках, фехтование на палках, стрельбу из луков, женщины играли на музыкальном бревне. На огне, разведенном с помощью родового огнива, варили медвежье мясо, вынимали его специальным черпаком с изображением медведя, подавали в деревянных ковшах, сделанных к празднованию. Медвежью голову и мясо украшали стружками инау. Кости собирали и отдавали хозяевам, прикрепляя к ним какой-либо дар (копье, нож, ремень, даже собак, женщины - чашку с едой). Все дары вместе с костями якобы отсылались «лесным людям» - медведям. Перед окончанием праздника старики сидели целую ночь около черепа медведя, ели ритуальные кушанья и разговаривали с ним.

Черепа хранили в амбаре или на дереве, весной и осенью, начиная промысел, «кормили» их.

Медвежий праздник народов Севера соединил в себе элементы тотемизма (обряды возрождения медведя - предка и хозяина зверей) и промыслового культа. В нем также нашел отражение широко распространенный миф об умирающем и воскресающем звере.

статья из энциклопедии "Арктика - мой дом"

Медвежий Праздник

Животные, которых и сейчас айны приносят в жертву, также рассматриваются как посланцы к камуям с просьбами.

Но исключительное значение имеет жертвоприношение медведя, выращенного в неволе. Подобно многим евразийским народам, айны имеют традицию выращивания диких животных в неволе, но только медведь рассматривается как член семьи.

Медведь, почитаемый родоначальником айнов, окружен ими особым почетом. Убийство медведя рассматривается как дар зверя людям своей плоти, душа же его возвращается в мир духов.

Это хорошо проиллюстрировано в следующей айнской притче.

«В древние времена жила семья, муж и жена. Однажды муж заболел и вскоре умер, не оставив детей, и жена осталась совсем одна. Соседи увидели, что женщина будет иметь ребенка, и некоторые из них сказали: «Несомненно, эта женщина вышла замуж снова». Другие говорили: «Нет, ее покойный муж воскрес из мертвых». Но сама женщина говорила, что с ней произошло чудо, и описала его так: «Однажды вечером к ней в хижину вошло какое-то существо, похожее на мужчину, одетого в черные одежды. Он сказал: «Женщина, я - Бог, который обитает в горах - медведь, но я сейчас принял телесную форму человека. Твой муж умер, и ты одинока. Я видел это, и я пришел сказать, что у тебя будет ребенок. Он будет моим подарком тебе». И сказав это, он ушел. От божества женщина родила двух сыновей человека и медведя. Однажды человек, вступив с братом медведем в поединок, победил его. Умирая, медведь просил во имя благополучия человека обязательно устраивать для всех убитых на охоте медведей похороны и праздник, на котором, согласно завещанному ритуалу, люди должны будут, церемониально есть мясо медведя. Определил запреты для женщины - матери своего ребёнка - медведя (не употреблять в пищу мясо зверя). Сын-человек стал отцом многих детей. Таким образом, получается, что многие из айнов и по сей день считаются родственниками медведя.

Обряд принесения в жертву выращенного в неволе медведя айны именуют «Иоманте», медвежьи проводы к горным духам - хозяевам всех зверей.

Коротко, суть сводится к тому, что медвежонка вскармливают в селении. Через три года его с извинениями приносят в жертву на медвежьем празднике. Мясо съедают, кости торжественно хоронят, а душу отправляют к горным духам со всевозможными прошениями.

Из описаний, нарытых из различных источников, составил свое:

Для того, чтобы уберечься от самых грозных враждебных сил, или болезней, нужен особый инау.

Сначала охотники добывают медвежонка-сосунка, которого приносят в деревню.

С того дня у всех окрестных айнов начинается новая Жизнь в ожидании Праздника. Его нужно ждать от трех до четырех лет. Но люди теперь не так боятся болезней, голода, войн. Все беды уйдут, потому что впереди Праздник.

Этого слабого медвежьего «человечка» селили в одной из семей, и женщина вскармливала его своим молоком. Подросший медведь ел одинаковую с людьми пищу.

Медвежонка содержали в особой клетке:

Её можно хорошо рассмотреть на акварели, изображающей стойбище айну:

И вот, в особое полнолуние, на много дней пути вокруг наступает мир (напомню, что айны - воинственные племена). Из разных родов, из самых дальних мест приходят по суше, приплывают по морю гости. Их встречают с радостью и почетом.

Сахалинский областной краеведческий музей, картина. Пиршество во время медвежьего праздника. 1950 г.

По традиции, хозяин, у которого воспитывалось священное животное, выставлял на показ всё своё богатство - посуду, гербовые узорчатые кимоно, узорчатые ткани, мечи, колчаны и угощал всех саке.

Акварель Бёзана Хирасавы

Фото Б.О. Пилсудского

Наступает время игр, состязаний и танцев. Под ритмичные звуки «муккури» (разновидность хомуса) и в такт ударам по лежащему на козлах еловому бревну, бывшие враги втягивают друг друга в пляску, забывая обиды, становятся бок о бок и медленно ступают то в одну, то в другую сторону. Музыка сама собой заставляет хлопать в ладоши, покачивать головами. Слышен смех, песни.

Затем наступает главное: из дома-клетки выводят медведя. О нем все это время заботились лучше, чем о собственных детях.

Теперь люди собрались вместе, чтобы проводить дорогого гостя в другой мир. Медведь долго будет помнить и благодарить айнов. Но сначала пусть пройдет он между рядами стоящих и сидящих людей, чтобы каждый мог попрощаться с «человеком».

Айны сбиваются в огромную ликующую толпу. Она ведет медведя к священной площадке, где застыли вырезанные из дерева похожие на него «люди» - фигурки медведя.

Фото Б.О. Пилсудского

Выходит бородач с большим, в свой рост, луком. Две стрелы ударяют медведя в левый бок и выпускают его душу на волю.

Фото Б.О. Пилсудского

Ведь она - самый умный, самый умелый инау. Не одного, многих камуев уговорить может. И тогда Хозяин Леса - медведь - даст счастливую охоту, а Хозяин Моря - касатка - пригонит на острогу айна морского зверя или прикажет жирным китам выброситься на берег. Только бы душа косматого «человека» дольше помнила о том, как любили его настоящие люди, живущие на разбросанных посреди громадного океана островах.

Во время церемонии похорон медведя процессия из мужчин, медленно движется тропкою, ведущею в лес. Впереди несут голову, насаженную на инау, затем глаза медведя, обернутые в стружки, уши, нос и два позвонка, нижнюю губу, лапы и пищевод, потом кости в рогожке; в конце процессии несли блюда и саке. Все останавливаются перед вбитыми в землю высокими инау. Пришедшие привязывают принесённых медвежьи органы к тонкому инау, вбитому рядом с остальными в землю. Все усаживаются и должны выпить „саке”, немного покапав перед поставленным черепом. Прощание происходит со словами: „Возьми как жертву… Пусть примут участие в этой заключительной сцене пиршества и боги леса, реки, гор”.

