Косоглазие у детей: виды, признаки, методы лечения. Почему новорожденный ребенок косит глазками и как ему помочь

Или эта болезнь на всю жизнь? Это зависит от причин его появления, от возраста ребенка и от других факторов.

Что же такое косоглазие?

В медицине термин "косоглазие" используют, когда говорят о патологии органов зрения, при которой один или сразу оба глаза смотрят в разных направлениях. При этом линии взгляда не имеют точки пересечения. На предмет смотрит один глаз, а другой направлен мимо. В таких случаях мышцы зрительного органа работают несогласованно.

Паталогия может быть как врожденной (присутствует с рождения или появляется в первые полгода жизни), так и приобретенной (появляется до 3 лет).

Зрение у детей до года: норма

Как только счастливая мама возвращается из родильного дома с новорожденным, ее окружают заботливые бабушки и дедушки, другие родственники. Все разглядывают каждую часть тела младенца, наблюдают за каждым его движением, каждым вздохом. И часто обращают внимание на то, что у новорожденного косят глаза. Проходит ли это, переживают родители? В большинстве случае - да! Поэтому не стоит сразу впадать в панику и бежать к врачам.

Дело в том, что для новорожденного это вполне нормально. Грудничок - еще крошечный, до конца не сформировавшийся организм. Многие органы и системы только начинают приспосабливаться к новым условиям окружающей среды. В том числе и зрение. Глаза - сложный анализатор. Работать в полную силу он начинает только к концу первого года жизни.

Сразу после рождения глаз малыша способен только различать наличие или отсутствие источника света. Именно так и проверяют зрение еще в роддоме, направляют луч на глазное яблоко, если грудничок зажмуривает глазки, то реакция правильная. В плохо различает предметы, видит их как в тумане. Взгляд получается сфокусировать только на крупных предметах. В 3-4 месяца малыш старается уловить взглядом более мелкие предметы и их движение. В этот период зрение каждого глаза развивается обособленно. Мышцы там еще достаточно слабые, и малышу трудно сфокусировать взгляд на предмете. Поэтому абсолютно нормально, когда глазки у ребенка косят. Когда проходит косоглазие у новорожденных? Обычно это происходит к 4-6 месяцам. До полугода не должно оставаться признаков физиологического косоглазия.

Сходящееся косоглазие

Косоглазие - это патология, при которой зрительные оси смещены. При сходящемся косоглазии эти оси расположены ближе к переносице. Это может касаться как одного глаза, так и обоих сразу. Они как бы собираются «в кучку». Глазное яблоко смещено от центра к переносице. Такая проблема встречается чаще всего, в 90% случаев, и чаще всего именно у новорожденных. Скорее всего, волноваться не стоит, если малыш косит лишь время от времени, а не постоянно.

Расходящееся косоглазие

Гораздо реже, только в 10% всех случаев, зрительные оси смещаются относительно центра не к носу, а в противоположную сторону, к вискам. Часто расходящееся косоглазие сопровождается еще и дальнозоркостью.

Лечение косоглазия

Когда проходит косоглазие у новорожденных? Обычно к 6 месяцам малыши от него избавляются. Но если ребенку уже полгода, а взгляд не нормализуется, в таких случаях важно не терять времени и начать лечение. Помочь малышу можно целым комплексом специальных мер:

  1. Создать правильные условия для нормальной зрительной функции. То есть обеспечить режим зрительной работы, следить за хорошим освещением игровой зоны, яркие игрушки не должны находиться близко к кроватке.
  2. Корректировать другие болезни, сопровождающие косоглазие. При дальнозоркости и близорукости применяют линзы или очки. Таким образом нагрузка на слабые мышцы глаза снижается, и недуг проходит.
  3. Временно закрыть здоровый глаз. Для этого используют специальную повязку или просто закапчивают одно стекло очков. Таким образом временно отключают мышцы здорового глаза, заставляя включаться в работу и тренироваться мышцы его "ленивого собрата".
  4. Аппаратное лечение. Это компьютерные методики, магнитная стимуляция, лазерная стимуляция, электростимуляции и другие.
  5. Оперативное хирургическое вмешательство. Это кардинальный метод, но он необходим, если все вышеуказанные консервативные методы не принесли улучшения.

Когда пройдет косоглазие у новорожденного? Этот вопрос волнует родителей. Проходит ли косоглазие у новорожденных быстро? У малыша физиологическая возрастная особенность пройдет к 6 месяцем. А если требуется лечение, то оно займет около 2-3 лет. Чем раньше обнаружили болезнь и начали лечение, тем быстрее она уйдет.

Профилактика косоглазия

Как и любой недуг, косоглазие лучше не допускать, чем лечить. Есть несложные приемы, которые помогут не допустить появления болезни:

  • не перегружать зрительные мышцы и нервы, игрушки не должны располагаться слишком близко к глазам;
  • не запускать появившиеся глазные заболевания, сразу их лечить;
  • внимательно относиться к плановому осмотру окулиста.

Косоглазие у детей. Причины

Как вылечить и когда проходит косоглазие, мы выяснили в этой статье, но почему одни дети страдают этим недугом, а другие нет? Почему появляется это заболевание? Причины, по которым оно может появиться у ребенка, разные:

  • перенесенные мамой во время беременности вирусные и хронические заболевания могут отразиться на здоровье малыша;
  • тяжелые роды;
  • различные инфекционные заболевания и воспалительные процессы у новорожденного;
  • внешнее повреждение и травма органов зрения;
  • наследственная предрасположенность;
  • явное нарушение гигиены глаз;
  • неправильный режим зрительной функции, когда игрушки все время в кроватке и коляске располагаются слишком близко к лицу младенца.

Эта патология относится к тому небольшому числу заболеваний, диагностировать которые можно практически всегда самим родителям, без участия врача. Нужно лишь внимательно следить за развитием зрительных функций. И когда пройдет косоглазие у новорожденного, заботливый родитель сразу заметит. Нужно лишь внимательно следить за малышом.

