В э том разделе проводится анализ нагорной проповеди иисуса христа. Нагорная проповедь иисуса христа

Евангелие от Матфея, глава 5, стих 3

После избрания двенадцати апостолов Христос сошёл с вершины горы. Здесь Его ожидало множество народа из Иерусалима, Иудеи и приморских городов Тира и Сидона. Люди пришли послушать Божественного Учителя и исцелиться от своих недугов.

Окружённый учениками, Спаситель начал говорить народу о тайнах Царствия Божия. Он указал, какими должны быть его ученики, то есть все христиане. Как они должны исполнять Закон Божий, чтобы получить блаженную, вечную жизнь в Царстве Небесном.

Затем Господь преподал учение о Промысле Божием, о неосуждении и прощении ближних, о силе молитвы, милостыне, о любви к врагам и исполнении заповедей. Эта проповедь Иисуса Христа называется Нагорной.
В Ветхом Завете Бог даровал людям Закон в бесплодной пустыне. Тогда грозное, тёмное облако закрывало вершину горы Синай. Гремел гром, сверкали молнии и раздавался трубный звук. Никто не смел приблизиться к горе, кроме пророка Моисея, которому Господь вручил десять заповедей Закона.

Теперь же - в ясный весенний день, при тихом веянии прохлады с Галилейского озера, на склонах горы, покрытой зеленью и цветами, - Спаситель был окружён тесной толпой народа. Все старались подойти к Нему ближе и прикоснуться хотя бы к краю одежды Его, чтобы получить от Него благодатную силу. И никто не уходил без утешения.

Ветхозаветный закон - закон строгой правды, а Новозаветный закон Христов - закон Божественной любви и благодати. Господь Иисус Христос указывает людям путь, по которому они могут войти в Царство Небесное. Как Царь неба и земли, Он обещает им вечное блаженство в будущей вечной жизни. Поэтому таких людей Спаситель называет блаженными, то есть самыми счастливыми.

Господь говорит: " ". Этими словами Христос возвестил человечеству совершенно новую истину. Чтобы войти в Царство Небесное, необходимо осознать, что в этом мире человек не имеет ничего своего. Вся его жизнь находится в руках Божиих. Здоровье, силы, способности - всё есть дар Божий.
Нищета духовная называется смирением. Без смирения невозможно обращение к Богу, невозможна никакая христианская добродетель. Только оно открывает сердце человека для восприятия Божественной благодати.
Послужить духовному совершенству может и нищета телесная, если человек выбирает её добровольно, ради Бога. Об этом сказал в Евангелии одному богатому юноше Сам Господь Иисус Христос: " "
Юноша не нашёл в себе силы пойти за Христом, так как не смог расстаться с земным богатством. Однако множество христиан, с первых дней основания Церкви Христовой и до нашего времени, поступали по слову Спасителя и были удостоены небесной награды.

Нищими духом могут быть и богатые люди. Если человек поймёт, что земное богатство - тленно и скоропреходяще, то сердце его не будет зависеть от земных сокровищ. И тогда ничто не помешает богатому стремиться к приобретению духовных благ, к стяжанию добродетелей и совершенства.

Нищим духом Господь обещает великую награду - Царство Небесное.
" ", - продолжал учить народ Спаситель. Говоря о плаче, Христос подразумевал покаянные слёзы и скорбь сердца о совершённых человеком грехах. " ", - говорит апостол Павел.

Господь утешит плачущих о своих грехах, дарует им благодатный покой. Их скорбь сменится вечной радостью, вечным блаженством.

" ", - продолжал говорить Спаситель собравшемуся народу. Кротость - это спокойное, полное христианской любви состояние духа человека. Кроткий человек никогда не ропщет ни на Бога, ни на людей. Он всегда сожалеет о жестокости сердца обидевших его и молится об их исправлении.

Величайший пример кротости и смирения явил миру Сам Господь Иисус Христос, когда, распятый на Кресте, молился за Своих врагов.
Кротость покоряет даже самые жестокие сердца людей. Пример тому - бесчисленные гонения на христиан. Те, кого ярость язычников стремилась стереть с лица земли, терпением и кротостью победили своих мучителей. Их вера просветила всю Вселенную.

Спаситель обещает кротким, что они наследуют землю. Господь хранит их в жизни земной, а в будущей жизни они станут наследниками Небесного Отечества - Новой Земли с её нескончаемыми благами.

Заповеди блаженства

1. Увидев народ, Он взошел на гору;
и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

3. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.
(Нищий духом, можно понимать, как нищие на здоровье или больные. Так как дух в некотором понимание трактуется, как Жизнь. Пример, Земля оДУХотворена, пропитана Жизнью).

4. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
(В обыденном смысле под кротостью понимается незлобивый и отходчивый нрав человека, готового осознанно прощать ошибки и обиды от других. Такие люди унаследуют Землю, то есть спокойную и радостную земную Жизнь и людскую память после неё).

6. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божими.

10. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на Небесах:
так гнали и пророков, бывших прежде вас. Вы — соль Земли
(Жизнь дана не для уныния и скуки, но дана для счастья и радости).

13. Вы — соль Земли.
Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленою?
Она уже ни к чему негодна,
как разве выбросить её вон на попрание людям. Вы — Свет Мира

14. Вы — Свет Мира.
(Человек - есть подобие Бога и должен нести Свет)
Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

15. И, зажёгший свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике,
и светит всем в доме.

16. Так да светит Свет ваш пред людьми,
чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Не нарушить пришел Я, но исполнить.

17. Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков:
не нарушить пришел Я, но исполнить.

18. Ибо истинно говорю вам:
доколе не прейдет Небо и Земля,
ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона,
пока не исполнится всё.
(Имеется ввиду, когда Небесная Жизнь и Земная сойдутся вместе, и будет одна Вечная Жизнь).