Обращаясь к богам, айны не забывали себя. Так в песне богам на медвежьем празднике поётся: „Эту только сам я составил песню… Когда бы то ни было заставлял я слушать богов… Чтобы боги всегда обо мне помнили”

Таким видели устройство мира айны, «настоящие люди», которые считали, что кроме той земли, где они живут и охотятся, другой земли нет на свете.

Из книги История Средних веков, рассказанная детям автора Ле Гофф Жак

ПРАЗДНИК - В Средние века любили праздники (кроме церковных)?- Очень любили. Можно даже сказать, что у людей было сильно развитое чувство праздника. По сути, это в равной степени плод старых языческих традиций (в особенности крестьянских), не изжитых или переиначенных, и

Из книги Полная история ислама и арабских завоеваний в одной книге автора Попов Александр

Праздник Разговения и Праздник Жертвоприношения Главными мусульманскими праздниками являются1) ИД АЛЬ-ФИТР или Ид ас-сагир (Эйде-фетр – перс, Ураза-байрам, Кучук-байрам – тюркск.) – ПРАЗДНИК РАЗГОВЕНИЯ;2) ИД АЛЬ-АДХА (Ид-аль-курбан, Ид аль-кабир – перс, Курбан-байрам –

Из книги Белогвардейщина автора Шамбаров Валерий Евгеньевич

26. Медвежий угол Новые фронты гражданской войны множились, как грибы после дождя. И везде были чисто свои, характерные особенности. Например, если Туркестан считался медвежьим углом России, то Семир чье (Киргизстан и юго-восток Казахстана) считалось медвежьим углом

Из книги Все о Москве (сборник) автора Гиляровский Владимир Алексеевич

Праздник рабочих О первом мая в Сокольниках говорили давно. Носились слухи о «бунте», об избиениях, разгромах. Множество прокламаций в этом духе было разбросано всюду. Многие дачники, из боязни этого дня, не выезжали в Сокольники, и дачи пустуют.Но это был намалеванный

Из книги Повседневная жизнь Калифорнии во времена «Золотой Лихорадки» автора Крете Лилиан

«Медвежий флаг» «Медвежий флаг», поднятый бунтовщиками над «Калифорнийской республикой» и 1846

Из книги Исторические районы Петербурга от А до Я автора Глезеров Сергей Евгеньевич

Из книги Кипчаки. Древняя история тюрков и Великой Степи автора Аджи Мурад

автора

Праздник Фонарей В последний день новогоднего празднования начинается Фестиваль Фонарей. Он приходится на 15-й день первого месяца по лунному календарю. В этот день отмечается первое новолуние в новом году, поэтому праздничной является скорее ночь, а не вечер или день.

Из книги Народные традиции Китая автора Мартьянова Людмила Михайловна

Праздник Дуань-у цзе или праздник лодок-драконов Праздник Дуаньу называют еще и Днем поэта.В 5-й день 5-го месяца лунного календаря (приблизительно день летнего солнцестояния) отмечается очень красочный древний праздник. В этот день принято есть пирамидки из риса,

Из книги Повседневная жизнь Версаля при королях автора Ленотр Жорж

Праздник в Во-ле-Виконт С тех пор прошло триста тридцать семь лет; конечно, за это время бывали праздники и более грандиозные, и все же самым знаменитым по сей день остается тот, который 17 августа 1661 года Фуке дал в своем поместье Во.Этот праздник по праву принадлежит

Из книги В Москве-матушке при царе-батюшке. Очерки бытовой жизни москвичей автора Бирюкова Татьяна Захаровна

Книжкин праздник О том, что русские люди всегда много читали и читают, известно, наверное, во всем мире. Россия гордится таким стремлением своих жителей к знаниям. У нас сложилась даже пословица: «Ученье - свет, а неученье - тьма».Правда, насчет любви россиян к

Из книги Германия без вранья автора Томчин Александр Б.

6.31. Праздник пива Пиво играет в жизни немцев особую роль. В свободное время многие сидят и беседуют в «биргартенах» – «пивных садах» под открытым небом. На столе перед каждым должна стоять как минимум огромная кружка пива. Его в продаже больше 4000 сор тов. Для

Из книги История тюрков автора Аджи Мурад

Праздник ели На Алтае ели удивительной красоты. Стройные, как стрелы. Ель издревле считалась священным деревом. Ее «пускали» в дом. В ее честь устраивали праздники еще три-четыре тысячи лет назад, тогда люди поклонялись языческим богам.Праздник посвящался Йер-су, который

Из книги Великая степь. Приношение тюрка [сборник] автора Аджи Мурад

Праздник ели На Алтае ели всегда были удивительной красоты. Стройные, как стрелы. Ель издревле у тюрков считалась священным деревом. Ее «пускали» в дом. В ее честь устраивали праздники еще три-четыре тысячи лет назад, тогда, когда люди поклонялись языческим богам.Праздник

Из книги Война: ускоренная жизнь автора Сомов Константин Константинович

Праздник «Девятого мая 1945 года радовались все, - вспоминал пехотный солдат Иван Коломоец. - И не только мы, но и большинство гражданских немцев. А как же, наконец весь этот кошмар кончится. Они его на себе под конец войны очень хорошо ощущали».А мальчишкой получивший

Из книги Царский Рим в междуречье Оки и Волги. автора Носовский Глеб Владимирович

8.1. Загадочный праздник Луперкапий, смысл которого Плутарх не понимает Праздник на самом деле был посвящен Деве Марии В книге «Царь Славян» мы показали, что существенная часть летописной «биографии» знаменитого Юлия Цезаря состоит из сведений об императоре

ЭКСКЛЮЗИВ клуба "Дикий Север". Этнографическое путешествие в древние земли ЯМАЛа: "Медвежий праздник Ханты - хранителей культа медведя".

Полное название маршрута : " Ханты - хранители культа медведя. Жизнь коренных жителей ЯМАЛа. Медвежьи игрища. По следам древних менквов. Рыбалка и охота у ханты. Стойбище оленеводов ханты".

Уникальное этнографическое мероприятие на Ямале. Единственная в мире сохранившаяся только у народа ханты традиция - обряд "Медвежьи игрища". Культ медведя характерен для многих народов Севера, но медвежий праздник в полной мере сохранился лишь у племён ханты.

С 2016 г обряд «Медвежьи игрища » находится под защитой ЮНЕСКО как памятник нематериального культурного наследия.

