Какое было 2 путешествие тура хейердала. Тур хейердал, биография

Казалось бы, в двадцатом веке уже невозможно совершить глобальные открытия, всего лишь путешествуя по океану. Карты мира уже давно составлены и весьма точно. Но знаменитый Тур Хейердал бросил вызов этому утверждению. Правда, его исследования касались не географии, а историко-этнографических процессов.

Краткая биография жизни

Будущий путешественник и исследователь родился в Норвегии, когда уже вовсю громыхала первая мировая война. Тур рано заинтересовался биологией и антропологией, даже создал небольшой зоологический музей прямо у себя дома. А вот вода, как бы странно не звучало, внушала ему панический страх. Дважды в детстве Хейердал оказывался в одном шаге от утопления. Только в 22 года, выплыв из реки самостоятельно (он оказался там волей случая), сумел победить водобоязнь и изжить её навсегда.

Но и в последующие годы жизни Хейердала мало что ещё указывало на грядущую деятельность его. Конечно, знакомство со знаменитым путешественником Крепелином, изучавшим Полинезию (и одновременно – освоение географии в университете Осло) говорит о многом. Однако исследовать далёкие страны можно было и в кабинете, конечно, рассматривая и анализируя отобранные другими материалы. Но не такова была личность Хейердала…

В 1937 году он отправляется на Таити (где проходит курс выживания), а потом – целый год живёт на острове Фату-Хива, который был полностью изолирован от цивилизации. Продолжить исследования помешали сначала язвы, а затем – рост враждебности местных жителей. Этот период работы Тура Хейердала оказался почти забыт, так как попал в густую тень мировой войны.

В то же время, о знаменитом исследовательском походе через Тихий океан знают почти все сколько-нибудь образованные люди. Летописи и зарисовки конкистадоров, легенды и археологические совпадения подтолкнули Хейердала к попытке опытным путём проверить, возможно ли пройти большое расстояние по воде, располагая лишь теми средствами, что и в древности.

1947 год. Перу. Тур Хейердал и другие пятеро исследователей строят плот старинной конструкции, ставший известным как «Кон-Тики». За сто одни сутки, используя лишь течение и попутные ветры, экспедиция прошла восемь тысяч километров и достигла островов Туамоту.

Лодка Тура Хейердала

В конце 1960-х – начале 1970-х годов Тур Хейердал предпринял другое путешествие, на этот раз на лодке «Ра», сделанной из папируса. Цель была такая: отплыть из Марокко и на опыте доказать, что древние моряки могли благодаря Канарскому течению преодолевать Атлантический океан. Образцом для конструкции «Ра» послужили древнеегипетские лодки. Недостатки такой модели привели к досрочному окончанию экспедиции (лодка просто разломилась). Усовершенствованный «Ра-2», в следующем году, сумел добраться из того же Марокко до Барбадоса, что доказало принципиальную достижимость такого путешествия в прошлом.

Почему знаменитый норвежский путешественник Тур Хейердал считал таким важным подтверждение возможности контакта между Древним Египтом и Южной Америкой?

Дело в том, что он находил между этими цивилизациями многочисленные сходства – архитектура (пирамиды) и иероглифическая письменность, фресковая живопись и одинаковое незнакомство с аркой как методом оформления; продвинутые астрономические, календарные познания обоих; сходство методов мумификации. Аналогичной позиции он придерживался и по другим вопросам (например, исходил из влияния шриланкийской цивилизации мореходов на Южную Америку и культуру острова Пасхи.

Следует иметь ввиду, что многие тезисы, выдвигавшиеся Туром Хейердалом, реально ничем не обоснованы.

Про этого знаменитого путешественника сняли целый фильм, с которым я вам предлагаю ознакомиться:

От составителя

В чем разница между плаваниями. «Кон-Тики» и «Ра»?

Такой вопрос задавали Туру Хейердалу, когда он вместе с экипажем папирусной лодки осенью 1969 года приехал в СССР и рассказывал о своем новом смелом эксперименте.

В ответ ученый говорил о принципиальном различии между грубым, примитивным плотом и совершенной конструкцией папирусной ладьи. О том, что древние папирусные лодки плохо изучены, очень много пришлось делать ощупью, наугад - отсюда промахи при строительстве. Сравнивал он и погоду: плавание на «Кон-Тики» швед Бенгт-Даниельсон называет лучшим отпуском в своей жизни, а экипаж «Ра» немало помучился из-за капризов ветра и волн.

