Скоро откроется музей в сретенском монастыре. Все выше, выше и выше

Символ памяти, примирения и единства в обществе - в Москве сегодня открыт собор, названный в честь тех, кто в ХХ веке подвергся гонениям за веру. Он построен на территории Сретенского монастыря по инициативе патриарха Кирилла, который и освятил храм. В торжествах участвовал Владимир Путин. Он говорил о революции 1917 года не только как о начале испытаний для православия, но и как о событии, которое нарушило целостность Русской церкви, восстановленную лишь десять лет назад.

К началу чина освящения огромный белокаменный храм и вся площадь перед ним заполнены прихожанами. Так и было задумано - праздничные богослужения в теплые солнечные дни должны собирать внутри и за пределами новой церкви до пяти тысяч человек. Освящение - одна из красивейших церемоний Русской православной церкви. Патриарх Кирилл по прибытию в храм Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников, переоблачился в белое праздничное одеяние. Служба продолжалась на протяжении нескольких часов, и все это время проходила под песнопения знаменитого хора Сретенского монастыря. Благодаря телетрансляции удается рассмотреть детали - например, освящение престола, что в алтаре, теплой водой, благовонным вином и розовой водой.

«Это что-то необыкновенное. Историческое событие, но оно проходит через тебя всего. Мы ждали открытия этого храма. Слава Богу, дождались! Ночь не спал, готовился и рад, очень рад. Это большая веха - то, что сделано», - говорят верующие.

На церемонию освящения сегодня приехал и президент. Владимир Путин прибыл в храм с подарком для церковнослужителей и всех прихожан новой обители - старинным образом Иоанна Предтечи, который сразу занял свое место в алтаре.

«Глубоко символично, что новый храм открывается в год 100-летия Февральской и Октябрьской революций, ставших отправной точкой для очень многих из тех тяжелых, тяжелейших испытаний, через которые пришлось пройти нашей стране в ХХ веке. Мы должны помнить и светлые, и трагические страницы истории, учиться воспринимать ее целиком, объективно, ничего не замалчивая. Только так возможно в полной мере понять и осмыслить уроки, которые нам преподносит прошлое. Мы знаем, как хрупок гражданский мир. Теперь мы это знаем. Мы никогда не должны забывать об этом. Не должны забывать о том, как тяжело затягиваются раны расколов. И именно поэтому наша общая обязанность - делать все от нас зависящее для сохранения единства российской нации», - сказал президент.

Первые десятилетия советской власти стали испытанием веры. Так, Сретенский монастырь был закрыт в середине 20-х годов. Храмовую группу с колокольней на Большой Лубянке сперва обнесли забором, а после сломали. В разгромленном Сретенском монастыре служителей церкви расстреливали и тут же хоронили в безымянных могилах. Так что это не просто храм, возведенный в столетнюю годовщину революции 1917 года, с которой церковь ведет счет новомученикам, но и, по сути, храм на крови.

Сегодня прихожане пришли в монастырь с фотографиями десятков и сотен без вины загубленных священнослужителей. Среди них - и покровитель обители, епископ Илларион, которого советская власть сослала на Соловки. Богослов погиб в 1929 году. Под колокольный звон его мощи в ковчеге перенесли из старого чудом уцелевшего монастырского храма в новый, построенный стараниями патриарха Кирилла. Именно предстоятель выдвинул идею и добился строительства Храма Новомучеников и Исповедников.

«Я с особым чувством сегодня совершил освящение этого храма. Он построен здесь, недалеко от известной Лубянки, где совершались неправедные суды над многими людьми, в том числе, над нашими иерархами. Это был некий символ страданий наших людей. Но именно на этом месте воздвигается храм, посвященный не мученичеству, не смерти, а Воскресению Христову», - сказал патриарх Кирилл.

Снаружи храм выполнен в старой русской традиции - каменная резьба из белого владимирского известняка. Внутри - элементы византийского стиля. Специально для новой обители написаны 47 икон, их доставили только вчера. Стены и своды украшены фресками. Особенно выделяется, и на это патриарх Кирилл обратил внимание президента, та, что над алтарем - «Тайная вечеря», на которой кроме апостолов изображены десятки новомучеников.

Патриарх и его наместник в монастыре, епископ Тихон, провели Владимира Путина и по храмовому подземелью, где спрятана еще одна церковь Иоанна Предтечи. Здесь президент поставил свечу у иконы пророка и осмотрел баптистерий, уникальную мозаичную купель для крещения.