Один раз в год , с февраля по март, на севере, только на Сынской земле в Шурышкарском районе Ямало-Ненецкого Автономного округа, проходит удивительный праздник по сохранению и передачи традиций древнего сакрального обряда «Праздник медведя ». Местные жители с удовольствием делятся секретами изготовления предметов быта коренных народов Северного Урала: берестяной туес, изделия из кости (резьба по кости), женские бисерные украшения «сак паль», обрядовых атрибутов (шапка, рукавицы с орнаментами). В рамках праздника пройдут наглядные обучающие занятия: разучивание песен и сценок на языке Сынских ханты, мужские и женские танцы. Желающие, смогут приобщиться к традиционному быту народностей ханты - посетить родовую деревню, примерить традиционный костюм, сходить на охоту, рыбалку, отведать блюда хантыйской кухни, посетить оленье стойбище и многое другое.

Север - прекрасен и притягателен. Кто хоть раз побывал в этих широтах, непременно захочет вернуться сюда снова и снова. Как живут здесь люди, что едят, каким молятся богам и кого почитают, на эти и другие вопросы каждый может получить ответ, посетив гостеприимный ЯМАЛ.

Во время путешествия Вы сможете прочувствовать всю прелесть северной жизни, погостить в доме коренных местных народов (в традиционных жилищах хантов: деревянном доме, чуме или чуме-палатке), научится традиционным ремеслам (резьбе по кости, обработке меха и изготовить для себя берестяной туес, сплести рыболовную сеть или сделать персональный оберег). Поохотиться в местных лесах и выловить рыбу из холодной северной чистейшей реки Сыня, которая берет свое начало далеко в горах приполярного Урала, где редко ступает нога человека. Приготовить обед или ужин, согласно местным традициям с добавлением традиционных ягод из леса и тундры (брусники, морошки и пр.).


























На Севере проживают животные, без которых не выжить северному человеку. Олень - это не только транспортное средство, но и дом, и ночлег, и еда, и одежда для коренного населения. Здесь, на ЯМАЛе, можно побывать в настоящем действующем стойбище, покормить и полюбоваться этими красивыми животными, переночевать в настоящем чуме, послушать народные придания и узнать некоторые тайны из жизни оленеводов. Ярким и незабываемым моментом путешествия будет участие в традиционном древнем священном обряде хантов - Медвежьи игрища:

Обряд "Медвежьи Игрища". Как это бывает. Видео Телеканала ТРВ-Мужи.

С культом медведя, или с Хозяином, как говорят в этих краях, связан один из главных и самобытных обрядов на ЯМАЛе, который и вы сможете посетить. Проходит он не часто, все зависит от того, "пришел ли Хозяин". Если выбор сделан, определяют время и место проведения. Собираются гости в национальных костюмах. В течение 4-5 дней ханты поют песни, разыгрывают сценки, обильно питаются блюдами национальной кухни, общаются. К этой многовековой традиции, привлекают детей (во время сценок показывают и рассказывают об устройстве мира, о том, как жить, любить, почитать Богов, воспитывать детей), о том, что такое хорошо и плохо тоже можно узнать, побывав на этом удивительном обряде.

Во время пребывания на обряде, также можно познакомиться с бытом ханты, собственноручно поставить чум, принять участие в сценках и играх, которые запомнятся вам надолго.







































Сроки проведения путешествия согласовываются заранее (указываются в графике клубных снегоходных экспедиций).

Регион проведения экспедиции : Ямало-Ненецкий Автономный Округ.

Уровень сложности предлагаемого маршрута - комфорт.

Цель путешествия : Знакомство с культурой и бытом коренных малочисленных народов Севера, позволяющее приобщить современного человека к истокам и традициям древней культуры. Расширение представлений о материальной и духовной культуре народов, проживающих на территории Северных регионов России.

Активная часть путешествия - зимняя рыбалка на рыбу северных рек, составляющую основной рацион питания ханты: сырок, щука, хариус и таймень, охота на боровую дичь, хантыйские танцы, соревнования, посещение стойбища оленеводов.


  • Вы увидите своими глазами уникальный обряд народов ханты - «Медвежьи игрища», и прикоснётесь к таинству этого действа, через песни, танцы и сценки;
  • Вы посетите далекий хантыйский поселок сынских ханты, приобщитесь к быту, культуре и традициям этого удивительного народа;
  • Вы познакомитесь с настоящими шаманами, обладающими древними знаниями прорицания и исцеления, примите участие в настоящем шаманском обряде и празднике;
  • Вы сделаете памятные сувениры своими руками из традиционных для севера материалов - бересты, кости, сукна, бисера, а так же у вас будет возможность сделать уникальные фотографии священных для ханты мест;
  • Вы совершите незабываемое путешествие на снегоходе или в оленьей упряжке по зимней реке Сыне;
  • Вы побываете в традиционной хантыйской деревне, очень далеко от цивилизации, посетите стойбище оленей, приобщитесь к традиционному виду рыбалки, к охоте и другим таёжным промыслам;
  • Вы научитесь управлять традиционным хантыйским средством передвижения, запряженными оленями нартами;
  • Вы познакомитесь с Ямальским Севером России, насладитесь чистотой и первозданностью природы ЯМАЛА, умоетесь чистейшей водой ледниковой реки Полярного Урала;
  • Вы отведаете блюда традиционной хантыйской кухни: строганину, оленину, медвежатину , хантыйскую уху, ягоду и прочие вкусности;
  • Вы порыбачите на дикого хариуса, половите трофейных щук, которые настолько огромны, что вытащить их можно только сетями;
  • Вы отдохнёте от городской суеты в хорошей компании интересных людей в далеком хантыйском поселке;
  • Если повезет, вы полюбуетесь захватывающим северным сиянием - природным явлением способным удивить и потрясти своей завораживающей и чарующей величественностью;
  • Возможно, вы встретитесь с дикими зверями - лосями, оленями, соболями и росомахами, многочисленными следами которых истоптаны все таёжные тропы;
  • Вы насладитесь незабываемым отдыхом в суровой красоте Cеверных широт ЯНАО;
  • На время путешествия вы забудете о городе, его проблемах и стрессах, станете другим человеком - настоящим таёжным жителем. Испытаете на себе действия сил природы, их дикость и первозданность. Откроете для себя иной мир. Мир настоящих людей, природной красоты и свободы.

Медвежий праздник проходит в красивейших местах Полярного Урала - на территориях родовых угодий ханты, в условиях низких зимних температур. Часть путешествия проходит по скованному льдом руслу реки Сыни, священной для народа ханты, по зимникам и снегоходным тропам, ведущим в хантыйские избы и посёлки, деревни и оленьи стойбища.

Территория ЯМАЛА огромна - это один из самых неведомых труднодоступных районов. Край лесотундры, переходящей в бескрайние просторы тундры.

