«Как хорошо ты, о море ночное…» Ф. Тютчев

За строками многих пейзажей Ф. И Тютчев скрывал свои чувства. Эта особенность творчества отразилась и в стихотворении, о котором рассказывается в статье. В школе его изучают 11 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Как хорошо ты, о море ночное» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано зимой 1865 г., сначала его напечатали в газете «День», но Тютчеву не пришлись по душе правки редакции. Поэт опубликовал другую версию стихотворения в «Русском вестнике». Обе версии увидели мир в 1865 г.

Тема стихотворения – красота и звучание ночного моря.

Композиция – Стихотворение не делится на смысловые части, представляя целостное описание морской стихии. Формальная организация - четыре катрена.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – трехстопный дактиль, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «ходит, и дышит, и блещет оно», «звезды глядят с высоты», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою».

Эпитеты – море «лучезарно», «сизо-темно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «чуткие звезды».

Сравнения - море, «словно живое».

История создания

Для понимания смысла, скрытого между описаниями морской стихии, следует обратиться к истории создания стихотворения. Его Федор Иванович написал в память о Елене Денисьевой. Возлюбленная поэта умерла в 1864 г. Смерть женщины стала тяжелым ударом для Тютчева. Свою боль он пытался утолить разговорами о Денисьевой и сочинением стихов. Известно, что Елену поэт сравнивал с морской волной. Этим фактом литературоведы объясняют обращение к морю на «ты», которое мы видим в первой строке анализируемого произведения.

Впервые стихотворение было напечатано в 1865 г. в литературно-политической газете «День». Ф. Тютчева возмутило, что редакция опубликовала текст со своими коррективами. Поэт еще раз опубликовал произведение (версию без редакционных правок) на страницах «Русского вестника» в 1865 г.

Тема

В первых строках мужчина обращается к морю, замечая, что ночью оно необычайное. Морские просторы ближе к берегу манят своей лучезарностью, а дальние воды пугают хмурым сизо-темным светом. Лирическому герою кажется, что море - живое существо, умеющее ходить и дышать.

Во второй строфе герой восхищается могуществом стихии. Она постоянно движется, издавая грохот и гром. Особенно радует мужчину то, что в ночную пору возле моря ни души. За громыхающим и сверкающим движением моря наблюдают звезды. Спокойные небесные светила - полная противоположность волнам. Этот контраст подчеркивает мятежную натуру свободных вод.

Последний катрен передает внутреннее состояние лирического героя. Тот признается, что очарован волнами, чувствует себя среди них, как во сне. Видимо, на душе у героя тяжело, так как он с радостью соглашается потопить ее в море.

В литературе немало образцов маринистической лирики. Особенность стихотворения Тютчева - тесное сплетение пейзажных мотивов и переживаний лирического героя.

Композиция

Стихотворение не делится на смысловые части, представляя целостный монолог лирического героя, описывающий морскую красоту. Формально произведение состоит из четырех катренов.

Жанр

Жанр – элегия, так в морском пейзаже отчетливо проявляются грустные нотки. Есть в стихотворении и элементы послания: обращение к морю. Стихотворный размер - трехстопный дактиль. Строки объединяются перекрестной рифмовкой АВАВ.

Средства выразительности

Для передачи внутреннего состояния лирического героя и воспроизведения красоты морских просторов Федор Иванович использовал художественные средства. В тексте есть метафоры - «ходит, и дышит, и блещет оно», «звезды глядят с высоты», «в их обаянье всю потопил бы я душу свою» ; эпитеты - море «лучезарно», «сизо-темно», «тусклое сияние», «безлюдье ночное», «чуткие звезды» ; сравнение - море, «словно живое» .

Шум морских волн передается при помощи аллитерации «з», «с», «ш», «р»: «на вольном просторе блеск и движение, грохот и гром» . Эмоции лирического героя подчеркиваются интонацией.

