Когда проходит косоглазие у новорожденных, причины и необходимость лечения. Зрение ребенка с первого по третий месяц

В три месяца ваш сынуля или дочурка уже гораздо взрослее, и с уверенностью можно сказать, что в уходе за ним дни мамы пролетают очень быстро. Детишкам в этом возрасте характерны сосание рук и рассматривание их, хватание игрушек и поворачивание головки, гуление и улыбка. Что еще отличает трехмесячного малыша от новорожденного, и каковы физиологические особенности таких деток?

Трехмесячный ребенок уверенно и прямо лежит на спинке. Его ручки подняты, малыш может играть с ними, сосать свои пальцы, рассматривать их. Ручки и ножки крохи в период бодрствования учатся хватать.

Ребенок в 3 месяца также может лежать на животике, держать головку , поворачиваться влево и вправо. Обычно ножки малыша расставлены в стороны, а коленки повернуты наружу.

Здоровый трехмесячный малыш одинаково хорошо кладет головку и на левую, и правую стороны. У него одинаковые складочки на ручках и ножках.

Сколько должен весить ребенок в 3 месяца

По данным отечественных педиатров, в три месяца вес мальчиков составляет от 4,9 до 7 килограммов, девочек - от 4,8 до 6,3 килограммов. Минимальный показатель роста мальчиков - 56,5 см, максимальный - 62 см. У девочек эти показатели составляют соответственно 56,2 см и 61,8 см. Данные ВОЗ несколько отличаются. Так, вес мальчиков составляет от 5 до 8 килограммов. Девочек - от 4,5 до 7,5 килограммов.

Сколько должен спать ребенок в 3 месяца

Ночной сон трехмесячного малыша длится приблизительно 10 часов. Днем дитя такого возраста спит несколько раз. Обычно это два длинных периода сна (по часу-два) и два коротких дневных периода сна (минут по 30-40). Малыш в этом возрасте может долго засыпать, посасывая грудь. Засыпание длится по 20 минут. Следует отметить, что в этом возрастном периоде дети уже могут реагировать ухудшением сна на смену погоды и на полнолуние. Это может быть и более длительное засыпание, и беспокойный, прерывистый сон ночью.

Сколько должен съедать ребенок в 3 месяца

В трехмесячном возрасте нормой считается 9-10 кормлений днем и 2-3 кормления ночью. Количество кратковременных прикладываний малыша к груди существенно сокращается. А еще во время кормлений дитя часто может отрываться от груди. В этом возрастном периоде перерывы между кормлениями составляют 2,5-3,5 часа. Если говорить о детях на искусственном вскармливании, то в сутки они съедают уже до одного литра детской смеси .

В этом возрасте педиатры советуют постепенно вводить в рацион ребенка фруктовый сок. Однако будет лучше, если это сделать после прививки через несколько дней. Сок можно давать, начиная с 2-3 капель, и в течение месяца эту дозу увеличивают до 2-3 чайных ложечек. Иногда рекомендуется сок разводить с водой. В 3,5 месяца при отсутствии противопоказаний можно ввести в рацион фруктовое пюре. Это нужно делать постепенно, после консультации с вашим педиатром.

Как часто должен какать ребенок в 3 месяца

В три месяца стул малыша на грудном вскармливании уже становится однородным и более регулярным. При этом его периодичность разная. Грудничок может какать ежедневно приблизительно в одно и то же время. Частота стула - 5 раз в день.

Но бывает, что ребенок какает лишь один раз в день или один раз в два дня. Для детей 3-4 месяцев это не является отклонением от нормы. Если малыш находится только на грудном вскармливании, то при такой периодичности не требуется клизм и слабительных при условии, что он хорошо себя чувствует и не капризничает.

Три месяца - это период активного гуления. Гласные уже превращаются в слоги. Повторением слогов „гу” и „агу” дитя может даже несколько минут „поддерживать” беседу с мамой или другим приятным ему собеседником.

Вообще в этом возрасте дитя требует больше внимания в виде общения, разговоров мамы. Речь ребенка развивается, появляются другие интонации. Это могут быть звуки в сочетании с эмоциями в ответ на увиденное, услышанное. Малыш гораздо больше проявляет желания общаться.

Когда с ним говорит мама, папа или другой родственник, он внимательно слушает или прислушивается. Да, пока он не понимает смысла ваших обращений, но уже отвечает взаимностью - улыбкой либо агуканием на ласковые слова мамы, хныканьем на речь незнакомого человека и незнакомый тембр голоса. Многим малышам нравится слушать музыку в этом возрасте. Одни любят тихую и спокойную, другие - танцевальную.

Часто малыши в 3 месяца разговаривают сами с собой. Играя с руками, они издают одни звуки, рассматривая погремушку, - другие. Ученые доказали, что детки, которым до года не хватало общения, в будущем станут шумными и неспокойными. Таким образом, они как будто восполняют дефицит общения с ними в возрасте до 12 месяцев.

Психологи советуют мамочкам озвучивать все свои действия и чаще разговаривать с малышом. Переодевая дитя, называйте предметы, с которыми взаимодействуете, части тела. Дитя быстрее будет вникать в названия частей тела, одежды, рисунков, на ней изображенных. Таким образом, уже в этом возрасте вы постепенно будете развивать будущие навыки речи ребенка, формировать его пассивный словарный запас.

Ребенок в 3 месяца плохо держит голову

Если к трехмесячному возрасту дитя еще не научилось самостоятельно и уверенно держать головку, не бейте тревогу. Вполне возможно, что все в норме, потому что не у всех детей развитие мышц одинаковое. Это зависит от комплекции, способности к динамическому поведению. Медленные, спокойные, флегматичные дети и головку держать начинают позже, а шустрые - гораздо быстрее. Развитие навыка держания головы может быть индивидуальным.

Конечно же, нормой является умение держать ее к достижению трехмесячного возраста. Некоторые детки уверенно проделывают это уже и в два месяца.

Понятие “удерживать головку” - это способность ребенка держать ее уверенно и прямо, если его поднимают вертикально, поднимать ее в положении, лежа на животе.

Если вас такое отставание тревожит, то сходите с ребенком на прием к невропатологу. Он поможет вам установить причины такого отклонения от нормы. Обычно это могут быть:

  • травмы ребенка при родах;
  • слишком слабый тонус мышц шейно-плечевого пояса;
  • проблемы с кормлением;

Иногда в три месяца дитя держит головку не прямо, а под углом, как бы на бочок. Очень вероятно, это патология - кривошея либо парез мышц шеи. Чтобы эту проблему устранить, невропатолог, скорее всего, назначит вам курс массажа. Возможно также в тяжелых случаях использование ношения ортопедической подушки, а в самых худших случаях - операционное вмешательство.

При кривошее у ребенка маме нужно заботиться о том, чтобы все игрушки и интересные ребенку предметы находились с проблемной для него стороны. Так дитя будет само прилагать усилия для поворота шеи и развивать ее.

Отсутствие координации глаз - норма для новорожденных. Это обусловлено природной незрелостью отделов мозга, которые отвечают за прямой взгляд. Каждый ребенок может несколько месяцев «стрелять глазами». Обычно такое явление проходит самостоятельно. У большинства деток выравнивание взгляда происходит к двум месяцам, у некоторых - к трем, иногда это происходит и в период с 3 до 5 месяцев. Это средние временные рамки.

И все же важно не проморгать проблему. Поэтому необходимо с малышом, который все так же косит в 3 месяца, нанести визит офтальмологу.

Врач грамотно оценит двигательные функции глаз вашего малыша. Он подскажет, как же именно избежать проблемы. Отметим, что сегодняшние методы исследования зрения детей не причиняют малышу беспокойства. Но они позволяют выявлять разные нарушения в виде близорукости и дальнозоркости, астигматизма и врожденной катаракты, аномалии зрительного нерва и патологию нервов, которые управляют движением глаз.

