Основные принципы теории бессознательного фрейда. Сознание и бессознательное

Не все психические явления осознаются человеком. Некоторые явления действительности, которые человек воспринимает, но не отдает себе отчета в этом восприятии, фиксируются низшим уровнем психики, который в свою очередь образует бессознательное (подсознательное). Под бессознательным понимается специфическая форма отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения. Сфера бессознательного включает в себя все психические явления, возникающие во сне, – сновидения; реакции человека, возникающие в ответ на ощущения, реально воздействующие на человека, но не ощущаемые им; движения, бывшие в прошлом сознательными, но благодаря повторению автоматизировавшиеся и поэтому более не осознаваемые. К бессознательному относятся также и некоторые патологические явления, возникающие в психике больного человека: бред, галлюцинации, видения, ощущения. Общественные условия существования человека детерминируют не только его сознательное существование, но и его бессознательное и отражаются в мозгу человека как частичное восприятие окружающей действительности .

Впервые бессознательное в структуре личности выделил Зигмунд Фрейд. Под бессознательным понимается совокупность психических процессов, актов и состояний, детерминированных окружающими индивида условиями, во влиянии которых на индивидуальные психические процессы, явления и состояния человек не отдает себе отчета. Кроме того, бессознательное можно определить как форму психического отражения действительности и отношения к ней человека, которые им не осознаются.

Выделяют 4 класса проявления бессознательного:

1) надсознательные явления – уровень психической активности человека, который используется при решении творческих задач и не поддается сознательно-волевому контролю. Понятие о надсознательном включает две формы неосознаваемой психической активности: бессознательное, которое зависит от уже имеющейся информации, детерминированной прошлым опытом человека, и надсознательное, которое предполагает стремление человека к созиданию того, чего никогда не было в личном и коллективном опыте. Подобное конструирование обусловлено набором интеракций личности с миром культурных ценностей, который она не только использует и усваивает, но и наращивает, транслируя вектор развития общества, где живет человек, отражая назревшие тенденции объективного развития этого мира;

2) неосознаваемые побудители деятельности (неосознаваемые мотивы и потребности), которые детерминируются имеющим личностный смысл образом желаемого будущего;

3) неосознаваемые регуляторы способов выполнения деятельности, под которыми понимается система навыков человека, представляющими собой совокупность автоматизированных образцов поведения и непроизвольных действий;

4) проявления субсенсорного восприятия. Изучение бессознательного, его природы, специфики его проявлений, механизмов и функций, основных характеристик позволяет создать целостную картину психической жизни человека.

Для концепций З. Фрейда в целом характерен акцент на бессознательном, которое образуется вытесненными сексуальными желаниями и влечениями (либидо), определяемыми общественной моралью и управляемыми человеческим поведением на протяжении всей жизни.

З. Фрейд рассматривал сознание человека как сферу борьбы сознательного и бессознательного.

Согласно его теории структура личности включает три сферы: бессознательное (ид – «оно»), сознание (эго – «я»), супер-эго («сверх-я»). Она представляет собой совокупность биологических влечений и потребностей, которые составляют часть данного от природы опыта, и требует лишь возможности проявиться вовне и получить удовольствие. Таким образом, «оно» имеет по преимуществу подсознательную природу и руководствуется принципом удовольствия. «Я» – это психическая структура, которая воспринимает особенности внешнего мира, его свойства и межличностные отношения и контролирует, какие влечения в зависимости от обстоятельств могут найти удовлетворение, а какие – нет.

Таким образом, «я» руководствуется принципом реальности, а «сверх-я» представляет собой структуру, которая образуется под влиянием социальной среды и ее установок, норм, традиций и запретов и является носителем моральных норм.

Именно «сверх-я» лежит в основе чувства вины, которое испытывает «я», принимая решения об удовлетворении какой-либо потребности. По мнению З. Фрейда, ведущую роль в психике играет «оно», содержание которого составляет две группы инстинктов:

1) инстинкты продолжения жизни (эрос), энергию которых З. Фрейд назвал либидо;

2) инстинкты смерти (танатос) – это инстинкты разрушения, агрессии.

Энергия этих инстинктов развертывается с раннего детства. Эрос у мальчиков проявляется в повышенной привязанности к матери, которая зачастую принимает форму сексуального влечения. Это выражается в чувстве соперничества с отцом. Девочки направляют сексуальную энергию на отца, и, соответственно, испытывают чувство ревности к матери. Эти неосознанные сублимированные (замещенные) формы детской сексуальности З. Фрейд назвал эдиповым комплексом (для мальчиков) и комплексом Электры (для девочек). На последующих стадиях психического развития индивида сексуальная энергия проявляется в сексуальном влечении, творчестве, жизнедеятельности в целом, стремлении к власти.

Сексуальность как главный источник конфликтов, по З. Фрейду, является основным фактором возникновения в обществе норм морали, социального контроля, санкций. Сублимация сексуальной энергии является одним из методов пресечения конфликтов и лежит в основе социокультурной, творческой, властной и других видов человеческой деятельности. Сексуальность, подавляясь в той или иной степени внутри общества нормами и санкциями, может трансформироваться в межличностные и внутриличностные конфликты. З. Фрейд считал, что именно эти механизмы породили новое формирование – государство как систему обороны и нападения и определили возникновение институтов (образование, религия, семья, власть и т. п.) для поддержания сложившегося порядка. Таким образом, общество и его институты сформировались в результате конфликтов, в основе которых лежала неудовлетворенность сексуальных желаний.

В соответствии с сексуальной теорией психики З. Фрейда все стадии психического развития человека сводятся к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам энергии эроса. Выделяют 5 основных стадий психического развития человека:

1) оральная стадия – от рождения до 1 года. Характеризуется тем, что основным источником удовольствия является кормление.

