Нарисовать неизвестное животное. Проективная методика "Несуществующее животное": интерпретация

Дата публикации

Это одна из наиболее информативных рисуночных методик? Ее рекомен­дуется использовать, начиная со старшего дошкольного возраста (с пяти - шести лет).

Проведение тестирования. Лист бумаги кладется перед обследуемым го­ризонтально.

Инструкция: «Я хочу посмотреть, насколько у вас развиты воображение, фантазия (как ты умеешь фантазировать, воображать). Придумайте и нарисуйте животное, которого на самом деле нет, никогда не было и которого до вас никто не придумал - ни в сказках, ни в компьютерных играх, ни в мультфильмах».

Если обследуемый говорит, что не знает, как рисовать, не умеет, не может ничего придумать и т.п., то надо ободрить его, объяснить, что для этого задания не нужно ничего уметь. Поскольку требуется нарисовать животное, которого на самом деле нет, то совершенно все равно, каким оно получится. Если обследуемый долго думает, не приступая к рисованию, то следует по­советовать ему начать рисовать, как получается, а дальше придумывать по ходу рисования.

Когда обследуемый кончает рисовать, его просят придумать животному название. Его записывают в протоколе. Если придумывание названия вы­зывает очень большие затруднения, то эту часть задания опускают. При не­обходимости выясняют, какой части тела (или какому органу) соответству­ют те или иные детали изображения.

Бывает, что вместо несуществующего животного изображают обычное, известное, что отражается в его названии (заяц, осел и т.п.). В этом случае нужно попросить сделать еще один рисунок, нарисовав на этот раз живот­ное, которого на самом деле не бывает. Инструкцию при этом полностью повторяют. Если и повторный рисунок представляет собой изображение реального животного, то эту работу прекращают. Если вид нарисованного животного вполне обычен (например, явно изображен заяц), но названо оно необычно (например, сказано, что это «волшебный заяц»), то задание считается успешно выполненным и повторять его не нужно.

Выяснив название животного, проверяющий говорит: «Теперь расскажи­те про него, про его образ жизни. Как оно живет?». Рассказ записывают, по возможности, дословно. При обследовании подростка или взрослого чело­века можно предложить ему написать рассказ об образе жизни придуман­ного животного самостоятельно.

Если в рассказе нет достаточных сведений о животном, то по окончании работы задаются дополнительные вопросы:

  • Чем оно питается?
  • Где живет?
  • Чем обычно занимается?
  • Что любит делать больше всего?
  • А чего больше всего не любит?
  • Оно живет одно или с кем-нибудь?
  • Есть у него друзья? Кто они?
  • А враги у него есть? Кто? Почему они его враги?
  • Чего оно боится, или оно ничего не боится?
  • Какого оно размера?

Затем обследуемому предлагают представить, что это животное встретило волшебника, который готов выполнить любые три его желания, и спрашива­ют, какими могли бы быть эти желания. Все ответы записывают в протоколе.

Беседа о придуманном животном может варьироваться проверяющим в зависимости от особенностей обследуемого и от целей обследования. Приведенный список вопросов - не обязательный, а ориентировочный.

Дополнительные задания к тесту «Несуществующее животное».

Разработанные нами задания «Злое животное», «Счастливое животное», «Несчастное животное» позволяют выявить: скрытые агрессивные или деп­рессивные тенденции, реакцию на угрозу («Злое животное»), ценности и стремления обследуемого («Счастливое животное»), характер имеющих­ся опасений, сознаваемые и неосознанные представления обследуемого о его наиболее острых проблемах («Несчастное животное»). Задания «Злое жи­вотное» и «Несчастное животное» хорошо выявляют степень устойчивости обследуемого к стрессам разного рода.

Проведение тестирования. Для каждого дополнительного задания дают отдельный чистый лист бумаги, который кладут перед обследуемым гори­зонтально. Инструкция к заданию «Злое животное»: «Теперь придумайте и нарисуйте еще одно несуществующее животное. На этот раз не любое, а самое злое и страшное, которое вам удастся придумать». По окончании рисования задают вопрос: «В чем проявляется то, что это животное - са­мое злое и страшное?». Могут быть заданы и еще какие-либо вопросы о его образе жизни.

Инструкция для задания «Счастливое животное »: «Теперь нарисуйте самое счастливое несуществующее животное, какое вам удастся придумать». Инструкция для задания «Несчастное животное»: «Нарисуйте самое несча­стное несуществующее животное, какое вам удастся придумать». По завер­шении рисунка выясняют, почему нарисованное животное - самое счаст­ливое (несчастное), что именно делает его счастливым (несчастным).

Интерпретация результатов

Положение рисунка на листе. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного поля рисования (чем выше тем более яркая выраженность). Положение рисунка ближе к верхнему краю листа трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, тенденция к самоутверждению.

Расположение рисунка ближе к нижнему краю листа (чем ниже - тем сильнее выраженность) интерпретируется как заниженная самооценка, наличие депрессивных компонентов настроения, пессимистическая оценка себя и окружающих, нерешительность, подавленность.

Следует обратить внимание на расположение рисунка в верхнем левом углу . Оно характерно для людей, отличающихся некоторой стереотипностью поведения, небольшой пунктуальностью, обязательностью. Фигуры в этом случае достаточно мелкие и небольшие. Отражением специфики протекания физиологических процессов у таких исследуемых нередко является несоответствие скорости мозговых процессов и передачи их наружу. Поэтому для таких людей характерно "проглатывание" окончаний или целых слогов, слов при письме. Сознательно у человека остаётся задание полного слова, но следующее задание при передаче наружу как бы опережает и стирает окончание слова. Это явление спазм больше связано со спецификой сосудистого тонуса головного мозга, чем с выраженной патологией.

Тематически несуществующие животные делятся на угрожаемых, угрожающих, нейтральных. Это характеризует отношение испытуемого к собственной личности, к собственному "Я", к представлению о собственном положении.

Центральная часть фигуры (голова или замещающая её деталь) голова повёрнута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, влево - тенденция к рефлексии, размышлениям, положение "апорат" трактуется как эгоцентризм. Уменьшенный размер головы говорит о ценности рационального начала.

Грива, шерсть, подобна причёски на голове - чувственность, подчёркивание своего пола, ориентирована на свою сексуальную роль. Перья - тенденция к самоукрашению, самооправданию некоторая демонстративность.

Рога - защита, агрессия.

Уши, рот, глаза - несут своё прямое значение (заинтересованность в информации). Приоткрытый рот в сочетании с языком без прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно, если он зачерченный, может свидетельствовать о лёгком возникновении страхов, опасений, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия. Глаза с резкой прорисовкой радужки - наличие страхов, глаза с ресницами - истероидно-демонстративные манеры поведения.

Ноги, лапы, постаменты - основательность, обдуманность, рациональность действий при принятии решений, опора на существенные признаки положения и значимую информацию. Характер контроля за своими рассуждениями, выводами выражается в особенности соединения ног с корпусом (тщательно или небрежно, слабо или совсем не соединены и т.д.).

Однотипность и однонаправленность формы элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность, иногда даже творческое начало или инокамослие (ближе к патологии).

Отсутствие ног и лап - поверхностность суждений, импульсивность в принятии решений.

Крылья - желание вознестись над существующими проблемами, уверенность в себе, любознательность, соучастие в большом количестве предприятий, увлечение своей деятельностью с ущемлением окружающих. Это касается и своей сексуальной роли и позиции поведения.

