Что означает египетская богиня с головой кошки. Почему в египте кошка священное животное

Каждый наверняка хоть раз в своей жизни слышал о том, что в Древнем Египте кошек почитали подобно божествам. Их уважали, они считались священными животными, и археологи продолжают находить статуи и изображения кошек на различных ценных предметах. Согласно предположениям историков, в день, когда умирала одна из кошек, живших во дворце фараона, объявлялся семидесятидневный траур, а сам фараон обрезал себе брови в знак уважения. Более того, ни раз были найдены мумии этих животных при раскопках древних пирамид . Считается, что кошки были проводниками фараонов в царство мертвых. Многие из вас наверняка видели мумифицированных животных в Египетском зале Музея истории искусств им. А.С. Пушкина в Москве.

Привыкнув воспринимать все это как исторический факт, задаемся ли мы вопросом - почему так? Вследствие чего и по каким причинам египтяне питали такую любовь и уважение к кошкам?

В Египте кошки появились примерно в 2000-е годы до нашей эры, тогда как одомашнены эти животные были примерно девять с половиной лет назад. Для начала, жители Египта ценили кошек за охрану от мелких грызунов, а благодаря охоте на крыс кошки приобрели еще больше уважения. Уничтожая змей, кошки делали территорию более безопасной для проживания. Помимо этого своей мягкостью, независимостью и грациозностью кошки восхищали. Жители очень сильно полюбили кошек. За убийство животного можно было стать осужденным на смертную казнь.

Впервые в мировой истории именно в Египте кошек наделяли сакральными и божественными качествами. На некоторых изображениях бог Ра (бог солнца) являлся рыжим котом, который каждый день поглощает Апопа, олицетворяющего зло и мрак. Вместе с тем Баст, богиня любви, красоты, плодородия, домашнего очага и кошек, изображалась в виде женщины с головой кошки. Именно с богиней Баст связано то, что кошек начали мумифицировать: Баст олицетворяли кошками, и почести, которые те получали посмертно, указывали на то, почему кошки достойны этих почестей.

Ради кошек египтяне готовы были совершить героические поступки. Например, бывало, люди бросались в горящие дома, чтобы убедиться: в помещении нет ни одной кошки. Это лишний раз доказывает, насколько уважительно, трепетно, любовно и серьезно относились люди к кошкам в Древнем Египте. Это не были просто одомашненные животные, приятные эстетически и вызывающие умиление. Это были помощники и даже защитники. Но действительно ли только эта помощь людям, о которой написано выше, является главной причиной такого отношения к этим животным? Неужели их невольная и неосознанная помощь человеку привела к целому культу? Увы, точного и полного ответа мы никогда не узнаем.

В Древнем мире представители многих народов приручали кошек и держали их в качестве домашних животных. Однако египтяне, бесспорно, более других восхищались ими, объявив их священными животными.

БАСТ, БОГИНЯ С головой КОШКИ

Богиня Бает, чье имя в буквальном переводе означает «раздирающая», изображалась чаще всего в виде женщины с кошачьей головой. Подобно Хатор, Маат или Сехмет, Бает была дочерью солнца.

Она занимала почетную должность, служа оком Ра, солнечному богу, и участвовала, таким образом, в акте творения, проливая свет на землю и сражаясь с сумерками. Египтяне нередко связывали ее с львицей Сехмет, богиней войны, и обе они, являясь дочерьми солнца, парадоксальным образом воплощали и кротость, и гаев.

В результате археологических раскопок, проведенных на месте Иерихона в Палестине, были обнаружены кости кошек, восходящие к неолиту. Скелет кошки, датирующийся VI тысячелетием до н. э., был найден на Кипре.

Однако ученые не могут прийти к общему мнению по вопросу о происхождении домашней кошки. Некоторые исследователи утверждают, что она произошла от дикой африканской кошки (Felis sylvestris libyca) и была одомашнена древними египтянами около двух с половиной тысяч лет до нашей эры, другие же полагают, что ее предком был дикий азиатский кот (Felis sylvestris manul). Как бы то ни было, судя по всему, кошка была одомашнена около двух тысяч лет до нашей эры, и произошло это в Древнем Египте. До того кошки встречались исключительно в дикой природе.

Разумеется, древние египтяне приручали кошек не только и не столько из-за их красивой наружности, но в первую очередь из-за того, что они охотились на крыс и мышей, эффективно истребляя этих переносчиков чумы, настоящую катастрофу для урожаев зерна.