19. Итак, кто нарушит одну из заповедей и научит так людей,
тот малейшим наречётся в Царстве Небесном;
(Малейший, то есть незначительный)
а кто Сотворит и Научит, тот Великим наречётся в Царстве Небесном.

20. Ибо, говорю вам,
если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев,
то вы не войдете в Царство Небесное. Нельзя гневаться.
(Фарисеи и книжники, это верующие и священники того времени)

21. Вы слышали, что сказано древним:
не убивай, кто же убьет, подлежит суду.

22. А Я говорю вам, что всякий,
гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду;
кто же скажет брату своему: «рака», подлежит синедриону;
а кто скажет: «безумный», подлежит геенне огненной.
(Рака и безумный, у евреев считалось сильным унижением человека, эти понятие слов почти не переводятся на другие языки, но что-то вроде дурака, пустого человека).

23.Итак, если ты принесёшь дар твой к жертвеннику
и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя.

24. Оставь там дар твой пред жертвенником,
и пойди прежде примирись с братом твоим,
и тогда приди и принеси дар твой.
(Если ты вспомнил о не прощённой обиде, даже у алтаря, то оставь всё, вернись и сначала попроси прощение у брата своего, потому что не надо просто исполнять обряд.. а надо сердце своё спросить... для чего я это делаю)...

25. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним,
чтобы соперник не отдал тебя судье,
а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу;

26. Истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока не отдашь до последнего кодранта.
(Смысл речи тот, что если человек не примиряется с своим соперником и доводит дело до суда, то должен подвергнуться судебной каре и выплатить весь долг. Отсюда видно, как бывает необходимо заблаговременное примирение).
Нельзя прелюбодействовать в сердце своем.

27. Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй.

28. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.

29. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну.
(Прелюбодеяние здесь имеет силу большого греха, и прежде чем приблизится к нему, стоит подумать чем грозит его искупление. Из-за этого распадаются семьи, страдают дети, а это основа основ христианского мира).

30. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки её и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не всё тело твоё было ввержено в геенну. Нельзя разводиться

31. Сказано также, что если кто разведётся с женою своею, пусть даст ей разводную.

32. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует. Не клянись вовсе
(Имеется ввиду, что мужу нельзя разводится, разве, что за исключением, потому что НЕ МОЖНО бросать жену и детей своих ради своих прихотей. Женщина должна быть или замужней или девственной, всё остальное ведёт к большому греху).

33. Ещё слышали вы, что сказано древним: не преступай клятвы, но исполняй пред Господом клятвы твои.

34. А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни Небом, потому что оно престол Божий;

35. Ни Землею, потому что Она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город Великого Царя;

36. Ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным от природы.

37. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого. Просящему у тебя дай.

38. Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.

39. А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
(Тут имеется значение, которые многие понимают совсем не так, как надо. Во-всякой ссоре или вражде, одной стороне надо уступить, чтобы это не переросло в более большую вражду. Чтобы искоренить зло, нельзя на зло отвечать злом, иначе круг замкнётся на зле.
В то же время, если кто-то угрожает вашей жизни или человеку вблизи вас, то защитить себя и вашего ближнего, это долг каждого христианина. Любовь требует защиты у зла, и одновременно являясь непобедимой и несокрушимой).

40. И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;

41. И кто попросит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два.

42. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся. Любить нужно всех, включая врагов.

43. Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.

44. А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас, и молитесь за обижающих вас и гонящих вас.
(Здесь снова говорится, что нельзя на зло отвечать злом, ибо зло сгорает в аду, когда мы ей желаем добра и любви. Но опять таки, это то, к чему надо стремится нам и мировому обществу в целом).

45. Да будете Сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает Солнцу Своему восходить над злыми и добрыми, и посылает дождь на праведных и неправедных.

46. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?
(Мытари - это сборщики подати.
Фарисеи были во времена Иисуса самой влиятельной из всех еврейских религиозных сект.
"Книжники и фарисеи заняли место Моисея и подгоняют законы Божьи под себя. Эти слова Иисуса показывают, что фарисеи не признавали Иисуса, жили Моисеевым законом.
"Все свои дела они делают для того, чтобы их видели. Они были высокомерными.
За то, что они исполняли НЕ все заповеди Писания, а в большей степени - обрядовые и которые на виду:
...вы закрываете перед людьми Небесное Царство. Фарисеи не давали людям прийти к Истине).
Матф.23:27)

47. И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Не так же ли поступают и язычники? Будьте совершенны.

48. Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

ГЛАВА 6 (Арх. Аверкий)

Милостыню и добро нельзя делать на показ

1. Смотрите, не творите милостыни и доброты вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного.

2. Итак, когда творишь милостыню и добро, не труби перед собою и людьми, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою.

3. У тебя же, когда творишь милостыню и добро, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,

4. Чтобы милостыня твоя и доброта были втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. Как нужно молиться.

5. И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

6. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который в Тайне; и Отец твой, видящий Тайное, воздаст тебе явно.

7. А молясь, не говорите лишнего, как язычники и форисеи, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны;

8. Не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

Господня молитва

9. Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое;

10. да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

11. хлеб наш насущный дай нам на сей день;

12. и прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

13. и не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь. Нужно прощать

14. Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,

15. А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших. Не нужно поститься на показ

16. Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

17. А ты, когда постишься, помой голову твою и умой лицо твоё,

18. Чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

Не собирайте себе сокровищ на Земле

19. Не собирайте себе сокровищ на Земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

20. Но собирайте себе сокровища на Небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,

21. Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Светильник для тела есть око.

22. Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;
(Око - это мысли)

23. Если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если Свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Никто не может служить двум господам.

24. Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне.
(Маммон - сын Сатаны, олицетворение алчности и обогащение. Живя телом но не душой).

25. Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
(Ведь душа гораздо больше чем пища, а тело - одежды).

26. Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?

27. Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?

28. И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;

29. Но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них;

30. Если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
(Трава полевая отличается красотой, одевается так, как не одевался Соломон. Но обыкновенно она годится только на то, что ее бросают в печь. Вы заботитесь об одежде. Но вы несравненно превосходите полевые лилии, и потому можете надеяться, что Бог оденет вас ещё лучше, чем полевые лилии).

31. Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
(Не нужно все мысли свои направлять на то, что поесть, и на то, что одеть).

32. Потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.

33. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
(Надо Жить по Любви, Истине и Жизни, а остальное придёт).

34. Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы.
(Это правило написано во всех книгах по психологии).

ГЛАВА 7 (Арх. Аверкий)

Не судите, да не судимы будете.

1. Не судите, да не судимы будете,

2. Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

3. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?

4. Или как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?

5. Лицемер! Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего. Не давайте святыни псам.

6. Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
(Имеется ввиду, не объясняйте Истину тем, кто отворачивается от вас.)
Просите, и дано будет вам.

7. Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;
(Только трудом и усердием можно добиться того, кого желаешь).

8. Ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

9. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его попросит у него хлеба, подал бы ему камень?

10. И когда попросит рыбы, подал бы ему змею?

11. Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него. Золотое правило.
(Под детьми понимается, как и ваши дети, так и люди в целом. Потому что, любое зло можно победить Любовью, так как Она непобедима).

12. Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки. Входите тесными вратами

13. Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
(Не ищите лёгких путей).

14. Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в Жизнь, и немногие находят их. Берегитесь лжепророков

15. Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
(Любое зло маскируется под "доброй" личиной и входит в дом ваш).

16. По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград, или с репейника смоквы?
(Зло всегда хитрое и можем делать вам добро, отнятое у других, принося им страдания).

17. Так всякое дерево доброе приносит и плоды добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.

18. Не может дерево доброе приносить плоды худые, ни дерево худое приносить плоды добрые.

20. Итак по плодам их узнаете их.

21. Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного.
(Многие из вас имеют веру страха, что не войдут в Рай, это лжевера. Истинная вера, это вера в Любви и помощи другим, подобие как Господь помогает нам, ибо помощь Его безвозмездная).

22. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили?

23. И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. Притча о благоразумном строителе.
(Жить и творить надо своими руками и от своего имени, и вашими трудами, вам и воздаться).

24. Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;

25. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне.

26. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке;

27. И пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое.

Конец Нагорной проповеди

28. И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился учению Его,

29. Ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как книжники и фарисеи.

Share

Нагорная проповедь

Христиане верят, что Иисус Христос принёс людям Новый Завет Евр.8:6). Нагорную проповедь иногда считают аналогом провозглашения Моисеем Десяти заповедей на горе Синай.

Нагорная проповедь - собрание изречений Иисуса Христа в евангелии от Матфея, преимущественно отражающих моральное учение Христа.

В главах с 5 по 7 евангелия от Матфея повествуется о том, что Иисус произнёс эту проповедь (около 30 года н. э.) на склоне горы своим ученикам и толпе людей.

Матфей делит учение Иисуса на 5 частей:

  1. нагорная проповедь
  2. про учеников Христа,
  3. о церкви,
  4. про Царствие Небесное,
  5. осуждение книжников и фарисеев.

В нагорную проповедь входят:

  • Заповеди Блаженства
  • молитва Отче наш,
  • заповеди «не противиться злому» (Мф.5:39), «подставить другую щёку»,
  • Золотое правило.

Также часто цитируются слова о «соли земли», «свет мира», и «не судите, да не судимы будете».

Многие христиане считают Нагорную проповедь комментарием к Десяти заповедям. Христос предстаёт истинным толкователем закона Моисеева. Также считается, что в Нагорной проповеди сосредоточено основное содержание христианского учения, именно так к этой части Евангелия относятся многие религиозные мыслители и философы, например Лев Толстой, Ганди, Дитрих Бонхёффер, Мартин Лютер Кинг. Такое воззрение является одним из основных источников христианского пацифизма.

Гора Блаженств

Гора, на которой была произнесена Нагорная проповедь получила название «гора Блаженств». И хотя в этой части Галилеи нет настоящих гор, к западу от Галилейского озера есть несколько больших холмов. Кроме того, некоторые учёные считают, что греческое слово, употребленное в (Мф.5:1) более точно переводится как «гористая область» или «холмы», а не просто «гора».

Согласно древнему византийскому преданию, это была гора Карней Хиттин (букв. «Рога Хиттина», поскольку она имеет две вершины), которая расположена на пути между Фавором и Капернаумом, примерно в 6 км к западу от Тверии. Вслед за византийцами так думали и крестоносцы, а католическая энциклопедия до сих пор настаивает на этой версии. Греческое православное предание также считает склоны этой горы местом Нагорной проповеди. Во времена Наполеона некоторые полагали, что гора Блаженств - это гора Арбель, расположенная на западном берегу Галилейского озера, южнее Капернаума.

Гора Карней Хиттин (букв. «Рога Хиттина», поскольку она имеет две вершины), которая расположена на пути между Фавором и Капернаумом, примерно в 6 км к западу от Тверии.

С середины XX века, после постройки на вершине горы Нахума, в непосредственной близости от Табхи, католического храма, посвященного Заповедям Блаженства, именно она стала известна как гора Блаженств. Склон горы представляет собой амфитеатр с хорошей акустикой. Сегодня христианские паломники всех вероисповеданий и просто туристы посещают как гору Блаженств именно эту вершину.

