Общественное сознание — Гипермаркет знаний. Охарактеризуйте основные черты общественного сознания Наименование форм общественного сознания

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

В процессе духовной жизни общества формируются разнообразные знания и отношение к природе, объективной действительности, ко всему, что происходит в обществе. Кроме того, в обществе укореняются настроения, привычки, нравы, традиции народов, а также особенности психического склада разных социальных групп. Так, принято говорить о деловитости американцев или точности и педантизме немцев. При этом далеко не все представители данной группы обязательно отличаются названными качествами. Тем не менее за всей социально-культурной общностью закрепилась характеристика определенных качеств.
Формирование общественного сознания есть сложный процесс. В общественном сознании, духовной жизни общества отражаются интересы и деятельность людей, направленные на удовлетворение их потребностей в новых идеях, научных знаниях, нравственном совершенствовании, прекрасном, возвышенном. При этом необходимо, чтобы идеи, теории, взгляды, нормы морали, научные знания находили широкое распространение, оказывали влияние на все общество. Эту функцию выполняют школы, вузы, средства массовой информации, политические партии, общественные движения и организации.
Ученые признают относительно самостоятельный характер общественного сознания. Дело в том, что многие идеи, взгляды людей, их нравственные убеждения обладают значительной устойчивостью и довольно долго сохраняются в сознании людей, в их поступках, даже тогда, когда уже не существует объективных условий, общественных отношений, на базе которых они возникли. Это происходит потому, что перемены во взглядах, убеждениях людей происходят не сразу, как только меняется, например, экономический строй. Сознание людей, их идеи, взгляды могут отставать от общественного бытия и в течение определенного времени не соответствовать ему. В этом случае речь идет либо о пережитках прошлого в сознании людей, либо о сохранении традиций. Так, довольно долгое время после отмены крепостного права часть крестьянства с трудом привыкала к новым экономическим и социальным реалиям. Вспомните хотя бы героя пьесы А. П. Чехова «Вишневый сад» Фирса, который называет это событие несчастьем или бедой. Идеи и взгляды людей могут и опережать реальные условия, тогда говорят о том, что такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения. Из курса истории вам известны прогнозы социалистов-утопистов.
Общественное сознание существует на основе преемственности того лучшего, полезного и необходимого, что было в духовной жизни общества. Преемственность наглядно проявляется в науке, морали, традициях народов. Многие проявления общественного сознания взаимодействуют между собой, сами оказывают сильное воздействие друг на друга. Так, например, эстетические вкусы и пристрастия людей тесным образом связаны с их нравственными идеалами. Чаще всего идеал красоты одновременно является для людей и идеалом добра, и, наоборот, то, что связано с нравственным идеалом, воспринимается как прекрасное.
Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества. Однако это влияние проявляется не само по себе, а в деятельности людей, которая может оказывать на жизнь общества как прогрессивное, так и тормозящее воздействие.

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ И ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ

Структура общественного сознания может рассматриваться с точки зрения глубины отражения общественным сознанием социальной действительности. Тогда в качестве основных структурных элементов выделяются общественная психология и идеология.
Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. Общественная психология складывается под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия. И поскольку эти условия для каждой из больших социальных групп различны, постольку неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы (комплекс превосходства так называемых «благородных сословий» над «простонародьем» в Средние века). Социально-психологические комплексы различных социальных групп имеют и общие черты, связанные с историческими особенностями, национальными традициями, культурным уровнем конкретного общества.
Идеология есть система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон. Она представляет более высокий по сравнению с общественной психологией уровень общественного сознания - уровень теоретического отражения мира. Если при анализе психологии социальных групп чаще всего пользуются эпитетом «общественная» (в отличие от возрастной, профессиональной и т. п.), то понятие «идеология» в таком эпитете не нуждается, поскольку идеологии индивидуальной нет, она всегда носит общественный характер.
Необходимо иметь в виду, что понятие «идеология» употребляется в социальной философии в еще одном, более узком смысле - как система теоретических взглядов одной большой социальной группы, прямо или опосредованно отражающая ее коренные интересы.
Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится общественная группа, класс, то идеология преимущественно выступает как продукт теоретической деятельности представителей данного класса - его идеологов.
С теоретико-познавательной точки зрения соотношение между общественной психологией и идеологией отдаленно напоминает соотношение между эмоциональным, чувственным и рациональным уровнем общественного сознания. Известно, что чувственное познание вообще есть не достаточный, но необходимый «этаж» сознания, поскольку только благодаря ему наш мозг может получить первичную информацию о мире, однако чувства культурного человека всегда рационально нагружены (музыкальное ухо, чувствующий красоту формы глаз). Общественная психология есть то непосредственное отражение внешних проявлений социальной действительности, которое составляет жизнепрактическую основу для возникновения соответствующей идеологии. Идеология проясняет то, что недостаточно осознано психологией, глубоко проникает в сущность явлений.
В философской и исторической литературе очень часто встречается понятие «обыденное сознание». Это понятие предназначено для характеристики сознания, непосредственно вплетенного в повседневную практическую жизнь людей. Это дорефлексивное знание, набор социально одобренных жизнепрактических очевидностей.
Одной из разновидностей общественного сознания является массовое сознание.
Массовое сознание выделяется не по своему содержанию, уровню и качеству отражения действительности, а прежде всего по специфическим свойствам его носителя, субъекта. Масса как субъект массового сознания представляет собой особую совокупность (множество, общность) индивидов. Примерами массы могут служить участники широких политических, социокультурных и иных движений, аудитории различных средств и каналов массовой информации, потребители тех или иных социально «окрашенных» (престижных, модных) товаров и услуг, члены разнообразных любительских (по интересам) ассоциаций и клубов, болельщики футбольных и иных спортивных команд и т. п.
Для масс как субъекта сознания характерны следующие черты. Во-первых, статистический характер данной общности, выраженный в том, что она, не будучи самостоятельным, целостным образованием, отличным от составляющих его элементов, представлена множеством отдельных «единиц». Во-вторых, вхождение в нее индивидов носит неупорядоченный, случайный характер, в результате чего такая общность всегда отличается «размытыми», открытыми границами, неопределенным количественным и качественным составом. Для массы характерна ситуативность существования, выражающаяся в том, что она образуется и функционирует исключительно на базе и в границах той или иной конкретной деятельности, невозможна вне ее. В результате этого масса всегда оказывается неустойчивым образованием, меняющимся от случая к случаю, от одной конкретной ситуации к другой. Для массы характерна выраженная разнородность, смешанность состава данной общности, ее внегрупповая (или межгрупповая) природа, проявляющаяся в том, что в ней «разрушаются» границы между всеми существующими в обществе социальными демографическими, политическими, региональными и иными группами.
Перечисленные свойства массы полностью определяют присущий ей тип сознания, особенности его содержания и структуры, способы формирования и функционирования.
По содержанию массовое сознание представляет собой совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений, в том или ином виде отражающих разные стороны жизни общества. Вместе с тем по своему содержанию массовое сознание значительно более узко, чем общественное сознание в целом, поскольку за его границами остается великое множество сюжетов, недоступных пониманию масс и (или) не затрагивающих их интересы (например, содержание науки, философии и т. д.).
Структура массового сознания представляет собой чрезвычайно сложное конгломератное образование, возникающее на «пересечении» всех известных типов общественного сознания - общественной психологии и идеологии, обыденного и теоретического, абстрактного и художественного, созерцательного и связанного с волевыми действиями и т. д.
В этой связи структура массового сознания отличается разорванностью, противоречивостью, способностью к быстрым, неожиданным изменениям.
Массовое сознание в обществах современного типа возникает в процессе стандартизации основных условий и форм жизнедеятельности людей (в сферах производства, потребления, общения, социально-политического участия, досуга), порождающем одинаковые устремления, интересы, потребности, навыки, склонности и т. д. Действие этих условий и форм бытия закрепляется и получает свое завершение в производстве и распространении соответствующих видов массовой культуры, связанных прежде всего с функционированием средств массовой информации. С их помощью интересы, потребности, устремления широких слоев населения оформляются в виде стандартных образов действительности, способов ее познания и моделей поведения.
Будучи духовным продуктом объективных процессов стандартизации человеческой деятельности, массовое сознание само оказывает активнейшее воздействие на многие стороны жизни общества. Оно выступает в качестве мощного регулятора массовых форм поведения людей. При этом главными формами выражения и функционирования массового сознания являются общественное мнение и общественное настроение.
Основные понятия: общественное сознание, индивидуальное сознание, общественная психология, идеология.
Термины: сознание, обыденное сознание, массовое сознание, общественное мнение.

1. На какую особенность сознания указывал И. Кант, говоря, что представление о яблоке не имеет ни веса, ни цвета, ни запаха, ни вкуса. Понятие землетрясения не сможет разрушить город, а талер в кармане и талер в голове - не одно и то же? Сформулируйте эту особенность своими словами.
2. Г. Гегель говорил об обыденном сознании, что это такой способ мышления какой-либо эпохи, в котором содержатся все предрассудки данного времени. Проиллюстрируйте высказывание философа собственными примерами.
3. Прокомментируйте следующий фрагмент:
«Социальная психология - это сфера эмоций, переживаний и настроений, которые вызваны не сугубо личными обстоятельствами, а обстоятельствами, порожденными ходом общественного развития, историческими событиями, задевающими жизненные интересы больших групп населения».
Приведите примеры таких эмоций, настроений и переживаний.
4. Используя различные словари, найдите значение понятия «идеология». Чем различаются эти толкования?

Поработайте с источником

Прочитайте отрывок из книги психолога Г. Лебона «Психология народов и масс».

Душа толпы

Решения, касающиеся общих интересов, принятые собранием даже знаменитых людей в области разных специальностей, мало все-таки отличаются от решений, принятых собранием глупцов, так как и в том и в другом случае соединяются не какие-нибудь выдающиеся качества, а только заурядные, встречающиеся у всех. В толпе может происходить накопление только глупости, а не ума. <...>
Появление этих новых специальных черт, характерных для толпы и притом не встречающихся у отдельных индивидов, входящих в ее состав, обусловливается различными причинами. Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе.
Вторая причина - заразительность или зараза - также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление. <...> В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. Подобное поведение, однако, противоречит человеческой природе, и потому человек способен на него лишь тогда, когда он составляет частицу толпы.
Вопросы и задания: 1) Какие особенности поведения людей проявляются именно в толпе? 2) Какие причины специфического поведения личности в толпе называет автор текста? 3) Как вы понимаете сущность этих причин? 4) Приведите собственные примеры, подтверждающие или опровергающие мнение автора о наличии у толпы свойств, которыми отдельная личность может не обладать. 5) Можно ли утверждать, что в толпе формируется общественное сознание? общественное мнение?