Приняв участие в событии «Медвежий праздник Ханты», путешественники совершат путешествие в жилой поселок племени ханты - Овгорт и старинную деревню на берегу реки Сыня - Вытвожгорт, которые расположены вдали от цивилизации, в приполярной тундре. Здесь живут в глубокой автономии представители коренного этноса - ханты. Участники группы побывают в условиях абсолютно дикой природы, где могут встретиться с местными лесными обитателями: волками, куницами, лосями, росомахами, рысью, дикими северными оленями. Добраться до хантыйских населенных пунктов - настоящее приключение - почти тысяча километров по федеральной и несколько сотен километров по зимней дороге.
































В этом зимнем путешествии, для комфортного отдыха и размещения участников, мы предлагаем воспользоваться услугами гостиницы-общежития в поселке Овгорт.

Уникальная и величественная природа , крепкие морозы и снежные насыпи, лесные тропы, истоптанные дикими зверями, священная река Сыня, кишащая разнообразной рыбой, — все это создает оптимальные условия для путешествия на рыбалку и охоту в холодное время года. С приходом зимних морозов особенно ценятся здешние места среди рыбаков, которые регулярно наведываются на ЯМАЛ, на излюбленные и недоступные летом озёра и реки - за трофейной рыбой и приключениями.

На протяжении всего путешествия команду туристов-снегоходчиков будут сопровождать квалифицированные специалисты клуба: руководитель группы, член Русского Географического общества Владимир Анищенко и профессиональный гид-культуролог Мария Волобуева.







Анищенко Владимир Станиславович: Член Русского Географического Общества, специалист по традиционной народной культуре народов Урала, эксперт в области криптозоологии, минералогии и геологии коллекционных минералов и самоцветов Урала и Сибири, эрудит по культуре коренных народов Приполярного и Полярного Урала Волобуева Мария Викторовна . Культуролог, мастер по художественной обработке шерсти, специалист по народным художественным промыслам, исследователь традиционной культуры малых народов России.


Также по желанию участников экспедиции возможно включение в состав группы профессионального шеф-повара и местного проводника - ханты , который проведёт команду по маршруту в своих угодьях, расскажет о древних преданиях и легендах, покажет скрытые от постороннего взгляда хантыйские тайники, священные лабазы, амбары-сумьяхи, урочища и святыни.

Предлагаемое путешествие будет очень интересно путешественникам ввиду недоступности местности, которая крайне редко посещается туристами, рыбаками и охотниками из-за отсутствия автомобильных дорог. Это абсолютно дикая местность, для которой характерно полное отсутствие цивилизации, ханты живут в дальних урманах в полной автономии, в непривычных для современного человека условиях, также как и многие века назад.

Питание группы осуществляется по предлагаемому местному хантыйскому меню. По дополнительной заявке, в полевых условиях предоставляется ресторанные блюда на выбор: северная кухня, либо блюда русской охотничьей и рыболовной кухни, или же по предпочтению команды: итальянская, французская, восточная и европейская кухни. Шеф-повар-профессионал, имеющий опыт более уже 15 лет, приготовит самые изысканные блюда и удивит манерой подачи блюд и сервировкой стола даже самых требовательных гурманов-едоков.




















Примерная предлагаемая программа путешествия
:



Ранний выезд автотранспортом из г. Екатеринбурга в пос. Овгорт (расстояние 1200 км, 900км по автодороге и 300км по зимнику). Для того, чтобы добраться до пос. Овгорт необходимо около 30 часов. Возможа остановка на ночь (по ситуации) в: г. Югорске (ХМАО), / г. Нягани (ХМАО) / г. Березово (ХМАО). Размещение в гостинице (за собственный счёт).


Завтрак (за собственный счёт). Выезд в пос. Овгорт. Дальнейший путь проходит вдоль бесконечного югорского газопровода Северный Поток по белоснежному и бескрайнему зимнику, через удивительную жемчужинку на краю Земли - поселок Берёзово, где провел свои последние дни знаменитый сподвижник Петра-1 Александр Меншиков. По предварительному согласованию возможна обзорная экскурсия с возможным посещением музеев и основных достопримечательностей: Изящнорй церкви на утесе с интересной, оставшаяся в живых архитектурой, музеем и даже местным аэропортом. Прибытие в пос. Овгорт. Размещение в гостинице-общежитии либо интернате (комнаты на 2-4 чел.). Ужин. Ночлег.


Завтрак в пос. Овгорт. Знакомство с укладом семьи ханты. Посещение краеведческого музея пос. Овгорт с проведением мастер-класса. Знакомство с традицией «Медвежьих игрищ». После обеда - выезд во посёлок Вытвожгорт. Дорога по зимнику (вверх по реке Сыне) - 22км. Знакомство с семьёй ханты Куртямовых. Знакомство с традиционным современным укладом ханты в деревянном доме местных жителей. Чаепитие в традициях хантов. Экскурсия по деревне. Посещение 100-летнего дома. Установка чума. Обед. Посещение священных мест (Женщины и мужчины отдельно). Проведение Обряда. Размещение в деревенском доме. Мастер-класс по изготовлению орнамента из меха оленя (для женщин), плетение сети (для мужчин). Прогулка «по звездному небу» и если повезет, можно увидеть северное сияние. Баня. Ужин. Отбой (ночевка в доме).

СПРАВКА
: Медвежьи игрища - Пупи Хот. Традиции, связанные с медвежьим праздником находят отголоски в различных культурах. Культ медведя, как старшего брата, или сына Бога почитался у многих народов. До наших дней, традиции медвежьего праздника в том виде, в котором проводили испокон веков, сохранилась лишь у обских угров. Праздник не привязан к календарной дате. Он может проходить как один раз в несколько лет, так и каждый год (как Медведь решит). Как и у многих народов, все праздники проводятся на растущую луну. Место проведения, родовое поселение, того, кто (или где) совершил - ритуал убийства медведя. Ведь в традиции ханты нет понятия охоты на медведя. Хозяина леса могут убить лишь в том случае, если он несет реальную угрозу человеку. Именно Этого Хозяина праздника обнаружили в этой самой деревне. Пришел и жил несколько дней, пока не подъел хозяйские припасы на зиму, тем самым создав опасность для жителей. Сам обряд «Медвежьи игрища» проводится от 4 (либо 3) до 5 (либо 4) дней. В первом случае, если это самка медведя, во втором, если самец. Шкуру медведя складывают определенным образом в жертвенную позу (когда голова находятся между лап, в одной плоскости). Глаза и нос закрывают монетами или берестой, чтобы хозяин не чуял присутствия человека. Сверху накидывают платком. Рядом с Хозяином в течение всех дней праздника сидит специально избранный человек, в его обязанности входит делать зарубки на деревянном колышке - фиксируя количество спетых песен на обряде за все дни.


