Что причастие в церковном обряде. Как правильно подготовиться к таинству причастия в церкви

После выхода евреев из египетского рабства Господь дал на горе Синай Десять Заповедей и повелел Моисею устроить скинию из дорогих материалов, своеобразный переносной храм, одну из первых школ благочестия. «Когда же Моисей входил в скинию, тогда спускался столп облачный и становился у входа в скинию, и [Господь] говорил с Моисеем. И видел весь народ столп облачный, стоявший у входа в скинию; и вставал весь народ, и поклонялся каждый у входа в шатер свой. И говорил Господь с Моисеем лицем к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33: 9-11).

Так Господь определил место Своего особого присутствия. Позже по повелению Божию премудрый царь Соломон построил в Иерусалиме величественный каменный храм. При этом храме воспитывалась Пресвятая Богородица, а затем в этот храм вошел Сам Господь наш Иисус Христос. К сожалению, из-за того, что большинство иудеев не приняли Спасителя и распяли Его, храм, как и весь город, во время иудейского восстания в 70 году был разрушен. От этого храма остается лишь часть стены, которую ныне называют Стеной Плача.

Сейчас по примеру Иерусалимского храма во всем мире построено множество величественных и красивых христианских храмов, и мы, как и древние иудеи, верим, что в них особое место присутствия Бога. Все наши православные храмы устроены по образцу древней скинии, то есть состоят из трех частей: Святая святых - алтаря, основной части, где стоит народ, и притвора…

- Отче, чем наш православный храм отличается от ветхозаветного?

Пожалуй, самое существенное различие в том, что в православном храме, в отличие от ветхозаветного, где приносились в жертву невинные животные, приносится бескровная жертва - совершается Таинство Святой Евхаристии, когда простой хлеб и вино по молитвам предстоящего священника и народа силою благодати Святого Духа претворяются в истинное Тело и Кровь Господа нашего Иисуса Христа. Когда мы с верою приступаем к причастию Святых Христовых Таин, то невидимо соединяемся с Самим Богом.

Многие люди на подсознательном уровне тянутся к храму, ощущают, что здесь есть Господь, и стараются зайти и хотя бы поставить свечу и кратко помолиться о себе и своих близких, но ограничиваются лишь этим. Насколько важно участвовать также в Таинствах, которые здесь совершаются?

Если человек со слезами покаяния и молитвой пришел в храм и ограничился лишь тем, что поставил свечу, то никто не вправе осудить такого человека за то, что он не остался здесь на большее время, не приступил к Таинствам. Возможно, это его первый маленький опыт приобщения к духовной жизни. Пройдет какое-то время, и у этого человека появится потребность в углублении своих отношений с Богом.

Но ведь такая потребность может и не появиться! Не секрет, что ныне, несмотря на изобилие необходимой информации, у множества людей нет никакого понятия о церковных Таинствах, им никто об этом ни в семье, ни в школе не рассказывал.

Да, сейчас большинство людей крещены в православной вере, но не просвещены, то есть не имеют элементарных знаний о вере и тем более о церковных Таинствах. Но когда человек не участвует в таинствах Церкви, ему очень сложно или, не будет преувеличением сказать, невозможно противостоять тем соблазнам и искушениям, в которые постоянно ввергает его мирская суета.

Для людей, которые живут в миру, хотя они постоянно наступают на одни и те же грабли, это не очевидно. Можно ли привести какой-нибудь конкретный пример?

Например, человек женился. Вначале все шло хорошо, была любовь и согласие, но по мере более глубокого узнавания друг друга отношения в браке начали расстраиваться и оказались на грани полного разрыва. Что делать? В большинстве случаев, как об этом свидетельствует официальная статистика, такой брак распадается, потому что в разгоревшемся конфликте обычно каждая из сторон обвиняет другую сторону и нет конца-краю этим взаимным обвинениям. Если же в сердце человека хотя бы немного теплится вера в Бога и он старается через молитву, исповедь и причастие Святых Христовых Таин ее постоянно поддерживать и воспламенять, то при свете веры он видит причину конфликта не в другом человеке, а в первую очередь в самом себе и старается все сделать, пойти на любые жертвы и уступки, чтобы конфликт исчерпал себя. Без веры и без участия в Таинствах этого никто сделать не может. Или возьмем другой пример: у кого-то очень суровый и придирчивый начальник, которого непросто терпеть. И вот начинаются постоянные склоки и скандалы. Если же человек имеет веру, то он спокоен, ибо боится не сурового начальника, а Бога и старается все делать наилучшим образом, чтобы в первую очередь угодить Ему.

Однако есть много случаев, когда люди регулярно ходят в храм, исповедуются, причащаются, но не становятся лучше или становятся еще хуже, чем были. Почему так бывает?

Пожалуй, главная причина отсутствия перемены не в бездейственности Таинств, а в неправильном отношении к ним. Часто люди, приступая к Причастию, ищут каких-то особых ощущений и восторгов. Бывает, что они даже хвастаются друг перед другом своими ощущениями после принятия Таинства, но при этом забывают о главной сути его. Суть Таинства не в том, чтобы испытать восторг, а в том, чтобы с Божией помощью победить себя, свои грехи и страсти и стать ближе к Господу и другим людям.