В монастыре президента сегодня ждала еще и встреча с представителями Русской православной церкви за рубежом. В эти дни отмечается десятилетний юбилей воссоединения заграничных приходов с Московским патриархатом. Иерархи прибыли из США, Канады, Германии, Швейцарии и даже стран Южной Америки.

«Ваше стремление к полноценному восстановлению единства Русской православной церкви Московского патриархата и Русской православной церкви за рубежом - это чрезвычайно важно и для нашего народа, и для нашей страны, и для тех стран, где вы живете и работаете, потому что это такая живая, духовная связь, она очень важна, особенно в современном сложном мире, полном противоречий», - отметил Владимир Путин.

Владимир Путин поделился с заграничными хранителями православной традиции личной историей. В 2003 году в Нью-Йорке президент получил в подарок от митрополита Лавра икону преподобной мученицы Елизаветы с частицей мощей. С тех пор святыня хранится в государственной резиденции Ново-Огарево.

«Поставил ее дома. Потом ходил, ходил, забыл про нее. А потом посмотрел, и как-то мне в голову пришла простая мысль: она вернулась домой. Потому что я живу как раз в резиденции, где жила ее семья. Представляете, как история развернула? Я привез икону с ее мощами в то место, где она жила», - рассказал президент.

Кто мог представить, что икона однажды займет свое место в правительственной резиденции, выстроенной на месте усадьбы, где жила та самая великая княгиня Елизавета Федоровна, убитая большевиками и впоследствии причисленная к лику святых? И все же реликвия вернулась домой. Как вернулась домой после уничтожения и Сретенская обитель.

Теперь в храмовом комплексе появилась новая доминанта, чьи купола на высоте 60 метров видны издалека. Но в монастыре уже давно восстановлен исторический храм, действует семинария. Президенту показали библиотеку, учебные классы, комнату отдыха преподавателей. Еженедельно в здешних залах собираются до 350 слушателей, а в сети к онлайн-лекциям подключаются десятки тысяч зрителей.

15 марта у строящегося собора Новомучеников и Исповедников российских прошло первое богослужение. Открытия именно этого храма на Лубянке верующие ждут давно и с нетерпением. Снаружи на новую святыню уже устанавливают бронзовые рельефы, а внутри заканчивают роспись стен.

Под пятиглавыми тончайшего сусального золота куполами, под каменными узорами искусной резьбы, под торжественный колокольный звон над Рождественским бульваром братия Сретенского монастыря служили Литургию преждеосвященных даров. Храм в честь Исповедников и Новомученников Церкви Русской еще не освящен. И потому первое богослужение — на белоснежной и величественной паперти.

Новый храм Сретенского монастыря воздвигнут в канун важнейших для осмысления событий национальной истории. А первая служба проходит в дни Февральской революции: по новому стилю, это текущие мартовские дни.

"Мы задумывали этот храм к столетию тех судьбоносных трагических, страшных событий, которые произошли в России 15 марта 1917 года. Задумывали этот храм как храм Воскресения Христова. Как храм в память о новомученниках. Как некое духовное осмысление этого столетнего периода", — сказал епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря.

Храм в честь Исповедников и Новомученников, возведенный к 100-летию революции 1917 года, называют "храмом-на-крови". Он построен на месте мучений многих священнослужителей. Там, где шли допросы и расстрелы.

Свыше 60 метров от фундамента до крестов. У врат нижнего храма образ патриарха Тихона, который возглавлял церковь в переломном 1917 году. Рядом барельеф с изображением архиепископа Иллариона, в те годы — наместника Сретенского монастыря.

Расписывали храм два года. Контуры наносят сухим пигментом, только затем в ход идут акриловые краски. Под разным углом меняются оттенки. Секрет — в неровной поверхности стен.

Художник Павел Аторин рассказал, в чем особенность росписи: "Нижний слой краски более тёмный. Сверху накладывается следующий слой краски. Поэтому возникает такой интересный эффект мерцания. Все законы живописи те же".

Храм — памятник и символ. Его главная идея — торжество правды и духа, которые показали святые мученики. И назидание потомкам. Поэтому он такой светлый и воздушный.

