Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка. «Здоровый образ жизни - залог здоровья

Деловая игра с родителями: «Здоровый образ жизни - залог здоровья»

Тема : « Здоровый образ жизни - залог здоровья »

Цель : Познакомить родителей воспитанников с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья дошкольников в домашних условиях и условиях детского сада. Формирование у родителей мотивации здорового образа жизни , ответственности за свое здоровье и здоровье своих детей , повышение мастерства родителей по использованию здоровьесберегающих технологий в домашних условиях.

Участники : родители , воспитатели.

Предварительная работа.

1. Анкетирование родителей «Условия здорового образа жизни в семье » .

2. Оформление выставки литературы и других материалов по теме

3. Выставка рисунков детей «Закалка, спорт, движение – всех целей достижение»

4. Изготовление журнала здоровья (рецепты полезных блюд, игры с детьми, советы по ЗОЖ….)

5. Оформление родителями стенгазет «Секреты здоровья »

Ход занятия

Добрый день дорогие друзья и уважаемые гости! Нам очень приятно, что вы нашли время и откликнулись на наше приглашение.

Сегодня мы проводим встречу, которую посвящаем одной из важных тем наших дней - Здоровый образ жизни !

Здоровье человека-это главная ценность в жизни . Его не купишь ни за какие деньги!

Будучи больным, вы не сможете воплотить в жизнь свои мечты , не сможете отдать свои силы на преодоление жизненных задач , не сможете полностью реализоваться в современном мире, а также не сможете воспитать своих детей здоровыми и жизнерадостными . Поэтому наша сегодняшняя встреча будет проходить под девизом « Мы за здоровый образ жизни

Прежде всего, мы вспомним, что такое здоровье, его основные компоненты и факторы, влияющие на состояния здоровья.

Показ презентации «Компоненты здоровья»

Приглашаю вас сесть в круг. У меня в руках мяч, он будет для нас эстафетной палочкой. Мы будем передавать его по очереди, после ответа. А предложение будет у нас одно для всех :

«Мой ребенок здоров , если я…» (Ответы родителей )

Очень хорошо! Здоровый образ жизни - образ жизни человека , направленный на профилактику болезней и укрепление здоровья .

Не зря говорят в здоровом теле – здоровый дух ! Давайте и мы с вами укрепим свое тело. Я предлагаю вам сделать несколько упражнений, которые можно делать совместно с детьми.

Спасибо за ответы и рассказы, а сейчас я предлагаю вашего вниманию несколько здоровьесберегающих технологий. Встали все в круг.

Физкультминутка :

Вот проснулся глазик, а за ним другой.

Будем просыпаться всей семьей.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся. (Всем встать в круг, взяться за руки.)

Солнце встало за окошком,

Потяни к нему ладошки, (Потянуться руками наверх.)

Руки выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Опустить руки, повторить.)

Чтоб была красивой спинка,

Надо сделать нам разминку,

Руки в стороны по швам

И согнулись пополам. (Наклониться вниз.)

Тик-так, тик-так –

Ходят часики вот так! (Наклоны вправо-влево.)

А теперь давайте вместе

Мы устроим бег на месте. (Бег на месте)

Вдох и выдох, наклонились.

Всем спасибо, потрудились!

А сейчас мы сделаем самомассаж по Уманской для детей в стихах

ВОЛШЕБНЫЕ ТОЧКИ.

Я здоровым стать хочу , сам себя теперь лечу.

Пальчик мой волшебным стал.

Я легонько им прижал

Точку первую, она – в центре грудки у меня.

Покрутил и отпустил, пальчик вверх переместил.

Здесь, в ложбинке притаилась точка два, в нее вместилась

Сила и иммунитет – удивительный дует.

Чтоб головка не болела, точку три найду я смело :

Где затылок, чуть пониже на спине есть бугорок,

Самый круглый позвонок.

Есть еще двойные точки.

Там где бровки, там, где щечки,

За ушами, где духами мама мажет по утрам,

И чуть ниже, с боку шеи, я найти ее сумею,

Если пальчик опущу и легонько покручу.

На руках их тоже две.

Ты найдешь их в глубине между пальчиком большим

И стоящим рядом с ним.

Я закончил процедуру, посмотрите на меня,

Как я весел и здоров , мне не нужно докторов!

Закаливающий массаж подошв «Поиграем с ножками»

Закаливающий массаж подошв как эффективный вид закаливания рекомендуется для детей среднего и старшего дошкольного возраста. Он основан на стимуляции активных точек, расположенных на подошвах ног. Массаж стоп делается ежедневно. Если массирование стопы валиком или скалкой проводится утром и вечером по 3-10 мин, то полный массаж достаточно выполнять раз в неделю.

Подготовительный этап

а) Удобно сесть и расслабиться.

б) Смазать подошвы ног смягчающим кремом или растительным маслом

Мы ходили, мы скакали, Наши ноженьки устали.

Сядем все мы, отдохнем И массаж подошв начнем.

На каждую ножку крема понемножку.

Хоть они и не машина, Смазать их необходимо!

Проведем по ножке нежно, Будет ноженька прилежной.

Ласка всем, друзья, нужна. Это помни ты всегда!

Разминка тоже обязательна, Выполняй ее старательно.

Растирай, старайся. И не отвлекайся.

По подошве, как граблями, Проведем сейчас руками.

И полезно, и приятно Это всем давно понятно.

Рук своих ты не жалей И по ножкам бей сильней.

Будут быстрыми они, Потом попробуй, догони!

Гибкость тоже нам нужна, Без нее мы никуда.

Раз – сгибай, два – выпрямляй. Ну, активнее давай!

Вот работа, так работа, Палочку катать охота.

Веселее ты катай. Да за нею поспевай.

В центре зону мы найдем, Хорошенько разотрем.

Надо с нею нам дружить, Чтобы всем здоровым быть .

Скажем все : «Спасибо!» Ноженькам своим.

Будем их беречь мы. И всегда любить.

Теперь поиграем с вами в игру «Верю - не верю » (если согласны поднимаете две руки, если нет – хлопните по коленям 2 раза)

1. Согласны ли вы, что зарядка - это источник бодрости и здоровья ? (да)

2. Верно ли, что жвачка сохраняет зубы? (нет)

3. Верно ли, что морковь замедляет процесс старения организма? (да)

4. Правда ли, что летом можно запастись витаминами на целый год? (нет)

6. Правда ли, что способствует закаливанию в жаркий день пить ледяную воду?

Дыхательная гимнастика

«Носик нюхает приятный запах»

Ребенок выполняет 10 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

-«Носик поет песенку»

На выдохе малыш постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет : «Ба-бо-бу» .

Закаливание. Босоножье - Это отличное закаливающее средство для детей с ослабленным здоровьем. Повышает устойчивость организма ребенка к резким колебаниям температуры и к переохлаждению. Проводится в любое время дня. Дозировка определяется возрастом. Желательно начинать в теплый период года.

Заключительная часть

Наше занятие подходит к концу, завершим нашу встречу упражнением «Додумай историю» . Вам необходимо закончить историю и сделать правильный вывод, начиная словами :

Я понял…

Я хочу сказать…

Я надеюсь….(Обсуждение)

Также, в заключении, хочу сказать, чтобы получить ожидаемый результат, самомассаж в детском саду и дома должен проводиться регулярно. Если данная процедура войдет в привычку, организму будет намного легче бороться с различными заболеваниями.