Косоглазие у новорожденных когда проходит? Комаровский отвечает

Олег Евгеньевич согласен в этом вопросе с другими врачами. Комаровский говорит, что для новорожденных вполне характерна такая физиологическая особенность. Более того, она является нормой. Когда проходит косоглазие у новорожденных? Проходит оно самостоятельно без какого бы то ни было лечения к 4-6 месяцам жизни. К этому времени мышцы глаз ребенка должны достаточно окрепнуть. Если этого не произошло, не теряя времени нужно обращаться к специалисту, считает он. Особенно внимательно нужно отнестись к этому родителям, если в семье были случаи подобных недугов. Главное, не упустить время. Ведь для малышей несвоевременное обращение к врачу может привести к тому, что (способность одновременно четко видеть картинку обоими глазами) так и не сформируется.

Видеть предметы объемными они не смогут. И исправить это в более зрелом возрасте уже не удастся. Но когда проходит косоглазие у новорожденных, родители могут совсем забыть о болезни. Скорее всего, она уже не появится.

Лежа на спине, поднимает руки вперед (с 2 месяцев) и вверх – выше плеч (в 2,5 месяца). Ладони чаще раскрыты, реже – сжаты в кулаки. В положении на животе произошли определенные изменения. Ягодицы плоские, а не приподняты кверху, как в возрасте 1 месяца. Ребенок опирается на предплечья (часть руки между кистью и локтевым суставом). Именно за счет опоры на предплечья к 3,5 месяца малыш может поднимать голову почти до угла в 90 градусов, держать ее прямо и пытаться смотреть перед собой, а пальцами делать попытки царапать поверхность перед собой (рис. 5).

Постепенно ребенок начинает поворачиваться со спины на бок. Если он не делает это самостоятельно, поиграйте и помогите ему. Показывайте малышу яркие предметы или звучащие игрушки немного в стороне, но в пределах края зрения ребенка. Ребенок повернет голову, а вслед за головой развернет сначала плечи, а затем и туловище. Некоторые дети могут перекатываться и с живота на спину.

Тест

    Тяните ребенка из положения лежа в положение сидя. Поместите свои большие пальцы поперек ладоней ребенка и захватите своими кистями его руки. При таком подтягивании в 2,5 месяца ребенок только немного запрокидывает голову назад (рис. 6).

В 3 месяца значительная часть детей держат голову несколько лучше, чем изображено на рисунке, а именно по оси тела. Переведенный в положение сидя, ребенок держит голову прямо несколько секунд, перед тем как она заваливается вперед. Спина еще круглая (рис. 7).

Находясь на руках у взрослого в вертикальном положении, ребенок достаточно хорошо держит голову и туловище.

Тест

    Если поставить ребенка ногами на твердую поверхность и поддерживать под мышки, то он может периодически по несколько секунд упираться в нее ногами. Но ноги пока что еще согнуты в коленных и тазобедренных суставах. Использовать это моторное умение ребенка в качестве физического упражнения не следует, потому что опорно‑двигательный аппарат еще не готов к стоянию и ходьбе.

Внимание! Если ребенок при этом тесте сильно упирается выпрямленными ногами, становится на носки, а при наклоне верхней части тела вперед делает повторные и быстрые шаговые движения, необходимо немедленно обращаться к детскому неврологу. Такое стояние и походка не являются признаками ускоренного развития ребенка. Наоборот, это признак отставания и поражения мозга. Ведь такое «стояние» и «хождение» являются нормальными только для первых недель жизни. Это так называемая автоматизированная походка новорожденного, доставшаяся нам еще от обезьян. Некоторые модные методики ускоренного развития детей злоупотребляют этим и другими «обезьяньими» рефлексами. Их авторы утверждают, что дети с рождения уже умеют ходить и ползать. Не обладая необходимыми научными знаниями, они не понимают, что эти рефлексы лишь внешне напоминают настоящие двигательные акты человека.

В этот период становятся разнообразными мелкие движения рук, можно даже говорить о сознательности многих движений.

К 2,5–3 месяцам малыш не только тянет руки в рот и сосет палец, но и потирает ими глаза, теребит свою одежду, перебирает пальцами край пеленки или одеяла, ковыряется в одежде. Ребенок часто рассматривает свои ручки. С 3,5 месяца сводит кисти вместе и играет своими пальчиками. Ближе к 4 месяцам прижимает ладошки одну к другой, а затем разводит их (рис. 8).

Тест‑игра

    При появлении в поле зрения ребенка яркой и тем более новой игрушки можно наблюдать движения обеих рук в направлении этой игрушки с попыткой ее потрогать и захватить. Так проявляется хватательная функция.

Тест‑игра‑упражнение

    Дайте возможность ребенку совершать как можно больше ощупывающих движений руками. Одновременно ребенок должен видеть предмет, который он ощупывает. Для этого вложите в руку ребенка предмет и привлеките его зрительное внимание к этому предмету. Форма, величина, фактура таких предметов должна быть разнообразной, но удобной для захватывания. Все время разговаривайте с ребенком, называйте свои действия. Ближе к 4 месяцам наряду с названием действий произносите и те звуки, которые слышали ранее от малыша: «абу», «агу», «бу‑бу», «а‑а‑а», «о‑о», «га‑га» и т. п. Это будет способствовать развитию речи малыша.