На этой стадии ребенок совершает два последовательных действия: в первой половине оральной стадии – сосание, во второй половине – с появлением зубов – к сосанию добавляется укус. Мать не позволяет ребенку кусать свою грудь, и т. о. стремление к наслаждению вступает в конфликт с реальностью. По мнению З. Фрейда, у новорожденного нет «я». Это психическое образование постепенно отделяется от его «оно». Таким образом «я» – это часть «оно», модифицированное под влиянием внешнего мира;

2) анальная стадия – от 1 года до 3 лет. На этой стадии ребенка приучают к опрятности, он встречается с запретами и наказаниями. На этой стадии полностью сложилось «я», которое уже способно контролировать импульсы «оно». Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе некоторые запреты. Таким образом, начинает формироваться «сверх-я» ребенка как часть его «я», где в основном заложен авторитет родителей;

3) фаллическая – от 3 до 5 лет. Является высшей ступенью детской сексуальности. Генитальные органы становятся ведущими эрогенными зонами. Дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. На этой стадии у мальчиков возникает эдипов комплекс, а у девочек – комплекс электры, о которых говорилось выше. Вытеснение этого комплекса приводит к тому, что полностью выделяется структура «сверх-я». К концу этой стадии все три психических компонента личности уже сформированы, при этом главную роль играет «я»;

4) латентная стадия – от 5 до 12 лет. Характеризуется снижением полового интереса. На этой стадии «я» полностью контролирует потребности «оно». Ребенку не достаточно межличностных отношений в семье и он ищет дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семьи;

5) генитальная стадия – от 12 до 18 лет. Характеризуется возвышением детских сексуальных влечений. На этой стадии все эрогенные зоны активизируются, и подросток стремится к нормальному сексуальному общению. На этой стадии «я» активно противодействует агрессивным импульсам «оно».

По мнению З. Фрейда, характер человека складывается в зависимости от особенностей развития его «оно», «я», «сверх-я» и их взаимодействий. Влечения и потребности «оно» вступают в конфликт с его «я», в результате которого в сознании возникает состояние тревоги, которая выполняет функцию мобилизации защитных сил, выработки наиболее эффективной защитной стратегии.

В развитии душевных состояний З. Фрейд выделил ряд таких механизмов, которые назвал защитными механизмами «я». Они индивидуальны и складываются на ранних этапах развития ребенка. У каждого человека складывается свой набор, точнее, паттерны внутренних защитных механизмов, которыми он чаще неосознанно, чем осознанно, пользуется в трудных ситуациях. З. Фрейд выделяет следующие механизмы внутренней защиты человека при конфликте «я» и «оно»:

1) сублимация, или замещение вида психической энергии, характеризуется переключением, «уходом» в другую сферу жизнедеятельности. Так, например, нереализованные сексуальные желания могут переходить в такие виды деятельности, как творчество, искусство, политика. В случае ухода в политическую деятельность можно говорить о преобладающем перевесе количества мужчин. Кроме того, мужчины в подобных ситуациях зачастую «уходят» в профессиональную или иную деятельность – спорт, хобби и т. д. Женщины в ситуации семейных конфликтов наиболее часто находят себя в материнстве;

2) вытеснение как прямой путь ухода от тревоги проявляется как особый процесс удаления из сознания мыслей и чувств, причиняющих страдание, как «сознательное» забывание. Это встречается в случаях забывания умерших близкими людьми;

3) обесценивание объекта – это косвенный путь ухода от тревоги, связанной с неудачей, несостоявшимися ожиданиями и планами. В этой ситуации сознание наделяет объект страданий свойствами и характеристиками, уменьшающими его ценность для индивида. Наиболее часто это встречается в случаях конфликта, развода семейных пар;

4) самообвинение – это путь ухода от тревоги путем частичного унижения достоинств своей личности. Проявляется в ситуациях, когда человек чувствует себя причастным к созданию конфликтной ситуации;

5) проекция – это приписывание своих недостатков, социально неодобряемых мотивов поведения, мыслей другим людям. Проекция помогает людям почувствовать себя среднестатистическим членом общества и снизить чувство вины;

6) рационализация проявляется как стремление найти социально приемлемое объяснение для маскировки своих истинных социально неодобряемых мотивов. Этот механизм ложной аргументации своего поведения широко используется в межличностном и деловом общении .

По мнению З. Фрейда, нереализованные и вытесненные влечения создают напряжение в сфере бессознательного и снова ищут выхода в сознание. В связи с этим З. Фрейд выделил окольные пути бессознательного:

1) свободные ассоциации представляют собой механизм, с помощью которого человек может вербализировать свои подсознательные переживания, чувства, эмоции, желания, значимые для него проблемы. Этот механизм лежит в основе психоанализа, который З. Фрейд называет методом свободных ассоциаций, заключающийся в том, что психоаналитик позволяет пациенту свободно высказывать свои мысли по различным вопросам и анализирует результат этой беседы, интерпретируя высказывания клиента, его переживания, сублимированные потребности;

2) сновидения играют значительную роль в оптимизации психической жизни человека. З. Фрейд говорил, что сновидения выполняют особую специфическую функцию, которая заключается в том, что актуальные для человека эмоциональные переживания отражаются в сновидениях. В образах сновидений отражаются значимые переживания, вытесненные влечения, которые именно посредством этого механизма становятся доступными сознанию и позволяют снизить напряжение в сфере бессознательного;

3) оговорки, очитки, описки и юмор. По мнению ряда ученых, юмор зачастую имеет сексуальную окраску, и именно такого рода юмор имеет успех. По З. Фрейду, бессознательные переживания получают отражение в оговорках, очитках, описках и юморе образом, аналогичным сновидениям.

Теория З. Фрейда перекликается с идеями К. Юнга о коллективном бессознательном, которое он называет архетипами. Согласно теории архетипов Е. Юнга коллективное бессознательное принадлежит всему человеческому обществу в целом, выражается в религии, искусстве, культуре и передается по наследству каждому члену общества от предыдущих поколений.

Кроме того, теория З. Фрейда имеет точки соприкосновения с символическим интеракционизмом Дж. Г. Мида и его идеей «генерализованного другого». Данное подавление, по З. Фрейду, ведет, с одной стороны, к возникновению у человека неврозов, которые он и приравнивал к конфликтам, а с другой стороны, к сублимации в науке, искусстве и других областях общественной жизни.