Устрашающие детали - демонстративность, ссклонность обращать на себя внимание окружающих, манерность.

Хвосты - отношение к собственным проблемам. Хвост направлен вверх - уверенность в своих выводах, положительная самооценка. Хвост направлен вниз - недовольство собой, сомнение по поводу собственных выводов и поведения. Хвост повёрнут вправо - отношения к своим действиям и поведению, влево - к своим мыслям, решениям.

Затемнения и зачернения фигуры животного - выражение страха, тревоги.

Защита. Если она представлена в острых углах - это агрессивная защита. О направленности такой защиты свидетельствует соответствующее пространственное расположение: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против мир, имеющих возможность положить запрет, ограничения, осуществить, принуждение (родители, начальники и т.д.); нижний контур защита против насмешек, непризнания, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасность и готовность к самозащите любого порядка

Заслоны, щиты свидетельствуют о защите, связанной с опасениями и подозрительностью.

Общая энергия.

Слабая паутинообратная линия прорисовки - астенничность, дискомфорт, неуверенность, хроническое, соматическое заболевание; жирные линии выражают тревожность. Выделенная определённая деталь тела (жирно или слабо) символически изображает то место, где следует искать привязку тревоги данной личности.

Фигура животного в виде круга символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутости, нежелании давать информацию о себе, вплоть до отказа от тестирования.

Вмонтирование механических частей (постановка на постамент, треножники, тракторные гусеницы вместо ног; пропеллеры и винты на голове; вмонтирование в глаза электроламп и т.п., а в тело и конечности - антенны, рукоятки и т.д.) наблюдается чаще всего у больных шизофренией и у глубоких шизоидов.

Предлагаемое словесное название может выражать рациональное соединение смысловых частей ("мухожёр", "летающий заяц" и т.д.) и свидетельствует о рациональности, конкретной установки при ориентировке и адаптации. Словообразование с книжно-научным, иногда с латинским суффиксом или окончанием (например, "раголетиус") характеризует демонстративность, которая направлена главным образом на показ собственного разума, эрудиции, знаний. Названия поверхностные без всякого осмысления знаменуют легкомысленное отношение к окружающим, неумения учитывать сигнал опасности.

Для адекватной социализации человек должен уметь правильно оценивать себя и окружающих. Определить, насколько испытуемый способен это делать, а также какая модель взаимоотношений с людьми ему наиболее близка, можно с помощью различных психологических тестов. Например, воспользовавшись диагностикой «Нарисуй несуществующее животное».

Суть проективной методики «Нарисуй несуществующее животное»

Автором теста «Рисунок несуществующего животного» является советский психолог, специалист по проективным диагностикам Майя Захаровна Дукаревич. Диагностика относится к проективным методикам, то есть не предполагает наличия стимульного материала. Соответственно, стандартизированной процедуры анализа не имеет. Испытуемому просто предлагается изобразить фантастическое существо, полноценную интерпретацию которого должен выполнить специалист. Однако есть ряд критериев, позволяющих и без специального образования провести тестирование особенностей личности. Такое исследование поможет:

  • составить представление об уровне самооценки испытуемого;
  • оценить степень его тревожности;
  • определить склонность к агрессии;
  • изучить творческий потенциал тестируемого.

Процедура проведения психологического теста

Для создания рисунка ребёнку следует предложить неглянцевый белый лист формата А4 и простой карандаш средней мягкости. Пользоваться фломастерами или ручками малышу нельзя, так как эти инструменты затрудняют расшифровку изображения.

Использование фломастеров не допускается, так как линии, нанесённые ими, будет трудно расшифровать

Работа ведётся один на один. Испытуемому предлагается нарисовать животное, которое не существует ни в природе, ни в искусстве, ни в компьютерном пространстве. Также ребёнку потребуется подобрать имя своему герою.

Время выполнения задания - 3 минуты. После того как испытуемый закончит изображение, ему придётся не только написать название персонажа, но и ответить на ряд наводящих вопросов:

  • Где живёт животное?
  • С кем?
  • Что кушает?
  • Чем обычно занимается?
  • Что он/она любит?
  • Что не любит?
  • Есть ли у персонажа друзья, враги?
  • Чего он боится больше всего?

Обработка и интерпретация результатов рисуночной диагностики

Рассмотрение манеры рисования

Линии

Жирные линии говорят о постоянных опасениях, страхах, тревоге. Если преобладают острые углы, то испытуемый очень подозрительно оценивает окружающих. Много штриховых затемнений, особенно внизу фигуры, свидетельствуют о том, что ребёнок стремится защититься от насмешек, не считает себя авторитетным среди сверстников. Тёмные контуры справа сигнализируют об умении отстоять свою точку зрения в делах, касающихся реальных действий, а вот удвоенные линии слева указывают на то, что защита касается убеждений и вкусов.

Человек склонен рисовать животное, состоящее из замкнутых фигур (круги, прямоугольники) и простых линий, - это говорит о закрытости и нежелании участвовать в тестировании.

Если линии носят фрагментарный характер, прерываются, то человек не склонен доводить начатое до конца, импульсивен. Небрежность, неаккуратность говорят о тенденции быстрой смены видов деятельности.

Нажим

Слабый нажим свидетельствует о пассивности и возможной депрессии. Сильный (с отпечатком на обратной стороне листа) говорит о том, что испытуемый страдает от резкой тревожности. Если же ребёнок нажимает на карандаш так, что от этого рвётся бумага, то это можно считать признаком агрессии и конфликтности.

Размер


Животное, занимающее весь лист, говорит о высокой самооценке своего автора

Поскольку придуманное животное - своеобразное альтер эго испытуемого, то его размер напрямую зависит от самооценки: чем крупнее персонаж, тем она выше. Мелкий рисунок говорит о низком самомнении и возможных недавних проблемах в отношениях с окружающими.

Расположение на листе

Пространство, заполняемое в процессе рисования, связано с эмоциями, которые переживает человек, а также с действительностью, в которой он живёт. Правая сторона, верх листа и передний план характеризуют будущее и настоящее, а левая сторона и низ - прошлое. Таким образом, по рисунку можно судить о том, на каком периоде жизни зациклен испытуемый.

Нормой считается, если рисунок расположен посередине вертикально размещённого листа. Чем ближе животное к верхнему краю, тем выше самооценка, а также растущее недовольство положением в коллективе сверстников, претензия на признание и желание самоутвердиться. Если зверь нарисован внизу, то это говорит о неуверенности в себе, подавленности.

Анализ образа изображённого существа

Вид

Выделяются такие типы изображённых персонажей:


Имя

  • Если в названии животного соединены смысловые части («бегелис»), то в личности испытуемого главенствует рациональность.
  • Тестируемый придумал имя с латинским суффиксом или окончанием как в научно-популярных книгах или мультфильмах (например, «разголессиус») - это указывает на нормальный уровень интеллекта и желание его продемонстрировать.
  • Поверхностно-звуковые имена («кактие», «някер») свидетельствуют о легкомысленном отношении к действительности, тенденции к эмоциональным оценкам.
  • Юмористические названия («пузоед») говорят о снисходительном отношении к сверстникам и окружающему миру.
  • Имена с повторяющимися слогами («мур-мур») сигнализируют об инфантилизме своего автора.
  • Слишком длинные названия («абелисинктозон») выдают склонность к фантазированию.