Продолжайте использовать специальное коромысло‑трапецию‑турничок с игрушками, прикрепляемое к кроватке или манежу. С возрастом меняется использование этих игрушек. От простого разглядывания (в 1 месяц) и касания (в 2 месяца) ребенок с 3 месяцев переходит к захвату игрушки. Расстояние до игрушки – вытянутые руки ребенка или ниже. Качающиеся игрушки хватать трудно: они отталкиваются от рук ребенка, – поэтому они начинают его раздражать. Игрушки должны быть хорошо зафиксированы и почти неподвижны. Если они подвижны, то должны быть хотя бы удобны для захвата, поэтому не надо подвешивать шары, гладкие округлые предметы и т. д. Лучше подвешивать кольца, колокольчики и т. д. Еще до того, как ребенок научится хорошо захватывать игрушку и тянуть ее в рот, надо позаботиться о безопасности малыша. Перекладина (коромысло) должна быть надежно прикреплена к кроватке или манежу, чтобы ребенок не стянул ее на себя вместе с игрушкой. Сама игрушка должна быть достаточно крупной и надежно фиксированной к коромыслу, чтобы ребенок не мог ее проглотить. В 3 месяца ребенок уже сознательно бьет ручками по висящим игрушкам. Если игрушки подвешены на разных уровнях, то ребенок сознательно бьет по нижним игрушкам, потом останавливается и наблюдает, как двигаются и издают звук игрушки, подвешенные вверху.

Полезно также приобрести специальный развивающий коврик с неровностями и пришитыми к нему предметами для их захвата и ощупывания ребенком, лежащим на животе.

Во время кормления малыш начинает придерживать своими руками бутылочку или грудь матери.

В возрасте 3–4 месяцев у здорового ребенка во время активного бодрствования иногда может наблюдаться беспокойство языка: его периодическое высовывание, движения вперед и назад.

Внимание! Если подобное беспокойство остается и при приеме пищи и тем более мешает еде или сопровождается другими отклонениями в развитии, необходимо обратиться к неврологу.

Психическое развитие

Зрение. Малыш самостоятельно фиксиpует взгляд сначала на находящихся вблизи неподвижных предметах, позднее рассматривает предметы в комнате. Несколько минут он может рассматривать один объект, переводит взгляд с одного предмета на другой.

Фиксирует взгляд на вашем лице, когда кто‑нибудь другой держит ребенка на руках в вертикальном положении напротив вас. Вспомните, что в 1–2 месяца ребенок мог фиксировать взгляд на вашем лице только в положении лежа. Четкая и устойчивая реакция «глаза в глаза» при кормлении грудью или общении со взрослым.

Следит взглядом за перемещениями и крупными движениями взрослых, попавших в ближнее поле зрения ребенка, смотрит вслед уходящему.

Тест

    Ребенок уверенно npослеживает глазами и поворотом головы за тем, как вы перемещаете игрушку по всем направлениям: не только горизонтально – вправо‑влево, но и вертикально – вверх‑вниз. Расстояние до яркой игрушки, за которой может следить взглядом, увеличивается до двух метров.

Сходящееся косоглазие проявляется все реже и реже – только при очень близком рассматривании предмета. При сходящемся косоглазии линии взгляда и зрачки расположены не параллельно, а смещены внутрь – к средней линии лица. То есть при этом ребенок «косит» к носу.

Внимание! Косоглазие только со стороны одного глаза (больной глаз может косить то внутрь, то наружу) или стойкое двухстороннее сходящееся косоглазие при взгляде вдаль является основанием для визита к окулисту.

К концу 3‑го месяца жизни появляется так называемый комплекс оживления – позитивная эмоциональная реакция ребенка в ответ на ласковое обращение к нему взрослого. Для того чтобы вызвать этот комплекс, надо наклониться над лежащим на спине бодрствующим ребенком так, чтобы он зафиксировал взгляд на вашем лице. Минуту‑другую ласково разговаривайте с ребенком и улыбайтесь. Вначале ребенок будет присматриваться и прислушиваться, а затем он улыбнется, задвигает ручками и ножками и даже, возможно, произнесет несколько коротких звуков.

Слух. Если мать или хорошо знакомый человек подходит сзади к ребенку, лежащему или находящемуся на руках, и заговаривает с ним, находясь вне поля его зрения, то малыш поворачивает глаза или голову в сторону говорящего и иногда находит его своим взглядом (рис. 9).

В этом возрасте ребенок часто отвечает улыбкой на разговор, начинает отличать по внешнему виду ухаживающего за ним взрослого, мать от других: улыбается ей больше, чем другому взрослому. Если к кроватке ребенка подходит мать и наклоняется над ним, он смотрит на нее внимательно и выжидающе. При ее разговоре с ребенком тот радостно улыбается, иногда гулит. Если подходит малознакомый взрослый, малыш смотрит на него спокойно, без улыбки. Если тот молчит, то ребенок переводит взгляд в сторону. Если мать уходит и сразу после матери к ребенку наклоняется «чужой», ребенок выражает недовольство, не сразу переводит взгляд на «чужого».

Некоторые дети уже по достижении 3 месяцев начинают различать интонации голоса и по‑разному на них реагировать. Если с ребенком говорят ласково, то он улыбается и оживляется. В случае упрека, раздраженного голоса появляется отрицательная реакция.

Предречевое развитие

Интонации и различия крика, описанные на этапах 1 и 2 месяцев, становятся ярче выраженными и лучше различаются не только матерью, но и другими близкими. Звуковое выражение эмоции недовольства созревает и становится более развитым – вместо крика чаще отмечается хныканье и плач. В отличие от крика, эти звуки прерывисты и в меньшей степени сопровождаются двигательным беспокойством.

Ребенок начинает смеяться и повизгивать в ответ на радостное общение взрослого с ним: заигрывание, щекотание шеи или груди и т. д. Во время комплекса оживления при заигрывании взрослого и во время комфортного бодрствования после еды характерны агуканье или гуление. При гулении продолжают преобладать гласные звуки, но все чаще в сочетании с нечетко произносимыми согласными: «б‑у», «в‑и», «а‑а‑бм‑бм», «бль», «у‑гу», «бу» и т. д.