Родителям раздаются памятки «Кодекс здоровья»

Елена Рудакова
Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка

«Берегите здоровье смолоду - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью .

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка , а также его здоровье , закладываются в семье . То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни , отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих .

Даже в раннем школьном возрасте ребенок ребенка умений и навыков здоровья .

Конечно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье , санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования .

Как правило, у взрослых возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда , когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи , в которой родился и воспитывался ребенок .

ЗОЖ служит укреплению всей семьи . Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека , роль ребенка в семье , освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи . Духовное здоровье - это та вершина , на которую каждый должен подняться сам.

Основной задачей для родителей является : формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью , которое выражается в желании и потребности быть здоровым , вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья . В этом ничто не может заменить авторитет взрослого. Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья .

Существует правило : "Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым , сам иди по пути здоровья , иначе его некуда будет вести!".

Даже в раннем дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих . Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по возможно более ранней выработки у маленького ребенка умений и навыков , способствующих сохранению своего здоровья .

Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим – сон, оптимальный двигательный режим, рациональное питание, закаливание, личную гигиену, нравственное и этическое воспитание, отказ от разрушителей здоровья и т . д. Режим в детском саду должен соответствовать домашнему режиму.

Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка , но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном , которое не должно превышать 30 минут.

Формируя здоровый образ жизни ребенка , семья должна привить ребенку следующие основные знания, навыки и умения :

Знание правил личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др. ;

Умение взаимодействовать с окружающей средой, понимать, при каких условиях среда обитания (дом, садик, улица, дорога, лес) безопасна для жизни ;

Знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека ;

Умение измерять рост, массу тела, определять частоту своего пульса и дыхания, понимание значения определения этих показателей для контроля за состоянием здоровья и его коррекции ;

Понимание значения ЗОЖ для личного здоровья , хорошего самочувствия, успехов в учебе;

Умение правильно строить режим дня и выполнять его;

Знание основных правил рационального питания с учетом возраста;

Понимание значения двигательной активности для развития здорового организма ;

Знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;

Знание основных природных факторов, укрепляющих здоровье , и правил их использования;

Знание правил сохранения здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;

Умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;

Умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах, ожогах, обморожениях;

Название лечебных учреждений, где возможно получить помощь в случае болезни.

Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания ЗОЖ :

Положительная динамика физического состояния вашего ребенка ;

Уменьшение заболеваемости;

Формирование у ребенка умений выстраивать отношения со сверстниками, родителями и другими людьми;

Снижение уровня тревожности и агрессивности.

Совершенно очевидно, что решение проблемы оздоровления дошкольников возможно только при условии реализации единой программы гигиенического обучения и воспитания в семье и детском саду .

Публикации по теме:

Здоровый образ жизни это залог счастья и здоровья. В настоящее время особое внимание в воспитании ребёнка уделяется формированию и укреплению.

Консультация для педагогов «Здоровый образ жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи» Задачи: 1. Заботится о физическом и психическом благополучии детей. 2. Стараться донести до сознания родителей, детей, что правильная двигательная.

«Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка» Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того.

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка» «Берегите здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка.

Консультация для воспитателей «Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья дошкольников» «Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие,.

Доклад «Здоровый образ жизни семьи – залог полноценного физического и психического здоровья ребёнка»

Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто.

Сократ

«Береги здоровье смолоду!» - эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в дошкольном возрасте. Целью оздоровительной работы в дошкольном образовательном учреждении является создание устойчивой мотивации и потребности в сохранении своего собственного здоровья и здоровья окружающих. Дошкольное образовательное учреждение оказывает существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребенка.

Для этого используются различные формы средства и методы формирования основ здорового образа жизни у дошкольников. Беседы, дидактические и сюжетно- ролевые игры, художественная литература способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о здоровом образе жизни, закреплению полученных представлений и их систематизация.

Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства в семье в сфере, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношении к себе, своему здоровью и

Здоровье взрослого человека на 75% определяется условиями его формирования в детском возрасте. Именно с раннего возраста нужно приобщать ребенка заботиться о своем здоровье, воспитывать у него заинтересованность в собственном развитии и самосохранении.

Как-то, беседуя с детьми о здоровье, я спросила: «Что нужно делать человеку, чтобы не болеть?». Ответ был однозначным - пить таблетки. «Подождите, - сказала я. – Ведь человек не болен. Что нужно делать, чтобы оставаться здоровым?» . «Пить таблетки». Начали разбираться и пришли к выводу: чтобы оставаться здоровым, нужно вести здоровый образ жизни. А это:

1. Правильно питаться.

2. Режим.

4. Закаливание.

5. Физическая культура.

6. Прогулки на свежем воздухе.

7. Отказ от вредных привычек.

Чем раньше ребенок получит представление о строении тела человека, его функции, узнает о важности правильного питания, режима дня, закаливания, движения, тем раньше он приобщится к здоровому образу жизни.

Вот что пишет известный психолог Владимир Леви: «За годы врачебной практики я вплотную узнал не одну сотню людей, маленьких и больших, которые:

Не здороваются;

Не умываются;

Не чистят зубы;

Не читают книги;

Не занимаются (спортом, физкультурой танцами ит.д.);

Не работают;

Не женятся;

Не лечатся.

И все только потому, что их к этому принуждали. В большинстве случаев можно обойтись без принуждения. Для этого нужно проявить и артистизм, и хитрость, и фантазию. Ну и, безусловно, собственный пример родителей. Если ребенка насильно принуждать заниматься физкультурой, соблюдать правила гигиены, он быстро теряет интерес к этому».

Итак, самый наиболее благоприятный способ успешного воспитания ребенка- это здоровый образ жизни всей семьи.

Что же влияет на наше здоровье?

Здоровый образ жизни;

Наследственность;

Экология;

Медицина.

Что является составляющим ЗДОРОВЬЕ?

Физическое здоровье;

Скажите, что значит «физическое здоровье»? (зарядка, закаливание, правильное питание)

Психологическое здоровье;

Скажите, что значит «психологическое здоровье»? (атмосфера в семье, психика ребенка)

Нравственное здоровье;

Скажите, что значит «нравственное здоровье»? (сочетание нравственных качеств, присущие людям)

Социальное здоровье.

Скажите, что значит «социальное здоровье»? (коллектив, социум)

Это те самые составляющие, которые и формируют «общее здоровье» наших детей.

Мы сегодня говорим о здоровом образе жизни семьи. Здоровый образ жизни семьи имеет, разумеется, огромнейшее значение. И чтобы не говорили, что детский сад или школа виноваты в воспитании, или здоровье ребенка, СЕМЬЯ, т.е. родители несут самую огромную ответственность как непосредственно перед собой и ребенком, так и уголовную. Вот как не просто быть родителями. Но коль мы взяли на себя эту ответственность, мы будем нести ее гордо, правильно, принося пользу всему миру.

Итак, ЗОЖ:

1. Правильного питания.

2. Режима дня и ночи.

3. Культурно-гигиенических навыков.

4. Закаливания.

5. Физической культуру.

6. Прогулок на свежем воздухе.

7. Отказа от вредных привычек.

8. Стабильного психоэмоционального состояния.

1. Правильное питание.

1. Максимально разнообразить стол.