- Неужели после Причастия совсем не должно быть никаких ощущений?

Ощущение может быть лишь одно - осознание своего недостоинства перед Богом. Об этом говорится в молитве перед Святым Причащением: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живаго, пришедшего в мир грешные спасти, от них же первый есмь аз». Иногда еще от ощущения своего недостоинства на глазах у людей появляются слезы. Знаю некоторых священников и мирян, которые никогда без слез не причащаются. Но главное во время Причастия, повторюсь, - не особые ощущения, а духовная близость с Господом и с другими людьми.

А разве Причастие не может благотворно влиять не только на душу, но и на тело человека, исцелить его от болезней?

Да, в молитве перед Причастием есть слова: «Да не в суд или осуждение будет мне причащение Святых Христовых Таин, но во исцеление души и тела». Значит, Причастие может даровать и телесное здравие. Не случайно верующие люди в случае тяжелой болезни и особенно перед операцией стараются причаститься Святых Христовых Таин. Известно много случаев, когда Причастие действовало благотворно, когда врачи уже давно потеряли всякую надежду.

- Почему верующие люди причащаются с одной чаши и одной лжицей (ложечкой)?

Существенный аспект Причащения - это единение всех людей во Христе. В древнем христианском памятнике Дидахе (учении двенадцати апостолов) приводится евхаристическая молитва, в которой есть такие слова: «Как сей преломляемый хлеб был рассеян по холмам и, собранный вместе, стал единым, так и Церковь Твоя от концев земли да соберется в царствие Твое, ибо Твоя есть слава и сила чрез Иисуса Христа во веки» (9, 4). Через Причастие толпа людей, где каждый переживает лишь за самого себя, превращается в Церковь, где все люди становятся близкими и родными, готовыми чужую боль воспринимать как собственную, чужие радости - как свои. И как в семье все общее и часто не брезгуют есть из одной посуды, так и во время Причастия мы становимся одной великой семьей, а потому причащаемся из одной чаши и одной лжицы.

Как часто нужно причащаться? В ХІХ веке, согласно Катехизису святителя Филарета (Дроздова), мирянам рекомендовалось причащаться 4 раза в год, то есть во время Великого, Петрова, Успенского и Рождественского постов. А сейчас мы видим, что некоторые люди причащаются за каждой литургией. Как найти золотую середину?

Думаю, что в ХІХ веке такая рекомендация - причащаться четыре раза в год - была продиктована вынужденно, из-за оскудения веры и благочестия среди части интеллигенции и народа. Об этом в своих проповедях и публицистических выступлениях свидетельствуют почти все пастыри того периода. В то время многие люди совсем перестали ходить в храм и причащаться. Отсюда была такая рекомендация в Катехизисе: лучше редко, чем никогда. Но сейчас иная ситуация. Нынче мы, священники, рекомендуем людям причащаться не реже одного раза в месяц и обязательно в двунадесятые праздники. Тем, кто хочет причащаться чаще, например, студенты семинарии, послушники, монахи или люди, которые чаще чем раз в неделю ходят в храм и стараются вести активную духовную жизнь, мы это не запрещаем. Наоборот, радостно, что в наше время есть еще люди, которые в первую очередь стараются угодить не себе, не своей неге, расслабленности и страстям, а Богу.

Сейчас люди много путешествуют и попадают в места, где нет православных храмов. Можно ли им причаститься в католическом или раскольническом храме?

Лучше этого не делать, потому что эти религиозные собрания хотя и сохраняют древние обряды, но суть их потеряли. Это тема для отдельного большого разговора. Самое страшное, что они отпали от единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, которую мы всем храмом исповедуем за каждым богослужением в Символе веры. А веточка на дереве, которая отломилась, лишь до поры до времени может сохранять свою красивую зелень и благоухание, но позже без влаги она полностью засыхает.

«Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь
имеет жизнь вечную, и я воскрешу его в последний день»
(Ин.6, 54)


П ричащение Святых Христовых Тайн есть Таинство, установленное Самим Спасителем во время Тайной вечери: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея, гл. 26, стихи 26-28).

В о время Божественной литургии совершается Таинство Святой Евхаристии - хлеб и вино таинственным образом пресуществляются в Тело и Кровь Христову и причастники, принимая Их во время причастия, таинственно, непостижимо для человеческого разума, соединяются с Самим Христом, так как весь Он содержится в каждой Частице Причастия.

П ричащение Святых Христовых Тайн необходимо, чтобы войти в жизнь вечную. Об этом говорит Сам Спаситель: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день...» (Евангелие от Иоанна, гл. 6, стихи 53 - 54).