Смотрите так же:

Razvitie_rebenka_v_3_mesjaca.txt · Последние изменения: 2012/11/14 10:05 (внешнее изменение)

Но он внимательно изучает все находящееся в этих пределах -угол кроватки, игру света и тени на стене, форму мобиля. Однако больше всего младенец предпочитает разглядывать человеческие лица. У вас на руках его внимание автоматически привлекает ваше лицо, в особенности глаза. Часто один лишь вид ваших глаз вызывает у него улыбку. Постепенно поле его зрения расширится и он сможет охватывать взглядом все ваше лицо, а не отдельные его черты, такие как глаза. Когда это произойдет, ребенок станет намного больше реагировать на выражения лица, затрагивающие рот, подбородок и щеки. Ему будет также нравиться смотреть на себя в зеркало. Купите небьющееся зеркало, специально предназначенное для закрепления внутри кроваток и манежей, чтобы ребенок мог развлекаться, когда вас нет рядом.

Скоро он сможет следить взглядом за предметом, движущимся по полному полукругу перед ним.

В первые недели младенцу не удается следить взглядом за движущимися предметами. Если быстро помахать у него перед лицом мячиком или игрушкой, он будет просто глядеть через них, а если вы покачаете головой, он выпустит из поля зрения ваши глаза. Но к двухмесячному возрасту его глаза смогут синхронно двигаться и фокусироваться. Скоро он будет следить взглядом за двигающимся по полному полукругу перед ним предметом. Увеличившаяся зрительная координация позволит ребенку также удерживать в фокусе объекты, движущиеся по направлению к нему и от него. К трехмесячному возрасту младенец будет достаточно контролировать движения рук, чтобы ударять по предметам, двигающимся над ним или перед ним. Еще довольно долго он будет промахиваться, но практика поможет ему развить координацию движения рук и зрения. Однако если к трехмесячному возрасту ваш ребенок не может следить обоими глазами одновременно за движущимся предметом, обратитесь к своему педиатру.
В это же время улучшится и способность видеть на расстоянии. Вы можете заметить, что в возрасте трех месяцев ребенок улыбается вам с середины комнаты или рассматривает игрушку в нескольких футах от него. К четырем месяцам вы станете застигать его выглядывающим в окно или наблюдающим за экраном довольно далеко стоящего телевизора. Все это указывает на нормальное развитие способности видеть на расстоянии.
Примерно с такой же скоростью у младенца развивается цветовое зрение. В месячном возрасте он довольно чувствителен к яркости или интенсивности цвета, поэтому предпочитает рассматривать четкие черно-белые или нарисованные контрастными цветами узоры. Из-за ограниченного цветового зрения маленькие дети не оценивают по достоинству успокаивающие пастельные оттенки, которые обычно используются для оформления детской. Где-то к четырехмесячному возрасту ребенок наконец начнет различать весь спектр цветов и множество их оттенков.

К двухмесячному возрасту координация глаз ребенка улучшается -они синхронно двигаются и фокусируются.

С развитием зрения ребенок, конечно же, будет хотеть посмотреть на что-нибудь более интересное. Примерно в месячном возрасте его любимыми рисунками выступают простые линейные изображения типа широких полос или больших клеточек. К трем месяцам его уже намного больше интересуют круговые узоры (концентрические окружности, спирали). Это одна из причин, почему младенца так сильно привлекают лица, изобилующие округлыми формами и кривыми.

Этапы развития зрения к концу рассматриваемого периода

  • Внимательно рассматривает человеческие лица.
  • Следит взглядом за движущимися объектами.
  • Узнает знакомые предметы и лица на расстоянии.
  • Начинает согласованно использовать руки и зрение.

Некоторые молодые родители считают, что организм малыша, только что появившегося на свет, представляет собой полную копию организма взрослого человека, только несколько уменьшенную. На самом деле это не так. Многим органам и системам предстоит проделать долгий путь развития и совершенствования. Среди них - орган зрения малыша.

Как устроен глаз новорожденного?

Около 80% информации о внешнем мире человек получает посредством органов зрения. В человеческом организме за зрение отвечает структура, которая называется зрительным анализатором. Глаз воспринимает изображение и переводит его в нервные импульсы, которые по зрительным нервам проводятся к коре головного мозга, где происходит их обработка и формирование образа. Взаимодействие этих составляющих частей зрительного анализатора и дает зрение.

Однако зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Анатомическое строение органов зрения, обеспечивающее зрительные функции, в процессе созревания организма претерпевает значительные изменения. Зрительная система еще несовершенна, и ей предстоит бурное развитие.

Во время роста малыша глазное яблоко изменяется весьма медленно, Наиболее сильное его развитие приходится на первый год жизни. Глазное яблоко новорожденного короче глаза взрослого человека на 6 мм (т.е. имеет укороченную переднезаднюю ось). Это обстоятельство - причина того, что глаз недавно родившегося ребенка обладает дальнозоркостью, то есть малыш плохо видит близкие предметы. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко, у новорожденного сформированы не полностью, Такая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т.е. совершенно нормальное для периода новорожденности .

Размер роговицы также увеличивается очень медленно. Роговица - передняя часть фиброзной оболочки глазного яблока, которая обусловливает форму глаза, выполняет защитную функцию и является преломляющей средой глаза, обеспечивающей зрение. У новорожденных она имеет относительно большую толщину, чем у взрослого человека, резко отграничена от белковой оболочки и выступает сильно вперед в виде валика, Отсутствие в роговице глаза кровеносных сосудов объясняет ее прозрачность. Однако у детей первой недели жизни роговица может быть не полностью прозрачной из-за временного отека - это нормальное явление, но если оно сохраняется после 7 дней жизни, то это должно настораживать.

Наблюдение
С первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами. Такой овал соответствует человеческому лицу.

Хрусталик - линза, которая способна сжиматься и расправляться, фокусируя наш взгляд на разные расстояния вблизь и вдаль. Хрусталик не имеет ни кровеносных сосудов, ни нервов, У детей и взрослых людей до 25-30 лет хрусталик эластичен и представляет собой прозрачную массу полужидкой консистенции, заключенную в капсулу. У новорожденных хрусталик имеет целый ряд характерных особенностей: он почти круглой формы, радиусы кривизны передней и задней его поверхностей почти одинаковы, С возрастом хрусталик плотнеет, вытягивается в длину и приобретает форму чечевичного зерна. Особенно сильно он растет в течение первого года жизни (диаметр хрусталика глаза ребенка в возрасте 0-7 дней составляет 6,0 мм, а в возрасте 1 года -7,1 мм).