2.Стараться включать в рацион овощи и фрукты, выращенные в нашей полосе.

3.Не заставлять есть, когда не хочется.

4.Не награждать едой.

5.Не ссориться во время еды. Оставлять выяснение отношений на другое время.

6.Исключить из рациона напитки типа "кока - кола", чипсы.

7.Помнить, что сладкое после основной пищи вызывает брожение в желудочно - кишечном тракте.

8.Ужинать не позже, чем за 2 часа до сна.

Скажите, какие полезные блюда вы готовите в своей семье?

2. Режим дня и ночи.

Правильно организованный режим дня способствует повышению защитных сил ребёнка, его работоспособности. Дисциплинирует детей, способствует формированию многих полезных навыков (гигиена, зарядка), приучает к определённому ритму. Родителям детей, посещающих детский сад, нужно следить за тем, чтобы режим дня в выходные дни дома не отличался от режима дня в детском саду. Сон занимает важное место в режиме дня. Он является главным средством для восстановления работоспособности. В результате недосыпания человек становится раздражительным, невыдержанным, злым и нетерпеливым.

Для хорошего сна нужно соблюдать определённые правила:

1 .Перед сном не наедаться.

2.Спать нужно в хорошо проветренном помещении при температуре воздуха 16-18 градусов.

3. Спать нужно, как можно более раздетым.

4.Хорошая физическая нагрузка в течении дня способствует крепкому сну.

5.Очень здорово проводить ритуал отхода ко сну (купание, сказка на ночь, поцелуй с пожеланием спокойной ночь).

6.Время перед сном самое мирное. Никаких ссор и претензий.

7.Важно, чтобы ребёнок дома засыпал в одно и то же время.

Скажите, во сколько ложится ваш ребенок в выходные дни днем и вечером?

3. Культурно-гигиенические навыки.

Гигиенические навыки у детей воспитываются с самых ранних лет. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья : каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая его владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошего и слаженного работающего организма. С формирования у ребенка доброго и заботливого отношение к своему телу. Важно, чтобы малыш усвоил, что в его теле нет органов, отделов не нужных, некрасивых, что обо всех частях тела надо одинаково постоянно заботиться и в первую очередь содержать в чистоте.

Некоторые родители считают, что пока их дети маленькие, их незачем учить элементарным гигиеническим правилам. На самом деле это не так. Именно с раннего возраста детства формируется характер, дисциплинированность, самостоятельность, прививаются гигиенические навыки, которые помогут ребенку войти в мир, здоровым и сильным.

Скажите, какие гигиенические процедуры еще не получаются у ваших детей?

4. Закаливание.

Закаливание - самый простой и действенный способ укрепления защитных сил организма. Обычно под закаливанием понимают воздействие холодом. Но и тепловые воздействия оказывают оздоровительный эффект. Совместные походы в баню, кроме оздоровительного воздействия даёт много положительных эмоций. Самое главное - перепад температур. Организм человека приобретает неуязвимость к колебанию температуры окружающей среды. Различают закаливание воздухом, солнцем, водой. Максимальный эффект закаливание приносит, если оно сочетается с физическими нагрузками, полноценным сном и рациональным питанием. Проводить закаливающие процедуры нужно только с положительным эмоциональным настроем. Соблюдать принципы последовательности, непрерывности, постепенности. Избегать крайностей. Переохлаждение недопустимо!

Знаменитый врач Себастьян Кнейп выдвинул лозунги "Самая лучшая обувь - отсутствие обуви", "Каждый шаг босиком - лишняя минута жизни". При первой же возможности ребёнку нужно ходить босиком. Дайте детям в летний период возможность ходить босиком по песку и по асфальту, по мелким камушкам и шишкам. Кроме закаливающего эффекта - это прекрасное средство профилактики плоскостопия.

Скажите, какие процедуры вы проводите по закаливанию дома?

5. Физическая культура и двигательная активность.

Существует связь между физическим развитием ребёнка и развитием его интеллекта. Играйте с детьми. Игра - способ познания мира. Запрещать ребёнку играть - значит запрещать развиваться! Нужно сочетать двигательную активность с семейными прогулками на природе.

Кроме пользы - только польза.

Скажите, какие физические упражнения вы выполняете с детьми дома?

6. Прогулки на свежем воздухе .

Совместные велопрогулки, каток, поход в парк, пеньки, канавки, деревья, ручьи, брёвнышки, природный материал (шишки, жёлуди, камни, палки) – всё это стимулирует двигательную активность детей. Во время прогулок совершенствуются навыки ходьбы по пересечённой местности.

Когда вся семья совершает такие прогулки – это не только укрепляет здоровье всех, но еще укрепляет семейные взаимоотношения между друг другом.

Скажите, какие прогулки вы совершаете со своими детьми?

7. Отказ от вредных привычек

Ограничение телевизора и компьютера .

Как утверждают специалисты – в стране среднестатистический родитель внятно разговаривает со своим ребёнком 38 минут в неделю. А среднестатистический ребёнок за неделю проводит у телеэкрана 28 часов.

В числе пагубных воздействий телевизора и компьютера – ухудшение зрения, заболевания суставов, ожирение, повышение кровяного давления. Дети часто теряют чувство реальности. Маленькие дети больше подвержены отрицательному влиянию сцен насилия. Установлено, что на детей, которых любят, с которыми родители много общаются, смотрят вместе телевизор, сцены насилия оказывают менее сильное воздействие, чем на детей, растущих в неблагоприятных условиях.

Сколько по времени ваш ребенок проводит, в общем, и играя в компьютер, и с телефоном, или планшетом, смотря телевизор?

Еще из вредных привычек можно выделить следующие: вредная еда, курение и употребление алкогольных напитков. Дети видят все это в своем доме в семье и убеждены «если это делают мамы и папы, почему это не могу делать Я».

Скажите, видит ли ваш ребенок дома курение табачных изделий и употребление алкогольных напитков?

8. Сохранение стабильного – психоэмоционального состояния

Отношения в семье являются основой психологического состояния ребенка: именно от них зависит, насколько ребенок уверен в своих силах, насколько он весел и любознателен, насколько открыт общению и готов к настоящей дружбе. Если ребенок знает, что дома его ждут любящие родители, которые спешат его увидеть после долгой разлуки рабочего дня, которым можно поверить все свои тревоги и неудачи, от которых он получит новый заряд любви и тепла, ему по силам будет перенести многие неприятности и невзгоды. Что же касается отношений в детском саду,

то, как правило, любая конфликтная ситуация может быть решена.

Сложности общения с конкретными детьми могут быть разрешены путем обращения к психологу и совместному с воспитателем планированию решения возникшей проблемы.

Сейчас на самом деле очень трудное время. Наших детей пытаются, и зомбировать, и сделать им больно, и плохо. Все это внешние факторы.

Но так редко это происходит и в семьях. Домашнее насилие. Когда ребенок видит, как родители выясняют отношения, покрывают друг друга матом, и даже происходит рукоприкладство, какую пользу почерпнет ребенок? Только вред.

Здоровье Вашего ребёнка в Ваших руках, дорогие родители!

К сожалению, в силу недостаточного развития уровня культуры и образования в нашем обществе в последнее время здоровье ребёнка в семье не является абсолютным приоритетом! Многие родители не могут служить своим детям положительным примером здорового образа жизни, как и не могут создать ребёнку позитивную мотивацию быть здоровым!