4 917 0

Стихотворение иллюстрирует нам необычайно чуткое восприятие природного мира,да, именно мира,ведь для поэта природа-это особое пространство,не доступное простому разуму,в нем существует своя таинственная жизнь.Поэтому излюбленным приемом автора является одухотворение природной стихии:

В лунном сиянии словно живое,
Ходит,и дышит,и блещет оно…

Поэт понимал потаенный язык природы,в ней он находил вместе с каким-то буйным движением много звуков, шумов, сопутствующим ему. Море поэт представлял также в слиянии,казалось бы,совершенно несочитаемых красок:«здесь лучезарно,там сизо-темно» или «тусклым сияньем облитое море» .Происходит как бы наложение оттенков,тонов,как в акварельной технике.Это,несомненно,свидетельствует о великом гении Тютчева. Вместе с буйством,динамикой природы он улавливал и ее божественную умиротворенность- природа,как живое существо,чрезвычайно непредсказуема и этим и пленит автора…

Зыбь ты великая,зыбь ты морская,
Чей это праздник так празднуешь ты?

Поэт дважды называет морскую стихию «зыбью» -в ней и несказанный простор,и бесконечность, вечность, такая неохватность,что у любого человека захватывает дыхание, душа мгновенно раскрывается навстречу небывалой гармоничности природного мира и так хочется,искренне хочется слиться воедино с этой величественной, даже властной, матерью-природой:

О,как охотно бы в их обаянье
Всю потопил бы я душу свою…

Многоточием автор показывает и свое волнение, и свой неподвластный восторг, но и горечь, тоску от чувства собственного одиночества, от понимания того, что тот мир стихии, песни и красоты все же недоступен человеку как недоступен и язык животных, и язык всей вселенной, хоть человек находится в неразрывном контакте с ними.

Человеческое существо всегда стремилось и будет стремиться к постижению наивысшей истины, и для Тютчева она заключалась именно в познании природы,в становлении с ней одним гармонично слаженным целым-единством. Тютчев, творец потрясающего таланта,мог не только слышать и понимать язык природы, но и отразить ее живую, насыщенную яркую жизнь в своих поэтически совершенных произведениях, обликать ее в лаконичную и ясную форму. Для меня Ф.И. Тютчев — один из гениальнейших поэтов-философов и просто — человек необычайной душевной красоты.

Если у данного материала осутствует информация об авторе или источнике, значит он был просто скопирован в сети Интернет с других сайтов и представлен в сборнике исключительно для ознакомления. В данном случае отсутствие авторства предлагает принять написанное, как просто чье-то мнение, а не как истину в последней инстанции. Люди много пишут, много ошибаются - это закономерно.

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное...» (восприятие, истолкование, оценка)

Поэзию Ф. И. Тютчева принято называть философской. Бытие Вселенной осмысляется поэтом в целом. В каждый данный момент он ощущает не только своё ограниченное временем, пространством существование, но и всемирную, божественную жизнь природы вообще. Поэт уверен, что рационалистическое мышление не может проникнуть в тайны мироздания и душевной жизни человека, что эти тайны могут быть открыты непосредственному чувству и созерцанию.

Лирический герой стихотворения Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное...» живёт по таким законам: он вслушивается в движение своей души и природы. В явлениях окруясающего мира герой ищет отклик на свои переживания. Это неудивительно, ведь жизнь природы так напоминает человеческую судьбу своими переменами и волнениями. Кажется, будто некая таинственная стихия управляет вечным движением мира. В стихотворении она воплощается в волнении моря. Лирического героя восхищают те моменты жизни природы, когда с наибольшей выразительностью проявляются стихийные силы.

Стихотворение является выразительным обращением лирического героя к морской стихии. Его проницательный взгляд направлен на движение и блеск моря. Образ свободной стихии создаётся поэтом с помощью ощущений двух порядков: звуковых и световых:

На бесконечном, на вольном просторе

Блеск и движение, грохот и гром...

Тусклым сияньем облитое море,

Как хорошо ты в безлюдье ночном.

Лирический герой находится наедине с тревожным морем. Но это не пугает, а завораживает его. Огромная сила таится в морской пучине. Поэт использует эпитет «великий» для создания ощущения мощи и гордой торжественности моря. Вольная стихия рисуется поэтом на фоне ночи. «В лунном сиянии» море оживает. Лирический герои видит в нем душу и, покоренный этим, хочет слиться с морем воедино:

О, как охотно бы в их обаянье

Всю потопил бы я душу свою.

Море живое, «ходит, и дышит, и блещет оно». Цветовые эффекты в стихотворении даны контрастно, что позволяет увидеть колористические изменения, перетекание одного цвета в другой, жизнь цветовой гаммы:

Как хорошо ты, о море ночное, -

Здесь лучезарно, там сизо-темно...