Радужная оболочка имеет форму диска, в центре которого находится отверстие (зрачок). Функция радужной оболочки - участие в световой и темновой адаптации глаза. При ярком освещении зрачок суживается, при слабом - расширяется. Радужная оболочка окрашена и просвечивает через роговицу. Окраска радужки зависит от количества пигмента. Когда его много - глаза темно- или светло-карие, а когда мало - серые, зеленоватые или голубые. Радужная оболочка у новорожденных содержит мало пигмента (цвет глаз, как правило, голубой), выпуклая и имеет воронкообразную форму. С возрастом радужка становится толще, богаче пигментом и теряет свою первоначальную воронкообразную форму.

Сетчатка - самая сложная по устройству и выполняемым функциям оболочка. Она тонкой пленкой выстилает стенки полости глаза. Сетчатка состоит из различных видов клеток, главные из которых палочки, колбочки и нервные клетки. Палочки и колбочки под воздействием света образуют электрические импульсы, которые передаются в нервные клетки. Палочки отвечают за черно-белое или сумеречное зрение, а также помогают контролировать периферическое пространство относительно точки фиксации глаза. Колбочки определяют цветное зрение и из-за того, что их максимальное количество находится в центральном отделе сетчатки (желтом пятне), куда приходят лучи, сфокусированные всеми линзами глаза, они играют исключительную роль в восприятии объектов, расположенных в точке фиксации взгляда.

От палочек и колбочек отходят нервные волокна, образующие зрительный нерв, выходящий из глазного яблока и направляющийся в головной мозг. Сетчатка новорожденных обнаруживает признаки неполного развития. Об особенностях и развитии цветного зрения у малышей будет сказано далее.

Специфика зрения новорожденного - мигательный рефлекс. Суть его заключается в том, что сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаз - малыш не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света он реагирует. Это объясняется тем, что при рождении зрительный анализатор ребенка находится еще в самом начале своего развития. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. То есть малыш способен воспринимать только сам свет без восприятия структуры изображения.

Анатомия глаза
Орган зрения представлен глазным яблоком и вспомогательным аппаратом. Глазное яблоко включает в себя несколько составляющих: светопреломляющий аппарат, представленный системой линз: роговицей, хрусталиком и стекловидным телом; аккомодационный аппарат (радужная оболочка, цилиарная область и ресничный поясок), обеспечивающий изменение формы и преломляющей силы хрусталика, фокусировку изображения на сетчатке, приспособление глаза к интенсивности освещения; и световоспринимающий аппарат, представленный сетчаткой. К вспомогательному аппарату относятся веки, слезный аппарат и глазодвигательные мышцы.

Развитие зрения малыша

Внутриутробное зрение ребенка исследовано очень мало, однако известно, что даже рожденный на реагирует на яркий свет. Малыш, родившийся на , закрывает глаза на свет, а родившийся в срок (на ) поворачивает глаза, а чуть позже и головку к источнику света и движущимся предметам.

Наблюдение
Одним из наиболее важных достижений первых двух-трех месяцев будет постепенное развитие способности плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.

Процесс совершенствования зрения начинается сразу после рождения. В течение первого года активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения (они расположены в затылочной части), получающие информацию об окружающем мире. "Оттачивается" содружественное (одновременное) движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется "библиотека" зрительных образов. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. Младенцы, которым несколько дней от роду, видят вместо лиц неясные силуэты и размытые контуры с пятнами на месте глаз и рта. В дальнейшем острота зрения растет, увеличиваясь в сотни раз, и к концу первого года жизни составляет 1/3-V2 от взрослой нормы. Максимально быстрое развитие зрительной системы происходит в первые месяцы жизни малыша, При этом сам акт зрения стимулирует ее развитие. Только глаз, на сетчатку которого постоянно проецируется окружающий мир, способен развиваться нормально.

Первая-вторая недели жизни. Новорожденные практически не реагируют на зрительные стимулы: под влиянием яркого света у них сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают. Однако было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами. Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого "лица", а если при этом с ним разговаривают, он моргает. Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, похожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его. На это ему потребуется еще много времени. На первой-второй неделе жизни зрение малыша пока еще слабо связано с сознанием. Известно, что острота зрения у новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0 - т.е. 100%) еще даже не образовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важное - это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь. Поле зрения малыша является резко суженым, поэтому человек, стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Вторая-пятая недели жизни. Младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике. Приблизительно на пятой неделе жизни появляются координированные движения глаз в горизонтальном направлении. Однако эти движения еще не совершенны - опускание и подымание глаз начинается позже. Малыш способен только на короткое время фиксировать взглядом медленно движущийся предмет и следить за его перемещением. Поле зрения ребенка в возрасте около месяца все еще является резко суженным, малыш реагирует только на те объекты, которые находятся от него на близком расстоянии и в пределах всего 20-30°. Кроме того, острота зрения остается еще очень слабой.

Световой режим и выбор игрушек

Основное условие развития глаз - солнечный свет. А поскольку при рождении зрение ребенка намного слабее зрения взрослого человека, то и потребность в свете у него больше.