Особое внимание проблеме косоглазия у деток в 3 месяца следует уделить тем родителям, в семьях которых есть проблемы со зрением. Ведь генетический фактор - это уже серьезно. Сигнал тревоги для папы и мамы - отсутствие в этом возрасте реакции ребенка на включаемый свет, а также фиксации детского взгляда на игрушках, лице мамы.

Педиатры советуют лучше перестраховаться, нежели упустить время вследствие родительских сомнений по поводу проблем со зрением.

Если врач имеет сомнения или заподозрил отклонения в развитии зрительных органов вашего ребенка, то не стоит отмахиваться от его рекомендаций, надеясь на авось. На сигналы о нарушениях зрения нужно реагировать без промедления. Например, следствием затянувшегося косоглазия может быть недоразвитость бинокулярного зрения (то есть способности воспринимать изображение от правого и левого глаза как единое целое).

Ребенок в 3 месяца встает на носочки

Если в три месяца дитя пытается встать на носочки, то это может быть проявлением тонуса мышц стопы. Такое случается и от ходунков, но в более позднем возрасте. Если же вы несколько раз заметили попытки вставать на носочки, то обратитесь, опять же, к детскому невропатологу. Возможно, он направит вас с ребенком и к ортопеду.

Иногда вставание на носочки бывает связанным с проблемами позвоночника (это может быть и защемление), головы ребенка. В любом случае самостоятельно вам не удастся решить эту проблему. Так что обратитесь за помощью к специалисту.

Специально для - Диана Руденко

Некоторые молодые родители считают, что организм малыша, только что появившегося на свет, представляет собой полную копию организма взрослого человека, только несколько уменьшенную. На самом деле это не так. Многим органам и системам предстоит проделать долгий путь развития и совершенствования. Среди них - орган зрения малыша.

Как устроен глаз новорожденного?

Около 80% информации о внешнем мире человек получает посредством органов зрения. В человеческом организме за зрение отвечает структура, которая называется зрительным анализатором. Глаз воспринимает изображение и переводит его в нервные импульсы, которые по зрительным нервам проводятся к коре головного мозга, где происходит их обработка и формирование образа. Взаимодействие этих составляющих частей зрительного анализатора и дает зрение.

Однако зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Анатомическое строение органов зрения, обеспечивающее зрительные функции, в процессе созревания организма претерпевает значительные изменения. Зрительная система еще несовершенна, и ей предстоит бурное развитие.

Во время роста малыша глазное яблоко изменяется весьма медленно, Наиболее сильное его развитие приходится на первый год жизни. Глазное яблоко новорожденного короче глаза взрослого человека на 6 мм (т.е. имеет укороченную переднезаднюю ось). Это обстоятельство - причина того, что глаз недавно родившегося ребенка обладает дальнозоркостью, то есть малыш плохо видит близкие предметы. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко, у новорожденного сформированы не полностью, Такая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т.е. совершенно нормальное для периода новорожденности .

Размер роговицы также увеличивается очень медленно. Роговица - передняя часть фиброзной оболочки глазного яблока, которая обусловливает форму глаза, выполняет защитную функцию и является преломляющей средой глаза, обеспечивающей зрение. У новорожденных она имеет относительно большую толщину, чем у взрослого человека, резко отграничена от белковой оболочки и выступает сильно вперед в виде валика, Отсутствие в роговице глаза кровеносных сосудов объясняет ее прозрачность. Однако у детей первой недели жизни роговица может быть не полностью прозрачной из-за временного отека - это нормальное явление, но если оно сохраняется после 7 дней жизни, то это должно настораживать.

Наблюдение
С первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами. Такой овал соответствует человеческому лицу.

Хрусталик - линза, которая способна сжиматься и расправляться, фокусируя наш взгляд на разные расстояния вблизь и вдаль. Хрусталик не имеет ни кровеносных сосудов, ни нервов, У детей и взрослых людей до 25-30 лет хрусталик эластичен и представляет собой прозрачную массу полужидкой консистенции, заключенную в капсулу. У новорожденных хрусталик имеет целый ряд характерных особенностей: он почти круглой формы, радиусы кривизны передней и задней его поверхностей почти одинаковы, С возрастом хрусталик плотнеет, вытягивается в длину и приобретает форму чечевичного зерна. Особенно сильно он растет в течение первого года жизни (диаметр хрусталика глаза ребенка в возрасте 0-7 дней составляет 6,0 мм, а в возрасте 1 года -7,1 мм).

Радужная оболочка имеет форму диска, в центре которого находится отверстие (зрачок). Функция радужной оболочки - участие в световой и темновой адаптации глаза. При ярком освещении зрачок суживается, при слабом - расширяется. Радужная оболочка окрашена и просвечивает через роговицу. Окраска радужки зависит от количества пигмента. Когда его много - глаза темно- или светло-карие, а когда мало - серые, зеленоватые или голубые. Радужная оболочка у новорожденных содержит мало пигмента (цвет глаз, как правило, голубой), выпуклая и имеет воронкообразную форму. С возрастом радужка становится толще, богаче пигментом и теряет свою первоначальную воронкообразную форму.

Сетчатка - самая сложная по устройству и выполняемым функциям оболочка. Она тонкой пленкой выстилает стенки полости глаза. Сетчатка состоит из различных видов клеток, главные из которых палочки, колбочки и нервные клетки. Палочки и колбочки под воздействием света образуют электрические импульсы, которые передаются в нервные клетки. Палочки отвечают за черно-белое или сумеречное зрение, а также помогают контролировать периферическое пространство относительно точки фиксации глаза. Колбочки определяют цветное зрение и из-за того, что их максимальное количество находится в центральном отделе сетчатки (желтом пятне), куда приходят лучи, сфокусированные всеми линзами глаза, они играют исключительную роль в восприятии объектов, расположенных в точке фиксации взгляда.

От палочек и колбочек отходят нервные волокна, образующие зрительный нерв, выходящий из глазного яблока и направляющийся в головной мозг. Сетчатка новорожденных обнаруживает признаки неполного развития. Об особенностях и развитии цветного зрения у малышей будет сказано далее.

Специфика зрения новорожденного - мигательный рефлекс. Суть его заключается в том, что сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаз - малыш не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света он реагирует. Это объясняется тем, что при рождении зрительный анализатор ребенка находится еще в самом начале своего развития. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. То есть малыш способен воспринимать только сам свет без восприятия структуры изображения.

Анатомия глаза
Орган зрения представлен глазным яблоком и вспомогательным аппаратом. Глазное яблоко включает в себя несколько составляющих: светопреломляющий аппарат, представленный системой линз: роговицей, хрусталиком и стекловидным телом; аккомодационный аппарат (радужная оболочка, цилиарная область и ресничный поясок), обеспечивающий изменение формы и преломляющей силы хрусталика, фокусировку изображения на сетчатке, приспособление глаза к интенсивности освещения; и световоспринимающий аппарат, представленный сетчаткой. К вспомогательному аппарату относятся веки, слезный аппарат и глазодвигательные мышцы.

Развитие зрения малыша

Внутриутробное зрение ребенка исследовано очень мало, однако известно, что даже рожденный на реагирует на яркий свет. Малыш, родившийся на , закрывает глаза на свет, а родившийся в срок (на ) поворачивает глаза, а чуть позже и головку к источнику света и движущимся предметам.

Наблюдение
Одним из наиболее важных достижений первых двух-трех месяцев будет постепенное развитие способности плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.

Процесс совершенствования зрения начинается сразу после рождения. В течение первого года активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения (они расположены в затылочной части), получающие информацию об окружающем мире. "Оттачивается" содружественное (одновременное) движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется "библиотека" зрительных образов. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. Младенцы, которым несколько дней от роду, видят вместо лиц неясные силуэты и размытые контуры с пятнами на месте глаз и рта. В дальнейшем острота зрения растет, увеличиваясь в сотни раз, и к концу первого года жизни составляет 1/3-V2 от взрослой нормы. Максимально быстрое развитие зрительной системы происходит в первые месяцы жизни малыша, При этом сам акт зрения стимулирует ее развитие. Только глаз, на сетчатку которого постоянно проецируется окружающий мир, способен развиваться нормально.