§ 27. Самопознание и развитие личности

Внутренний мир человека и его самосознание издавна привлекали внимание философов, психологов, лингвистов, этнографов, социологов, педагогов и художников. Так, философы начиная с XVII-XVIII вв. стремились познать, в чем состоит ценность личности и каким образом она себя проявляет, каким образом она себя познает и где границы этого познания. Уже в знаменитой формуле Р. Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» факт обладания мышлением служит доказательством существования личности.
Дж. Локк утверждал, что человек познает себя интуитивно на основе рефлексии (осмысления) жизненного опыта, который расширяется с годами. С его точки зрения, рефлексивное отношение к себе свойственно зрелой личности, причем далеко не каждой.
И. Кант придал пониманию «Я» ценностно-личностное измерение. Он ввел в научный оборот разделение сознания и самосознания человека. «То обстоятельство, что человек может обладать представлением о своем Я, бесконечно возвышает его над всеми другими существами, живущими на Земле. Благодаря этому он личность...» Самосознание, по Канту, необходимая предпосылка нравственности и моральной ответственности.
Г. Гегель рассматривал самосознание в развитии; при изучении самосознания он выделял ступени, соответствующие фазам развития человеческой деятельности.
Психологи, в свою очередь, изучают структуру человеческого Я и способы ее познания.

ЧТО ТАКОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Сложность проблемы состоит в том, что в данном случае объект и субъект познания совпадают, отчего сложно бывает установить степень достоверности знаний человека о самом себе. Тем не менее знание о себе, оценка своих качеств, самосознание представляют собой важную часть становления личности.
Обычно под самосознанием понимают определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определенные отношения с другими людьми и природой. Одним из важных признаков самосознания является готовность человека нести ответственность за принимаемые им решения и совершаемые действия.
Самопознание происходит прежде всего на индивидуальном уровне. По сути дела, всю жизнь человек занимается самопознанием, но не всегда отдает себе отчет в том, что осуществляет этот вид деятельности. Самопознание, как утверждают ученые, начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом. Безусловно, в процессе развития личности меняются способы познания себя, отношение к себе, развивается самосознание.
Личность проявляет себя не только через самосознание, но и в процессе самореализации. Этим термином определяется процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достижения намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.
Но для того чтобы реализовать себя, человек должен знать свои особенности.

ЗНАКОМЫЙ НЕЗНАКОМЕЦ

Самопознание начинается с самоузнавания, различения себя и внешнего мира. Ученые полагают, что такое различение встречается уже у трех - восьмимесячных младенцев.

Каждый человек, смотрящийся в зеркало, стремится увидеть себя, свой образ, скорректировать его, изменить или «поправить» свою внешность. Это начало перехода от пассивного восприятия себя к активному созданию образа «Я», путь к самосовершенствованию, затрагивающему пока только внешность.
Строго говоря, настоящего своего лица в зеркале человек практически не видит, как не слышит он и своего голоса. (Каждый из вас, кто слышал запись своего голоса на магнитофоне, вероятно, удивлялся неожиданно странному, непривычному звучанию.) Дело в том, что, готовясь рассматривать себя в зеркале, мы невольно принимаем определенную позу. В результате у нас меняется выражение лица, теряется его непосредственность и непринужденность. Мы бессознательно формируем свой образ «Я». Поэтому, случайно увидев свое отражение в зеркале, мы бываем удивлены незнакомыми чертами. Такой случай описан в рассказе А. Моравиа «Трельяж». Молодой адвокат, рассматривая только что доставленное из магазина зеркало, вдруг увидел в нем не привычного себя, а какого-то собственного двойника, к которому он испытал сильное чувство антипатии как к совершенно незнакомому человеку. К чувству антипатии примешивалось еще и ощущение какой-то отчужденности. Герой рассказа рассматривал зеркало как предмет, а не готовился к восприятию в нем собственного облика. В результате то, что он увидел, оказалось для него неожиданным, странным образом расходящимся с привычным, видимо более значительным, представлением о себе.
Фотоизображение также часто расходится с истинным лицом модели, поскольку не передает живости мимики, характерной для персонажа в жизни.
Известный кинорежиссер С. Эйзенштейн считал, что в каждом лице заключена многоликость и при этом все люди двулики. В первом случае он подчеркивал подвижность и изменчивость человеческого лица, а во втором - различие между левой и правой частями лица. Если смонтировать портреты конкретного человека из одних правых или левых половинок лица одной и той же фотографии, они будут существенно отличаться друг от друга. Так, «правые» лица (состоящие из правых половинок) выглядят старше настоящего возраста оригинала. «Левые» лица бывают менее определенными, более типичными, меньше сохраняют индивидуальность живого лица.
Внешность человека не только значима для него самого, она оказывает влияние на восприятие человека другими людьми. Вы, вероятно, обращали внимание на то, что одни люди неизменно вызывают доверительное отношение к себе даже незнакомых людей, а к другим и знакомые стараются обращаться нечасто. Психологические эксперименты показывают, что тем, кто обладает приятной внешностью, люди склонны приписывать достоинства, даже отсутствующие у них на самом деле.
Еще в древности предпринимались попытки создать типичные характеристики свойств людей, основанные на внешних признаках, особенностях телосложения, строении лица. Когда говорят: «У него на лице написано», то имеют в виду определенную связь между обликом и внутренними свойствами человека.
Сказанное об особенностях самовосприятия не означает, что человеку вообще не дано составить верного представления о себе. Далеко не все заключено в человеческой внешности. Умное выражение лица во все века казалось более привлекательным, чем лишенное проявления мысли. Как тут не припомнить пословицу, гласящую, что встречают по одежке, а провожают по уму?