При организации детской комнаты необходимо помнить, что световой спектр искусственного освещения, как правило, бывает желтого или синего свечения. Желтый свет мягче и спокойнее для восприятия (именно его лучше использовать для основного освещения комнаты), а синий создает более яркое и насыщенное дневное освещение (такой свет больше подходит для зоны игр или рабочего стола). В качестве основных тонов для оформления детской комнаты должны быть выбраны нежные, природные оттенки: бежевый, золотисто-желтый, нежно-зеленый, нежно-голубой, нежно-розовый, абрикосовый, сиреневый. Пастельные тона успокаивают малютку и не раздражают глазки. Однако психологи не советуют в качестве I основного тона для поверхностей стен, пола, потолка выбирать белый. Это негативно влияет на психику детей. Чтобы привнести в детскую радость и тепло, можно сделать яркими элементы декора, некоторую мебель. Это важно и для развития малыша. Можно повесить над кроваткой яркие игрушки, светильник, покрасить дверь или оконную раму, развесить на стенах картинки в рамочках или панно, а на кресло или кровать положить яркие подушки, прикрепить на занавески разноцветных бабочек.

Значительную роль при обустройстве детской комнаты играет освещение. Правильное освещение очень важно для развития зрения и здоровья глаз ребенка. Хорошо, если основное количество света попадает в детскую через окно. В детской комнате должно быть комбинированное освещение (дневной и электрический свет). Искусственных светильников должно быть как минимум три: основной - потолочная люстра; кроме нее - настенное бра, торшер или настольная лампа и ночник. Хотя настенный светильник может одновременно исполнять роль ночника.

Когда ребенок бодрствует, ему необходим естественный солнечный свет; если его недостаточно, можно добавить электрическое освещение. Спит ребенок лучше не в полной темноте, а при сумеречном свете (возможно, это связано с освещенностью, имевшей место, пока малыш находился в утробе мамы), который можно создать с помощью ночника, имеющий регулятор интенсивности света. Нежелательно резко включать и выключать свет в детской. Это вредит зрению малыша и просто пугает его. Достаточное освещение особенно важно в комнатах с не очень большими окнами и в пасмурную погоду. Рекомендуется освещать комнату лампами накаливания. Источники света, которые устроены по другому принципу (люминесцентные лампы), могут моргать с частотой электрической сети, что не очень благоприятно для глаз ребенка.

Распространенные заблуждения о зрении новорожденного
Бытует мнение, что новорожденный видит все вверх ногами. Однако современные данные это не подтверждают. Ошибочное мнение основывается на том, что глаз человека - инвертивный, т.е. светочувствительные клетки глаза - палочки и колбочки - направлены не навстречу световым лучам, а в обратную сторону. Изображение на сетчатке перевернуто (верх меняется на низ, левая сторона - на правую), и таким оно якобы может осознаваться новорожденным. Опыты, основанные на кратковременном слежении, опровергают это. Установлено, что кора головного мозга, анализирующая изображение, "приспособилась" переворачивать картинку. К суевериям относятся и мнения о том, что малыша нельзя держать перед зеркалом. Небьющееся зеркало, прикрепленное к боковой стенке кроватки или к подвеске, станет для него неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в зеркало, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук, ловит взгляд собственного отражения и улыбается ему.

Очень важны прогулки на открытом воздухе. Во время прогулки, особенно в парке, малыш будет пристально рассматривать движение листьев. Ему нравится наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра.

Развитие зрительной системы возможно только при постоянном присутствии адекватных раздражителей из внешней среды, т.е. ярких и цветных предметов. Цветные игрушки способствуют нормальному развитию цветоощущения и остроты зрения вашего малыша. Острота зрения - функция, тесно связанная с ощущением цвета. За обе эти функции отвечают одни и те же клетки глаза -колбочки. Цветовое зрение развивается вместе с остротой зрения, и поэтому желательно, чтобы ребенка окружали яркие цветные объекты. Колбочки, которые отвечают за восприятие красного цвета, в самом большом количестве представлены в центре сетчатки, а вот "синих" колбочек там почти нет. Именно центр сетчатки, развиваясь, обладает самой большой разрешающей способностью (зоркостью). У новорожденного малыша этот центр находится в неразвитом состоянии. Поэтому глаз нуждается в большей степени в красных, желтых, зеленых цветах и их оттенках.

Наблюдение
Поле зрения, малыша является резко суженым, поэтому человек, стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Подбирать игрушки для малыша нужно исходя из его умений на определенном этапе жизни. Так, для новорожденного самой "любимой" игрушкой будете вы сами: ничто ему не нужно сейчас так, как общение с родителями. Даже играть игрушками поможете ему только вы.

Уже на первом месяце жизни нужно начать знакомство ребенка с красками окружающего мира, используя разноцветные пеленки или привязывая к решетке кроватки пестрые лоскутки или цветные ленточки. Можно повесить перед малышом гирлянду. Ее элементы должны быть расположены исходя из особенностей зрения ребенка. Они должны быть не очень мелкими. В центре лучше поместить красный элемент, затем оранжевый (или желтый), зеленый и по краям - синий, Погремушку-гирлянду лучше вешать над кроваткой так, чтобы основные элементы ее располагались над животиком малыша примерно в 30 см.

Родителям следует помнить, что при наличии в поле зрения ребенка пестрых, привлекательных, движущихся предметов, а также людей, совершающих разнообразные действия, зрительная функция у малыша будет развиваться быстрее.

Итак, орган зрения новорожденного имеет особенности, знание которых дает возможность выявить существующие отклонения, а своевременное обращение к офтальмологу позволит не только диагностировать заболевание, но и предупредить его развитие.

Наталья Фирсова,
Аспирант Института биологии развития
им. Н.К. Кольцова РАН

Комментировать статью "Глазами младенца..."

Косоглазие – это такое положение глаз, при котором зрительные оси не сходятся на рассматриваемом предмете. Внешне это проявляется тем, что глаз отклоняется в ту или иную сторону (вправо или влево, реже вверх или вниз, встречаются и различные сочетанные варианты). Если глаз приведен к носу, косоглазие называют сходящимся (встречается чаще), а если к виску – расходящимся. Косить может один глаз или оба. Чаще всего родители обращаются к детскому офтальмологу, заметив, что глаза ребенка...