Первая-вторая недели жизни. Новорожденные практически не реагируют на зрительные стимулы: под влиянием яркого света у них сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают. Однако было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами. Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого "лица", а если при этом с ним разговаривают, он моргает. Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, похожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его. На это ему потребуется еще много времени. На первой-второй неделе жизни зрение малыша пока еще слабо связано с сознанием. Известно, что острота зрения у новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0 - т.е. 100%) еще даже не образовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важное - это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь. Поле зрения малыша является резко суженым, поэтому человек, стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Вторая-пятая недели жизни. Младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике. Приблизительно на пятой неделе жизни появляются координированные движения глаз в горизонтальном направлении. Однако эти движения еще не совершенны - опускание и подымание глаз начинается позже. Малыш способен только на короткое время фиксировать взглядом медленно движущийся предмет и следить за его перемещением. Поле зрения ребенка в возрасте около месяца все еще является резко суженным, малыш реагирует только на те объекты, которые находятся от него на близком расстоянии и в пределах всего 20-30°. Кроме того, острота зрения остается еще очень слабой.

Световой режим и выбор игрушек

Основное условие развития глаз - солнечный свет. А поскольку при рождении зрение ребенка намного слабее зрения взрослого человека, то и потребность в свете у него больше.

При организации детской комнаты необходимо помнить, что световой спектр искусственного освещения, как правило, бывает желтого или синего свечения. Желтый свет мягче и спокойнее для восприятия (именно его лучше использовать для основного освещения комнаты), а синий создает более яркое и насыщенное дневное освещение (такой свет больше подходит для зоны игр или рабочего стола). В качестве основных тонов для оформления детской комнаты должны быть выбраны нежные, природные оттенки: бежевый, золотисто-желтый, нежно-зеленый, нежно-голубой, нежно-розовый, абрикосовый, сиреневый. Пастельные тона успокаивают малютку и не раздражают глазки. Однако психологи не советуют в качестве I основного тона для поверхностей стен, пола, потолка выбирать белый. Это негативно влияет на психику детей. Чтобы привнести в детскую радость и тепло, можно сделать яркими элементы декора, некоторую мебель. Это важно и для развития малыша. Можно повесить над кроваткой яркие игрушки, светильник, покрасить дверь или оконную раму, развесить на стенах картинки в рамочках или панно, а на кресло или кровать положить яркие подушки, прикрепить на занавески разноцветных бабочек.

Значительную роль при обустройстве детской комнаты играет освещение. Правильное освещение очень важно для развития зрения и здоровья глаз ребенка. Хорошо, если основное количество света попадает в детскую через окно. В детской комнате должно быть комбинированное освещение (дневной и электрический свет). Искусственных светильников должно быть как минимум три: основной - потолочная люстра; кроме нее - настенное бра, торшер или настольная лампа и ночник. Хотя настенный светильник может одновременно исполнять роль ночника.

Когда ребенок бодрствует, ему необходим естественный солнечный свет; если его недостаточно, можно добавить электрическое освещение. Спит ребенок лучше не в полной темноте, а при сумеречном свете (возможно, это связано с освещенностью, имевшей место, пока малыш находился в утробе мамы), который можно создать с помощью ночника, имеющий регулятор интенсивности света. Нежелательно резко включать и выключать свет в детской. Это вредит зрению малыша и просто пугает его. Достаточное освещение особенно важно в комнатах с не очень большими окнами и в пасмурную погоду. Рекомендуется освещать комнату лампами накаливания. Источники света, которые устроены по другому принципу (люминесцентные лампы), могут моргать с частотой электрической сети, что не очень благоприятно для глаз ребенка.

Распространенные заблуждения о зрении новорожденного
Бытует мнение, что новорожденный видит все вверх ногами. Однако современные данные это не подтверждают. Ошибочное мнение основывается на том, что глаз человека - инвертивный, т.е. светочувствительные клетки глаза - палочки и колбочки - направлены не навстречу световым лучам, а в обратную сторону. Изображение на сетчатке перевернуто (верх меняется на низ, левая сторона - на правую), и таким оно якобы может осознаваться новорожденным. Опыты, основанные на кратковременном слежении, опровергают это. Установлено, что кора головного мозга, анализирующая изображение, "приспособилась" переворачивать картинку. К суевериям относятся и мнения о том, что малыша нельзя держать перед зеркалом. Небьющееся зеркало, прикрепленное к боковой стенке кроватки или к подвеске, станет для него неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в зеркало, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук, ловит взгляд собственного отражения и улыбается ему.

Очень важны прогулки на открытом воздухе. Во время прогулки, особенно в парке, малыш будет пристально рассматривать движение листьев. Ему нравится наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра.

Развитие зрительной системы возможно только при постоянном присутствии адекватных раздражителей из внешней среды, т.е. ярких и цветных предметов. Цветные игрушки способствуют нормальному развитию цветоощущения и остроты зрения вашего малыша. Острота зрения - функция, тесно связанная с ощущением цвета. За обе эти функции отвечают одни и те же клетки глаза -колбочки. Цветовое зрение развивается вместе с остротой зрения, и поэтому желательно, чтобы ребенка окружали яркие цветные объекты. Колбочки, которые отвечают за восприятие красного цвета, в самом большом количестве представлены в центре сетчатки, а вот "синих" колбочек там почти нет. Именно центр сетчатки, развиваясь, обладает самой большой разрешающей способностью (зоркостью). У новорожденного малыша этот центр находится в неразвитом состоянии. Поэтому глаз нуждается в большей степени в красных, желтых, зеленых цветах и их оттенках.

Наблюдение
Поле зрения, малыша является резко суженым, поэтому человек, стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Подбирать игрушки для малыша нужно исходя из его умений на определенном этапе жизни. Так, для новорожденного самой "любимой" игрушкой будете вы сами: ничто ему не нужно сейчас так, как общение с родителями. Даже играть игрушками поможете ему только вы.

Уже на первом месяце жизни нужно начать знакомство ребенка с красками окружающего мира, используя разноцветные пеленки или привязывая к решетке кроватки пестрые лоскутки или цветные ленточки. Можно повесить перед малышом гирлянду. Ее элементы должны быть расположены исходя из особенностей зрения ребенка. Они должны быть не очень мелкими. В центре лучше поместить красный элемент, затем оранжевый (или желтый), зеленый и по краям - синий, Погремушку-гирлянду лучше вешать над кроваткой так, чтобы основные элементы ее располагались над животиком малыша примерно в 30 см.

Родителям следует помнить, что при наличии в поле зрения ребенка пестрых, привлекательных, движущихся предметов, а также людей, совершающих разнообразные действия, зрительная функция у малыша будет развиваться быстрее.

Итак, орган зрения новорожденного имеет особенности, знание которых дает возможность выявить существующие отклонения, а своевременное обращение к офтальмологу позволит не только диагностировать заболевание, но и предупредить его развитие.

Наталья Фирсова,
Аспирант Института биологии развития
им. Н.К. Кольцова РАН

Комментировать статью "Глазами младенца..."

Косоглазие – это такое положение глаз, при котором зрительные оси не сходятся на рассматриваемом предмете. Внешне это проявляется тем, что глаз отклоняется в ту или иную сторону (вправо или влево, реже вверх или вниз, встречаются и различные сочетанные варианты). Если глаз приведен к носу, косоглазие называют сходящимся (встречается чаще), а если к виску – расходящимся. Косить может один глаз или оба. Чаще всего родители обращаются к детскому офтальмологу, заметив, что глаза ребенка...