Центральная часть фигуры

Если голова персонажа повёрнута вправо, то испытуемый имеет тенденцию к обдумыванию своих поступков, планированию (даже при том, что не всегда доводит задуманное до конца); влево - «художник» не человек действия, он боится решительных поступков и быть активным. Положение анфас свидетельствует о том, что испытуемый - эгоцентрист, направляющий всё на себя.

Голова больше других частей тела - испытуемый ценит эрудицию в людях.

Когда на голове нарисованного персонажа есть уши, то это символ того, что для человека важно мнение окружающих. Наличие рта, особенно приоткрытого, говорит о повышенной речевой активности. Если же язык и губы не прорисованы, то испытуемый легко поддаётся панике. Зубы показывают вербальную агрессию, чаще всего, защитного характера. Этот элемент особенно присущ персонажам подростков, переживающих период острой тревожности. Глаза с чёткой прорисовкой радужки - символ страха. Ресницы считаются показателем истероидно-демонстративной манеры поведения, особенно для мальчиков. Что касается девочек, то это свидетельство заинтересованности в восхищении со стороны окружающих. Причёска показывает, что для испытуемого важна его половая принадлежность.

Опора и другие части тела

Если конечности прорисованы хорошо, то испытуемый основателен в своих решениях, умеет выбирать значимую для себя информацию; лапы показаны фрагментарно - человек довольно легкомысленен, импульсивен. Небрежное соединение ног с туловищем и конечности, направленные в одну сторону, говорят о том, что испытуемый слабо контролирует свои рассуждения и не склонен к креативности. Разное положение лап говорит о творческом начале в личности.

Крылья, щупальца и другие детали символизируют желание заполнить собой как можно больше пространства, превознесение себя, а также любознательность и манерность. Когти, зубы, клювы - признаки злобности автора рисунка.

При рассмотрении хвоста персонажа важно обратить внимание на его направление: повёрнут вправо - человек склонен анализировать свои поступки, влево - любые действия сталкиваются с нерешительностью, недовольством собой; вверх - испытуемый оценивает свою активность положительно, вниз - часто сожалеет о сказанном или сделанном. Чем пышнее хвост, тем сильнее в человеке самолюбование.

Оценка ответов на вопросы


Обсуждение с ребёнком придуманного им персонажа - обязательный этап тестирования

Если на рисунке животное снабжено средствами защиты, а в беседе испытуемый указывает, что это необходимо для обороны, то это однозначно говорит о страхе человека перед агрессией. Хотя сам он может и не проявлять её. О злобности и злопамятности испытуемого свидетельствуют такие рассказы автора изображения:

  • животное имеет неуживчивый характер;
  • существо питается людьми или другими зверями;
  • дом персонажа изолирован и удалён от привычного места жительства (необитаемый остров, другая планета).

При этом стоит обязательно обратить внимание на то, что на картинке животное может быть изображено вовсе не агрессивным, но в рассказе соответствующие характеристики присутствуют. Это говорит о том, что человек подавляет в себе проявления злобности. Кроме выявления агрессии, беседа может раскрыть некоторые детали личности испытуемого. Так, если персонаж, по словам тестируемого, живёт не один, то ребёнку явно мало внимания близких. У животного буйный характер - малыша, возможно, слишком подавляют дома, то есть не дают ему проявить себя, а пытаются полностью подчинить общим правилам. Что касается ответов на вопросы о том, что любит или не любит существо, то ответы будут зеркально отображать предпочтения самого испытуемого. А вот о борьбе с непониманием, скорее всего, ребёнок будет говорить как о желаемой ситуации, а не о реальной. Наличие врагов и друзей также проектирует образ жизни малыша, при этом возраст этих вымышленных персонажей поможет определить тот круг общения, который является для испытуемого наиболее важным.

Тест. Рисунок несуществующего животного

Если вы обеспокоены "неправильным" поведением своего ребенка в коллективе, если у него не складываются взаимоотношения со сверстниками, давайте проверим, насколько серьезны ваши опасения, с помощью одной из проективных методик - "Рисунок несуществующего животного". В чем смысл методики? Известно, что когда ребенок рисует, он переносит, проецирует на бумагу свой внутренний мир, я-образ. Психолог может многое сказать о настроении, склонностях маленького художника, глядя на его произведение. Один тест не поможет нам воссоздать точный психологический портрет, но у нас и нет такой цели. Сейчас нам важно понять, есть ли у ребенка проблемы во взаимоотношениях с окружающим миром.

Вам понадобится: стандартный лист белой или кремовой бумаги и простой карандаш средней твердости. Фломастеры и ручки использовать нельзя, мягкие карандаши тоже нежелательны.

Инструкция ребенку: придумать и нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем.

Объясните ребенку, что животное должно быть придумано именно им самим, увлеките его этой задачей - создать такое существо, которого до него никто не придумывал. Это не должен быть уже увиденный когда-то персонаж из мультиков, компьютерных игр или сказок. После того, как рисунок будет готов, расспросите художника о том существе, которое у него получилось. Нужно выяснить пол, возраст, размеры, предназначение необычных органов, если они есть; спросить, есть ли у него сородичи и в каких он с ними отношениях, есть ли у него семья, и кто он в семье, что любит и чего боится, какой у него характер.
Тестируемый неосознанно идентифицирует себя с рисунком, переносит на изображенное существо свои качества и свою роль в обществе. Иногда дети рассказывают от лица животного о своих проблемах. Но это не всегда несет в себе достаточно информации и зависит от способности ребенка анализировать свой внутренний мир. Для нас же важно понять, насколько он адаптирован в коллективе.

Мы с вами будем пользоваться специальными критериями расшифровки рисунка, которые я проверяла на практике в течение 12 лет постоянной работы с "проблемными" детьми. Итак, на что следует обратить внимание.

Расположение на листе

В норме рисунок располагается на средней линии листа или чуть выше и правее. Расположение рисунка ближе к верхнему краю говорит о высокой самооценке и уровне притязаний, которые, по ощущению ребенка, не полностью реализуются. Важно понять, что чем выше расположен рисунок, тем сильнее выражено у ребенка ощущение неудовлетворенности своим положением в обществе, потребность в признании и самоутверждении. Он считает, что достоин большего и может переживать от того, что его недооценили.

Чем ниже расположен рисунок, тем ниже и самооценка ребенка. Неуверенность в себе, нерешительность, отсутствие стремления к самоутверждению - вот что свойственно такому художнику. Ребенок долго помнит неудачи и может вообще отказаться от действия, если не уверен в положительном результате. Он сосредоточен на препятствиях к удовлетворению возникающих у него потребностей.

Сдвиг рисунка вправо говорит о стремлении к контролю над собой, экстраверсии. Чем сильнее рисунок уходит вправо, тем сильнее проявляется "бунтарство" по отношению к чему-то важному для рисующего.
Если рисунок расположен в правом верхнем углу, мы можем говорить о том, что ребенок, скорее всего, претендует на лидерство и активно конфликтует с кем-то из других претендентов на эту роль или встал в оппозицию по отношению к уже существующим "правящим". В этом случае "правящими" могут оказаться и родители, и учителя, и дети, пользующиеся полным признанием и авторитетом у остального коллектива.

Сдвиг рисунка влево, возможно, выражает социальную бездеятельность, застенчивость, интроверсию.
По моим наблюдениям, эти закономерности могут не работать, если рисунок выходит за край листа.