КАК НЕ ОШИБИТЬСЯ В ОЦЕНКЕ

Не менее важную роль в самопознании играет самооценка.
Отношение к собственной внешности вместе с представлениями о своих способностях, об отношении к себе других людей формирует самооценку. Самооценка представляет собой преимущественно эмоциональное отношение к собственному образу: «Я талантлив», «Я абсолютная бездарность», «Я не хуже других» и т. д. Самооценка чаще всего субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о вашей персоне. Собственно говоря, человек оценивает себя двумя путями: во-первых, сопоставляя уровень своих притязаний с объективными результатами деятельности; во-вторых, путем сравнения себя с другими людьми.
Три основных момента важны для понимания самооценки. Во-первых, в ее формировании важную роль играет сопоставление образа реального «Я» с образом того идеала, каким мы хотели бы быть. Можно выразить самооценку такой формулой:

Повысить самооценку можно, либо добившись чего-то, например успеха, либо снизив уровень притязаний.
Во-вторых, некоторые люди склонны оценивать себя так, как их оценивают другие. Можно с детства твердить ребенку, что он красив. Однако если кто-нибудь скажет мальчику, что он лопоухий, то и спустя годы, идя на свидание, юноша будет натягивать шапку или по-особому причесывать волосы. Сознание человека оказывается своеобразной раковиной, открывающейся для новых знаний о себе.
В-третьих, самооценка зависит от нашего отношения к собственным успехам и неудачам, к тому, что мы извлекаем из собственной истории жизни.
Образ «Я» не остается неизменным на протяжении жизни. Меняется не только внешность, но и отношение к ней, более оправданной становится самооценка, принимаются меры к ее повышению. Стремление завоевать уважение заставляет человека менять отношение к себе и других. Правильнее сказать, что у человека не один образ «Я», а множество таких образов, попеременно выступающих на авансцену самосознания или уходящих в тень.
Сложность и комплексность «Я» позволили ученым выделить в нем ряд компонентов, которые формируются в процессе жизни и оказывают воздействие на поведение личности.общеобразовательных ... экваториальные воздушные массы 10 . Определите, о какой...

  • Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / О. А. Климанова, М. Н. Белова, Э. В. Ким и др

    Учебник

    География. Землеведение. : Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений / О.А. Климанова, М.Н. Белова, ... Учебник для 10 класса М., «Просвещение», 2010 г. Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса ...

  • Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений». Москва, «Просвещение»

    Учебник

    Составлено по учебнику : «Русский язык. Учебник для 6 класса общеобразовательных учреждений ». Москва, «Просвещение», 2007. Авторы: М. Т. Баранов... внутри простого предложения Упр. 34 10 Сложное предложение. Запятые в... диктант 14 Текст §10 , упр.48 15 ...

  • Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений». Москва, «Просвещение»

    Учебник

    Составлено по учебнику : «Русский язык. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений ». Москва, «Просвещение», 2007. Авторы: Л. А. Тростенцова, ... уголок природы Сложносочиненные предложения (ССП) 10 + 2 19 Понятие о сложносочиненном предложении...

  • Обществознание, 11

    Урок №31-32

    ОЩЕСТВЕННОЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ СОЗНАНИЕ

    Д.З.: § 13, ?? (с.157), задания (с.158)

    Ред. А.И. Колмаков


    Цели урока

    • Формировать представление о роли сознания в жизни человека и общества.
    • Обогатить социальные знания по теме;
    • Содействовать формированию грамотного поведения в обществе.

    Универсальные учебные действия

    • Объясняет явления, приводит примеры, сравнивает, анализирует, решает практические задачи, раскрывает смысл понятий, аргументирует свою точку зрения, работает с текстами различных стилей.

    Понятия, термины

    • сознание (обыденное, индивидуальное, массовое, общественное);
    • философия, политическое сознание, правовое сознание, мораль, искусство, наука, религия;
    • общественная психология;
    • идеология;
    • общественное мнение

    Изучение нового материала

    • Сущность и особенности общественного сознания.
    • Структура общественного сознания.
    • Общественная психология и идеология.
    • Индивидуальное и общественное сознание.

    Вспомните . Может ли общество разумных людей вести себя неразумно? Кто формирует общественное сознание? Каким образом сознание общества связано с сознанием человека?


    Что такое сознание?

    • Сознание – способность человека воспроизводить действительность в идеальных образах.
    • Сознание – высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности.