Но главное, подчеркивал Тур Хейердал: «На „Кон-Тики“ я вышел в океан, чтобы проверить сложившуюся у меня гипотезу о заселении Полинезии, а перед экспедицией „Ра“ у меня не было готовой гипотезы о переселении из Старого Света в Новый через Атлантический океан».

В самом деле, после десятилетних кропотливых исследований, которые предшествовали экспедиции «Кон-Тики», Тур Хейердал очень обстоятельно сформулировал свой взгляд на то, как заселялся островной мир Полинезии в Тихом океане. Но никто не хотел верить, что аборигены Южной Америки были мореплавателями, и тогда он в 1947 году воссоздал и испытал на деле древний плот. Правда, один успешный дрейф не решал вопроса. И после «Кон-Тики» мы видим в 1953 году экспедицию на Галапагосские острова, в 1955–1956 годах на остров Пасхи и другие острова Восточной Полинезии. Что ни год - поездки в разные страны, работа в музеях, изучение литературы. Гипотеза Хейердала вызвала жаркие споры, и он упорно продолжал собирать материал в различных областях науки. О своих исследованиях он рассказывал не только в популярных книгах - «В поисках рая», «Экспедиция „Кон-Тики“», «Аку-аку», но и в статьях (например, сборник «Приключения одной теории», который мы рекомендуем всем, кто хочет лучше разобраться в научной проблеме, занимающей Хейердала), и в обширных монографиях: «Американские индейцы в Тихом океане» и два тома отчета об экспедиции в Восточную Полинезию. Дискуссия продолжается, но заслуга норвежского ученого уже в том, что он чрезвычайно оживил исследовательскую работу этнологов и археологов в Полинезии и Южной Америке, на тысячу лет назад отодвинул датировку заселения острова Пасхи, пополнил багаж тихоокеанистов многими совсем новыми фактами.

Конечно, экспедиции «Ра» тоже предшествовала долгая и тщательная подготовка, - по сути дела, она продолжает тридцатилетнюю работу Тура Хейердала, но в этот раз ставился более узкий вопрос. Правда, такой, который может стать ключом для решения обширной проблемы! Вызовом послужило то, что происходило на конгрессе американистов в 1966 году, где Тура Хейердала попросили руководить симпозиумом о доколумбовых связях с Новым Светом.

Когда зашла речь об Атлантике, всплыл хорошо знакомый капитану «Кон-Тики» довод, будто океан был непреодолимым барьером для древних. Большой разрыв во времени не позволяет сопоставлять культуры, скажем, древних египтян и ольмеков. Но ведь от берегов Африки до Центральной Америки идут течения, дуют попутные ветры, и в Средиземноморье уже в глубокой древности были надежные суда, - значит, в принципе отрицать возможность каких-либо связей через Атлантический океан неверно. И ученый понял, что пришла пора ставить новый эксперимент. Если отпадет довод о барьере, придется, быть может, иначе взглянуть на многие вопросы, по-другому оценить накопленный специалистами материал.

Трудно придумать более романтический и дерзкий опыт: выйти в океан на лодке из папируса! Но в основе и теперь лежала не просто глубокая вера в древнего человека, его ум и руки, а долгая исследовательская работа и серьезнейшая практическая подготовка.

И на этот раз, как перед экспедицией «Кон-Тики», нашлось вдоволь и ученых скептиков, и просто маловеров, пророчивших скорую гибель лодке и экипажу. Но отважное сердце и пытливый ум исследователя победили.

Плот «Кон-Тики» стал научным понятием, после его плавания ученым пришлось пересмотреть свой взгляд на контакты древних народов через Тихий океан. Научным понятием стала и папирусная лодка «Ра»: теперь нельзя с порога отвергать вероятность древних плаваний из Африки в Америку.

Мы предлагаем читателю очень разные материалы, по которым можно судить о работах Тура Хейердала и в Тихом океане, и в Атлантике, можно проследить естественную связь между «Кон-Тики» и «Ра». На первом месте - его научная статья, напечатанная в 1966 году. В ней - теоретическая база многолетних исследований, обоснование взглядов, полемика с видными учеными - этнографами, историками. И программа на будущее: читая о камышовой лодке, теперь мы сразу видим, как закономерно складывался замысел нового научного эксперимента.

