Проект «Доступная среда для инвалидов. Посвящается моему мужу Николаю и сыну Лёвушке
Е. Г. ЛЕОНТЬЕВАДОСТУПНАЯ СРЕДА ГЛАЗАМИ ИНВАЛИДА
Научно-популярное издание
Екатеринбург 2001
ББК С 550.44 УДК 316.35 Л 478
Научно-популярное издание ДОСТУПНАЯ
СРЕДА
ГЛАЗАМИ
ИНВАЛИДА
Издание подготовлено Екатеринбургской городской общественной организацией инвалидов-колясочников «Свободное движение» в рамках реализации общественного проекта «Программа «Доступный город»: улучшение качества проектов общественных зданий и сооружений с точки зрения потребностей инвалидов-колясочников».
Компьютерная графика - Романов Виталий Витальевич
Юмористические рисунки - Дмитриев Валерий Николаевич
Издание осуществлено при финансовой поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса). Россия»
©Леонтьева Е. Г., 2001
© Местная общественная организация «Екатеринбургская городская общественная организация
инвалидов-колясочников «Свободное движение», 2001
© «Издательство «БАСКО», 2001
Посвящается моему мужу Николаю и сыну Лёвушке
Прошу не судить эту книгу строго, потому что по образованию я не архитектор, а инженер-экономист. В 1983 году окончила Уральский политехнический институт. Затем работала, поступила в аспирантуру.
Так случилось, что в возрасте 27 лет в результате несчастного случая оказалась в инвалидной коляске. И вот тогда-то я поняла, как мало наше общество думает об инвалидах, пожилых гражданах, родителях с детскими колясками да и просто об обычных людях. Создание равных условий в обществе для всех, в том числе и для инвалидов, стало делом не только моей жизни, но и тех людей, кого объединила эта идея.
Буду очень рада, если это издание послужит толчком для введения в программы подготовки и переподготовки специалистов в области архитектуры, строительства, конструирования и дизайна специального курса по изучению вопросов формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.
Елена Леонтьева
Выражаю глубокую и искреннюю благодарность за помощь в создании этой книги:
Институту «Открытое общество» (Фонд Сороса ). Россия» за финансирование этого издания;
инвалиду I группы Вячеславу Карелину за информационную поддержку
при подборе материалов для книги;
архитектору Виталию Романову за профессиональную помощь и поддержку;
радиоинженеру Валерию Дмитриеву за юмористические картинки;
студентке III курса УрАГС Анне Пановой за помощь при переводе книги
«Designing for Accessibility»; а также большому числу хороших людей , кто помогал словом и делом.
Это издание - попытка объединить разрозненную информацию из самой разной литературы и заполнить информационный вакуум в области теории и практики проектирования с учетом обеспечения условий доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Основная часть книги содержит системные представления о нормативных требованиях к жилым и общественным зданиям, благоустройству улиц и пр., касающихся инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. Наибольшее внимание уделено особенностям проектирования безбарьерной среды для инвалидов, использующих при передвижении кресла-коляски.
Это своеобразное учебное пособие для начинающих «чайников», которое может стать настольной книгой и для профессиональных архитекторов.
На основе двухлетнего опыта непосредственного участия автора издания (инвалида на коляске) как в экспертизе проектов на стадии чертежей, так и в работе комиссии по приемке в эксплуатацию готовых объектов города Екатеринбурга в книге описаны наиболее типичные ошибки проектов, прокомментированы нормативные требования с точки зрения «конечного потребителя» - инвалида, проведено сравнение отечественных нормативов с зарубежными.
Книга обобщает накопленный опыт решения возникающих при проектировании сложностей, дает ответы на наиболее часто возникающие вопросы и содержит практические рекомендации по обеспечению условий доступа инвалидов в тех случаях, когда выполнить требование доступности в полном объеме не удается (при реконструкции и т.д.)
На страницах издания можно познакомиться с новыми подходами к проектированию жилых домов.
Это пособие научит инвалидов одновременно как понимать «язык» архитекторов, так и говорить на «языке» архитекторов (вместо фразы «это крутой пандус» говорить «уклон этого пандуса больше 8%»). Книга написана простым и понятным языком, чтобы дать инвалидам возможность получить необходимый минимум знаний по проектированию. Инвалиду трудно стать профессиональным архитектором, но зато он по жизни - «профессиональный» инвалид. Только совмест ная работа архитекторов и инвалидов может принести реальные плоды .
Важно, чтобы архитекторы научились проектировать общественные здания и сооружения по-новому, создавая равные возможности их использования всеми без исключения категориями населения.
Одна из главных целей создания этой книги - сухие фразы и цифры нормативных документов окрасить эмоциональной палитрой чувств и ощущений. Архитектору необходимо не просто запомнить нормативы, а важно понять их и прочувствовать: кому конкретно это надо и -главное - почему. Тогда появится мотивация, работа приобретет эмоциональную окраску, возникнет чувство сопричастности. Архитектор начнет проектировать не просто правильно , а главное - удобно для инвалидов. То есть с помощью этой книги архитектор научится видеть про ект глазами инвалида .
Нам бы хотелось узнать Ваше мнение об этой книге: насколько интересна, полезна и своевременна она для Вас. Мы ждем Ваших отзывов.
Местная общественная организация «Екатеринбургская городская общественная организация инвалидов-колясочников «СВОБОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ».
Председатель правления - Леонтьева Елена Геннадьевна.
Адрес: 620014, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 31а, ком. 208.
E-mail: [email protected]
Пейджер: тел. 588-700 или 002 абонент 15416
ОО «Свободное движение» является официальным представителем общественных организаций инвалидов г. Екатеринбурга по вопросам создания доступной среды для инвалидов, проводит консультации, выдает технические условия на проектирование, согласует строительные проекты в стадии рабочих чертежей, принимает в эксплуатацию готовые объекты.
ПРЕДИСЛОВИЕ 6
ОБЗОР НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПОДХОДЫ 11
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ 11
ПОКРЫТИЯ ПЕШЕХОДНЫХ ПУТЕЙ И ПОЛОВ 12
ОБОРУДОВАНИЕ 13
ГАБАРИТЫ КРЕСЛА-КОЛЯСКИ. ЗОНЫ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ КРЕСЛА-КОЛЯСКИ 14
ПРОХОДЫ И КОРИДОРЫ ПРИ ДВИЖЕНИИ КРЕСЛА-КОЛЯСКИ 15
ЗОНЫ РАЗВОРОТА КРЕСЛА-КОЛЯСКИ 17
ПЛОЩАДКИ ПЕРЕД ВХОДОМ В ЗДАНИЕ ИЛИ ПОМЕЩЕНИЕ. РАЗМЕРЫ
ВХОДЫ В ЗДАНИЯ И ПОМЕЩЕНИЯ 19
ДВЕРИ И ПРОЕМЫ ДВЕРЕЙ. НАПРАВЛЕНИЕ ОТКРЫВАНИЯ ДВЕРЕЙ 20
ПОРУЧНИ 25
ЛЕСТНИЦЫ 29
ПАНДУСЫ 37
ЧТО ТАКОЕ ПАНДУС? 37
УКЛОН ПАНДУСА 37
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПАНДУСАМ 37
НЕНОРМАТИВНЫЕ ПАНДУСЫ 46
КНОПКА ВЫЗОВА 48
ЛИФТЫ И ПОДЪЕМНИКИ 49
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПОМЕЩЕНИЯ 50
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ 50
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УМЫВАЛЬНЫХ ПРИ ТУАЛЕТАХ 51
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ САНУЗЛОВ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
13.4 ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ САНУЗЛОВ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ,
ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ОПОРНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ 54
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МУЖСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ТУАЛЕТОВ 54
НАПРАВЛЕНИЕ ОТКРЫВАНИЯ ДВЕРЕЙ В РЯДУ ТУАЛЕТНЫХ КАБИН. ОСОБЕННОСТИ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДВЕРЕЙ ТУАЛЕТОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В УГЛУ
БЛАГОУСТРОЙСТВО ПРИЛЕГАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ. ПЕШЕХОДНЫЕ ПУТИ 55
ПАРКОВКИ 59
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НОВЫМ ПОДХОДАМ К ПРОЕКТИРОВАНИЮ ЖИЛЫХ ДОМОВ 61
АДРЕСА ОРГАНИЗАЦИЙ И СТРАНИЦЫ ИНТЕРНЕТА 63
Если Вы хоть раз ходили по российскому городу с детской коляской, то можете представить себе всю гамму чувств, охватывающих родителя, который должен проделывать «цирковые кульбиты», подымаясь с коляской по лестнице к лифту и протискиваясь с ней в двери, забираясь в магазин, да просто идя по тротуару и преодолевая высокие бордюры, как на полосе препятствий. Но ребенка все-таки можно взять на руки! А что делать инвалиду, который может передвигаться только на коляске - на инвалидной коляске?!
По последним данным, в г. Екатеринбурге с населением в 1 млн. 300 тыс. человек проживают около 93 тысяч инвалидов разных групп. Из них -8 000 инвалидов ПОДА (с поражением опорно-двигательного аппарата), в том числе 2 000 - инвалиды на колясках. Инвалиды ПОДА г. Екатеринбурга не захотели мириться с тем, что они лишены элементарных, само собой разумеющихся прав, и в октябре 1998 года создали Екатерин бургскую городскую общественную организа цию инвалидов - колясочников «Свободное дви жение» , объединившую наиболее незащищенную часть инвалидов (официально организация была зарегистрирована позже- в марте 1999 года). Председатель организации - Елена Геннадьевна Леонтьева.