    Духовную жизнь общества отражают

    общественное сознание

    массовое сознание

    индивидуальное сознание


    Общественное сознание – целостное и сложное духовное явление. В процессе духовной жизни общества формируются:

    - разнообразные знания

    - особенности психического склада разных социальных групп

    - отношение к природе, объективной реальности

    - укореняются привычки, настроения, нравы, традиции народов


    ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

    Учёные признают относительный характер общественного сознания.

    Многие идеи, взгляды людей, их нравственные убеждения обладают значительной устойчивостью и живучестью и довольно долго сохраняются в сознании людей , их поступках даже тогда, когда уже нет тех объективных условий, тех общественных отношений на базе которых они возникли

    Общественное сознание обладает преемственностью .

    Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества

    Общественное сознание – процесс осознанного восприятия окружающего мира социальными общностями, состояние массового сознания, выражающее отношения социальных групп и организаций к окружающему миру, к устойчивым, постоянно повторяющимся явлениям, событиям и тенденциям общественной жизни.


    Идеи и взгляды людей могут опережать реальные условия, тогда говорят о том, что такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения.

    Шарль Луи Монтескьё (1689-1755), французский философ-просветитель, историк и правовед, писатель. Был родоначальником концепции современного разделения властей


    • Общественное сознание не существует без сознания отдельных личностей. Личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, когда они выходят за пределы индивидуального существования и становятся общим достоянием. Так, выдвинутая идея разделения властей не утратила авторства, но стала частью общественного сознания.

    Между индивидуальным и общественным сознанием нет жёстких границ. Напротив, между ними происходит постоянное взаимодействие. Общественное сознание не существует без сознания отдельных личностей . Личные идеи и убеждения приобретают характер общественной ценности, когда они выходят за пределы индивидуального существования и становятся общим достоянием или убеждением, входят в общее сознание, в нравы, в искусство, в науку, в право, в нормы поведения


    Никола́й Копе́рник

    (1473-1543гг.)

    Пришёл к выводу, что не Земля, а Солнце должно быть неподвижным центром Вселенной


    Джорда́но Бру́но

    (1548-1600), философ

    Выдвинул идею бесконечности Вселенной

    Был осуждён католической церковью как еретик и приговорён светским судом Рима к смертной казни через сожжение . В 1889 году, спустя почти три столетия, на месте казни Джордано Бруно был воздвигнут памятник в его честь.


    МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ один из видов общественного сознания, реальная форма его практического существования, тип общественного сознания, широкая совокупность идей, представлений, иногда даже иллюзий, чувств, настроений, которые отражают определённые стороны жизни общества, способные вызывать интерес масс . (степень распространения в обществе)

    - практическое знание различных социальных групп , не основанное на специализированном знании, нужное социальным группам в повседневной жизни для взаимодействия и коммуникации в малых группах , местности проживания, стране, мире

    Формой проявления массового сознания является общественное мнение .

    Общественное мнение – это точка зрения многих, возможно даже большинства, представителей какой-либо социальной группы, но не обязательно всех.


    1. ФИЛОСОФИЯ – выполняет мировоззренческую, познавательную функцию .

    2. ПОЛИТИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ – политические идеи, цели, интересы, нормы, законы .

    3. ПРАВОВОЕ СОЗНАНИЕ – совокупность представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как социальной ценности .

    4. МОРАЛЬ включает нравственные принципы общества, нормы поведения (которые сформировались под воздействием религиозных верований), способы формирования у человека нравственных чувств .

    5. ИСКУССТВО формирует в обществе эстетическое сознание (отношение к действительности, любовь к прекрасному, возвышенному) .

    6. РЕЛИГИОЗНОЕ СОЗНАНИЕ – религиозные идеи, вера в Бога, в бессмертие души, формирует религиозную мораль, оказывающую влияние на общественную мораль .


    СОЗНАНИЕ – одно из основополагающих понятий философии, психологии и социологии, обозначающее способность человека воспроизводить действительность в идеальных образах.

    Структура общественного сознания может рассматриваться под углом зрения уровней глубины отражения общественным сознанием социальной действительности, и тогда в качестве основных структурных элементов выделяется общественная психология и идеология


    Уровни общественного сознания: общественную психологию и идеологию

    идеологию

    общественную психологию

    Идеология - это система теоретических взглядов, отражающая степень познания обществом мира в целом и отдельных его сторон

    Общественная психология есть совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп.

    рациональный уровень общественного сознания

    эмоциональный, чувственный уровень общественного сознания


    ОБЩЕСТВЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ – совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп, формируется под влиянием конкретно-исторических условий социального бытия.

    Например, так как условия для каждой из больших социальных групп различны, неизбежно различаются между собой и их социально-психологические комплексы, например комплекс превосходства так называемых благородных сословий над простонародьем в Средние века, Новое время.


    Идеология – система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг другу, а также цели социальной деятельности. Представляет более высокий по сравнению с общественной психологией уровень общественного сознания – уровень теоретического отражения мира. Всегда носит общественный характер.

    Если общественная психология формируется стихийно, непосредственно под воздействием тех жизненных обстоятельств, в которых находится общественная группа, то идеология выступает как продукт теоретической деятельности её идеологов.