Роль кошки в повседневной

Начиная приблизительно со второго тысячелетия до нашей эры, дикие кошки, предки кошки домашней, преследовали свою добычу, грызунов, до самого человеческого жилья в долине Нила, привлеченные запахом пищи и теплом от очагов. В ту пору этот край достиг особенного процветания, в основном благодаря развитию сельского хозяйства и хлебным житницам.

Начиная с 1600 г. до н. э. египетские моряки стали брать кошек с собой в плавание, чтобы защитить свои товары и припасы от вездесущих грызунов, нарушая тем самым суровый египетский закон, согласно которому было запрещено вывозить их за пределы страны под страхом смерти. Кроме того, моряки тайно перевозили кошек, чтобы обменивать их из-под полы, как драгоценности, везде, где развивались морские торговые обмены.

Именно так кошки мало-помалу расселились по всему побережью Средиземного моря. Но египтяне использовали кошек не только для ловли грызунов, но и для охоты. Действительно, эти маленькие хищники были незаменимыми помощниками в охоте на птиц. Их держали на поводке, пока охотник убивал птиц при помощи бумеранга, а затем, когда добыча падала на землю, спускали, чтобы они принесли птицу своему хозяину.

И наконец, кошкам приписывали способность защищать людей от огня. Древнегреческий писатель Геродот рассказывал, что египтяне не боролись с огнем, утверждая, что если вдруг начнется сильный пожар, кошки сбегутся к месту происшествия и бросятся в пламя, отдавая жизни, чтобы спасти людей, оказавшихся в огне. Все, присутствующие при этом, оплакивают кошку, и огонь гаснет без чьего-либо вмешательства. Словом, кошки не только играли важнейшую роль в экономической жизни Древнего Египта, но и были настоящими позитивными символами, которым поклонялся целый народ.

Почитаемое животное

Древние египтяне считали, что ко всем животным следует относиться с уважением. Однако кошек, по-видимому, почитали намного больше остальных, потому что египетский закон под страхом смерти запрещал бранить кошек, плохо обращаться с ними и тем более убивать. Ведь египетские кошки были не просто всеми любимыми домашними животными, но прежде всего священными созданиями.

Начиная с 1567 года до н. э. кот был символом солнца, а кошка — символом луны, так что египтяне почитали этих животных, как богов. Египетские кошки, воплощения Бает, богини женственности и плодородия, или сияющего кота, обеспечивающего возвращение солнца после ночи, занимали завидное положение как в мире живых, так и в загробном царстве Осириса.

Богиня Бает считалась воплощенной кротостью, однако она, как настоящая кошка, вполне могла выпустить когти. Египтяне с нескрываемым восхищением относились к этой богине с головой кошки, которую неизменно сопровождал выводок ее котят. Каждый год в честь Бает совершались жертвоприношения узников. В каждом доме была по меньшей мере одна кошка, а когда она умирала, члены семьи выбривали брови в знак скорби и носили траур на протяжении семидесяти дней. Безутешный глава семейства заворачивал умершую любимицу в полотно и относил ее бальзамировщикам, а затем погребал.

Поскольку бальзамирование обходилось очень недешево, у главы семейства было в запасе целых семьдесят дней на то, чтобы собрать необходимую сумму. Одно из наиболее наглядных свидетельств такого поклонения со стороны египтян находится в городе Бени-Хасане, где археологи обнаружили целое кладбище кошек. Здесь покоились тысячи мумий этих священных животных! Кошки жили при каждом храме, и должность смотрителя кошек была очень завидной; она передавалась по наследству, от отца к сыну.

Держать кошку у себя дома могли только очень успешные египтяне, потому что уход за ней стоил дорого. Они питались не только мышами! Действительно, этих животных так почитали, что кормили первыми, и им доставались лучшие куски мяса или рыбы. Кроме того, когда египтянин стремился снискать расположение богини Бает, чтобы она исполнила его просьбу, он относил лучшую рыбу в дар ее земным воплощениям — кошкам.

Древние египтяне наделяли кошек магическими свойствами, и причисляли их к числу священных животных. Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки, в число которых входят статуи кошек, украшенные коронами и ожерельями, а также античные вазы с их изображениями. К кошкам относились как к неким божествам. Их почитали, наряжали в дорогие одежды, делали подношения.