Пятилетний Саша, сын читательницы Psychologies Ольги Журавской, ходит в подготовительный класс американской школы. Через месяц после начала занятий Ольга получила памятку от учительницы, написанную от лица ребенка. Она удивилась, перевела и прислала нам. Мы думаем, что здесь сформулированы главные принципы воспитания, пусть и таким неожиданным образом. А вам есть что добавить? *** Тема перенесена из конференции "Детская психология"

Нормы сна имеют большое значение в полноценном развитии детей. Эта статья ознакомит вас с рекомендуемыми нормами сна для детей в разные возрастные периоды. Каждое живое существо должно спать. Это является основой раннего развития мозга. Циркадные ритмы, или циклы сон-бодрствование, регулируются светом и тьмой, и эти ритмы требуют времени для формирования, в результате чего режим сна новорожденных становится нерегулярным. Ритмы начинают развиваться примерно в шесть недель, и от трех до шести...

Вопрос, которым задаются очень многие родители. Однако, ответить на этот вопрос однозначно невозможно, поскольку ответ на 90 % зависит от генетической предрасположенности и на 10% от случая. Тут ясно только одно - кроха будет рождён с мутновато-серо-голубыми или темно-карими глаза. Какого цвета будут глаза у моего ребёнка? Практически всегда глаза новорожденных имеют именно голубой цвет, который впоследствии, начиная месяцев с 6, начинает меняться и темнеет по мере воздействия на него...

Очень интересный конкурс нашла - «Интернет глазами детей» для продвинутых детишек! Там они тааакиииее милые на видео! там тааакие призы! и xbox и полароид и планшет. Мы даже уже с малышом уже сняли видео почти с перого дубля =)) хахах

Увидев этот конкурс, я сразу подумала о Маше Трауб =)Ее книги о детях, семье, отношениях и все это так знакомо =))) К тому же написано с юмором =) Совершенно случайно наткнулась на этого автора и... залпом прочитала практически все, что ею написано. С тех пор совету всем мамам (да и не только мамам:)) почитать книги Маши Трауб =) Маша Трауб пишет о прошлом и настоящем. О будущем, как правило, остаётся задумываться читателю. Пишет о людях и судьбах, в основном, небольшие семейные саги. В...

У многих детей в первые недели или месяцы жизни начинают слезиться глаза, в них появляется гной, ресницы слипаются. Это состояние – воспаление слезного мешка (дакриоцистит), обычно оно проходит за несколько недель. Воспаление слезного мешка возникает из-за того, что канал, соединяющий глаз и нос (носослезный канал), не открывается у ребенка сразу после рождения, слеза застаивается в глазу, и в ней развиваются микробы. За несколько недель носослезный канал, чаще всего, открывается без...

Косоглазие - состояние, при котором происходит нарушение параллельности зрительных осей обоих глаз. По-другому болезнь называют страбизм, или гетеротропия. Косоглазие у новорожденных является той патологией, которую родители могут определить даже без помощи врачей, визуально. На практике это выглядит так: положение роговиц по отношению к уголкам глаза и краям век несимметрично, глазки разбегаются к вискам или, наоборот, к носу, смотрят в разные стороны.

В каком бы возрасте ни проявилась болезнь, хорошего в ней мало, а если быть точным, нет вообще ничего положительного. Медлить с лечением нельзя. Однако вначале нужно выяснить определенные нюансы: возраст малыша, причины возникновения и степень косоглазия. Затем вместе с лечащим врачом определить стратегию лечения.

Что происходит при косоглазии

Если глаза расположены симметрично, картинка-изображение попадает на центральные области сетчатки как одного, так и второго глаза. При этом в зрительном анализаторе картинка сливается в единое изображение.

При косоглазии такого слияния не наблюдается, и центральная нервная система воспринимает двоение как угрозу, перегрузку для организма. В итоге с целью защиты она «выключает» изображение косого глаза, он работает лишь при прикрытии здорового глазика.

Если ничего не делать, косоглазие у младенцев приводит к снижению остроты зрения на «пострадавшем» глазу, происходит так называемый синдром «ленивого глаза». Такое состояние называется амблиопия.

Причины косоглазия

Незрелость зрительных мышц

Это самая распространенная и обнадеживающая причина того, почему косят глаза у деток в младенчестве. Дело в том, что при рождении многие системы в организме еще только настраиваются. Слабые зрительные мышцы не способны координировать движения глаз как положено, да и мозг только учится руководить этим процессом.

Когда одна из шести мышц, удерживающих глаз, ослаблена, возникает косоглазие

Фиксировать взгляд ребенок сможет лишь к трем месяцам жизни. Поэтому в возрасте двух недель косоглазие у новорожденного вполне допустимо, оно временно. В таком случае хотелось бы знать, когда проходит такое состояние. Окончательное формирование координации движений мышц глаза происходит только к 2-3 годам жизни, но уже к полугоду жизни ребенка врач может установить, связано косоглазие с патологией или нет.

Тяжелое течение беременности и родов

Если во время беременности было выявлена гипоксия плода или нарушение циркуляции крови, а потом еще и роды были долгими и сложными, возможно микроскопическое кровоизлияние, приводящее к патологическим состояниям в глазу. Кроме того, во время внутриутробного формирования глазные мышцы могут быть неправильно развиты. Обе ситуации приводят к стойкому косоглазию, которое можно попытаться скорректировать позже, но только хирургическим путем.

А вот другие причины, способствующие развитию косоглазия у грудных детей:

  • наследственный фактор (в некоторых случаях предрасположенность к заболеванию заложена на генетическом уровне);
  • офтальмологические болезни в раннем возрасте: конъюнктивит, близорукость или дальнозоркость, ячмень;
  • другие болезни, такие как ревматоидный артрит, скарлатина, дифтерия;
  • сильный испуг;
  • большие нагрузки на зрительную систему;
  • черепно-мозговые травмы, повреждения глаз;
  • заболевания неврологического характера.

Выявление болезни на ранней стадии

Как уже говорилось ранее, родителям не составит труда определить болезнь у новорожденного ребенка самостоятельно. Однако даже если вы никаких отклонений не замечаете, было бы правильным показывать младенца офтальмологу в 2 месяца, в 4 и в 6. Существует около 20 видов косоглазия, и если к полугодию жизни малыш все еще косит глазками, специалист сможет поставить точный диагноз.


Посещать детского офтальмолога нужно, даже если нет никаких подозрений на отклонения в зрении

А пока зрительные мышцы слабенькие, стимулируйте их работу с помощью глазной гимнастики. Сядьте на диван так, чтобы можно было хорошо опереться спиной, согните в коленях ноги и «полулежа» посадите на них малютку. Возьмите игрушку (погремушку) и не спеша водите ей из стороны в сторону, вверх и вниз. Смысл в том, чтобы ребенок глазками следил за игрушкой.

Также для развития фокусировки можно развешивать большие яркие игрушки в поле зрения малыша. Но не стоит это делать непосредственно над кроваткой. Повесьте их повыше, чтобы кроха не смог дотянуться до них рукой. Помните, что дети рождаются дальнозоркими, и предметы, расположенные слишком близко, негативно влияют на развитие их зрения.

Лечение

Косоглазие у детей до года лечить сложно, вернее сказать, почти невозможно. Это связано именно с возрастом малыша. Практически все методики рассчитаны на деток постарше, в возрасте отдвух лет. В целом же используются хирургические и терапевтические методы лечения.


Деткам постарше могут назначить ношение очков

Операция делается тогда, когда комплексная терапия не дала результатов. При этом удается избавиться от дефекта лишь косметически.

Чтобы восстановить объемное (бинокулярное) зрение, долгое время придется делать специальные упражнения, обучая мозг воспринимать картинку как положено. Однако даже удаление внешних проявлений косоглазия важно для нормального психологического состояния.