Его построили из белого известняка из каменоломен Владимирской области. Тех самых месторождений, откуда мастера Андрея Боголюбского 800 с лишним лет назад брали камень для строительства первых храмов на северо-востоке Руси.

Древнерусский, византийский, современный стиль церковной архитектуры. У такой эклектики тоже своя задача — соединять эпохи и поколения в молитве за страну и поколения. Новый собор сможет вместить больше двух тысяч человек.

Мы находимся сейчас на высоте около двадцати двух метров под центральным сводом храма. Сейчас идёт заключительный этап работ. Это разборка, демонтаж строительных лесов и у нас есть уникальная возможность в крайний раз побывать на такой высоте под центральным сводом храма.

У первого, возведенного к 100-летию драматических событий храма Новомученников и Исповедников российских есть и еще одна миссия. Он стал символом исторического примирения.

"Что касается примирения, то это конечно прекрасная, высокая и благородная месса. И десятилетия испытанного уже примирения между двумя частями Русской церкви мы будем как раз праздновать и во время освещения этого храма", — пояснил епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов), наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря.

Храм-символ, храм-памятник, храм-искупление станет еще и классами воскресной школы, где, в том числе расскажут о трагических событиях 1917 года. Его уроках и главных выводах трагической эпохи.

Освящение нового храма - Воскресения Христова и Новомучеников и исповедников Церкви Русской - в знаменитом Сретенском монастыре, стало ключевым событием и года столетия революции, и, может быть, самого столетия.

Как в раннехристианские времена - "на крови", на месте казней за веру - появился храм-памятник, символизирующий победу, а не скорбь. И зовущий к примирению - через страдание. А еще это пример современного российского храмотворчества XXI века. Это храм-"высказывание" огромного количества людей - около тысячи человек принимали участие в его создании. Они строили Божий дом таким, каким он должен быть (по их представлениям) сегодня. О том, как это было, рассказывает наместник Московского Сретенского монастыря, епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) .

Мне кажется, появление нового храма в Сретенском монастыре показало, что современное храмостроительство становится свободным творчеством. Такое ощущение, что это более смелое и свободное художественное высказывание о Боге.

- Епископ Тихон: Для Сретенского монастыря этот храм во всех отношениях был насущным. Сегодня у нас так много прихожан, что новый вместительный храм просто необходим.

- Но ведь рядом же почти нет жилых домов.

- Епископ Тихон: Да, это самый центр города, и жилых домов, тем более многоквартирных, здесь практически нет. Но к нам на службы приезжают люди со всей Москвы и из Подмосковья, много паломников. В воскресные и праздничные дни многим приходилось молиться на улице - в любую погоду. Зимой это было особенно тяжело. Поэтому решение о строительстве храма во многом диктовалось и прагматикой: нам нужен новый, большой и вместительный храм.

Я уж не говорю, что помещения требовали и просветительские и катехизические курсы, молодежное объединение, воскресная школа. А в нашем самом маленьком (хотя и самом населенном - 50 монахов и 250 студентов семинарии) монастыре в Москве их всегда не хватало.

Но прагматика, конечно же, всего не исчерпывает. Мысль создать храм и посвятить его новомученикам появилась у нас давно, практически с начала возрождения обители. Место на котором стоит монастырь - Большая Лубянка - это место заключения, страданий и мученической смерти многих исповедников, верных Богу православных христиан - иерархов, священников, мирян. Построить храм, прославляющий их верность, мужество, духовную красоту и подвиг, призвать их молитвы за нас было нашей важнейшей духовной задачей.

- Как родился образ этого храма?

- Епископ Тихон: Он сложился с самого начала. И был обозначен уже в техническом задании конкурса в 2011 году. Храм должен был быть светлым, радостным, возвещающим о победе Господа Иисуса Христа и его учеников и последователей над силами разрушения, лжи, зла и смерти. Из представленных проектов - их было около 50 - выбрали проект мастерской Дмитрия Смирнова и Юрия Купера.

В дальнейшем проект воплощал молодой архитектор Дмитрий Смирнов. Он творчески воспринимал предлагаемые нами образы и пожелания и профессионально претворял их в художественные эскизы. Мы переделывали их множество раз. Пока не приходили к тому, чего хотели - к нашему внутреннему, духовному видению этого храма. Возведенный храм мало похож на первоначальный проект - доработка шла практически непрерывно.