Пятилетний Саша, сын читательницы Psychologies Ольги Журавской, ходит в подготовительный класс американской школы. Через месяц после начала занятий Ольга получила памятку от учительницы, написанную от лица ребенка. Она удивилась, перевела и прислала нам. Мы думаем, что здесь сформулированы главные принципы воспитания, пусть и таким неожиданным образом. А вам есть что добавить? *** Тема перенесена из конференции "Детская психология"

Нормы сна имеют большое значение в полноценном развитии детей. Эта статья ознакомит вас с рекомендуемыми нормами сна для детей в разные возрастные периоды. Каждое живое существо должно спать. Это является основой раннего развития мозга. Циркадные ритмы, или циклы сон-бодрствование, регулируются светом и тьмой, и эти ритмы требуют времени для формирования, в результате чего режим сна новорожденных становится нерегулярным. Ритмы начинают развиваться примерно в шесть недель, и от трех до шести...

Вопрос, которым задаются очень многие родители. Однако, ответить на этот вопрос однозначно невозможно, поскольку ответ на 90 % зависит от генетической предрасположенности и на 10% от случая. Тут ясно только одно - кроха будет рождён с мутновато-серо-голубыми или темно-карими глаза. Какого цвета будут глаза у моего ребёнка? Практически всегда глаза новорожденных имеют именно голубой цвет, который впоследствии, начиная месяцев с 6, начинает меняться и темнеет по мере воздействия на него...

Очень интересный конкурс нашла - «Интернет глазами детей» для продвинутых детишек! Там они тааакиииее милые на видео! там тааакие призы! и xbox и полароид и планшет. Мы даже уже с малышом уже сняли видео почти с перого дубля =)) хахах

Увидев этот конкурс, я сразу подумала о Маше Трауб =)Ее книги о детях, семье, отношениях и все это так знакомо =))) К тому же написано с юмором =) Совершенно случайно наткнулась на этого автора и... залпом прочитала практически все, что ею написано. С тех пор совету всем мамам (да и не только мамам:)) почитать книги Маши Трауб =) Маша Трауб пишет о прошлом и настоящем. О будущем, как правило, остаётся задумываться читателю. Пишет о людях и судьбах, в основном, небольшие семейные саги. В...

У многих детей в первые недели или месяцы жизни начинают слезиться глаза, в них появляется гной, ресницы слипаются. Это состояние – воспаление слезного мешка (дакриоцистит), обычно оно проходит за несколько недель. Воспаление слезного мешка возникает из-за того, что канал, соединяющий глаз и нос (носослезный канал), не открывается у ребенка сразу после рождения, слеза застаивается в глазу, и в ней развиваются микробы. За несколько недель носослезный канал, чаще всего, открывается без...

В обществе есть две устоявшиеся точки зрения о косоглазии: первая подразумевает, что оно не лечится вообще, а вторая – что проходит само собой без участия врача. И то, и другое мнение в корне неверно чем раньше родители обратятся к специалисту, тем быстрее и успешнее пройдет излечение малыша от этого недуга. Косоглазие у новорожденного ребенка – это не только косметический дефект. Оно влияет на психическое и умственное развитие.

Когда проходит косоглазие у новорожденных детей? Что делать, и к какому врачу обращаться, если глазки у ребенка стали косить? Можно ли излечить заболевание полностью?

Почему у малышей косят глазки?

Косоглазие, или страбизм – нарушение работы глазных мышц, при котором ребенок неспособен сфокусировать взгляд на предмете двумя глазками. В норме оба глаза, левый и правый, движутся симметрично. При косоглазии центральная ось смещена, зрачки смотрят в разные стороны. При этом головной мозг не в состоянии объединить увиденные разными глазами изображения в одно.

У новорожденных детей страбизм встречается часто - им страдают 2 ребенка из 100. Выявить патологию самостоятельно сможет каждый родитель - косоглазие заметно невооруженным глазом. Некоторые дети, страдающие этим недугом, уже рождаются с одним или двумя раскосыми глазами.

Косоглазие у новорожденных может формироваться еще в утробе матери или при рождении и возникает по следующим причинам:

  • последствия тяжелых родов;
  • инфекционные заболевания матери во время беременности;
  • употребление матерью некоторых медикаментов или наркотиков;
  • генетические болезни, например, синдром Дауна;
  • наследственная предрасположенность;
  • врожденные пороки строения глаза;
  • рождение ребенка раньше срока;
  • гидроцефалия.

Существует ряд неблагоприятных факторов, из-за которых косоглазие возникает в первые дни жизни малыша

В процессе жизни косоглазие формируется по следующим причинам:

  • нарушения зрения, дальнозоркость и близорукость - ребенок пытается сфокусировать взгляд на предмете и очень сильно напрягает глаза;
  • болезни и аномалии мышц глаза;
  • воспаления зрительных структур;
  • последствия инфекционного заболевания (корь, скарлатина, грипп);
  • повреждения глаз, черепно-мозговые травмы;
  • стрессы и сильные психоэмоциональные состояния;
  • сильные зрительные нагрузки;
  • патологии нервной системы.

Виды и симптомы косоглазия

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:

По времени возникновения страбизм делится на врожденный (встречается нечасто) и приобретенный (формируется к 1-3 году жизни ребенка). Также косоглазие бывает:

  • постоянным - это самый частый вид, он диагностируется в 75-80% случаев;
  • периодическим - возникает в определенных ситуациях, например, при болезни или стрессе.

Периодическое косоглазие со временем иногда переходит в постоянную форму. Если у ребенка косит один глаз - это монолатеральное косоглазие, если косят оба – альтернирующее.

Зрачки могут расходиться в разных направлениях:

  • сходящиеся к носу – эзотропия;
  • расходящиеся к вискам – экзотропия;
  • вертикальное отклонение – вверх или вниз;
  • смешанный тип.

Кроме того, патология бывает истинной и мнимой. Новорожденный малыш еще просто не способен сфокусировать взгляд, при этом он воспринимает зрительную картинку целиком - это мнимый страбизм. При истинном косоглазии картинка двоится или искажается.