В Таинстве Плоти и Крови Господних (Евхаристии - греч. «благодарение») происходит восстановление того единства между природой Творца и творения, которое существовало до грехопадения; это наше возвращение к потерянному раю. Можно сказать, что в Причастии мы получаем как бы зародыши будущей жизни в Царствии Небесном. Мистическая тайна Евхаристии укоренена в Крестной Жертве Спасителя. Распяв Свою Плоть на кресте и пролив Свою Кровь, Богочеловек Иисус принес Жертву Любви за нас Творцу и восстановил падшую человеческую природу. Таким образом, причастие Тела и Крови Спасителя становится нашим участием в этом восстановлении. «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав; и нам даровав живот вечный..»

К ак хотя бы приблизительно понять нам смысл происходящего в Таинстве Причастия? Природа творения создана Творцом сродственной Себе: не только проникаемой, но и как бы неотрывной от Создателя. Это естественно при святости тварной природы - ее изначального состояния вольного единения и подчинения Творцу. В таковом состоянии пребывают ангельские миры. Однако природа нашего мира искажена и извращена грехопадением ее хранителя и возглавителя - человека. Тем не менее она не потеряла возможности воссоединения с природой Создателя: ярчайшее свидетельство этого - вочеловечение Спасителя. Но человек отпал от Бога вольно, и воссоединиться с Ним он может также только в свободном волеизъявлении (даже на вочеловечение Христа требовалось согласие человека - Девы Марии!). В то же время обожение неодушевленной, не обладающей свободой воли, природы, Бог может совершить естественным образом, самовольно. Таким образом в богоустановленном Таинстве Причастия благодать Духа Святого в учрежденный момент богослужения (и тоже по просьбе человека!) снисходит на вещество хлеба и вина и прелагает их в вещество иной, высшей природы: Тело и Кровь Христовы. И вот теперь принять эти высшие Дары Жизни человек может, только явив свою свободную волю! Господь дарует Себя всем, но принимают Его те, кто верит Ему и любят Его - чада Его Церкви.

И так, Причастие есть благодатное приобщение души к высшей природе и в ней к вечной жизни. Низводя эту величайшую тайну до области обыденного образа мы можем сравнить Причастие с «питанием» души, которое она должна получать после своего «рождения» в Таинстве Крещения. И как плотию человек рождается в мир единожды, а питается затем до конца жизни, так и Крещение событие единоразовое, а к Причастию мы должны прибегать регулярно, желательно не реже раза в месяц, возможно и чаще. Причастие один раз в год является минимально приемлемым, но столь «голодный» режим может поставить душу на грань выживания.

2. Как следует готовиться к Таинству Причастия

Да искушает же человек себе,
и тако от хлеба да яст и от чаши да пиет.
(1 Кор. 11, 28.)


К участию в Евхаристии необходимо должным образом приготовиться. Встреча с Богом - событие, потрясающее душу и преображающее тело. Достойное причащение требует осознанного и трепетного отношения к этому событию. Должна быть искренняя вера во Христа и понимание смысла Таинства. До?лжно иметь благоговение перед Жертвой Спасителя и осознание своего недостоинства принятия сего великого Дара (мы принимаем Его не как заслуженную награду, но как явление милости любящего Отца). Должно быть умирение души: нужно в сердце искренне простить всех, так или иначе «нас опечаливших» (помня слова молитвы «Отче Наш»: «И остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должником нашим») и постараться по возможности с ними примириться; еще в большей степени это касается тех, кто по той или иной причине считает себя обиженными нами.

П ричащение совершается во время Божественной литургии - богослужения, совершаемого в храмах с утра. Чтобы достойно причаститься Святых Христовых Тайн, следует должным образом к этому подготовиться. В течение определенного времени перед причастием (как минимум, три дня) нужно поститься - не вкушать скоромной пищи, - воздержаться от развлечений и мирских удовольствий; это время следует посвятить размышлению о своей жизни, о грехах, в которых предстоит исповедоваться. Накануне причащения желательно побывать на вечернем богослужении и прочитать по Молитвослову (эту книгу, необходимую для каждого верующего, можно приобрести в каждом храме) Правило ко Причащению. Утром в день причастия следует прийти в храм заранее, до начала богослужения. Накануне причастия - с полуночи и утром - нельзя есть, пить и курить (для тех, кто подвержен этой вредной привычке). Перед причастием взрослым людям и детям, начиная с 7-летнего возраста, нужно исповедаться; исповедь в церкви обычно начинается перед Божественной литургией.

П ричащение совершается в конце Литургии. Верующие, допущенные к причастию священником, по очереди подходят к амвону (возвышенному месту перед иконостасом), на которой стоит священник с Чашей. Подходя к причастию, следует сложить руки крестообразно на груди, назвать свое имя; после того, как вас причастили и отерли уста платом, нужно поцеловать нижнюю часть Чаши и отойти к тому месту, где раздают причастникам «запивку» - частички антидора или просфор и вино, разведенное горячей водой.

К огда причащается младенец, его нужно положить на правую руку (как при кормлении грудью), лицом вверх. Диакон будет поддерживать платом (специальным платком для отирания уст) под подбородком, чтобы капли Крови Христовой не пролились на одежду.