С первых же дней создания «Свободное движение» тесно сотрудничает с городским Управлением по социальной политике, активно включилось в работу по реализации муниципальной программы социальной поддержки инвалидов «Инвалид», принятой в феврале 1998 года. Так в организации зародилась идея социальной программы «Доступный город», цель которой - обеспечение доступа инвалидов-опорников к объектам социальной инфраструктуры, жилым, общественным и производственным зданиям, возможность пользования общественным транспортом, строительство дорог по новым безбордюрным технологиям. В достижении этих целей организация за 2 года добилась очень серьезных и зримых успехов.
Для того чтобы оценить конечный результат серьезных усилий администрации города, предпринятых в 1998 году по решению этой проблемы, организация добилась включения (одними из первых в России) в состав Государственной комиссии по приемке и сдаче в эксплуатацию готовых городских объектов официальных представителей от общественных организа ций инвалидов . Ими стали: председатель организации «Свободное движение» Елена Леонтьева, передвигающаяся в инвалидной коляске, и заместитель председателя Вячеслав Карелин, пе-
редвигающийся с помощью тросточек. С января 1999 года без подписи одного из них не от крывается ни один социально - значимый объект в городе , за исключением офисов, жилых домов и дорог. Надо отметить, что это произошло практически одновременно с введением в действие с 1 января 1999 года долгожданной статьи 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В каждом (!) объекте, построенном в 1999 году в г. Екатеринбурге, инвалиды во время приемки выявляли недостатки. Как оказалось, 90% недо работок и ошибочных решений изначально были заложены в проектах , в которых обращалось лишь укрупненное внимание на вход в магазин (наличие перил, пандуса, без деталировки и предъявления к ним нормативных требований). Выпадали также из поля зрения благоустройство территории возле объекта и возможность свободного передвижения внутри (например, закладывались традиционно узкие двери в туалет). Практически не изменились на тот момент требования к вводимым офисам и жилым зданиям.
Связано это с тем, что нельзя в одночасье научиться видеть проект глазами инвалида, чтобы начать проектировать по-новому. Никого из архитекторов, проектировщиков, специалистов Управлений архитектуры этому раньше не учили и пока по-прежнему не учат в высших и средних учебных заведениях России. Выяснилось, что архитекторы слабо разбираются, как правильно, а главное - удобно проектировать для инвалидов. Они не успевают следить за изменениями и дополнениями в строительных нормах и правилах, экономят средства, не покупая достаточно дорогую нормативную литературу, у них нет возможности получить необходимую информацию и консультацию, так как пока просто нет компетентного органа или опытных специалистов, знающих эту проблему всесторонне, способных видеть недостатки проекта. Приходится всем набираться опыта методом проб и ошибок.
Статистика принятых инвалидами объектов показала, что из 66 объектов, акты приемки которых подписала Е. Г.Леонтьева с июня 1999 года по январь 2000 года, действительно доступными для колясочников были лишь 6 (!) объектов, т. е. лишь каждый 11 объект. В них по проекту либо нет на входе ступенек, либо есть пандус (наклонный бетонный заезд для инвалидов на коляске). Остальные 60 объектов (91%) можно считать лишь условно-доступными, так как в соответствии с проектом они оборудованы на входе специальной кнопкой вызова персонала магазина для обслуживания инвалида на коляске прямо на улице или
помощи в подъеме на ступеньках. Это обусловлено тем, что из этих 66 лишь один объект был построен на новом месте, а остальные появились после реконструкции жилых квартир на первом этаже в существующих домах. В случае реконструкции оборудовать крыльцо каждого магазина необходимым по строительным нормам и правилам (СНиП) пандусом практически невозможно, так как при высоте крылечка 1 метр нормативный пандус будет длиной минимум 10-12 метров. И хотя кнопок вызова нет в СНиП, местные власти нашли именно такой выход из тупиковой ситуации. Однако в статье 15 Закона РФ предлагается несколько другой выход: «В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по
согласованию
с
обще
ственными
объединениями
инвалидов
меры
,
обеспечивающие
удовлетворение
минималь
ных
потребностей
инвалидов»
.
Следовательно, в этих случаях непосредственное участие инвалидов в согласовании проектов в каждом городе просто необходимо. В Законе подчеркивается, что только сами инвалиды, а не здоровые люди могут определить критерии своих минимальных потребностей и предложить свои мероприятия уже не для свободного доступа, а хотя бы для облегчения доступа в здания инвалидам (найти это промежуточное положение между полным отсутствием доступа и свободным доступом). Одновременно возникает вопрос: «А что такое минимальные потребности инвалидов? Каковы их критерии? И кто должен взять на себя ответственность за принятие субъективного решения?» Никакого методического материала или строительных норм и правил по этому вопросу на сегодня просто нет. А архитекторам в таких случаях просто необходимы какие-то рекомендации, разработанные непосредственно инвалидами. Нигде также точно не прописано, каким образом должна быть организована работа инвалидов, источники финансирования этой работы. Именно из-за этого в
Ека
теринбурге
инвалиды
добились
официального
согласования
с
ними
проектов
лишь
в
фев
рале
2000
года
.
Такого опыта проведения экспертизы проектов самими инвалидами на тот момент в России не было.
Если бы все 66 вышеуказанных принятых объектов прошли согласование с инвалидами еще на стадии проекта, то абсолютно реально инвалиды могли бы подсказать архитекторам, как еще в 7 (!) конкретных объектах обеспечить свободный или облегченный доступ инвалидам на коляске! А это уже 6+7=13 (20%), т.е. каждый 5 объект. С накоплением опыта и знаний процент таких объектов мог бы повышаться.
Благодаря победе в конкурсе общественных проектов и получению гранта от Института
«Открытое общество» (Фонд Сороса). Россия», общественная организация «Свободное движение» сформировала библиотеку специальной литературы, в которой собраны нормативные и другие профильные материалы, касающиеся доступной среды для инвалидов. Уже несколько десятков проектных организаций и частных лиц г. Екатеринбурга воспользовались бесплатными услугами этой библиотеки. Но даже знание нормативов не решает всех возникающих проблем.
Основная проблема проектирования заключается в том, что в нормативных документах изначально определены одинаковые требования как к вновь строящимся зданиям, так и к реконструируемым объектам, что в принципе не верно. Создать доступ для колясочников всегда гораздо сложнее при реконструкции, чем при новом строительстве. Именно поэтому в данном издании обобщен практический опыт решения возникающих проблем и даны ответы на наиболее часто возникающие вопросы. Большое поле для деятельности инвалидов связано также с изменением существующих стереотипов при проектировании жилых домов.
В связи с тем, что российская нормативная база строительных норм и правил очень сильно отстает от требований времени, в книге представлена более «продвинутая» концепция строительства с учетом потребностей инвалидов, исходя из мировых тенденций и на основе международных стандартов. Эта концепция лет на пять, а может и больше, опережает существующие нормативы. Именно поэтому субъективная точка зрения автора может не совпадать с официальным мнением. Но это дает пищу для анализа и размышлений.
Хочу обратить Ваше особое внимание, что официальные нормативные требования и субъективные рассуждения автора очень лег ко зрительно отличить друг от друга , так как они набраны разным шрифтом . Нормативные требования также обозначены точкой .
Требования по обеспечению условий доступа, систематизированные в издании, подобраны из разных действующих нормативных документов и представлены в виде дословных цитат с последующими комментариями автора.
- таким знаком обозначены наиболее ча сто возникающие вопросы , на которые я постаралась дать ответы .
Надеемся, что эта книга, выпущенная при финансовой поддержке Фонда Сороса, окажет реальную помощь всем, кто участвует в процессе создания условий доступа для инвалидов.
Е. Г. ЛЕОНТЬЕВА
Научно-популярное издание
Екатеринбург
ÁÁÊ Ñ 550.44 ÓÄÊ 316.35 Ë 478
Научно-популярное издание
ДОСТУПНАЯ СРЕДА ГЛАЗАМИ ИНВАЛИДА
Издание подготовлено Екатеринбургской городской общест венной организацией инвалидов-колясочников «Свободное движение» в рамках реализации общественного проекта «Программа «Доступный город»: улучшение качества проектов общественных зданий и сооружений с точ ки зрения потребностей инвалидов-колясочников».
Юмористические рисунки – Дмитриев Валерий Николаевич
Издание осуществлено при финансовой поддержке Институт а «Открытое общество» (Фонд Сороса). Россия»
© Леонтьева Е. Г., 2001
© Местная общественная организация «Екатеринбургская городская общественная организация инвалидов-колясочников «Свободное движение», 2001
© «Издательство «БАСКО», 2001
Посвящается
моему мужу Николаю и сыну Л¸вушке
Прошу не судить эту книгу строго, потому что по образовани ю я не архитектор, а инженерэкономист. В 1983 году окончила Уральский политехнический ин ститут. Затем работала, поступила в аспирантуру.
Так случилось, что в возрасте 27 лет в результате несчастног о случая оказалась в инвалидной коляске. И вот тогда-то я поняла, как мало наше общество дум ает об инвалидах, пожилых гражданах, родителях с детскими колясками да и просто об обычных людях. Создание равных условий в обществе для всех, в том числе и для инвалидов, стало делом не только моей жизни, но и тех людей, кого объединила эта идея.
Буду очень рада, если это издание послужит толчком для введения в программы подготовки и переподготовки специалистов в области архитектуры, стро ительства, конструирования и дизайна специального курса по изучению вопросов формирования до ступной для инвалидов среды жизнедеятельности.