  • Вопрос 6.Философия Платона, учение об идеях, познании и человеке.
  • Вопрос 7.Философия Аристотеля, учение о материи и форме, познании, этические взгляды.
  • Вопрос 8.Философия эпохи эллинизма. Эпикур и его школа. Стоицизм и скептицизм. Неоплатонизм.
  • Вопрос 9. Особенности средневековой философии. Патристика: учение Августина Блаженного. Схоластика: Философия Фомы Аквинского.
  • Вопрос 10.Философия эпохи Возрождения. Пантеизм и диалектика в учениях н. Кузанского и Дж. Бруно.
  • Вопрос 11.Философия хvii- XVIII вв. Решение проблемы познания в философии Нового времени: эмпиризм и рационализм (ф. Бэкон, р. Декарт).
  • Вопрос 12. Учение о субстанции и её атрибутах в философии Нового времени (р. Декарт, б. Спиноза, г. Лейбниц).
  • Вопрос 18.Философия марксизма, ее исторические судьбы. Марксистская философия в России.
  • Вопрос 19.Своеобразие русской философии, этапы её развития. Русская философия 18 века: Ломоносов, Радищев.
  • Вопрос 20.Славянофилы (а.С.Хомяков, и.В.Киреевский) и западники: философские и социально-политические взгляды.
  • Вопрос 21. Русская материалистическая философия х1х века. А.И.Герцен, н.Г.Чернышевский.
  • Вопрос 22. Русская религиозная философия. Философия Всеединства в.С.Соловьева. Религиозный экзистенциализм и социальная философия н.А.Бердяева.
  • Вопрос 23. Позитивизм, его исторические формы. Неопозитивизм.
  • Вопрос 24. Основные идеи философии постпозитивизма (к.Поппер, т.Кун, п.Фейерабенд). Влияние постпозитивизма на современную философию.
  • Вопрос 25. Философская герменевтика как методология социально-гуманитарных (юридических) наук
  • Вопрос 26. Философия Шопенгауэра. Её развитие в философии жизни(ф. Ницше)
  • Вопрос 27. Учение о бессознательном з. Фрейда. Неофрейдизм.
  • Вопрос 29. Бытие. Его основные формы. Решение проблемы бытия. То или иное философское рассуждение выходит с понятия о бытие, например как содержание его неисчерпаемо.
  • Вопрос 32.Философские и научные концепции пространства и времени.
  • Вопрос 33. Понятие сознания, его происхождение, сущность и структура. Общественная природа и активность сознания.
  • Вопрос 34. Природа бессознательного, его основные проявления. Психическая деятельность как единство сознательного и бессознательного.
  • Вопрос 35. Бытие человека. Соотношение природного и социального в историческом и индивидуальном развитии человека. Сущность биологизаторских и социологизаторских концепций.
  • Вопрос 37. Истина и заблуждение. Объективное и субъективное, абсолютное и относительное, абстрактное и конкретное в истине.
  • Вопрос 38.Философские концепции истины. Проблема критериев истины.
  • Вопрос 39. Понятие методов познания. Классификация методов. Эмпирические и теоретические методы познания. Методология права.
  • Вопрос 40. Научное познание и его специфика. Эмпирический и теоретический урони научного познания.
  • Вопрос 41 Метафизика и диалектика как философские методы познания. Основные принципы и законы диалектики.
  • Вопрос 42. Категории единичного, o6щero и особенного, их роль познании.
  • Вопрос 43. Система. Структура, элемент, их взаимосвязь. Сущность системного подхода.
  • Вопрос 44.Категории содержания и формы. Содержание и форма в праве.
  • Вопрос 45.Категории причины и следствия. Проблема причинности в судебном исследовании.
  • Вопрос 46.Необходимость и случайность. Значение этих категорий для установления юридической ответственности.
  • Вопрос 47.Сущность и явление, их противоречивая взаимосвязь.
  • Вопрос 48. Категории возможности и действительности. Виды возможностей. Роль субъективного фактора в превращении возможности в действительность.
  • Вопрос 49. Природа и общество, этапы их взаимодействия.
  • Вопрос 50. Экологические и демографические проблемы в современном обществе, роль права в их решении.
  • Вопрос 51. Общественные отношения (экономические, политические, социальные, духовные) их особенности и роль в обществе.
  • Вопрос 52. Человек в системе социальных отношений. Понятие личности. Личность как субъект и объект общественных отношений.
  • Вопрос 53. Проблема исторической необходимости и свободы личности. Свобода и ответственность личности.
  • Вопрос 54. Сущность и предназначение человека. Проблема сохранения человеческой индивидуальности в современном мире.
  • Вопрос 55. Общественное и индивидуальное сознание. Структура общественного сознания.
  • Вопрос56. Специфика политического и правового сознания, их взаимообусловленность и социальная детерминация.
  • Вопрос 57. Нравственное сознание. Противоречивое единство морального и правового сознания.
  • Вопрос 58. Эстетическое сознание, его взаимосвязь с другими формами общественного сознания. Роль искусства в жизни общества.
  • Вопрос 59. Религия и религиозное сознание. Свобода совести.
  • Вопрос 60. Общество как исторический процесс. Концепции исторического процесса.
  • Вопрос 27. Учение о бессознательном з. Фрейда. Неофрейдизм.

    Основатель теории психоанализа – австрийский ученый, психиатр Зигмунд Фрейд (1856–1939). На опыте лечения и диагностики психики разработал концепцию бессознательных психических процессов, перенеся их на социальные явления.

    По З. Фрейду психика человека состоит из противостоящих друг другу сфер – сознательного и бессознательного, разделенных особой психической инстанцией – предсознательным.

    Бессознательное влияет на сознание человека, проявляясь в снах, оговорках, ошибках и в гипнотическом состоянии.

    Сознательное же осознанно воспринимается человеком. Это восприятие идет извне и изнутри и представлено нашими чувствами и ощущениями. Состояние осознанности не является длительным процессом и имеет пределы.

    Душевные процессы человека бессознательны. Под бессознательным он понимает те элементы психики человека, которые подобны животным инстинктам, а именно, многие наши желания и чувства.