Утро.
Завтрак. Начало праздника "Медвежьи игрища ". Сценарий игрищ проходит по казымской традиции (около 300 песен сохранилась, благодаря сохранившимся записям). В течение дня исполняются песни, танцы, разыгрываются сценки, описывающие структуру мира, возвышающие богов, высмеивающие человеческие пороки и прочие недостатки. Каждый день имеет четкую структуру. В день исполняется нечетное количество песен. Количество участников тоже нечетное - 1 ведущий шаман и 3 или 5 мужчин, встают перед головой медведя, берутся за мизинцы и поют о встрече человека с медведем и раскачиваясь в такт поют обрядовые песни. С утра шаманами ханты проводится гадание. Определяется тот ханты, кто будет проводить обряд. Спрашивают у Хозяина. Туша весит прилично, хоть и разделана давно, но странные вещи происходят во время гадания - кто то не может ее оторвать от земли, а тот, кто почувствовал в этой тушке пушинку, тому и вести праздник. К полудню общий сбор. В родовую деревню Вытвожгорт прибывают гости из разных сторон. После расспросов Медведя, оленеводы едут за оленями на стойбище оленеводов (для жертвоприношения). Мужчины и женщины располагаются отдельно - так здесь положено. Женщины не имеют права заходить за территорию чума, где командуют мужчины. На запряженных нартах привозят Медведя. Несколько раз объезжают обрядовый чум, с криками, оповещающими приезд Хозяина праздника (5 раз: 3 подряд и 2 через паузу) с особыми криками мужчины, чтобы Медведь впустил в чум). В это время чум окуривается чагой и шкурой выдры - так ханты освещают и очищают пространство. На дым накладывается энергия чистой воды и чистого зверя. Самого Хозяина (так называют главное действующее лицо праздника - Медведя) вносят в чум с южной стороны, для него был сделан отдельный вход. Затем каждый гость, приносит дары: платки, ткани, рубашки, украшения и кушанья: конфеты, печенья, ягоды и прочие преподношения для освящения. Каждому входящему в чум шаманы обтирают лицо снегом, что символизирует воду (очищение перед началом праздника).
В обрядовых песнях рассказывает о небесном происхождении медведя, который наказан Отцом Торумом за нарушение запретов. Небесный отец не позволял трогать оленьи стада, ни разорять лабазы и дома и не разрушать людские могилы, но голодный зверь забывает об этом и учиняет разбой. Мать-Земля вступается за людей, пророча медведю небесную кару. В лице охотника приходит смерть зверю. Так медведь становится смертным, но душа его должна вернутся на небо. В процессе праздника исполняются мужские и женские танцы. По поверию, каждый гость обязан танцевать, иначе Хозяин может обидеться и послать неприятность.
День. Посещение стойбища оленей для выбора жертвенного оленя. Обед в стойбище. Тренировка в метании маута на хорей. Ловля оленя арканом. Прогулка по лесу, знакомство с флорой и фауной лесотундры. Проводники ханты учат путешественников читать следы зверей на снегу.
Вечер. Возвращение в пос. Вытвожгорт. В течение дня в посёлке проходит обряд жертвоприношения. Шаманы ханты забивают священного оленя, преподносят его в дар Богам, день заканчивается коллективной трапезой - ужином, камланием и пением хантыйских песен. Песни поют до глубокой ночи, заканчивают «убаюкивающей песней» - ил вэлттаты ар , на голову Медведя накидывают платок, символизирующий спящее животное. Несмотря на то, что чум практически не отапливается, гости находятся в чуме и участвуют в обряде и только потом все расходятся до следующего дня. Отбой.


Утро.
Медвежьи игрища ". День начинается с песни пробуждения - нух киллтаты ар когда откидывается наброшенный на медведя платок. Когда медведь разбужен, перед ним обязательно ставят чашу с дымом чаги, очищая новые дары и яства. Песни посвящены духам - охранителям - рода, хозяевам рек, лесов и пр. Обращаются к богам верхнего мира, песни-духов покровителей, так называемые миш ар . Своим чередом идут медвежьи песни. Появляются персонажи в берестяных масках. Все участники сценок и танцев - мужчины. Если по роли необходимо присутствие женского персонажа - мужчина покрывает голову раскрытым платком, закрывая при этом полностью голову. Этот блок песен, посвящен высмеиванию человеческих пороков.
День. Продолжение знакомства с жизнью хантов. Выезд на реку. Рыбалка на трофейную щуку (подледная, традиционная). Возвращение в посёлок. Приготовление обеда. Мастер-класс. Просмотр фильма «Сага о хантах». Баня (по желанию). Продолжение праздника "Медвежьи игрища". Следующая часть праздника - вечерние песни, посвященные лесным божествам - менвкам . По окончании песнопений - ужин. Отбой.

6 день . Окончание праздника "Медвежьи игрища".

Утро. Завтрак. Продолжение праздника "Медвежьи игрища ". День начинается с песни аланг ар - утренней песни, продолжает Полум - Торум . После завершения Полум - Торум, начинаются песни для духов покровителей. Представлены тесты песен обских, кунаватских и казымских племён ханты. Последовательность песен согласовывался с Медведем посредством гадания. В конце Медвежьего праздника появляются персонажи, изображающие птиц и зверей. В их коварный план входит кража души медведя, чтоб он не возродился. Участники игрищ отгоняют непрошенных гостей, сохраняя тем самым душу медведя. Последняя песня на празднике - направление души медведя на небо. Для этого отверстие чума закрывают шкурой оленя. Поют в тёмном чуме. После окончания песни, всех участников праздника «вышвыривают» из чума. Перед чучелом медведя ставят тарелку с мукой, в которой проявляется след медведя, говорящий о том, что праздник состоится на будущий год. Медведя в жертвенной позе переносят на специально подготовленную для этого нарту. Исполнители обрядов также выходят из чума оттуда, откуда был перемещен медведь. Это территория только для мужчин. Здесь проходит сакральная часть праздника. Мужчины гадают на предстоящую охоту, устраиваются состязания с кривым луком, кривыми стрелами и каждый участник должен попасть в узор, вырубленный на дереве. Поют песни о душе медведя. Если зверь согласится быть духом-хранителем, его душа отправится на небо, если нет - останется с медведем. Здесь же, в святом месте, одаривают главных исполнителей обряда. После проведения финальной части праздника - праздничный ужин для гостей с поеданием медвежатины (по желанию), дегустацией местных блюд хантыйской кухни, состоящих из оленины, строганины, национальных рыбных блюд из сырка, щуки, хариуса и тайменя, прочие угощения и десерты для гостей.