Елена Леонтьева
Выражаю глубокую и искреннюю благодарность за помощь в создании этой книги:
Институту «Открытое общество» (Фонд Сороса). Россия» за финансирование этого издания; инвалиду I группы Вячеславу Карелину за информационную поддержку при подборе материалов для книги; архитектору Виталию Романову за профессиональную помощь и поддержку;
радиоинженеру Валерию Дмитриеву за юмористические картинки; студентке III курса УрАГС Анне Пановой за помощь при переводе книги «Designing for Accessibility»;
а также большому числу хороших людей, кто помогал словом и делом.
Это издание – попытка объединить разрозненную информацию из самой разной литературы и заполнить информационный вакуум в области теории и практ ики проектирования с учетом обеспечения условий доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Основная часть книги содержит системные представления о нормативных требованиях к жилым и общественным зданиям, благоустройству улиц и пр., кас ающихся инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. Наибольшее внимание уделено особенностям проектирования безбарьерной среды для инвалидов, использующих при передвижении кресла-коляски.
Это своеобразное учебное пособие для начинающих «чайник ов», которое может стать настольной книгой и для профессиональных архитекторов.
На основе двухлетнего опыта непосредственного участия а втора издания (инвалида на коляске) как в экспертизе проектов на стадии чертежей, так и в работе комиссии по приемке в эксплуатацию готовых объектов города Екатеринбурга в книге описаны наиболее типичные ошибки проектов, прокомментированы нормативные требования с то чки зрения «конечного потребителя» – инвалида, проведено сравнение отечественных нормативов с зарубежными.
Книга обобщает накопленный опыт решения возникающих при проектировании сложностей, дает ответы на наиболее часто возникающие вопросы и содер жит практические рекомендации по обеспечению условий доступа инвалидов в тех случаях, когда выполнить требование доступности в полном объеме не удается (при реконструкции и т.д.)
На страницах издания можно познакомиться с новыми подходами к проектированию жилых домов.
Это пособие научит инвалидов одновременно как понимать «язык» архитекторов, так и говорить на «языке» архитекторов (вместо фразы «это крутой пандус» говорить «уклон этого пандуса больше 8%»). Книга написана простым и понятным языком, чтобы дать инвалидам возможность получить необходимый минимум знаний по проектированию. Инвалиду трудно стать профессиональным архитектором, но зато он по жизни – «профессиональный» инвалид. Только совместная работа архитекторов и инвалидов может принести реаль ные плоды.
Важно, чтобы архитекторы научились проектировать общест венные здания и сооружения поновому, создавая равные возможности их использования все ми без исключения категориями населения.
Одна из главных целей создания этой книги – сухие фразы и цифры нормативных документов окрасить эмоциональной палитрой чувств и ощущени й. Архитектору необходимо не просто запомнить нормативы, а важно понять их и прочувствовать: кому конкретно это надо и – главное – почему. Тогда появится мотивация, работа приобретет эмоциональную окраску, возникнет чувство сопричастности. Архитектор начнет проект ировать не простоправильно, а главное – удобно для инвалидов. То есть с помощью этой книги архитектор научится видеть проект глазами инвалида.
Нам бы хотелось узнать Ваше мнение об этой книге: насколько интересна, полезна и своевременна она для Вас. Мы ждем Ваших отзывов.
Местная общественная организация «Екатеринбургская гор одская общественная организация инвалидов-колясочников «СВОБОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ».
Председатель правления – Леонтьева Елена Геннадьевна.
Адрес: 620014, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 31а, ком. 208. E-mail: [email protected]
Пейджер: тел. 588-700 или 002 абонент 15416
ОО «Свободное движение» является официальным представи телем общественных организаций инвалидов г. Екатеринбурга по вопросам создания доступно й среды для инвалидов, проводит консультации, выдает технические условия на проектирование, согласует строительные проекты в стадии рабочих чертежей, принимает в эксплуатацию готовые объекты.
1. ПРЕДИСЛОВИЕ................................................................................................................................ | |
2. ОБЗОР НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ | |
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИЗДАНИЯ......................................................................................................... | |
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПОДХОДЫ.............................................................................................. | |
3.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ........................................................................................................ | |
3.2. ПОКРЫТИЯ ПЕШЕХОДНЫХ ПУТЕЙ И ПОЛОВ............................................................................ | |
3.3. ОБОРУДОВАНИЕ...................................................................................................................... | |
4. ПАРАМЕТРЫ ЗОН И ПРОСТРАНСТВ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ................................................................. | |
4.1. ГАБАРИТЫ КРЕСЛА-КОЛЯСКИ. ЗОНЫ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ КРЕСЛА-КОЛЯСКИ......................... | |
4.2. ПРОХОДЫ И КОРИДОРЫ ПРИ ДВИЖЕНИИ КРЕСЛА-КОЛЯСКИ................................................ | |
4.3. ЗОНЫ РАЗВОРОТА КРЕСЛА-КОЛЯСКИ..................................................................................... | |
4.4. ПЛОЩАДКИ ПЕРЕД ВХОДОМ В ЗДАНИЕ ИЛИ ПОМЕЩЕНИЕ. РАЗМЕРЫ | |
ВХОДНЫХ ТАМБУРОВ..................................................................................................................... | |
5. ВХОДЫ В ЗДАНИЯ И ПОМЕЩЕНИЯ............................................................................................... | |
6. ДВЕРИ И ПРОЕМЫ ДВЕРЕЙ. НАПРАВЛЕНИЕ ОТКРЫВАНИЯ ДВЕРЕЙ........................................... | |
7. ПОРУЧНИ....................................................................................................................................... | |
8. ЛЕСТНИЦЫ.................................................................................................................................... | |
9. ПАНДУСЫ...................................................................................................................................... | |
9.1. ЧТО ТАКОЕ ПАНДУС? ............................................................................................................... | |
9.2. УКЛОН ПАНДУСА..................................................................................................................... | |
9.3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПАНДУСАМ. ....................................................................................... | |
10. НЕНОРМАТИВНЫЕ ПАНДУСЫ...................................................................................................... | |
11. КНОПКА ВЫЗОВА........................................................................................................................ | |
12. ЛИФТЫ И ПОДЪЕМНИКИ............................................................................................................ | |
13. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПОМЕЩЕНИЯ............................................................................. | |
13.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ............................................................................................................ | |
13.2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УМЫВАЛЬНЫХ ПРИ ТУАЛЕТАХ....................................... | |
13.3. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ САНУЗЛОВ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ | |
ÍÀ КРЕСЛАХ-КОЛЯСКАХ................................................................................................................. | |
13.4 ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ САНУЗЛОВ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ, | |
ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ОПОРНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ......................................................................... | |
13.5. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МУЖСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ТУАЛ ЕТОВ......................... | |
ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДВЕРЕЙ ТУАЛЕТОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В УГЛУ | |
КОРИДОРА ИЛИ ПОМЕЩЕНИЯ....................................................................................................... | |
14. БЛАГОУСТРОЙСТВО ПРИЛЕГАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ. ПЕШЕХОДНЫЕ ПУТИ................................ | |
15. ПАРКОВКИ................................................................................................................................... | |
17. АДРЕСА ОРГАНИЗАЦИЙ И СТРАНИЦЫ ИНТЕРНЕТА.................................................................... |
1. ПРЕДИСЛОВИЕ
Если Вы хоть раз ходили по российскому городу с детской коляской, то можете представить себе всю гамму чувств, охватывающих родителя, который должен проделывать «цирковые кульбиты», подымаясь с коляской по лестнице к лифту и протискиваясь с ней в двери, забираясь в магазин, да просто идя по тротуару и преодолевая высокие бордюры, как на полосе препятствий. Но ребенка âñå-òàêè можно взять на руки! А что делать инвалиду, который может передвигаться только на коляске – на инвалидной коляске?!
По последним данным, в г. Екатеринбурге с населением в 1 млн. 300 тыс. человек проживают около 93 тысяч инвалидов разных групп. Из них – 8 000 инвалидов ПОДА (с поражением опорнодвигательного аппарата), в том числе 2 000 – инвалиды на колясках. Инвалиды ПОДА г. Екатеринбурга не захотели мириться с тем, что они лишены элементарных, само собой разумеющихся прав, и в октябре 1998 года создали Екатеринбургскую городскую общественную организацию инвалидов-колясочников «Свободное движение», объединившую наиболее незащищенную часть инвалидов (официально организация была зарегистрирована позже – в марте 1999 года). Председатель организации – Елена Геннадьевна Леонтьева.
С первых же дней создания «Свободное движение» тесно сотрудничает с городским Управлением по социальной политике, активно вклю- чилось в работу по реализации муниципальной программы социальной поддержки инвалидов «Инвалид», принятой в феврале 1998 года. Так в организации зародилась идея социальной программы «Доступный город», цель которой – обеспечение доступа инвалидов-опорников к объектам социальной инфраструктуры, жилым, общественным и производственным зданиям, возможность пользования общественным транспортом, строительство дорог по новым безбордюрным технологиям. В достижении этих целей организация за 2 года добилась очень серьезных и зримых успехов.
Для того чтобы оценить конечный результат серьезных усилий администрации города, предпринятых в 1998 году по решению этой проблемы, организация добилась включения (одними из первых в России) в состав Государственной комиссии по приемке и сдаче в эксплуатацию готовых городских объектов официальных представителей от общественных организаций инвалидов. Ими стали: председатель организации «Свободное движение» Елена Леонтьева, передвигающаяся в инвалидной коляске, и заместитель председателя Вячеслав Карелин, пе-
редвигающийся с помощью тросточек. С января 1999 года без подписи одного из них не открывается ни один социально-значимый объект в городе, за исключением офисов, жилых домов и дорог. Надо отметить, что это произошло практически одновременно с введением
â действие с 1 января 1999 года долгожданной статьи 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
 каждом (!) объекте, построенном в 1999 году
â г. Екатеринбурге, инвалиды во время приемки выявляли недостатки. Как оказалось, 90% недоработок и ошибочных решений изначально были заложены в проектах, в которых обращалось лишь укрупненное внимание на вход в магазин (наличие перил, пандуса, без деталировки и предъявления к ним нормативных требований). Выпадали также из поля зрения благоустройство территории возле объекта и возможность свободного передвижения внутри (например, закладывались традиционно узкие двери в туалет). Практически не изменились на тот момент требования к вводимым офисам и жилым зданиям.
