Какая главная тема ночь перед рождеством. «Изображение народных обычаев в повести Н

Тема: Н.В.Гоголь «Ночь перед Рождеством»

Ночь чудес и справедливости

Раздел: творчество Н. В. Гоголя.

Место урока в разделе – первый. (Второй урок – Сила смеха. (Комическое в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»)

Цели:

Образовательная - расширить знания учащихся о Н.В.Гоголе, познакомить с историей создания произведения, начать знакомство с повестью.

Развивающая - развитие коммуникативных способностей: умения работать в группе.

Воспитательная – воспитание веры в лучшие идеалы человечества: библейские заповеди, любовь, самоотверженность, силу духа, душевную чистоту.

Опережающие домашние задания:

1. Групповое - подготовить рассказ о Вакуле, Солохе, Оксане, черте, Пацюке. (весь класс разделен соответственно на 5 групп)

2. Индивидуальное – сообщение об истории создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки»

Оформление: , фрагменты из кинофильма «Ночь перед Рождеством»

План.

1.Слово учителя.

2. Сообщения учащихся.

4. Домашнее задание.

1. Слово учителя. Слайд 1

Здравствуйте, ребята. Сегодня нам предстоит окунуться в волшебный мир сказки, созданной замечательным писателем Н. В. Гоголем.

Я предлагаю вам совершить путешествие в прошлое и очутиться в Малороссии, в Диканьке в ночь накануне Рождества, посмотреть, как здесь живут люди, узнать, какие чудеса случаются в эту волшебную ночь. Итак, перед нами повесть Николая Васильевича Гоголя «Ночь перед Рождеством».

- Что мы знаем о повести как о жанре литературы? Слайд 2

Повесть – один из жанров эпических произведений. По объему повесть больше рассказа, но меньше романа. В ней больше событий и действующих лиц, чем в рассказе. Чаще всего это история жизни человека, рассказанная либо от лица автора, либо от лица самого героя.

В сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» Н.В.Гоголь объединил несколько повестей, в которых чудесным образом переплелись реальная жизнь Малороссии 19 века, фантастика и сказка.

2. Сообщение учащегося об истории создания «Вечеров на хуторе близ Диканьки» (материал может подобрать учитель) Слайд 3

- Что нового для себя вы узнали, слушая сообщения?

Рудый Панько, зазывая в Диканьку гостей, знает о том, что их ожидает встреча со сказочным, чудесным. Эта встреча случится и на страницах повести «Ночь перед Рождеством».

Особенностью повести является то, что она фантастическая.

- Что такое фантастика? Слайд 4

/Фантастика – мир невероятных, чудесных представлений и образов, рожденных воображением./

- Назовите элементы фантастики в произведении.

В повести фантастика основывается на вере в Бога и дьявольскую силу (чертей и ведьм).

3. Работа по содержанию. Слайд 5

Ребята, если бы в названии повести не было обозначено время действия, ночь перед Рождеством, могли бы вы догадаться о нем? По каким признакам?

(Действие происходит зимой, природа полна торжественного ожидания праздника, герои повести ходят по селу с колядками.)

- В чем особенность рождественской ночи? Слайд 6

/Это самая таинственная и прекрасная ночь.

По народным поверьям в самую полночь открываются небесные врата, и на землю сходит сын Божий. Если кто о чем-то хорошем будет молиться в полночь, то все исполнится.

В этот вечер на Руси читали молитву, рассказывали детям о рождении Иисуса Христа. Всю ночь праздновали и колядовали./

- Какой мы видим ночь? (Чтение описания ночи.)

- Как вы думаете, почему не полная луна, а именно месяц освещает Диканьку перед Рождеством?

/Месяц – символ молодой нарождающейся жизни, символ обновления и надежд, которые всегда связывают с чудесным праздником Рождества./

- Какое настроение создает описание месяца?

/Радостное, торжественное./

Не удивительно, что темные силы стараются его украсть. Образы каких героев создают сказочно-фантастическую атмосферу? Слайд 7

/Черт, Солоха, Пацюк./

- Что мы знаем о черте?

В «Ночи перед Рождеством», как и во многих народных сказках, возникает мотив осмеяния черта. Гоголевский черт охает, хватается за сердце, целует руку Солохи. Он изображен мелким воришкой, сунувшим похищенную вещь себе в карман.

Мать кузнеца, Солоха, внешне бойкая и хитрая деревенская вдовушка.

- Посмотрим, чем они занимаются в эту ночь. Заглянем в хату к Солохе.