В ыходить из церкви после причастия можно лишь после того, как вы поцелуете крест, выносимый священником по окончании Божественной литургии. После причастия нужно прочитать (или выслушать в Церкви) благодарственные молитвы и в дальнейшем следует особенно усердно следить за тем, чтобы должным образом сохранить в себе духовные дарования, подаваемые в Таинстве Причащения. По возможности следует удаляться от обыденных разговоров, не заниматься повседневными делами; причастившемуся лучше всего посвятить день причастия богоугодным делам, чтению духовных книг, делам милосердия и любви к ближним.

3. Как часто нужно причащаться?

Э тот вопрос каждый верующий может решить, лишь посоветовавшись со священником. Существует благочестивый обычай причащаться не реже пяти раз в году - в каждый из четырех многодневных постов и в день своего Ангела (день памяти святого, имя которого носишь).

4. Как причастить больного?

Ч то нужно сделать для причащения больного, который сам не может дойти до церкви?

В этом случае нужно священника пригласить домой к больному, чтобы причастить его на дому Запасными Святыми Дарами.

П еред причастием больному с полуночи не следует есть и пить. Безусловно желательно, чтобы больной сам или при помощи других прочитал правило ко причащению. К приходу священника у его постели нужно приготовить столик на котором должны находиться икона и зажженная лампада или свеча. После прихода священник и приготовления им всего необходимого для причащения родные или близкие должны предусмотреть возможность на некоторое время удалиться из помещения, где находится больной, чтобы дать ему возможность исповедаться в спокойной обстановке.

В православной Церкви нет более или менее важных таинств. Но одно из них — божественная Евхаристия — может называться центральным, так как является кульминацией каждой литургии. Другое название таинства — причастие. Что такое причастие в Церкви? Это вкушение под видом вина и хлеба крови и тела Господних.

То, что преподносится нам как простые земные продукты, имеет необычные свойства. Очень многие верующие отмечают, что после Евхаристии они ощущают необыкновенную радость и мир в душе. Что такое причастие в Церкви? Это духовная помощь христианину, которая делает его способным бороться с негативными сторонами своей натуры (страстями) и побеждать грех.

Ради причастия

Все, что делается в храме, делается именно для Таинства Евхаристии. Без нее бессмысленны написание икон, строительство церквей, вышивание облачений. Что такое причастие в Церкви? Это акт объединения верующих в одно целое. В разных часовых зонах, в разных государствах все православные христиане причащаются одного и того же Иисуса Христа, что делает их истинными братьями и сестрами.

Осторожно! Опасности жизни без Евхаристии


Если по какой-либо причине в жизни человека прекращается регулярное причащение, но без отпадения от Церкви, на это место приходит что-нибудь другое, всегда нежелательное — «церковная магия» (это когда ищут «молитву на деньги», «молитву от целлюлита» и т.п.), псевдоподвижничество (при этом прельщенный человек чувствует себя святым «делателем подвигов», за этим обычно стоит гордыня), стремление к «наставничеству» без образования, благословения и достаточных знаний. Поэтому нельзя уходить от Евхаристии каждому конкретно взятому человеку. Если он и не попадет в одну их трех описанных ловушек, то может вообще уйти от Церкви на время или навсегда. В грехах можно покаяться, а вот отпадение от Бога — это трагично и опасно.

После очищения


Чтобы стать одним целым с Христом, достаточно после покаяния, поста и молитвенной подготовки принять Его кровь и тело после литургии. Причастие и исповедь в Церкви нередко происходят отдельно. То есть вечером вторая, а утром — первое. Впрочем, в маленьких храмах часто все происходит в одно утро, так как батюшка служит только по воскресеньям. Если верующий не смог присутствовать на богослужении вечером по уважительной причине, ему разрешают исповедоваться прямо перед причастием. Но подходить к чаше без этого нельзя. Конечно, люди вам могут ничего не сказать, но в глазах Бога такое поведение будет выглядеть плохо.

Как это происходит

Как проходит причастие в церкви? После литургии священник и служители выносят народу чашу, в которой находятся Святые Дары (то есть кровь и тело Христовы). Обычно прихожане пропускают вперед маленьких детей, которые до 7 лет могут причащаться без исповеди хоть на каждой литургии. Взрослые верующие особым образом складывают на груди руки и с благоговением глотают небольшую частицу Даров и целуют край чаши. После этого отходят в сторону, где им даются просфоры и подогретая вода.

Что такое причастие в Церкви? Это средство объединения верующих и способ получения сил для духовной борьбы. Христианину нельзя пренебрегать этим.

Причастие - одно из самых главных и значимых обрядов в христианстве. В этот момент происходит единение с Иисусом Христом - Сыном Божьим. Подготовка к таинству представляет собой непростой процесс, занимающий длительное время. Для верующего, совершающего первое причастие, важно знать, как проходит причастие в церкви, что нужно делать до и после обряда. Это необходимо не только для того, чтобы не допустить ошибок, но и для обретения осознания будущего соединения с Христом.