Связано это с тем, что нельзя в одночасье на- учиться видеть проект глазами инвалида, чтобы начать проектировать по-новому. Никого из архитекторов, проектировщиков, специалистов Управлений архитектуры этому раньше не учили и пока по-прежнему не учат в высших и средних учебных заведениях России. Выяснилось, что архитекторы слабо разбираются, как правильно, а главное – удобно проектировать для инвалидов. Они не успевают следить за изменениями и дополнениями в строительных нормах и правилах, экономят средства, не покупая достаточно дорогую нормативную литературу, у них нет возможности получить необходимую информацию и консультацию, так как пока просто нет компетентного органа или опытных специалистов, знающих эту проблему всесторонне, способных видеть недостатки проекта. Приходится всем набираться опыта методом проб и ошибок.
Статистика принятых инвалидами объектов показала, что из 66 объектов, акты приемки которых подписала Е. Г. Леонтьева с июня 1999 года по январь 2000 года, действительно доступными для колясочников были лишь 6 (!) объектов, т. е. лишь каждый 11 объект. В них по проекту либо нет на входе ступенек, либо есть пандус (наклонный бетонный заезд для инвалидов на коляске). Остальные 60 объектов (91%) можно считать лишь ус- ловно-доступными, так как в соответствии с проектом они оборудованы на входе специальной кнопкой вызова персонала магазина для обслуживания инвалида на коляске прямо на улице или
помощи в подъеме на ступеньках. Это обусловле- | «Открытое общество» (Фонд Сороса). Россия», |
но тем, что из этих 66 лишь один объект был пост- | общественная организация «Свободное движе- |
роен на новом месте, а остальные появились пос- | ние» сформировала библиотеку специальной |
ле реконструкции жилых квартир на первом этаже | литературы, в которой собраны нормативные |
в существующих домах. В случае реконструкции | и другие профильные материалы, касающиеся |
оборудовать крыльцо каждого магазина необходи- | доступной среды для инвалидов. Уже несколь- |
мым по строительным нормам и правилам (СНиП) | ко десятков проектных организаций и частных |
пандусом практически невозможно, так как при | лиц г. Екатеринбурга воспользовались бесплат- |
высоте крылечка 1 метр нормативный пандус бу- | ными услугами этой библиотеки. Но даже зна- |
дет длиной минимум 10–12 метров. И хотя кнопок | ние нормативов не решает всех возникающих |
вызова нет в СНиП, местные власти нашли имен- | |
но такой выход из тупиковой ситуации. Однако в | |
статье 15 Закона РФ предлагается несколько дру- | Основная проблема проектирования заклю- |
гой выход: «В случаях, когда действующие объек- | чается в том, что в нормативных документах |
ты невозможно полностью приспособить для нужд | изначально определены одинаковые требова- |
инвалидов, собственниками этих объектов долж- | ния как к вновь строящимся зданиям, так и к |
ны осуществляться по согласованию с обще- | реконструируемым объектам, что в принципе |
ственными объединениями инвалидов меры, | не верно. Создать доступ для колясочников |
обеспечивающие удовлетворение минималь- | всегда гораздо сложнее при реконструкции, |
ных потребностей инвалидов». Следовательно, | чем при новом строительстве. Именно поэто- |
в этих случаях непосредственное участие инва- | му в данном издании обобщен практический |
лидов в согласовании проектов в каждом городе | опыт решения возникающих проблем и даны |
просто необходимо. В Законе подчеркивается, что | ответы на наиболее часто возникающие воп- |
только сами инвалиды, а не здоровые люди мо- | росы. Большое поле для деятельности инва- |
гут определить критерии своих минимальных по- | лидов связано также с изменением существу- |
требностей и предложить свои мероприятия уже | ющих стереотипов при проектировании жилых |
не для свободного доступа, а хотя бы для облег- | |
чения доступа в здания инвалидам (найти это про- | |
межуточное положение между полным отсутстви- | В связи с тем, что российская нормативная |
ем доступа и свободным доступом). Одновремен- | база строительных норм и правил очень сильно |
но возникает вопрос: «А что такое минимальные | отстает от требований времени, в книге представ- |
потребности инвалидов? Каковы их критерии? И | лена более «продвинутая» концепция строитель- |
кто должен взять на себя ответственность за при- | ства с учетом потребностей инвалидов, исходя |
нятие субъективного решения?» Никакого мето- | из мировых тенденций и на основе международ- |
дического материала или строительных норм и | ных стандартов. Эта концепция лет на пять, а |
правил по этому вопросу на сегодня просто нет. | может и больше, опережает существующие нор- |
А архитекторам в таких случаях просто необхо- | мативы. Именно поэтому субъективная точка зре- |
посредственно инвалидами. Нигде также точно | мнением. Но это дает пищу для анализа и раз- |
не прописано, каким образом должна быть орга- | мышлений. |
низована работа инвалидов, источники финанси- | |
рования этой работы. Именно èç-çà этого в Ека- | Хочу обратить Ваше особое внимание, что |
теринбурге инвалиды добились официально- | Официальные нормативные требования |
го согласования с ними проектов лишь в фев- | |
рале 2000 года. Такого опыта проведения экс- | ко зрительно отличить друг от друга, так как |
пертизы проектов самими инвалидами на тот | они набраны разным шрифтом. Нормативные |
момент в России не было. | требования также обозначены точкой. |
Требования по обеспечению условий доступа, |
|
Если бы все 66 вышеуказанных принятых | систематизированные в издании, подобраны из |
объектов прошли согласование с инвалидами еще | разных действующих нормативных документов и |
на стадии проекта, то абсолютно реально инва- | представлены в виде дословных цитат с после- |
лиды могли бы подсказать архитекторам, как еще | |
в 7 (!) конкретных объектах обеспечить свобод- | þ – таким знаком обозначены наиболее ча- |
ный или облегченный доступ инвалидам на ко- |
|
ляске! А это уже 6+7=13 (20%), т.е. каждый 5 | сто возникающие вопросы, на которые я |
объект. С накоплением опыта и знаний процент | постаралась дать ответы. |
таких объектов мог бы повышаться. | Надеемся, что эта книга, выпущенная при фи- |
нансовой поддержке Фонда Сороса, окажет ре- |
|
Благодаря победе в конкурсе общественных | альную помощь всем, кто участвует в процессе |
проектов и получению гранта от Института | создания условий доступа для инвалидов. |
2. ОБЗОР НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИЗДАНИЯ
2.1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЕ ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», 24 ноября 1995 года ¹ 181-ÔÇ.
Настоящий Федеральный закон определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Статья 15. Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1996 года ¹ 1449 статья 15 введена в действие с 1 января 1999 года.
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-пра- вовых форм и форм собственности создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски è собак-проводников) для свободного доступа к объектам социальной инфраструктуры: жилым, общественным и производственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям; для беспрепятственного пользования общественным транспортом и транспортными коммуникациями, средствами связи и
информации.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Проведение мероприятий по приспособлению объектов социальной и производственной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами осуществляется в соответствии с федеральными и территориальными целевыми программами, утвержденными в установленном порядке.
Разработка проектных решений на но-
вое строительство зданий, сооружений и их комплексов без согласования с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и учета мнения общественных объединений инвалидов не допускается.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями транспортных средств, вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющих инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами.
Места для строительства гаража или стоянки для технических и других средств передвижения предоставляются инвалидам вне очереди вблизи места жительства с учетом градостроительных норм. Инвалиды освобождаются от арендной платы за землю и помещение для хранения средств передвижения, имеющихся в их личном пользовании.
На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
Статья 16. Ответственность за неисполнение обязанностей по обеспечению доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры
Организации независимо от организационноправовых форм и форм собственности, не выполняющие предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации мер по приспособлению действующих средств транспорта, связи, информации и других объектов социальной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, отчисляют в соответствующие бюджеты средства, необходимые для удовлетворения потребностей инвалидов в порядке и размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при участии общественных объединений инвалидов. Указанные средства используются целевым назначением
только на осуществление мероприятий по приспособлению объектов социальной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами.
2.2. ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ 62-91*. Проектирование среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и маломобильных групп населения. – М.: ГП ЦПП, 1994.
ÂÑÍ 62-91 утвержден приказом Государственного комитета по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР от 4 октября 1991 г. ¹ 134. Дата введения 1992-01-01.
ÂÑÍ 62-91* является переизданием ВСН 62-91 с изменениями, утвержденными приказом Госкомархитектуры 29 ноября 1991 г. ¹ 166 и постановлением Минстроя России 26 июля 1994 г. ¹ 18-3.
Настоящие нормы и правила распространяются на проектирование планировки и застройки населенных мест, разработку проектов на строительство новых и реконструкцию эксплуатируемых зданий и сооружений в целях создания полноценной среды жизнедеятельности с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. При проектировании следует соблюдать требования СНиП 2.07.01-89*, ÑÍèÏ 2.08.01-89* è ÑÍèÏ 2.08.02-89* и других действующих нормативных документов.