Я рад, что руководителем работы был не профессиональный архитектор, но очень талантливый художник. Конечно, потом проекты и эскизы попадали в руки инженеров, вносивших в них свои конструктивные коррективы, которые мы не могли не учитывать.


- Сколько времени шла стройка?

- Епископ Тихон: Три года и три месяца. А вместе с подготовкой проекта - около 5 лет. Началу строительства предшествовали археологические работы. А затем архитекторы, иконописцы, художники по фрескам и множество других мастеров составили замечательное, все время духовно и творчески взаимообогащавшее друг друга содружество.

- Чем вы руководствовались, принимая тысячи художественных решений?

- Епископ Тихон: И художники-иконописцы, и художники фресок, и создатели архитектурного облика храма, и замечательный наш литейщик, руководитель мастерской "Коляда" Юрий Киреев оказались людьми общих вкусов. Их и наши эстетические идеалы находились в едином русле церковного искусства - русского и византийского. При этом никто не ставил перед собой задачи что-то скопировать или искусственно объединить эти начала. Мы вообще никаких априорных задач подобного рода не ставили. Просто искали в традиции то, что могло послужить нам основой создания необходимого для нас образа. Мы понимали, что все нами сделанное все-таки будет восприниматься современными людьми. И должны были что-то "переводить", если можно так сказать, с византийского или древнерусского архитектурного языка на сегодняшний.

Сочетание этих начал вылилось, как мне кажется, в особую гармонию. Мы не ставили себе задачу непременно сказать какое-то новое слово. Просто исходили из своих вкусов и художественных предпочтений... Чуть ли не ежедневно проводили бесконечные худсоветы. Обсуждали все детали, начиная от дверных ручек и кончая элементами в росписи.

- Кто выбрал этот всех поражающий зеленый цвет и фон верхнего храма?

- Епископ Тихон: Мы долго спорили по этому поводу вместе с художниками по фрескам Михаилом Леоновым и Дарьей Шабалиной еще на стадии эскизов. И в конце концов, несмотря на то, что среди нас было немало сомневающихся, решили остановиться на этом цвете. Есть все-таки преимущество в положении наместника монастыря - на чем-то настоять, взяв на себя ответственность. Это цвет радости, весны, новой жизни.

Дмитрий Смирнов, до этого бывший главным художником наших экспозиций на интерактивных исторических выставках "Россия. Моя история", дал нам возможность сделанные Михаилом и Дарьей эскизы спроецировать на стены только что оштукатуренного храма. И увидеть на этой гигантской компьютерной проекции и все оттенки цветов, и расположение фигур...

- Вас критикуют за ваши художественные решения?

- Епископ Тихон: Бывает, и мы внимательны к критике. Если она, конечно, не звучит какими-то голословными утверждениями вроде таких: на стены собора спроецировали картинки и механически обвели их контуры. Наши художники делали работу с нуля, как делали это церковные художники и триста, и пятьсот, и тысячу лет назад. Но мы по-настоящему благодарны умной критике.

В храме много неожиданных вещей. Поднимаясь по лестнице, мы видим цитаты из пророков и их необычные визуализации...

- Епископ Тихон: Храм с самого начала был задуман как особое место, где будет рассказано о нашем вероучении. По лестницам в центральном храме идут изображения пророчеств. Уже совершившихся и тех, которым еще надлежит сбыться. Это ветхозаветные пророчества о Рождестве, страданиях и Воскресении Господа Иисуса Христа, о будущем нашего мира, человечества. К сожалению, о них не очень хорошо знают даже православные люди. А между тем некоторые из них (например, знаменитое пророчество Cвятого пророка Даниила) сбылись буквально с точностью до конкретных дней. Наши экскурсоводы водят для православных и всех, интересующихся церковью, экскурсии по этим лестницам, необычайно познавательные и интересные. Другая тема для экскурсий - представленные в верхнем храме фрески новомучеников, и сам этот удивительный, трагический и прекрасный период, когда люди в самых страшных условиях свидетельствовали свою верность Господу Иисусу Христу и Святой церкви.


Будут проводиться экскурсии и по теме фресок нижнего храма. Это тема - Бог и человек. Нагорная проповедь и Тайная вечеря, беседы Господа Иисуса Христа со своими учениками и брак в Кане Галилейской, разговор с Никодимом... Экскурсоводы расскажут о смыслах этих бесед, о том, что Бог ждет от человека. Здесь будет звучать рассказ и о сотворении мира, как это исповедует Святая церковь. Зачем Бог сотворил мир, какими были этапы этого творения, зачем был создан человек. Как в мир пришло зло, и как человек может этому злу противостоять.