Комплексная же терапия должна начинаться как можно раньше, при этом следует запастись терпением и маме, и ребенку. Вот некоторые тактики лечения:

  1. Оптическая коррекция с помощью ношения очков, окклюдора (специальная повязка) и линз.
  2. Диплоптика. Упражнения по выработке объемного зрения проводятся в естественных условиях, при которых поля зрения глаз не разделяются.
  3. Ортоптика. Упражнения проводятся в гаплоскопических условиях, то есть поле зрения одного глаза отделяется от поля зрения другого за счет специальных приспособлений.
  4. Плеоптика. Применяется для лечения амблиопии и нормализации фиксации зрения. В этой методике широко используют фигурные слепящие поля, вращающуюся контрастную решетку с полосами разной ширины и лазерную стимуляцию.
  5. Посещение ребенком специализированного детсада. В таких заведениях имеются тренажеры для зрения. Кроме того, малышу психологически легче. Ведь если в группе для занятий все дети надевают очки с заклеенным глазом, ребенок не будет стесняться.

Занятия на тренажерах предусмотрены для детей с 4-х лет, операции на глазах делают не ранее трехлетнего возраста.

Детство - тот период жизни, когда зрение наиболее поддается корректировке. Не исключено, что лечение будет длительным, но если начать его как можно раньше, большая вероятность того, что вам удастся справиться с косоглазием. Заботьтесь о физическом и психическом здоровье вашего малыша.

Лежа на спине, поднимает руки вперед (с 2 месяцев) и вверх – выше плеч (в 2,5 месяца). Ладони чаще раскрыты, реже – сжаты в кулаки. В положении на животе произошли определенные изменения. Ягодицы плоские, а не приподняты кверху, как в возрасте 1 месяца. Ребенок опирается на предплечья (часть руки между кистью и локтевым суставом). Именно за счет опоры на предплечья к 3,5 месяца малыш может поднимать голову почти до угла в 90 градусов, держать ее прямо и пытаться смотреть перед собой, а пальцами делать попытки царапать поверхность перед собой (рис. 5).

Постепенно ребенок начинает поворачиваться со спины на бок. Если он не делает это самостоятельно, поиграйте и помогите ему. Показывайте малышу яркие предметы или звучащие игрушки немного в стороне, но в пределах края зрения ребенка. Ребенок повернет голову, а вслед за головой развернет сначала плечи, а затем и туловище. Некоторые дети могут перекатываться и с живота на спину.

Тест

    Тяните ребенка из положения лежа в положение сидя. Поместите свои большие пальцы поперек ладоней ребенка и захватите своими кистями его руки. При таком подтягивании в 2,5 месяца ребенок только немного запрокидывает голову назад (рис. 6).

В 3 месяца значительная часть детей держат голову несколько лучше, чем изображено на рисунке, а именно по оси тела. Переведенный в положение сидя, ребенок держит голову прямо несколько секунд, перед тем как она заваливается вперед. Спина еще круглая (рис. 7).

Находясь на руках у взрослого в вертикальном положении, ребенок достаточно хорошо держит голову и туловище.

Тест

    Если поставить ребенка ногами на твердую поверхность и поддерживать под мышки, то он может периодически по несколько секунд упираться в нее ногами. Но ноги пока что еще согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Использовать это моторное умение ребенка в качестве физического упражнения не следует, потому что опорно‑двигательный аппарат еще не готов к стоянию и ходьбе.

Внимание! Если ребенок при этом тесте сильно упирается выпрямленными ногами, становится на носки, а при наклоне верхней части тела вперед делает повторные и быстрые шаговые движения, необходимо немедленно обращаться к детскому неврологу. Такое стояние и походка не являются признаками ускоренного развития ребенка. Наоборот, это признак отставания и поражения мозга. Ведь такое «стояние» и «хождение» являются нормальными только для первых недель жизни. Это так называемая автоматизированная походка новорожденного, доставшаяся нам еще от обезьян. Некоторые модные методики ускоренного развития детей злоупотребляют этим и другими «обезьяньими» рефлексами. Их авторы утверждают, что дети с рождения уже умеют ходить и ползать. Не обладая необходимыми научными знаниями, они не понимают, что эти рефлексы лишь внешне напоминают настоящие двигательные акты человека.

В этот период становятся разнообразными мелкие движения рук, можно даже говорить о сознательности многих движений.

К 2,5–3 месяцам малыш не только тянет руки в рот и сосет палец, но и потирает ими глаза, теребит свою одежду, перебирает пальцами край пеленки или одеяла, ковыряется в одежде. Ребенок часто рассматривает свои ручки. С 3,5 месяца сводит кисти вместе и играет своими пальчиками. Ближе к 4 месяцам прижимает ладошки одну к другой, а затем разводит их (рис. 8).

Тест‑игра

    При появлении в поле зрения ребенка яркой и тем более новой игрушки можно наблюдать движения обеих рук в направлении этой игрушки с попыткой ее потрогать и захватить. Так проявляется хватательная функция.

Тест‑игра‑упражнение

    Дайте возможность ребенку совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку ребенка предмет и привлеките его зрительное внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания. Все время разговаривайте с ребенком, называйте свои действия. Ближе к 4 месяцам наряду с названием действий произносите и те звуки, которые слышали ранее от малыша: «абу», «агу», «бу‑бу», «а‑а‑а», «о‑о», «га‑га» и т. п. Это будет способствовать развитию речи малыша.

Продолжайте использовать специальное коромысло‑трапецию‑турничок с игрушками, прикрепляемое к кроватке или манежу. С возрастом меняется использование этих игрушек. От простого разглядывания (в 1 месяц) и касания (в 2 месяца) ребенок с 3 месяцев переходит к захвату игрушки. Расстояние до игрушки – вытянутые руки ребенка или ниже. Качающиеся игрушки хватать трудно: они отталкиваются от рук ребенка, – поэтому они начинают его раздражать. Игрушки должны быть хорошо зафиксированы и почти неподвижны. Если они подвижны, то должны быть хотя бы удобны для захвата, поэтому не надо подвешивать шары, гладкие округлые предметы и т. д. Лучше подвешивать кольца, колокольчики и т. д. Еще до того, как ребенок научится хорошо захватывать игрушку и тянуть ее в рот, надо позаботиться о безопасности малыша. Перекладина (коромысло) должна быть надежно прикреплена к кроватке или манежу, чтобы ребенок не стянул ее на себя вместе с игрушкой. Сама игрушка должна быть достаточно крупной и надежно фиксированной к коромыслу, чтобы ребенок не мог ее проглотить. В 3 месяца ребенок уже сознательно бьет ручками по висящим игрушкам. Если игрушки подвешены на разных уровнях, то ребенок сознательно бьет по нижним игрушкам, потом останавливается и наблюдает, как двигаются и издают звук игрушки, подвешенные вверху.

Полезно также приобрести специальный развивающий коврик с неровностями и пришитыми к нему предметами для их захвата и ощупывания ребенком, лежащим на животе.

Во время кормления малыш начинает придерживать своими руками бутылочку или грудь матери.

В возрасте 3–4 месяцев у здорового ребенка во время активного бодрствования иногда может наблюдаться беспокойство языка: его периодическое высовывание, движения вперед и назад.

Внимание! Если подобное беспокойство остается и при приеме пищи и тем более мешает еде или сопровождается другими отклонениями в развитии, необходимо обратиться к неврологу.

Психическое развитие

Зрение. Малыш самостоятельно фиксиpует взгляд сначала на находящихся вблизи неподвижных предметах, позднее рассматривает предметы в комнате. Несколько минут он может рассматривать один объект, переводит взгляд с одного предмета на другой.

Фиксирует взгляд на вашем лице, когда кто‑нибудь другой держит ребенка на руках в вертикальном положении напротив вас. Вспомните, что в 1–2 месяца ребенок мог фиксировать взгляд на вашем лице только в положении лежа. Четкая и устойчивая реакция «глаза в глаза» при кормлении грудью или общении со взрослым.

Следит взглядом за перемещениями и крупными движениями взрослых, попавших в ближнее поле зрения ребенка, смотрит вслед уходящему.

Тест

    Ребенок уверенно npослеживает глазами и поворотом головы за тем, как вы перемещаете игрушку по всем направлениям: не только горизонтально – вправо‑влево, но и вертикально – вверх‑вниз. Расстояние до яркой игрушки, за которой может следить взглядом, увеличивается до двух метров.