Особым уважением пользовались кошки, которые обитали в покоях фараонов. При жизни их обожествляли, а в случае смерти объявляли недельный траур. Кроме того, в день смерти любимого кота фараон обрезал себе брови, что являлось знаком огромной скорби по поводу почившего животного. Прямо противоположный ритуал проводился в случае смерти самого фараона. В гробницу, оборудованную в пирамиде, рядом с умершим хозяином клали его любимую кошку, которую предварительно убивали и мумифицировали. По их мнению, она должна была сопровождать фараона в мир иной.

И все же, с чем связано такое отношение египтян к кошкам? Почему их изображения наносили на гробницы фараонов, и даже строили в их честь храмы?

По мнению ученых, дикие кошки были одомашнены египтянами примерно в 1900 году до нашей эры. Эти животные защищали людей от мелких грызунов, и при этом не нуждались в особом уходе. Они легко приручались, во всем повиновались своим хозяевам, и вели беззаботную жизнь. Особой популярностью кошки стали пользоваться во время эпидемии чумы, переносчиками которой являлись крысы. Они безжалостно их уничтожали, делая жизнь человека более безопасной.

Считается, что именно благодаря способности кошек уничтожать крыс и мелких грызунов, они и стали столь почитаемыми людьми. Их не просто любили, а обожествляли. Убийство кошки считалось самым большим грехом и наказывалось смертной казнью.

По мнению древних египтян, коты были посланы на землю Богами для защиты людей. Об этом свидетельствует тот факт, что Бог солнца Ра изображался в образе кота, борющегося со змеем Аполом, который был олицетворением зла. Также на египетских фресках мы можем видеть изображение женщины с головой кошки. Это богиня любви и плодородия Бастет. Именно такой ее представляли египтяне. В ее честь устраивались ежегодные праздники, делались жертвоприношения, а умерших кошек бальзамировали и хоронили с почестями.

Но и это еще не все. Историки утверждают, что в честь Богини Бастет фараон Шешонк построил целый город, названный Бубастисом. Именно в это время кошки становятся объектом религиозного поклонения. Правда, длилось это недолго. В 390 году нашей эры религиозный культ кошек был отменен по приказу императора. С этого времени изменилось и отношение к кошкам. Они больше не пользовались особыми привилегиями, и стали просто обычными домашними животными. Однако в Египте их по-прежнему любят и уважают.

По мнению большинства ученых и согласно сохранившимся до наших дней документам, кошки занимали особое, почетное место в истории Египта. Именно египтяне первыми приручили это гордое и независимое животное, одомашнив его. Многие исследователи вообще склонны считать, что сама история возникновения домашних кошек неразрывно связана с историей Египта.

Официальная позиция ученых гласит, что именно на территории этой страны произошло скрещивание дикой евро-африканской кошки с камышовым котом, что и послужило толчком к возникновению домашних пород кошек, которые знакомы нам в современности. Археологи в один голос утверждают, что самые первые изображения кошек датируются примерно двухтысячным годом до нашей эры!

Почему же египтянам так приглянулись именно кошки?

Существует несколько вариантов ответа на этот вопрос. Во-первых, не стоит забывать о том, что Египет всегда считался аграрной страной, для которой самым настоящим бедствием были грызуны. Спасение урожая от этих мелких вредителей становилось практически делом государственной важности. Сохранение зерновых запасов в периоды разлива Нила означало, что население не будет голодать. Именно поэтому сама природа подтолкнула грациозную кошку к восхищенным ее ловкостью и охотничьими навыками египтянам. Кроме того, многие египтяне существенно преуспели в таком нелегком деле, как дрессировка кошек. Оказалось, что эти умные животные прекрасно слушаются команд и с легкостью могут охотиться на всевозможную пернатую дичь и мелких грызунов.

Однако если бы египтяне просто содержали кошек в хозяйственных целях, вряд ли они бы стали таким ярким событием в их жизни и практически наверняка не стали бы частью истории страны. Но египтяне не просто обожали кошек, они стали поклоняться этому животному, возведя его в один ряд с божественными существами, практически сделав их богами. Для подтверждения этого, можно упомянуть тот факт, что вывоз кошки из Египта (а это расценивалось как похищение кошки у фараона) считался наистрашнейшим преступлением и карался смертной казнью.