    Марксизм - учение, основу которого составляют диалектический материализм, теория общественно-экономических формаций, теория прибавочной стоимости, учение о классовой борьбе. Теоретические положения марксизма послужили основой ленинизма и сталинизма в СССР как разновидности коммунистической идеологии. Коммунизм – политическая идеология, провозглашающая создание бесклассового и безгосударственного общества на основе ликвидации частной собственности, социального равенства и социальной справедливости.

    Карл Маркс


    В чём отличие между социальной психологией и идеологией?

    Соотношение между общественной психологией и идеологией можно рассматривать как соотношение между эмоциональным и рациональным уровнем общественного сознания. Идеология проникает в сущность явлений .

    Вывод. Сознание не просто психическое состояние, а высшая человеческая форма отражения действительности. Оно структурно организовано и является целостной системой, состоящей из различных элементов, находящихся между собой в закономерных отношениях.


    Решите тест

    1. Носителем общественного сознания являются

    1) предметы духовного производства;

    2) социальные группы;

    3) нормы морали и права;

    4) религиозные догматы.

    2. Какое положение верно характеризует общественное сознание?

    1) общественное сознание всегда тормозит общественное развитие;

    2) общественное сознание не обладает самостоятельностью по отношению к общественному бытию;

    3) общественное сознание определяет духовную жизнь общества;

    4) общественное сознание сводится к простой сумме индивидуальных сознаний.


    Решите тест

    3. К формам общественного сознания не относится

    1) экономика;

    2) религия;

    4) философия.

    4. Верны ли следующие суждения об индивидуальном сознании?

    А. Индивидуальному сознанию присуще то общее, что свойственно социальной группе, к которой принадлежит данный человек

    Б. Индивидуальному сознанию присущи все черты, свойственные данному человеку

    1) верно только А 3) верны оба суждения

    2) верно только Б 4) оба суждения неверны


    Решите тест

    5. Установите соответствие между проявлениями общественного сознания и его уровнями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

    ПРОЯВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

    УРОВНИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

    А) мода

    1) общественная психология

    Б) теоретическое выражение

    2) идеология

    В) социальный характер

    Г) привычка

    Д) коренные интересы социальных групп


    Решите тест

    6. Найдите в приведённом списке черты идеологии и запишите цифры, под которыми они указаны.

    1) сочетает противоречивые взгляды;

    2) охватывает главным образом эмоциональную и волевую сферы;

    3) большая удалённость системы взглядов от непосредственного процесса жизни;

    4) идеи и взгляды носят эмпирический характер;

    5) является рационализированной системой знаний;

    6) обоснованность воззрений теоретиками.

    7. В СССР в 30-е годы XX в. имел место энтузиазм населения, верившего в построение светлого будущего. Это пример

    1) правосознания;

    2) философского сознания;

    3) массового сознания;

    4) научного сознания.


    8. Официальное объявление о проведении реформ в стране У. способствовало появлению таких психических состояний и явлений, как апатия, стресс, паника, слухи и т.д. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что речь идёт об общественной психологии?

    1) формируется целенаправленно

    2) основана на жизненно-практическом опыте человека

    3) отражает внутренние свойства социального объекта

    4) характеризуется обобщённой системой взглядов и воззрений

    9. Запишите слово, пропущенное во фрагменте таблицы

    Структура общественного сознания

    Наименование форм общественного сознания

    Их сущность

    Форма общественного сознания и освоения действительности, её художественного познания и оценки, особая форма творческой деятельности человека


    10. Верны ли следующие суждения об общественном мнении?

    А.Общественное мнение представляет собой различные слухи, которые получают широкое распространение среди населения в связи с ложной или неполной информацией

    Б. Общественное мнение является формой проявления массового сознания .

    • верно А; 2) верно Б; 3) верны оба варианта ответа;

    4) оба варианта ответа не верны

    11. Укажите науки (порядок чисел), изучающие сознание:

    • Физиология;
    • Анатомия;
    • Психология;
    • Кибернетика;
    • Биология;
    • Химия;
    • Физика;
    • Философия.

    Практические выводы


    Контрольные вопросы

    • Что понималось под сущностью сознания сторонниками разных точек зрения?
    • Как связаны между собой общественное сознание и духовная культура?
    • Охарактеризуйте основные черты общественного сознания.
    • Дайте характеристику различных форм общественного сознания.
    • Какие уровни принято выделять в общественном сознании?
    • Чем различаются общественная психология и идеология?
    • Как связаны между собой общественное и индивидуальное сознание?

    рефлексия

    • Что узнали?
    • Каким способом?
    • Чему научились?
    • Какие испытывали трудности?
    • Интересно ли было на уроке?

    ЛИТЕРАТУРА

    • Обществознание. Учебник для 11кл. Базовый уровень.

    Под редакцией Л. Н.Боголюбова, Н. И. Городецкой, А.И. Матвеева. М., Просвещение,2008.

    • Ресурсы сети Интернет.
    • Учитель истории и обществознания
    • Котруца Л.Н., ГКОУ ККК «Ейский казачий кадетский корпус» Краснодарского края

    Ответы по тестам урока:

    ответ

    1)В познании общества, в отличии от познания природы, а) объект и субъект совпадают б) основным методом является эксперемент в) не

    могут выдвигаться гипотезы и предположения

    г) истина имеет относительный характер

    2) Какие из суждений верны?