Вторая статья, написанная Туром Хейердалом для газеты в 1969 году, показывает нам ту же лодку крупным планом, замысел начинает воплощаться в жизнь.

И наконец папирусная ладья «Ра» в океане, и мы читаем репортаж с ее борта. Скупой рассказ о необычном научном опыте. А также о другом эксперименте: сын беспокойного времени, Тур Хейердал захотел показать миру, что люди самых разных национальностей и убеждений могут вместе делать трудное и ответственное дело.

Итог подводит историк и философ В. М. Бахта, хорошо знающий вопросы, которые занимают норвежского ученого, и его труды.

А впрочем, подводить итог рано! Экспедиция на бальсовом плоту «Кон-Тики» оказалась трамплином для новых интереснейших исследований, и тихоокеанистам сразу прибавилось работы. Так и экспедиция на папирусной лодке «Ра» - только начало. Будут и новые плавания, и другие увлекательные дела

Л. Жданов

Тур Хейердал

Трансокеанские плавания: изоляционизм, диффузионизм или нечто среднее?

Когда между двумя сторонами идет такой долгий и жаркий спор, как между диффузионистами и изоляционистами в американской антропологической науке, обязаны ли мы выбирать одно из двух и делать вывод, что один лагерь прав, а другой ошибается? Разве не может быть, что обе стороны, подходя к аргументам противника как к неделимому целому, которое надлежит либо всецело принять, либо полностью отвергнуть, при атом закрывают глаза на ценные суждения? Всякий, кто наблюдал горячие схватки этих двух лагерей в последние десятилетия (и тем более тот, кто вольно или невольно оказывался вовлеченным в них), неизбежно должен был заметить, что оба они включают людей, глубоко убежденных в правоте своих взглядов и, в силу своего положения в науке, вполне заслуживающих серьезного внимания.

Хейердал Тур (06.10.1914 – 18.04.2002) – норвежский путешественник, археолог, автор книг о собственных путешествиях и исследованиях. Известен своими авантюрными морскими экспедициями на древних лодках и плоту.

Начало карьеры путешественника

Тур родился в небольшом норвежском городе Лаврик. Отец содержал пивоварню, мать была работником антропологического музея. С ранних лет мальчик интересовался жизнью животных, теорией эволюции. Даже создал мини-музей у себя дома и лучшим экспонатом в нем считал гадюку. В детстве Тур дважды едва не утонул, поэтому имел сильную боязнь воды, и вряд ли бы тогда он поверил, узнав, сколько времени ему придется провести в морских путешествиях. Только в возрасте 22 лет, когда он случайно оказался в реке и смог выплыть, страх воды его покинул.

В 1933 году Хейердал стал студентом географического отделения столичного университета. В Осло он встретил с Б. Крепелина, известного путешественника, который за время проживания в Полинезии собрал уникальную коллекцию книг. Это знакомство оказалось судьбоносным для Хейердала, повлияв на его профессиональный выбор. Он много времени проводил за изучением книг Крепелина, интересовался историческими и культурными особенностями развития Полинезии.

В конце 1936 года Тур женился на Лив Кушерон-Торп, она училась на экономическом факультете того же университета. После бракосочетания молодые отправились в Марсель, откуда отплыли в Таити. Целью путешествия было изучение возможности выживания в условиях дикой природы. Первый месяц они прожили у местного вождя, потом перебрались на отдельный остров Фату-Хива, относящийся к Маркизским островам. В течение года Тур и Лив прожили в естественных условиях, не пользуясь благами цивилизации, пока не были вынуждены обратиться за врачебной помощью из-за появления язв на ногах. Поправившись, они вернулись на остров, но были встречены открытой неприязнью местных жителей. Пара приняла решение возвращаться домой.


Т. Хейердал с первой супругой Лив

О жизни на Фату-Хива Тур написал свою первую книгу в 1938 году – «В поисках рая». После публикации произведению не было отдано должного внимания из-за начинавшейся войны, но позже, став известным путешественником, Тур подготовил к изданию обновленный вариант, получивший название «Фату-Хива».