Наивысшего расцвета культ поклонения кошек достиг к 1813 году до нашей эры. Именно в это время в дельте реки Нил был возведен храм богини Баст, традиционно изображавшейся в виде женщины с головой кошки. Это место стало центром паломничества египтян со всех уголков страны. Богине преподносили в дар специально созданные маленькие статуэтки кошек, выполненные из керамики и отлитые из бронзы. Неподалеку от храма размещался некрополь, где были забальзамированы и захоронены в специальных саркофагах умершие кошки.

Однако такая огромная любовь к кошкам однажды очень дорого обошлась египтянам. В 525 году до нашей эры Египет подвергся нападению персов. Их царь, Камбиз Второй, пошел на коварную подлость. Зная о невероятной любви и о чувствах святости египтян к кошкам, он приказал своим воинам привязать к своим щитам кошек. Таким образом, у египтян просто не осталось выбора - они не могли стрелять в священное животное и были вынуждены открыть ворота и сдаться практически без боя. Тем самым, Камбиз своей изощренной жестокостью смог завоевать Египет.

Изображения кошек встречаются практически на всех папирусах и стенах гробниц. Археологи и по сей день находят статуэтки кошек, выполненные из самых разнообразных материалов - слоновой кости, камня, глины и многих других. У египетских девушек было принято носить специальные амулеты с начертаниями кошек, которые символизировали плодородие. Кошкам же молились о детях, поэтому и количество котят на амулетах означало то количество детей, которое семья хотела бы иметь.

Отношение к кошкам сегодня в Египте похоже на отношение к ним в любой другой стране: кто-то их на дух не выносит, а кто-то просто обожает. Но многовековое поклонение этим изящным животным не могло не оставить свой отпечаток - кошек стараются не обижать, и до сих пор кошек с упоением рисуют на картинах, снимают о них фильмы, упоминают в повседневных разговорах. Любовь и почитание к кошке, пожалуй, заложено в египтянах на генетическом уровне.

Проектная работа

Богдановой Юлии

У кого есть кошка, тот может не бояться одиночества. /Даниель Дефо/
Человек культурен настолько, насколько он способен понять кошку. /Бернард Шоу/
Только кошки знают, как получить пищу без труда, жилище без замка и любовь без треволнений. /У.Л. Джордж/

Почитание животных можно увидеть во всех основных религиях древнего мира. Священные животные почитались в Древнем Египте, Греции, Риме. Но неповторимое отношение к кошкам, было именно в Египте. Здесь их ценили и обожествляли. Почему же кошки стали священными животными?

Египет 2000 лет до н. э
C одной стороны, это было связано с экономикой страны, которая «специализировалась» на выращивании зерновых культур и для охраны огромных амбаров от всевозможных грызунов кошки подошли как нельзя лучше.

Египет 1550-1425 г. до н.э.


Но, наблюдая за кошками, люди обратили внимание на ее чистоплотность и трогательную заботу о потомстве, а еще кошки отличаются игривостью, и умением ластится к человеку. Все эти качества соответствовали богине плодородия, материнства и веселья – Баст. Поэтому данную богиню олицетворяли с кошкой. БАСТ - считалась в Древнем Египте богиней плодородия и покровительницей любви. Она служила символом Солнца и Луны, оказывала покровительство душам умерших, попавшим в загробный мир, а также отвечала за плодовитость животных и людей. Люди молились ей об излечении от многих заболеваний. У нее была голова кошки и загадочные кошачьи глаза.

Богиня Баст

Поражали повадки и особенности кошки: умение тихо и незаметно исчезать и появляться, сверкать в темноте глазами, оставаясь подле человека иметь независимый нрав. Все это окутывало кошачий род тайной.
Египетские жрецы считали, и это убеждение дошло до наших дней, что кошки способны брать на себя карму человека.
Чтобы обеспечить столь удивительному животному неприкосновенность в Древнем мире был только один способ – провозгласить его священным.


Египет 664-380 г. до н.э.


Жрецы Древнего Египта провозгласили кошек священными, и с тех пор простые смертные не имели права прикасаться к кошкам, а владеть ими мог только фараон. Таким образом, кошка стала для египтян предметом религиозного культа. Это отразилось в том, что этих животных увековечивали в скульптурах и картинах, возносили им почести как божеству. За вред, причиненный кошке, следовало суровое наказание, а убийство животного каралось смертью. По умершей кошке владельцу полагалось носить траур в течение нескольких дней и сбривать брови в знак величайшей печали.