Здоровье - это целенаправленная работа на всю жизнь!

А то, что закладывается в ребёнка с детства – остаётся с ним на всю жизнь!

Анкета для родителей:

Путь к здоровью ребёнка лежит через семью”

Уважаемые родители! Забота о воспитании здорового ребёнка является значимой для нашего дошкольного учреждения. Просим Вас ответить на вопросы анкеты по оздоровлению детей в семье.

Заранее благодарим Вас!

    Как оцениваете состояние здоровья своего ребёнка?:

плохое,

удовлетворительное,

хорошее? (нужное подчеркнуть.)

    Сколько раз болел Ваш ребёнок за прошедший календарный год? ___________________________________________________________

    В котором часу Ваш ребёнок ложится спать?_____________________

    Делает ли Ваш ребёнок зарядку? ____________________________

    Делаете ли Вы сами зарядку утром?____________________________

    Чем любит заниматься Ваш ребёнок в свободное время?____________

7. Сколько времени Ваш ребёнок смотрит телевизор или играет в компьютер?____________________________________________________

    Существуют ли в Вашей семье традиции по физическому воспитанию? Если “Да”, то какие?_________________________________________________________________________________________________________________

    Как Вы развиваете интерес к здоровому образу жизни у Вашего ребёнка?__________________________________________________

    Для сохранения здоровья своих детей я предлагаю_________

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

" Детский сад № 112"

Доклад

«Здоровый образ жизни семьи –

залог полноценного физического и

психического здоровья ребёнка»

Подготовила:

воспитатель

Ёлгина Г. М.

Саранск, 2018 г

Ведение здорового образа жизни – залог крепкого здоровья.

Михайлин Антон Геннадьевич
учитель физической культуры
, МАОУ СОШ №45 Калининград

Цель:

Выявить связь между ведением здорового образа жизни и уровнем здоровья учащихся.

Задачи:

1.Определить составляющие здорового образа жизни;

2.Оценить состояние здоровья учащихся;

3.Выявить факторы, укрепляющие здоровье;

4.Способствовать укреплению здоровья учащихся, используя полученную информацию.

Методы: изучениетеоретических основ, выполнение практических работ, анализ, сравнение.

Самый драгоценный дар, который человек получает от природы, - здоровье. Недаром в народе говорят: «Здоровому все здорово!» Об этой простой и умной истине стоит помнить всегда, а не только в те моменты, когда в организме начинаются сбои и мы вынуждены обращаться к врачам, требуя от них подчас невозможного. Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней. Человек сам творец своего здоровья! Вместо того чтобы грезить о «живой воде» и прочих чудотворных эликсирах, лучше с раннего возраста вести активный и здоровый образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья. Главное – здоровый образ жизни – комплекс оздоровительных мероприятий, обеспечивающих гармоничное развитие и укрепление здоровья, повышение работоспособности людей, продление их творческого долголетия. Основные элементы здорового образа жизни – плодотворная трудовая деятельность, оптимальный двигательный режим, личная гигиена, рациональное питание, закаливание, отказ от вредных привычек.
Жизнь человека во многом зависит от состояния здоровья организма. Практически все стороны деятельности личности – производственно-трудовая, семейная, бытовая, духовная, учебная и другие – в конечном счете, определяются уровнем здоровья. Если рассматривать удельный вес условий, определяющих состояние здоровья, то оказывается, что здравоохранение, медицинская активность составляет -10%; внешняя среда, природно-климатические условия (экология)– 20%, генетика, биология человека(наследственность) – 10%, образ жизни – 60%.

Как видно из приведенных данных, ведущим фактором, влияющим на уровень здоровья, является организация здорового образа жизни человека. Основными факторами риска образа жизни выступают: вредные условия труда, плохие материально-бытовые условия, стресс, гиподинамия, чрезмерно высокий уровень урбанизации, несбалансированное, неполноценное питание, злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотиков.

Понятие «здоровье» определяется как нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие, обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.

Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая жизненная ценность, которая занимает верхнюю ступень на иерархической лестнице ценностей, а также в системе таких категорий человеческого бытия, как интересны и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. По мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей относительная ценность здоровья все больше возрастает.

Можно выделить три уровня ценности здоровья: биологический – изначальное здоровье, предполагающее саморегуляцию организма, гармонию физиологических процессов и максимальную адаптацию; социальный – здоровье как мера социальной активности деятельного отношения индивида к миру; личностный (психологический) – здоровье как отрицание болезни в смысле ее преодоления.

Ценностями могут выступать биологическое, психофизиологическое состояние человека (жизнь, здоровье), условия общественной жизни (социальное и природное), в которых происходит формирование, развитие, удовлетворение потребностей, а также предметы и средства их реализации – продукты материального и духовного производства.

Ценностный подход требует учитывать мотивационно - личностное отношение индивида к здоровью, которое может выражаться не только в форме определенного практического поведения, но и в виде психологического контроля, мнений, суждений. Ценность здоровья не перестает быть таковой, даже если она не осознается человеком; она может быть и скрытой (латентной). Как показывает практика, большинство людей ценность здоровья осознают только тогда, когда оно находится под серьезной угрозой или почти утрачено. Здоровье занимает в иерархии потребностей человека ведущие позиции.

Здоровье, будучи качественной характеристикой личности, способствует достижению многих других потребностей и целей. Выявлено, что ценность здоровья как средства достижения других жизненных целей для людей важнее, чем ценность здоровья как средства прожить наиболее продолжительную и полноценную на всех этапах жизнь. Эти две характеристики здоровья как социальной ценности находятся в противоречии друг с другом.

Основными элементами здорового образа жизни выступают:

Соблюдение режима труда и отдыха;

Соблюдение режима питания и сна;

Соблюдение гигиенических требований;

Организация индивидуального целесообразного режима двигательной активности;

Отказ от вредных привычек;

Культура межличностного общения;

Организуя свою жизнедеятельность, личность вносит в нее упорядоченность, используя некоторые устойчивые структурные компоненты. Это может быть определенный режим, когда студент, например, регулярно в одно и то же время питается, ложится спать, занимается физическими упражнениями, использует закаливающие процедуры. Устойчивой может быть и последовательность форм жизнедеятельности.

Здоровый образ жизни характеризуется направленностью, которая объективно выражается в том, какие ценности им производятся, какие общественные потребности им удовлетворяются, что он дает для развития самой личности.

Человек, соблюдая устоявшийся и наиболее целесообразный режим жизнедеятельности, лучше приспосабливается к течению важнейших физиологических процессов. В том случае, если резервы адаптации исчерпываются, человек начинает испытывать дискомфорт, утомляемость. поэтому, необходимо вести хорошо организованный образ жизни, соблюдать постоянный режим в учебе, отдыхе, питании, сне и заниматься физическими упражнениями. При ежедневном повторении обычного уклада жизни довольно быстро между этими процессами устанавливается взаимосвязь, закрепленная цепью условных рефлексов. Благодаря этому физиологическому свойству, предыдущая деятельность является как бы толчком к последующей, подготавливая организм к легкому и быстрому переключению на новый вид деятельности, что обеспечивают ее лучшее выполнение. Любое средство обеспечения жизнедеятельности реализуется практически через все три канала. Так, пища несет в себе и структурный, и энергетический, и информационный потенциалы; движение оказывается условием активизации пластических процессов, регулирует энергетический поток и несет важную для организма информацию, обеспечивающую в конечном итоге соответствующие структурные перестройки.