    Модели личности, соотносящиеся с соответствующими системами психики: топографическая и динамическая.

    При динамической схеме психика представлена совокупностью трех слоев:

    1. «оно» – бессознательное;2. «я» – сознание человека;3. «сверх-я» – влияющая на личность внешняя реальность. Главные факторы, руководящие психикой человека, – удовольствия и вытеснения, когда психика отторгает неприемлемое.

    В основе бессознательного лежит сексуальный инстинкт – либидо.

    После критики – II психологическая схема: энергией бессознательного управляют эрос – инстинкт жизни и танатос – инстинкт смерти.Поведение человека объясняется инстинктом родового самосохранения. Все остальные стремления – следствия неудовлетворенности и переключения сексуальной энергии на другие области. З. Фрейд по традициям социологии и антропологии биологизировал человека, сведя социальные и психические явления к физиологическим и биологическим процессам.

    Одна из проблем психоанализа – бессознательное влечение к родителю, которое определяет направление формирования личности и ее поведение в дальнейшей жизни.Фрейд применил психоанализ, к межличностным отношениям, психологии масс, инстинктам культуры, которые трактовал в духе психологизма. Главная проблема – конфликт человека и общества.

    По З. Фрейду – человек стремится к удовлетворению своих инстинктов и влечений, а общество подавляет их, что вызывает враждебное отношение человека к культуре общества.

    З. Фрейд использует для анализа религии и религиозности: иллюзорность защиты человека от проявлений природы и несправедливостей культуры. Предложил переход от религиозной веры к атеизму.

    На основе учения З. Фрейда возникло философское течение неофрейдизма. Его разработали А. Адлер, В. Рэйх, Г. Юнг, Э. Фромм.

    Цель – помочь человеку решить эти проблемы; главный способ – культивирование всеобщей любви.

    Смысл жизни – в активном проявлении личности во всех сферах.

    Основной мотив поведения – страсти.

    Последователи Фрейда (представители неофрейдизма) считают, что ведущую роль в положении человека играют общественно-культурные воздействия. То есть они сосредотачивают свое внимание на социальных и культурных процессах. По их мнению, именно эти процессы оказывают существенное влияние на возникновение внутриличностных конфликтов индивида. В основе всех теоретических построений этого направления лежат понятия бессознательного и принципиальной конфликтности отношений личности и общества.

    Вопрос 28. Проблема человека в философии экзистенцианолизма. Экзистенциализм или философия существования, – философское направление XX в., идеи которого получили широкое распространение во многих европейских странах, а также в США. Его основоположниками на Западе считаются немецкие философы Карл Ясперс (1883-1969) и Мартин Хайдеггер (1889-1976), французские философы Жан Поль Сартр (1905-1980), Габриель Марсель (1889-1973), а также Морис Мерло-Понти (1908-1961) и Альбер Камю (1913-1960). К экзистенциализму близко такое религиозно-философское течение, как персонализм. Предметом философии является человек, его существование, бытие. Но наука о человеке по мнению экзистенцианалистов невозможна, поэтому философия представляет собой вненаучное, внетеоретическое рассмотрение человеческого бытия, интимные переживания отдельного индивида. Но что такое человек? Как и Достоевский, экзистенцианалисты утверждают, что человек - тайна, а философия должна заниматься не проблемами, а тайнами, не давать решения вопросов и вести поиски не в сфере рационального сознания, а в сфере переживаний. Экзистенцианализм - философия ярко выраженного иррационализма, антиинтеллектуализма. По мнению экзистенцианалистов наука не только бесполезна, но и вредна. Истина - зло, она отягощает человеческое существование. Истина, знание не ведут к свободе. Чем больше объем знания, тем больше и неопознанного. Незнание - предпосылка свободы. Чем человек меньше знает, тем он свободнее. При этом каждый человек обладает своей истиной, порожденной свободой. Экзистенцианализм близко рассматривает проблему бытия и человека, сводит их. Проблема человеческого бытия рассматривается с позиций субъективного идеализма. Бытие - неопределимо, но вопрос о нем не лишен смысла. Решение этого вопроса и есть смысл человеческого бытия. Проблема бытия есть проблема человека, который вопрошает о бытии, переживает его. Бытие само по себе(по словам Кьеркегора) бессмысленно, оно внушает человеку страх и отчаяние. Попытка опираться на внешний мир бессмысленна, спасение следует искать в воле Бога. Общество также враждебно индивиду. Оно мешает личности, превращает ее в винтик, стандартную деталь, не имеющую лица. Жизнь ужасна, от существования человек испытывает страх, стремится к небытию - к смерти. Только бытие, свободное для смерти дает существованию цель. Апология смерти, понимание свободы как самоубийства встречаются в произведении Достоевского "Бесы", в рассуждениях Камю. На пути смерти человек попадает в пограничную ситуацию - ситуацию, когда человек познает себя как нечто безусловное. Спасение человека в окружающем его мире - лишь он сам, его "самость", ядро непознаваемой экзистенции. Человек сам должен спасти себя, прийти к свободе. Это может произойти только в свободном решении человека. Личность должна противостоять собственной врожденной боязливости. В центре этой философии человек не познающий и преобразующий мир, а страдающий, одинокий, несчастный, но стремящийся к свободе, отвечающий за свои поступки.

    Экспериментальная разработка понятия бессознательного была впервые проведена Зигмундом Фрейдом, показавшим, что многие действия, в реализации которых человек не отдает себе отчет, имеют неосознаваемый характер. В бессознательное вытесняются нашитайные желания и фантазии, которые противоречат общественной морали и общепринятым нормам поведения, а также слишком нас тревожат, чтобы быть осознанными. Им было рассмотрено, как та или инаямотивацияпроявляется всновидениях,невротических симптомахитворчестве. Известно, что главным регулятором человеческого поведения служат влечения и желания субъекта. Будучи лечащим врачом, он столкнулся с тем, что эти неосознаваемые переживания и мотивы могут серьёзно отягощать жизнь и даже становиться причиной нервно-психических заболеваний. Это направило его на поиски средств избавления от конфликтов между тем, что говорит их сознание, и потаенными, слепыми бессознательными побуждениями. Так родился фрейдовский метод исцеления души, названныйпсихоанализом .