В случаях, когда при реконструкции застройки существующих зданий и сооружений, а также исторических и культурных памятников изложенные
â настоящем документе требования (кроме требований безопасности) не могут быть выполнены
â полном объеме, по согласованию с территориальными органами архитектуры и градостроительства, государственного надзора, социальной защиты населения (включая общественные организации инвалидов) следует принимать решения, в наибольшей степени обеспечивающие жизнедеятельность инвалидов и престарелых, а также возможность передвижения пешеходов с детскими колясками.
Требования настоящего документа обязательны для всех министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, разрабатывающих и реализующих в строительстве проекты планировки и застройки населенных мест, а также проектные решения отдельных зданий, сооружений и их комплексов жилищно-гражданского и производственного назначения.
Выпуск 2. Градостроительные требования. – М.: ГП ЦПП, 1995.
Положения вышеназванных документов имеют рекомендательный характер, но становятся обязательными при включении требований по обеспечению доступности инвалидам зданий, помещений и сооружений в архитектурно-планиро- вочное задание на проектирование.
Рекомендации применимы к объектам массового строительства и, в первую очередь, к объектам жилищного, гражданского и производственного назначения, приближенным к жилью, а также могут использоваться в качестве основы для составления заданий на проектирование крупных уникальных объектов. Основная часть положений Рекомендаций относится к инвалидам с поражением опорно-двигательного аппарата. Специфи- ческие особенности инвалидов этой категории в наибольшей степени влияют на особенности проектирования зданий с учетом маломобильных групп населения. Среди них следует выделить две подгруппы: инвалиды, использующие при передвижении различные приспособления для ходьбы и кресла-коляски. Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата по своим антропометрическим и эргонометрическим признакам существенно отличаются от здоровых людей. Они испытывают затруднения в передвижении, движении по сложному маршруту и в затесненном пространстве, в преодолении различных препятствий в виде лестниц, порогов и т.п., в пользовании балконами, лоджиями, обычной мебелью и оборудованием.
2.4. ИЗМЕНЕНИЕ 3 СНиП 2.08.02-89*. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ. – 1999.
Введено в действие с 1 марта 1999 года Постановлением Госстроя России от 26 января 1999 г. ¹ 4. Изменения в разделы документа внесены с целью обеспечения в общественных зданиях и сооружениях условий доступности для маломобильных посетителей.
2.5. РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ СИСТЕМЫ 35- 201-98. Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры. – М.: ГУП ЦПП, 1998.
Введен в действие совместным постановлением Госстроя России и Минтруда России от 25 марта 1998 года ¹ 18-22/13.
Документ РДС 35-201-98 определяет порядок реализации требований доступности при разработке, согласовании и утверждении проектной документации и регламентирует основы взаимодействия участников инвестиционного процесса в области проектирования, строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры с учетом доступности их для инвалидов.
Такое взаимодействие основано на участии территориальных органов социальной защиты
населения и учете мнения общественных объединений инвалидов на всех этапах инвестиционного процесса в области строительства, включая формирование и утверждение архитектурно-пла- нировочных заданий (АПЗ), заданий на проектирование объектов социальной инфраструктуры, техническое сопровождение в процессе проектирования и строительства, а также контроль и надзор за исполнением требований нормативных документов в области строительства при приемке вводимых в эксплуатацию объектов социальной инфраструктуры.
2.6. ÃÎÑÒ Ð 51261-99. УСТРОЙСТВА ОПОРНЫЕ СТАЦИОНАРНЫЕ РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ. Типы и технические требования. – М.: Госстандарт России, 1999.
Настоящий стандарт распространяется на стационарные опорные реабилитационные устройства (перила, поручни и т. п.), устанавливаемые в доступных для инвалидов общественных местах, сооружениях и средствах общественного пассажирского транспорта. Опорные устройства предназначены для инвалидов, в том числе инвалидов, использующих для передвижения креслаколяски. Стандарт не распространяется на опорные технические средства реабилитации инвалидов, предназначенные для индивидуального пользования (костыли, ходунки, трости, подножки, подлокотники и спинки кресел-колясок è äð.).
2.7. СВОД ПРАВИЛ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ И СТРОИТЕЛЬСТВУ 31-102-99. Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей. – М.: ГУП ЦПП, 2000.
Свод правил выполнен в развитие раздела 4 (Требования доступности для маломобильных посетителей) СНиП 2.08.02.-89* «Общественные здания и сооружения» и содержит рекомендательные нормы и правила. СП учитывает потребности инвалидов и маломобильных лиц в доступности общественных зданий и сооружений. Требования доступности жилой застройки и жилых домов, а также зданий и помещений, где осуществляется деятельность производственного и обслуживающего персонала, в данном Своде правил не рассматриваются.
ÑÏ 31-102-99 состоит из трех частей:
1. Общие положения.
2. Общие требования к архитектурной среде зданий и сооружений.
3. Специальные требования к отдельным видам зданий (учреждения образования, управления, лечебные, спортивные, культурно-просве- тительные; магазины, столовые, вокзалы, гостиницы, санатории, банки, почтовая связь и т.д.).
2.8. Калмет Х. Ю. ЖИЛАЯ СРЕДА ДЛЯ ИНВАЛИДА. – М.: Стройиздат, 1990.
Книга, выпущенная тиражом 15000 экземпляров, содержит 120 страниц эскизов – примеров оборудования жилой среды для нужд инвалидов. Примеры обобщают отечественный и зарубежный опыт, проверены инспекторами и инвалидамиконсультантами. Рисунки из этой книги часто используются для иллюстраций в различной отече- ственной нормативной литературе.
2.9. ÃÎÑÒ 23457-86. Технические средства организации дорожного движения. ПРАВИЛА ПРИМЕНЕНИЯ. – М., 1987.
2.10. ÃÎÑÒ Ð 51256-99. Технические средства организации движения. ДОРОЖНАЯ РАЗМЕТКА. – М.: ИПК Издательство стандартов, 1999.
2.11. ÃÎÑÒ 24698-81. Двери деревянные наружные для жилых и общественных зданий.– М., 1981.
2.12. Designing for Accessibility/ Centre for Accessible Environments. – London, 1999.
В Российской Федерации существует специальная программа для инвалидов, которая называется «Доступная среда». Она действует уже в течение нескольких лет. Такое понятие, как «доступная среда», у обычных, не имеющих отношения к этому плану, людей чаще ассоциируется с постройкой пандусов. Однако только лишь с их помощью не получится адаптировать пространство под нужды маломобильного человека. Только установка пандусов не приносит пользы, а иногда даже представляет опасность (в случае неправильной установки и несоблюдении стандартов). Необходимо понимание такого фактора: доступная среда для инвалидов является многоуровневой программой, включающей в себя множество мероприятий, в ходе которых требуется устранение всех участков, представляющих опасность для маломобильного человека.
Предназначение программы
Проект под названием «Доступная среда» осуществляет целый комплекс мероприятий для помощи инвалидам. Специально разработана дорожная карта. Она заключается в оборудовании специальных объектов для облегчения жизнедеятельности маломобильных граждан. Эти установки, площадки и приспособления помогают лучше ориентироваться на улицах и в зданиях, позволяют инвалидам полноценно участвовать в общественной жизни.
Задачами государственной программы являются:
- разработка новейших технологий для инвалидов;
- оснащение медицинских, санаторных и образовательных учреждений современными техническими средствами для реабилитации;
- обеспечение большего количества детей с инвалидностью местами для образования (как дошкольного и начального, так и среднего);
- повышение количества теле- и радиопередач, а также спортивных объектов, туристических мест для маломобильных людей;
- как разработка, так и внедрение нормативных актов, которые создаются с учётом доступности объектов для людей с физическими недостатками;
- создание механизма стимулирования любых организаций (как государственного, так и частного сектора) по активизации их деятельности в области обеспечения доступности объектов социального назначения при посещении их инвалидами;
- внедрение общих принципов дизайна при внедрении любых программ, разработке оборудования, а также при приспосабливании инфраструктур под нужды инвалидов.
Первый срок реализации данной программы был осуществлён ещё в период с 2011 до 2012 года. Затем следующие его этапы производились в 2015 и 2019 годах. Четвёртый этап начнёт осуществляться в 2019 году. Его окончание планируется к 2020 году.
Что такое доступная среда для маломобильного человека
Доступная среда для инвалидов предоставляет множество возможностей при реабилитации и полноценном проживании людей, у которых ограниченные функции. Программа формирования таких мер даёт инвалидам возможность ездить на общественном транспорте и без особых препятствий передвигаться по городу. Это становится возможным, благодаря наличию различных подъемников и других устройств. В технологическую часть «Доступной среды» входит установка информаторов, извещателей, абонентских устройств, .
Программа обеспечивает маломобильных граждан необходимыми для жизни объектами. Для этого предусматриваются гранты, получение которых предполагает регулярные отчёты по выполнению строительства или внедрению программы.
Разработчики не останавливаются на создании только одного устройства. Они стараются помочь инвалидам всех категорий: слабовидящим и плохо слышащим, а также гражданам с нарушенной двигательной функцией
Правила, обеспечивающие доступность жилья для инвалидов
Согласно федеральному закону, подписан приказ, в котором предписывается выполнение мер, обеспечивающих доступность придомового пространства для всех инвалидов. Предусматривается возможность переоборудования всех помещений (как личного, так и общего пользования) в многоквартирных постройках. Эти нормы включают в том числе и следующие требования:
- Поверхность ступеней на территории всего дома, где прописан инвалид, должны выполняться с шероховатым покрытием.