Образ жизни - это сознательно совершаемые человеком действия, составляющие привычный уклад его повседневного поведения. В своей повседневной жизни человеку приходится выполнять значительную часть обязанностей и действий, направленных на решение целого ряда задач:Обеспечение жизнедеятельности, для чего необходимо дышать, питаться, спать, поддерживать температуру своего тела и пр.

Выполнение профессиональных обязанностей требует соблюдения целого ряда условий в организации работы (учебы), отдыха, в повышении квалификации, в физической и психологической реабилитации и т.п.

Поддержание социально-культурного статуса, множественных межличностных контактов, духовное развитие и др.

Выполнение своих семейно-бытовых функций по обеспечению жизни семьи и воспитанию детей.

Забота о своем здоровье, в том числе необходимая двигательная активность, выполнение гигиенических требований, отказ от вредных привычек и пр. Исходя из необходимости решать в повседневной жизни указанные задачи, можно выделить следующие основные компоненты образа жизни.

Двигательная активность. Движение является основным условием обеспечения жизни. Организм устроен таким образом, что деятельность всех его систем подчиняется двигательной деятельности. Это касается не только мышечной системы (которая при регулярных занятиях физкультурой оказывается хорошо развитой и придает человеку внешнюю привлекательность стройностью фигуры и атлетичностыо), но сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной, нервной и всех других систем. Кроме того, достаточная двигательная активность обеспечивает поддержание на высоком уровне иммунитета, что позволяет человеку успешно противостоять инфекционным заболеваниям. При высоком уровне физической подготовленности при прочих равных условиях у человека выше не только физическая, но и умственная работоспособность, поэтому при выполнении интеллектуальной работы утомление у него наступает позднее. Физическая тренировка способствует росту функциональных резервов организма, благодаря чему он оказывается более адаптированным к тем чрезмерным мышечным нагрузкам, которые ему приходится порой выполнять.

Обеспечение психического здоровья. Современному человеку приходится выдерживать большие психологические нагрузки. Они связаны со многими обстоятельствами: с учебной или производственной работой, с взаимоотношениями с другими людьми, с необходимостью выполнять определенные обязанности в семье и обществе, со стрессовыми обстоятельствами, с необходимостью реагировать на неприятные или неожиданные ситуации и т.д. Неумение адекватно вести себя в этих ситуациях нарушает психическое состояние человека. Такие нарушения часто приводят к развитию многих заболеваний, которыми страдают наши современники. Поэтому так важно владеть теми приемами, которые помогают каждому человеку разумно вести себя в ситуации, провоцирующей психическое напряжение, а если оно все-таки возникло, то выйти из подобных обстоятельств с наименьшим уроном для своих психики и здоровья.

Рациональное питание. Питание позволяет человеку получать вещества, необходимые для построения клеток его тела, для поддержания жизненных функций и выполнения повседневных дел. Но чтобы оно действительно и в полной мере выполняло эти функции, питание должно отвечать определенным требованиям, среди которых главными являются следующие условия: а) оно должно быть максимально натуральным; б) соответствовать анатомо-физиологическим особенностям данного человека и выполняемой им работе; в) не превращаться в культ, а оставаться прежде всего потребностью, а лишь затем - удовольствием. При несоблюдении указанных требований у человека нарушается деятельность не только пищеварительной системы, но страдают практически все функции организма. В результате снижается уровень здоровья, сопротивляемость инфекции, работоспособность; развиваются многие заболевания, в том числе и такие, как ожирение, диабет, нарушения деятельности сердечно-сосудистой системы и многие другие.

Закаливание и тренировка иммунитета. В настоящее время большинство пропусков занятий школьниками и случаев заболеваемости у людей трудоспособного возраста связано с простудными и простудно-инфекционными заболеваниями. К сожалению, такое положение связано не с тем, что человек вообще от рождения столь чувствителен к низким температурам, а с тем, что в процессе жизни он не тренирует свою устойчивость к ним, а наоборот, стремится к температурному комфорту. С другой стороны, известно, что люди, систематически занимающиеся закаливанием, страдают простудными и простудно-инфекционными заболеваниями гораздо реже, а само заболевание у них протекает легче.

Четкий режим жизни. Все поведение человека, выполнение им своих обязанностей, как и досуг, сон должны подчиняться определенной закономерности, которая бы соответствовала требованиям:

любая нагрузка (включая мышечные, психические, умственные и даже прием пищи) должна чередоваться с последующим периодом отдыха, обеспечивающим необходимое восстановление резервов организма;

в режиме человека должны найти отражение все стороны его жизнедеятельности: учеба (работа) и сон, занятия своим здоровьем и досуг, выполнение своих обязанностей в семье и свободное время, время на самоподготовку (выполнение домашних заданий) и встречи с друзьями и т.п.

Только при выполнении этих условий жизнь человека будет насыщенной интересными и важными делами, в ней найдется место для регулярных занятий своим здоровьем, и он не будет испытывать постоянное чувство недостатка времени.

Психосексуальная жизнь является неотъемлемой частью жизнедеятельности человека. Значение этого фактора образа жизни, восприятие его и отношение к нему в различные возрастные периоды меняется, тем не менее сказывается на всем протяжении жизни. В связи с этим умение вести рациональную психосексуальную жизнь (и речь идет не только непосредственно о половом акте, а о всем многообразии взаимоотношений женщины и мужчины) играет важную роль в обеспечении здоровья человека.

Отказ от вредных привычек, к которым относят регулярное употребление веществ и продуктов, наносящих вред здоровью человека. К таким веществам относят алкоголь, табак, наркотические продукты, токсические вещества и др. Каждое из них не только при систематическом, но порой и при однократном употреблении вызывает серьезные нарушения в деятельности организма, из-за чего они и получили название «вредных», а их постоянное употребление называют «вредными привычками».

Чаще всего употребление вредных веществ связано с их способностью затормаживать сознание человека, которому теперь кажется, что для него перестали существовать какие- то жизненные проблемы и неприятные обстоятельства. Но после окончания действия таких веществ, уже нанесших вред здоровью, проблемы по-прежнем}" остаются, а здоровье и время, которое можно было бы использовать для их разрешения, оказываются потерянными.

Выполнение гигиенических требований. Для обеспечения хорошего здоровья человеку необходимо поддерживать чистоту своего тела. Это касается не только кожных покровов, но и волос, ротовой полости, дыхательного аппарата, половых органов, то есть всех тех частей тела, которые непосредственно контактируют с внешней средой. Следует обеспечивать и определенные требования к условиям своей жизни: быта, одежды, обучения, питания и др. Рекомендации, как следует поддерживать чистоту своего тела и такой окружающей обстановки, которая бы не вредила здоровью человека, дает наука гигиена.

Умение предупреждать опасные ситуации и правильно вести себя при их возникновении. Находясь в постоянном контакте с окружающей средой и с другими людьми, человек порой оказывается в таких ситуациях, которые грозят не только его здоровью, но и жизни. В быту, на улице, в транспорте, на природе, в отношениях с опасными людьми, животными мы испытываем на себе множество неблагоприятных воздействий. Поэтому очень важно каждому человеку знать, с одной стороны, как предупредить их возникновение, а с другой, если опасная ситуация возникла, то как себя вести в ней с наименьшим ущербом для здоровья.