Мы так детально рассматриваем расположение рисунка именно потому, что сейчас нам важно понять положение ребенка в обществе и его оценку своей позиции. Признак дезадаптированности - недовольство своей ролью в коллективе, и на это необходимо обратить особое внимание. Так как расположение рисунка - только один из критериев, в процессе анализа наши предположения будут уточняться или даже изменяться. Поэтому продолжим рассматривать рисунок.

Голова или заменяющие ее элементы

Это центральная смысловая часть фигуры. Если она повернута вправо, то художнику присущи высокая целеустремленность и активность, которые взрослые иногда принимают за излишнее упрямство. Важно понять, что его планы реалистичны и осуществимы, и не мешать, а помогать ребенку ставить перед собой задачи и добиваться результата.

Поворот головы влево характеризует тестируемого как человека, склонного к размышлению, фантазированию, его мечты часто существуют только в его воображении и не реализуются в действительности. Возможно, это просто склад характера, но такая ситуация может возникнуть под страхом неудачи, который ведет к потере активности, поэтому необходимо обратить на это внимание.

Изображение с головой в положении анфас говорит о присутствии эгоцентризма или бесконтрольности в поведении.

Если голова значительно крупнее по размеру, чем тело, возможно, ребенок высоко ценит интеллектуальные качества в себе и окружающих.

Глаза

Крупные, с четко прорисованной радужкой глаза могут означать, что ребенка мучает постоянный страх.
Прорисовка ресниц - показатель заинтересованности в восхищении со стороны окружающих, всеобщем признании своей привлекательности.

Рот

Зубастое существо рисуют дети, которым свойственная словесная агрессия защитного характера. Их грубость следует воспринимать как способ самозащиты от нападок окружающих.
Язык обозначает потребность в речевой активности, авторы такого существа - большие болтушки.
Открытый рот без прорисовки губ и языка, особенно закрашенный, заштрихованный - признак готовности испугаться, такие дети часто недоверчивы и опасливы.

Уши

Если они есть, это знак того, что ребенку важно мнение и информация окружающих о нем самом. Чем больше ушей, тем больше внимания ребенок обращает на то, что о нем думают и говорят.

Дополнительные детали

Рога - защита от агрессии. В сочетании с когтями и щетиной - агрессия спонтанная или защитно-ответная.

Перья - стремление к самоутверждению, самооправданию, демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически - чувствительность.

Лапы животного, постамент, опора и тому подобное нужно оценивать по форме и соразмерности со всей фигурой. Если опорная часть основательна, то ребенок обладает рациональностью, склонностью принимать обдуманные решения на основе существующей информации. Он имеет собственное мнение, с которым необходимо считаться, иначе возникнет протест, который может быть выражен как в прямой, так и в скрытой форме.

О легкомысленности, импульсивности, поверхностности суждений свидетельствует изображение облегченной опорной части - маленькие лапки, например.

Способ соединения опоры и самого туловища говорит о степени контроля за своими суждениями и решениями. Точное и тщательное соединение - высокий уровень, небрежное и слабое - склонность к необдуманным поступкам или неуверенность в своем мнении.

Бывает, что у фигуры появляются части, которые возвышаются над общими очертаниями рисунка. Это могут быть крылья , дополнительные конечности, щупальца , детали панциря , перья... Они могут служить украшением или носить утилитарный характер. Спросите ребенка, для чего они предназначены. Если они нужны для какого-то вида деятельности животного, скорее всего, тестируемый энергичен, стремится к самоутверждению. Декоративные части рисуют дети, стремящиеся обратить на себя внимание окружающих.

Хвост . Отражает самооценку ребенка.

Если он повернут влево - мы может судить о самооценке мыслей и решений, вправо - действий и поведения.

Хвост, поднятый вверх, означает положительную самооценку, бодрость.

Опущенный вниз - недовольство собой, сомнение в своих силах, сожаление о сказанном и сделанном.

Разветвленные хвосты, несколько хвостов - зависимость или противоречивость самооценки.

Два хвоста развернуты в стороны и у животного большие уши - самооценка ребенка сильно зависит от мнения окружающих.

Анализируя контуры фигуры, обратите внимание на выступы типа ребристого панциря, шипов или наростов и тому подобных деталей. Они отражают особенности психологической защиты ребенка. Степень агрессивной защиты характеризуется наличием острых выступов и их направленностью. Поднятые вверх, они говорят о том, что ребенок защищается от людей, имеющих над ним власть и возможность подавить, запретить, ограничить его в чем-либо. Это могут быть родители, старшие дети, воспитатели, учителя.

Если защитные элементы направлены вниз, это может обозначать, что ребенок боится быть непризнанным, стать объектом насмешек, или переживает, что уже находится в таком положении, боится потерять авторитет у детей.

Выступы по бокам рисуют дети, ожидающие опасности со всех сторон в любой ситуации и готовые к защите.

Линии

Ребенок с повышенной утомляемостью, крайней чувствительностью, нарушением сна и тому подобными проблемами, связанными с пониженным жизненным тонусом, рисует слабые, паутинообразные линии.

Но жирные, с нажимом, линии, штриховка свойственны не энергичным, а тревожным детям. Обратите внимание на то, какие детали выполнены с особым нажимом, чтобы определить, что именно может тревожить ребенка. Но, конечно, нужно учесть, что если ребенок учится рисовать в студии или просто увлекается этим самостоятельно, штриховка будет присутствовать просто как элемент рисунка.

Другие детали

Необычные детали - например, вмонтированные в тело механические предметы - могут быть признаком психопатологии или просто проявлением особой оригинальности, как, впрочем, и отголоском чрезмерного увлечения роботами и научной фантастикой.

Название животного

Имя, которое присвоил ребенок своему созданию, несет информацию о характере ребенка.

Рациональное содержание смысловых частей - летающий заяц, бегокот и тому подобное - говорит о рациональном складе ума ребенка.

Словообразования с книжно-научным, латинским окончанием - рептилиус - выражает стремление подчеркнуть уровень своего развития, эрудиции.

Поверхностно-звуковые, без всякого осмысливания, слова говорят о легкомысленном отношении к окружающему.

Иронично-юмористичные - пузыроид, пельмеш - выражает такое же иронично-снисходительное отношение и к действительности.

Повторяющиеся элементы - тру-тру, кус-кус - возможно, обозначают инфантильность.

Непомерно длинные названия могут давать дети, склонные к фантазированию, что, возможно, имеет защитный характер как способ ухода от действительности.

Теперь, когда вы проанализировали все детали, выпишите их все, рассмотрите полученные результаты и сведите их в одно целое. Полноценный психологический портрет, как я уже говорила, невозможно составить с помощью одного теста, но именно рисуночная методика, насколько показывает мой опыт, выявляет дезадаптацию ребенка в обществе. Попробуйте проверить своего ребенка, пусть это будет для него игрой, подключите знакомых и близких, только предупредите, что умение рисовать в этом деле не имеет никакого значения и все тестируемые могут вволю пофантазировать.

Примеры анализа рисунков детей

Рисунок №1.

По расположению на листе (рисунок сильно смещен вверх) мы можем заключить, что ребенок неудовлетворен своим положением в социуме, считает себя непризнанным, но претендует на признание.

Голова повернута влево - говорит о склонности к рассуждению, возможно боязнь перед активным действием, лишь часть замыслов реализуется.

Большие уши - большая значимость информации, которую слышит о себе. Придает большое значение мнению окружающих о себе.

Рот с зубами - словесная агрессия (огрызается, защищается в ответ на порицание).

Ноги - достаточная самостоятельность, контроль за своими рассуждениями, выводами.