- На навесе крыльца должно находиться ограждение, спасающее от дождя или снега. Кроме того, на нём необходимо наличие стоков. На крыльце должно также присутствовать электроосвещение.
- Кроме ступеней, у подъездов домов должны сооружаться боковые пандусы. Дополняется крыльцо непрерывными ограждениями с двух сторон. Нижнюю, а также верхнюю ступеньку необходимо выделять фактурой или же цветом.
- Входная дверь в подъезд должна иметь табличку с указанием номера дома и квартир. Рядом должна находиться другая табличка, включающая ту же информацию, однако она должна быть оформлена шрифтом Брайля.
Если перед подъездом имеется одиночная ступенька, то в смету необходимо включить её замену пандусом, а в случае двух и более лесенок сооружение такого бокового приспособления. Во дворах должны стоять тактильные дорожные указатели. Перед подъездом делают место для разворота кресел-колясок.
В постановлении также имеются требования к жилым помещениям, где проживают граждане с ограниченными возможностями. В их перечень входят:
- жилая комната;
- санузел совмещённый;
- коридор (не меньше четырёх квадратных метров).
Дверные проёмы должны иметь съёмные пандусы. Отдельно оговариваются размеры всех дверей, санузла и площадки в подъезде. Для любого переоборудования необходим официальный документ – паспорт.
Существуют также некоторые требования по проектированию зданий для реабилитации, воспитания и образования детей-инвалидов. Главными принципами являются:
- создание небольших по объёму классов или групп для появления возможности уделить больше внимания каждому ребёнку;
- подготовка учебных мест с учётом характера недостатков детей;
- применение новых методов и технических средств для обучения;
- включение в здание медицинского оборудования для реабилитации.
Классы для школьников оборудуются специальными одноместными столами.
Кроме того, в кабинетах предусмотрена и игровая зона, где проводят паузы во время занятий и между уроками. Спальни в домах для детей-инвалидов проектируются отдельно для девочек и мальчиков. В таких заведениях имеются раздевалки, санузлы, комнаты для стирки и индивидуальных занятий, кладовки.
Территория школьных учреждений и ДОУ должна располагаться на озеленённых участках (возможно, в пригородной зоне). Расстояние от промышленных предприятий, оживлённых дорог и железнодорожных путей не должно быть менее 3000 метров. Вечером данные участки должны хорошо освещаться. На территории заведения устанавливается стоянка, как минимум для шести автомобилей. Все участки имеют ограждения в высоту до двух метров, около которых высажены кустарники.
На территории школ и детских садов размещаются различные площадки: игровые, бассейн, для физкультурных, реабилитационных и гимнастических занятий и многое другое
Как смотрит на программу маломобильный человек Леонтьева Е.Г.
Инженер-экономист Леонтьева Е.Г. написала учебное пособие с нормативными требованиями и комментариями по доступной среде. Это было ещё в 1983 году, задолго до появления программы «Доступная среда». Однако книга актуальна и сейчас. Автор окончила политехнический университет на Урале, после чего устроилась на работу и закончила аспирантуру. В 27 лет случилась в её жизни трагедия, после которой женщина оказалась в кресле для инвалидов. Только в тот момент Елена Леонтьева поняла, что в жизни очень мало делается для маломобильных, а также пожилых людей. Тогда она начала заниматься вопросом создания условий, уравнивающих всех граждан.
В книге глазами инвалида рассматриваются насущные вопросы по проектированию зданий, посетив которые, маломобильный человек не будет чувствовать себя «лишним». Среди прочих в них изложены и следующие проблемы:
- проектировка умывальников в санузлах;
- создание туалетов для инвалидов-колясочников;
- проектировка санузлов, пригодных для инвалидов-опорников;
- мужские туалеты общественного пользования;
- оформление удобного направления открывания дверей в кабинках туалета;
- проектирование дверей по всей территории помещения;
- облагораживание территории, которая прилегает к зданию;
- создание пешеходных путей;
- проектирование парковки.
Кроме того, в издании детально описаны рекомендации по проектированию жилых помещений для маломобильных людей
По словам Елены Геннадьевны Леонтьевой, книга создана, чтобы осуществить толчок в динамике процесса не только строительства, но и предварительного этапа, подготавливающего жильё для граждан с наличием инвалидности. Издание содержит в себе методические рекомендации по выполнению конструкций, архитектуре, дизайну. Данная литература изучает вопросы доступности не только общественных или жилых зданий, но и окружающей их среды для маломобильных людей. Издание писалось с помощью множества нормативных документов, среди которых СНиПы, ГОСТы, медицинские стандарты.
Издание подготовлено Екатеринбургской городской общественной организацией инвалидов-колясочников «Свободное движение» в рамках реализации общественного проекта «Программа «Доступный город»: улучшение качества проектов общественных зданий и сооружений с точки зрения потребностей инвалидов-колясочников».
Компьютерная графика -
Юмористические рисунки -
Издание осуществлено при финансовой поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса). Россия»
© Местная общественная организация «Екатеринбургская городская общественная организация
инвалидов-колясочников «Свободное движение», 2001
© «Издательство «БАСКО», 2001
Посвящается моему мужу Николаю и сыну Лёвушке
Прошу не судить эту книгу строго, потому что по образованию я не архитектор, а инженер- экономист. В 1983 году окончила Уральский политехнический институт. Затем работала, поступила в аспирантуру.
Так случилось, что в возрасте 27 лет в результате несчастного случая оказалась в инвалидной коляске. И вот тогда- то я поняла, как мало наше общество думает об инвалидах, пожилых гражданах, родителях с детскими колясками да и просто об обычных людях. Создание равных условий в обществе для всех, в том числе и для инвалидов, стало делом не только моей жизни, но и тех людей, кого объединила эта идея.
Буду очень рада, если это издание послужит толчком для введения в программы подготовки и переподготовки специалистов в области архитектуры, строительства, конструирования и дизайна специального курса по изучению вопросов формирования доступной для инвалидов среды жизне деятельности.
Елена Леонтьева
Выражаю глубокую и искреннюю благодарность за помощь в создании этой книги:
Институту «Открытое общество» (Фонд Сороса). Россия» за финансирование этого издания;
инвалиду I группы Вячеславу Карелину за информационную поддержку
при подборе материалов для книги;
архитектору Виталию Романову за профессиональную помощь и поддержку;
радиоинженеру Валерию Дмитриеву за юмористические картинки;
студентке III курса УрАГС Анне Пановой за помощь при переводе книги
«Designing for Accessibility»; а также большому числу хороших людей, кто помогал словом и делом.
Это издание - попытка объединить разрозненную информацию из самой разной литературы и заполнить информационный вакуум в области теории и практики проектирования с учетом обеспечения условий доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Основная часть книги содержит системные представления о нормативных требованиях к жилым и общественным зданиям, благоустройству улиц и пр., касающихся инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. Наибольшее внимание уделено особенностям проектирования безбарьерной среды для инвалидов, использующих при передвижении кресла-коляски.
Это своеобразное учебное пособие для начинающих «чайников», которое может стать настольной книгой и для профессиональных архитекторов.
На основе двухлетнего опыта непосредственного участия автора издания (инвалида на коляске) как в экспертизе проектов на стадии чертежей, так и в работе комиссии по приемке в эксплуатацию готовых объектов города Екатеринбурга в книге описаны наиболее типичные ошибки проектов, прокомментированы нормативные требования с точки зрения «конечного потребителя» - инвалида, проведено сравнение отечественных нормативов с зарубежными.
Книга обобщает накопленный опыт решения возникающих при проектировании сложностей, дает ответы на наиболее часто возникающие вопросы и содержит практические рекомендации по обеспечению условий доступа инвалидов в тех случаях, когда выполнить требование доступности в полном объеме не удается (при реконструкции и т. д.)
На страницах издания можно познакомиться с новыми подходами к проектированию жилых домов.
Это пособие научит инвалидов одновременно как понимать «язык» архитекторов, так и говорить на «языке» архитекторов (вместо фразы «это крутой пандус» говорить «уклон этого пандуса больше 8%»). Книга написана простым и понятным языком, чтобы дать инвалидам возможность получить необходимый минимум знаний по проектированию. Инвалиду трудно стать профессиональным архитектором, но зато он по жизни - «профессиональный» инвалид. Только совмест ная работа архитекторов и инвалидов может принести реальные плоды .
Важно, чтобы архитекторы научились проектировать общественные здания и сооружения по-новому, создавая равные возможности их использования всеми без исключения категориями населения.
Одна из главных целей создания этой книги - сухие фразы и цифры нормативных документов окрасить эмоциональной палитрой чувств и ощущений. Архитектору необходимо не просто запомнить нормативы, а важно понять их и прочувствовать: кому конкретно это надо и - главное - почему. Тогда появится мотивация, работа приобретет эмоциональную окраску, возникнет чувство сопричастности. Архитектор начнет проектировать не просто правильно , а главное - удобно для инвалидов. То есть с помощью этой книги архитектор научится видеть про ект глазами инвалида .
Нам бы хотелось узнать Ваше мнение об этой книге: насколько интересна, полезна и своевременна она для Вас. Мы ждем Ваших отзывов.
Местная общественная организация «Екатеринбургская городская общественная организация инвалидов-колясочников «СВОБОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ».
Председатель правления - .