«Самооценка состояния здоровья учащихся».

Цель: научиться оценивать функциональное состояние ор­ганизма, используя объективные и субъективные показатели здоровья; на основании анализа результатов наблюдений вы­явить зависимость состояния здоровья от особенностей психо­социальных условий жизни и режима дня.
Проводилась самооценка состояния здоровья в 7 классе еже­дневно, в течение 2 недель четко фиксировались результаты каждым учащимся в таб­лицу (см. приложение 1)
В выполнении практической работы №1были задействованы 24 учащихся 7 «Г» класса.

После обработки материалов был проведен анализ, на основании полу­ченных данных сделаны соответствующие выводы о характере зависимости состояния здоровья школьников от осо­бенностей психосоциальных условий жизни и режима дня.
Оценка психосоциальных условий жизни и режима дня за текущий день. Результаты вносятся в табл. 1.(см. приложение 1) . Подсчитывается сумма баллов по пунктам 1-7 таблицы, делаются выводы о функциональном состоянии организма:
а) если сумма баллов равна (+7- +5)- высокий уровень здоровья;
б)если сумма баллов равна (+4 - +3) - средний уровень здо­ровья:
в) если сумма баллов равна +2 и менее - низкий уровень здо­ровья.

Оцениваются особенности психосоциальных условий жизни (бла­гоприятные/неблагоприятные) - пункт 8 таблицы.

Оценили соответствие режима дня гигиеническим требованиям к режиму дня школьника - пункт 9 таблицы.

«Определение влияния образа жизни на состояние здоровья»
Цель: провести самоанализ образа жизни и оценить его влияние на состояние здоровья.

I. Проанализировать свой образ жизни. Для этого из предло­женных вариантов ответа выбрать наиболее характерный для вас и соответствующий балл внести в (см. приложение 2) В выполнении практической работы№2 приняли участие 24 учащихся 7 « Г » класса.
1. Особенности питания.

    Вы всегда придерживаетесь правил рационального пита­ния и никогда не нарушаете их, считаете очень важным соблю­дать их для сохранения здоровья(балл = +2).

    Вы считаете, что соблюдать правила рационального пита­ния очень важно, поэтому стараетесь свое питание привести в соответствие с ними, однако иногда вы позволяете себе их на­рушить, например во время праздников и т. п. (балл = + 1).

    Считаете необходимым соблюдать правила рационального питания для сохранения здоровья, но сами их не придерживае­тесь. Можете позволить себе съесть лишнее, слишком много сладкого, не соблюдаете режим питания (балл = -1).

    Не соблюдаете правила рационального питания, так как не считаете, что особенности питания могут каким-то образом по­влиять на здоровье

(балл = -2).

2. Особенности двигательной активности.
Вы систематически занимаетесь спортом или регулярно выполняете физические упражнения, придаете большое значение данному фактору как позволяющему сохранить здоровье (балл = +2).

    Вы понимаете важность физической нагрузки для сохранения здоровья, но не всегда находите время для занятий физкультурой, поэтому выполняете физические упражнения нерегулярно (балл = 0).

    Выполняете физические упражнения очень редко (в основном на уроках физкультуры). В свободное время занятию физическими упражнениями предпочтете любое другое занятие; например просмотр телепередач

(балл = -1).

3. Закаливание.

Вы регулярно выполняете закаливающие процедуры: обливание холодной водой, обтирание мокрым полотенцем, при открытом окне в любую погоду и др. (балл = +2).

Вы производите закаливание своего организма нерегулярно, когда для этого есть условия (в основном летом) либо в:зависимости от настроения (балл =+1).

    Вы никогда не закаливали свой организм и не считаете что это важно (балл = 0).

4. Особенности соблюдения режима дня, правил труда и
отдыха.

    Вы всегда соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха (балл = +2)

    Вы стараетесь соблюдать режим дня, правила труда и отдыха, но иногда нарушаете их для того, чтобы приготовить уроки, посмотреть интересный фильм и т. д. (балл = +1).

    Не соблюдаете режим дня, правила труда и отдыха (балл = -1).

5. Особенности эмоционального состояния.

    Вы жизнерадостный человек, быстро прощаете обиды, забываете неприятные моменты, всегда надеетесь на лучшее (балл = +2).

    Ваше настроение очень неустойчиво, эмоциональное со­стояние может часто меняться, но обычно вы не впадаете в дли­тельные депрессии и пессимистическое настроение (балл = 0).

    Разные мелочи могут вывести вас из состояния равновесия. Длительное время вы можете находиться в раздраженном состоя­нии, злиться, со знакомыми часто конфликтуете (балл = -2.)

6. Жизненная позиция.

    Если какое-то событие стало причиной сильного пережи­вания с вашей стороны, вы стараетесь не впадать в депрессию и не жалеть себя, а как можно быстрее забыть огорчающие вас со­бытия, отвлечься. Иногда для этого вы включаетесь в деятель­ность, которая вас увлекает. Вы пытаетесь сделать всё от вас за­висящее, чтобы изменить сложившуюся ситуацию к лучшему

(балл = +2).

    Когда случаются серьёзные неприятности, они полностью занимают ваши мысли. Вы принимаете близко к сердцу любое негативное событие, долго переживаете, но исправить ситуацию не пытаетесь. Вам очень тяжело справиться самому со своим по­давленным состоянием (балл = -2).

    Если ваше отношение к жизни нельзя отнести к крайним проявлениям, описанным выше, или оно может меняться, то оцените свою жизненную позицию в 0 баллов.

7. Вредные привычки всегда ведут к постепенной утрате
здоровья,
поэтому любая из них - курение, употребление

алкоголя и наркотиков - оценивается в -4 балла.

II, Определяли сумму баллов по таблице и оценивали влияние своего образа жизни на состояние здоровья:

Если сумма баллов от +9 до +12, можно утверждать, что ваш образ жизни способствует укреплению здоровья;

Если сумма набранных баллов от +6 до +8, то такой образ жизни направлен лишь на поддержание (сохранение) имеющегося уровня здоровья, но не способствует его укреплению;

Если сумма баллов менее +5, вам необходимо серьезно за­думаться о своем будущем, поскольку такой образ жизни на­правлен на разрушение здоровья и может привести к его полной утрате.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Практическая работа № 1

а) Высокий уровень здоровья - 23% учащихся;

б) средний уровень здоровья - 56 %;

в) низкий уровень здоровья - 21 %.

Практическая работа № 2

а) Образ жизни, способствующий укреплению здоровья -
22 % учащихся;

б) образ жизни, направленный на поддержание имеющегося
уровня здоровья, но не способствующий его укреплению - 25 %
учащихся;

в) образ жизни, направленный на разрушение здоровья -53% учащихся;

Выводы.

Так как у 56 % учащихся средний уровень здоровья, а 53 % ведут образ жизни, направленный на разрушение здоровья, счи­таем необходимым усилить пропаганду здорового образа жизни. Способствовать укреплению здоровья учащихся, используя полученную информацию.

1.Ознакомить всех родителей и учащихся с результатами практических работ.

2.Подготовить выступления для родителей о влиянии –

Соблюдения режима питания и сна;

Культуры межличностного общения;

на укрепление здоровья детей.

3. Организовать ежедневное проведение утренней гимнастики.