Хвост - достаточно положительная оценка своих действий.

Контур фигуры говорит о том, что ребенок защищается от взрослых, а когти на лапах свидетельствуют о том, что он защищается от сверстников. Характер линий свидетельствует о тревожности.

Рисунок №2.

Рисунок тихой, замкнутой девочки, ученицы 5 класса Нади С. Послушная, старательная в учебе, но ее как будто нет в классе.

По положению на листе (нижняя часть) мы видим, что ребенок неуверен в себе, имеет низкую самооценку, подавлен, не заинтересован в своем социальном положении, отсутствует тенденция к самоутверждению.

Голова - тенденция к деятельности, то есть Надя - "человек действия", но из-за неуверенности в себе это не проявляется, а подавляется.

Ноги - поскольку практически отсутствуют самостоятельные решения, то и контролировать их сложно. Нет своего мнения.

Хвост - самооценка зависит от ситуации.

Сильный нажим - тревожность.

    Инструкция для теста РНЖ
    Придумай и нарисуй несуществующее животное. Это должно быть животное, которого никогда раньше не было ни в сказках, ни в фильмах, ни в мультфильмах, ни в мифах, нигде-нигде.

    Материалы: лист А4, карандаш

    После того как рисунок РНЖ будет готов задайте вопросы испытуемому. По ответам Вы сможете глубже понять человека:

    1. Как это животное будет называться? Придумай для него несуществующее название.
    2. Это мальчик или девочка? Сколько ему лет? Это ребенок или взрослый?
    3. Где оно живет? С кем? Есть ли у него семья?
    4. Что оно ест? Что пьет?
    5. Как проходит его день? Чем оно занимается?
    6. Есть ли у него друзья? Кто? Как они дружат? (что делают?)
    7. Есть ли у него враги? Кто? Почему и как они враждуют?
    8. Каково ему живется? Счастливо ли оно?
    9. Представь, что твое несуществующее животное встретило доброго волшебника. И добрый волшебник говорит ему: «Я могу исполнить 3 твоих самых заветных желания. Что бы оно загадало?»
    БОльшую информацию нам дает первичное впечатление от рисунка РНЖ, эмоциональное впечатление. Но иногда, когда мы ориентируемся на детали, мы не видим главного.

    На что в первую очередь мы обращаем внимание до того, как начинаем анализировать отдельные части тела? Мы должны увидеть формальные аспекты рисунка: «как» нарисован рисунок больше чем «что». «Что» - сознательная установка, а «как» - не всегда контролируется. «Как» это размер рисунка, графические особенности линий, поворот и эмоциональное восприятие рисунка - 4 аспекта, которые позволяют нам анализировать рисунок.

    Размер рисунка
    Размер рисунка - больше 2/3 - крупный, меньше 1/3 - маленький. Большой рисунок отражает импульсивность и плохой эмоциональный контроль, часто характерен для гипоэмоциональных личностей. Если при этом рисунок небрежный (незавершенные части, плохая состыковка) то это повторяет гипотезу расторможенности. Если же рисунок большой, но тщательный (рисовался не небрежно и не в спешке), то тогда это отражение любовного отношения к себе, чувства собственной значимости и субъективной величины собственного «Я» для себя и тогда это может коррелировать с демонстративностью (или с паранойяльностью, но тогда он должен быть ригидным и тяжеловесным). Демонстративность всегда проявляется в стремлению к красоте рисунка.

    Небольшой рисунок может свидетельствовать о хорошем контроле, но тогда это должно проявляться в аккуратном, маленьком, компактном рисунке. Если есть дополнительное запачкивание и штриховки , то мы понимаем, что тут есть тревожность и тогда это проявление неуверенности в себе и негативной самооценке и это мы с большей степенью можем принять, когда он находится в верхнем, левом углу.

    Повернутость рисунка
    Бывают интересные сочетания, когда рисунок сдвинут в одну сторону, но повернут в противоположную (оно понимает, что нужно двигаться вперед и видит будущее, но ему трудно и он боится). Есть тенденция переспекулировать, поэтому если есть другие подтверждающие данные, то такую интерпретацию можно оставить. И опять же, левшей в этом смысле мы не интерпретируем.

    Графический аспект
    Характер линий рисунка - самый главный критерий, по которому мы выявляем тревожных или состояние тревоги. Не одна линия, а состоящие из множества маленьких, коротеньких пунктирчиков.

    Многократное обведение это тоже тревожность - он не уверен, хорошо ли он нарисовал и он пытается исправить. Или это навязчивое состояние, когда он не может успокоиться и все время обводит.

    Слабый нажим или паутинная, еле видная линия - либо человек очень уставший, астеничный, утомленный и это одно. Или это может быть проявление закрытости - он хочет, чтобы его животное было минимально видно. А еще это неуверенность в собственном «Я» и это отражается в слабой линии животного - он точно не знает, какой он и расплывается в тумане. То есть он может быть больной, неуверенный в собственном «Я» ии закрытым.

    Сильный нажим - агрессия и нужно проверять выпуклости на той стороне.

    Опять же важно иметь в виду, художник человек или нет - если у него набита рука, то он лишние штриховки будет делать не потому что он тревожен, а потому что так надо.

    Целостность контура - если контур очень хорошо обведен и подчеркнут это означает, что человек защищает свое внутреннее пространство. Если разрывы в контуре животного существуют, то предполагается, что в некоторых аспектах есть слияние, смешение внешнего и внутреннего или нарушение границ - может быть человек очень сильно зависимым от средовых воздействий или человек полностью сливается с социумом и не чувствует собственное «Я». Есть какая-то «волосатость», но мы понимаем, что нет границ между внешним и внутренним. Но бывают разрывы, связанные со спешкой и гипоманиакальностью - человек очень спешит.

    Эмоция при виде рисунка - важно интуитивное восприятие рисунка и ощущение его целостности и гармоничности. Расплывчатость, бесформенность это также аспект общего впечатления и аргумент в пользу нецелостности и неструктурированности, нет собственного «Я», ощущение нечеткости и неопределенности.

    СИМВОЛИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ РАЗНЫХ ЧАСТЕЙ ЛИСТА

    ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ АТРИБУТЫ РИСУНКА В НОРМЕ

    По тексту-описанию животное должно относиться к примерно той же возрастной группе, что и сам испытуемый, иметь тот же пол и размножаться половым путем (примеры отклонений: размножение делением, почкованием и спорами);

    Неприемлемы рисунки людей или человекоподобных животных – это признак патологии (пример: кот в деловом костюме и с сигарой – реальный рисунок больного шизофренией; также шизофреники очень часто рисуют кентавров, гоблинов, гаргулий и прочее «фэнтези» – все это может рассматриваться как признаки большой патологии);

    На рисунке должно быть только одно животное: наличие нескольких животных говорит о нарушении границ «Я» и неудовлетворенной потребности в симбиотических связях, близких отношениях и эмоциональной привязанности.