К началу Второй мировой войны Хейердал оказался в Канаде, где изучал жизнь индейцев, искал следы азиатских моряков каменного века. Узнав о войне, он бросил исследования и примкнул к армейским рядам. Обучался в английской радиошколе, после чего готовился попасть в оккупированную Норвегию. По дороге его отряд подвергся нападению фашистских подводных лодок, но отбился с помощью кораблей советского флота. По прибытии Хейердала в Норвегию война закончилась.

Экспедиция Кон-Тики

Идея путешествия на плоту через океан пришла ему во время изучения истории Полинезии. Тогда существовали лишь предположения о существовании контактов между полинезийскими и южноамериканскими землями. Об этом свидетельствовали легенды, летописи и древние изображения индейских плотов. Хейердал был намерен доказать этот факт на собственном примере.

В 1947 году он собрал экспедицию, в которую вошли: радиоинженер К.Хаугланд, этнограф Б. Даниельссон, художник Э. Хессельберг, радист Т. Робю, инженер Г. Ватцингер. Команда отправилась в Перу, где из бревен был построен плот, названный именем героя полинезийских легенд – Кон-Тики. Затея воспринималась большинством скептически, членов экспедиции считали самоубийцами. Но путешественники верили в успех операции.

Плавание длилось 101 день. Преодолев восемь тысяч километров, плот подошел к островам Туамоту. Хейердал с единомышленниками доказали, что простой плот может пересечь Тихий океан с помощью течения и попутного ветра. История Кон-Тики имела большой успех, некоторые пытались повторить его опыт. Одноименная книга была издана более чем на 60 языках мира, а в 1952 году документальный фильм о путешествии получил «Оскар».


Необыкновенное и нашумевшее путешествие «Кон-Тики», 1947

Выдающиеся исследования

Следующим крупным исследованием стал остров Пасхи, куда Хейердал отправился на раскопки в 1955 году. С группой археологов он пробыл там несколько месяцев. Группа составила множество отчетов об экспедиции, которые стали основой для дальнейших научных изысканий на острове. Тур написал об этом месте очередную снискавшую популярность книгу «Аку-Аку». Позже, в 1989 году, он опубликовал книгу с более детальным описанием своей теории под названием «Остров Пасхи: разгаданная тайна».

В 1969-1970 годах объектом исследования Хейердала стала возможность пересечения древними мореплавателями Атлантического океана. По древнеегипетскому макету из папируса была построена лодка «Ра», которая вышла в океан с марокканского берега Африки. Однако из-за несовершенной конструкции у судна возникли серьезные проблемы, и команде пришлось вернуться. Вторая попытка на лодке «Ра-II» оказалась успешной, судно причалило к берегу Барбадоса. И снова путешествие было отражено в книге «Экспедиции на «Ра», а также в документальной кинокартине.


Т. Хейердал (справа) с командой «Ра», 1969

В 1977 году путешественник решил доказать существование торговых и миграционных связей между Древней Месопотамией и местности, относящейся к современному Пакистану. Для этого была сооружена лодка из тростника, названная «Тигрис». В целом плавание удалось, и миссия была выполнена, но перед Красным морем судну пришлось остановиться. После 4,5 месяцев путешествия команда сожгла его, выразив тем самым протест против начинавшихся военных действий в этом районе.

В 80-х годах Тур работал в археологической экспедиции на Мальдивских островах, во время которой было обнаружено много ценных находок. О них он поведал в книге «Мальдивская загадка». Изучал пирамиды острова Тенерифе в 1991 году. В 2000 – проводил исследования в России недалеко от Азовского моря. Целью был поиск остатков цивилизации Асгарда. Эти раскопки подверглись резкой критике научным сообществом. Хейердал уверял, что скандинавские народы имеют свои корни в азербайджанской земле. Несколько раз посещал Азербайджан. В селе Киш у церкви находится его памятный бюст.

Последние годы

Хейердал до последнего дня был занят многочисленными исследованиями. В 1991 году женился в третий раз. Ранее, после 12 лет первого брака, в котором родились два сына, в 1949 году Тур развелся с женой и вступил в брак с Ивонной Дедекам-Симонсен. В этой семье родились три дочери. Третья жена путешественника – актриса Жаклин Бир была младше его на 18 лет. Супруги жили на Тенерифе. Скончался Хейердал в 2002 году из-за опухоли мозга.

Несмотря на постоянную критику в свой адрес, Хейердал был известным и уважаемым путешественником, ему были присуждены многочисленные награды в знак признания. В 1999 году Хейердала объявили самым известным норвежцем. В Норвегии ему установлен памятник, открыт музей. В 2011 году новый фрегат норвежского флота был назван в его честь.