В нижнем храме у нас также устроен выложенный уникальной мозаикой баптистерий - место, где крестят будущих христиан. Мы уже провели здесь несколько крещений. И видим, что особая художественная символика добавляет особые смыслы к этому великому таинству.

- Многих восхищают люстры в верхнем храме. Это серийные изделия?

- Епископ Тихон: Нет, у нас в храме все произведения прикладного искусства абсолютно новые. Мы не ставили перед собой задачи выполнить художественное литье в стиле модерн. Но элементы модерна в люстрах есть несомненно. И это оправданно: русский модерн знаменует один из взлетов архитектурного и художественного творчества России.

Хотя кто-то другой, наоборот, находит в люстрах древнерусские или византийские элементы.

- В храме есть лифты, вентиляция, кондиционер...

- Епископ Тихон: Да, и мы особенно благодарны людям, которые занимались собственно строительством и инженерией - компании "Мостотрест", множеству других фирм - от резчиков по дереву до специалистов по кондиционированию и лифтам. Храм у нас даже не двух - четырехэтажный. Пожилым людям и людям с ограниченными возможностями подниматься тяжело, поэтому у нас есть специальные лифты для инвалидов.

Прямая речь

Над монастырем всегда другое небо. Чуть накрененное, наклоненное, как будто развернувшееся к земле. И над самым маленьким по площади в Москве - Сретенским - тоже. Монастырь невероятно ухожен и уютен.

Уходящей влево и вниз тропинкой монастырь чем-то напоминает воспитавший его наместника прототип Псково-Печерский монастырь, так подробно описанный им в книге "Несвятые святые".

Теперешний наместник попал в монастырь - по послушанию.

Отец Иоанн Крестьянкин благословил его соглашаться на этот монастырь. Прибывшему в монастырь отцу Тихону с большим скрипом выделили одну единственную комнатенку, и монастырь "начинался" в крайне неблагоприятной атмосфере. Новый храм Сретенского монастыря в том числе посвящен и о. Иоанну, бывшему на Лубянке в предварительном заключении.

Среди святынь монастыря - мощи священномученика Илариона (Троицкого), епископа, "правой руки" Патриарха Тихона, написавшего очень важные книги о значимости Церкви, не раз арестовываемого и заключаемого в тюрьмы и лагеря (в том числе и на знаменитых Соловках) и умершего от тифа между арестами.

Видевшие его на Соловках вспоминали: "Человек молодой, жизнерадостный, всесторонне образованный, прекрасный церковный проповедник, оратор и певец, блестящий полемист с безбожниками, всегда естественный, искренний, открытый, везде, где он ни появлялся, всех привлекал к себе и пользовался всеобщей любовью..."

Однажды, накануне Пасхи, владыка спас тонувшего в море военкома Сухова. Спасенный чекист трижды перекрестился и пригрозил спасателю, чтобы тот никому не говорил о его крестном знамении: "Молчи, а то в карцере сгною...".

В возродившийся Сретенский монастырь уже в 90-е годы пришла духовная дочь владыки Илариона Любовь Тимофеевна Чередова, в 20-е мужественно ездившая с ним в ссылку, а потом всю жизнь молившаяся Богу, чтобы ей дожить до прославления своего духовного отца. "Я знаю, что не умру, пока не узнаю об этом!" - говорила она на 102 году жизни. Ушла в день, когда было принято решение о его прославлении.

Обитель, конечно, полна необыкновенной паствы. Ученые, художники, режиссеры, дочь маршала Жукова... Многие из них описаны в знаменитой книге наместника монастыря "Несвятые святые". Но большинство, конечно, обычные люди, как и мы с вами, также любимые и принимаемые в монастыре.

Однажды в Страстную субботу мне позвонил английский поэт и переводчик Джулиан Лоунфельд. "Лена, я сегодня крещусь. У отца Тихона, в Сретенском монастыре. Приходите на крестины".

Крестили Джулиана - теперь, по-православному, Юлиана - в нижнем храме. На стене висела огромная подсвеченная копия Туринской плащаницы - как рентгеновский снимок нашего спасения. Нас было трое или четверо рядом с Джулианом - его крестные и друзья. Крещение стало закономерным итогом перевода Джулианом книги "Несвятые святые" на английский язык, выдержавшей уже пять изданий в США.