    Такой человек не способен воспринимать себя в отрыве от какого-то другого живого существа. Другой неблагоприятный сценарий – изображение животного с детенышем (как вариант – сумчатое типа кенгуру): это признак выраженной психастении и яркой тревожности на уровне психопатии;

    Расположение сенсорных органов где-то кроме головы можно рассматривать как отклонение (пример: ухо на коленке). Если испытуемый рисует только голову животного и говорит «это портрет» – это плохо: налицо нарушение схемы тела, травмированность области развития; Рисунок по качеству должен быть похож на живое; В норме животное должно быть млекопитающим (примеры отклонений: птички, рыбки и прочие тараканчики); персонажи вроде Робота-Полицейского и Терминатора, на фильмах о которых успело вырасти несколько поколений. В этой связи, толковать наличие неживых деталей как однозначное отклонение целесообразно только в том случае, когда вашему испытуемому более 30 лет;

    Необходимо оценить, насколько банальным/творческим является рисунок: дело в том, что банальные рисунки неинформативны и говорят разве что о банальности мышления и неспособности к творческой деятельности. Примеры «банальных» рисунков: конь с крыльями, кот с заячьими ушами, пес с рыбьей головой;

    Очень важно первое впечатление от рисунка, эмоциональная реакция на изображенное животное. В целом всех животных можно поделить на угрожающих, угрожаемых и нейтральных. Например:

    • если животное вызвало у вас смех, то впору вспомнить Фрейда и его тезис о том, что чувство юмора – один из лучших защитных механизмов психики;
    • если рисунок вызывает неприятие и отторжение – скорее всего, его автор обладает чертами паранойяльной личности;
    • если вам хочется защитить и обогреть животное, оно кажется несчастным и трогательно-нелепым – вероятнее всего, автором был представитель одного из сензитивных подтипов;
    • если животное не вызывает никаких эмоций – чаще всего у такого испытуемого нет ярко выраженного характера.
    Обращайте внимание на силу нажима карандаша: он бывает сильный, средний и слабый. В крайних случаях наблюдается продавленность линий. Сила нажима напрямую связана с моторикой, через которую на бумагу транслируются внутреннее напряжение и фрустрация испытуемого. Сильно варьирующийся нажим может выступать признаком неустойчивого психопата. Слишком слабый нажим – признак астенизации, потери сил, подавленности, и (часто) – депрессии.

    АНАЛИЗ РАССКАЗА ПО РНЖ

    1. Возраст

    A. Отнесение к одному из четырех возрастов: детский, молодой, зрелый, старый; Насколько субъективный психологический возраст соответствует реальному возрасту испытуемого, в каком из возрастных периодов он локализует свое «Я»;

    B. Продолжительность жизни

    Диагностичным является констатация долгожительства и особенно вечной или почти вечной жизни, например: «Он живет давно, сам не знает когда родился и когда умрет, наверно, это будет очень не скоро». Это может означать понижение тревожности за счет символического ухода от реальности, постановки себя вне законов материального мира. Может быть характерно для шизоидов.

    2. Среда обитания

    1. Горы (труднодоступные), пустыня, лес (густой, труднопроходимый), пещера, нора, подземелье. Стремление к уединенности или чувство одиночества; иногда ощущение угрозы, потребность спрятаться.
    2. Водная стихия. Стремление вернуться в первичный бульон, в материнскую утробу, в примитивную среду обитания, где растворены и находятся в готовом состоянии все необходимые для жизни вещества;
    3. Другая планета, другое измерение. Стремление уйти от реальной жизни, чувство неудовлетворенности жизнью и стремление полностью ее изменить;
    4. Воздух, небо. Оторванность от реальности, мечтательность, непрактичность;
    5. Обитание сразу в нескольких средах. Тревожность, компенсаторное приписывание животному сверхприспособленности, т. е. возможности функционирования в любых условиях.
    6. Наличие или отсутствие дома (симптоматично указывает ли субъект самостоятельно на это)
    • Отсутствие дома – ощущение неприкаянности, чувство незащищенности;
    • Наличие дома – важность этого конструкта для субъекта, значимость понятия дома, домашнего очага, своей территории, на которой безопасно, уютно и т. п.
    • Городской дом (квартира) – идентификация с животным, приближение к себе, к своему миру.
    ​3. Питание
    • Плотоядный - выраженная агрессивность;
    • Вегетарианец - отрицание агрессии, подчеркнутое миролюбие;
    • Питается воздухом, энергией, светом, мыслями - шизоидность, оторванность от реальности, подчеркивание нематериальности, духовности;
    • Питается растворенными в среде питательными веществами - уход от активной, результативной деятельности, утомление, астения, депрессивные тенденции);
    4. Общение
    A. Одинок или в стае

    B. Много или мало представителей данного вида. Если мало, а то и вообще
    Один такой – чувство одиночества, непонятности, непохожести на других.;

    C. Отношения с сородичами:

    • позитивное отношение, стремление помочь;
    • негативное отношение, чувство раздражения;
    • соревновательные мотивы, конкуренция;
    • независимость, индивидуализм, стремление отгородиться;
    • есть ли совместная деятельность (охота, игры, просто общение, воспитание потомства, охрана территории)
    • есть ли потребность в защите со стороны более сильных;
    • отмечаются ли отношения с родителями (в каком ключе)
    5. Враги
    • отрицание существования врагов (подчеркнутое миролюбие, отрицание агрессии, вытеснение тревожности);
    • ощущает себя объектом потенциальной агрессии:
    • пассивная защита – прячется, маскируется, убегает, и т. п.
    • активная защита – защитно-агрессивен, т. е. защищает территорию, нападает, если нарушили границу;
    • открытая агрессия – первый на всех нападает;
    6. Времяпрепровождение

    На какой вид активности тратится большая часть времени (предпочитаемый образ жизни).

    1. Работа; животное занимает активную жизненную позицию, реализуется в результативной деятельности (либо «ходит на работу» – прямая идентификация, либо занимается жизненно-важной деятельностью (добычей пищи, защитой дома) - практичность, реалистичность, стремление к самореализации, активность
    2. Удовлетворение физиологических функций(«питается, спит, болеет, ленится») - регрессия, уход от активной деятельности, избегание социальной активности, возможно депрессивные тенденции, «уход в болезнь».
    3. Общение с себе подобными, активный отдых, путешествия, игры- экстраверсия, незрелость, инфантилизм;
    4. Отсутствие внешней деятельности, созерцание, размышления, эстетическая направленность - уход от активной деятельности - характерно для тревожных и шизоидных личностей;
    5. Воспитание потомства - значимость этой тематики
    6. Размножение
    A. Половое размножение
    1. Либо делается специальный акцент на чувственной стороне общения между полами, брачных играх и т. п., либо раскрываются чувства к противоположному полу (любовь, верность, забота, потребность в защите); В обоих случаях вероятна значимость сексуальной или любовной сфер жизни, возможны актуальные нерешенные проблемы в этих областях, некоторая фиксация на них, но не вытеснение.
    2. На половое размножение указывается, но мимоходом, нет специального акцентирования сексуальной тематики; - вероятно, что сексуальная тема просто незначима;
    3. Упор делается на функции размножения; иногда контакт с противоположным полом сводится лишь к этой функции и воспитанию потомства; - либо избегание сексуальной тематики в силу проблем в этой сфере, либо особая значимость темы размножения – стремление иметь детей.
    B. Предлагаются альтернативные половому способы размножения самовоспроизведение (почкование, клонирование, самооплодотворение и т. п.); участие противоположного пола исключается, точнее отрицается само его существование; - явные проблемы в интимной сфере;

    C. Фантастические способы размножения: самозарождение, возникновение из солнечной энергии, из мыслей, эмоций; вообще отрицание самой возможности размножения, утверждение уникальности и невоспроизводимости данного животного; - помимо избегания болезненной темы сексуальных отношений, это может означать подчеркивание собственной неповторимости, уникальности, неподверженности законам материального мира.