Сходящееся косоглазие проявляется все реже и реже – только при очень близком рассматривании предмета. При сходящемся косоглазии линии взгляда и зрачки расположены не параллельно, а смещены внутрь – к средней линии лица. То есть при этом ребенок «косит» к носу.

Внимание! Косоглазие только со стороны одного глаза (больной глаз может косить то внутрь, то наружу) или стойкое двухстороннее сходящееся косоглазие при взгляде вдаль является основанием для визита к окулисту.

К концу 3‑го месяца жизни появляется так называемый комплекс оживления – позитивная эмоциональная реакция ребенка в ответ на ласковое обращение к нему взрослого. Для того чтобы вызвать этот комплекс, надо наклониться над лежащим на спине бодрствующим ребенком так, чтобы он зафиксировал взгляд на вашем лице. Минуту‑другую ласково разговаривайте с ребенком и улыбайтесь. Вначале ребенок будет присматриваться и прислушиваться, а затем он улыбнется, задвигает ручками и ножками и даже, возможно, произнесет несколько коротких звуков.

Слух. Если мать или хорошо знакомый человек подходит сзади к ребенку, лежащему или находящемуся на руках, и заговаривает с ним, находясь вне поля его зрения, то малыш поворачивает глаза или голову в сторону говорящего и иногда находит его своим взглядом (рис. 9).

В этом возрасте ребенок часто отвечает улыбкой на разговор, начинает отличать по внешнему виду ухаживающего за ним взрослого, мать от других: улыбается ей больше, чем другому взрослому. Если к кроватке ребенка подходит мать и наклоняется над ним, он смотрит на нее внимательно и выжидающе. При ее разговоре с ребенком тот радостно улыбается, иногда гулит. Если подходит малознакомый взрослый, малыш смотрит на него спокойно, без улыбки. Если тот молчит, то ребенок переводит взгляд в сторону. Если мать уходит и сразу после матери к ребенку наклоняется «чужой», ребенок выражает недовольство, не сразу переводит взгляд на «чужого».

Некоторые дети уже по достижении 3 месяцев начинают различать интонации голоса и по‑разному на них реагировать. Если с ребенком говорят ласково, то он улыбается и оживляется. В случае упрека, раздраженного голоса появляется отрицательная реакция.

Предречевое развитие

Интонации и различия крика, описанные на этапах 1 и 2 месяцев, становятся ярче выраженными и лучше различаются не только матерью, но и другими близкими. Звуковое выражение эмоции недовольства созревает и становится более развитым – вместо крика чаще отмечается хныканье и плач. В отличие от крика, эти звуки прерывисты и в меньшей степени сопровождаются двигательным беспокойством.

Ребенок начинает смеяться и повизгивать в ответ на радостное общение взрослого с ним: заигрывание, щекотание шеи или груди и т. д. Во время комплекса оживления при заигрывании взрослого и во время комфортного бодрствования после еды характерны агуканье или гуление. При гулении продолжают преобладать гласные звуки, но все чаще в сочетании с нечетко произносимыми согласными: «б‑у», «в‑и», «а‑а‑бм‑бм», «бль», «у‑гу», «бу» и т. д.

Смотрите так же:

Razvitie_rebenka_v_3_mesjaca.txt · Последние изменения: 2012/11/14 10:05 (внешнее изменение)

Иногда родители замечают, что у их новорожденного малыша то один, то другой глазик отклоняется в сторону. В первые месяцы ребёнок ещё не может в полной мере управлять своими глазками. Это связано с тем, что его нервная система ещё недостаточно развита. Окончательное формирование её будет происходить ещё в течение некоторого времени после его рождения. Главное, чтобы глазки отклонялись периодически, а не постоянно, и только до шестимесячного возраста.

С первых дней жизни зрение каждого глаза развивается обособленно. С второй-третьей недели жизни ребёнок начинает кратковременно фиксировать взгляд на предметах, следить за ними, но каждый глаз пока ещё работает сам по себе. С 5 недель ребёнок начинает учиться объединять изображения с двух глаз в одно, т.е. начинает формироваться бинокулярное зрение, но косоглазие периодически ещё появляется. В 3 месяца ребёнок уже устойчиво следит за предметами, рассматривает их одновременно обоими глазами, но у некоторых здоровых малышей еще может временами появляться небольшое косоглазие. С 5 месяцев ребёнок уже способен объединять в мозге изображения с обоих глаз и формировать трёхмерное изображение предмета. Полностью зрение формируется в среднем к 10-12 годам. Поэтому косоглазие должно быть выявлено как можно раньше, так как это мешает нормальному развитию зрения.

Причины косоглазия у детей

Существуют определённые факторы риска развития косоглазия:

1. Наследственность.
2. Недоношенность с весом меньше 2кг.
3. Нервно-мышечные заболевания (миастения, рассеянный склероз).
4. Врождённые аномалии развития глаз и глазных мышц.
5. Выраженные нарушения рефракции (дальнозоркость, близорукость, астигматизм выс. ст.)
6. Опухоли нервной системы или самих глаз.
7. Катаракта.
8. Травмы и инфекции.
9. Системные заболевания (например, ювенильный ревматоидный артрит).

Особое внимание на зрение нужно обратить у детей из группы риска, так как у них очень высока вероятность развития косоглазия.

Обследование ребенка с косоглазием

На приёме у врача необходимо рассказать о течении беременности и родов, о перенесенных ребёнком заболеваниях, о том, когда косоглазие появилось (сразу после рождения или только через некоторое время), периодическое оно или постоянное, косит один глаз или оба, старшие дети могут жаловаться на головокружение и двоение в глазах (характерно для паралитического косоглазия), следует также выяснить условия, при которых появляется косоглазие (например, при нервном напряжении), есть ли у ребёнка родственники страдающие нарушениями зрения и какими именно нарушениями, были ли травмы, инфекции, какое проводилось лечение, в течение какого времени и был ли эффект от него.

Свой первый в жизни визит к офтальмологу малыш совершает в 3 месяца . После выяснения интересующих вопросов врач приступает к осмотру. Он осматривает веки малыша, оценивает форму и ширину глазной щели, величину глазных яблок и их положение. Затем определяет, нет ли помутнений роговицы, изменений её формы и размеров, нет ли изменений зрачков, помутнений хрусталика, изменений стекловидного тела и глазного дна. Эти исследования врач проводит при помощи офтальмоскопа. Для определения угла косоглазия применяется метод Гиршберга, при котором оценивают положение светового рефлекса на роговице. Когда ребенок смотрит на светящуюся лампочку офтальмоскопа, на его роговице появляется её отражение – световой рефлекс, который в норме располагается по центру зрачка. При косоглазии этот рефлекс смещается в ту или иную сторону от зрачка или радужки – эти структуры и являются ориентирами для определения величины угла косоглазия. При этом ширина зрачка должна быть равна 3-3,5 мм. При сходящемся косоглазии рефлекс расположится кнаружи от центра роговицы (фото 1), расходящимся – кнутри (фото 2), при вертикальном косоглазии – сверху или снизу (фото 3).

Но малышам очень сложно поставить диагноз косоглазия. Это единственный дополнительный метод исследования, который можно провести в этом возрасте. Кроме того врач может приблизительно оценить рефракцию посредством скиаскопии, так как грубые нарушения зрения могут провоцировать возникновение косоглазия в будущем. В этом случае врач может лишь порекомендовать понаблюдать за малышом до 6 месяцев.

В 6 месяцев здоровый ребёнок уже хорошо координирует движения своих глаз. Функциональное косоглазие к этому возрасту исчезает. Но, если косоглазие осталось, то необходимо срочно обратиться к врачу и провести детальный осмотр, т.к. косоглазие может быть как самостоятельным заболеванием, так и следствием других заболеваний. К вышеперечисленным методам в этом возрасте можно добавить определение подвижности глазных яблок. Иногда при помощи яркой игрушки это врачу удаётся сделать. Доктор определит тип косоглазия (содружественное или паралитическое; сходящееся, расходящееся или вертикальное), угол отклонения косящего глаза, определит рефракцию.