И вот этот монастырь и его наместник, автор известной книги, иерарх с репутацией человека-моста между людьми Церкви и людьми культуры, открытый к спорам и сам начинающий большие дискуссии, умеющий говорить на одном языке хоть с Михаилом Пиотровским, хоть с сильными мира сего, хоть с простыми людьми, воздвигли у себя новый храм.

Первый, увиденный во время интервью макет нового храма показался мне разукрашенной шкатулкой, и я безоглядно брякнула "Древние говорили: длина вещей - суета, лишь высота их доставляет радость". "Но это же центр Москвы, место исторической застройки с жесткими ограничениями по высоте", - резонно заметил владыка Тихон.

Однако храм, выросший в монастыре, высоты все-таки прибавил. Не уверена, что физически, но архитектурно точно. Он создал визуальную доминанту для идущих и едущих, стал маяком. И как не удивительно, воссоздал историческую доминанту: примерно такой же высоты была взорванная колокольня Сретенского монастыря. Он окликает, зовет, он о чем-то нам говорит, еще пока до конца не расслышанном.

Это слово о православной вере. Божий дом нашего времени. Канонический и необычный, успокаивающий и удивляющий, сделанный по последнему слову техники и по древнему слову святых.

Храм Новомучеников и исповедников Церкви Русской построили на территории Сретенского монастыря в центре Москвы. Его спроектировали при помощи технологии информационного моделирования зданий – BIM. Корреспондент портала Стройкомплекса узнал, зачем в храме «умная» система управления, подогрев пола, точки WI-FI, «колонки-невидимки» и что такое 3D-мэппинг икон.

Сретенскому монастырю более 600 лет. Это место, куда стремятся попасть люди из разных уголков России. На богослужения съезжаются тысячи прихожан. Старая церковь, особенно во время православных праздников, была переполнена, люди вынуждены были стоять службу под открытым небом и в снег, и в дождь.

Поэтому рядом, на ул. Большая Лубянка, вл. 17, было решено построить новый просторный храм. Он посвящен увековечению на территории монастыря памяти погибших за христианскую веру в годы гонений на Церковь. Этот храм – памятник победы Иисуса Христа и Его святых учеников – Исповедников и Новомучеников.

Решение о строительстве было принято в 2011 году, а в декабре 2012-го провели открытый конкурс на проект храма. Работы велись три года и три месяца. Собор уже открыт и может принять более 2 тысяч прихожан.

Год назад, 25 мая 2017 года, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил великое освящение храма. На торжественной церемонии присутствовал президент России Владимир Путин. Он преподнес в дар храму икону Иоанна Предтечи XIX века, которую поместили в алтаре.

Храм поражает своей красотой и величием. Центральный купол весит 25 тонн. Его при сильнейшем ветре поднимали на высоту 50 метров специальным краном весом 500 тонн.

Собор украшают золотые купола, нанесение позолоты проводилось по гальванической технологии. Ее особенность в том, что позолоту не просто наносят на обрабатываемую поверхность, а молекулы вещества проникают в поверхностный слой обрабатываемой детали.

Храм облицован каменной резьбой из белого владимирского известняка. Из подобного камня сооружены древние белокаменные соборы Владимира, Суздаля и Москвы.

В здании пять этажей, в том числе подземный. Здесь расположены основной и малый залы для проведения служб, притвор, кафоликон (средняя часть храма), солея, алтарь, хоры, представительские помещения.

Подземное пространство занимают духовно-просветительский центр, помещения обслуживания риз, хранения церковной утвари и другие. Здание оборудовано четырьмя лифтами.

В храме есть уникальная купель, состоящая из трех частей. Две из них – сухие, а центральная часть заполняется водой, где и проводится крещение. За год здесь окрестили более 160 человек. Купель сделана из бетона, на ней изображены композиции петербургского художника-мозаичиста Игоря Лаврененко.

Специально для храма написано 47 икон, большая часть из них выполнена в русско-византийских традициях. Еще до нанесения штукатурки было решено воспользоваться 3D-мэппингом (от англ. mapping – отражение, проецирование). Это направление в аудиовизуальном искусстве, представляющее собой 3D-проекцию на физический объект с учетом его геометрии и местоположения в пространстве.