Блаженный Августин в своём комментарии на Нагорную проповедь говорит о параллели этой проповеди с восхождением Моисея на гору Синай. Он считает что такой символизм указывает на Иисуса Христа как на восполняющего заповеди Моисея.

Сравнение с Проповедью на равнине

Евангелист Матфей схожие наставления Иисуса Христа собрал вместе, а у Луки тот же материал рассеян по всему Евангелию. Нагорную проповедь можно сравнить со схожим, хотя более сжатым, фрагментом в Евангелии от Луки, называемым Проповедь на равнине Лк.6:17-49.

Обстоятельства произнесения проповеди схожи: то же время и, возможно, то же место. Некоторые учёные считают, что речь идёт об одной и той же проповеди, а другие полагают, что Иисус часто проповедовал одно и то же в различных местах.

Также существует мнение, что как минимум одна из этих проповедей в самом деле никогда не была произнесена, а представляет собой компиляцию, записанную автором в форме проповеди для того, чтобы представить учение Иисуса, имевшееся в документе.

Слушатели

В Евангелии от Матфея Иисус садится перед произнесением проповеди, что может означать, что она не была предназначена для всего народа.

Учителя в синагоге всегда сидели, преподавая учение.

Матфей показывает, что ученики были основными слушателями Христа, и этот взгляд поддерживает церковная традиция, что отразилось в произведениях искусства (на картинах ученики сидят вокруг Иисуса, а народ на отдалении, хотя и может слышать произносимое). Многие считают, что проповедь была предназначена для трёх групп слушателей: учеников, народа и всего мира.

Иоанн Златоуст считал, что проповедь была предназначена для учеников, но должна была распространиться и дальше, и поэтому была записана.

Структура

Нагорная проповедь состоит из следующих частей:

1. Введение Мф.5:1-2)

Собирается большая толпа, так как Иисус совершил исцеление. Христос поднимается на гору и начинает говорить!

2. Заповеди Блаженства Мф.5:3-12)

Заповеди блаженства описывают свойства людей в Царствии Небесном. Христос даёт обетование блаженства. В Евангелии от Матфея девять блаженств, в Евангелии от Луки четыре, и после них идут четыре «горе вам» (Лк.6:17-49). У Матфея более, чем у Луки, подчёркивается моральная, духовная составляющая христианского учения.

3. Притчи о Соли и свете Мф.5:13-16)

Завершает заповеди блаженства, посвящённые народу Божиему

4. Объяснение Закона Мф.5:17-48)

Согласно христианскому вероучению, в отличие от Десяти заповедей Ветхого Завета, имевших ограничительный, запретительный характер, 9 заповедей блаженства указывают на то душевное расположение, которое приближает человека к Богу и ведёт его к духовному совершенству и Царству Небесному.

Здесь Иисус не отменяет Закон Моисея, а разъясняет, толкует его.

Так, например, заповедь «не убий» истолковывалась в её буквальном, узком смысле; в Новом Завете она получает более широкий и глубокий смысл и распространяет своё действие даже на напрасный гнев, могущий сделаться источником вражды, с её гибельными последствиями, и на всякие презрительные и унизительные для человека выражения.

В Новом Завете закон карает уже не только руку, совершающую убийство, но и самое сердце, питающее вражду: отвергается даже дар, приносимый Богу, пока сердце приносящего питает в себе какое-нибудь злое чувство.

Греховность прелюбодеяния - нарушения супружеской верности (Лев.20:10,Втор.5:18) усматривается даже во взгляде на женщину «с вожделением» (Мф.5:28).

Иисус наполняет новым смыслом и заново толкует закон Моисеев и в особенности Десять заповедей, в части нагорной проповеди, называемой Антитезами (см. Истолкование закона Моисеева Иисусом): за вводной фразой Вы слышали, что сказано древним следует толкование Иисуса.

5.Не делай, как делают лицемеры (Матфей глава 6)

Только такие милостыня, пост и молитва угодны Богу, которые не творятся «напоказ», ради людской похвалы. Ученики Христа не должны заботиться о земном благосостоянии, ища сокровищ небесного Царствия.

6. Молитва Господня

Молитва «Отче наш» введена в часть Нагорной проповеди, посвящённую лицемерам. Это - пример молитвы, которой следует молиться Богу. Молитва Господня содержит параллели к Первой книге Паралипоменон 29:10-18

7. Не судите, да не судимы будете (Матфей 7:1-5)

Иисус говорит, как просто избежать осуждения и обличает тех, кто судит других прежде себя самих.

8. Благость Небесного Отца и святость (Матфей 7:7-29)

Иисус завершает Нагорную проповедь предупреждением против лжепророков, и подчёркивает, что человек не способен сделать ничего благого без Бога. Основание должно покоиться на камне.

Толкование

Нагорная проповедь вызывала массу толкований и исследований. Многие святые отцы и учителя церкви, например Иоанн Златоуст и Августин, с любовью останавливались на толковании Закона Моисея, а затем и новая литература стала изобиловать трактатами, ему посвящёнными (например, Tholuck, «Bergrede Christi»; Achesis, «Bergpredigt»; Creighton, «Great Charter of Christ» и др.).

В русской литературе имеется много отдельных рассуждений о Нагорной проповеди: едва ли можно указать такого более или менее выдающегося проповедника, который не объяснял бы её (напр. Филарет Московский, Макарий Московский, Димитрий Херсонский, Виссарион Костромской и многие др.).

Часто затруднение у читающих Нагорную проповедь вызывает строка «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» .

Священнослужители (как православные, так и католические) интерпретируют «нищих духом» не как бездуховных людей, а как людей, понимающих свою потребность в духе, алчущих духовности, а также людей смиренных, считающих себя недостаточно духовными и совершающими активные действия для восполнения духовной нищеты.