Симптомы, присущие косоглазию:

  • ребенок наклоняет голову и прищуривается при разглядывании или попытке сфокусировать взгляд на предмете;
  • малыш не воспринимает глубину пространства, при ходьбе может на что-либо натыкаться;
  • нечеткое, расплывчатое изображение, раздвоение предметов;
  • боли в голове и глазах;
  • головокружение;
  • ребенок не может смотреть на свет.

При косоглазии малыш часто прищуривается и ему тяжело смотреть на яркий свет

Некоторые из этих признаков присутствуют постоянно. Другие появляются при сильных стрессовых ситуациях, усталости или болезни.

Диагностика патологии

Как правило, с постановкой диагноза не возникает проблем, поскольку дефект достаточно заметен. Страбизм диагностируется на основе визуальной оценки офтальмологом, который выявит, почему у малыша один или оба глаза косые:

  • Уже при первом посещении, в 3 месяца, врач при офтальмоскопии сможет определить нарушение зрения и измерит угол отклонения изображения на зрачке.
  • Скиаскопия поможет выяснить, как глаз преломляет световые лучи, и есть ли функциональные нарушения. К 6 месяцам признаки страбизма должны исчезнуть.
  • Проба с прикрыванием глаз позволяет выявить скрытое косоглазие. Она проводится в возрасте 1 года. Один глаз закрывают, а другим просят малыша следить за предметом. Отклонение в сторону сигнализирует о наличии страбизма.
  • В 3 года для диагностики используется специальный цветовой тест. Он поможет установить, есть ли нарушения бинокулярного зрения.
  • Обследование специальным аппаратом – синоптофором. Путем воздействия на глазки малыша измеряется угол отклонения зрачка от здорового положения.

Офтальмолог диагностирует косоглазие при визуальном осмотре грудничка

Коррекция косоглазия

Лечение зависит от причины косоглазия и степени поражения зрительного органа. При необходимости к терапии подключат детского невролога. Если патология серьезная, ее будут лечить в больнице. В иных случаях предусмотрено амбулаторное и домашнее лечение.

Лечение косоглазия нужно начинать незамедлительно, поскольку при развитии болезни значительно страдает зрение. Какие именно средства терапии подойдут конкретному ребенку, решает только врач.

Методы лечения, которые используются для коррекции страбизма:

  • Окклюдер - это специальная заслонка, которая надевается на здоровый глаз (при одностороннем косоглазии) или на оба по очереди (при двустороннем). При усилении нагрузки больной орган начинает лучше видеть.
  • Ношение специальных очков - когда причина заключается в нарушении зрения (дальнозоркости, близорукости или астигматизме), ношение очков полностью устраняет этот дефект.
  • Специальные глазные капли. Они временно ухудшают зрительную функцию здорового глаза, заставляя больной глаз усиленно работать.
  • Амблиокор - аппарат, который помогает нейронам головного мозга правильно интерпретировать картинку, устраняет синдром «ленивого глаза».
  • Синоптофор - тренирует глаза и восстанавливает бинокулярное зрение.

При косоглазии эффективны упражнения для глаз на синоптофоре
  • Амблиопанорама - устройство, которое улучшает остроту зрения.
  • Упражнения для глаз. Они устраняют косоглазие на начальной стадии при небольшом поражении зрительного органа и укрепляют мышцы глаза.
  • Хирургическое вмешательство. Проводится детям старше 3 лет и показано в тех случаях, когда описанное выше консервативное лечение не приносит результата. Для малышей используется безопасный мягкий наркоз. Хирург скорректирует глазные мышцы таким образом, чтобы они стали нормально работать.

Прогноз благоприятен при своевременно начатом лечении и выполнении всех предписаний специалиста - дети перестают косить как одним, так и обоими глазами. Зрительную функцию в большинстве случаев удается восстановить, главное – не запускать заболевание.

Когда у грудничков проходит косоглазие?

Зрительная система грудничка после рождения и до 3-4 лет нестабильна, поскольку находится на стадии формирования. Спровоцировать ее патологии могут обычные на первый взгляд вещи, например, просмотр телевизора, игры в мобильном телефоне или слишком низко подвешенная в колыбели игрушка. Именно поэтому в таком возрасте профилактике косоглазия нужно уделять особое внимание.

Все малыши до 2-3 месяцев еще не могут сфокусировать взгляд на предмете, поэтому небольшое отклонение в этом возрасте нестрашно и является вариантом нормы. К 3-6 месяцам такое явление проходит.

Однако ждать, когда пройдет косоглазие у новорожденного, не стоит - лучше перестраховаться и обратиться к специалисту за консультацией.

Истинное косоглазие развивается в 2-3 года, когда налаживается совместная работа глаз. Его можно диагностировать по неправильному наклону головы ребенка и его блуждающему взгляду. Однако в некоторых случаях сходящееся к переносице косоглазие может проходить самостоятельно, даже если оно появилось у детей старше 2 лет.

Профилактика

Для того чтобы у новорожденного и ребенка старшего возраста не возникло косоглазие, нужно:

  • во время беременности регулярно посещать женскую консультацию и проходить все необходимые исследования;
  • матери не следует принимать лекарственные средства, не предназначенные для беременных женщин, а уж тем более пить алкоголь или употреблять наркотики;
  • для правильного и своевременного диагностирования нужно регулярно водить малыша к детскому офтальмологу;
  • над детской кроваткой нельзя вешать яркие игрушки - малыш будет концентрировать взгляд на одной точке;
  • погремушки нужно располагать на расстоянии вытянутой руки ребенка;
  • начинать просмотр телевизионных программ нужно не раньше чем в 3 года, а играть и заниматься на компьютере – не раньше 8 лет;
  • следует уделять внимание осанке ребенка, приучать его сидеть правильно, с прямой спиной;
  • в семье нужно создать благоприятный психологический климат - избегать ссор и конфликтов, не подвергать малыша стрессам.