Специалисты создали компьютерный макет иконографии стен и купола. Ночью при помощи проекторов образы святых «высветили» в храме, чтобы сделать оригиналы максимально точными. Только после ЗD-мэппинга за работу взялись художники.

Инженерные коммуникации – это гордость строителей и проектировщиков. Они разрабатывались при помощи BIM-технологии (Building Information Modeling, информационное моделирование здания).

Если коротко: храм сначала вырос в специальной компьютерной программе – 3D-проекции. Это не просто объемная картинка для проведения конструктивных расчетов, а единая модель, с которой работали специалисты всех профилей, от архитектора до сметчика. В ней хранилась вся информация об объекте.

Сколько нужно стройматериалов, какая начинка здания, а главное – можно было увидеть проблемные участки будущего объекта еще на этапе проекта и исправить их – одним кликом компьютерной мыши. BIM -модель дает возможность управлять строительством на всех этапах – от создания проекта до сдачи объекта в эксплуатацию. Причем BIM теперь используют и при эксплуатации объекта.

Итак, храм построили в 3D-модели, и в ней создали проект всей разводки инженерных коммуникаций. Здесь работает система климат-контроля для комфорта прихожан и сохранения качественной отделки и икон. Есть подогрев пола, а также приточно-вытяжная система вентиляции.

Благодаря BIM-моделированию удалось грамотно «спрятать» инженерные сети. Все коммуникации находятся за стенами и в потолке, для обслуживания и ремонта предусмотрели специальные «лючки». Под храмом находятся технические помещения.

В соборе есть Wi-Fi, а у священников – микрофоны и планшеты для управления светом и звуком. Во время богослужений звук может транслироваться не только на улицу, но и в интернет. Такие технологии уже внедряются в Москве. Весь собор оборудован колонками-невидимками, их около 36 только в нижнем храме.

Сейчас коллеги из-за рубежа обращаются в Сретенский монастырь за помощью во внедрении такой же системы. Наши специалисты уже сделали звуковое оборудование в храмах Сан-Франциско и Мюнхена.

В реализации проекта храма участвовали передовые московские компании, генеральный проектировщик «Проектная мастерская «Точка Сборки», главный архитектор и автор концепции храма Дмитрий Смирнов, технический заказчик ООО «Экспертинжстрой», генеральный подрядчик ПАО «Мостотрест».

Сретенский монастырь - удивительное место в центре Москвы olga_sorokina wrote in October 12th, 2017

Год назад, проходя по Большой Лубянке и увидев купола нового собора, я, влекомая любопытством и какой-то ещё неведомой силой, шагнула за ворота Сретенского монастыря.

И так там оказалось душевно! Ходила я, ходила и мечтала только об одном, чтоб кто-то рассказал мне во всех подробностях
и о монастыре, и о храмах, и о людях, так или иначе связанных с монастырём одной судьбой.
Я интуитивно чувствовала, что это удивительное место!
И помню, что пообещала себе найти о нём побольше информации и обязательно сюда вернуться, когда откроется новый храм.

И вот вдруг нежданно негаданно случилась Экскурсия в Сретенский монастырь
И всё потому, что совсем недавно при монастыре начал работать

Экскурсии проводятся регулярно для всех желающих!
Можно заказать экскурсию заранее, а можно просто прийти в монастырь и присоединиться к ближайшей группе.
Три храма, уникальный баптистерий, крипта - это далеко не полный список того, что можно посмотреть во время экскурсии
по этому уникальному месту в самом центре Москвы.

Но обо всём по порядку.

Итак. Сретенский монастырь в Москве основан в конце XIV века на месте встречи Владимирской иконы Божией Матери,
которая прибыла крестным ходом из Владимира-на-Клязьме для совершения молитвенного стояния об избавлении Москвы от нашествия хана Тамерлана.

Список этой иконы

и сейчас украшает пятиярусный иконостас Собора Сретения Владимирской иконы Божией Матери .

Этот пятиглавый соборный храм монастыря, построенный в 1679 году на средства царя Феодора Алексеевича, единственный из уцелевших в XX веке. Да, у Сретенского монастыря, как и у многих, судьба в годы советской власти была непростой. В 30-е годы XX века большая часть сооружений была разрушена, на территории велись массовые расстрелы. В уцелевших помещениях разместились офицеры НКВД. Офицерское общежитие было устроено и в Сретенском соборе, но это скорее благо, потому что уникальные фрески были просто наспех прикрыты фанерой, и благодаря этому уцелели.
И сегодня приходя в собор мы имеем возможность любоваться его росписью и его удивительными иконами.