    социальная функция образования заключается в том, что

    А. в его процессе человек овладевает опытом общения, осуществляется социализация личности

    Б. оно непосредственно регулирует социальные процессы в обществе

    а) только А

    б) только Б

    в) и А, и Б

    г) ни А, ни Б

    3) Итальянский путешественник Плано ди Карпини, посланец Папы Римского ко двору Великого хана монголов, писал о русских землях после нашествия Батыя:"Некогда богатый и многолюдный Киев сведен почти на нет: едва существует там двести домов". Какая форма общественных изменений может быть проиллюстрирована данным примером?

    а) революция

    б) регресс

    в) модернизация

    г) прогресс

    4) Широкое распространение компьютерных технологий, превращение их в значимый фактор производства-характерные черты общества

    а) интенсивное развитие науки и технологий

    б) автоматизация и роботизация промышленного произвдства

    в) преобладание семей партнерског, демократического типа

    г) преобладание в общественном сознаниии религиозных ценностей

    5) К глобальным проблемам современного общества относится

    а) истощение природных ресурсв

    б) принятие национальных стандартов образования

    в) осуществление диалога культур

    г) проведение международных конференций

    6)Выбирите 3 элемента верного ответа и обведите соответсвующие номера

    какие признаки относятся к науке?

    а) оказательство

    б) образность

    в) символичность

    г) объективность

    д) рационализм

    7) Приведенные в перичне термины, ща исключением двух, характеризуют продукты массовой культуры. Номера лишних терминов

    а) анимация

    б) сериал

    в) бестселлер

    д) ток-шоу

    Помогите ответить на впоросы!!!желательно что было удобно ответы сделать в виде таблицы)) 1) Что

    позволяет утверждать, что общество является системой? 2) Каковы важнейшие
    компоненты общества как системы? 3) Что такое общественный институт?
    Назовите основные институты общества. 4) Назовите и охарактеризуйте
    основные сферы жизни общества. 5) Как связаны общественные отношения,
    институты и сферы жизни общества? Проиллюстрируйте эту связь примерами.
    6) Приведите примеры, отражающие взаимосвязь различных сфер жизни
    общества. 7) Какие черты развития общества выделяют сторонники
    эволюционного подхода? 8) В какой форме выражается скачкообразность
    общественного развития? 9) Как и почему менялись оценки роли революций в
    развитии общества? 10) Что свидетельствует об ускорении в последнее время
    темпов общественного развития?

    ž Духовная жизнь - Это взятая в процессе развития совокупность всех проявлений деятельности разума, воли, чувств, которые развиваются на основе практической деятельности людей

    Общественное сознание – это воззрения людей в из совокупности на явления природы и социальную реальность, выраженные в созданных обществом естественном и искусственном языке, творения духовной культуры, социальных нормах и взглядах (духовное, психическое отражение общественного бытия). Это основа духовной жизни общества.

    Черты общественного сознания:

    ž Общественное бытие влияет на общественное сознание через материальные и духовные потребности

    ž Общественное сознание носит исторический характер

    ž Оно познает, осмысляет, проникает в сущность процессов

    ž Единство общественного бытия и общественного сознания

    Общественное сознание сложно не только по содержанию, но и по своей структуре . За критерий деление я возьму форму общественного сознания. Различают такие формы, как

    Философия выполняет мировоззренческую, познавательную функцию. Она помогает людям мыслить абстрактными, теоретическими положениями, наиболее общими понятиями и категориями.

    Политическое сознание обслуживает социальные группы, членов общества, обосновывая политические идеи, цели, а также подводит базу под политическими и правовыми интересами, юридическими нормами, законами, стратегией и тактикой достижения цели.

    Правовое сознание есть не что иное, как совокупность представлений и чувств, выражающих не только знание права, но и отношение к нему, уважение его как социальной ценности, а также усвоение навыка одобряемого с точки зрения права поведения.

    Моральное сознание включает нравственные принципы общества, нормы поведения, способы формирования у человека нравственных чувств.

    Искусство (эстетическое сознание)

    Наука отражает общественное сознание в виде законов, теорий, вооружает людей научными знаниями,

    Религия формирует религиозное сознание, религиозные идеи, веру в Бога, в бессмертие души, формирует религиозную мораль

    1. Духовная жизнь общества: мораль и право.

    Мораль – форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.

    Право - регулирование поведения людей с помощью системы законов, необходимое условие существования свободных людей в обществе.

    Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в тоже время принципиально отличается от него.


    Общее в том, что нормы права и нормы морали:

    1 являются в системе социальных норм самыми универсальными, распространяющимися на все общество.

    2 имеют один объект регулирования – общественные отношения.

    3 выступают мерой свободы в обществе

    5 имеют сходную структуру

    Различное в том, что

    1 нормы морали формируются в процессе развития моральных взглядов и идеалов, содержатся в сознании людей и выражаются в общественном мнении. А нормы права установлены государством, официально зафиксированы.

    2 нормы морали исполняются в силу привычки и внутренних убеждений, а нормы права обязательны для исполнения

    3 Нормы права поддерживаются силой государственного принуждения, а нормы морали нет

    4 нормы морали регулируют отношения подконтрольные и неподконтрольные государству, а нормы права лишь те, которые подконтрольны гос-ву.