    ОСНОВНЫЕ ДЕТАЛИ ПО РНЖ

    Глаза, рот, голова, шея - в глазах очень важно обращать внимание на наличие или отсутствие зрачков, рот важно смотреть есть он или нет. Глаза - человек смотрит, наблюдает информацию и обратный контакт он не хоче выражать. И рот, помимо питания, это средство самовыражения. Отсутствие зрачков - плохой показатель, отрицательное отношение к самому проведению тестирования, человек не хочет смотреть на мир и на нас. Ощущение бездушия, мертвенности, как будто бы у него нет души и личностного начала. Есть интерпретация, что это глубокая шизоидность и самоотчуждение, отсутствие контакта с самим собой, у других - сильное вытеснение - когда большая часть содержания недоступна для самого себя. И более легкая интерпретация - неконтактность и негативное отношение к внешнему миру, он не хочет чтобы и мы смотрели ему в глаза и сам смотреть также не хочет (и тогда пустые зрачки или темные очки или зачеркнуто).

    • В профиль рисунки - уход от открытого общения, тогда как когда животное на нас - контакт.
    • Большую информацию нам дает первичное впечатление от рисунка, эмоциональное впечатление. Но иногда, когда мы ориентируемся на детали, мы не видим главного.
    • Разные ноги - признак шизоидности
    • Горб - или уродство или комплекс или груз, который тащит на себе человек (груз прошлого, тяжесть на душе)
    На что в первую очередь мы обращаем внимание до того, как начинаем анализировать отдельные части тела? Мы должны увидеть формальные аспекты рисунка: «как» нарисован рисунок больше чем «что». «Что» - сознательная установка, а «как» - не всегда контролируется. «Как» это размер рисунка, графические особенности линий, поворот и эмоциональное восприятие рисунка - 4 аспекта, которые позволяют нам анализировать рисунок.

    Эмоция при виде рисунка - важно интуитивное восприятие рисунка и ощущение его целостности и гармоничности. Расплывчатость, бесформенность это также аспект общего впечатления и аргумент в пользу нецелостности и неструктурированности, нет собственного «Я», ощущение нечеткости и неопределенности.

    Глаза, рот, голова, шея

    В глазах очень важно обращать внимание на наличие или отсутствие зрачков, рот важно смотреть есть он или нет. Глаза - человек смотрит, наблюдает информацию и обратный контакт он не хочет выражать.

    Рот, помимо питания, это средство самовыражения. Отсутствие зрачков - плохой показатель, отрицательное отношение к самому проведению тестирования, человек не хочет смотреть на мир и на нас. Ощущение бездушия, мертвенности, как будто бы у него нет души и личностного начала. Есть интерпретация, что это глубокая шизоидность и самоотчуждение, отсутствие контакта с самим собой, у других - сильное вытеснение - когда большая часть содержания недоступна для самого себя. И более легкая интерпретация - неконтактность и негативное отношение к внешнему миру, он не хочет чтобы и мы смотрели ему в глаза и сам смотреть также не хочет (и тогда пустые зрачки или темные очки или зачеркнуто).

    Название РНЖ

    • Бессмысленно-звуковые - шизоидный признак;
    • Название с уменьшительным суффиксом (зайчишка) - инфантилизм;
    • Повторяющиеся слоги (ням-ням...) - инфантилизм;
    • Претензия на эрудицию - демонстративные черты;
    • Рациональное название - рационализации как способ защиты;
    • Искусственный способ анализа - наличие идентификации;
    • Попробовать подобрать аналогичное слово, похожее по звучанию;
    • Наличие идентификации негативной - кол-во отрицательных прилагательных в разговоре (какой-то кривой получился,... Не то...) много, как он выглядит - тревожный тип;
    Голова животного
    В символическом виде отвечает за разум, эрудицию и когнитивные функции. В норме голова должна быть одна: многоголовое животное – признак расщепления и наличия разнонаправленных тенденций в жизни испытуемого, что чревато неврозами. Часто такой рисунок говорит о шизофрении – само слово «схизофрения» (Схизофрения-психическое расстройство, характеризующееся ухудшением восприятия окружающей действительности и значительной социальной дисфункцией это абсолютно тоже самое что и шизофрения.) в буквальном переводе означает «расщепление»;

    Туловище РНЖ
    Является вместилищем желаний и влечений;

    • крупное туловище в сочетании с маленькой головой – признак преобладания желаний над разумом;
    • полное отсутствие туловища (головоногое животное) – признак инфантильности и особой травмированности сферы желаний и влечений, а также явной сексуальной неудовлетворенности.
    • Головоногих часто рисуют шизоиды и женщины-истероиды, но если творения первых в большинстве случаев не вызывают приязни, то истероиды могут нарисовать очень милого мехового «колобка» с бантиком – так они проявляют свою демонстративность;
    • штриховка/пятна/узоры на туловище – недифференциированная опасливость: человек постоянно находится «на взводе» и мониторит признаки внешней угрозы, готов отвечать повышением тревоги на любую внешнюю стимуляцию;
    • маскировка «чтоб враги не съели» – признак тревожности;
    • декоративные элементы без функционала – демонстративность;
    ОБЩАЯ СЕМАНТИКА ЭЛЕМЕНТОВ РИСУНКА
    • Толстое пузо с пупком – у женщин впрямую обозначает комплекс неполноценности по поводу собственного веса (даже если ваша испытуемая весит 40 кг. – в этом случае дополнительно можно говорить об искажении схемы тела);
    • Туловище неопределенной формы (например, тело змеи) – говорит о малодифференциированности и когнитивной простоте личности;
    • Конечности (особенно нижние) отвечают сразу за 3 функции:
      • опора;
      • передвижение как развитие в самом широком смысле;
      • характер присоединения ног к туловищу отвечает за контроль за рассуждениями и выводами (идеальный вариант – это когда ноги непосредственно «вытекают» из туловища; а явный разрыв между туловищем и ногами – плохой сценарий)
      • отсутствие верхних конечности или руки, убранные за спину говорят об ощущении беспомощности (причем это не обязательно соответствует действительности);
      • крылья могут иметь разные функции (в зависимости от того, как они расположены):
        • рисунок смотрит на вас «анфас», а сзади распростерты крылья – это говорит о тенденции вытеснять других и занимать много жизненного пространства;
        • массивные крылья, направленные вбок или вверх – это знак хорошей фантазии и творческой активности;
        • сложенные крылья – аналог опущенных рук: у человека есть творческие способности, но он их не применяет;
        • несоразмерные крылья (например, бегемот с крылышками мотылька) – признак того, что человек безосновательно придает повышенное значение собственной креативности.
      • руки с прорисованными пальцами – если автор мужчина, то этот признак можно впрямую толковать как наличие развитых ручных способностей. К испытуемым-женщинам это не относится;
    • глаза
      • с прорисовкой радужки отвечают за страхи (это довольно распространенный вариант, потому как страхи в общем-то есть у всех);
      • пустые глаза без зрачков либо точечный зрачок часто рисуются шизоидными испытуемыми. Это – признак эмоциональной сухости и холодности;
      • ресницы подчеркивают принадлежность человека к собственному полу и отвечают за заинтересованность в восхищении собственной внешностью со стороны окружающих;
    • нос фаллической формы или хобот можно впрямую толковать как признак сексуальной озабоченности;
    • рот может иметь разное значение:
      • приоткрытый формы с зубами – признак вербальной агрессии: такой человек вероятнее всего огрызается, хамит и ехидничает;
      • приоткрытый зачерненный рот говорит о легкости образования страхов и фобий самого разного рода (типично для тревожных невротиков);
      • закрытый рот – это показатель нежелания выдавать информацию о себе;
      • улыбающийся рот может говорить о хорошем актуальном эмоциональном состоянии человека (при условии, что это именно улыбка, а не вымученная гримаса или оскал);
    • губы – как правило, говорят о чувственности и сексапильности;
    • усы/борода : это вторичные мужские половые признаки, следовательно, наличие их на женском рисунке должно насторожить диагноста. Если усы рисует мужчина – это подчеркивание принадлежности к своему полу, демонстрация выраженной маскулинности;
    • уши отвечают за заинтересованность в информации о себе:
      • открытая ушная раковина – признак сильной заинтересованности в такой информации;
      • полуприкрытое ухо как у спаниеля или зайца – человек готов слышать только то, что он хочет слышать;
      • отсутствие ушей = отсутствие заинтересованности в сторонних оценках.
    • Выступающие элементы на голове (корона, прическа, рога) должны толковаться исходя из приписываемого функционала – нужно спрашивать испытуемого, для чего животному та или иная часть. Если явного функционала нет, то нужно смотреть на внешний вид элементов:
      • пикообразные и зубчатые формы – признак агрессии;
      • явно декоративные элементы (например, чёлка) – демонстрация принадлежности к собственному полу и общая демонстративность;
      • головной убор – возможный страх сойти с ума (довольно типичная фобия среди представителей тревожного типа);
    • рога, копыта, панцырь, щетина, иглы, жало, когти – признаки агрессии. Их можно поделить на 2 категории
      • направленные вверх – это знак агрессии против вышестоящих (родители, начальство, государство);
      • направленные вниз – говорят о страхе осмеяния или осуждения;
    • шея не обладает выраженной семантической функцией, однако в целом принято рассматривать ее как элемент, соединяющий голову (разум) с туловищем (влечениями). Здесь тоже возможны варианты:
      • отсутствие шеи говорит о том, что человек не ощущает наличие проблемы контроля разума над влечением (даже если она есть);
      • длинная шея – проблемы с контролем разума над влечениями (особенно, если на шею повязан галстук, удавка или просто нанесена какая-то штриховка). Это может быть как сверхконтроль, так и недостаток контроля;
    ШТРИХОВКА: самые запачканные, «черные» и заштрихованные места в символическом виде отражают особое напряжение, которое существует в данной области. Очень часто заштрихованным оказывается низ живота и область половых органов: у женщин это может означать гинекологические проблемы (в т. Ч. Бесплодие) либо беременность, а у мужчин – страх импотенции или даже онкологических заболеваний (рак простаты);