(Просмотр фрагмента из к.ф. «Ночь перед Рождеством»)

- Страшен черт у Гоголя? (Нет, он похож на ряженого.)

- Солоха - ведьма? Какие ее черты это доказывают? Чем она отличается от классической сказочной ведьмы?

/Она, видимо, лукава, сметлива и удачлива. Солоха аккуратна, вернувшись из полета, наводит порядок в доме./

- Зачем к Солохе явились ее гости? О чем они мечтали? А Солоха?

/Каждый из них мечтает провести приятно время с Солохой, а она не прочь извлечь из этого выгоду./

Ночь перед Рождеством особенная: ночь накануне величайшего христианского праздника – рождения Иисуса Христа, но вместе с тем злые силы – черт, ведьма – ведут себя наиболее активно, стараются заставить людей нарушить христианские заповеди.

- Какие из них вы знаете? Слайд 8

Всего их 10.

    Не делай себе кумира.

    Не произноси имя Господа напрасно.

    Помни, что субботу нужно посвятить Богу.

    Почитай отца и мать.

    Не убивай.

    Не прелюбодействуй.

    Не кради.

    Не произноси ложного обвинительства на ближнего твоего.

    Не желай добра ближнего своего.

10.Не имей других богов.

- Какие заповеди нарушают Солоха и ее гости?

- Почему их желания не исполнились? За что они наказаны?

/Они нарушили христианские заповеди и, оставив своих жен, пришли к Солохе.

Все поклонники Солохи оказываются в мешках, и кузнец выносит их из хаты. Теперь они стали «наколядованным добром»./

- Каким образом достигается юмористический эффект?

Герои изображаются в смешном виде.

В образе Солохи тесно связаны волшебное и бытовое. И поведение, и повадки ведьмы чисто женские. Одомашнены и сверхъестественные действия Солохи.

Изображая в «Ночи перед Рождеством» с нескрываемым юмором и лукавством довольно симпатичную компанию нечистых, Гоголь в то же время делает их прямыми участниками развернувшейся на страницах повести извечной борьбы светлого и темного начал, добра и зла.

- Кто в повести вступает в эту борьбу? Слайд 9

- Что вы о нем знаете?

(Выступления представителей группы, готовившей анализ этого образа)

- Почему черт украл месяц?

/Он украл месяц для того, чтобы навредить Вакуле./

- За что черт был зол на Вакулу?

/Отношения между чертом и Вакулой не заладились задолго до Рождества. Причиной этому была картина, «намалеванная» на стене церкви. Когда Вакула писал картину, так не понравившуюся черту, как ни пытался тот мешать живописцу, никакие его гадости не могли смутить душу Вакулы. Так крепка была его вера в Бога, так чиста его душа./

- Что же делает эту душу открытой злу?

/Безответная любовь к Оксане. Для черта это и становится последней надеждой, так как одна ночь у него осталась для сведения счетов./

- Что мы знаем об Оксане? Слайд 10

(Выступления представителей группы, готовившей анализ этого образа)

- Что в Оксане привлекательно, а что неприятно?

- Почему кузнец Вакула любит ее?

Разговор о превратностях любви. Любят не за что-то, часто не понимают, почему возникает любовь. Но любовь освещает и освящает жизнь человека.

/Вакула без памяти влюблен в Оксану и готов ради нее на все/

- Понимает ли Вакула, что Оксана его не любит? Пытается ли забыть ее? Почему это не получается?

/«Ей я столько же дорог, как перержавевшая подкова»./

- Какое условие ставит Вакуле Оксана?

/Ему нужно принести ей царицыны черевички, и тогда она станет его женой./

- На какой поступок решается Вакула?

Вакула понимает, что любовь нельзя купить за черевички, поэтому решается на самоубийство. В православии самоубийство - страшный грех. Бог дал человеку жизнь, и человек не может сам у себя отнять эту жизнь. Значит, чувство кузнеца настолько сильно, что он, искренне веря в Бога, готов из-за Оксаны не просто лишить себя жизни, но совершить грех более страшный - обречь свою душу на вечные мучения в аду, которые ждут самоубийц.

- Зная это Вакула продолжает искать спасение. Что он предпринимает?

/Идет к местному знахарю Пацюку./

- Что мы о нем знаем? Слайд 11

(Выступления представителей группы, готовившей анализ этого образа)

- Почему при виде Пацюка, который ел вареники, Вакула почувствовал, что он «греха набирается»?