Что такое причастие

Первое таинство причастия провел Иисус Христос, разделив хлеб и вино между своими учениками. Он заповедал своим последователям повторять это. Обряд был впервые совершен на Тайной Вечере, незадолго до распятия Божьего Сына.

Перед священнодействием совершается Божественная литургия , также именуемая Евхаристией, что в переводе с греческого языка означает «благодарение». Подготовка к обряду причастия обязательно должна включать в себя память об этом великом древнем событии. Это позволит познать таинство глубоко, затронет душу и разум.

Частота причастия

Насколько часто следует причащаться? Принятие таинства - дело сугубо индивидуальное, нельзя заставлять себя идти на это только потому, что обряд кажется необходимым. Очень важно причащаться по зову сердца. Если есть сомнения, лучше поговорить со святым отцом. Священнослужители советуют приступать к таинству только в случае полной внутренней готовности.

Православным христианам, в чьих сердцах живет любовь и вера к Богу, позволено совершать обряд без каких-либо ограничений. Если же в сердце есть сомнения, то причащаться можно не чаще одного раза в неделю или же раз в месяц. В крайнем случае, в периоды каждого большого поста. Главное - регулярность.

В древней литературе указано, что причащение хорошо проводить ежедневно в будний и выходной день, но благо приносит и выполнение обряда 4 раза в неделю (среда, пятница, суббота, воскресенье).

Единственный день, когда причащение является обязательным - Великий четверг. Это является проявлением уважения к древнейшей традиции, стоящей у истоков.

Некоторые священники утверждают, что слишком частое причащение неправильно. По правде говоря, согласно законам канона, это мнение неверно. Однако нужно хорошо видеть и чувствовать человека, чтобы понимать, нужно ему совершать это действие или нет.

Причастие не должно проходить по инерции. Потому, при его частом совершении, христианин должен постоянно быть готовым принять Дары, сохранять правильный настрой. На это способны немногие. Особенно учитывая подготовку, которая должна проходить на регулярной основе. Не так-то легко соблюдать все посты, постоянно исповедоваться и молиться. Священник видит, какой образ жизни ведет мирянин, этого не скроешь.

Молитвенное правило ко Причастию

Домашняя молитва имеет огромное значение в том, как подготовиться к причастию. В православном молитвослове есть последование, которое причастно к священнодействию. Его читают накануне проведения Таинства.

В подготовку входит не только молитва, читаемая дома, но и молитвы церковные. Непосредственно перед священнодействием нужно посетить богослужение . Также необходимо прочесть три канона : Матери Божьей, и Ангелу Хранителю .

Эта подготовка позволит осознанно подойти к исповеди и причастию, почувствовать ценность Таинства.

Необходимость поста

Соблюдение поста - обязательное и неоспоримое условие перед причащением.

Христиане, которые постоянно соблюдают однодневные и многодневные посты, должны совершать только литургический пост . Это значит, что нельзя есть и пить с полуночи перед священнодействием. Пост продолжается непосредственно до момента Таинства.

Прихожане, недавно приобщившиеся к церкви и не соблюдающие никаких постов, должны пройти трехдневный или семидневный пост . Сроки воздержания должен устанавливать священник. Подобные моменты нужно обсуждать в храме, не стоит бояться задавать вопросы.

Внутреннее состояние перед Евхаристией

Нужно полностью осознать свои грехи перед причастием. Что нужно делать помимо этого? Чтобы грехи не приумножились, стоит воздерживаться от увеселений. Муж и жена должны отказаться от близкого телесного контакта за один день до причащения и в день его проведения.

Нужно обратить внимание на рождение своих мыслей, контролировать их. Не должно быть злобы, зависти, осуждения.

Личное время лучше проводить в одиночестве, исследуя Священное Писание и жития святых или же в молитве.

Самое важно для принятия Святых Даров - это покаяние. Мирянин должен абсолютно искреннее раскаяться в своих греховных деяниях. Именно для этого и проводится вся подготовка. Пост, чтение библии , молитва - это способы достижения нужного состояния.

Действия перед исповедью

Исповедь перед священнодействием очень важна. Необходимо попросить об этом священника той церкви, в которой будет проходить Таинство.

Подготовка к обрядам причащения и исповеди - это процесс исследования своего поведения и мыслей, избавление от греховных действий. Обо всем, что было замечено и осознанно, нужно исповедоваться. Но не следует просто перечислять свои грехи как список. Главное, быть искренним. Иначе для чего же проводилась такая серьезная подготовка?

Стоит понимать, что батюшка всего лишь посредник между Богом и людьми. Следует говорить без стеснения. Все сказанное останется только между человеком, священником и Господом. Это нужно для того, чтобы ощутить жизненную свободу, достигнуть чистоты.

День принятия Святых Даров

В день Таинства следует соблюдать определенные правила. Принимать дары можно только натощак . Курящий человек должен воздерживаться от своей привычки до того момента, пока не будут приняты тело и кровь Христовы.