    Во времена Фрейда идея бессознательного получила повсеместное распространение. Однако благодаря Фрейду это понятие приобрело иное психологическое звучание, поскольку он целенаправленно использовал его для объяснения психических и в особенности невротических расстройств. В ходе проведенного Брейром лечения пациентки Анны О., страдавшей истерией, Фрейд заметил, что в основе ее страданий лежат «реминисценции» травматического происшествия, то есть неведомые и в то же время известные пациентке образы, вызывающие болезненные переживания. Согласно представлениям 3. Фрейда, невротические симптомы - это следы вытесненных травмирующих переживаний, которые образуют в сфере бессознательного сильно заряженный очаг и оттуда производят разрушительную работу. Очаг должен быть вскрыт и разряжен - и тогда невроз лишится своей причины.

    Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: этосновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.) иневротические симптомы .

    По мнению 3. Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых - сексуальное влечение (либидо). Оно существует уже у младенца, хотя в детстве оно проходит через ряд стадий и форм. Ввиду множества социальных запретов сексуальные переживания и связанные с ними представления вытесняются из сознания и живут в сфере бессознательного. Они имеют большой энергетический заряд, однако в сознание не пропускаются: сознание оказывает им сопротивление. Тем не менее они прорываются в сознательную жизнь человека, принимая искаженную или символическую форму.

    Первая модель Фрейда - бессознательное, за которым следуют области предсознания и сознания. В дальнейшем представления Фрейда изменились. В рамках структурной модели функций Оно, Я и Сверх-я (ид, эго, супер-эго), которая уподоблялась строению человеческого тела, прежние представления уступили место гипотезе психических функций, обладающих сознательным, предсознательным и подсознательным характером.

    Сверх-Я (Супер-Эго ) -моральныеустановки человека. Представление человека о том, что в этом обществе он должен делать, а что - нет.Совесть,стыд- всё это проявления Сверх-Я.Задача Супер-Эго - это соблюдение норм, принятых в окружающем обществе.В некоторых случаях нормы общества и желания Ид могут не совпадать, тогда для разрешения конфликта включаются защитные механизмы, порождающие бессознательные реакции: вытеснение, рационализацию, сублимацию, проекцию, регрессию и прочие.

    Эго - та часть человеческой личности, которая осознаётся как«Я» и находится в контакте с окружающим миром посредствомвосприятия. Эго осуществляетпланирование, оценки,запоминаниеи иными путями реагирует на воздействие физического и социального окружения. Эго, по Фрейду, осуществляет исполнительные функции, являясь посредником между внешним и внутренним миром, как и между Ид и Супер-Эго. Оно обеспечивает непрерывность, но последовательность поведения, реализуя личную точку отсчёта, благодаря чему события прошлого (сохраняемые в памяти) соотносятся с событиями настоящего и будущего (представленнымипредвидениемивоображением).

    Оно , иногдаИд - являет собой бессознательную частьпсихики, совокупностьинстинктивныхвлечений.

    На рубеже XIX–XXвв. возникает психоаналитическое учение о человеке. Австрийский врач-невропатологЗигмунд Фрейд (1856 – 1939) предложил новый метод лечения неврозов, получивший название психоанализа. В своих работах «Этюды об истерии» (1895) и «Толкование сновидений (1900) Фрейд обосновал психоаналитический метод изучения человека, который стал известен как метод свободных ассоциаций. Ассоциация (связь) как явление уже давно изучалась философией и психологией. Ее суть состояла в том, что, наблюдая одно явление, индивид подразумевает другое, причинно связанное явление, и эта ситуация всецело находится под контролем сознания и мышления. Фрейд рассматривает ассоциацию с другой целью – полного исключения сознания. Приемы и методы, при помощи которых удалось это осуществить, позволили основателю психоанализа «заглянуть в мрак бессознательного». В дальнейших работах («Три очерка по теории сексуальности» (1905), «Тотем и табу» (1912), «Влечения и их развитие» (1915), «По ту сторону принципа удовольствия» (1920), «Я и Оно» (1923), «Фетишизм» (1927), «Крах в культуре» (1930)) Фрейд переводит принципы психоанализа на теоретическую основу, получившую название метапсихологии.

    Объектом изучения Фрейда является цельная человеческая личность. Личность рассматривается как продукт биологической эволюции в тесной зависимости от общественно-культурной среды. При этом приоритет отдается сексуальному в сфере бессознательного, являющемуся, по мнению Фрейда, ис­точником мотивационного поведения личности, тем организующим центром, вокруг которого структурируются все остальные составляющие человеческой психики. Человек есть «эротическое существо» – заявляет Фрейд. Мировоззренческим ориентиром для основателя психоанализа являлась философия Шопенгауэра и Ницше, поэтому понимание личности опиралось на драматическую интерпретацию бытия и человека. В целом человек у Фрейда представлялся отнюдь не мягкосердечным и добродушным, а, скорее, склонным к агрессии. Фундаментальные характеристики бессознательного в личности лежат во взаимодействии между инстинктом к жизни (Эросом) и инстинктом к смерти (Танатосом); в их борьбе определяется природа человека.

    Основным предназначением инстинкта к жизни является воспроизводство раздражений, что в конечном итоге нарушает органическое и энергетическое равновесие в психике человека. Носителем раздражения всегда выступает либидо – психосексуальная энергия, определенная Фрейдом как сила, «которая может измерять все процессы и превращения в области сексуального влечения». Но это «измерение» всегда будет конфликтным для индивида, поскольку оно показывает ту или иную степень разбалансированности его психики. Укрощая жизненную сексуальную энергию, организм «окольными» путями стремится к смерти. «Отрицание жизни, – пишет Фрейд, – заложено в самой жизни... Жизнь всегда мыслится в отношении к самому непосредственному результату, который постоянно находится в зародыше, – к смерти». Что же касается функционального назначения инстинкта к смерти, то он при помощи влечений устраняет прогрессирующее раздражение, обеспечивает организму постоянство, равновесие, «покой».