Хейердалу удалось пробудить интерес к культуре и истории народов мира, он был доктором наук нескольких университетов мира. Последователи собирали повторные экспедиции, а его книги стали бестселлерами.

Он смог наглядно доказать: далекие предки сегодняшнего человека не были примитивными существами. Они были замечательными проекторами и конструкторами, путешествовали и пересекали моря, океаны, континенты, благодаря чему взаимодействовали между собой.

Юный исследователь-зоолог

Тур Хейердал родился 6 октября 1914 года в небольшом норвежском городке Ларвик. Его родители были достаточно зажиточными и уважаемыми людьми в городе - отец владел пивоварней, а мать была сотрудником антропологического музея. И хоть в семье было семеро детей, каждому из них доставалось достаточно внимания родителей и их заботы. Так, мать Тура занималась его образованием, и уже в юном детском возрасте парень был знаком с антропологической теорией Дарвина, а отец организовывал поездки в Европу.

Среди многочисленных детских увлечений Тура была любовь к природе. Будучи ребенком, он даже пытался организовать собственный музей на дому. Достоверно неизвестно, из каких экспонатов состояла его экспозиция, но ее «изюминкой» было чучело гадюки, которое с гордостью демонстрировалось частым гостям в доме Хейердалов в рамках небольшой экскурсии.

Исследование флоры и фауны нашей планеты чуть не закончилось для Тура фатально - однажды он чуть не утонул в речке, а, спасшись, на все детство приобрел страх воды. Юный Хейердал даже представить не мог, что в историю человечества он войдет благодаря своим плаваньям в открытом океане на плоту!

Когда в 1933 году 19-летний Тур поступил в университет Осло, для того чтобы постигать знания из области географии и зоологии, будущий ученый встретился с выдающимся путешественником Бьерном Крепелином. Эта встреча сыграла важную роль в жизни Хейердала: Бьерн познакомил юного студента со своей коллекцией предметов с острова Таити и многочисленными книгами об истории народов . Тур был поражен полученными знаниями, в нем зародилось желание еще глубже постичь культуру малоизвестных народов. Это предопределило его будущее.

Райский остров Фату-Хива

После завершения обучения в жизни Тура Хейердала происходит два невероятно важных события: молодой ученый наконец-то женился на любимой женщине Лив Кушерон-Торп, в которую был влюблен с начала обучения, а также он оставляет родные края для важного научного исследования и едет на острова Полинезии. Жена отправилась с Хейердалом, и эта командировка стала настоящим для влюбленной парочки.

Целью Тура было исследование причин возникновения некоторых видов животных на удаленных островах Полинезии. Для этого научный деятель вместе со своей супругой , Панамский канал и отправился на Таити. Здесь супруги провели месяц, живя в хижине местного вождя, который познакомил прибывших с бытом и культурой племени. Увлеченные дикой нетронутой природой и необычной культурой, которую стремились изучить, чета Хейердалов отправилась на изолированный остров Фату-Хива.

Жизнь, лишенная благ современности, не отягощенная шумом города, очень пришлась по душе Туру и Лив. Молодожены жили подобно Адаму и Еве в полной гармонии с природой, радуясь ее дарам и не вспоминая о том, что где-то существует другая жизнь - все вокруг казалось полноценным и естественным. На протяжении целого года Хейердал с супругой жили на райском острове, но вскоре размеренной и тихой жизни пришел конец: Тур заболел и ему требовалась помощь квалифицированного врача, а Лив была беременна. После незабываемого отдыха Хейердалы вернулись в цивилизацию.

Война, вторгшаяся в планы ученого

Вернувшись в Норвегию, Тур стал отцом и издал книгу о своем путешествии под названием «В поисках рая». Год, проведенный на островах Полинезии, в корне изменил взгляды ученного на науку в целом. Его желание изучать животных было вытеснено желанием изучать людей и их историю: в голове у Тура сформировался ряд теорий, и он желал подтвердить их научными фактами.

Так, исследователь предположил, что древние инки каким-то образом переплыли океан и заселили острова Полинезии. Чтобы обосновать эту гипотезу, Хейердал отправился в Канаду, но никаких фактов, доказывающих его предположение, найти не удалось.