Мумия кошки. Франция. Лувр.

Тело умершего животного мумифицировалось и после сложной торжественной похоронной церемонии подлежало захоронению на специальном кошачьем кладбище. Это подтверждают археологические данные: в 1890 г. при раскопках древнего города Бубас—Тиса, рядом с храмом богини Баст, ученые обнаружили более 300 хорошо сохранившихся кошачьих мумий.
В Древнем Египте кошки пользовались почти таким же почетом и уважением как и фараон (правитель государства).



Также известен случай, когда полководцы использовали кошек в проведении сражений с египтянами. Зная, как жители Египта почитают священных животных, персидский царь Камбиссе приказал привязать живых кошек на щиты своих солдат. Это было жестоко по отношению к животным, зато население Египта сдавалось без боя, чтобы не причинить вреда кошкам.


Египет 3 век до н.э.


Вывозить этих животных, за пределы Египта, было запрещено, но если верить легендам, греки похитили несколько пар кошек. Вскоре животные расплодились и стали очень популярны в Греции. Они с успехом заменили полудиких ласок и хорьков, которые использовались ранее для борьбы с грызунами - вредителями.
Сельские жители оценили пользу, которую приносили кошки, и постарались их приручить. Постепенно кошки привыкли жить рядом с человеком и при этом сохранять свойственную этим животным независимость.



Египет 3 век до н.э.


Из Древней Греции кошки попали в другие страны Европы, где также стали пользоваться заслуженным почетом, так как оказались не только прекрасными охотниками, но и преданными друзьями человека. Кроме того, греки очень ценили красоту во всем, а кошка – красивое и грациозное животное.

Итальянская фреска в г.Помпе я 70 г. н.э.

О кошках писали в научных трактатах античные ученые и философы. Например, знаменитый римский историк Плиний Старший впервые описал анатомические и физиологические особенности кошки в своей книге «Естественная история».
В Европе кошка поначалу считалась хранительницей домашнего очага и олицетворяла свободу и независимость. Хотя европейцы, в отличие от древних египтян, не считали кошку священным животным, но относились к ней с большим уважением. Затем кошку стали воспринимать иначе, потому что мракобесы связывали ее с дьяволом и колдовством и истребляли самыми жестокими способами, якобы уничтожая их сатанинскую силу. Кошки черного цвета считались пособниками сатаны, молва приписывала им качества существ, опасных для людей. Это происходило при поощрении служителей церкви. Через некоторое время в Европе распространились крысы – переносчики страшного заболевания, бубонной чумы, которая унесла жизни больше половины населения европейских стран.



Чума в Европе
После таких обстоятельствах кошка вновь приобрела популярность. Даже церковь изменила свое отношение к этим животным, что также способствовало возвращению всеобщего расположения к кошкам.
Но даже во времена религиозного фанатизма находились просвещенные люди, которые сохраняли способность мыслить разумно. Некоторые монастыри продолжали разводить кошек, чтобы они ловили грызунов, по-прежнему наносивших вред продовольственным запасам людей. Возможно, благодаря этому кошки не были окончательно истреблены, когда их численность в Европе сильно сократилась.
Кошку можно назвать поистине мистическим животным, поскольку с ней связано множество примет, которые бытуют по сей день, причем толкование этих примет часто противоположное в разных странах.

Кошки постепенно заселили страны Азии, когда началось активное развитие торговли между Европой и Азией.

Существует версия о довольно оригинальном способе, каким образом первая кошка попала на Восток: ее обменяли на отрез шелковой ткани.


Древний Китай. Обработка коконов шелкопряда
Отношение к этому животному на Востоке было довольно своеобразным. С одной стороны, кошки по—прежнему охраняли от мышей и крыс урожай коконов шелкопряда, а торговля шелком составляет важную часть экономики Японии и Китая. Но кроме этого, кошки выполняли еще одну функцию – они служили своего рода талисманами, которые неизменно приносили мир, благополучие и семейное счастье. Так на Востоке оценили обаяние этих животных. Даже сегодня, многие люди убеждены в том, что с возрастом мистические качества живого талисмана усиливаются: чем старше кошка, тем больше счастья она приносит своим владельцам.
Каждый китаец должен был иметь маленькую керамическую статуэтку кошки, которая не только украшала дом, но и отгоняла от его обитателей злых духов. Считалось, что присутствие этих животных способствовало медитации.