Один из сложных вопросов христианского богословия - насколько учение Нагорной проповеди совместимо с повседневной жизнью христианина. Богословы различных христианских конфессий по-разному толкуют Нагорную проповедь.

Буквальное понимание учения отвергает любые компромиссы.

Если верующий, следуя Писанию, лишается чего-либо земного, это не должно быть препятствием к выполнению слов Евангелия. Так Нагорную проповедь понимали Франциск Ассизский, Дитрих Бонхёффер, Лев Толстой в последние годы жизни.Так понимали Нагорную проповедь и восточные Отцы Церкви.

Изменение текста Евангелия - один из методов, довольно распространённый, но не относящийся ни к одной из конфессий. В древности писцы просто изменяли текст, чтобы сделать проповедь более простой для понимания. Так, в Мф 5:22 писцы изменили фразу «всякий, гневающийся на брата своего, подлежит суду» на фразу «всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». Мф 5:44 «любите врагов ваших» заменено на «молитесь за врагов ваших» в Оксиринхском папирусе 1224 6:1a; Дидахи 1:3; у Поликарпа Смирнского Pol. Phil. 12:3. В Мф 5:32 исключение для совершения развода «кроме вины любодеяния», возможно, добавлено Матфеем, так как его нет в аналогичных местах Лк 16:18, Мк 10:11, or 1 Кор 7:10-11; и в 1 Кор 7:12-16.

Гиперболическое толкование, одно из самых распространённых, гласит, что принципы, провозглашенные Иисусом в Нагорной проповеди, - только лишь гиперболы, и в реальной жизни они не должны выполняться столь категорично. Большинство толкователей, впрочем, действительно согласны, что некоторые положение Нагорной проповеди гиперболистичны, в особенности стих 5:29, однако нет общего мнения, какие части должны пониматься буквально, а какие - нет.

Иисус в Нагорной проповеди не предлагает слушателям инструкций к выполнению, а только определяет основные принципы, которыми следует руководствоваться в жизни.

Общие принципы иллюстрируются в проповеди примерами.

Персидская миниатюра «Нагорная проповедь»

Римская католическая церковь придерживается двойственного толкования. Всё учение Нагорной проповеди делится на общие положения и частные случаи (см. en:Evangelical counsels). Выполнение первых является необходимым условием спасения и обязательно для всех христиан; вторые - для совершенствующихся в Боге, их должны исполнять клирики и монахи.

Толкование, суть которого можно описать фразой «не что делаешь, а как делаешь» , было разработано в XIX веке. Истоки его можно найти у блаженного Августина. Важно не то, что делает человек, а то, каким духом проникнуты его поступки.

Нагорная проповедь и Ветхий Завет

Нагорную проповедь часто ошибочно понимают как отмену Ветхого Завета, несмотря на то, что в самом её начале Иисус Христос чётко сказал против этого:

«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона» (Мф.5:17-18);

«Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф.19:17);

«Ибо если бы вы верили Моисею, то поверили бы и Мне, потому что он писал о Мне. Если же его писаниям не верите, как поверите Моим словам?» (Ин.5:46-47);

«если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк.16:31).

Текст проповеди

1. Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
2. И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

Хотя по тексту прямо сказано, что подступили к нему ученики, сам текст проповеди затрагивает заповеди, данные большинству населения, а не узкой группе учеников. Поэтому этот текст следует рассматривать как наставления по жизни в миру.

3. Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Духовный поиск человека во многих случаях трактуется как чтение духовных книг, соблюдение норм и правил, принятых конкретной церковью, молитвы, медитации и т.д. Эти действия приводят к накоплению «духовного богатства личности» .

Действительно, в реальной жизни мы можем ощущать чувство голода, нехватку воды или денег, желание прочесть еще один умный трактат о Боге и т.д. Но мы не можем ощущать малое количество Духа. Мы можем понять, что поиск пищи, поиск денег, поиск «духовности» никогда не дает соприкосновения с Духом. И тогда мы можем тотально понять бездуховность наших исканий и метаний и осознать НИЩЕТУ ДУХОМ. В этом состоянии нищеты человек может потерять интерес к духовной литературе и практикам духовного роста, но именно в этом состоянии для него возможно постижение Царства Небесного. В такой период человек находится в состоянии тотального жизненного кризиса, который может быть преодолен только одним способом: обращением во внутрь себя в поисках Бога и ответа на возникшую ситуацию. Царство Небесное находится внутри нас, поэтому при таком подходе он имеет полную возможность войти в него. При таком подходе внешне человек может уподобиться неразумному человеку, который совсем не задумывается о духовности. Но это только внешнее впечатление. За спиной у такого человека огромный путь поиска Истины и постижение Мудрости.
4. Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Иногда говорят, что жизнь есть шанс получить шанс на прикосновение к Богу. Именно в моменты сильного горя и глубоких переживаний у людей обостряется склонность к поиску ответов на самые важные вопросы бытия. Путем обращения во внутрь себя и раскрытия своего истинного Я они соприкасаются с Богом и находят утешение.

5. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Чтобы подойти к анализу этого высказывания надо уточнить смысл понятия «кроткие». Существует мнение, что кроткие люди это те, которые укротили свои эмоции и которые в любых ситуациях ведут себя сдержанно и вежливо. Такие люди не отстаивают своих личных интересов и готовы поступиться ими в конфликтных ситуациях. Мне представляется такая трактовка совершенно неверной. Понятие кроткий надо соотнести к взаимоотношению человека с Богом. Если человек признает превосходство Бога и готов в любой ситуации следовать Его промыслу и выполнять свое предназначение, тогда он и является кротким по своей сути. Выполняя свое предназначение и Божий промысел, человек может вступить и в жаркую полемику и предпринять боевые действия. Именно такой человек будет иметь успех на своем жизненном пути. Именно он наследует право управлять земными делами, и именно такие люди могут рассчитывать на удачу в земных делах.
Заповеди 3 и 5 дают полный ответ на взаимоотношение между религиозностью и повседневностью. Полная отдача сил на поиск «земного счастья» также непродуктивна, как и полное посвящение себя «духовному поиску» через внешние стандарты поведения и обрядность. Земное счастье возможно только при соприкосновении с высшим духовным началом и только при условии выполнения своего предназначения.

6. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.
Неугасаемое стремление к познанию правды всегда находит отклик у Бога. Поэтому алчущие и жаждущие правды и истины не будут обделены в своем поиске.

7. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
Здесь используется связь с фундаментальным законом нашего существования. Этот закон имеет множество формулировок. Например: что посеешь, то и пожнешь. Или относись к другим также, как ты хочешь чтобы отнеслись к тебе.

8. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
Хотя все религии говорят о том, что Бог это неопределимая категория и неописуемое понятие, Христос указывает на то, что чистота сердца позволяет человеку соприкоснуться с Богом и ощутить Его присутствие и существование. Чистота же сердца порождается чистотой мыслей и поступков. Чистота мыслей и поступков самым тесным образом связаны познанием и реализацией своего предназначения.

9. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.
Слово миротворцы иногда понимают в совершенно искаженном смысле. Считают, что это люди, которые в любой конфликтной ситуации только и делают, что произносят магическую фразу «Ребята, давайте жить дружно». Указание Христа о том, что это сыны Божии, дает ключ к пониманию этой заповеди. Как и вышеприведенные заповеди, эта заповедь обращает нас к смыслу существования. Если мы видим смысл своего существования в поиске высшего начала, которое можно назвать Духом, Богом, Истиной, Любовью и т.д., а также в укреплении связи с этим началом и реализацией этой связи в своей жизни, тогда мы становимся едины с этим началом. А коль скоро это начало и есть основная сила творения Мира, то мы принимаем участие в процессе миротворчества. Поэтому люди творящие Мир естественно и называются сынами Божьими.
Если обратиться к решению конфликтов и пониманию термина «миротворцы» в первом смысле, как людей помогающих достичь мирного урегулирования конфликтов, то и здесь явно видна связь таких людей с высшим началом. Теория конфликтологии говорит, что в каждом конфликте существует решение типа плюс-плюс, т.е. решение положительное для каждой стороны. Найти такое решение можно на основе осмысления предназначения каждой из сторон, которые есть предназначения из единого начала, и которые в силу этого единства не могут быть антагонистичны. Реализуя решение типа плюс-плюс, люди начинаю реализовывать свое предназначение, т.е. идут по пути творения Мира, предусмотренного высшим началом.
10. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.
Здесь идет констатация того факта, что человек познавший Истину и открыто провозглашающий ее несмотря нам заблуждения людей, его окружающих, утверждается в Царстве Истины, т.е. в Царстве Небесном.

11. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.
12. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.

18.11.2013

НАГОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ. Евангелие от Матфея

После избрания апостолов Иисус Христос сошел с ними с вершины горы и стал на ровном месте. Здесь ждали Его многочисленные ученики Его и великое множество народа, собравшегося со всех концов еврейской земли и из соседних с нею мест. Они пришли послушать Его и получить исцеления от болезней своих. Все стремились прикоснуться к Спасителю, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.

Видя перед Собой множество народа, Иисус Христос, окруженный учениками, взошел на возвышение у горы и сел, чтобы учить народ.

Сначала Господь указал, какими должны быть Его ученики, то есть все христиане. Как они должны исполнять закон Божий, чтобы получить блаженную (то есть в высшей степени радостную, счастливую), вечную жизнь в Царстве Небесном. Для этого Он дал девять заповедей блаженств . Потом Господь дал учение о Промысле Божием, о неосуждении других, о силе молитвы, о милостыне и о многом другом. Эта проповедь Иисуса Христа называется нагорною .

Так, среди ясного весеннего дня, при тихом веянии прохлады с Галилейского озера, на склонах горы, покрытой зеленью и цветами, Спаситель дает людям Ново-3аветный закон любви.

В Ветхом Завете Господь дал Закон в бесплодной пустыне, на горе Синае. Тогда грозное, темное облако закрывало вершину горы, гремел гром, сверкали молнии и раздавался трубный звук. Никто не смел приблизиться к горе, кроме пророка Моисея, которому Господь вручил десять заповедей Закона.

Теперь же Господь окружен тесною толпою народа. Все стараются подойти ближе к Нему и прикоснуться, хотя бы к краю одежды Его, чтобы получить от Него благодатную силу. И никто не уходит от Него без утешения.

Ветхозаветный закон есть закон строгой правды, а Ново-Заветный закон Христов - закон Божественной любви и благодати, который дает людям силу исполнять Божий Закон. Сам Иисус Христос сказал: "Я пришел не нарушить закон, но исполнить" (Матф. 5 , 17).

ЗАПОВЕДИ БЛАЖЕНСТВА

Иисус Христос, Господь и Спаситель наш, как любящий Отец, указывает нам пути или дела, через которые люди могут войти в Царство Небесное, Царство Божие. Всем, кто будут исполнять Его наставления или заповеди, Христос обещает, как Царь неба и земли, вечное блаженство (великую радость, наивысшее счастье) в будущей, вечной жизни. Потому таких людей Он называет блаженными , т. е. самыми счастливыми.