Разнообразие звуков отражает главное в морской стихии - вечное движение, волнение. Любуясь морем, восхищаясь его великолепием, автор подчёркивает близость стихийной жизни моря и непостижимых глубин человеческой души. Именно поэтому человек наедине с природой не чувствует страха перед ней. Для лирического героя это динамика развития собственной души. Порывы сердца, радости и огорчения, минуты тишины и взрыв эмоций - всё воплощается в движении волны. Человек и природа сливаются воедино, они живут одной жизнью. Однако из последней строфы мы понимаем, что гармоничное слияние человека и морской стихии - это лишь мечты поэта. Лирический герой стоит на берегу, а море живёт «на бесконечном, на вольном просторе». Сравнение «как во сне» передаёт преклонение человека перед величием окружающего мира.

Стихотворение навевает и грусть, и светлое чувство. Это происходит оттого, что оно отражает стремление человека к гармонии с природой и сознание невозможности этого. Теплые и нежные слова дарит поэт морской стихии. В описании ночного моря он не использует каких-то особых, высокопарных слов и выражений. Но виртуозное владение пером превращает нейтральную лексику в удивительно яркое и выразительное воплощение образа глорской стихии.

Когда читаешь это стихотворение, слова плавно льются и, словно, волны, колеблются. Секрет напевности и мягкости произведения в спокойной интонации, с. которой лирический герой рисует море. Длинный рифмованный стих четырёхстопного дактиля создаёт ощущение плавности и певучести. Стихотворение чётко разделено на строфы, что делает стихотворение стройным и дельным.

Пейзажная лирика Тютчева - это не лирика впечатлений. Её образы всегда заключают в себе глубокую обобщённую мысль. В этой связи интересен хронотоп стихотворения «Как хорошо ты, о море ночное...». Выбор ночного времени суток обусловлен интимностью размышлений лирического героя и его уединенностью. Ночь наталкивает человека на философские рассуждения о законах бытия, она приоткрывает завесу тайны мироздания. Природа в это время становится своеобразным мостом между человеком и Космосом. В стихотворении видимые границы пространства не обозначены. Взгляд лирического героя находится в постоянном движении: то человек всматривается вдаль, то смотрит прямо перед собой. Поэт рисует нам безграничность Вселенной. Ощущается особый космизм изображаемого. Такого эффекта Тютчев достигает, благодаря одной строке:

Чуткие звёзды глядят с высоты.

Для лирического героя они тоже олицетворены.

Какое же место занимает лирический герой в этом стихотворении, какова его позиция? Первые две строки произведения - это обращение героя к морю. Через них автор показывает близость двух миров, мира человека и природы. Но уже следующие две строки превращаются в описание моря: взгляд лирического героя на море становится отстраненным. Конец строфы вновь сближает человека и стихию, герой с новой, возрастающей интонацией обращается к морю. Третья строфа начинается с красивой перифразы, создающей впечатление значительности изображённой картины:

Зыбь ты великая, зыбь ты морская,

Чей это праздник празднуешь ты?

Чередование близости и чуждости человека и моря имеет волнообразный характер. Движение мысли лирического героя повторяет волнение моря, душа находится в постоянном движении.

В целом пафос стихотворения Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное...» жизнеутверждающий. Только в действии, в борьбе- «праздник», только в слиянии с природой человек может обрести истинную свободу.

Данное произведение - прекрасный образец пейзажной лирики, но так же в нем присутствуют и философские размышления. Композиционно стихотворение можно разбить на две части: описание стихии (1-3 строфа), описание чувств человека (последняя строфа).

В первой строфе лирический герой обращается к морю, как к давнему приятелю, способному дышать, что подчеркивают олицетворения « ходит и дышит», восхищается его красотой через ряд эпитетов: «лучезарно, сизо-темно». Однако сравнение « словно живое», говорит о том, что лирический герой осознает, что это всего лишь стихия.

Море таит в себе динамику «грохот и гром», его простор бесконечен, в отличии от жизни, у которой есть начало и конец, его простор волен, как свободна душа, освободившись от бренности тела. Море предстает перед нами ночью, т.е. оно несет в себе тайну, загадку, которую невозможно отгадать, ведь свет луны тусклый. Но именно этим стихия и пленит лирического героя. Море прекрасно, когда нет рядом ни души.