СПРАВКА : Уникальность традиционного праздника обских угров - Медвежьи игрища, заключается в том, что в течение 4-5 дней дается повествование об устройстве мира, о взаимоотношениях между людьми, об отношении к природе. Здесь все меняется местами - день и ночь. Начало действий происходит в середине дня и заканчивается под утро. Это своего рода - энциклопедия жизни ханты . Потому-то традиция эта сохранилась и живет, развивается и с каждым годом расширяет границы и территориальные и национальные. В средине IXX века, венгерский ученый Антал Регули, путешествуя по Северному Уралу искал исторические корни своего народа. Собирая фольклор, он сделал важное для самооценки обских угров открытие: оказывается их «песенки» представляют ценность для других людей, других народов. Их картина мира кому-то еще нужна.

7 день. Свободное время.


Утро.
Завтрак. Посещение площадки «Медвежьих игрищ» и участие в обряде. Обед. Обмен опытом. Мастер-класс по изготовлению сувениров. Заключительный ужин. Подведение итогов. Вручение сертификатов «посвящение в ханты». В дневное время для желающих может быть проведена экскурсионная прогулка по тайге с опытным таёжным жителем - ханты. Также может быть проведена о хота, включающея в себя установку ловушек, охоту на боровую птицу и дичь. По желанию гостей, возможно посещение стойбища оленеводов. Возвращение на ужин в посёлок Вытвожгорт.

8 день. .Возвращение в пос. Овгорт


Утро.
Ранний подъём. Завтрак. Прощание с семьями ханты. Упаковка личных вещей. Ранний отъезд в пос. Овгорт и в г. Екатеринбург. Обратный путь на автотранспорте через г. Березово (По согласованию с группой, остановка на ночь в г. Нягань / либо в г. Югорск / либо в г. Ивдель, по дорожной сиуации). Размещение в отелях транзитных городов осуществляется за собственный счёт.

9 день. .Возвращение в Екатеринбург.


Ранний выезд автотранспортом из г. Нягань / г. Югорск / г. Ивдель. Трансфер в г. Екатеринбург. Окончание путешествия. Разъезд участников.


За время, проведённое в этом мероприятии, участники путешествия полностью погружаются в аутентичную среду жизни коренных народов, населяющих Большой Урал. Медвежьи игрища по праву можно назвать шедевром нематериального культурного наследия человечества. И это счастье, что есть народы, где получается сохранить традиции и более того, передать их потомкам, как это делают хранители Пупи Хот в ЯНАО.

Сроки проведения путешествия согласовываются заранее - даты выездов указываются в графике клубных снегоходных туров - экспедиций . Оптимальная численность группы 10-15 человек. В случае необходимости, состав группы может быть увеличен по согласованию.

Россия, 620144, г. Екатеринбург, ул.Московская 195, офис 913

Медвежий праздник начинают праздновать ночью. Ханты и манси верят, что именно ночью боги посещают землю. А значит, они могут увидеть, как почитается тень убитого зверя.

Данная тема известна в узких кругах и будет отличной темой, если вы готовите конкурсы для педагогов . При подготовке викторин, возможно вы добьетесь развития этой темы и заинтересуете аппонентов в изучении культуры хантов и манси.

Восхваление хозяина тайги

Таёжное село настолько отделено от остального мира, что даже самое незначительное происшествие становится предметом долгих разговоров.

  • Жизнь здесь если и подвергается переменам, то крайне медленно.
  • На пороге третьего тысячелетия бытовой уклад северных народов не изменился, и ханты по-прежнему верят в то, что медведь был их прародителем.
  • Этот древний праздник зародился в знак искупления вины за вероломное убийство богатырём Узыном медведя, которого ханты почитали как хозяина тайги.

Трое самых старых мужчин поют бесхитростную песню, раскачиваясь в такт. Голос то поднимается высоко, то срывается, скатываясь вниз — будто ревёт медведь. «Ты прости нас, мы не хотели тебя убивать, но ты сам набрёл на нас. Посмотри, какой хороший праздник мы устроили в твою честь…»

Традиции медвежьего праздника

В наши дни Праздник медведя бывает лишь в самых глухих деревеньках Приобья. Традиционно празднества по случаю удачной охоты продолжаются несколько дней. Не менее трёх, если убит молодой медведь — пестун, четырёх — если медведица и пяти — если взрослый медведь. В старину торжества длились, пока хватало мяса.

Берестяной смех мишку веселит

Душа зверя требует не только величания, но ещё и веселья. Начинается карнавал по-мансийски. Насмешники скрывают лица под берестяными уродливыми масками и издеваются над всеми без всякого почтения.

Вот вперёд выходят три сестры-девушки, пришли они в соседнее село искать себе женихов. Старшая учит остальных не показывать виду, что им хочется замуж, ведь мужчины народ хитрый, догадаются — ни за что в жёны не возьмут. Следом выходят другие берестяные маски. Вот отец с застенчивым сыном, который всего пугается. Видит медведя, бежит к дверям, но отец успокаивает его. Сын пританцовывает всё смелее, смелее при виде этого начинает плясать и отец.

Когда отмечают Праздник медведя?

Медвежий праздник может состояться в любое время года, будь то зима или лето, весна или осень, главное, чтобы был убит медведь. Ну, а поскольку основная охота происходит осенью, когда мясо и шкура животного наиболее ценные, то чаще всего торжества происходят в это время. Нарочно медведя не ищут, даже если находят его следы, то уходят, не разыскивая берлоги. Но если охотник или его собака случайно найдут берлогу, то тогда участь медведя считается решённой.

Кому удовольствие, а кому — разоренье

Убить медведя для охотника означает — как раньше, так и теперь — не прибыль, а напротив, большие затраты. Ведь для приглашённых гостей готовится обильное угощение. Бывало, что за две-три удачные охоты съедались все запасы на зиму. Тогда на помощь приходили соседи — не давали семье умереть с голода.

Но, несмотря на это, одолеть медведя считается особой удалью и большой удачей.

Обряд очищения после охоты

Убийство медведя, даже вынужденное, — это, с какой стороны ни посмотреть, ритуальное убийство предка. Чтобы смыть с себя родственную кровь, участники охоты коптят сосновые опилки, а затем долго и тщательно протирают ими руки и лицо, чтобы медведь не смог их узнать и отомстить.