/Пацюк не соблюдает пост, который обязателен для добрых христиан в это время./

- Почему черт так радовался, что Вакула готов погубить свою душу? Слайд 12

/Кузнец был самым набожным человеком на селе, к тому же нарисовал картину, где черту приходилось туго./

Рождественская ночь несет в себе не только чудеса, но и справедливость. Это время, когда всем воздается по заслугам.

- Как Вакула заставляет черта везти себя в Петербург?

/Ему помогает смелость, смекалка и решительность, но главная сила кузнеца – в его искренней и глубокой любви./

- Вакула оказался во дворце. На что он обращает внимание?

/Его взгляд останавливается на картине, на которой изображена Пречистая Дева с Младенцем./

- Почему?

/Этот образ – награда Вакуле за победу над чертом, за сохраненную душу посылается ему созерцание красоты Пречистой Девы с Божественным младенцем.

Глядя на картину, Вакула испытывает восторг и умиление, освобождающие его больную душу от скверны. И он легко получает царицыны черевички. Все дается человеку легко, если желание его искренне и чисто от дурных помыслов./

- А что в это время происходит в Диканьке? По селу проносятся разные слухи.

Просмотр фрагмента «Разговор на улице»

- Какими мы видим сельских кумушек в этой сцене?

/Они сварливые и вредные, любят при случае посплетничать. С жаром доказывают то, чего не знают. Оказывается, что всей Диканьке известно то, что каждый хуторянин, поддаваясь греху, считает тайной./

- Как изменилось отношение Оксаны к Вакуле, когда она поняла, что потеряла его?

- Как вела себя Оксана утром в церкви? Слайд 13

/«Одна только Оксана стояла как будто не своя: молилась и не молилась. На сердце у нее столпилось столько разных чувств, но лицо ее выражало одно только сильное смущение; слезы дрожали на глазах»/

Вакула возвращается в Диканьку с черевичками, просит у Чуба прощение и «благодарит» черта. Как он это делает?

/Вакула показал, что он признает старшинство Чуба и его власть над собой и просит его милости. Черт получает сполна за свое коварство./

- Почему черту не удалось заполучить душу Вакулы?

/Кузнецу помогает справиться с искушением вера, смелость, находчивость и искренняя любовь к Оксане./

- Как заканчивается повесть? Как вы думаете, могла ли по-другому закончиться рождественская повесть? Слайд 14

В «Ночи перед Рождеством» зло побеждено. Главный герой Вакула победил нечистую силу. Зло в повести внешне и физически не страшно, а смешно и нелепо.

Оказывается, в рождественскую ночь в самом деле случаются чудеса и исполняются самые заветные желания, но исполняются они для тех, кто заслуживает этого, потому что рождественская ночь не только ночь чудес, но и ночь справедливости.

Домашнее задание .

    Перечитайте сцены, которые показались вам смешными, перескажите их.

    Ответьте на вопрос: Что такое юмор в художественном произведении?

Сочинение

В настоящее время трудно встретить человека, который не был бы знаком с героями книги Н. В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки» и особенно повести «Ночь перед Рождеством». Они стали неотъемлемой частью нашей жизни, они помогают нам лучше узнать и понять прошлое и настоящее. Основной темой творчества Н. В. Гоголя была тема народа. Эту же тему он любовно отразил и в повести «Ночь перед Рождеством», живописно воссоздал в своем произведении образ жизни украинцев, их быт, традиции и обычаи.

В повести описан Сочельник - вечер накануне Рождества. Согласно Библии, Рождество знаменует появление на свет Иисуса Христа. В народе с давних времен Сочельник считался магическим временем. В это время происходило зарождение иной, неведомой жизни, а всему новому и неизвестному люди всегда приписывают необычайные свойства. Так и ночи перед Рождеством приписывается способность наделять обычные предметы волшебной силой. Кроме того, считалось, что в этот вечер с наибольшей полнотой проявляет себя всякая нечистая сила. Не случайно и Гоголь изображает именно в эту ночь появление ведьмы и черта на небе, кражу чертом месяца.

Гоголь, хорошо знавший традиции украинского народа, очень достоверно, со всеми деталями, описывает празднование Рождества. С давних пор это событие сопровождалось различными народными обрядами, такими как гадания, колядование и другие. Люди верили, что если в этот вечер загадать желание, то оно непременно сбудется. В каждой семье накрывался праздничный стол, где всегда присутствовала кутья - знак богатого урожая, а также рыба, борщ, вареники, всевозможные пироги, «варенуха, перегонная на шафран водка и много всякого съестного».