Во время вынесения Чаши нужно подойти к алтарю. Если пришли дети, следует пропустить их вперед, они всегда причащаются первыми.

Не нужно креститься возле чаши, надо поклониться, скрестив руки на груди. Перед тем как принять Дары, нужно назвать свое христианское имя, а затем сразу вкусить их.

Действия после причастия

Следует знать и о том, что нужно совершить после того, как священнодействие совершилось. Надо поцеловать край Чаши и подойти к столу с , чтобы съесть кусочек . Не надо спешить покинуть церковь, еще нужно поцеловать напрестольный крестик, находящийся в руках священника . Еще в церкви читаются молитвы благодарности, которые также нужно выслушать . В случае крайнего недостатка времени можно прочитать молитвы дома. Но сделать это необходимо обязательно.

Причастие детей и больных

Существуют следующие моменты, касаемые причащения детей и больных людей:

  • Деткам до семи лет не нужно проходить подготовку (исповедь, пост, молитва, покаяние).
  • Младенцы, которых крестили, причащаются в этот же день или во время следующей литургии.
  • Тяжелобольные тоже могут не готовиться, однако, если есть такая возможность, стоит пройти исповедь. Если же больной не в состоянии это совершить, священник должен произнести фразу «Верую, Господи, и исповедую». После чего сразу причастить.
  • Не отказывают в священнодействии и тем людям, которые отлучены от причащения на время, но находятся в предсмертном положении или в состоянии опасности. Но в случае выздоровления, запрет снова вступит в силу.

Не все люди могут принять дары Христовы. Кто не может этого сделать:

  • Те, кто не пришел на исповедь (кроме маленьких детей и тяжелобольных);
  • Прихожане, которым запрещено принимать Святые Таинства;
  • Умалишенные, в том случае, если они богохульствуют, находясь в припадках. Если они не имеют такой склонности, им разрешается причащаться, но не каждый день;
  • Супруги, имевшие интимный контакт, незадолго до Таинства;
  • Женщины, у которых в тот момент происходят месячные.

Чтобы ничего не забыть, следует ознакомиться с памяткой, составленной на основе всего вышеизложенного:

О том, каким должно быть поведение в церкви во время причащения:

  1. Приходить на литургию вовремя.
  2. При открытии Царских врат перекреститься, затем крестообразно сложить руки. Таким же образом подходить к Чаше и отходить от нее.
  3. Подходить нужно справа, а левая сторона должна быть свободна. Не толкать других прихожан.
  4. Соблюдать очередность причащения: епископ, пресвитеры, диаконы, иподиаконы, чтецы, дети, взрослые.
  5. Женщинам нельзя приходить в храм с накрашенными губами.
  6. Перед принятием Священных Даров нужно назвать свое имя, данное при крещении.
  7. Не нужно креститься перед Чашей.
  8. Если Святые дары будут складывать в две или более чаши, надо выбрать только одну из них. Причастие больше 1 раза за день является грехом.
  9. Если благодарственные молитвы не были прослушаны в церкви, нужно прочесть их дома.

Подготовка к причащению - это очень серьезная последовательность. Все советы необходимо строго соблюдать, чтобы быть готовым принять Священные Дары. Молитва нужна для осознания, пост для телесного очищения, а исповедь для очищения духовного.

Осмысленная подготовка поможет разглядеть глубокий смысл Таинства. Это действительно контакт с Богом, после которого жизнь верующего меняется. Но следует помнить, что недавно вставшие на путь религии не смогут причаститься и за один раз в корне все исправить. Это естественно, ведь грехи накапливаются годами, и избавляться от них тоже нужно последовательно. Причащение - первый шаг на этом непростом пути.

Православная вера предполагает обязательное участие христиан в церковной жизни. Но просто хождения в храм каждое воскресенье не будут иметь большого смысла, если человек не участвует в полноте церковной жизни, не становится единым телом с Церковью. Как же это можно сделать?

Нам дана великая радость, через которую мы можем по-настоящему соединиться с Господом, и которая вмещает в себя весь смысл христианства - это Таинство Причастия. Почему оно так важно и как правильно к нему приступать? Разберем в этой статье.

Что такое Причастие Святых Христовых Таин

Описание первого Причастия мы видим в самом Евангелии, когда Господь давал своим ученикам благословленный хлеб и вино, заповедуя так поступать вовек.

Это одна из важнейших цитат в Евангелии от Луки, в которой идет речь об установлении самим Господом нашим Иисусом Христом великого Таинства Евхаристии (что в переводе с греческого означает «благодарение»). Описанные в Евангелии события произошли в Великий Четверг, на Тайной вечери, совсем незадолго до крестной смерти Христа и Его последующего воскрешения.

Значение Причастия для православного человека огромно и оно не может быть сравнимо ни с какими другими правилами, обрядами или традициями нашей церкви. Именно в этом Таинстве человек имеет возможность воссоединения с Богом не только духовно (как в молитве), но и физически. Можно сказать, что Евхаристия - это возможность воссоздания духовной сущности человека, это возможность уловить незримую связь между Создателем и творением.