    5 нормы морали регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, а нормы права с позиций законного и незаконного.

    45 Духовная жизнь общества: искусство и религия.\

    Искусство – такой вид духовного производства, который представляет собой творение профессионалов (художников, музыкантов, поэтов и т.д.), т.е. специалистов в области эстетического. Эстетическое есть не только в искусстве, оно разлито по всей социальной реальности и вызывает особенные эстетические чувства у людей (например, при любовании горами). В искусстве же эстетическое носит самодовлеющий характер.

    Первоначально искусство не было чисто эстетической деятельностью, оно служило магии, религии и передаче социального опыта (наскальные рисунки). В классовом обществе искусство становится самостоятельным.

    Искусство имеет социальное содержание, что особенно проявляется в кризисные периоды развития общества..

    Функции искусства:

    1. Познавательная: произведения искусства являются ценным источником информации.

    2. Воспитательная: искусство оказывает глубокое воздействие на идейное и нравственное становление человека, его совершенствование или падение.

    3. Эстетическая: искусство доставляет эстетическое удовольствие и наслаждение, вызывает в человеке определенные эмоции (смех, слезы и пр.

    Религия – это историческая форма мировоззрения, социальный институт, а также вид духовного производства. Благодаря тщательно разработанным принципам и традициям, религия стала мостом между материальным и духовным мирами. В отсутствие социальной справедливости она позволяет обеспечить и сохранить порядок и стабильность в обществе. С позиции социальной философии, религия формирует социальное мировоззрение, позволяющее руководствоваться им в повседневной жизни – растить детей, общаться с окружающими, помогать друг другу.

    Будучи социальным институтом, религия имеет определенную структуру:

    1. Религиозное сознание, включающее: а) религиозную идеологию б) религиозная психология –.

    2. Религиозный культ – совокупность символический действий, с помощью которых верующие пытаются повлиять на воображаемые сверхъестественные или реально существующие объекты

    3. Религиозные организации – объединения последователей определенной религии

    Функции религии:

    Мировоззренческая, компенсаторная, коммуникативная, регулятивная, интегрирующая, культуро-транслирующая.

    Общественное сознание — очень важная характеристика общества, которая выражает в первую очередь его духовную жизнь. Такое сознание отображает настроение, идеи, теории и взгляды общественного существования и рассматривается как самостоятельная система.

    Общественное сознание и его значение в развитии нации

    Какой бы сильной или интегрированной ни была нация (или часть населения) для нее в той или иной мере характерно общественное сознание. Субъектом здесь является не отдельный человек, а социум. Общественное сознание формируется в течение веков и в некой мере зависит от исторического развития событий. Ментальность народа можно назвать демонстрацией такого

    Безусловно, такая форма сознания имеет огромное влияние на Структура общественного сознания выглядит следующим образом:

    • Общественная психология выражает побуждения, настроение и чувства социума и во многом зависит от каких-то характерных обычаев и традиций. Эта часть сознания является чувственным и эмоциональным способом познавать и реагировать на жизнь.
    • Идеология — это теоретического отражение мира, которое демонстрирует степень познания и понимания мира обществом или какой-либо его частью.

    Безусловно, общественное сознание возможно только при взаимодействии идеологии и общественной психологии.

    Общественное сознание и его формы

    По мере роста и развития человечества люди все больше совершенствовали свои расширяли понимание и восприятие мира. Именно таким образом и возникли следующие :

    • Мораль — одна из важнейших характеристик коллективного сознания. Ведь именно она демонстрирует взгляды и представления общества, их систему норм и оценивания действий как отдельной личности, так и группы людей или социума.
    • Политическое сознание — демонстрирует совокупность настроений, идей, традиций и взглядов разных групп населения. При этом политическое сознание полностью отражает требования и интересы разных социальных слоев, а также их отношения друг с другом.
    • Право — еще одна форма сознания, которая характеризируется наличием системы норм социума. Именно таким образом общество оценивает права, создает правовую идеологию, которая затем и охраняется государством. Стоит понимать, что создать какую-то идею может один человек, но частью общественного сознания она становится только после того, как общество ею прониклось.
    • Религия — одна из самых старых форм общественного сознания, которая возникла за много веков до нашей эры. Она включает в себя веру, представления о божественном и сверхъестественном, а также религиозные чувства и действия социума.
    • Эстетическое сознание — характеризирует восприятие обществом чувственных, художественных образов.
    • Научное сознание — еще одна часть жизни и восприятия социума, которая стремится систематизировать мир на категории. Здесь во внимание берутся лишь те факты, которые нашли фактические, материальные подтверждения. Эта часть сознания отражает только рациональные факты.
    • Философское сознание — это теоретическое восприятие мира, которое изучает какие-то общие законы и характеристики как отдельного социума, так и всего Эта часть позволяет создавать новые методы познания мира. Кстати, для каждой исторической эпохи характерна какая-то собственная, уникальная система философского сознания.

    Общественное сознание имеет огромное значение для развития нации и ее культуры. Ведь именно культура считается самым ярким отражателем коллективного сознания, которая демонстрирует некие традиции, идеалы, моральные ценности, образ жизни и мышления не только общества в целом, но и каждого отдельного его члена.