В повести «Ночь перед Рождеством» мы видим молодых парней и девушек, которые ходят с колядками из дома в дом. «Толпы парубков и девушек показались с мешками. Песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие». Колядки представляют собой веселые песни, шутки, пожелания счастья и благополучия хозяевам дома. В награду из окон то и дело высовывается рука хозяйки «с колбасою в руках или куском пирога». Еще до наступления утра все село собирается в церкви: здесь и пожилые женщины «в белых суконных свитках», и дворянки «в зеленых и желтых кофтах, а иные даже в синих кунтушах с золотыми назади усами», и девчата, «у которых на головах была целая лавка лент, а на шее монист, крестов и дукатов», а впереди всех - дворяне и простые мужики с усами и чубами, «в кобеняках, из-под которых выказывалась белая, а у иных и синяя свитка». И на лицах у всех - ощущение праздника.

Вся повесть наполнена радостной, светлой атмосферой праздника. Великий мастер слова, Н. В. Гоголь так ярко изобразил рождественские обычаи народа, что, читая его произведение, мы сами словно окунаемся в атмосферу народного праздника, становимся его участниками. Повесть «Ночь перед Рождеством» позволяет лучше узнать народные традиции, весь уклад жизни украинского крестьянства.

Другие сочинения по этому произведению

Характеристика персонажей в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» Ночь перед Рождеством Характеристика образа Вакула кузнец Соединение реального и сказачного в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед рожднством» (2) Что мне понравилось в повести «Ночь перед Рождеством» ЛЮБОВЬ ТВОРИТ ЧУДЕСА (по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством») Образ кузнеца Вакулы (по повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством») (1) Сказочное в повести Гоголя «Ночь перед Рождеством» Фантастические и смешные эпизоды в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» (План)

Бессмертное произведение Н. В. Гоголя « Ночь перед Рождеством» на протяжении многих десятков лет вызывает неиссякаемый интерес читателей. Оно, как и многие другие повести и рассказы автора, наполнены мистическими событиями, которые происходят в жизни обитателей украинской деревни 18 века.

Краткое изложение

Действие повести разворачивается в большом малорусском селе Диканька. Среди обитателей деревни молодицы, казаки, молодые парни и девушки, духовные лица и естественно - ведьма, без которой не могло обойтись ни одно крестьянское общество.

Молодой парень Вакула влюбляется в первую красавицу села Оксану, которая не отвечает ему взаимностью, так как уверенна, что достойна лучшей партии. Более того, Вакулу недолюбливает и отец Оксаны, казак Чуб, и всячески препятствует общению дочери с ним.

В ночь перед Рождеством казак Чуб отправляется в гости к дьяку, который по случаю праздника устраивает прием для самых глубокоуважаемых жителей Диканьки. Воспользовавшись отсутствием Чуба, Вакула спешит к дому Оксаны, чтобы увить любимую девушку.

Тут и пришло время вмешаться в ход черту, который шатался по селу, толкая людей на совершение грехов перед праздником. Черт давно невзлюбил парня за то, что он нарисовал икону Страшного Суда, на которой изобразил его в неприглядном виде.

Представитель нечистой силы ворует месяц, с мыслью о том, что если на улице станет темно, Чуб останется дома, и Вакула не сможет пойти к Оксане. После похищения месяца, черт отправляется в гости к своей закадычной подруге ведьме Солохи, которая по совместительству является и матерью Вакулы.

Тут то и начинают происходить самые забавные события: к Солохе одним за другим приходят ее поклонники, которых предусмотрительная ведьма, по очереди прячет в мешки. В это время, самовлюбленная красавица Оксана, ставит Вакуле ультиматум: она выйдет за него замуж только в том случае, если он подарит ей черевички, в которых ходит императрица.

Обиженный молодой человек возвращается домой, где посреди комнаты видит множество больших мешков. Думая, что в мешках находятся сладости для колядующих, парень берет один из них и принимает решение навсегда уйти с села.

Внезапно в его голову приходит мысль посоветоваться со старым колдуном Пацюком и спросить у него совета каким образом достать черевички для Оксаны. В доме Пацюка Вакула видит мистическую картину: вареники летают вокруг колдуна и по очереди прыгают ему в рот.

Потрясенный парень не успел сказать ни слова, как Пацюк посоветовал ему обратиться к черту, который сидел у него за спиной (в мешок чертенка спрятала Солоха). С помощью черта, Вакула совершает путешествие в столицу и выпрашивает у царицы одну пару ее туфлей в подарок.