Обновлено: 18/09/2017

Медвежий праздник

Медвежий праздник (манс. яны пике - «большие пляски», нивх, чхыф леранд - «медвежья игра») - комплекс обрядов, связанных с культом медведя. Обряды сопровождаются игрой на музыкальных инструментах, ритуальными и развлекательными плясками, пением. Условно медвежий праздник состоит из нескольких частей: ритуальной, с соблюдением всех правил и запретов охоты или инсценированной охоты на выращенного для этого медведя (иногда - хранение медвежьей шкуры для праздника), с соблюдением правил, запретов и ритуалов свежевания его, доставки освежеванной туши и шкуры с головой в селение, где медведя встречали как гостя, одаривали его и угощали, извинительных обрядов (отведение вины за убийство на «русское ружье», а за поедание мяса - на ворон); воспевания зверя как предка рода, фратрии или родственника (медвежий фольклор); звериных и птичьих плясок, драматических сценок и инсценировок, в некоторых случаях - и спортивных состязаний; ритуального приготовления медвежьего мяса и трапезы; обрядов захоронения костей, черепа, призванных возродить медведя; хранения шкуры, черепа, норки (части морды), губ и лап в качестве священных. Существуют мифы о том, как зародились ритуалы медвежьего праздника. В эвенкийском мифе рассказывается о девушке, которая пошла в лес, упала в берлогу к медведю и провела там зиму. Весной она вернулась к родителям и родила медвежонка, которого они воспитали. Позже девушка вышла замуж за человека и родила мальчика. Оба брата выросли и решили померяться силами. Младший брат - человек убил старшего - медведя. Умирая, медведь поведал, как надо на него охотиться и как хоронить. В мифе хантов и манси медведица, съевшая растение порше и родившая двух медвежат и девочку, говорит дочери: «Завтра придут люди. Меня, твоего брата и сестру они убьют, а тебя возьмут с собою. Когда люди будут варить мое мясо, ты, смотри, не ешь, а к ночи приходи к заднему углу дома». Так и случилось. В условленном месте девушка встретила мать-медведицу, которая три ночи наставляла ее, как надо себя вести и как поступить с мясом и костями.

Охотники

У кетов Кайгусь-медведь хочет жениться на девушке и похищает ее. Но его преследуют, он отпускает девушку и рассказывает ей, что надо делать для его возрождения после смерти. Культ медведя (особое отношение, поклонение, служение ему) характерен для всех народов Севера, медвежий праздник - лишь для части из них. Условно можно выделить три основных варианта медвежьего праздника: 1 - общего характера (условно), свойственный эвенкам , эвенам , кетам, северным якутам и др., 2 - обско-угорский (у хантов и манси), 3 - амуро-сахалинский (у нивхов, ульчей, удэгейцев, орочей, ороков). Первый вариант наиболее ярко представлен у эвенков и кетов. Он приурочен к охоте на медведя, и главное в нем - трапеза. Медвежье мясо едят ночами в течение всего праздника (до трех дней), а в промежутках между приемами пищи устраивают танцы, игры, поют. У эвенков медведя убивал старший из охотников, а свежевал свойственник (нимак). Снимая шкуру с головы медведя вместе с шейными позвонками, приговаривали: «Дед (бабка), шубу снимать станем, много муравьев бегает, они кусаться станут». Отделяли сало, делили его между семьями, тушу доставляли в селение на нартах, которые затем ломали. В селении продолжали свежевать добытого зверя: отрезали голову, вынимали легкие, сердце, печень, глаза, вырезали уши, язык, нос, половые органы (их хранили до окончания праздника). Чтобы приобрести свойства медведя, нимак - родственник охотника - съедал сырое мясо. У большого дерева разводили костры. В первый день варили шейную часть. Молодежь играла, плясала и водила хороводы. В полночь «крик ворона» возвещал начало трапезы. Ели молча у костра и расходились. На второй день варили мелко нарезанные сердце и внутренности, в других котлах - мясо. Молодежь снова развлекалась, водила хороводы. После полуночи опять раздавался «крик ворона», все отвечали «птице», мазали лица сажей и, называя друг друга оли - ворон, садились вокруг костра. Нимак раздавал ложки и пускал сосуд с сердцем и внутренностями по кругу. Медвежье мясо ели, разойдясь по чумам. На третий день продолжали варить мясо и проводили обряды с головой, половыми органами медведя, мясо с головы съедали в полночь. Череп завертывали в бересту и хоронили. Шкуру медведя получал нимак (в ответ он дарил охотнику оленя), ее окуривали и хранили в семье вместе со святынями. Лапу вешали в чуме как талисман или отдавали шаману для изготовления колотушки. У хантов и манси медвежьи праздники были не только спорадические (по случаю удачной охоты на медведя), но и периодические

Праздник

В далеком прошлом, когда убивать медведя, предка фратрии Пор, и есть его мясо запрещалось, очевидно, проводили только периодические праздники, на которые допускали лишь членов фратрии Пор. Со временем, когда запреты ослабли, на празднике позволяли присутствовать чужеродцам, а позднее - и иноплеменникам. Для возрождения зверя и отведения вины стали добывать медведя, съедать его мясо и проводить спорадические медвежьи праздники. Периодические праздники - «медвежьи игры» - устраивали зимой в течение семи лет, с последующим семилетним перерывом. Начинались они в декабре, с периода зимнего солнцестояния, а заканчивались в марте, в период весеннего равноденствия. Сначала «играли» подряд четыре ночи, затем через 5 - 7 дней перерыва в течение января и февраля - по 1 - 2 ночи, по мере того как из окрестных селений собирался народ. В начале марта «играли» семь ночей, перед полнолунием «игры» завершались. Праздник проходил в центре фратрии Пор - д. Вежакоры на Оби. Медведя представляла его шкура, которую обычно хранили в священном амбаре. Первая часть праздника включала песни, сказания о медведе и о происхождении людей Пор, танцы предков. В «медвежьих песнях» рассказывалось о происхождении медведя, установлении обрядов. Затем следовала священная часть - «призывные песни» и «птичьи танцы», во время которых обращались к общим божествам, вызывали предков, мужчины исполняли танцы с саблями или мечами. Впрочем, песни и интерме¬дии также поручали исполнять мужчинам, одетым в специальные костюмы (лисицы, петуха, журавля и др.), с берестяными и деревянными масками на лицах. Костюмы и аксессуары праздника (сабли, мечи и др.) хранили в священном амбаре или в специальном общественном доме - «танцевальной избе». В последнюю ночь праздника разыгрывали священные представления, изображая главных духов -Большого духа, Калтащ-экву, Мир Сусне хума, исполняли посвященные им танцы. Традиционные пляски и интермедии изображали противоборство медведя, предка фратрии Пор, и Журавля, представляющего фратрию Мось.

Участники праздника

На медведя и всех присутствующих нападали также комары, филин, огненная лисица, ворон. Танец огненной лисицы исполняли в зимней одежде, к которой привязывали хвост из соломы. Во время танца хвост поджигали - это должно было привести к очищению помещения и участников праздника. Танцевали и пели под аккомпанемент пятиструнного музыкального инструмента сангулътапа. Заключительный эпизод праздника - приход семи лесных духов - мэнквов (духи фратрии Пор) за искупительной жертвой в виде двух деревянных фигурок мужчины и женщины. Их уносили в тайное святилище и сжигали. Позднее этот обряд принял форму кукольного представления. Куклы выступали антагонистами медведя, и гибель куклы, которой заканчивался спектакль, воспринималась как искупительная жертва. Если убивали медведя, то медвежий праздник обских угров длился пять ночей, если медведицу - четыре, а если медвежонка - то 2 - 3 ночи (столько же исполнялось и «медвежьих песен» в начале праздника). Спорадический праздник являлся сокращенным вариантом периодического. В нем было больше развлекательных элементов. Когда тушу медведя привозили в селение, устраивали обряд очищения: летом всех обливали водой, зимой обсыпали снегом.