    Механизмом, осуществляющим баланс между стремлением к жизни и стремлением к смерти, является влечение. Влечения есть всегда наличная в живом организме способность к восстановлению какого-либо прежнего состояния. Они не выступают стимулом прогресса, а лишь стремятся к восстановлению нарушенного энергетического равновесия в организме, к преодолению внешних раздражителей, откуда бы они ни происходили. При достижении устойчивости психического состояния человека влечения могут выполнять конструктивную и деструктивную роль. К числу последних относится садизм. Садизм выступает уже не в качестве внутреннего пассивного успокоителя сексуального раздражителя, а направлен вовне, как деструктивно вытесненное стремление к смерти, сопровождающееся активными формами разрушения. К явлениям садизма Фрейд относит мазохизм, каннибализм, некрофилию, убийство.

    Важной частью психоанализа выступает учение о принципах психической деятельности. Согласно Фрейду, течение психических процессов регулируется принципами постоянства, удовольствия, реальности. Бессознательные процессы подчинены принципу удовольствия, содержание которого определяет ин­дивидуальное развитие психики. Состояние удовольствия всегда находится в зависимости от количества имеющегося в психике какого-либо возбудителя; оно обеспечивается системой влечения и имеет своим результатом удовлетворение, т.е. понижение количества раздражений. Однако в организме всегда существует то, что содействует нарастанию возбуждения, а это нарушает нормальные функции психической деятельности и воспринимается как неудовольствие (невроз). Поэтому, считает Фрейд, во избежание разрушения психический аппарат обладает тенденцией удерживать имеющиеся в нем количества возбуждения на постоянном уровне. В этом постоянстве выражена тенденция к устойчивости организма, к его самосохранению. Стремление организма к само­удовольствию дополняется принципом реальности, который, не оставляя конечной цели – достижения удовольствия, «откладывает» возможность удовлетворения и временно терпит неудовольствие на длинном пути к удовольствию. Появление принципа реальности в психической жизни повлекло за собой усовершенствование влечений, органов чувств и связанного с ними сознания. К периоду полового созревания этот принцип становится доминирующим, удовольствие превращается в наслаждение.

    Пониманию природы конфликтных ситуаций способствует фрейдовская трактовка личности, основанная на вычленении трех структурных элементов, обладающих своей собственной спецификой и находящихся в определенном соподчинении друг с другом. «Оно» – глубинный слой бессознательных вле­чений, сущностное ядро личности, над которым надстраиваются остальные элементы. «Я» это сфера сознательного, своеобразный посредник между бессознательными влечениями индивида и внешней реальностью, включая природное и социальное окружение. «Сверх-Я» это сфера долженствования, особая морально-критическая инстанция, выступающая для детей от имени родителей, а для всех – в виде существующих общественных норм и ценностей.

    Стремлениям к индивидуальной идентификации личности жестко противопоставлена необходимость выбора объекта как главного источника получения удовольствия. Положение усугубляется тем, что первоначальный предмет вожделения выбирается из ближайшего окружения – родственников, а это обрекает личность на страдания мучительной переориентировки на другой объект. «Комплекс Эдипа» (влечение мальчика к матери) ограничен инцестом (кровосмешением). Поэтому начало реальной половой жизни является кульминацией душевого напряжения – конфликтом личности самой с собой, с избранным объектом сексуального притязания, с культурно-нравственными ограничениями. Личность приобретает устойчивые неврозы, которые при неблагоприятных обстоятельствах деформируют психологический уклад жизни, наполняя его патологическими отклонениями. В сфере бессознательного может произойти переориентация сексуального влечения в сторону бисексуальности, упрочения садистических наклонностей, усиления агрессивности к внешнему окружению.

    Таким образом, фрейдовское психоаналитическое видение человека дало новый поворот в философском осмыслении бытия человека в мире. Свертывание человеческой проблематики вовнутрь личности, акцентирование внимания на тех аспектах жизни, которые обнаруживаются по ту сторону сознания, интерпретация человеческого существования с точки зрения внутриличностных конфликтов и коллизий – все это обеспечило значимость фрейдовской концепции для западноевропейского мировоззрения.

    Психоаналитика человека, разработанная 3. Фрейдом, имела много сторонников и последователей, идеи которых способствовали модификации фрейдизма приведшей в конечном счете к возникновению неофрейдизма. Одним из ближайших соратников Фрейда и популяризатором его учения является швейцарский психолог, основатель аналитической психологии Карл Густав Юнг (1875 – 1961). Его основные расхождения с Фрейдом касались двух принци­пиальных моментов: роли сексуального начала в психической жизни индивида и трактовки природы бессознательного. Юнг подверг критике пансексуализм Фрейда, доказывая недопустимость анализа всех проявлений бессознательного лишь с точки зрения вытесненной сексуальности. По его мнению, с позиции психоаналитической практики крайне затруднительно обосновать формирование психики человека исключительно сексуальными влечениями. Невозможно объяснить происхождение человеческой души, творчества, культуры лишь концепцией сублимации, поскольку на их формирование влияет множество факторов, в том числе надындивидуальных.

    Юнг дает более широкую энергетическую трактовку либидо, которая является проявлением всей сознательной и бессознательной жизни человека. Поэтому развитие психики человека и конфликты, вызванные ею, объясняются не столько формами сексуальной активности, сколько существованием единого жизненно-психического потока энергии, который «растекается», преодолевая преграды, или оборачивается вспять под влиянием непреодолимых жизненных препятствий.

    Природа этих образов и переживаний бессознательна, однако не столько в субъективном и индивидуальном значении, сколько в коллективном безличном содержании, уходящем корнями в глубокую древность. Юнг назвал эти образы коллективного бессознательного архетипами, которые понимались им то как психический регулятор инстинктов, то как главный формообразующий элемент восприятия мира, то как результат спонтанного порождения образов, общих для всех времен и народов. Простейшими видами архетипов являются по-новому истолкованные Юнгом символы сновидения, рассматриваемые не как коды индивидуальных сексуальных влечений, а как образы древнейших переживаний, имеющих надындивидуальную культурную значимость.