Планы антрополога нарушила Вторая мировая война, во время которой Тур не собирался отсиживаться - как настоящий мужчина и патриот он отправился на фронт. За непростые военные годы Хейердал успел попутешествовать, поучаствовать в битвах и получить звание лейтенанта. А по окончании войны у исследователя появился детальный план научного эксперимента, который доказал бы правоту его теории.

Путешествие на «Кон-Тики»

Тур Хейердал решает соорудить плот по рисункам древних инков и на нем пересечь океан. Научное сообщество смеялось ученому в лицо, доказывая невозможность затеи, но отчаянный антрополог был полностью уверен в успехе эксперимента. Тур, вместе с другими пятью путешественниками и ученными, прибыл в Перу, где по старым схемам, рисункам и на основе многих легенд и рассказов отважные исследователи сооружают плот из бальсового дерева.

Названный в честь бога солнца плот «Кон-Тики» перетерпел все превратности длительного путешествия в 8000 км причалил к острову Туамоту, преодолев Тихий океан. 101 день был полон открытий и невероятных приключений, а сплоченный коллектив ученных доказал, что человек может не только выжить в условиях полного дискомфорта, но и найти взаимопонимание и дружбу.

Вернувшись домой Тур Хейердал пишет книгу «Кон-Тики», которая имела невероятный успех во всем мире, а документальный фильм, который ученый снимал во время плаванья, в 1952 году получил премию «Оскар». Но главным достижением экспедиции были не признание и слава, а доказательство возможности трансатлантических переправ древних инков.

Провал «Ра» и триумф «Ра II»

На этом исследования Хейердала не закончились. Антрополог решается на аналогичное для того, чтобы установить, могли ли жители Древнего Египта путешествовать через океан на своих судах. Для этого ученый с командой единомышленников сооружает судно из папируса под названием "Ра", но лодка не оправдала доверия своего создателя и посреди путешествия разломилась на две части.

Тур Хейердал не отчаялся такому провалу и, учтя конструкторские ошибки, соорудил лодку «Ра II», которая с успехом переплыла Атлантический океан и причалила к берегу Барбадоса. Впечатления от путешествия и свои открытия исследователь описал в книге «Экспедиция на "Ра"». Исследователи проделали огромную работу и кроме оправдания теории Хейердала, собрали образцы загрязнений в океане, после чего предоставили их ООН, а также доказали, что даже люди разной национальности, убеждений и религиозных взглядов могут мирно существовать на небольшом клочке суши, если их объединяет общая цель.

До самой глубокой старости великий исследователь Тур Хейердал не оставлял научной деятельности и сделал множество открытий, но всеобщую известность ему принесли именно его плаванья. Целеустремленный и увлеченный, он не знал покоя ни в исследовательской деятельности, ни в личной жизни: он имел пятерых детей и трижды был женат. Сделав колоссальный вклад в развитие научной мысли и войдя в историю как самый выдающийся норвежец ХХ века, Тур Хейердал умер в окружении родных ему людей, в возрасте 87 лет, от тяжелого заболевания - опухоли головного мозга.

Весной 1969 папирусный корабль "Ра" с международной командой из семи человек, которые были гражданами различных стран начал свое плавание из финикийского порта Сафи, который находится в Марокко с целью пересечь Атлантический океан. Командовал экипажем норвежский путешественник Тур Хейердал

Проанализировав многие находки, где были изображены папирусные корабли, Хейердал начал задумываться о том, что еще во времена доинкской Америки древние мореплаватели пересекали Тихий океан, используя тростниковые суда. Возможное сходство древних тростниковых судов, которые изготавливались в Мексике и Перу, с папирусными кораблями, используемыми жителями древних цивилизаций Средиземноморья, не отрицалась и другими компетентными исследователями.


Экспедиция на лодке "Ра", 1969 год. Тур Хейердал во время плавания. Фото Юрия Сенкевича /Фотохроника ТАСС/

В 1969 году Тур Хейердал задумал экспедицию на папирусной лодке через Атлантику. Исследователь предоставил мастерам с озера Чад изображения и модели древних египетских судов. На основе этого материала они соорудили корабль из папируса, который символически был назван "Ра"


Тур Хейердал руководит оснащением лодки "Ра". Фото Н. Кислова /Фотохроника ТАСС/

В 60-х годах Хейердал встречался с Мстиславом Келдышем, приезжая в СССР. В разговоре речь зашла о будущих экспедициях Хейердала, и Келдыш спросил его: "А почему бы вам не взять с собой русского?" И, вспомнив о вопросе Келдыша, написал советскому академику письмо с просьбой найти ему русского врача, владеющего английским языком и обладающего чувством юмора. Выбор пал на молодого врача, недавно вернувшегося из Антарктиды со станции "Восток" после годовой зимовки, Юрия Сенкевича.