При паралитическом косоглазии отсутствует или резко ограничено движение глаза в сторону парализованной мышцы.

Оно может возникать вследствие врождённого или приобретённого заболевания нервной системы, поражения глазодвигательных мышц вследствие опухолей, травм или инфекций. Этот вид косоглазия всегда постоянный. При паралитическом косоглазии (если оно врождённое либо возникло в первые месяцы жизни) зрение косящего глаза не развивается и у ребёнка появляется стойкая амблиопия, которую вылечить уже невозможно. Если паралитическое косоглазие появляется после окончания формирования зрения, и даже, если развилась амблиопия, то прогноз более благоприятный, при этом возможно не только частичное, но и полное восстановление зрения. Поэтому очень важно установить диагноз как можно раньше, чтобы не дать развиться амблиопии и сохранить ребёнку хорошее зрение.

Подвижность глаз ребёнка можно проверить и самостоятельно в домашних условиях. Для этого нужно усадить ребёнка к кому-нибудь на колени и зафиксировать голову, если ребёнок более старшего возраста, то попросить не поворачивать голову. Затем показать ему какой-нибудь предмет и поводить этим предметом на расстоянии 30-40 см от глаз следующим образом: держа предмет напротив глаз ребёнка, медленно увести его сначала к одному уху ребёнка, а затем таким же образом к другому. При этом в норме при отведении глаза кнаружи, наружный край радужки (это цветная часть нашего глаза) должен доходить до наружного угла глаза, а при приведении глаза кнутри (к носу) – внутренний край радужки должен немного не доходить до внутреннего угла глаза. Этим методом с точностью лишь можно исключить паралитическое косоглазие. Но, если подвижность глаз в норме, а косоглазие у ребёнка присутствует, то его обязательно нужно показать врачу.

Бывает и такое, что родители обращаются с жалобами на косоглазие, а при осмотре врач патологии не выявляет – это, так называемое, мнимое, или кажущееся, косоглазие, которое может быть обусловлено наличием у ребёнка врождённого эпикантуса (фото 5 и 6), широкой переносицы или другими особенностями строения черепа (фото 7).

С ростом ребёнка, формированием его скелета, может исчезнуть и кажущееся косоглазие.

Содружественное косоглазие, при котором подвижность глаз не нарушена, развивается, как правило, в 1-2 года . Оно может возникать вследствие заболеваний нервной системы, при дальнозоркости, близорукости, астигматизме, при слепоте на один глаз; может быть как постоянным, так и периодическим; может косить только один глаз (монолатеральное косоглазие) (фото 8), а могут косить и попеременно то дин глаз, то другой (альтернирующее) (фото 9).

Некоторые дети в этом возрасте позволяют провести пробу с прикрытием. Этот метод позволяет выявить скрытое косоглазие, когда при двух открытых глазах их положение правильное, но как только один глаз прикрыть рукой – он начинает отклоняться, а при резком отнятии руки можно увидеть установочное движение, т.е. возвращение его в прежнее положение. При этом ребёнок должен строго смотреть на предложенный ему предмет.

Необходимо обязательно проверить рефракцию глаз, но предварительно перед обследованием в течение 5 дней необходимо капать атропин. При помощи офтальмоскопа необходимо оценить прозрачность сред глаза, состояние глазного дна. Так атрофия зрительного нерва, грубая дистрофия центральных отделов сетчатки могут провоцировать возникновение содружественного косоглазия. При необходимости окулисту могут понадобиться консультации других специалистов, например, невропатолога.

В 3 года вдобавок к вышеперечисленным методам проводится определение остроты зрения при помощи таблицы без коррекции и с коррекцией стёклами. Состояние бинокулярного зрения выясняют при помощи цветотеста.

На диске цветотеста размещены 4 светящихся кружка (2 зелёных, 1 белый и 1 красный). На ребёнка надевают специальные очки с разноцветными стёклами (перед правым глазом – красное стекло, перед левым глазом - зелёное). Глаз, перед которым стоит красное стекло, видит только красные кружки, другой глаз – только зелёные. Белый светящийся кружок виден через красный фильтр красным, через зелёный – зелёным. На диске цветотеста в очках здоровый ребёнок увидит 4 кружка: либо 3 зелёных и 1 красный, либо 2 зелёных и 2 красных. При выключении из работы одного глаза (монокулярное зрение) ребёнок увидит только 2 красных или 3 зелёных кружка, при альтернирующем косоглазии, когда попеременно косит то один, то другой глаз, ребёнок увидит попеременно то 2 красных, то 3 зелёных кружка.

Для обследования ребёнка при косоглазии можно использовать специальный прибор - синоптофор, который также используется и для лечения.

Лечение косоглазия у детей

Следует обратить внимание на то, что чем раньше будет начато лечение, тем оно эффективнее. Как только родители заметили, что у ребёнка начал косить один или оба глаза, то сразу же необходимо обратиться к окулисту. И только окулист может установить правильный диагноз и назначить необходимое лечение, которое зависит от типа и причины, спровоцировавшей возникновение косоглазия. Не нужно ожидать эффекта сразу же после его начала. Косоглазие лечится длительно, в среднем около 2-3 лет. Лечение должно стать образом жизни ребёнка.

Лечение содружественного косоглазия поэтапное. Каждый из этапов направлен на решение определённой задачи.

При сочетании косоглазия с нарушением рефракции назначают очки. Дети вполне могут носить очки с шестимесячного возраста, для малышей существуют специальные очки с пластиковыми стёклами и в пластиковой оправе.

Чем раньше ребёнок будет их носить, тем будет лучше результат лечения. Эти очки назначаются исключительно для постоянного ношения даже, если они не влияют на угол косоглазия. В последствии нужно ежегодно проверять зрение и, если требуется, менять очки. Но только назначения очков недостаточно.

Первый этап лечения косоглазия это плеоптическое лечение. К этому этапу приступают лишь после трёхнедельного ношения назначенных очков. Этот этап направлен на борьбу с развившейся амблиопией. Основная цель – уровнять остроту зрения обоих глаз, для того, чтобы включить в работу оба глаза одновременно и перевести монолатеральное косоглазие в альтернирующее. Это лечение включает основные и дополнительные методы.

К основным методам относятся: пенализация, прямая окклюзия, локальный засвет сетчатки, упражнения с помощью отрицательного последовательного образа. К вспомогательным методам относятся: общий засвет сетчатки, различные компьютерные методы лечения амблиопии, рефлексотерапия, занятия с дозированными зрительными нагрузками. Этот этап лечения начинают либо с окклюзии, либо с пенализации, в зависимости от возраста ребёнка.

Пенализация применяется у детей 1-4 лет. Суть её заключается в намеренном ухудшении зрения лучше видящего глаза, тем самым вовлекая в работу худший глаз. Но этот метод применим только при сходящемся косоглазии и при нормальной или дальнозоркой рефракции. Существует две разновидности этого метода: для близи и для дали.

Пенализацию для близи назначают при зрении ниже 0,4 и только, когда косит один глаз. Для этого в лучше видящий глаз по утрам закапывают раствор атропина по схеме, назначенной врачом. Помимо этого врач назначает ещё и очки со стеклом на худшем глазу сильнее, чем это нужно. При этом лучший глаз перестаёт работать вблизи, а худший – наоборот, начинает работать вблизи. Пенализацию для близи назначают на период от 4 до 6 месяцев. Если зрение на худшем глазу улучшается, то переходят к пенализации для дали. Пенализация для дали назначается при остроте зрения худшего глаза 0,4 и более. У маленьких детей, у которых нельзя точно определить остроту зрения, этот вид пенализации применяется только когда малыш уверенно смотрит на предмет худшим глазом вблизи. Для этого назначают закапывать атропин в лучший глаз так же, как и при пенализации для близи. Но можно обойтись и без атропина, если ребёнок не будет снимать очки. При назначении очков сильное стекло устанавливают на лучший глаз, а на худший глаз устанавливают необходимую коррекцию. Эти мероприятия ухудшают зрение лучшего глаза вдаль и создают условия для работы худшего глаза.