4. Соблюдать режим питания.

5. Соблюдать гигиенические требования (проветривание, озеленение классных комнат и т. д.)

7.Обратиться к администрации школы с просьбой об органи­зации приёма кислородного коктейля учащимися в медицинском кабинете.

Литература

1.Величковский Б.Т., Суравегина И.Т., Цыпленкова Т.Т Здоровье и окружающая среда. – М: НПЦ «Экология и образование», 1992.

2.Жданова, Ю. В. Формирование здорового образа жизни [Текст]: практические работы / Ю. В. Жданова // Биология в школе. - 2004. -№2. - С. 38-43.

3. Зверев, И. Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека [Текст] / И. Д. Зверев. - М.: «Просвещение», 1983.

4.Леонтьева, Н. Н. Анатомия и физиология детского орга­низма [Текст] /Н. Н. Леонтьева, К. В. Маринова. - М: «Просве­щение», 1986.

5.Найк А. Я и моё тело.- М: «Олимп», «Астрель», «АСТ»,2000.

Приложение 1

Самооценка психосоциальных условий жизни и режима дня за текущий день (п/р №1)

Исследуемые показатели

Результаты оценки

Оценка в баллах

1.Самочувствие

а) хорошее (ощущение бодрости, силы)

б) плохое (слабость, усталость, вялость, раздражительность)

2.Настроение

а) приподнятое

б) удовлетворительное

в) подавленное

3.Аппетит

а) хороший

б) плохой

4.Умственная работоспособность

а) высокая

б) средняя

в) низкая

5.Частота сердечных сокращений (ударов в минуту)

а) менее 75

б) от 75 до 85

в) более 85

а) дающий ощущение бодрости и отдыха

б) поверхностный, с ночным просыпанием, не приносящий ощущения отдыха.

7.Болевые ощущения

а) отсутствовали

б) присутствовали

Сумма баллов:

Высокий уровень здоровья – сумма баллов (+7 - +5)

Средний уровень здоровья – сумма баллов (+4 - +3)

Низкий уровень здоровья – сумма +2 и менее

8.Особенности психосоциальных условий жизни

а) были ли ссоры или конфликты с друзьями:

б) особенности психологического климата в семье:

Спокойный, благоприятный

Напряжённый, конфликтный

в) особенности эмоционального состояния:

Радость, положительные эмоции

Эмоциональные стрессы, переживания, отрицательные эмоции

Сумма баллов:

Оценка психосоциальных условий:

Благоприятная - сумма баллов +2 и выше

Неблагоприятная – сумма баллов +1 и ниже

9. Особенности режима дня

а) продолжительность сна:

Более 8 ч

Менее 8 ч

б) утренняя зарядка:

Выполнялась

Не выполнялась

в) прогулки на свежем воздухе:

Имели место

не имели места

г) время затрачиваемое в течении дня на просмотр телепередач или игры на компьютере:

Менее 2 ч

Более 2 ч

д) занятия спортом, физическими упражнениями:

Выполнялись

Не не выполнялись

Сумма баллов:

Оценка режима дня:

Соответствует гигиеническим требованиям (+4,+3)

Не соответствует (+2 и менее)

Приложение 2.

Самооценка факторов образа жизни,

влияющих на здоровье(п/р№2)

Факторы образа жизни

Оценка в баллах

1.Особенности питания

2.Физическая активность

3.Закаливание

4.Режим дня, правила труда и отдыха

5.Особенности эмоционального состояния

6.Жизненная позиция

7.Вредные привычки

Употребление алкоголя

Употребление наркотиков

Сумма баллов:

Физминутки для различных групп мышц.

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения
И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.
И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - 2 - круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3 - 4 - то же левой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.

И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватить себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и. п. то же налево. Повторить 4 - 6 раз. Темп быстрый.
И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - повернуть голову направо. 2 - и. п. то же налево. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти

И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулаках, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

3. Упражнения для снятия утомления с мышц туловища

И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворота плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

4. Упражнение для мобилизации внимания.
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4-6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2-3 раза - средний, 4-5 - быстрый, 6 -медленный.

Физкультминутка для снятия утомления с плечевого пояса и рук
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх, 2 - переменить положения рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.

2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2 – свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3-4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.

3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

4. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо, 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

5. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону, 4-6 - то же в другую сторону, 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Темп средний.

6. И.п. - стойка ноги врозь. 1-2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3-4 и.п., 5-8 - то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Темп средний.

«Я введу тебя в мир того, каким надо быть, чтобы быть Человеком -
Умным,
Красивым и Здоровым»
(Эммануил Кант)

В настоящее время остро встала проблема болезненности населения. Все чаще и чаще мы узнаем о болезнях, которые добавляет нам экология, загрязненность воды, ненатуральные продукты. Ребенка надо приучать к здоровому образу жизни с самого раннего возраста. Ваш ребенок для вас - это ваше будущее, это ваше бессмертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. И вы, конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и преумножило их.

И, уважаемые родители, вы должны помнить: то чему вы научите своих детей, они понесут в свои семьи. А ведь мы хотим, чтобы семьи наших близких были здоровы. Я всегда удивляюсь тому, что каждый знает, что самое дорогое- это здоровье. Но мало кто находит силы за ним следить, когда оно еще есть. Когда заболеем, тогда бежим по больницам, жалуемся, а ведь во многом мы сами виноваты.

Рождение человека было и всегда будет одним из самых удивительных и значимых событий нашей жизни. Как и большинство родителей, вы предвкушаете радость и счастье материнства и отцовства. Вместе с тем вы представляете себе все те трудности и заботы, которые появятся в вашей жизни. Для того чтобы произвести на свет здорового малыша и вырастить человека, который оправдает ваши надежды и чаяния, потребуется немало сил, умения и терпения.

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим их миром, с людьми.

Секрет этой гармонии прост — здоровый образ жизни:

  • поддержание физического здоровья,
  • отсутствие вредных привычек,
  • правильное питание,
  • толерантное отношение к людям,
  • радостное ощущение своего существования в этом мире.

Результатом здорового образа жизни детей является физическое и нравственное здоровье. Не случайно в народе говорят: "В здоровом теле — здоровый дух".

Здоровая семья - здоровая нация

Задача государства - растить здоровых детей и продлевать жизнь своих граждан. Сегодня вопросам сохранения и укрепления здоровья людей в России уделяется особое внимание, и они по праву включены в приоритетный национальный проект «Здоровье».

В последнее время в нашей стране идет активная работа по формированию здорового образа жизни среди населения. Безусловно, нация должна быть здоровой. Здоровая нация является признаком сильного государства. Одним из главных факторов процветания нации является здоровая семья. Что такое здоровая семья? Здоровая семья - это семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток.

Сегодня семье отводится главенствующая роль в формировании здорового образа жизни. Семья - это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия.

Ребенок видит, воспринимает, старается подражать, и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли. Выработанные с годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью и здоровью окружающих переносятся ребенком во взрослую жизнь и во вновь созданную семью. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе.

Но если взрослые научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если они будут личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Задача состоит не только в том, чтобы подготовить ребёнка к жизни, но и в том, чтобы обеспечить ему полноценную жизнь уже сейчас. А полноценная жизнь может быть только у здорового человека. Совместная деятельность родителей и детей по укреплению здоровья и ведению здорового образа жизни может решить проблему здоровья нации.