    ПРОРИСОВАННАЯ ЖЕНСКАЯ ГРУДЬ С СОСКАМИ – крайне редкий элемент на рисунках, который может иметь очень разное символическое значение (от банального подчеркивания принадлежности к своему полу до переживания перенесенной операции по удалению злокачественной опухоли молочной железы). Диагност должен соблюдать предельную аккуратность и корректность при интерпретации таких элементов;

    ХВОСТ – интересная деталь, имеющая много вариантов интерпретации:

    • хвост направлен справа вверх: человек одобряет собственные действия;
    • хвост направлен справа вниз: человек НЕ одобряет собственные действия;
    • хвост направлен слева вверх: человек одобряет собственные мысли и чувства;
    • хвост направлен слева вниз: человек НЕ одобряет собственные мысли и чувства – это очень плохой признак, говорящий о самоотвержении и нелюбви к себе, склонности обесценивать собственные чувства;
    • хвост расположен справа горизонтально: у человека устойчивая адекватная самооценка. То же самое – если имеем «заячий хвостик»;
    • завернутый или «поросячий» хвостик – неустойчивая самооценка и особая травмированность именно этой области. Здесь важно направление хвоста. У испытуемых, нарисовавших своим животным подобный хвост, имеет смысл посмотреть на результаты по первым четырем шкалам в Методике исследования самоотношения (МИС), которые оценивают самооценку человека;
    • павлиний хвост позади фигуры: хвастовство и демонстративность, завышенный уровень притязаний и завышенная самооценка;
    • рыбий или раздвоенный хвост – неустойчивая самооценка;
    РИСУНКИ МУЖСКИХ ПОЛОВЫХ ОРГАНОВ – как правило, это т. Н. «шизофреническая шутка»: шизофреники очень часто рисуют член с глазками в попытке шокировать общественность в лице ничего не подозревающего психодиагноста;

    ЖЕНСКИЕ ПОЛОВЫЕ ОРГАНЫ – в случае появления этого элемента на рисунках за авторством мужчин можно смело говорить о грубой патологии;

    ШЕРСТЬ – известна среди диагностов как «текстура сексуальности»;

    КИСТОЧКИ – подчеркивают особую значимость той части тела, к которой они пририсованы. Их часто рисуют на ушах (вариант а-ля рысь) и на хвостах. Если кисточка пририсована к вздернутому хвосту, то можно говорить о значимости устойчивой самооценки (при условии, что это именно кисточка, а не булава трицератопса – если нарисована булава с колючками, то налицо агрессивная защита собственной самооценки);

    БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО НЕФУНКЦИОНАЛЬНЫХ / МАЛОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ДЕТАЛЕЙ – признак застревания. О том же может говорить штриховка. Испытуемые с художественным или архитектурным образованием иногда начинают увлекаться деталями – это возможное проявление застревания как одной из черт паранояльного психотипа;

    ЖИВОТНОЕ ТИПА «ТЯНИ-ТОЛКАЙ» (например, котопѐс) – говорит о наличии у человека двух разнонаправленных тенденций. Нужно смотреть на размеры каждой из голов – они будут говорят о силе той или иной тенденции, а также на выражение лиц этих голов. В общем и целом такое животное демонстрирует наличие состояния глубокого невроза – это как минимум;

Догонялки

«В детском саду мы играли в догонялки, и решила посмотреть, далеко ли я убежала. Когда повернула голову обратно, меня ждал угол бетонной стены. Я разбила лоб, но мне не было больно, я боялась испачкать кровью свою белую кофту».

Вопросы:
1. Какие условия должны быть созданы в детском саду для проведения подвижных игр детей?

Детские шалости и озорство

Клей

Клей жутко вонял, но четырехлетний Эдик все равно весь им измазался. Весело будет, он же будет весь липкий! Вот все посмеются! Но взрослые смеяться не стали, а принялись отмывать мальчика. Ничего, в следующий раз Эдик поиграет с аптечкой с лекарствами, он ее на нижней полке шкафа видел!

Детские конфликты

Драка

В драке участвовала почти вся группа. Одни дрались, другие кричали. Воспитатель в это время была в раздевалке с двумя детьми, которые долго переодевались после прогулки. Когда прибежала воспитатель, все испугались и разбежались, на полу остался только один плачущий мальчик. С сотрясением мозга его отвезли в больницу.

Вопросы:
1. Где в группе должен постоянно находиться воспитатель?

Дети и педагоги

Сказки

Воспитательница всегда читала детям сказки. Олеся очень хотела, чтобы прочитали ее любимую книгу с красивыми картинками. Мама принесла книгу в детский сад, ее читали вслух, и Олесе все сказали спасибо.

Вопросы:
1. Необходимо ли детям чтение вслух, или же это можно заменить просмотром мультфильмов, фильмов?