    Раскодирование образов чрезвычайно сложно, их нельзя рационально осмыслить и адекватно выразить в языке. Единственно, что доступно психологической науке, считает Юнг, – это описание, толкование и незначительная типизация архетипов. В этой связи Юнг был склонен подчеркивать близость методов аналитической психологии методам искусства. Для адекватного истолкования архетипической символики Юнг также считал полезным введение в аналитическую психологию заведомо иррациональных компонентов: мистических учений Востока, парапсихологических феноменов, оккультизма. Взаимосвязь всеобщих образов-архетипов с индивидуальной психикой естественна и подчинена биологическим и энергетическим законам. Противоречия возникают при взаимодействии бессознательно-архетипических и сознательных компонентов психики, где можно выделить две крайности, равно опасные как для индивидуального, так и социального бытия человека. Первая из них проявляется в восточных религиозно-мистических культах, где личностное начало оказывается полностью растворенным в архаической стихии «коллективного бессознательного», где индивидуальное рациональное освоение мира парализуется «сакрализацией» сознания. Другая крайность выражена рационально-практической экспансией европейского Я, где подавляется и искажается коллективно-бессознательная сущность психической жизни человека.

    Крупным представителем неофрейдизма, указавшим на неспособность ортодоксального психоанализа решить проблему взаимодействия личности и общества, является Эрих Фромм (1900 – 1980). Он предпринимает попытку интерпретировать динамику всей человеческой истории с социально-психологической точки зрения, раскрыть психологический механизм общественного развития. Отвергнув биологизм Фрейда, Фромм пересматривает сим­волику бессознательного, смещая акцент с подавления сексуальности на конфликтные ситуации, обусловленные социокультурными причинами, разрабатывает понятие «социального характера» как связующего звена между психикой индивида и социальной структурой общества.

    Общая конфликтная ситуация, полагает Фромм, обусловлена возникновением человеческого сознания, которое разрывает естественные связи человека со средой, разрушает его чувственную гармонию с ней, порождает противоречие, составляющее основу человеческого существования. С одной стороны, человек – часть природы и подвластен ее биологическим законам; с другой – благодаря своему разуму он возвышается над ней, противостоит ей как самостоятельный субъект. Человеческое самосознание, считает Фромм, «сделало его чужаком в этом мире, породило чувство одиночества и страха». Человек не в силах вернуться к состоянию дочеловеческой гармонии с природой, что заставляет его искать формы единения с ней. Из этого противоречия Фромм и выводит фундаментальные психологические потребности, которые возводятся им в статус вечных, неизменных, внеисторических по своему происхождению побуждений.

    Фромм считает, что типы социального характера зависят от типов социальной структуры. Анализируя эту взаимосвязь, он выводит следующие типы социальных характеров: рецептивный, эксплуататорский, накопительный и рыночный. При мазохизме и садизме человек приобретает иллюзию собственной идентичности, добровольно подчиняясь или, напротив, господствуя над чем-либо или над кем-либо. Деструктивизм компенсирует чувство неуверенности, бессилия и беспомощности стремлением уничтожить, разрушить причину тревожного состояния индивида. Психологический механизм конформизма уравновешивает тревожное состояние отказом человека от собственного Я посредством растворения себя в общей массе, толпе. Эти способы человеческого поведения, считает Фромм, являются универсальными, однако предпочтительный выбор того или иного способа определяется типом общества. Социальные условия всегда вызывают преобладание и господство какого-то одного из типов характера, свойственного большинству членов общества.

    Модификации психоаналитического учения Фрейда позволила углубить представление о человеке, внести личностно-психологический ориентир в теорию культурного и социального процесса. Трансформация фрейдизма представителями неофрейдизма обусловила выведение личностной проблематики из узких параметров психоаналитических воззрений на проблему человеческого существования, его подлинного и неподлинного бытия.

    Сознание и бессознательное. Теория бессознательного Зигмунда Фрейда. Защитные механизмы. Сознание и самосознание.

    Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека, и далеко не все, что воспринимается и управляет поведением человека, актуально осознается им.

    Кроме сознания, у человека есть и бессознательное .

    Под бессознательным можно понимать две разные вещи: во-первых, - это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания (во сне, при гипнозе, в состоянии сильного опьянения, при лунатизме и пр.), во-вторых, - это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые.

    Бессознательное это – те явления, процессы, свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые психические, но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются. Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека.

    Есть бессознательные ощущения, к которым относятся ощущения равновесия, проприоцептивные (мышечные) ощущения. Есть неосознаваемые зрительные и слуховые ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах. Неосознаваемые образы восприятия существуют и проявляются в феноменах, связанных с узнаванием ранее виденного, в чувстве знакомости.

    Бессознательная память – эта та память, которая связана с долговременной и генетической памятью. Это та память, которая управляет мышлением, воображением, вниманием; определяя содержание мыслей человека, его образы, объекты, на которые направлено внимание. Бессознательное мышление особенно отчетливо выступает в процессе решения человеком творческих задач, а бессознательная речь – это внутренняя речь. Есть и бессознательная мотивация, влияющая на направленность и характер поступков (ошибочные действия, непроизвольное забывание, сновидения, грёзы, мечты, оговорки).

    Главный интерес для психологии представляют так называемые личностные проявления бессознательного. Бессознательное в личности человека – это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

    Большой вклад в разработку проблематики личного бессознательного внес З. Фрейд. Приняв бессознательное за главную характеристику человека, Фрейд, в конечном счете, подчинил ему и сознание, и личность в целом, в силу чего его драматическая теория личности стала полностью иррационалистической.

    До Фрейда психология в качестве объекта исследования имела, как правило, нормального, физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания. Анализ бессознательного психического ограничивался или областью философских рассуждений о несводимости психики человека только лишь к сознанию, или сферой физиологических исследований о бессознательных двигательных актах индивида. Неврологические учения второй половины XIX века, сосредоточив внимание на патологических отклонениях от традиционно признанных норм разума, обнажили необходимость исследования внутрипсихических характеристик личности и под углом зрения их болезненных нарушений. И Фрейд как психопатолог, изучая характер и причины возникновения неврозов, оказался перед необходимостью исследования природы психического, в том числе тех структур психики, которые не вписывались в собственно "сознательное" в человеке.