Так Сенкевич оказался в составе интернационального экипажа: Тур Хейердал (Норвегия), Абдула Джибрин (Чад), Норман Бейкер (США), Сантьяго Хеновес (Мексика), Джордж Сориал (Египет), Карло Маури (Италия) и Юрий Сенкевич (СССР)

25 мая 1969 года состоялся старт папирусной лодки "Ра". На борту, кроме 7 человек экипажа, были еще обезьяна Сафи, куры и утка.


Тур Хейердал на палубе судна. Фото Юрия Сенкевича /Фотохроника ТАСС/

Попутный ветер и Северное Экваториальное течение способствовали тому, что "Ра" за 2 месяца плавания преодолел 5 тысяч километров морского пути, но закончилось путешествие тем, что лодка затонула


Тур Хейердал управляет лодкой. Фото Юрия Сенкевича. Репродукция Фотохроники ТАСС, 1969 год

По словам Юрия Сенкевича, это произошло из-за того, что строители лодки с озера Чад обрубили загнутую корму, решив не руководствоваться расчетами и чертежами Хейердала. А корма была необходима, чтобы лодку не заливало, когда она преодолевает высокие волны. Когда это поняли, корму надставили, но целостность конструкции уже была нарушена. Через месяц после выхода в открытый океан корма стала погружаться в воду, и "Ра" буквально превращалась в подводную лодку.


Экспедиция Тура Хейердала на лодке "Ра". Тур Хейердал и Абдалла Джибрин на капитанском мостике. Фото Юрия Сенкевича /Фотохроника ТАСС/

Вот отрывки из дневника Юрия Сенкевича:
"4 июня. Всего у нас сломалось пять весел и одно утеряно."
"29 июня. Не вызывает сомнений, что мы погружаемся больше и больше, хотя и медленно. Несомненно также, что мы не сможем затонуть, но что "Ра" будет затоплен по палубу - это точно."
"9 июля. Справа рвутся веревки, связывающие папирус. Весь правый борт ходит ходуном и грозит оторваться от нас."


Члены команды "Ра" Дженовес и Тур Хейердал за завтраком. 1969 год. Фото Юрия Сенкевича. Репродукция Фотохроники ТАСС

Экипаж мужественно пытался спасти лодку. Под рулевым мостиком находился спасательный плот из пенопласта, рассчитанный на шесть человек, который распилили и укрепили на корме. Это помогло продержаться еще две недели, прежде чем был послан сигнал "SOS".


Штурман Норман Бейкер и руководитель экспедиции Тур Хейердал. Фото Юрий Сенкевич /Фотохроника ТАСС

Сигнал услышали с американской яхты. Слово Юрию Сенкевичу: "Прошло три-четыре дня, мы вот-вот должны были встретиться с нашими спасителями. И, радуясь этому, отправили за борт все лишнее, включая еду и воду, не предполагая, что ожидание встречи растянется еще на пять дней. Эти пять дней были не самыми лучшими в нашей жизни." 16 июля 1969 года измученные путеешственники оставили многострадальную лодку и переместились на яхту «Шенандоа». Так завершилось это первое, но не последнее путешествие.


Экспедиция Тура Хейердала на лодке "Ра". На снимке: Юрий Сенкевич (справа) и Тур Хейердал (третий справа) с членами экипажа лодки. Фотохроника ТАСС

А уже через год в мае состоялся старт "Ра-2"


Экспедиция Тура Хейердала на папирусной лодке "Ра-2" начинает свой путь к берегам Центральной Америки из марокканского порта Сафи. 17.05.1970 года. Фото Юрий Сенкевич /РИА Новости

Источники

www.globalfolio.net/uroboros/Articles/ra.h tm
www.terra-z.ru/archives/30463
www.m24.ru/galleries/2666
www.sportstories.rsport.ru/ss_person/201 41006/778033574.html