Море величественно, оно объяло все, куда простирается взгляд, оно не стоит на месте, оно живет своей неугомонной жизнью, что подчеркивает ассонанс «р» в словах «гремя и сверкая». Используя тут же метафорический эпитет в описании звезд «чуткие», Тютчев подчеркивает, всю зыбкость увиденного момента. Дважды называя море зыбью, Тютчев показывает его переменчивость, мгновенную способность превратиться в бушующую стихию, так же как и человеческая душа. Душа лирического героя страдает, плачет, полна слез, поэтому появляется желание «потопить душу свою». Лирический герой неотделим от стихии, он слился с ней в последней строфе. Море же тоже волнуется, словно отзывается на человеческие переживания. Морская пучина в качестве смерти для лирического героя весьма притягательна, она прекрасна и этим обманчива для человека. Философское постижение лирическим героем мира в понимании ключевых вопросов бытия подчеркнуто риторическим вопросом.

Большинство лирических произведений Федора Ивановича описывают восхищение и любовь к природе, данное стихотворение не является исключением. Поэт подчеркивает свое восприятие красотой моря риторическим восклицанием.

Анализ стихотворения Как хорошо ты, о море ночное… по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Тютчева Чародейкою зимою 3, 5 класс

    Знаменитый поэт Федор Иванович Тютчев написал стихотворение «Чародейкою зимою» в удивительно подходящее время-накануне новогодней ночи, это был 1852 год. Тематика стихотворения как нельзя лучше подходит для именитого праздника

  • Анализ стихотворения Встреча зимы Никитина

    Никитин написал огромное количество разных произведений, а также много стихотворений о зиме. Но среди них имеется самое интересное под названием «Встреча зимы». Оно было написано в 1854 году.

  • Анализ стихотворения Из тонких линий идеала Фета

    Дебютный сборник Афанасия Фета получил название «Лирический пантеон» и был выпущен в 1840 году, большое содействие выпуску данного сборника оказал Аполлон Григорьев, который был достаточно

  • Анализ стихотворения Тютчева О, как убийственно мы любим

    Практически все стихотворения Тютчева были посвящены определенным женщинам или музам, в которых он был влюблен. Также и стихотворение О, как убийственно мы любим вышло в свет

  • Анализ стихотворения Памяти Добролюбова Некрасова

    Это стихотворение состоит из пяти строф по четыре строки, а ещё одна строфа – заключительная – из семи. В стихотворении Некрасов воспевает образ Добролюбова. Поэт пишет, какой была эта личность.

Стихотворная работа Федора Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное …» имеет несколько версий. После первой редакции данной работы в газете «День», автор был очень недоволен, ведь его стихотворный шедевр был массово видоизменен и не похож на оригинал. Поэтому, он отдает свою работу в другой журнал, именно со страниц которого и становится известно данное литературное творение.

Стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное … » было написано после тяжкой утраты, потери близкого человека – возлюбленной Денисьевой Елены. У Федора Тютчева и Елены Александровны был настоящий, пылкий роман, который продолжался на протяжении многих лет. И вот, 1864 год стал последним для женщины. Она умирает, и это событие просто убивает внутренний мир автора. Он страдал, боль ранила его душу. Поэт постоянно искал собеседников, чтобы разделить горечь утраты, чтобы поговорить о Елене Денисьевой. Именно ее он сравнивает с морской волной. Именно поэтому, в стихотворных строках он обращается к ночному морю на «ты».

Свою творческую работу автор разделил на две части. Первая часть посвящена прекрасным морским пейзажам. Тютчев обожал, боготворил все природные явления, поэтому, совершенно спокойно одушевлял, олицетворял их. В строках перед читателем море дышит, море ходит, звезды глядят.

Вторая часть стихотворения небольшая, она состоит из нескольких срок. В ней читатель наблюдает за ощущениями, чувствами лирического героя. Он мечтает слиться с морскими пейзажами, погрузиться в природу.

В своих творческих шедеврах, Федор Тютчев всячески пытался признаться в любви природе, он был в восторге от ее красот, от ее уникальности и непревзойденности. Автор одинаково восхищался и заснеженными лугами, и теплыми июльскими ночами, и просторными мартовскими равнинами. Именно в такие моменты, поэт использовал слова восторга, слова умиления. И читатель имеет возможность прочувствовать все эмоции, все переживания автора при помощи его великолепных творческих работ.