1. "Блаженны нищии духом, ибо их есть Царство Небесное." (Матф.5:3)

Нищии духом (смиренные) - это такие люди, которые чувствуют и сознают свои грехи и недостатки душевные. Помнят они, что без помощи Божией ничего доброго сами сделать не могут, а поэтому ничем не хвалятся и не гордятся, ни перед Богом, ни перед людьми. Это - люди смиренные.

Этими словами Христос возвестил человечеству совершенно новую истину. Чтобы войти в Царство Небесное, необходимо осознать, что в этом мире человек не имеет ничего своего. Вся его жизнь находится в руках Божиих. Здоровье, силы, способности - всё есть дар Божий.

Нищета духовная называется смирением. Без смирения невозможно обращение к Богу, невозможна никакая христианская добродетель. Только оно открывает сердце человека для восприятия Божественной благодати.

Послужить духовному совершенству может и нищета телесная, если человек выбирает её добровольно, ради Бога. Об этом сказал в Евангелии одному богатому юноше Сам Господь Иисус Христос: "Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твоё и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах…"

Юноша не нашёл в себе силы пойти за Христом, так как не смог расстаться с земным богатством.

Нищими духом могут быть и богатые люди. Если человек поймёт, что земное богатство - тленно и скоропреходяще, то сердце его не будет зависеть от земных сокровищ. И тогда ничто не помешает богатому стремиться к приобретению духовных благ, к стяжанию добродетелей и совершенства.

Нищим духом Господь обещает великую награду - Царство Небесное.

2. "Блаженны плачущие, ибо они утешатся." (Матф.5:4)

Плачущие (о грехах своих) - люди, которые скорбят и плачут о своих грехах и душевных недостатках. Господь простит им грехи. Он дает им еще здесь, на земле, утешение, а на небе вечную радость.

Говоря о плаче, Христос подразумевал покаянные слёзы и скорбь сердца о совершённых человеком грехах. Известно, что если человек страдает и плачет из-за гордости, страстей или самолюбия, то такие страдания приносят мучение душе и не дают никакой пользы. Но если человек переносит страдания, как испытание, посланное Богом, то слезы его очищают душу, и после страданий Господь обязательно ниспошлет ему радость и утешение. Но если человек отказывается каяться и страдать во имя Господне и не оплакивает грехов своих, а только готов радоваться и веселиться, то такой человек не получит Божьей поддержки и защиты при жизни, и не войдет в Царствие Божье. О таких людях Господь сказал: “Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете” (Лука.6:25).

Господь утешит плачущих о своих грехах, дарует им благодатный покой. Их скорбь сменится вечной радостью, вечным блаженством.

“Изменю печаль их на радость и утешу их, и обрадую их после скорби их” (Иер.31:13).

3. "Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю." (Матф.5:5)

Кроткие - люди, которые терпеливо переносят всякие несчастья, не огорчаясь (без ропота) на Бога, и смиренно переносят всякие неприятности и обиды от людей, не сердясь ни на кого. Кроткие люди лишены эгоизма, гордости, высокомерия и зависти, хвастовства и зазнайства, тщеславия. Они не стремятся получить для себя лучшее положение или высшее место в обществе, не добиваются власти над другими людьми, не жаждут прославления и богатства, так как лучшее и высшее место для них не земные призрачные блага и мнимые удовольствия, а быть с Христом, подражая Ему. Они получат во владение небесное жилище, то есть новую (обновленную) землю в Царстве Небесном.

Кроткий человек никогда не ропщет ни на Бога, ни на людей. Он всегда сожалеет о жестокости сердца обидевших его и молится об их исправлении. Величайший пример кротости и смирения явил миру Сам Господь Иисус Христос, когда, распятый на Кресте, молился за Своих врагов.

По учению Иисуса Христа, тот человек, который способен на раскаяние в своих грехах и осознание своих недостатков, который искренне плакал и скорбел о грехе вместе со Христом и достойно перенес муки страдания, такой человек скорее всего научится кротости от своего Божественного Учителя. Как видим такие свойства человеческой души, (которые указаны в первых двух заповедях Блаженства) как способность к покаянию, как искренние слезы о грехе, способствуют появлению и неразрывно связаны с таким качеством человеческого характера как кротость, о котором гласит третья заповедь.

Нагорная проповедь считается компиляцией (собранием) изречений Сына Божьего, в которых содержится моральное учение всего христианства. Матфей повествует, что Иисус произнес эти нравственные наставления на склоне холма в Галилее в 30 г. н.э., его слушателями являлись апостолы и большое количество мирских приверженцев. В этом послании находится сама эссенция Евангелие, суть учения, которую необходимо знать каждому христианину. По своему оформлению проповедь соотносится с традициями пророческого монолога древности.

Значение проповеди

Последователи Христа считают Нагорную проповедь полноценным комментарием к Десяти заповедям, которые Господь поведал Моисею на священной горе Синай. Спаситель предстает перед народом и апостолами в качестве истинного толкователя Моисеева закона. Однако нравственная проповедь служит не для запрета, но раскрывает душевное расположение, способное приблизить человека к Всевышнему и привести к совершенству.

Икона Нагорная проповедь Иисуса Христа

К рассмотрению послания Христа, в свою очередь, подходят видные богословы и мыслители, пытающиеся совместить слова Сына Божьего и повседневную деятельность каждого. Открывается это наставление девьятью Заповедями Блаженства, излагающими принципы Нового Завета о духовном возрождении.