Рекомендации применимы к объектам массового строительства и, в первую очередь, к объектам жилищного, гражданского и производственного назначения, приближенным к жилью, а также могут использоваться в качестве основы для составления заданий на проектирование крупных уникальных объектов. Основная часть положений Рекомендаций относится к инвалидам с поражением опорно-двигательного аппарата. Специфические особенности инвалидов этой категории в наибольшей степени влияют на особенности проектирования зданий с учетом маломобильных групп населения. Среди них следует выделить две подгруппы: инвалиды, использующие при передвижении различные приспособления для ходьбы и кресла-коляски. Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата по своим антропометрическим и эргонометрическим признакам существенно отличаются от здоровых людей. Они испытывают затруднения в передвижении, движении по сложному маршруту и в затесненном пространстве, в преодолении различных препятствий в виде лестниц, порогов и т. п., в пользовании балконами, лоджиями, обычной мебелью и оборудованием.
2.4. ИЗМЕНЕНИЕ 3 СНиП 2.08.02-89*. ОБЩЕСТВЕННЫЕ ЗДАНИЯ И СООРУЖЕНИЯ . - 1999.
Введено в действие с 1 марта 1999 года Поста-новлением Госстроя России от 01.01.01 г. №4. Изменения в разделы документа внесены с целью обеспечения в общественных зданиях и сооружениях условий доступности для маломобильных посетителей.
2.5. РУКОВОДЯЩИЙ ДОКУМЕНТ СИСТЕМЫ 35- 201-98. Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры . - М .: ГУП ЦПП , 1998.
Введен в действие совместным постановлением Госстроя России и Минтруда России от 01.01.01 года № 18-22/13.
Документ РДС определяет порядок реализации требований доступности при разработке, согласовании и утверждении проектной документации и регламентирует основы взаимодействия участников инвестиционного процесса в области проектирования, строительства и реконструкции объектов социальной инфраструктуры с учетом доступности их для инвалидов.
Компьютерная графика - Романов Виталий Витальевич
Юмористические рисунки - Дмитриев Валерий Николаевич
Издание осуществлено при финансовой поддержке Института «Открытое общество» (Фонд Сороса). Россия»
©Леонтьева Е. Г., 2001
© Местная общественная организация «Екатеринбургская городская общественная организация
инвалидов-колясочников «Свободное движение», 2001
© «Издательство «БАСКО», 2001
Посвящается моему мужу Николаю и сыну Лёвушке
Прошу не судить эту книгу строго, потому что по образованию я не архитектор, а инженер-экономист. В 1983 году окончила Уральский политехнический институт. Затем работала, поступила в аспирантуру.
Так случилось, что в возрасте 27 лет в результате несчастного случая оказалась в инвалидной коляске. И вот тогда-то я поняла, как мало наше общество думает об инвалидах, пожилых гражданах, родителях с детскими колясками да и просто об обычных людях. Создание равных условий в обществе для всех, в том числе и для инвалидов, стало делом не только моей жизни, но и тех людей, кого объединила эта идея.
Буду очень рада, если это издание послужит толчком для введения в программы подготовки и переподготовки специалистов в области архитектуры, строительства, конструирования и дизайна специального курса по изучению вопросов формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности.
Елена Леонтьева
Выражаю глубокую и искреннюю благодарность за помощь в создании этой книги:
Институту «Открытое общество» (Фонд Сороса). Россия» за финансирование этого издания;
инвалиду I группы Вячеславу Карелину за информационную поддержку
при подборе материалов для книги;
архитектору Виталию Романову за профессиональную помощь и поддержку;
радиоинженеру Валерию Дмитриеву за юмористические картинки;
студентке III курса УрАГС Анне Пановой за помощь при переводе книги
«Designing for Accessibility»; а также большому числу хороших людей, кто помогал словом и делом.
Это издание - попытка объединить разрозненную информацию из самой разной литературы и заполнить информационный вакуум в области теории и практики проектирования с учетом обеспечения условий доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.
Основная часть книги содержит системные представления о нормативных требованиях к жилым и общественным зданиям, благоустройству улиц и пр., касающихся инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. Наибольшее внимание уделено особенностям проектирования безбарьерной среды для инвалидов, использующих при передвижении кресла-коляски.
Это своеобразное учебное пособие для начинающих «чайников», которое может стать настольной книгой и для профессиональных архитекторов.
На основе двухлетнего опыта непосредственного участия автора издания (инвалида на коляске) как в экспертизе проектов на стадии чертежей, так и в работе комиссии по приемке в эксплуатацию готовых объектов города Екатеринбурга в книге описаны наиболее типичные ошибки проектов, прокомментированы нормативные требования с точки зрения «конечного потребителя» - инвалида, проведено сравнение отечественных нормативов с зарубежными.
Книга обобщает накопленный опыт решения возникающих при проектировании сложностей, дает ответы на наиболее часто возникающие вопросы и содержит практические рекомендации по обеспечению условий доступа инвалидов в тех случаях, когда выполнить требование доступности в полном объеме не удается (при реконструкции и т.д.)
На страницах издания можно познакомиться с новыми подходами к проектированию жилых домов.
Это пособие научит инвалидов одновременно как понимать «язык» архитекторов, так и говорить на «языке» архитекторов (вместо фразы «это крутой пандус» говорить «уклон этого пандуса больше 8%»). Книга написана простым и понятным языком, чтобы дать инвалидам возможность получить необходимый минимум знаний по проектированию. Инвалиду трудно стать профессиональным архитектором, но зато он по жизни - «профессиональный» инвалид. Только совместная работа архитекторов и инвалидов может принести реальные плоды.
Важно, чтобы архитекторы научились проектировать общественные здания и сооружения по-новому, создавая равные возможности их использования всеми без исключения категориями населения.
Одна из главных целей создания этой книги - сухие фразы и цифры нормативных документов окрасить эмоциональной палитрой чувств и ощущений. Архитектору необходимо не просто запомнить нормативы, а важно понять их и прочувствовать: кому конкретно это надо и -главное - почему. Тогда появится мотивация, работа приобретет эмоциональную окраску, возникнет чувство сопричастности. Архитектор начнет проектировать не просто правильно, а главное - удобно для инвалидов. То есть с помощью этой книги архитектор научится видеть проект глазами инвалида.
Нам бы хотелось узнать Ваше мнение об этой книге: насколько интересна, полезна и своевременна она для Вас. Мы ждем Ваших отзывов.
Местная общественная организация «Екатеринбургская городская общественная организация инвалидов-колясочников «СВОБОДНОЕ ДВИЖЕНИЕ».
Председатель правления - Леонтьева Елена Геннадьевна.
Адрес: 620014, Свердловская область, г. Екатеринбург, ул. Малышева, 31а, ком. 208.
E-mail: [email protected]
Пейджер: тел. 588-700 или 002 абонент 15416
ОО «Свободное движение» является официальным представителем общественных организаций инвалидов г. Екатеринбурга по вопросам создания доступной среды для инвалидов, проводит консультации, выдает технические условия на проектирование, согласует строительные проекты в стадии рабочих чертежей, принимает в эксплуатацию готовые объекты.
1. ПРЕДИСЛОВИЕ.................................................................................................................................... 6
2. ОБЗОР НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ И ЛИТЕРАТУРЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ПРИ ПОДГОТОВКЕ ИЗДАНИЯ............................................................................................................. 8
3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ И ПОДХОДЫ.................................................................................................. 11
3.1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.......................................................................................................... 11
3.2. ПОКРЫТИЯ ПЕШЕХОДНЫХ ПУТЕЙ И ПОЛОВ............................................................................. 12
3.3. ОБОРУДОВАНИЕ......................................................................................................................... 13
4. ПАРАМЕТРЫ ЗОН И ПРОСТРАНСТВ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ..................................................................... 14
4.1. ГАБАРИТЫ КРЕСЛА-КОЛЯСКИ. ЗОНЫ ДЛЯ РАЗМЕЩЕНИЯ КРЕСЛА-КОЛЯСКИ......................... 14
4.2. ПРОХОДЫ И КОРИДОРЫ ПРИ ДВИЖЕНИИ КРЕСЛА-КОЛЯСКИ................................................. 15
4.3. ЗОНЫ РАЗВОРОТА КРЕСЛА-КОЛЯСКИ....................................................................................... 17
4.4. ПЛОЩАДКИ ПЕРЕД ВХОДОМ В ЗДАНИЕ ИЛИ ПОМЕЩЕНИЕ. РАЗМЕРЫ
ВХОДНЫХ ТАМБУРОВ....................................................................................................................... 17
5. ВХОДЫ В ЗДАНИЯ И ПОМЕЩЕНИЯ................................................................................................... 19
6. ДВЕРИ И ПРОЕМЫ ДВЕРЕЙ. НАПРАВЛЕНИЕ ОТКРЫВАНИЯ ДВЕРЕЙ............................................. 20
7. ПОРУЧНИ............................................................................................................................................. 25
8. ЛЕСТНИЦЫ........................................................................................................................................ 29
9. ПАНДУСЫ.......................................................................................................................................... 37
9.1. ЧТО ТАКОЕ ПАНДУС?.................................................................................................................. 37
9.2. УКЛОН ПАНДУСА........................................................................................................................ 37
9.3. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПАНДУСАМ........................................................................................... 37
10. НЕНОРМАТИВНЫЕ ПАНДУСЫ......................................................................................................... 46
11. КНОПКА ВЫЗОВА............................................................................................................................ 48
12. ЛИФТЫ И ПОДЪЕМНИКИ................................................................................................................. 49
13. САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПОМЕЩЕНИЯ................................................................................ 50
13.1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ............................................................................................................... 50
13.2. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УМЫВАЛЬНЫХ ПРИ ТУАЛЕТАХ...................................... 51
13.3. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ САНУЗЛОВ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ
НА КРЕСЛАХ-КОЛЯСКАХ................................................................................................................... 51
13.4 ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ САНУЗЛОВ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ,
ИСПОЛЬЗУЮЩИХ ОПОРНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ.......................................................................... 54
13.5. ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ МУЖСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ТУАЛЕТОВ........................ 54
13.6. НАПРАВЛЕНИЕ ОТКРЫВАНИЯ ДВЕРЕЙ В РЯДУ ТУАЛЕТНЫХ КАБИН. ОСОБЕННОСТИ
ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДВЕРЕЙ ТУАЛЕТОВ, РАСПОЛОЖЕННЫХ В УГЛУ
КОРИДОРА ИЛИ ПОМЕЩЕНИЯ.......................................................................................................... 54
14. БЛАГОУСТРОЙСТВО ПРИЛЕГАЮЩЕЙ ТЕРРИТОРИИ. ПЕШЕХОДНЫЕ ПУТИ................................... 55
15. ПАРКОВКИ....................................................................................................................................... 59
17. АДРЕСА ОРГАНИЗАЦИЙ И СТРАНИЦЫ ИНТЕРНЕТА....................................................................... 63
ПРЕДИСЛОВИЕ
Если Вы хоть раз ходили по российскому городу с детской коляской, то можете представить себе всю гамму чувств, охватывающих родителя, который должен проделывать «цирковые кульбиты», подымаясь с коляской по лестнице к лифту и протискиваясь с ней в двери, забираясь в магазин, да просто идя по тротуару и преодолевая высокие бордюры, как на полосе препятствий. Но ребенка все-таки можно взять на руки! А что делать инвалиду, который может передвигаться только на коляске - на инвалидной коляске?!