Если эффекта от пенализации не наблюдается, то переходят к прямой окклюзии. Вообще этот метод применим, как правило, у детей старше 4 лет. Окклюзия – это метод, при котором лучший глаз закрывают, т.е. полностью “выключают” из работы, тем самым заставляя работать худший глаз.

При этом можно наклеить при помощи пластыря на глаз кусочек сложенного бинта, или закрыть стекло очков специальным окклюдором. Окклюзия может назначаться либо на весь период, пока ребёнок бодрствует, либо на несколько часов в день, либо только во время зрительной нагрузки; на период от 1 до 12 месяцев и более в зависимости от изменения остроты зрения, которую нужно проверять каждые 2-4 недели, т.к. при прямой окклюзии может снижаться острота зрения закрытого глаза. При этом нужно заменить постоянную окклюзию на попеременную, когда на несколько дней в неделю закрывается то один глаз, то другой. После достижения приблизительно одинаковой остроты зрения на обоих глазах или при появлении альтернирующего косоглазия для закрепления результата попеременную окклюзию продолжают ещё около 3 месяцев, а затем постепенно отменяют. Но, если после 2 месяцев проведения окклюзии изменений нет, то применение её в дальнейшем уже не имеет смысла. Маленьким детям сначала трудно привыкнуть к длительной окклюзии, поэтому в самом начале можно закрывать глаз на 20-30 мин, а в дальнейшем постепенно увеличивать время.

Локальный засвет сетчатки применяют при правильной фиксации худшим глазом предметов. Для этого применяют импульсные лампы, а также лазеры (лазерплеоптика).

Суть метода отрицательного последовательного образа состоит в том, что после засвета сетчатки с размещённым в центре шариком диаметром 3 мм, который прикрывает центральную зону сетчатки от света, ребёнок продолжает некоторое время видеть тёмный круг с просветлением в центре. Этод метод применим и при неправильной фиксации худшего глаза.

При зрении 0,2 и выше хороший эффект дают занятия с амблиотренером.
Упражнения с макулотестером используются для выработки правильной зрительной фиксации.

Начиная с 2-3 лет при любой фиксации можно проводить общий засвет сетчатки.
Лечение амблиопии у более старших детей можно проводить при помощи специальных компьютерных программ.

К следующему этапу переходят при остроте зрения каждого глаза 0,4 и выше с использованием коррекции, при полном мышечном балансе и с 4 лет.

Следующий этап – это ортоптическое лечение. Цель этого этапа развить способность слияния изображений с обоих глаз в одно, т.е. восстановить бинокулярное зрение. Для этого проводятся тренировки на синоптофоре. Принцип работы синоптофора состоит в том, что каждому глазу в отдельности при помощи окуляров представляются разные части рисунка и при отсутствии косоглазия эти части сливаются в одно изображение, дополняя друг друга. В зависимости от угла косоглазия изменяются и положения окуляров. После развития способности к слиянию, начинается тренировка по её закреплению. При этом окуляры то разводят в стороны, то сводят до того момента, пока не появится двоение. На этом этапе также применяют и лечение при помощи специальных компьютерных программ, но обязательным условием для этого является отсутствие косоглазия.

Заключительный этап лечения косоглазия – это, так называемая, диплоптика. Суть её в том, чтобы вызвать двоение предмета, что позволяет развить способность к самостоятельному восстановлению бинокулярного зрения. Её возможно применять с 2 лет. Необходимым условием является наличие угла косоглазия не более 7 градусов. Двоение вызывают путём установки перед одним из глаз призматического стекла. Через определённое время его убирают, и, когда зрение восстановилось –снова ставят призму. В процессе лечения призмы меняют.

На заключительных этапах проводят упражнения для развития подвижности глаз. Для этого может использоваться конвергенцтренер.

Хирургическое лечение косоглазия обычно проводится после этапов плеоптического и ортоптического лечения в том случае, если они не привели к устранению угла косоглазия. Но, если у ребёнка большой угол косоглазия, или косоглазие врождённое, то операция может стать первым этапом лечения, затем следуют плеоптика, ортоптика и диплоптика. Операция позволяет только восстановить симметричное положение глаз за счёт усиления или ослабления глазодвигательных мышц, но на зрение она не влияет. Иногда операции проводятся в несколько этапов (фото 14 и 15)(фото 16 и 17).

При лечении паралитического косоглазия во-первых необходимо устранить причину его возникновения – удаление опухоли, лечение инфекции, устранение последствий травм и др. При наличии изменений рефракции врач назначает очки, затем проводятся плеоптические и ортоптические упражнения. Проводятся также и физиотерапевтические методы, такие как электростимуляция поражённой мышцы, иглоукалывание, а также назначаются лекарства. Если в течение года после начала терапевтического лечения эффекта не наблюдается, то проводится оперативное лечение.

Прогноз при косоглазии у детей

Наиболее благоприятным будет прогноз, конечно же, при своевременно начатом лечении. Чем раньше выявлено заболевание и начато лечение, тем лучше его прогноз. Это основное правило лечения косоглазия. При установлении правильного диагноза и проведении адекватного и усердного лечения, у ребёнка до 7 лет есть все шансы даже на полное восстановление зрения. Но, если начать лечение позже 7 лет, то это может привести к необратимому снижению зрения, и прогноз будет ухудшаться с каждым последующим годом жизни ребёнка. Наиболее благоприятный прогноз у содружественного аккомодационного косоглазия, а неблагоприятный – у поздно выявленного паралитического косоглазия. Но конкретному больному врач может дать прогноз только через год от начала лечения при любом виде косоглазия, т.к. во всех правилах есть исключения. Основными показаниями, при которых нужно безотлагательно обратиться к офтальмологу являются постоянное косоглазие в любом возрасте и наличие любого косоглазия у ребёнка шести месяцев и старше.

Многие родители задаются вопросом, как же помочь ребёнку в нелёгкой борьбе за хорошее зрение.

Будет лучше, если ребёнок будет посещать специализированный детский сад. Особое внимание там уделяется упражнениям для глаз, которые проводятся практически всё время, аппаратным методам лечения, которые дети посещают с удовольствием, т.к. они проводятся в игровой форме, и различным физиотерапевтическим процедурам. Ребёнок чувствует себя комфортнее в небольшой группе и среди таких же детей с нарушениями зрения. Особенно это важно при назначении окклюзии, когда ребёнок испытывает психологический дискомфорт в обычном детском саду и отказывается от её применения.
Кроме того, родители должны заниматься с ребёнком и дома. Некоторые плеоптические упражнения можно проводить и в домашних условиях. Например, при закрытом лучшем глазе (прямой окклюзии) предложить ребёнку собрать мелкий конструктор, раскрасить мелкие детали, обвести рисунок, собрать пазл, рассортировать мелкую крупу, почитать книгу. Хороши упражнения для глазодвигательных мышц. Например: горизонтальные движения глаз: вправо-влево, вертикальные движения: вверх-вниз, круговые движения глазами, движения глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд в правый верхний и наоборот, быстрые и сильные сжимания и разжимания век, сведение глаз к носу. Эти упражнения особенно эффективны при регулярном их выполнении. Помимо всего этого родители должны выработать у ребёнка правильную осанку, в том числе и при посадке, т.к. косоглазие может прогрессировать из-за её нарушения. Книгу ребёнок должен держать на расстоянии 30-40 см от глаз, при этом рабочее место должно быть хорошо освещено. Родители должны контролировать и физическую активность ребёнка, так, при косоглазии запрещены игры с мячом, прыжки, спортивная гимнастика и вообще, любые активные виды спорта. Также ребёнок должен получать полноценное питание, богатое витаминами и минералами.

Только УСЕРДНОЕ лечение косоглазия может привести к выздоровлению!

Врач офтальмолог Одноочко Е.А.