Настоящим бедствием становится распространение среди детей и подростков наркомании, алкоголизма, токсикомании, курения. Так среди подростков нашего города отмечается 32% курящих, 63% употребляют алкоголь. Вместе с тем, уровень информированности подростков по вопросам последствий злоупотребления табачной и алкогольной продукцией очень невысокий. Что же получается? Мы попытались в этом разобраться.

Оказалось, что прогнозируемый вред от курения, употребления спиртных напитков, представляется для одних подростков слишком далеким от настоящей жизни, а другими вообще не воспринимается в силу очень распространенного среди современной молодежи падения субъективной цены собственного здоровья. Хочется обратить внимание, что наиболее распространенным местом распития спиртных напитков является семья (семейные праздники и торжества).

При этом возраст начинающих употреблять спиртные напитки является достаточно ранним (10-12 лет). Однако, по мнению специалистов, профилактика вредных привычек и других социально значимых заболеваний возможна путем формирования навыков культуры здоровья, начиная с самого раннего возраста в семье.

В наше сложное время - время экономических и социальных реформ, изменились жизненные ценности. Сегодня большую часть времени мы проводим на работе, стараясь как можно больше заработать. Сегодня, к сожалению, многие из нас перестали заботиться о своем здоровье, осталось в прошлом понятие «здоровый образ жизни». Многие из нас утратили «культуру» здорового образа жизни, питания. Взрослое население зачастую ведет малоподвижный образ жизни. В результате - избыточная масса тела или ожирение, с которой многие из нас долгое время бесполезно борются.

Устранив, так называемые, факторы риска для развития сердечно-сосудистых заболеваний (курение, употребление алкоголя, ожирение, низкую физическую активность), соблюдая правильный режим питания, труда и отдыха мы можем продлить себе жизнь на многие годы.

Необходимо также помнить, что спорт - это основа здоровья нации. Спорт может и должен решать определенные социальные задачи. Спорт способен укрепить семью, если взрослые вместе с детьми будут проводить свободное время на спортивной площадке. И это тоже - основа крепкого государства.

Искусство вести здоровый образ жизни доступно каждому, нужно только иметь огромное желание и силу воли, нужно преодолевать свои слабости и свою лень. Вредные привычки легче предотвратить, чем потом от них избавляться.

В народе говорят: «Здоровому - все здорово!» Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда. Сегодня каждый человек должен понимать, что его здоровье и здоровье семьи, в первую очередь, зависят от него самого. Необходима, прежде всего, личная ответственность каждого за свое здоровье и здоровье своей семьи.

Здоровье и здоровый образ жизни. Основные понятия.

Здоровье, по определению ВОЗ, - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека и общества в целом зависит от множества социальных, природных и биологических факторов. Ученые утверждают, что здоровье народа на 50 - 55% определяется образом жизни (ОЖ), на 20-25% - экологическими, на 20% - биологическими (наследственными) факторами и на 10% - медициной.

Образ жизни - это совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни. Это понятие довольно широкое. В последнее время в ОЖ все чаще и чаще выделяют и такие две его составные части - ЗОЖ и НеЗОЖ. Хотя понятие «здоровый образ жизни» утвердилось в нашем обществе сравнительно недавно (в 80-е гг. 20-го столетия), однако нормами и правилами ЗОЖ народ пользовался всегда, в течение всей истории человечества.

Научно-технический прогресс резко изменил (и продолжает изменять) трудовую деятельность человека. В современных условиях роль умственного труда постоянно возрастает, а доля физического труда уменьшается. Все это ведет к тому, что работники умственного труда в процессе своей профессиональной деятельности, как правило, не получают физических нагрузок в необходимом (достаточном) объеме и качестве. Но организм человека по-прежнему нуждается в этих нагрузках. Следовательно, только занятия физической культурой, спортом, туризмом становятся практически наиболее эффективным и экономичным способом обеспечения физическими нагрузками современного человека.

На каждом этапе своего развития человечество всегда имело в своем арсенале такие нормы жизнедеятельности, которые в конечном счете были нацелены на созидание и сотворение материальных и духовных ценностей, на преобразование и процветание общества, на развитие человека, на раскрытие его нравственных черт, умственных и физических способностей и возможностей. Прогрессивность человечества в конечном счете все-таки всегда предопределялась его способностью к самосовершенствованию, к наиболее полному развитию самого человека, к ведению им (человечеством) нормального и единственно разумного ЗОЖ.

Представляется, что нам необходимо более четко разобраться в самом понятии - здоровый образ жизни.

Ниже мы приводим некоторые из определений ЗОЖ, которые имеют место в литературе:

  • «Здоровый образ жизни - рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья».
  • «Здоровый образ жизни... можно охарактеризовать, как активную деятельность людей, направленную в первую очередь на сохранение и улучшение здоровья».
  • «ЗОЖ - это такая целенаправленная форма поведения, которая обеспечивает сохранение и длительное поддержание психического и физического здоровья, а также повышение адаптационных возможностей организма».
  • «Здоровый образ жизни - это прежде всего культурный образ жизни, цивилизованный, гуманистический».
  • «Под здоровым образом жизни... понимается такой, при котором сохраняются или расширяются резервы организма».
  • «Здоровый образ жизни - типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма».
  • «Здоровый образ жизни - мобильное сочетание форм, способов повседневной жизнедеятельности, которые соответствуют гигиеническим принципам, укрепляют адаптивные и резистентные возможности организма, способствуют эффективному восстановлению, поддержанию и развитию резервных возможностей, оптимальному выполнению личностью социально -профессиональных функций».

С нашей точки зрения, характер и целевая направленность понятия ЗОЖ предопределяется словом «здоровый». Прилагательное «здоровый», являясь производным от существительного «здоровье», таким образом, несет в себе все основные качественные характеристики последнего. В этой связи еще раз отметим, что здоровье - это состояние физического, душевного и социального благополучия.

Нам представляется, что в понятии ЗОЖ должны найти отражение такие положения, которые исторически сложились в нашем обществе, которые помогут четко определить и отделить ЗОЖ от его антипода - НеЗОЖ.

И, следовательно, речь должна идти о жизнедеятельности:

  • устремленной в будущее. ЗОЖ всегда был нацелен на решение глобальных проблем, связанных с обеспечением бесконечности человеческого бытия;
  • созидательной Следовательно, речь идет о жизнедеятельности, нацеленной на сотворение материальных и духовных ценностей, на обеспечение мира и благополучия, на воспитание подрастающего поколения, более подготовленного к жизни;
  • восстановительно-оздоровительной. После напряженного труда человек должен уметь полностью восстанавливать свои жизненные силы, постоянно проводить определенный минимум восстановительно-оздоровительных мероприятий, использовать для этого естественные силы природы - солнце, воздух, воду, красоты природы и так далее;
  • развивающей. Каждый человек должен научиться средствами физической культуры и спорта развивать и совершенствовать, укреплять и поддерживать свои физические качества и способности, свое здоровье.

Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем следующее определение ЗОЖ: Здоровый образ жизни - свод исторически проверенных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек:

  • умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно полезной деятельности;
  • владел умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;
  • постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;
  • самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье и полностью отвергал вредные для здоровья привычки саморазрушающего поведения.

Таким образом, здоровье - это состояние физического, душевного и социального благополучия.