Тайну Евхаристии невозможно постичь простым человеческим умом, но ее можно впустить через сердце и душу. Причастие неразрывно связано с Жертвой, которую принес Господь на Кресте. Через пролитие Его Святой Крови человек получил искупление своих грехов и возможность наследовать вечную жизнь. В Таинстве Причастия на каждой службе приносится бескровная жертва, и человек вживую соприкасается с самим Богом.

Важно! Причастие не является каким-то символическим воспоминанием о Тайной вечери, как часто можно услышать у протестантов.

Православие учит, что Евхаристия - это вкушение реального Тела и реальной Крови Христовой, только под видом хлеба и вина. Известный богослов и профессор А. И. Осипов поясняет, что во время специальных молитв, которые произносятся священником в алтаре, происходит соединение двух различный природ - физической и духовной.

В физическом смысле мы вкушаем хлеб и вино, но в то же время они несут в себе абсолютно реального и живого Бога. Это сложный богословский момент, который не всегда понятен простым верующим, но именно это основа православия. Причастие - это не обряд, не символ и не форма. Это настоящий, живой Господь, Которого мы в буквальном смысле слова впускаем в себя.

В практическом смысле данное Таинство выглядит следующим образом. Священник в алтаре читает специальные молитвы, во время которых из освященной просфоры вынимаются частички с поминовением тех, чьи имена были поданы в записках. Эти частички складываются в специальную Чашу и заливаются вином. Все это священнодейство сопровождается специальными молитвами. После освящения, Тело и Кровь Христову выносят перед алтарем и люди, которые готовились, могут приступить к Причастию.

Для чего нужно причащаться

Часто в околоцерковной среде можно услышать мнение, что если человек молится, соблюдает заповеди, старается жить по совести - то этого достаточно, чтобы считаться хорошим христианином. Чтобы считаться, может, и достаточно, но вот для того, чтобы быть настоящим христианином, нужно больше.

Евхаристия - это вкушение реального Тела и реальной Крови Христовой, только под видом хлеба и вина

Можно привести такую аналогию: вот человек любит кого-то. Любит сильно, искренне, всей душой. О чем будут все помыслы любящего? Правильно - о том, как соединиться с любимым, быть с ним вместе каждый миг и каждый час. Так же и с Богом - если мы христиане, то мы любим Его всей душой, и стараемся выстроить свою жизнь так, чтобы быть всегда рядом с Ним.

И вот сам Господь дарует нам великое Чудо - возможность вмещать Себя в наши грешные тела. Вмещать так часто, как только мы этого захотим. Так можно ли нас называть верующими, если мы сами будем отказываться от этой встречи, избегать ее? Зачем тогда нужно все остальное, если Живого Бога мы не признаем?

Все святые отцы нашей церкви в один голос твердили о важности Причастия для жизни православного человека. Даже те из монахов, которые вели уединенную отшельническую жизнь, периодически выходили к братии, чтобы поучаствовать в Евхаристии. Для них это делание было естественной потребностью души, как дыхание, еда или сон для тела.

Важно! Нужно стремиться так глубоко впитать в себя Причастие, чтобы оно стало неотъемлемой частью духовной жизни христианина.

Нужно понимать, что все Таинства церкви - это не строгие правила, введенные Богом для нашего укрощения. Все это инструменты нашего спасения, которые необходимы самому человеку. Бог всегда стоит рядом с каждым человеком и всегда готов войти в его душу. Но сам человек своей жизнью не пускает в себя Господа, гонит Его, не оставляет для Него места в своей душе. И путь православной церковной жизни с обязательным участием в Таинствах - это способ открыть свою душу Богу, чтобы он смог там поселиться.

Практика причащения: подготовка, частота, особенности

Самое большое количество вопросов у верующих вызывает практическая сторона участия в полноте церковной жизни. Поскольку православие - это не формальная вера запретов, существует большое количество различных мнений и подходов к Причастию.

Важнейшим таинством православной церкви является причастие

Некоторые священники также могут давать различные рекомендации на этот счет, исходя из своего пастырского опыта и пользы для конкретного человека. Не стоит смущаться такому большому количеству различных мнений. В сути своей они сводятся к одной цели - чтобы человек достойно впустил Господа в свою жизнь.

Что касается официальной позиции Церкви по вопросам участия верующих в Евхаристии, то существует специальный документ, который проясняет все основные моменты. Он носит название «Об участии верных в Евхаристии» и подписан представителями Архиерейского Совещания РПЦ в 2015 году.

Согласно этому документу, частота, правила подготовки и другие требования к верующим перед и после принятия Христовых Таин определяются духовными наставниками исходя из особенности жизни конкретного человека. Рассмотрим ниже особенности причащения современных христиан.

Как правильно готовится к Таинству?

Причастие является очень важным и ответственным моментов в духовной жизни, поэтому требует особого приготовления. Как мы готовимся к каким-то особым дням в мирской жизни, так должны выделить время и на подготовку ко встрече с Богом.