На следующие утро парень идет к Оксане с черевичками и предлагает выйти за него замуж, на что красавица ответила согласием. Девушка призналась, что давно любила Вакулу и очень жалеет о том, что его обижала.

Мистицизм и реальность в повести

Наверное, вряд ли кому то из нас в жизни посчастливилось встретить настоящего черта, который в рождественскую ночь гуляет по улицам города, или ведьму, рассекающую вечернее небо верхом на метле. А может вам доводилось видеть, как колдуну в рот сами собой залетают вареники? Скорее всего нет.

Такие образы и события, описанные в произведении «Ночь перед Рождеством» и носят мистический характер. Повесть напоминает волшебную сказку, в которой происходят самые чудесные вещи, которые могут случиться с людьми только в рождественскую ночь.

Повесть «Ночь перед Рождеством» также принадлежит к циклу «Вечера на хуторе близ Диканьки». События в повести необычны, фантастичны, похожи на сказку. Повествование насквозь пропитано духом фольклора, сказочных преданий и легенд. Ос‐новное действие сосредоточено вокруг жителя Диканьки - кузнеца Вакулы, «силача и детины хоть куда», и героя всех русских поверий -беса. Завязкой повести можно считать разговор Оксаны, первой красавицы села, с Вакулой, влюбленным в нее до беспамятства. Оксана дает кузнецу обещание выйти за него замуж, если он принесет ей черевички - такие, какие носит сама императрица. Кульминационным моментом повести, бесспорно, является чудесный полет Вакулы на черте до Петербурга и обратно. В результате он добывает своей возлюбленной башмачки. В развязке Вакула мирится с отцом Оксаны, с которым был не в ладах, и берет замуж красавицу.

Практически все читатели, когда-либо окунавшиеся в сказочный мир «Вечеров на хуторе», отмечали необыкновенную поэтичность, обаяние текстов Н. В. Гоголя. Откуда берет писатель такой колорит, такое мастерство? Отличительной особенностью повести, как, впрочем, и всех повестей цикла, является широкое использование фольклора. Это проявляется, прежде всего, в самих событиях и образах произведения. Из народных представлений черпает Гоголь образы черта, задумавшего украсть месяц, ведьмы, вылетающей через трубу, изображает их полет, баловство ведьмы со звездами. Исследователи творчества Гоголя проводят параллели и между волшебным полетом Вакулы и народными легендами. В повести Гоголь воспроизводит дух украинской глубинки, дает, по словам А. С. Пушкина, «живое описание племени поющего и танцующего, свежую картину малороссийской природы, этой веселости, простодушной и вместе лукавой».

Н. В. Гоголь обладает удивительным свойством сочетать реальное со сказочным, вымышленным. Перед нами возникает особый мир со своими правилами и законами, со своими традициями: парни и девушки по старинному веселому обычаю в ночь перед Рождеством идут колядовать, они поют песни-колядки, желают хозяину и хозяйке здоровья и богатства, уважаемые и почитаемые казаки ходят друг к другу в гости. И в этот вполне реальный мир настолько органично вливается мир сказочный, что кажется, будто так и должно быть. Эти два мира в повести сливаются в единое нерасторжимое целое. И вот уже кажется, что нет ничего обыкновеннее ведьмы, вылетающей в трубу, месяца, пляшущего в руках черта, да и самого черта… Образ беса в повести наделен вполне конкретными чертами, как внешними, так и внутренними. Автор объясняет нам его поступки, рассказывает о его мыслях, кроме того, он наделяет его особым обаянием, которое, вопреки народным традициям, не вызывает у нас чувства отвра‐щения или страха.

Созданию сказочной атмосферы помогают природные зарисовки. Многие явления природы оживают в этом зачарованном мире. «Глянули звезды. Месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и всему миру».

Первые произведения Николая Васильевича Гоголя напоминали народные поверья и сказки. Поэтому в цикл «Вечера на хуторе близ Диканьки» вошли повести, пронизанные фольклорными мотивами и народными приметами. Одним из таких произведений считается сказочная повесть «Ночь перед Рождеством». Согласно народному поверью, в эту ночь черт в последний раз может сделать какую-нибудь пакость людям, что и делает герой повести: черт крадет месяц, что вызывает множество забавных и не очень приключений.