  • Христос упоминает о том благотворном влиянии своих последователей, которое они естественным образом оказывают на окружение. Иисус особо подчеркивает, что проповедь не отменяет Закона Моисея, но полноценно дополняет его. Сын Божий учит каждого преодолевать исходящую изнутри злобу, оставаться целомудренным, честным и откровенным, держать слово, уметь прощать ошибки и пороки, любить не только друзей, но и врагов, а также стремиться к духовному совершенству.
  • Далее, Христос призывает становиться истинно праведным, слышать свое сердце и не склоняться под гнетом собственных чувств. Он говорит, что следует избавиться от стремления к показной святости, как это делали многие иудеи. Сын Божий подчеркивает особую значимость молитв, поста, милостыни, - это все угождает Всевышнему, в которого необходимо верить.
  • В конце проповеди Иисус говорит о неосуждении, постоянстве в добродетели и сохранении святынь от поругания. Он учит различать ложный и праведный пути, предостерегает верить лжепророкам и объясняет всем, что для преодоления жизненных трудностей, нужно заниматься укреплением собственного сознания.

Об этом знании сам Сын Божий говорит, что «проходит Мир, но слова Господа навеки остаются». В Нагорной проповеди каждый христианин увидит божественную истину, не умирающую и применимую ко всякому человеку без исключения. Закон Господа, в котором сохранены оба Завета, непреложен, несмотря на изменения нравственности среди людей. Поэтому христианин, стремящийся к усвоению чистого добра, должен узреть мудрость Нагорной проповеди и построить жизнь, основываясь на постулатах, изложенных в ней.

На заметку! Холм в Галилейской Тверии, на котором Сын Божий произнес христианское наставление, именуется «горой Блаженств». Исследователи уверяют, что проповедь произносилась рядом с тем местом, где Спаситель умножал хлеба и рыбу. В 1935 г. у подножия холма обнаружили руины небольшой церкви, построенной в IV столетии и разрушенной в начале XVII. В 1938 г. здесь воздвигли католический храм, сегодня он входит в состав францисканской обители.

Анализ заповедей

Каждая из них начинается со слов «блаженны», что поощряет к добродетели и влечет к нескончаемой радости у пьедестала Господа. Прародители, поддавшись греху, утратили истинное счастье и лишили его своих потомков. С той поры это слово рассматривается как недостижимый идеал, мечта. Однако Сын Божий снизошел на землю и раскрыл счастье в контексте конкретной реальности, достижимой еще при жизни.

Обещание из Нагорной проповеди осуществляется и в настоящем, в соответствии с тем, как сам человек постепенно открывает сердце истинной вере и освобождается от гнета порочности.

  • Праведный христианин получает в дар благодать от самого Святого Духа, излучающего бесконечную радость и духовное счастье. С подобным мировоззрением не сравнится никакое мирское удовольствие, конечное, краткое и порождающее страдание. Святые мудрецы шли на любые жертвы, чтобы достичь состояния приближенности к Господу, миряне должны брать пример с этих людей.
  • Девять Заповедей структурированы в логичную последовательность, они демонстрируют верный путь и способы достижения цели. Их нередко сравнивают с лестницей, ведущей в дом небесной добродетели.
  • В Нагорной проповеди сказано, что каждый подвержен греху, - это есть трагедия человечества. Порок омрачает рассудок, отнимает свободу воли, приносит печаль и тоску. Грешник глубоко несчастен и не способен понять причину своих бед. В первой заповеди справедливо указывается на то, что духовная болезнь порождает все огорчения.

Нагорная проповедь и учение Иисуса Христа содержит основную мысль, что любой человек является грешником

Дальнейшее рассмотрение

Христос призывает к исцелению, голос Божьего Сына звучит как голос Отца, потерявшего своего сына и молящего его вернуться. Когда человек приходит к Богу, у него нет ничего, кроме извечной чистоты. К сожалению, непросто сыновьям Всевышнего признать вину и отвернутся от удовольствий, поэтому волевое усилие на пути к Господу вознаграждается Царствием Небесным. Восстановление, исцеление начинается со смиренности, которое не является пессимизмом, но основано на уповании находиться рядом с Изначальным Вседержителем и испытывать Его милосердие.

  • Покаяние - намерение исправится после свершенных поступков. Часто оно сопровождается пролитием слез, что приводит к облегчению и утешению. После избавления от греховности приходит гармония в мыслях и поступках. Человек сторонится раздражения, гнева и ссор, он делается кротким и наследующим землю, как сказано в третьей заповеди.
  • Грешник выздоравливает, когда в его уме появляется стремление совершать добрые поступки. В четвертом наставлении Нагорной проповеди Христос прославляет тех, кто ищет духовной правды, ибо для них не существует больше чувственного удовольствия.
  • Праведник видит, что Бог дарует ему прощение, гармонию и высшую любовь. В сердце возникает милосердие, отзывчивость, благодарность. На пятой ступени совершенства стоят милостивые люди, которых естественным образом покидают несчастья. Далее, душа преображается от переполненности Святым Духом: её можно сравнить с озером, бывшим ранее мутным и заросшим, а ставшим кристально чистым. Господа видят те, кто достиг чистоты сердца, - об этом сказано в шестой заповеди.
  • Блаженные становятся истинными слугами Господа, призвание которых в спасении других, потонувших в бездне страданий. Они уподобляются Сыну Божьему и стремятся привнести умиротворение в окружение. Таким образом, праведные христиане восходят на седьмую ступень.
  • В двух завершающих заповедях Спасителя повествуется о том, что мир, преисполненный зла, не способен принять духовную чистоту и называет святых своими врагами. Праведники легко принимают страдания за веру и радуются возвращению в Царствие Небесное.

В Нагорной проповеди отражается нравственное учение Христа, дополняющее Законы Моисея. Спаситель произносил её на склоне горы перед толпами народа, приверженного Богу, и апостолами, которые после Распятия понесли Слово Божье по всей земле.

Важно! Следуя наставлениям Нагорной проповеди, человек делается праведнее и постепенно приходит к осознанию Господа.

Нагорная проповедь. Заповеди Блаженства