Согласно правилам нашей Церкви, перед Причастием всем верующим полагается пост и специальное молитвенное правило. Пост нужен для того, чтобы немного усмирить нашу плоть, угасить ее страсти и подчинить духовным потребностям. Молитва призывает нас на диалог с Господом, на общение с Ним.

Перед Причастием всем верующим полагается специальное молитвенное правило

Если взять православный молитвослов, то там можно увидеть, что перед принятием Святых Христовых Таин верующим необходимо прочесть специальное правило. В него входит Последование ко Святому причастию, а также несколько канонов и акафистов. Эти молитвы принято читать помимо основных утренних и вечерних молитвенных правил.

Новоначальному христианину, который впервые в жизни решил поучаствовать в Евхаристии, может показаться очень сложным вычитать такой большой объем молитвенных текстов. Кроме того, такой непосильный труд приведет к унынию, большой усталости и непониманию смысла.

Важно! Любые молитвы, в том числе и подготовительные к Причастию, нужно читать внимательно, сердечно, пропуская через свою душу каждое слово. Совершенно неприемлемо механическое вычитывание в погоне за большим объемом.

Поэтому человеку, который впервые решил причаститься, нужно посоветоваться с опытным священником по поводу посильного объема молитв. Гораздо лучше прочесть небольшое правило, но со вниманием, нежели вычитать все, но совершенно не понимая, о чем идет речь.

О посте

Пост является воздержанием от вкушения продуктов животного происхождения, а также ограничением праздности, развлечений и веселья. Не нужно думать, что пост - это унылое состояние запрета на все радости в жизни. Наоборот, пост как раз и помогает человеку очистить свою душу для того, чтобы в нее могла вместиться настоящая Радость Божья.

Мера поста перед Евхаристией также индивидуальна, как и молитвенное правило. Если человек раньше не имел опыта ограничения, то бессмысленно налагать на него недельный пост перед Причастием. Это приведет только лишь к тому, что человек сорвется, все бросит и вовсе передумает ходить в храм.

Важно! Общепринятой является практика, когда перед Причастием верующие держат трехдневный пост. Кроме того, идти в храм нужно натощак и до вкушения Тела и Крови Христовой не есть и не пить ничего другого.

Количество дней поста может меняться в зависимости от частоты причащения. Если человек редко приступает к Таинству, например, несколько раз в год, или раз в пост - то, конечно же, говенье может быть более длительным (от нескольких дней до недели). Если же человек ведет насыщенную духовную жизнь и старается причащаться каждое воскресенье или каждый поход в храм, у него просто не получится говеть так долго.

Перед Причастием верующие держат пост

Для православных христиан, которые очень часто участвуют в Евхаристии, допустимо сокращение поста до одного дня накануне. В любом случае, такие вопросы желательно решать не самостоятельно, а по совету с опытным священником. С одной стороны, важно не брать непосильных подвигов, а с другой - не лениться. Внимательный духовник сумеет определить правильную грань.

Исповедь

Несмотря на то, что исповедь является отдельным Таинством, она неразрывно связана с Евхаристией. Православная традиция всегда базировалась на обязательности исповеди перед принятием Святых Христовых Таин.

Исповедь перед причащением вполне логично объяснима, ведь даже ожидая гостей к себе домой, мы наводим порядок и убираем грязь. Как же мы можем впустить в себя Господа, не очистив перед этим свою душу покаянием?

Важно! Многие святые отцы предостерегают, что если человек не чувствует внутренней потребности в частой исповеди, то он находится в состоянии духовного сна.

Исповедь, когда она сопровождается искренним покаянием, вычищает душу, снимает бремя тяжелых грехов. Человек избавляется от всего лишнего и может впустить в себя Господа. Исповедь необходима каждый раз, когда человек приступает к Евхаристии, вне зависимости от ее частоты.

Послабления в подготовке

Несмотря на строгость всех необходимых подготовительных моментов, некоторым верующим можно послаблять правила. Так, больным людям можно сократить или вовсе отменить евхаристический пост, если по состоянию здоровья они не могут обходиться без пищи.

К примеру, при сахарном диабете человек должен получать пищу строго в определенное время. Что же делать, если утром верующий не может отправиться в храм натощак? Конечно же, лучше поесть немного, чем лишить себя Бога.

А также определенные послабления разрешены беременным и кормящим матерям. Они и так несут телесный подвиг, и нет необходимости усиливать его. Маленьким детям до 7 лет разрешается причащаться без поста и каких-либо специальных приготовлений.

Старые люди, по немощи своей, также могут попросить у священника разрешения на уменьшение количества молитв или дней поста. Суть подготовки - не утомить себя отсутствием привычной пищи и очень длинными молитвами, а, напротив, напитать радостью от будущей встречи с Богом.

Очень важно приступать к принятию Святых Христовых Таин не формально, а понимая, что мы соприкасаемся с великим Чудом. Искренний, сердечный подход способен подарить человеку большие духовные дары и чувство присутствия Бога в жизни.

Как подготовиться к исповеди и Причастию