По последним данным, в г. Екатеринбурге с населением в 1 млн. 300 тыс. человек проживают около 93 тысяч инвалидов разных групп. Из них -8 000 инвалидов ПОДА (с поражением опорно-двигательного аппарата), в том числе 2 000 - инвалиды на колясках. Инвалиды ПОДА г. Екатеринбурга не захотели мириться с тем, что они лишены элементарных, само собой разумеющихся прав, и в октябре 1998 года создали Екатеринбургскую городскую общественную организацию инвалидов-колясочников «Свободное движение», объединившую наиболее незащищенную часть инвалидов (официально организация была зарегистрирована позже- в марте 1999 года). Председатель организации - Елена Геннадьевна Леонтьева.
С первых же дней создания «Свободное движение» тесно сотрудничает с городским Управлением по социальной политике, активно включилось в работу по реализации муниципальной программы социальной поддержки инвалидов «Инвалид», принятой в феврале 1998 года. Так в организации зародилась идея социальной программы «Доступный город», цель которой - обеспечение доступа инвалидов-опорников к объектам социальной инфраструктуры, жилым, общественным и производственным зданиям, возможность пользования общественным транспортом, строительство дорог по новым безбордюрным технологиям. В достижении этих целей организация за 2 года добилась очень серьезных и зримых успехов.
Для того чтобы оценить конечный результат серьезных усилий администрации города, предпринятых в 1998 году по решению этой проблемы, организация добилась включения (одними из первых в России) в состав Государственной комиссии по приемке и сдаче в эксплуатацию готовых городских объектов официальных представителей от общественных организаций инвалидов. Ими стали: председатель организации «Свободное движение» Елена Леонтьева, передвигающаяся в инвалидной коляске, и заместитель председателя Вячеслав Карелин, пе-
редвигающийся с помощью тросточек. С января 1999 года без подписи одного из них не открывается ни один социально-значимый объект в городе, за исключением офисов, жилых домов и дорог. Надо отметить, что это произошло практически одновременно с введением в действие с 1 января 1999 года долгожданной статьи 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» Закона РФ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В каждом (!) объекте, построенном в 1999 году в г. Екатеринбурге, инвалиды во время приемки выявляли недостатки. Как оказалось, 90% недоработок и ошибочных решений изначально были заложены в проектах, в которых обращалось лишь укрупненное внимание на вход в магазин (наличие перил, пандуса, без деталировки и предъявления к ним нормативных требований). Выпадали также из поля зрения благоустройство территории возле объекта и возможность свободного передвижения внутри (например, закладывались традиционно узкие двери в туалет). Практически не изменились на тот момент требования к вводимым офисам и жилым зданиям.
Связано это с тем, что нельзя в одночасье научиться видеть проект глазами инвалида, чтобы начать проектировать по-новому. Никого из архитекторов, проектировщиков, специалистов Управлений архитектуры этому раньше не учили и пока по-прежнему не учат в высших и средних учебных заведениях России. Выяснилось, что архитекторы слабо разбираются, как правильно, а главное - удобно проектировать для инвалидов. Они не успевают следить за изменениями и дополнениями в строительных нормах и правилах, экономят средства, не покупая достаточно дорогую нормативную литературу, у них нет возможности получить необходимую информацию и консультацию, так как пока просто нет компетентного органа или опытных специалистов, знающих эту проблему всесторонне, способных видеть недостатки проекта. Приходится всем набираться опыта методом проб и ошибок.
Статистика принятых инвалидами объектов показала, что из 66 объектов, акты приемки которых подписала Е. Г.Леонтьева с июня 1999 года по январь 2000 года, действительно доступными для колясочников были лишь 6 (!) объектов, т. е. лишь каждый 11 объект. В них по проекту либо нет на входе ступенек, либо есть пандус (наклонный бетонный заезд для инвалидов на коляске). Остальные 60 объектов (91%) можно считать лишь условно-доступными, так как в соответствии с проектом они оборудованы на входе специальной кнопкой вызова персонала магазина для обслуживания инвалида на коляске прямо на улице или
помощи в подъеме на ступеньках. Это обусловлено тем, что из этих 66 лишь один объект был построен на новом месте, а остальные появились после реконструкции жилых квартир на первом этаже в существующих домах. В случае реконструкции оборудовать крыльцо каждого магазина необходимым по строительным нормам и правилам (СНиП) пандусом практически невозможно, так как при высоте крылечка 1 метр нормативный пандус будет длиной минимум 10-12 метров. И хотя кнопок вызова нет в СНиП, местные власти нашли именно такой выход из тупиковой ситуации. Однако в статье 15 Закона РФ предлагается несколько другой выход: «В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов». Следовательно, в этих случаях непосредственное участие инвалидов в согласовании проектов в каждом городе просто необходимо. В Законе подчеркивается, что только сами инвалиды, а не здоровые люди могут определить критерии своих минимальных потребностей и предложить свои мероприятия уже не для свободного доступа, а хотя бы для облегчения доступа в здания инвалидам (найти это промежуточное положение между полным отсутствием доступа и свободным доступом). Одновременно возникает вопрос: «А что такое минимальные потребности инвалидов? Каковы их критерии? И кто должен взять на себя ответственность за принятие субъективного решения?» Никакого методического материала или строительных норм и правил по этому вопросу на сегодня просто нет. А архитекторам в таких случаях просто необходимы какие-то рекомендации, разработанные непосредственно инвалидами. Нигде также точно не прописано, каким образом должна быть организована работа инвалидов, источники финансирования этой работы. Именно из-за этого в Екатеринбурге инвалиды добились официального согласования с ними проектов лишь в феврале 2000 года. Такого опыта проведения экспертизы проектов самими инвалидами на тот момент в России не было.
Если бы все 66 вышеуказанных принятых объектов прошли согласование с инвалидами еще на стадии проекта, то абсолютно реально инвалиды могли бы подсказать архитекторам, как еще в 7 (!) конкретных объектах обеспечить свободный или облегченный доступ инвалидам на коляске! А это уже 6+7=13 (20%), т.е. каждый 5 объект. С накоплением опыта и знаний процент таких объектов мог бы повышаться.
Благодаря победе в конкурсе общественных проектов и получению гранта от Института
«Открытое общество» (Фонд Сороса). Россия», общественная организация «Свободное движение» сформировала библиотеку специальной литературы, в которой собраны нормативные и другие профильные материалы, касающиеся доступной среды для инвалидов. Уже несколько десятков проектных организаций и частных лиц г. Екатеринбурга воспользовались бесплатными услугами этой библиотеки. Но даже знание нормативов не решает всех возникающих проблем.
Основная проблема проектирования заключается в том, что в нормативных документах изначально определены одинаковые требования как к вновь строящимся зданиям, так и к реконструируемым объектам, что в принципе не верно. Создать доступ для колясочников всегда гораздо сложнее при реконструкции, чем при новом строительстве. Именно поэтому в данном издании обобщен практический опыт решения возникающих проблем и даны ответы на наиболее часто возникающие вопросы. Большое поле для деятельности инвалидов связано также с изменением существующих стереотипов при проектировании жилых домов.
В связи с тем, что российская нормативная база строительных норм и правил очень сильно отстает от требований времени, в книге представлена более «продвинутая» концепция строительства с учетом потребностей инвалидов, исходя из мировых тенденций и на основе международных стандартов. Эта концепция лет на пять, а может и больше, опережает существующие нормативы. Именно поэтому субъективная точка зрения автора может не совпадать с официальным мнением. Но это дает пищу для анализа и размышлений.
Хочу обратить Ваше особое внимание, что официальные нормативные требования и субъективные рассуждения автора очень легко зрительно отличить друг от друга, так как они набраны разным шрифтом. Нормативные требования также обозначены точкой.
Требования по обеспечению условий доступа, систематизированные в издании, подобраны из разных действующих нормативных документов и представлены в виде дословных цитат с последующими комментариями автора.
- таким знаком обозначены наиболее часто возникающие вопросы, на которые я постаралась дать ответы.
Надеемся, что эта книга, выпущенная при финансовой поддержке Фонда Сороса, окажет реальную помощь всем, кто участвует в процессе создания условий доступа для инвалидов.