    Таким образом, сами задачи и объект исследования привели его к допущению таких психических актов, которые наряду с сознательными составляют специфическое содержание психики. В делении психики на сознательное и бессознательное Фрейд не был первооткрывателем. Он на это и не претендовал, подчеркивая, что понятие бессознательного содержится в высказываниях поэтов, философов, которые понимали всю важность этого феномена для раскрытия внутренней жизни человека. Однако фрейдовское понимание бессознательного отлично от тех трактовок его, которые имели место в различных философских системах. "Для Фрейда, - как отмечает один из исследователей, - бессознательное было вопросом факта, "сферой" человеческого духа и неотъемлемой частью человеческой деятельности". Его в первую очередь интересует конкретное содержание бессознательного. Пытаясь постичь существо протекания бессознательных процессов, он подвергает бессознательное аналитическому расчленению и придал бессознательной жизни эмпирический статус.

    Защитные механизмы (по Фрейду) Защитное поведение позволяет человеку защититься от тех проблем, которые пока он не может решить, позволяет снять тревогу от угрожающих событий (потеря близкого человека, любимой игрушки, потеря любви со стороны других людей, потеря любви к себе и т.п.), позволяет "уйти от угрожающей реальности", иногда преобразовать эту угрозу. На какое-то время защитный механизм необходим, поскольку человек в данный момент не может решить проблему, но если время идет, а человек проблему не решает, то потом этот защитный механизм может являться препятствием личностного роста, поведение человека становится труднопредсказуемым, он может вредить сам себе, он уходит от реальности и от тех проблем, которые ему надо решить, т.е. сами защитные механизмы часто порождают все новые и новые проблемы, причем настоящую свою проблему человек прячет, подменяя ее новыми "псевдопроблемами".

    Фрейд выделял семь защитных механизмов: 1. подавление желаний – удаление желаний из сознания, так как его "нельзя" удовлетворить; подавление не бывает окончательным, оно часто является источником телесных заболеваний психогенной природы (головные боли, артриты, язва, астма, сердечные болезни, гипертония и т. п.). Психическая энергия подавленных желаний присутствует в теле человека независимо от его сознания, находит свое болезненное телесное выражение. Результатом подавления является демонстративное безразличие к данной сфере, реальности; 2. отрицание – уход в фантазию, отрицание какого-либо события как "неправды". "Этого не может быть" – человек проявляет яркое безразличие к логике, не замечает противоречий в своих суждениях; 3. рационализация – построение приемлемых моральных, логичных обоснований, аргументов для объяснения и оправдания неприемлемых форм поведения, мыслей, поступков, желаний; 4. инверсия – подмена действия, мысли, чувств, отвечающих подлинному желанию, диаметрально противоположными поведением, мыслями, чувствами (например, ребенок первоначально хочет получить любовь к себе матери, но, не получая этой любви, начинает испытывать прямо противоположное желание досадить, разозлить мать, вызвать ссору и ненависть матери к себе); 5. проекция – приписывание другому человеку своих собственных качеств, мыслей, чувств, т.е. "отдаление угрозы от себя". Когда что-то осуждается в других, именно это не принимает человек в себе, но не может признать это, не хочет понять, что эти же качества присущи и ему. Например, человек утверждает, что "некоторые евреи – обманщики", хотя фактически это может значить: "Я порой обманываю"; 6. изоляция – отделение угрожающей части ситуации от остальной психической сферы, что может приводить к разделенности, раздвоенности личности, к неполному "Я"; 7. регрессия – возвращение к более раннему, примитивному способу реагирования; устойчивые регрессии проявляются в том, что человек оправдывает свои поступки с позиции мышления ребенка, не признает логики, отстаивает свою точку зрения, несмотря на правоту аргументов собеседника, человек не развивается психически, и порой возвращаются детские привычки (грызть ногти и т.п.).



    Созданная Фрейдом модель личности предстает как комбинация трех элементов:

    "Оно" (Id) - глубинный слой бессознательных влечений, психическая "самость", основа деятельного индивида, которая руководствуется только "принципом удовольствия" безотносительно к социальной реальности, а порой и вопреки ей;

    "Я" (Ego) - сфера сознательного, посредник между "Оно" и внешним миром, в том числе природными и социальными институтами, соизмеряющий деятельность "Оно" с "принципом реальности", целесообразностью и внешнеполагаемой необходимостью;

    - "Сверх - Я" (Super - Ego) - внутриличностная совесть, своего рода цензура, критическая инстанция, которая возникает как посредник между "Оно" и "Я" в силу неразрешимости конфликта между ними, неспособности "Я" обуздать бессознательные порывы и подчинить их требованиям "принципа реальности".

    Задача психоанализа, в том виде, как ее сформулировал Фрейд, заключается в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить его своим целям. В этом смысле Фрейд был оптимистом, так как верил в способность осознания бессознательного, что наиболее рельефно было им выражено в формуле: "Там где было "Оно", должно быть "Я"". Вся его аналитическая деятельность была направлена на то, чтобы по мере раскрытия природы бессознательного человек мог овладеть своими страстями и сознательно управлять ими в реальной жизни.

    Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

    Венцом развития сознания является формирование самосознания , которое позволяет человеку не только отражать внешний мир, но, выделив себя в этом мире, познавать свой внутренний мир, переживать его и определенным образом к себе относиться. Один из самых авторитетных исследователей феномена самосознания И. С. Кон дает следующее определение: “Совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает себя в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием , а его представления о самом себе складываются в определенный “образ “Я”.

    Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, которая, независимо от меняющихся ситуаций, способна при этом оставаться сама собой. Главная функция самосознания – сделать для человека доступными мотивы и результаты его поступков и дать возможность понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может либо заняться самоусовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влияния внутреннего конфликта.