Праздник проходил в доме охотника, добывшего медведя. Шкуру с головой и лапами укладывали в переднем углу на столе в жертвенной позе - голова положена на вытянутые лапы. Голову медведицы покрывали платком, на глаза клали кружки из бересты или монеты, лапы украшали кольцами, ленточками. Перед головой ставили уго¬щения, фигурки из теста, изображавшие жертвенных оленей (раньше приносили в жертву оленей и лошадей), для окуривания - дымящуюся чагу. Все, кто приходил на празднование, кланялись медведю, целовали его лапу (женщины - через платок). На празднике пели песни о медведе, его жизни в лесу, о том, как его добывали. Важное место занимали обряды «отречения»: охотники обращались к медведю и говорили, что они не виноваты в его смерти. Сначала вина отводилась на членов фратрии Мось, позднее - на иноплеменников («виновато русское оружие»). В течение нескольких ночей исполняли медвежий фольклор, танцы, песни и представления - инсценировки в масках (тули лап). Они имели как сакральное, так и развлекательное значение. Все роли, в том числе и женские, исполняли мужчины. Женщины танцевали, закрыв от медведя лица и руки большим платком. Назидательно-сатирический характер носили сценки, изображавшие хвастунов, трусов, воров, лентяев, нерях. Объектом интермедии мог стать любой человек, в том числе присутствующий на празднике. Никто не обижался на актеров. Тем бо¬лее что всем известные актеры были как бы анонимны: когда после представления и переодевания они возвращались в дом, хозяин спрашивал их: «Люди здесь веселились, где вы были весь вечер?» На что они отвечали: «Нам это совершенно не известно: мы все время крепко спали».

Кульминация праздника - представление с тряпичными куклами, укрепленными на ногах лежащего на спине арти¬ста, либо с деревянными фигурками, которыми управлял музыкант, играющий на сангультапе. Мясо медведя ели лишь в последнюю ночь праздника. Варили его только мужчины, в особом месте и в специальных котлах. Ели руками или особыми палочками (нельзя было использовать металлические предметы), кости разделяли по суставам. Мужчины ели мясо от передней части туши, женщины - от задней. (Голову, лапы и сердце варили мужчины позже, в лесу, и ели отдельно). Во время еды каркали по-вороньи, отводя от себя вину. Говорили: «Вороны пришли, вороны едят». Очищались: обливались водой, зажигая стружки, ртом захватывали пламя, проводили руками над огнем, лезвием ножа постукивали по зубам. После этого человек с горящим трутом обходил все углы жилища и кричал по-птичьи; открывал дверь, «выгоняя» птиц на улицу, - дом очищался от нарушителей запрета. Затем гасили свет и делали вид, что засыпают. Раздавался голос: «К верхнему духу поднимается» (медведь). Кости медведя хоронили в лесу или озере, череп вешали на высокий пень или хранили завернутым в платок в священном сундуке. Амуро-сахалинский медвежий праздник также устраивали периодически или по случаю удачной охоты на медведя. Наиболее ярко он представлен у нивхов. В охоте на медведя участвовали члены рода во главе со старейшим охотником. Он садился на спину убитого медведя и кри¬чал: «У-у-у-у!» три раза, если убит был самец, и четыре - если медведица. Чтобы задобрить зверя, в его левое ухо клали табак. Освежевав тушу, доставляли в селение - везли головой вперед, предупреждая сородичей криком. Женщины встречали медведя игрой на музыкальном бревне. Тушу клали в амбар, шкуру с головой - на помост, где уже хранились кости, черепа, половые органы добытых ранее медведей. Тут же складывали охотничье снаряжение. Ставили всевозможные угощения, жареное мясо медведя раздавали присутствующим. Трапеза сопровождалась игрой на музыкальном бревне.

Гораздо больше у амурских народов разработан ритуал пе¬риодического медвежьего праздника - с выращенным в клетке медведем, который проводили в январе - феврале, в период полнолуния. С одной стороны, он был связан с промысловым культом (сопровождался обрядом кормления хозяев земли, леса и гор), с другой - с поминками по умершему родственнику, душа которого якобы перешла в медведя. Медвежонка, найденного в лесу, выращивали три года в клетке. Хозяйка первое время даже кормила его грудью, называя «сынок». Праздник делился на несколько этапов: 1 - изготовление священных стружек инау, 2 - убиение медведя, 3 - водворение головы зверя на помост, 4 - кормление медвежьим мясом гостей, 5 - принесение в жертву собак, 6 - разъезд гостей. В назначенный день хозяин медведя наливал вино домашнему духу и обращался к нему с просьбой извинить за то, что не может больше держать медведя, хотя все время обращался с ним хорошо. Затем с гостями он шел к клетке и угощал животное. Медведя водили по селению, его радостно встречали в каждом доме, угощали рыбой, специальным студнем из рыбьей кожи, вином, кланялись ему - это должно было принести благополучие дому. Под звуки музыкального бревна все плясали, пантомимой изображая будущее путешествие медведя к прародителям. Убивал медведя зять (или зятья) на специально подготовленной площадке («стрельбище»). Медведя свежевали, шкуру с головой спускали в дом через дымовое отверстие. В жертву приносили собак. Начинали угощаться приготовленными блюдами. Между трапезами устраивали танцы, гонки на собаках, фехтование на палках, стрельбу из луков, женщины играли на музыкальном бревне. На огне, разведенном с помощью родового огнива, варили медвежье мясо, вынимали его специальным черпаком с изображением медведя, подавали в деревянных ковшах, сделанных к празднованию. Медвежью голову и мясо украшали стружками инау. Кости собирали и отдавали хозяевам, прикрепляя к ним какой-либо дар (копье, нож, ремень, даже собак, женщины - чашку с едой). Все дары вместе с костями якобы отсылались «лесным людям» - медведям. Перед окончанием праздника старики сидели целую ночь около черепа медведя, ели ритуальные кушанья и разговаривали с ним. Черепа хранили в амбаре или на дереве, весной и осенью, начиная промысел, «кормили» их. Медвежий праздник народов Севера соединил в себе элементы тотемизма (обряды возрождения медведя - предка и хозяина зверей) и промыслового культа. В нем также нашел отражение широко распространенный миф об умирающем и воскресающем звере.