Помимо списка Владимирской иконы Божией матери, что находится в иконостасе, в храме есть ещё одна Богоматерь Владимирская. Это та самая икона, что находилась в келье отца Иоанна (Крестьянкина).
Но я хочу рассказать вам ещё об одной удивительной иконе в иконостасе Сретенского собора. Иконостас в современном виде создан в 1995 году, к 600-летию перенесения Владимирской иконы из Владимира в Москву. И вот ещё в 1995 году появилась икона, на которой изображены члены расстрелянной царской семьи как символ новомученников российских, хотя официально царская семья была канонизирована в 2000 году.

Именно поэтому на иконе в Сретенском соборе нет имён, официально их тогда писать ещё было нельзя. Ну, разве не удивительный факт!

Но и на этом список Святынь собора не заканчивается!
В нём есть пристройка в виде Храма преподобной Марии Египетской с частицей мощей.

Но самое-самое находится в крипте. Там точная копия Туринской плащаницы в натуральную величину (негатив и позитив), освящённая патриархом Алексием II как Нерукотворный образ Спасителя.
Благодаря негативу можно подойти близко-близко и рассмотреть все подробности.


Очень впечатляет!!!

Второе впечатляющее здание на территории монастыря - это здание семинарии .

Ещё в 1999 году при Святейшем Патриархе Алексии II было получено разрешение на создание в стенах Сретенского монастыря высшего духовного учебного заведения. Так и появилось Сретенское высшее духовное училище, а через 5 лет оно было преобразовано в Сретенскую духовную семинарию. Сегодня здесь учатся более 200 воспитанников.
Здание семинарии, украшенное майоликовыми панно, очень красиво снаружи.
Но не меньше хочется побывать внутри, где тоже много интересного.
И первое, что могут увидеть все, кто переступил порог семинарии, это своеобразный герб "Ангел, ведущий отрока ко Христу".

Как символ особого пути каждого воспитанника семинарии, избирающего для себя путь священнического служения.

Но ещё больше поражает вестибюль на первом этаже, где находится удивительная фреска «Христос и Его ученики».

В центре - Господь наш Иисус Христос, а по обе стороны - Его ученики: апостолы, мученики, святые отцы, подвижники.
Уникальность её и в том, на ней можно увидеть Ф.М. Достоевского и Н.В. Гоголя. Да, они тоже ученики Христа.
А ещё на фреске изображены патриарх Алексий II, отец Иоанн (Крестьянкин) и почившие монахи Сретенского монастыря.

Перед фреской установлен интерактивный экран, с помощью которого можно всё подробно изучить и получить информацию обо всех, кто изображён.

И, наконец, расскажу про Новый храм. Тот, который ещё год назад был окружён строительными лесами и кранами.
Храм в честь Воскресения Христова и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской

Помните, сколько лет обычно строились храмы на Руси? Этот же красавец возник за три года!
В 2014 году был вырыт котлован, залит фундамент и построен первый этаж храма, а уже в 2016 освящены и подняты на свои места купола и кресты и практически закончена роспись нижнего храма.
Освящение состоялось 25 мая 2017 года, в праздник Вознесения Господня.
Храм получился красивым и величественным. Состоит из верхнего и нижнего храмов.
По пути к нижнему храму можно рассматривать фрески со сценами из Библии.

Но верхний храм поразил моё воображение! Просторный, светлый, наполненный воздухом, он дарит ощущение невесомости, полёта и звенящей радости единения с Богом!
Очень хороший получился храм!

Здесь же сейчас покоятся мощи Священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского, который является Небесным покровителем Сретенского Монастыря и Сретенской Духовной Семинарии. После прихода к власти большевиков и гонений на Церковь, архимандрит Иларион был арестован, а в декабре 1923 года приговорен к трем годам заключения, сослан в Кемский лагерь, а затем на Соловки.

Я, конечно, не смогла рассказать обо всём, что узнала и увидела на экскурсии, так что советую вам самим отправиться в Сретенский монастырь на эту увлекательную экскурсию!
Кстати, у Паломнического центра Сретенского монастыря есть ещё и группа