Настоящий враг черта – кузнец Вакула, изобразивший дьявольское отродье в непотребном виде, за что черт не просто невзлюбил Вакулу, но и поклялся ему отомстить при первом удобном случае. Случай вскоре представится, да только, скорее, пострадает снова черт.

Повесть отличается особым сказочным двоемирием. Например, сам черт в некоторых сценах напоминает вполне обычного губернского стряпчего, который даже может любезничать с Солохой, являющейся не только матерью кузнеца Вакулы и привлекательной женщиной, но и ведьмой. В ходе развития действия, как ни странно, одно другому не мешает. Солоха умудряется устраивать свидание сразу с несколькими своими поклонниками, отчего вынуждена по очереди прятать их в мешки из-под угля.

Сын Вакула, посчитав, что накануне праздника негоже лежать в хате мешкам со «всякой дрянью». выносит их на улицу, оставив себе только тот, в котором якобы лежит «струмент». на самом же деле там сидит черт.

Сам же Вакула влюблен в дочь казака Чуба – красавицу Оксану. Многие хлопцы страдали от неразделенных чувств к ней, но после подыскивали менее избалованных девушек. Лишь Вакула не оставлял надежду добиться взаимности от капризной барышни. Завязкой всех дальнейших событий становится как раз ее каприз – желание иметь черевички, «которые носит царица». Только при этом условии она готова стать женой кузнеца.

Удрученный Вакула идет за советом к еще одной загадочной фигуре – Пузатому Пацюку: именно Пацюк, способный есть вареники со сметаной без рук, а с помощью волшебства, подсказывает ничего не подозревающему кузнецу, как лучше всего попасть в Петербург к царице – верхом на черте, который только и ждал возможности оседлать ненавистного кузнеца.

Повесть Гоголя сочетает в себе описание повседневных событий и сказочный вымысел. Без труда можно отыскать эпизоды, в которых действие повести превращается в сказку. Полеты Солохи на помеле, встречи с чертом, подлунное путешествие Вакулы в Петербург за черевичками – все это вплетается в описание ночи украинского села так естественно, что практически не ощущается инородность сказочных элементов.

А еще соединение несоединимого – сказки и реальности – вызывает у читателя улыбку, придавая всей повести юмористическое звучание. Жители Диканьки предстают смешными обывателями, любителями поесть и охотниками до земных удовольствий. Подчас они наивные до глупости, ленивые, вздорные, готовые к скандалам, лживые и лицемерные, даже трусливые, прячущие свои истинные действия и желания за словами.

Однако автор пишет об этом с юмором – не возмущаясь, не негодуя, а улыбаясь, посмеиваясь, как над вполне обычными и вечными человеческими недостатками. Например, когда Чуб и голова вылезают из мешка, они даже не знают, о чем им говорить друг с другом, ведь слишком уж смешным и нелепым оказалось их положение.

Только вот главный принцип сказки сохранен: в конце добро непременно побеждает. Например, мать Вакулы Солоха, известная в Диканьке ведьма, не хочет женить сына не потому, что имеет что-то против будущей невестки, а потому, что сама мечтает выйти замуж за вдового Чуба и прибрать к своим рукам все его хозяйство. Но получает согласие и Оксаны, и ее отца именно Вакула, добившийся признания своенравной красавицы, в полной мере оценившей преданность и любовь кузнеца.

Получает свою «награду» и черт, поклявшийся вредить главному герою. Вместо этого он оказывается в ловушке: угрожая ему крестным знамением, Вакула садится верхом на черта и отправляется добывать царские черевички. К счастью для него, в Петербурге оказываются запорожские казаки, вместе с которыми и попадает Вакула на прием к императрице Екатерине. Государыня тронута искренностью молодого кузнеца и велит принести Вакуле свои башмачки.

Таким счастливым образом заканчиваются мытарства главного героя: как и положено в сказках, он получает достойную награду за свое душевное богатство. Важно, что происходит это в рождественскую ночь, когда могут исполниться самые заветные желания и у обычных людей. Эта повесть позволяет каждому сохранить веру в настоящее чудо. Потому-то и заканчивается повесть не свадебным пиром, как в сказках, а появлением «дитяти» в семье Оксаны и Вакулы.

И хотя произведение наполнено мистическими героями и событиями, оно не вызывают страха. Страх появится позже – в повестях «Вий» и «Заколдованное место» .

(Пока оценок нет)



Сочинения по темам:

  1. В ночь перед Рождеством месяц восходит на небо, чтобы осветить хутор. Ведьма, собирая звезды, встречает черта, который крадет с неба...